Труппа фоменко. "мастерская петра фоменко"

«Мастерская Петра Фоменко» – место, которое рождалось из творческого импульса, из любви к искусству и желания ему служить. Служить достойно, ярко и легко. Ключевым в этом перечне эпитетов является именно слово «легко». «Легкое дыхание» – то, что пронизывает все пространство театра, каждый спектакль, любой жест, в нем осуществленный, любое слово, в нем произнесенное. Здесь много воздуха. И только в воздухе может зарождаться и в полной мере распространяться художественная мысль, не теряя при этом преображающей силы.

Фото: Московский театр “Мастерская П. Фоменко”

Официально театр был основан в 1993 году , но ведь театр – это люди. Люди же, создавшие его, ставшие им, в 1988 были объединены жестом художника, Петра Наумовича Фоменко : они поступили на первый курс режиссерского факультета ГИТИСа, который он набирал. «Легкое дыхание» молодых «фоменок», их многогранность, мастерство перевоплощения, умение работать в разных стилистиках, с разным материалом (и делать это блестяще!) не остались незамеченными членами жури ведущих театральных фестивалей уже в годы студенчества. Не остаются без внимания и заслуженного восхищения их работы и сейчас, когда в «Мастерской Петра Фоменко» можно увидеть уже несколько поколений актеров и режиссеров. «Мастерская» не позволяет иссякнуть воздуху внутри себя, не дает «зачерстветь душам» своих обитателей. Поэтому непрерывно, меняясь, но не теряя своей уникальности и самобытности, двигается вперед, по одному лишь вектору – в сторону гениального. Периодически театр принимает под свое крыло стажеров. Одно условие: их природа должна быть родственна природе настоящих «фоменок». Ее основой должен быть воздух. Нет таланта в бескислородной среде.

Сейчас в репертуаре театра «Мастерская Петра Фоменко» наравне с точно воспроизводящими литературное произведение спектаклями, очень тонко и талантливо выполненными как самим Фоменко, так и его учениками, можно встретить и крайне оригинальные интерпретации текстов мировой классики, вычитывающие новые актуальные смыслы, или же постановки по современным текстам и пьесам. К слову, прошлый, 25 сезон в театре был посвящен работе с современной драматургией. Новый же, 26 сезон готовит для зрителя много сюрпризов, связанных с исследованием и преображением классики.

На настоящий момент афиша театра расцвечена сорока спектаклями . Среди них постановки мастера, Петра Наумовича Фоменко («Волки и овцы», «Война и мир. Начало романа», «Одна абсолютно счастливая деревня», «Бесприданница», «Как жаль»…), а также работы других режиссеров, имена которых крайне звучны:

  • Евгения Каменьковича, ученика и последователя Петра Фоменко, ставшего художественным руководителем «Мастерской» после смерти ее основателя: пронзительные «Гиганты горы» по неоконченной пьесе Пиранделло; «Дар» Набокова с материализовавшейся «творческой необходимостью»; «Дом, где разбиваются сердца», пропитанный искрометным юмором, свойственным воздушной природе «фоменок»;
  • Ивана Поповски: светлый на французский манер «Носорог»; комедийно-легкий, одурманивающий зрителя «Сон в летнюю ночь»; мистически-теплая, сказочная «Алиса в Зазеркалье»;
  • Николая Дручека: «Безумная из Шайо», восстановленный спектакль Петра Фоменко; «Белые ночи», атмосфера ранимой мечтательности в которых распыляется благодаря каждому действующему лицу;
  • Виктора Рыжакова: говорящие со зрителем «Пять вечеров»;
  • Олега Глушкова: «Моряки и шлюхи», плод физического музыкального театра, где главный язык – язык тела, основной способ выражения эмоции;
  • Юрия Буторина: размыкающий целую эпоху «Рыжий»; камерно-домашний «Заходите заходите»;
  • Сигрида Стрем Рейбо: «Летние осы кусают нас даже в ноябре» по пьесе Вырыпаева;
  • Веры Камышниковой: впечатляющие «Фантазии Фарятьева»…

«Мастерская» помогает реализовываться и молодым художникам . Например, выпускнице режиссерского факультета ГИТИСа 2015 года, Полине Айрапетовой, ставшей членом труппы мастерской в 2018 году. Полина поставила спектакль по мотивам рассказов Юрия Казакова «Проклятый север». Остроумный, с запоминающимися своей яркостью, но узнаваемыми в правдоподобности характерами персонажей.

В рамках вечеров «проб и ошибок» создают спектакли и сами актеры театра (Дмитрий Рудков, Федор Малышев, Полина Агуреева, Михаил Крылов…) И эти работы крайне самобытны и интересны. Они будто обнажают те законы и механизмы организации творческого процесса, которые существуют в театре. Они по-особому открыты для зрителя, по-особому восторженны. Блистательные «Испанцы в Дании» Кирилла Пирогова, кукольно-пластичные «Мертвые души» Федора Малышева и Полины Агуреевой, сокровенная, смотрящая на зрителя печальными глазами маски «Египетская Марка» Дмитрия Рудкова, безумные и острые, как взгляд самого режиссера, «Школа жен» и «Руслан и Людмила» Михаила Крылова и многие другие постановки захватывают своей магией абсолютно всех зрителей, пусть даже чрезвычайно разных. Соединяют зрительный зал в едином глубоком и светлом переживании.

Помимо спектаклей театр предоставляет возможность услышать лекции театроведов, встретиться для душевного и глубокого диалога с деятелями искусства или же провести вечер за просмотром фильма (непременно исполненного воздухом!). Обо всех этих мероприятиях можно узнать из раздела «неспектакли» на официальном сайте «Мастерской Петра Фоменко». Также здесь проводятся лекции о театре для юных зрителей – «Путешествие в театральную историю» , в котором детей сопровождает театровед Анастасия Сергеева.

Внесценическое пространство «Мастерской» столь же сильно дышит и наполняется искусством, сколь и сценическое. В нем зритель может начать погружение в прекрасный мир, который театр, и в театр, который мир. Свои работы у «фоменок » выставляют великолепные сценографы и художники , среди которых Нонна Горюнова, Борис Заборов. Юрий Купер, Андрей Волков и многие другие.

И главное, что стоит отметить – в этом театре живет музыка . И сам театр живет музыкой. Поэтому ее можно услышать не только в рамках спектакля, но и за ними. «Мастерская» часто приглашает на свою сцену музыкантов. Да и сами артисты нередко наполняют стены театра звуками своих музыкальных программ, например, сейчас в «Мастерской» успешно творит, и всегда что-то чрезвычайно хорошее, группа «Losikenguru», впитывающая парадоксальность жизни и параллельно растворяющаяся в побеге за пределы царящего везде и всюду постмодернизма.

Здание такого большого маленького мира «Мастерская Петра Фоменко » приютилось по адресу: Москва, Кутузовский проспект, 30/32.

Касса театра работает еженедельно, с 12.00 до 21.00, телефон: +7 499 249 19 21.

Московский театр «Мастерская П. Н. Фоменко» был основан в июле 1993 года указом мэра города Москва. Однако сами «фоменки» (как с легкой руки журналистов называют актеров театра не только в Москве, но и во всем мире) ведут отсчет своей биографии с июля 1988 года. Тогда набрал группу студентов в свою учебную мастерскую на режиссерском факультете ГИТИСа (ныне - Российский университет театрального искусства).

Пять лет учебы показали, что люди, которых судьба свела вместе летом 1988 года, могут и умеют творить настоящие театральные чудеса. Созданные в студенческие годы спектакли неоднократно становились призерами различных театральных фестивалей. Так, спектакль « » по Н. В. Гоголю (режиссер Сергей Женовач) был удостоен первого приза Молодежного жюри на международном фестивале театральных школ «Подиум-91». Спектакль « » по М. Цветаевой (режиссер Иван Поповски) - премии «Гвоздь сезона» в 1992 году. А спектакль « » по А. Н. Островскому (режиссер Петр Фоменко) - гран-при на международном театральном фестивале «Контакт» (Польша) в 1993 году.

Выпускники мастерской Фоменко 1993 года составили костяк молодого театра, который еще дважды пополнялся учениками мастера.

Возник театр, соединивший в себе стремление к поискам и экспериментам с традициями русского репертуарного театра. С труппой «Мастерской» разные режиссеры осуществляют свои замыслы, осваивают сложные пространства, работают в разнообразной стилистике. Среди спектаклей, созданных за годы «официального» существования «Мастерской» есть постановки как самого Петра Наумовича Фоменко, так и его коллег и учеников, прежде всего - , и др.

Другой задачей было продолжение совершенствования актеров. Не зачерстветь душой. Не дать затянуть себя будничной рутине. Не переставать учиться. Не бояться оглядываться назад и не прекращать двигаться вперед… Вот лишь несколько постулатов, по которым и сегодня, спустя больше двадцати лет, существует театр.

Логичным продолжением выбранного театром курса стал набор весной 2007 года первой стажерской группы при театре. В течение трех лет группа актеров и режиссеров имела возможность совершенствовать свое мастерство, пробовать и ошибаться, реализовывая в стенах «Мастерской» свои театральные идеи. В 2010 году большинство стажеров были приняты в труппу театра, а публике представлены их первые работы, - поставленная Петром Наумовичем Фоменко « » Ю. Кима по У. Шекспиру (2009), спектакль « » по стихам екатеринбуржского поэта Бориса Рыжего (режиссер Юрий Буторин, руководитель постановки Евгений Каменькович, 2010), « » по Л. Кэрроллу в постановке Ивана Поповски.

В 2010 году была набрана вторая стажерская группа, которая через три сезона почти полностью вошла в труппу театра. Ещё находясь на стажировке, ребята создали спектакль « » (руководитель постановки Евгений Каменькович, 2011), сразу же вошедший в репертуар.

Сегодня в труппе «Мастерской Петра Фоменко» 50 артистов и 2 режиссера и 6 стажёров.

В начале своей жизни театр несколько лет вел «бездомное» существование. Пока в 1997 году постановлением Правительства города Москвы театру не было передано в хозяйственное ведение помещение, ранее принадлежавшее кинотеатру «Киев» по адресу: Кутузовский проспект, д. 30/32. После ремонта и реконструкции 13 января 2000 года, на Старый Новый год, состоялось торжественное открытие реконструированного здания. Однако два маленьких тесных зала, в которых работала труппа «Мастерской», не могли в полной мере соответствовать тем задачам, которые стремились воплотить на сцене режиссеры театра. Постановлением Правительства города Москва было решено построить театру новое, отвечающее всем современным техническим требованиям здание.

В результате многомесячной совместной работы архитектурной мастерской С. В. Гнедовского «ПНКБ архитектура и культурная политика » и «Мастерской П. Н. Фоменко» в 2004 году был создан уникальный проект нового театрального здания. В 2005 году проект был удостоен высшей архитектурной премии «Золотое сечение» в номинации «лучший проект здания». Несколько лет строительства, и свое пятнадцатилетие в 2008 году театр встретил в , расположенном на набережной Тараса Шевченко, ровно напротив входа в старое здание.

Сегодня на афише театра 40 спектаклей. Прежде всего, это постановки Петра Наумовича Фоменко: « » А. Н. Островского (1992), « » по Б. Б. Вахтину (2000), инсценировки прозы Л. Н. Толстого « » (2000) и « » (2001), « » по «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя (2004), « » А. П. Чехова (2004), « » А. Н. Островского (2008), « » Ю. Кима (2009), « » по произведениям А. С. Пушкина (2009), « » М. Булгакова (в соавторстве с К. Пироговым, 2012), «Безумная из Шайо» Ж. Жироду (2003, восстановлена К. Пироговым в 2013). А также работы других режиссеров: « » Б. Шоу (2005), « » по роману М. Шишкина «Венерин волос» (2006), « » по роману Дж. Джойса (2009), « » по А. П. Чехову и Б. Фрилу (2010), « » В. Набокова (2012), « » Л. Пиранделло (2014, совместно с П. Агуреевой) и « » по М. Салтыкову-Щедрину (2015) - режиссер Евгений Каменькович; « » Н. Гумилева (2002), « » Э. Ионеско (2006) и « » по Л. Кэрролу (2010) и « » по У. Шекспиру (2015) - режиссер Иван Поповски; « » Ф. М. Достоевского (2003) - режиссер Николай Дручек; « » А. Володина (2011), режиссер Виктор Рыжаков; « » (2012) - режиссер Олег Глушков; « » по роману М. Шалева (2012) -режиссер Юрий Буторин, « » И. Вырыпаева (2013) – режиссер Сигрид Стрём Рейбо; « » А. Соколовой (2014) - режиссер Вера Камышникова; « » О. Мухиной (2014) - режиссер Евгений Цыганов; « » по рассказам А. Вампилова (2016) в постановке Юрия Буторина и Владимира Топцова.

В 2013 году «Мастерская Петра Фоменко» открыла для зрителей экспериментальное направление своей деятельности. Уже более 10 лет в театре проводятся вечера «проб и ошибок», на которых артисты и режиссеры театра показывают труппе свои самостоятельные работы над теми или иными литературными произведениями. Некоторые из них выросли в спектакли и вошли в репертуар «Мастерской…». Сейчас театр решил делиться со своим зрителем наиболее интересными и экспериментальными работами. Так, с мая 2013 года в рамках проекта «Пробы и ошибки» родились уже шесть спектаклей - « » О. Мандельштама (режиссер Дмитрий Рудков, руководитель постановки Евгений Каменькович, 2013), « » по рассказам И. Бунина (режиссер Юрий Титов, руководитель постановки Евгений Каменькович, 2013), « » (2014) А. Пушкина и « » (2015) Ж. -Б. Мольера – режиссер Михаил Крылов; « » (2015) по рассказу Ф. Достоевского – режиссер Фёдор Малышев; « » (2016) Б. Брехта – режиссер Кирилл Вытоптов.

Всего за годы существования театра было создано 56 спектаклей.

Рожденные в стенах «Мастерской» работы неоднократно становились лауреатами различных театральных премий: премии им. Станиславского за спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня» (2000); Национальной театральной премии «Золотая Маска» за спектакли «Одна абсолютно счастливая деревня» (2001), «Война и мир» (2002), «Три сестры» (2006), «Самое важное» (2007) и «Триптих» (2011) и «Сон в летнюю ночь» (2016); независимой театральной премии «Хрустальная Турандот» за спектакли «Три сестры» (2005), «Самое важное» (2008). Кроме того, спектакли театра неоднократно становились лауреатами театральной премии «Чайка», премии «Гвоздь сезона», получали призы и награды на различных международных театральных фестивалях.

В разные годы спектакли театра принимали участие в различных российских и международных театральных фестивалях: Золотая Маска (2000, 2002, 2003, 2004, 2006, 2008, 2009, 2010), Международном Чеховском фестивале (1998, 2007, 2009, 2010, 2011), Рождественском фестивале в Новосибирске (1997, 2001), вологодском фестивале «Голоса истории» (2001, 2005), севастопольском фестивале «Херсонесские игры» (1993), польском фестивале «Контакт» (1993, 1996), венецианском Бьеннале (1995), фестивале в Авиньоне (1997), белградском фестивале BITEF (1997, 2004), боннском театральном Бьеннале (1997), Осеннем Парижском (1998, 2002, 2003) и Осеннем Мадридском (2002, 2003, 2006) фестивалях, фестивале в Линкольн-центре в Нью-Йорке (2004), международном театральном фестивале в Загребе (2004, 2007), театральном фестивале в Риме Russkij Festival (2004), Фестивале русской культуры в Бельгии «Европалия» (“Europalia.Russia” (2005)), фестивале «Европейские дни культуры в Карлсруе» (Германия, 2006), Ибероамериканском фестивале в Боготе (Колумбия, 2006), Международном фестивале искусств в Греции (2007). Кроме того, театр много и успешно гастролировал по городам России, Украины, Латвии, Эстонии, Европы, Латинской Америки, США, Китая, Израиля и Японии.

Театр продолжает развиваться, открывая новые направления деятельности. Так, весной 2016 года в «Мастерской» начались лекции о театре для детей – « », которые читает театровед и сотрудник литчасти Анастасия Сергеева.

В сезоне 2016-2017 в афише появятся киноклуб, поэтические вечера и лекторий.

«Мастерская Петра Фоменко» любит отличную музыку и часто приглашает выступить на своей сцене различных музыкантов. Свои концерты в театре играли Люка Дебарг, Борис Березовский, Никита Борисоглебский, Елена Камбурова, Евгений Маргулис, Ирина Богушевкая, Юлий Ким, Сергей и Татьяна Никитины и многие другие. Каждый сезон открываются новые имена для театральной публики.

Кроме того, сами артисты театра нередко выступают с музыкальными программами. Так, стали регулярными вечера итальянской и французской музыки в исполнении Моники Санторо. 8 марта 2016 года в «Мастерской» состоялся концерт Вячеслава и Игоря Войнаровских. Несколько лет назад внутри театра родилась рок-группа LosiKenguru (Иван Вакуленко, Фёдор Малышев, Александр Мичков, Степан Владимиров и Павел Леванов).

Выставки живописи, фотографии, скульптуры, театрального костюма и многого другого в фойе Новой сцены «Мастерской Петра Фоменко» стали неотъемлемой частью творческого процесса. За многие годы свои работы в театре выставляли такие выдающиеся художники, как Борис Заборов, Татьяна Сельвинская, Юрий Купер, Виктор Сенцов, Михаил Гутерман, Екатерина Голицына, Михаил Дронов, Андрей Волков, Елена Грабовска, Франциско Инфанте и Нонна Горюнова и другие.

Официальной датой рождения театра «Мастерская П. Фоменко» принято считать 1993 год, когда Мэром Москвы было подписано постановление об учреждении муниципального театра под руководством Петра Наумовича Фоменко. Однако сами «фоменки» ведут отсчет своей биографии с июля 1988 года. Тогда Петр Фоменко набрал вторую группу своей учебной мастерской на режиссерском факультете Российской Академии Театрального Искусства (ГИТИС).
Название для театра возникло само собой: просто слово «мастерская», коим в ГИТИСе именуется каждый курс, из прозвища стало именем. Так родился Московский театр «Мастерская Петра Фоменко», где помимо самого художественного руководителя ставили и ставят спектакли режиссеры Сергей Женовач, Евгений Каменькович, Иван Поповски, Николай Дручек. Театр регулярно пополняется учениками мастера. В 1997 году постановлением Правительства Москвы театру было передано в хозяйственное ведение помещение. После ремонта и реконструкции, 13 января 2000 года, состоялось торжественное открытие нового театрального здания.
Московский театр «Мастерская П. Фоменко» неоднократно был отмечен различными наградами и премиями: премией им. Станиславского (2000), национальной театральной премии «Золотая Маска» (2001, 2002), премией им. Товстоногова (2001), премией «Триумф» (2001). Получал призы и награды на различных театральных фестивалях: международном фестивале «Херсонесские игры» (1993), международном театральном фестивале «Контакт» в Польше (1993, 1996), белградском фестивале BITEF (1997), вологодском фестивале «Голоса истории» (2001).
Театр принимал участие в программах различных российских и международных фестивалей, в том числе Международном Чеховском фестивале (1998), Рождественском фестивале в Новосибирске (1997, 2001), вологодском фестивале «Голоса истории» (2001), севастопольском фестивале «Херсонесские игры» (1993), польском фестивале «Контакт» (1993, 1996), венецианском Бьеннале (1995), фестивале в Авиньоне (1997), белградском фестивале BITEF (1997), боннском театральном Бьеннале (1997), Осеннем парижском (1998, 2002, 2003) и Осеннем мадридском (2002, 2003) фестивалях. Много и успешно гастролировал по городам России, Европы, Латинской Америки, США и Японии.

«СОН в летнюю ночь», или «Не любите, граждане! И дольше проживёте».
6 января 2017, когда в Москве свирепствовали морозы за 20 градусов, мы с предвкушением чуда поехали в Театр Фоменко на Кутузовском. Надо сказать, что нашему появлению на спектакле препятствовала не только погода, но и несовершенства транспортной системы столицы. Так, например, маршрут, который нам выдал гаджет, оказался неверным, и мы не смогли съехать с третьего кольца и оказаться на набережной Шевченко. Долгие блуждания по Кутузовскому туда и обратно в попытке развернуться привели к опозданию в театр, но не тотальному.
Мы первый акт сидели на балконе, и в этом оказалось счастье, потому что когда во 2-ом акте мы пересели в партер, то чары окончательно развеялись. Чары, в общем-то, развеялись ещё в первом акте, когда мы стали свидетелями слабой актерской игры.

Герои комедии Шекспира, а именно, две молодые пары, чьи любовные страдания и составляют основной романтический сюжет пьесы, оказались издали совершенно неразличимы. Если бы не разные имена, то было бы сложно распознать Елену от Гермии, а Лисандра от Деметрия. Если бы не активное передвижение актёров по сцене, то было бы откровенно скучно смотреть на них. Впрочем, может быть, такова была задумка режиссера – сделать влюбленных почти одинаковыми, чтобы их «любовь» приобрела условный характер заразного душевного заболевания человека: «любил» одну, потом переключился на другую, такую же – поменял шило на мыло и сам не понял зачем.

Но что касается Оберона/Тезея, и Титании/Ипполиты, то с ними проблема та же – актеры просто переодеваются и прогуливаются по сцене. Единственно, кому удается быть интересными, – это Пирам (Казаков) и Фисба (Пирогов). Этот комический дуэт «взрывает» зрительный зал, оправдывая жанр не только театрального действа, но и зрительские надежды. Остальные персонажи – просто переодетые москвичи начала ХХ1 века.
Театр переживания требует актёрских затрат(эмоционально-интеллектуальных), Театр представления требует филигранно точной пластики и жеста, характерности или типажа. Данный спектакль, как мне не жаль, в полной мере не относится ни к одному из способов театрального действа. Отсюда, слабость и невнятность актерского существования на сцене - не спасает ни молодой задор, ни опыт известных лиц.
Единственное, помимо Пирама и Фисбы, что вызывает восхищение – это постановочные трюки. Великолепно «живут» на сцене: тончайший огромный полог, занавеси, музыка и свет. Музыканты наверху, в колокольчиках, действуют просто магически. Это удивительно и завораживает.

Если же говорить о смыслах постановки, то она откровенно издевается над влюбленными и любовью, представляя это чувство как влияние на людей каких-то невидимых манипуляторов.
И то верно: Лисандр и Деметрий легко меняют объекты своего страстного чувства, даже Титания готова отдаться ослу, а уж Пирам и Фисба – вообще, жертвы безумной любви, готовы уничтожить себя из-за невнятных свидетельств ложной гибели одного из влюбленных (испачканный кровью шарф Фисбы подвигает Пирама на самоубийство).
И вся эта череда нелепостей – результат странного чувства, которое способны испытывать люди. В финале, когда после представленного ремесленниками действа с чередой самоубийств из-за любви, зритель уже умирает от хохота, совершенно неважно, что там происходит с Тезеем, Ипполитой, Деметрием и др. Так что смысл спектакля очевиден – глупо из-за непонятной болезни (любви) рисковать статусом, благополучием и прочими благами Жизни.

Если же говорить всерьез, то статья Аникста о комедии Шекспира сейчас воспринимается анахронизмом. О каком «романтическом чувстве», «побеждающем все преграды», может идти здесь речь? Тем более в наше время власти Золотого Тельца?!
Ведь Оберон манипулирует Титанией; Деметрий, как и Лисандр, легко меняет возлюбленных, становясь жертвой проделок Робина. А трагическая история влюбленных Пирама и Фисбы высмеяна в пьесе Шекспира довольно жестоко. Нет. Любовь в комедии «Сон в летнюю ночь» – это странная и непредсказуемая игра случая, которая чревата заблуждениями, а то и безумием, это манипуляции неведомых сил над слабой человеческой природой.
Так что, если бы к замечательным сценическим эффектам этого спектакля прибавить более энергозатратную и осмысленную игру актёров, или хотя бы более индивидуализированную и наработанную пластику и жест, то было бы намного занятнее смотреть это действо. Появились бы контрасты историй влюбленных афинян, царя эльфов и розыгрыша ремесленников. А так всё сливается в какую-то вялотекущую насмешку над всеми влюбленными планеты Земля.
Отдельно надо похвалить публику, пришедшую в театр! Какие у нас замечательные зрители – сами платят и сами готовы смеяться малейшему жесту. Кажется, покажи им просто пальчик, а они уже дофантазируют всё остальное и самым лучшим образом.




Top