Турецкий марш моцарт описание. Проект "Турецкий марш" В.А

    Ро́ндо (от фр. rondeau - «круг» , «движение по кругу») - музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном.

    Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) – великий австрийский композитор, дирижер. Представитель Венской классической школы музыки, автор более 600 музыкальных произведений. В биографии Моцарта музыкальный талант обнаружился еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине.В 1762 году семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Моцарта, его сестры Марии Анны. Затем, во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. Впервые сочинения композитора издаются в Париже. С 1775 по 1780 года плодотворная работа Вольфганга Амадея Моцарта пополнила когорту его сочинений рядом выдающихся композиций.

    Австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart) написал несколько сотен музыкальных произведений, но самая популярная и любимая народами разных стран мелодия Моцарта - это «Турецкий марш». В 1783 году Вольфганг Амадей Моцарт написал музыкальную композицию под названием «Соната для фортепиано № 11 ля мажор», состоявшую из трёх частей: первая часть - тема с вариациями «Andante grazioso»; вторая часть - менуэт; третья и заключительная часть - «Rondo Alla Turca» («Турецкое рондо», «Рондо в турецком стиле»).

    Первая часть здесь - не сонатное allegro, а шесть вариаций на светлую и спокойную, простодушно-грациозную тему. Она похожа на песенку, которую могли напевать при хорошем, умиротворенном настроении в венском музыкальном быту. В ее мягко покачивающемся ритме есть сходство с движением сицилианы - старинного итальянского танца или танцевальной песни.
    Между вариациями нет острых контрастов, но все они имеют разный характер. В первой вариации преобладает изящное прихотливое мелодическое движение, во второй - грациозная игривость сочетается с юмористичным оттенком (примечательны «озорные» форшлаги в партии левой руки). Третья вариация - единственная, написанная не в ля мажоре, а в ля миноре, - заполнена немного грустными напевными фигурациями, движущимися равномерно, словно с нежной застенчивостью. Четвертая вариация (с перекидыванием левой руки через правую), напротив, более смело размашистая. Пятая вариация, где первоначальный неторопливый темп Andante grazioso сменяется очень медленным - Adagio, представляет собой певучую инструментальную арию, расцвеченную колоратурами. А затем смена темпа на быстрый (Allegro) соответствует веселому танцевальному характеру последней, шестой вариации.

    Вторая часть сонаты - Менуэт. Как обычно, он построен в трехчастной репризной форме с точным повторением в репризе музыки первой части. Между ними находится средняя часть (Трио). Во всех частях Менуэта по-мужски решительные и властные размашистые интонации сопоставляются с интонациями по-женски нежными и плавными, похожими на выразительные лирические возгласы-обращения.

    Итак, сделав анализ прекрасного произведения В.А. Моцарта, я узнала много новых и интересных фактов об этом произведении.

Продолжаем говорить о самых известных и популярных произведениях [классической] музыки. Сегодня у нас Турецкий марш Вольфганга Амадея Моцарта. Одно из самых известных произведений композитора. На сайте Заходи в интернет утверждается, что Турецкий марш - это самая популярная и любимая народами разных стран мелодия Моцарта.

Постоянно обсуждаемый парадокс - название произведения. Сам композитор не называл эту музыку маршем, он назвал её так: "Rondo Alla Turca" или - рондо в турецком стиле. Рондо - это такая форма музыкального произведения, при которой постоянно повторяется главная музыкальная тема (мелодия). Как бы музыка идёт по кругу.

Рондо а-ля турка Моцарта - это не самостоятельное произведение, а третья часть клавирной (фортепьянной) сонаты. Сонату Ля мажор №11 Моцарт написал в 1783 году. Она написана "по французским стандартам" - поэтому она больше похожа на сюиту, а не на сонату. Все ее три части написаны в одной тональности - ля мажор, ни в одной из них нет сонатной формы. Первая часть - популярная в то время тема с вариациями "Andante grazioso" вместо сонатной формы, вторая часть - французский менуэт (вместо медленной части Adagio или Andante), а третья часть - "наше" рондо.

Партитура сонаты была опубликована в Вене музыкальным издательством "Artaria & Co" в 1784 году. Практически сразу же после этого рондо а-ля турка, третья часть сонаты, приобрела гигантскую [и самостоятельную] популярность. При этом и музыканты и слушатели по общему согласию (но не спрашивая композитора) самовольно переименовали её в привычный нам "Турецкий марш" и так это название и стало общепринятым.

Турецкий марш Моцарта в исполнении выдающегося итальянского пианиста Массимилиано Феррати :

Восточный рейх, т.е. Австрия (Osterreich) и Восточная империя (Османская империя, Турция) были давними и злейшими врагами и воевали с перерывами с начала XVI по конец XVIII веков. Следы этих войн можно встретить почти во всех старнах Восточной Европы - замки, сторожевые башни, сигнальные посты. Турецкая (и вообще ближневосточная) культура и музыка обладала для европейцев некоей изюминкой, привлекательностью. Как "трофейные" немецкие фильмы с Марлен Дитрих для советских людей в конце сороковых - начале пятидесятых лет прошлого века.

Впервые австрийцы познакомились с игрой турецких музыкантов в 1699 году, когда в Вену прибыла турецкая делегация, чтобы отпраздновать заключение Карловицкого мирного договора, завершившего очередную австро-турецкую войну, продолжавшуюся 16 лет. Охрану делегации Османской империи несли янычары - турецкая пехота, и вместе с другими янычарами делегацию сопровождал и янычарский военный оркестр, который дал несколько публичных концертов для жителей Вены. Австрийцы пришли от янычарской музыки в такой восторг, что многие австрийские музыканты стали пытаться имитировать турецкую музыку на европейских музыкальных инструментах, и даже появились фальшивые турецкие оркестры, когда коренные австрияки надевали на себя янычарскую одежду, и играли на привезённых из Турции инструментах. В 1741 году австрийское правительство обратилось к турецкому султану с просьбой прислать турецкие музыкальные инструменты для императорского придворного оркестра. Кроме того, фортепиано в Австрии стали делать со специальной "янычарской педалью", позволявшей приблизительно имитировать звучание турецкого барабана.

Здесь следует отметить, что янычары первыми ввели в боевую практику ведение войны под ритм большого барабана (само слово "барабан", обратите внимание, тюркского происхождения). Однако эта музыка была ритмической основой жизни, а не парадного хождения строем. Стиль турецко-янычарской военной музыки называется по-турецки "мехтер", янычарский военный оркестр - "мехтер такими", военные музыканты - "мехтеран", руководитель оркестра - "мехтербаши" (во всех словах ударение на последний слог). В состав янычарского оркестра "мехтер такими" входили следующие музыкальные инструменты: большой турецкий барабан; маленькие барабаны; "бору" (турецкие медные трубы); тарелки; "кос" (огромные литавры); зурна (восточный вариант флейты); треугольник (самозвучащий ударный инструмент треугольной формы); "чевген" (специфический турецкий инструмент, представляющий собой палку, увешанную множеством колокольчиков). Мехтербаши вместо дирижёрской палочки держал в руке бунчук - длинную палку с конским хвостом на конце.

Количество музыкантов в оркестре варьировалось. Не менее девяти. В больших оркестрах - несколько десятков, до сотни человек. Известно, что в 1453 году, когда турецкий султан Мехмет II торжественно въезжал в захваченный Константинополь, играл гигантский военный оркестр в составе 300 музыкантов. Красивые церемонии и прекрасная музыка янычарских оркестров производили настолько мощное впечатление на австрийцев, да и на других европейцев, что даже после того, как в 1826 году турецкий султан Махмуд II по внутриполитическим соображениям ликвидировал янычарский корпус (вместе с оркестрами "мехтер такими"), и запретил музыку "мехтер", в Европе продолжали выступать псевдо-"янычарские оркестры" вплоть до конца XIX века, и европейская публика с удовольствием собиралась послушать зажигательные турецкие марши.

Вольфганг Амадей Моцарт, когда писал своё Турецкое рондо, переложил традиционную оркестровую турецкую военную музыку для исполнения на фортепиано, в результате чего слушать музыку в турецком стиле стало возможно и не собирая огромный янычарский оркестр, в любом доме, где был рояль или пианино. Хотя, конечно, есть и аранжировки "Турецкого марша" для оркестрового исполнения. Учитывая, что современные турецкие военные оркестры, восстановленные в турецкой армии в 1952 году, играют в основном в европейском стиле, представить себе звучание настоящего янычарского оркестра хотя бы приблизительно можно только прослушав рондо а-ля турк Моцарта. Но при этом всё же следует учитывать, что на современных фортепиано нет "янычарской педали", которая была на фортепиано во времена Моцарта, поэтому в ту пору "Турецкий марш" в фортепианном исполнении звучал всё же не много иначе.

У нас нет сведений, как отнёсся композитор к народному переименованию рондо в марш. В конце жизни Моцарт очень много работал, и скорее всего, ему было не до этого, ведь "Rondo Alla Turca" он никогда не считал своим главным произведением, это был всего лишь незначительный эпизод в его творческой деятельности.

Неожиданный результат - Моцарта очень любят в Турции. Он - самый известный среди западных композиторов-классиков среди турков. В Стамбуле проводится ежегодный Фестиваль классической музыки имени Моцарта. Очень часто в стамбульских школах мелодию "Турецкого марша" используют вместо школьного звонка - считается, что у музыки Моцарта есть лечебный эффект, и она помогает предотвращать стрессы у детей. Я не знаю как изменилось положение за последние годы, после прихода к власти исламистской партии, но многие турки на полном серьёзе считают "турецкий марш" Моцарта своей национальной народной музыкой.

23 марта 1778 года Моцарт с матерью прибыли из Мангейма в Париж. Неудача в поисках службы в Мангейме заставила Вольфганга приехать в столицу Франции. Моцарт впервые серьезно влюбился в Мангейме. Его любовь - начинающая певица Алоизия Вебер, дочь переписчика нот и театрального суфлера. Моцарт по требованию отца с очень большой неохотой уехал из Мангейма - от своей возлюбленной.

Моцарт уже был в Париже в возрасте 7 лет. Тогда его называли "вундеркиндом" за виртуозную игру на клавире, за его сочинения и импровизации, за тончайший музыкальный слух. Мальчика приглашали выступать во многие аристократические дворцы, побывал он даже во дворце французских королей - в Версале. Он был очень мил и красив, как кукла.

Сейчас (1778 год) Моцарту 22 года, и все видят в нем уже не чудо-ребенка, а человека маленького роста, с большой головой и некрасивым лицом, который знает цену своему дарованию и потому ведет себя независимо, а подчас заносчиво.

Вольфгангу, как и в прошлый приезд в Париж, помогает добрый друг и соотечественник Моцартов - Мельхиор Гримм. Он советует ему делать побольше визитов, чтобы показать свое искусство. Груда рекомендательных писем к знатным вельможам так и лежит без дела. Гримм упрекает Моцарта, что он "недостаточно активен", "маловато повсюду бегает". Париж - грязный город, и Вольфганг не хочет ходить пешком, а поездка в карете стоит слишком дорого. Вообще здесь все подорожало в два раза за эти 15 лет. Денег на жизнь в Париже совсем не хватает. Моцарты живут в маленькой темной комнате, матери кажется, что здесь, как "под арестом". Даже клавесин поставить нет места.

Найдя несколько учениц - дочек знатных вельмож, Моцарт бегает по урокам.

Однако учениц слишком мало - и денег соответственно тоже.

Но не уроки - цель Моцарта, он мечтает найти достойную службу и приличное жалованье, а для этого нужно как-то показать свое дарование - сочинить и поставить оперу. Именно оперу!!! Потому что Моцарт хочет быть капельмейстером - руководителем музыкальной капеллы, а не просто придворным органистом, клавиристом или скрипачом. Но в Париже, так любящем развлечения, еще совсем недавно закончилась "война" глюкистов и пиччиннистов. Одна кучка любителей музыки была "фанатами" оперного искусства композитора Глюка, другая - "фанатами" оперного искусства композитора Пиччинни. Все только об этих композиторах и говорят. Никому нет дела до молодого Моцарта. В Париже никто не знает, что Моцарт уже писал оперы для Вены, Зальцбурга и Италии. Здесь он только - виртуоз. Моцарт должен бы примкнуть к одной или к другой оперной партии, чтобы его заметили, однако этого не делает. Кроме того, опера должна быть написана на французском языке, которым Моцарт владееет плохо. Два задуманных оперных проекта так и не осуществились. Однако Моцарт изучил много партитур французских опер - и комических, и серьезных. Он вживую познакомился и с инструментальной музыкой Франции. Результат - много сочиненных им в Париже инструментальных произведений. Это 15 номеров к балету "Безделушки", "Парижская" симфония Ре мажор, Симфония-концерт Ми-бемоль мажор, Концерт для флейты и арфы До мажор, серия скрипичных сонат-6 штук, 3 вариационных цикла на темы французских ариэтт "Лизон спала", "Ах, я вам сказала бы, мама", "Прекрасная Француаза", несколько сонат для клавира, в числе которых самая популярная - Ля мажор, №11, с турецким рондо в финале.

Моцарт пишет эту сонату по французским стандартам - поэтому она так похожа на сюиту, а не на сонату. Все ее 3 части написаны в одной тональности - Ля мажор, ни в одной из них нет сонатной формы. Первая часть - популярные в то время в Париже вариации (тема с вариациями) вместо сонатной формы, вторая часть - французский менуэт вместо медленной части Adagio или Andante, а третья часть - рондо, да еще в популярном "турецком роде". Все это влияние парижской клавирной музыки, которая и в сонате дольше всего сохранила старый сюитный дух.

Откуда такая любовь к "турецкому" или по-другому "янычарскому", или "османскому"? - все это 3 названия одного и того же.

В середине 17 века османское войско напало на Среднюю Европу. Все нападения и битвы османов сопровождала музыка. Их оркестр, состоящий из ударных и духовых инструментов, для европейцев звучал очень дико, экзотично. Музыка воспринималась как варварская, дикая, рычащая, гремящая, то есть как специфическое сочетание тембров инструментов, а не как музыкальный язык. После этой войны европейцы сильно заинтересовались инструментами османов. Их оркестр назывался "мехтер", он включал большой барабан (дауль), 2 небольших барабанчика (сардар-нагара), 2 тарелки (цил), 7 медных труб (бори) и 5 шалмеев (духовые инструменты-цурнадер).

В начале 18 века инструменты янычарского войска распространились по всей Европе, попали даже в Россию. В моду вошел жанр "турецкого", то есть военного, марша с использованием "янычарского" тембрового колорита, в частности большого барабана с тарелками, к которым часто присоединялся треугольник.

Влияние "янычарской музыки" как специфического тембрового комплекса на европейскую оперную музыку было очень заметным. Одним из первых воспользовался тарелками и треугольником в оперном оркестре французский композитор Гретри ("Марш цыган" из оперы "Тайная магия", 1778 год). В хорах и танцах скифов из оперы "Ифигения в Тавриде", 1779 год, немецкий композитор Глюк для создания восточного колорита также вводит в оркестр тарелки и треугольник в сочетании с малым барабаном. Стиль "alla turca" повлиял не только на оперную, но и на оркестровую, и на клавирную европейскую музыку. У Моцарта - в его сонате Ля мажор, №11, в его опере "Похищение из сераля" - 1782 год, в его "Немецкой военной песне" - 1788 год. У Гайдна в его "Военной симфонии"-1794 год, У Бетховена в увертюре и марше к пьесе Коцебу "Афинские развалины".

Итак, соната во французском вкусе, или точнее сюита Ля мажор.

Первая часть - это вариации на медленную тему, Ля мажор.

Мелодия темы по своему характеру близка народной. Она песенная, в ритме итальянского танца - сицилианы - с медленным темпом, характерным размером 6/8 и с характерным ритмическим рисунком - пунктир и восьмая, четверть и восьмая. Тема очень проста, но изысканна, изящна - во французском вкусе.

Форма темы - простая 2-х частная с развивающей серединой. Она сохраняется во всех вариациях. Уже в теме Моцарт, как бы изображая оркестр, дает вначале пиано (играет группа солирующих инструментов - soli), а в двух последних тактах второй части - форте (как бы весь оркестр - tutti). Встречаются и сфорцандо. Скорее всего такие динамические оттенки - это впечатления от мангеймского оркестра.

В первой вариации тема растворяется в затейливых фигурациях, вспомогательные хроматизмы добавляют ей изысканности, в ней слышны томные вздохи, а также менуэтные реверансы. В этой вариации с 5-го по 8-й такты, где "играет весь оркестр", уже можно "услышать янычарские барабаны", а также в двух последних тактах вариации.

Начало второй вариации пиано с "порхающими"трелями в мелодии и с "жужжащим" в аккомпанементе ре-диез вызывает ассоциации с чудесным цветущим лугом. С 5-го такта по 8-й форте в басу начинаются странные "прыжки" с форшлагами. Кто это там прыгает? Вторая половина вариации рисует тот же луг, но чьи это зовы раздаются все ближе и ближе?(крещендо). Заканчивается вариация радостными "прыжками".

Третья вариация - как налетевший внезапно холодный ветер, ля минор, как не знающая покоя страстность, в октавных ходах доходящая до жути. В начале ее второй части (с 9-го такта) слышны жалобы, одиноко раздающиеся в тишине (пиано), а в 12-м такте - вздохи, переходящие в отчаяние (сфорцандо). Заканчивается вариация той же страстностью, доходящей до жути, какой и начиналась.

Начало четвертой вариации (с перебрасыванием левой руки) - как баюканье, переходящее в дивные грезы сна, с 5-го такта становящиеся ярче. Вторая часть вариации начинается пленительной мелодией, фразы которой заканчиваются томными вздохами. Вариация заканчивается продолжением все того же убаюкивания.

Пятая вариация напоминает арию с пассажами, с фразами короткого дыхания, длинного дыхания. Она исполнена томления, фразы заканчиваются секундовыми вздохами, проходящие хроматизмы добавляют неги. Здесь не только мелодия, но и вся фактура начинает петь. Во второй половине вариации первая фраза заканчивается фигурой восклицания - восходящей большой секстой, вспоминается начало арии принца Тамино из "Волшебной флейты": "Какой чарующий портрет! Такой красы не видел свет" - поет он, увидев изображенную на портрете принцессу Памину. Во второй части пассажи становятся поистине виртуозными, колоратурными - мелкие длительности "убыстряют" темп. Здесь аж два таких виртуозных пассажа - причем на разные виды вокальной техники.

Заключение образует шестая, отчасти энергичная, отчасти каприччиозная вариация, которая переходит в небольшую, почти плутовскую коду. В 5-м и 6-м тактах этой вариации на форте также можно "услышать янычаров".

Вторая часть сонаты - менуэт в сложной трехчастной форме с трио, Ля мажор. Первая часть (главный раздел менуэта) сложной 3-хчастной формы написана в простой 3-х частной форме с развивающей серединой. В этом главном разделе менуэта примечательны постоянные смены настроения. Здесь есть место и для серьезных, отчасти даже мрачных мыслей. Начало этой части взято Моцартом из его же сонаты До мажор, написанной ранее - KV 309

В первой теме ясно слышны два разных элемента: первый (1-2 такты) - форте, начинается с воинственной тираты - с движением по звукам Ля мажорного аккорда, в унисонном изложении - мужественный, бравурный, звучит как вопрос; второй (3-4 такты) - пиано с изысканным ритмом, мелодией с аккомпанементом и тонкими штрихами, заканчивающивающийся формулой поклона - женственный, как ответ на вопрос. 5-й такт звучит как приготовление к танцу. С 6-го такта начинается сам танец - менуэт. В мелодии слышны восторженные вздохи. Время от времени звучит формула поклона, разделяющая музыкальную ткань на предложения. Первая часть простой 3-хчастной формы заканчивается в тональности доминанты - в Ми мажоре. В развивающей середине появляются отклонения в минорные тональности - си минор, ля минор. На их фоне вздохи звучат вначале печально, а потом и вовсе драматично. В мелодии появляется тоскливо-страстный ход на уменьшенную септиму. Однако реприза простой 3-хчастной формы звучит вновь радостно, как и в начале менуэта. Она приводит к Ля мажору.

Трио сложной 3-хчастной формы в Ре мажоре, по характеру перекликается с четвертой вариацией первой части сонаты - то же убаюкивающее движение с переброской левой руки через правую. Трио написано в простой 3-х частной форме. В развивающей середине при отклонении в ми минор сладкие грезы вдруг прерываются жесткими громкими унисонами. И сюда просочились эти янычары! Их фраза повторяется два раза, как будто постучав два раза, они разбудят от дивного сна. Сон, однако, продолжается дальше. Кто-то кого-то манит в До мажоре, в Фа мажоре, а в ре миноре начинает жаловаться и причитать. Но и здесь сон возвращается к радостным грезам - в репризе трио.

После трио снова повторяется вся первая часть менуэта.

Третья часть сонаты - финал. Rondo alla turca - сложная 3-х частная форма с прибавленным рефреном к каждой из 3-хчастей. (В народе зовётся турецкий марш, турецкое рондо).

Схема такова:

I часть-рефрен-II часть-рефрен-III часть (реприза I)-рефрен-кода.

Финал является первым обращением Моцарта к турецкому локальному колориту, тогда весьма излюбленному именно в комической опере; тут особенно заметно влияние "Пилигримов из Мекки" Глюка. В этом отношении характерны острые, подчеркнутые, звенящие ритмы, в которых, кажется, слышишь удары тарелок.

I часть в ля миноре - в простой 3-хчастной форме с развивающей серединой. Она выражает по-кошачьему льстивую, вкрадчивую, но вместе с тем и неуклюжую, грубую натуру этих парней, что встретились нам кое-где в первой части и в трио менуэта.

Рефрен в Ля мажоре-в форме периода, повторенного - их дикую и кричащую натуру.

В коде этот ориентальный фанатизм обрушивается на нас прямо-таки с натуралистическим неистовством - благодаря тиратам, разложенным аккордам арпеджиато, коротким форшлагам создается впечатление необычного мелодического строя - как-будто фальшивого, без фиксированной высоты звучания.

Краткосрочный проект

«Турецкий марш»

Вольфганга Амадея Моцарта

Разработала и провела

музыкальный руководитель

Каргальская Н.К.

2017год.

Тип проекта: Групповой, творческий.

Продолжительность проекта : Краткосрочный (2 месяца)

Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы, музыкальный руководитель.

Актуальность : Дошкольное детство - период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников.

Цель : Приобщение детей к мировой классической музыке. Повышение интеллектуально-культурного уровня детей.

Задачи:

1) Формировать устойчивый интерес к классической музыке.

2) Способствовать развитию творческих способностей детей, эмоциональной отзывчивости на произведения.

3)Учить детей не только слушать, но и «слышать» музыкальное произведение.

4)Обеспечить развитие умения передавать ритмический рисунок, темп и характер музыки игрой на музыкальных инструментах.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Физическое развитие.

Этапы реализации проекта:

I этап (подготовительный)

Выбор музыкального произведения.

Подбор видеоматериала и иллюстраций к проекту.

Составление перспективного плана проектной деятельности.

Написание конспектов бесед.

Подбор музыкального материала к беседам.

II этап (основной)

Знакомство с творчеством композитора.

Определение характера и строения произведения.

Знакомство с историей создания произведения.

Знакомство с разновидностями маршей.

Слушание «Турецкого марша» в разном исполнении.

Знакомство с музыкальными инструментами-клавикордом и клависином.

Проведение бесед и развивающих игр.

Разучивание сценки – пантомимы между двумя дирижерами.

III этап (заключительный)

Исполнение концертного номера «Музыкального оркестра» на выпускном вечере (Алиса в стране чудес)

Календарно-тематический план

Работа по данному плану ведётся в рамках НОД (1 раз в неделю)

Число

1)Беседа «Знакомство с композитором В.А. Моцартом.

2)Показ презентации «Знакомство с маленьким гением».

3)Слушание различных отрывков музыкальных произведений В.А. Моцарта.

1)Беседа о турецком войске и его оркестре.

2)Показ видеоролика «Турецкое войско с оркестром».

3)Показ иллюстрации «Музыкальные инструменты турецкого войска».

1)Беседа об истории создания «Турецкого рондо».

2)Показ видео «История клавикорда».

3)Слушание «Турецкий марш в фортепианном исполнении».

1)Показ видеоролика «Турецкий марш» В.А. Моцарта.

2) Беседа «Рондо в турецком стиле».

3)Перестроение с саблями, барабанами и платочками под «Турецкое рондо».

1)Беседа о маршах.

2)Слушание маршей

3)Музыкальная игра «Угадай, какой звучит марш».

1)Слушание «Турецкого марша» в разных стилях и вариациях.

2)Показ видео «Турецкий марш» Л.В. Бетховена

3)Музыкальная игра «Дирижёр».

1) Показ видео клипа «Эстрадная песня на мелодию Турецкого марша» с хореографической зарисовкой.

Концертный номер «Сражение дирижёров» на выпускном вечере в подготовительной группе №5 (Алиса в стране чудес)

1)Беседа «Знакомство с композитором В.А. Моцартом»

Сегодня мы познакомимся с великим композитором Вольфгангом Амадеем Моцартом , который родился в г. Зальцбурге – в Австрии в 18 в.

Он очень рано, в 3 года, усаживался у клавесина и мог подолгу подбирать, искать красивые созвучия, а потом радостно их повторять. Уже в 4 года Вольфганг замечательно запоминал музыку – и мелодию и аккомпанемент, мог повторить музыкальную пьесу без ошибок как взрослый музыкант. А в 5 лет сочинял маленькие пьесы и проигрывал своему отцу, и тот записывал их в нотной тетрадке. Мальчик проявлял удивительные способности и уже в раннем возрасте его называли «чудо-ребенком» гением. И при этом он был похож на всех мальчишек : мог скакать по комнате верхом на палочке, играть с любимой кошкой, шалить как все дети.

С 6 лет Моцарт стал выступать перед слушателями, которые восхищались его необыкновенными способностями. Он играл на клавесине, скрипке, органе. Он мог играть, сочиняя на ходу так долго, как пожелает публика, и при этом оставаться скромным мальчиком, который от похвалы может расплакаться.

Какую великолепную музыку сочинял Моцарт. Он написал много симфоний, опер, танцев, маршей. Мы всегда узнаём его музыку по её какой-то особой чистоте, ясности, прозрачности. Обычно говорят, что в музыке Моцарта преобладает солнечность. Его так и называли «солнечный маэстро» .

2)Показ презентации «Знакомство с маленьким гением»

3)Слушание различных «отрывков» музыкальных произведений В.А. Моцарта.

1)Беседа о турецком войске и его оркестра.

Раньше, Турция была огромной страной и называлась она империей, в которой правил император-Султан. А большой была страна, потому, что турки много воевали и завоёвывали разные страны. И было у них войско очень большое. Это войско все боялись, как вы думаете почему?

Дети (ответы)

Правильно, потому, что оно было непобедимым. А впереди Турецкого войска всегда шёл оркестр, для устрашения противника. Издалека все слышали, что идёт турецкое войско. Оркестр играл перед боем, во время боя и после боя-празднуя победу.

2)Показ видеоролика «Турецкое войско с оркестром»

Какие музыкальные инструменты вы здесь увидели?

Дети (ответы)

Конечно барабаны-большые и малые, тарелки, турецкие медные трубы, огромные литавры, дудочки, турецкие флейты, «чевген»-(турецкий инструмен, представляющий из себя палку-увешанную множеством колокольчиков»).

А большой барабан, до сих пор называют «Турецким».

Количество музыкантов в оркестре варьировалось от 9 человек до 300.

3)Показ иллюстраций «Музыкальные инструменты турецкого оркестра».

1)Беседа: «История создания Турецкого рондо»

Однажды турецкое войско проходило, прям под окнами дома, в котором жил В. А. Моцарт. А жил он в маленьком городке Зальцбург в Австрия. Он как обычно сидел за своим клависином….Ребята, а вы знаете, что такое клависин? давайте поговорим с вами об этом инструменте!

2)Знакомство с музыкальными инструментами:

клавикордом и клависином (XV-VVI век)

Клавикорд и клависин это предшественники фортепиано.

Звук у клавикорда извлекался с помощью штырька, который касаясь струны извлекал звук. Звук был очень нежным и певучим. Но при всей своей красоте звучания у клавикорда был недостаток- он играл очень тихо.

У клависина, звук извлекался уже щипком язычка, который цеплялся за струну. Звук у клависина был громче, чем у клавикорда, но менее красивым. Клавикорд и клависины были предметом роскоши того времени, располагались они в гостиных и были нарядно украшены. Ещё инструменты отличались размером. А подробнее, мы узнаем, посмотрев видео.

3)Показ видео «История клавикорда».

4)Показ видео «История клависина»

И так, продолжаем: Однажды, сидев за клависином, Моцарт сочинял очередную мелодию, но услышал чарующие звуки турецкого оркестра, вышел на балкон. Он очень был поражён красотой звучания этого оркестра. А когда оркестр завернул за угол, то Моцарт тут же сел за инструмент и подобрал мелодию «Турецкого марша».

5)Слушание «Турецкого марша» в фортепианном исполнении.

1)Показ видеоролика «Турецкий войско с оркестром»

2)Беседа «Рондо в турецком стиле».

Ребята, кто-нибудь услышал из вас, сколько частей в этой музыки?

Дети (ответы)

Конечно, III части. А скажите, все части одинакового характера?

Дети (Ответы)

Какая музыка в I части? Это и есть главная мелодия-рефрен «Турецкий марш» совсем не похожая на привычный нашему слуху марш.

Дети (задорная, радостная, праздничная, весёлая, звонкая, изящная)

А какого характера II часть-эпизод?

Дети (бодрый, торжественный, строгий)

А какая музыка в III часть-эпизода?

Дети (мелодичная, спокойная, нежная, быстрая, игривая, лёгкая, струящаяся)

Ребята, а как вы думаете что такое рондо? (ответы детей)

Рондо это музыкальная форма. Слово рондо это - то же самое, что хоровод или круговой танец. Основная мелодия-повторяется как бы образуя замкнутый круг, а в промежутках основной темы звучат эпизоды.

Ну, почему же «в турецком стиле» ? Двести лет назад, когда Моцарт создавал эту музыку, в Западной Европе впервые услышали неизвестную тогда турецкую музыку, в которой большую роль играли разные ударные

инструменты, особенно большой барабан, изобретённый на Востоке. Шумные удары этого барабана Моцарт очень остроумно и воспроизвёл в своём турецком рондо. А ещё это произведение называют турецким маршем. Хотите попробовать пройти маршем, с барабанами изображая оркестр и с саблями изображая турецкое войско?

3) Перестроение с саблями, барабанами и платочками под «Турецкое рондо». (Iчасть-ходьба с саблями, II часть-игра на барабанах, III часть-танец с платочками.)

1)Беседа о маршах.

Ребята уже несколько уроков мы с вами посвятили изучению какого марша?

Дети (ответы)

Правильно, «Турецкому маршу».

А какие бывают марши?

Дети (Спортивный,

Похоронный,

Детский,

Сказочный,

Военно-строевой,

Свадебный,

Походный и др.)

2)Слушание маршей.

3)Музыкальная игра «Угадай, какой звучит марш?

4)Домашнее задание: Нарисовать «Турецкий оркестр»

1)Слушание отрывков «Турецкого марша» в разных стилях и вариациях.

«Турецкий марш» в рок обработке.

«Турецкий марш» в хоровом исполнении.

«Турецкий марш» в классическом оркестровом звучании.

«Турецкий марш» в исполнении бас гитар.

«Турецкий марш» в исполнении аккордеона.

Ребята, а вы знаете, что ещё один композитор написал музыкальное произведение с таким же названием. Сейчас мы посмотрим видео и внимательно послушаем «Турецкий марш» Л.В. Бетховена.

2) Показ видео «Турецкий марш» Людвига Вана Бетховена.

3) Музыкальная игра «дирижёр».

Ребята, всем известно, что оркестром руководит дирижёр. А для чего он нужен? Разве оркестр не может играть без дирижёра? (Ответы детей)

Конечно, без дирижёра оркестру не сыграть, ведь он показывает когда вступать и заканчивать каждой оркестровой партии (каждой группе инструментов), какую динамику играть.

Ход игры: Музыкальный руководитель раздаёт детям любые музыкальные инструменты, дети встают по партиям. Педагог выступает в роли дирижёра.

(При желании ребёнок тоже может выступать в роли дирижёра)

1) Просмотр видео клипа «Эстрадная песня на мелодию Турецкого марша» в исполнении трио, с шоу-балетом»

2)Разучивание концертного номера «Сражение дирижёров»

Этапы разучивания:

Распределение музыкальных инструментов.

Разучивание отдельных фрагментов по партиям.

Работа над динамикой, над чистотой исполнения.

Разучивание сценки – пантомимы между двумя дирижёрами.

Соединение отдельных фрагментов в целостное произведение.

Работа над ансамблевым строем.

Вот и подошёл наш цикл занятий к концу, я надеюсь, что вам понравилось это гениальное произведение В.А. Моцарта и вы с лёгкостью его узнаете, услышав на улице, в театре, по телевизору и т д. А ещё хочется верить, что в ваших сердцах навсегда останется частичка света и добра «Солнечного маэстро».





Top