Тверской бульвар 25. Дом Герцена (Литературный институт)

Сегодня я хотела бы рассказать о доме-музее Александра Ивановича Герцена (1812-1870). Дом-музей Герцена находится в переулке Сивцев Вражек, в самом центре Москвы. Среди высоких зданий взгляд выхватывает уютный дом с мезонином, на котором висит памятная доска.

Он был построен в 1820-х годах, в стиле «ампир», прекрасный образец послепожарной архитектуры. Сейчас в этом районе практически не сохранилось подобных построек. Его первыми владельцами были Тучковы. В 1839 году его купил богатый помещик Иван Алексеевич Яковлев (1767-1846), отец Герцена. Брак Ивана Алексеевича с немкой Генриеттой-Вильгельминой-Луизой Гааг не был официально зарегистрирован, поэтому своему сыну они дали фамилию Герцен, что в переводе с немецкого означает «дитя сердца». Владение включало в себя три дома.

В этом доме Герцен со своей семьей прожил совсем недолго — с осени 1843 по весну 1846 года, а затем навсегда был вынужден уехать из России. Тем не менее, именно в этих стенах он написал многие свои значительные произведения: «Сорока-воровка», «Доктор Крупов», «Кто виноват?», «Дилентантизм в науке», «Письма об изучении природы», «Москва и Петербург» и другие. Здесь бывали друзья Герцена: П. В. Анненков, М. С. Щепкин, П. М. Садовский, Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, В. Г. Белинский, Н. А. Некрасов, И.С. Тургенев, И. И. Панаев и другие.

Усадьба принадлежала сенатору А.А. Яковлеву, дяде писателя. Александр Герцен прожил здесь первые 5 месяцев, а после бывал только гостем, так как дом завещали его двоюродному брату.

Я стал, время от времени навещать его. Жил он чрезвычайно своеобычно; в большом доме своем на Тверском бульваре занимал он одну крошечную комнату для себя и одну для лаборатории. Старуха, мать его, жила через коридор в другой комнатке, остальное было запущено… Рядом этих комнат достигалась, наконец, дверь, завешанная ковром, которая вела в страшно натопленный кабинет. В нем Химик, в замаранном халате на беличьем меху, сидел безвыходно, обложенный книгами, обставленный склянками, ретортами, тигелями… В этом кабинете, где теперь царил микроскоп Шевалье, где пахло хлором и где совершались за несколько лет страшные, вопиющие дела - в этом кабинете я родился… И в этом же доме родилась моя жена в 1817 году… Химик года через два продал свой дом, и мне опять случилось бывать в нем на вечерах у Д.Н. Свербеева, спорить там о панславизме и сердиться на А.С. Хомякова, который никогда ни на что не сердился. Комнаты были перестроены, но подъезд, сени, лестница, передняя - все осталось, даже маленький кабинет остался.

Новая жизнь началась у дома в 1920-е, когда там открылся ряд литературных организаций: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей) и т.д.

Путеводитель по архитектурным стилям

Все это - прототипы Булгаковского МАССОЛИТа в «Мастере и Маргарите». В романе писатель называет это здание «домом Грибоедова» и даже рассказывает его «историю»: якобы он получил это имя, так как зданием владела тетка писателя.

Во флигеле дома Герцена было писательское общежитие. Там с 1931 года до самой смерти жил писатель Андрей Платонов. Чтобы прокормить семью, он работал дворником. А в рассказе бульвар, путешествие воробья» Платонов писал, что по дворику бегали гении литературы, одержимые достоинством. Здесь он создал «Джан», «Фро», «В прекрасном и яростном мире», «Счастливая Москва».

С началом Великой Отечественной войны Платонов эвакуировался с семьей в Уфу. Все рукописи остались в доме, и большая часть из них погибла. Из Уфы писатель поехал на фронт корреспондентом газеты «Красная звезда». После его смерти в этом доме жили его вдова и дочь, а на здании появилась мемориальная табличка.

Дом-музей А.И. Герцена.

Дом-музей писателя, философа и мыслителя А.И. Герцена в Москве – это единственный в России музей, посвященный его деятельности. Здание музея располагается в центре Москвы и является филиалом Литературного музея столицы. Оно было построено в 1820 году и архитектурно принадлежит к стилю ампир с мезонином. В настоящее время дом относится к памятникам архитектуры. После пожара 1812 года дома с такой архитектурой были наиболее распространены в Москве.

Дом-музей Герцена был открыт для посетителей в 1976 году. Здание типичной московской постройки сохранилось на Арбате только благодаря имени писателя. Совсем недавно здание музея подверглось серьезной реставрации и предстало в обновленном облике, приближенном к эпохе Герцена. Реставрационные работы в музее продолжались 4 года. Наряду с тем, что дом сохранил свою архитектуру и планировку, здесь появилось много нового, присущего нашей эпохе – сенсорные панели и современные витрины экспозиции.

Дом-музей Александра Ивановича был открыт после реставрации в юбилейный год 200-летия писателя. Сотрудники, создававшие экспозицию, попытались показать всю неординарность писателя, который опередил свое время и был незаслуженно недооценен.

Экспозиция дома-музея Герцена

Структурно дом-музей как бы представляет два больших периода жизни Герцена – российский и европейский. В московском доме Герцен прожил четыре года с 1843 по 1847 годы. Экспозиция представляет посетителям интерьеры, которые воссоздают гостиную и кабинет писателя. На стенах комнат можно увидеть портреты писателя, его друзей и родных, в витринах выставлены уникальные книги с личным автографом писателя, его рукописи и письма, которые когда-то были переданы музею родными писателя. Атмосферу дому придают личные вещи Герцена и его друга Н.П. Огарева, представленные в экспозиции.

В доме Александра Ивановича всегда собирались его друзья. Они были молоды и полны веселья, любили выпить пунша и поиграть в интеллектуальные игры. В доме часто бывали помимо Огарева Кетчер, Боткин, Щепкин, Садовский, Анненков, Белинский, Некрасов, Тургенев, Панаев и Грановский.

Александр Иванович был заботливым семьянином и никогда не забывал о семье. Жизни в семье посвящен отдельный раздел экспозиции. Фотографии, личные вещи ребенка – глухонемого сына Коленьки, все это делает понятным безмерное горе писателя, который в один день потерял любимого сына и мать, утонувших, в результате крушения теплохода.

Есть в экспозиции место и любимой публицистике писателя – множество книг, среди которых Шиллер и Гегель, особо почитаемые Александром Ивановичем.

Отдельная экспозиция музея посвящена европейскому периоду жизни писателя. Здесь представлены книги, которые писатель издавал в Лондоне, бюст Герцена, который заказал мистер Трюбнер, большой почитатель таланта Александра Ивановича, и установил у себя в лавке. Возле каждой витрины висит ящик, в котором находятся комментарии к каждой вещи, установленной в экспозиции, так что любой посетитель может ознакомиться с интересующим его комментарием.

В экспозиции европейского периода нашлось место и для извечного спора западников со славянофилами, а также увидеть путь Герцена к идеям социализма.

Часы работы дома-музея Герцена в Москве

Музей ждет своих посетителей в любой день недели, кроме воскресенья и понедельника с 11 до 20 часов. Каждый последний понедельник месяца – санитарный день. Музей расположен рядом с кольцевыми станциями метро и остановками наземного транспорта.

Произведения, которые Герцен написал в московском доме

- «Сорока-воровка»;
- «Доктор Крупов»;
- «Кто виноват?»;
- «Москва и Петербург»;
- «Дилетантизм в природе».

Дом-музей А.И. Герцена – это возможность прикоснуться к жизни и творчеству писателя, философа и автора идеи возрождения России.

Одна из самых знаменитых московских дворянских усадеб – усадьба тайного советника обер-прокурора Святейшего Синода А.А. Яковлева. Главный дом был построен в начале XIX века и включил в себя здание XVIII столетия. Изначально въезд в усадьбу находился со стороны Большой Бронной улицы, к которой был обращен главный фасад. Когда создавалась парадная застройка вдоль Тверского бульвара, дом перестроили. Дворовой фасад превратился в парадный, его украсили коринфским пилястровым портиком с фронтоном. Конечно, Яковлев захотел, чтобы появился въезд со стороны модного Тверского бульвара, вдоль которого возвели белокаменную ограду с коваными решетками красивого рисунка.

В 1812 году случилось важное для нашей страны событие, связанное с домом Яковлева. Вы, конечно, подумали о нашествии Наполеона или знаменитом московском пожаре. Нет, об этих событиях уже много говорилось. 25 марта 1812 года здесь родился будущий писатель А. И. Герцен, внебрачный сын помещика И.А. Яковлева – брата владельца усадьбы – и семнадцатилетней уроженки Штутгарта Генриетты-Вильгельмины-Луизы Гааг. Родители не оформили брак, и незаконнорожденный мальчик получил фамилию, придуманную отцом: Герцен – значит «сын сердца». Иван Алексеевич увековечил таким образом свою любовь.

Хоть Герцен и родился в доме своего дяди, увидел он его впервые только спустя много лет. Отец Герцена находился в открытом разрыве со своим братом. После смерти Александра Алексеевича в 1824 году усадьба осталась за его сыном Алексеем Александровичем. Он был нелюдим, не переносил женского общества. Единственной страстью Яковлева была химия, которой он занимался, вечно сидя за микроскопом. Одну комнату в доме он оборудовал под лабораторию. Кстати, именно в этой комнате и родился Герцен. Алексея Александровича хорошо знали в Москве и называли «химиком». Именно о нем сказано в «Горе от ума» А.С. Грибоедова:

От женщин бегает, и даже от меня!
Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,
Князь Федор, мой племянник.

В середине XIX века хозяином усадьбы становится дипломат Д.Н. Свербеев. В его доме по пятницам собирался литературный салон, который считался центром культурной жизни Москвы. Свербеевские пятницы регулярно посещали П.Я. Чаадаев, Е.А. Боратынский Н.В. Гоголь, Н.М. Языков и многие другие. Часто на вечера к Свербееву приезжал и Герцен, которому, наверное, отрадно было возвращаться в свой «родной» дом. Еще в 1827 году Свербеев женился на княгине Е.А. Щербатовой, которая славилась необыкновенной красотой, живым умом и приветливостью нрава. Именно княгиня была центром литературного кружка.

Последней владелицей дома по адресу Тверской бульвар, 25 являлась Александра Герасимовна Найденова. Ее муж Александр Александрович Найденов, принадлежал к богатейшему купеческому роду. Самым ярким представителем этого рода был Николай Александрович Найденов – талантливый предприниматель, коммерции советник, потомственный почетный гражданин. Каждый из нас должен быть благодарен Николаю Александровичу за то, что он организовал масштабную фотосъемку всех сохранившихся храмов и монастырей Москвы и создал альбомы «Москва. Соборы, монастыри и церкви» – так называемые альбомы Найденова.

В течение XIX века боковые служебные корпуса усадьбы Яковлева, расположенные вдоль бульвара, развились в самостоятельные ансамбли. В 1882 году флигели были перестроены архитектором А.С. Каминским, который оформил также их фасады. Флигели сдавались хозяевами под различные конторы. До революции в левом от входа с бульвара строении находилось Датское телеграфное общество. В одном из корпусов усадьбы Яковлева располагалось издательство братьев Гранат, выпускавшее знаменитый Энциклопедический словарь, который выходил под редакцией К.А. Тимирязева, М.М. Ковалевского и С.А. Муромцева.

В 1920-е годы в усадьбе Яковлева начинается бурная жизнь. И вновь, как и шестьдесят лет назад, дом становится одним из литературных центров Москвы. Вся огромная усадьба была отдана бесконечному множеству литературных объединений, союзов, содружеств и кружков. Здесь поселялись, одновременно или сменяя друг друга, первое творческое объединение профессиональных пролетарских писателей. Самым мощным объединением была Всероссийская ассоциация пролетарских писателей (ВАПП), преобразованная в 1923 году в Московскую ассоциацию пролетарских писателей (МАПП). Она занимала сразу несколько комнат дома Яковлева.

По образцу МАПП М.А. Булгаков создал МАССОЛИТ из «Мастера и Маргариты». В романе дом по адресу Тверской бульвар, 25 называется домом Грибоедова, хотя еще в XIX веке среди москвичей было известно другое название – дом Герцена. Булгаков объясняет это так: «Дом назывался «домом Грибоедова» на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя – А.С. Грибоедова. Помнится даже, что, кажется, никакой тетки-домовладелицы у Грибоедова не было... Более того, один московский врун рассказывал, что якобы вот во втором этаже, в круглом зале с колоннами, знаменитый писатель читал отрывки из «Горя от ума» этой самой тетке, раскинувшейся на софе».

Нижний этаж дома занимал известный в московских литературных кругах ресторан, завсегдатаями которого были многие писатели и поэты того времени. Именно этот ресторан сожгли Коровьев и Кот Бегемот в романе «Мастера и Маргариты». Во флигелях бывшей усадьбы Яковлева разместилось писательское общежитие. В начале 1920-х годов в левом флигеле в небольшой комнате жил О.Э. Мандельштам со своей женой. Сейчас на этом доме установлена мемориальная доска. В писательском общежитии в разное время жили В.В. Иванов, Б.Л. Пастернак, Д.Л. Андреев. Более двадцати лет здесь прожил крупнейший писатель XX века А.П. Платонов.

В 1933 году по инициативе А.М. Горького был основан Вечерний рабочий литературный университет Союза писателей с привлечением к обучению лучших рабочих-литкружковцев. Университет разместился в доме Герцена. В 1936 учебное заведение переименовали в Литературный институт имени А.М. Горького. Началась новая значимая веха в жизни дома на Тверском бульваре, которая продолжается и по сей день. Одно перечисление известных писателей и ученых, которые преподавали в Литературном институте, занимает не один абзац. Среди них К.Г. Паустовский, М.А. Светлов, С.М. Городецкий, Ю.Д. Левитанский, В.С. Розов, А.А. Реформатский, С.И. Радциг, А.А. Тахо-Годи.

Литературный институт – это единственный вуз, где обучаются мастерству прозаики, поэты, драматурги, критики, литературоведы – люди почти всех литературных профессий. Обучение ведется по двум направлениям: общегуманитарному и творческому. Раз в неделю проходят специальные творческие семинары, во время которых студенты под бдительным оком мастера обсуждают и разбирают произведения друг друга. Но не надо думать, что в Литературном институте готовят будущих гениев русской и мировой литературы. Талантами наша страна была богата всегда – и до 1933 года в ней появилось немало писателей и поэтов первой величины.

Институт создает благоприятную среду для творчества, формирует литературный вкус. У талантливых студентов (а здесь талантливы если не все, то большинство) появляется круг таких же искренне влюбленных в литературу товарищей. А это крайне важно для творчества. В Литературном институте, конечно, не забыли о родившемся здесь Герцене. И не только потому, что в 1957 году во дворе был установлен памятник писателю. Выяснили даже, «на какой кафедре» появился на свет Александр Иванович, – в кабинете кафедры русской классической литературы и славистики. Сколько в Москве мертвых дворянских усадеб, которые стоят как призраки ушедшей в прошлое эпохи!

В разное время в Литературном институте учились: Ч.Т. Айтматов, Б.А. Ахмадулина, В.П. Астафьев, Ю.В. Бондарев, Е.А. Евтушенко, Ю.П. Кузнецов, Е.И. Носов. В.О. Пелевин, Р.И. Рождественский, Н.М. Рубцов, К.М. Симонов, Ю.В. Трифонов и многие другие известные писатели. Благодаря студентам и преподавателям усадьба Яковлева живет и даже молодеет. Литературная история дома на Тверском бульваре началась с Герцена, прошла через Свербеевские пятницы, разломала каменную стену МАССОЛИТа и продолжается до сих пор. Теперь ее творит следующее поколение писателей и поэтов, которые по-прежнему любят и ценят русскую литературу.




Top