Тургенев услышишь суд глупца анализ. Услышишь суд глупца и смех толпы

«Услышишь суд глупца…»

Пушкин

Ты всегда говорил правду, великий наш певец; ты сказал ее и на этот раз.

«Суд глупца и смех толпы»… Кто не изведал и того и другого?

Всё это можно – и должно переносить; а кто в силах – пусть презирает!

Но есть удары, которые больнее бьют по самому сердцу. Человек сделал всё что мог; работал усиленно, любовно, честно… И честные души гадливо отворачиваются от него; честные лица загораются негодованием при его имени.

– Удались! Ступай вон! – кричат ему честные молодые голоса. – Ни ты нам не нужен, ни твой труд; ты оскверняешь наше жилище – ты нас не знаешь и не понимаешь… Ты наш враг!

Что тогда делать этому человеку? Продолжать трудиться, не пытаться оправдываться – и даже не ждать более справедливой оценки.

Некогда землепашцы проклинали путешественника, принесшего им картофель, замену хлеба, ежедневную пищу бедняка. Они выбивали из протянутых к ним рук драгоценный дар, бросали его в грязь, топтали ногами.

Теперь они питаются им – и даже не ведают имени своего благодетеля.

Пускай! На что им его имя? Он, и безымянный, спасает их от голода.

Будем стараться только о том, чтобы приносимое нами было точно полезною пищей.

Горька неправая укоризна в устах людей, которых любишь… Но перенести можно и это…

«Бей меня! но выслушай!» – говорил афинский вождь спартанскому.

«Бей меня – но будь здоров и сыт!» – должны говорить мы.

«Стихотворения в прозе» стали лебединой песнью великого писателя. Это концентрированное выражение передуманного и прочувствованного им за всю насыщенную событиями и встречами жизнь. Просто и доверительно звучат раздумья о России, о мире, об одиночестве и старости, о любви и счастье, о вере, красоте и жертвенности, о чуткости и человечности. Возникает ощущение, что перед нами – личный дневник писателя… Цикл Тургенева «Стихотворения в прозе» не предназначался для публикации, он писался что называется «для себя», для близкого окружения. Но редактор «Вестника Европы» М.М.Стасюлевич по дружбе уговорил Ивана Сергеевича опубликовать значительную часть этих лирических зарисовок и раздумий в его журнале, в 12-м номере за 1882 год.

* * *

компанией ЛитРес .

«Услышишь суд глупца…»

Пушкин

Ты всегда говорил правду, великий наш певец; ты сказал ее и на этот раз.

«Суд глупца и смех толпы»… Кто не изведал и того и другого?

Всё это можно – и должно переносить; а кто в силах – пусть презирает!

Но есть удары, которые больнее бьют по самому сердцу. Человек сделал всё что мог; работал усиленно, любовно, честно… И честные души гадливо отворачиваются от него; честные лица загораются негодованием при его имени.

– Удались! Ступай вон! – кричат ему честные молодые голоса. – Ни ты нам не нужен, ни твой труд; ты оскверняешь наше жилище – ты нас не знаешь и не понимаешь… Ты наш враг!

Что тогда делать этому человеку? Продолжать трудиться, не пытаться оправдываться – и даже не ждать более справедливой оценки.

Некогда землепашцы проклинали путешественника, принесшего им картофель, замену хлеба, ежедневную пищу бедняка. Они выбивали из протянутых к ним рук драгоценный дар, бросали его в грязь, топтали ногами.

Теперь они питаются им – и даже не ведают имени своего благодетеля.

Пускай! На что им его имя? Он, и безымянный, спасает их от голода.

Будем стараться только о том, чтобы приносимое нами было точно полезною пищей.

Горька неправая укоризна в устах людей, которых любишь… Но перенести можно и это…

«Бей меня! но выслушай!» – говорил афинский вождь спартанскому.

«Бей меня – но будь здоров и сыт!» – должны говорить мы.


Февраль, 1878

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стихотворения в прозе (сборник) (И. С. Тургенев, 1877-1882) предоставлен нашим книжным партнёром -

На этой странице читайти стихи «Услышишь суд глупца...» русского поэта Ивана Тургенева , написанные в 1878 году.


Ты всегда говорил правду, великий наш певец; ты сказал ее и на этот раз.
«Суд глупца и смех толпы»... Кто не изведал и того и другого? Все это можно - и должно переносить; а кто в силах пусть презирает!
Но есть удары, которые больнее бьют по самому сердцу... Человек сделал все, что мог; работал усиленно, любовно, честно... И честные души гадливо отворачиваются от него; честные лица загораются негодованием при его имени.
- Удались! Ступай вон!- кричат ему честные, молодые голоса.- Ни ты нам не нужен, ни твой труд; ты оскверняешь наше жилище - ты нас не знаешь и не понимаешь... Ты наш враг!
Что тогда делать этому человеку? Продолжать трудиться, не пытаться оправдываться - и даже не ждать более справедливой оценки.
Некогда землепашцы проклинали путешественника, принесшего им картофель, замену хлеба, ежедневную пищу бедняка. Они выбивали из протянутых к ним рук драгоценный дар, бросали его в грязь, топтали ногами.
Теперь они питаются им - и даже не ведают имени своего благодетеля.
Пускай! На что им его имя? Он, и безымянный, спасает их от голода.
Будем стараться только о том, чтобы приносимое нами было точно полезною пищей.
Горька неправая укоризна в устах людей, которых любишь... Но перенести можно и это... «Бей меня! но выслушай!»- говорил афинский вождь спартанскому.
«Бей меня - но будь здоров и сыт!»- должны говорить мы.

И.С.Тургенев. Избранное. Классическая библиотека "Современника". Москва: Современник, 1979.

Другие стихи Ивана Тургенева

» Старуха

Я шел по широкому полю, один. И вдруг мне почудились легкие, осторожные шаги за моей спиною... Кто-то шел по моему следу....

» Стой!

Стой! Какою я теперь тебя вижу - останься навсегда такою в моей памяти! С губ сорвался последний вдохновенный звук - глаза не блестят и не сверкают - они меркнут, отягощенные счастьем, блаженным сознанием той красоты, которую удалось тебе выразить, той красоты, во след которой ты словно простираешь твои торжествующие, твои изнеможенные руки! ...

» Толпа

Среди людей, мне близких... и чужих, Скитаюсь я - без цели, без желанья. Мне иногда смешны забавы их... Мне самому смешней мои страданья....

» Ты заплакал...

Ты заплакал о моем горе; и я заплакал из сочувствия к твоей жалости обо мне. Но ведь и ты заплакал о своем горе; только ты увидал его - во мне....

» Утро туманное, утро седое...

Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые....

(По мотивам прозы И.С. Тургенева)
«Услышишь суд глупца...»
Пушкин.
Ты всегда говорил правду, великий наш певец,
Ты оказал её и на этот раз.
«Суд глупца и смех толпы»...
Кто не изведал и того, и другого подчас?
Всё это можно – и должно переносить,
А кто в силах – пусть презирает!
Но есть удары, которые больнее бьют, трудно сносить –
Каждый по самому сердцу попадает.*
Человек сделал всё, что мог: работал усиленно, любовно, честно.
И честные души гадливо отворачиваются от него,
Честные лица загораются негодованием при имени его!
У честных лиц нет имени своего...
Удались! Ступай вон! – кричат ему честные молодые голоса. Ты нас не уважаешь!
Ни ты нам не нужен, ни твой труд!
Ты наше жилище оскверняешь – ты нас не знаешь и не понимаешь,
Ты наш враг! Твоё место не тут!
Что тогда делать этому человеку?
Продолжать трудиться, не пытаться оправдываться –
И даже не ждать более справедливой оценки на своём веку.
Что гений может от бури ещё дождаться?
Некогда землепашцы проклинали путешественника, принёсшего им картофель, – **
замену хлеба, ежедневную пищу бедняка.
Они выбивали из протянутых к ним рук драгоценный дар,
бросали его в грязь, топтали ногами, чтоб уничтожить наверняка.
Теперь они питаются им – и даже не ведают имени своего благодетеля. Да!
Пускай! На что им его имя?
Он и безымянный – спасает их от голода.
Будем стараться только о том, чтобы приносимое нами всегда
Было точно полезною пищей, в любые года.
Горька неправая укоризна в устах людей, которых любишь.
Но перенести можно и это. – Она из мира тьмы.
«Бей меня! но выслушай!» – говорил афинский вождь спартанскому.***
«Бей меня – но будь здоров и сыт!» – должны говорить мы.
__________
*Но есть удары ~ по самому сердцу. – стихотворение отражает враждебное отношение к Тургеневу читателей разных общественных слоев после выхода в свет романа «Новь» (1877). Тургенев предвидел неблагоприятные отзывы о своем романе; Я. П. Полонскому он, например, писал (11 (23) ноября 1876 г.), что ждет неминуемых ударов от критиков всех направлений: «Никакого нет сомнения, что, если за „Отцов и детей“ меня били палками, за „Новь“ меня будут лупить бревнами – и точно так же с обеих сторон». Особенно больно уязвило Тургенева неприязненное отношение к «Нови» русской молодёжи. В черновом автографе строки 11-12 читались так: «И честные, хорошие, молодые души отворачиваются от него». О том же говорят и строки 14-17. Тургенев датировал своё стихотворение февралём 1878 года. К этому же времени относятся его энергичные заявления об отказе от литературного творчества. Так, редактору журнала «Правда», просившему о сотрудничестве, Тургенев 7 (19) февраля 1878 года ответил, что приём, который встретили в публике его последние произведения, заставил его прекратить литературную деятельность: «... как бы то ни было, я положил перо и уж больше за него не возьмусь». А. Луканина в воспоминаниях о Тургеневе приводит выдержку из своего дневника, в котором (под 30 марта 1878 года) записано, что Тургенев советовал ей не обращать внимания на критику и цитировал стихотворение Пушкина «Поэту» (Луканина А. Мое знакомство с Тургеневым. - Сев Вестн, 1887, № 2, с. 57).
**проклинали путешественника, принесшего им картофель... – Первые известия о картофеле проникли в Европу из Америки в середине XVI века, в 1584 г. он был привезён в Ирландию, через два года – в Англию. В 1716 г. картофель появился в Швеции, в России – во время Семилетней войны; здесь он распространялся довольно медленно и встречал противодействие даже в начале XIX века. Эти сведения сообщаются в статье А. О. Подвысоцкого «Водворение и распространение картофеля в Архангельской губернии в 1765-1865 гг.» (Рус Ст, 1879, № 9, с. 85-100), которая могла быть известна Тургеневу ещё до публикации стихотворений в прозе.
***«Бей меня! но выслушай!» – говорил афинский вождь спартанскому. – Слова Фемистокла Еврипиаду перед морской победой греков над персами при Саламине. Эту фразу, ставшую крылатой, приводит Плутарх (Изречения царей и полководцев. Фемистокл, 3-5). Ср.: Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. 3-е изд. М., 1966, с. 45.

I. Комплексный анализ художественного произведения

Анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Услышишь суд глупца…» (А. С. Пушкин).

«Услышишь суд глупца…»

Пушкин

Ты всегда говорил правду, великий наш певец; ты сказал её и на этот раз.

«Суд глупца и смех толпы»... Кто не изведал и того и другого?

Все это можно – и должно переносить; а кто в силах – пусть презирает!

Но есть удары, которые больнее бьют по самому сердцу. Человек сделал всё, что мог; работал усиленно, любовно, честно... И честные души гадливо отворачиваются от него; честные лица загораются негодованием при его имени.

– Удались! Ступай вон! – кричат ему честные молодые голоса. – Ни ты нам не нужен, ни твой труд; ты оскверняешь наше жилище – ты нас не знаешь и не понимаешь... Ты наш враг!

Что тогда делать этому человеку? Продолжать трудиться, не пытаться оправдываться – и даже не ждать более справедливой оценки.

Некогда землепашцы проклинали путешественника, принёсшего им картофель, замену хлеба, ежедневную пищу бедняка. Они выбивали из протянутых к ним рук драгоценный дар, бросали его в грязь, топтали ногами.

Теперь они питаются им – и даже не ведают имени своего благодетеля.

Пускай! На что им его имя? Он, и безымянный, спасает их от голода.

Будем стараться только о том, чтобы приносимое нами было точно полезною пищей.

Горька неправая укоризна в устах людей, которых любишь... Но перенести можно и это...

«Бей меня! но выслушай!» – говорил афинский вождь спартанскому.

«Бей меня – но будь здоров и сыт!» – должны говорить мы.

II. Интерпретация поэтического текста (восприятие, оценка, истолкование)

Ф. И. Тютчев

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

И увядание земное

Цветов не тронет неземных,

И от полуденного зноя

Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет

Того, кто ею лишь живёт,

Не всё, что здесь цвело, увянет,

Не всё, что было здесь, пройдёт!

Но этой веры для немногих

Лишь тем доступна благодать,

Кто в искушеньях жизни строгих,

Как вы, умел, любя, страдать,

Чужие врачевать недуги

Своим страданием умел,

Кто душу положил за други

И до конца всё претерпел.

III. История и теория литературы, культура

1. По портретной характеристике определите героя (героиню), автора и название произведения.

А) «Это мужчина среднего роста, с каким-то деревянным лицом, очевидно никогда не освещавшимся улыбкой. Густые, остриженные под гребёнку и как смоль чёрные волосы покрывают конический череп и плотно, как ермолка, обрамливают узкий и покатый лоб… Перед глазами зрителя восстаёт чистейший тип идиота, принявшего какое-то мрачное решение и давшего себе клятву привести его в исполнение».

Б) «…немного прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие чёрные глаза и мягкие жидкие волосы; он охотно ленился, и читал охотно, и боялся общества».

В) «Быть энтузиасткой сделалось её общественным положением...: сдержанная улыбка… хотя и не шла к её отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться».

Г) «Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, ещё с прекрасными тёмно-русыми волосами и действительно раскрасневшимися до пятен щеками. Она ходила взад и вперед по своей небольшой комнате, сжав руки на груди, с запекшимися губами и неровно, прерывисто дышала. Глаза её блестели, как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен. И болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо при последнем освещении догоравшего огарка, трепетавшего на лице его».

Д) «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевлённые красноватые глазки».

2. Соотнесите имена поэтов с приведёнными ниже строками произведений.

А) А. С. Пушкин Б) М. Ю. Лермонтов В) Н. А. Некрасов Г) А. А. Фет

1) В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

2) В последний раз, в сени уединенья,

Моим стихам внимает наш пенат.

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья.

3) На заре ты её не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

4) Измлада он жизни умел не жалеть,

Не знал за собой укоризны

И детям внушал, что честней умереть,

Чем видеть бесславье отчизны…

3. О какой стилистической фигуре идет речь?

Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении компонента (звука, слога, словосочетания, фразы и т. д.) в начале и в конце какого-либо отрезка речи – это

Или __________________________. Например:

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи –

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

4. Напишите статью «Дистих» для словаря литературоведческих терминов.

5. Назовите балеты на сюжеты А. П. Чехова.




Top