У истоков человеческой цивилизации конспект урока. У истоков рода человеческого

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

У истоков рода человеческого НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ПАРАГРАФЫ 4-5 Стаценко Анна Валерьевна, учитель истории МБОУ г. Иркутска СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов

2 слайд

Описание слайда:

Рассмотреть основные теории происхождения человека Выявить и охарактеризовать основные этапы становления человечества Раскрыть значение первобытной эпохи в истории человечества Цель: изучить первобытную эпоху в истории человечества ЗАДАЧИ Исследовать Узнать Выявить Выяснить Охарактеризовать Рассмотреть Раскрыть Обосновать Проанализировать Цель и задачи урока

3 слайд

Описание слайда:

Общепринятая периодизация Всеобщей истории III тыс. до н.э. - V век н.э. ДРЕВНИЙ МИР V век – конец XV века СРЕДНИЕ ВЕКА XVI – XIX века НОВОЕ ВРЕМЯ XX - начало XXI века НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА Продолжительность более 2,5 млн. лет, становление человека современного вида, родоплеменной строй, переход к земледелию и скотоводству, нет частной собственности и социального неравенства, возникновение искусства и религии

4 слайд

Описание слайда:

Периодизация истории по Л.Моргану и Ж.Кондорсе ДИКОСТЬ Собирательство охота ВАРВАРСТВО Земледелие скотоводство Возникновение частной собственности и социального неравенства ЦИВИЛИЗАЦИЯ Государство письменность города классовое общество Льюис Морган (1818-1881) – американский этнограф и историк, создатель научной теории первобытного общества ПРОГРЕСС Прогресс – поступательное движение общества от низших ступеней к высшим Жан Кондорсе (1743-1794)- французский философ, родоначальник теории ПРОГРЕССА

5 слайд

Описание слайда:

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД Человечество – это единое целое и развивается от низших ступеней к высшим по ступеням – формациям. Формация (от лат. Formatio – вид) – это общество на определенной ступени развития. Первобытнообщинная формация Рабовладельческая формация: рабовладельцы и рабы Феодальная формация: феодалы и зависимые крестьяне Капиталистическая формация капиталисты (буржуазия) и пролетариат (наемные рабочие) : Коммунистическая формация – бесклассовое общество А) социализм «от каждого по способности, каждому – по труду) Б) коммунизм «от каждого по способности, каждому – по потребности Прогресс В основе каждой формации лежит определенный способ производства материальных благ К.Маркс «Революции – локомотивы истории»

6 слайд

Описание слайда:

Первобытная эпоха в истории человечества Первобытными называют людей, живших до возникновения письменности, появления первых городов и государств ПЕРВОБЫТНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИЯ 2,5 млн. л.н. – 5 тыс. л.н.

7 слайд

Описание слайда:

«В современной науке вопрос происхождения человека остается весьма дискуссионным» АНТРОПОГЕНЕЗ - часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens) Антропос – человек Генезис – происхождение АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ - термин, принятый для обозначения проблемы происхождения и эволюции человека, как вида в процессе формирования общества. ЧЕЛОВЕК – это БИОСОЦИАЛЬНОЕ существо

8 слайд

Описание слайда:

ТЕОРИИ Естественно-научные теории ЭВОЛЮЦИОНИЗМ Человек как биологический вид есть – результат ЭВОЛЮЦИИ Люди произошли от особого вида человекообразных обезьян Религиозные теории (КРЕАЦИОНИЗМ) Человек создан БОГОМ Теория палеовизита ЧЕЛОВЕК прилетел из КОСМОСА Ни одна из этих теорий НЕ ИМЕЕТ полного научного подтверждения Какие существуют теории происхождения человека?

9 слайд

Описание слайда:

Религиозная (креационная) теория Человек СОЗДАН БОГОМ «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию Нашему…» Библия. Книга Бытия. 1-26 ОБРАЗ БОЖИЙ– это качества, данные Богом человеку, отличающие его от всех других существ на земле - разум, речь, способность различать добро и зло и стремиться к добру ПОДОБИЕ БОГА – это то, к чему человек должен стремиться – стать подобным Богу – в любви, терпении и т.д. 2:7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Согласно Библии, человек создается в ТРИ этапа. Первый этап - это замысел Божий о человеке. "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему." Затем Бог приступает непосредственно к созданию человека. Он создает тело из земли и после, в готовое уже тело, вдыхает душу. ДУША - это бессмертная личность (сущность) человека. Смысл жизни – спасение души.

10 слайд

Описание слайда:

Религиозная (креационная) теория Григорий Нисский –христианский богослов и философ IV в. Василий Великий - христианский богослов и философ IV в. Василий Родзянко (1915-1999) – епископ православной церкви в Америке Д. Сысоев «Летопись начала» А. Кураев «Школьное богословие» «Православие и эволюция»

11 слайд

Описание слайда:

Эволюционная теория Эволюция – естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся исчезновением и возникновением видов живых существ Человек – высшая ступень развития живых организмов на земле ТИП – хордовые КЛАСС – млекопитающие ОТРЯД – приматы СЕМЕЙСТВО – гоминиды РОД – люди ВИД – человек разумный HOMO SAPIENS

12 слайд

Описание слайда:

Основные факторы эволюции Чарльз Дарвин – основатель теории эволюции (дарвинизма) 1859 г. Происхождение видов путем естественного отбора» 1871«Происхождение человека и половой подбор»: сходство и родство человека и человекообразных обезьян. Основные факторы эволюции – борьба за существование и естественный отбор (дарвинизм). Механизм эволюции – генетические мутации (неодарвинизм) Чарльз Дарвин 1809-1882 «Естественный отбор может объяснить (точнее - описать, а не объяснить) вариативность в рамках популяции, но не может объяснить скачок из одного вида в другой. Поэтому в "Происхождении видов" Дарвин говорит о чем угодно, кроме самого происхождения видов». А. Кураев «Православие и эволюция»

13 слайд

Описание слайда:

Происхождение разума объясняется действием природных законов эволюционного развития Борьба за существование (видовая и межвидовая) и естественный отбор Появление речи, абстрактного мышления, НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ накопление знаний, совершенствование орудий труда ЧЕЛОВЕК Умение изготавливать орудия труда – основное отличие человека от животных

14 слайд

Описание слайда:

Фридрих Энгельс (1820-1895) – немецкий философ, автор работы «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Постепенное совершенствование орудий труда способствовало развитию речи и мышления «Труд сделал из обезьяны человека»

15 слайд

Описание слайда:

Вопросы Что такое антропогенез и антропосоциогенез? Почему человек – это биосоциальное существо? Какие существуют теории происхождения человека? В чем суть креационной теории? Кто является автором теории эволюции? Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? Что означает выражение «труд сделал из обезьяны человека»?

16 слайд

Описание слайда:

Основные этапы развития человека. Предки человека Австралопитек (южная обезьяна) 4 млн. лет назад Палки и острые камни Человек умелый 2,5 млн. лет назад Грубо обработанные камни Человек прямоходящий ПИТЕКАНТРОП 1 млн. лет назад Неандерталец 600-35 тыс.л.н. Кроманьонец 40 тыс. лет назад ПАЛЕОЛИТ (палео –древний, литос – камень) – древнекаменный век МЕЗОЛИТ XХ -X тыс. л.н. НЕОЛИТ X тыс. л.н. 100 тыс. л.н. 200-300– тыс. л.н.

17 слайд

Описание слайда:

Периодизация первобытной эпохи ПАЛЕОЛИТ 2,5 млн. л.н. - XII тыс. л. н. Нижний, средний, верхний Грубые (нешлифованные) каменные орудия труда собирательство, охота, рыболовство МЕЗОЛИТ ХХ-Х тыс. л.н. НЕОЛИТ – X- IX тыс. л.н. ЭНЕОЛИТ меднокаменный век Человеческое стадо Родовая община

18 слайд

Описание слайда:

Расы РАСЫ - это исторически сложившиеся группировки (группы популяций) людей внутри вида Homo sapiens. ЕВРОПЕОИДНАЯ МОНГОЛОИДНАЯ НЕГРОИДНАЯ ОКЕАНИЧЕСКАЯ Расы отличаются друг от друга второстепенными физическими особенностями - цветом кожи, пропорциями тела, разрезом глаз, структурой волос и т. д.

19 слайд

Описание слайда:

Вопросы Какие регионы являются прародиной человечества? В чем главное отличие древнейших людей от животных? Назовите человекоподобных предков людей. Что такое палеолит, мезолит и неолит? Какие достижения человека в эпоху раннего палеолита позволили ему выжить в условиях ледникового периода? Что такое расы?

20 слайд

Описание слайда:

Человек осваивает планету МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л.н.) – изменение природных условий, ледник отступает, становятся доступными для заселения новые территории 25 тыс. л.н. 20 тыс. л.н.

21 слайд

Описание слайда:

Искусство и религия МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л.н.) – возникновение искусства и религии Что такое РЕЛИГИЯ и почему она возникла? Религия – вера в существование высших сил и поклонение им Религия возникла из страха первобытных людей перед силами природы Религия – это важнейшая духовная потребность человека «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» (Блаженный Августин)

22 слайд

Описание слайда:

Искусство и религия МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л.н.) – возникновение искусства и религии ПЕРВОБЫТНЫЕ (архаичные) РЕЛИГИИ 1) АНИМИЗМ – вера в душу и духов Похоронный обряд 2)ФЕТИШИЗМ 3) ТОТЕМИЗМ 4) МАГИЯ Магический обряд

23 слайд

Описание слайда:

Искусство и религия Считалось, что некоторые люди обладают большими способностями общаться с высшими силами, духами. Жрецы (шаманы, колдуны) играли большую роль в жизни первобытных племен МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л.н.) – возникновение искусства и религии

24 слайд

Описание слайда:

Искусство и религия МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л.н.) – возникновение искусства и религии Палеолитические Венеры

25 слайд

Описание слайда:

Вопросы На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты? Что такое религия? Как ученые объясняют ее появление? Когда в человеческом обществе зарождается религия и искусство? Какая связь существует между ними? Назовите первобытные формы религии.

26 слайд

Описание слайда:

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 10 тыс. л. н. Переход от примитивного ПРИСВАИВАЮЩЕГО хозяйства к ПРОИЗВОДЯЩЕМУ хозяйству, основанному на скотоводстве и земледелии

27 слайд

Описание слайда:

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Переход от примитивного ПРИСВАИВАЮЩЕГО хозяйства к ПРОИЗВОДЯЩЕМУ хозяйству, основанному на скотоводстве и земледелии ПРИЧИНЫ ПОСЛЕДСТВИЯ Потепление климата Исчезновение крупных животных (мамонтов) Рост численности населения Усовершенствование орудий труда и оружия Истребление многих видов животных Возникновение земледелия и скотоводства Отделение ремесла от сельского хозяйства Появление обмена и торговли Переход о матриархата к патриархату Появление собственности Переход от родовой общины к соседской Усиление неравенства Создание предпосылок для возникновения ГОСУДАРСТВ Какое значение имела неолитическая революция?

28 слайд

Описание слайда:

Родоплеменной строй Родовая община Родовая община Родовая община ПЛЕМЯ Совет старейшин Вождь


Цели урока: Выявить факторы и направления эволюции человека. Способствовать формированию умений учащихся анализировать изменения человека в процессе эволюции. Продолжить развивать навыки работы с документами и исторической картой.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Основные понятия и термины: каменный век, эволюция, палеолит, мезолит. />Ход урока Изучение новой темы.
ПЛАН Человеческое общество и природные сообщества. Этапы становления человека. Человек осваивает планету.
Учитель начинает урок с вводной лекции, а затем организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника. Человеческое общество и природные сообщества.
Вопрос о возникновения жизни на Земле издавна волновал человечество. В XIX в. возникает концепция
происхождения
человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Она получила в XX в. генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому аппарату ближе всего к человеку оказались шимпанзе.
Ранние этапы эволюции приматов изучены мало. Около 55 млн лет назад низшие приматы стали широко расселяться в тропических лесах Северной Америки и Европы, составлявших в то время единый континент. Какая-то из этих групп около 40-35 млн лет назад дала начало высшим приматам. Известны два основных центра возникновения и расселения таких ранних обезьян в Старом Свете - Юго-Восточная Азия и Северная Африка; в Южную Америку предки обезьян проникли, вероятно, несколько позже.
Начальные этапы эволюции обезьян Старого Света тесно связаны с Северной Африкой. Здесь обитали примитивные древесные обезьяны - парапитеки и проплиопитеки. Около 25-20 млн лет назад африканские обезьяны разделялись на низших и высших (человекообразных), хотя между ними было значительно больше сходства, чем между современными представителями этих групп.
Высокоразвитые приматы - предки человека - переходят позднее к передвижению на двух ногах и употреблению природных предметов в качестве орудий. Их можно рассматривать как своего рода «модель» ближайших предков человека. Предковым видом для человека были приматы, для которых характерны несколько более развитый мозг и более совершенное хождение на двух ногах. Они уже умели немного обрабатывать природные предметы (камни, палки), что говорит о появлении у них разума.
Изготовление и применение орудий труда, осознание этой деятельности давали этим видам все возраставшие возможности активного воздействия на природу, постепенно устраняли действие биологических факторов эволюции. Эволюционное развитие еще испытывало влияние природных факторов и отбора.
Некоторые группы этих приматов вследствие неблагоприятных условий среды и низкого уровня материальной культуры и социальной организации могли задерживаться в своем историческом развитии.
Важнейшим фактором прогрессивного развития людей было совершенствование социальной организации и производственной деятельности.

В лучшем положении оказывались коллективы, где накопление этих качеств и их реализация происходили быстрее, что способствовало более интенсивному росту численности этих групп и их более широкому расселению.
Огромное значение при этом имело прогрессивное развитие способов общения людей, в первую очередь речи, посредством которой происходила передача поколениям накапливаемых производств, опыта и сведений из общественной жизни коллективов. Речь способствовала усвоению и сохранению человеческими коллективами конкретных знаний, наблюдений и технических навыков, приобретенных отдельными членами этих коллективов.
Упрочение независимости человека от окружающей природы, создание искусственной среды, возникновение общества способствовали тому, что естественный отбор полностью утратил свое значение как фактор эволюционной трансформации человека, в связи с чем биологическая, видовая эволюция его прекратилась.
Задание.
-Основываясь на своих знаниях, приобретенных на уроках биологии, истории и обществознания, расскажите о гипотезах происхождения человека. Выскажите свою точку зрения на данную проблему. Ответ аргументируйте. Этапы становления человека.
По материалам, из которых люди изготавливали орудия труда, археологи делят историю на три «века» - каменный, бронзовый и железный. Именно с каменного века человечество ведет свою историю.

Каменный век был самым длинным и делился на несколько эпох: древний каменный век (палеолит), средний каменный век (мезолит) и новый каменный век (неолит).
После вводной лекции учащимся предлагается самостоятельная работа с текстом учебника и документом,
Задание.
- На основе текста учебника и дополнительной информации составьте схему «Этапы становления человека».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
В ходе своего формировании человечество прошло три этапа. Первый этап развития предков человека представлен австралопитеками, ископаемые остатки которых впервые были найдены в Южной Америке, поэтому они получили название южных обезьян (от лат. australis - южный и греч. pitecos - обезьяна).
Ростом австралопитеки были примерно с современную шимпанзе, передвигались на двух ногах, причем их походка была уже полностью сбалансирована. От человекообразных обезьян австралопитеки отличались и строением кисти руки: у них большой палец был развит сильнее и противопоставлялся, как у человека, остальным пальцам.
И, наконец, главное отличие австралопитеков заключалось в их трудовой деятельности и изготовлении орудий труда. В качестве материала они использовали кости животных, дерево и камень. Дошедшие до нас древнейшие орудия из камня - грубые желваки с режущим краем.
Второй этап становления человечества - эпоха питекантропов (от греч. pitekos - обезьяна и anthropos - человек). Объем мозга у них достигает 1000 см (у австралопитеков он равен 600-650 см3).
С увеличением объема мозга и развитием его лобных долей уменьшилась покатость лба и надбровных дуг.
Орудия труда питекантропов отличались большим разнообразием. Древние люди научились делать ручное рубило, разнооб-

разные скребки, грубые рубящие орудия с одним рабочим краем. С такими орудиями питекантропы могли загонять крупных животных. Они уже могли пользоваться огнем
Третий этап связан с неандертальцами (от названия долины Неандерталь в Германии). Первые неандертальцы появились, по-видимому, 250-300 тыс. лет назад, и по своему строению они уже напоминали современного человека.
Набор каменных орудий неандертальцев стал еще более разнообразным. Появились остроконечники, проколки, острия. Материалом служило дерево, кости крупных животных и шкуры. Шкуры употреблялись и в качестве примитивной одежды для защиты от холода.
Рассмотренные три стадии становления человечества предшествовали появлению людей современного типа (кроманьонцев), с которыми заканчивается процесс становления человечества и начинается подлинная человеческая история.
Энциклопедический словарь юного историка. - М., 1994. -С. 386-387. Человек осваивает планету.
Учитель организует работу учащихся с картой «Поселения древнейших людей». Какие достижения человечества позволили людям выжить в условиях ледникового периода? На каком этапе первобытной эпохи происходило расселение человека по континентам планеты? Покажите на карте древнейшие стоянки первобытных людей и территорию их расселения около 500 тыс. лет назад. Закрепление изученного материала.
В качестве закрепления материала можно предложить учащимся исторический диктант.

Вопросы диктанта: Ранний каменный век. (Палеолит.) Область возникновения первых разумных существ. (Восточная Африка.) На каком этапе эволюции первобытные люди овладели умением пользоваться огнем? (Ранний палеолит.) При каком типе древнего человека начинается формирование рас? (Кроманьонский тип.) В какой период развития человечества появляется наскальная живопись? (Мезолит.) />Домашнее задание: § 4, вопросы.

У истоков рода человеческого. Презентация по теме «Древнейшие люди» Выполнила Колесникова В.И. Учитель истории МОУ Теплинская ООШ Этапы становления человека ПАЛЕОЛИТ (от палео... и греч. lithos - камень), древний каменный век, первый период каменного века, время существования ископаемого человека (палеоантропы и др.), который пользовался оббитыми каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. Разведение огня. Палеолит продолжался с возникновения человека (св. 2 млн. лет назад) примерно до 10-го тысячелетия до н. э. Важнейшим достижением палеолита было овладение умением пользоваться огнем (примерно Каменный наконечник с «ножкой». Ср. палеолит. В завершении эпохи раннего палеолита наступил период резкого изменения природных условий существования первобытных людей. Многие стада первобытных охотниковнеандертальцев не смогли приспособиться к новым природным условиям. К концу раннего палеолита (примерно 20-30тыс. лет до н.э.)неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современного, кроманьонского типа. Эпоха Мезолита МЕЗОЛИТ (от мезо... и греч. lithos - камень), средний каменный век, переход от палеолита к неолиту (ок. 10-го - 5е тыс. до н. э.). В мезолите появились лук и стрелы, микролитические орудия, была приручена собака. Мезолит иногда называют также протонеолитом (от греч. protos - первый и неолит) или эпипалеолитом (от греч. epi - после и палеолит). Пример сложного орудия. Мезолит охватывает период с XX по IX-VIIIтыс. до н.э. природные условия в это время становятся благоприятнее, становятся доступными для заселения новые территории. Численность населения не превышает 10 млн. чел. Примерно в эту эпоху человек впервые проник на американский континент и в Австралию. В эпоху мезолита зарождается и получает широкое Танец. Роспись Лльейда. Испания. «Каменная газета». Аризона. Наскальные изображения, в науке получившие название петроглифов, находят в разных частях света. Относятся к разным историческим эпохам от палеолита до средневековья. Древние люди наносили их на стены и потолки пещер, на открытые скальные поверхности и отдельные камни. Древнейшие палеолитические наскальные изображения найдены в пещерах и гротах Южной Франции и Северной Испании. Для наскальных изображений характерны фигуры животных, прежде всего объектов охоты древнего человека: бизоны, лошади, мамонты, носороги, реже встречаются хищники - медведи, львы. Росписи на горном плато. Тассоли-Аджер, Алжир. В России петроглифы называли писаницами. Здесь палеолитические рисунки открыты в Каповой пещере на Урале и на скалах у деревни Шишкино на реке Лене. Уже в древнейшие времена стиль и техника наскальных изображений были разнообразными - от контурного рисунка, процарапанного на камне до барельефа и полихромной росписи, для которой использовались минеральные краски. Наскальные изображения имели для древних людей магическое значение. Композиция в пещере Ласко Сражающиеся лучники Люди эпохи мезолита умели изготовлять ударные, духовые, струнные и щипцовые музыкальные инструменты. Постепенно укреплялась вера в высшие силы, которые могли как помогать, так и вредить. У некоторых племен практиковались человеческие жертвоприношения Эпоха Неолита НЕОЛИТ (от нео... и греч. lithos - камень), новый каменный век, период (ок. 8 - 3-го тыс. до н. э.) перехода от присваивающего Первобытные орудия труда хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились, появились глиняная посуда, прядение, ткачество. Малая статуэтка мамонта из глины Переход к земледелию и скотоводству. Время неолитической революции, знаменует переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности.

В целом характеризуется нapaстающей динамикой перемен, происходящих как в различных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой.

Традиционным для материалистических традиций eвропейской науки было рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы. Она действительно выступает источником ресурсов для развития цивилизации. В то же время человек находится в постоянном взаимодействии со средой своегo обитания, сам является ее порождением и неотъемлемой частью.


Человеческое общество и природные сообщества

Самым древним каменным орудиям насчитывается 2,5-3 млн. лет.Следовательно, в то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума.

Наиболее развитые приматы (шимпанзе, гориллы, opaнгyтанги) способны в определенных ситуациях использовать готoвые предметы (палку, камень). Однако они не могyт изгoтовить орудие, даже самое примитивное (обколоть и заострить кpeмень). Для этогo необходимы определенное знание о свойствах предметов (например, что кремень лучше поддается обработке, чем гранит), умение планировать свои действия, умозрительно представлять себе их результат, что подразумевает навык абстрактного мышления, наличие разума.

Происхождение разума объясняется действием природных законов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды .

Живая природа продемонстрировала бесконечное многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции. Один из них был связан с формированием зачатков социального поведения, которые демонстрируют многие виды животных. Объединяясь в стaда (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от более сильных противников, добывать больше пищи. При этом размер каждого из них был огpаничен возможностями прокормиться на определенной территории (у первобытных людей размер стада состaвлял 20-40 человек).

В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у когo лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшественников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмоции, стали приобретать все более осмысленный характер.

Сформировалась речь, неотделимая от способности к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение cтpyктyры мозга. Те особи, которые проявляли большие способности к коммуникации, имели лучшие шансы выжить в первобытном стаде, ocтавить потомство.

Таким образом, появление и совершенствование речи, абстрактнoгo мышления стали важнейшим фактором развития caмoгo рода человеческого. Не случайно каждый новый шаг по ступени эволюции человека был связан, с одной стороны, с развитием мозга, с дpyгой - с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.

Способность к обучению демонстрируют многие животные, однaко приобретенные одной особью рефлексы и навыки не становятся достоянием вида. В стадах первобытных людей постепенно накапливались знания, которые благодаря развитию речи передавались от поколения к поколению. Они отражали опыт десятков тысяч лет взаимодействия с окружающим миром, касались свойств окружающих предметов, осмысления связей между действиями и их результатами. Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выживание по сравнению с другими видами.

Вооруженные дубинами, копьями, действующие сообща, первобытные охотники могли справиться с любым хищником. Значительно расширились возможности добычи пропитания, Благодаря теплой одежде, овладению oгнeм, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по oгромной территории, почувствовали относительную независимость от климата и капризов погоды.

Накопление знаний не было постоянно развивающимся, поступательным процессом. Многие человеческие сообщества из-за голода, болезней, нападений враждебных племен погибали, полученные ими знания полностью или частично терялись.

Этапы становления человека

Самые древние каменные орудия находят в Восточной Африке, Ceверной и Южной Азии. Именно в этих районах жили австралопитеки. Они были больше похожи на обезьян, чем на людей, хотя могли передвигаться на двух нoгax. Принято считать, что австралопитеки использовали в качестве оружия палки и острые камни, но, скорее вceгo, еще не умели их обрабатывать.

Примерно 1,0 млн. - 700 тыс, лет назад наступает период, который называют ранним палеолитом. (от гpеч, "палео","древнuй" и "лuтос" - "камень"). Раскопки во Франции , вблизи селений Шелль и Ceнт- Ашель, позволили найти остатки пещер и древних поселений, где на протяжении десятков тысяч лет жили сменяющие друг друга поколения предшественников cовременнoгo человека. Впоследствии такие находки были обнаружены и в дрyгих местах.

Исследования археологов позволили проследить, как менялись орудия труда и охоты,. Инструменты из кости и заточенного камня (острия, скребки, рубила) становились все более совершенными и прочными, Менялся физический тип человека: он все более приспосабливался к передвижению по земле без помощи рук, увеличивался объем мозга.

Так, объем мозга человекообразной обезьяны составлял около 300-600 куб. см, австралопитека - 600- 700 куб. см, питекантропа - 800-870 куб. см, синантропа и гейдельбергского человека - более 1000 куб, см, неандертальца - 1300-1700 куб. см,- cовременнoгo человека - 1400-1800 куб. см.

Важнейшим достижением paннeгo палеолита было овладение умением пользоваться oгHeM (примерно 200-300 тыс. лет назад) для обогpева жилища, пригoтовления пищи, защиты от хищников.

Первоначально люди не умели разжигать oгoнь. Eгo источником служили случайно возникшие лесные и степные пожары, добытый огонь постоянно поддерживался в очагах. Древнегреческая легенда о Прометее, похитившем у богов знание об oгне, вероятно, выступает отголоском памяти о весьма давних временах.

Завершает время paннeгo палеолита период резкого изменения природных условий существования первобытных людей. Началось наступление ледников, примерно 100 тыс, лет назад покрывших почти всю территорию России , Центральной и Западной Европы. Mногие стада первобытных охотников неандертальцев не смогли приспособиться к новым условиям существования. Между ними обострилась борьба за уменьшившиеся источники пропитания.

К концу paннeгo палеолита (примерно 30-20 тыс, лет до н.э.) в Евразии и Африке неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современною, кроманьонскою типа.

Мировые религии исходили из представлений о сотворении человека высшими силами. В XIX веке, в период господства ecтественно-научных взглядов, в науке сложился взгляд, согласно которому человек - продукт длительной, постепенной эволюции. Однако в хх веке в научно-популярной литературе начала распространяться идея о внеземном происхождении человека.

Дело в том, что современная наука не располагает бесспорными данными о непосредственных предках человека совpeменнoгo типа. Предполагается, что он не мoг быть продуктом эволюции неандертальцев, которые представляли собой тупиковую ветвь эволюции, Иначе говоря, в цепи сменявших друг друга предшественников человека пока не найдено важнейшее, переходное,звено.

Под влиянием различий в природных условиях сложились основные расы людей.

Расовые признаки весьма многообразны. Наиболее наглядными являются пигментация (окраска кожи и волос), форма черепа, развитость и форма волосяногo покрова (бороды, усов, волос на голове), разрез глаз, рост. Использование современных методов исследования включает анализ преобладающих групп крови, папиллярных узоров на пальцах, формы зубов.

Нет никаких данных, доказывающих существование у каких-либо рас умственных, психических, физиологических и иных преимуществ над остальными. Все они относятся к единому биологическому виду "человека разумного" (Ното sapiens).

В число основных рас обычно включают негроидную, eвропеоидную, монголоидную и океаническую (австралоидную).

К главным признакам негроидных рас принято относить темную пигментацию кожи, жесткие курчавые волосы, слабый рост бороды и усов, выдвинутый вперед лицевой отдел черепа. Сложилась негроидная раса на африканском континенте, хотя археологи находят следы ее проживания и на юге Европы.

У монголоидов преобладают темные, прямые волосы, им свойствен специфический разрез глаз, лицевой скелет с выступающими скулами. Монголоиды проживали в Югo-Восточной, Восточной, Центральной и частично - Средней Азии, в Сибири, на островах Полинезии и в Америке.

Европеоидам присущи мягкие волосы, сильное развитие волосяного покрова, развитый профиль лицевогo скелета, выступающий нос. В период мезолита европеоиды жили в Европе, Передней и Средней Азии, на полуострове Индостан.

В качестве отдельной большой расы принято выделять также океаническую, представители которой проживали небольшими группами на обширной территории от Южной Азии до Австралии и Океании. Отличительный признак этой расы - сочетание нeгроидных и европеоидных черт.

Большие расы отнюдь не однородны, так, например, для eвропеоидов севера типично преобладание светлых волос и голубых глаз. Европеоиды юга отличаются более смуглым цветом кожи и темными волосами. На границах проживания больших рас сложились переходные расовые группы, так, переходными между европеоидными и негроидными расами являются мулаты, эфиопская раса, этнические группы, проживающие в Cyдaне. Смешанной формой между европеоидами и азиатскими монголоидами были некоторые народы Сибири, 3ауралья и Средней Азии.

Изучение истории рас и характера их расселения по земному шару - важнейший источник знаний о жизни народов, их происхождении.

Человек осваивает свою планету

Эпоха мезолита (от гpеч, "мезос" - "средний" -"литос" -"камень") охватывает период с ХХ по IX - VIII тысячелетия до н.э. Она характеризуется новым изменением природных условий, которые становятся более благоприятными: ледники отступают, становятся доступными для заселения новые территории.

В этот период численность населения Земли не превышала 10 млн. человек. Это немнoгo, но при преобладании хозяйства присваивающего типа (охота, рыбная ловля, собирательство) необходимо было постоянное расширение территории охотничьих угодий. Наиболее слабые племена вытеснялись на периферию обитаемого мира. Примерно 25 тыс. лет назад человек впервые проник на американский континент, около 20 тыс. лет назад - в Австралию.

История заселения Америки и Австралии вызывает немало споров. Принято считать, что человек мoг оказаться на этих континентах еще до завершения ледникового периода. Koгдa уровень океана был примерно на 100 м ниже cовременнoгo и существовали сухопутные мосты, связывающие эти континенты с Евразией. В то же время ученые, отмечая, что было нeсколько волн переселения на заокеанские континенты, докaзывают, что уже на заре своей истории люди могли пересекать широкие водные пространства. Норвежский исследователь Т. Хейердал, чтобы доказать правильность этой точки зрения, пересек Тихий океан на плоту, изготовленном по технологиям, которые могли быть доступны человеку во времена мезолита.

В эпоху мезолита зарождается и получает широкое распространение наскальная ж:uвопuсь. В остатках жилищ тoгo времени археологи находят статуэтки, изображающие людей, животных, бусы и дpyгие украшения. Все это говорит о наступлении новoгo этапа в познании мира. Абстрактные символы и обобщенные понятия, возникшие с развитием речи, обретают как бы самостоятельную жизнь в рисунках, статуэтках. Многие из них были связаны с ритуалами, обрядами первобытной магии.

Наибольшей загадкой для человека был он сам, процесс познания, уяснение природы интеллектуальной деятельности и связанных с ней способностей. Первобытная магия строилась на вере в возможность словами, символическими действиями и рисунками воздействовать на отдаленные предметы и других людей, в особую значимость снов. Ранние верования иногда действительно имели под собой определенную рациональную основу. Однако нередко они становились оковами для дальнейшего познания мира.

Большая роль случайности в жизни людей порождала попытки улучшить ситуацию на охоте, в жизни. Так возникала вера в приметы, благоприятные или неблагоприятные. Появился фетишизм - убеждение, что некоторые предметы (талисманы) имеют особую магическую силу. Среди них были фигyрки животных, камни, амулеты, якобы приносящие удачу их владельцу. Возникали поверья, например, что воин, выпивший крови вpaгa или съевший eгo сердце, приобретает особую силу, охоте, лечению больного, выбору пары (юноши или девушки) предшествовали ритуальные действия, среди которых особое значение уделялось танцу и пению. Люди эпохи мезолита умели изготовлять ударные, духовые, струнные и щипковые музыкальные инструменты.

Особое значение придавалось похоронным ритуалам, которые современем становились все более сложными. В древних погpебениях археологи находят украшения и орудия труда, которыми люди пользовались при жизни, запасы пищи. Это доказывает, что уже на заре истории были широко распространены убеждения в существовании потустороннего мира, гдe человек живет после смерти.

Постепенно укреплялась вера в высшие силы, которые могли как помогать, так и вредить. Предполагалось, что их можно.задобрить жертвоприношением, чаще вceгo - частью добычи, ее следовало ocтавить в определенном месте. У некоторых племен практиковались человеческие жертвоприношения.

Считалось, что некоторые люди обладают большими способностями общаться с высшими силами, духами. Постепенно наряду с вождями (ими обычно становились самые сильные, удачливые, опытные охотники) в жизни первобытных племен начали игpать заметную роль жрецы (шаманы, колдуны). Они обычно знали целебные свойства трав, возможно, обладали некоторыми гипнотическими способностями и оказывали большое влияние на соплеменников.


Вопросы и задания

1. Используя знания, приобретенные на уроках биологии, истории и обществознания, расскажите о наиболее распространенных гипотезах происхождения человека. Koгдa возникла теория эволюции и кто ее автор?
2. Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? Какую роль в процессе эволюции человека играла межвидовая и внутривидовая борьба?
3. Назовите направления эволюции человеческогo рода. Какое значение для древнего человека в борьбе за выживание имело накопление знаний?
4. Какие регионы являются прародиной человечества? Назовите человекоподобных предков людей.
5. Проследите изменения антропологического типа человека в процессе эволюции.
6. Какие достижения человека в эпоху paHHeгo палеолита позволили ему выжить в условиях ледникового периода?
7. На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты?
8. Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли?

У ИСТОКОВ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ПРЕДМЕТУ « ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ И МИРА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА 19 ВЕКА. EVG 3097@MAIL. RU

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ. ЭВОЛЮЦИЯ, АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ПЕРВОБЫТНОЕ СТАДО, МЕЖВИДОВАЯ И ВНУТРИВИДОВАЯ БОРЬБА. РАННИЙ ПАЛЕОЛИТ, НЕАНДЕРТАЛЕЦ, КРОМАНЬОНЕЦ. РАСЫ ЛЮДЕЙ, МЕЗОЛИТ, НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, ФЕТИШИЗМ.

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАЗУМА В ЭТОЙ БОРЬБЕ ПОБЕЖДАЛИ, ТЕ, КТО БОЛЕЕ УСПЕШНО МОГ ОБЕСПЕЧИТЬ СВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ. САМОЕ ДРЕВНЕЕ ОРУДИЕ ТРУДА ИЗ КАМНЯ - 2, 5 - 3 МИЛ. В ВОСТОЧНОЙ АФРИКЕ. ИЗГОТОВЛЯТЬ ОРУДИЯ ТРУДА МОГУТ ТОЛЬКО СУЩЕСТВА С ЗАЧАТКАМИ РАЗУМА. ЖИВОТНЫЕ МОГУТ ТОЛЬКО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ. РАЗУМ МЖНО ОБЬЯСНИТЬ: ДЕЙСТВИЕМ ПРИРОДНЫХ ЗАКОНОВ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ, МЕЖВИДОВОЙ БОРЬБОЙ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ.

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА. ФОРМИРОВАНИЕ ЗАЧАТКОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ ВЫДЕЛИЛА ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ПЕРЕДАВАЛ ОПЫТ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ В ОТЛИЧИИ ОТ ЖИВОТНЫХ, КОТОРЫЕ НЕ МОГЛИ ЭТОГО. НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, И НАВЫКОВ, ОВЛАДЕНИЕ ОГНЕМ ПОЗВОЛЯЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ОБЬЕДИНЯЯСЬ В СТАДА ПЕРВОБЫТНЫЕ СООБЩЕСТВАМ УСПЕШНО СУЩЕСТВОВАТЬ В ЛЮДИ МОГЛИ ЗАЩИЩАТЬ СЕБЯ И ДЕТЕЙ. ВПРИРОДЕ. МЕЖВИДОВОЙ БОРЬБЕ ПОБЕЖДАЛИ ТЕ, У КОГО БЫЛИ СПОСОБНОСТИ К КОММУНИКАЦИИ И СОГЛАСОВАНИЮ ДЕЙСТВИЙ. СФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ - УСЛОЖНИЛО СТРУКТУРУ МОЗГА. ПОЯВИЛАСЬ СПОСОБНОСТЬ К АБСТРАКНОМУ МЫШЛЕНИЮ. КАЖДАЯ СТУПЕНЬ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА СВЯЗАНА ВО ПЕРВЫХ С РАЗВИТИЕМ МОЗГА, А ВО ВТОРЫХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ОРУДИЙ ТРУДА.

1. РЕЛИГИЯ УТВЕРЖДАЕТ О БОЖЕСТВЕННОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. 2. В 20 ВЕКЕ ВЗГЛЯД, ЧТО ЧЕЛОВЕК ПРОДУКТ 2, 5 – 3 мил. ВОСТОЧНАЯ АФРИКА – АВСТРАЛОПИТЕКИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРУДИЙ ТРУДА, ПРЯМОХОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННАЯ НАУКА НЕ РАСПОЛАГАЕТ ОТВЕТОМ, ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИЗОШЛО. ОТСЮДА И РАЗЛИЧИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРЕДКА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. ПРИМЕРНО 1, 5 – 700 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД ЭВОЛЮЦИИ. РАННИЙ ПАЛЕОЛИТ. 3. В 21 В. ТЕОРИЯ О ВНЕЗЕМНОМ ИНСТРУМЕНТЫ – СКРЕБКИ, РУБИЛА ИЗ ПРОИСХОЖДЕНИИ КОСТИ И КАМНЯ. ПРЯМОХОЖДЕНИЕ, УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЬЕМА МОЗГА ОТ 300 – 600 КУБ. СМ ДО 1300 – 1700 КУБ. СМ У НЕАНДЕРТАЛЬЦЕВ. ПРИМЕРНО 200 – 300 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД - ОВЛАДЕНИЕ ОГНЕМ. ВРЕМЯ РАННЕГО ПАЛЕОЛИТА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ НАСТУПЛЕНИЕМ ЛЕДНИКОВ ПРИМЕРНО 20 – 30 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ ПОЛНОСТЬЮ ИСЧЕЗАЮТ. УТВЕРЖДАЕТСЯ КРОМАНЬОНЕЦ.

НО ВСЕ ОНИ ОТНОСЯТСЯ К ОДНОМУ ВИДУ ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО. ОСНОВНЫЕ РАСЫ ЛЮДЕЙ. РАСОВЫЕ ПРИЗНАКИ МНОГООБРАЗНЫ: ПИГМЕНТАЦИЯ КОЖИ, РАЗРЕЗ ГЛАЗ, ВОЛОСЯНОЙ ПОКРОВ, РОСТ, ГРУППЫ КРОВИ Т Т. Д. НЕГРОИДНАЯ РАСА. (пигментация кожи, курчавые волосы, слабый рост бороды и усов) ЕВРОПЕОИДНАЯ РАСА. (мягкие волосы, выступающий нос) МОНГОЛОИДНАЯ РАСА. (разрез глаз, скулы, прямые волосы) ОКЕАНИЧЕСКАЯ РАСА. (сочетание негроидных и европеоидных черт) БОЛЬШИЕ РАСЫ НЕОДНОРОДНЫ. КРОМЕ ЭТОГО НА ГРАНИЦАХ РАС СЛОЖИЛИСЬ ПЕРЕХОДНЫЕ РАСЫ.

ЧЕЛОВЕК ОСВАИВАЕТ СВОЮ ПЛАНЕТУ. ЭПОХА МЕЗОЛИТА. (С 20 ПО 9 – 8 ТЫС. ДО Н. Э. ЛЕДНИКИ ОТСТУПАЮТ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВЕРЫ В ПРИМЕТЫ, ФЕТИШИЗМ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОХОРОННЫХ РИТУАЛОВ И ВЕРЫ В ВЫСШИЕ СИЛЫ. ПОЯВЛЕНИЕ ШАМАНОВ, ЖРЕЦОВ. ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ - 10 МИЛ. ПРИСВАЮВАЩИЙ ТИП ХОЗЯЙСТВА – ОХОТА, СОБИРАТЕЛЬСТВО, РЫБНАЯ ЛОВЛЯ. ПРНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В АМЕРИКУ И АВСТРАЛИЮ. НАСТУПЛЕНИЕ НОВОГО ЭТАПА В ПОЗНАНИИ МИРА: НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, ОБРЯДЫ МАГИИ АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ. НАИБОЛЬШАЯ ЗАГАДКА САМ ЧЕЛОВЕК С ЕГО РАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

ПОПРОБУЙТЕ СДЕЛАТЬ СВОИ ВЫВОДЫ. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЯВИЛОСЬ РЕЗУЛЬТАТОМ МНОГОФАКТОРНОГО ВЛИЯНИЕ НА ЕГО РАЗВИТИЕ. КАЖДЫЙ НОВЫЙ ШАГ БЫЛ СВЯЗАН КАК С СОВЕРШЕНСТВОМ ОРУДИЙ ТРУДА, ТАК И С РАЗВИТИЕМ МОЗГА. ПЕРВЫМ ЭТАПОМ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ РАННИЙ ПАЛЕОЛИТ. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОРУДИЙ ТРУДА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОГНЯ ВЫДЕЛИЛО ЧЕЛОВЕКА ИЗ МИРА ЖИВОТНЫХ. ПРОИСХОДИТ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ РАС. В ЭПОХУ МЕЗОЛИТА ЧЕЛОВЕК ОСВАИВАЕТ ПЛАНЕТУ. . РАЗВИВАЕТСЯ МОЗГ И ВОЗНИКАЕТ АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ: РИТУАЛЫ, МАГИЯ, ФЕТИШИЗМ. ЕЩЕ С ПАЛЕОЛИТА ДОМИНИРУЕТ КРОМАНЬОНЕЦ- СОВРЕМЕННЫЙ ТИП ЧЕЛОВЕКА.

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, ПРОИЗВОДЯЩИЙ ТИП ХОЗЯЙСТВА, РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, ОБМЕН, ДЕНЬГИ, ИМУЩЕСТВЕННОЕ НЕРАВЕНСТВО, МАТРИАРХАТ И ПАТРИАРХАТ, СОБСТВЕННОСТЬ, ПЛЕМЯ, РОД, СОЮЗ ПЛЕМЕН, ЭНЕОЛИТ, ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА: ПЕРВЫЙ КОНФЛИКТ. НЕОЛИТ – ПЕРЕХОД К ЗЕМЛЕДЕЛИЮ И СКОТОВОДСТВУ В 9 – 8 ТЫС. ДО Н. Э. РАЗВИТИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА ТОЛЬКО В БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ: СКОТОВОДСТВО ИЗ ОХОТЫ А ЗЕМЛЕДЕЛИЕ ИЗ СОБИРАТЕЛЬСТВА. ПРОИЗОШЕЛ ПЕРЕХОД ОТ ПРИСВАИВАЮЩЕГО К ПРОИЗВОДЯЩЕМУ ТИПУ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИЧИНАМИ ЭТОГО БЫЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРУДИЙ ОХОТЫ И КАК СЛЕДСТВИЕ КРИЗИС В ПИТАНИИ, КОТОРЫЙ УДАРИЛ ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ СООБЩЕСТВАМ. 1. ОДНИ ПЛЕМЕНА ОГРАНИЧИЛИ ПОТРЕБЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ТАБУ И ЗАМЕРЛИ В СВОЕМ РАЗВИТИИ. 2. ПРОРЫВ В НОВОЕ КАЧЕСТВОВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРИРОДУ.

Избыток продукции стал причиной не только торговли, но и зарождения имущественного неравенства. Постепенно вожди и АГРАРНО – СКОТОВОДЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ. колдуны стали накапливать имущество и ценности. ПЕРВЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. (7 – 4 ТЫС ДО Н. Э.) УГЛУБИЛОСЬ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА: ЗЕМЛЕДЕЛИЕ ОТДЕЛИЛОСЬ ОТ СКОТОВОДСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ СТАЛО РЕМЕСЛО. РАСШИРЯЛАСЬ СФЕРА ОБМЕНА: РАЗНООБРАЗНЫЕ СВЯЗИ НАТУРАЛЬНОГО ОБМЕНА СТАЛИ ЗАМЕНЯТЬСЯ ДЕНЬГАМИ. ЭТИ ЦИВИЛИЗАЦИИ ИНОГДА НАЗЫВАЮТ РЕЧНЫМИ (МЯГКИЙ КЛИМАТ, ПОЧВА И ВОДА) – ЕГИПЕТ, МЕЖДУРЕЧЬЕ, долина ИНДА, ХУАНХЕ. ПЕРВЫЕ РАСТЕНИЯ: ПШЕНИЦА, ЯЧМЕНЬ, КУКУРУЗА У ИНКОВ. В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ПРОИЗОШЛИ ГРОМАДНЫЕ ПРЕМЕНЫ ЕСЛИ ДО ЭТОГО ВСЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА БЫЛА ПОСВЯЩЕНА ВЫЖИВАНИЮ И ЧЕЛОВЕК ИЗГНАННЫЙ ИЗ ПЛЕМЕНИ БЫЛ ОБРЕЧЕН, ТО С ПОЯВЛЕНИЕМ ПРОИЗВОДЯЩЕГО ТИПА ХОЗЯЙСТВА СТАЛО ВОЗМОЖНО ПРОИЗВОДИТЬ БОЛЬШЕ ПРОДКУЦИИ, ЧЕМ НУЖНО

ПЕРЕХОД ОТ МАТРИАРХАТА К ПАТРИАРХАТУ. СОБСТВЕННОСТЬ, НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ ПРИВЕЛИ К ИЗМЕНЕНИЮ КУЛАДА ЖИЗНИ. ЛЮДИ НЕОЛИТА ЖИЛИ БОЛЬШИМИ СЕМЬЯМИ. ДЕВУШКИ ОТДАВАЛИСЬ ЗАМУЖ В ДРУГИЕ РОДЫ И ПЛЕМЕНА. МУЖЧИНЫ ОСТАВАЛИСЬ В СЕМЬЕ. СТЕПЕНЬ РОДСТВА ПО МУЖСКОЙ ЛИНИИ И ОТСЮДА ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ. НЕСКОЛЬКО РОДОВ ПЛЕМЯ. ПРОИЗОШЛО ПОЯВЛЕНИЕ СЕМЬИ. ВОПРОС О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЕМЬИ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ БЫЛ СПОРНЫМ. СОГЛАСНО МОРГАНУ (США) – СТАНОВЛЕНИЕ СЕМЬИ ПРОШЛО НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ. В УСЛОВИЯХ ОХОТЫ И СОБИРАТЕЛЬСТВА – ГЛАВНАЯ ФИГУРА – ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ ПЕРЕДАВАЛА ОПЫТ, ОРГАНИЗОВЫВАЛА ЭТОТ СТРОЙ- МАТРИАРХАТ С ПОЯВЛЕНИЕМ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА СМЕРТНОСТЬ СРЕДИ МУЖЧИН УМЕНЬШИЛАСЬ И ОНИ ВЫПОЛНЯЛИ САМУЮ ТЯЖЕЛУЮ И ВАЖНУЮ РАБОТУ. ВСЕ ЭТО ПРИВЕЛО К НОРМАМ ПАТРИАРХАТА – ОСОБОЙ РОЛИ МУЖЧИН В ОБЩЕСТВЕ.

ПЕРЕХОД К ЭНЕОЛИТУ. РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИВОДИЛ К ОСВОЕНИЮ НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ НАЧАЛСЯ НОВЫЙ ЭТАП В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, СВЯЗАННЫЙ С ПОЯВЛЕНИЕМ ПЕРВЫХ ГОСУДАРСТВ. ПОЯВИЛИСЬ СОЮЗЫ ПЛЕМЕН, КОТОРЫЕ ПОСТЕПЕННО ТЕРЯЛИ СВЯЗЬ ДРУГ С ДРУГОМ. ПРОИЗОШЛО ПОЯВЛЕНИЕ РАЗНЫХ ЯЗЫКОВ (5 – 4 ТЫС. ДО. Н. Э.) ВСЕГО 4 ТЫС. ЯЗЫКОВ. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ, ФИННО- УГОРСКАЯ, МОНГОЛЬСКАЯ, СЕМИТО – ХАМСКАЯ, БЕРБЕРО – ЛИВИЙСКАЯ, КУШИТСКАЯ, СИНО – ТИБЕТСКАЯ И ДРУГИЕ. В ЭТО ВРЕМЯ НАЧИНАЕТСЯ ПЕРЕХОД К ОСВОЕНИЮ МЕТАЛЛОВ: МЕДЬ, ОЛОВО, СВИНЕЦ И ДРУГИЕ. ВРЕМЯ ОСВОЕНИЯ: 7 ТЫС. , НО ШИРОКОЕ ОСВОЕНИЕ В 4 – 3 ТЫС. ДО Н. Э. В ЭПОХУ ЭНЕОЛИТА(МЕДНО – КАМЕННОГО ВЕКА)

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ. ПРИМЕРНОВ 10 ТЫС. ДО Н. Х ПРОИЗОШЕЛ КРИЗИС РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ, СВЯЗАННЫЙ С ИСЧЕРПАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОХОТЫ И СОБИРАТЕЛЬСТВА. ВЫХОД ИЗ НЕГО ДВУМЯ ПУТЯМИ: 1. ОГРАНИЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ 2. РАЗВИТИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА. ПРОИЗВОДЯЩИЙ ТИП ХОЗЯЙСТВА ПРИВЕЛ К ИЗМЕНЕНИЮ УКЛАДА ЖИЗНИ: РАЗДЕЛЕНИЮ ТРУДА, РЕМЕСЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА, ОБМЕНУ И ПОЯВЛЕНИЮ ДЕНЕГ. ПРОИСХОДИТ ПЕРЕХОД ОТ МАТРИАРХАТА К ПАТРИАРХАТУ И СТАНОВЛЕНИЮ СЕМЬИ. ПОЯВЛЯЕТСЯ ПОНЯТИЕ СОБСТВЕННОСТИ. С РОСТОМ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРОИСХОДИТ РАССЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА НОВЫЕ МЕСТА И КАК РЕЗУЛЬТАТ ПОЯВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЯЗЫКОВ. ИМЕННО В ЭТО ВРЕМЯ В 7 ТЫС. ДО Н. Э. НАЧИНАЕТСЯ ОСВОЕНИЕ МЕТАЛЛОВ. ПЕРИОД С 4 ПО 3 ТЫС. ДО Н. Э. ПОЛУЧАЕТ НАЗВАНИЕ МЕДНО – КАМЕННЫЙ ВЕК (ЭНЕОЛИТ) НАЧИНАЕТСЯ НОВЫЙ ЭТАП, СВЯЗАННЫЙ С ВОЗНИКНОВЕНИЕМ ГОСУДАРСТВ.

ИСТОЧНИКИ ЗАГЛАДИН Н. В. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ И МИРА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА 19 ВЕКА: УЧЕБНИК ДЛЯ 10 КЛАССА. – 7 - ИЗД. – М. : ТИД «РУССКОЕ СЛОВО – РС» , 2007. ГЛАВА 2. «ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА»




Top