Триптих что означает. Картины триптих: что это такое (10 фото)

Робер Кампен. Алтарная картина-триптих «Благовещение Пресвятой Богородицы» («Алтарь Мероде»), около 1427-1432 гг.

В русский язык слово τρίπτυχος пришло из древнегреческого языка. Оно трактуется как трехсторонний, тройной, втрое сложенный, с тремя сторонами, состоящий из трёх дощечек, т.е. в обязательном порядке фигурирует число «три», что наталкивает на мысль о неслучайном присутствии именно этой цифры.

Число «три»

И, действительно, тройка в значении триединства играет важную роль во многих философских учениях и верованиях. Вспомним праздник Святой Троицы в честь сошествия Святого Духа на апостолов, котором открылась тройственная сущность Бога: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Поэтому число «три» имеет сакральный смысл в христианстве: три распятия на Голгофе, воскрешение Христа на третий день, трое волхвов пришли приветствовать рождение младенца Иисуса Христа, три добродетели - Вера, Надежда, Любовь и т.д.

В фольклоре, быту, поговорках, суевериях и литературе часто упоминается цифра «3» в особом, порой магическом смысле: сплюнуть три раза через левое плечо, чтоб не сглазили, «бог троицу любит», троекратный поцелуй, трижды чокнуться, «три девицы под окном пряли поздно вечерком» и т.п.

Что уж говорить о значении тройки в науке: трёхмерность пространства, три состояния вещества, три фазы Луны и многое другое.

Возвращаясь к разбору, что такое триптих, посмотрим более детально на примере некоторых областей, в которых используется это понятие.

Триптихи для алтарей и иконы-складни

Форма триптиха в Средние века активно использовалась для украшения храмов. Наибольшую популярность она имела в христианском искусстве Западной Европы 14-16 веков. Триптихи с сюжетами на религиозную тему изготавливали для храмов и размещали у алтарей. Это могли быть живописные трёхчастные полотна, вырезанные на дереве или большие витражные композиции.

В меньшем размере трёхчастная форма изображения нашла применение в изготовлении складных икон. Боковые створки с вспомогательными, пояснительными сюжетами при складывании закрывают центральную часть с основным изображением. Такую икону называют складень.

Святая Троица. Воскресение со свв. Иаонном Предтечей и Николаем на створках. Икона-складень Россия, 17 в.

Триптих в изобразительном искусстве

В изобразительное искусство триптих пришёл из религиозной живописи. Это может быть композиция из трех произведений разных видов искусства: картин, скульптур, барельефов, рисунков и т. п., которые дополняют друг друга и объединяются в единое целое через общую идею, тему, сюжет либо одних и тех же героев. Чаще всего средняя часть самая основная, она выделяется размером и важностью содержания.

«Воз сена» Иеронима Босха - пример трех картин, связанных одной темой грехопадения. На центральной створке аллегорически показан род людской, погрязший в грехе и воз, который тянут демоны в сторону правой створки. На ней изображен ад. А на левой - начало падения человечества в образах Адама и Евы.

Иероним Босх. Воз сена, 1500-1516

Три секции триптиха «Воскресение Христа» Михаила Нестерова, написанного для Марфо-Мариинской обители, объединены другим сюжетом - событиями, происходящими в утро воскресения Господа. Каждое последующее отдельное изображение продолжает повествование, начатое в предыдущем эпизоде. В итоге получается цельная история: на левой части удивленная Мария Магдалина, которая пришла к гробу своего учителя и обнаружила, что его нет на месте погребения. На центральной - ангел приглашает посмотреть на камень, на котором накануне ещё лежало тело Христа. На правой секции триптиха завершение рассказа - встреча Марии и воскресшего Христа.

Михаил Нестеров. Воскресение Христа (Утро Воскресения). Триптих. 1910-1911.

Три холста Фрэнсиса Бэкона объединяет в триптих изображение одного и того же человека - британского художника Люсьена Фрейда, но сидящего на стуле в разных позах.

Британский скульптор Джон Эдгар создал группу из трёх терракотовых портретов. На триптихе «Окружающая среда» учёный и эколог Джеймс Лавлок, философ Мэри Мидгли и писатель Ричарда Маби. То общее, что собрало этих людей в одно произведение - их усилия влиять на экологическое поведение человека по отношению к природе.

Триптих в филателии

В филателии триптих тоже нашел применение. Это расположенные на одном марочном листе три марки (купона), разные по изображению, цвету или номиналу, но на единую тематику или, например, с одним текстом на всех трёх. В филателистической терминологии триптих ещё называют тройкой или сцепкой.

Триптих в литературе, кино и музыке

Что касается неизобразительных видов искусства. Если автор, решая творческую задачу, создает три стихотворения или три произведения в прозе, объединённых общим замыслом, преемственностью сюжетной линии, одними и теми же персонажами, то это тоже некая разновидность триптиха. В литературе этоо называют трилогией (франц. trilogia). Одно из определений понятия «трилогия» звучит так - это совокупность трёх произведений искусства или науки, объединенных преемственностью сюжета, либо общей идеей. В античности трилогия объединяла в себе только трагедии, связанные единым сюжетом. Теперь же это необязательно должны быть именно трагедии.

Трилогия Л.Н. Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность».

Примером в музыке может служить триптих-опера Александра Журбина «Метаморфозы любви: Верность. Измена. Эротика». Опера состоит из трёх частей, объединённых темой любви: три истории трёх великих людей.

Идеальный пример кинотрилогии - три фильма новозеландского режиссёра Питера Джексона в жанре фэнтези «Властелин колец»: «Братство Кольца», «Две крепости», «Возвращение короля» по роману, и тоже трилогии, английского писателя Джона Толкина.

Триптих (от греч. Triptyches -- тройной, сложенный в трое) -- произведение искусства из трех картин, рельефов, рисунков и т.д., объединенных общей идеей, темой или сюжетом.

Триптих - это произведение, состоящее из трех изображений, объединенных общей идеей или темой, а также общим композиционным решением. В живописи триптих является разновидностью полиптиха, содержащего произвольное число элементов, триптих в живописи представляет собой композицию из центральной и двух боковых картин. В фотографии считается, что триптих является наиболее сложным решением, т.к. в отличие от очерка, репортажа или серии требует наибольшей лаконичности (приложение 10-18).

Бывает, что даже очень дорогой интерьер остается безликим. Вроде бы идеально подобраны все элементы, соблюдена стилевая направленность, присутствует единая цветовая гамма, но жилое помещение непостижимым образом напоминает офис или холодный сюжет глянцевого модного журнала. Подобную ситуацию могут исправить картины для интерьера. Именно они вместе с другими аксессуарами способны придать жилому помещению уютное очарование. Правильно подобранное изображение расставляет нужные акценты и даже визуально видоизменяет пространство.

Очень редко дизайн всей комнаты выполняют специально под понравившееся произведение. Гораздо чаще картины на холсте подбирают к уже готовым интерьерам. При этом стоит помнить, что живопись не просто украшает стены, она является визитной карточкой художественного вкуса хозяина дома или офиса.

Всегда очень интересно смотрятся картины, фрагменты которых расположены на нескольких полотнах. В зависимости от числа отдельных частей, их называют диптихами, триптихами или полиптихами. Эксперты высоко ценят такие произведения и относят их к вершине искусства. Совсем не случайно к этому виду живописи обращались великие художники, чьи работы украшают музеи, церкви и храмы. Такие картины мгновенно акцентируют внимание. Стена с полиптихом имеет несколько фокусных точек, человек непроизвольно перемещает свой взгляд, пытаясь оценить сюжет. Подобные произведения просто не бывают скучными, они вносят в интерьер динамическую составляющую, их хочется рассматривать снова и снова. Особый интерес представляют ассиметрично оформленные полотна. Они вносят разнообразие, усиливают необычность образов.

Большое значение в интерьерной живописи уделяют цветовой гамме. Сегодня в особом почете стиль минимализма. В комнате со светлыми полами или стенами хороши картины на холсте, совпадающие по цветовой гамме с текстилем или мебелью. Полотно может и контрастировать с предметами обстановки, но тогда его обязательно должна "поддержать" какая-нибудь деталь: декоративная ваза или коврик. Произведение живописи более выигрышно смотрится в хорошем освещении. Хорошо, когда есть большие окна. В темном же помещении можно организовать дополнительную подсветку.

Форма триптиха пришла из раннего христианского искусства и в Средние века была популярным форматом для создания картин, помещаемых у алтаря. Триптихи можно было встретить от восточных византийских храмов до Британии на западе. Художники и скульпторы эпохи Ренессанса использовали эту форму искусства. Начиная с готического периода и далее как в Европе, так и в России стены вокруг алтарей в церквях и соборах часто оформлялись триптихами. Структура триптиха была традиционна и для церковных витражей.

Характерно, что части триптиха должны составлять не только содержательное, и композиционное единство.

Обычно "решение" триптиха задано центральным элементом, который может быть акцентирован размером (меньшим или большим, чем размер "краев"), цветом, контрастностью или "силовыми линиями" самого изображения.

Обычно все три изображения выполнены в единой стилистике (цветной, монохромной, черно-белой, высоко или низкоконтрастной), но это не обязательно.

Фотограф может, напротив, выделить одно из изображений цветом или внести отдельный цвет как исключение в монохромной композиции.

И даже этот принцип может быть нарушен.


Полотна голландского художника Иеронима Босха узнаваемы по фантастическим сюжетам и деликатным деталям. Одной из самых известных и амбициозных работ этого художника является триптих «Сад земных наслаждений», который уже более 500 лет вызывает споры у любителей искусства по всему миру.

1. Триптих назван по теме его центральной панели



В трёх частях одной картины Босх попытался изобразить весь человеческий опыт - от жизни земной до загробной. Левая панель триптиха отображает рай, правая – ад. В центре находится сад земных наслаждений.

2. Дата создания триптиха неизвестна

Босх никогда не датировал свои произведения, что усложняет работу искусствоведов. Некоторые утверждают, что Босх начал рисовать «Сад земных наслаждений» в 1490 году, когда ему было около 40 лет (его точный год рождения также неизвестен, но предполагается, что голландец родился в 1450). А окончена грандиозная работа была между 1510 и 1515 годами.

3. «Рай»

Искусствоведы утверждают, что райский сад изображён в момент создания Евы. На картине он выглядит как нетронутая земля, на который обитают загадочные существа, среди которых можно увидеть даже единорогов.

4. Скрытый смысл


Некоторые искусствоведы считают, что средняя панель изображает людей, сошедших с ума за свои грехи, которые упускают свой шанс обрести вечность на небесах. Похоть Босх изобразил множеством обнаженных фигур, занимающихся легкомысленными занятиями. Считается, что цветы и фрукты символизируют временные удовольствия плоти. Некоторые даже предположили, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается».

5. Сад земных наслаждений = потерянный рай?

Довольно популярным толкованием триптиха является то, что он является не предупреждением, а констатацией факта: человек потерял верный путь. Согласно этой расшифровки, изображения на панелях нужно смотреть последовательно слева направо, а не считать центральную панель развилкой между адом и раем.

6. Тайны картины

Боковые панели триптиха с изображением рая и ада могут складываться, закрывая центральную панель. На внешней стороне боковых панелей изображена последняя часть «Сада земных наслаждений» - изображение Мира на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека.

Поскольку это изображение по сути является введением к тому, что изображено на внутренней панели, то оно выполнено в монохромном стиле, известном как гризайль (это было обычным явлением для триптихов той эпохи, и предназначалось, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части).

7. Сад земных наслаждений является одним из трех подобных триптихов, которые создал Босх

Двумя тематическими триптихами Босха, подобными «Саду земных наслаждений», являются «Страшный суд» и «Воз сена». Каждый из них можно рассматривать в хронологическом порядке слева направо: библейское сотворение человека в Эдемском саду, современная жизнь и ее беспорядок, ужасные последствия в аду.

8. В одной из частей картины демонстрируется преданность Босха семье


О жизни нидерландского художника эпохи раннего Возрождения сохранилось очень мало достоверных фактов, но известно, что его отец и дед были также художниками. Отец Босха Антониус ван Акен был также советником Прославленного Братства Пресвятой Богородицы - группы христиан, которые поклонялись Деве Марии. Незадолго до начала работы над «Садом земных наслаждений» Босх последовал примеру своего отца и также вступил в братство.

9.Хотя триптих носит религиозную тематику, он не был нарисован для церкви

Хотя работа художника явно сделана на религиозную тематику, она была слишком странная, чтобы выставлять ее в религиозном учреждении. Гораздо более вероятно, что работа была создана для богатого покровителя, возможно члена Прославленного Братства Пресвятой Богородицы.

10. Возможно, картина была очень популярной в свое время

«Сад земных наслаждений» впервые упоминается в истории в 1517 году, когда итальянский летописец Антонио де Беатис отметил это необычное полотно в брюссельском дворце дома Нассау.

11. Слово Божье показано на картине двумя руками

Первая сцена показана в раю, где Бог, поднял правую руку, приводит Еву к Адаму. На панели «Ад» есть точно такой жест, но рука указывает умирающим игрокам на ад внизу.

12. Цвета картины также имеют скрытый смысл


Розовый цвет символизирует божественность и источник жизни. Синий цвет относится к Земле, а также земным удовольствиям (к примеру, люди едят синие ягоды из синей посуды и резвятся в синих прудах). Красный цвет представляет страсть. Коричневый цвет символизирует ум. И, наконец, зеленый, который повсеместно встречается в «Раю», почти полностью отсутствует в «Аду» - он символизирует доброту.

13. Триптих намного больше, чем все полагают

Триптих «Сад земных наслаждений» на самом деле просто огромный. Размеры его центральной панели составляют около 2,20 х 1,89 метра, а каждой боковой панели – 2,20 х 1 метр. В развернутом состоянии ширина триптиха – 3,89 метра.

14. Босх сделал скрытый автопортрет в картине

Это всего лишь предположение, но искусствовед Ханс Бельтинг предположил, что Босх изобразил самого себя на панели «Ад», расколотым на две части. Согласно этой интерпретации, художником является человек, туловище которого напоминает треснувшую яичную скорлупу, иронически улыбается, смотря на сцены ада.

15. Босх заработал репутацию сюрреалиста-новатора благодаря «Саду земных наслаждений»


До 1920-х годов, до появления поклонника Босха Сальвадора Дали, сюрреализм не был популярен. Некоторые современные критики называют Босха отцом сюрреализма, ведь он писал за 400 лет до Дали.

В продолжение темы таинственных картин мы расскажем про то, - самая загадочная из всех незнакомок.

— что это Вы узнаете из нашей статьи))

Итак, архаичная книжка усовершенствовалась в картину

Дизайнеры стараются разнообразить декорированием жилые помещения, офисы.

На сегодня актуальный элемент в интерьере – полотна, состоящие из нескольких частей сливающихся в один сюжет. Такой неповторимый жанр в искусстве придает легкость картине, несмотря на ее большие размеры и целостность при фактической разъединенности. Этот вид картин носит название – , что в переводе означает – «сложенный вдвое». Греки и римляне так называли специальные, соединенные друг с другом таблички, которые были архаичными записными книгами. Изготавливали их из дерева, металлических пластинок и других материалов. Внутренние стороны служили для записей, внешние – покрывали различными украшениями. Эти книжки также содержали дополнительные листы, от количества которых, менялось название, три листа – , пять и более – .

В настоящее время – усовершенствовались в оригинальные картины. Их полотна изготавливают без рам, галерейным способом холст натягивают на подрамник, что выглядит красиво и эффектно. Такие составные картины не только предмет живописи, но и предмет интерьерного искусства. Решив купить картину из двух сегментов, интерьер вашего офиса, квартиры или рабочего кабинета станет более современным. Диптихи также отлично подходят для оформления не больших помещений – гостиной, кухни и прихожей. Такие произведения искусства изысканно смотрятся, а палитра их цветов удовлетворит любого ценителя.

Триптих – это композиция из трех рисунков, картин или гравюр разных по форме, но объединенных общей идеей, тематикой и цветовой гаммой. Обычно составляющие триптихи равных размеров, если же нет, тогда среднюю наибольшую работу располагают по центру, а две меньшие по бокам. Вешают их на расстоянии от 3 до 10 см друг от друга. Такой настенный декор существенно преобразит интерьер и передаст тонкость вкуса ее обладателя.

Удачным подарком для близкого человека станет квадриптих – это своего рода, так называемый хит в искусстве. Он состоит из четырех разных по размеру и форме сегментов, заказать картину в таком исполнении не сложно. Такое полотно усовершенствует каждый дом или офис. Чаще всего квадриптих используется в усадьбах и кабинетах. Ведь очаровательные , плавно переходят с плоскости одной картины на другую.

Среди настоящих ценителей изобразительного искусства, пользуются популярностью картины в стиле . Это полотно из пяти и более составляющих, также связанных одним замыслом и цветовой гаммой. Получается своеобразная фото история в результате комбинации разных снимков, собранных в одну картинку.

Благодаря своей уникальности, эти композиции картин смогут придать дому красоту, тепло и уют. Интересный ритм, динамика и цветовые решения станут недостающим акцентом. Ведь лишь собственными усилиями можно превратить дом в замечательное и уютное место.

). Работа разделяется на три секции или три резные панели, которые висят вместе и рядом. Триптих является разновидностью полиптиха, что обозначает работу из множества панелей или картин. Средняя работа как правило наибольшая, а по бокам располагаются две меньшие относящиеся к ней работы, хотя составляющие триптихи работы обычно равны по размерам.

Несмотря на то, что корень слова идёт от древнегреческого «triptychos», слово возникло в Средние века от древнеримского названия таблички для письма, которая имела две навесные панельки, примыкающие к центральной. Слово также могло использоваться для обозначения ювелирной подвески .

Эволюция

Форма триптиха пришла из раннего христианского искусства и в Средние века была популярным форматом для создания картин, вешаемых у алтаря . Географическая распространённость составляла от восточных византийских храмов до Британии на западе. Художники и скульпторы Ренессанса , такие как Ганс Мемлинг («Страшный суд » из Гданьска) и Иероним Босх тоже использовали эту форму искусства, а также этот термин употребляется в отношении малых литературных форм, в первую очередь стихов.

Начиная с готического периода и далее как в Европе, так и в других странах стены вокруг алтарей в церквях и соборах часто оформлялись триптихами. В Соборе Антверпенской Богоматери находятся два образца работы Рубенса , а в Соборе Парижской Богоматери есть другой образец архитектурного триптиха. Структура триптиха традиционна для церковных витражей .

Примеры

Хотя наиболее известен вид триптиха рядом с алтарём, не относящиеся к этой категории известные работы включают в себя произведения:

  • Благовещение и двое святых (Симоне Мартини)
  • Сад земных наслаждений (Иероним Босх)
  • Алтарь Портинари (Хуго ван дер Гус)
  • Воздвижение Креста (Питер Пауль Рубенс)
  • Портретные и автопортретные триптихи Фрэнсиса Бэкона , в частности, Три наброска к портрету Люсьена Фрейда

См. также

Напишите отзыв о статье "Триптих"

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Триптих

Отрывок, характеризующий Триптих

– Могу ли я взять их с собой «наверх», как ты думаешь?
– К сожалению – нет, – грустно ответила Стелла. – Они не могут пойти туда, они остаются здесь.
– Тогда мы тоже останемся... – прозвучал ласковый голос. – Мы останемся с ними.
Мы удивлённо обернулись – это была Мишель. «Вот всё и решилось» – довольно подумала я. И опять кто-то чем-то добровольно пожертвовал, и снова побеждало простое человеческое добро... Я смотрела на Стеллу – малышка улыбалась. Снова было всё хорошо.
– Ну что, погуляешь со мной ещё немножко? – с надеждой спросила Стелла.
Мне уже давно надо было домой, но я знала, что ни за что её сейчас не оставлю и утвердительно кивнула головой...

Настроения гулять у меня, честно говоря, слишком большого не было, так как после всего случившегося, состояние было, скажем так, очень и очень «удовлетворительное... Но оставлять Стеллу одну я тоже никак не могла, поэтому, чтобы обоим было хорошо хотя бы «посерединушке», мы решили далеко не ходить, а просто чуточку расслабить свои, почти уже закипающие, мозги, и дать отдохнуть измордованным болью сердцам, наслаждаясь тишиной и покоем ментального этажа...
Мы медленно плыли в ласковой серебристой дымке, полностью расслабив свою издёрганную нервную систему, и погружаясь в потрясающий, ни с чем не сравнимый здешний покой... Как вдруг Стелла восторженно крикнула:
– Вот это да! Ты посмотри только, что же это там за красота такая!..
Я огляделась вокруг и сразу же поняла, о чём она говорила...
Это и правда было необычайно красиво!.. Будто кто-то, играясь, сотворил настоящее небесно-голубое «хрустальное» царство!.. Мы удивлённо рассматривали невероятно огромные, ажурные ледяные цветы, припорошенные светло-голубыми снежинками; и переплёты сверкающих ледяных деревьев, вспыхивающих синими бликами при малейшем движении «хрустальной» листвы и высотой достигавших с наш трёхэтажный дом... А среди всей этой невероятной красоты, окружённый вспышками настоящего «северного сияния», гордо возвышался захватывающий дух величавый ледяной дворец, весь блиставший переливами невиданных серебристо голубых оттенков...
Что это было?! Кому так нравился этот холодный цвет?..
Пока почему-то никто нигде не показывался, и никто не высказывал большого желания нас встречать... Это было чуточку странно, так как обычно хозяева всех этих дивных миров были очень гостеприимны и доброжелательны, за исключением лишь тех, которые только что появились на «этаже» (то есть – только что умерли) и ещё не были готовы к общению с остальными, или просто предпочитали переживать что-то сугубо личное и тяжёлое в одиночку.
– Как ты думаешь, кто живёт в этом странном мире?.. – почему-то шёпотом спросила Стелла.
– Хочешь – посмотрим? – неожиданно для себя, предложила я.




Top