Тысячеликий герой. «Герой с тысячью лицами» Джозефа Кэмбелла сквозь призму гейм-дизайна Джозеф кэмпбелл тысячеликий герой

По фантастическим книгам, фильмам и играм, хорошим и плохим, шествует один и тот же главный герой - «избранный». Откуда возник этот образ, какую функцию в мировой культуре он призван выполнять, может ли избранный потерпеть поражение или встать на сторону зла? Ответить на эти вопросы нам поможет книга Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой».

Наш герой

Кто такой избранный, знают все. Для многих это выцветший штамп, ныне беспощадно осмеянный. Конечно, грубая эксплуатация персонажа, который, выйдя из деревни, спасает мир, получает полцарства с принцессой и лично свергает главного злодея, заслуживает насмешки. Но лучшие воплощения избранного, будь то Нео из Матрицы, Фродо из «Властелина колец» или Люк Скайуокер из «Звёздных войн», становятся культовыми. Почему? «Классикам
можно»? Но ведь многие из этих классиков живут в настоящем.

Чтобы понять избранного, обратимся к исследованию Джозефа Кэмпбелла в области мифа и сказок - книге «Тысячеликий герой».

Джозеф Кэмпбелл

Американский исследователь мифологии и религии. Разработал теорию мономифа, выявляющую общие черты мифологически-религиозного и сказочного мирового наследия. Получил широкую известность благодаря изданной в 1949 году книге The Hero with a Thousand Faces («Герой с тысячей лиц», или «Тысячеликий герой»). Именно ей руководствовался Джордж Лукас при создании «Звёздных войн».

Пришедший из вечности

«Штамп» про избранного возник в энном тысячелетии до нашей эры, почти одновременно с появлением мифов как таковых. Даже Кэмпбелл не берётся рассуждать, откуда взялись мифы о становлении Героя. Но такие предания есть у всех народов и племён, в том числе у изолированных от всего мира островитян.

Опираясь на психоанализ Зигмунда Фрейда и аналитическую психологию Карла Юнга, Кэмпбелл приходит к выводу, что истории о становлении героя и спасении мира сформированы самой психикой человека под влиянием образов общечеловеческой символики - архетипов.

Упрощённая (и забавная) модель «пути героя». Художник Эсбьорн Йорсатер (Викисклад)

Избранные обитают и в научной фантастике, но истинная их родина - даже не фэнтези, а легенды и сказки. Владимир Пропп, посвятивший жизнь изучению сказочного наследия, утверждал, что сказка - деградировавший миф. Мифы же, в свою очередь, - остатки древних религий, не доживших до наших дней. Когда-то их задачей было дать человеку инструкцию, приводящую к духовному развитию. Джордж Лукас говорил об этом так:

Мифы рассказывают старые истории, не угрожая нам. Они - воображаемое место, где вы в безопасности. Но они заключают в себе реальные истины, о которых надо говорить. Иногда эти истины так болезненны, что выдуманные истории становятся единственным способом их воспринять.

Назидания, о которых идёт речь, не обязательно религиозные. Послания мифов и сказок часто направлены на помощь в преодолении кризиса, связанного с взрослением или моральным ростом. Как говорится, сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок. А урок на пальцах не объяснить - нужны примеры. Тут и приходит черёд нашего героя.

Джордж Лукас: самый известный поклонник Кэмпбелла. Он даже устроил любимому культурологу персональный показ «Звёздных войн»

Истинный избранный - тот, кому пришло время взрослеть и развиваться. Если перед нами сказка, он должен расстаться с детством и вступить во взрослую жизнь, полную трудностей (они же чудища и подвиги). Если миф или религиозный текст - подняться над обыденностью, вырасти духовно и морально. А если фэнтези… идейная нагрузка остаётся на совести автора. Как и миссия по-новому рассказать вечную историю своим современникам. По этому поводу всё тот же Лукас отметил:

Я пересказываю старый миф на новый лад. Каждое общество знает этот миф и пересказывает его по-своему, в зависимости от среды, в которой оно живёт. Идея всюду одна и та же. Разница лишь в том, как она локализована.

Кэмпбелл выделил универсальные для мифов и сказок этапы странствий вечного героя и обозначил смысл каждого из них. На примерах современных историй мы видим, что древний механизм работает и сегодня.

Этап 1: Исход

Герой не обязан быть крестьянином или подростком-интровертом, чем злоупотребляют писатели и сценаристы, ориентируясь на усреднённого представителя целевой аудитории. Чтобы вписаться в обозначенные Кэмпбеллом рамки, можно быть кем угодно - от одушевлённой плюшевой игрушки до великого короля или бога средней величины. «Уровень» значения не имеет, встать на путь избранного может и «прокачанный» персонаж. Всё равно по законам жанра ему придётся туго.

Первые звонки

Если в одиннадцать лет вам не прислали письмо из Хогвартса…

До ушей героя доносится «зов к странствиям». Это может быть вкрадчивый голос Морфеуса: «Проснись, Нео», или Гэндальф, явившийся на порог к Бильбо, или письмо из Хогвартса. Способы разные, но суть одна: нечто подталкивает героя к уходу с проторённых дорог жизни. Центр тяготения переносится из обыденности в область неизвестного.

Тяготение подразумевается именно духовное, ведь все последующие события и чудеса станут символическим отображением духовного пути героя. Во всяком случае, так было во времена, когда дракон, например, считался хранителем тайных знаний, а не просто огнедышащим динозавром на куче золота.

Пусть кто-нибудь другой

…подождите лет до пятидесяти, вдруг за вами лично явится Гэндальф

Будущий герой отмахивается от призыва. Это закономерно, ведь всё новое пугает и отталкивает. Странствия символизируют взросление или серьёзные перемены в жизни и мировоззрении. Непросто бывает даже встать с дивана, не то что сойти с проторённой дороги жизни. Да и кто поверит первому встречному старику, что он джедай, волшебник и маг, пришедший проводить тебя в волшебный мир, который надо спасти?

Судьба ломится в дверь

Несмотря на заминку, отверженный зов по закону мифа нарастает. Его усиление может быть выражено прямолинейно, «в лоб», - например, когда в каминную трубу семейства Дурслей врывается поток писем, сшибая дядю Вернона на радость Гарри, а гномы неистово колотят в дверь Бильбо. Или герою даётся откровение, он узнает что-то о себе или о мире и принимает-таки решение встать на путь странствий.

Герою также могут «помочь» в освобождении от обыденной жизни. Но не всегда это бывает приятно - вспомните сожжённый дом Люка в «Новой надежде».

Вызов принят!

Итак, герой принимает зов и собирается в путь.

Есть и вариант, когда он всё-таки отвергает приглашение к саморазвитию. В этом случае герой получает проклятие и становится пассивным антигероем. Участь таких незавидна, они прозябают в обыденности и зарывают свой потенциал в землю - если силы судьбы не уничтожают их сразу.

Но если всё по правилам, то герой получает благословение избравших его сил, обретает компаньона-учителя (старца, мага, проводника, наставника) и некий амулет для решения проблем (меч, кольцо, клубок Ариадны - в зависимости от предстоящего квеста).

Посторонним вход воспрещён

Однако это ещё не начало большого приключения. Просто так вырваться из повседневного мира никому не удавалось. Герой должен сразиться со стражем сокрытого мира, он же хранитель границ мира обыденного.

Очень иронично этот эпизод передал Нил Гейман в «Звёздной пыли», где Тристан подходит к калитке в волшебный мир, и дядька-сторож даёт ему пинка

Страж побуждает отказаться от затеи с приключением. Он может представать в разных ипостасях. Это может быть искушение женщиной-пустышкой, уводящей в сторону, или обещанный ужас, который окажется выдумкой. Злые силы могут обмануть героя, указав не то направление, или попробовать подкупить его, предложив за амулет огромные деньги. Да и пинки никто не отменял - Нео пришлось немало вытерпеть, прежде чем отключиться от Матрицы.

Так, преодолевая тяготение привычного мира (наслаждения) и отторжение мира нового (страдания), герой проявляет комбинацию отваги, упорства, ума и благородства. И происходит прорыв в скрытый мир приключений.

Обычно это сопровождается сменой декораций (полет на другую планету, выход за границы родных земель, погружение в пучину), а иногда и образным перерождением. Совершая переход, герой остаётся обнажённым, отказываясь от своего эго. Вспомните Нео, очнувшегося в капсуле, - голого, лысого и в слизи. Начинаются великие приключения!

Этап 2: Инициация

Инициация Нео в «Матрице» напоминает второе рождение

Это основная часть, где герой выполнит свою миссию или потерпит крах, а его победа или поражение станут назиданием для будущих поколений. Впереди череда приключений и таинственных событий. Это самый вариативный этап, он меняется в соответствии с идеей и миром произведения. Здесь могут быть сомнительные победы, тайные помощники, мистические наития героя.

Ближе к свету - чернее тень

Важный устойчивый мотив, живущий и в современных произведениях, - столкновение героя с собственной «тёмной стороной» или её олицетворением. Карл Юнг назвал этот архетип Тенью. Это внутреннее воплощение зла, вобравшее все постыдные, гадкие и отвратительные черты самого героя. Игнорирование и непонимание своей Тени, по мнению Юнга, ведёт к рассогласованию личности и возможным психозам.

Герою предстоит встретиться со своей Тенью лицом к лицу. Но прямолинейная победа над Тенью - это собственное поражение, даже когда Тень представлена отдельным персонажем. Ведь во внутреннем конфликте вы играете за обе стороны. Гражданскую войну не решить атомной бомбардировкой.

Герой должен осознать своё единство с Тенью и принять, что сам он не лишён тёмной стороны. Наглядный пример такого единства - видение Люка Скайуокера после уроков Йоды, когда в пещере он встречает Дарта Вейдера, сносит ему мечом голову и видит у того собственное лицо.

Видение Люка в пещере Йоды - пример единства героя с Тенью

Далее герой поглощает свою Тень либо даёт ей поглотить себя. Во втором случае он становится активным антагонистом, выбирает путь зла. Этот вариант хорошо показан Энакином Скайуокером, когда он становится Дартом Вейдером. Но если Тень поглощена, герой движется дальше - духовно более опытный, морально выросший.

Апофеоз

Мы подходим к кульминации сюжета и высшей точке испытаний героя. Здесь законы мифа предлагают две символические концепции на выбор (хотя возможно и сочетание). Духовный рост героя выражается в примирении с матерью-богиней или отцом-богом. По крайней мере, именно такие формулировки приводит Кэмпбелл, убеждённый фрейдист.

Примирение с матерью-богиней связано с Эдиповым комплексом. Вот только сексуальная интерпретация образа как раз и станет провалом героя. Так был наказан и превращён в оленя Актеон, который увидел в купающейся Артемиде лишь объект вожделения. Герой должен подняться выше полового влечения и эгоистичного понимания мира. Приходит время отбросить детские представления, согласно которым добром считается всё приятное и интересное, а злом - всё неприятное и тяжёлое, и постичь мировые законы.

Простейшая интерпретация образа матери-богини - природа. Это хорошо показано в фильме «Аватар», где морпех Джейк Салли перестаёт видеть в обожествлённой природе источник ресурсов и принимает новые правила жизни.

В «Аватаре» показано примирение героя с матерью-природой

В случае с отцом-богом герою предстоит стать достойным отцовской силы. Для этого придётся сначала добраться до отца, затем доказать, что ты не самозваный сын (возможно, это решит поединок или загадка). После следует примирение с отцом и обретение его могущества. Это может быть выражено не только в силе как таковой, но и в принятии наследия, опыта, знаний, открытии собственных заблокированных способностей. Могут быть переняты и божественные обязанности вроде вождения солнца по небу в отцовской колеснице - это уж какой родитель достался.

Яркий эпизод примирения с могущественным отцом мы снова наблюдаем в финале «Звёздных войн».

Награда

Великий квест выполнен, герой прошёл испытание и заслужил награду. Это что-то нужное и важное для него лично: полцарства с принцессой, отплытие Фродо в Валинор, новое тело для Салли или суперспособности Нео.

Главное, теперь герой уже не тот, что прежде. Он знает сокрытое, умеет сверхъестественное и обладает волшебным. Как правило, это отражает его духовное преображение и обретённые им знания. Но это ещё не конец - впереди дорога назад.

Этап 3: Возвращение

К сожалению, в экранизацию «Властелина колец» не вошла глава «Разорение Шира». А ведь это целый этап пути героя!

Возвращение вовсе не означает деградацию обратно до обывателя. Вернуться туда, откуда пришёл - значит принести добытые знания людям. В сказках и мифах принесённый предмет часто становится спасением для родины героя - деревни, нации, государства или целого мира.

Иногда сюжет мифа строится на краже искомого артефакта. На уровне символа всё остаётся по-прежнему: противостояние ради добычи вожделенного предмета. В таком случае возвращение превращается в «волшебное бегство», когда обворованные злые силы преследуют героя-грабителя. Иногда герою помогают силы, его направившие - например, орлы уносят Фродо из Мордора. Если же предмет был получен в награду, то силы сами волшебным образом помогают герою вернуться в границы обыденной жизни.

Но иногда герой решает не возвращаться и остаётся в скрытом мире. В духовном плане это означает отшельничество. Обретя знания, герой понимает, что не сможет передать их своему народу. Этот мотив часто повторяется в дальневосточных мифах. При этом герой не становится злодеем - это всё же победа, хоть и не полная. Единственная надежда для мира - что герой когда-нибудь станет наставником нового избранного…

В этом смысле Люк в новой трилогии в точности следует Кэмпбеллу

Если же герой находит силы не только овладеть знанием, но и донести его до людей, он одним махом решает старые бытовые проблемы - долги по кредиту, хулиганы, старая любовь. Принесённые блага приводят его народ к благоденствию. На этом он завершает вояж «туда и обратно», пройдя образные стадии рождения, именования, взросления и умирания. В бесконечную книгу подвигов вписана новая глава.

Этапы странствий героя могут искажаться, сокращаться, обрастать подробностями. А некоторые мифы и сказки из-за краткости могут охватывать лишь несколько эпизодов из приведённой схемы. Но суть остаётся одна. Всегда есть избранный, который решается выйти за рамки обыденной жизни и пойти тяжким путём совершенствования. Он ступает на путь, и высшие силы помогают ему. Он сражается с драконами, тёмными властелинами и самим собой. Он достигает цели, обретает счастье и делится им с людьми.

Только «избранный» - неподходящее название для нашего героя. Ведь избирает он себя сам. А зов к странствиям мы слышим каждый раз, когда читаем или смотрим хорошее фэнтези.


Однажды мир умрёт и погрузится во тьму.
Сожмётся время в точку, ставя точку всему.
Бессмертный дух узнает, что такое "не быть".
Я это знаю - пора уходить!

Моя реальность стала тут меня угнетать.
Мне нужен мир в котором можно что-то менять,
Где каждый шаг мой, жест изменят вектор времён,
Один герой, но так много имён.


Кем родиться - я не выбирал.
Чтобы быть Им - тем, кого я уважаю -
Я играл.

Я делал то, что знал и то, что делать умел.
Я видел то, что есть и то, что видеть хотел.
И в прошлом я никто, теперь для многих кумир:
Своей игрою я рушил ваш мир.

Я разрывал реальность светом сотен зарниц.
В своих мирах я был героем с тысячью лиц.
Я стал легендой, мифом, приходящим во снах.
Я буду вечно жить в этих мирах.
Я не знал, как жить и думать не играя.
Кем родиться - я не выбирал.
Но, чтобы быть Им - тем, кого я уважаю -
Я играл. One day the world will die and sink into the darkness .
Time shrinks to a point , putting the whole point .
Immortal spirit finds that such & not to be & quot ;.
I know - it"s time to leave!

My reality began to oppress me here .
I want a world in which you can change something ,
Where each step my gesture to change the vector times,
One hero , but so many names.



That they should be - those whom I respect -
I played.

I did what I knew and what could do .
I have seen that there are some things that would like to see .
And in the past I have one now for many idol:
Its a trick I pulled down your world.

I tore the reality of hundreds of lightning light .
In their worlds I was the hero with a thousand faces.
I became a legend , a myth, coming in dreams .
I will forever live in these worlds .
I do not know how to live and think without playing .
Someone born - I did not choose .
But that they should be - those whom I respect -
I played.

По сравнительной мифологии . В 2011 году книга попала в список лучших и самых влиятельных книг по версии журнала Time (среди книг, написанных на английском с 1923 г.)

Герой с тысячью лицами
The Hero with a Thousand Faces
Жанр наука , сравнительная мифология
Автор Джозеф Кэмпбелл
Язык оригинала английский
Дата первой публикации 1949
Издательство София

Основные идеи

Кэмпбелл написал «Героя с тысячью лицами» в 1949 году и использовал в книге теории Фрейда , Юнга , Арнольда Ван Геннепа , а также исследования этнографов Джеймса Джорджа Фрэзера и Франца Боаса и психолога Отто Ранка .

Кэмпбелл, исследуя мифы народов мира, пришёл к выводу, что большинство сказаний имеют общую сюжетную структуру путешествия архетипического героя, которую он назвал мономифом . Герой, по Кэмпбеллу, совершает путешествие в несколько этапов: получив призыв, он покидает обычный мир и при помощи наставника преодолевает барьер на пути в мир сверхъестественный. Далее героя ожидают испытания, при этом возможна помощь союзников, а также самое тяжёлое испытание, приняв которое, он получит награду. Затем следует метафорическая смерть и воскресение. После этого герой возвращается с наградой в обычный мир и на пути его снова ждут испытания. Вернувшись, герой может применить полученную награду, чтобы улучшить обычный мир.

При создании книги Кэмпбелл изучал классику мифологии и литературы, в частности, руководствовался путями, которые проходили такие герои: Осирис , Будда , Иисус , Прометей , Мухаммед , Моисей . Руководствуясь теорией Ван Геннепа, Кэмпбелл разработал свою классификацию обрядов перехода, разделив их также на три этапа: разделение, посвящение и возвращение или сепаративная, лиминальная и конечная стадии.

Термин «мономиф» заимствован из «Поминок по Финнегану », Джойса .

Влияние

На основе идей, изложенных в книге, голливудский продюсер Кристофер Воглер написал методичку для сценаристов . Эта небольшая записка, объемом в 7 страниц оказала влияние на сценарии многих фильмов, в частности студии Walt Disney . Джордж Лукас использовал теорию Кэмпбелла в своих Звездных войнах .

Издания на русском языке

  • Кэмпбелл Д. Герой с тысячью лицами: Миф. Архетип. Бессознательное = The Hero with thousand faces / ред. И. Старых; пер. с англ. К. Семёнов. - СПб. : София, 1997. - 336 с. -

Цель этой книги заключается именно в том, чтобы обнаружить природу некоторых из этих истин, знакомых нам под масками персонажей религий и мифов, свести воедино множество не слишком сложных для понимания характерных фрагментов, и так выявить их изначальный смысл. Древние учителя знали, что они имели в виду. Как только мы снова сможем прочесть их язык символов, нам потребуется овладеть искусством составителей антологий, с тем, чтобы дать современному человеку услышать, чему они учили. Но прежде нам следует изучить саму грамматику символов, и вряд ли найдется лучший инструментарий, – в качестве ключа к ее тайнам, – чем современный психоаналитический подход. Не стремясь представить этот метод как последнее слово науки, можно, тем не менее, допустить, что этот подход приемлем. Следующий шаг – свести воедино множество мифов и народных сказок со всех концов света и позволить им говорить самим за себя. Так станут непосредственно видны все смысловые параллели, таким образом мы сможем представить весь обширный и удивительный набор фундаментальных истин, которые определяли жизнь человека на протяжении тысячелетий на этой планете.

Пожалуй, можно упрекнуть меня в том, что, пытаясь выявить соответствия, я пренебрегал различиями в традициях Востока и Запада, нового времени, древности, примитивных народов. Однако подобное возражение можно выдвинуть и по отношению к любому пособию по анатомии, где явно пренебрегают расовыми отличиями в физиологических характеристиках ради фундаментального общего понимания физической природы человека. Безусловно, существуют различия между многочисленными мифологическими и религиозными системами человечества, но эта книга посвящена, собственно, тому, что их объединяет; и коль скоро мы это уясним себе, мы обнаружим, что различия здесь не столь велики, как это принято считать в широких кругах непросвещенной публики (и, конечно же, среди политиков). Я надеюсь, что такого рода сравнительное исследование внесет свой вклад в не совсем, пожалуй, безнадежное дело тех конструктивных сил, которые стараются объединить современный мир, – не ради построения империи, основанной на единой религии или политических принципах, а на основе между людьми. Как гласят Веды: «Истина одна, мудрецы говорят о ней, используя многие имена».

Я бы хотел выразить признательность господину Генри Мортону Робинсону, чьи советы во многом помогли мне на начальной и заключительной стадиях многотрудной работы, связанной с приведением собранных мною материалов в удобочитаемую форму, а также госпоже Питер Джейджер, госпоже Маргарет Уинг и госпоже Хелен Макмастер, за их бесценные предложения после многократного чтения моих рукописей, и, наконец, моей супруге, которая работала рядом со мной с первого до последнего дня, слушая, читая и редактируя написанное.

Нью-Йорк,

Дж. К.

Ил. 1. Горгона Медуза (мрамор). Древний Рим, точная дата неизвестна

1. Миф и сновидение

Когда мы высокомерно наблюдаем за красноглазым шаманом из Конго в разгар ритуала или получаем изысканное наслаждение от чтения утонченных переводов загадочных стихов Лао Цзы; когда пытаемся вникнуть в сложную аргументацию Фомы Аквинского или внезапно улавливаем смысл причудливой эскимосской сказки – всегда мы встречаем одну и ту же, изменчивую по форме, но все же на удивление постоянную историю и вместе с тем один и тот же вызывающе настойчивый намек на то, что неизведанное, где-то ждущее нас, много больше, чем когда-либо можно будет познать и поведать миру.

Везде, где ступала нога человека, всегда и в любых обстоятельствах люди создавали мифы, живое воплощение работы человеческого тела и духа. Не будет преувеличением сказать, что миф – это чудесный канал, по которому оплодотворяют человеческую культуру во всех ее проявлениях неистощимые потоки энергии космоса. Религии, философии, искусства, формы социальной организации первобытного и исторического человека, открытия в науке и технике, и сами сновидения, вспышками врывающиеся в наш сон, – все это зарождается в изначальном, магическом круге мифа.

Просто удивительно, что самая незатейливая детская сказка обладает особой силой затрагивать и вдохновлять глубокие пласты творчества – подобно тому, как капля воды сохраняет вкус океана, а яйцо блохи вмещает в себе все таинство жизни. Ибо мифологические символы не рождаются сами по себе; их нельзя вызывать к жизни волею разума, изобретать и безнаказанно подавлять. Они представляют собой спонтанный продукт психики, и каждый из них несет в зародыше нетронутой всю силу своих первоисточников.

В чем кроется тайна этого неподвластного времени видения? В каких глубинах мозга оно зарождается? Почему мифы везде одни и те же, в какие бы одежды они ни рядились? И в чем их смысл?

Многие отрасли науки пытались ответить на этот вопрос. Археологи ищут ответ на раскопах в Ираке, на Крите и в Юкатане. Этнологи собирают информацию у хантов на берегах Оби и африканских племен буби, живущих в долинах Фернандо-По. Новое поколение востоковедов недавно обнаружило священные тексты Востока, а также источники Священного Писания, созданные в доиудейскую эпоху. А другая группа целеустремленных исследователей-этнопсихологов еще в прошлом столетии пыталась ответить на вопрос о психологических истоках языка, мифов, религии, искусства в их развитии, норм морали.

Самые удивительные сведения мы получили благодаря исследованиям психиатров. Смелые и поистине эпохальные работы психоаналитиков незаменимы для изучающего мифологию; ибо, как бы мы ни оспаривали детали их подчас противоречивых толкований конкретных случаев и проблем, Фрейд, Юнг и их последователи неопровержимо продемонстрировали, что логика мифа, его герои и их деяния актуальны и по сей день. В отсутствие общезначимой мифологии каждый из нас имеет свой собственный, непризнанный, рудиментарный, но тем не менее подспудно действующий пантеон сновидений. Новейшие воплощения Эдипа и персонажи нескончаемой любовной истории Красавицы и Чудовища стоят сегодня на углу Сорок второй улицы и Пятой авеню, ожидая, когда поменяется сигнал светофора.

– Мне приснилось, – написал молодой американец автору одной из газетных колонок, – что я ремонтирую крышу своего дома. Вдруг я слышу, как снизу меня зовет отец. Я быстро поворачиваюсь, прислушиваясь, вдруг роняю молоток, он выскальзывает у меня из рук, скатывается с крыши и падает вниз. Потом глухой звук, словно кто-то упал.

, сравнительная мифология

Язык оригинала: Дата первой публикации: Издательство:

«Герой с тысячью лицами» (англ. The Hero with a Thousand Faces ; в некоторых переводах - «Тысячеликий герой» ) - книга американского учёного Джозефа Кэмпбелла по сравнительной мифологии .

Основные идеи

Кэмпбелл написал «Героя с тысячью лицами» в 1949 году и использовал в книге теории Фрейда , Юнга , Арнольда Ван Геннепа , а также исследования этнографов Джеймса Джорджа Фрэзера и Франца Боаса и психолога Отто Ранка .

Кэмпбелл, исследуя мифы народов мира, пришёл к выводу, что большинство сказаний имеют общую сюжетную структуру путешествия архетипического героя, которую он назвал мономифом .

Издания на русском языке

  • Кэмпбелл Д. Герой с тысячью лицами: Миф. Архетип. Бессознательное = The Hero with thousand faces / ред. И. Старых; пер. с англ. К. Семёнов. - СПб. : София, 1997. - 336 с. - ISBN 5-220-00066-7 .
  • Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой = The Hero with thousand faces / пер. с англ. А. П. Хомик. - К. , М .: Ваклер; Рефл-бук; АСТ, 1997. - 384 с. - (Созвездие мудрости (Astrum Sapientiae)). - 11 000 экз. - ISBN 5-87983-054-3 , ISBN 5-87983-058-6 , ISBN 966-543-195-1 , ISBN 5-15-000228-3 .

См. также

Напишите отзыв о статье "Герой с тысячью лицами"

Примечания

Отрывок, характеризующий Герой с тысячью лицами

– Славно идут, – сказал кто то в свите Багратиона.
Голова колонны спустилась уже в лощину. Столкновение должно было произойти на этой стороне спуска…
Остатки нашего полка, бывшего в деле, поспешно строясь, отходили вправо; из за них, разгоняя отставших, подходили стройно два баталиона 6 го егерского. Они еще не поровнялись с Багратионом, а уже слышен был тяжелый, грузный шаг, отбиваемый в ногу всею массой людей. С левого фланга шел ближе всех к Багратиону ротный командир, круглолицый, статный мужчина с глупым, счастливым выражением лица, тот самый, который выбежал из балагана. Он, видимо, ни о чем не думал в эту минуту, кроме того, что он молодцом пройдет мимо начальства.
С фрунтовым самодовольством он шел легко на мускулистых ногах, точно он плыл, без малейшего усилия вытягиваясь и отличаясь этою легкостью от тяжелого шага солдат, шедших по его шагу. Он нес у ноги вынутую тоненькую, узенькую шпагу (гнутую шпажку, не похожую на оружие) и, оглядываясь то на начальство, то назад, не теряя шагу, гибко поворачивался всем своим сильным станом. Казалось, все силы души его были направлены на то,чтобы наилучшим образом пройти мимо начальства, и, чувствуя, что он исполняет это дело хорошо, он был счастлив. «Левой… левой… левой…», казалось, внутренно приговаривал он через каждый шаг, и по этому такту с разно образно строгими лицами двигалась стена солдатских фигур, отягченных ранцами и ружьями, как будто каждый из этих сотен солдат мысленно через шаг приговаривал: «левой… левой… левой…». Толстый майор, пыхтя и разрознивая шаг, обходил куст по дороге; отставший солдат, запыхавшись, с испуганным лицом за свою неисправность, рысью догонял роту; ядро, нажимая воздух, пролетело над головой князя Багратиона и свиты и в такт: «левой – левой!» ударилось в колонну. «Сомкнись!» послышался щеголяющий голос ротного командира. Солдаты дугой обходили что то в том месте, куда упало ядро; старый кавалер, фланговый унтер офицер, отстав около убитых, догнал свой ряд, подпрыгнув, переменил ногу, попал в шаг и сердито оглянулся. «Левой… левой… левой…», казалось, слышалось из за угрожающего молчания и однообразного звука единовременно ударяющих о землю ног.
– Молодцами, ребята! – сказал князь Багратион.
«Ради… ого го го го го!…» раздалось по рядам. Угрюмый солдат, шедший слева, крича, оглянулся глазами на Багратиона с таким выражением, как будто говорил: «сами знаем»; другой, не оглядываясь и как будто боясь развлечься, разинув рот, кричал и проходил.


Top