Трилогия сенкевича. Генрик сенкевич - биография, информация, личная жизнь

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) - швейцарский педагог, один из основоположников дидактики начального обучения. Рано лишился отца и воспитывался матерью. В школе считался неспособным учеником и был предметом насмешек товарищей. Поступая в университет, видел себя богословом, однако вскоре задумался о нуждах народа, о том, как ему помочь. Чтобы стать ближе к людям, решил заняться юриспруденцией, но в конце концов стал агрономом. В мировоззрении Песталоцци идем французских просветителей, главным образом Ж.Ж. Руссо, сочетались с теориями немецких философов-идеалистов Г. Лейбница, И. Канта, И.Г. Фихте и др. Трактат Руссо «Эмиль, или О воспитании» произвел на Песталоцци неизгладимое впечатление.
Обладая мягким характером, чувствительный и отзывчивый к людскому горю, Песталоцци эмоционально воспринимал окружающий мир. Окончив университет, он приобрел небольшое имение Нейгоф. Там он собирался совершить некоторые преобразования в области земледелия и приобщить к ним окрестных крестьян. Однако у Песталоцци не оказалось способностей к хозяйственному делу, его эксперименты не дали ожидаемых результатов и значительно подорвали материальное положение. В это время он пришел к убеждению, что больше всего в его помощи нуждаются крестьянские дети. Благодаря поддержке местной общины и добрых людей Песталоцци собрал около 50 детей, которым самоотверженно отдавал все силы и материальные средства, обучая их летом полевым работам, а зимой — ремеслу. Но и это начинание постигла неудача. Как только крестьянские дети получали приличную одежду, родители уводили их и забирали себе деньги, которые они заработали. Песталоцци закрыл школу, так как на ее содержание у него не хватало средств. В 1780 г. он написал небольшое сочинение под названием «Досуги отшельника», представлявшее собой сборник афоризмов. Оно было встречено читателями прохладно. Но именно в нем педагог изложил свои взгляды, которые развивал впоследствии.
В 1781 г. вышло в свет еще одно сочинение Песталоцци — «Лингард и Гертруда, книга для народа» (1781), которое имело большой успех. Это рассказ о том, как простая, умная и уважаемая в своей деревне крестьянка, умело воспитывая своих детей, убедила односельчан открыть в деревне школу. От неопределенных и пылких мечтаний Песталоцци переходит к суровой прозе жизни: «заткнуть дыру, из которой текут народные бедствия» можно, только подняв уровень образования народа. Но поскольку у народа нет ни средств, ни сил для обустройства большого количества школ, то образование, по убеждению педагога, должно быть передано матерям. Для облегчения этой задачи матерей необходимо снабдить специальным руководством, которое и было написано Песталоцци.

Педагогические идеи Иоганна Генриха Песталоцци

В 1798 г. он вернулся к педагогической деятельности. Швейцарское правительство, некоторые члены которого симпатизировали Пестадоцци, предоставило ему полуразрушенные войной здания монастыря урсулинок в Станце, в котором педагог собрал детей, оставшихся после войны без присмотра. Не имея помощников, он сам справлялся с сотней не самых примерных детей: был начальником учебного заведения, учителем, казначеем, дворником и даже сиделкой в одном лице. Преодолеть все трудности ему помогли сердечность и душевная отзывчивость. Старшие дети вскоре стали его помощниками. Но педагогическая деятельность Песталоцци была неожиданно прервана: французским войскам монастырские помещения понадобились под госпиталь, и школа была закрыта.
Некоторое время спустя Песталоцци удалось открыть школу в Бургдорфе (1800-1804), которая была впоследствии переведена в Ивердон (1805-1825). Там его известность достигла высшей точки. Учебные заведения посещало множество людей, желавших воочию убедиться в целесообразности педагогических приемов Песталоцци. Российский император Александр I также заинтересовался его деятельностью, виделся с ним и отнесся к нему весьма милостиво. Последние годы жизни принесли Песталоцци большое огорчение: его помощники по Ивердону перессорились. Он вынужден был покинуть основанную им школу и вскоре умер в своем поместье Нейгоф.
Песталоцци считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путем последовательных и систематических упражнений -- вначале в семье, затем в школе. Теория элементарного образования Песталоцци включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которые осуществляются в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека. Выдвинутую швейцарским педагогом идею развивающего обучения К.Д. Ушинский назвал «великим открытием». Песталоцци разработал методику обучения детей счету, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него основы геометрии и географии, рисование, пение, гимнастику. Педагог выступал за создание такой школы, которая, по словам Н.К. Крупской, «...удовлетворяла бы потребностям народных масс, охотно бы принималась ими и была бы в значительной мере созданием их собственных рук».
Швейцарский педагог остался в истории как автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую пзисп iidcti. «Лиигард и Гертруда. - Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799), «Лебединая песня» (1826). В 1792 г. Законодательным собранием Французской республики 11есталоцци было присвоено звание «гражданин Французской республики».

Огромное влияние идеи Руссо оказали и на педагогическое творчество И.Г. Песталоцци (1746-1827), с деятельностью которого связан целый этап в развитии гуманистической воспитательно-образовательной традиции. Песталоцци утверждал, «что в природе каждого человека изначально таятся силы и средства, достаточные для того, чтобы он мог создавать себе удовлетворительные условия существования; что препятствия, противостоящие в форме внешних обстоятельств развитию врожденных задатков и сил человека, по природе своей преодолимы». Он пришел к выводу, что «совокупность средств искусства воспитания, применяемых в целях природосообразного развития сил и задатков человека, предполагает если не четкое знание, то во всяком случае живое внутреннее ощущение того пути, по которому идет сама природа, развивая и формируя наши силы».

Для Песталоцци воспитание - это помощь развивающемуся человеку в овладении культурой, в самодвижении к совершенному состоянию; это помощь природе ребенка, стремящейся к общественному развитию; это помощь саморазвитию заложенных в человеке сил и способностей.

Обеспечить гармоническое развитие ребенка в полном согласии с его природой Песталоцци рассчитывал посредством разработанной им теории элементарного образования, которое включает физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание (приобретение элементарных знаний). Все эти стороны воспитания необходимо осуществлять в тесной связи и взаимодействии. * Физическое воспитание: в основе - естественное стремление к движениям; помощь по дому, игры; «школьная элементарная гимнастика» (простейшие движения, связанные с самообслуживанием); трудовое воспитание - «особое образование для индустрии»; на базе «элементарной гимнастики» проводить «индустриальную гимнастику». * Нравственное воспитание: развитие деятельной любви к людям. От любви к матери по спирали. Воспитание осознания себя частью великого человеческого целого и распространения своей деятельной любви на всех людей. Личный пример. Тесная связь нравственного воспитания с религиозным, религия - основа нравственности. Тесная связь физического воспитания с нравственным. * Задачи, содержание и методика элементарного образования: наглядность - высший принцип обучения; воспитатель должен учить детей наблюдать. * Простейшие элементы всякого знания

  • - число, форма, слово. Элементарное обучение - обучение ребенка считать, измерять, говорить. * Индуктивный путь обучения
  • - «последовательность, при которой каждое новое понятие есть небольшое, почти незаметное добавление к прежним знаниям, очень хорошо усвоенным и ставшим неизгладимыми». * Развитие в процессе обучения способностей.

В своем романе «Лиенгард и Гертруда» Песталоцци рисует идеал влияния хорошего воспитания в семье и школе на благосостояние целой общины, а следовательно, и целого народа, а в других сочинениях дает прочное основание методике обучения в элементарной школе. Сам Песталоцци показал своей педагогической деятельностью высокий пример учителя и воспитателя, для которого важнее всего благо порученных ему детей. Взгляды Песталоцци имели большое влияние на немецкие школы, и преуспеяние немецких школ с 1820 года до настоящего времени зависело главным образом от деятельности учеников швейцарского педагога. Под влиянием идей Песталоцци возникает в Германии обширная педагогическая литература; многие деятели теоретически разрабатывают психологию в применении к педагогике и вопросы об обучении и воспитании; другие занимаются методикой учебных предметов как в народной школе, так и при среднем образовании. Таким образом устанавливаются известные взгляды, которые понемногу проникают во все слои общества и, несомненно, улучшают воспитание детей даже беднейших классов народа. Правительства всех образованных стран проникаются мыслью, что воспитание и обучение детей - дело важное и должно быть ограждено от безграничного произвола родителей; вследствие этого почти везде появляются школьные законы, которые вводят обязательное обучение и определяют минимум познаний и навыков, которые должны быть сообщены каждому ребенку.

Принцип наглядности. Многолетний опыт обучения и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность уже давно нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности, в обоснование которого внесли существенный вклад Я.А.

Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, а в наше время - Л.В. Занков.

У Песталоцци же с самого начала было сильное стремление к единству педагогических и философских воззрений. Не случайно современники ставили рядом его учение о воспитании с философией Канта. Однако, как считает Наторп, Песталоцци не только не склонен, но и не подготовлен к тому, чтобы ясно и до конца вполне развить в себе философию, облеченную его педагогикой. Таким образом, и у него задача строго научного построения теории воспитания остается нерешенной. Песталоцци показал необходимость сочетания наглядности со специальным мысленным формированием понятий. Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи учащихся. Л.В. Занков подробно изучил возможные варианты сочетания слов и наглядности. Наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные ощущения. Поэтому к наглядным средствам относят и лабораторное оборудование, и статические и динамические учебные пособия.

Музыка - это язык Вселенной. Благотворное влияние ее осознано уже в древние времена. Музыка имеет громадное воспитательное влияние на человека. Знаменитый германский педагог и знаток детских натур Генрих Песталоцци говорит: «Хороша та школа, где развито пение». Каждому, вероятно, знакомы слова: «Где музыка и пение, там нет зла, туда иди смело». Чем шире и многочисленнее будет круг людей, любящих и понимающих музыку, тем, смею думать, в нашей частной и общественной жизни мы насчитаем больше элементов того высокого духовного подъема, того настроения, когда наше сердце становится восприимчивее к благороднейшим порывам сострадания, любви, благоговения перед чем-то, стоящим выше житейской прозы...»

Ребенок в интернате ничего в течение дней, недель, месяцев не решает сам. Когда встать, что положить в портфель, где сесть в столовой, когда встать из-за стола, когда сказать спасибо поварам - все за ребенка решает воспитатель. Детей полностью обеспечивают, одевают, хорошо кормят, жизнь у них очень легкая, но совершенно пустая и скучная. Детей никто не любит, но никто и не бьет, не наказывает. Вот что пишет о подобных учреждениях швейцарский педагог Песталоцци: «Излишней щедростью, спокойным, беспечным насыщением всех потребностей эти учреждения убивают зародыши трудолюбия и пытливости» (Песталоцци, соч., т. 1, с. 232). Ключевое слово здесь «убивают».

Естественно, переход на точку зрения усвоения и развития ребенка обуславливает все претензии психологии в определении содержания обучения. Органическая связь педагогики с психологией стала бесспорной начиная уже с конца XVIII века. «Педагогическая психология» трактовалась как приложение данных психологии к процессу обучения и воспитания. При этом выделялись на первый план два вопроса: а) насколько методы обучения соответствуют возможным психическим процессам ребенка; б) какое значение имеют методы обучения для развития и развертывания его психических функций. У Песталоцци психологическая теория восприятия служила основанием и обоснованием наглядных методов обучения, а соблюдение принципа постепенности должно было обеспечить накопление знаний.

В мировой практике неоднократно предпринимались попытки реализовать идеи личностно-ориентированного обучения, начиная, вероятно, с идей воспитания Жан-Жака Руссо, И.Г. Песталоцци, Г.Д. Торей, М. Монтессори и др. При всем различии их концепций этих педагогов объединяло стремление воспитать свободную личность, сделать ученика центром внимания учителя в ходе педагогического процесса, предоставить ученику возможность активной познавательной деятельности через творчество, через самостоятельную целесообразную деятельность. «Мои ученики, - писал Песталоцци, - будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи». Эти идеи и были положены в основу так называемых открытых школ или классов - открытого образования. Основными принципами открытого образования были провозглашены: индивидуальное обучение, ответственность за собственные успехи, сотрудничество, направленность на непрерывное образование. Обучение строилось на принципах децентрализации по индивидуальным программам. Следуя идеям Жан-Жака Руссо, открытые школы были в большей мере озабочены жизнью ученика, его эмоциональной сферой, его интересами, а не его образованием в узком смысле слова. Надо сказать, что в настоящее время те, очень немногие открытые школы, которые еще продолжают функционировать в США, несколько отходят от ориентации на свободное воспитание и, хотя и придерживаются индивидуальных планов (на день, на неделю) и программ обучения для каждого ученика, все-таки четко ориентируются на общие рекомендации о целях обучения, учебном плане, требованиях к уровням владения учебным материалом, которые исходят из федеральных и местных органов образования. В остальном, то есть в планировании рабочего дня ученика (он это делает совершенно самостоятельно или под руководством учителя), контактов с преподавателем, принятия самостоятельных решений о темпах продвижения, в выборе учебных предметов на день и пр„ принципы открытого образования остаются в силе. Надо признать, что активность учащихся в этих школах, полностью поставленная под личную ответственность самих учеников, весьма высокая. Ребята, каждый в соответствии с собственным планом на день, переходят от учителя к учителю, отчитываясь о проделанной работе и получая следующие задания на самостоятельную проработку или на семинарские занятия под руководством учителя. Вся деятельность ученика фиксируется в специальных рабочих листах по каждому предмету.

Индивидуальный стиль обучения (The Learning Style Approach) основан на учете индивидуальных особенностей каждого ученика, особенностях психического развития ученика, темперамента, типа нервной деятельности и пр. Можно вновь обратиться к педагогическим воззрениям гуманистов. Песта- лоцци, как и Руссо, как и М. Монтессори, настаивал на том, что учителю следует уважать предшествующий данному этапу обучения опыт ученика, особенности его развития. Начинать надо с того, что знакомо ученику, постепенно раскрывая перед ним все более сложные явления, опираясь на самостоятельную активность учащегося. Люди по природе своей разные. Дело в том, что одни учащиеся трудоспособнее по утрам, другие - во второй половине дня; одни нуждаются в четком, иногда буквально пошаговом руководстве со стороны учителя, другие предпочитают инициативное, самостоятельное обучение, не терпят опеки; одни лучше усваивают материал со зрительной опорой, другие лучше воспринимают материал на слух; одни могут сосредоточенно работать в течение 20-30 минут, другие отвлекаются уже через 5-10 минут; у одних предшествующий опыт познания достаточно богат, на него можно легко опираться в дальнейшем развитии ребенка, у других в силу разных причин он может оказаться незначительным, и приходится прилагать немало усилий, чтобы его обогатить. Традиционная школа, разумеется, не может учесть весь спектр различий личности обучаемого. В результате те ученики, которые могли бы гораздо лучше усвоить материал со зрительной опорой, вынуждены слушать объяснения учителя и тут же отвечать на его вопросы; те учащиеся, которые значительно более работоспособны во второй половине дня, вынуждены приходить в школу с утра, те, которые были слабо подготовлены интеллектуально (а может быть, и духовно), вынуждены следовать темпу и методам, рассчитанным на более продвинутых учеников (так называемых средних), ребята, которым непонятны некоторые жизненные принципы, устои, принятые в цивилизованном обществе, часто начинают комплексовать и т.д. Именно поэтому, говорят сторонники этого подхода (Dunn, Griggs), необходимо опираться и развивать индивидуальные стили познавательной деятельности каждого ученика. В такой школе ученикам предоставляется возможность работать индивидуально на мягких коврах или в группах за специализированными столами для групповой работы. Здесь используются как четко структурированные уроки под руководством учителя, так и работа в малых группах (парах, тройках, пр.), используются компьютерные технологии и, главное, самостоятельная индивидуальная деятельность. Основные предметы, требующие объяснения учителя и его руководства, повторяются утром и во второй половине дня. Учащиеся могут, таким образом, посещать уроки, сдавать зачеты, работать над проектами в удобное для них время, в удобных для них темпе и форме, согласуясь со своим биологическим ритмом, психологическими особенностями. Школа индивидуального стиля обучения основное внимание, в отличие от традиционной школы, уделяет вовлечению каждого ученика в активную познавательную деятельность, формированию умений решать проблемы, развитию творческих способностей учащихся, раскрытию их духовности. Наконец, такая школа уделяет большое внимание обучению в сотрудничестве, в малых группах. Надо признать, что при всей привлекательности такой организации обучения, по мнению Dunn и Griggs, посетивших 10 таких школ, говорить с уверенностью о высокой эффективности такого обучения можно очень осторожно. Дело в том, что учащиеся таких школ действительно показали очень высокие академические знания, некоторые стали победителями национальных конкурсов. Сами учащиеся очень высоко отзывались о подобном подходе к обучению, они буквально влюблены в свою школу. Однако здесь в большей мере, чем при других подходах к обучению, важна роль учителя, его профессионализм, умение очень тонко определять и учитывать индивидуальные различия учащихся не только в академических знаниях, но и в психологическом плане. Необходимо соответственно готовить учебные материалы, планы, программы, Все это требует действительно очень высокого профессионального мастерства, такта, определенных личностных качеств учителя. Возможно, за такими школами будущее. Но пока это лишь идеал, который, к сожалению, не может быть массовым.

К естественному ходу развития ребенка пытался приблизить воспитание современник Песталоцци, немецкий религиозный философ и педагог Ф. Шлейермахер (1768-1834). Отказываясь рассматривать человека как продукт воспитания, он видел смысл педагогической деятельности в «охранении», сопровождении детей, в выборе их окружения и участии в происходящих в их жизни событий. Для Шлейермахера задача воспитания заключалась в поддержании позитивных влияний на индивидуальное и социальное развитие ребенка и противодействии негативным влияниям.

Предоставить человеку возможность свободного проявления его духовной сущности стремился, разрабатывая свою педагогическую концепцию, последователь Песталоцци Ф. Фре- бель (1782-1852), отстаивавший идеал воспитания свободной мыслящей, самостоятельной личности. Задача воспитания, по Фребелю, заключается в создании условий для реализации того духовного начала, которое заложено в каждом человеке от рождения. Именно Фребель сформулировал великий принцип гуманистической педагогики XIX столетия: «Придите, будем жить для наших детей!»

Однако на практике процесс становления массовой школы на Западе в XIX веке проходил отнюдь не под знаком реализации той гуманистической тенденции, которая все более усиливалась в педагогической теории. На характер массовой школы особенно большое влияние оказали идеи И.Ф. Гербарта (1778-1841). Система Гербарта - классический пример авторитарной педагогики, где учитель предстает в качестве субъекта, а ученик - объекта воспитания и обучения, где особенно тщательно разработана система средств управления ребенком (угроза, надзор, приказание, запрещение, наказание и т.п.), где в основе наказания лежит не физическая боль, а страх перед ней (устрашение), где урок жестко регламентирован и особое значение придается воспитывающему обучению, где путь к формированию личности ребенка лежит через развитие его интеллекта, а в обучении господствуют вербальные методы. Педагогика Гербарта в своих сущностных чертах соответствовала характеру того общества, которое формировалось на Западе в первой половине XIX века, поэтому она интенсивно проникала в практику массовой школы.

В середине XIX века капиталистические отношения в Западной Европе стали всеохватывающими - сформировалось то, что можно назвать буржуазной цивилизацией, обществом индустриального типа. Изменения затронули и сферу образования и воспитания: в этот период буржуазная массовая школа (как средняя, так и начальная) и связанная с ней педагогическая идеология

(предполагающая ориентацию на изолированного индивида, обучаемого и воспитываемого с помощью стандартных, одинаковых для всех методов и средств, нивелирующих индивидуальность и включающих человека в безличный государственный порядок) получили повсеместное распространение.

Наиболее последовательно и откровенно эту позицию формулировал Г. Гегель (1770-1831), утверждавший необходимость подавления и отчуждения личности ради высших государственных целей. По его мнению, научное образование, воздействуя на дух человека, отделяет его от природного бытия, вырывает из несвободной сферы чувств и влечений и заставляет мыслить; начиная осознавать свои поступки, индивид освобождается и благодаря этому достигает власти над непосредственными представлениями и ощущениями. Эта свобода, по Гегелю, и есть формальная основа нравственного поведения.

Не только формальная школьная наука, отчуждающая личность от самой себя, но и военная муштра, согласно Гегелю, способствует развитию духа, так как противостоит природной лени и рассеянности и вынуждает точно выполнять чужие распоряжения. Отчужденный с помощью формальной выучки от самого себя человек приобретает способность изучать любую чуждую ему науку, любой незнакомый навык. Через отчуждение личность отрывается от конкретного, освобождается от его власти и получает способность воспринимать общее, жить интересами государства и общества. Нельзя не заметить, что Гегель абсолютизирует общее и идеализирует отчуждающее воздействие организованного по безличным рационалистическим законам школьного порядка.

В середине XIX века, когда построенное почти по Гегелю массовое образование начинает работать в полную силу, оказывается, что вместо того, чтобы в соответствии с гегелевским рецептом органически слиться с общим, с государственным целым, личность безнадежно теряется в нем, утрачивает вместе с ощущением индивидуального своеобразия и смысл собственного существования. В XIX веке пути преодоления этой антиличност- ной тенденции в широком социально-педагогическом контексте искали социалисты-утописты, вслед за ними марксисты, деятели рабочего и социалистического движения. Усилились попытки сохранить индивидуальное начало личности, спасти ее от растворения в обезличенной действительности посредством обращения к иррационализму, найти рационально-утилитарные пути развития личности (позитивизм).

Литература:

  • 1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971
  • 2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М., 1982
  • 3. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. М., 1988
  • 4. Педагогическое наследие. Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. М., т. 2, 2008

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева

Педагогическая деятельность Песталоцци.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) родился в Швейцарии, в Цюрихе, в семье врача. Большое влияние на его воспитание оказывали мать и преданная служанка простая крестьянка. Песталоцци близко ознакомился с тяжелым положением крестьян и с малых лет проникся глубоким сочувствием к народу.

Образование Песталоцци получил сначала в начальной, а затем в латинской средней школе и в высшем учебном заведении гуманитарного направления - коллегиуме - на филологическом и философском отделениях, где под влиянием французских просветителей развивались передовые, демократические идеи.

Песталоцци хорошо знал произведения французских просветителей и семнадцати лет прочел «Эмиля» Руссо. Эта книга, как и «Общественный договор», произвела на юношу огромное впечатление и укрепила его намерение самоотверженно служить народу.

Передовая молодежь Цюриха организовала кружок под названием «Гельветическое (т. е. швейцарское) общество у скорняков» (его собрания проходили в доме цеха кожевников). Члены кружка, именовавшие себя «патриотами», обсуждали проблемы морали, воспитания, политики, занимались разоблачением должностных лиц, обиравших крестьян. В 1767 году кружок был закрыт городскими властями, а юный Песталоцци в числе других его членов подвергнут аресту. Не закончив коллегиум, он решил заняться осуществлением своей заветной мечты об улучшении положения народа. В 1769 году он начал свой социальный эксперимент. На занятые им деньги он купил небольшое имение, названное им «Нейгоф» («Новый двор»), в котором хотел организовать показательную ферму, с тем чтобы научить окрестных крестьян рационально вести свое хозяйство. Песталоцци был непрактичным и неопытным хозяином, он скоро разорился.

В 1774 году он открыл в Нейгофе «Учреждение для бедных», в котором собрал до пятидесяти сирот и беспризорных детей. По мысли Песталоцци, его приют должен был содержаться на средства, заработанные самими детьми. Воспитанники работали в поле, а также на ткацких и прядильных станках. Сам Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету, занимался их воспитанием, а ремесленники учили их прясть и ткать. Таким образом Песталоцци делал в своем учреждении попытки соединения обучения детей с производительным трудом.

Песталоцци писал, что он «хотел использовать значительную часть дохода, получаемого фабричной индустрией от человеческого труда, для создания настоящих воспитательных учреждений, которые бы соответствовали целиком потребностям человечества...» Однако дело, начатое Песталоцци, но не поддержанное теми, в чьих руках была политическая власть и материальные средства, быстро погибло. Дети могли окупить своим трудом приют, в котором они жили и работали, только непосильным напряжением своих физических сил, но, гуманист и демократ, Песталоцци не мог и не хотел пойти на то, чтобы эксплуатировать своих воспитанников. Он видел в детском труде прежде всего средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей, стремился дать детям не узкоремесленные навыки, а разностороннюю трудовую подготовку.

В этом заключается важнейшее педагогическое значение нейгофского опыта Песталоцци. Не имея материальных средств продолжать свой эксперимент, Песталоцци вскоре был вынужден закрыть приют. Однако постигшие неудачи не разубедили его в избранном им пути помощи народу.

В течение следующих восемнадцати лет Песталоцци занимается литературной деятельностью, стремясь привлечь внимание к решению все того же злободневного вопроса: как возродить хозяйство крестьян, сделать жизнь их обеспеченной, как поднять нравственное и умственное состояние трудящихся? Он издает социально-педагогический роман «Лингард и Гертруда» (1781-1787), в котором развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей.

Имя Песталоцци приобретает большую известность. В 1792 году Законодательное собрание революционной Франции наградило Песталоцци в числе восемнадцати иностранцев, прославивших себя как поборники свободы, высоким званием французского гражданина.

В 1798 году в Швейцарии произошла буржуазная революция и была создана Гельветическая (Швейцарская) республика. Когда в городе Станце вспыхнуло контрреволюционное восстание крестьян, спровоцированное дворянством и католическим духовенством, и после подавления восстания осталось много беспризорных детей, новое правительство поручило Песталоцци организовать для них воспитательное учреждение. В здании бывшего монастыря Песталоцци открыл приют для беспризорных, в который было принято 80 детей в возрасте от 5 до 10 лет. Состояние детей было как в физическом, так и в моральном отношении самое ужасное.

Песталоцци стремился сделать приют большой семьей, он стал для детей заботливым отцом и лучшим другом.

В письме к одному из друзей о своем пребывании в Станце он впоследствии писал: «С утра до вечера я был один среди них...Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они». На отеческую заботу Песталоцци воспитанники приюта отвечали искренней привязанностью и любовью, что благоприятствовало успешному осуществлению их нравственного воспитания.

В связи с военными действиями помещение приюта потребовалось для лазарета, и приют был закрыт. Песталоцци с 1799 года начинает проводить экспериментальную работу в школах г. Бургдорфа. Ему удалось доказать, что его методика обучения детей грамоте и счету имеет много преимуществ в сравнении с традиционными приемами обучения, и власти предоставили ему возможность применить эту методику в более широком масштабе.

В Бургдорфе была открыта средняя школа с интернатом и при ней отделение для подготовки учителей во главе с Песталоцци. В самом начале XIX века вышли в свет его сочинения: «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Азбука наглядности, или Наглядное учение об измерении», «Наглядное учение о числе», в которых излагались новые методы начального обучения.

В 1805 году Песталоцци перевел свой институт во французскую часть Швейцарии - в Ивердон (немецкое наименование - Ифертен) и в предоставленном ему замке создал большой институт (средняя школа и педагогическое учебное заведение), который вскоре получил мировую известность. Ученые, писатели, политические деятели посещали этот институт. В нем училось много детей аристократов, состоятельных буржуа, готовившихся в университеты или к чиновничьей карьере.

Песталоцци испытывал большую неудовлетворенность оттого, что его учение и деятельность использовались не для народных масс, а в интересах знатных и богатых. В 1825 году разочарованный Песталоцци возвращается в Нейгоф, в котором полвека назад начал свою социально-педагогическую деятельность. Здесь он уже восьмидесятилетним стариком написал свое последнее произведение - «Лебединая песнь» (1826). Песталоцци умер в 1827 году, так и не поняв, почему он, самоотверженно отдав весь свой талант и свои силы трудящимся, не смог добиться улучшения их тяжелого социального и материального положения.

Социально-педагогические и философские взгляды Песталоцци.

Мировоззрение Песталоцци носило демократический характер, но было исторически ограниченным. Песталоцци мечтал о возрождении своего народа, но наивно верил в возможность изменить жизнь тружеников путем их просвещения и воспитания. Он не понимал, что социальное и правовое неравенство людей в современном ему обществе является результатом существующих общественных отношений, видел источник народных бедствий не в экономических условиях, а в отсутствии просвещения.

Утверждая, что воспитание и образование должны быть достоянием всех людей, Песталоцци считал школы одним из важнейших рычагов социального преобразования общества. Разрешение наболевших социальных проблем, коренные общественные преобразования свершатся, по его мнению, только тогда, когда в каждом человеке будут пробуждены и укреплены все его истинно человеческие силы. Это можно сделать только в процессе воспитания.

Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци, является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается убеждение об огромном значении труда в жизни общества, оно является важнейшей силой, связывающей людей в крепкий общественный союз.

Песталоцци развивал идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке, идею о том, что каждой способности человека присуще стремление выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой. «Глаз, - говорил Песталоцци, - хочет смотреть, ухо - слышать, нога - ходить и рука - хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить».

Это стремление человека к физической и духовной деятельности вложено в него, как полагал Песталоцци, от рождения самим творцом, и воспитание должно помочь ему осуществиться.

Центром всего воспитания является формирование нравственности человека; «деятельная любовь к людям» - вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. Эта «деятельная любовь к людям» обусловливается и «естественной религией». К официальной религии и ее служителям Песталоцци относился отрицательно. «Обманщик, - обращается он к священнику, - с тех пор как мир существует, ты злоупотребляешь верой в бога, чтобы склонить людей к глупому идолопоклонству... Ты махаешь знаменами убийства, как будто они знамена любви».

Познание, утверждал Песталоцци, начинается с чувственного восприятия и восходит путем переработки представлений к идеям, которые существуют в сознании человека как образующие силы, но для своего выявления и оживления нуждаются в материале, доставляемом ощущениями.

Мировоззрение Песталоцци является в целом идеалистическим, но оно имело прогрессивный характер, так как было проникнуто гуманизмом, демократическими стремлениями и содержало некоторые материалистические утверждения и диалектические положения.

Цель и сущность воспитания. Теория элементарного образования.

Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.

Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, как это происходило в школах, а направлять это развитие по правильному пути, устранять препятствия и влияния, которые могли бы его задержать или отклонить в сторону.

Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци, - это согласие с природой. Но целенаправленное воспитание совершенно необходимо каждому человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил, которая требуется от него как члена общества.

Песталоцци не идеализировал, как Руссо, детскую природу. Он считал, что «если усилия, делаемые природой для развития человеческих сил, оставить без помощи, они медленно освобождают людей от чувственно-животных свойств». Оказать детям помощь в развитии всех человеческих сил и должно правильно поставленное воспитание.

Соотношение, которое должно существовать между воспитанием и развитием ребенка, Песталоцци выразил в такой образной форме: воспитание строит свое здание (формирует человека) поверх большой, прочно стоящей скалы (природа) и выполнит поставленные цели, если всегда будет непоколебимо держаться на ней.

Исходя из такого представления о сущности воспитания, Песталоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появления его на свет: «Час рождения ребенка есть первый час его обучения». Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое искусство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла овладеть любая мать, в том числе и простая крестьянка. Природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе.

Песталоцци называет антипсихологическими современные ему школы, в которых дети, безжалостно оторванные от общения с природой, на долгое время ввергались в холодный и мертвый для них мир букв и поток чужих слов. Вместо того чтобы развиваться, ребенок тупел в этой обстановке, лишенный заботы о его детских запросах и стремлениях.

Все многообразные силы подрастающего человека должны развиваться, по Песталоцци, естественным путем: любовь к людям - на основе собственных детских поступков, полных благожелательности, а не путем постоянных толкований о том, что такое любовь к людям, почему надо любить людей. Ум развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством механического усвоения чужих мыслей. Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду также совершаются на основе простейшего проявления физических сил, которые начинают действовать у человека под влиянием жизненной необходимости и его внутренней потребности.

Процесс развития всех человеческих сил и возможностей начинается с самого простого и постепенно поднимается ко все более сложному. По этому пути должно следовать и воспитание. Присущие каждому ребенку от рождения задатки сил и способностей нужно развивать, упражняя в той последовательности, которая соответствует естественному порядку, вечным и неизменным законам развития человека.

Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному.

Теория элементарного образования Песталоцци включает физическое, трудовое, нравственное, умственное образование. Все эти стороны воспитания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека.

Физическое и трудовое воспитание.

Целью физического воспитания ребенка Песталоцци считал развитие и укрепление всех его физических сил и возможностей, а основой физического воспитания детей - естественное стремление ребенка к движению, которое заставляет его играть, быть непоседливым, за все хвататься, всегда действовать.

Песталоцци считал физическое воспитание первым видом разумного воздействия взрослых на развитие детей. Мать, кормящая ребенка и организующая уход за ним, должна уже в это время заниматься его физическим развитием.

Упражнять и развивать физические силы детей следует путем выполнения простейших движений, которые ребенок производит в повседневной жизни, когда он ходит, ест, пьет, поднимает что-либо. Система таких последовательно выполняемых упражнений не только разовьет ребенка в физическом отношении, но и подготовит его к труду, сформирует у него трудовые умения. Большое место в физическом воспитании Песталоцци отводил военным упражнениям, играм, строевым занятиям. В Ифертенском институте все эти занятия военного характера тесно сочетались со спортивными играми, туристскими походами и экскурсиями по Швейцарии. Физическое воспитание проходило в теснейшей связи с нравственным и трудовым воспитанием.

Как указывалось выше, попытка соединения обучения с производительным трудом была одним из важных положений в педагогической практике и теории Песталоцци. В школе дети, по его мнению (роман «Лингард и Гертруда»), проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок обрабатывает свои грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне, а также с кустарными мастерскими. Во время работы, а также в свободные от нее часы учитель ведет занятия с детьми, обучает их грамоте, счету, другим жизненно необходимым знаниям. Песталоцци подчеркивал значение трудового воспитания для формирования человека. Он стремился «согревать сердце и развивать ум детей».

И хотя при таком трудовом воспитании было механическое, а не органическое соединение обучения с производительным трудом, все же ценным является то, что Песталоцци придавал труду детей широкое воспитательное значение. Он указывал, что «труд учит презирать слова, оторванные от дела», помогает вырабатывать такие качества, как точность, правдивость, способствует созданию правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми и самими детьми. Правильно организованная физическая работа детей содействует развитию их ума и нравственных сил.

Песталоцци предполагал создать особую «азбуку умений», которая содержала бы физические упражнения в области простейших видов трудовой деятельности: бить, носить, бросать, толкать, махать, бороться и т. п. Овладев такой азбукой, ребенок мог бы всесторонне развить свои физические силы и вместе с тем освоить основные трудовые умения, необходимые при всякой специальной, профессиональной деятельности. Песталоцци стремился подготовить детей трудящихся к предстоящей им работе «в индустрии», на промышленных предприятиях.

Нравственное воспитание.

Песталоцци полагал, что главная задача воспитания - сформировать гармонически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Простейшим элементом нравственного воспитания является, по мнению Песталоцци, любовь ребенка к матери, которая возникает на почве удовлетворения повседневных потребностей детского организма. В семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. Его любовь к матери постепенно распространяется на других членов семьи. «Отчий дом, - восклицает Песталоцци, - ты школа нравов».

Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осуществляться в школе, в которой отношения учителя к детям строятся на основе его отеческой любви к ним.

В школе сильно расширяется круг социальных отношений ребенка, и задача учителя - организовать их на началах деятельной любви школьника ко всем, с кем он необходимо вступает в тесные отношения. Его социальные связи, все более расширяясь, должны привести к тому, что он осознает себя частью общества и распространит свою любовь на все человечество.

Песталоцци предпочитал «живое чувство каждой добродетели разговору о ней». Он настаивал на том, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей. Он также считал важным упражнения детей в нравственных поступках, которые требуют от них самообладания и выдержки, формируют их волю.

Нравственное воспитание у Песталоцци тесно связано с религиозным. Критикуя обрядовую религию, Песталоцци говорит о религии естественной, которую он понимает как развитие у людей высоких моральных чувств.

Отношение Песталоцци к нравственности и религии - свидетельство его идеалистического мировоззрения и социальной буржуазной ограниченности. Призывая воспитателей к любви и человечности, он не помышляет о воспитании у детей протеста против общественной несправедливости, против поборников зла, притеснителей народа.

Умственное образование.

Учение Песталоцци об умственном образовании богато и содержательно. Исходя из своей основной идеи о гармоническом развитии человека, он тесно связывает умственное образование с нравственным воспитанием и выдвигает требование воспитывающего обучения.

Взгляды Песталоцци на умственное образование определяются также его гносеологической концепцией, в основе которой, как уже указывалось, лежит утверждение, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей.

Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить.

У человека, считал Песталоцци, представления о внешнем мире сначала бывают неясными и неотчетливыми, нужно упорядочить и уточнить их, довести до ясных понятий, сделать из «беспорядочных - определенными, из определенных - ясными и из ясных - очевидными». Обучение, во-первых, способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний, а во-вторых, развивает его умственные способности. Необходимо «интенсивно повышать силы ума, а не только экстенсивно обогащаться представлениями».

Такая широкая постановка вопроса о двустороннем характере процесса обучения была во времена Песталоцци исторически прогрессивной. Она не потеряла своего значения и поныне. Но Песталоцци иногда искусственно разобщал эти тесно связанные задачи и неправомерно выдвигал на первый план формальное развитие мышления ребенка.

Осуществить умственное образование детей Песталоцци стремился посредством системы специально подобранных для каждой ступени обучения и последовательно проводимых упражнений, которые развивают интеллектуальные силы и способности детей.

Стремясь упростить и психологизировать обучение, Песталоцци пришел к мысли о том, что существуют простейшие элементы всякого знания о вещах и предметах, усваивая которые человек познает окружающий его мир. Этими элементами он считал число, форму, слово. В процессе обучения ребенок овладевает формой путем измерения, числом посредством счета, а словом благодаря развитию речи. Таким образом, элементарное обучение сводится прежде всего к умению измерять, считать и владеть речью. Песталоцци кардинально изменил содержание образования современной ему начальной школы, включив в него чтение, письмо, арифметику с начатками геометрии, измерение, рисование, пение, гимнастику, а также самые необходимые знания по географии, истории и естествознанию, сильно расширил учебный план начальной школы и создал новую методику обучения, которая помогает обогащать детей знаниями и развивать их умственные силы и способности.

Важнейшей основой обучения, по Песталоцци, является наглядность. Без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружающем, развивать мышление и речь.

Песталоцци был знаком только с некоторыми учебными книгами Коменского, но не с его педагогической системой в целом. Это дало ему право утверждать: «Когда я в настоящее время оглядываюсь назад и спрашиваю себя: что же, собственно, я сделал для обучения человечества, то нахожу следующее: я прочно установил высший основной принцип обучения, признав наглядность абсолютной основой всякого познания». Но Песталоцци дал более глубокое психологическое обоснование наглядности, чем это было у Коменского.

Песталоцци строил весь процесс обучения путем постепенного и последовательного перехода от части к целому. Такой путь обучения он пытался сделать универсальным, что является неправильным: в обучении может иметь место переход как от части к целому, так и от целого к части.

Обучение должно идти, по его мнению, в строгой последовательности. Ребенку следует давать лишь то, к чему он вполне подготовлен, но не следует преподносить ему то, с чем он не может справиться. Необходимо наряду с умением мыслить развивать у детей и практические навыки. Овладение знаниями без умения пользоваться ими является, по справедливому утверждению Песталоцци, большим пороком.

Песталоцци упорно боролся с вербализмом, возмущался «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов». Разум, указывал он, всего лучше развивается посредством занятий, связанных с трудом и практикой. В этом случае тотчас обнаруживаются всякие заблуждения, тогда как, наоборот, «при занятиях мнениями и книжными вопросами можно целую вечность пережевывать одни слова». Он считал, что школа, развивая способности детей, наполняя их ум знаниями, должна обязательно прививать им умение и навыки. От умения человека действовать, утверждал он, зависит возможность осуществления того, чего требует развитой ум и облагороженное сердце человека.

Умение действовать развивается специальными систематическими упражнениями, расположенными в порядке нарастающей трудности - «от навыка в крайне простых делах к навыку в крайне сложных».

Песталоцци отводил большую роль учителю. Учитель не только образованный человек, подготовленный к тому, чтобы передать детям свои знания, его функции являются более сложными и ответственными. Он прежде всего должен искренне любить детей, чувствовать себя как бы их отцом и считать, что все необходимое для их воспитания и развития должно входить в круг его обязанностей. Ребенок от природы обладает деятельными силами, поэтому задача педагога, по его мнению, дать учащемуся соответствующий материал, необходимый для упражнения этих сил. Это возможно только в том случае, если учитель будет строить все воспитание на основе знания физических и психических особенностей учащихся.

Создание частных методик начального обучения.

Исходя из своих общих дидактических положений, Песталоцци создал основы частных методик начального обучения.

Задачей преподавания родного языка Песталоцци считал развитие речи ребенка и обогащение его словарного запаса. Он отстаивал звуковой метод обучения грамоте, что было крайне важно в его время, когда еще господствовал буквослагательный метод.

Песталоцци дал ценные указания по увеличению словарного запаса детей, тесно связывая обучение родному языку с наглядностью и с сообщением элементарных сведений по естествознанию, географии и истории. Однако на практике его уроки иногда сводились к формальным упражнениям в составлении предложений, которые содержали перечисление внешних признаков предметов.

Путем утомительных и зачастую однообразных упражнений Песталоцци стремился развить в детях умение наблюдать, установить признаки предмета или явления, выработать навыки четкого и полного описания предмета. Сама мысль о положительном значении таких занятий верна, практическое же их выполнение часто носило формальный характер.

Для приобретения навыков письма Песталоцци рекомендовал проводить предварительные упражнения в изображении прямых и кривых линий - элементов букв. Обучение письму Песталоцци связывал с измерением предметов и рисованием, а также с развитием речи. Большое внимание он уделял орфографической правильности письма в первые годы обучения.

Для обучения измерению Песталоцци предлагал брать сначала прямую линию, а затем угол, квадрат, деление его на части (половина, четверть и т.д.). Воспитатель должен показывать детям и называть различные геометрические фигуры. Они наблюдают их, усваивают их свойства и названия, учатся их измерять.

Результаты измерений ребенок должен зарисовать. Эти упражнения являются основой для обучения его письму.

Возражая против традиционной методики обучения арифметике, основанной на заучивании наизусть правил, Песталоцци предложил свой метод изучения чисел начиная с элемента каждого целого числа - единицы. На основе наглядных представлений, сочетания и разъединения единиц он дает детям совершенно ясное понимание свойств и соотношений чисел. Многие арифметические понятия должны уясняться во время игр. От изучения единиц дети переходят затем к десяткам.

Для обучения дробям Песталоцци брал квадрат и показывал на нем, принимая его за единицу, соотношения частей и целого.

На основе этой идеи последователями Песталоцци был введен в школьную практику так называемый арифметический ящик, используемый в некоторых школах и в настоящее время.

Песталоцци дал ряд указаний по преподаванию географии. Он ведет здесь своих учеников от близкого к далекому, от наблюдений окружающей местности в натуре к более сложным представлениям. Дети, знакомясь со школьным участком земли, со своей деревней, приобретают сначала элементарные географические представления, которые затем постепенно расширяются, и в итоге они должны получить представления о всей земле. При этом к начальным представлениям следует постоянно возвращаться при изучении далеких стран.

Песталоцци считал полезным соединение родиноведения с начатками естествознания. Он рекомендовал лепить рельефы местности из глины, а уже затем переходить к карте.

Значение педагогической теории и практики Песталоцци.

Песталоцци был выдающимся теоретиком и практиком буржуазно-демократической педагогики. Он самоотверженно отдал все силы делу воспитания детей бедноты. Его несомненной заслугой является то, что он всемерно подчеркивал роль воспитания в развитии ребенка и указал на необходимость планомерно осуществлять это воспитание в семье и школе.

Перед воспитанием Песталоцци выдвинул прогрессивную задачу - гармонически развивать все природные силы и способности человека. Он создал теорию элементарного образования, сыгравшую большую роль в борьбе с догматическим обучением и механическим запоминанием, способствовавшую развитию народных школ в XIX веке. Он высказал ряд очень ценных мыслей о физическом, трудовом, нравственном, умственном воспитании ребенка, настаивал на расширении содержания образования в начальной школе, стремился сделать ее близкой народу, тесно связанной с жизнью и потребностями народных масс, уделял большое внимание трудовому обучению детей, их подготовке к жизни.

Песталоцци разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования. В силу исторически ограниченного мировоззрения он не сумел правильно решить вопрос о единстве процесса вооружения учащихся знаниями и развития их умственных сил. Он переоценивал иногда роль механических упражнений в развитии мышления, отделяя развитие мышления от накопления знаний, становился на путь оправдания теории формального образования. Эту сторону учения Песталоцци особенно развили некоторые из его учеников.

Но идея развивающего школьного обучения, выдвинутая Песталоцци, оказала, несомненно, положительное влияние на дальнейшее развитие передовой педагогической теории и практики.

Введение 3
1. Жизнь и педагогическая деятельность И. Г. Песталоцци 4
2. Основные положения педагогической теории Песталоцци 6
Заключение 10
Список литературы 11

Введение

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 гг.) - швейцарский педагог-демократ, посвятил свою жизнь воспитанию и обучению детей народа. В его время Швейцария переходила от феодализма к капиталистическим отношениям, что сопровождалось обнищанием значительной части крестьянства. Обезземеленные крестьяне, зарабатывавшие жалкие гроши непосильным трудом на мануфактурах и возникающих в Швейцарии бумагопрядильных фабриках, были вынуждены отдавать туда и своих детей, которых владельцы предприятий также безжалостно эксплуатировали. Всю свою жизнь Песталоцци стремился улучшить положение трудящихся и их детей.
Актуальность работы заключается в рассмотрении цели воспитания, с точки зрения Песталоцци, ― проявление в детях «истинной человечности», которая достигается путем гармонического развития у каждого ребенка всех его природных сил и способностей.
Цель работы состоит в изучении педагогического наследия И. Г. Песталоцци.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1) охарактеризовать жизнь и педагогическую деятельность И. Г. Песталоцци;
2) рассмотреть основные положения педагогической теории Песталоцци.
В своем романе «Лиенгард и Гертруда» Песталоцци рисует идеал влияния хорошего воспитания в семье и школе на благосостояние целой общины, а следовательно и целого народа, а в других сочинениях дает прочное основание методике обучения в элементарной школе. Сам Песталоцци показал своею педагогической деятельностью высокий пример учителя и воспитателя, для которого важнее всего благо порученных ему детей.
1. Жизнь и педагогическая деятельность И. Г. Песталоцци

Генрих Песталоцци родился в Цюрихе в 1746 году. Его отец, врач, умер рано. Воспитывали мальчика мать и преданная служанка. Материальное положение семьи было тяжелым. Еще ребенком, наблюдая жизнь швейцарских крестьян, Песталоцци видел как жестоко угнетали их и дворяне - помещики, и владельцы мануфактур, раздававшие работу крестьянам на дом. Мальчик проникся убеждением, что «все зло из города», и заявлял: «Буду большим стану помогать крестьянам» .
Образование Песталоцци получил сперва в немецкой начальной школе, а затем в средней латинской школе. Эта школа с ее убогой программой и неподготовленными учителями оставила у юноши тяжелые воспоминания.
Некоторые профессора высшей школы, в которой учился Песталоцци, широко знакомили молодежь с разного рода философской и политической литературой. Еще 17-летним юношей Песталоцци прочел «Эмиля» Руссо. Появление «Общественного двора» Руссо произвели на Песталоцци сильнейшее впечатление и укрепило его убеждение в необходимости служить народу.
Для того, чтобы помочь крестьянам, Песталоцци изучает сельское хозяйство. В 1774 году он осуществляет попытку помочь народу: открывает на своей ферме Нейгоф приют для сирот и беспризорных детей. По его мысли, приют должен был содержаться на те средства, которые зарабатывают сами дети. Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету. Их учили также прясть и ткать. Он намеревался таким образом соединить обучение с производительным трудом. Средств у Песталоцци не хватило, и в 1780 году вынужден был закрыть свой приют. 18 лет Песталоцци посвятил подытоживанию своего опыта и литературной работы. В 1781 году он заканчивает и издает свой знаменитый педагогический роман «Лингард и Гертруда».
Когда в Швейцарии произошла буржуазная революция (1798 г.), Песталоцци с согласия правительства молодой республики направился в Станц и открыл приют для беспризорных, в который было принято 80 детей в возрасте 5-10 лет. Состояние детей как в физическом, так и в моральном отношении было плохое. Песталоцци считал необходимым построить приют по типу семьи, перевоспитать детей, вести там обучение, соединенное с производительным трудом. Всего себя отдал Песталоцци этим детям.
Вскоре Песталоцци получает место учителя в Бургдорфе, а несколько позже он, со своими сотрудниками открывает свой институт. Там он развертывает начатые в Станце опыты упрощенного обучения, ставя себе задачу установить такие методы, при помощи которых каждая мать легко могла бы обучать своих детей. В самом начале XIX века вышли в свет сочинения Песталоцци: «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Азбука наблюдения», «Наглядное учение о числе» .
После переезда института в Мюнхенбухзее, а потом в Ифертен Песталоцци в предоставленном ему замке продолжает деятельность своего института; это было большое учебное заведение. Песталоцци становится известным педагогом, его ценят в самых различных кругах. Состав учащихся института резко меняется: это уже не дети крестьян, не беспризорники, а в значительном большинстве дети аристократов, помещиков, зажиточных людей.

Иоганн Генрих Песталоцци родился 12 января 1746 года в небогатой семье хирурга (по другим источникам - глазного врача). Он рано лишился отца и воспитывался матерью. В 1751 году он поступил в начальную немецкую школу, где мальчики занимались чтением, письмом, элементарным счётом, заучиванием молитв, текстов из Библии и катехизиса. В школе он считался неспособным учеником и был предметом насмешек своих товарищей. По собственному признанию Песталоцци, он учился очень неровно: улавливая обычно быстро и правильно сущность материала, он в то же время не преуспевал там, где требовалось напряжённое внимание; особенно не давалась ему орфография.

Завершив начальное образование, Песталоцци в 1754 году поступает в среднюю латинскую школу, а в 1763 году - в высшую Цюрихскую школу Коллегиум Каролинум, готовившую как к духовной карьере, так и к занятию различных государственных должностей, для которых требовалось образование гуманитарного направления.

Поступая в университет, Песталоцци видел себя богословом. В это время в Коллегиум Каролинум преподавали такие известные цюрихские учёные, как Яков Бодмер и Иоганн Брейтингер. оказавшие большое влияние на мировоззрение молодого Песталоцци. Обучение в Коллегиум Каролинум дало Песталоцци основательное классическое образование, однако к 1765 году он принял решение отказаться от духовной карьеры и оставил это учебное заведение.

В студенческие годы Песталоцци принимал активное участие в буржуазно-демократическом движении, возникшем в 50-60-х годах XVIII века в среде передовой швейцарской интеллигенции. Чтение «Эмиля» Руссо оказало на Песталоцци особое влияние. Обладая замечательным мягким характером, чувствительный и отзывчивый к людскому горю, Песталоцци эмоционально воспринимал окружающий мир.

По уходу в 1765 году из Коллегиум Каролинум Песталоцци, как полагают некоторые его биографы, самостоятельно готовился к деятельности юриста, однако необходимость скорейшего создания себе обеспеченного материального положения (эта необходимость диктовалась тем, что Песталоцци избрал себе невесту - Анну Шультгес - из богатой и именитой купеческой семьи) заставила его осенью 1767 года заняться сельским хозяйством в имении Киршфельд. Осенью 1769 года состоится свадьба Иоганна Генриха Песталоцци и Анны Шультгес.

В том же году Песталоцци приобретает недалеко от Цюриха небольшое имение, которое он назвал «Нейгоф» (нем. Neuhof - новый двор). Там он собирался провести в жизнь некоторые преобразования в области земледелия и приобщить к ним окрестных крестьян. Однако у Песталоцци не оказалось выдающихся способностей для хозяйственной деятельности, его пятилетние опыты не дали ожидаемых результатов и значительно подорвали материальное положение Песталоцци.

В это время он приходит к убеждению, что больше всего в его помощи нуждаются крестьянские дети, остающиеся без присмотра. Песталоцци решает отдать свои силы и остатки средств воспитанию детей бедняков и организует в своём имении «Учреждение для бедных», в котором пытается впервые претворить в жизнь свой идеал трудовой школы. Благодаря поддержке местной общины Песталоцци собирает у себя около 50 детей, которых он обучает летом полевым работам, а зимой - ремеслу. Песталоцци лично занимался с детьми разного возраста устным счётом, чтением, письмом, вёл беседы о природе и жизни людей.

Однако в «учреждении для бедных» наряду с обучением стояла задача обеспечения детям заработка, посредством которого необходимо было полностью окупить их содержание и получить возможность выплатить заём, взятый Песталоцци на создание школы. Труд воспитанников приюта был низкопроизводительным и отнимал у них значительное время в ущерб умственному образованию. Это признавал и сам Песталоцци, но он не мог допустить жестокой эксплуатации детского труда, существовавшей в так называемых «индустриальных школах» того времени; и в 1780 году Песталоцци был вынужден закрыть «Учреждение для бедных».

Крайне нуждаясь материально и не имея возможности заниматься любимым делом, Песталоцци берётся за перо. За 18 лет литературной деятельности им написан целый ряд произведений; Песталоцци стремится использовать эти труды для пропаганды своих идей. В 1780 году Песталоцци он написал небольшое сочинение под названием «Досуги отшельника», представлявшее собой сборник афоризмов. Оно было встречено читателями прохладно. Но именно в нём Песталоцци излагает свои взгляды, которые будет развивать впоследствии. Большой успех имел социально-педагогический роман в четырёх частях «Лингард и Гертруда, книга для народа» (1781) . Это рассказ о том, как простая умная и уважаемая в своей деревне крестьянка умело воспитывая своих детей, убедила односельчан открыть в деревне школу. От неопределённых и пылких мечтаний Песталоцци переходит к суровой прозе жизни: «заткнуть дыру, из которой текут народные бедствия» можно только тогда, когда поднимется уровень образования народа. Но поскольку у народа нет ни средств, ни сил для обустройства большого количества школ, то образование, по убеждению Песталоцци, должно быть передано матерям. Для облегчения этой задачи матерей необходимо снабдить специальным руководством, которое и было написано Песталоцци.

Буржуазная революция в Швейцарии побудила Песталоцци к более активной общественной деятельности. Революционное правительство Швейцарии востребует талант Песталоцци и, когда в кантоне Нидвальден после подавления восстания горцев остаётся множество осиротевших безнадзорных детей, он едет в центр кантона Штанс для организации приюта. Швейцарское правительство, некоторые члены которого симпатизировали Песталоцци, предоставило ему полуразрушенные войной здания монастыря урсулинок в Штансе.

Идеи П. оказали громадное влияние на последующее развитие педагогики. Возник новый тип школьной системы – независимой от Церкви нар. школы. В Германии (в первую очередь в Пруссии) появилось множество кружков последователей П., стимулировавших практич. реализацию его идей. В 1792 Законодат. собранием Франц. республики П. было присвоено звание «гражданин Франц. республики».

Об исключительном энтузиазме, который в этот период испытывал Песталоцци, свидетельствует письмо, направленное в феврале 1799 года близкой подруге жены - Франциске Романе фон Халлвиль, - в котором, в частности, написано:

Дорогой и добрый друг, всё идёт, всё идёт, всё идёт хорошо. Я смываю позор моей жизни, сила моей жизни, сила моей юности возродилась … Вот я извлечён из ничтожества; вижу и чувствую, что снова моя судьба стала равной судьбе других людей; я снова человек.

Деятельность Песталоцци в приюте проходила в крайне неблагоприятных условиях. Приют был размещён в недостроенном и неприспособленном для нужд воспитательного учреждения здании монастыря; отсутствовали учителя и учебные пособия. Воспитанники, число которых вначале составляло 50 человек, а позже дошло до восьмидесяти, прибывали в приют в крайне запущенном физическом и моральном состоянии. Не имея помощников, Песталоцци сам справлялся с десятками не самых примерных детей. Он был начальником учебного заведения, учителем, казначеем, дворником и даже сиделкой в одном лице. Преодолеть все трудности ему помогли сердечность и душевная отзывчивость - Иоганну Генриху удалось в предельно короткий срок сплотить своих воспитанников в одну громадную семью, в которой он выполнял роль любящего и заботливого отца. Старшие дети вскоре стали помощниками Песталоцци.

Педагогическая деятельность Песталоцци была неожиданно прервана: французским войскам монастырские помещения понадобились под госпиталь, и Песталоцци вынужден был закрыть школу. В 1799 году Песталоцци покидает Штанс и отправляется в Бургдорф, где сначала занимает должность помощника учителя, а затем, осенью 1800 года , создаёт Бургдорфский институт - среднюю школу с интернатом, служившую базой для подготовки учителей. Здесь Песталоцци удаётся создать сплочённый педагогический коллектив единомышленников, совместно с которым он проводит успешную экспериментальную работу в области методики преподавания счёта и языка. В 1801 году Песталоцци пишет своё программное произведение «Как Гертруда учит своих детей (попытка дать матерям наставление, как самим обучать своих детей)», проливающее свет на созданную им теорию элементарного образования (метод Песталоцци).

В 1804 году институт Песталоцци был вынужден перебраться из Бургдорфа в Ивердон. Здесь институт получает поистине международную известность; слава Песталоцци достигает своей вершины. В Бургдорфе и Ивердоне появлялось много людей, желавших воочию убедиться в целесообразности приёмов Песталоцци. В это закрытое учебное заведение стремились отдать своих сыновей богатые семьи не только Швейцарии, но и Германии, Франции, Англии, Италии, России. Число воспитанников интерната колебалось в разные годы от 80 до 160 человек. В 1809 году в Ивердоне был также создан женский институт. При заведении постоянно функционировал учительский семинар, в котором педагоги получали теоретическую и практическую подготовку к профессиональной деятельности.

От учителей Песталоцци требует усвоения основ метода элементарного образования и участия в его творческой разработке. Однако Песталоцци не мог получить полного удовлетворения от работы в Ивердонском институте из-за социального состава воспитанников - выходцев из семей власть имущих, определяющего весь характер этого учреждения. Несколько раз Песталоцци обращается к правительствам различных швейцарских кантонов с предложениями создать новое «Учреждения для бедных», однако безуспешно. В период с 1805 по 1812 год Песталоцци пишет ряд статей, посвящённых воспитанию детей неимущих.

Лишь в 1818 году ему удаётся открыть в Клинди близ Ивердона школу для бедных на средства, полученные от издания собрания его сочинений. Однако в это время он уже много болеет и не может отдавать школе много сил.

Последние годы жизни принесли Песталоцци большое огорчение: его помощники по Ивердону перессорились, в 1825 году институт был закрыт в связи с отсутствием средств. Песталоцци вынужден был покинуть основанное им заведение и вернуться в своё поместье Нейгоф, где полвека тому назад началась его педагогическая деятельность. В своём предсмертном сборнике работ (1826) «Лебединая песня» он подводит итог своей жизни и научных изысканий. 17 февраля 1827 года в Бругге последовала смерть великого педагога.

Ключевые слова: ​Иоганн Генрих Песталоцци,биография,Johann Heinrich Pestalozzi,подробная биография,скачать бесплатно,швейцарская литература,18 в,жизнь и творчество Иоганна Песталоцци,читать онлайн




Top