Тысячеликий герой вики. Кэмпбелл Дж

У разных народов существуют свои мифы, в которых затрагиваются важные жизненные вопросы, темы добра и зла. Мифологических героев великое множество, но есть ли между ними что-то общее? В первой половине 20 века Джозеф Кэмбелл провел исследование большого числа мифов, а затем написал объемный труд «Тысячеликий герой», в котором отразил все, что ему удалось выявить. Книга не сразу была воспринята, но впоследствии она оказала большое влияние на сюжеты фильмов, сейчас идеи Кэмпбелла учитываются при создании всех фильмов, где есть мифологическая составляющая.

Автор книги считает, что все мифы имеют общую структуру, а их героев можно объединить в один архетипичный образ. Это объясняет название книги, в котором одному герою словно присваивается множество лиц. Книга представляет собой необычное сочетание мифологии и психологии. Джозеф Кэмпбелл в своих исследованиях опирается на учения известных психологов, таких как Зигмунд Фрейд, Карл Юнг.

Первая часть книги посвящается главному герою мифов, рассказывает о его образе и пути. Автор считает, что в жизни каждого героя можно выделить три этапа, когда он осознает свою сущность, доказывает ее героическими поступками, а затем возвращается в мир обычных людей, однако на финальной стадии могут возникнуть сложности. Во второй части Кэмбелл через этот образ говорит не только о пути героя, но и о существовании всего в мире.

Книга позволяет сформировать общее представлении как о мифологии, так и об мире в целом, о восприятии людей и их отношении к образам героев. Вместе с тем она дает возможность взять какую-то ее часть и изучить более подробно, поскольку материал исследования очень обширен.

Произведение относится к жанру Психология. Оно было опубликовано в 2008 году издательством ACT, Рефл-бук, Ваклер. Книга входит в серию "Мастера психологии (Питер)". На нашем сайте можно скачать книгу "Тысячеликий герой" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 3.63 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Не так давно (и исключительно благодаря Нарраторике (жж , твиттер , группа ВК)) я наткнулся на простое в своей сути утверждение: «Каждая хорошая история написана по одному алгоритму». Как если бы в ноосфере Земли время от времени запускался процедурный генератор, выдающий шедевры. , ни я, ни мои коллеги не смогли пройти мимо такого подарка судьбы. Поэтому вполне закономерно, что в рамках очередного мы приступили к изучению работы Джозефа Кэмпбелла «Герой с тысячью лицами» . Ниже вы найдете краткий конспект прочитанного, перемежающийся личными выводами моих коллег.

Очень краткое содержание книги

Как и многие другие исследователи мифов, легенд, сказок, притч и других литературных творений разных времен и народов, Дж. Кэмпбелл заметил, что в их структуре наблюдается некая общность. И если отрешиться от проявлений специфических литературных форм и национального колорита, то можно наблюдать, что в общем виде все легенды и мифы имеют три схожих по сути структурных элемента — или три ступени развития. А именно:

  1. Уединение (или отчуждение) — когда герой решается отринуть свою повседневность и, оставив привычную обстановку (не важно, родной ли это дом, город, страна или вообще земная твердь), отправляется в ранее неизвестную ему область, где царят другие законы, где привычное становится странным, а жизнь обретает новые смыслы.Так, например, легендарный Прометей восходит на небеса, а Эней, напротив, спускается в преисподнюю.
  2. Инициация — когда герой вовлекается в самую яркую и напряженную часть своего приключения: путешествует по неизведанному миру, решает встающие перед ним задачи, преодолевает серьезные и не слишком препятствия, встречается, борется и побеждает самых невероятных и сильных противников и наконец добивается своей цели — получает то, за чем он отправился в это фантастическое странствие.Так, например, Ясон, хитростью одолев дракона, получает Золотое Руно.
  3. Возвращение — когда герой с победой (получив то, за чем шел или получив нечто иное, но не менее важное) возвращается в свою привычную обстановку, чтобы делиться с окружающими приобретенным благом.

Указанные три ступени, по мнению Дж. Кэмпбелла, являются не чем иным, как проекцией на мифы тех психологических процессов, которые происходят с каждым из нас в ходе роста и развития нашего сознания. В частности, трехактная структура легенд показывает нам типичные фазы, характерные для переходных состояний во время кризисов психологического взросления и самоосознания.

Такой кризис, например, может возникнуть при попытке юноши освободиться от естественной подсознательной сексуальной привязанности к матери. В таком случае начало его пути — решение об отчуждении от матери — будет знаменовать фазу уединения, следующая за этим собственная борьба со страхами, ожидаемыми и реальными последствиями — эта фаза инициации. Завершением же пути будет обретение независимости и возвращение к спокойным и ровным отношениям с близкими, от которых выиграют все, и, в первую очередь, — герой-юноша.

Согласно К. Юнгу, на теоретические изыскания которого опирается автор, существует некое коллективное бессознательное — архетипы, довлеющие над каждым из нас, независимо от нашего желания. Именно поэтому, по мнению Кэмпбелла, независимо от народности, периода истории и религиозного направления, все мифы как проекции этого бессознательного, обладают описанной выше выраженной общей структурой, названной им “мономифом” (этот термин Кэмпбелл заимствовал у Джойса).

Итак, Путь Героя непременно проходит по трехактной схеме, каждая из ступеней развития которой может содержать некие общие, хотя и по-разному выраженные элементы.

Чтение книги породило во мне мощный импульс развернуть память к множеству подзабытых, приятных и сильных вещей вроде профессиональной художественной литературы, в которой сюжет - это всего только один аспект из десятков. Я действительно уже давно об этом не размышлял. И хотя у Кэмпбелла в работе “Герой с тысячью лицами” литературоведческого анализа мифов (который мне гораздо ближе и понятней психоанализа) намного меньше, чем изящного, литературно-витиеватого, прямо скажем - труднодоступного - изложения фактов и предположений, я не мог не почувствовать интеллектуальную силу и значимость этой работы, которая легко может столкнуть с места глыбы и обратить людей к подвигам, о которых они когда-то мечтали. Никита Прохоров

Элементы ступени уединения

Это первая ступень развития сюжета мифа. Она является предшественницей собственно приключения, которое герой переживет на следующей ступени. На этом этапе происходит все то, что так или иначе способствует наступлению следующего.

Когда мы говорим о типичном пути героя мифов, то подразумеваем, что следующий этап наступит обязательно, однако если подразумевать кризисы становления личности, то естественно, что не всегда даже самые сильные предпосылки способны привести к преодолению кризиса или даже к желанию его преодолеть. В таком случае следующий этап просто не наступает: юноша не преодолевает зависимость от матери, Илья Муромец не встает со своей печи — героя не получается.

Какие же предпосылки, принуждающие будущего героя пройти свой путь, чтобы заслужить право носить это гордое звание, различает Кэмпбелл в своем труде.

1. Зов

Началом приключения является зов к нему. Обычно он исходит от предвестника. Образ этого глашатая будущих свершений может быть весьма специфическим — это может быть человек, животное (лягушка, например), неведомый глас свыше или что-то еще, что подает будущему герою некий знак.

Знаки, которые подает предвестник, тот зов и те просьбы, с которыми он обращается к герою, могут быть не менее специфичны, чем сами предвестники, и поэтому герой не всегда будет способен сразу принять или распознать важность зова. Дело в том, что то, к чему призывает предвестник, не всегда похоже на героическое свершение в типичном его понимании (например, призыв жениться на лягушке).

Предвестники могут звать к жизни, или, в более поздний момент жизненного пути, к смерти, к религиозному смирению, к битвам… Тем не менее, если смотреть на это с точки зрения психологии и принимать путь героя как преодоление себя, расширение своего сознания и раскрытие своей самости, то жениться на лягушке и убить дракона — суть одно и то же: преодоление своих внутренних подсознательных страхов.

Зов может быть принят или не принят героем. Во втором случае героическое приключение не только не состоится, а превратится в его противоположность. Жизнь несостоявшегося героя становится “…бессмысленной — даже несмотря на то, что, подобно Царю Миносу, благодаря титаническим усилиям, он может преуспеть в создании прославленной империи. Какой бы дом он ни построил, это будет дом смерти: лабиринт с исполинскими стенами, предназначенный для того, чтобы скрыть от него его Минотавра.”

С точки зрения психологии это значит, что человек, который не позволил себе вступить в борьбу со своими страхами и не преодолел внутренний кризис, несмотря на любое внешнее благополучие, не сможет быть счастлив и в конечном счете потерпит поражение от самой жизни, став жертвой этого своего перманентного подсознательного кризиса.

Книга Кэмпбелла вызывает противоречивые чувства. С одной стороны это довольно качественный разбор большого количества мифов с выделением общей для них структуры, которую можно считать “золотым сечением” для любых произведений в жанре “героический эпос”. А с другой — притянутый за уши психологический анализ по Фрейду, который даже в психологии не является однозначным авторитетом. Книга является однозначно полезной в сценарном деле, однако, учение Фрейда, по моему мнению, в анализе является лишним, раздражающим фактором. С тем же успехом можно было бы “доказывать” общий для мифов сценарий с точки зрения литературы, археологии, математики и физики — результат был бы таким же, а деление на фазы не изменится. Андрей Муренко

2. Защитник

Если герой не отверг зов, то теперь самое время ему встретиться со своим защитником. Чаще всего это будут древняя старуха или старик, хотя нередко фигуры покровителей в мифах и сказках предстают перед нами в не менее причудливых образах, чем образы зовущих. Покровителями героя могут быть великие боги и богини, животные, родители, мудрые наставники и духи… К слову сказать, защитниками могут выступать и те же, кто на предыдущем этапе взывал к нам, предлагая пуститься в героическое приключение.

Покровители, как правило, занимаются снабжением героя амулетами, волшебными дудочками, магическими инструментами или, на худой конец, ценными советами, которыми герой сможет воспользоваться при преодолении препятствий на следующей ступени.

Иногда защитники не ограничиваются магическими подарками, а и сами сопровождают героя в его путешествии, лично помогая ему при необходимости.

Таким образом, в личном или опосредованном сопровождении своими защитниками герой продвигается дальше по своему героическому пути и доходит до некого “порога”, преодоление которого сулит ему переход на следующую ступень.

Огромное количество воды и красивых литературных оборотов. В ходе чтения можно легко потерять нить повествования и смысл, который пытался вложить автор. Полезную информацию приходится выискивать и вычленять в бесконечных примерах из психологии и самоанализа. Сам прием о “жизни” героя действительно может быть полезен при написании сюжета, а если рассмотреть современный кинематограф и книги через призму этого приема — то выходит, что им уже давно пользуются.Вячеслав Золотовский

3. Преодоление порога или чрево кита

Порог в психологии — эта некая грань, переступив которую ты уже не сможешь вернуться назад в свой обыденный и привычный мирок прежним, независимо от того, победишь ты в своем героическом приключении или проиграешь его. Преодоление этой психологической границы всегда означает выход за некую линию комфорта и потому порой требует высокой решимости.

В мифах порог между старым и новым обычно представлен материально: закрытыми вратами, темной пещерой, развернутой пастью… Ассоциативно порог этот часто вызывает чувство опасности — никогда неизвестно, что же ждет героя за границами его сознания. “Всегда и повсюду приключение — это переход за завесу, отделяющую известное от неизвестного; силы, которые стоят на границе, опасны; иметь с ними дело — рискованно; однако перед всяким, кто обладает уверенностью и отвагой, эта опасность отступает”.

Ворота в новый мир нередко охраняются неведомыми существами, они определяют существующий горизонт жизни героя и именно с этими существами герою придется сразиться, чтобы открыть для себя новые — иные горизонты. Сражения могут носить разный характер: иногда победить привратника нужно хитростью, иногда — силой, добротой или храбростью. Если герой с честью преодолеет это испытание, он окажется там, где и будет совершать все свои героические деяния.

Часто легендарным символом порога или границы между мирами является чрево кита или какого-то иного мифического существа. Герой бывает проглочен этим существом, что символизирует крайнюю степень выраженности неизвестности, которая ожидает героя — такая неизвестность граничит с неизвестностью самой смерти, что подчеркивает важность этого этапа на пути героя и символизирует окончательный разрыв с прошлым героя.

Порог — эта еще одна точка, не выйдя за которую герой не совершит своих героических поступков, а человек не выйдет за рамки своего нынешнего состояния. “Обычный человек более чем удовлетворен тем, что остается в пределах указанных границ, он даже гордится этим, и общественное мнение дает ему все основания опасаться малейшего шага в неизвестное”. Но также как ребенок, ни разу не сделавший самостоятельного шага, никогда не научится самостоятельно ходить, также как член племени, не оторвавшийся от него и не ушедший в дальнее путешествие, не сможет открыть для соплеменников новые земли, так и герой не сможет совершить свои героические поступки, если не выйдет за пределы знакомых образов и состояний.

Книга учит привлекать читателя/зрителя/игрока. Учит писать сюжет таким образом, чтобы каждый человек нашел для себя что-то близкое в герое, который проходит определенные этапы жизни, не чуждые любому из нас.

Мифы — не выдумка, они в любом случае основаны на каких-то событиях, судьбах представителей определенного народа. А судьбы людей, живших тысячу и более лет назад на каком бы то ни было континенте, мало чем отличаются от перипетий судьбы современного человека. И герой, переживающий то или иное событие из набора, перечисленного автором, вызовет симпатию, сочувствие, понимание со стороны игрока (в нашем случае).

Хотелось бы сказать о стиле автора: он, на мой взгляд, несколько сложноват для восприятия — множество ссылок и отсылок, длинных цитат. Тем не менее, некоторые главы книги прочитаны с неподдельным интересом, несмотря на сложность языка изложения. В частности, глава “Миф и сновидение”. На мой взгляд, автор не случайно начал именно с этой главы — она заинтересовала, “зацепила” меня, читателя, именно тем, что большинство людей видит сновидения. Они волнуют нас, мы ищем в них глубинный смысл, пытаемся разгадать. Эта глава как раз и играет на этом . Татьяна Шкуро

Элементы ступени инициации (приключения)

Эта часть пути героя (любимая для большинства читателей) наполнена самыми яркими и значимыми событиями — именно здесь он совершает свои героические поступки: побеждает драконов, сражается с полчищами врагов, выполняет самые немыслимые поручения и вступает в спор с самими богами. И хотя нам как читателям нравится наблюдать за путешествием героя, мы понимаем, что интерес вызван именно тем, что сейчас герою грозит реальная опасность: каждое приключение бросает его на грань жизни и смерти — силы, которые отправлены ему в противовес, могут раздавить его, как букашку. Преодолеть их сопротивление — поступок, действительно достойный героя. На этом этапе герой может неоднократно низвергаться в пучину несчастий — терять любимых, друзей, но, скрепя сердце, двигаться вперед по своему пути.

С точки зрения психологии, именно в этой части преодоления кризиса роста мы встречаемся с самыми серьезными потаенными страхами из своего подсознания. Сделав шаг за границы своего комфорта, мы разбередили осиное гнездо — и не где-то, а в своей душе. Опасность не выдержать, не пройти свой путь до конца действительно велика.

Таким образом, главной составляющей этого этапа мономифа являются испытания.

В преодолении испытаний герою помогают те самые волшебные предметы или советы, данные покровителями, либо же герой оказывается под защитой самих покровителей.

Испытания могут быть очень разными, их может быть очень много — или совсем мало, они могут быть сложнее в преодолении — или проще, они могут отличаться или не отличаться разнообразием… Но, так или иначе, в каждом из этих испытаний, по мнению Кэмпбелла, воплощен какой-либо подсознательный страх.

То, насколько успешно и какими способами герой преодолевает испытания, показывает его сильные и, наоборот, слабые стороны.

В своем труде Кэмпбелл исследовал просто огромное количество материалов. Ему удалось выявить общие черты в мифах различных народов, развивавшихся в разных уголках мира и никогда не общавшихся друг с другом, объяснить почему людей так волнуют подобные вещи. Это действительно полезная информация, которую можно успешно применять в написании игровых сюжетов, однако большая часть книжного пространства — просто примеры, доказывающие мысли автора, из-за чего книга читается довольно тяжело. Александр Мальков

Среди видов испытаний, которые описывает Дж.Кэмпбелл в своем труде, можно выделить следующее:

  • женщина-искусительница (эти испытания, апеллирующие тайным желаниям, которые по тем или иным причинам не были реализованы ранее; как правило, это низменные страсти, которые мешают преодолению препятствий; в подавляющем большинстве случаев такие желания связаны с сексом и женщинами и поэтому в мифах также представлены женскими образами);
  • отец-соперник (испытания, как правило, связаны преодолением эдипова комплекса — успешное преодоление символизирует моральное и психологическое взросление, повышение собственной самооценки и установление ровных и независимых отношений между отцом и сыном);
  • богиня (как правило, завершает череду испытаний проверкой на то, способен ли герой заслужить самое великое благо — любовь; священный союз с женщиной является символом самой жизни и продолжения рода: “…триумф может быть представлен как брачный союз с матерью — богиней мира (священный брак) воплощение жизни”);

Хотя, как указывает Дж. Кэмпбелл, трактовки испытаний на самом деле могут быть самыми разными. Главное, что следует себе уяснить — каждое испытание связано с тем или иным страхом или слабостью героя, которые могут быть воплощены в самых разных персоналиях.

Последним этапом ступени инициации является получение желаемого — это могут быть уже перечисленные выше блага, связанные с воссоединением с отцом или заключением священного брака, это может быть получение магического предмета или символа, за которым герой и отправился за “порог”, это может быть религиозное просветление или апофеоз, связанный с признанием героя божественной сущностью.

Так или иначе в конце испытаний героя, преодолевшего все препятствия, ждет заслуженное вознаграждение.

Всю суть книги можно уместить на паре страниц, если вычленить из нее прослеживающуюся в ней методику (приключение героя по степам). Эта методика применима и в гейм дизайне, ее можно использовать для написания сюжетов в стиле “эпическое приключение” или использовать определенные степы в других сценариях (хотя эта методика и так давно уже используется).Денис Гурбик

Элементы ступени возвращения

Дж. Кэмпбелл отмечает, что даже несмотря на триумфальное преодоление испытаний, их конец вовсе не означает конца пути героя. И это может быть связано с самыми разными факторами.

Первое, что заставляет героя продолжить его путь — необходимость возвратиться и принести то благо, за которым он шел, тем, кто в нем нуждался.

И хотя это может восприниматься как нечто вторичное, но на самом деле этот момент очень важен как с точки зрения мифа (герой должен вновь преодолеть порог, но уже в обратном порядке, что нередко сопряжено с особыми сложностями, сопротивлением богов и стихий и т.д.), так и сточки зрения завершающего этапа психологического кризиса (человек должен прекратить ломать копья и войти в привычное русло жизни, но с уже новым — расширенным и измененным сознанием и соответствующим ему пониманием мира и поведением).

Возвращение героя может протекать очень по-разному. “Если герой в своей победе добился благословения богини или бога, а затем был явно уполномочен вернуться в мир с какой-нибудь панацеей для спасения общества, то на конечной стадии приключения его поддерживают все силы его сверхъестественного покровителя. И напротив, если трофей был добыт против воли стражей сокровища, либо желанию героя вернуться в мир противятся боги или демоны, тогда последняя стадия мифологического круга превращается в живую, часто не лишенную комизма погоню. Этот побег обрастает подробностями — всяческими чудесами магических препятствий и уловок…”

“… спасают ли его извне, гоним ли он изнутри или медленно продвигается вперед, направляемый богами, ему предстоит еще вновь войти вместе со своим обретением в давно забытую среду, где люди, будучи частицами, считают себя целым. Ему еще предстоит предстать перед обществом со своим разрушительным для эго и спасительным для жизни эликсиром и принять ответный удар вполне резонных вопросов, непримиримого негодования и неспособности добрых людей понять его…”

Таким образом, главные трудности героя, связанные с возвращением, могут заключаться в следующем:

  • соблазн остаться “за порогом”, если волшебный мир сулит большие блага, чем возвращение назад в прошлую реальность;
  • преследование враждебными силами волшебного мира, которые не желают выпускать полученное героем благо за “порог”;
  • герой не в силах преодолеть порог назад без помощи покровителей, которые на последних этапах испытания покинули его;
  • в повседневности, которая диктует свои законы, герою сложно сохранить или использовать по назначению благо, полученное в испытаниях.

Начну с боли! Книга “Тысячеликий Герой” Джозефа Кэмпбелла оказалась достаточно трудной в освоении. Текст написан сложным языком, наполненным огромным количеством непростых терминов и разных понятий, знать которые можно лишь имея специальное образование — философия, филология, психология, или при ранее самостоятельно освоенном багаже знаний из данных сфер. Поэтому неподготовленный к сложным академическим текстам читатель может просто не продраться через обилие всех этих сложных терминов и формулировок, плюс, еще и завернутых в непростые логические конструкции. Либо же надолго завязнуть в тексте, постоянно обращаясь за пояснениями к разного рода энциклопедиям (как читал книгу я).

Теперь по сути содержания. Данный труд хорош, в первую очередь, тем, что в нем заключен результат проделанной гигантской работы по сбору, прочтению, осмыслению и анализу огромного числа фактического материала, а именно — мифов, сказок и легенд разных стран и народов. Но главное — на основе всего этого материала и с применением психоанализа были выявлены первичные поведенческие модели человека, его бессознательные желания и заложенные природой реакции, которые и лежат в основе действий героев во всех этих мифов. То есть, проведя анализ множества разных источников, автор смог вычленить некую универсальную метафизическую структуру поведения человека на своем жизненном пути в различных обстоятельствах, сформированную на основе архитипного поведения человека и характерное для всех представителей нашего вида. Поэтому данная структура геройского мифа просматривается у многих народов, независимо друг от друга.

Кроме того, книга до краев заполнена пересказом этих увлекательных мифов от разных народов из разных частей нашего света, которые читаются с большим интересом. При этом, все сопровождается анализом, и позволяет увидеть и понять, почему в конкретном мифе или ситуации герой действует именно так, как действует, какой за этим стоит символизм, и как это отражено в психологии человека.

Единственное, что приходится верить автору на слово, ибо трудов, на которые он ссылается, я лично не читал, а проверить то или иное утверждение, основанное на прочтении десятков и сотен мифов не представляется возможным (для этого потребовалось бы самому все эти мифы и книги перечитать). Хотя, если посмотреть почти на любой современный фильм или книгу (в “героическом” жанре), то герой там, так или иначе, но идет по описанному Кэмбеллом пути, что только подтверждает сделанные автором выводы.

Что касается полезности труда в контексте геймдизайна, то конспект на основе данной книги, с кратко выписанной структурой пути героя и его мотиваций на этом пути, вполне может пригодится в качестве шпаргалки, в которой всегда можно посмотреть проверенные временем, а, главное — лежащие в основе глубинной человеческой психологии, сюжетные ходы и повороты. То есть то, что железно работает. Александр Атаманчук

Заключение

Объяснив общую структуру мифа и свою интерпретацию ее внутренних составляющих, Кэмпбелл объясняет, почему, несмотря на сохранение актуальности влияния подсознания на поведенческие мотивы человека, несмотря на то что мифы по-прежнему символически отображают процессы становления, развития и преодоления, почему сегодня миф не является способом отражения существующей действительности.
А все дело в том, что развитие человечества лишь отражение процесса развития каждого индивидума. Оно переживает те же кризисы и те же периоды роста, и каждый из этих периодов характеризуется своим особым “почерком”. Мы превзошли символику мифов и религиозных притч, но еще не научились писать свою жизнь другими красками. Мы вышли за пределы эгоцентричного “Я”, но не доросли до “Ты”, которое может принять, понять и отразить “чудесную в своем многообразии божественную экзистенцию, каковой и есть жизнь в каждом из нас”.

Сегодня мы — новые герои, и задача каждого и всех сегодня найти новые символы, способные “…передать людям, которые настаивают на исключительности свидетельства своих чувств, послание всепорождающей пустоты”.

По сравнительной мифологии . В 2011 году книга попала в список лучших и самых влиятельных книг по версии журнала Time (среди книг, написанных на английском с 1923 г.)

Герой с тысячью лицами
The Hero with a Thousand Faces
Жанр наука , сравнительная мифология
Автор Джозеф Кэмпбелл
Язык оригинала английский
Дата первой публикации 1949
Издательство София

Основные идеи

Кэмпбелл написал «Героя с тысячью лицами» в 1949 году и использовал в книге теории Фрейда , Юнга , Арнольда Ван Геннепа , а также исследования этнографов Джеймса Джорджа Фрэзера и Франца Боаса и психолога Отто Ранка .

Кэмпбелл, исследуя мифы народов мира, пришёл к выводу, что большинство сказаний имеют общую сюжетную структуру путешествия архетипического героя, которую он назвал мономифом . Герой, по Кэмпбеллу, совершает путешествие в несколько этапов: получив призыв, он покидает обычный мир и при помощи наставника преодолевает барьер на пути в мир сверхъестественный. Далее героя ожидают испытания, при этом возможна помощь союзников, а также самое тяжёлое испытание, приняв которое, он получит награду. Затем следует метафорическая смерть и воскресение. После этого герой возвращается с наградой в обычный мир и на пути его снова ждут испытания. Вернувшись, герой может применить полученную награду, чтобы улучшить обычный мир.

При создании книги Кэмпбелл изучал классику мифологии и литературы, в частности, руководствовался путями, которые проходили такие герои: Осирис , Будда , Иисус , Прометей , Мухаммед , Моисей . Руководствуясь теорией Ван Геннепа, Кэмпбелл разработал свою классификацию обрядов перехода, разделив их также на три этапа: разделение, посвящение и возвращение или сепаративная, лиминальная и конечная стадии.

Термин «мономиф» заимствован из «Поминок по Финнегану », Джойса .

Влияние

На основе идей, изложенных в книге, голливудский продюсер Кристофер Воглер написал методичку для сценаристов . Эта небольшая записка, объемом в 7 страниц оказала влияние на сценарии многих фильмов, в частности студии Walt Disney . Джордж Лукас использовал теорию Кэмпбелла в своих Звездных войнах .

Издания на русском языке

  • Кэмпбелл Д. Герой с тысячью лицами: Миф. Архетип. Бессознательное = The Hero with thousand faces / ред. И. Старых; пер. с англ. К. Семёнов. - СПб. : София, 1997. - 336 с. -

Джозеф Кэмпбелл

ТЫСЯЧЕЛИКИЙ ГЕРОЙ


THE HERO WITH A THOUSAND FACES

BOLLINGEN SERIES XVII

PRINCETON UNIVERSITY PRESS


Миф в современном мире

В современном рациональном и прагматичном мире, пожалуй, именно в силу этого, интерес к мифологии растет и углубляется. Как и столетия назад мифы зачаровывают, они загадочны и таинственны, допотопные истории оказываются неожиданно актуальными, человечество продолжает находить в них пищу для души и ума Глубинная психология раскрыла многие тайны мифа В трудах 3. Фрейда, К. Г. Юнга, Э. Ноймана, О. Ранка, Д. Хилмана показаны бессознательные основы мифологической символики, объяснено происхождение гротескных персонажей мифов, истоки их необычайных приключений и удивительных судеб. Однако, будучи научно «расколдованы» мифы и предания вовсе не лишились для нас своего смысла - наоборот чтение специальных работ, позволяет заново оценить непревзойденное сочетание наивной прелести и огромной мудрости самой незатейливой легенды или сказки.

Книга «Тысячеликий герой» - одна из самых увлекательных работ по сравнительной мифологии. Это исследование психологической основы героических мифов различных времен и народов, опирающееся на огромный фактический материал Джозеф Кэмпбелл с редким мастерством умеет соединить поэтическое изложение и научный взгляд на проблему Сказки и волшебные истории в пересказе автора не только не теряют своего очарования, но приобретают новое звучание - благодаря тонкому анализу глубинных сторон человеческой психики, иносказательно представленных в сюжетах и отдельных эпизодах мифов и легенд.

Работа Кэмпбелла посвящена наиболее часто встречающемуся мифологическому сюжету - истории героя его чудесного рождения, богатырских подвигов, женитьбы на красавице, мудрого правления и загадочной, таинственной гибели. Фольклор многих народов рассказывает о жизни таких персонажей у шумеров это был Гильгамеш, у евреев - Моисей и Иосиф Прекрасный, у греков - Тесей, Геракл, Ясон, Одиссей, у скандинавов и германцев - Сигурд - Зигфрид, у кельтов - король Артур, у ирландцев - силач Кухулин и доблестный Диармайд, у французов - Роланд и Карл Великий, у югославов - Марко - юнак, у молдаван - солнечный Фэт - Фрумос, у русских - целая плеяда «сильномогучих богатырей». Этот перечень можно продолжать до бесконечности. Почему сказания о героях так популярны?

Кэмпбелл, как и другие авторы (Клаудио Наранхо, Александр Пятигорский, Геза Рохейм Виктор Тэрнер Мирча Элиаде), считает, что основу героического мифа слагают символические формы выражения двух важнейших для коллективной и индивидуальной человеческой истории событий - сотворения мира и становления личности. Иными словами, в героическом эпосе перед нами космогонический миф и ритуал инициации. Рождение героя и его странствия соответствуют символике инициации (обрядов перехода), а подвиги, свершения и смерть - мироустроению, созиданию Космоса (порядка) из всеобщего Хаоса. Оба эти процесса в некоторой мере едины, а сама инициации часто носит характер космогонического акта - например, в исследованных Ж.Демюзилем кавказских сказаниях о героях - нарmax, или в приведенных самим Кэмпбеллом мифах о Кришне и Будде.

Первая часть книги посвящена индивидуальной истории тысячеликого героя. Общая схема его приключений соответствует основным стадиям процесса инициации и воспроизводит разнообразные формы обрядов перехода (rites de passage). Известный фольклорист Арнольд ван Геннеп выделил три таких стадии - сепаративную, состоящую в откреплении личности от группы, в которую она входила раньше; лиминальную или стадию «нахождения на грани» и восстановительную {реинтегративную). Смена социального или иного статуса, составляющая основную цель инициационных испытаний, предполагает «выход» из прежнего состояния, отказ от культурных функций, разрушение социальной роли. В мифе это символизируется буквальным уходом, бегством, странствиями и скитаниями героя. Перед этим он слышит призыв, часто сопровождающийся предупреждением о смертельной опасности, угрозами - или, наоборот, обещаниями небывалого блага. Внемлет ли герой призыву или отказывается от него - это всегда начало пути отделения от всего, что было родным и привычным. Типичная форма призыва воплощена в известной былинно - сказочной завязке: «Направо пойдешь - жену найдешь, налево пойдешь - богатство возьмешь, прямо пойдешь - буйную голову сложишь».

Лиминальная стадия представлена пересечением границ (порогов: limen буквально значит «порог»), пребыванием в необычном, промежуточном состоянии. Отсутствие статуса маркируется слепотой, невидимостью, наготой, нелепыми одеяниями (тростниковая шапка, ослиная шкура, вывернутый наизнанку кафтан), грязью, молчанием, запретами (которые касаются сна, смеха, еды, питья и т. п.). «Лиминальные существа, например, неофиты в обрядах инициации или совершеннолетия, - указывает В.Тэрнер, - могут представляться как ничем не владеющие. Они могут нарядиться чудовищами, носить только лохмотья или даже ходить голыми, демонстрируя отсутствие статуса, имущества, знаков отличия, мирской одежды, указывающей на их место или роль, положение в системе родства, - короче, всего, что могло бы выделить их среди других неофитов или инициируемых. Их поведение - обычно пассивное или униженное; они должны беспрекословно подчиняться своим наставникам или принимать без жалоб несправедливое наказание».

Лиминальность может сочетаться с пребыванием в потустороннем мире (подземелье, чреве кита или другого чудовища, на дне моря).

Герой находится в царстве смерти, это живой мертвец, которому предстоит новое рождение и преображение.

Составляющее содержание третьей стадии возрождение (трансфигурация, спасение, волшебное бегство) завершается апофеозом могущества и власти героя. Он приобретает необыкновенную силу, магические умения, красоту, царский сан, женится на принцессе, становится богом. Основное завоевание героя в мифе названо Кэмпбеллом «свобода жить»:

Могущественный в своем озарении, хладнокровный и свободный в своих действиях, ликуя от того, что его рука будет движима благоволением Виракочи, герой становится сознательным орудием великого и ужасного Закона, будь его деяния действиями мясника, шута или царя (с.236).

Однако приключения героя не исчерпываются его апофеозом или гибелью. Индивидуальная судьба божественного героя тесно связана с судьбами мира, его возникновением и обновлением. Само рождение героя, указывает Кэмпбелл, происходит в сакральном центре мира (это так называемый «Пуп Земли»), иногда такой точкой становится, наоборот, место погребения (легенда о том, что Голгофа, место распятия Христа, скрывает в себе череп Адама). От этого центра начинается творение, причем материалом для него часто служит плоть героя или тело убитого им великана, змея, хтонического чудовища. Победа Индры над драконом Вритрой, умерщвление Мардуком ужасной Тиамат, создание мира людей и богов из тела великана Имира - эти и другие примеры подробно разбираются в книге.

Творение мира как героическое деяние есть не единичный, а многократно повторяющийся акт. «То, что было вызвано к жизни в акте творения, - пишет В.Н.Топоров, - стало условием существования и воспринималось как благо. Но к концу каждого цикла оно приходило в упадок, убывало, «стиралось» и для продолжения прежнего существования нуждалось в восстановлении, обновлении, усилении. Возможности ритуала в этом отношении определялись тем, что он был как бы соприроден акту творения, воспроизводил его своей структурой и смыслом и заново возрождал то, что возникло в акте творения».

Герой, воспроизводивший действия демиурга - творца, был этим творцом и всеми последующими - события мифа и его участники снова и снова повторяют космогонический акт, они суть его разнообразные вариации - «аллособытия» и «аллогерои». Так возник и вечно шествует по земле герой в тысячах лиц.

Сниженный, частично десакрализованный вариант героического мифа представлен волшебной сказкой. В книге Кэмпбелла не проводится строгих границ между мифом и сказкой - фактически это просто различные жанры одного и того же сюжета. Разбирая аналогичным образом волшебную сказку В.Я.Пропп выделил сходные функции сказочного героя - отлучка, запрет и его нарушение («не всходи на резное крыльцо, не покидай златого терема»), беда или недостача (одряхлевший царь нуждается в молодильных яблоках и живой воде), изгнание, бегство и преследование, испытания мужества, стойкости и силы, обретение волшебного средства или волшебного помощника, таинственный лес, благодарные звери, поход в иное царство (в образе животного, на коне, птице, по дереву или лестнице, падая в пропасть), борьба со змеем (змей связан с горами или водой, выступает как похититель, поглотитель, поборы змея - «каждый месяц молодую девушку брал и пожирал»), переправа через огненную реку, завоевание царевны, трудные задачи (часто в ответ на сватовство), магическое бегство, ложный герой и узнавание истинного, преображение и воцарение героя.




Top