Тренинг по сказкотерапии. Под редакцией Т

Серия "Ребенок и взрослый XXI века"

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева

путь к волшебству

(теория и практика сказкотерапии)

Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов

Санкт-Петербург 1998

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.

Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.

СПб.: "Златоуст", 1998. - 352 с.

Рецензент: к.мед.н.,доцент И.В.Добряков (факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, Медицинская академия постдипломного образования)

Художник: Р.И. Шустров

Редактор: Г.А.Седова

Оригинал-макет: Д.Н. Дойников, А.Д. Ефимов

Цель этой книги - в увлекательной форме познакомить родителей (настоящих и будущих), педагогов, воспитателей, психологов и других специалистов с новейшей системой творческого развития, обучения, коррекции и адаптации личности. Она поможет узнать о "сказочных" приемах общения с ребенком, подростком, самим собой; расскажет о сочинении, переписывании и дописывании сказок, об изготовлении специальных кукол для домашнего театра, о различных формах постановки спектаклей, о совместной игре в песочнице и технологии песочной терапии, о медитациях на сказку и других интереснейших вещах. На материале книги специалисты смогут составить собственные курсы сказкотерапии для детей, подростков и взрослых. Несомненно, книга станет настольной для широкого круга читателей.

Перепечатка всей книги, а также отдельных частей запрещена. Всякое коммерческое использование данного издания возможно лишь с ведома авторов.

© Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., текст, 1998.

© Шустров Р.И., иллюстрации, обложка, 1998.

Благодарю моих коллег и соратников

Дмитрия Фролова, Елену Романову, Галину Николаеву,

Юрия Тележко, Дарью Протасову, Елену Алешину,

Владимира Элькина, Татьяну Грабенко

за идеи и участие.

Огромное спасибо двум ирландским аналитикам, очаровательным женщинам, посвятившим автора в таинство песочной терапии - Джун Куин Бержер и Бриде Эллиот.

Введение......................................................11

Глава 1. Истоки волшебства

Достоинства сказок.............. .......................15

Как строится сказочный сюжет..............23

Многообразие сказочных форм................34

Направления сказкотерапии,

формы работы со сказками.................47

Глава 2. Элементы практической сказкотерапии

Создание сказочной среды. Введение

ребенка в Сказочную страну.............123

Сценарии занятий.

Два первых путешествия...................134

Методы регистрации...............................151

Глава 3. Новые разработки

Постановка сказок на песке...................159

Систематизация наблюдений

и дальнейшие "шаги" ........................179

Заключение..............................................185

Список литературы..................................189

Приложения

Святая вода...............................................191

Сказкотерапевтические театрализованные

игры (сценарии).................................237

Пусть сказка былью станет....................282

Игровая сказкотерапия для "особых"

детей (в помощь дефектологам и

родителям)...........................................293

Дидактические игры, направленные на

коррекцию эмоциональной сферы

"особых" детей....................................299

Сценарий занятия "Путешествие

в мир сказок"......................................337

Сказочные сюжеты: тайный смысл и

философское значение........................342

Сказки... Волшебство... Вы прочитали сейчас эти слова. Попробуйте на минуту закрыть глаза и прислушаться, как откликнулась на них Ваша душа? Может быть, Вам стало теплее, или вспомнились приятные минуты детства, перед глазами встал самый счастливый миг жизни, появилось удивительное ощущение надежды...

Часто слово "сказка" оживляет приятные воспоминания. Что же такое сказки? Кто-то скажет, что сказка - это зашифрованный в форме метафоры жизненный опыт многих предшествующих поколений. Другие определят сказку как проекцию нашей бессознательной жизни. Романтически настроенные назовут сказку мечтою о прекрасном... Наверное, в каждом из нас живет вера в чудо. И, быть может, именно она дает многим людям силы жить и творить.

Сказочные истории складываются в разных культурах, имеют свои оттенки и отличительные черты, но обладают общим свойством - ореолом особой ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТИ для нашей души, для нашего бессознательного.

Мой дорогой читатель, нам предстоит увлекательное путешествие по страницам этой книги, и в начале пути я хочу подарить Вам одну из историй Сказочной страны.

«Давным-давно это было. Жил на свете один удивительный человек. Был он красив и добр. Сломаю сказать, сколько ему было лет. У него так задорно блестели глаза, что многие думали: "Он очень молод". Но глядя на его длинную седую бороду и волосы, другие говорили: "Он стар и мудр". Этот человек умел делать то, что не умели другие. Он разговаривал с деревьями и цветами, животными и рыбами, подземными водами и корешками. Он мог вылечить заболевшее растение, животное и даже человека. Он знал, когда пойдет дождь или снег, дружил с ветром и солнцем. Многие приходили к нему за советом.

Люди называли его Волшебником. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все.

Менялись поколения, а Волшебник все жил среди людей, и они чувствовали, что находятся под его защитой.

Как-то раз Волшебник сказал людям:

Я долго жил среди вас. Чувствую, что пришло время мне отправляться в путь.

Зачем же ты оставляешь нас? - грустно сказали люди. - Нам будет нелегко без твоей защиты и доброго совета. Передай нам хотя бы частичку своей мудрости, - попросили они.

Посмотрите вокруг, - сказал Волшебник, - вы живете в прекрасном месте. Каждый день вы можете встречать и провожать солнце, слушать, как шумят деревья и плещется вода, потрескивают поленья в костре и дышит земля.

Давайте на минуту замрем и прислушаемся. Чувствуете, все, что нас окружает, живет в своем ритме. И свой ритм у каждого из нас.

Люди замерли, закрыли глаза и услышали, КАК дышит земля - ровно и спокойно, КАК плещутся о берег волны - то быстро, то не торопясь. И вдруг людей охватило чувство, что с ними происходит что-то новое и необыкновенное:

Удивительное и волшебное растет внутри нас", - воскликнули они.

Похоже, вы открыли самый главный мой секрет, - улыбнулся Волшебник. - Ведь волшебство - это умение слышать и чувствовать ритм природы, всего, что нас окружает, и жить в соответствии с ним, совершая удивительные преобразования вокруг, созидая окружающий мир. Надо только услышать свой и попасть в природный ритм, пожелать сердцем - и начнется волшебство.

Да ведь это непросто! - воскликнули люди. - Только мы ощутили что-то новое, как это чувство исчезло. Расскажи, как ты научился волшебству, - попросили они.

Постигая это искусство, я записывал то, что чувствовал, события, которые происходили со мной и вокруг меня. Эти рассказы я назвал сказками. Оставляю их вам. Вы увидите, что не во всех аозках есть мое имя, а истории получились очень разные. Одни - о жизни, другие о том, как люди ищут согласие между собой, третьи - о волшебстве этого мира.

На свете живут разные люди. Есть добрые и честные, а есть такие, что держат пока свое сердце закрытым для добра

и волшебства. Сказки будут понятны человеку открытому и ищущему, от недоброго - они сохранят Тайну.

Пройдет немного времени, и вы сложите свои сказки о неповторимом и удивительном пути к Волшебству.

И отправился Волшебник в путь. А люди остались. Они хорошо запомнили слова Волшебника. Жили, наполняя их собственным смыслом. Передавали своим детям, складывая удивительные сказочные истории».

Может быть, так, а может быть, иначе появились первые сказки. С тех пор прошло много времени, но интерес человека к сказкам и волшебству не угас. Мечты наших предков о «Летучем корабле», «Ковре-самолете» стали реальностью с появлением самолетов и космических кораблей. Современному человеку больше не нужно катать волшебное яблочко по блюдечку, чтобы узнать о новостях, - достаточно включить телевизор. В качестве молодильных яблок нынче выступают витаминные комплексы ведущих фармацевтических фирм. Маги и колдуны обосновались в парапсихологических салонах или заняты в шоу-бизнесе.

Несмотря на технический прогресс, который «делает сказку былью», дети, подростки, взрослые тянутся к волшебству. Это неудивительно, ведь сказки будят воображение, приоткрывают дверь в непознанное, украшают нашу жизнь, объединяют людей, служат лекарством от старости. Родители говорят, что сказки сближают их с детьми, сокращая расстояние между их внутренними мирами.

В этой книге представлен восьмилетний опыт психологической работы со сказками, на основании которого сложилась новая психолого-педагогическая технология, названная комплексной сказкотерапией. Вы увидите, что форма многих описываемых приемов работы взята из наблюдений за игрой детей и взрослых: игра в песок, в куклы, фантазирование, переодевание и многое другое.

Может показаться, что сказкотерапия ориентирована только на детей. Но это не так. Взрослые, серьезные и не очень, с большим интересом тянутся к сказочным историям и притчам. А сколько удовольствия они получают, когда

10 _______________________________________От автора

позволяют себе сочинять сказки, перевоплощаться в разных сказочных персонажей и ставить спектакли!

В 1997 году создан Санкт-Петербургский институт сказкотерапии, который открывает свои двери для детей, взрослых и специалистов, профессионально использующих форму метафоры, а также организует курсы повьппения квалификации педагогов, психологов и дефектологов.

Интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптативных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция - вот основные возможности сказкотерапии. А как это делается, Вы узнаете из этой книги.

Уверена, что книга будет полезной не только специалистам: психологам, педагогам, воспитателям, дефектологам, но и Вам, милые, добрые, заботливые родители, бабушки и дедушки. Ведь наши подрастающие малыши всех нас "делают" психологами... Верю, что процесс общения с детьми, подростками и друг с другом значительно обогатится и, главное, принесет в жизнь волшебные минуты и часы.

Введение

Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Процесс познания Мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством, - часто бывает самой короткой дорожкой, по которой молено подойти к внутреннему миру ребенка, помочь ему понять «законы» окружающей действительности.

Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.

Многие психологи, педагоги, дефектолога, воспитатели и родители применяют магическое воздействие сказки в своей работе и процессе воспитания. Однако еще не все возможности и достоинства сказок используются специалистами в полной

Введение

мере. В форме сказки, метафоры могут быть синтезированы современные многочисленные психологические технологии, так необходимые педагогам, воспитателям, дефектологам, и, конечно же, родителям. С ними дети проводят значительную часть времени. Именно они на современном этапе становятся основными потребителями психологических технологий. Однако психологические подходы многочисленны, сложно сформулированы, и это делает их недостаточно доступными для потенциальных пользователей. Поэтому основной задачей сказкотерапии стало синтезирование наиболее эффективных психологических технологий в рамках сказочной формы; объединение и адаптация множества психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст. В этом заключается актуальность и новизна комплексной сказкотерапии. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптативных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.

Вы, наверное, замечали, что стоит только обычный предмет назвать «волшебным», как он приобретает для нашего восприятия (неважно, детского или взрослого) другое значение. Бессознательно мы начинаем относиться к нему, если не с восторгом, то с уважением. Многие педагоги рассказывали, что стоит только ручку или карандаш назвать «волшебными», рассказать о них маленькую сказочную историю, как у ребенка появляется интерес в глазах и желание воспользоваться этим предметом. Часто для того, чтобы ребенок выпил лекарстю, врачи и родители называют его «волшебным» и «выздоровительным».

По-видимому, само слово «волшебный», «магический» обладает особой, положительно мотивирующей семантикой. «Веди обычную жизнь необычным способом» - советует древняя мудрость. Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя свое воображение, мы действительно начинаем совершать обычные действия необычным способом. А это значит, мы начинаем ТВОРИТЬ, становимся самыми настоящими Волшебниками!

Всем известно, что Волшебники могут значительно больше, нежели обычные люди. Однако бытует мнение, что

Введение

Волшебники живут только в сказках. Но разве это именно так? Бывали ли у Вас, дорогой читатель, ситуации, когда Вам вдруг неожиданно удавалось дело, каким-то особым образом складывались обстоятельства, приходила помощь в тот момент, когда она была особенно нужна, но Вы даже не могли на нее рассчитывать? Про такие ситуации люди говорят: «Прямо как в сказке!» Но ведь это случилось в реальности... И как же нам быть с популярным выражением: «Чудес не бывает» ?..

Конечно, чудеса бывают, но не всегда. Однако вера в них живет внутри нашей души, как ее потенциальная способность. Поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие.

Собственно, этот аспект стал осноюполагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия - это и ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.

Создавая сказочную атмосферу, наполняя ее разнообразными «волшебными» психологическими приемами, которые будут описаны в этой книге, присоединяя к этому собственный профессиональный и жизненный опыт, Вы, дорогой читатель, собственно, и будете заниматься сказкотерапией.

Принципы сказкотерапевтической психодиагностики, коррекции и развития близки к принципам гуманистической, позитивной терапии:

1. Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы.

2. Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов.

3. Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций». То есть человеку в сказочной форме предлагается

Введение

множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить* как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира. Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л.С. Выготского, Д. Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Бет-тельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К.-Г. Юнга и М.-Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнез-дилова, опыт А. Захарова а также собственные разработки.

В последнее время к методу сказкотерапии тяготеет все больше специалистов: психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов, воспитателей, дефектологов. Появились сказко-терапевтические программы Г. Азовцеюй, А. Лисиной, Т. Ре-чицкой. Коллективом Института сказкотерапии получены сведения о новых областях применения метода. Это не только детские дошкольные учреждения и школы, но и центры реабилитации инвалидов, детей с различными проблемами развития, исправительные учреждения (для особо «трудных» подростков) , высшие учебные заведения. Уникальную сказкотерапев-тическую работу с онкологическими больными и другими сложнейшими пациентами проводит Андрей Владимирович Гнезди-лов (в хосписе и в созданном им домашнем театре «Комтемук»). Быть может, действительно в наше непростое время, когда у многих теряется смысл жизни, вера и надежда, сказки с хорошим концом могут помочь найти маленьким и взрослым свой Путь...

Конечно, дорогой читатель, Вы заметили, что сказко-терапия тесно связана с арттерапией (терапия искусством) и игровой терапией. Более того, Вы найдете ее связь с гештальт-терапией, психосинтезом, телесноориентиро-ванной терапией, психоанализом и ТРИЗом. Вы почувствуете, что пути развития сказкотерапии предполагают включение лучших элементов различных психологических и педагогических разработок.

Методики исследования эмоционально – личностного развития дошкольника

1.Тест «Волшебная страна чувств» (Т.Д.Зинкевич – Евстигнеева)

Цель: исследование психоэмоционального состояния ребенка.

Возраст_________________

Волшебная страна чувств

Рис. 1.

Рис.1.Волшебная страна чувств

Перед ребенком (или детьми) психолог раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).

Инструкция 1 : «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Какое - то чувство живет в красном домике, какое - то в синем, какое -то в черном, какое -то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики.

Пожалуйста, помоги жителям нарисуй и раскрась домики.

Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой - где написано слово «Домики».

Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».

Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств. В результате мы узнаём, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри - вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это - человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).

Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят.

Обработка результатов.

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.

1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.

2. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее, он является диагностичным.

3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:

Голова и шея (символизируют ментальную деятельность);

Туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);

Руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);

Тазобедренная область (символизирует область творческих переживаний);

Ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность; а также возможность «заземления» негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.

2. Тест «Страхи в домиках» (М.А.Панфилова)

Цель: выявить какой именно страх испытывает ребенок. Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей.

После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ выбросить или потерять. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Инструкция: « В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай соответствующий дом».

    Когда останешься дома один;

    Нападения, бандитов;

    Заболеть, заразиться;

  1. Того, что умрут твои родители;

    Каких – то людей;

    Маму или папу;

    Того, что они тебя накажут;

    Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

    Опоздать в детский сад;

    Перед тем как заснуть;

    Страшных снов;

  2. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

    Машин, поездов, самолетов; (страхи транспорта);

    Бурана, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

    Когда очень высоко (страхи высоты);

    Когда очень глубоко (страх глубины);

    В маленькой тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страхи замкнутого пространства);

  3. Больших улиц, площадей;

    Врачей (кроме зубных);

    Крови (когда идет кровь);

  4. Боли (когда больно);

    Неожиданных, резких звуков, когда что – то внезапно упадет, стукнет.

Возрастные нормы (по А.И. Захарову).

Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту).

Возраст

Число страхов

Возраст

Число страхов

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Возрастные особенности проявления страхов:

8 месяцев – боязнь незнакомых людей.

1,5 года – беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов.

После 1 года – страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины.

2 года – страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов.

Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.

Старший дошкольный возраст – страх смерти, страх смерти родителей. страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх нападения, страх войны.

У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, страх сказочных персонажей.

Младший школьный возраст – страх сделать что – нибудь не так, страх несчастья (магические представления).

Подростковый возраст – страх смерти родителей, страх войны. На основании данных, высчитывается индекс страха ребенка, который равен процентному отношению страха каждого ребенка к общему числу страхов: ИС = число страха ребенка *100 %.

Протокол тестирования

Тест «Страхи в домиках»

Фамилия, имя ребенка

Страхи «черного домика»

Страхи «красного домика»

Всего страхов

«черном домике»

«красном домике»

3.Тест «Сказка» (Л. Дюсс)

Цель: определить эмоциональные проявления, сферу тревоги ребенка; исследовать межличностные отношения между детьми и родителями в семье.

Сказка «Птенец».

Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного или обоих родителей.

В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама – на другую.

Что делать птенцу?

Нормальные ответы («типичные нормальные ответы»)

Настораживающие ответы («типичные патологические ответы»)

    Птенец тоже полетит и сядет на какую – нибудь ветку.

    Полетит к маме, потому что испугался.

    Полетит к папе, потому что он сильней.

    Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать

На помощь, и папа (или мама)

прилетит и заберет его.

    Не умеет летать, потому останется на земле.

    Попытается лететь, но не сумеет.

    Умрет во время падения.

    Умрет от голода, дождя, холода.

    О нем все забудут, и кто – нибудь на него наступит.

Сказка «Страх».

Цель: определить наличие страха, тревоги.

Один мальчик говорит себе тихо – тихо: «Как страшно!» Чего он боится?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

    Вел себя плохо и теперь боится наказания.

    Пропустил уроки в школе, поэтому боится, что мама будет ругать.

    Боится темноты.

    Боится какого – то животного.

    Ничего не боится, просто пошутил. На все эти ответы нужно попросить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы.

    Боится, что его украдут.

    Чудовище хочет украсть его и съесть.

    Боится остаться один.

    Боится, что какой – нибудь зверь залезет в кровать.

    Боится, что придет вор и ударит его ножом.

    Боится, что умрет папа, мама.

Подобные патологические идеи выражают скрытую агрессивность по отношению к родителям, следовательно, вызывают у ребенка чувство вины и склонность к самобичиванию.

Сказка «Новость».

Цель: выявление у ребенка чувства неоправданной тревожности или страха, наличие невысказанных желаний и ожиданий.

Один мальчик возвращается с прогулки (из школы, со двора, где он играл в футбол), и мама ему говорит: «Наконец – то ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

    К обеду придет гость.

    Придут гости.

    Кто – то позвонил и сообщил приятную новость (приглашение в гости, выздоровление).

    Мама хочет, чтобы мальчик сел заниматься. Мама узнала что – то важное.

    Кто – то в семье умер.

    Мама хочет отругать мальчика, который не должен был выходить на улицу в этот день.

    Мама хочет что – то запретить мальчику.

    Мама сердится, потому что мальчик опоздал, и хочет сказать ему, что больше не выпустит его на улицу.

Сказка «Дурной сон».

Цель: определение взаимосвязи ответов с предыдущими ответами.

Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?

Протокол тестирования

Тест «Сказка»

Ф.И.________________________________

Возраст_________________

Дата проведения обследования_______________________

Наименование

Параметры

Ответ ребенка

Норма

Патология

«Птенец»

Степень зависимости от родителей

Скрытая агрессивность(к родителям),чувство вины

«Новость»

Зинкевич -Евстигнеевой . Особое внимание уделите програм­ме «Волшебная страна внутри нас». ... из плас­тилина, глины, теста , вырезать из бумаги. ...

  • Программы: Формирование и укрепление антинаркотических установок у детей

    Программа

    Вариант описан в программе Т. Грабенко, Т. Зинкевич -Евстигнеевой и Д Фролова «Волшебная страна внутри нас» (Тренинг по сказкотерапии... при помощи методики «Волшебная страна чувств » (при групповом обследовании) или тест Люшера (при индивидуальном...

  • Образовательная программа моу куминская сош принята на заседании педагогического совета

    Образовательная программа

    Карта отслеживания Наблюдение, интерактивные тесты , практики, трехуровневые проверочные... этой поляной есть волшебная страна чувств . Мы сможем... Зинкевич -Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - Санкт-Петербург, Речь, 2005. Зинкевич -Евстигнеева ...

  • Учебно-методическое пособие для студентов психологических специальностей и практикующих психологов Балашов

    Учебно-методическое пособие

    Получится Настоящая Волшебная страна ... А теперь... чувствами . Эти чувства ... теста является вопрос о том, с какого возраста целесообразно его использовать. Т. Д. Зинкевич -Евстигнеева ... методика «Карта сказочной страны » Т. Д. Зинкевич -Евстигнеева и Д. Б. ...

  • Общие рекомендации по организации коррекционных сказкотерапевтических занятий 12

    Документ

    Например, изготовление из соленого теста сказочных героев, разыгрывание сказок... . Занятие 1. ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЧУВСТВ (в основе идея Т. Д. Зинкевич -Евстигнеевой ) Цель: Развитие и гармонизация... перенесет вас сейчас в волшебную страну , где вам будет...


  • Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева

    Мужские сказки

    ТАЙНЫЙ ШИФР

    РЕЧЬ

    Санкт-Петербург 2009

    ББК 88.5 3-63

    Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.

    3-63 Мужские сказки: тайный шифр. - СПб.: Речь, 2009. - 334 с.

    ISBN 978-5-9268-0819-7

    Это последняя, третья книга серии «Тайный шифр сказок». Её за­дача вовсе не в изложении субъективного взгляда автора на «мужскую психологию», пусть и сказочную. Эта книга призвана более тонко и глу­боко исследовать особенности мужского принципа внутри человека - и мужчины, и женщины. Тайный шифр мужских сказок содержит древние духовно-социальные эталоны, ориентиры для формирования стремлений.

    Передавать мальчикам и девочкам мужские сказки нужно тонко и грамотно. Не просто читать их, но и делиться впечатлениями: эмоция­ми, мыслями и знаниями , которые будут расшифрованы в этой книге.

    Книга известного сказкотерапевта с огромным жизненным и про­фессиональным опытом будет способствовать восстановлению здоровой маскулинности в нашем многострадальном русском этносе...

    ISBN 978-5-9268-0819-7

    © Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2009 © Издательство «Речь», 2009 © П. В. Борозенец, обложка, 2009

    Часть первая. Два ключа к шифру мужских сказок.......................9

    И вновь несколько слов о сказкотерапии.......................................10

    Основания для выделения мужских архетипов и архетипических

    сюжетов...............................................................................................24

    Первый ключ к шифру мужских сказок: инициирующие

    события..............................................................................................28

    Второй ключ к шифру мужских сказок: новые эволюционные состояния в мужских архетипических сюжетах..................................................................61

    Часть вторая. Герой с «Семью ликами»..........................................81

    Архетип Воина...................................................................................89

    Архетип Монарха..............................................................................127

    Архетип Крестьянина.......................................................................153

    Архетип Купца...............................................................................................179

    Архетип Философа.........................................................................................200

    Архетип Монаха.............................................................................................225

    Архетип Слуги (Раба)....................................................................................237

    Часть третья. Шифр мужских сюжетов.......................................................249

    Сюжет первый - «Отчий дом»....................................................................255

    Сюжет второй - «Дорога к мастерству»....................................................276

    Сюжет третий - «Спаситель».....................................................................291

    Сюжет четвертый - «Скрытые враги».......................................................299

    Сюжет пятый - «Любовь»...........................................................................306

    Сюжет шестой - «Вечное возвращение»...................................................323

    Сюжет седьмой - «Мужское братство».....................................................327

    Послесловие....................................................................................................332
    От автора

    Это последняя, третья книга серии «Тайный шифр ска­зок». Первые две книги, посвященные женским архетипическим сюжетам и сюжетам отношений, вызвали доволь­но большой интерес. Меня постоянно спрашивали, когда же выйдет книга о мужских сказках. Я нередко ссылалась на свою занятость, из-за которой оказывается сложным подготовить к печати этот материал.

    На самом деле, писать о мужских сказках мне, как жен­щине, очень непросто и ответственно. Это так, даже не­смотря на то что концепция мужских архетипов и архетипических сюжетов разработана давно, успешно применяется в консультировании и разработке сказкотерапевтических программ. В то же время наличие некоего тендерного тре­пета со стороны автора, наверное, совершенно естественно и даже полезно в исследовании такого тонкого вопроса, как сказочная мужская психология...

    Так или иначе, дорогие друзья, речь в этой книге пой­дет о героях. В полном смысле этого красивого слова. Быть может, некоторые читательницы сейчас начнут нетерпе­ливо потирать руки. Дескать, наконец-то мы все узнаем о тонкой подоплеке мужской психологии! Позвольте вас, милые читательницы, чуточку разочаровать. Герои муж­ских сказок живут и во внутреннем пространстве каждой женщины. В ее, с позволения сказать, Анимусе, мужской части внутренней природы. Именно благодаря этой муж­ской части у женщины можно наблюдать яркий характер, реакции и проявления во внешнем мире.

    Мне нередко говорили мои ученицы и клиентки, что в сюжете их жизни «слишком много мужского». Да, так бы­вает. А как же иначе? Мужской принцип внутри женщи­ны помогает ей выживать и реализовывать себя в соци­альном мире, проявлять активность, самостоятельность. Надо сказать, что множество героинь несут в себе яркий мужской принцип. Возьмите, к примеру, Герду или геро­иню сказки «Финист ясен сокол». Другое дело, что сказоч­ные героини тонко совмещают в себе мужской и женский принципы. Внутри современной женщины не всегда положение дел обстоит столь же гармонично... Но это уже со­всем другой вопрос.

    Итак, задача этой книги вовсе не в изложении субъек­тивного взгляда автора на мужскую психологию, пусть и сказочную. Наша задача - более тонко и глубоко иссле­довать особенности мужского принципа внутри челове­ка - и мужчины, и женщины.

    Мужской принцип несет в себе огромную энергию ак­тивности, как созидательной, так и разрушительной. Бла­годаря его действию, происходят реальные преобразова­ния чего угодно. Управлять этой энергией не всегда про­сто, особенно когда не знаешь всех тонкостей и нюансов. Даже когда знаешь, вовсе не легко... Потому-то пути-до­роги героев часто так запутаны!

    Но мы же с вами - исследователи! Попробуем разо­браться. Правда, при этом будем с вами скромны, пони­мая, что нам откроется лишь некая малая часть информа­ции, зашифрованной в сказках...

    Часть первая.

    Два ключа к шифру мужских сказок
    И вновь несколько слов о сказкотерапии

    «Сказкотерапия» - это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждо­му еще не устоявшемуся термину, оно у разных людей - и специалистов, и просто интересующихся - вызывает многообразные ассоциации. Для одних сказкотерапия - это лечение сказками. Для других - прием коррекционной работы, для третьих - способ передачи основных знаний о жизни.

    В науке сказкотерапия - одно из самых молодых на­правлений практической психологии. Действительно, для направления, для научной школы пятнадцать-двадцать лет - срок небольшой. Но в то же время сказкотерапия - это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Наверное, как только возникла речь, так сразу по­явились и первые истории. Кто-то скажет, что истории появились, потому что человеку надо было чем-то зани­мать свой досуг (телевизора-то еще не было!). Но так го­ворить не совсем корректно. Главное, через истории пере­давали знания, а то, что это происходило в увлекательной форме, - замечательный «побочный эффект» обучения жизни через сказки.

    Не так просто дать однозначное определение сказкотерапии. С одной стороны, сказкотерапия - это один из ме­тодов развития самосознания и эмоционального интел­лекта человека. С другой стороны, это наиболее древняя воспитательная система, позволяющая тонко, не дидак­тично формировать представления о базовых жизненных ценностях. С третьей стороны, сказкотерапия - это язык образов и символов, органичный бессознательному чело­века. С четвертой стороны, сказкотерапия - это способ поговорить с человеком о душе (особенно если вспомнить, что психология - это наука о душе).

    Итак, что же все-таки такое сказкотерапия? Сегодня это слово стало брендом, и уже многие психологи больше не стесняются признаться в том, что они занимаются сказкотерапией. Способов работы со сказкой, мифом, легендой, притчей немало. Следовательно, и подходов, школ в сказкотерапии может быть несколько. В молодой отече­ственной психологии как-то сама собой появилась тради­ция негласно, неофициально выделять московскую и пи­терскую школы. Почему бы не сделать это и в сказкотера­пии?!

    Передав низкий поклон творцу и хранителю москов­ской школы сказкотерапии - Игорю Вачкову, позвольте немного рассказать о питерском подходе и Комплексной Сказкотерапии ©.

    Комплексная Сказкотерапия © - это авторский метод, разработанный в Санкт-Петербурге автором книги, кото­рую вы держите в руках. Методологическая база склады­валась постепенно. И на ее основании можно дать сего­дняшнее определение Комплексной Сказкотерапии ©. Комплексная Сказкотерапия © - это система представ­лений об архетипических сюжетах, мужских и женских сюжетах отношений, которые, переплетаясь, образуют индивидуальный «узор судьбы» современного человека. С этим «узором судьбы», собственно, и работает сказкотерапевт.

    Но давайте разберемся во всем по порядку. Начнем с того, что такое архетип и архетипический сюжет.

    Архетип - это базовая матрица, «первичный обра­зец», фундаментальный механизм, который проявляет себя неизменным на протяжении многих веков. Меняются культурные декорации, поколения, цивилизации, а дей­ствие архетипов остается неизменными.

    Понятие архетипа у многих психологов сразу ассоции­руется с именем Карла Густава Юнга. Действительно, благодаря этому выдающемуся человеку психологи, фак­тически, получили «санкционированный доступ» к кладо­вым коллективного бессознательного. К.-Г. Юнг называл архетипами «врожденные образы жизненных вероятий». Архетип, или «изначальный образ», «божественный обра­зец», у разных мыслителей наполнялся различным содер­жанием. У Платона он выступает в качестве постигаемого умом образца, у схоластов как запечатленный в уме при­родный образ, у Августина как базовый образ, создающий основу для человеческого познания. К.-Г. Юнг, особо чув­ствительный к , счи­тал их врожденными психическими структурами, опре­деляющими эстетическое отношение человека к миру.

    Как сложноорганизованные феномены, архетипы сра­зу не поддаются логическому анализу, они прячутся за метафоры, чтобы наше несовершенное сознание не исказило их сути. Именно благодаря действию архетипов мы часто говорим: «В мире ничего существенного не ме­няется, только декорации подвижны». Под декорациями в данном случае понимаются эпохи, смена стилей в архи­тектуре и одежде, возникновение новых профессий и уп­разднение старых, изменение стилистики речевых оборо­тов, появление новых «благ цивилизации» и прочее. Од­нако механизмы возникновения конфликтов, сценарии поведения людей, законы смены эпох, механизмы быто­вых и внутриличностных проблем остаются неизменны­ми. Так действуют архетипы. Изучая историю, всемирную и нашу личную, мы можем обнаружить действие неких сил, общие закономерности. И таким образом выделить некоторые архетипы.

    Надо сказать, что выделением архетипов занимаются многие исследователи. Единой классификации архетипов не существует. Поэтому у нас, как у сказкотерапевтов, есть довольно большой простор для творческого поиска. Чем мы, собственно, в полной мере и пользуемся.

    Творческое мужское начало в некоторых людях за­ставляет их вступать в борьбу с действием архетипов. Им хочется разорвать цепи традиций, найти наиоригиналь­нейший ракурс действительности. Так рождаются новые

    тенденции, течения в искусстве и политике. Современни­ки ликуют: «Это совершенно новое, оригинальное!» Но проходит время, на смену экзальтированности приходит здравый смысл под руку с критическим мышлением и оказывается, что были изобретены лишь «новые декора­ции». Архетипы остались неизменными. Собственно, на то они и архетипы, чтобы обеспечивать реализацию завет­ной мечты многих людей - мечты о стабильности.

    Творческое мужское начало в некоторых людях за­ставляет их вступать в борьбу с действием архетипов.

    Архетипы - это то, что обеспечивает в мире порядок вещей. Архетипы - это инструменты для преодоления и упорядочивания хаоса.

    Сказки, мифы, легенды, притчи, песни и другие мета­форические форматы - это хранители архетипов. Анали­зируя, толкуя сказочные истории, мы познаем их «ключи».

    Итак, архетип представляет собой некий общий меха­низм, явление, действие которого через модификации можно наблюдать в различные эпохи, а также в индиви­дуальной картине мира, в сценариях взаимоотношений между людьми.

    В архетипе заключена колоссальная энергия. Исследуя архетипы, мы подключаемся к этой энергии. Но в своем творчестве нам лучше использовать ее в соответствии с внутренним зако­ном определенного архетипа.

    В нашей жизни действие архети­пов разворачивается во времени, по­этому можно сказать и так: архетип проявляет себя через последова­тельность событий. Это означает, что действие архетипа разворачивается в нашей жизни как некий сюжет. А точ­нее - архетипический сюжет. Например, существует архетип Дороги, Пути. Он действует в жизни каждого из нас. Согласно закону этого архетипа, создаются условия, при которых жить «по-старому», мыслить «как*раньше» становится невозможным. Мы покидаем привычное место обитания или отказываемся от привычного образа дей­ствий, мыслей, способов реагирования. Вскоре нам пред­стоит довериться новому «состоянию дороги», стараясь не подвергать все критическому анализу. Нам придется пройти ряд испытаний и найти ресурсы для их прохожде­ния. Затем изначальная цель путешествия будет подвер­гнута коррекции и конкретизации , также будет разрабо­тан алгоритм ее достижения и появятся помощники. Ког­да мы достигнем своей цели, мы можем разочароваться в ней или потерять бдительность, столкнуться с предатель­ством ближних и получить время на переосмысление соб­ственного пути. Таковы закономерности действия архети­па Дороги. Так проявляется архетипический сюжет, на основе которого рождаются всевозможные сказки, мифы и легенды. Как много веков назад, так и сегодня.

    Однако это не значит, что все предопределено действи­ем архетипов и архетипических сюжетов. Некоторые люди напрасно связывают действие архетипов с действи­ем «сил Судьбы». Архетипы не предопределяют, они лишь хранят для нашей жизни и творчества запасы энергии и приключений - сюжетов для действий. Если знать зако­ны действия архетипа, его логику, то можно избежать лишних неприятных неожиданностей, на которые в своей жизни человек тратит огромное количество жизненной энергии.

    Именно поэтому знание об архетипах, действии общих законов и передавалось из поколение в поколение через метафороносители (сказки, легенды, притчи, мифы, анекдоты, песни и пр.). Знание архетипов позволяет че­ловеку экономить свою жизненную силу, не тратить ее на мелкие разбирательства с проблемами личного и со­циального плана. В этом случае человек может расходовать ее на созидательные действия, на творчество и ис­следования мира, наконец.

    Итак, под архетипом в Комплексной Сказкотерапии © понимается некий общий механизм, содержа­щий в себе энергию и законы ее использования. Однако не стоит думать, что архетип - это сундук, который ждет, пока его будет использовать человек, предвари­тельно прочитав на крышке инструкцию по эксплуата­ции. Архетипы - это активные системы, обеспечи­вающие поддержание Жизни. Они действуют независи­мо от того, знает человек об их существовании или нет. Архетипические сюжеты настолько сильны, что могут от­корректировать те деструкции, которые вносит в Мир че­ловек разрушающий, имеющий иллюзию собственной власти над природой.

    Архетипы составляют матрицу жизни. Причем удобную для творчества и конструктивной самореализации. Если это понять, то можно не терять эмоциональную энергию на пе­реживание фатальности бытия. Архетипические сюжеты, разворачиваясь в жизни современного человека, помогают нам приобретать важнейший жизненный опыт.

    В Комплексной Сказкотерапии © разработана соб­ственная классификация архетипов и архетипических

    Использование сказки в личностном развитии воспитанника ДОО

    1. Зинкевич - Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст]. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб: Речь, 2006.- 320с.

    2. Зинкевич-Евстгнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст]. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб: Речь, 2008.- 240с.

    Материалы для самостоятельного изучения:

    Общие принципы работы со сказками (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)

    принцип Основной акцент комментарий
    осознанность Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было нужно? Задача - показать клиентам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.
    множественность Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов Задача - показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе.
    Связь с реальностью Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок Задача- кропотливо и терпеливо проработать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

    Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия

    этап назначение содержание
    1. Ритуал « входа» в сказку
    Создать настрой на совместную работу Коллективное упражнении. Например, взявшись за руки в круг, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие.
    2. Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят, использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; каким им помогало в жизни то, чему они научились в прошлый раз, и пр.
    3. Расширение Расширить представления ребенка о чем-либо Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать. Помочь какому-либо существу из сказки и пр.
    4.Закрепление Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр.
    5.Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня
    6. Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт
    7.Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди

    Схема анализа сказки по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой

    · Тема (какова наиболее значимая сфера жизни для героев).

    · Герой (особенности его самосознания - образ Я, самоотношение, понимание своего места среди других людей).

    · Персонажи (круг основных действующих лиц, их характеристики).

    · Отношения между персонажами и героем (отношения со значимыми людьми).

    · Типичные события (символическое отражение событий в жизни человека данного общества).

    · Трудности (наиболее важные, эмоционально заряженные проблема, которые тревожат персонажа).

    · Средства совладания с возникающими трудностями (способы, приемы, ухищрения, которые использует человек).

    · Недостающие ресурсы (внутренние ресурсы в виде качеств и способностей героя, или внешние в виде физических условий, материальных возможностей).

    · Имеющиеся ресурсы (то, что есть в распоряжении человека).



    
    Top