Творческая биография моцарта. Моцарт краткая биография

Моцарт (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил (Готтлиб) Моцарт) родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург в музыкальной семье.

В биографии Моцарта музыкальный талант обнаружился еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине. В 1762 году семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Моцарта, его сестры Марии Анны. Затем, во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. Впервые сочинения композитора издаются в Париже.

Следующие несколько лет (1770-1774) Амадей Моцарт проживал в Италии. Там в первый раз ставятся его оперы («Митридат – царь Понтийский», «Луций Сулла», «Сон Сципиона»), которые получают большой успех публики.

Отметим, что к 17 годам широкий репертуар композитора включал более 40 крупных произведений.

Расцвет творчества

С 1775 по 1780 года плодотворная работа Вольфганга Амадея Моцарта пополнила когорту его сочинений рядом выдающихся композиций. После занятия должности придворного органиста в 1779 году, симфонии Моцарта, его оперы содержат все больше новых приемов.

В краткой биографии Вольфганга Моцарта стоит отметить, что женитьба на Констанции Вебер отразилась также на его творчестве. Опера «Похищение из Сераля» пропитана романтикой тех времен.

Некоторые оперы Моцарта так и остались неоконченными, поскольку трудное материальное положение семьи заставляло композитора посвящать много времени различным подработкам. В аристократических кругах проводились фортепианные концерты Моцарта, сам музыкант был вынужден писать пьесы, вальсы на заказ, преподавать.

Пик славы

Творчество Моцарта следующих лет поражает плодотворностью наряду с мастерством. Знаменитейшие оперы «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан» (обе оперы написаны совместно с поэтом Лоренцо да Понте) композитора Моцарта ставятся в нескольких городах.

В 1789 году им было получено весьма выгодное предложение возглавить придворную капеллу в Берлине. Однако отказ композитора еще более усугубил материальный недостаток.

Для Моцарта произведения того времени оказались чрезвычайно успешными. «Волшебная флейта», «Милосердие Тита» – эти оперы были написаны быстро, однако весьма качественно, выразительно, с красивейшими оттенками. Известная месса «Реквием» так и не была закончена Моцартом. Произведение закончил ученик композитора – Зюсмайер.

Смерть

С ноября 1791 года Моцарт много болел и совсем не вставал с кровати. Умер знаменитый композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Похоронили Моцарта на кладбище Святого Марка в Вене.

Тест по биографии

А вы хорошо запомнили краткую биографию Моцарта? Узнайте это прямо сейчас.


Имя великого австрийского композитора и музыканта Вольфганга Амадея Моцарта является нарицательным для обозначения гениальности и сверхъестественной природной одаренности. Музыкальные произведения Моцарта, написанные во всех музыкальных жанрах и формах, сформировавшихся в музыкальной культуре к концу 18 века, отличаются совершенством и красотой. Вместе с Гайдном и Бетховеном Моцарт принадлежит к наиболее ярким представителям Венского музыкального классицизма. За короткий жизненный путь он прославил свое имя огромным вкладом в развитие мировой музыкальной культуры.

Краткая биография Моцарта начинается с рождения 27 января 1756 года в небольшом городке Зальцбурге в семье придворного музыканта Леопольда Моцарта. В раннем детстве Вольфганг проявил необычайную музыкальную одаренность. С трех лет он уверенно импровизирует на клавишных инструментах и скрипке, сочиняет музыкальные произведения и выступает на публике. Его музыкальными занятиями руководит отец, просвещенный педагог и музыкант своего времени.


Решив показать маленького сына-вундеркинда публике, Леопольд Моцарт предпринимает в 1762 году концертную поездку по европейским городам. Помимо Вольфганга в концертном турне участвует его старшая сестра Анна, одаренная певица. Успех концертов приносил доход семье, но требовал от маленьких музыкантов больших физических и психических затрат.

В 1763 году во Франции издаются первые произведения Моцарта в сонатной форме для клавира и скрипки. Моцарт не только сочиняет, но и напряженно изучает музыку других композиторов.

1770-1774 годы краткой биографии Моцарта проходят в Италии, где юный композитор и музыкант продолжает овладевать тонкостями мастерства, знакомится с выдающими музыкантами своего времени.

В 1775-80 годы осуществляются путешествия в Мангейм, Париж и Мюнхен. Моцарт тяжело переживает смерть матери, меняя стиль своих произведений с безмятежного, солнечного, на бурный, драматический. Этот период творчества принес такие произведения, как симфонию №31 (Парижскую), 6 сонат для клавира, духовные хоры и концерт для флейты.

В 1779 году Моцарт начинает работу в должности придворного органиста в родном городе. Но придворная жизнь тяготит независимую и свободолюбивую творческую личность Вольфганга. Он выбирает нелегкий путь свободного музыканта, с его терниями и тяжкими заботами о хлебе насущном.

В 1781 году на оперной сцене Мюнхена дебютировала опера Моцарта «Идоменей», имевшая большой успех у публики. С этого года Моцарт избирает Вену для места жительства, вступает в брак с Констанцией Вебер, знакомство с ней произошло ранее в Мангейме. В Вене Моцарт завоевывает известность как композитор и исполнитель. Концерты, где выступал Моцарт, назывались «академии». В Вене были созданы наиболее значительные произведения оперного и симфонического жанров. Оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» - выдающиеся образцы оперного реализма Моцарта.

В 1787 году Моцарт получает должность придворного камерного императорского музыканта, занимаемую ранее выдающимся оперным композитором Глюком. Заботясь о материальном обеспечении семьи, Моцарт вынужден напряженно работать. Последней его оперой стала гениальная опера на немецком языке «Волшебная флейта», своего рода духовное завещание великого композитора.


Последние страницы в краткой биографии Моцарта трагичны. Напряженный творческий труд с раннего возраста и жизненные проблемы подорвали здоровье 35-летнего композитора. Почувствовав приближение смерти, Моцарт мистически воспринял заказ на создание заупокойной мессы «Реквиема» от заказчика, пожелавшего остаться неизвестным. Уже тяжело больной Моцарт лихорадочно работал над этим произведением. Окончить работу ему не удалось, это сделал позднее ученик Моцарта Зюсмайер, используя наброски и эскизы великого учителя.

Последние месяцы жизни Моцарта прошли в бедности. Место его захоронения осталось в неизвестности. Предполагается, что он был похоронен в общей могиле для малоимущих, на окраине Вены, в 1791 году. Знаменитая легенда об умертвлении Моцарта конкурирующим с ним композитором Сальери не нашла подтверждения современными исследованиями биографии композитора.

27 января 1756 года появился на свет Вольфганг Амадей Моцарт. Он родился в прекрасном городе Зальцбург. Талант к музыке у мальчика появился еще будучи маленьким. Тогда отец научил играть на скрипке и органе.

К семнадцати годам он уже объездил достаточно городов Европы и на своем счету имел более 17 произведений.

Музыкальное творчество

С 1775 по 1780 годы Моцарт плодотворно трудится. Его произведения начинают иметь большой спрос.

Женившись на Констанции, он немного поменял звучание своих композиций. Об этом свидетельствует опера «Похищение из Сераля». Она целиком и полностью веет духом романтики.

Часть произведений так и осталась незавершенной, так как тяжкое финансовое положение вынуждало его подрабатывать, а не писать произведения. Он давал приватные выступления в узких аристократических кругах.

В пик свой популярности Моцарт пишет свои знаменитейшие оперы.

Моцарту предлагают возглавить капеллу в Вене в 1789 году, но он отказывается, что в свою очередь усугубляет его финансовый недостаток.

Последние дни

Моцарт в ноябре 1791 году сильно заболевать, да так, что не может встать с постели. Ушел из жизни 5 декабря 1791 года. Точная причина смерти остается загадкой, даже сегодня. Он был похоронен в Австрии – городе Вене.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Елена Исинбаева

    Елена Гаджиевна Исинбаева появилась на свет 3 июня 1982 года. Маленькой девочкой посещала спортивную секцию по спортивной гимнастике. Одновременно с физкультурной школой получает образование в лицее с техническим уклоном

  • Петр Леонидович Капица

    П. Л. Капица – это известный русский ученый. Является одним из отцов физики невысоких температур и физики мощных магнитных полей.

  • Исаак Левитан

    Исаак Ильич Левитан (1860-1900), родился в небольшом литовском городе, в большой и бедной еврейской семье. Он был 4 ребёнком. Его еврейское происхождение впоследствии негативно повлияет на его жизнь и судьбу.

Вольфганг Амадей Иоанн Хризостом Теофиль Моцарт родился 27 января 1756 годав Австрии, в городе Зальцбург на берегу реки Зальцах. В XVIII веке городсчитался центром музыкальной жизни. Маленький Моцарт рано познакомился смузыкой, звучавшей в резиденции архиепископа, с домашними концертами узажиточных горожан и с миром народной музыки.

Отец Вольфганга, Леопольд Моцарт, был одним из наиболееобразованных и выдающихся педагогов своей эпохи и стал первым учителем сына. Ввозрасте 4-х лет мальчик уже отлично играет на фортепиано и начинает сочинятьмузыку. По свидетельству одной записи того времени, он буквально за несколькодней освоил игру на скрипке и вскоре поразил свою семью и друзей отца рукописью«фортепианного концерта».
В шесть лет он впервые выступил перед широкой публикой, а черезкороткое время вместе со своей сестрой Анной, тоже незауряднойисполнительницей, отправился в концертное турне в Мюнхен, Аугсбург, Мангейм,Брюссель, Вену, Париж, а затем его семья отправляется в Лондон, где в то времянаходились крупнейшие мастера оперной сцены.
В 1763 году в Париже были впервые изданы произведения Моцарта(сонаты для фортепиано и скрипки).
История музыки свидетельствует о целом ряде чудесных выступлений,которыми Моцарт повергал своих слушателей в изумление. Мальчику было всего 10лет, когда он принял участие в сочинении коллективной оратории. Его целуюнеделю держали в настоящем плену, открывая запертую дверь лишь чтобы передатьему пищу или нотную бумагу. Моцарт блестяще выдержал испытание, и вскоре послеоратории, исполненной с большим успехом, поражает публику оперой «Аполлони Гиацинт», а затем и ещё двумя операми «Мнимая простушка» и«Бастьен и Бастьенна».
В 1769 году Моцарт отправляется в турне по Италии. Великиеитальянские музыканты сначала с недоверием и даже с подозрением относятся клегендам, окружающим имя Моцарта. Но его гениальное дарование покоряет и их. ВИталии Моцарт учится у знаменитого композитора и педагога Дж.Б. Мартини,концертирует, пишет оперу «Митридат - царь понтийский», которая имеетбольшой успех.
В 14 лет он становится членом прославленной Болонской академии иФилармонической академии в Вероне. Вершины славы Моцарт достигает в Риме.Прослушав всего один раз в соборе святого Петра «Мизерере» Аллегри,он по памяти записывает его на бумагу. Памятью о поездке в Италию являются оперы«Митридат, царь Понтийский» (1770), «Лючио Силла» (1772),театрализованная серенада «Асканио в Альбе».
После поездки в Италию Моцарт создаёт квартеты для струнныхинструментов, симфонические произведения, сонаты для фортепиано и произведениядля самых разных сочетаний инструментов, оперы «Мнимая садовница»(1775), «Король - пастух».
Молодой композитор, знавший до сих пор только блестящую сторонужизни, познаёт теперь её изнанку. Новый князь-архиепископ Иероним Колоредо нелюбит музыки, не любит Моцарта и всё чаще и чаще даёт ему понять, что Моцартлишь слуга, которому полагается не больше уважения, чем любому поварёнку илилакею. Оставив Зальцбург и придворную службу, он поселяется в Мангейме. Здесьон знакомится с семьёй Веберов и приобретает несколько верных и надёжных друзейсреди любителей искусства.
Но тяжелые материальные заботы, унижения и ожидания в прихожих,упрашивания и поиски протекции вынуждают молодого композитора вернуться вЗальцбург. По ходатайству Леопольда Моцарта архиепископ принимает обратносвоего бывшего музыканта, но даёт строгое указание: его слугам и лакеям(разумеется, и Моцарту) публичные выступления запрещены. Однако в 1781 годуМоцарту удаётся получить отпуск для постановки в Мюнхене новой оперы«Идоменей». После успешной премьеры, решив больше не возвращаться вЗальцбург, Моцарт подаёт заявление об увольнении и получает в ответ потокругательств и оскорблений. Чаша терпения переполнена; композитор окончательнопорвал с зависимым положением придворного музыканта и поселился в Вене, где ипрожил последние 10 лет жизни.
Однако перед Моцартом встают новые трудности. Аристократическиекруги отворачиваются от бывшего вундеркинда, и те, кто ещё недавно платили емузолотом и овациями, теперь считают творения музыканта чрезмерно тяжёлыми,путаными и абстрактными. А Моцарт тем временем создаёт шедевры. В 1782 годуисполняется его первая зрелая опера «Похищение из сераля»; летом тогоже года он женится на Констанции Вебер.
Новый творческий этап в жизни Моцарта связан с его дружбой сИосифом Гайдном (1732-1809). Под влиянием Гайдна музыка Моцарта обретает новыекрылья. Рождаются первые чудесные квартеты Моцарта. Но кроме блеска, ставшегоуже поговоркой, в его сочинениях всё чаще проявляется более трагическое, болеесерьёзное начало, свойственное человеку, видящему жизнь во всей её полноте.
Композитор всё дальше и дальше уходит от требований общего вкуса,которые ставят перед покорными сочинителями музыки салоны вельмож ибогачи-меценаты. В этот период появляется опера «Свадьба Фигаро»(1786). Моцарта начинают вытеснять с оперных подмостков. По сравнению в лёгкимитворениями Сальери и Паэзиелло, произведения Моцарта кажутся тяжёлыми ипроблематичными.
Бедствия и лишения всё чаще заглядывают в дом композитора,молодые супруги не умеют экономно вести хозяйство. В этих тяжёлых условияхрождалась опера «Дон-Жуан» (1787), которая принесла автору мировойуспех. Во время написания последних страниц партитуры Моцарт получает известиео смерти отца. Теперь композитор действительно остался одиноким; он уже неможет надеяться, что отцовский совет, умное письмо, а может быть и прямоевмешательство помогут ему в трудную минуту.
После премьеры «Дон-Жуана» в Праге императорский дворвынужден пойти на некоторые уступки. Моцарту предлагают занять местопридворного музыканта, принадлежавшее недавно скончавшемуся Глюку (1714-1787).Однако это почётное назначение приносит композитору немного радости. Венскийдвор относится к Моцарту как к заурядному сочинителю танцевальной музыки изаказывает ему менуэты, лендлеры, контрдансы для придворных балов.
К последним годам жизни Моцарта относятся 3 симфонии (ми-бемольмажор, соль минор и до мажор), оперы «Так поступают все» (1790),«Милосердие Тита»(1791), «Волшебная флейта»(1791).
Смерть застала Моцарта 5 декабря 1791 года в Вене во время работынад «Реквиемом». История создания этого произведения рассказываетсявсеми биографами композитора. К Моцарту пришёл немолодой незнакомец, приличноодетый и приятный. Он заказал для своего друга «Реквием» и заплатилщедрый аванс. Мрачный тон и таинственность, с которыми был сделан заказ,породили у мнительного композитора мысль, что этот «Реквием» он пишетдля себя.
«Реквием» был завершен учеником и другом композитора Ф.Зюсмайером.
Моцарт был похоронен в общей могиле для бедняков. Его жена в деньпохорон лежала дома больная; друзья композитора, вышедшие проводить его впоследний путь, из-за ужасной непогоды были вынуждены вернуться домой сполпути. Так случилось, что никто точно не знает, где нашёл вечный покойвеликий композитор...
Творческое наследие Моцарта составляют более 600 произведений

Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart)
(1756–1791)

Австрийский композитор. Обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью. Выступал как клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижёр, блестяще импровизировал. Занятия музыкой начал под руководством отца - Л. Моцарта. Первые сочинения появились в 1761. С 6-летнего возраста с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии. В 1765 в Лондоне исполнены его 1-е симфонии. В 1770 Моцарт некоторое время брал уроки у Дж. Б. Мартини и был избран членом Филармонии, академии в Болонье. В 1769–81 (с перерывами) состоял на придворной службе у архиепископа в Зальцбурге как концертмейстер, с 1779 как органист. В 1781 переехал в Вену, где создал оперы «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро»; выступал в концертах («академиях»). В 1787 в Праге Моцарт закончил оперу «Дон Жуан», тогда же получил назначение на должность «императорского и королевского камерного музыканта» при дворе Иосифа II. В 1788 создал 3 наиболее известные симфонии: Es-dur, g-moll, C-dur. В 1789 и 1790 выступал с концертами в Германии. В 1791 Моцарт написал оперу «Волшебная флейта»; работал над реквиемом (закончен Ф. К. Зюсмайром). Моцарт был одним из первых композиторов, избравших необеспеченную жизнь свободного художника.

Моцарт наряду с Й. Гайдном и Л. Бетховеном является представителем венской классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке, связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления, законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната, квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной организации. В творчестве Моцарта универсальное значение получила идея динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного преобразования реальности. Одновременно в нём нашли развитие качества новых для того времени психологической правдивости и естественности. Отражение гармонической целостности бытия, ясность, светоносность и красота сочетаются в музыке Моцарта с глубоким драматизмом. Возвышенное и обыденное, трагическое и комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее, общечеловеческое и индивидуально-неповторимое, национально-характерное предстают в сочинениях Моцарта в динамическом равновесии и единстве. В центре художественного мира Моцарта - человеческая личность, которую он раскрывает как лирик и одновременно как драматург, стремясь к художественному воссозданию объективной сущности человеческого характера. Драматургия Моцарта основана на раскрытии многоплановости контрастных музыкальных образов в процессе их взаимодействия.

В музыке Моцарта органично претворён художественный опыт разных эпох, национальных школ, традиций народного искусства. Большое воздействие оказали на Моцарта итальянские композиторы 18 в., представители мангеймской школы, а также старшие современники Й. Гайдн, М. Гайдн, К. В. Глюк, И. К. и К. Ф. Э. Бахи. Моцарт ориентировался на созданную эпохой систему типизированных музыкальных образов, жанров, выразительных средств, подвергая их вместе с тем индивидуальному отбору и переосмыслению.

Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии, взаимопроникновением вокального и инструментального начал. Моцарт внёс огромный вклад в развитие сонатной формы и сонатно-симфонического цикла. Моцарту свойственно обострённое чувство тонально-гармонической семантики, выразительных возможностей гармонии (использование минора, хроматизмов, прерванных оборотов и др.). Фактура произведений Моцарта отличается разнообразием сочетаний гомофонно-гармонического и полифонического склада, форм их синтеза. В области инструментовки классическая уравновешенность составов дополняется поиском различных тембровых комбинаций, персонифицированной трактовкой тембров.

Моцарт создал свыше 600 произведений различных жанров. Важнейшая сфера его творчества - музыкальный театр. Творчество Моцарта составило эпоху в развитии оперы. Моцарт освоил практически все современные ему оперные жанры. Для его зрелых опер характерны органичное единство драматической и музыкально-симфонической закономерностей, индивидуальность драматургических решений. Учитывая опыт Глюка, Моцарт создал свой тип героической драмы в «Идоменее»; в «Свадьбе Фигаро» на базе оперы-буффа пришёл к реалистической музыкальной комедии характеров. Зингшпиль Моцарт превратил в философскую сказку-притчу, проникнутую просветительскими идеями («Волшебная флейта»). Многоплановостью контрастов, необычным синтезом оперно-жанровых форм отличается драматургия оперы «Дон Жуан».

Ведущие жанры инструментальной музыки Моцарта - симфонии, камерные ансамбли, концерты. Симфонии Моцарта довенского периода близки бытовой, развлекательной музыке того времени. В зрелые годы симфония приобретает у Моцарта значение концепционного жанра, складывается как произведение с индивидуализированной драматургией (симфонии D-dur, Es-dur, g-moll, C-dur). Симфонии Моцарта - важный этап в истории мирового симфонизма. Среди камерно-инструментальных ансамблей выделяются по значению струнные квартеты и квинтеты, скрипичные и фортепианные сонаты. Ориентируясь на достижения Й. Гайдна, Моцарт разработал тип камерно-инструментального ансамбля, отличающийся утончённостью лирико-философской эмоции, развитым гомофонно-полифоническим складом, сложностью гармонического языка.

В клавирной музыке Моцарта отражены черты нового исполнительского стиля, связанного с переходом от клавесина к фортепиано. Сочинения для клавира, главным образом концерты для фортепиано с оркестром, дают представление об исполнительском искусстве самого Моцарта с присущей ему блестящей виртуозностью и вместе с тем одухотворённостью, поэтичностью, изяществом.

Моцарту принадлежит большое число произведений других жанров, в т. ч. песен, арий, бытовой музыки для оркестра и ансамблей. Из поздних образцов наиболее известна «Маленькая ночная серенада» (1787). Хоровая музыка Моцарта включает мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты, оратории и др.; среди выдающихся сочинений: мотет «Ave verum corpus», реквием.

Сочинения: Оперы - Митридат, царь понтийский (1770), Луций Сулла (1772, обе - Милан), Мнимая садовница (1775), Идоменей (1781, обе - Мюнхен), Похищение из сераля (1782), Свадьба Фигаро (1786, обе - Вена), Дон Жуан (1787, Прага), Так поступают все (1790, Вена), Милосердие Тита (1791, Прага), Волшебная флейта (1791, Вена) и др.; балетная музыка; оратории и кантаты; мессы; реквием (не окончен); для оркестра - симфонии, в т. ч. D-dur (Haffner, 1782), C-dur (Linzer, 1783), D-dur (Prager, 1786), Es-dur (1788), g-moll (1788), C-dur (1788); серенады, дивертисменты, кассации; концерты для инструментов с оркестром - около 30 для фортепиано (d-moll, 1785; A-dur, c-moll, 1786; B-dur, 1791, и др.), для скрипки (5), для кларнета (A-dur, 1791), для валторны (4); камерно -инструментальные ансамбли - 6 струнных квинтетов (в т. ч. g-moll, 1787), свыше 20 струнных квартетов (в т. ч. 6 квартетов, посвящённых Й. Гайдну, 1782–85, и др.), трио; церковные сонаты, духовые дивертисменты; для фортепиано и скрипки - сонаты (свыше 30), вариации; для фортепиано - сонаты (19 - в 2 руки, 5 - в 4 руки), вариации, менуэты, рондо, фантазии; хоры; песни, арии и вокальные ансамбли; вокальные каноны и др.




Top