Тургенев милостыня анализ. Рассказ И.С.Тургенева "Милостыня" учебно-методический материал по литературе на тему

Тема урока: Тема милосердия в стихотворении И.С. Тургенева «Милостыня»

Урок литературы в 8 классе спроектирован по технологии развития критического мышления. Ведущие приёмы – «Ключевые слова», «Шесть шляп мышления», «Зигзаг», проблемная беседа.

Цели: 1. Формирование умений анализировать текст с разных читательских позиций;

2. Развитие критического мышления; развитие связности речи при построении ответов по типу рассуждения; развитие коммуникативной культуры при взаимодействии в парах;

3. Воспитание милосердия, отзывчивости, доброты.

    Оргмомент. (Выявление готовности класса к уроку. Психологический настрой на урок).

    Этап вызова (выведение темы, мотивация, целеполагание)

Сегодня мы обсудим очень важную, трудную и вечную тему русской литературы на примере одного маленького произведения Ивана Сергеевича Тургенева. Я выписала несколько самых важных слов из этого текста:

По дороге – старый больной человек – исхудалые ноги – лохмотья – непокрытая голова –некогда богат – слёзы – протянул руку – тихая радость

Предположите, о ком этот текст.

Учащиеся выдвигают предположения (этот рассказ о старом больном и бедном человеке. Ему плохо, он плачет. Он идёт по дороге, наверное, он вспоминает о своей молодости, когда он был богат).

Подумайте, как Тургенев мог назвать это стихотворение.

Учащиеся предлагают идеи, которые записываются учителем на доске.

Обратите внимание на предпоследнее ключевое словосочетание – «протянул руку». Зачем?

Учащиеся предполагают (вероятно, человек просит хлеба, немного денег, милостыню)

Можем ли мы добавить ещё варианты названий? (добавляется слово милостыня)

А теперь посмотрите на последнее словосочетание - «тихая радость». Почему у человека, просящего милостыню, радость?

Учащиеся предполагают (радость от того, что дали поесть, дали кусок хлеба, и сегодня он не умрёт)

Итак, радость посетила человека оттого, что ему дали милостыню.

Значит, какое из всех возможных вариантов названий здесь самое важное? (милостыня)

Подберите к этому слову однокоренные слова (милый, милость, милостивый, милосердие)

Учителем создаётся проблемная ситуация.

На сегодняшний день в мире насчитывается огромное количество благотворительных фондов, помогающих больным и бедным. Каждый второй россиянин когда – либо давал милостыню просящему. Однако уровень преступности, нетерпимости, агрессии и в России, и в мире растёт с каждым днём. Можно ли человека, дающего милостыню, назвать по – настоящему милосердным? Дать милостыню и быть милосердным – это одно и то же?

Учитель подводит учащихся к целеполаганию.

А что мы хотим сегодня понять? Записывается первая цель: Ответить на вопрос: Дать милостыню и быть милосердным – это одно и то же?

Что нам поможет это понять? (Стихотворение И.С. Тургенева).

- Что нам надо сделать, чтобы это понять?

(Для того чтобы решить поставленную проблему, его нужно внимательно прочитать, разобраться в нём, определить его главную мысль)

Составляется план действий: Внимательно прочитать текст стихотворения и выявить в нём идею (главную мысль), позволяющую ответить на этот вопрос.

Что вы можете сделать сами?

Учащиеся объединяются в пары.

    Этап Осмысления.

А). Чтение текста стихотворения.

И.С.Тургенев

Милостыня

Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шёл старый больной человек. Он шатался на ходу, его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нём висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь…Он изнемогал.

Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками – и сквозь искривлённые пальцы закапали слёзы на сухую, седую пыль.

Он вспоминал…

Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам…И вот теперь у него нет ни куска хлеба – и все его покинули, друзья ещё раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему стало на сердце и стыдно.

А слёзы всё капали да капали, пестря серую пыль.

Вдруг он услышал, как кто-то зовёт его по имени; он поднял усталую голову – и увидал перед собою незнакомца.

Лицо спокойное и важное, но не строгое, глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.

- Ты всё своё богатство роздал, - послышался ровный голос… - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?

-Не жалею,- отвечал со вздохом старик, только вот умираю я теперь.

- И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,- продолжал незнакомец, не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?

Старик ничего не ответил – и задумался.

- Так и ты теперь не гордись, бедняк, - заговорил опять незнакомец, - ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.

Старик встрепенулся, вскинул глазами…но незнакомец уже исчез, а вдали на дороге показался прохожий.

Старик подошёл к нему - и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.

Но за ним шёл другой – и тот подал старику малую милостыню.

И старик купил себе на данные гроши хлеба – и сладок показался ему выпрошенный хлеб – и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

Б). Приём «Шесть шляп мышления»

Чтобы разобраться в содержании этого текста, давайте объединимся в пары и попробуем посмотреть на стихотворение с разных сторон. Я предлагаю вам примерить шесть разных шляп мышления.

Для начала давайте обсудим этот текст как равнодушные читатели.

Итак, надеваем мысленно белую шляпу (проблемная беседа + сжатый пересказ)

Почему герой стал бедным?

Почему он плачет?

Почему он послушался незнакомца и начал просить милостыню?

Почему его осенила радость?

Обсудите в парах, как можно передать содержание этого текста тремя предложениями.

Выступление каждой пары.

- А теперь предлагаю вам поменять белую шляпу на жёлтую и чёрную и посмотреть на один и тот же текст с совершенно разных точек зрения.

Жёлтая шляпа – 1 пара: докажите, что герой всё делал правильно, защитите этого героя (Докажите утверждение: Герой – щедрый, милосердный и скромный человек )

(Герой мог жить богато всю жизнь, но он отдал все деньги бедным, значит он добрый, щедрый человек. Он думает не о себе, а о других, значит он милосердный человек, не эгоист. Он стесняется просить милостыню, значит он скромный человек).

Чёрная шляпа – 2 пара: что герой сделал не так? В чём он не прав? (Докажите утверждение: Герой – неразборчивый, гордый и немилосердный человек)

(Герой не думал, пока был здоров и богат, о своей дальнейшей жизни, он окружил себя друзьями, которые его предали, значит, он не умел различать, что хорошо, а что плохо, он не разборчив. Он сам виноват в том, что стал нищим. Герой стыдится сам просить милостыню, значит, он считает себя выше, чем нищие. Герой гордый, а гордый человек не может искренне любить других. Кроме того герой давал милостыню нищим, потому что хотел казаться добрым, а не потому что был таким на самом деле, он лицемерный, а не милосердный человек).

Обсуждение в парах.

В). Приём Зигзаг.

А теперь я попрошу каждую пару обменяться партнёрами и надеть красную шляпу. Сравните то, что вы наработали в предыдущей паре, соотнесите плохое и хорошее в герое и скажите: Какие чувства вы испытываете к этому человеку? Как лично вы оцениваете героя?

Учащиеся соединяют полученную противоречивую информацию и дают свою оценку герою.

Итак, перед нами противоречивый герой. надеть зелёную шляпу и немного пофантазировать.

Я предлагаю каждой паре ответить на вопрос:

1 пара: Что было бы, если бы герой не обнищал?

2 пара: Что было бы, если бы герой не встретил на дороге незнакомца?

(Если бы герой не раздал всё богатство, он продолжал бы жить в сытости и тепле, давал бы милостыню бедным, встречался бы с друзьями, так и не узнав, что им от него нужны только деньги).

(Если бы герой не встретил незнакомца, он скорее всего умер бы от голода и холода, потому что слишком гордый, чтобы просить милостыню).

Что сделал незнакомец для нищего?

(Незнакомец ничего ему не дал, кроме одного: он убедил героя в том, что все люди равны и заслуживают любви: и нищие, и богатые. Сегодня ты богат и счастлив, а завтра сам может пойти за милостыней. Если человек ставит себя выше кого – то, он не может быть милосердным по – настоящему. Часто, чтобы стать по – настоящему милосердным, человеку нужно самому пройти через страдания, вот почему герой становится счастлив к концу стихотворения).

Давайте обобщим сказанное и для этого наденем синюю шляпу :

О чём (о каком качестве человека) этот рассказ? Какова его тема?

(Тургенева интересует тема милосердия человека. Тема записывается на доске)

Почему же Тургенев назвал свой рассказ «Милостыня», а не «Милосердие»?

(Тургенев подчёркивает разницу в значении этих двух слов: милостыня – подачка, попытка откупиться, а милосердие – сострадание, умение чувствовать чужую боль как свою).

4. Этап рефлексии.

Возвращаемся к поставленным нами в начале урока цели:

Можно ли поставить знак равенства между словами МИЛОСТЫНЯ и МИЛОСЕРДИЕ?

Удалось ли нам достичь этих целей?

Что важного для себя лично вы сегодня поняли?

Урок закончен. Спасибо за работу!

Технологическая карта урока литературы в 8 классе Тема милосердия в стихотворении И.С. Тургенева «Милостыня»

Этап

Название этапа

Задачи

(с позиции ученика)

Деятельность учителя (методы обучения)

Деятельность ученика (формы организации учебно-познавательной деятельности)

Характер учебно-познавательной деятельности

Ожидаемый результат (знания, умения, способы деятельности)

1

Оргмомент

Настроиться на урок

2 – 3 вопроса (за экраном) на выявление готовности класса к уроку, развитие слухового восприятия

Отвечают на вопросы учителя, переадресовывают вопросы товарищам

Фронтальная ФОПД

Репродуктивный

Учащиеся различают на слух вопросы, связанные с подготовкой к занятию, учащиеся грамматически грамотно переадресовывают вопрос

2

Стадия вызова

Вывести тему урока

Определиться с мотивацией к изучению этой темы

Сформулировать цели урока

Помогает учащимся определить базовые понятия урока, необходимые для рассмотрения в данной теме – приём ТРКМЧП «Ключевые слова».

Создаёт проблемную ситуацию на основе противоречия между понятиями «милостыня» и «милосердный». Привлекает жизненный опыт учащихся.

Подводит учащихся через наводящие вопросы к целеполаганию.

Определяют базовые понятия урока. Анализируют противоречие, заключённое в проблемной ситуации, предложенной учителем. Понимают важность её разрешения.

Формулируют, что хотят выяснить на уроке. Определяют, что им поможет это выяснить (текст произведения). Соотносят, что могут в тексте проанализировать сами, а что – с помощью товарища или учителя.

Фронтальная ФОПД

Конструктивный

Учащиеся выбирают главную (ключевую) лексему из ряда предложенных. Учащиеся видят и формулируют проблему своими словами, понимают её значимость для себя лично и для общества в целом.

Учащиеся соотносят «хочу узнать – надо сделать - могу сделать» и планируют свою деятельность на уроке.

3

Стадия осмысления

Проанализировать текст стихотворения Тургенева «Милостыня» с точки зрения существующего противоречия

Разбивает учащихся на пары. Читает текст стихотворения вслух. Организует самостоятельную работу над текстом с разных позиций: нейтральной, позитивной, негативной, эмоциональной, творческой, обобщающей – приём ТРКМЧП «Шесть шляп мышления». Помогает парам, испытывающим затруднения с помощью наводящих вопросов. После этапа «жёлтая и чёрная шляпы» делает рокировку – меняет партнёров в парах – приём ТРКМЧП «Зигзаг»

Читают (слушают) текст стихотворения. Обсуждают его содержание. Взаимодействуют друг с другом для решения следующих задач:

Белая шляпа – «сжимают» содержание текста до трёх предложений, оставляя самое важное и формулируя своими словами;

Жёлтая – чёрная шляпа - анализируют поведение героя с положительной (жёлтая шляпа) и отрицательной (чёрная шляпа) сторон;

Меняются партнёрами, сравнивают результаты работы;

«Красная шляпа» - дают личностную оценку персонажу на основании полной (и положительной, и отрицательной) полученной характеристики;

«Зелёная шляпа» - переносят имеющиеся знания в изменённую ситуацию (Что было бы с героем, если бы…);

«Синяя шляпа» - обобщают свои наблюдения и открытия, формулируют идейный смысл стихотворения

Парная ФОПД

Конструктивный

Творческий

Учащиеся понимают и анализируют информацию в тексте. Понимают учебную задачу, определяют трудности в её выполнении и находят способы решения этих трудностей. Умеют взаимодействовать с товарищем в паре, объективно оценивать его деятельность. Различают главное и второстепенное, сокращают текст, перефразируя наиболее важные мысли.

Умеют находить в тексте факты, подтверждающие данный тезис.

Умеют сравнивать противоречивую информацию, давать личностную оценку герою и объяснять её.

Умеют творчески интерпретировать текст.

Умеют обобщать информацию, формулировать идею текста

4

Стадия рефлексии

Соотнести поставленные в начале урока цели и реально достигнутые.

Оценить свою деятельность на уроке.

Обращает внимание учащихся на поставленные в начале урока цели. Ориентирует учащихся на сопоставление намеченного и реально достигнутого. Организует деятельность учащихся по оцениванию своей деятельности

Соотносят намеченное и достигнутое. Делают вывод о степени раскрытия темы урока. Анализируют свою работу на уроке с помощью памяток с критериями самооценки.

Индивидуальная ФОПД

Конструктивная

Соотносят цель и результат деятельности. Умеют объективно оценить свою работу на уроке.

Конспект урока русского языка в 11 классе. «Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ»

Тема урока: «Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ» (11 класс)
Цель урока: подготовить учеников к выполнению заданий ЕГЭ (уровней А, В, С).
Задачи урока
Образовательные:
актуализировать знания по курсу «Русский язык. 11 кл.»;
обогатить представление учащихся о способах написания вступления к сочинению-рецензии.
Развивающие задачи:
развивать у учеников умение сохранять устойчивое внимание и интеллектуальную активность на протяжении всех этапов урока;
способность быстро переключаться с одного задания на другое;
совершенствовать умение комплексного анализа текста;
совершенствовать умение составлять пунктуационную схему предложения;
совершенствовать умение выявлять проблему и идею в прочитанном тексте;
логично и доказательно выстраивать устный ответ;
Воспитательные задачи:
воспитывать уважительное отношение к наследию русской культуры, к творчеству И.С.Тургенева;
развивать способность ценить богатство русского языка;
поддержать желание учащихся совершенствовать собственные знания, умения и навыки по предмету;
воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к товарищам.
Тип урока: обобщающее повторение
План урока
Этапы урока. Время выполнения
1. Сообщение темы и цели урока. 1 минута
2. Подготовка к проверке домашнего задания и организация повторения по теме «Способы подчинительной связи». 7 минут
3. Проверка результатов работы по теме «Способы подчинительной связи». 3 минуты
4. Комплексный анализ текста. 22 минуты
5. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. 10 минут
6. Подведение итогов урока. Комментирование домашнего задания к следующему уроку. 2 минуты
Домашнее задание к уроку:
1) прочитать притчу И.С.Тургенева «Милостыня»;
2) составить пунктуационные схемы всех сложноподчиненных предложений;
Текст:
Милостыня
1. Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.
2. Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь... 3. Он изнемогал.
4. Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.
5. Он вспоминал...
6. Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... 7. И вот теперь у него нет куска хлеба - и все его покинули, друзья еще раньше врагов... 8. Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? 9. И горько ему было на сердце и стыдно.
10. А слезы все капали да капали, пестря седую пыль.
11. Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову - и увидал перед собою незнакомца.
12. Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.
13. - Ты всё свое богатство роздал,- послышался ровный голос...14. - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал!

15. - Не жалею,- ответил со вздохом старик,- только вот умираю я теперь.
16. - И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,- продолжал незнакомец,- не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?
17. Старик ничего не ответил - и задумался.
18. - Так и ты теперь не гордись, бедняк,- заговорил опять незнакомец,- ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.
19. Старик встрепенулся, вскинул глазами... но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.
20. Старик подошел к нему - и протянул руку. 21. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.
22. Но за ним шел другой - и тот подал старику малую милостыню.
23. И старик купил себе на данные гроши хлеба - и сладок казался ему выпрошенный кусок - и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.
И. С. Тургенев.
Ход урока

1.Слово учителя
Для того чтобы успешно сдать ЕГЭ, необходимо владение теорией языка и умение быстро переключаться с одного задания на другое. Именно этому посвящен первый этап нашего урока, поэтому будьте активны во время обсуждения всех вопросов.
Цель урока – повторение тем, необходимых для успешного выполнения заданий ЕГЭ и подготовка к написанию сочинения.
В ходе урока вы будете узнавать номера заданий (по охваченному нами материалу) в тесте ЕГЭ.
2.Подготовка к проверке домашнего задания и организация повторения по теме «Способы подчинительной связи» .
Дома вы прочитали притчу И.С.Тургенева «Милостыня» и составили схемы всех сложноподчиненных предложений, которые встретились в тексте. Сколько их получилось?
(Учитель приглашает двоих учеников к доске для демонстрации пунктуационных схем).
Весь класс получает задание:
Выписать из 19 и 21 предложений все подчинительные словосочетания, определить способ подчинительной связи.
(Двое учеников готовятся у доски к ответу по домашнему заданию: выстраивают пунктуационные схемы, определяя одновременно тип сказуемых, вид придаточных предложений, характеризуя средства связи между частями сложного предложения).

3.Проверка результатов работы по теме «Способы подчинительной связи».
Проверим результаты классной работы. Сколько подчинительных словосочетаний вы обнаружили в данном предложении?
Умение выявлять способ подчинительной связи в подчинительных словосочетаниях позволит вам успешно справится с заданием В2 при выполнении ЕГЭ.
Фронтальная работа (опрос нескольких учеников по результату выполнения задания)
4. Комплексный анализ текста.
Второй этап урока мы посвятим комплексному анализу текста притчи И.С.Тургенева «Милостыня», которую вы прочитали дома.
- Что такое притча?
Словарная работа
На партах у учащихся находится заранее подготовленная справка
Словарь русского языка в четырёх томах (Т.3, М.,1984, с.452)
Притча, - и, ж. 1. Иносказательный рассказ с нравоучением, басня.2. Разг. Устар. О непонятном, труднообъяснимом явлении, обстоятельстве
Словарь языка Пушкина (т.3, с.782)
Притча 1. Иносказательный, нравоучительный рассказ, басня 2. Употребляется в восклицательных предложениях для выражения удивления по поводу чего-нибудь, непонимания чего-нибудь.
Словарь библейского богословия
Со времён первохристианской Церкви притчей называется история, рассказанная Иисусом как иллюстрация к его учению. Притчи надо понимать как некую игру символов, т.е. образов, взятых из земных реальностей, чтобы обозначить ими реальности богооткровенные (священная история, Царство…) и нуждающиеся в большинстве случаев в глубинном объяснении
Литературоведческий словарь
Притча – диалектико-аллегорический жанр литературы. В основных чертах близкий басне.
Литературная же притча скорее приглашает к размышлению, а сформулированная в ней идея не абсолют, а только повод к размышлению. Два главных качества, присущих притче, - иносказание и поучительность.

Особенности притчи:
- персонажи показаны лишь через поступки, не обрисованы подробно;
- не отражены характеры;
- внимание автора сконцентрировано на однойситуации;
- выбор персонажей основан на антитезе

«Стихотворения в прозе» - философские раздумья писателя.
- О каких философских категориях размышляет И.С.Тургенев в притчи «Милостыня»?
Определите тему произведения.
- Какой основной композиционный прием использует И.С.Тургенев?
Какие понятия разграничивает писатель?
- Найдите в тексте просторечные слова и слова высокого стиля. Какую мысль подчеркивает писатель, используя книжную и просторечную лексику?
- Какие художественные средства передают внешнее и внутреннее состояние героев?
- Какое синтаксическое средство выразительности использует автор в 12 предложении?
- Раскройте аллегорический подтекст притчи.
- Найдите предложения, связанные с помощью лексического повтора. С какой целью автор многократно использует этот прием?
- Какое средство связи использует писатель в предложении 21?
- Найдите предложение, в котором содержится риторический вопрос.
- Выпишете номер сложного предложения, части которого являются безличными предложениями.
- Среди предложений 11-18 найдите сложное предложение, в состав которого входит определенно-личное предложение.
- Среди предложений 4-8 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
- Среди предложений 1-10 найдите простое предложение с обособленными однородными обстоятельствами.
- Из предложений 20-22 выпишите местоимения, определите их разряд.
- Из предложения 1 выпишите предлоги.
- Из предложений 8-10 выпишите частицы.
- Из предложения 4 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
- Из предложений 15-23 выпишите субстантивированные прилагательные (существительное образовано от прилагательного)
- Выпишите из предложения 12 слово образованное бессуффиксным способом.
Основной композиционный прием в «Милостыне» организован на основе своеобразных противопоставлений, оппозиций: «лицо спокойное и важное, но не строгое..., взор пронзительный, но не злой» и т. д. Система оппозиций характерна для структуры этих произведений вообще.
В «Милостыне» нет подробностей чисто внешних описаний.
В стихотворении «Милостыня» олицетворяется мифологизированная черта Иисуса; стремление к «добровольной нищете» ради утверждения высшей духовности, выражается религиозная идея нравственного выбора, а само произведение является образной парафразой важнейшей евангельской заповеди, содержащейся в Нагорной проповеди Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. V, 3). Эта идея развита в Евангелии от Матфея: «Не собирайте себе сокровищ на земле..., но собирайте себе сокровища на небе...» (VI, 19-21. VII, 7; XIX, 21-24). Герой стихотворения «Милостыня» буквально следует заповеди Христа: «...если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Матф. XIX, 21). Он «богатство роздал другим, друзьям и недругам... И вот теперь у него нет куска хлеба...» (С. XIII, 172). Презрение к накоплению ‒ это одновременно выражение отказа от любви только к себе (Матф. VIII, 20; Лук. IX, 58; XIV, 26). Драматическая коллизия стихотворения (старый больной человек, ставший «добровольно нищим» и не имеющий, «где приклонить голову», страдает, хотя и не раскаивается, что «добро делал») отражает характерную особенность христианской этики: единство противоположных начал; веры в предопределение пути человека (и человечества) и убежденности в возможности нравственного выбора (каждый имеет свободу выбрать путь спасения). Герой «Милостыни» «следует» за Христом (Матф. XIX, 21) не только в том, что осуществляет великую моральную идею добродетельности, самоусовершенствования, «спасения» самого себя во имя торжества человечности, духовной сущности, но и в том, что другим людям «доставляет... возможность показать на деле, как они добры» (С. XIII, 172). Коллизия стихотворения связана с архетипической идеей русской иконы: в нем также воплощена и выражена гармония «отрешения от здешнего» и «моления о дешнем». Истинным человеческим «сокровищем» героя является его добродетельность. Диалог Иисуса Христа со стариком пронизан мыслью о совершенствовании не только самого героя, но и других людей. В «Милостыне» «евангельский сюжет» становится содержательной формой утверждения добродетельности, человечности как сущностных человеческих качеств.
5. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
Второй этап урока связан с подготовкой к написанию сочинения (задание С).
Напишите сочинение -рассуждение по данному тексту. В качестве аргумента используйте размышления писателя XIX века Ф.М.Достоевского («Дневник писателя»):
« Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека…ибо страх как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того, мыслители провозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вокруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили…Да если б этот идеал возожжен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила… в непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин».
Вывод по очередному этапу урока:
Правильное написание сочинения позволит вам получить высшие баллы по критериям оценки сочинения.
6. Подведение итогов урока. Комментирование домашнего задания к следующему уроку.
Надеюсь, проведенная нами работа будет способствовать вашему успешному выступлению на ЕГЭ.
Учитель оценивает ответы учеников, комментирует домашнее задание к следующему уроку.
7.Домашнее задание к следующему уроку:
написать сочинение-рассуждение на основе исходного текста.

8.Литература
1. Словарь русского языка в четырёх томах. - М.,1984
2. Тургенев И.С. Стихотворения в прозе. – М.,1985

Милостыня. От слова милость, милосердие. Отношение в обществе к ней совсем неоднозначное. Кто-то приемлет, а кто-то относится резко отрицательно. На улицах наших городов все больше бедных и просящих милостыню. Разное движет людьми, если они выходят на улицы просить. И все же иногда надо уметь просить, если не на улице, то среди друзей и близких. Но каждый ли может? В этом весь философский вопрос жизни.

Сложная идея стихотворения для сильных духом людей, – просить и при этом сохранить самоуважение. Это связано с возможностью прощать себя и умением делиться с другими людьми, доставлять людям возможность показать на деле, что они добры. Научившись отдавать, научишся просить.

Незнакомец успокоил старика, показал, что просить не стыдно. И ушли стыд и боль, а осталась тихая радость в сердце: ведь это он не просит милостыню, он, в некотором смысле подает ее, как и прежде.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Небольшой по объему цикл стихотворений в прозе – не только итог творческой жизни писателя, но и квинтэссенция всего, что волновало,...
  2. И. С. Тургенев писал: «Вся моя биография в моих сочинениях». В последние годы своей жизни писатель создает небольшие лирические произведения...
  3. Иван Сергеевич Тургенев воспринимается большинством читателей как автор произведений крупной формы – повестей «Ася». «Первая любовь». романов «Рудин». «Дворянское гнездо»...
  4. Произведение «Близнецы» было написано в феврале 1878 года, а опубликовано уже после смерти Ивана Сергеевича Тургенева. Оно входит в последний...
  5. Первое из стихотворений в прозе И. С. Тургенева, которым в беловой рукописи и в русских прижизненных изданиях открывается весь цикл,...
  6. Действие романа Отцы и дети происходит в 1859 году, накануне отмены в России крепостного права. Тургенев стремится показать изменения в...
  7. Приступая к анализу текста, прежде всего могу отметить, что это произведение лирическое, то есть в нем отражаются переживания, чувства и...

(1) Вблизи большого города по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.

(2) Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочились и спотыкались, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь... (3) Он изнемогал.

(4) Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками, и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую седую пыль.

(5) Он вспоминал...

(6) Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... (7)И вот теперь у него нет куска хлеба, и все его по кинули, друзья еще раньше врагов... (8) Неужели ж ему унизиться до того, чтобы милостыню? (9) И горько ему было на сердце и стыдно.

(10) А слезы все капали да капали, орошая седую пыль.

(11) Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову и увидел перед собою незнакомца.

(12) Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.

(13) - Ты все свое богатство роздал, - послышался ровный голос... - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?

(14) - Не жалею, - отвечал со вздохом старик, - только вот умираю я теперь.

(15) - И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, - продолжал незнакомец, - не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?

(16) Старик ничего не отвечал - и задумался.

(17) - Так и ты теперь не гордись, бедняк, - заговорил опять незнакомец, - ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.

(18) Старик встрепенулся, вскинул глазами, но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.

(19) Старик подошел к нему и протянул руку. (20) Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.

(21) Но за ним шел другой, и тот подал старику малую милостыню.

(22) И старик купил себе на данные гроши хлеба, и сладок показался ему выпрошенный кусок. (23) И не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

(По И. С. Тургеневу)

Примеры выполнения задания:

Милосердие. Сострадание. Сочувствие. Как много слов уже сказали и как ещё много будет сказано о человечности и нравственности! Но, к сожалению, не все эти слова влекут за собой реальные действия.

В данном тексте И.С.Тургенев раскрывает проблему человечного отношения к тем, кто слабее, беднее, несчастнее – словом, к тем, кто в этом действительно нуждается.

Выдвигаемая автором проблема глубоко нравственная, затрагивающая очень важный аспект человеческой жизни – отношение к себе подобным. Писатель рассказывает о старике, отдавшем всё (богатство, здоровье) ради других, но ни о чём этот человек не жалеет...

(Евгения Р.)

Насколько искренне в наших сердцах возникает желание помочь ближнему? Возникает ли оно вообще?

Многие из нас помогают другим лишь потому, что обязаны человеку или не могут поступить иначе, ведь общество осудит. И.С.Тургенев раскрывает на примере старика проблему искренности милосердия. Писатель показывает нам, что если помощь ближнему идёт от чистого сердца, то она доставляет радость не только тому, кому ты помог, но и тебе самому…




Top