Тюркская группа языков: народы, классификация, распределение и интересные факты. Тюркские народы

Около 90% тюркских народов бывшего СССР принадлежат к исламской вере. Большая их часть населяет Казахстан и Среднюю Азию. Остальные мусульмане- тюрки живут в Поволжье и на Кавказе. Из тюркских народов не были затронуты исламом только гагаузы и чуваши, живущие в Европе, а также якуты и тувинцы, живущие в Азии. Общих физических особенностей у тюрков нет, и объединяет их только язык.

Поволжские тюрки - татары, чуваши, башкиры - находились под длительным влиянием славянских переселенцев, и сейчас их этнические районы не имеют четких границ. Туркмены и узбеки испытали на себе влияние персидской культуры, а киргизы - длительное воздействие монголов. Некоторые кочевые тюркские народы понесли значительные потери в период коллективизации, насильственно прикрепившей их к земле.

В Российской Федерации народы этой языковой группы составляют второй по численности «блок». Все тюркские языки весьма близки между собой, хотя обычно в их составе выделяется несколько ветвей: кыпчак- ская, огузская, булгарская, карлукская и т. д.

Татары (5522 тыс. чел.) сосредоточены в основном в Татарии (1765,4 тыс. чел.), Башкирии (1120,7 тыс. чел.),

Удмуртии (110,5 тыс. чел.), Мордовии (47,3 тыс. чел.), Чувашии (35,7 тыс. чел.), Марий-Эл (43,8 тыс. чел.), однако дисперсно проживают во всех регионах Европейской России, а также в Сибири и на Дальнем Востоке. Татарское население делится на три основные этнотер- риториальные группы: волго-уральских, сибирских и астраханских татар. Татарский литературный язык сформировался на основе среднего, но при заметном участии западного диалекта. Выделяется особая группа крымских татар (21,3 тыс. чел.; на Украине, в основном в Крыму, около 270 тыс. чел.), говорящих на особом, крымско- татарском, языке.

Башкиры (1345,3 тыс. чел.) проживают в Башкирии, а также в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Курганской, Тюменской областях и в Средней Азии. Вне Башкирии в РФ живет 40,4% башкирского населения, а в самой Башкирии этот титульный народ составляет третью по численности, после татар и русских, этническую группу.

Чуваши (1773,6 тыс. чел.) в языковом отношении представляют особую, булгарскую, ветвь тюркских языков. В Чувашии численность титульного населения составляет 907 тыс. чел., в Татарии- 134,2 тыс. чел., в Башкирии- 118,6 тыс. чел., в Самарской области - 117,8

тыс. чел., в Ульяновской области - 116,5 тыс. чел. Однако в настоящее время чувашский народ обладает относительно высокой степенью консолидации.

Казахи (636 тыс. чел., общая численность в мире более 9 млн. чел.) делились на три территориальных кочевых объединения: Семиречье - Старший Жуз (улы жуз), Центральный Казахстан - Средний Жуз (орта жуз), Западный Казахстан - Младший Жуз (киши жуз). Жузо- вая структура казахов сохранилась до сих пор.

Азербайджанцы (в РФ 335,9 тыс. чел., в Азербайджане 5805 тыс. чел., в Иране около 10 млн. чел., всего в мире около 17 млн. чел.) говорят на языке огузской ветви тюркских языков. Азербайджанский язык делится на восточную, западную, северную и южную диалектные группы. По большей части азербайджанцы исповедуют ислам шиитского толка, и лишь на севере Азербайджана распространен суннизм.

Гагаузы (в РФ 10,1 тыс. чел.) проживают в Тюменской области, Хабаровском крае, Москве, С.-Петербурге; большинство гагаузов живут в Молдавии (153,5 тыс. чел.) и на Украине (31,9 тыс. чел.); отдельные группы - в Болгарии, Румынии, Турции, Канаде и Бразилии. Гагаузский язык относится к огузской ветви тюркских языков. Считают родным гагаузский язык 87,4% гагаузов. По вероисповеданию гагаузы православные.

Турки-месхетинцы (9,9 тыс. чел. в РФ) живут также в Узбекистане (106 тыс. чел.), Казахстане (49,6 тыс. чел.), Киргизии (21,3 тыс. чел.), Азербайджане (17,7 тыс. чел.). Общая численность в бывшем СССР - 207,5 тыс.

Чел., говорят на турецком языке.

Хакасы (78,5 тыс. чел.)- коренное население Республики Хакасия (62,9 тыс. чел.), живут также в Туве (2,3 тыс. чел.), Красноярском крае (5,2 тыс. чел.).

Тувинцы (206,2 тыс. чел., из них в Туве 198,4 тыс. чел.). Проживают также в Монголии (25 тыс. чел.), Китае (3 тыс. чел.). Общая численность тувинцев - 235 тыс. чел. Они делятся на западных (горно-степные районы западной, центральной и южной Тувы) и восточных, или тувинцев-тоджинцев (горно-таежная часть северо-восточной и юго-восточной Тувы).

Алтайцы (самоназвание алтай-кижи) - коренное население Республики Алтай. В РФ проживает 69,4 тыс. чел., в том числе в Республике Алтай - 59,1 тыс. чел. Их общая численность - 70,8 тыс. чел. Существуют этнографические группы северных и южных алтайцев. Алтайский язык распадается на северные (туба, кумандин- ский, ческанский) и южные (алтай-кижи, теленгит) диалекты. Большая часть верующих алтайцев - православные, есть баптисты и др. В начале XX в. среди южных алтайцев распространился бурханизм - разновидность ламаизма с элементами шаманизма. При проведении переписи 1989 г. 89,3% алтайцев назвали свой язык родным, а 77,7% указали на свободное владение русским языком.

Телеуты в настоящее время выделяются в отдельный народ. Они говорят на одном из южных диалектов алтайского языка. Их численность составляет 3 тыс. чел., причем большинство (около 2,5 тыс. чел.) живут в сельской местности и городах Кемеровской области. Основная часть верующих телеутов - православные, но среди них распространены и традиционные религиозные представления.

Чулымцы (чулымские тюрки) проживают в Томской области и Красноярском крае в бассейне р. Чулым и ее притоков Яи и Кии. Численность - 0,75 тыс. чел. Верующие чулымцы - православные христиане.

Узбеки (126,9 тыс. чел.) живут диаспоризованно в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и в областях Сибири. Общая численность узбеков в мире достигает 18,5 млн. чел.

Киргизы (в РФ около 41,7 тыс. чел.) - основное население Киргизии (2229,7 тыс. чел.). Живут также в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, Синьцзяне (КНР), Монголии. Общая численность киргизского населения мира превышает 2,5 млн. чел.

Каракалпаки (6,2 тыс. чел.) в Российской Федерации живут главным образом в городах (73,7%), хотя в Средней Азии они составляют преимущественно сельское население. Общая численность каракалпаков превышает 423,5

тыс. чел., из них в Узбекистане проживают 411,9

Карачаевцы (150,3 тыс. чел.)- коренное население Карачая (в Карачаево-Черкесии), где проживает большая их часть (свыше 129,4 тыс. чел.). Карачаевцы живут также в Казахстане, Средней Азии, Турции, Сирии, США. Говорят на карачаево-балкарском языке.

Балкарцы (78,3 тыс. чел.)- коренное население Кабардино-Балкарии (70,8 тыс. чел.). Живут также в Казахстане и Киргизии. Общая их численность достигает 85,1

тыс. чел. Балкарцы и родственные им карачаевцы - мусульмане-сунниты.

Кумыки (277,2 тыс. чел., из них в Дагестане - 231,8 тыс. чел., в Чечено-Ингушетии- 9,9 тыс. чел., в Северной Осетии - 9,5 тыс. чел.; общая численность - 282,2

тыс. чел.) - коренное население Кумыкской равнины и предгорий Дагестана. В большинстве своем (на 97,4%) сохранили родной язык - кумыкский.

Ногайцы (73,7 тыс. чел.) расселены в пределах Дагестана (28,3 тыс. чел.), Чечни (6,9 тыс. чел.) и Ставропольского края. Живут также в Турции, Румынии и некоторых других странах. Ногайский язык распадается на караногайский и кубанский диалекты. Верующие ногайцы - мусульмане-сунниты.

Шорцы (самоназвание шор) достигают численности 15,7 тыс. чел. Шорцы- коренное население Кемеровской области (Горной Шории), живут также в Хакасии и Республике Алтай. Верующие шорцы - православные христиане.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются данные о происхождении тюркского народа. Описываются легенды, устные и письменные источники истории этого народа.

Древняя история тюркского народа и взаимосвязь некоторых родов, племен с казахской народностью.

Исторические известия о народах тюркского племени начинаются немного раньше. Первая запись была сделана китайцами и относятся к тюркскому народу хуннам, кочевавшему отдаленное прошлое тюрков думали установить по народным преданием и легендами. В истории северной династии Вэй (386-558) очевидно,со слов тюркских посланников, помешена одна из наиболее замечательных легенд. Согласно ей, праотцом тюрков был родом из владения « Со, которое лежало на севере от хуннов».Один из потомков его Ичжини-Нишиду, родившийся от волчицы, имел двух жен- дочь духа неба и дочь духа земли. От первой родилось у него четыре сына- первый по имени Ци-гу (ки-ко) основа государство между реками Афу (Арой) и Гянь (Киен),второй превратился в лебедя, третий основал царство на берегах реки Чу-си, четвертый жил в горах Басы-чу-си-ши год обитала еще орда, происходившая от общего праотца. Разбирая и комментируя приведенную легенду, Н. Аристов приходит к заключению, что владения Со должно находиться на северной стороны Алтая.

Прародитель тюрков происходили из народа Со, остатки которого сохранились в названии одного рода в Верхне-Кумандинской области.

Ки-ко является одной из китайских транскрипций названия киргиз, река Гянь, место их расселения, есть Кянь или Кемь-туземное название Енисея. Помимо приведенной, есть много и других легенд, частью записанных в династических историях китайцев частью передающих устным путем. При всем интересе, какой безусловно представляют многие из существующих легендарных сказаний, пользование ими как этнографическим материалом, при отсутствий исторических контрольных данных, представляет весьма рискованным и заводить исследователя в область более или менее остроумных догадок и предложений. Более ценным и положительным материалом для изучение этнического состава тюркских племен дает знакомство с родовыми именами, костями- тамгами -знаками родовой собственности,налагаемыми на имущество членами рода. В период родового начала род не только в бытовой, но и в политической жизни пользовался всеобъемлющим значением. Благополучие отдельных членов рода зависело от принадлежности их к известному роду и его численности. Роды выдвигались из своей среды наиболее способных, предприимчивых родоначальников,которые, пользуясь своими влиянием, объединяли вокруг себя отдельные роды своего племени, а затем, покоряя новые племена, образовали новое государство. Государства эти существовали, обыкновенно до тех пор, пока внутренняя смута или возвышение нового племени не прекращали их короткого существования.

Такова в грубых чертах схема образования и падения государств по всем протяжению исторической жизни тюркских племен. Государство не редко менялось быстротой калейдоскопа, роды же почти никогда совсем не исчезали и не теряли своего значения. Они могли входить в самую сложную комбинацию друг с другом при образовании государств, но почти никогда не теряли своего родового имени. Помимо поколения, отделов и родов, не терялась никогда память и о костях к которым принадлежали роды. «Имена костей являются большой частью именами народов, племен древних родов потомками которых эти кости представляются». Что касается знаков родовой собственности - тамгы, то они также являются ценным указателем этнического состава тюркских народностей. Существование и возникновение тамгы вызывало главным образом, практическими соображениями. При многочисленности стад и совместимость пользование пастбищами, каждый род делал знаки на своем скоту,что бы они не смешивались с чужими. «На домашний скот вообще кладут метки и хотя в пол пристанет к чужому, никто не возьмет его», говорит древнейшее упоминание о тамгах у тюрков. Знаки родовой собственности клались не только не скот, но и на другие имущества, а также чеканились на монетах. Значение приведенных факторов при выяснении этнического состава племен признавалось почти всеми учеными-исследователями истории и этнографии. В.В. Радлов уделил в своих исследованиях весьма много места этим признакам и собрал богатый материал о родах и костях у Алтайских и Саянских тюрков, у каракиргизов, киргиз-казаков и прочих народов Сибири и Средней Азии. Другой видный ученый Н. Аристов в своих известных « Заметках » между прочим, говорит:

«Наблюдения об особенностях быта, наречий физического типа, вообще этнографические, археологические, лингвистические и антропологические исследования, конечно, могут значительно способствовать изучению этнического состава различных народностей, но в отношении тюркских племен наши знания по этим отраслям науки пока настолько зачаточно (хотя сделано уже немало), что в настоящее время этнография, археология, лингвистика и антропология не дают еще достаточных указаний. Остаются, таким образом, главными пока указателями родовым именам и родовым тамгам. К сожалению, в настоящее время многим тюркским племенам грозит влияние со стороны метисов прежнего быта, и родовые предания прошлого. Задачей настоящей статьи является определение в кратких общих чертах информации о тех результатах, какие достигнуты в настоящее время в области истории и этнографии тюркского народа.

В настоящее время с несомненностью установлено исторической наукой, что родиной народов тюркского племени нужно считать Алтай и Монголию. Об этом говорят и легенды и имена племен, произошедшие от названий урочищ и рек. Находящихся в Алтае соседями тюрков,кочевавших за много веков в Алтае и прилегающей к нему части Монголии, были динлины, народ отличавшийся светлым очертанием кожи, значительным волосяным покровом и долихоцефальным черепом. По китайским источникам, дошедшим до нас, племя динлины обитали между Уралом и Алтаем, другие же находилось на Енисее между Обью и Байкалом. К какой рассе относились динлины не было установлено. Клапроть и Риттерь предполагают, что динлины должны быть арийской рассы.

Н. Аристов, не определяя расы, называет динлины древней северно- азиатской длинноголовой светло окрашенной расой. В истории династии Тань упоминается о народах «по-ма» пегие лошади,тюрки называли его « ала» -пестрый пегий. Народ это жил на Енисее, т.е на тех местах, где обитали второе динлинское племя, и будучи сходны по внешности с енисейскими,говорил особенным наречием. Русские нашли ХVII в. в Сибири остатки этого народа, уже значительно отуреченного и платящего дань киргизам. Сохраняли свой язык в то время только арины, ассаны, котты теперь уже вымершие. Единственным уцелевшим народом древней длинноголовой расы являются айны, обитающие в северной части Японского архипелага. Нахождение представителей длинноголовой рассы в местах весьма удаленных друг от друга, привело исследователей к гипотезе о том,что эта расса распространялась не только да крайнего предела Азии, но и далеко на западе в Европу. Возможно, что именно народа этой расы оставили древнейшие могилы средней России,в которых находятся долихоцефальные черепа и изделие бронзового века. Кочуя смежно с динлинами, тюркские племена,как более подвижные и сильные, очевидно, заняли земли мирных оседлых динлинов, часть которых перемешалось с завоевателями а часть же вымерла.

По мнению Н.Аристова, примесь динлинской крови заметно в некоторых казахских родах младшего жуза Алчинь. Участие динлин в образовании казахов подтверждается китайскими источниками. Так в истории династий Тань при описании земель казахов говориться,о том что «жители перемешались с динлинами.. вообще рослые, с рыжими волосами, с румянами лицами и голубыми глазами». Так как коренные тюрки принадлежали к расе с черными волосами и глазами, то признаки, описанные китайскими летописцами, являются результатом метисации тюрков с динлинами с явно выраженным преобладанием динлинских черт.

Благодаря условиям последующей исторической жизни казахов - именно, их территориальной обособленности на протяжении многих веков и соседству тюркских и монгольских племен - они постепенно утратили динлинской черты физического типа, выявив в значительной степени свой прежний тюркский тип». Образовавшиеся на Енисее путем метисаций тюрков с динлинами тюркские роды в силу каких то причин разделились на две части, из которых одна осталась в верховьях Енисея, а другая переселилась в среднюю Монголию. Оставшаяся на прежнем месте часть сделалась известной китайцами с V века сначала под именем Гянь-гунь (Киан-куен), потом под именем Хагась (по китайским сведением ,рыжеволосое,румяно-лицо и светлоокое лицо) и, наконец под именем киргиз, по китайской транскрипции, килики-узы. Енисейские киргизы вели упорную борьбу против русских завоевателей Сибири, которая окончилась полным поражением киргизов. Часть их погибла в битвах,часть (небольшая) добралась до казахской степи,оставшиеся же на месте вскоре утратили свою самостоятельность и даже имя, смешавшись с другими народностями. Другая часть коренных киргиз, ушедшая с Енисея в среднюю Монголию, кочевала в III в. между Тянь-Шань и хребтом Танну-ола, образовав так называемый Усунский союз и сюда входили не одни киргизи(казахи) ,но так же и другие тюркские роды, название же союзу, очевидно дали усунский род тюрков- динлинов, стоявший во главе союза.Что это было так, подтверждают описание их физического типа, встречающих в китайских источниках. По этим описанием усуни принадлежать к расе голубоглазых русоволосых блондинов. Китайский ученый Шыгу,живший VII в. говорит: « усуньцы обликом весьма от других иностранцев западного края. Нынче тюрки с голубыми глазами и рыжими волосами, сут потомки ихь» .

Под напором новых племен Усунский союз в VI в. распался, при чем часть родов тюркских, которое заняло к тому времени горные области, сохранили свою обособленность, утратив общее имя усуней, другая же, кочевавшая в степях, постепенно слилась с родами и племенами канглов и дулатов и вошла позднее в состав,главным образом, старшего жуза казахского народа.

Остатки усунов существуют до настоящего времени в вид казахского рода Уйсунь в территории Казахстана и рода Сары -Уйсунь (рыжие уйсуни) в состав старшего жуза казахского народа.

В ІІІ в. усуни, кочевавшие между Танну-ола и вост.Тянь-Шань, имели соседями с востока тюркский народ хуннов, с юга -юечжи или юсти, на запад- народ с или сай. Юечжи, по мнению ученых, составляли часть того народа,который жил к северо-востоку от Яксарта под именем массагетов или « великих гетов» , т.е принадлежали к арийский расе. За народом се или сай также признается арийское происхождение. В.В. Григорьев на основании данной санскритской литературы, летописей китайцев,показаний греческих и римских писателей, отождествляет сейцов со скифами греков (саки персов). Находясь к западу от усуней, саки занимали обитаемые части Памира и Алтая в Фергань, западную часть Кашкара, Семиреченскую область и северную часть Сыр-Дарьинской области. Описанная картина расселение народов была нарушена в концов ІІІ или в начале II в. усилившимися в этому времени хуннами. Предводитель хуннов Шанью Модэ, покорив сначала Китай, двинулся затем в конце ІІІ в на. кочевавших в соседство с ним юечжей и потеснил их к западу. Через несколько лет поход хуннов в юечжей повторился, при этом часть последних покорилась, другая же часть подвинулся к западу ну земли, занятые саками. Саки под давлением юечжийцев снялись со своих мест и ушли на юг за « Висячий Переход» и заняли государство «Гибинь» (История старших Ханей) . Висячий Переход, очевидно Памирская высь, а государство Гибинь - нынешний Кабулистан. Однако, не все саки удалились в Гибинь- « часть могла слиться с более или менее родственными им гетами (юетийцами, массагетами) и вместе с ними выселиться в восточную Европу». Лет через 30-40 после описанных событий усуни под давлением так же хуннов напали на юечжийцев, занимавщих прежнее места саков, и вытеснив их сами основались на этих землях. Юечжи, пройдя Фергану и Согдану (между р.р Аму- и Сырь), утвердились в Бактриань, владея и правым берегом Аму- Дарьи (владение Хорезм) . В V в. потомки юечжийцев, занявших Хорезм, сделали известны византийским историкам под именем хуннов -эфталитов или « белых хуннов» , покоренных затем остатки этих племен и ассимилировали их, с более многочисленными саками особое поколение, настоящее имя Саяк. По китайским источникам « между усуньцами находятся отрасли племен сакского и юечжийского ». При этом, по общему в Средней Азий обычаю, саки должны утратит свое имя, приняв вместо него имя своих победителей». Инородное происхождение рода Саяк подтверждается существующей до настоящего времени у киргиз легендой. Согласно легенды, родоначальник саяков произошел от Тогая и неизвестно племени . А в таких случаях положительно можно утверждать, что дело здесь не в браке отделѐнных лиц, а в соединении целых родовых групп и народностей. Вскоре после занятия усунями новых земель через их территорию проезжало китайское посольство во глав с Чжань-Цянемь. Цель посольства - заключение оборонительного союза против наступавших на Китай хуннов. Чжань-Цянь отправился в 157 г. но, проходя через хунскоя владение, попал к ним в плен и только после 12-летних заключений вернулся снова в Китай. За время своего вынужденного пребывания Чжань-Цянь,конечно,многие видели сам и слышал от других о народах, обитавших в восточном Туркестан и сопредельных странах. Отчет его, как официальный документ вошел в « Историю» старшего двора Хань» (с 202 г. по 25 г.). Описывая в нем видения страны. Чжань-Цянь между прочим говорить: « Усунь лежит почти в 2000 л от Давани (Фергана) на северо- восток. Это кочевое владение, жители которого переходят за скотом с места на место. Кангюй лежит почти в 2000 ли от Давани на северо-запад».

В Китайских же источниках находим и описание страны, занятой усунями-« Земли ровная и травянистая, страна слишком дождливая и холодная. В горах много хвойного леса. Усунцы занимаются не земле делением,и скотоводством, и со скотом перекочевывают с место на место». Князь усунький назвался Гюнь-мо,резиденций его было город Чи-гу или Чи-гу-чинь, т.е. город красной долины. Китайцы называют усуней невежественными и грубыми, вероломными и хищными. Усуни вели частые войны с хуннами и нередко от них зависели; время одной борьбы был убит усунский князь. По преданию, сын этого князя был вскормлен волчицей, а птица приносила ему пищу. Хуннский Шанью, узнав об этом чудь воспитал ребенка и вернул затем ему царство отца и дал титул Гюнь-мо. Вскоре усилилось могущество усуней, китайцы стали снова искать с ними союз против общих врагов -хуннов. В 107 г. китайцы для укрепления союза выдали даже свою принцессу за усунскаго Гюнь-мо. Для принцессы было выстроен китайцами дворец, а ее жалобные льни в чужой дикой стран сохранил Мадуань линь-китайский летописец. Не один хунны однако были врагами усуней. Упоминаемые Чжань-Цянем кангюйцы (канклы по Земарху и кангиты по Плано Карпины), как установлено теперь, народ кочевой тюркского племени, были ближайшими соседями их в ту эпоху. Кангюйцы, как конкуренты усуней по пастбищам, естественно, должны были находиться во враждебности отношений к усунам. Китайские историки дают кое-какия сведение об одной войны, происходившей между кангюцами и усунами. В последнем в кангюйцы, поддерживаемые хуннами, которыми правил Шанью- Чжи -Чжи, разбили усуней и заставили разрушить столицу их Чи-гу -чинь. Подоспевшие на помощь усунами китайцы, хотя разбили войско Чжи-Чжи и даже самого его взяли в плен, но восстановить могущество усуней уже не могли. Кангюйцы прогнали их, а усунам нанесли снова серьезное порожение. Вскоре после этого распалась и империя хуннов, разделившихся затем на северных и южных. Первые, пройдя на запад в Кангюй и пробыв там около 2 столетий, появились в 375 г. в Европ. вызвать , так называемое, великое переселение народов. Южные же хунны скоро подчинились Китаю. Вместе с хуннами ушла в Европу и значительная часть кангюйцев сразу ослабив могущество оставшихся на местах кангюйских родов. В начале I в. усуньское государство также ослабилось и распалось на составлявшие его род. К этому времени, очевидно и нужно отнести начало смешения между усунньскими и кангюйскими родами и поколениями, результатом чего и явились те роды старшего жуза, состав которых смешанный и нахождение в которых поколения кангюйцев или канглов не подлежит сомнению.

  1. Н.Аристов «Заметки об этническом составе тюркских племен». М.,1867 г.
  2. Сочинение монаха Иакинфа; часть I .
  3. Н.Аристов « Живая старина». М., 1866 г. вып 3-4 .
  4. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азий Сочинение монаха Иакинфа; часть I.
  5. Г.Карпов « Племенной и родовой состав туркмен ». Ашхабад 1925 г.
  6. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азий.
  7. Записки Императ. Русс.Географ.Общества. 1861 г. книга I.
  8. В.В Григорьев «О скифском народа саках » М., 1889 г.
  9. Материалы по киргизскому землепользованию,Ферганская область Наманганский уезд. Ташкент.1913 г.
  10. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азий. Сочинение монаха Иакинфа; часть III .

Откуда пошли тюрки?

Гунны под предводительство Атиллы вторгаются в Италию . V век н .э .

===================

Вопрос не простой. Похоже, что тюрки считают себя народом, потерявшим свои корни. Ататюрк (отец тюрков), первый президент Турции, собрал представительную научную комиссию и поставил перед ней задачу: найти происхождение тюрков. Комиссия долго и упорно работала, обнаружила огромное количество фактов из истории тюрков, но ясности в вопросе так и не наступило.

Большой вклад в изучение истории тюрков внес наш соотечественник Л. Н. Гумилев. Целый ряд его серьезных трудов (“Древние тюрки”, “Тысячелетие вокруг Каспия”) посвящен именно тюркоязычным народам. Можно даже утверждать, что его труды заложили фундамент научной этнологии.

Однако уважаемый ученый делает одну совершенно трагичную ошибку. Он демонстративно отказывается анализировать этнонимы и вообще, утверждает, что на формирование этноса язык не имеет никакого влияния. Это более чем странное утверждение делает ученого совершенно беспомощным в самых простейших ситуациях. Покажем это на примере.

Рассказывая о кимаках , древней тюркской народности, образовавшей на грани первого и второго тысячелетий где-то в районе современного Казахстана сильное государство, просуществовавшее около трехсот лет, он не может не высказать удивления по поводу его внезапного и полного исчезновения. В поисках исчезнувшего этноса ученый документально обыскал все окрестности. Следов его не оказалось и в шегере казахских племен.

Возможно, предполагает ученый, кимаки ассимилировались с завоевавшими их народами или рассеялись по степи. Нет, этноним мы исследовать не будем. Это все равно ничего не даст, – утверждает Лев Николаевич. А напрасно.

Кимаки это чуть-чуть искаженное русское слово хомяки . Если читать это слово в обратную сторону, получитсяарабское قماح к амма “пшеничник”. Связь понятная и не требует пояснений. Теперь сравним ходячее выражение “Ташкент город хлебный”. И тушканчиков не мы с вами придумали. Что касается названия города Ташкента, то оно состоит из части кент "город" и арабского корня, который мы можем наблюдать в слове عطشجي ъат ашджи "истопник". Не затопишь печь, не выпечешь хлеба. Некоторые переводят название города как "каменный город". Но если он хлебный город, надо переводить его название как город истопников, пекарей.

В очертаниях границ современного Узбекистана мы без труда увидим любителя пшеницы.


Вот его фотография и рисунок в жизни

Только симия может давать простые ответы на сложные вопросы. Продолжим. Давайте прочитаем этноним узбеки по-арабски, т.е. задом наперед: خبز Х БЗ означает “печь хлеб” и отсюда خباز х абба “печник, хлебник”, “продавец хлеба или тот, кто занимается его выпечкой”.

Если мы теперь посмотрим беглым взглядом на культуру Узбекистана, то обнаружим, что вся она переполнена керамикой. Почему? Потому что технология ее изготовлениясовпадает с технологией выпечки хлеба. Кстати, русское пекарь и арабское فخار фах а “керамика” одно и то же слово. Именно по этой причине Ташкент город хлебный и по этой же причине Узбекистан страна, которая может гордиться своей карамикой на протяжении веков. Самарканд, столица империи Тамерлана, Бухара, Ташкент памятники керамической архитектуры.


Регистан , главная площадь Самарканда

Регистан :

Название площади объясняют как производное от перс. р еги – песок. Мол, когда-то на этом месте текла речка и нанесла много песку.

Нет, это от ар. ре : г и – "прошу" (راجي ). А за рус. прошу – ар. шараф "честь". На этом месте сходились дороги из разных концов света. А Тимур приглашал торговцев, ремесленников, ученых в свою столицу, чтобы они сделали из города столицу мира.

Когда русские приглашают, они говорят ПРОШУ, а арабы говорят شرف шарраф "окажи честь" .

Персидское слово от ар. راجع ре:г иъ "возвращающийся". Если среди песков построить город и не следить за ним, песок вернется. Так было и с Самаркандом до Тимура.

Вот мы проследили путь якобы исчезнувшего тюркского племени кимаков . Оказывается, оно проявилось через другое название, имеющее тот же смысл.

Но тюркские племена многочисленны. Известно, что их родина Алтай, но они прошли длинный путь от Алтая по Великой степи до центра Европы, несколько раз переживая так называемый "пассионарный взрыв" (Гумилев). Последний взрыв воплотился в Оттоманской империи, конец которой наступил с окончанием П ервой мировой войны, когда империя скукожилась до небольшого государства под названием Турция.

Задача Ататюрка остается не решенной. В то же время намечается очередное пробуждение тюрков, которое заставляет их искать свои корни.

В пылу пассионарного возбуждения, какие только теории не выдвигаются. Дело порой доходит до того, что русские это в прошлом тюрки, то же относится, естественно, и к славянам. А об украинцах и речи быть не может. Хохол – это по-тюркски "сын неба".

Передовую позицию в новом движении пантюркизма занимает журналист Аджи Мурад , который буквально на нескольких словах пытается показать, что все, например, русские слова из тюркских языков. По методу жонглирования словами видно, что журналист весьма далек от лингвистики. А в заявленной им теме такие знания ему пригодились бы. Ведь языкознание давно уже научилась различать в языках свое от чужого. Даже простому обывателю в большинстве случаев это видно. Например, в русском языке никто не пытается объявлять такие, например, слова как экспедиция, модернизация, саксаул, орда, балык исконно русскими.Критерий простой: слово принадлежит к тому языку, в котором оно мотивируется. Есть и другие признаки, дополнительные. Заимствованные слова, как правило, имеют скудный набор производных слов, странную слоговую структуру, в своей морфологии несут грамматические признаки чужого языка, например, рельсы, маркетинг. В первом остался английский показатель множественного числа, во втором следы английского герундия.

Так , слово хохол является в славянских языках мотивированным. Оно имеет и другое значение "непослушная прядь волос", "торчащий клок волос или перьев". И это было в реальности. Украинцы носили хохлы и по характеру были и остаются упрямыми. Кому это неизвестно?

Этому имеется соответствие и в арабском языке: لحوح лах о : х "упрямый, настойчивый", производное от глагола ألح " алах х а "настаивать". Почти также называются поляки, их извечные соперники ляхи , из которых самый упрямый лях Лех Качиньский .

Но что больше всего удивляет в работах Аджи Мурада , что он даже не пытается поставить вопрос о значении многочисленных названий тюркских племен. Ну ладно, хотя бы задумался о значении слова ТЮРКИ, обозначающего тюркский суперэтнос . Раз уж так хочется поставить их во главе всех народов мира.

Поможем тюркам. Для симии это не такая уж сложная задача.

Обратимся к древнеегипетской фреске "Сотворение мира", которая являет собой программный файл развертывания этносов.


На фреске 6 персонажей, что соответствует библейскому тексту о сотворении мира, называемому в христианской традиции Шестиднев , ибо Бог творил мир шесть дней, а в седьмой день отдыхал. И ежику понятно, что за шесть (семь) дней ничего серьезного не сделаешь. Просто кто-то русское слово дны (уровни) прочитал как дни (недели).

За фигурами на египетской фреске легко узнаются силуэты букв арабского алфавита. О них можно почитать в моей книге "Системные языки мозга" или "Всемирный периодический закон". Нас здесь будет интересовать только центральная парочка "Небо и Земля".

Небо изображает небесная богиня Нут. А под ней Поднебесный Йеб , бог земли. Между ними как раз то и происходит, что написано в их именах, если читать их по-русски: Еб и Нут. Опять русский язык прорезался. В Древнем Египте жрецы писали по-русски? Оставим пока вопрос без ответа. Поехали дальше.

Если поставить богиню неба на "попа", получится древнеарамейская буква гимель (ג ), по-арабски "гим ". А если Еба , бога земли, поставить на грешную землю ногами, получится арабская буква вав (و ).

و и ג

Понятно, что поднебесный Ёб это Китай, жители которого не устанут произносить название производящего органа по-русски. Опять русский? А Богиня неба Нут, это Индия, в которой горы Гималаи.

Арабские и арамейские буквы имеют числовые значения. Буква гим стоит на третьем месте и имеет числовое значение 3. Буква вав стоит на шестом месте и имеет числовое значение 6. Да и так видно, что арабский вав это просто арабская шестёрка.

Небесная Богиня часто изображалась в виде коровы.

На самом деле образ коровы принадлежал богине Мудрости Исиде. Между рогами у нее диск солнца РА. А то , что под ней, под Небесами, всегда изображалось в виде человека, иногда со змеиной головой.

Это потому, что арабское название змеи, корень ХУЙ, похоже на то, что пишут у нас на заборе. Поэтому Поднебесная и соорудила себе самый длинный забор. При том , что ЗУБУР, это форма мн. числа арабского слова ЗУБР.

По-русски ЗУБР – это "БЫК", по-арабски это طور ТУР.

Некоторое время зубр обретался внутри Китая, был его необходимой принадлежностью. Но с каких-то пор осознал и собственную значимость. Ведь, согласитесь, именно он должен быть при корове, чтобы по крыв ать её, а не человек какой-то. Короче говоря, настал момент зубру (быку, туру) сказать человеку: кыш, чеши, мол, отсюда. С тех пор человек по-тюркски - киши, кижи .

Сформулируем это точнее. Тюркское слово киши "человек", происходит от русского кыш. Можно было бы сказать, что от арабского كش ка:ш ш "прогонять", но русское междометие эмоциональней и точнее передает возмущение тура. Слово тур происходит от арабского с аур "бык", производное от глагола ثار с а "гневаться".

С этого момента, когда прозвучало русское слово кыш, начинается история ТЮРКОВ, быков. Они покидают поднебесного бога земли, лишая его органа совокупления, отчего Геб становится женского рода, т.е. Поднебесной. Как на этой карте:


Фото современной ТУРистической карты Тибета.

Легко сказать!!! В реальности, приобретая самостоятельность, от бога земли надо было уходить. Куда? Севернее, туда, где небо было не синим, китайским, а голубым, как тюркское. На Алтай. Голубой сакральный цвет тюрков мы видели на узбекских дворцах и мечетях. Но это довольно поздние времена. Вначале новый цвет неба обозначился на тюркских юртах.

Что там дворцы!

Князь свои дворцы покрыл резьбой?
Что они пред юртой голубой!

Археологические разыскания показывают, что юрта существовала с 12 века до н.э.

Хотя тюрки отделились от Китая, идея китайской "поднебесности " всё-таки осталась. Это же корни. Симия выяснила, что когда бык сакрализуется , он всегда отражает № 2. Сравни американские бизоны, белорусские зубры. А если это происходит с коровой, то она становится носительницей номера три. Нет ярче примераиндийской священной коровы, которая ходит по дорогам Индии, расположенной на треугольном полуострове.

Китайский номер – 6, мы это видели и в арабской букве, и в позе Поднебесного и в то же время свой, антикитайский, номер у тюрок – 5.

Союз быка и коровы:2 + 3 = 5. Но если знак сложения сделать вращающимся, то пятерка будет чередоваться с шестёркой, при таком раскладе: 2 х 3 = 6. Таков кибернетический смысл тюркского номера.

Чтобы никто не сомневался в том, что тюрки это быки , туры , тюрки в качестве почетного обращения используют слово бек . "Это слово означает вообще господина и ставится всегда после собственного имени, наприм . Аббас-бек ". (Брокгауз). Никому не приходит в голову, что это обращение происходит от русского слова бык . Между тем, ничего странного нет в том, что быки называют особо уважаемых среди себя индивидов быками.

Какой бык без коровы? Сакральность коровы отражается в сакральности молока для тюркских племен. И отсюда, например, кавказская Албания, что на севере Азербайджана. Это арабское слово ألبان алба "молочные продукты " . А как столица Азербайджана называется? По-азербайджански Бакы . Ясно, что это русское слово БЫКИ .

Кто-то может подумать, что речь может идти о совпадении. Да, странное совпадение. Но ведь есть еще одна Албания, Балканская. Её столица Тирана . Никому не понятное название. Почему непонятное? Каждый араб скажет, что это "быки" (ثيران ти:р а:н ). Причем араба можно проверить. Легко. Заглянул в словарь и убедился, что араб не соврал. Такой параллелизм нарочно не придумаешь. Смотрите: Одна Албания связана с "русскими быками", другая – с "арабскими". Словно тюрки сговорились, чтобы показать значение РА. А что значит название страны Азербайджан? Никто не знает. Только симия дает прямой и ясный ответ . Первая часть от арабского جازر джа : з ер , йа : зер " резник", вторая часть – рус. БЫЧИНА .

Итак, появляется тема "разделка туши быка". Читаю в одной исторической книге о тюрках, что башкиры , печенеги и огузы связаны общностью исторической судьбы. Не будучи историком, не могу это проверить. Но меня как лингвиста поражает, что эти названия касаются именно разделки бычиной туши. Башкиры от башка , т.е. имеется в виду передняя часть туши. Печенеги от русского печень . В арабском языке это понятие шире. Имеется в виду не только известный орган, но и центральная часть чего-либо. Огузы , понятно, от рус. о гузок , т.е. задняя часть. Туша быка ритуально расчленяется на три части по номеру коровы. Цифры номера опять повторяются (2 и З). Отметим это дело в уме.

Итак, тюрок –это бык. Творец и генетически постарался. Шея, как правило, у тюрков короткая, массивная, это дает им возможность в классической борьбе (ныне греко-римская, во времена Поддубного –ф ранцузская) легко завоевывать призовые места. Ведь в этом виде борьбы главное сильная шея, чтобы был крепкий "мост". А это для того, чтобы силы хватило выдерживать позу Шестерки. Знаю, потому что сам в молодости занимался, тогда еще "классикой". Придешь на тренировку и стоишь в позе Еба . Это называется "качать мост".

Рыдания успокаивают. Спокойствие, упокоение души по-арабски называется رضوان рид ва . В арабском Египте, где сохранился древний заупокойный культ, и где газеты заполнены некрологами, можно видеть это слово в каждом некрологе. Вторая часть этнонимаМЕН идет от ар. أمان "ама , "аме:н "спокойствие".

Дутар – двухструнный инструмент, под музыку которого поют дастаны (сказки), Сказки тоже рассказывают истории того, другого мира, мира номер 2. Дутар разбросало культурной волной по всей Средней Азии, но "дутар - неотъемлемая часть многовековой музыкальной культуры туркменского народа. Если вслушаться в звучание дутара, то можно ощутить жар горячего туркменского солнца, уловить многоголосье горных речек и плеск волн древнего Каспия". Этот текст взят с сайта سنة с анат "год" سنة синат "сон" – Н.В.), чтобы дойти до кондиции, пропитаться соками земли , - продолжает Назаргули . - Если же приступить к работе с материалом сразу, то впоследствии это приведет к деформации дутара и искажению звучания. Когда приходит срок (ср. ар. أجل "а гал "срок, конец", آجلة "агила "тот свет". откуда рус. могила – Н.В.), достаю чурбаки, делаю из них заготовки… Чтобы сделать хороший дутар, нужно, прежде всего, хорошее дерево. Лучше всего подходит тутовник ". Услышал бы Тутанхамон эти слова, два раза в гробу бы перевернулся.

Русское слово струна происходит от арабского وتر ватар "струна", "тетива", производное от арабского وتر ватара "натягивать". Просто русские букву вав иногда видят как русское с. Отсюда и стрелять и стрелок . И еще и ветер , потому что он натягивает паруса. А если прочитать наоборот, получится ретивый . Именно таких коней и любят тюрки, особенно таджики. Ведь два повода, что струны дутара.

Но для нас важно вот еще что: "Туркменская музыка отличается… соединением ритмич . звеньев чётного и нечётного строения: 2 + 3, 3 + 2. (Сайт " Belkanto.ru ) . Узнаем формулу строения тюркского номера? Переведем в слова: "бык + корова, корова + бык".

Пой, мой дутар, рыдай и пой о стороне своей родной.

В Египте сон фараонов охранял сфинкс с телом льва. Здесь – львица, силуэт морды которойможно видеть в очертании границ современной Туркмении.

Львица оцифрована пятёркой. Это общетюркский номер, который поддерживается административным деление страны. И на флагах Туркмении это можно заметить.

На советском флаге 2 голубые линии разделяли красное поле надвое. На современном – зелёное поле пересекает коричневая ковровая дорожка с пятью узорами. День флага празднуется 19 февраля. В этот день в 2001 году руководство изменило соотношение сторон флага, они стали 2 к 3. Под ритмы дутара? Пять звездочек символизируют 5 областей страны.

В общем, дутар это потомок тюркского лука, приспособленный к территории № 2. Переход был, очевидно, плавным. Согласно старинным арабским источникам(указанным выше) в стародавние времена у туркмен был свадебный обычай: друзья жениха стреляли из лука по его перстню. А затем сам жених назначал место первой брачной ночи метанием стрелы. Не знаю, сохранился ли тот обычай, но играющий на дутаре время от времени изгибает его специальный приемом, как бы показывая, откуда родом этот инструмент.

Есть болезнь, спутник всех войн. Столбняк называется, тетанус на латыни.

Столбняк (Tetanus ).

Раненый воин перед смертью.

Острое инфекционное заболевание, характеризующееся тяжёлыми судорогами в результате поражения нервной системы. Возбудитель – столбнячная палочка (Clostridium tetani ). Проникновение спор возбудителя в рану (с почвой, кусочком материи, дерева и т.п.), при наличии в ней омертвевших тканей (анаэробные условия), вызывает заболевание. С. – обычный спутник войн. Тонические судороги охватывают мышцы шеи, туловища, живота; голова запрокинута назад, позвоночник изогнут кпереди – больной касается кровати только затылком и пятками" . (БСЭ) Бациллы С. вырабатывают яд, подобный стрихнину, вызывающий отравление, – тетанин . (Брокгауз ).

Русское название внешне мотивировано глаголом столбенеть . На самом деле название болезни идет от сложения арабской приставки است ист "просить" + в обратном прочтении نبل набл "стрелы", + يقي йак и "защититься", буквально "просить стрелы для защиты". Отсюда поза натянутого лука. Латинское название смертельной болезни происходит от русского слова тетива . (с м. Вашкевич "Словарь этимологических и сокрытых значений". Выпуск 4).

РЕФЕРАТ

Алтай - центр мироздания тюркских народов


Введение


У научной общественности всего мира сегодня уже давно стал аксиомой факт того, что Алтай является великой прародиной всех современных тюркских народов, а в широком смысле народов всей алтайской языковой семьи.

Актуальность моей темы заключается в том, что культура любого народа основана на его национальных особенностях. Знать свои истоки, обычаи, традиции должен каждый человек. Но также традиции и обычаи других народов уверенно входят в нашу жизнь, это говорит о том, что культуру и других народов мы должны знать не меньше чем свою. И как раз в данной работе раскрывается поставленная цель, рассказать о тюркских народах Алтайского края, о их культуре и о истории в целом. В связи с этим задачами является общая характеристика тюркского и алтайского народа, их история, культура и мировоззрение. Объектом моего исследования является Алтайский край, а предметом - тюркские народы. Инструментами исследования поставленных задач стало изучение литераторы и работа в интернете.

В Алтайском крае в 552 году древние тюрки создали свое первое государство - великий Тюркский каганат, объединивший Северную Азию и Восточную Европу, заложив основы Евразийской государственности и цивилизации, государство, в котором немалую роль сыграли ваши прямые предки - народ татар - тридцать тюркских племен и гунно-болгары.

В честь празднования 250-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства, уважаемый Минтимер Шарипович, будучи Президентом Татарстана, подарили памятный знак «Алтай - сердце Евразии». Он находится при самом въезде в Республику Алтай на берегу реки Катунь возле священной горы Бабурган.

Вот почему так значимо и памятно для всех нас, россиян, создание и сооружение знака «Алтай - сердце Евразии» - своеобразный символ признания Республики Алтай не только прародиной всех тюркских этносов, но и нахождение в составе современных республик Российской Федерации. Алтай сыграл огромную объединительную роль в истории народов нашей страны от Дальнего Востока до Волги и Урала, Дуная и Карпат. Дальнейшее развитие через ряд сменявшихся эпох от гунно-болгарских, ордынских до российских оказало, как подтвердила наша совместная история, самое благоприятное воздействие на формирование, становление и развитие всех наших народов.

На памятном знаке, изготовленном специалистами Татарстана, высечено: «Мы этот памятный знак воздвигли в Алтае - «центре мироздания», на том месте, где древние предки наши собирались для решения государственных дел, откуда батыры на аргамаках уходили в походы, народ устраивал праздники и состязания в честь знаменитых событий. Здесь берет начало тюркская цивилизация. Послание потомкам высечено на шести тумбах по периметру знака на татарском, алтайском, английском, японском, корейском, персидском и турецком языках.

Республика Алтай - это стабильный, своего рода модельный регион, где в мире и согласии 2,5 столетия живут тюрки и славяне, русские и алтайцы, представители других больших и малых этносов. В результате сложился и укрепляется от поколения к поколению, как у вас в Татарстане, двуединый культурно-цивилизационный симбиоз: «Живи сам и давай жить другим!» вот кредо нашего алтайского, сибирского, российского сосуществования, сотрудничества. Вот оттого-то уважительное отношение друг к другу, языкам и культурам, традициям и обычаям, духовным ценностям у нашего народа, как говорится, в крови. Мы открыты для дружбы и сотрудничества со всеми, кто идет к нам с добрым сердцем и чистыми помыслами. В последние годы Республика Алтай значительно расширила сотрудничество не только с ближними сибирскими регионами России, но и с сопредельными территориями Казахстана, Монголии, Китая.


1. Общая характеристика представителей тюркских и алтайских народ России


Представители тюркской группы народов России, проживающие сегодня преимущественно на территории Поволжья, Урала, Южной Сибири и Алтайского края и представляющие собой достаточно самобытные, сплоченные национальные общности, в силу особенностей исторического прошлого по своим этнопсихологическим характеристикам не столь резко отличаются друг от друга и имеют гораздо больше сходства между собой по сравнению, например, с коренными народами Кавказа.

Наиболее общими и похожими национально-психологическими особенностями, и их представителями, влияющими на межнациональные отношения, являются:

¾острое национальное самолюбие, особое чувство осознания своей национальной принадлежности;

¾неприхотливость и непритязательность в быту и при выполнении профессиональных и повседневных обязанностей;

¾высокое чувство ответственности перед коллективом, сослуживцами и руководителем;

¾дисциплинированность, исполнительность и настойчивость при выполнении любых каких-либо видов деятельности;

¾резкая прямота суждений, открытость и понятность во взаимодействии и общении с представителями своей и других этнических общностей, стремление к равноправным отношениям;

¾групповая, национальная и родовая сплоченность;

¾при слабом знании русского языка в них присутствуют определенная стеснительность и скованность в общении с представителями других этнических общностей, некоторая пассивность, стремление удовлетвориться общением в своем национальном окружении .


2. Краткая история тюркского народа

тюркский алтайский население национальный

Одним из традиционных занятий тюрок было кочевое скотоводство, а также добыча и обработка железа.

Этническая история прототюркского субстрата отмечена синтезом двух групп населения: первой сформировавшейся к западу от Волги, в V-VIII тыс. до н.э., в ходе многовековых миграций в восточном и южном направлениях, стала преобладающим населением Поволжья и Казахстана, Алтая и долины Верхнего Енисея. И второй группой появившаяся в степях восточнее Енисея позднее, имела внутриазиатское происхождение.

История взаимодействия и слияния обеих групп древнего населения на протяжении двух тысяч лет и есть такой процесс, в ходе которого осуществлялась этническая консолидация и сформировались тюркоязычные этнические общности. Именно из среды этих близкородственных племён во II тыс. до н.э. выделились современные тюркские народы России и сопредельных территорий.

О «хуннских» пластах в формировании древнетюркского культурного комплекса сделал предположение Д.Г. Савинов - он считал, что они, «постепенно модернизируясь и взаимно проникая друг в друга, становились общим достоянием культуры многочисленных групп населения, вошедших в состав Древнетюркского каганата».

С VI века н.э. область в среднем течении Сырдарьи и реки Чу стала именоваться Туркестаном. В основе топонима лежит этноним «тур», являвшийся общим племенным названием древних кочевых и полукочевых народов Центральной Азии. Кочевой тип государства в течение многих столетий был преобладающей формой организации власти в азиатских степях. Кочевые государства, сменяя друг друга, существовали в Евразии с середины I тыс. до н.э. до XVII века.

В 552-745 годах в Центральной Азии существовал Тюркский каганат, который в 603 году распался на две части: Восточный и Западный каганаты. В состав Западного каганата вошла территория Средней Азии, степи современного Казахстана и Восточный Туркестан. Восточный каганат включил в свой состав современные территории Монголии, северного Китая и южную Сибирь. В 658 году Западный каганат пал под ударами восточных тюрок. В 698 году вождь племенного союза тюргешей - Учэлик основал новое тюркское государство - Тюргешский каганат (698-766 годах).

В V-VIII веках пришедшие в Европу тюркские кочевые племена булгары основали ряд государств, из которых наиболее долговечными оказались Дунайская Болгария на Балканах и Волжская Булгария в бассейне Волги и Камы. В 650-969 годах, на территории Северного Кавказа, Поволжья и северо-восточного Причерноморья существовал Хазарский каганат. В 960-е года. он был разгромлен киевским князем Святославом. Вытесненные во второй половине IX века хазарами печенеги обосновались в северном Причерноморье и представляли большую угрозу для Византии и Древнерусского государства. В 1019 году печенеги потерпели поражение от великого князя Ярослава. В XI веке печенегов в южнорусских степях сменяют половцы, которые в XIII веке были разгромлены и покорены монголо-татарами. Западная часть Монгольской империи - Золотая Орда - стала преимущественно тюркским по населению государством. В XV-XVI века она распалась на несколько самостоятельных ханств, на основе которых сформировался ряд современных тюркоязычных народов. Тамерлан в конце XIV века создаёт в Средней Азии свою империю, которая, однако, с его смертью (140 год) быстро распадается .

В раннем средневековье на территории Среднеазиатского междуречья сформировалось оседлое и полукочевое тюркоязычное население, находившееся в тесном контакте с ираноязычным согдийским, хорезмийским и бактрийским населением. Активные процессы взаимодействия и взаимовлияния привели к тюрко-иранскому симбиозу.

Проникновение тюрков на территорию Передней Азии (Закавказье, Азербайджан, Анатолия) началось в середине XI н.э. (сельджуки). Нашествие данных тюрков сопровождалось разрушением и опустошением многих закавказских городов. В результате завоеваний тюрками-османами в XIII-XVI века территорий в Европе, Азии и Африке образовалась огромная Османская империя, однако с XVII века она начала клониться к упадку. Ассимилировав большинство местного населения, османы стали этническим большинством в Малой Азии. В XVI-XVIII веках сначала Русское государство, а потом, после реформ Петра І, Российская империя, включает в свой состав большинство земель бывшей Золотой Орды, на которых существовали тюркские государства (Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство, Крымское ханство, Ногайскую Орду. В начале XIX века Россия присоединяет ряд азербайджанских ханств Восточного Закавказья. В то же время Китай аннексирует Джунгарское ханство, истощенное после войны с казахами. После присоединения к России территорий Средней Азии, и Казахского ханства и Кокандского ханства, Османская империя наряду с Хивинским ханством оставались единственными тюркскими государствами.

Алтайцы - в широком смысле тюркоязычные племена Советского Алтая и Кузнецкого Ала-Тау. Исторически Алтайцы делились на две основные группы:

.Северные Алтайцы: тубалары, челканцы, или лебединцы, кумандинцы, шорцы

.Южные Алтайцы: собственно, алтайцы или алтай-кижи теленгиты, телеуты.

Общая численность 47700 человек. В старой литературе и документах Северные Алтайцы называли «черневыми татарами», за исключением шорцев, которых именовали кузнецкими, мрасскими, кондомскими татарами. Южных Алтайцев неправильно именовали «калмыками» - горными, порубежными, белыми, бийскими, алтайскими. По происхождению Южные Алтайцы - сложный племенной конгломерат, образовавшийся на древнетюркском этнической базе, дополненный позднейшими тюркскими и монгольскими элементами, проникавшими на Алтай в XIII-XVII веках. Этот процесс на Алтае происходил под двукратным монгольским влиянием. Северные Алтайцы представляют в основе смешение угро-финских, самодийских и палеоазиатских элементов, подвергавшихся влиянию древних тюрков Саяно-Алтайского нагорья еще в домонгольскую эпоху. Этнографические особенности Северных Алтайцев сложились на базе пешей таежной охоты на зверя в сочетании с мотыжным земледелием и собирательством. У Южных Алтайцев они создавались на основе кочевого скотоводства в соединение с охотой.

Большая часть Алтайцев, за исключением шорцев и телеутов, объединена в Горно-Алтайскую автономную область и консолидируется в единую социалистическую нацию. В хозяйстве и культуре алтайцев за годы Советской власти произошел коренной перелом. Основой хозяйства Алтайцев является социалистическая животноводство с подсобными земледелием, пчеловодством, охотничьим пушным промыслом и сбором кедрового ореха. Часть алтайцев работает в промышленности. В советское время появилась и национальная интеллигенция.

Зимние жилище - срубная изба русского типа, все шире распространяющаяся в колхозах, местами деревянная срубная юрта шестигранной формы, на реке Чуе-круглая решетчата-войлочная юрта. Летнее жилище-та же юрта или конический шалаш, покрытый берестой или корой лиственницы. Распространенная зимняя национальная одежда - овчинная шуба монгольского покроя, запахиваемая левой полой наверх и подпоясываемая. Шацка круглая овчинная, верх покрыт тканью или сшит из лапок ценного зверя, с кистью из ниток цветного шелка на макушке. Сапоги с широким голенищем на мягкой подошве. Женщины носят юбку и короткую кофту русского образца, но с алтайским воротником: широким, отложным, украшенным рядами перламутровых и стеклянных цветных пуговиц. Теперь все более распространяется одежда русского городского покроя. Почти единственным средством передвижения алтайцем в течении многих веков были верховая и вьючная лошади, теперь широко распространен автомобильный и гужевой транспорт.

В общественном строе Алтайцы до окончательной ликвидации эксплуататорских классов сохранялись родовые пережитки: экзогамные патриархальные роды «соок» и связанные с ними обычаи, переплетавшиеся с патриархально-феодальными отношениями, подвергшимися влиянию капиталистических форм хозяйства России. Семейные отношения характеризуются ныне полным исчезновением патриархальных обычаев, отражавших прежде подчиненной положение женщины, и укреплением советской семьи. Женщина ныне играет видную роль в производственной, общественной и политической жизни. Значительно ослабело влияние религиозных культов. Грамотность среди алтайцев, до Великой Октябрьской социалистической революции почти отсутствовавшая, ныне достигала 90 процентов; начальная, частично и средняя школа работают на родном языке - алтайском; письменность на основе русского алфавита. Имеются национальные учительские кадры с высшим образованием. Созданы литература и театр с национальным и переводным репертуаром, успешно развивается фольклор .


3. Население Алтайского края


По численности населения Алтайский край является одним из крупнейших краев в СССР. По переписи 1939 населения края составляло 2520 тысяч человек. Средняя плотность населения-около 9 человек на 1 кв. км. Основная масса населения сосредоточена в лесостепной и степной части, где в отдельных районах плотность сельского населения превышает 20 человек на 1 кв. км. Наименее заселена Горно-Алтайский автономная область, составляющая треть территории края. Здесь проживает около 7 процентов населения.

Преобладающая масса населения Алтайского края - русские, начавшее заселять край уже в конце XVII и начале XVIII веков. Отдельные русские поселения возникли несколько раньше. Следующая по численности национальная группа - украинцы. Переселившиеся сюда в конце XIX и начале XX веков. В небольших количествах в крае живут чуваши и казахи. В горно-Алтайской автономной области коренным населением являются алтайцы.

В 1939 году в крае преобладало сельское население - в городах проживало лишь 16 процентов всего населения. Быстрое промышленное развитие Алтайского край в годы отечественной войны и послевоенной сталинской пятилетки вызвало значительный рост городского населения. Особенно сильно выросло население города Барнаула. Небольшой пристанционный поселок Рубцовск превратился за эти годы в крупный индустриальный центр, быстро растет молодой город Чесноковка - крупный железнодорожный узел на пересечении томской железной дороги и строящейся Южно-сибирской магистрали. В связи с ростом промышленности в сельских местностях ряд сел преобразован в рабочие поселки. В 1949 году в крае было 8 городов и 10 поселков городского типа.

За годы Советской власти, а особенно во время Великой отечественной войны и послевоенной пятилетки, резко изменился облик алтайских городов. Они благоустроены, обогатились жилыми домами и административными зданиями современного типа. Многие улицы и площади покрыты каменной мостовой или асфальтом. Из года в год в алтайских городах увеличивается площадь зеленых насаждений, причем сады, парки, бульвары разбиваются не только в центральной части городов, но и на пустовавших ранее окраинах. В Барнауле проведены водопровод, канализации, пущен трамвай, организовано автобусное сообщение, построены 4 стадиона. В Бийске и Рубцовске созданы автобусные линии. Быстро растет количество рабочих и служащих города и села. В 1926 году они едва составляли Алтайский край 8 процентов самодеятельного населения, а в1939 году - 42,4 процента. Накануне революции на Алтае работало всего 400 инженеров и техников, а в 1948 только в промышленных и строительных предприятиях их насчитывалось 9 тыс.

Неузнаваемо преобразилась и алтайская деревня в результате победы колхозного строя. А в Алтайском крае насчитывается много колхозных поселков с электричеством, радиоузлами, благоустроенными клубами, многокомнатными домами городского типа. В 1949 году в крае развернулось всенародное движение за преобразование сели деревень. В сельских местностях строятся клубы, избы-читальни, медицинские пункты, родильные дома для колхозников, учителей, специалистов сельского хозяйства. Все строительство проводится по типовым проектам. Широко развернулись работы по электрификации и радиофикации села. До Великой Октябрьской социалистической революции во всем крае насчитывался только 21 агроном. Теперь здесь работает 2 тысячи агрономов, Агро лесомелиораторов и землеустроителей, 2 тысячи ветеринарных врачей и зоотехников. В деревне появились новые профессии, о которых дореволюционный крестьянин не имел понятия. В 1949 году на селе работало более 20000 трактористов, более 8000 комбайнеров, свыше 4000 шофёров .


4. Культура и мировоззрение тюркского народа


В период древности и средневековья складывались и преемственно закреплялись этнокультурные традиции, которые, имея зачастую различные истоки, постепенно формировали особенности, в той или иной мере присущие всем тюркоязычным этносам. Наиболее интенсивно формирование такого рода стереотипов происходило в древнетюркское время, то есть во второй половине I тыс. н.э. Тогда определились оптимальные формы хозяйственной деятельности кочевое и полукочевое скотоводство, в целом сложился хозяйственно-культурный тип традиционное жилище и одежда, средства передвижения, пища, украшения и т.п., приобрела известную завершенность духовная культура, народная этика, социально-семейная организация, изобразительное искусство и фольклор. Наивысшим культурным достижением стало создание собственной письменности, распространившейся со своей центрально азиатской родины Алтай, Монголия, Верхний Енисей до Подонья и Северного Кавказа.

Религия древних тюрок основывалась на культе Неба - Тенгри, среди современных её обозначений выделяется условное название - тенгрианство. У тюрок не было представления об облике Тенгри. Согласно древним воззрениям мир разделён на 3 слоя: верхний изображался внешним крупным кругом, средний изображался срединным квадратом, нижний изображался внутренним малым кругом.

Считалось, что первоначально Небо и Земля были слиты, образуя хаос. Потом они разделились: сверху проявилось ясно-чистое Небо, внизу же оказалась бурая земля. Между ними возникли сыны человеческие. Данная версия упоминалась на стелах в честь Кюль-тегина и Бильге-кагана.

Также существовал и культ волка: многие тюркские народы и сейчас сохранили легенды о том, что ведут происхождение от этого хищника. Культ частично сохранялся даже у тех народов, которые приняли иную веру. Изображения волка существовали в символике многих тюркских государств. Изображение волка также присутствует на национальном флаге гагаузов.

В тюркских мифических преданиях, легендах и сказках, а также в поверьях, обычаях, обрядах и народных праздниках волк выступает как тотемический покровитель, защитник и предок-прародитель

Развит был также культ предков. Существовал политеизм с обожествлением сил природы, что сохранилось в фольклоре всех тюркских народов .


Заключение


Темой моего исследования была цель рассказать о тюркских народах Алтайского края. Значимость заключается в том, чтобы каждый человек знал о своем происхождение, о своих традициях и культуре в целом.

Тюркские народы - народы, говорящие на тюркских языках, а это азербайджанцы, алтайцы (алтай-кижи), афшары, балкарцы, башкиры, гагаузы, долганы, каджары, казахи, карагасы, каракалпаки, карапапахи, карачаевцы, кашкайцы, киргизы, кумыки, ногайцы, татары, тофы, тувинцы, турки, туркмены, узбеки, уйгуры, хакасы, чуваши, чулымцы, шорцы, якуты. От речи тюркских племен ведет свое происхождение турецкий язык, от их общего имени - название турецкой нации.

Тюрки - это обобщённое название этноязыковой группы тюркских народов. Географически, тюрки рассеяны на огромной территории, которая занимает около четверти всей Евразии. Прародиной тюрков является Центральная Азия, а первое упоминание этнонима «тюрк» относится к 6 веке н.э. и связано оно с именем Кёк Тюрков, которые под предводительством рода Ашина создали Тюркский Каганат.

Хотя тюрки не являются исторически единым этносом, а включают в себя не только родственные, но и ассимилированные народы Евразии, тем не менее тюркские народы являются единым этнокультурным целым. А по антропологическим признакам можно выделить тюрков, относящихся как к европеоидной расе, так и к монголоидной, но чаще всего встречается переходный тип, относящийся к туранской расе.

Во всемирной истории тюрки известны, прежде всего, как непревзойдённые воины, основатели государств и империй, умелые скотоводы.

Алтай - прародина всех современных тюркских народов мира, где в 552 году до н.э. древние тюрки создали свое государство - каганат. Здесь сформировался первозданный язык тюрков, получивший распространение среди всех народов каганата благодаря появлению письменности в связи с государственностью тюрков, известной сегодня как «орхоно-енисейская руническая письменность». Все это послужило появлению в современном научном мире термина «алтайская семья» языков (куда входят 5 больших групп: тюркские языки, монгольские языки, тунгусо-маньчжурские языки, в максимальном варианте также корейский язык и японо-рюкюские языки, родство с двумя последними группами гипотетично) и дало возможность утвердиться в мировой науке научному направлению - алтаистике. Алтай в силу геополитического расположения - центр Евразии - в разные исторические эпохи объединял разные этносы и культуры.

Республика Алтай - это стабильный, своего рода модельный регион, где в мире и согласии 2,5 столетия живут тюрки и славяне, русские и алтайцы, представители других больших и малых этносов. В результате сложился и укрепляется от поколения к поколению, как у вас в Татарстане, двуединый культурно-цивилизационный симбиоз: «Живи сам и давай жить другим!» - вот кредо алтайского, сибирского, российского сосуществования, сотрудничества. Вот оттого-то уважительное отношение друг к другу, языкам и культурам, традициям и обычаям, духовным ценностям у нашего народа, как говорится, в крови. Мы открыты для дружбы и сотрудничества со всеми, кто идет к нам с добрым сердцем и чистыми помыслами. В последние годы Республика Алтай значительно расширила сотрудничество не только с ближними сибирскими регионами России, но и с сопредельными территориями Казахстана, Монголии, Китая.


Список использованных источников


1.Тюркские народы [Электронный ресурс] // Википедия свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0% A2% D1% 8E % D1% 80% D0% BA

2.Вавилов С.И. / Алтайский край. Второй том. / С.И. Вавилов. - Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1950. - 152 с.

Крысько В.И. / Этническая психология / В.И. Красько - Академия / М, 2002 - 143 с.

Тюрки тюркология этнология. Кто такие тюрки - происхождение и общие сведения. [Электронный ресурс] // Туркпортал - Режим доступа: http://turkportal.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Алтай-ской языковой семьи. В результате лин-гвистич. классификации, введённой в 19 в., в разряд Т.н. включены многие народы, к-рые до этого в их состав не включались. Т.н. расселены в России, СНГ, Турции, Китае, Иране и др. государствах. Тюрками являются азербайджанцы, алтайцы, балкарцы, башкиры, гагаузы, долганы, казахи, каракалпаки, карачаевцы, киргизы, кумыки, ногайцы, татары, телеуты, тувинцы, турки, туркмены, узбеки, уйгуры, хакасы, чуваши, шорцы, якуты и др.В 1990 численность тюрков составляла 132,8 млн чел. По данным Всемир. ассамблеи Т.н., в ми-ре насчитывается ок. 200 млн чел., принадлежащих к тюркам (2007). В России проживает ок. 30 Т.н. численностью 12 млн 750 тыс. чел. (2002).

Прототюркоязычными считаются (хунны), движение к-рых на З отмечено в кон. 3 – нач. 2 вв. до н.э. В начале н.э. огурские племена (см. ) – предки – мигрировали в запад. направлении. Праболгар. группы как этнич. общность сложились задолго до формирования собственно тюрк. племён (тюркютов). Во 2–4 вв. в Приуралье оформилось объединение кочевых племён гуннов, двинувшихся в сер. 4 в. на З и положивших начало , ознаменовавшему конец многовековому господству ирано-языч. кочевых племён скифов, и открывшему путь движению на З тюркоязыч. кочевников (в 9–10 вв. печенегов и , в 11 в. ). Тюрк. племена, прежде всего оногуры-болгары и савиры (см. ), входили в Гуннскую федерацию. В 5 в. тюрками называли орду, сплотившуюся вокруг князя Аминя (монгол. имя, обозначающее волка). Согласно легенде, алтайские тюрки – тукю (тюркют) – происходят от запад. хуннов. В 6 в. тюрки сложились в небольшой народ, обитавший на восточ. склонах Алтая и Хангая. В результате нескольких удачных войн (с 545) тюркам удалось подчинить все степи от Хингана (Северо-восточ. Китай) до Азов. моря. Государство тюрков называлось Тюрк. каганатом, к-рый в 604 распался на Запад. и Восточ. Тюркские каганаты. С сер. 6 в. по 30-е гг. 7 в. болгары и сувары входили в состав Тюрк., затем Запад. Тюрк. каганата. Болгар. компонент присутствует у ряда Т.н. Кавказа: азербайджанцев, балкарцев, карачаевцев, кумыков. На развалинах первых тюрк. и др. объединений появились Кимакский, Уйгурский каганаты. Знатный тюрк. род Ашина возглавлял Хазар. объединение орд (см. ), обитавшее в прикаспийских степях. В 11 в. на тюрк. наречиях говорили многие народы от Мрамор. моря и склонов Карпат до Великой Китайской стены. Древние Т.н. были кочевниками, они подчинили себе многие земледел. народы, ставшие их земледел. базой. Орхоно-енисейские рунические надписи представляют собой важнейшие историч. и культур. памятники (см. , ). Тюрк. общности имели общий культ Тенгрихана – бога неба, солнца, общий культ предков, а также сходство в быту, одежде, способах ведения войны; свод сведений о древнетюрк. племенах составлен в 11 в. .

Монголо-татар. нашествие на Восточную Европу в 1220–40-е гг. привело в движение массы кочевников. В евразийских степях были разгромлены кыпчаки (кыпчак. степь домонгол. периода известна под названием , она простиралась от Алтая до Карпат); в 1236 завоёвана . В нач. 1240-х гг. основана , в её составе были Хорезм, Север. Кавказ, Крым, Волж. Болгария, Приуралье, Запад. Сибирь. Основную часть населения составляли кыпчаки, язык к-рых являлся государственным. В 1-й пол. 15 в. сформированы поздне-золотоордын. этнополитич. объединения – Астрахан., Казан., Крым., Сибир. ханства, Ногайская Орда; в кон. 15 – нач. 16 вв. образованы Казах. (в составе казахов исторически сложились Старший, Средний, Младший жузы) и Узбек. ханства. Их население состояло из различ. тюркоязыч. племён (ногаи, кыпчаки, башкиры, казахи) и народов (казан. татары, чуваши), а также финно-угров (мордва, марийцы, удмурты, ханты, манси). В период существования ханств происходило перемещение Т.н. В частности, значител. массы чуваш. населения мигрировали на территорию Башкирии и в Запад. Сибирь, где были ассимилированы мест. тюрками (башкирами, сибир. татарами) и казанско-татар. мигрантами. В сер. 16 в. Т.н. Поволжья и Приуралья (чуваши, татары, башкиры) вошли в состав Рус. государства, Т.н. Сибири – в 17 в., Кавказа, Казахстана и Сред. Азии – в 18–19 вв. После строительства в 17–18 вв. произошло переселение чувашей, татар-мишарей, казан. татар и др. народов в районы так наз. .

В отличие от языка материал. и духовная культура древ. чувашей (религия, в т.ч. пантеон, приклад., музыкал., хореографич. творчество, монументал. и малая формы скульптуры), за исключением нек-рых элементов (напр., сходство . В результате длител. взаимодействия с рядом Т.н., с их этнич. группами (прежде всего татар. этноса) у чувашей сформировались сходные черты, прослеживаемые как в материал., так и в духовной культуре.

Лит.: Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1–2. М.–Л., 1950; Т. 3. М.–Л., 1953; Кляшторный С. Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М., 1964; Плетнёва С. А. Кочевники Средневековья. М., 1982; Гумилёв Л. Н. Древние тюрки. М., 1993; Каховский В. Ф. Происхож­дение чувашского народа. Ч., 2003; Иванов В. П. Этническая география чувашского народа. Ч., 2005.




Top