Тургенев "Бирюк" план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему. И.С.Тургенев "Бирюк" план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему Тезисный план рассказа тургенева бирюк

План-конспект урока в 7 классе по литературе.

Тема: Биография И.С.Тургенева. Рассказ «Бирюк».

Задачи урока:

- актуализировать знания учащихся о писателе; познакомиться с фактами биографии, связанными с «Записками охотника»;

Совершенствовать навыки характеристики героя;

Углубить понятие о русском национальном характере;

Обеспечить развитие речи учащихся путем самостоятельного формулирования выводов и обобщений ;

- воспитать интерес к произведениям автора.

Душа моя, все мысли мои в России.

И.С.Тургенев

ХОД УРОКА

    Организационный момент – 1 минута.

Слово учителя:

Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать сегодня на уроке литературы. Вижу, что весь класс присутствует, это очень замечательно.

II . Мотивация - 3 минуты.

Ребята, я вам предлагаю вспомнить особенно полюбившиеся произведения.

«Ромашка»: ответы на вопросы «лепестков».

1 вопрос. Твой любимый рассказ. Почему?

2 вопрос Любимый писатель. Почему?

3 вопрос Любимый поэт. Почему?

4 вопрос. Любимое стихотворение. Почему?

III . Актуализация – 3 минуты.

Ребята, мы с вами сегодня начинаем разговор о жизни и творчестве одного из самых интересных, и в то же время сложных и противоречивых писателей русской литературы – Ивана Сергеевича Тургенева.

а) Работа в тетрадях.

- Открываем тетради, пишем число и тему урока.

Биография И.С.Тургенева. Рассказ «Бирюк».

Теперь запишите в тетрадях слова И.С.Тургенева:

Душа моя, все мысли мои в России

И.С.Тургенев

На протяжении урока мы с вами поразмышляем над смыслом высказывания автора.

б) Работа над портретом.

Вопрос-ответ:

- Как писатель выглядит?

- Какие особенности, черты выдвигаются на передний план?

- Что можно сказать, увидев портрет Тургенева?

IV . Изучение нового материала.

а) Слово учителя – 2 минуты.

Жизнь И.С.Тургенева охватывает значительную историческую эпоху. Он родился во время парусного флота и ямских троек, а умер в эпоху телефона и телеграфа. Более полувека Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы и «в течение всего этого времени стремился воплотить в надлежащие типы и образы – образ и давление времени». А «давление времени» определяется крепостнической действительностью и борьбой прогрессивной части общества. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Враг этот был – крепостное право». (И.С.Тургенев).

Что это был за человек, который так ненавидел крепостное право?

Обратимся к биографии писателя.

б) Сообщение учащегося – 3 минуты.

Главное дело этого периода – «Записки охотника», хотя до этого уже было написано немало произведений: рассказы, очерки, поэмы и даже стихи.

Ребята, вспомните, с кого «срисовал» образ помещицы писатель в повести «Муму»? (С собственной матери, она была очень волевой и жёсткой женщиной, часто жестоко и несправедливо обращалась с крестьянами. Тургенев всё это наблюдал и очень переживал по этому поводу, сочувствуя крепостным.)

в) Работа в тетрадях – 3 минуты.

Пожалуйста, подводя итог всему, что вы сейчас услышали, и, пользуясь статьей учебника (стр. 212 – 213), составьте план биографии писателя.

V . Динамическая пауза – 1 минута.

Игра «Муха».

VI . Изучение рассказа «Бирюк».

а) Беседа с учащимися – 3 минуты.

Да, первые литературные опыты Ивана Сергеевича Тургенева были поэтическими. Его стихи и поэмы (в основном – подражание В.А.Жуковскому и М.Ю.Лермонтову) были напечатаны в журнале «Современник». Но настоящую славу принесли рассказы из цикла «Записки охотника».

С каким рассказом этого цикла мы с вами знакомились в 6 классе?

Кто является главным героем рассказа «Бежин луг»?

Почему Тургенев уделяет столько внимания ребятишкам?

А кроме описания мальчиков, чему ещё уделяется много внимания в рассказе «Бежин луг»?

- Итак, за «Записки охотника» Тургенев был сослан в родовое имение Спасское-Лутовиново, где сама природа вдохновляла его на создание новых шедевров. Одним из рассказов цикла «Записки охотника» является рассказ «Бирюк», с которым мы и познакомимся в этом году.

б) Словарная работа – 1 минута.

Если взглянуть в толковый словарь, то узнаём смысл слова.

Бирюк - волк-одиночка.

Бирюк - река в Якутии

Бирюк - село в районе Якутии.

перен. угрюмый, нелюдимый человек.

в) Беседа по рассказу.

1) Работа в группах (8 – 10 минут). Группам даются карточки с заданиями и вопросами.

Первая группа. Пейзаж.

Подготовить чтение пейзажных зарисовок. Проанализировать фрагмент, начинающийся словами «Гроза надвигалась…» (стр. 214) с точки зрения художественных средств изображения (выделить слова, которые передают состояние природы, краски, звуки, запахи).

Какие части речи преобладают в этом фрагменте? Какова их роль?

Какую роль играет образ-символ грозы?

Как пейзаж связан с развитием действия рассказа?

Какие чувства и как передает Тургенев в описании природы?

Вторая группа. Интерьер.

Подготовить пересказ описания избы Бирюка – стр. 216

Какие слова в описании являются ключевыми?

С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу?

Какую роль играет описание интерьера избы?

Как это описание помогает понять характер героя?

Третья группа. Портрет. стр. 217

В чем особенности портрета Бирюка?

Какие детали портрета вы считаете главными?

Можно ли по портрету определить авторское отношение к герою?

Как портрет помогает раскрыть характер героя?

Какую роль в рассказе играет портрет мужика-вора?

Четвертая группа.Лексика.

В чем различие лексики разных героев рассказа?

Какое значение имеет это различие?

Сделайте речевую характеристику героев рассказа.

VII . Первичное закрепление. Беседа по вопросам – 10 минут.

Теперь, выслушав ответы групп, давайте обобщим сказанное.

1. Скажите, против чего боролся писатель?

2. От чьего лица ведется повествование? Значит ли это, что писатель является заинтересованным действующим лицом?

3. Что лежит в основе рассказа? (Случай, который произошел с Тургеневым во время

охоты).

4. Расскажите подробно, как писатель попал в дом лесника?

5. Какие говорят о бедственном положении этой семьи?

6. Только ли одна семья жила в России в таких условиях? О чем это говорит?

8. И все же в словах писателя о главном герое, какие сквозят чувства, какое отношение к леснику?

9. Как относились к нему крестьяне? Почему они боялись его, как огня? Найдите и прочитайте это место?

10. Каким же мы видим Бирюка в сцене с мужиком?

11. Что же скрывается за суровой внешностью Бирюка?

(Доброе сердце, жалость к людям)

12. Оправдывает ли Бирюк свое прозвище? Какое чувство наполняет нас по отношению к

мужику и к Бирюку?

(Мужика жаль за его нищенское существование, Бирюка - за то, что он вынужден дер-

жать в страхе мужиков)

13. Что, какая причина повергла этих людей в такое состояние?

(крепостное право)

14. Какова же позиция Тургенева в этом вопросе? Как он относится к крепостному праву?

Соотнесите свой ответ с эпиграфом

15. Почему же мы говорим, что этот рассказ направлен против крепостного права?

Вывод представьте в виде монологического ответа.

Он не приукрашивает их жизнь, а прямо говорит, что в такой нищете живут только русские крестьяне, и виной этому крепостное право. Значит, оно несет вред и его надо

уничтожить).

VIII . Закрепление - работа в тетрадях на печатной основе (стр. 28 – 30) – 5 минут.

IX . Домашнее задание.

1) подготовить пересказ «Бирюка» от лица одного из персонажей.

2) нарисовать иллюстрацию к рассказу (по желанию).

X . Рефлексия. Ответьте на вопросы анкеты – 2 минуты.

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
легким / трудным

Домашнее задание мне кажется

интересно / не интересно

Конспект урока

по литературе

для 7 класса

с использованием технологии развития критического мышления

И.С. Тургенев «Бирюк»

(объяснение нового материала)

Оборудование и литература к уроку.

  1. Висленко Л.П. примерное перспективно-тематическое планирование литературы 5,6,7, класс.
  2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.
  3. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Методический совет.
  4. Литература. 7 класс. Учебник - хрестоматия под редакцией В.Я. Коровиной
  5. Раздаточный материал.
  6. Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов

Цель урока : формирование у учащихся навыков анализа текста.

Обучающая задача :

Познакомить учащихся с произведением И.С. Тургенева «Бирюк»;

Сформировать навыки социально-психологической характеристики персонажа.

Развивающая задача:

Развивать навыки анализа текста;

Развивать навыки работы со словарем;

Развивать навыки выразительного чтения.

Воспитывающие задачи:

Воспитывать внимание к выразительным средствам языка через наблюдение, а также анализ текста.

План урока

  1. Орг. момент.
  2. Повторение пройденного материала (проверочная работа ).
  3. Новый материал.

А) «Бирюк» - рассказ из сборника «Записки охотника».

Б) Анализ рассказа «Бирюк»:

Природа в рассказе. Пейзаж как средство характеристики героя.

Описание интерьера и его функции в создании образа героя (изба лесника)

Конфликт (словарная работа)

Участники конфликта (создание характеристики)

Разрешение конфликта

Характеристика персонажа

4. Подведение итогов

5. Домашнее задание

6. Организационный момент

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Повторение пройденного материала .

На предыдущих уроках литературы мы с вами познакомились с творчеством одного из выдающихся русских писателей XIX века И.С. Тургенева. Мы прочитали и проанализировали рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг».

Прежде чем перейти к анализу рассказа «Бирюк», который вы прочитали дома, мы напишем небольшую проверочную работу по пройденному материалу (работа выполняется на листочках).

Учитель читает вопросы, детям необходимо сформулировать ответ и записать его на листке.

  1. Какое произведение принесло славу И.С. Тургеневу («Записки охотника»).
  2. Почему сборник вызвал резкое осуждение в правительственных кругах?
  3. К каким годам относится написание этого сборника? (1847-1851)
  4. Какие рассказы вошли в этот сборник?
  5. Какие еще произведения И.С. Тургенева вы знаете?

После написания работы используем прием взаимопроверки : дети обмениваются работами, учитель называет правильные ответы. Оценивание работ.

  1. Новый материал.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с еще одним рассказом из сборника И.С. Тургенева «Записки охотника», с рассказом «Бирюк».

Рассказ «Бирюк» был написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала «Современник» в 1848 году. Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственное впечатление от родных ему мест, от жизни крестьян в Орловской губернии. Один из бывших

крепостных Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай…, был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне…»

В «Записках охотника» писатель применил своеобразный прием: ввел в действие рассказчика – образ охотника. Этот образ помогает читателям глубже понять действительность, разобраться с происходящим, раскрыть тайны героев. Читатель как будто ходит по Орловским лесам, полям, заглядывает в избы вместе с наблюдательным, умным и знающим охотником.

Анализ текста.

Пейзаж как средство характеристики героя .

Давайте поговорим об этом произведении. С описания какого природного явления начинается рассказ? (с описания грозы).

Давайте найдем в тесте произведения строки, в которых показано начало грозы, и прочитаем их.

«Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями».

Какое настроение создают эти строки?

Посмотрите, как живо и красиво описывает Тургенев грозу. Однако пейзажные зарисовки у Тургенева не только фон, на котором происходит действие, но и важнейшее средство характеристики человека. Они помогают открыть переживания героя, оттенить настроение, чувства, выявить авторскую позицию. Здесь очень важно обратить внимание на детали, которые помогают определить воздействие грозы на самочувствие человека и его поведение.

Какой герой появляется неожиданно при блеске молнии? (Бирюк)

(Бирюк появляется неожиданно. Писатель отмечает его звучный голос, высокую фигуру. Автор хочет подчеркнуть силу героя, сдержанность, показывая его «в контрасте с грозой».)

Описание интерьера и его функции в создании образа героя.

Посмотрим на описание избы Бирюка. Прочитайте описание избы, обратите внимание на строчку: «… я посмотрел вокруг…»

(ученик читает текст)

Какое яркое противопоставление мы видим? О чем говорит описание избы лесника?

(Описание избы говорит об убожестве, бедности: «закоптелая, низкая и пустая». Среди этого безотрадного существования теплица жизнь двух маленьких детей.)

На какое отношение к Бирюку настраивает читателя это описание?

(жалость)

(Описание избы лесника говорит о его социальном положении, т.е. дает социальную характеристику герою – бедность -, а художественный портрет помогает выразить индивидуальные черты героя: высокий рост, могучие мышцы, черная курчавая борода, мужественное лицо… В восприятии читателя рассказ о леснике как о «грозе мужиков» связывается с картиной грозы.)

Словарная работа

Какой же конфликт лежит в основе произведения?

Между кем возникает конфликт?

А что такое конфликт? Как вы понимает это слово? Дайте определение конфликта.

Ученики объясняют значение слова «конфликт»

Посмотрим, какое определение слову «конфликт» дает С.И. Ожегов в толковом словаре.

конфликт – столкновение, серьезное разногласие

Запишем определение в тетради.

Участники конфликта

Вглядимся в участников конфликта. Обратимся к тексту.

(ученики читают характеристики мужика и Бирюка)

А почему крестьяне прозвали лесника бирюком? Несет ли это слово помимо обозначения одиночества лесника оценочное значение?

Обратимся к словарю.

бирюк – 1. волк-одиночка

2. (перен.) одинокий, нелюдимый человек

пояснение И.С. Тургенева: «Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый»

Запишем и это определение слова в тетрадь.

Характеристика персонажей

Составьте небольшой рассказ об участниках конфликта.

(задание выполняется по вариантам:

1 вариант- характеристика мужика; 2 вариант- характеристика Бирюка)

Ученики зачитывают свои характеристики вслух.

В чем же причина конфликта между мужиком и Бирюком?

(разорение мужика; ненависть всей деревни к Бирюку)

На чьей стороне закон?

(на стороне Бирюка)

(зачитывают фрагменты текста, анализируют)

Какая сцена является самой неожиданной?

(сцена, в которой Бирюк отпускает мужика)

Давайте прочитаем эту сцену по ролям (чтение по ролям )

Разрешение конфликта

Кто же разрешает конфликт? (Бирюк)

Объясните, почему лесник отпускает мужика?

Мужик доведен до крайности: он сначала жалобно просит отпустить его, затем переходит к неожиданному для всех возмущению, доходящему до неистовства.

Бирюк отпускает мужика вовсе не потому, что испугался угроз мужика. Фома Бирюк многое передумал, слушая жалобы мужика. Бирюк верен своему хозяину, поэтому отпустить мужика Бирюку не просто. Возможно, ему показалось постыдной верность своему барину, а может и забудет про эту верность; тогда нельзя уже будет поручится как за сохранность угодий помещика, так и за жизнь Бирюка.)

Работа с иллюстрациями

Обратимся к иллюстрациям, которые размещены на доске. Посмотрите на иллюстрации и попробуйте придумать рассказ (на задание отводится 3 минуты, задание выполняется устно.)

4. Подведение итогов.

Мы с вами дали характеристику нашим героям. Какие чувства вызывают у вас образы лесника и мужика?

Какова же основная идея этого произведения?

Рассказ «Бирюк» - один из не многих рассказов «Записок охотника», в котором затронут вопрос о крестьянском протесте. Из-за цензурных ограничений Тургенев не мог прямо изобразить протест крестьян, поэтому в рассказе он использует прием замещения. Олицетворением помещика является Бирюк, наделенный некоторой долей ненавистной для мужика властью. Образ Бирюка – образ трагический: человек честный, суровый, жестокий, весь проникся принципам служения долгу. Однако при всей его правоте он чувствует и правоту крестьянина, которого в лес привело нищенское существование. Автор достоверно передает душевный конфликт Бирюка между долгом и чувством сострадания.

  1. Домашнее задание

Подготовьте пересказ рассказа «Бирюк» от лица одного из персонажей.

  1. Орг. момент

Данный урок поможет вам глубже понять основную идею сборника рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника». Анализируя рассказ «Бирюк», вы научитесь давать характеристику литературному герою; работая с текстом, подбирать цитатный материал, обращать внимание на детали. Также вы определите кульминацию рассказа и сформулируете основной конфликт произведения.

Тема: Из литературы XIX века

Урок: Рассказ И. С. Тургенева «Бирюк»

И. С. Тургенев (рис. 1) создает свои рассказы в 40-50 годы ХІХ в. Сборник «Записки охотника» был издан в 1852 году. Большую часть рассказов писатель создал за границей, в Германии. Одна из причин, заставивших Тургенева уехать из России, названа им самим: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примиряться...»

Рис. 1. Портрет. Тургенев И. С. (1818-1883) ()

Из этого утверждения можно сделать вывод, что основная идея сборника - обличение крепостничества. Заслуга Тургенева в том, что в своих рассказах автор не просто описывает серую массу обездоленных и несчастных крепостных крестьян. В каждом рассказе писатель подмечает какую-то черту крестьянской жизни, поэтому все произведения дают нам яркую, многогранную картину крестьянского мира.

Сборник «Записки охотника» вместил в себя 25 рассказов и очерков. Помимо темы и идеи, их композиционно объединяет главный герой - рассказчик Петр Петрович . Это дворянин из села Спасского, заядлый охотник. Именно он и рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты (рис. 2).

Рис. 2. Худ. Курнаков Л.И. «И.С. Тургенев на охоте» ()

Зная биографию Тургенева, мы невольно проводим параллель между автором и героем его сборника. Действительно, создавая «Записки охотника», Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упомянутые в рассказах, были знакомы автору. Не исключением стал рассказ «Бирюк». В имении матери Тургенева был лесник Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне.

Рассказ «Бирюк» Тургенев ведет от первого лица (от лица рассказчика Петра Петровича). Однажды охотника застал в лесу страшный ливень, он вынужден был просить убежища в хижине местного лесника, прозванного в народе Бирюком. Зайдя в дом, герой увидел, что лесник живет в невероятной бедности вместе с двумя маленькими детьми. После короткого разговора, охотник и Бирюк услышали в лесу стук топора, что означало незаконную вырубку деревьев. Нарушитель был пойман. Им оказался бедный крестьянин. В доме лесника пойманный мужик начал оправдываться, что на кражу его толкнули голод и нищета. Озлобленное отчаяние несчастного заставило Бирюка отпустить виновного.

План характеристики героя литературного произведения:

  1. Социальная принадлежность
  2. Авторская характеристика
  3. Внешность (портрет)
  4. Интерьер (жилище)
  5. Отношение окружающих
  6. Отношение к окружающим (поступки)

Характеристика главного героя рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»

Социальная принадлежность.

Крепостной крестьянин, служит лесником в помещичьем лесу. В его обязанности входит охранять лес от пожаров, незаконной вырубки леса и браконьерства. Никто, кроме помещика, не имел права охотиться в лесу или вырубать деревья. А такие попытки были частыми, особенно со стороны крестьян.

Описание внешности.

«Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною».

Интерьер. Описание избы, в которой живет Бирюк с детьми.

«Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом - сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу ».

В избе бросается в глаза не только бедность, но и запустение, отсутствие женской руки. И действительно, хозяйки здесь нет: жена сбежала от лесничего с проезжим мещанином, бросив двух маленьких детей. Так и живет он один, в лесу, вдали от людей, бирюком .

* Бирюком называется в Орловской губернии человек, одинокий и угрюмый. (Прим. И.С.Тургенева.)

Отношение окружающих.

Настоящее имя героя - Фома Кузьмич. Но он сам называет себя Бирюком, как бы соглашаясь с мнением людей. А отношение окружающих к нему отнюдь не доброжелательное: его не любят и боятся. И не удивительно, ведь как лесничий он никому спуску не дает. «От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силен, дескать, и ловок как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет - не дается».

Бирюк - гроза для окрестных мужиков. Может быть, поэтому рассказ начинается с описания грозы: «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели…»

Поступки героя. Отношение к окружающим.

Наблюдая за героем и его поступками, читатель все больше проникается уважением к этому человеку, который живет по твердым моральным принципам. Он чувствует ответственность за порученное дело: «- Должность свою справляю, - отвечал он угрюмо, - даром господский хлеб есть не приходится».

Живя в бедности, доходящей до нищеты, Бирюк никогда не пойдет на мошенничество, никогда не позволит воровать ни себе, ни другим. Это ярко видно в эпизоде с мужиком, которого Бирюк поймал на воровстве древесины. Мужик так объясняет свой поступок: «Ей-Богу, с голодухи... детки, пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится». Для Бирюка это не оправдание. Ведь ему живется не слаще: в дому кроме хлеба нет никакой еды. Но для себя Бирюк твердо знает одно: «Воровать никому не след».

Именно в этот момент происходит кульминация всего повествования: мужик просит о пощаде. Что же перевесит: принцип или сострадание? Отчаяние мужика потрясло рассказчика, он уже готов заступиться за него, но вдруг Бирюк отпускает мужика. Этот поступок вызвал у Петра Петровича уважение к герою: «- Ну, Бирюк, - промолвил я наконец, - удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый». Однако герой не хочет даже обсуждать свое решение : «- Э, полноте, барин, - перебил он меня с досадой, - не извольте только сказывать. Да уж я лучше вас провожу…» Причиной досады, недовольства собой со стороны героя послужила несправедливость ситуации, в которой оказался Бирюк. Он поймал вора и должен его наказать, однако Бирюк понимает, что мужика толкнули на преступление нищета, отчаяние, страх за семью, детей, умирающих от голода.

Таким образом, главный конфликта рассказа носит социальный характер : крепостничество лишает человека права на свободную, счастливую и честную жизнь.

Рассказ «Бирюк», наряду с другими рассказами «Записок охотника», сыграл определенную историческую роль . Сильное впечатление сборник произвел на наследника престола, будущего императора Александра ІІ, освободителя крестьян от многовекового рабства.

Примечателен также эпизод, произошедший с ехавшим однажды из своего имения Тургеневым. По дороге из деревни в Москву на одной маленькой станции подошли к писателю двое людей (по костюму и манерам мещане или мастеровые). Спросив, у писателя, правда ли именно он автор «Записок охотника», они сняли шапки и поклонились в пояс со словами: «Кланяемся вам в знак уважения и благодарности от лица всего русского народа».

Теория литературы

Литературный портрет - изображение в произведении внешности персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т. п.). Служит в основном для характеристики персонажа, так как между внешним видом человека и его внутренней сущностью обыкновенно есть определенная (не всегда прямая) связь. Нередко портрет обнаруживает авторскую оценку персонажа (положительную или отрицательную).

Кульминация (от латинского culmen - вершина ) - в литературе момент наивысшего напряжения в развитии сюжетного действия, максимально обостряющий художественный конфликт. В кульминации происходит или намечается перелом, подготавливающий развязку.

Толкование устаревших слов (историзмов):

Дрожки - лёгкий четырехколесный открытый рессорный экипаж на 1-2 человек.

Пола́ти - лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью.

Лучи́на - тонкая длинная щепка сухого дерева. Лучины использовались в быту крестьян вплоть до начала XX века.

Замашная рубаха - крестьянская рубаха из замашки (ткани из бесплодной конопли); шилась из грубого неотбеленного полотна.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. Проект «Собрание классики» Библиотеки Мошкова (Lib.ru/Классика) существует с 31 мая 2004 г. Признан победителем конкурса «РОТОР-2007» в номинации «Электронная библиотека года». Тургенев И. С. «Записки охотника» ().
  2. Тургенев И.С. Бирюк ().
  3. Биография И.С. Тургенева ().
  4. Аудиокнига. Тургенев И.С. «Записки охотника» ().
  5. История русской литературы в 4-х томах. Том 3, гл. 3 ().
  6. Лотман. И.С. Тургенев ().
  7. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  8. Словари. Литературные термины и понятия ().

Домашнее задание

  1. Составьте план рассказа И.С. Тургенева «Бирюк».
  2. Подготовьте пересказ кульминационного момента рассказа.
  3. В чем заключается основная идея рассказа?
  4. Подготовьте устное сочинение на тему: «Главный герой рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»».



Top