Твардовский василий теркин подготовка к егэ литература. К ЕГЭ и ОГЭ по литературе.А.Т.Твардовский "Василий Теркин"

Леденев А. В

Поэма «Василий Теркин»

В последней главе «Василия Теркина» автор «Книги про бойца» прощается со своим героем и размышляет о том, как примут его создание будущие читатели. Здесь, в финале поэмы, названо то, что Твардовский считает главным достоинством своей книги, а попутно дана беглая общая характеристика ее композиции:

Пусть читатель вероятный

Скажет с книжкою в руке:

Вот стихи, а все понятно,

Все на русском языке…

………………………..

Повесть памятной годины,

Эту книгу про бойца,

Я и начал с середины

И закончил без конца…

Понятность, доступность поэмы и необыкновенная внешняя ясность, кажущаяся незатейливость ее формы, действительно относятся к достоинствам главной книги Твардовского. Эти достоинства отмечались не только рядовыми читателями полюбившейся им книги, но и коллегами Твардовского по писательскому труду. Выразителен отзыв одного из самых взыскательных мастеров отечественной литературы XX в. – обычно скупого на похвалы И. А. Бунина: «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова».

Правда, Бунин говорит здесь не только об органичности поэтического дара Твардовского, о соприродности его слова народному языку, – но и о свободе от эстетической нормативности, т. е. о новаторстве Твардовского в области формы («ни единого… готового… литературно-пошлого слова»).

Главный герой книги. Первые две главы «Василия Теркина» были опубликованы в одной из фронтовых газет 4 сентября 1942 г. В течение 1942–1945 гг. последующие главы книги появлялись во фронтовой периодике, журналах; выходила поэма и отдельными изданиями. Однако российскому читателю образ Теркина мог быть знаком и до начала Великой Отечественной войны. Еще в 1939–1940 гг. на страницах газеты Ленинградского военного округа появлялся персонаж по имени «Вася Теркин» – герой серии занятных картинок, сопровождавшихся стихотворными подписями. Создан был этот персонаж в результате коллективной работы нескольких литераторов, среди которых был и Твардовский, написавший стихотворное вступление к этому «Теркину». Главное в Теркине периода войны с Финляндией – сугубая литературная условность и намеренная одноплановость, свойственная героям комиксов или персонажам серии карикатур. Это неизменно удачливый и всегда веселый боец, легко разделывающийся с врагами. «Человек он сам собой / Необыкновенный…» – вот его наиболее общая характеристика.

Настоящий, нефельетонный Теркин, герой «Книги про бойца», принадлежит иному типу образов. Уже первая сюжетная глава поэмы аттестует героя как человека «свойского», легко находящего общий язык с новым коллективом. Нормальность Теркина прямо выражена в развернутой авторской характеристике, начинающейся «установочным» четверостишием:

Теркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Авторская установка на обыкновенность главного героя не только не мешает, но, напротив, помогает созданию максимально обобщенного образа. Твардовский наделяет своего героя подчеркнуто «общерусской» внешностью, избегает слишком выпуклых внешних примет («особые» портретные приметы сделали бы его образ излишне индивидуализированным). Образ Теркина близок фольклорному типу персонажей, своей неуязвимостью и «всеприсутствием» в самых разнообразных ситуациях он напоминает находчивого героя бытовой солдатской сказки.

Заметим, что, показывая своего героя в бою и на отдыхе, в госпитале и в доме старого солдата, Твардовский отбирает наиболее типовые эпизоды военных будней, знакомые каждому солдату. В изображении боев автор крайне редко использует конкретные географические названия и сколько-нибудь точные хронологические обозначения. Поле, лес, река, болото, деревенька, дорога (и, соответственно, зима, весна, лето, осень) – вот предел пространственной и временной конкретности в книге (отдельные исключения вроде топонима «Борки» всякий раз специально мотивированы). Та же тенденция к обобщению – в рассказе о конкретной фронтовой работе Теркина. В разных ситуациях он оказывается то связистом, то стрелком, то разведчиком. Помимо военно-профессиональной многоликости важна постоянно подчеркиваемая автором принадлежность Теркина к самому массовому и «демократичному» роду войск – пехоте. Теркин – из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна.

Именно масштаб страны, масштаб всего воюющего народа определяет специфику сюжета и особенности образности в книге. Теркин начинает воевать во время финской кампании на Карельском перешейке, вновь вступает в строй с июня 1941 г., вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, потом переходит в наступление и завершает свой путь в глубине Германии. Автор намеренно избегает пространственной локализации сюжетных эпизодов. Из самых громких битв периода войны (до середины 1950-х гг. принято было выделять «десять сталинских ударов») лишь форсированию Днепра в книге посвящена отдельная глава. Сюжет книги складывался по мере хода всенародной войны, и его стержнем стала судьба всего народа.

Высокой степени обобщенности в образе главного героя «подыгрывает» и система рифм, используемых по отношению к его имени и фамилии. Твардовский изобретательно использует рифмы, которые характеризуют и обстоятельства армейского быта, и эмоциональное состояние героя (Теркин – горькой, махорки, поговорки, на взгорке, в гимнастерке, коркой, в каптерке и т. д.). Однако наиболее ответственной в книге является рифма «Василий – Россия», несколько раз повторенная в тексте. Тем самым подчеркнуто, что герой представительствует за весь народ и является своеобразным воплощением богатырства русского народа. Теркин – «герой-народ».

Правда, автор либо избегает открытой героизации и слишком торжественного пафоса, либо нейтрализует их композиционными средствами. В этом отношении характерна глава «Поединок», построенная на перекличках с былинным эпосом. В этой главе Теркин вступает в единоборство с сильным, физически превосходящим его противником:

Теркин знал, что в этой схватке

Он слабей: не те харчи.

Уже это вводное замечание настраивает читателя на то, что следующую картину надо воспринимать без всякого пафоса. С одной стороны, эпизод единоборства выделен и укрупнен автором:

Как на древнем поле боя,

Грудь на грудь, что щит на щит, -

Вместо тысяч бьются двое,

Словно схватка все решит.

Предельной обобщенности эпизода служит красноречивая метонимия: «Бьется Теркин, держит фронт». Вполне соответствует этой заявленной широте масштаба финальное авторское обобщение – торжественно звучащие строчки, которые станут рефреном книги:

Страшный бой идет, кровавый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Однако былинная торжественность сцены уравновешивается щедро рассыпанными «технологическими» подробностями теркинской смекалки и самой идиоматической лексикой, использованной в главе («хрястнул немца промеж глаз», «в санки сунул», «с испугу… дал леща» и т. п.). Тем самым эпизод поединка, не утрачивая символического смыслового потенциала, «заземляется», бой приобретает характер отчаянной драки. Самое же главное в том, что, как только тональность рассказа достигает высот открытой героики, Твардовский немедленно пускает в ход своеобразный прием поправки масштаба, «скромного» уточнения. Вот как он использован в анализируемом эпизоде:

Бьется насмерть парень бравый,

Так что дым стоит горой,

Словно вся страна-держава

Видит Теркина:

Герой!

Что страна! Хотя бы рота

Видеть издали могла,

Какова его работа

И какие тут дела.

Сходный прием лукавой поправки масштаба использован в эпизоде рассказа Теркина о «сабантуе» и в главе «О награде».

Такое совмещение масштабов стало возможным благодаря тому, что Теркин в книге – не только общенациональный тип «русского чудо-человека», но и личность. Уникальность героя Твардовского – в сочетании в нем «всеобщего» и индивидуально-неповторимого. Фольклорные герои, проявляя себя в поступках, одинаковы в начале и в конце рассказанной о них истории. Не таков Теркин: эволюция его образа проявляется в смене основной эмоциональной тональности рассказа по мере движения сюжета: чем ближе к концу, тем все сдержанней проявления его веселости, все больше печальных раздумий.

В первых главах (напомним, они появились во время тяжелейших боев осенью 1942 г.) герой демонстрировал неиссякаемый оптимизм – ту бодрость духа, которая была всего нужнее в этой сложной фронтовой ситуации. Напротив, в главах, материалом которым послужили события переломных сражений и уверенного наступления нашей армии, Теркин – этот балагур и заводила – все чаще задумывается о цене этих побед, вспоминает об утратах, скорбит о погибших товарищах. В финале главы «На Днепре» Теркин остается в стороне от радующихся товарищей, «не встревает» в шутки, молча курит:

И молчал он не в обиде,

Не кому-нибудь в упрек, -

Просто больше знал и видел,

Потерял и уберег…

Последние строчки главы показывают Теркина с неожиданной стороны:

Что ж ты, брат, Василий Теркин,

Плачешь вроде?..

Виноват…

Теркин в кругу персонажей книги. Обобщение и индивидуализация – два взаимодополняющих принципа изображения героя. Точно выверенный баланс в использовании этих принципов позволил Твардовскому создать образ, вобравший в себя и «персональные», индивидуально-неповторимые черты, и то, что было свойственно многим людям. Будучи яркой личностью, Теркин тем не менее неотделим от солдатской массы и от всего воюющего народа. Особенно интересно сведены вместе обобщение и индивидуализация в главе «Теркин – Теркин».

Оказывается, Теркиных в книге двое. Это, соответственно, Василий Иванович (главный герой) и его однофамилец Иван. С одной стороны, двойничество Теркиных подчеркивает обобщающий характер образа главного героя (сходный по функции прием использован в главе «Два солдата», где использован рефрен «Вот что значит мы, солдаты», уравнивающий Теркина с дедом-ветераном). С другой стороны, это двойничество неабсолютно: второй Теркин оказывается рыжим, он, в отличие от Василия, не курит, и его фронтовая профессия – бронебойщик. Разрешается ситуация «строгим старшиной»:

Что вы тут не разберете,

Не поймете меж собой?

По уставу каждой роте

Будет придан Теркин свой.

Синтетическая характеристика обобщенного и одновременно отличного от других Теркина – его «свойскость». Притяжательные местоимения «свой» и «наш» почти всегда сопровождают упоминания о герое. Вот почему так естественно «перетекают» узнаваемые черты главного героя к другим, второстепенным персонажам книги. «Своими» оказываются в поэме дед-ветеран, его поначалу прижимистая супруга, экипаж танкистов, молоденькая медсестра, даже усатый генерал, обнимающийся с Теркиным как с «любимым сыном». Лексика родства вообще чрезвычайно органично использована в «Теркине», она поддерживает важнейшую в книге идею народного единства.

Образ автора. Помимо Теркина и второстепенных персонажей книги чрезвычайно важную роль в «Книге про бойца» играет образ автора. Кроме «эпических» глав, героем которых является Теркин, «Книга про бойца» содержит «лирические» главы «От автора». В первой из таких глав автор представляет читателю своего героя, во второй – делится с читателем «профессиональными» размышлениями о специфике содержания и сюжета самой книги; в третьей – дает еще одну характеристику герою, на этот раз прямо указывая на национальный масштаб обобщения в его образе («Он идет, святой и грешный, / Русский чудо-человек»). Наконец, в последней, завершающей книгу главе «От автора» дистанция между автором и героем почти исчезает: «мы с тобой» – обращается к Теркину автор.

Кроме четырех глав «От автора» лирическими по характеру являются еще несколько глав и фрагментов («О себе», «О любви»), в которых автор указывает на собственные общие с Теркиным черты. В целом фигура автора в поэме оказывается чрезвычайно близкой Теркину по жизненным оценкам и фронтовому опыту.

Однако дистанция между автором и героем не является одинаковой на всем протяжении книги. Поначалу герой раскрывается по большей части в действии, о его внутреннем состоянии говорится мало, и эту «недостачу» психологизма автор восполняет «от себя» – в лирических по характеру фрагментах, где обобщаются чувства всего воюющего народа. Дело не столько в разнице мироощущений автора и героя (они очень близки), сколько в композиционном распределении функций: герой действует, автор размышляет и эмоционально «подсвечивает» сюжет.

Это заметно, например, в главе «Переправа», где общий тон авторского отношения к происходящему определяется сдержанной скорбью:

И увиделось впервые,

Не забудется оно:

Люди теплые, живые

Шли на дно, на дно, на дно…

Появление Теркина вносит перелом не только в саму драматическую ситуацию, но и в ее эмоциональную оркестровку: глава завершается шутливой просьбой находчивого героя о «второй стопке». После этого звучит авторское обобщение о «святом и правом» бое, вновь напоминающее о драматизме происходящего.

Ощутимая поначалу граница между эпической и лирической сферами по мере движения сюжета постепенно стирается, между автором и героем возникают диалогические контакты, дистанция между ними сокращается. В главе «Теркин ранен» автор обращается к герою так, что почти сливается с ним:

Теркин, стой. Дыши ровнее.

Теркин, ближе подпусти.

Теркин, целься. Бей вернее,

Теркин. Сердце, не части.

Тем самым создается основа для взаимозаменяемости образов автора и героя. Предельно сближаются их высказывания, демонстрируя и общность судьбы (герой и автор – земляки), и близость самих речевых манер. В главе «О себе» автор не оставляет читателю сомнений относительно этой близости:

И скажу тебе, не скрою, -

В этой книге, там ли, сям,

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

За меня гласит порой.

Однако полного слияния автора и героя так и не происходит. Твардовскому важна общая перспектива восприятия событий, важна сама возможность итоговых оценок. Во второй половине произведения сюжет все чаще осложняется лирико-философскими фрагментами, в которых суть происходящего рассматривается в категориях судьбы всего народа. Автору важно не только подвести итоги народного бедствия, но и заглянуть в будущее страны. Вот почему появляется глава «Про солдата-сироту», самая трагическая в книге. В этой главе Теркина нет, а рассказ ведется о человеке, который в ходе войны потерял всю семью. Образ воюющего народа, представленный в начале книги именно Теркиным, к концу поэмы заметно расширился. Теперь в него органично включены и главный герой, и множество эпизодических персонажей, и лирическое «я», и адресат книги – ее читатель («друг и брат», по словам автора). Важно и то, что книга завершается вовсе не оптимистическими здравицами: в финале выражено чувство вины, и сама книга посвящается памяти павших:

Повесть памятной годины,

Эту книгу про бойца,

Я и начал с середины

И закончил без конца

С мыслью, может, дерзновенной

Посвятить любимый труд

Павшим памяти священной,

Всем друзьям поры военной,

Всем сердцам, чей дорог суд.

Своеобразие жанра и композиции. В школьной практике за «Василием Теркиным» закрепилось терминологически нестрогое жанровое обозначение – «поэма». Между тем ограничивать жанровую характеристику произведения указанием на его принадлежность к жанру поэмы не следует. В годы войны появилось несколько значительных поэм, как правило лирических или лиро-эпических (среди них, например, «Сын» П. Г. Антокольского и «Россия» А. А. Прокофьева). В отличие от большинства из них, либо посвященных конкретным эпизодам войны, либо сугубо лирических по характеру, книга Твардовского говорит о войне в целом, дает жизнь солдата во всех ее проявлениях. Поэтому по аналогии с пушкинским «Евгением Онегиным» о «Василии Теркине» часто говорят как об энциклопедии фронтовой жизни.

Действительно, по широте охвата событий войны, по конкретности изображения армейского быта книга Твардовского – уникальное явление в поэзии военных лет. Вспомним, например, что помимо ярких динамичных эпизодов она содержит множество лаконичных, но выразительных фрагментов, посвященных подробностям фронтового быта – шинели, шапке-ушанке, сапогам и многим другим деталям одежды, воинского снаряжения, даже питания в походных условиях. Обстоятельствам армейского быта посвящено в «Книге про бойца» несколько самостоятельных глав («На привале», «Гармонь», «Отдых Теркина», «В бане»). Народный характер героя сказывается не только в эпизодах сражений, но в еще большей мере – в самом отношении к войне прежде всего как к тяжелой работе.

Весомость прозаических, описательных элементов в произведении – не единственное его отличие от обычных поэм. Характеризуя произведение в «Автобиографии», поэт называет его «моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». Если вспомнить еще об использовании в книге народных песен, пословиц, о перекличках некоторых глав с былинным эпосом, об «эпистолярной» главе «Теркин пишет», – становится понятным, почему автор обозначил жанр своего произведения наиболее общим словом «книга». Вот как он объяснял свое решение: «Жанровое обозначение «Книги про бойца»… не было результатом стремления просто избежать обозначения «поэма», «повесть» и т. п. Это совпало с решением писать не поэму, не повесть или роман в стихах, то есть не то, что имеет свои узаконенные… сюжетные, композиционные и иные признаки».

Твардовский характеризует здесь жанр книги как предельно свободный. Дух творческой свободы сказывается и на содержании, и на форме произведения. Но само слово «книга» понимается автором в особом народном смысле – как нечто единственное и универсальное. «Василий Теркин» – своеобразная «солдатская библия». Как говорил автор, это «именно «книга», живая, подвижная, свободная по форме книга…»

Своеобразие жанра повлекло за собой и нестандартные способы композиционного оформления произведения. Книга построена так, что каждая ее глава может быть прочитана как самостоятельное произведение. Главы книги обладают композиционной законченностью и самостоятельностью. Однако это не означает, что книга не сложилась как целое. Композиционное единство всему произведению придают моментальная узнаваемость главного героя в каждой главе, а также система пронизывающих ее мотивов. Например, глава «В бане» варьирует мотив, заданный в самой первой строфе книги («…Лучше нет воды холодной, / Лишь вода была б – вода»). Глава «Дед и баба» возвращает читателя к образам и ситуациям главы «Два солдата», а танкисты, подобравшие раненого Теркина, еще раз встретятся с героем в главе «Гармонь».

Относительная композиционная автономность глав была связана с условиями публикации произведения во фронтовой периодике, а также с тем, что «Василий Теркин» был адресован прежде всего участникам войны. Автор позднее объяснял, что «должен был иметь в виду читателя, который, хотя бы и незнаком был с предыдущими главами, нашел бы в данной, напечатанной сегодня в газете главе нечто целое, округленное».

«Василий Теркин» – новаторское по форме произведение. В нем органично взаимодействуют разные речевые потоки: литературная речь и просторечие, народно-поэтическая и ораторская лексика. Мельчайшей композиционной единицей книги является строфа. Она необыкновенно подвижна, подчиняется живому движению интонации. Наиболее распространены в книге четверостишия, однако в целом размер строфы нестабилен. Твардовский гибко варьирует размеры строф от 1 до 16–17 стихов, часто использует переносы, подчиняя движение стиха разговорным интонациям. Это позволило автору насытить текст многочисленными живыми диалогами. Изредка встречаются примеры окказионального словоупотребления. Например, в главе «Поединок» существительное использовано в функции сравнительного прилагательного:

Пусть ты черт. Да наши черти

Всех чертей

В сто раз чертей.

Основной стихотворный размер книги – четырехстопный хорей, но в некоторых фрагментах рядом с четырехстопными строчками – укороченные до трех или даже двух стоп стихи. В целом форме произведения (от мельчайших речевых единиц до объемных конструкций) присуши качества высочайшей естественности и смысловой прозрачности.

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1795-1830 годы автора Скибин Сергей Михайлович

Из книги Мысль, вооруженная рифмами [Поэтическая антология по истории русского стиха] автора Холшевников Владислав Евгеньевич

Из книги О прозе и поэзии XIX-XX вв.: Л. Толстой, И.Бунин. Г. Иванов и др. автора Гречнев Вячеслав Яковлевич

Глава Десятая Поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» и «Дом у дороги» Творчество Твардовского 1941 - 1945 годов - это своеобразная летопись войны. Не случайно лирику этих лет он объединит в цикл «Фронтовая хроника». В своих стихах он станет откликаться как на большие

Из книги Повести о прозе. Размышления и разборы автора Шкловский Виктор Борисович

Из книги Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс автора Пантелеева Е. В.

«Василий Теркин» (Поэма) Пересказ От автораСтихотворение, открывающее цикл поэтических повествований о фронтовой жизни и подвигах вымышленного солдата Василия Теркина. Автор знакомит читателя с Теркиным, но лишь поверхностно, как бы давая понять, что настоящее

Из книги Русский канон. Книги XX века автора Сухих Игорь Николаевич

Из книги 100 великих литературных героев [с иллюстрациями] автора Еремин Виктор Николаевич

Василий Теркин Давно замечено, что Василий Теркин стоит в одном ряду с такими литературными героями, как Тиль Уленшпигель и Кола Брюньон и являет собой литературное воплощение народного духа – неодолимого в бедах и горестях, бодрого и упорно созидающего будущее. Однако

Из книги Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

Александр Трифонович Твардовский Василий Теркин Вам предстоит познакомиться с произведениями русского поэта XX века – А. Т. Твардовского. В старших классах вы узнаете Твардовского как великолепного лирика, а сейчас познакомьтесь с главными его произведениями,

Из книги Собеседники на пиру [Литературоведческие работы] автора Венцлова Томас

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

«Поэма Горы» и «Поэма Конца» Марины Цветаевой как Ветхий Завет и Новый Завет Две пражские поэмы Цветаевой - едва ли не кульминационная точка ее творчества. Они принадлежат к числу высших достижений в жанре русской поэмы XX столетия - жанра, отмеченного такими вехами, как

Из книги В литературной разведке автора Шмаков Александр Андреевич

Леденев А. В «Проза А. П. Чехова» В последней четверти XIX в. русский реализм существенно обновился. Самое яркое свидетельство этого обновления – творчество Чехова, вошедшего в литературу в эпоху серьезной жанровой перестройки. «Форма романа прошла», – констатировал в

Из книги автора

Леденев А. В Драматургия. А. П. Чехова «Вишневый сад» Справедливость утверждения о том, что Чехов заложил основы новой драмы, создал «театр настроения», сейчас ни у кого не вызывает сомнений. Однако в начале века это положение было небесспорным. Каждая новая пьеса Чехова

Из книги автора

Леденев А. В Романтические рассказы М. Горького 1890-х гг Творчество раннего Горького не следует сводить только к романтизму: в 1890-е гг. он создавал одновременно и романтические, и реалистические по стилю произведения (среди последних, например, рассказы «Нищенка», «Челкаш»,

Из книги автора

Леденёв А. В Драма М. Горького «На дне» Долгое время бытовало упрощенное толкование горьковской пьесы как пьесы социально-критической. Разумеется, драме не отказывали в философском содержании, но разговор о нем часто ограничивался ритуальным указанием на спор с

Из книги автора

Быкова Н. Г «Василий Теркин» «Василий Теркин» – замечательная поэма А. Т. Твардовского. С первых дней Великой Отечественной войны поэт находился в рядах Советской армии. Всю войну он провел на фронте, написав большое количество лирических, эпических, агитационных и

Из книги автора

2. «Поэма о Магнитострое» Станислав Ришард Стандэ (1897-1937 гг.) - революционный поэт Польши. Он впервые появился на литературном поприще в начале двадцатых годов и выступил совместно с Владиславом Броневским - крупнейшим представителем польской революционной поэзии. В


Василий Тёркин – это собирательный образ русского солдата. В нем отразились наилучшие черты воина и всего народа. Этот герой «сердцем щедрым наделён», он всегда был готов прийти на помощь людям, никогда не отчаивался и всегда был оптимистом, любил жизнь и подбадривал своих сослуживцев в тяжелой ситуации. Также Вася Теркин не гонялся за славой, а болел за свою родину:

Мне не надо, братцы, ордена,

Мне слава не нужна,

А нужна, больна мне родина,

Родная сторона!

Он твердо и гордо переносил все муки, был бравым и храбрым парнем, любил шутить, петь песни и играть на гармони.

Тёркин чтобы восстановить связь с бойцами, находящимися на другом берегу реки, дважды переплывает ее в ледяной воде.

Солдаты сначала не поверили в то, что это плывет живой человек, а думали, что это «чурка» или «бочка». Кто-то даже робко пошутил: «А может, это Тёркин?» Но это, действительно, оказался он. И даже после такого тяжелого испытания главный герой оставался веселым и продолжал шутить, вступая в диалог с доктором:

…- Доктор, доктор, а нельзя ли

Изнутри погреться мне,

Чтоб не все на кожу тратить?

Василий Тёркин был ранен в схватке с немецким солдатом, но ни на секунду не сдавался и оказался победителем в ней. Его поддерживали товарищи, гордились им, а он своим поступком доказал, что русский человек невероятно силен и способен защитить свою родину от врагов.

Также герой выстрелил в немецкий самолет с винтовки, после чего тот упал и разбился. И в этот же момент «перешел в герои Теркин». Но Василий Тёркин не ждал награды, он мечтал об отпуске и хотел очутиться в родной деревне, которая, к сожалению, была занята врагом.

В финале главы «О награде» повтор «Смертный бой не ради славы – ради жизни на земле» возвращает главного героя из мечты в суровую реальность.

Поэму «Василий Тёркин» А.Т.Твардовский посвятил памяти павших бойцов и всем друзьям поры военной. Автор признается, что жизнелюбивый, оптимистичный и отважный герой «Василий Тёркин» в годы войны помогал не только читателям, но и самому поэту, поддерживая его моральный дух и придавая жизни смысл и отраду.

Обновлено: 2017-07-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Угадать, о чём идёт речь в поэме Твардовского «Василий Теркин» и что будет главной темой произведения, не сложно. Автор сам дал ответ на этот вопрос, дав своему произведению подзаголовок «Книга про бойца». Это и есть основная тема произведения, в котором рассказывается о войне и о человеке на войне. Рядовой Василий Теркин, превратившийся из лубочного героя в настоящего былинного богатыря, становится главным героем поэмы. По мнению Твардовского, рядовые солдаты решили исход Отечественной войны. Надо сказать, что поэма «Василий Теркин» стала грандиозным событием в русской литературе. Она явилась продолжением пушкинской традиции создания реалистичного романа. Только у Твардовского ориентированность на реализм сочеталась с желанием создать обобщенный русский характер.Во многих других произведений известных русских писателей также изображаются рядовые войны. , задумывая поэму, в её основу положил главную идею: мужество русского народа и как характер человека раскрывается в суровых буднях войны. Свою идею мастер представляет через главного героя — Василия Теркина, в котором воплощен обобщённый образ народа. Благодаря стойкости и силе духа, мужеству и находчивости советских граждан, страна одержала победу над фашистами. «Сила силе доказала:// Сила силе - не ровня. //Есть металл прочней металла, //Есть огонь страшней огня»,– пишет Твардовский в конце поэмы.

Автор описывает разные сцены боев, это мы видим и главе «Переправа », и в «Бое в болоте », и в «Кто стрелял? ». Поэт мастерски изображает будни военных дней. Когда читаешь строки, повествующие о подвигах солдат, кажется, что Твардовский находится рядом с ними и непосредственно участвует в событиях.

Повествование ведется без пафоса, отмечаются все мелкие детали. Например, в главе «Кто стрелял?» передается, как человек в минуту смертельной опасности не может изменить течение событий, он может только ждать либо смерти, либо жизни:

И какой ты вдруг покорный
На груди лежишь земной,
Заслонясь от смерти черной
Только собственной спиной.

Ты лежишь ничком, парнишка
Двадцати неполных лет.
Вот сейчас тебе и крышка,
Вот тебя уже и нет.

Читая эти строчки, настолько проникаешься страхом, как будто это происходит сию минуту, и ощущения молоденького солдата становятся близки. В некоторых главах автор высказывает свой эмоциональный комментарий:

И увиделось впервые,

Не забудется оно:

Люди теплые, живые

Шли на дно, на дно, на дно…

Это Твардовский пишет о солдатах, которые гибнут в холодной реке в главе «Переправа».

Отличительной чертой поэмы считается и отсутствие идеологического начала. Здесь нет присущих для тех лет пафосных излияний и лести Сталину. Твардовский и сам не раз отмечал, что если б он ввел в поэму славословия в адрес партии и ее руководителя, это разрушило бы весь замысел произведения, как народного и посвященного народу.

В поэме Твардовский раскрывает особенности национального характера. Его мнение противоположно официальной идеологии начала войны: автор не осуждает русских солдат, вынужденных отступать, он выражает им сочувствие, показывая настоящий героизм и патриотизм простых тружеников войны – рядовых солдат.

Еще одной особенностью поэмы является ее близость к фольклору. Главы поэмы чем-то сродни солдатским байкам, а некоторые напоминают сказки-притчи. Это произведение получилось по-настоящему народным – рассказывает о народе и написано народным языком. Умело используя средства выразительности, Твардовский максимально воссоздает разговорную речь.

Поэма «Василий Тёркин» была тепло принята передовыми писателями. Произведение ценил Солженицын, Бунин называл поэму редким произведением, Пастернак считал, что «Книга про бойца» оказала влияние на его творчество, и давал произведению высочайшую оценку. А. Т. Твардовскому удалось создать бессмертный образ советского бойца, который будет ещё многие годы олицетворением повседневного героизма народа, победившего фашизм.

Василий Теркин

Василий Теркин – главный герой одноименной поэмы А. Т. Твардовского, смелый солдат из смоленской области. Это обычный парень из народа, воплотивший лучшие черты русского солдата. Он никак не выделяется внешне или по умственным способностям, но во время боя проявляет немалую смелость и смекалку. Образ Василия Теркина можно отнести к обобщению. Автор не раз отмечает, что такой Теркин был и в других ротах, только под другим именем. Этот образ близок обыкновенным солдатам, он один из них.

В поэме “Василий Теркин” главный

герой не раз выручает товарищей и смело сражается за родину. Так, например, когда теряется связь с командиром, он в холод переплывает реку, чтобы доложить о ситуации и получить дальнейшие приказания. А когда над солдатами кружит вражеский самолет, он единственный решается выстрелить из винтовки, тем самым подбив бомбардировщика. В любой ситуации Теркин проявляет себя как герой, за что награждается орденом. Автор подчеркивает тот факт, что даже смерть не могла победить такого бойца.

Помимо смелости и любви к родине, Василий не раз проявляет человечность и широту своей души. По дороге он веселит всех шутками, играет

на гармони, помогает старикам, у которых сломались часы и пила, а также поддерживает боевой дух товарищей. Со временем Теркин дослуживается до офицера и участвует в освобождении родного села, а его фамилия становится нарицательной. В конце поэмы показана немецкая баня, в которой парятся русские солдаты. Того, у которого больше всех шрамов и наград однополчане называют настоящим Теркиным.


Другие работы по этой теме:

  1. Василий Теркин – главный герой одноименной поэмы А. Т. Твардовского, пришелся по душе русскому народу за его жизнерадостность, простоту характера, добродушность. Вася Теркин стал не...
  2. А. Твардовский – поэма “Василий Теркин”. Поэма “Ва­силий Теркин” не имеет связного сюжета. Как пишет сам автор, Эта книга про бойца Без начала, без конца,...
  3. Произведение Твардовского названо именем его главного героя Василия Тёркина. Считается, что автор показал своего персонажа отважным и находчивым бойцом-одиночкой. Он всегда весел и самоуверен. Уточнённое...
  4. Анализ произведения “Василия Теркина” по праву считают одним из самых значи­тельных произведений литературы второй половины XX века. Поэма состоит из двадцати девяти глав. Каждая глава...
  5. Главный герой поэмы – Василий Теркин. Это парень хоть куда, за себя может постоять и едок отменный. Теркин – бывалый боец. Это уже вторая его...
  1. 1. ОГЭ 2017 А.Т. Твардовский «Василий Тёркин» Мищенко С.Н.
  2. 2. Открытые задания А.Т. Твардовский «Василий Тёркин» 1. Какие черты характера Тёркина противопоставлены разрушительной силе войны? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».) 2. Какую роль в поэме «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского играет изображение военных будней? 3. Как раскрывается проблема «человек и война» в произведениях русской литературы ХХ века? (На примере одного произведения по Вашему выбору.) 4. Как проявляется сила характера главного героя поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»? 5. В чём смысл сопоставления Тёркина со старым солдатом? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», глава «Два солдата».) 6. Изображение народного подвига в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». 7. Изображение народного подвига в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». 8. Какие качества народного характера нашли воплощение в образе Василия Теркина? 9. Почему Василий Теркин из одноименной поэмы А.Т. Твардовского стал поистине народным героем? 10. Почему Тёркин сохраняет оптимизм, несмотря на тяготы военных будней? 11. Какую роль в поэме «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского играет изображение военных будней? 12. Фольклорные традиции в образе Василия Тёркина. (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»)
  3. 3.  В чем особенность взгляда на войну в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»?  . Автор сам дал ответ на этот вопрос, дав своему произведению подзаголовок «Книга про бойца». Это и есть основная тема произведения, в котором рассказывается о войне и о человеке на войне.  Рядовой Василий Теркин, превратившийся из лубочного героя в настоящего былинного богатыря, становится главным героем поэмы. По мнению Твардовского, рядовые солдаты решили исход Отечественной войны.  Автор описывает разные сцены боев, это мы видим и главе «Переправа», и в «Бое в болоте», и в «Кто стрелял?». Поэт мастерски изображает будни военных дней. Когда читаешь строки, повествующие о подвигах солдат, кажется, что Твардовский находится рядом с ними и непосредственно участвует в событиях.  Повествование ведется без пафоса, отмечаются все мелкие детали. Например, в главе «Кто стрелял?» передается, как человек в минуту смертельной опасности не может изменить течение событий, он может только ждать либо смерти, либо жизни:  И какой ты вдруг покорный На груди лежишь земной, Заслонясь от смерти черной Только собственной спиной.  Ты лежишь ничком, парнишка Двадцати неполных лет. Вот сейчас тебе и крышка, Вот тебя уже и нет.
  4. 4.  В некоторых главах автор высказывает свой эмоциональный комментарий:  И увиделось впервые, Не забудется оно: Люди теплые, живые  Шли на дно, на дно, на дно…  Это Твардовский пишет о солдатах, которые гибнут в холодной реке в главе «Переправа».  Отличительной чертой поэмы считается и отсутствие идеологического начала. Здесь нет присущих для тех лет пафосных излияний и лести Сталину. Твардовский и сам не раз отмечал, что если б он ввел в поэму славословия в адрес партии и ее руководителя, это разрушило бы весь замысел произведения, как народного и посвященного народу.  В поэме Твардовский раскрывает особенности национального характера. Его мнение противоположно официальной идеологии начала войны: автор не осуждает русских солдат, вынужденных отступать, он выражает им сочувствие, показывая настоящий героизм и патриотизм простых тружеников войны – рядовых солдат.  Еще одной особенностью поэмы является ее близость к фольклору. Главы поэмы чем-то сродни солдатским байкам, а некоторые напоминают сказки-притчи. Это произведение получилось по-настоящему народным – рассказывает о народе и написано народным языком. Умело используя средства выразительности, Твардовский максимально воссоздает разговорную речь.  Произведение ценил Солженицын, Бунин называл поэму редким произведением, Пастернак считал, что «Книга про бойца» оказала влияние на его творчество, и давал произведению высочайшую оценку. А. Т. Твардовскому удалось создать бессмертный образ советского бойца, который будет ещё многие годы олицетворением повседневного героизма народа, победившего фашизм.
  5. 5.  А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы: «Переправа», «Два солдата», «Поединок»)  Время и история создания  Работу над поэмой и образом главного героя Твардовский начал в 1939- 1940 гг., в ходе финской военной кампании, когда он был военным корреспондентом газеты.  Сразу же после 22 июня 1941 года Твардовский уезжает на фронт, где становится военным корреспондентом. Твардовский оказывается в самых горячих точках войны. В это время рождается замысел поэмы «Василий Теркин». Весной 1942 года поэт, собрав разрозненные записи и наброски, садится за работу над поэмой. С 4 сентября 1942 года в газете «Красноармейская правда» публикуются первые главы поэмы.Поэма получает известность, ее перепечатывают центральные издания. Отрывки из поэмы читают по радио. Твардовский встречается с солдатами, посещает госпитали, где сам читает поэму бойцам. Поэма была закончена в 1945 году. Еще до окончания работы над произведением Твардовский был удостоен Сталинской премии.  У поэмы было и продолжение, не вписывающееся в партийные требования к литературе: были созданы главы «Теркин на том свете» - яркий антисталинский памфлет.  Сюжет  Произведение начинается внезапно, без предысторий и экспозиции: в пехотной роте - новый парень, Василий Теркин. Он воюет уже второй раз на своем веку (первая война - финская). Василий остроумен, за словом в карман не лезет, едок хороший. Вывод о нем солдатского сообщества: «парень хоть куда».  Поэма состоит из разрозненных эпизодов, героем которых является Теркин.  Например, он вспоминает, как при отступлении он пробирался с западной, «немецкой» стороны к востоку, к фронту, как жена командира, домой к которому зашел отряд (отступали через его родную деревню), накормила бойцов, уложила спать. Оставляя деревню в немецком плену, солдаты испытывают тревогу за судьбу и этой женщины, и всей деревни. Теркин говорит, что хотел бы на обратном пути зайти в эту избу, чтобы поклониться «доброй женщине простой».  Следующий эпизод - описание переправы через реку. Описывается погрузка взводов на понтоны под сильным вражеским огнем. Но первый взвод успел перебраться на правый берег. Ожидание рассвета и оставшихся на левом берегу. Люди тревожатся, не знают, как быть дальше. Но вот с правого берега приплывает Теркин, преодолев зимнюю, ледяную реку. Первый взвод обеспечит переправу, огнем создавая щит для других взводов - говорит Теркин.
  6. 6.  Теркин оказывается в деревенской избе, хозяева которой дед (старый солдат) и бабка. Он чинит старикам пилу, часы. Хитростями «выманивает» у бабки спрятанное сало. Дед спрашивает Теркина: «Побьем ли немца?» Теркин отвечает, уже уходя: «Побьем, отец».  Рукопашный бой Теркина с немцем, в котором он побеждает. Затем приводит добытого «языка» в штаб.  На фронте - весна. Жужжание майского жука сменяется гулом бомбарди- ровщика. Солдаты лежат ничком. Теркин из винтовки сбивает самолет. Ему дают орден.  Генерал дает Теркину отпуск на неделю. Но деревня Теркина под немцами... Генерал советует с отпуском обождать: «Нам с тобою по пути». Описывается бой в болоте за маленькую деревню Борки, от которой ничего и не осталось.  Теркин тяжело ранен. Он лежит на снегу. К герою приходит Смерть и угова- ривает его покориться ей. Но Василий спорит с ней и не соглашается умирать. Его находят люди, несут в санбат.  Отряд Теркина проходит через село, где он чинил пилу и часы деду и бабке. Через село пролегла линия фронта. Оно было под немцами. Пришлось старикам переселиться в погреб. Враг отнял у деда с бабкой часы. Теркин в группе разведчиков оказывается снова в этом доме. Он обещает деду привезти из Берлина новые часы.
  7. 7.  Поэтика, композиция, идея  Твардовский придумал особенный жанр, создавая «Василия Теркина», и назвал его «книга про бойца».  Автор сам определяет особенности своего творения:  Словом, книга про бойца  Без начала, без конца.  Почему так - без начала?  Потому, что сроку мало  Начинать ее сначала.  Почему же без конца?  Просто жалко молодца.  Так же, как и русские писатели до него (Пушкин создал жанр романа в стихах, Гоголь написал поэму в прозе «Мертвые души»), Твардовский в выборе жанра для своего произведения проявил творческую смелость и свободу. Произведение, которое у него получилось, не поэма, а народная книга.  Поэма состоит из 30 глав, пролога и эпилога, условно разделяясь на три части. Общего сюжета нет, главы - разрозненные новеллы о различных эпизодах фронтовой жизни. Каждая глава является самостоятельным произведением.  Поэма построена вокруг связующей идеи военной дороги, по которой Теркин вместе со всей советской армией идет к цели. Можно такой образ и считать магистралью поэмы взамен сюжету.
  8. 8.  Есть авторские главы-отступления, в которых даны рассуждения о войне, нелегкой солдатской доле и рассказ о том, как шла работа над книгой. Роль этих отступлений в повествовании очень важна. Происходит как бы диалог автора с главным героем.  Язык поэмы прост, народен, но не примитивен. Твардовский мастерски стилизует речь «под народную», создавая при этом свой особенный поэтический стиль, который питается от народной, устной речи. Текст произведения пересыпан фразами, звучащими как поговорки и строки частушек («Хорошо, когда кто врет весело и складно»).  Автор использует различные приемы выразительности. Он применяет прием антитезы: противопоставляет рокот самолета мирному жужжанию майского жука. Чтобы передать военный рев и рокот, автор использует прием аллитерации.  В поэме мы можем увидеть и эпитеты, и метафоры, и гиперболы, и олицетворение.  Выбор в качестве стихотворного размера поэмы четырехстопного хорея также не случаен. Именно такой размер характерен для русской частушки и соответствует повествовательному ритму поэмы. Звучание «Василия Теркина» напоминает народные песни и литературные произведения, стилизованные под народную речь, в частности «Конька-Горбунка» П. П. Ершова.
  9. 9.  Лирические отступления  В четырёх авторских главах-отступлениях - рассуждения о войне, нелёгкой солдатской доле и намёки на то, как шла работа над книгой.  Пафос поэмы Первая глава "От автора". Здесь Твардовский определил пафос поэмы: изображение правды, какой бы она ни была. ... А всего иного пуще Не прожить наверняка - Без чего? Без правды сущей, Правды, прямо в душу бьющей, Да была б она погуще, Как бы ни была горька. Повествование поэмы не связано с ходом военной кампании 1941-1945 годов, но в нём упоминаются и угадываются конкретные сражения и операции Великой Отечественной войны: начальный период отступления 1941-1942 года, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина. Неоднократно в поэме звучит мысль, что война - это труд. Тяжелый, смертельно опасный, но необходимый и почетный. Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле.  Единство поэме придает общая тематика - жизнь воюющего человека, обычного, земного, но и “чудо-человека”, не теряющего веры в себя и товарищей, в грядущую победу. Тем путем идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьем кремневым
  10. 10. Русский труженик-солдат.  Невольно вспоминается пословица: терпение и труд все перетрут. Василий близко к Ване, Теркин - перетертый, перемятый жизнью. Но в том-то и сила русского человека, что он стойкий ко всем жизненным невзгодам. Выстояв, сохранив в себе лучшие человеческие качества, “русский чудо- человек” смог отстоять независимость и свободу миру. Твардовский намеренно снижает героичность и самоотверженность Теркина.  Будучи раненым, на волоске от смерти (глава «Смерть и воин»), находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведёт себя скромно и с достоинством.  Теркин встает перед всеми как бывалый солдат, для которого жизнь - это оставшийся от отца дом, милый, обжитой и находящийся в опасности. Он - работник, хозяин и защитник этого дома.  В Теркине чувствуется большая душевная сила, стойкость, умение подниматься после каждого удара. Вот он шуткой смягчает рассказ о трех "сабантуях"; вот он ест "со смаком" солдатскую пищу; вот невозмутимо укладывается на сырой земле под дождем, укрывшись "одной шинелькой". Знаменательно то, что Теркин живет как бы в двух измерениях: с одной стороны, это вполне реальный солдат, стойкий боец Советской Армии. С другой стороны, это русский сказочный солдат- богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет. Богатырь не тот, что в сказке - Беззаботный великан, - А в походной запояске, Человек простой закваски... В муках тверд и в горе горд Теркин жив и весел, черт! Василий Теркин стал любимейшим героем; он раньше автора, создавшего его, был воплощен в скульптуру, установленную на Смоленщине. Твардовский нигде не описал внешность Теркина, но этот боец узнаваем. То серьезный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег, - В бой, вперед, в огонь кромешный, Он идет, святой и грешный, Русский чудо-человек.
  11. 11.  2.4.Что позволило А.Т. Твардовскому объединить 28 самостоятельных, законченных поэтических произведений в поэму «Василий Тёркин»?  (Вариант 1)  «Василий Теркин» – замечательная поэма А.Т.Твардовского. С первых дней Великой Отечественной войны поэт находился в рядах Советской армии, создал большое количество лирических, эпических, агитационных и сатирических стихов для красноармейских газет. В тяжелых испытаниях войны родился и герой наиболее популярной поэмы Твардовского – Василий Теркин, бывалый, храбрый, неунывающий русский солдат.  Образ Теркина объединяет самостоятельные разрозненные главы в целое. Теркин Василий Иванович – главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян. «Просто парень сам собой он обыкновенный». Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Это солдатская поэма, настоящая энциклопедия жизни бойца на фронте.  Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о военных буднях; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни. Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями; в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт он оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; вступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом, одолевая, берет его в плен. Неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанта Теркин успокаивает: «Не горюй, у немца этот не последний самолёт…»; Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым врывается в село; однако вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов, его обнаруживают бойцы, и он говорит им: «Уберите эту бабу, Я солдат еще живой».
  12. 12.  В поле зрения А.Т.Твардовского в поэме находится не только фронт, но и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют – они смеются, любят, беседуют друг с другом, а самое главное – мечтают о мирной жизни. Реальность войны объединяет то, что обычно несовместимо: трагедию и юмор, мужество и страх, жизнь и смерть.  Поэму «Василий Теркин» условно можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Поэтическое осмысление этапов войны превращает хронику в лирическую летопись событий.  Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу – вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А.Т.Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой войны 1941-1945г.  Оригинальна и композиция поэмы. Не только отдельные главы, но и периоды, строфы внутри глав отличаются своей законченностью. Это вызвано тем, что поэма печаталась по частям, была доступной читателю с «любого места». 
  13. 13.  2.4. Покажите, опираясь на текст поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», как в ней сочетается весёлое и трагическое, реальное и условное. С какой целью автор использует этот контраст?  «Поэзия ещё не рождала такой фигуры, как Тёркин. Образ по значимости, по популярности в народе можно сравнить с Иванушкой-дурачком. А может, и вообще ни с кем, потому что такой России в живых народных лицах, интонациях в русской поэзии ещё не было…» (Ф.Абрамов)  Василий Тёркин» – поэма о Великой Отечественной войне, её герой – простой пехотинец, который на собственном опыте испытывает все тяготы и ужасы войны. Жизнь на грани смерти подталкивает солдата к тому, чтобы определить главные человеческие ценности и отбросить второстепенные. Об этом полушутливо-полусерьёзно автор рассуждает в первой главе поэмы «От автора»: первостепенным для человека на войне становятся свежая вода, добрая горячая пища, махорка, сон, а наравне с этими вроде бы немудрёными вещами называются шутка и правда. Замечательно, что шутка оказывается в этом перечне между правдой и пищей: «Жить без пищи можно сутки, /Можно больше, но порой /На войне одной минутки /Не прожить без прибаутки, /Шутки самой немудрой».  Твардовский настаивает на обыкновенности своего героя. Василий Тёркин задумывался как молодой боец-парень. Он умеет смягчить трагизм обстановки. И всё же поэт отрицает такое восприятие героя, как «рубаха-парень», балагур. Тёркин – трагическая и героическая фигура, ибо он, по мысли автора, воплощает в себе лучшие национальные черты, является собирательным об- разом, своеобразным воплощением богатырства русского народа. Недаром наиболее выразительной является рифма «Василий – Россия», несколько раз повторенная в тексте. Поэт использует в главе «Поединок» синекдоху (один из тропов, вид метонимии, соотнесение по количеству: большее вместо меньшего или наоборот): «В одиночку – грудью, телом / Бьётся Тёркин, держит фронт», благодаря которой на героя переносятся общие признаки воюющего народа.  Русский солдат находит в себе силы шутить, потому что ясно сознаёт справедливость своей борьбы в Отечественной войне и неизбежность своей победы: «Ну да что о том судить, /Ясно всё до точки. /Надо, братцы, немца бить, /Не давать отсрочки» («О войне»). Смех – это внутренняя свобода, смех даёт человеку силы пережить страшные впечатления войны, не сходя с ума. Отсюда стремление солдата смеяться вопреки ужасу и отчаянию
  14. 14.  . Недаром при отступлении Тёркин твердит товарищам: «Не унывай!» («Перед боем»). Юмор в поэме возникает из соединения и противопоставления серьёзного и комического, из забавного переосмысления ситуации. Грубоватые, но остроумные сравнения разбросаны по всем главам: даже в драматическом описании боя в болоте чувство голода, которое испытывают красноармейцы, описывается весьма наглядно: «Кто-нибудь ещё расскажет, /Как лежали там в тоске. /Третьи сутки кукиш кажет /В животе кишка кишке» («Бой в болоте»).  Смех в «Василии Тёркине» всегда добрый, так как обращён к товарищам-солдатам, служит не для обличения их недостатков, а для поддержки в трудную минуту их боевого духа. Сейчас каждый боец, сражающийся с фашистскими захватчиками, – герой. Обращусь к главе «Переправа», эпиграфом к которой и, возможно, ко всему произведению, могут послужить строки: «Кому память, кому слава, кому тёмная вода...». Напряжённую, драматическую атмосферу здесь подчеркивает пейзаж – дважды упоминается чёрный цвет (цвет траура): чернеет лес, чёрная вода; используется сравнение: «Берег правый, как стена...»; эпитет «след кровавый» и, наконец, повторы, усиливающие трагизм происходящего: «Люди тёплые, живые, /Шли на дно, на дно, на дно...». Это горестный рассказ о том, «как переправа сорвалась». В трудной ситуации Василий Тёркин не теряет мужества, жизнестойкости, чувства юмора. Он совершает геройский поступок: переплывает осеннюю реку. Бойца, еле живого от холода, стали растирать спиртом: «Растирали, растирали... /Вдруг он молвит, как во сне: – /Доктор, доктор, а нельзя ли /Изнутри прогреться мне,/ Чтоб не всё на кожу тратить?». Эта фраза означает, что солдат уже вполне ожил, пришёл в себя, раз ему захотелось согреться изнутри. В данном эпизоде желание героя выпить с холода спирта контрастирует со смертельной опасностью, которой только что он подвергался. Из контраста рождаются юмористический эффект и правда жизни.  Тёркин – лицо вымышленное... плод воображения, создание фантазии. Именно это позволяет говорить об условности характера, ситуаций. Можно даже утверждать, что в поэме используются элементы сказки: сказочные формулы при характеристике героя: «не высок, не то чтоб мал…»; троекратность действия, характерная для волшебной сказки: «Трижды был я окружён, // Трижды – вот он! – вышел вон»; сказочная концовка отрывка: Это присказка покуда, Сказка будет впереди…  Да и сам герой является типичным излюбленным героем бытовой сказки (солдат, воплощение народной мудрости, выходящий с достоинством и победой из всех затруднительных ситуаций).  Подводя итог, замечу, что комическое и трагическое уравновешивают друг друга, благодаря чему поэма «Василий Тёркин» представляет собой правдивое изображение Отечественной войны. Солдат Великой Отечественной войны, «святой и грешный» («От автора»), заслуживает всяческого уважения и преклонения.
  15. 15.  Василий Теркин. Черты характеры и подтверждение (строчки из поэмы)  Теркин - бывалый солдат, участник войны с Финляндией. На войне с первых дней “в строй с июня, в бой с я”.Василий- воплощение русского характера, он не выделяется ни внешним видом, ни значительными умственными способностями, но бойцы (его сосложувцы) рады, что он попал именно в их отряд(роту).Василий Теркин не сомневается в победе, поэтому в главе“Два солдата” Теркин отвечает на вопрос старика, удастся ли побить врага: “Побьем, отец”. Основные черты характера скромность, простота, в его образе нет лжи и наигранного патриотизма. В его речах всегда есть иронический и шутливый оттенок, но когда речь заходит о боли и страданиях. шутки уступают место словам любви и сострадания: "Я загнул такого крюку, Я прошел такую даль, И видал такую муку, И такую знал печаль!"Необходимо обратить внимание и на отношение Теркина к смерти, что небезразлично в боевых условиях: "Нет, товарищ, зло и гордо, Как закон велит бойцу, Смерть встречай лицом к лицу И хотя бы плюнь ей в морду, Если все пришло к концу. " Его жизнерадостность и природный юмор помогают ему справиться со страхом, побеждая саму смерть(эпизод в реке).В главе "переправа" переплыв реку, замерзший и усталый, он СРАЗУ ЖЕ начинает докладывать, проявляя чувство ответственности и долга: "Разрешите доложить... Взвод на правом берегу Жив- здоров назло врагу!" Замерзшему Теркину оказывают медицинскую помощь, он шутит: "Растирали, растирали... Вдруг он молвит, как во сне: - Доктор, доктор, а нельзя ли Изнутри погреться мне?" Теркину хочется вернуться домой, обнять мать, увидеть свою родину, поговорить обо всем с земляками: "Мать-земля моя родная, Сторона моя лесная, Край, страдающий в плену! Я приду - лишь дня не знаю, Но приду, тебя верну." Кто же он - Василий Теркин? Словом, Теркин, тот, который На войне лихой солдат, На гулянке гость не лишний, На работе - хоть куда. Но самая главная характеристика: То серьезный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег, – В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный, Русский чудо- человек…
  16. 16.  Какие качества народного характера нашли воплощение в образе Василия Теркина?  Поэма «Василий Теркин» - это «Книга про бойца», про обыкновенного русского солдата, идущем трудными дорогами войны. Поэт подчеркивает, что Теркин - один из многих, такой же, как все: Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе... Но ведь именно такие простые солдаты и несли на себе весь груз войны. Поэтому образ Василия Теркина был близок каждому, кто читал поэму. Его фамилия сближается со словом «тертый»: он «жизнью тертый человек», «битый, тертый». Это боец, с которым автор подружился еще во время советско-финляндской войны. За свои двадцать пять лет герой изведал «все худое», но остался «жив-здоров, бодрей, чем прежде». Он «сердцем щедрым наделен», и потому «горечь бедствий и потерь» оказывается ему нипочем, закаляется характер, проявляя его лучшие свойства. Это обобщенный образ русского «работника» - мужика- в крестьянина и солдата. События поэмы развиваются на фронте, и это значимо, потому что Твардовскому важно ответил на вопрос: как победить? Это произведение вобрало в себя все: героизм, патриотизм и гуманизм. Любая война - это гибель людей, и для Теркина это суровая реальность. Он «принимает все, как есть». Его девиз - не унывать ни при каких обстоятельствах. Теркин просто выполняет свой долг, свою тяжкую работу. Война для него - необходимость, поставленная временем трудная «задача». Чтобы выполнить ее, герой проявляет героизм, сметливость и самоотверженность. В главе «Переправа» Теркин с риском для жизни переплывает в ледяной воде реку, чтобы сообщить о переправе на другой берег своего взвода. Он выходит победителем из поединка с вражеским самолетом. Стойко переносит он все трудности войны. Он «парень хоть куда», «герой героем». Но в то же время он и мастер на все руки: может починить часы, заточить пилу, справиться с мировой «бедой-разрухой». У него и ранение, и контузия, пережил он смерть товарищей. Все это не забыто, «да не время вспоминать». Жизнь на войне продолжается, и пока человек жив, в ней есть место и прибаутке, и песне, и музыке. Танкисты отдают Теркину гармонь своего погибшею товарища, признавая, что жизнь не стоит на месте, не кончается со смертью друга. Сам Теркин считает, что если «застигнет смертный час», то главной мыслью будет мысль о том, что напишут про них после, как вспомнят о них дети, внуки, «страна-держава». Но когда смерть приходит за ним, он шутит и просит дать ему время дожить до победы. - Я не худший и не лучший, Что погибну на войне. Но в конце ее, послушай, Дашь ты на день отпуск мне? Дашь ты мне в тот день последний, В праздник славы мировой,. Услыхать салют победный, Что раздастся над Москвой?
  17. 17. Сопоставительный анализ отрывков Переправа, переправа! Берег правый, как стена... Этой ночи след кровавый В море вынесла волна. Было так: из тьмы глубокой, Огненный взметнув клинок, Луч прожектора протоку Пересёк наискосок. И столбом поставил воду Вдруг снаряд. Понтоны – в ряд. Густо было там народу – Наших стриженых ребят... И увиделось впервые, Не забудется оно: Люди тёплые, живые Шли на дно, на дно, на дно.. Под огнём неразбериха – Где свои, где кто, где связь? Только вскоре стало тихо, – Переправа сорвалась. И покамест неизвестно, Кто там робкий, кто герой, Кто там парень расчудесный, А наверно, был такой. Переправа, переправа... Темень, холод. Ночь как год. 1. Почему первый взвод оказался в трудном положении? Но вцепился в берег правый, Там остался первый взвод. И о нём молчат ребята В боевом родном кругу, Словно чем-то виноваты, Кто на левом берегу. Не видать конца ночлегу. За ночь грудою взялась Пополам со льдом и снегом Перемешанная грязь. И усталая с похода, Что б там ни было, – жива, Дремлет, скорчившись, пехота, Сунув руки в рукава. Дремлет, скорчившись, пехота, И в лесу, в ночи глухой Сапогами пахнет, потом, Мёрзлой хвоей и махрой. Чутко дышит берег этот Вместе с теми, что на том Под обрывом ждут рассвета, Греют землю животом, – Ждут рассвета, ждут подмоги, Духом падать не хотят. Ночь проходит, нет дороги Ни вперёд и ни назад... (А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин») 2. Как в данном фрагменте передано чувство тревоги и ответственности остальных солдат за судьбу первого
  18. 18.  3. Сопоставьте рассматриваемый фрагмент поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» с фрагментом романа Л.Н. Толстого «Война и мир». В чём схожи и чем различаются описанные в них ситуации?  Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб-офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее. Прикрытие, стоявшее подле пушек Тушина, ушло, по чьему-то приказанию, в середине дела; но батарея продолжала стрелять и не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырёх никем не защищённых пушек. Напротив, по энергичному действию этой батареи он предполагал, что здесь, в центре, сосредоточены главные силы русских, и два раза пытался атаковать этот пункт и оба раза был прогоняем картечными выстрелами одиноко стоявших на этом возвышении четырёх пушек.  Скоро после отъезда князя Багратиона Тушину удалось зажечь Шенграбен.  – Вишь, засумятились! Горит! Вишь, дым-то! Ловко! Важно! Дым-то, дым-то! – заговорила прислуга, оживляясь.  Все орудия без приказания били в направлении пожара. Как будто подгоняя, подкрикивали солдаты к каждому выстрелу: «Ловко! Вот так-так! Ишь, ты... Важно!» Пожар, разносимый ветром, быстро распространялся. Французские колонны, выступившие за деревню, ушли назад, но, как бы в наказание за эту неудачу, неприятель выставил правее деревни десять орудий и стал бить из них по Тушину.  Из-за детской радости, возбуждённой пожаром, и азарта удачной стрельбы по французам, наши артиллеристы заметили эту батарею только тогда, когда два ядра и вслед за ними ещё четыре ударили между орудиями и одно повалило двух лошадей, а другое оторвало ногу ящичному вожатому. Оживление, раз установившееся, однако, не ослабело, а только переменило настроение. Лошади были заменены другими из запасного лафета, раненые убраны, и четыре орудия повернуты против десятипушечной батареи. Офицер, товарищ Тушина, был убит в начале дела, и в продолжение часа из сорока человек прислуги выбыли семнадцать, но артиллеристы всё так же были веселы и оживлены. Два раза они замечали, что внизу, близко от них, показывались французы, и тогда они били по них картечью.  (Л.Н. Толстой. «Война и мир»)
  19. 19. II. Долги ночи, жёстки зори В ноябре – к зиме седой. Два бойца сидят в дозоре Над холодною водой. То ли снится, то ли мнится, Показалось что невесть, То ли иней на ресницах, То ли вправду что-то есть? Видят – маленькая точка Показалась вдалеке: То ли чурка, то ли бочка Проплывает по реке? – Нет, не чурка и не бочка – Просто глазу маята. – Не пловец ли одиночка? – Шутишь, брат. Вода не та! – Да, вода... Помыслить страшно. Даже рыбам холодна. – Не из наших ли вчерашних Поднялся какой со дна?.. Оба разом присмирели. И сказал один боец: – Нет, он выплыл бы в шинели, С полной выкладкой, мертвец. Оба здорово продрогли, Как бы ни было, – впервой. Подошёл сержант с биноклем. Присмотрелся: нет, живой. – Нет, живой. Без гимнастерки. – А не фриц? Не к нам ли в тыл? – Нет. А может, это Тёркин? – Ледяную обломав, Он как он, Василий Тёркин, Встал живой, – добрался вплавь. Гладкий, голый, как из бани, Встал, шатаясь тяжело. Ни зубами, ни губами Не работает – свело. Подхватили, обвязали, Дали валенки с ноги. Пригрозили, приказали – Можешь, нет ли, а беги. Под горой, в штабной избушке, Парня тотчас на кровать Положили для просушки, Стали спиртом растирать. Растирали, растирали... Вдруг он молвит, как во сне: – Доктор, доктор, а нельзя ли Изнутри погреться мне, Чтоб не всё на кожу тратить? Дали стопку – начал жить, Приподнялся на кровати: – Разрешите доложить... Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу! Лейтенант всего лишь просит Огоньку туда подбросить. А уж следом за огнём Встанем, ноги разомнём. Что там есть, перекалечим, Переправу обеспечим... Доложил по форме, словно
  20. 20. II. Долги ночи, жёстки зори В ноябре – к зиме седой. Два бойца сидят в дозоре Над холодною водой. То ли снится, то ли мнится, Показалось что невесть, То ли иней на ресницах, То ли вправду что-то есть? Видят – маленькая точка Показалась вдалеке: То ли чурка, то ли бочка Проплывает по реке? – Нет, не чурка и не бочка – Просто глазу маята. – Не пловец ли одиночка? – Шутишь, брат. Вода не та! – Да, вода... Помыслить страшно. Даже рыбам холодна. – Не из наших ли вчерашних Поднялся какой со дна?.. Оба разом присмирели. И сказал один боец: – Нет, он выплыл бы в шинели, С полной выкладкой, мертвец. Оба здорово продрогли, Как бы ни было, – впервой. Подошёл сержант с биноклем. Присмотрелся: нет, живой. – Нет, живой. Без гимнастерки. – А не фриц? Не к нам ли в тыл? – Нет. А может, это Тёркин? – Кто-то робко пошутил. – Стой, ребята, не соваться, Толку нет спускать понтон. – Разрешите попытаться? – Что пытаться! – Братцы, – он! И, у заберегов корку Ледяную обломав, Он как он, Василий Тёркин, Встал живой, – добрался вплавь. Гладкий, голый, как из бани, Встал, шатаясь тяжело. Ни зубами, ни губами Не работает – свело. Подхватили, обвязали, Дали валенки с ноги. Пригрозили, приказали – Можешь, нет ли, а беги. Под горой, в штабной избушке, Парня тотчас на кровать Положили для просушки, Стали спиртом растирать. Растирали, растирали... Вдруг он молвит, как во сне: – Доктор, доктор, а нельзя ли Изнутри погреться мне, Чтоб не всё на кожу тратить? Дали стопку – начал жить, Приподнялся на кровати: – Разрешите доложить... Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу! Лейтенант всего лишь просит Огоньку туда подбросить. А уж следом за огнём Встанем, ноги разомнём. Что там есть, перекалечим, Переправу обеспечим... Доложил по форме, словно Тотчас плыть ему назад. – Молодец! – сказал полковник. Молодец! Спасибо, брат. (А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин», глава «Переправа») 1. Как в приведённом фрагменте раскрывается характер Василия Тёркина? 2. Можно ли назвать поступок Тёркина подвигом? Своё мнение обоснуйте. 3. Как в главе «Переправа» проявилось авторское отношение к войне?
  21. 21.  4. Сопоставьте рассматриваемый фрагмент поэмы «Василий Тёркин» с приведённым ниже фрагментом рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Выделите то общее, что объединяет поступки Тёркина и военного врача.  Как только солнце село, немцы усилили конвой, на грузовой подкинули ещё человек двадцать автоматчиков, погнали нас ускоренным маршем. Сильно раненные наши не могли поспевать за остальными, и их пристреливали прямо на дороге. Двое попытались бежать, а того не учли, что в лунную ночь тебя в чистом поле чёрт-те насколько видно, ну, конечно, и этих постреляли. В полночь пришли мы в какое-то полусожжённое село. Ночевать загнали нас в церковь с разбитым куполом. <…> Среди ночи слышу, кто-то трогает меня за руку, спрашивает: «Товарищ, ты не ранен?» Отвечаю ему: «А тебе что надо, браток?» Он и говорит: «Я – военврач, может быть, могу тебе чем-нибудь помочь?» Я пожаловался ему, что у меня левое плечо скрипит и пухнет и ужасно как болит. Он твёрдо так говорит: «Сымай гимнастерку и нижнюю рубашку». Я снял всё это с себя, он и начал руку в плече прощупывать своими тонкими пальцами, да так, что я света не взвидел. Скриплю зубами и говорю ему: «Ты, видно, ветеринар, а не людской доктор. Что же ты по больному месту давишь так, бессердечный ты человек?» А он всё щупает и злобно так отвечает: «Твоё дело помалкивать! Тоже мне, разговорчики затеял. Держись, сейчас ещё больнее будет». Да с тем как дёрнет мою руку, аж красные искры у меня из глаз посыпались.  Опомнился я и спрашиваю: «Ты что же делаешь, фашист несчастный? У меня рука вдребезги разбитая, а ты её так рванул». Слышу, он засмеялся потихоньку и говорит: «Думал, что ты меня ударишь с правой, но ты, оказывается, смирный парень. А рука у тебя не разбита, а выбита была, вот я её на место и поставил. Ну, как теперь, полегче тебе?» И в самом деле, чувствую по себе, что боль куда-то уходит. Поблагодарил я его душевно, и он дальше пошёл в темноте, потихоньку спрашивает: «Раненые есть?» Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потемках своё великое дело делал. (М.А. Шолохов. «Судьба человека») 
  22. 22. Бьётся насмерть парень бравый, Так что дым стоит сырой, Словно вся страна-держава Видит Тёркина: - Герой! Что страна! Хотя бы рота Видеть издали могла, Какова его работа И какие тут дела. Только Тёркин не в обиде. Не затем на смерть идёшь, Чтобы кто-нибудь увидел. Хорошо б. А нет - ну что ж... Бьётся насмерть парень бравый - Так, как бьются на войне. И уже рукою правой Он владеет не вполне. Кость гудит от раны старой, И ему, чтоб крепче бить, Чтобы слева класть удары, Хорошо б левшою быть. Бьётся Тёркин, В драке зоркий, Утирает кровь и пот.Изнемог, убился Тёркин, Но и враг уже не тот. Далеко не та заправка, И побита морда вся, Словно яблоко-полявка, Что иначе есть нельзя. Кровь - сосульками. Однако В самый жар вступает драка. Немец горд. И Тёркин горд. - Раз ты пёс, так я - собака, Раз ты чёрт, Так сам я - чёрт! Ты не знал мою натуру, А натура - первый сорт. В клочья шкуру - Тёркин чуру Не попросит. Вот где чёрт! Кто одной боится смерти - Кто плевал на сто смертей. Пусть ты чёрт. Да наши черти Всех чертей В сто раз чертей.Бей, не милуй. Зубы стисну. А убьёшь, так и потом На тебе, как клещ, повисну, Мёртвый буду на живом. Отоспись на мне, будь ласков,Да свали меня вперёд. Ах, ты вон как! Драться каской? Ну не подлый ли народ! Хорошо же!- И тогда-то, Злость и боль забрав в кулак, Незаряженной гранатой Тёркин немца - с левой - шмяк! Немец охнул и обмяк... Тёркин ворот нараспашку, Тёркин сел, глотает снег, Смотрит грустно, дышит тяжко,- Поработал человек.
  23. 23.  Почему Тёркин сохраняет оптимизм, несмотря на тяготы военных будней?  Главное произведение писателя военных лет Александра Твардовского – «Василий Теркин». С нетерпением солдаты ждали публикации новой главы в газете, с удовольствием читали и тем самым поднимали себе военных дух. Всем хотелось быть похожим на главного героя Василия Теркина, который перенял черты богатырей из русских былин. Никто не застрахован он шальной пули в военные годы, но далеко не каждый находит в себе силы, чтобы бороться за жизнь. Тяжело раненый Теркин не страшится смерти и прогоняет ее, когда она за ним приходит: «Я не звал тебя, Косая, Я солдат еще живой» - говорит Василий и побеждает в схватке со смертью.  Таким оптимистическим, жизнеутверждающим пафосом проникнута каждая глава в поэме. Солдаты, читая подобные произведения, не могли после этого не победить, ведь даже после окончания войны у них был стимул – стремиться стать похожим на их любимого героя, Василия Теркина.  Юмористические истории солдата Теркина служат средством поддержания боевого духа. Главного героя никогда не покидает оптимизм. Он поднимает настроение пехотинцам и снимает усталость, играя на гармони. Наверное, автор неслучайно использует именно этот инструмент, ведь гармошка – символ счастья, благополучия, гармонии. Сыграет простую мелодию этот русский чудо-человек – сразу повеет чем-то родным, на душе станет теплей, а вера в победу загорится ярким огнем. Как Василий Теркин поднимал своими историями, игрой на гармони настрой отчаявшимся товарищам, так и сама поэма поднимала у солдат боевой дух, давала силы сражаться дальше. Пожалуй, именно в этом заключается главное значение поэмы.
  24. 24.  Фольклорные традиции в образе Василия Тёркина. (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин») Знаменательно то, что Теркин живет как бы в двух измерениях: с одной стороны, это вполне реальный солдат, стойкий боец Советской Армии. С другой стороны, это русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет. Богатырь не тот, что в сказке - Беззаботный великан, - А в походной запояске, Человек простой закваски... В муках тверд и в горе горд Теркин жив и весел, черт!Беседы героя построены на приеме сказа. Сказовую природу монологов Теркина подтверждает включение в них обращений («слышь», «друзья», «хлопцы», «братцы», «ребята»), просторечий («Прут немецких тыща танков»). Все эти особенности характерны и для других персонажей, и для повествования лирического героя. В связи с этим автор откровенно признает, что слова Теркина имеют обобщенный смысл: И скажу тебе, не скрою – В этой книге там ли, сям То, что молвить бы герою, Говорю я лично сам. Важно, что поэма имеет фольклорную основу. Наряду с реалистической достоверностью в образе Теркина присутствует элемент условности, что позволяет сопоставить его с персонажем сказок и былин. То, что известно о прошлом героя, не может быть основой для формирования характера, склада ума, знаний. Теркин – самородок, воплощение народного духа. Он свободно владеет литературным языком, но главный его талант – всепоглощающий юмор. Происхождение роднит героя с автором, тоже «смоленским», но родина Теркина – вся «отчизна-мать». Независимость черт характера от происхождения героя юмористически подчеркивается в высказываниях самого Теркина: «Я от тетки родился». В тексте поэмы можно выделить отрывки, в которых нарушается ритмика основного размера – четырехстопного хорея, напоминающего народные произведения. Достоинства русской натуры выявляет национальная беда – война. Подобно героям классиков, Теркин ощущает себя частицей России. Для него это не просто страна, а «мать-старуха», вызывающая потребность нести за нее ответ перед всем миром. Неброские черты русского пейзажа (леса, поля, канавы, болота, «нещадная стужа» зимой и «луговая густая трава» летом) тревожат сердце героя. Все возвращает его к мыслям о мирной жизни. Но поля пусты, трава примята, земля изрыта воронками.



Top