Трудовой кодекс рф простой по вине работодателя. Такой непростой простой (Оформление и оплата периода простоя, а также налогообложение выплаченных работникам при простое сумм)

Трудовое законодательство разрешает объявить простой работникам по вине работодателя. Эта процедура, как предполагалось, дает последнему возможность при неблагоприятных обстоятельствах приостановить рабочие процессы и выплачивать персоналу лишь 2/3 среднего заработка. Однако зачастую работодатели используют эту возможность не по объективным причинам, а желая исключить неугодного или ненужного работника из бизнес-процессов компании. В этом случае сотрудники далеко не всегда соглашаются с такой постановкой вопроса, ведь объявление простоя может стать одним из шагов, предпринятых работодателем с целью вынудить сотрудника к увольнению. Закон и сложившаяся практика его применения свидетельствуют о том, что самого по себе волеизъявления работодателя на объявление простоя по его собственной вине недостаточно.

Судебная практика уделяет внимание наличию у работодателя реальных обстоятельств, вызвавших объявление простоя. Обратимся к решениям судов, которые позволят сделать выводы о рисках работодателя в случае объявления простоя по его инициативе.

Законодательное регулирование простоя по вине работодателя

Для начала разберемся, в чем суть такого правового инструмента, как объявление простоя по вине работодателя. В ТК РФ, прямо скажем, положения о простое весьма скудны, ему не посвящается отдельной статьи. Определение простоя дается в ст. 72.2 "Временный перевод на другую работу" ТК РФ. В соответствии с ней простой - это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.

Как следует из ст. 157 ТК РФ, простой возникает по вине работодателя, по вине работника, а также по причинам, не зависящим от воли сторон. Именно от фактора вины и ее субъекта зависит оплата простоя: в случае вины работодателя или если причины не зависят от воли сторон время простоя оплачивается из расчета 2/3 среднего заработка работника. При наличии же вины работника простой не оплачивается.
Однако в ТК РФ не содержится понятия вины. Очевидно, что в этой ситуации его придется позаимствовать из других отраслей законодательства.
Нас в данном контексте интересует простой по вине работодателя. Когда она присутствует? В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать сотрудника работой, обусловленной трудовым договором, оборудованием, инструментами, рабочим местом, техникой и т.п., необходимыми для осуществления трудовой функции. А такого рода обстоятельства, как, например, неплатежи контрагентов, отсутствие заказов и т.п., относятся к категории предпринимательских рисков, и эти риски полностью лежат на работодателе, перекладывание их на работника недопустимо.
Но что интересно, даже в случае, если работодатель объявляет простой по своей вине, ему все равно следует делать это только при наличии объективных причин. Ведь выплата 2/3 среднего заработка и отсутствие возможности трудиться - это в любом случае негативные последствия для работника, которые работодатель не имеет права создавать без объективных причин, лишь по своему усмотрению.
Что же касается процедурных вопросов введения простоя по вине работодателя, тут также имеется пробел в регулировании. Очевидно, что работник должен быть уведомлен о причинах, начале и периоде простоя, причем до начала простоя либо непосредственно в день начала. Логичнее всего это сделать, издав соответствующий приказ. Также напрашивается вопрос, а следует ли работнику присутствовать на работе во время простоя? Поскольку в соответствии со ст. 107 ТК РФ время простоя не относится ко времени отдыха, то сотруднику следует присутствовать на рабочем месте в готовности приступить к работе по окончании простоя. Однако если присутствия работника в этот период не требуется или, более того, оно нежелательно, об этом необходимо указать в приказе о простое.

Как следует из практики, на деле так и происходит.
Возникает и такой вопрос: следует ли ограничить объявление простоя конкретным периодом времени? Тут опять же никакой конкретики в законе не найти. Если простой вызван такими причинами, как переоборудование предприятия и т.п., то его период вполне можно спрогнозировать и указать в приказе. Если заранее длительность простоя определить сложно, можно объявить его, например, на месяц, а потом издать приказ о его продлении. Если же причины для объявления простоя отпадут ранее, ничто не мешает издать приказ о его прекращении и пригласить работника для ознакомления и последующего выхода на работу. Можно издать приказ с открытой датой окончания простоя, указав, например, "до окончания причин объявления простоя".

Судебная практика о причинах объявления простоя по вине работодателя

Простой как принуждение к увольнению

Работодатель объявил сотруднице простой, вынуждая ее принять решение об увольнении (Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 25.05.2011 N 33-7694).

Ситуация, когда работодатель предлагает не устраивающему его работнику уволиться, даже если нет очевидных юридических оснований для этого, случается весьма часто. В этом случае работодатель может применять различные методы давления на работника, пытаясь облечь их в правовую форму.
В рассматриваемом примере истице без реально существующих причин был объявлен простой с сохранением 2/3 среднего заработка. Ей разрешено было не присутствовать на рабочем месте, а ее пропуск был заблокирован с даты начала простоя. В итоге истица уволилась по соглашению сторон, а затем обратилась в суд с различными требованиями, в том числе о признании недействительным приказа о простое и взыскании недоплаченных сумм.
Кассационный суд пришел к выводу, что сотрудница была незаконно отстранена от работы - как приказом о простое, так и фактически не допущена до рабочего места, - и лишена возможности трудиться. Соответственно, на основании ст. 234 ТК РФ за период незаконного простоя ей надлежало выплатить не 2/3 среднего заработка, а средний заработок полностью.

Простой до сокращения по причине недоверия

Работник был отправлен в простой вплоть до сокращения с целью не допустить его к информационным системам в ситуации острого недоверия со стороны работодателя (Апелляционное определение Московского городского суда от 16.07.2014 по делу N 33-28011/14).

Настоящее противостояние развернулось между руководителем ИТ-подразделения и его работодателем, в ходе которого работодатель использовал и такой метод борьбы, как объявление простоя. Истец впоследствии оспорил законность приказа о простое в суде.
Все началось с того, что работодатель издал приказ о предстоящем сокращении некоторых должностей и подразделений в компании, в том числе и должности директора по информационным технологиям. Этим же приказом директору ИТ-службы предписывалось передать всю информацию по доступу и работе в ИТ-системах в целях проведения аудита, а также запрещалось осуществлять доступ к ИТ-системам компании. Однако было зафиксировано нарушение работником этого приказа, после чего ему был объявлен простой с "открытой" датой - до особого распоряжения генерального директора - и предписано не выходить на работу. В это время компания осуществляла с помощью привлеченной организации аудит ИТ-систем. Однако и по завершении аудита истец не был допущен к работе, простой длился до момента сокращения его должности и оплачивался из расчета 2/3 среднего заработка истца.
Суд, признавая объявление сотруднику простоя незаконным, привел следующие доводы. Так, правовых оснований для введения в отношении истца простоя ответчик не имел, поскольку в силу положений ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ простоем является временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Таких причин не было установлено. Суд учел, что описательно-оценочная формулировка причин, вызвавших простой, изложенная в ТК РФ, свидетельствует о разнообразии обстоятельств, которые могут вызвать приостановление деятельности, что делает невозможным установление их исчерпывающего перечня в законе, однако может являться предметом оценки суда, рассматривающего трудовой спор. Но в любом случае простой как юридический факт является временным событием, и работодатель в силу ст. ст. 22, 56 ТК РФ обязан принимать все зависящие от него меры по прекращению простоя и предоставлению работнику возможности исполнять трудовые обязанности, обусловленные трудовым договором.
Однако истец фактически был отстранен работодателем от выполнения трудовой функции вплоть до увольнения. Работодатель не доказал отсутствие возможности обеспечить его работой по занимаемой должности на период аудита ИТ-систем. И даже после окончания аудита компанией не был прекращен простой в отношении истца, тем самым работодатель не предоставил работнику возможности исполнять трудовые обязанности, и последний был незаконно лишен возможности трудиться. Таким образом, ввиду беспричинности и незаконности простоя суд взыскал в пользу сотрудника разницу между оплатой за простой и его средним заработком за период незаконного простоя.

Простой накануне ликвидации

Работникам не удалось признать незаконным объявленный им простой, поскольку работодателю предстояла ликвидация (Апелляционное определение Московского городского суда от 02.07.2013 по делу N 11-20513/2013г).

Группа работников из 4 человек обратилась в суд с иском о признании незаконным объявленного им простоя и выплате им недоплаченного заработка за время простоя. Ситуация, в которой им объявили простой, выглядела следующим образом. Работодатель уведомил сотрудников о предстоящем им увольнении в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Сотрудникам был объявлен простой, с которым они не согласились.
Однако суд принял позицию работодателя о законном введении простоя в отношении работников. Так, в приказах о его объявлении содержались следующие формулировки: "в связи с причинами организационного характера, выразившимися в изменении организационной структуры ООО, отсутствием работы для отдельных должностей, установленных штатным расписанием, с оплатой времени простоя, освобождением работников от обязанности посещения офиса". Также суд установил, что из-за значительных убытков в предшествующем году, а также негативной тенденции развития бизнеса единственным участником ответчика подано сообщение в Межрайонную ИФНС России N 46 по г. Москве о ликвидации ООО, на основании чего были внесены сведения в ЕГРЮЛ о начале ликвидации.
Таким образом, суд пришел к выводу, что у работодателя имелся законный повод для объявления простоя, поскольку были причины экономического и организационного характера в связи со сложным финансово-экономическим положением общества и его предстоящей ликвидацией. При таких обстоятельствах у работников не было оснований считать простой незаконным.

Сокращение должности как причина для простоя

Предстоящее сокращение должности не повод для объявления простоя. К такому выводу пришел Самарский областной суд в Определении от 15.03.2011 N 33-2390.

Так, на предприятии, где работал истец, произошли организационные изменения: ту работу, которую он выполнял, передали в другое подразделение, где были введены такие же должности, как у него. В отношении должности истца было принято решение о ее сокращении, ему были предложены вакансии. Истец сначала согласился на перевод, но затем отказался. После чего ему был объявлен простой, который истец оспорил. Суд кассационной инстанции признал выведение сотрудника в простой незаконным по следующим основаниям.
Как было отмечено выше, в силу ст. 72.2 ТК РФ простоем является временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.
Однако было установлено, что объем работы, выполняемый слесарями-ремонтниками - коллегами истца, не изменился, данную работу продолжают выполнять то же самое количество слесарей, но переведенных в другое подразделение в связи с изменениями в штатном расписании. Несмотря на произошедшие организационные изменения, трудовая функция истца никуда не делась, возможность предоставить ему работу была.
Таким образом, он был фактически отстранен от работы, поскольку работодатель имел возможность обеспечить его работой с выплатой соответствующей заработной платы. Согласие работника на перевод и последующий отказ от него не могут служить основанием для вывода истца в простой.
Кроме того, начало процедуры увольнения по сокращению штатов в отношении истца также не является основанием для вывода в простой, поскольку такой порядок увольнения трудовым законодательством не предусмотрен. Соответственно, приказ о выведении сотрудника в простой был признан незаконным, а с предприятия была взыскана недоплаченная заработная плата за период простоя.
Аналогичный случай описан и в Апелляционном определении Самарского областного суда от 15.04.2015 по делу N 33-4065/2015. В связи с тем что у предприятия, обслуживавшего РЖД, была выполнена программа поставок комплектующих и отсутствовали заявки на новые поставки, в отношении истца был объявлен простой, а затем последовало уведомление о предстоящей процедуре сокращения его должности. Истца не устраивала ситуация, когда его лишили возможности трудиться, получать в полном объеме заработную плату и без его согласия установили ему оплату за время простоя в размере 2/3 среднего заработка.
Интерес в данном деле представляет и то, как суд интерпретирует понятие простоя и выражает свое мнение относительно его введения на период, предшествующий сокращению должности. Он указывает, что применение понятия "простой" связано с чрезвычайными обстоятельствами, не позволяющими работодателю обеспечить работу организации. Истца же отстранили от выполнения трудовой функции со ссылкой на недостаточный объем работы, снижение объема заказов. При этом в период простоя работу, которую он должен был в соответствии с должностными обязанностями осуществлять, выполняли другие сотрудники организации.
Суд пришел к выводу, что в данном случае простой фактически отсутствовал, а неисполнение истцом трудовых обязанностей происходило по вине работодателя, который в нарушение ст. ст. 15, 16 ТК РФ не исполнил свою обязанность по обеспечению сотрудника работой в соответствии с выполняемой им трудовой функцией. Следовательно, оплачивать труд истца следует в размере не ниже средней заработной платы в соответствии с ч. 1 ст. 155 ТК РФ.
Интересно и следующее замечание суда: работодатель в данном случае обязан был заключить с работником соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора в письменной форме. Однако такого соглашения между сторонами не заключалось, в связи с чем оплата труда истца в размере 2/3 средней заработной платы в соответствии со ст. 157 ТК РФ необоснованна.
Также приказы о простое приняты работодателем в отношении истца в период его предупреждения о предстоящем увольнении, в то время как проведение организационно-штатных мероприятий в компании ответчика в период предупреждения об увольнении по сокращению численности или штата организации не может являться основанием к оплате труда сотрудника в размере 2/3 среднего заработка. Издание приказа о простое в этот период должно быть вызвано временной приостановкой работы. Если же вследствие сокращения штата возможность прекращения простоя работодателем не предполагается, то признаков временного приостановления работы нет.
Простой был объявлен не для того, чтобы предоставить в дальнейшем работнику возможность фактически исполнять трудовые обязанности по прежней или иной должности, а был обусловлен сроком предупреждения о предстоящем увольнении.
В соответствии с этими доводами приказы работодателя о простое были признаны недействительными, а в пользу работника взыскана недоплаченная заработная плата.

Как можно видеть из норм ТК РФ о простое и приведенных примеров судебной практики, простой - это некий экономический инструмент, призванный соблюсти интересы как работодателя, так и работника в том случае, если работодатель по объективным причинам не может в обычном порядке вести свою хозяйственную деятельность.
В нормальной ситуации, когда причины простоя реальны и объективны, интересы работника и работодателя балансируются следующим образом: работник получает своего рода компенсацию не менее 2/3 среднего заработка за неблагоприятные для него обстоятельства в виде отсутствия работы, а работодатель получает возможность сэкономить денежные средства и не выплачивать заработную плату в полном размере за вынужденную бездеятельность работника. Суды в своих доводах акцентируются на том, что простой должен мотивироваться причинами чрезвычайного характера, а не просто желанием работодателя. Как видим из приведенных примеров, суд только в ситуации ликвидации компании счел обоснованным введение простоя в отношении работников именно потому, что ликвидация - ситуация неординарная и вызванная объективными причинами: решением учредителя юридического лица и убыточностью компании.
В том случае, когда простой вводится исключительно по желанию работодателя, в целях экономии на выплате заработной платы и отстранения "вредных" сотрудников от ресурсов компании, возникает ущемление интересов работника - он лишен права на труд и права на полноценную оплату своего труда. Этот случай можно назвать недобросовестным применением процедуры простоя.
Главными признаками недобросовестности работодателя при объявлении работнику простоя являются следующие:
1) отсутствие остановки хозяйственных процессов, в которых задействован работник, выведенный в простой;
2) выполнение обязанностей "простаивающего" работника его коллегами;
3) введение процедуры простоя на период, предстоящий сокращению работников;
4) недопущение сотрудника до рабочего места и иных ресурсов компании при наличии конфликтной ситуации между работником и работодателем.
Таким образом, принимая решение о введении процедуры простоя по вине работодателя, последнему нужно учитывать следующие рекомендации:
1) простой можно вводить только при наличии объективных, не обусловленных волей работодателя причин, не позволяющих работнику выполнять свою трудовую функцию: приостановке хозяйственных процессов, в которых задействован работник, ликвидации, банкротстве компании и т.п.;
2) если предполагается передать обязанности простаивающего работника его коллегам или в другое подразделение, вводить простой нельзя, поскольку в этом случае у работодателя имеется возможность обеспечить сотрудника работой (что является в силу ст. 22 ТК РФ обязанностью работодателя);
3) нельзя мотивировать введение простоя предстоящим сокращением численности или штата в отношении работника, если есть возможность обеспечить его работой на период, предшествующий сокращению.
В заключение добавим, что главным риском необоснованного введения простоя являются его оспаривание работником в суде и взыскание "сэкономленных" работодателем сумм, а также судебных издержек и компенсации морального вреда.

Отечественная экономика регулярно испытывает взлеты и падения. Только что открытые предприятия терпят убытки, а гиганты, бывшие центрами еще советской промышленности, закрываются. Чтобы спасти предприятие от банкротства владельцы многих компаний пытаются экономить на всем, и прежде всего на заработной плате. Одной из форм подобной экономии является вынужденный простой по вине работодателя.

Простой предприятия — это вынужденная мера, связанная с невозможностью выполнения своих обязательств руководством.

Согласно ст. 72.2 ТК РФ простой – есть не что иное, как временное приостановление работы, связанное с рядом экономических, технических, технологических и организационных факторов. Более подробно о том, какие действия можно предпринять при простое, изложено в ст. 157 ТК РФ. Инициаторами простоя могут быть как работодатель, так и сами работники, обнаружившие, что работа предприятия, либо конкретного цеха, является убыточной.

Простой не связан с планируемым сокращением штата и увольнением. Мера эта вынужденная, необходимость в ней возникает в случае, если у работодателя возникли трудности с осуществлением взятых на себя обязательств по выплате заработной платы, создания безопасных и комфортных условий труда.

В отношении простоя в ТК РФ не содержится никаких временных ограничений, потому время, на которое работа будет приостановлена, определяется работодателем.

Простой может длиться 1-2 дня, неделю, месяц и даже год. При этом у работодателя есть право продлить период простоя на неопределенное время.

Виновными в простое лицами могут быть:

  • Работодатель. Владелец предприятия, не учитывающий и не использующий все имеющиеся в его распоряжении производственные, экономические и организационные рычаги, в конечном итоге, сделает его убыточным, что приведет к длительным простоям.
  • Конкретный работник (коллектив). Вина работника в простое может заключаться в его прогуле, неявке на работу, нарушении правил техники безопасности, ставшем причиной порчи имущества, хищении необходимых для производства материалов и финансовых средств.

Часто встречающейся формулировкой простоя является приостановка работы по независящим от работодателя и работника факторам. Формулировка эта чрезвычайно удобная, поскольку позволяет снять с работодателя часть ответственности по выплате заработной платы.

При этом четкого разграничения между приостановкой работы по вине работодателя и при возникновении не зависящих от него факторов, нет. Так, инициировав простой вследствие отсутствия необходимого для выпуска продукции сырья, с юридической точки зрения работодатель полностью прав. Но в то же время, имеется за ним и некая вина, связанная с неумением предвидеть подобные ситуации, с целью последующего заключения договоров с более серьезными поставщиками.

В то же время, экологическая, либо техническая катастрофа вполне может рассматриваться как причина простоя, не связанная с деятельностью предпринимателя и его сотрудников.

Работник вправе не согласиться на приостановку работы с указанной формулировкой, поскольку она негативным образом отражается на оплате труда. При наличии доказательств того, что в простое все же виноват сам владелец предприятия, сотрудники вправе обратиться в суд.

Технологическая и техническая причина простоя

Техническая причина простоя в основном связана с устаревшим оборудованием и периодичностью его обновления.

Техническое и технологическое состояние в совокупности с возрастом оборудования, оказывает преимущественное воздействие на эффективность производственного процесса. Устаревшее оборудование, не соответствующее действующим в мире стандартам, становится причиной увеличения количества затрат на его обслуживание и ремонт. Такое оборудование приводит к расширению ремонтного отдела на предприятии, снижению количества и качества произведенной продукции, производительности труда.

Техническое состояние предприятия определяется степенью износа оборудования, периодичностью его обновления, снятием с производства и возрастом. На каждом предприятии имеется сотрудник, отвечающий за подобное определение. Кроме того, имеются специальные формулы, позволяющие понять, до какой степени оборудование изношено.

Для каждого цеха на предприятии определен собственный фонд времени оборудования, знание которого позволяет повысить эффективность производства с соблюдением заданного режима работы.

В случае отсутствия у владельца предприятии знаний в технологической и технической областях, использования оборудования не по назначению и сверх положенного для него времени, могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, связанные с выходом его из строя.

Так, использование ткацких станков сверх положенного для них режима работ на протяжении длительного времени, может стать причиной частых их поломок и даже полного выхода из строя.

В этом случае вина за простой оборудования, связанный с его ремонтом, целиком и полностью лежит на работодателе, а также на тех работниках, которые должны были довести до его сведений информацию об ожидаемой поломке перегруженных станков.

Организационная причина

При определении причин вынужденного простоя особое внимание уделяется организационным моментам. Они возникают чаще всего, и связаны с отсутствием у предпринимателя навыков и желания вникать в производственный процесс. Так, ситуации, в которой, ценное оборудование простаивает, либо работает на износ можно избежать, наняв компетентных в этом вопросе специалистов, а также регулярно анализируя степень ритмичности производства.

Кроме того, работодатель обязан контролировать и анализировать все имеющиеся факты простоя оборудования, отсутствия работников на рабочих местах, срывов срока поставки сырья поставщиками. Неумение своевременно организовать доставку хлопка ведет к простою обрабатывающего цеха, а также отделов по работе с тканью, покраске, шитью и упаковке. Отсутствие всего лишь одного звенья в цепи может стать причиной выхода из строя всего предприятия на неопределенное время. При этом подвергаются риску контракты, заключенные с покупателем произведенной продукции, а также ставится под вопрос возможность выплаты заработной платы в положенном объеме. Единственным выходом из ситуации становится отправка рабочих на простой. В организационной причине простоя практически всегда большая часть вины лежит на работодателе.

Экономическая причина

Частой причиной простоя является именно экономический фактор. Падение спроса на продукцию и экономический кризис считаются веским основанием для отправки работников в вынужденный отпуск. При этом экономические причины простоя нельзя рассматривать в качестве ведущих и исключать из них вину самого работодателя.

И падение спроса, и экономический кризис не являются неожиданными явлениями. Им сопутствует ряд факторов, таких как рост инфляции, падение цен на нефть, золото, драгоценные металлы, переизбыток конкретного вида продукции на рынке. И если с первыми факторами, владелец предприятия поделать ничего не может, то отслеживать количество продукции, выпускаемое его конкурентами, его прямая обязанность.

Большую часть простоев экономического характера удалось бы избежать, обладай предприниматель навыками хорошего организатора, планировщика и кадровика.

В отношении экономических факторов простоя используется формулировка – «простой по независящим от работодателя и работника причинам».

Что необходимо указать в приказе для начала процесса оформления простоя?

Оформлением простоя занимается работодатель. В ст. 91 ТК РФ указывается, что именно работодатель ведет учет отработанных работником часов, используя для этого специальные формы, утвержденные руководством компании.

Для фиксации простоя руководитель издает специальный приказ, в котором указывается:

  • начало и конец простоя;
  • причины приостановки;
  • возможные потери организации;
  • виновные лица;
  • налоги;
  • оплата коммунальных платежей и консервации производства;
  • перечень работников, которых данный документ непосредственно касается;
  • размер заработной платы на указанный период.

Все работники обязаны ознакомиться с данным документом и подписать его. При выражении работниками несогласия с использованной формулировкой, либо содержанием приказа, они имеют право отказаться от его подписания и обратиться с жалобой в суд. Акт о простое также должен быть подписан руководителем подразделения, руководителем предприятия, главным бухгалтером, если в нем содержится информация о заработной плате, потерях, расходах и налогах организации на время приостановки ее деятельности.

Если руководитель не спешит инициировать простой, но при этом предприятие не выплачивает заработную плату в полном объеме и фактически не работает, сотрудники имеют право обратиться с докладной запиской на имя владельца фирмы.

Подобная же записка может быть отправлена на имя руководителя в случае возникновения непредвиденных ситуаций технического, технологического и организационного плана. Так, причиной вынужденной приостановки работы сотрудников химического отдела, может стать утечка опасных отравляющих веществ. При этом на простой отправляется не все предприятие, а конкретные сотрудники. Время прекращения работы устанавливается в зависимости от степени возникшей опасности.

Работодатель имеет право предложить сотрудникам временно сменить род деятельности.

Главная обязанность работодателя, инициирующего простой – сообщить о предстоящей приостановке работ, подчиненному ему коллективу в форме опубликованного, акта, либо приказа.

Как только простой будет официально отражен в приказе, руководитель предприятия обязан отразить ежедневные затраты рабочего времени в табеле его учета. Для этого он должен указать специальный код:

  • ВП – вина работника;
  • РП – вина работодателя;
  • НП – независящие причины.

На основании данных кодов указывается отработанное и неотработанное работником время в часах и минутах.

Кроме того, руководитель имеет право предложить своим сотрудникам временно сменить род и место деятельности. При наличии свободных мест в других цехах и отделах, работники, в чьей трудовой деятельности, работодатель временно не заинтересован, могут быть переведены на новое место работы. Основанием для подобного перевода является ч. 4 ст. 72.1 и ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ. В случае если новая должность связана с выполнением обязанностей не соответствующих классификации сотрудника, он обязан выразить свое письменное согласие на ее исполнение (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ).

После осуществления перевода сотрудник обязан выполнять все инструкции и распоряжения начальства в той мере, в какой они соответствуют его новому положению.

Отказ от выполнения трудовых обязанностей влечет дисциплинарное взыскание, поскольку является нарушением рядовой дисциплины.

Оплата труда сотрудников предприятия на период простоя связана с тем, кто именно был признан виновным в подобной ситуации:

  • Работодатель. Если виновным признан работодатель, то работник вправе рассчитывать на не менее чем 2/3 от обычной заработной платы. При этом в трудовом, либо коллективном договоре может быть установлен собственный размер оплаты, позволяющий работнику претендовать на 75-80% от размера средней заработной платы. При расчете заработной платы работодатель обязан руководствоваться Положением о среднем заработке, учрежденном Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922. Признание вины работодателя позволяет сотрудникам рассчитывать также и на выплату премий и материальной помощи.
  • Работник. Если виновным признается работник, то положенной ему оплаты он не получает.
  • Не зависящие от работника и работодателя факторы. Прекращение трудовой деятельности по независящим от заинтересованных лиц причинам, является поводом для выплаты исключительно 2/3 заработной платы.

Размер заработной платы также связан со временем, на которое были прекращены работы. В случае приостановки работ на несколько часов, оплата производится на основании среднего дневного заработка сотрудника. При этом в расчет принимаются все положенные сотруднику выплаты, вне зависимости от их источника.

Если во время простоя работник вышел на больничный, размер его пособия изначально определяется в соответствии с правилами оплаты временной приостановки работы. После этого производится обычный расчет. Итоговые цифры сравниваются, сотруднику выплачивается та из них, что будет иметь меньшее значение.

Вынужденная приостановка работ не является поводом для прекращения налоговых отношений. Заработная плата работника облагается ЕСН, все остальные взносы и выплаты со стороны руководителя организации не должны быть прекращены.

Простой не является выходным днем или отпуском, и не может использоваться по своему усмотрению.

Зафиксированный в ТК РФ факт простоя, обязывает соблюдать имеющиеся на этот счет правила и распоряжения не только работодателя, но и самого работника. Главной обязанностью последнего является донесение информации о простое до владельца предприятия, либо непосредственного руководителя структурного подразделения.

В ч. 4 ст. 157 ТК РФ указывается, что в случае поломки оборудования, либо возникновении непредвиденных ситуаций, сотрудник должен немедленно обратиться к вышестоящему начальству. Информация может быть донесена в устном, либо письменном виде (докладная записка). Халатность по отношению к выполнению данной обязанности рассматривается как факт нарушения трудовой дисциплины и может стать поводом для получения работником выговора и даже увольнения. В некоторых случаях на провинившегося работника возлагается материальная ответственность за понесенные предприятием убытки.

После ознакомления с поступившим приказом, работники вправе:

  • прекратить всякую трудовую деятельность и покинуть рабочее место на время, указанное в документе;
  • прекратить трудовую деятельность, но оставаться на работе.

Простой не должен рассматриваться работником как выходной день, или отпуск, он не освобождает его от работы, его нельзя использовать по собственному усмотрению. Вместе с тем с целью облегчения положения работников в коллективные договора, либо локальные нормативные акты, нередко вносятся изменения, позволяющие покинуть рабочее место и даже найти временную работу.

Работодатель не может сообщать о простое в устной форме. Предложение не выйти на работу в конкретное время по причине ее отсутствия, не должно рассматриваться работником, как повод для радости.

Официальным образом не оформленный простой предполагает отработку его во внеурочное нерабочее время – в выходные и праздничные дни. Если сотрудник не успел сообщить о простое непосредственному руководителю, либо утаил факт приостановки работы, к нему применяются упомянутые выше дисциплинарные меры. Лишить работника заработной платы, положенной ему за фактически отработанное время, руководитель права не имеет.

Из этого видео вы узнаете про оплату труда во время простоя.

Форма для приема вопроса, напишите свой

Простой – это способ сохранить сотрудников и производство на время приостановки деятельности. Он является одним из самых неприятных случаев и для работника, и для работодателя. Компания терпит убытки, а сотрудники получают неполную заработную плату. При объявлении простоя возникает множество вопросов, которые мы и попытаемся рассмотреть.

Определение термина «простой»

По статье 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) , простоем называют временную остановку работы компании, причинами которой могут служить проблемы, носящие организационный, технический, технологический или экономический характер. Таким образом, проблемы, из-за которых можно объявить простой могут быть разные:

  • резкое или постепенное падение спроса на производимый продукт;
  • нехватка комплектующих;
  • неисправность оборудования и т.д.

Также в кризисный период работодатель может столкнуться с экономическими трудностями, препятствующими работе предприятия.

Причины простоя

Ответственность за простой

Поломка оборудования или другая подобная причина для простоя обязательно должна быть сообщена руководству компании любым способом. Несвоевременное оповещение может привести компанию к материальным потерям. В таком случае правомерным наказанием будет являться .

Производственный простой может непосредственно затрагивать одного сотрудника, группу работников, определенный отдел или же целое предприятие. Он может быть вызван разными причинами и виной ему могут быть:

  • работник компании (кража оборудования или сырья, нарушение трудовой дисциплины или техники безопасности);
  • работодатель (перепрофилирование бизнеса, все виды кризиса, нарушение договора работодателя с его контрагентами, отсутствие спроса на продукцию);
  • другие обстоятельства, не зависящие ни от того, ни от другого (катастрофы техногенного характера, стихийные бедствия).

В случае, если простой был вызван поломкой или неисправностью оборудования, работник обязан известить об этом работодателя. Форма оповещения законом не установлена, следовательно, сотрудник может сделать это как в письменной, так и в устной форме. Считается, что работник выполнил свои обязанности, когда известил о простое своего непосредственного руководителя (ст. 157 ТК РФ). В случае неисполнения сотрудником данной обязанности он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. О наложении дисциплинарного взыскания на работника читайте . Если же оборудованию был нанесен материальный ущерб в результате позднего оповещения, работник должен будет его возместить.

Классификация простоя

Кроме классификации по вине за начало простой, приостановка производства может быть:

  • локальная (коснувшаяся нескольких работников);
  • массовая (затронувшая целое предприятие),
  • кратковременная (не более одной рабочей смены);
  • длительная.

Возможные причины вынужденного простоя

Простой – это прекращение деятельности предприятия в силу каких-либо причин. Причины могут быть как внешними, например, природные катаклизмы и прочие форс-мажорные обстоятельства, так и внутренними, связанными с просчетами в руководстве технологическим процессом. Регламентирует действия работников и работодателя во время простоя статья 157 Трудового Кодекса (ТК) РФ.

Остановимся подробней на внутренних причинах вынужденных простоев. Они могут быть, в соответствии со ст. 72.2 ТК РФ, классифицированы как:

  • технологические, к таковым относится полная или частичная смена производственных процессов;
  • экономические, т. е. напрямую связанные с нехваткой финансовых и прочих средств из-за экономического кризиса в экономике, падения спроса на выпускаемый компанией товар и т. д.;
  • организационные, зависящие от несвоевременно или неправильно принятых решений по организации трудового процесса;
  • технические, т. е. связанные с неработоспособностью оборудования из-за поломок, сбоя программного обеспечения, отсутствия электроснабжения и т. д.

Обязанности и права работников при простое

Пока длится простой сотрудников по вине работодателя, работники могут быть освобождены от необходимости посещать место работы. Чтобы отсутствие на рабочем месте не расценивалось в качестве прогула, необходимо договориться с работодателем. Как только этот вопрос будет решен, руководство издаст соответствующий приказ.

Внимание! Работники должны быть готовы в любой момент вернуться к исполнению трудовых обязанностей (по вызову работодателя).

На практике часто встречаются ситуации, когда приостановление рабочего процесса «перетекает» в вынужденный отпуск. Работодатель обязывает сотрудников написать заявления на отгул или взять отпуск за собственный счет, после чего работники распускаются по домам до устранения обстоятельств, препятствующих трудовому процессу. Подобные действия являются нарушением законодательства и являются недопустимыми.

О том, на что имеют право работники при простое предприятия смотрите в ролике

Некоторые работодатели предлагают работникам, деятельность которых временно приостановлена, перевестись на другую должность (при наличии свободных вакансий). Перевод осуществляется на должность, соответствующую квалификации и опыту работы сотрудника, либо на нижестоящую должность (только с согласия сотрудника).

Несколько условий перевода при простое:

  • временный перевод оформляется на срок до 1-го года;
  • согласие работника на перевод является обязательным, если он переводится на период более 1-го месяца;
  • заработная плата не должна быть меньше среднего заработка, выплачиваемого на прежней должности.

Так, простой на предприятии по вине работодателя должен быть оформлен в соответствии с утвержденным законом порядком.

Социальные гарантии сотрудников при простое

По Трудовому Кодексу простой по вине работодателя не является основанием для отказа от исполнения им закрепленных в законодательстве социальных гарантий.

Некоторые факты

После того как работодателю будет известно о вынужденном простое, ему нужно издать приказ в котором будут прописаны следующие моменты: дата начала остановки трудовой деятельности; должности и ФИО сотрудников, чья работа была приостановлена; обозначить размер заработной платы за время простоя; указать работника, виновного в вынужденном простое. После издания приказа, работодатель должен ознакомить с этим документом каждого работника организации.

За руководством предприятия сохраняются следующие обязанности:

  1. Расчет и начисление пособий по больничным листам (листкам нетрудоспособности), по беременности и родам.
  2. Предоставление дополнительных отпусков в прежнем порядке и на тех же условиях, что при обычном рабочем режиме.
  3. Включение времени приостановления трудовой деятельности в общий стаж работника (учитывается при расчете размеры пенсии).
  4. Период простоя и его причины не подлежат указанию в трудовой книжке сотрудника.
  5. Сохраняется право на выход в ежегодный оплачиваемый отпуск вне зависимости от времени простоя (в соответствии с утвержденным графиком отпусков).
  6. Сохранение за сотрудником его рабочего места, определенного трудовым договором ил локальным НПА.

Единственным «минусом» простоя для сотрудников является то, что этот период не учитывается при исчислении стажа для досрочного выхода на пенсию.

Действия работодателя при простое

После того, как работодатель был оповещен о наступившем срыве производства, он должен выполнить несколько последовательных действий:

  • Вычислить виновника остановки производства. Сделать это, порой достаточно сложно. Например, при поломке оборудования придется делать полную диагностику, чтобы понять, по чьей вине оно вышло из строя. Это может быть как длительное отсутствие техобслуживания по вине работодателя, так и недобросовестное исполнение правил эксплуатации работником.
  • Совершить необходимые действия для прекращения простоя (починка оборудования и т.д.).
  • Оформить определенную документацию и донести соответствующие сведения до работников, попавших под простой.
  • По статье 157 ТК РФ, выплатить заработную плату сотрудникам. Что делать, если работодатель не платит, и куда жаловаться на невыплату зарплаты, можно прочитать .

Также после поступившего уведомления о начале простоя, его точная дата должна быть зарегистрирована документально в установленной законом форме. Табель учета рабочего времени на протяжении всего простоя заполняется пометками «РП» (нерабочий или праздничный день), «ВП» (простой по вине работника) или «НП» (простой по независящим от работника причинам).

Стоит отметить: в ситуации, которая повлекла за собой простой, работодатель вправе перевести сотрудника без уведомления на другое место работы на срок не более месяца. Причем, направление на менее квалифицированную оплачиваемую работу должно происходить исключительно с письменного согласия сотрудника. При этом оплата труда производится не ниже, чем среднемесячный заработок работника на прежнем месте.

Оплата простоя по видам

Выплаты работнику в время простоя зависят в первую очередь от того, на ком лежит вина задержки производства. Согласно статье 157 ТК РФ, простой, случившийся по вине работодателя должен быть оплачен в размере 2/3 от средней зарплаты работника; простой по причинам, которые не зависят от работника или от работодателя – не менее 2/3 от оклада работника; простой по вине работника не оплачивается. При этом, первые два вида простоя могут быть оплачены суммой, ниже МРОТа, так как он рассчитывается на период в 30 дней, а длительность простоя может составлять и несколько дней.

В случае, если работник был устроен на предприятие меньше, чем месяц назад и не успел получить свою первую заработную плату, сумма выплаты по простою рассчитывается исходя из должностного оклада сотрудника.

Также, начисление заработной платы по специальной схеме происходит, если работник выходит на работу в выходной или праздничный день. В таком случае Трудовой Кодекс предусматривает двойной тариф оплаты труда для сотрудника в этот день. Больше об оплате труда в праздничные дни по Трудовому кодексу узнавайте в статье .

Оплата вынужденного простоя

Сумма оплаты вынужденного простоя зависит от его причины (ст. 157 ТК РФ):

  • если причина остановки работы не является виной работодателя или работника, то к оплате подлежит сумма, равная 2/3 от оклада сотрудника, если иное не прописано в коллективном или трудовом договоре;
  • сумма выплат за период отсутствия работы по вине работодателя вычисляется по специальной формуле. Компенсация за простой равна 2/3 от среднемесячной заработной платы, включающей оклад, надбавки и премии. Средний заработок определяется в соответствии со ст. 139 ТК РФ. Вычисления выплаты по простою производятся в процентном соотношении среднемесячных начислений к количеству дней простоя по такой формуле:(Среднедневной заработок) х (количество дней простоя) х 2/3;
  • при доказанной вине работника время вынужденного простоя ему не оплачивается. Если же от действий данного работника остановилась деятельность и других сотрудников, то для них данный простой классифицируется как простой по независимой причине и оплачивается в размере 2/3 от тарифного оклада.

Посмотрите ролик который расскажет о проведении простоя

Пример расчета оплаты простоя

Пример расчета простоя по вине работодателя: гр. Иванов находился в вынужденном простое по вине работодателя с 1 по 16 июня 2017 года включительно, необходимо рассчитать причитающиеся ему выплаты по указанному событию.

  • Заработная плата гр. Иванова за полностью отработанный расчетный период (12 месяцев до месяца наступления простоя) составила 360000 рублей (по 30000 рублей в месяц), в этот промежуток времени ему выплачивалась премия в размере 10000 рублей, следовательно, заработок за год составил 370000 рублей.
  • Рассчитаем среднедневной заработок в расчетном периоде с 1 июня 2016 года по 31 мая 2017 года включительно: 370000 рублей / 248 рабочих дней = 1491,94 рубля.
  • Следовательно, выплата гр. Иванову за вынужденный простой по вине работодателя составит: 1491,94 рубля х 11 рабочих дней простоя х 2/3 = 10940,89 рубля.

Необходимо также учитывать особенности включения времени простоев в стаж при оформлении трудовой пенсий. Здесь в расчет берется все время официальной работы гражданина, в который включается и общее время простоев. При оформлении досрочной трудовой пенсии вычисление времени стажа не предполагает включение периода простоя, вне зависимости от его причины.

Пример расчета простоя при отсутствии виновника произошедшего: возьмем исходные данные предыдущего примера про гр. Иванова. Отсутствие виновника простоя предполагает выплату 2/3 оклада без дополнительных начислений.

Следовательно, формула расчета будет выглядеть следующим образом: 30000 рублей (месячный оклад) х 2/3 (ставка для расчета) / 21 рабочий день (в июне 2017 года) х 11 рабочих дней простоя = 10476,19 рубля.

Правильное оформление факта простоя и верного начисления выплат при вынужденном прекращении работы могут значительно сократить финансовые издержки работодателя, ведь оплата официально оформленного простоя почти на треть меньше заработной платы, начисляемой работникам при обычном рабочем графике.

Вычет налога из оплаты

Оплата простоя должна быть отражена в налоге на прибыль как совокупность внереализационных расходов. Налоговые службы категорически против подобных ситуаций, но при судебных разбирательствах судьи обычно принимают сторону работодателя.

Из оплаты простоя могут быть вычтены следующие виды выплат и налогов:

  • НДФЛ;
  • Взнос в пенсионный фонд;
  • Страховка по несчастным случаям.

Прочие выплаты не могут быть вычтены из заработка – это считается незаконным.

Задавайте вопросы в комментариях к статье и получите ответ эксперта

Краткосрочная остановка производственной деятельности по инициативе работодателя именуется вынужденным простоем. Он предусмотрен Трудовым кодексом и рассматривается, как законный вариант сохранения коллектива и производства в целом. Но, для объявления вынужденного простоя не по вине работников нужны веские основания.

Причины вынужденного простоя, не зависящие от сотрудников

Условно причины введения простоя можно разбить на три группы.

  • Технологические. Поводом для остановки производства является внедрение новой технологии, установка и запуск нового оборудования с обязательным обучением кадров. Аналогично рассматривается и поломка техники и ее капитальный ремонт. Работник в период невозможности эксплуатировать оборудование получает компенсацию в размере, установленном ТК РФ.
  • Организационные. Связаны с внутренней переорганизацией. Меняется структура предприятия, вводятся и закрываются подразделения, сотрудники переводятся из цеха в цех, из отдела в отдел. Этот процесс может занять несколько дней, за которые работникам начисляется компенсация.
  • Экономические. К ним относятся, не зависящие от руководства компании явления финансового кризиса – снижение спроса, не выполнение поставщиками и покупателями своих обязательств. В условиях нехватки оборотных средств руководитель предприятия может прибегнуть к снижению производственных мощностей, что чревато простоем для трудового коллектива.

Стихийные бедствия и политические катаклизмы, не являются причинами вынужденного простоя, подлежащего денежной компенсации. Явления финансового кризиса рассматриваются в качестве экономических причин простоя и обязательно компенсируются.

Оформление вынужденного простоя

Вынужденный простой объявляется работодателем официально с определением его сроков и условий компенсации. Его объявление и оформление регламентировано ст. 72.2 и 157 ТК РФ. Делается это в несколько этапов.

  • Уведомление работодателя о невозможности исполнять трудовые обязанности. С этой целью составляется докладная записка, в которой отражается факт невозможности работать и его причины.
  • Издание приказа о вынужденном простое. Он может касаться предприятия в целом или отдельных сотрудников. Все, на кого он распространяется, знакомятся с ним под роспись.
  • Информирование службы занятости. Делается это только в случае остановки всего производства. Необходимость такого извещения закреплена законом № 1032 «О занятости» (ст.25).
  • Фиксация времени простоя. Акты или листки учета рабочего времени оформляются с целью определения конкретного срока, за который выплачивается компенсация.

Итоговым документом в оформлении простоя являются ведомости о выплате заработной платы, закрывающие нерабочий период.

Как оплачивается время вынужденного простоя?

Оплата вынужденного простоя напрямую зависит от его причины – по вине работника или работодателя. В первом случае компенсация не подразумевается. Во втором сотруднику, не имеющему возможности исполнять свои прямые обязанности, выплачивается не меньше 2/3 оклада.

База для расчета является средний заработок за предшествующие 12 месяцев с учетом всех видов выплат. Исходя из него высчитывается дневной с учетом того, что среднее число дней в месяце принимается за 29,4.

От полученной среднедневной оплаты высчитывается 2/3. Итог – компенсация за простой в течение одного рабочего дня. При его большей длительности дневная компенсация умножается на количество дней простоя.

Время вынужденного простоя оплачивается только в том случае, если работник находится на рабочем месте. Внутренними актами может быть разрешено не посещать рабочее место в течение конкретного срока. Например, до такого-то числа, на которое намечен монтаж нового оборудования или его активация после ремонта. В противном случае отсутствие сотрудника на работе квалифицируется, как прогул.

Финансовый кризис привел к приостановке деятельности некоторых предприятий, в связи с чем в организациях возникают простои. В этой ситуации бухгалтерам нужно оплатить работникам период простоя, учесть эти суммы для целей налогообложения и оформить необходимые документы.

Мы поможем сделать это правильно. Обращаем ваше внимание на то, что в данной статье речь не идет о простое, возникшем по вине работника.

ОПЛАТА ВРЕМЕНИ ПРОСТОЯ

Простой - это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Причем речь может идти о приостановлении работы как одного работника (например, при поломке станка, за которым он работает), так и подразделения (цеха, отдела, филиала) и даже организации в целом. Простои могут быть вызваны какими-либо внешними (например, недопоставкой комплектующих контрагентом) или внутренними (порчей оборудования и др.) факторами. Время простоя оплачивается любому работнику, в том числе и совместителю. Основание не оплачивать простой у работодателя может быть только одно - если установлена вина работника в возникновении простоя. Внимание! В коллективном или трудовом договоре может быть предусмотрен более высокий размер оплаты времени простоя, чем это предусмотреноТК РФ . Время простоя оплачивается в размере, установленном коллективным или трудовым договором, но не ниже размеров, установленных ТК РФ. По ТК РФ минимальный размер оплаты простоя определяется так:
  • (если) простой возник по вине работодателя, то средний дневной заработок работника умножаем на 2/3 и на количество рабочих дней в периоде простоя;
  • (если) простой возник по независящим от работника и работодателя причинам:
  • (или) при месячной тарифной ставке (окладе), то месячную тарифную ставку (оклад) делим на количество рабочих дней в месяце простоя, умножаем на 2/3 и умножаем на количество рабочих дней в периоде простоя;
  • (или) при дневной тарифной ставке, то дневную тарифную ставку умножаем на 2/3 и умножаем на количество рабочих дней в периоде простоя;
  • (или) при часовой тарифной ставке, то часовую тарифную ставку умножаем на 2/3, умножаем на норму рабочих часов в день (смену) и умножаем на количество рабочих дней (смен) в периоде простоя.
Иногда сложно понять, произошел ли простой по вине работодателя или по независящим от него причинам. Если в такой ситуации рассматривать простой как возникший по причинам, не зависящим от работодателя и работника, и оплачивать его исходя из тарифной ставки (оклада) работника, то есть вероятность, что трудинспекция не согласится с таким подходом и оштрафует работодателя плюс потребует доплатить работникам до 2/3 среднего заработка. ПРЕДУПРЕДИ РУКОВОДИТЕЛЯ Даже в условиях экономического кризиса причины простоя могут быть разными. Зачастую трудно определить, произошел простой по вине работодателя или по независящим от него причинам. В таких случаях целесообразно оплачивать простой в размере 2/3 тарифной ставки (оклада). Если же работник с этим не согласится и обратится в суд, то уже суд будет устанавливать наличие или отсутствие вины работодателя. С другой стороны, если в этой ситуации оплатить простой как возникший по вине работодателя (то есть исходя из среднего заработка работника), то может возникнуть конфликт с налоговиками, которые сочтут необоснованным отнесение на расходы разницы между фактически выплаченными суммами и суммами, подлежащими выплате при простое по независящим от работодателя причинам. Поэтому в таких случаях вам нужно самостоятельно оценить возможные последствия и принять решение о размере оплаты периода простоя. Примечание. Отметим, что при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время простоя работника и начисленные за это время суммы.

ОФОРМЛЕНИЕ ПРОСТОЯ

Поскольку размер оплаты периода простоя зависит от причины его возникновения, то каждый случай простоя должен быть оформлен документально с установлением причины простоя. Это необходимо и для учета расходов для целей налогообложения прибыл. ТК РФ не содержит обязательных требований к содержанию оформляемой при простое документации. Поэтому работодатель должен сам решить вопрос о том, как это лучше сделать. В любом случае руководителю организации нужно издать приказ о простое. На основании этого документа, а также табеля учета рабочего времени бухгалтер должен будет начислить работнику оплату времени простоя. Унифицированной формы приказа о простое нет. В нем обычно фиксируются время начала простоя и его причина, продолжительность простоя (если ее можно определить на момент издания приказа). В приказе нужно указать, какие работники (подразделения) находятся в простое. Также если на момент издания приказа о простое уже известно, по чьей вине он произошел, то этот факт нужно отразить в приказе. В приказе можно указать и размер сумм, выплачиваемых "простаивающим" работникам. Период простоя не является временем отдыха, и "простаивающие" работники должны быть готовы приступить к работе, как только простой закончится. Вместе с тем при длительных простоях часто необходимости в выходе работников на работу нет, так как руководству известно, что устранить причину простоя в ближайшее время не получится. В этом случае руководитель организации может в приказе о простое разрешить работникам не выходить на работу. Если специального указания на этот счет не было, то работники должны являться в свое рабочее время на рабочие места. Однако в приказе о простое лучше прямо указать на необходимость "простаивающих" работников присутствовать на рабочем месте. Это позволит впоследствии избежать конфликтов с ними по данному вопросу (например, если работник заявит, что получил устное разрешение от руководства отсутствовать на работе во время простоя). ПРЕДУПРЕДИ РУКОВОДИТЕЛЯ В приказе о простое нужно указать, по чьей вине он возник, если это известно на момент издания приказа. Тогда вы точно будете знать, в каком размере нужно оплатить работникам период простоя. "Простаивающего" работника нужно ознакомить под роспись с содержанием приказа. С 1 января 2009 г. работодатели обязаны уведомлять о приостановке производства органы занятости. Сделать это нужно в течение 3 рабочих дней после принятия решения о приостановке производства. Ответственность за невыполнение работодателем обязанности по уведомлению органа занятости о приостановке производства прямо не установлена. Однако не исключена возможность привлечения работодателя к административной ответственности как за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, что влечет наложение штрафа:
  • на организацию в размере от 3000 до 5000 руб.;
  • на руководителя в размере от 300 до 500 руб.
Требований к содержанию такого уведомления действующее законодательство не содержит. Поэтому уведомление органа занятости можно оформить в произвольной форме.

ОТРАЖЕНИЕ ПЕРИОДА ПРОСТОЯ В ТАБЕЛЕ

Учитывать период простоя нужно в табеле по унифицированной форме N Т-12 или Т-13. При этом в графе 4 формы N Т-13 или графах 4, 6 страницы 2 формы N Т-12 табеля отражается буквенный либо цифровой код простоя. Обратите внимание, что в зависимости от причин простоя в табеле проставляется следующий код:
  • (или) "РП" или "31" (при простое по вине работодателя);
  • (или) "НП" или "32" (при простое по причинам, не зависящим от работника и работодателя).
Под кодом нужно указать продолжительность времени простоя. А если простой длился не весь рабочий день, а только часть его, то в табель вводятся дополнительные графы с тем, чтобы отразить, сколько времени работник работал, а сколько простаивал.

ПЕРЕВОД РАБОТНИКА НА ДРУГУЮ РАБОТУ ПРИ ПРОСТОЕ

При вынужденном простое у работодателя, вызванном сокращением объема производства в условиях финансового кризиса, временно перевести работника на другую работу можно только с его согласия. Дело в том, что право перевести простаивающего работника без его согласия на другую работу у того же работодателя возможно только при одновременном наличии следующих трех условий:
  • продолжительность перевода до месяца;
  • простой вызван чрезвычайными обстоятельствами (катастрофой природного или техногенного характера, производственной аварией, несчастным случаем на производстве, пожаром, наводнением и любым другим исключительным случаем, ставящим под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части);
  • работник переводится на работу, не требующую более низкой квалификации.
Соответственно, отказ работника от перевода в других ситуациях не является нарушением трудовой дисциплины и не может повлечь привлечение работника к дисциплинарной ответственности. Перевод при простое, как и во всех других случаях перевода у того же работодателя, оформляется приказом о переводе по форме N Т-5 или Т-5а. С приказом о переводе работника нужно ознакомить, здесь же можно заручиться его согласием на перевод. Время, отработанное переведенным работником, учитывается в обычном порядке. Поэтому никаких особенностей в заполнении табеля в этом случае нет. Обратите внимание, что оплачивать труд временно переведенного при простое работника нужно по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

ОПЛАТА ПЕРИОДА ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ РАБОТНИКА ПРИ ПРОСТОЕ

Если работник в период простоя заболел, то ему вместо оплаты простоя нужно выплатить пособие по временной нетрудоспособности на основании представленного им больничного листа. Для определения размера пособия по временной нетрудоспособности в такой ситуации бухгалтеру нужно:
  1. определить сумму пособия по временной нетрудоспособности, которую получил бы работник при обычных обстоятельствах. Причем при расчете суммы по больничному листу средний заработок нужно определять по Положению об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию;
  2. определить, какая сумма причиталась бы работнику при оплате простоя;
  3. сравнить полученные суммы;
  4. выплатить работнику меньшую из полученных сумм.
Примечание. Существует точка зрения, согласно которой пособие за период простоя не выплачивается. Она основана на отнесении времени простоя к периодам освобождения работника от работы, за которые пособие не назначается, что является ошибкой. ФСС РФ должен компенсировать это пособие в обычном порядке.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ВЫПЛАТ ПРИ ПРОСТОЕ

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ Оплата простоя учитывается для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов . Раньше налоговики не всегда соглашались с этим. Однако суды, как правило, занимали сторону налогоплательщиков, и правильность такой позиции подтвердил Президиум ВАС РФ. Он указал, что потери работодателя, связанные с оплатой простоя, не зависят от его воли, а следовательно, не могут рассматриваться как экономически неоправданные. Этой же точки зрения придерживается и финансовое ведомство. Отметим, что некоторые суды не связывают экономическую обоснованность расходов с присутствием или отсутствием работников на рабочих местах во время простоя. НДФЛ И "ЗАРПЛАТНЫЕ НАЛОГИ" Оплата периода простоя работникам облагается НДФЛ, поскольку не является необлагаемой компенсационной выплатой. Выплаты работникам за время простоя облагаются:
  • страховыми взносами на пенсионное страхование;
  • страховыми взносами на "несчастное" страхование.
* * * Итак, при возникновении простоя в организации нужно его задокументировать. Это даст бухгалтеру возможность правильно оплатить работникам период простоя и отнести данные суммы на расходы для целей налогообложения прибыли. Кроме того, не забывайте своевременно уведомлять о приостановке производства органы занятости. Эти действия позволят вам избежать претензий со стороны контролирующих органов. Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" N 02, 2009 Забрамная Е.Ю.


Top