Творения архитектора хундертвассера. Фриденсрайх хундертвассер и его сказочные дома

Текстильная фабрика Rueff и художественное оформление номеров домов (Textilfabrik Rueff Muntlix), Цвишенвассер (Zwischenwasser), Австрия 1988 Завод по сжиганию мусора Spittelau, Вена, Австрия (District Heating Plant Spittelau, Vienna, Austria) 1988-1992 Детский сад Хеддернхайм, Франкфурт-на-Майне, Германия (Kindergarten Heddernheim, Frankfurt) 1988-1995 Придорожный ресторан в Бад-Фишау, Австрия (Autobahnraststätte, Bad Fischau-Brunn, Austria) 1989-1990 Галерея KunstHaus, Вена, Австрия (KunstHausWien, Vienna, Austria) 1989-1991 «Дом на лугах» в Бад-Зоден, Германия (Wohnen in den Wiesen Bad Soden, Taunus) 1990-1993 Дом «Wohnen unterm Regenturm», Плохинген на Неккаре (Plochingen), Германия 1991-1994 Целебный источник, Цветль, Австрия (Brunnenanlage Zwettl), 1992-1994 Винокурня «Дон-Кихот» в долине Напа, США (Quixote Winery, Napa Valley) 1992-1999 Онкологическая больница (Krankenstation Onkologie), Грац (Graz), Австрия 1993-1994 Отель и оздоровительный центр на термальных источниках Rogner Bad Blumau, Бад-Блумау, Австрия (Hot Springs Village Bad Blumau; Thermendorf Blumau, Styria, Austria) 1993-1997 Игровая площадка детского развлекательного центра Kids Plaza Osaka, Осака, Япония 1996-1997 Гимназия Мартина Лютера, Виттенберг, Германия (Martin Luther Gymnasium in Wittenberg), 1997-1999 Завод по сжиганию мусора MOP, Осака, Япония (MOP Maishima Incineration Plant, Osaka) 1997-2000 «Лесная спираль» Хунтертвассера, Дармштадт, Германия (Hundertwasserhaus Waldspirale, Darmstadt, Germany) 1998-2000 Кафе Ottensen в Гамбурге, Германия (Café in Hamburg Ottensen) 1998-2000 Крытый рынок в Альтернхайне, коммуна Таль (Санкт-Галлен), Швейцария (Markthalle, Altenrhein, Switzerland), 1998-2001 Общественный туалет в г. Кавакава, Новая Зеландия (Public toilets, Kawakawa) 1999 Городской вокзал, Ильцен, Германия (Hundertwasser environmental railway station, Uelzen) 1999-2001 Maishima Sludge Center ,Осака, Япония 2000-2004 Детский сад Düsseler gate, Вюльфрат, Германия (Kindergarten Düsseler gate in Wülfrath), 2001 Зелёная цитадель, Магдебург, Германия (Die Grüne Zitadelle von Magdeburg, Magdeburg, Germany) 2004-2005 Семейный центр Ronald McDonald. Hundertwasser-Haus der McDonald"s Kinderhilfe in Essen/Grugapark, Германия 2004-2005 Mierka Getreidesilo Кремс-на-Дунае (Krems), Австрия 1982-1983
Rupertinum, Зальцбург (Zungenbart), Австрия 1980-1987
Торгово-выставочный центр (деревня Хундертвассера - Village beim Hundertwasser-KrawinaHaus Wien), Вена, Австрия 1990-1991
Pavillon bei der DDSG Blue Danube Ponton Wien, Австрия 1992-1994
Спиральный источник I, (SpiralflussTrinkbrunnen I), Линц (Linz), Австрия 1993-1994
Экологический дом, Хамм, парк Максимилиана, Германия (Öko-HausHammMaximilianpark) 1981-1982
Монумент XXI века (Countdown 21st Century monument for Tokyo TBS), Токио, Япония 1992
Спиральный источник II (Spiral river drinking wells), Тель-Авив, Израиль 1994-1996
Музей Хундертвассера в Абенсберге, открыт 23 апреля 2007




Фриденсрайх Хундертвассер (нем. Friedensreich Hundertwasser, настоящее имя Friedrich Stowasser - Фридрих Штовассер; 15 декабря 1928, Австрия (Вена) - 19 февраля 2000, Новая Зеландия) - австрийский архитектор и художник, создатель оригинальных зданий в «естественном», «экологичном», «биоморфном» стиле.

Свою концепцию и свои философские взгляды мастер отразил в нескольких манифестах. Его перу принадлежит книга «Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре » (Verschimmelungsmanifest gegen den Rationalismus in der Architektur, 1958) и сборник эссе «Прекрасные пути. Мысли об искусстве и жизни » (Schцne Wege. Gedanken ber Kunst und Leben, 1983).

«Архитекторы никуда не годятся. Они заорганизованы нормами и планами, а продукт для жизни может создать только художник».

«Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде»

«Живопись и скульптура - свободны. Каждый может создать свое произведение и показать его. Но в архитектуре нет этой фундаментальной свободы, которую нужно рассматривать, как основу любого искусства»

«каждый должен иметь возможность строить и пока эта свобода не существует современную архитектуру нельзя считать искусством вообще. Не надо сдерживать желание человека строить что-либо. Каждый должен иметь возможность проектировать и строить и нести ответственность за те четыре стены, в которых он живет…» В дальнейшем прагматизм победил и Хундертвассер заявил, что архитекторы могут выполнять функции технических консультантов, но должны быть подчинены жителю и его желаниям.

«Сегодня мы живем в хаосе прямых линий. Если вы не верите - сосчитайте все прямые линии, которые вас окружают. Эти прямые линии связывают нас как пленников в тюрьме и от этих пут необходимо избавляться. Прямая линия безбожна и безнравственна. Прямая линия - это не линия творчества, это - линия подражания».

Хундертвассер подчеркивал, что есть то, в чем человек испытывает необходимость, - мирный договор с природой. Нужно отложить все споры между людьми в сторону и заключить мирный договор с природой, которая и является вышестоящей силой, и от которой зависит человек.

Этот мирный договор с природой должен содержать следующие пункты:
- Мы должны учить язык природы, для того чтобы понимать ее.
- Мы должны вернуть природе территории, которые человек незаконно использует и над которыми совершает насилие. (Все, что лежит под небом - принадлежит природе. Все, что затронуто лучами солнца, всюду, где падает дождь - это священная природа).
- Терпимость к спонтанной растительности.
- Искусство как творение человека и творения природы должны быть снова объединены. Разрыв между ними может иметь катастрофические последствия для человечества.
- Жить в гармонии с законами природы.
- Мы только гости у природы и должны себя вести подобающим образом. Человек - это опаснейший вредитель, который опустошает Землю. Человек должен сам себе поставить экологические рамки ограничения, для того чтобы Земля могла отдохнуть.
- Человеческое общество должно опять стать безотходным. Только тот, кто уважает свои отходы и использует их снова в безотходном обществе, преобразует смерть в жизнь и имеет право на продолжение существования. И если человек признает этот круговорот, он позволяет совершиться возрождению жизни.

В манифесте «Право на третью кожу » Хундертвассер декларировал - «человек окружен тремя слоями: кожа, одежда и стены дома». И одежда, и стены зданий за последнее время претерпели множество изменений и больше не соответствуют естественным потребностям человека. Окна - это мост между внутренним и внешним пространством. Как первая кожа пронизана порами, так и третья - окнами. Окна - эквивалент глаз. Так же как выражение глаз важно для лица, также и окна важны для фасада дома. По словам Хундертвассера, «рай может быть сделан только нашими собственными руками, с помощью нашего творческого потенциала в гармонии с творческим потенциалом природы».

ФРИДЕНСРАЙХ ХУНДЕРТВАССЕР. БИОГРАФИЯ:

1928 - Родился 15 декабря в Вене, получил имя Фридрих Стовассер.
1929 - Смерть отца, простого государственного служащего и офицера I Мировой войны.
1934 - Первые юношеские рисунки.
1936 - Посещает Школу Монтессори (Montessori School) в течение одного года. В его школьной характеристике появляются такие слова: «необычное ощущение цвета и формы».
1938 - В связи с аннексией Австрии, срочно переезжает в дом дяди и бабушки на Obere Donaustrasse.
1943 - Первые осмысленные карандашные рисунки с натуры. В течение этого года депортированы и убиты 69 его родственников по материнской линии, включая дядю и бабушку.

1948 - Окончил школу. Проводит три месяца в Академии изящных искусств Вены (Academy of Fine Arts, Vienna), руководитель - профессор Робин Кристиан Андерсен (Robin Christian Andersen). Постоянно находится под впечатлениями от выставок Вальтера Кампманна и Шиле в «Альбертине». Произносит речь Everybody must be Creative в замке Леопольдскрон в Зальцбурге (Leodoldskron Castle, Zalzburg).

1949 - Отправляется в большое путешествие: Северная Италия, Тоскань, Рим, Неаполь, Сицилия. Встречается во Флоренции с Рене Бро и вместе с ним отправляется в Париж. Находит свой собственный стиль и меняет имя на Хундертвассер (Hundertwasser).

1950 - Задерживается в Париже с Бро и семьей Дюмаж (Dumage). Уходит из Ecole des Beaux Arts в самый первый день. Рисует две фрески в Сан-Манде (Saint-Mande) вместе с Бро. Встречает Шинкичи Таджири (Shinkichi Tajiri).

1951 - Проводит зиму и весну в Марокко и Тунисе. Становится членом Art Club в Вене. Короткий декоративно-абстрактный период.

1953 - Рисует свою первую спираль. Вторая остановка в Париже. Работает в студии Бро, Сан-Мориц (Saint-Maurice). Вторая выставка в Вене в Art Club.

1954 - Первая выставка в Париже в Студии Поля Фачетти (Paul Facchetti). Госпитализирован в больницу Spedale Santo Spirito в Риме с диагнозом «желтуха». Проводит в больнице сентябрь и октябрь. В больнице рисует огромное количество акварелей. Разрабатывает теорию «трансавтоматизма» и начинает нумеровать все свои работы.

1955 - Выставка в Галерее Карла Кардаццо в Милане (Carlo Cardazzo’s Galeria del Naviglio).

1956 - Вторая выставка в Париже в Студии Поля Фачетти. Летом в роли палубного матроса ходит на судне «S.S. Bauta» вместе с Гансом Нойффером (Hans Neuffer) от Сёдерхамма (Soderhamm), Швеция до Халла (Hull), Великобритания. Публикует статью La Visibilite de la creation (The Visibility of Transautomatic Creation) в журнале Cimaises и статью Cinema individual transautomatique (The Individual Transautomatic Cinema) в Phases в Париже. Устанавливает дружеские отношения с коллекционером Зигфридом Попе (Siegfried Poppe) из Гамбурга.

1957 - Покупает La Picaudiere, дом на ферме в Нормандии. Публикует Grammaire du Voir (The Grammar of Seeing) в Париже. Выставка в Галеее Св. Стефана в Вене (Galerie St. Stephan).

1957-1960 - Контракт с Галереей Х. Крамера в Париже (Galerie H. Kramer) и выставка

1958 - Женится в Гибралтаре (развелся в 1960 году). 4 июля читает свой манифест Mouldiness Manifesto against Rationalism in Architecture на симпозиуме в Монастыре Секау (Seckau).

1959 - Получает Sambro Prize на 5-й биеннале в Сан-Пауло, Бразилия. Вместе с Эрнстом Фукс (Ernst Fuchs) и Арнальфом Рейнер (Arnulf Rainer) основывает Pintorarium, универсальную академию всех креативных направлений. В качестве приглашенного лектора Академии изящных искусств в Гамбурге рисует Endless Line (вместе с Базон Броком (Bazon Brock) и Гербертом Шульдом (Herbert Schuldt)). Отказывается от чтения лекций в связи со скандалом.

1960 - Кампания Nettle Campaign в Париже в союзе с Antiproces Алена Жофруа (Alain Jouffroy) (“how one can live independently”). Выставка в Galerie Raymond Cordier, Париж.

1961 - Посещает Японию. Получает Mainichi Prize на 6-й Международной арт-выставке в Токио. Успешная выставка в Токийской галерее (Tokyo Gallery). Рисует на Хоккайдо и возвращается в Вену через Сибирь (!).

1962 - Женится на Юко Икевада (Yuko Ikewada) (развелся в 1966 году). Рисует на острове Guidecca - острове в лагуне Венеции. Очень успешная ретроспектива на Венецианской биеннале, организованной Винценцом Людвигом Оберхаммером (Vinzenz Ludwig Oberhammer).

1963 - Ездит в Грецию; представлен Зигфридом Адлером (Siegfried Adler).

1964 - Путешествие в тирольские Альпы. Большая ретроспектива в Kestner-Gesellschaft, Ганновер, организованная Вайландом Шмайдом (Wieland Schmied). Эта выставка также проходит в Берне, Хагене, Амстердаме, Стокгольме и Вене. Kestner-Gesellschaft опубликовывает первый oeuvre catalogue.

1965- Пишет эссе 35 Days in Sweden. Большой успех передвижной выставки в Moderna Musset (Музей современного искусства), Стокгольм.

1966 - Несчастлив в любви. Ферри Радакс (Ferry Radax) снимает первый документальный фильм о Хундертвассере в “La Picaudiere” и Вальдвиртель (Waldviertel), Нижняя Австрия. Выставка в Hammerlund’s, Осло.

1967 - Посещает Уганду и Судан. Передвижная выставка в галереях Парижа, Лондона, Женевы, Берлина. Выступление Speech in the Nude for the Right to a Third Skin в Galerie Hartmann, Мюнхен.

1968 - Вторая речь Nude Speech и декламация манифеста Architecture-Boycott manifesto Los von Loos “Loose from Loos” в Вене. Путешествует в Северную Каролину для подготовки каталога для его музейной выставки в Университете Калифорнии, Беркли, организованной Хершелом Чиппом (Herschel Chipp). Ходит на корабле “San Giuseppe T” от Сицилии до Венеции (“San Giuseppe T” – старый деревянный корабль для перевозки соли).

1968-1972 - Проводит реконструкцию корабля “San Giuseppe T” в доках в лагуне Венеции. Переименовывает корабль в “Regentag”.

1969 - Музейный тур экспозиции из Беркли: Санта-Барбара, Хьюстон, Чикаго, Нью-Йорк, Вашингтон.

1969-1971 - Создает графическую работу Good Morning City – Bleeding Town в 120 цветовых вариантах. Судебное разбирательство в Мюнхене на протяжении 5 лет. Представителем является Ханс Брокштедт (Hans Brockstedt). Живет и работает на борту судна Regentag в лагуне Венеции.

1970-1972 - Сотрудничает с Питером Шамони (Peter Schamoni) над фильмом Hundertwasser’s Rainy Day. Работает в Lengmoos (Бавария) над серией графических работ Look at it on a Rainy Day.

1971 - Работает в Lengmoos над постером Olympia для Мюнхенской олимпиады. Совершает плавание на борту Regetag вдоль далматинского побережья вместе с Петером Шамони и Манфредом Бокельманном (Manfred Bockelmann); путешествует с ними же на воздушном шаре из Баварии в Австрию.

1972 - Дружба с Joram Harel. В телевизионном шоу “Wündsch Dir was” (“Загадай желание”) демонстрирует проект озеленения крыши и индивидуальный проект фасада. Опубликовывает манифест Your Window Right – Your Tree Duty. Фильм Rainy Day показан в Каннах. Совершает плавание вокруг Италии до Эльбы на борту Regentag. Смерть матери.

1973 - Первая серия работ с использованием техники японской обрезной гравюры (ксилографии): Nana Hyaku Mizu. Ф. Хундертвассер был первым европейским художником, кто привлек к работе над своими графическими произведениями японских мастеров-резчиков. Путешествие к островам Зеленого мыса (Кабо Верде, Cape Verde Islands) и в Новую Зеландию на свою передвижную музейную выставку, организованную Гердой Дабберт (Hertha Dabbert), в Оклэнд, Нью-Плимут, Веллингтон, Кристчерч (Christchurch), Данедин (Dunedin). Принимает участие в Triennale di Milano, где 15 “Tree tenants” высажены в окнах домов на Виа Манцони (Via Manzoni) и опубликовывает манифест Inquilino Albero. Выставка в Aberbach Fine Art, Нью-Йорк.

1974 - Передвижная выставка по музеям Австралии: Мелтбурн, Канберра, Сидней, Морнингтон. Выставка Stowasser 1943 – Hundertwasser 1974 демонстрируется в Albertina State Collection of Graphic Art (Альбертина) в Вене, а также выставкаFriedrich Stowasser 1943-1979, в которую включены все его юношеские работы. Впоследствии выставка из «Альбертины» путешествует по Югославии. Рисует постер Conservation Week для Новой Зеландии и получает приз Conservation Award. Представляет свои предложения для пешеходной зоны в Вене на улице Seilergasse (были отвергнуты). Совершает плавание в Тунис, Кипр и Израиль на судне Regentag. Выставка в Facchetti’s, Париж.

1975 - Вторая серия работ в технике японской обрезной гравюры (ксилографии): Midori No Namida. Ретроспективная выставка в Haus der Kunst, Мюнхен. Публикует в Мюнхене манифест Humus Toilet. Выполняет дизайн марок для Австрии: марка Spiral Tree (гравер Wolfgang Seidel), которая открыла серию “Modern Art in Austria” (Современное искусство в Австрии). Начинает мировую музейную передвижную выставку “Austria Presents Hundertwasser to the Continents” в Musee d’art moderne de la Ville de Paris. Выставка продолжается до 1983 года и проходит в 27 странах и 43 музеях. В 1975 году выставка посещает Люксембург, Марсель, Каир. Выставкой полного собрания графических работ в «Альбертине» начинается тур по США: Нью-Йорк, Бостон. Выставка продолжается до 1992 года и проходит в 15 странах и более чем 80 музеях и галереях. Совершает плавание на Regentag через Атлантический океан в Карибское море и через Панамский канал в Тихий океан.

1976 - Совершает плавание на борту Regentag от Таити через Роротонга (Rorotonga) в Новую Зеландию. Мировая музейная передвижная выставка: Тель-Авив, Варшава, Рейкьявик, Копенгаген, Дакар. Передвижная выставка «Альбертины» в США: Ганновер, Бруклин, Мэрилэнд.

1977 - Из-за двух несчастных случаев попадает в больницу и проводит два месяца в госпитале города Кавакава (Новая Зеландия). Путешествует от Азии до Южной Америки: из Токио через Манилу, Бангкок, Чианг Май в Рио-де-Жанейро, Бразилиа.

1978 - Проводит январь и февраль в “Hähnsage” в Waldviertel, в Нижней Австрии, в снегах вместе со своим другом Бро (Brô) и рисует семь картин. После шести лет работы заканчивает трехмерный объект вместе с Альберто делла Виччия (Alberto della Vicchia) Fall in Cloud – Fall in Fog – Fall Out. Разрабатывает дизайн Флага Мира для Священной земли (Peace Flag for the Holy Land): зеленый арабский полумесяц и голубая звезда Давида на белом фоне; публикует свой «Манифест мира» (Peace Manifesto). Путешествует в Сенегал по приглашению президента Леопольда Седара Сеньгора (Léopold Sédar Senghor). Мировая музейная передвижная выставка: Мехико, Монреаль, Торонто, Брюссель, Бударешт. Передвижная выставка «Альбертины»: Канада, Германия, Марокко.

1979 - Путешествует в Нью-Йорк, Сан-Франциско, Таити, Новую Зеландию. Государственный канцлер Австрии Бруно Крейски (Bruno Kreisky) оправляет Флаг Мира и Манифест Мира главам государств Ближнего Востока. Отпечатаны три почтовые марки для Республики Сенегал и одна почтовая марка для Республики Островов Зеленого Мыса (гравер Вольфганг Сайдель). Создает пять монет для Вены: серия Like Entrance Money into Paradise. Проводит эксперименты с биотуалетом, в котором нет сливной трубы, а внутренняя и внешняя очистка производится растениями. Читает манифест об утилизации отходов Shit Culture – Holy Shit в Pfäffikon на Цюрихском озере. Разрабатывает дизайн для книги Ao Tea Roa под ред. Ганса Брокштедта (Hans Brockstedt). Проводит лето в Algajola на Корсике, рисует картины. Мировая передвижная выставка: Мадрид, Pfäffikon. Передвижная выставка «Альбертины»: Португалия, Испания, Германия, Италия, Великобритания. Передвижная выставка Hundertwasser Is Painting, в состав которой входят 40 работ, стартует в Aberbach Fine Art, Нью Йорк.

1980 - В начале года путешествует в Катар, Шри-Ланку, на Мальдивы и в Новую Зеландию. Представляет 5 моделей дизайна жилого дома в Löwengasse/Kegelgasse, заказанного муниципалитетом Вены. Мэр Вашингтона Мэрион Бэрри-младший объявлет 18 ноября «Днем Хундертвассера». Первая дюжина деревьев (из намеченных ста) высаживается на Judiciary Square в Вашингтоне. Антиядерный постер Plant Trees – Avert Nuclear Peril представляется в проект Ральфа Надера Critical Mass Energy в Вашингтоне и одновременно в Германии проходит презентация экологического постера Arche Noah 2000. Выступления об экологии, против ядерной энергии и за более человечную архитектуру в гармонии с природой в Сенате США, Corcoran Museum, Philipps Collection в Вашингтоне; выступления в Берлине по случаю 2-го Европейского экологического симпозиума, в Вене и Техническом университете Осло. Проводит за работой лето на острове Porquerolles. Мировая передвижная выставка: Рим, Милан, Осло, Кёльн. Передвижная выставка «Альбертины»: Франция, Германия, США. Передвижная выставка Hundertwasser Is Painting: Токио, Гамбург, Осло.

1981 - В начале года путешествует вместе с Рене Бро в Индию, Непал, Новую Зеландию. 14 мая получает премию 1980 Grand Austrian State Prize for the Arts; на церемонии вручения премии произносит речь On False Art, в которой выступает против атомной энергии, негативистского авангарда в современном искусстве. Получает премию Austrian Nature Preservation Prize. Читает лекции об окружающей среде, архитектуре и искусстве в Кёльне, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне, Граце, Вене, Восточном Берлине, Гамбурге. Проводит за работой лето на Wolfgangsee, Зальцбург. Мировая передвижная выставка: Вена, Грац, Восточный Берлин, Хельсинки, Бухарест. Передвижная выставка «Альбертины»: Франция, Южная Америка, США, Германия. Передвижная выставка Hundertwasser Is Painting: Вена. Назначен руководителем мастер-школы живописи в Академии изящных искусств в Вене. Пишет учебник Guidelines for the Hundertwasser Master School.

1982 - Завершает работу над 16 полотнами в Новой Зеландии и Венеции. Путешествует в Чианг Май в июне и на Сардинию в сентябре.В роли “архитектурного доктора” разрабатывает дизайн фасада для фарфоровой фабрики Розенталя в Селбе. Изготавливает модель для переделки завода Coal-Washing Plant в Хаме, Вестфалия и керамические композиции для фасада Музея Rupertinum, Зальцбург. Дарит постер “Artists for Peace” организации Krefeld Initiative. Лекции по архитектуре, защите окружающей среды и искусству в Сиднее, Маниле, Сиэтле, Сан-Франциско, Вашингтоне (ноябрь и декабрь).“Неделя Хундертвассера” в Сан-Франциско с 5 по 12 декабря, провозглашенная мэром Сан-Франциско Дайан Фейнштейн (Dianne Feinstein), отмечена презентацией двух постеров “Save the Whales” и “Save the Seas” для Greenpeace и Общества Жака-Ива Кусто. Презентация постера “You Are a Guest of Nature” для Центра образования по окружающей среде, Вашингтон. Путешествия на Таити и в Новую Зеландию. Мировая передвижная выставка: София. Передвижная выставка «Альбертины»: Франция, Германия, Южная Америка, США, Австралия. На выставке в Artcurial в Париже выставлено 20 новых и 20 старых работ. К выставке выпущен каталог, тексты которого написали Хундертвассер, Pieyre de Mandiargues и Alain Jouffroy.

1983 - Подготовлена серия из шести почтовых марок для ООН: по две для офисов в Нью-Йорке, Женеве и Вене. Изображения на марках были выгравированы Вольфгангом Сейделом. Создает комитет за сохранение старого почтового отделения Кавакавы (Новая Зеландия). Закладывается первый камень Дома Хундертвассера (Hundertwasser House) в Вене. Работает над шелкографией “Homo Homus Come Va How Do You Do”, которая будет напечатана в 10,002 вариантах в Spinea, Венеция. Переделывает внешние стены башни в Данубской бухте в Кремсе. Создает на открытом воздухе на выставке садового искусства IGA в Мюнхене модель дома “Highrise Meadow House”. Работает над книгой “Schone Wege – Gedanken uber Kunst und Leben“ (Великолепные дороги: размышления об искусстве и жизни). Выполняет дизайн флага для Новой Зеландии – Koru (распустившийся папоротник). Путешествует в Кению, на Сейшельские острова и в Новую Зеландию. Мировая передвижная выставка: Лондон, Йорк, Эдинбург. Лекции в Королевском колледже искусств в Лондоне.

1984 - Живет в Новой Зеландии, на Таити, в Венеции и в Нормандии. Телевизионная передача “The Fall of the Avant-Garde” (Упадок авангарда) в Мюнхене, в которой также принимают участие Арик Брауэр (Arik Brauer), Эрнст Фукс (Ernst Fuchs) и Альфред Хрдличка (Alfred Hrdlicka). Получает премию “City of Goslar’s Environmental Protection Prize”. Торжественная церемония открытия Дома Хундертвассера (Hundertwasser House) в Вене. Работает лично на строительной площадке. Получает премию за наиболее привлекательную почтовую марку от Президента Италии Пертини – за марку номиналом SFr 1.20 для ООН, Женева. Выставки в Вадузе, Берне, Вельсе, Цуге, Линдау. Принимает активное участие в кампании за сохранение хайнбургского прибрежного леса. Проживает неделю в лагере защитников леса. Создает постер “Hainburg – Die freie Natur ist unsere Freiheit” (Свободная природа это наша свобода); в знак протеста отказывается от Grand Austrian State Prize.

1985 - Весь год работает на строительной площадке Дома Хундертвассера в Вене вместе с архитектором Петером Пеликаном (Peter Pelikan), который становится самым близким единомышленником в области архитектуры. 70,000 гостей посещают “Открытый дом”. Объявлен министром культуры Франции Жаком Лангом “Officier dans l’ordre des arts et des lettres”, представлен к званию через французского посла в Вене в 1987 году. В конце года возвращается в Новую Зеландию через Торонто, Лос-Анджелес, Таити. Выставка графических работ в Музее Гогена на Таити (декабрь).

1986 - 17 февраля: Дом Хундертвассера представляется его жильцам. 1,000 зеленых Кору-флагов переслано в Новую Зеландию; население, пресса и парламент проявляют большой интерес к проекту флага. Разрабатывает флаг “Uluru – Down Under Flag” для Австралии. В декабре возвращается обратно в Новую Зеландию через Австралию, Индию и Непал. Мировая передвижная выставка: Чехословакия. Выставки в Швеции, Австрии, Германии, Швейцарии, Лихтенштейне. Работает над дизайном Энциклопедии Брокгауза в этом и следующем году. Рене Бро умирает в Париже, где он жил в студии Хундертвассера

1987 - В марте выпущена памятная почтовая марка номиналом 6 шиллингов – “Cept Europalia 1987”, на которой изображен Дом Хундертвассера. Разрабатывает дизайн постера для “Luna Luna” Андре Хеллера (André Heller). Переделывает “Palais des Beaux Arts” в Брюсселе для выставки Europalia. Реконструирует церковь Св. Варвары в Барнбахе (Штырия, Австрия) и выполняет планы для Детского центра в Хеддернхайме, Франкфурт-на-Майне. Мировая передвижная выставка: Чехословакия.

1988 - Рисует в Вальдвиртеле, Нижняя Австрия. По инициативе мэра Хельмута Цилька в содружестве с Петером Пеликаном работает над задачей реконструкции венского мусоросжигательного завода в Шпиттелау. Путешествует в Новую Зеландию; после его возвращения возобновляются работы на строительной площадке церкви Св. Варвары в Барнбахе. Создает цветной офорт “Bärnbacher Andacht” в качестве своего дара в фонд реконструкции церкви. Пишет манифест “Cultural Austria Against the Deportation and Destruction of Villages in Siebenbürgen, Rumania”. Архитектурная выставка в Галерее Хильгера, Франкфурт-на-Майне. Преподает в Международной летней академии в Зальцбурге, руководит вместе с Efthymios Warlamis и Irenäus Eibl-Eibesfeldt мастер-классом “Humane Architecture in Harmony with Nature”. Обряд освящения церкви Св. Варвары в Барнбахе. 20 декабря заложен первый камень в фундамент Детского центра в Хеддернхайме, Франкфурт-на-Майне. Выполняет дизайн и проводит кампанию за сохранение в Австрии черных номерных знаков для автомобилей. Работает над дизайном Энциклопедии Брокгауза. Получает Почетную золотую медаль города Вена и Почетную золотую медаль земли Штырия (Австрия).

1989 - Дальнейшее вовлечение в кампанию за сохранение австрийской идентичности в вопросе номерных знаков для автомобилей. В ноябре появляется “Hundertwasser Brockhaus Encyclopaedia” (Энциклопедия Брокгауза). Создает серию “Semi-Dako” (японские воздушные змеи) для музейного шоу в Японии. Возводит архитектурную модель “In the Meadow Hills” для 22-го района Вены; проект отвергнут из-за боязни, что он станет чрезмерно притягательным для туристов. Лекция по архитектуре “The Green City” в Бадене, Швейцария. Переезжает в декабре в Новую Зеландию. Выставки в США, Франции, Германии, Швейцарии и Австрии. Музейная передвижная выставка в Японии

1990 - Работает над целым рядом архитектурных проектов: KunstHausWien; Motorway Restaurant, Bad Fishau; AGIP Service Station, Вена; In the Meadows, Бад Зоден, Германия; Village Shopping Mall, Вена; Textile Factory Muntlix, Voarlberg; Winery Napa Valley, Калифорния. Выставки: Франция, Австрия, Швейцария, Швеция, Германия. Проводит весну в Новой Зеландии, читает лекции в Веллингтоне, Christchurch, Dunedin, Auckland и Blenhei для программы “Living Treasure Programme” и съемок 30-минутного телевизионного фильма.

1991 - В апреле проходит церемония открытия KunstHausWien (Музей современного искусства, Вена). Возвращается в Новую Зеландию, возобновляет занятия живописью. Задумывает и разрабатывает архитектурный проект “Hot Springs Village Blumau” (Штырия, Австрия) для компании Rogner Austria, который является видоизмененной реализацией идеи Хундертвассера из проекта “In the Meadow Hills – Rolling Hills”. Готовит градостроительный план для города Гриффена (Каринтия, Австрия). Презентация жетона Art Jeton, разработанного Ф. Хундертвассером для Казино “Австрия”. Лихтенштейн обращается с предложением к Ф. Хундертвассеру разработать памятную почтовую марку и координировать работу над серией “Hommage au Leichtenstein” (Посвящение Лихтенштейну). Другие марки этой серии были созданы Jean Tinguely, Paul Wunderlich, Enrico Baj и Рене Бро.

1992 - Разрабатывает дизайн для 4 телефонных карточек для Австрийской почтовой службы и почтовую марку, посвященную венской встрече глав государств ЕС в 1993 году. Выставка “Creative Architecture – Ethernal Longing” проходит в ряде торговых центров Германии (в составе выставки 12 архитектурных моделей). Выставка в Токио: “Hundertwasser – His Art, His Ecology, His Architecture”. Презентация модели градостроительного плана для Гриффена и публичная дискуссия “The Rebirth of Griffen – Does Carinthia need a Hundertwasser Project?” (Возрождение Гриффена – Нужен ли Каринтии проект Хундертвассера?). Церемония открытия жилого дома в Бад Зодене, Германия. Презентация первой модели для проекта “Hot Springs Village Blumau”. Пресс-конференция по случаю завершения реконструкции мусоросжигательного завода в Шпиттелау, Вена. В Токио установлен монумент “21st Century Clock” (Часы XX века) работы Ф. Хундертвассера. Токийское телевидение демонстрирует документальный фильм об архитектуре Хундертвассера и его экологических взглядах.

1993 - Рисует в Новой Зеландии, работает над проектом “Hundertwasser Bible” (Библия Хундертвассера). Разрабатывает дизайн обложки для книги “Стовассер – Латинско-немецкий словарь”. Вовлечен в кампанию против вхождения Австрии в Европейский Союз. Торжественная церемония открытия жилого комплекса “Living Beneath the Rain Tower” в Плохингене, Германия. Выполняет человечный редизайн “Ракового корпуса” университетской больнице в Граце, Австрия. Проекты фонтанов в Zwettl, Нижняя Австрия и в Линце, Верхняя Австрия. По случаю 65-годовщины телевидения транслируется праздничный спектакль-концерт “Person-to-Person” в Theater in der Jisefstadt, Вена. Судебные разбирательства о клевете и вымогательстве по отношению к Ф. Хундертвассеру, которые завершаются тюремными сроками для преступников.

1994 - Продолжает участвовать в кампании против вхождения Австрии в Европейский Союз. Архитектурные выставки в Вене, в Историческом музее Будапешта и в Ганновере. Открытие питьевого фонтана в Линце, фонтана в Zwettl и комплекса “Living Beneath the Rain Tower” в Плохингене, Германия. Архитектурные проекты для Будапешта. Выставка в галерее “Landau Fine Art”, Монреаль, Канада.

1995 - Три почтовые марки для Люксембурга и более трех почтовых марок для ООН выпускаются в ознаменование Всемирного саммита по социальному развитию в Копенгагене. Памятное гашение почтовых марок по случаю 25-й годовщины “Prenio Internazionale Aslago d’arte filatelica”. Работает над проектом “Blumau Hot Springs Village”. Выполняет редизайн гимназии им. Мартина Лютера в Виттенберге, Германия. Архитектурная выставка в Роттердаме и Нюремберге. Презентация “Hundertwasser Bible” (Библии Хундертвассера). Разрабатывает внешнее оформление самолета “Боинг B-757” для немецкой авиакомпании “Condor”; проект отвергнут. Выполняет архитектурный дизайн для музея для детей “Kids Plaza” в Осаке, Япония.

1996 - Выставка в Городском музее Бауншвейга и в Schleswig-Holstein House, Шверин. Торжественное открытие корабля “MS Vindobona” на Дунае; редизайн выполнил Ф. Хундертвассер. Получает премию “Tourism Prize of the Viennese Industry 1996”.

1997 - Презентация архитектурного проекта “The Forest Spiral of Darmstadt”. Выставка дизайна почтовых марок, графических работ и архитектурных моделей на выставке “Philatelia” в Кельне. Получает премию “Grand Prix of German Philately” (Гран-при филателии Германии). Работает над 366 индивидуальными дизайнами обложек книг по заказу “Bertelsmann Book Club”. Короткое путешествие в залив Урупукапука в Новой Зеландии на корабле “La Guidecca” – небольшом стальном судне из Венеции. Поездки в Сингапур, долину Напа – архитектурная работа над винокурней “Quixote Winery” в Сан-Франциско и Нью-Йорке. Торжественное открытие “Hot Springs Village Rogner-Bad Blumau”, Австрия. Дизайны для архитектурных проектов: “MOP”, Осака, Япония, “Hohe-Haine-Dresden” (Высокие рощи), Германия, “Marhthalle Altenrhein” (Крестьянский рынок), Швейцария. Начало строительных работ в гимназии им. Мартина Лютера в Виттенберге, Германия. Получает премию “Grand Decoration of Honor for Services to the Republic of Austria” (посмертно награжден в марте 2000 года). Живет и рисует в доме на ферме “La Picaudière”, Нормандия.

1998 - Ретроспективная музейная выставка в Mathildenhöhe, Дармштадт, Германия. Музейный выставочный тур в Японию: Isetan Museum of Art, Токио; Музей “EKi”, Киото; Sakura City Museum of Art, Чиба. Вышел тираж постера, переданный Ф. Хундертвассером в фонд сбора средств для поддержки реконструкции Гимназии им. Мартина Лютера в Виттенберге, Германия. От имени Ассоциации немецких туристических агентств награжден в Берлине призом “VDRJ-Prize 1998” за выдающийся вклад в развитие туризма. Керамическая фреска “Submersion of Atlantis”установлена на новой станции метро “Oriente” в Лиссабоне. Создает и дарит постер “Among Trees You Are At Home” на поддержку экологического проекта лесонасаждения пустыни в Израиле. Архитектурный дизайн для насосной станции на острове Сакишима (Япония) и для Maishima Sludge Center, Осака, Япония. Работает над серией работ в технике шелкографии “La Guidecca Colorata”.

1999 - Работает над архитектурными проектами “The Green Citadel of Magdeburg” (“Зеленая цитатель Магдебурга”) и “Ronald McDonald-House” (“Дом Рональда Макдоналда”) в Эссене, Германия. Презентация архитектурного проекта “Железнодорожный вокзал Ильзена”, Германия. Работа по реконструкции общественного туалета в Кавакаве, Новая Зеландия. Музейные выставочные туры в Японии: Takamatsu City Museum of Art, Nagoya City Art Museum, The Hyogo Prefectural Museum of Modern Art, Кобе, The Museum of Modern Art Saitama. Пишет манифест “Creation Holds © Copyright”. Разрабатывает дизайн полос и обложки для своего Каталога-резоне и пишет комментарии к множеству своих работ, включенных в каталог.

2000 - Работает над архитектурным проектом для Тенерифе и Дилингена / Заара (Германия). Умирает от сердечного приступа в субботу, 19 февраля, в Тихом океане, на борту круизного лайнера “Queen Elizabeth II”. В соответствии с его последней волей, похоронен в гармонии с природой в своем поместье в Новой Зеландии, в Саду Счастливых Мертвецов (Garden of the Happy Deads), под тюльпанным деревом.

Биография (по материалам Википедии, "Hundertwasser" Harry Rand, Tashen)

       Фриденсрайх Хундертвассер появился на свет 15 декабря 1928 года в Вене. Его мать имела еврейские корни, а отец был родом из Австрии. В возрасте 8 лет начал посещать венскую школу, которая обучала по методике Монтессори. Примечательно, что сложное имя архитектора - это псевдоним. Родители назвали его Фридрихом (в переводе на современный немецкий язык звучит, как Фриденсрайх). Семейная фамилия звучала Штовассер. Архитектор заменил первую часть слова на Hundert, а вторая осталась прежней. Так и появился Фриденсрайх Хундертвассер.

       Его творческая концепция была описана в нескольких произведениях. Оригинальность идей сквозит во всем. Так, идеальный дом для Фриденсрайха - это нечто похожее на нору. На крыше обязательно должна быть трава и множество окон. Такое здание было реализовано на практике. Оно находится в Новой Зеландии и действительно напоминает уютную нору с травой на крыше, которую мирно щиплют гуляющие бараны.

       Хундертвассер был против однотипной городской застройки. Он считал ее скучной и причиняющей душевный дискомфорт людям. Архитектор был за то, чтобы раскрасить блеклые здания яркими красками. Ему поручили подобный проект, и он превратил унылые коробки экс-мануфактур в живописные дворцы.

       Фриденсрайху нравилось работать с керамической плиткой, из которой он делал мозаику. Еще одним излюбленным приемом было использование куполов золотистого или голубого оттенков. А в стенах архитектору нравилось делать ниши для деревьев. Наглядным примером применения этих приемов служит выставочный зал KunstHausWien. Кстати, любовь Хундертвассера к флоре не случайна. Для архитектора это был вклад в сохранение природы, которой сильно вредит индустриальное общество.

       Оригинальный ход мыслей Фриденсрайха подтверждает шоу с непрерывной линией. Он устроил его в 1959 году в Гамбурге. Архитектор и его друзья без перерывов посменно вели линию от нижней точки стены вверх. За двое суток удалось подняться на 2,5 метра. Но эксперимент был прерван, и автору не удалось довести задуманное до конца.

       Помимо зданий, неординарный австриец проектировал флаги, монеты и даже почтовые марки.

       Фриденсрайх Хундертвассер умер 19 февраля 2000 года во время морского путешествия из Новой Зеландии в Европу от сердечного приступа. В соответствии с его последней волей, похоронен в гармонии с природой в своем поместье в Новой Зеландии, в Саду Счастливых Мертвецов, под тюльпанным деревом.

       МАТЕРИАЛЫ

Имя австрийского художника и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера слышали практически все. И дело не только в том, что он — один из самых известных и влиятельных деятелей искусств XX века, но и в том, что одна из постоянно обновляющихся и лучших коллекций знаменитого венского ювелирного дома Freywille посвящена как раз его творениям.

Потому всякий человек, не чуждый прекрасному, оказавшись в Вене, в обязательном порядке отправляется посмотреть на знаменитый Дом Хундертвассера-Кравины, что был построен в столице Австрии в 1986 году и расположен по адресу Untere Weissgerberstrasse, 13, 1030 Wien.

Однако большинство туристов влечет сюда не только страсть к необычной архитектуре, но и любопытство, ведь про авангардный Дом известно следующее: он разноцветный, по форме напоминает холмы, фасад украшен мозаикой и орнаментами из цветных глазурованных плиток, крыша покрыта почвой, и на ней высажены цветы и кустарники. В Доме нет прямых углов, зато много террас, на которых, опять-таки, имеются многочисленные зеленые насаждения. Одинаковых квартир внутри строения тоже нет — каждая абсолютно индивидуальна.

Первое, что замечаешь, подъехав на трамвае к знаменитому Дому, — красную телефонную будку — совершенно нехарактерный для Вены объект. Ее появление близ дома объясняется следующим — когда Хундертвассер разрабатывал свой проект, он подумал, что на улице рядом с его удивительным Домом должен находится какой-нибудь яркий предмет — для придания большей гармонии общему виду. Венские телефонные будки 80-х годов были бледно-желтыми, вот архитектор и привез ярко-красную будку из Великобритании — в качестве дополнительной декорации пространства.

Сам же Дом настолько внушительный, что производит впечатление целого квартала. Тут есть и арки, и внутренний двор, и лестница, на которой красуется каменная статуя льва и цветные кегли. Смотреть на Дом разрешается со стороны фасада, также можно заглянуть во двор и забраться на лестницу с каменным львом.

Фасад, конечно, самое любопытное. Он украшен хаотичными мозаичными узорами, террасами и окнами различной формы — всего при проектировании Дома Хундертвассер придумал 13 типов окон. У многих при взгляде на творение Хундертвассера могут возникнуть невольные ассоциации с парком Гуэля в Барселоне, и это вполне закономерно, ведь Хундертвассер к творчеству Гауди относился с любовью — ходят слухи, что идею узоров из битой мозаики Фриденсрайх позаимствовал как раз у своего испанского коллеги.

«Я не люблю прямые линии и упорядочность, — говорил архитектор в многочисленных интервью. — Это хорошо для планирования, для экономики, но плохо для природы. Как люди могут чувствовать себя счастливыми, если они создают то, отчего природа отказалась, и живут в домах, которые представляют собой прямое нарушение всех законов природы?»

Дом в Вене Хундертвассер считал вершиной своего творчества, и, действительно, когда смотришь на строение со стороны, кажется, что это — не творение рук человеческих, просто потому что люди так не строят. Подобное могло вырасти само по себе, как некое мифическое дерево, или же удивительное жилище могли сотворить сказочные феи, решившие от души позабавиться. Никаких прямых линий и полная ассиметрия. Не только окна разноразмерные, но и лестницы неровные. Буйство красок. Ну и, главное, растения везде, где только возможно: на террасах, балконах и крышах, которые напоминают своими очертаниями холмы.

Между прочим, Дом в Вене — архитектурное воплощение не только фантазий Хундертвассера, но и его жизненной философии. Фриденсрайх считал, что люди не должны жить в квартирах, построенных по единому проекту, им от этого плохо, при этом, по мнению архитектора, идеальный дом должен был стать аналогом безопасной норы, покрытой травой — отсюда большое количество зелени. Кстати, свой собственный идеальный дом Хундертвассер построил в Новой Зеландии, куда переселился на старости лет. Крыша и стены его жилища переходили в самый настоящий холм, на котором паслись овцы.

«В домах должно быть как можно больше зелени, — любил повторять Хундертвассер. — Таким образом мы можем хотя бы немного компенсировать тот урон, который индустриализация наносит природе». Если же говорить о радостном безумстве цветов на фасаде, то вот вам еще один занятный факт об авторе удивительного Дома — Хундертвассер всю жизнь носил носки разного цвета, а когда окружающие спрашивали его, зачем он это делает, архитектор просто отвечал: «А почему вы носите одинаковые носки?»

Осмотрев дом снаружи, отправляйтесь в кафе 100 Wasser , что открыли квартиранты Дома Хундертвассера. Там подают супы, глинтвейн и сладости, торгуют сувенирами и нетривиальными книгами из серии «Такой-то день в истории человечества». А еще здесь крутят фильм об авторе проекта дома, так что, если вы владеете английским, то сможете бесплатно прослушать целую лекцию о жизни и творческом пути Хундертвассера. Если же говорить про интерьер кафе, то он — яркое выражение идей архитектора: половики здесь на индийский манер, все разноразмерное и цветное, на стенах — картины, а туалет выложен цветной битой плиткой.

Как известно, Дом Хундертвассера — жилой, в необычных апартаментах проживает около 200 человек. Спрашиваем у владельца кафе: «Каким образом можно прописаться в этом архитектурном чуде?» и узнаем, что собственником квартиры в знаменитом Доме стать нельзя, все местные жители — квартиросъемщики. «Стоимость аренды жилья, на самом деле, здесь очень низкая — всего 5 евро за квадратный метр. Но попасть в число счастливчиков непросто — нужно подать заявку, обосновать, почему именно ты достоин жить здесь, а уже потом, если в доме освободится квартира, заявки начинают рассматривать», — рассказывает жилец Дома.

Отбирают квартирантов придирчиво. Приоритет художникам, дизайнерам, архитекторам, экологам и тем, кто разделяет философию Хундертвассера. А еще все жители Дома должны ухаживать за ним. При этом квартиранты могут немного модернизировать апартаменты на свой вкус, конечно, после предварительного согласования. Ведь Хундертвассер считал, что каждый человек имеет право творчески переосмысливать под себя то место, где он поселился.

Еще один важный факт. После окончания строительства Дома Фриденсрайх Хундертвассер отказался от причитающегося ему гонорару, заявив, что счастлив, поскольку в его родном городе появилось что-то красивое, а не какое-нибудь уродство. И уже через несколько лет власти города, вдохновленные идеями архитектора, устроили напротив необычного Дома «Деревню» имени архитектора.

По своей сути, «Деревня Хундертвассера» — это крытый павильон с магазинчиками, торгующими, как сувениркой «по мотивам Хундертвассера», так и продуктами питания. В центре павильона устроен бар с характерной «холмистой» барной стойкой, по которой течет самый настоящий ручей, а на второй этаж «Деревни» ведет каменная лестница с разноразмерными ступенями, похожая на спираль домика улитки. Это опять-таки, неспроста, Хундертвассер считал улиток настоящим чудом природы.

На фото: бар в «Деревне Хундертвассера»

Раньше на месте «Деревни» располагались автомастерские, и, хотя сегодня многие считают «Деревню Хундертвассера» местом чересчур сувенирным, все-таки она смотрится в разы органичнее, чем гаражи, стоявшие здесь до 1991 года. Кстати, если на оригинальные украшения или платки Freywille из коллекции Хундертвассер денег вам жалко, то в «Деревне» при желании можно отыскать сравнительно недорогую им альтернативу. Так же из местных товаров внимания заслуживает посуда, декорированная рисунками под фирменную битую плитку — любителем дерзких акцентов в домашнем интерьере рекомендуем присмотреться.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Речь в обнаженном виде за право на третью кожу по случаю акции Pintorarium
в Галерее Рихарда П. Гартмана. Мюнхен, 1967

Почему люди не надевают короны?
Потому что они слишком трусливы для того,
чтобы быть королями.

Голый человек за словом в карман не полезет. Хундертвассеру всегда было что сказать миру. Чего только стоят его многочисленные манифесты!

Художник, скульптор, архитектор, дизайнер, философ, эколог, гражданин мира и безудержный творец – все это Великий Фриденсрайх Хундертвассер! Это свободный от каких-либо условностей бродяга, фанатик искусства и матушки-природы, революционер-провокатор в мире архитектурных законов, гениальный и эксцентричный художник-космополит, который оставил после себя яркие пятна творческо-архитектурного наследия.

«Каждый создает свой мир сам. Сам выбирает где жить, с кем жить и главное как, создает свой «дом», наполняет его людьми, красками, вещами, запахами, воспоминаниями, надеждами. Иногда этот дом прекрасен, иногда этот дом ужасен, но точно неповторим, как не повторим узор на снежинках».

Именно таким и было творчество Хундертвассера – каждый раз неповторимый узор.

жилой комплекс «Лесная спираль» в Дармштадт (Германия)

Рождение светилы Хундертвассера

Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде.

Творческое светило Хундертвассер зажглось на небосводе Вены 15.12.1928 г. Детство Фридриха Стовассера (настоящее имя) сложно назвать благодатной почвой для рождения волшебника. Когда Хундертвассеру исполнился месяц — умер его отец. Он остается один с мамой-еврейкой. Чтобы хоть как-то обезопасить своего ребенка от цепких лап нацистов, Стовассера посвящают в католическую веру. В 1943 порядка 69 родных семейства Стовассеров становятся жертвами холокоста…

Волшебник не взирая на все тяжбы уцелел, талант в нем раскрылся алым цветом. Еще в школе по методике Монтессори у маленького Фридриха отметили «необычное ощущение цвета и формы». Возможно именно эта школа и пробудила фантазию малыша, показала яркую палитру природы, которую он полюбил, и пронес до конца дней. В любом случае это было единственное учебное заведение, которое Хундертвассер закончил.

Позже юное дарование поступило в Академию изящных искусств Вены, правда его хватило лишь на 3 месяца. Видоизменяя все вокруг, он на протяжении жизни изменял и свое имя. Фридрих Стовассер на более соответствующие его натуре имена: капитан Регентаг («дождливый день») или Дункельбунт («темно-красочный»), пока, наконец, не прославил имя Фриденсрайх Хундертвассер.

«Нельзя учить или учиться искусству. Особенно учить человека человеку.
Только природа может научить нас творить. Человек на это не способен».

Хундертвассер считал природу лучшим учителем. Поэтому немудрено, что в 1949 г. он отправился в путешествие. Италия, затем Париж, где пытается продолжить академическую учебу, его хватает лишь на 1 день. Затем и Тунис.

Так началось путешествие в поисках себя, в поисках идеального дома. И это странствие оказалось длиною в жизнь, такой же яркой, пестрой, разрушающей все каноны, сметающей все правила и ровные линии, как и его неординарные, брызжущие энергией и цветом картины, почтовые марки, эмблемы, монеты, гербы, плакаты, знамена и конечно же они, домики из сказки, рассказанной Хундертвассером, и по мановению волшебной палочки выросшие в реальности, наперекор всем архитектурным канонам.

«Мы проходим вдоль серых, стерильных фасадов зданий,
и мы не понимаем, что наши дома это тюремные камеры».

Символом творчества Хундертвассера стала улитка, которая медленно передвигается

Почтовая марка «Спиральное дерево»

по листику и несет на себе закрученный в спираль дом. По сути, Хундертвассер и являлся той самой улиткой, дом, который всегда с ним.

Он строил себе виллы по всему миру: Австрия, Венеция, Нормандия, Новая Зеландия: некоторые из домов так ни разу и не увидели своего хозяина – характер нашего героя противоречив и непостоянен. Единственный дом, который был всегда с ним – это корабль “Regentag”. На этом товарище (бывший деревянный корабль для перевозки соли) художник пересек практически весь мир.

Хундертвассер был дважды женат: 1-ый раз брак продлился 2 года, второй – 4.

Мы живем в раю, но мы уничтожили его.
Здесь, на земле, есть все, чтобы быть счастливым.
У нас есть снег, и каждый день новое утро.
У нас есть деревья и дождь, надежды и слезы.
У нас есть гумус и кислород, животные и все цвета, далекие страны и велосипеды.
У нас есть солнце и тень, мы богаты.

«Дом творчества» Хундертвассера

Сложно объяснить, как я добился успеха!
Точно не силой и даже не размышлениями,
Не умом, и необязательно интуицией,
Скорее всего – путешествием по мечтам.

Образ красоты в творчестве художника-мечтателя многолик и обширен. Его творческая натура проявлялась во всем, за что бы он ни брался. Прежде всего это выдающийся художник. Еще при жизни было издано аж 1000 каталогов. Также с большим рвением и удовольствием он разработал дизайн телефонных карточек, почтовых марок, жетонов для казино, плакатов, авторской посуды, а также флагов для стран Ближнего Востока и Новой Зеландии, иллюстрировал Библию! И даже разработал дизайн «Боинга 757» (правда его не приняли).


жилой комплекс «Зелёная цитадель» в Магдебурге (Германия)

Строил дома, оздоровительные центры, социальные учреждения, рынки, деревни. Его творения щедрыми яркими пятнами разбросаны по всему миру: Токио, Португалия, Мехико, Торонто, Оттава, Монреаль, Будапешт, Бруклин, Ганновер, Новая Зеландия, США – вот неполный список деяний его творческой силы.

Вообще Хундертвассер считал себя доктором архитектуры, этаким лечащим врачом больного зодчества. Вся жизнь его была связана с философским переосмыслением и преобразованием среды обитания человека и архитектурного сооружения как основного элемента этой среды. Всю мощь своего творческого потенциала он направил на воспевание окна!

Дом Хундертвассера

Справка
Адрес: Löwengasse 41-43, угол Kegelgasse 34-38, 1030 Vienna, Austria.
Количество жильцов - около 200 человек.
Площадь квартир - от 30 до 150 м2. 50 квартир, медицинский кабинет, кафе, парковка на 37 автомобилей, зимний сад, две детские игровые комнаты, 16 частных и три общественных террасы.
Количество посаженных на территории деревьев - 250

Наиболее известной и пожалуй отправной точкой творчества Хундертвассера-архитектора является сюрреалистический «Дом Хундертвассера» в Вене — обязательный пункт для посещения.

Дом — представление красок и цвета. Фасад дома расчерчен ассиметричными четырехугольниками, глазурованная плитка как элемент декора, окна разных форм и размеров, неровные стены и полы, лестничный пролеты словно лесная тропинка. И всю эту красоту венчает растительность всех оттенков зелени. В этой сказке Хундертвассера, как в русской народной про рукавичку места найдется всем: и лягушкам в пруду, и ниспадающему водопаду, и деревьям в комнатах и на крыше, и людям в квартирах. Окошки каждой из квартир увенчаны маленькими коронами, ибо каждый в своем доме хозяин и король.

Хундертвассер выделял в своих творениях место для деревьев и травы, чтобы немного компенсировать урон, наносимый обществом природе. Вы не поверите, но художник не взял причитавшийся гонорар за проект дома, аргументируя это тем, что он и без того рад, что на данном месте не соорудили что-нибудь уродливое.

Бесспорно, этот дом в Вене считается одним из самых дорогих. Однако после строительства дома в 1986 г. от желающих новосельцев не было отбоя. Каждый хотел попасть на чаепитие сказочника-Хундертвассера: мечтатели, эстеты, художники и просто почитатели таланта художника. Во всей этой «творческой неправильности», нелинейности ощущалась сказка, приключение, протест, детство. Этакая страна зазеркалья, где соблюдаются права окон, стен, деревьев, где шероховатые полы выбивают землю из под ног, а крыши сливаются с зеленью деревьев.

Но в каждой сказке есть конец, так и в нашей, не всем жильцам удается выдержать пристальное внимание туристов к данному дому, шум, вспышки камер. Однако за все время существования дома ни одна из квартир еще не пустовала.

Находясь в поисках идеального дома, Хундертвассер писал:

«Каждый рисует свой мир самостоятельно. Сам решает, где жить, с кем жить и самое важное - как жить. Мы создаем собственный дом, наполняем его красками, вещами, запахами, воспоминаниями, надеждами. Порой этот дом великолепен, иногда ужасен, но однозначно неповторим, как неповторим узор на снежинках или листьях. Да пребудут в радости те, кто смог создать что-либо удивительное, новое, вдохновляющее. Да пребудут в блаженстве чудаки, чьи жизни, поступки и творчество помогают проснуться, встряхнуться, отбросить шоры и взглянуть на этот мир иначе…».

Глядя на всю эту красоту, какой-либо скептик спросит о практичности здания. О насчет этого не беспокойтесь! Дом Хундертвассера надежно защищен от ветров, дождей, и прочих погодных условий. Коммунальная составляющая дома по-европейски безупречна. Все жилищные нормы, требования пожарной и технической безопасности соблюдены.

Венский дом искусств

Напротив расположился Венский дом искусств (KunstHausWien). Это бывшее здание мебельной фабрики, выкупленное и переоборудованное художником в музей. Рука волшебника сделала неузнаваемым (вернее очень узнаваемым) когда-то неприметное здание.

Здание сюрреалистическим лейтмотивом дополняет собрата напротив. Дом неровных полов и танцующих окон, элементы из дерева, металла и керамики всех цветов радуги хаотично расположенные, украшают фасад здания, — дом словно сошел из доброй детской сказки. Все плоские поверхности здания сровняли с землей, из которой бьет жизнь растений: травы и деревьев.

В этом доме прописаны деревья-квартиросъемщики (как называл их Фриденсрайх). Работы Хундертвассера расположились на двух этажах, остальные два демонстрируют временные экспозиции. На нижнем этаже кафе и ресторан, откуда можно лицезреть дом Хундертвассера и попялиться в окна «счастливчиков».

Мусоросжигательный завод Шпиттелау

Мусоросжигательный завод Шпиттелау (Müllverbrennungsanlage Spittelau) — сказочный дворец с трубой, которую венчает елочный нарядный шар, окаймлённый волнистыми стенами. Турист, увидевший это диво-дивное, принимает за телебашню. Ан нет, внутри расположился завод по переработке мусора – один из важнейших экологических проектов Хундертвассера. Переработанные здесь отходы вырабатывают энергию, которая идет на освещение вечерней Вены. Экологически безопасное производство (иначе бы Хундертвассер и не брался). Так Вена имеет уникальный экологически чистый завод-котельную, и до сих пор является одной из самых чистых европейских столиц.

Хундертвассер придумал яркие, свободные здания, которые олицетворяют собой сказку. На протяжении его творчества с 1980 по 2000 год художником было создано около 36 проектов, некоторые были реализованы уже после его смерти. В их числе: дом «Зелёная цитадель» в Магдебурге (Германия), жилой комплекс «Лесная спираль» в Германии, Мусоросжигательный завод в Осаке, кирха Святой Барбары в Бернсбахе, детский сад в Хеддернхайме близ Франкфурта, термы в Блюмау, Винодельня Кихот в США, Семейный центр Ronald McDonald House. В Эссене, Германия, придорожный ресторан в Бад-Фишау, Австрия, Вокзал природы. Ильцен, Германия, Общественный туалет в Кавакава, Новая Зеландияи т. д. Все его здания фантастичны по форме и декору, необычные снаружи и изнутри.


Завод по сжиганию мусора MOP, Осака (Япония)

Творчество Фриденсрайха Хундертвассера ярко и насыщенно, в корне отличающееся от традиционного искусства. Его работы алогичны с колокольни инженеров и архитекторов. Однако это не помешало ему создать самобытно-космическое архитектурно-декоративное направление.

По мнению Хундертвассера, архитектура отстаёт от живописи, и если архитекторами были бы все, то люди бы уже давно строили бы что-то нереальное. Заметьте, что Фриденсрайх никогда не был архитектором по образования (у него вообще не было какого-либо диплома).

«Проживающий в квартире должен иметь возможность высунуться из своего окна и — насколько далеко дотянутся его руки — преобразовать внешний вид своего жилища. И ему должно быть позволено взять длинную кисть и — насколько далеко он дотянется — все покрасить в розовый цвет, так, чтобы издалека, с улицы, все видели: здесь живет человек, который проводит различие между собой и соседями, подавленными скотами!

Жизнь и творчества Хундертвассера – яркое подтверждение того, что все мы творцы! Достаточно просто обмакнуть кисть в яркую краску, открыть окно и провести линию, да пожирнее, потом еще одну…

Поэтому Вы сейчас дочитаете эту статью, поставите лайк. Разденетесь, обмажетесь краской. Яркий и голый высунетесь из окна, разукрасите все вокруг насколько хватит сил и длины руки. Ибо все мы короли и творцы своей жизни, черт побери!

Так оно и есть, Хундертвассер! Твое желание исполнено!


Венский архитектор, оставивший после себя сказочные и необычные дома, говорил, что они состоят не из стен. Главное, по его мнению, это окна. У ломающего стереотипы в архитектуре мастера всегда были противники, утверждающие, что его яркие здания, похожие на жилища для гномов, построены не для людей.

Гениальный провокатор и космополит прославился на весь мир особым взглядом на искусство. Австрийский художник, известный своим экологическим самосознанием, тысячами сажал деревья, заявляя, что это долг каждого человека.

Путешествия вместо учебы

Фриденсрайх Хундертвассер родился в Вене в 1928 году. Исследователи его творчества убеждены, что учеба в школе Монтессори повлияла на его страсть к ярким краскам и привила столь нежную После трех месяцев обучения в Венской академии изящных искусств, он под влиянием современных экспрессионистов задумывается о собственном творчестве.

Посчитав, что лучше всего изучать мир на практике, а не по учебникам, молодой человек начинает путешествовать, пытаясь найти свой стиль в искусстве. Завистники обсуждали не пострадавшую в войне семью, лишь приумножившую свое состояние, которое позволило юноше безбедно колесить по Европе.

Меняя страны и города, художник ужасался одинаковым домам-коробкам. По его мнению, каждый человек имеет право раскрасить свое окно и пространство рядом с ним.

Символ единства и гармонии

Фриденсрайх Хундертвассер, биография которого была насыщена яркими моментами во время удивительного путешествия длиною в жизнь, избрал своим символом и визитной карточкой ползущую по листочкам винограда улитку, несущую на себе свой спиралевидный домик. Он этим подчеркивал единство обитателей и их экологического жилища.

А линии спирали символизировали бесконечность вселенной, непостоянной и меняющейся в течение времени. Этот образ гармонии мира, в которой человек сосуществует с природой, художник проецировал на свои архитектурные объекты. Занимаясь графикой, абстракционист и сюрреалист с упоением рисовал красочные психоделичные спирали, ставшие объектом изучения исследователей его творчества.

Манифест о безопасном жилище

Он даже разработал манифест, где описал свой идеальный дом. Архитектор Фриденсрайх Хундертвассер, фото спроектированных зданий которого удивляет необычностью линий и яркими красками, считал, что человек должен жить в безопасной и комфортной норе с большим количеством окон, сверху покрытой зеленой растительностью.

Кстати, он воплотил свою мечту в Новой Зеландии, построив уникальное здание с плавно переходящей в холм крышей, а пощипать травку на нем приходят местные бараны.

Фриденсрайх Хундертвассер и его сказочные дома

Самый известный дом Вены, изображения которого частенько появляются на страницах архитектурных изданий, строился несколько лет. Как только объект, признанный местной достопримечательностью, был сдан в эксплуатацию, все жилые помещения заполнились, хотя стоимость квартиры в красочном здании, напоминающем из сказки, была высока.

Уникальное здание, словно сошедшее с картинки альбома, которую нарисовала нетвердая рука ребенка, дало приют не только людям. Разработанная экологическая о гармонии с природой нашла здесь свое выражение: зеленью увиты не только стены, но и крыша, а очертания дома напоминают холмистый ландшафт.

«Неровный пол - это мелодия для наших ног, приводящая в тонус тело человека. Он возвращает утраченное достоинство людей, отнятое в привычном строительстве», - высказался о своем венском творении Фриденсрайх Хундертвассер. Дома, созданные по его проектам, следовали этому принципу, и ни в одном из его эксцентричных зданий не наблюдались ровные поверхности.

Принцип индивидуальности

Еще один важный принцип Хундертвассера воплотился здесь в жизнь. Считавший, что не должно быть одинаковых зданий, придал индивидуальность каждой квартире, раскрасив фасад в разные цвета, Фриденсрайх Хундертвассер. Фото сказочного домика теперь делают на память все гости Вены. Художник не запретил жильцам при желании менять палитру стен фасада, но ни один из них не воспользовался его разрешением, и дом предстает в первоначальном виде.

В необычном здании, кроме 50 жилых квартир, находятся парковка, кафе, детские комнаты. А на участке рядом с домом и внутри него (в квартирах) высажено около 250 деревьев. Именитый автор, отказавшийся от причитающегося гонорара, считал свое детище по-настоящему свободным домом, в котором реализовалась его мечта, и радовался, что на этом месте не находится более уродливое строение.

Архитектор или дизайнер?

Выразив в неправильных, ломаных линиях волшебную красоту, австрийский архитектор Фриденсрайх Хундертвассер подвергся критике. Его обвиняли в отсутствии каких-либо представлений о зодчестве, а принцип индивидуальности был воспринят попыткой увеличить стоимость квартир. Многие посчитали эпатажного художника хорошим декоратором и дизайнером, не знающим современного уровня строительства.

Надо сказать, что доля правды в этом была: за Фриденсрайхом всегда стояли профессиональные архитекторы, воплощавшие в жизнь его оригинальные идеи.

Винодельня в США

Принято считать знаковой работой противника классических форм в искусстве винодельню в долине Напа. Возведенное за пределами родины здание проектировалось и строилось более десяти лет. Это типичное для творчества архитектора сооружение без прямых углов с ломаными линиями.

На крыше-холме высажены деревья, и если смотреть с высоты, то строение сливается с зеленой долиной Америки. На фасаде винодельни, носящей название «Дон Кихот», не удастся найти одинаковых дверей и окон, из-за чего отделочные работы длились несколько лет.

Архитектурный доктор

«Фасады домов с прямыми линиями похожи на концлагеря, и каждое окно-индивидуум имеет право на жизнь», - подчеркивал в манифесте Фриденсрайх Хундертвассер. Архитектор старался воплотить в жизнь свои «неправильные» архитектурные конструкции, которые не всегда были надежны и требовали постоянного ремонта, как в случае с винодельней.

Возведенные дома в классическом стиле он называл скучными и больными, возмущаясь тем, что общественность терпит их бесчувственность и стерильность. И заявлял о необходимости введения новой профессии - архитектурного доктора. Прямые линии считал «орудием дьявола» Фриденсрайх Хундертвассер. Работы борющегося за свободу выражения автора отличались от признанных канонов архитектуры. По проектам создавшего собственный стиль творца строились удивляющие зрителей дома по всему миру. А сам он жил на корабле, на котором путешествовал всю жизнь. Плавучее судно Regentag стало его единственным жилищем.

Сомнительные утверждения

У здравомыслящих людей некоторые постулаты архитектора вызывали усмешки. Мечтавший о природной гармонии Фриденсрайх Хундертвассер считал, что каждый человек имеет право проектировать и строить то, что ему захочется. А если в наши дни такой свободы нет, то классическая архитектура не считается настоящим искусством.

Правда, после обрушившейся критики бунтарь признал ошибочность своих взглядов. Но считал, что все архитекторы обязаны быть техническими консультантами, которые должны подчиняться воле будущего жильца.

  • Настоящее имя художника - Фридрих Штовассер, и на протяжении всей своей жизни он несколько раз его менял.
  • Не желающий быть как все Фриденсрайх Хундертвассер носил разные носки и ничуть этого не стеснялся.
  • Архитектор не любил ровные крыши, и поэтому его масштабные произведения украшены золотыми и голубыми маковками-куполами, блестящими на солнце.
  • Фриденсрайх Хундертвассер, биография которого изобиловала эпатажными выходками, не стеснялся выходить на публику голым, и в 1967 году он прочитал свой манифест перед изумленными зрителями обнаженным.

  • Живущий на полную катушку обаятельный Фриденсрайх Хундертвассер, личная жизнь которого всегда была бурной, дважды был женат. После тяжелых разводов он стал окружать себя юными подругами, менявшимися с огромной скоростью, что вызывало массу сплетен.
  • Художник умер в 2000 году в Новой Зеландии, где он обосновался перед смертью. По его просьбе, хоронили его без одежды и гроба, чтобы процессу слияния с природой ничто не мешало.



Top