Творчество франца шуберта краткое содержание. Некролог францу шуберту

Биография

Б. М. Иофан родился а в Одессе. Окончил в 1911 году Одесское художественное училище, работал в Петербурге помощником архитектора А. И. Таманяна и своего брата Д. Иофана. Затем учился в Риме в институте изящных искусств, закончив его в 1916 году. Вернулся в Россию в 1924 году уже опытным мастером, с прекрасной архитектурной и технической подготовкой. К этому времени у него уже было несколько реализованных проектов в Италии.

Первой большой работой Иофана был правительственный санаторий в Барвихе (1929). В период с 1927 по 1931 годы Иофан проектирует и руководит строительством жилого комплекса на улице Серафимовича (дом ВЦИК и СНК СССР) в Москве - так называемого «Дома на набережной».

Один из самых известных проектов Иофана (в соавторстве с В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейхом) - неосуществлённый Дворец Советов в Москве, гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя В. И. Ленина высотой 70 метров. Под строительство Дворца было отведено место, на котором прежде стоял Храм Христа Спасителя. Строительство Дворца было прервано с началом Великой Отечественной войны и более не возобновлено.

Иофану принадлежат проекты павильонов СССР на Всемирных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939). Иофан - автор проекта станции метро «Бауманская» (1944) в Москве.

В послевоенные годы Иофан создал в Москве комплексы Нефтяного и Горного институтов (1947-50), проект Центрального института физической культуры в Измайлово, руководил застройкой крупных жилых массивов в Измайлово и Марьиной Роще.

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1941) - за архитектурный проект павильона СССР на Всемирной выставке в Париже (1937);
  • народный архитектор СССР (1970)
  • орден Ленина
  • четыре других ордена

См. также

  • Сталинский Ампир

Литература

  • Эйгель И. Ю. Борис Иофан . Серия «Народные архитекторы СССР». М.: Стройиздат, 1978.
  • Хмельницкий Д. С. Архитектура Сталина: Психология и стиль. М.: Прогресс-Традиция, 2007.

Личное дело

Борис Михайлович Иофан (1891—1976) родился в Одессе в еврейской семье. Его отец служил швейцаром, что позволяло семье жить пусть и не богато, но и не голодно. Заветной мечтой Иофана-старшего было дать своим двум сыновьям хорошее образование, которое позволит им «выбиться в люди». Оба обнаружили неплохие художественные способности. В итоге старший — Дмитрий — уехал учиться в Академию художеств в Санкт-Петербург, а младший - Борис — в двенадцать лет поступил в Одесское художественное училище. В первые годы обучения брал уроки мастерства у живописцев Г.А. Ладыженского и К.К. Костанди, затем его любимым наставником стал скульптор гарибальдиец Луиджи Иорини — выпускник Миланской Академии художеств и один из основателей училища.

После окончания в 1911 году училища и отбытия воинской повинности Иофан отправился в столицу, под крыло к старшему брату, став его помощником. Дмитрий к этому времени уже был дипломированным архитектором и имел самостоятельную практику.

В начале 1914 года Дмитрий Иофан нашел возможность отправить младшего брата учиться в Европу. Борис уезжает в Италию и в 1916 году успешно заканчивает архитектурный факультет Высшего института изящных искусств (Regio Instituto Superiore di belle arti in Roma), где учился у известного римского архитектора Армандо Бразини. В качестве дипломного проекта Иофан представил архитектурный монумент-мемориал жертв первой мировой войны, в котором впервые ярко проявилось его тяготение к монументальным объемно-пространственным решениям.

После окончания учебы Иофан остался в Италии. Работал вначале помощником у Бразини, выступал на конкурсах, а затем самостоятельно построил жилые дома в предместьях Рима: Монте Верде (1916) и Колина Вольпи (1922). а также в Парни (1918). В это же время ему представляется возможность соорудить (частично) колумбарий в Парни и капеллу Амброджи на римском кладбище Сан Лореицо (San Lorenzo fuori le Mura, 1919—1920). Параллельно с практическим строительством Иофан учился в Высшей инженерной школе в Риме, что позволило ему получить прекрасную техническую подготовку и в дальнейшем со знанием дела разбираться в вопросах строительной механики и организации строительного производства.

В 1921 году Иофан вступил в Коммунистическую партию Италии. В его доме часто бывали лидеры итальянских коммунистов Антонио Грамши и более известный в СССР Пальмиро Тольятти.

В 1923 году Иофан проектирует в Италии первое за рубежом посольство СССР. Скульптурная композиция, завершавшая это здание, выражала основополагающую идею советского государства — союз рабочих и крестьян.

В 1924 году Иофан вернулся в СССР - уже опытным мастером, имеющим несколько реализованных проектов. Архитектор активно включился в восстановление разрушенного народного хозяйства страны. Он едет в Донбасс, где проектирует и строит рабочий поселок Штеровской электростанции. В этом поселке (1924), а затем в жилых домах по Русаковской улице в Москве (1925) видно его стремление ответить на новые социальные условия жизни. В частности, он компонует жилые дома не изолировано друг от друга, а в едином комплексе, с открытыми озелененными дворами.

В 1926 году Борис Иофан вступил в члены ВКП(б).

В июне 1927 года было принято решение о начале строительства на улице Серафимовича жилого дома для высокопоставленных госслужащих, ныне известного как «Дом на набережной». Необходимость в нем возникла в конце 20-х годов, когда выяснилось, что стремительно растущей партийной и советской элите в столице негде жить. После переезда правительства из Петрограда в Москву, большинство иногородних совслужащих высшего ранга жили прямо в Кремле или в лучших гостиницах города - «Национале», «Метрополе», «Петергофе», которые временно стали именоваться Домами Советов. С учетом важности задачи, была создана специальная «комиссия по строительству Дома ЦИК и Совета народных комиссаров СССР».

Иофан проектирует и руководит строительством этого огромного жилого комплекса. Концептуально идея соответствовала эпохе - требовалось создать идеологически новый дом, дом-город, в котором должно было быть все необходимое для жизни - ясли и сад для детей, медпункт, почта и телеграф, магазины, сберкасса, парикмахерская и прачечная, столовая и фабрика-кухня, спортзал, тир и библиотека, кинотеатр и клуб.

Жильцами дома, помимо членов правительства, должны были стать лучшие люди страны: видные военачальники и ученые, партийные деятели, герои Гражданской войны, выдающиеся писатели и деятели культуры, руководители Коминтерна.

Строительство было закончено в 1931 году. 12-этажный дом с 505 квартирами (24 подъезда) стал на тот момент одним из самых крупных жилых комплексов в Европе.

Одних только наркомов и министров здесь обитало 63, а еще 19 маршалов и адмиралов. В их числе: маршалы Ворошилов, Тухачевский, Корк и Жуков, государственные деятели Рыков, Куйбышев, Хрущев, Коганович, Косыгин, Цурюпа, личный секретарь вождя Поскребышев, прокуроры Руденко и Вышинский, ученые Тарле, Кеменов, Лепешинская, режиссер Александров, писатели Серафимович, Демьян Бедный, Кольцов, Трифонов, Шатров, семьи Сталина, Дзержинского, Свердлова и Микояна, герои-летчики Каманин, Мазурук и Водопьянов, деятели Коминтерна Куусинен и Радек. И многие, многие другие.

Еще одной большой работой Иофана стал подмосковный правительственный санаторий «Барвиха», строительство которого началось в 1929 году.

С 1931 года начинается почти двадцатипятилетний период интенсивной творческой деятельности архитектора по проектированию и строительству монументальных сооружений. Иофан принимает активное участие в конкурсе на проект Дворца Советов в Москве, неизменно лидируя на всех его этапах (высшая премия на Всесоюзном открытом и решение о принятии в основу окончательной разработки сооружения его проекта — на заключительном конкурсе в мае 1933 года).

Проект Дворца Советов стал одним из самых известных проектов Иофана (в соавторстве с В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейхом). Гигантское здание в 100 этажей высотой 420 метров должна была венчать 70-метровая статуя В. И. Ленина. Оно должно было стать самым высоким в мире на тот момент.

Под строительство было отведено место, на котором прежде стоял Храм Христа Спасителя. В 1931 году Храм был взорван, а в 1939 году началась стройка. Однако проект так и остался неосуществленным. Строительство дворца прервалось с началом Великой Отечественной войны и потом больше не было возобновлено. В уже вырытом котловане был устроен открытый бассейн «Москва», а станция московского метро «Дворец Советов» была переименована в «Кропоткинскую».

По проектам Иофана были сооружены павильоны СССР на Международной выставке в Париже в 1937 году (диплом «Гран при», золотая медаль, Государственная премия СССР) и на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году (архитектору присвоено звание почетного гражданина города). В обоих павильонах на крайне неудобных участках: в первом случае — чрезмерно узком и вытянутом, во втором — неправильной, ломаной формы, он нашел композиционные решения, превратившие недостатки в преимущества.

Анфилада выставочных залов павильона в Париже нарастала уступами к главному фасаду, который служил постаментом для скульптуры «Рабочий и колхозница». Утверждается, что именно Иофан придумал для выставки в Париже эту знаменитую скульптуру, которую воплотила в железе Вера Мухина .

В нью-йоркском павильоне кольцевая галерея выставочных залов создавала внутреннее пространство под открытым небом: через пропилеи можно было попасть как бы на территорию Советского Союза — в амфитеатр, организованный вокруг обелиска, который вместе с фигурой «Рабочий» (скульптор В. А. Андреев) составил вертикальную ось архитектурной композиции.

В этих работах Иофан смело использовал возможности современной инженерии: металлический каркас, листовую нержавеющую сталь, электросварку. Советская архитектура сказала новое слово в мировом пластическом искусстве.

В 1944 году по проекту Иофана в Москве была построена станция метрополитена «Бауманская». В послевоенные годы архитектор создал в столице комплексы Нефтяного и Горного институтов (1947—50), проект Центрального института физической культуры в Измайлово, руководил застройкой крупных жилых массивов в Измайлово и Марьиной Роще.

Им также разрабатывались проект восстановления и реконструкции Театра им. Евгения Вахтангова (1943), проекты центров Сталинграда (1943) и Новороссийска (1945), проект высотного 32-этажного дома в Москве (1947) и ряд памятников героям Гражданской и Великой Отечественной войн.

В 1948 году Борис Иофан разработал эскизный проект нового здания Московского государственного университета им. Ломоносова. Согласно его проекту, высотку предполагалось построить у самого края Ленинских (Воробьевых) гор, так, чтобы здание виднелось отовсюду и связывалось с Москвой-рекой системой террасно спускающихся лестниц. Проект был сначала утвержден, но потом в него решено было внести коррективы, в частности, отодвинуть здание от края холма. Архитектор не согласился, пытался спорить. В итоге Иофан был отстранен, а проект передали Льву Рудневу, который, взяв за основу именно иофановский архитектурный образ, подкорректировал его «в национальном духе» и передвинул здание в глубину Воробьевых гор.

Одним из последних реализованных проектов Иофана стал комплекс 16-этажных жилых домов на Щербаковской улице в Москве (в соавторстве с архитекторами Д. Алексеевым, Н. Челышевым, А. Смеховым). Дома, обращенные торцами к Щербаковской улице, объединены находящимися на уровне первого этажа помещениями магазинов. Строительство было начато в рамках программы Н. С. Хрущева по переселению советских граждан в отдельные квартиры. Были спроектированы квартиры для одиночек, семей из двух-трех человек и больших семей. Особенностью проекта были большие для новых жилых домов 1960-х годов кухни (например, в трехкомнатных квартирах площадь кухни составила 14,1 м2) — это обусловлено тем, что они рассматривались как «кухни-столовые», при наличии которых, как предполагали создатели проекта, «спальные комнаты будут использованы только по своему прямому назначению». Строительство домов растянулось на 13 лет, однако их удалось заселить еще при жизни Иофана, в 1975 году.

Борис Иофан умер 11 марта 1976 года. Он скончался за чертежной доской с карандашом в руках. Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища в Москве.

Чем знаменит

Борис Иофан - один из ведущих представителей сталинской архитектуры, так называемого стиля «сталинский ампир», автор неосуществленного проекта Дворца Советов. «Всем известно, у него что ни проект, то знаменитый памятник сталинского ампира»¸ - писал «Коммерсантъ» в статье к 120-летию архитектора.

Самым известным из реализованных строений Иофана стал знаменитый «Дом на набережной», в котором жили представители советской номенклатуры.

Во время сталинских репрессий второй половины 1930-х годов многие обитатели дома арестовывались целыми семьями. Всего было репрессировано около 700 живших в нем человек.

Название «Дом на набережной» вошло в обиход после публикации в 1976 году одноименной повести Ю. В. Трифонова, где это здание является основным местом действия.

О чем надо знать

Знаменитые сталинские высотки, построенные в Москве, изначально были задуманы как сателлиты самого высокого здания в мире — Дворца Советов. Главный проект жизни архитектора Иофана должен был стать основным пунктом сталинского переустройства столицы. Увенчанный статуей Ленина Дворец Советов в окружении величественных высоток был призван сформировать новый облик Москвы.

Изначально предполагалось, что высоток будет восемь. Однако строительство на месте снесенного китайгородского района Зарядье последнего, самого центрального и высокого из восьми зданий, было прекращено после смерти Сталина. На его стилобате к 1967 году была возведена гостиница «Россия». Сейчас на этом месте разбит парк Зарядье.

Прямая речь

«Комменсантъ» о строительстве Дворца Советов: «В то время как здание было возведено лишь на уровень фундамента (выше ему так и не суждено было подняться), в управлении уже знали, какого цвета ткани будут украшать этажи Дворца Советов, какие ручки будут вставлены в его двери, какой фарфор и какие сорта дерева будут на каждом его этаже. На выставке в МУАРе есть образцы тканей, которые были разработаны в мастерской Дворца Советов, в том числе и после войны, когда уже было вполне очевидно, что на задуманном месте такой невероятный проект строить не будут. Но эти любовно подобранные ткани доказывают, что для всех участников проекта идея построить самое высокое в мире здание была абсолютно реальной. Трудно себе представить, каким разочарованием обернулась она для них, когда проект Дома Советов было решено уменьшить в несколько раз и перенести — уже в качестве очередной правительственной резиденции — на Воробьевы горы. Борис Иофан тем не менее продолжил рисовать проекты нового дворца, но это было уже совсем не то».

Арт-критик и историк искусства Сергей Хачатуров о Борисе Иофане: «Смиренно путь свой архитектор начал (архитектором-функционалистом), к смирению впоследствии пришел (апологетом пуританской стилистики архитектуры хрущевской «оттепели»). По сути, это общие контуры судьбы мэтров зодчества, пытающихся отстаивать свободу творчества в несвободной стране».

4 факта о Борисе Иофане

  • Был женат на Ольге Фабрициевне Огаревой, урожденной донне Ольге Сасса-Руффо. Иофан познакомился с ней в Италии, когда искал жилье и по совету друзей попал на виллу герцогини Ольги, сдававшую комнаты с пансионом. Оказалось, что хозяйка наполовину русская - дочь княжны Мещерской и итальянского герцога Фабрицио Сассо-Руффо, в свое время служившего в дипломатической миссии в Санкт-Петербурге. Борис влюбился и вскоре предложил Ольге руку и сердце. Супруга была старше Иофана на 8 лет. Детей в этом браке у них не было, Иофан усыновил двух детей жены от первого брака.

Один из крупнейших и лучших советских зодчих - родился в 1891 г. в Одессе. Там же прошло и его детство. Еще мальчиком Иофан увлекается рисованием и решает в будущем стать живописцем. В 12 лет он поступает на живописное отделение художественного училища. Позже, под влиянием товарищей, Иофан переходит с живописного на архитектурное отделение. В 1911 г. он заканчивает училище и получает диплом об окончании курсов и звание техника-архитектора. По отбытии военной службы Иофан практикует в Петербурге подмастерьем у известных архитекторов А.О. Таманяна, И.И. Долгинова, частично работает у своего старшего брата Дмитрия. Изучая произведения русского классицизма, молодой архитектор мысленно все больше обращался к истокам архитектуры.

В 1914 г. Иофан уезжает в Италию, в которой пребывает 10 лет. Окончание художественного училища дало Иофану право поступить сразу на третий курс Высшего института изящных искусств в Риме. Большой след в жизни Иофана оставил архитектор Армандо Бразини, его будущий соперник в конкурсе на проект Дворца Советов в Москве. В 1916 г. Иофан успешно заканчивает Высший институт изящных искусств и начинает работать самостоятельно. Он много строит в Италии (Рим, Аквиль, Тиволи, Тоскана и др.). Затем заканчивает курс в Высшей инженерной школе. В 1921 г. вступает в итальянскую компартию. иофан борис зодчество советский

В 1924 г. Иофан возвращается в СССР. Его привозит в Москву А.И. Рыков, с которым он познакомился в Риме. Рыков находился в Италии на лечении после перенесенного инфаркта. Он предлагает Иофану строить новую советскую жизнь, новую социалистическую архитектуру - радостную, величественную и помпезную. Иофана заинтересовало это предложение прежде всего потому, что он мечтал строить крупномасштабные общественные сооружения и в реалиях советской действительности ему открывались заманчивые перспективы.

Борис Иофан стал крупной и значимой фигурой советского зодчества. В Москве по его проектам были построены удобные и функциональные жилые дома, общественные и учебные заведения. Первым жилым комплексом, построенным в Москве, стали дома на Русаковской улице (1925 г.) с прекрасной экономичной планировкой квартир и гармоничным экстерьером.

Крупнейшим реализованным замыслом архитектора стал комплекс Дома ЦИК и СНК СССР на Берсеневской набережной (1927-1931). Это сооружение является важной вехой на творческом пути зодчего. Возведенный в эпоху увлечения идеей домов-коммун, этот дом существенно отличался от них. Он содержал в себе, кроме жилья, большое количество пристроенных общественных помещений: клуб с театральным залом (ныне театр Эстрады), самый большой тогда в Европе кинотеатр "Ударник" на 1600 зрителей, универмаг с продуктовым и промтоварным отделениями, столовую, спортзал, библиотеку, механическую прачечную, почту и сберкассу. Дом имел на себе отпечаток времени, выраженный в аскетизме внешнего облика. Тогда господствовал строгий и лаконичный конструктивизм, отличительными чертами которого были простые, логически геометризованные формы. Мрачно-серые стены создавали впечатление несокрушимой мощи, подавляющей своим величием, что явно выделяло это сооружение среди построек позднего конструктивизма и, очевидно, должно было вносить в архитектурный образ дома некий признак могущества и несокрушимости власти, которой он принадлежал. Некоторое разнообразие в это вносили фонтаны, размещенные архитектором во внутренних дворах комплекса, в память о его пребывании в Италии.

На участке более трех гектар, ограниченном Берсеневской набережной, улицей Серафимовича и обводным каналом, на трех с половиной тысячах свай было возведено около полумиллиона кубометров жилой и общественной площади, что даже по сегодняшним масштабам является огромным строительством. В доме было 505 квартир, в которых было все для удобного проживания. Дом Правительства был первым и последним объектом элитного жилья, к которому применимо определение - простой, аскетичный объем. Все, последовавшие за ним, дома для советской элиты были тесно связаны с изменившейся творческой направленностью советской архитектуры, взявшей курс на освоение классического наследия".

"В самом начале 1930-х годов происходили серьезные события в советской архитектуре. Прежние острые разногласия между конструктивистами и традиционалистами были притушены, и представители всех прежде враждебных друг другу течений вошли в 1932 году в единый Союз советских архитекторов. Новые веяния в архитектуре явились опосредованным отражением изменений в общественном сознании. В социальной психологии общества наметились две, казалось бы, разнонаправленные тенденции.

С одной стороны, перестал удовлетворять массы идеал аскетизма и самоограничения первых революционных лет. Люди как бы несколько устали от суровости быта, им захотелось чего-то более человечного, понятного и уютного. Уже в конце 1920-х годов Маяковский устами спящих вечным сном у Кремлевской стены революционеров спрашивал у своих современников: "А вас не тянет всевластная тина? Чиновность в мозгах паутину не свила?" Поэт явно чувствовал возникающее стремление не столько даже к ненавидимой им "изящной жизни", сколько просто к более спокойному, прочному существованию в капитально построенных домах среди настоящих, крепких, красивых, "дореволюционных" вещей.

С другой стороны, успехи индустриализации, выполнение первого пятилетнего плана, пуск новых заводов, строительство Днепрогэса, Магнитогорска, Турксиба и т.д. порождали энтузиазм, желание видеть и в искусстве, в том числе и в архитектуре, увековеченными эти победы.

Хотя истоки этих двух тенденций были различны, они, переплетаясь и взаимодействуя, породили желание видеть несколько иное искусство - не чисто агитационное и только призывающее, не аскетичное и суровое, а более светлое, утверждающее, близкое и понятное каждому и в определенной мере пафосное, прославляющее. От этого нового, небывалого еще искусства ждали понятности и впечатляющей величавой силы. Это искусство не должно было резко рвать с традицией подобно конструктивизму и производственничеству 1920-х годов, по, наоборот, в чем-то опираться на культурное наследие прошлых эпох и на мировой художественный опыт... Это было естественно: новый, вышедший на историческую и государственную арену класс должен был освоить культурные богатства свергнутых классов, а не "перепрыгивать" через них.

Именно такую архитектуру предложил Б.М. Иофан в конкурсных проектах Дворца Советов и Парижского павильона, смело сочетая ее с пластическими искусствами, в частности со скульптурой, приобретавшей новые "архитектурные" качества. Справедливо пишет доктор архитектуры А.В. Рябушин, что в сложившихся социально-психологических условиях творческая фигура Иофана оказалась в высшей степени исторически современной. Воспитанный в традициях классической школы, он не остался чужд архитектурных веяний периода своего ученичества. Тщательно изучив старую архитектуру Италии, он в то же время прекрасно знал современную ему западную практику и мастерски владел языком зодчества 1920-х годов.

Архитектура Иофана представляет собой цельный и, главное, образный сплав разнородных тенденций и истоков. Это была архитектура эмоциональная, динамичная, устремленная вперед и вверх, построенная на достаточно привычных, хорошо воспринимаемых пропорциях и сочетаниях масс и объемов, вместе с тем выразительно использующая прямолинейность, четкую геометричность конструктивизма, да и к тому же еще в сочетании с фигуративной пластикой и отдельными классическими деталями профилированными тягами, картушами, пилонами и т.д. Причем классические мотивы часто нарочито упрощались, а от архитектуры 1920-х годов брался лаконизм и структурная ясность целого. Все это позволяло Б.М. Иофану, как считает А.В. Рябушин, создать "свой ордер, свой порядок построения и развития архитектурных форм, крупномасштабность и сочная пластика которых сочетались с филигранной профилировкой вертикально устремленных членений"."


Иофан Борис Михайлович
16 апреля 1891 года в Одессе родился Борис Михайлович Иофан - одна из самых ярких и значительных фигур в советском зодчестве 30-40-х годов прошлого века, автор известных сооружений, единственный одессит, удостоенный звания «Народный архитектор СССР»

Всемирно известные павильоны СССР на международных выставках 1937 года в Париже и 39-го - в Нью-Йорке, монументальные здания и градостроительные комплексы в Москве, жилые и общественные сооружения в Италии - далеко не полный перечень вех в грандиозном наследии, оставленном на всех этапах советской архитектуры Борисом Михайловичем Иофаном. Еще мальчиком Борис увлекся рисованием и твёрдо решил в будущем стать живописцем. В 12 лет он поступает на живописное отделение Художественного училища Одесского общества искусств, действовавшего по программам, санкционированным Петербург-ской Академией художеств, которой принадлежало и право подбора педагогического персонала этого учебного заведения. Выпускники одесского училища имели право поступления в академию без экзаменов на основании лишь месячного испытания. Позже, под влиянием товарищей, Иофан переходит на архитектурное отделение. Сказалось то, что ещё в ранней юности он испытал очарование таких сооружений как Воронцовский дворец, Старая биржа, бывший госпиталь, ощутил законченность ансамблей Приморского бульвара и полукруглой площади со знаменитой лестницей...
В 1911 году Иофан заканчивает училище, получив диплом об окончании курсов и звание техника-архитектора. Начало творческой биографии мастера было необычным. Отслужив вольноопределяющимся в Феодосийском полку, Борис Иофан переезжает в Петербург, где практикуется подмастерьем у известных архитекторов А.О. Таманяна, И.И. Долгинова, работает у своего старшего брата Дмитрия, участвует в проектировании московского дома князя Щербатова на Новинском бульваре, признанного в 1914 году лучшей новостройкой будущей столицы. Изучая произведения русского классицизма, молодой архитектор мысленно все больше обращался к истокам архитектуры. Затем в судьбе Иофана свершается крутой поворот - он уезжает в Италию, на «родину муз», где пребывает долгих десять лет. Здесь начинается творческая карьера зодчего. Окончание художественного училища дало Иофану право поступить сразу на третий курс Высшего института изящных искусств в Риме. Большой след в жизни Иофана оставил архитектор Армандо Бразини, его будущий соперник в конкурсе на проект Дворца Советов в Москве. В 1916 году Иофан успешно заканчивает Высший институт изящных искусств и начинает работать самостоятельно. Он много строит в Италии (Рим, Аквиль, Тиволи, Тоскана, Перуджа и др.). Затем заканчивает курс в Высшей инженерной школе, позволявший в дальнейшем со знанием дела разбираться в вопросах строительной механики и организации строительного производства. В Риме Борис Михайлович познакомился со своей будущей женой Ольгой Огаревой, по отцу итальянской герцогиней Руффо, по матери русской княжной Мещерской. В 1918 году они соединили жизни и оказались почти на полвека не только верными супругами, но и единомышленниками. Ольга Иофан, хорошо знавшая искусство Италии, стала проводником молодого архитектора по музеям и галереям, среди памятников античности и Возрождения, не потерявшим впечатляющей красоты вопреки разрушающему воздействию времени. В 1921 году, когда мутная волна фашизма затопила страну, супруги вступили в Итальянскую компартию и превратились в ее активных функционеров. В том же году они продали свою библиотеку, а вырученные деньги отправили в Россию в помощь голодающим Поволжья. В одной из автобиографических заметок, незадолго до своей кончины, Б.Иофан писал: «Есть люди, которые не занимаются непосредственно творческой работой, по их проектам не сооружают дома, они не делают открытий в науке, но у них есть замечательный талант строить жизнь других, создавать атмосферу для большой творческой работы. Таким талантом обладала Ольга Фабрициевна...».
Он - сын одесского швейцара, она - итальянская герцогиня по отцу и русская княжна по матери. Борис Иофан и Ольга Сассо-Руффо могли никогда не встретиться.

Биография просится на экран -http://www.lechaim.ru/ARHIV/140/kipnis.htm
Прогулки по Новодевичьему Соломон Кипнис

С каждым новым материалом, который удавалось разыскать для написания новеллы, – ее название тогда еще не придумалось, а рабочее было –
«Иофан Борис Михайлович (1891–1976)», крепло убеждение, что жизненная и творческая биография этого выдающегося архитектора может быть заявкой на увлекательный художественно-документальный фильм.

В таком заявочном, «лохматом» стиле и написана новелла (прошу ее считать моей заявкой).

***
...В Петербурге в 1911-м успешно заканчивает Академию художеств и получает звание архитектора Иофан Дмитрий Михайлович (1885–1961). Ему в работе помогает младший брат Борис, который прошел курс обучения в Художественном училище Одесского общества искусств.
По мнению педагогов, Борис весьма одарен и желательно, чтобы он продолжал совершенствоваться. И старший брат, преодолев финансовые затруднения, отправляет Бориса в 1914 году учиться за границу.
Сначала тот попадает в Париж, затем в Италию. Позади учеба в Высшем институте изящных искусств и в Высшей инженерной школе в Риме. Появляются жилые дома, построенные по проекту архитектора Бориса Иофана. Участвует он и в политической жизни, становится членом итальянской компартии.
***
...Итальянский дипломат герцог Сассо– Руффо знакомится в Петербурге с княгиней Мещерской, которая становится его женой и матерью их дочери Ольги. Проходят годы, и Ольга выходит замуж за полковника русской армии Б.Б. Огарева (внучатый племянник революционера Н.П. Огарева).
Семейная жизнь у них не складывается, и она с двумя детьми – Ольгой и Борисом – покидает Париж и уезжает в Рим, к своему дяде, графу Строганову. С его помощью покупает виллу на окраине Рима и живет на деньги за сдаваемые комнаты.
...Один из постояльцев герцогини Руффо становится ее мужем. Это – Борис Иофан.
***
...1924 год. В Рим на лечение приезжают инкогнито председатель Совета Министров СССР А.И.Рыков с женой.
Советское посольство просит Иофана познакомить «этих иностранцев» с Римом. Общение с главой советского правительства окончательно убеждает Иофана вернуться в Россию.
***
...В Москве, на ул. Серафимовича, в 1931 году закончилось строительство жилого Дома правительства (ЦИК и СНК СССР) по проекту архитектора Б.М. Иофана (совместно с Д.М. Иофаном).
Очень мало найдется сегодня москвичей, которым это название что-то скажет. Но стоит произнести утвердившееся за ним после выхода романа Ю.В.Трифонова «Дом на набережной» это его неофициальное название, и сразу становится ясно, о чем идет речь.
«Дом на набережной» – это уникальный по своей грандиозности и масштабам жилой комплекс: несколько 10–11-этажных зданий с пятьюстами квартир для видных государственных, политических и общественных деятелей, военачальников, работников культуры.
Чего только не было в этих зданиях: детсад, ясли, спортивные залы, библиотека, столовая, прачечная, амбулатория, универмаг, отделение связи, сберкасса, клуб, ставший потом Театром эстрады, наконец, кинотеатр «Ударник», который еще совсем недавно числился самым крупным в Москве – 1500 мест.
Б.М. Иофан с женой и двумя ее детьми – удочеренной им Ольгой и усыновленным Борисом заняли в этом доме одну из квартир, переоборудованную для его работы под мастерскую.
Сталинские репрессии как мясорубка перемалывали жильцов этого дома. И сегодня только в одной квартире из 500 живут потомки тех, кто занимал ее изначально: в квартире Иофана живет семья его внука!


***
На конкурсе (1931–1933) проектов Дворца Советов, который должен появиться на месте взорванного храма Христа Спасителя, высшую премию получает Б.М.Иофан. Его проект принят к исполнению. Строительство Дворца Советов – грандиозного здания-пьедестала высотой 415 м под статую 80 метрового Ленина – прервала начавшаяся война.
Многие значительные конкурсы на общественные сооружения заканчиваются победой Иофана. В 30-е годы он в фаворе у Сталина. 14 раз (!) встречался архитектор с вождем.
Иофан – автор павильона СССР на Всемирной выставке в Париже (1937), который венчала исполинская скульптура «Рабочий и колхозница», выполненная В.Мухиной по рисунку... самого Иофана.
Иофан – автор павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939).
Лебединой песней прославленного архитектора дожно было стать здание Московского университета на Воробьевых горах. Но не стало...
Энциклопедии, путеводители дружно сообщают, что Московский университет построен по проекту архитектора Л.В. Руднева.
А вот что поведала своим читателям газета «Известия» (04.01.2001).
«...В 1949 году в Москве было заложено высотное здание МГУ. Автором первого проекта был архитектор Иофан Борис, однако он отважился поспорить с самим Сталиным по поводу местоположения новой высотки. В результате право возводить МГУ передали одному из учеников Бориса Иофана – Льву Рудневу, который практически весь проект своего учителя оставил без существенных изменений. Так что фактический автор проекта здания МГУ отнюдь не Руднев, как сообщают справочники, а Иофан».
Если из этой заметки убрать вымысел (его там предостаточно) и оставить правдивую и уточненную информацию, то получится: автором утвержденного эскизного проекта был Иофан. Он отважился поспорить с самим Г.М.Поповым, секретарем МК и МГК ВКП(б), секретарем ЦК ВКП(б), а не со Сталиным!
Иофан действительно настаивал на том, чтобы здание МГУ поставить на 300 метров ближе к бровке реки по сравнению с местом, где оно расположено сейчас.
Бескомпромиссность архитектора обошлась ему неожиданно дорого: Сталин подписал распоряжение передать руководство всеми дальнейшими работами архитектору Л.В. Рудневу. (Руднев не был учеником Иофана, это газетная выдумка.)
Руднев с коллективом архитекторов, взяв за основу всесторонне разработанный Иофаном технический проект, довели работу до полного завершения, за что и получили Сталинскую премию.
А Иофан? Ничего!
Когда речь идет о сооружении высотного здания МГУ, его имя даже не упоминается, хотя правда такова: здание МГУ на Ворбьевых горах построено по проекту Б.М. Иофана и Л.В. Руднева.
И после этой трагической для Иофана истории по его проектам было построено не одно здание. Но знаменитым сделали его не они.
Знаменитым, и даже очень, он уже был. И неудивительно, что когда в 1970 году учредили почетное звание «Народный архитектор СССР» , в числе первых, получивших его, значился Б.М. Иофан.
***
...4 марта 1976 года врач санатория «Барвиха», построенного тоже по проекту Иофана, обходя палаты, увидел его, лежащего без сознания в кресле у чертежной доски. Через 6 дней, не приходя в сознание, Иофан скончался.
Проекты ТАЛАНТЛИВОГО АРХИТЕКТОРА
Дом на набережной
1925 - здание на Русаковской улице, 7
1927 - Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева, Административный корпус, Колхозный корпус
1928-1931 - работа над 1-м Домом Советов ЦИК и СНК СССР (Дом Правительства, «Дом на набережной»)
1931 - проектирование здания Дворца Советов
1935 - корпуса Санатория Лечебно-санитарного управления Кремля «Барвиха» (ныне ФГУП УДП РФ клинический санаторий «Барвиха»)
1937 - павильон международной выставки в Париже и идея скульптуры В. Мухиной «Рабочий и колхозница» - павильон-цоколь по проекту Иофана в настоящий момент восстановлен на ВВЦ
1939 - советский павильон выставки в Нью-Йорке
1938-1944 - станция метро «Бауманская»
1944-1947 - лаборатория академика П. Л. Капицы.
Реконструкция и восстановление Театра им. Евгения Вахтангова
1947-1948 - проекты сталинских высоток, здания Университета
1957 - Центральная клиническая больница с поликлиникой Управления делами Президента РФ
1962-1975 - комплекс жилых домов в Москве на Щербаковской улице (дома № 7, 9, 11; соавторы Д. Алексеев, Н. Челышев, А. Смехов)
1972 - Институт физкультуры (последний осуществлённый проект)


Плита колумбария Иофана на Новодевичьем кладбище Москвы

- [р. 16(28).4.1891, Одесса], советский архитектор, народный архитектор СССР (1970). Член КПСС с 1926. Окончил Высший институт изящных искусств (1916) и школу инженеров (1919) в Риме. Член итальянской компартии (1921‒24). С 1924 работает в СССР.… … Большая советская энциклопедия

- (1891 1976), советский архитектор. Народный архитектор СССР (1970). Окончил Высший институт изящных искусств (1916) и Школу инженеров (1919) в Риме. С 1924 работал в СССР. Построил в Москве комплекс зданий на ул. Серафимовича (жилой дом,… … Художественная энциклопедия

- (1891 1976) российский архитектор, народный архитектор СССР (1970). Административно жилой комплекс на ул. Серафимовича в Москве (1928 31); санаторий в Барвихе Московской обл. (1931 35); павильоны СССР на Всемирных выставках в Париже (1937) и Нью… … Большой Энциклопедический словарь

- (1891 1976), архитектор, народный архитектор СССР (1970). Административно жилой комплекс на улице Серафимовича в Москве (1928 31); санаторий в Барвихе Московской области. (1931 35); павильоны СССР на Всемирных выставках в Париже (1937) и Нью… … Энциклопедический словарь

- (1891, Одесса — 1976, Москва), архитектор, академик Академии архитектуры, народный архитектор СССР (1970). В 1911 окончил Одесское художественное училище, в 1916 — Высший институт изящных искусств, в 1919 — Школу инженеров в Риме.… … Москва (энциклопедия)

Род. 16 (28) апреля 1891 г., в Одессе, ум. 1976. Архитектор, строитель. Создатель проекта московского "Дома на набережной" (1928 31), московского Дворца Советов (1931), санатория в Барвихе (1931 35), павильона СССР на Всемирной выставке … Большая биографическая энциклопедия

- (16 (28) апреля 1891, Одесса 11 марта 1976, Москва) известный советский архитектор. Родился в Одессе. Окончил в 1911 году Одесское художественное училище, работал в Петербурге помощником архитектора А.Таманяна и своего брата Д. Иофана. Затем… … Википедия

Борис Михайлович Иофан Борис Михайлович Иофан (16 (28) апреля 1891, Одесса 11 марта 1976, Москва) известный советский архитектор. Родился в Одессе. Окончил в 1911 году Одесское художественное училище, работал в Петербурге помощником архитектора … Википедия

Борис Михайлович Иофан Борис Михайлович Иофан (16 (28) апреля 1891, Одесса 11 марта 1976, Москва) известный советский архитектор. Родился в Одессе. Окончил в 1911 году Одесское художественное училище, работал в Петербурге помощником архитектора … Википедия




Top