У каких славян желтый цвет кожи. Великая раса – предки славян

На Мидгард-Земле проживают люди с различным цветом кожи и определённой территорией проживания. Это Земное человечество имеет предков, которые прибыли на Мидгард-Землю из различных Небесных Чертогов — Звёздных Систем, а именно:Великой Расы — белый цвет кожи;
Великого Дракона — жёлтый цвет кожи;
Огненного Змея — красный цвет кожи;
Мрачной Пустоши — чёрный цвет кожи;
Пекельного Мира — серый цвет кожи, чужеземцы.
Союзниками Белой Расы в битве с Силами Тьмы были Люди из Чертога Великого Дракона. Им разрешили поселиться на Земле, определив место на Юге-Востоке, на восходе Ярило-Солнца. Современный Китай.

Другому союзнику, людям из Чертога Огненного Змея, определили место на землях в Атлантическом океане. Впоследствии, с приходом к ним Родов Расы Великой, эта Земля стала называться Антлань, т.е. Земля Антов, древние Греки её называли Атлантида.

После гибели Антлани, праведных людей с цветом кожи Священного Огня, Сила Небесная (Вайтмары) перенесла их на восток в безкрайние Земли на заходе Ярилы-Солнца лежащие… (Американский континент).

В древние времена владения Страны Чёрных Людей охватывали не только Африканский континент, но и часть Индостана. Индийские племена дравидов и нагов принадлежали к негроидным народам и покланялись Богине Кали-Ма — Богине Черной Матери.

Наши Предки даровали им Веды — Священные Тексты, ныне известные, как Индийские Веды (Индуизм).

Узнав об извечных Небесных Законах, — таких как Закон Кармы, Инкарнации и Реинкарнации, и других, они отказались от дел непристойных, — от кровавых человеческих жертвоприношений Богине Кали-Ма и Чёрным Драконам.

Ворогом Великой Расы и других Рас на Мидгард-Земле, являются представители Пекельного Мира, тайно проникшие на Мидгард-Землю, поэтому территория проживания не определена.

Бог Перун их называет Чужеземцами (евреи). Обладают серой кожей, глаза цвета Мрака у них, и двуполы они (изначально), могли быть женой или мужем (гермафродиты, у которых, в зависимости от фаз Луны, менялась половая ориентация).

Раскрашивают красками лица свои, чтобы походить на Детей Человеческих… Никогда не снимают одеяний своих при людях.

Создают всевозможные ложные религиозные культы и специально пытаются уничтожить или очернить Культ Бога Перуна, ибо он предупреждал:

«Они зарятся на всё чужое, им не принадлежащее… Все их мысли только о власти. Цель Чужеземцев — нарушить гармонию, царящую в Мире Света и уничтожить Потомков Рода Небесного и Расы Великой, ибо только они могут дать достойный отпор Силам Пекла…

Используя ложь и слова весьма льстивые, они проникают в доверие к жителям, как только у жителей обретают доверие, постигать начинают их Наследие Древнее. Узнав всё, что можно в Наследии Древнем, его в свою пользу толковать начинают.

Себя объявляют посланцами божьими, но миру приносят лишь распри и войны. Используя хитрость и деяния порочные они молодых отвращают от Мудрости, в безделии праздном их жить приучают, к несоблюдению традиций отцовских. Не знают о Чести и Правде Небесной, ибо в сердцах их отсутствует Совесть…

Ложью и лестью неправедной захватят они многие края Мидгард-Земли, но побеждены будут они и сосланы в страну Гор Рукотворных (Египет), где проживать будут люди с кожей цвета Мрака и Потомки Рода Небесного. И начнут люди учить трудится их, дабы могли они сами прокормить детей своих…

Но отсутствие желания трудиться объединит Чужеземцев и покинут они страну Гор Рукотворных и расселятся по всем краям Мидгард-Земли…

Миллионы жизней унесут бессмысленные войны в угоду желаний Чужеземцев, ибо чем больше будет войн и смертей, тем больше богатства обретут посланцы Мира Тьмы.

Тёмные Силы для достижение своих целей, применят даже Огненные Грибы, смерть несущие, которые поднимутся над Мидгард-Землёй».

Самое крупное исследование пигментации кожи у русского населения СССР было проведено советскими антропологами в 1964 году. Тогда экспедиция смогла собрать антропометрические данные более 17 000 мужчин и женщин, проживающих в 107 регионах страны, включая центральную часть СССР, Витебский край и Русский север вплоть до Архангельска.

Цвет кожи – это важно

К такому масштабному исследованию учёных во многом подтолкнуло желание дополнительно развенчать нацистскую теорию о том, что русские – низшая раса, непонятные и дикие, а главное, разношерстные орды, которые не имеют права на самостоятельность.

Уже в XIX веке антропологи считали, что определяющим признаком расы является цвет кожи. Об этом писал российский антрополог Эдуард Юлиевич Петри, который указывал, что определение пигментации является cамым элементарным способом идентификации расы человека, и говорил о важности самоопределения народа в общем социуме мира («Антропология»).

В этом же веке были разработаны специальные таблицы, которые позволяли безошибочно определять расу человека. Изначально отпечатанные на бумаге таблицы быстро выгорали, и поэтому ученые стали использовать окрашенные стекла, которые сохраняли цвет намного дольше.

Таблица Лаушена

Например, немецкий антрополог Феликс фон Лаушан (Люшан) разработал специальную шкалу, имеющую 36 оттенков цвета кожи, где первые четырнадцать светлых оттенков – это оттенки кожи европейцев, последние 10 оттенков – цвета кожи африканцев, а промежуточные оттенки принадлежат азиатам и метисам.

При этом оригинальная таблица Лаушана включала в себя и довольно тёмные желтоватые оттенки, которые находились под номерами 4, 5 и 6. Цвета с номерами 1, 2 и 3 имели голубоватый оттенок, а с 7 по 11 были со светлыми и бело-розовыми акцентами.

Поскольку таблица Лаушана, как и таблицы других учёных, имела свои недостатки, главным из которых была неравномерность расположения оттенков, руководитель советской антропологической экспедиции Виктор Валерианович Бунак разработал для определения оттенков кожи собственный метод. Он взял 10 светлых оттенков кожи и распределил их таким образом, чтобы вариативность в шкале была равномерной.

Цвет кожи советские антропологи определяли на внутренней стороне незагорелого предплечья, прикладывая к коже пробники при дневном свете, падающем из окна.

Белее белых

Неожиданно оказалось, что почти все, кого обследовали питерские учёные, имеют кожу трех оттенков: «светлого» (№8), «очень светлого» (№9) и «розовато-белого» (№10). Изредка встречались такие оттенки кожи, как «слегка желтоватый» и «неяркий нейтральный».

То есть оказалось, что «дикие орды» в большинстве своём имеют «очень светлую» кожу – такой она оказалась у 4/5 всех обследованных. Остальные имели «светлую» кожу или являлись обладателями ещё менее пигментированного варианта, чем «очень светлая» – «розовато-белой» кожи. В этом варианте розоватый оттенок кожи обусловлен просвечиванием через неё кровеносных сосудов. Причем розовато-белая встречалась гораздо чаще, чем просто «светлая».

При этом советские антропологи заметили, что у мужчин вариативность цвета кожи более выражена - то есть среди них чаще встречаются варианты №8, №10, а у женщин чаще встречается усреднённый вариант №9 – «очень светлый».

Ещё одна особенность, которую заметили антропологи под руководством Бунака – это то, что количество людей с очень светлым цветом кожи неизменно в разных регионах, но у северян (ученые провели мысленную границу по верховьям Волги) чаще встречается самый светлый – «бело-розовый» оттенок кожи.

В 10 из 38 северных районов бело-розовый вариант кожи был больше, чем у трети обследованного населения, в то время как в остальных 60-ти районах такой процент населения с оттенком кожи 10 встречался только 2 раза.

Как тут не вспомнить жившего ещё в IX веке арабского писателя и географа Ахмета Фадлана, который, описывая в своих трудах встретившихся ему на Волге русов, рассказывал о них как о «прекрасных и румяных» людях.

В труде «Происхождение и этническая история русского народа» Виктор Бунак приводит карту, согласно которой бело-розовая кожа чаще всего встречается у ильменско-белозерского, западно-верхневолжского, валдайско-верхнеднепровского, вологдо-вятского и вятско-камского типа русских, а светлый и очень светлый оттенок преобладает в центре России и на юге, где проживают дон-сурский, степной, средневолжский и десно-сейминский типы русских.

Русский – это русский

Бунак характеризовал русское население как сравнительно однородное, а среднего русского – как типичного представителя европейской расы, который по многим признакам совпадает с признаками западных европейцев и не выходит за рамки их вариативности.

Впрочем, некоторые различия между европейскими народами и русскими всё же существуют – это более светлая пигментация кожи, умеренная ширина лица, более медленно, чем у европейцев, растущая борода, средневысокое переносье и более чётко выраженный профиль – все это в антропологии называется восточно-европейским комплексом.

Любопытно, что последние исследования группы российских генетиков из Российской академии наук, проведенные совместно с генетиками из Великобритании и Эстонии, подтвердили выводы советской экспедиции XX века о том, что русские – это монолитный народ с незначительными вариациями по географической оси северо-восток – юго-запад.

Никаких значимых примесей тюрских или азиатских народов в русской крови найдено не было; исследования были опубликованы в американском журнале «Генетика человека».

Национальность – это совокупность черт характера, складывающихся на протяжении вековой истории, и внешних данных, которые отличают индивидуума от представителей другой национальности. Примечательно, что люди, живущие в соседних регионах, лишь немного отличаются по национальным признакам, а представители разных континентов – кардинально. Такие различия между национальностями переходят в расовые. Перед тем, как определить национальностьчеловека, вы должны знать основные характеристики во внешности, по которым можно отличить представителей разных национальностей – цвет волос и кожи, фигура и форма носа, а также глаза. Представители разных национальностей имеют и речевые различия, но они не всегда позволят определить конкретную национальность, поскольку на английском языке разговаривает полмира, а не только англичане.

Национальные отличия африканцев

Кожа африканцев (или негров) имеет цвет от коричневого до черного. У чистокровных африканцев никогда не будут глаза голубые или серые – исключительно черные или карие. Форма глаз может быть, как круглой, так и миндалевидной. Нос немного приплюснутый, с широкими ноздрями. У представителей африканского континента темные, и, как правило, вьющиеся волосы, широкие плечи и длинные ноги, они высокого роста.

Национальные отличия чеченцев

Кожа, как у чеченцев, так и у ингушетов светлая. Цвет глаз - карие или черные, глаза небольшие. Темные и густые волосы, брови, сросшиеся на переносице – отличительные признаки чеченцев, которые к тому же обладают ровным и крупным носом с широкой переносицей. Рост у представителей этой национальности приблизительно средний. Фигура отличается пропорциональностью.

Национальные отличия грузин

Очень часто принадлежность к определенной национальности можно определить по фамилии. Например, у исконных грузин фамилия оканчивается на «дзе». Поэтому, о том, как определить национальность по фамилии, написано в соответствующей литературе. Кроме фамилии грузин можно отличить по светлой коже, миндалевидным карим или черным глазам, по удлиненному с горбинкой носу и по темным, как смоль, густым волосам. Фигура у представителей этой национальности пропорционального сложения, по росту грузины обычно высокие люди, причем, не только мужчины, но и женщины.

Национальные отличия евреев

Евреи обладают светлой, зачастую с веснушками кожей, выпуклыми и круглыми глазами, серого или карего цвета, у них крупный, с опущенным кончиком нос. Как правило, у евреев края ноздрей немного приподняты вверх. Эта национальность обладает либо темными, либо рыжими волосами. Если необходимо определить еврея из мужской половины общества, то присмотритесь к его растительности на лице – она часто по тону отличается от той, которая на голове. Евреи – невысокая нация, поэтому среди них нет людей высокого роста, а зачастую и для мужчин характерен рост ниже среднего. Фигура у евреев имеет непропорциональное строение – у них широкий таз и узкие плечи.

Национальные отличия армян

Перед тем, как определить национальность по внешности, присмотритесь к глазам – возможно перед вами стоит армянин, если глаза у человека имеют миндалевидную форму, широко посаженные, карего цвета. Кожа у армян светлая, а волосы – густые и вьющиеся. Особенно у мужчин наблюдается густая растительность по всему телу. Армяне обладают удлиненным, с горбинкой носом, средним или высоким ростом и пропорциональным телосложением.

Национальные отличия китайцев

Для того чтобы определять национальность человека, не обязательно видеть его воочию, поскольку можно определить национальность по фото. Для китайской национальности, самой многочисленной на нашей планете, характерен небольшой и узкий нос, раскосые и широко посаженные глаза – они черного цвета. Китайцы обладают желтоватым или коричневатым цветом кожи и невысоким ростом. Телосложение у представителей этой национальности пропорциональное. Волосы у китайцев темные и жесткие, прямые, причем на теле мужчин практически отсутствует растительность.

Национальные отличия татар

У татар желтоватый тон кожи, у них темные или рыжие волосы, причем представители этой национальности часто в молодом возрасте начинают лысеть. Глаза у них карие, узкие, как и нос, который в профиль практически не выступает над остальными чертами лица. Поэтому лицо татар зачастую кажется плоским. Пропорциональное телосложение и средний или ниже среднего рост – национальные отличия этой народности.

Надеемся, что данная информация помогла вам в решении вопроса, как определить свою национальность или национальную принадлежность своего товарища, или подруги.


Введение | Глава I | Глава II | Глава III | Заключение | | Список иллюстраций | Список сокращений

Глава I. Ткань как вещь и знак в русской традиционной культуре

§2. Семантика цвета

Цвет - один из признаков предмета. Для современного человека изменение цвета не означает изменения сущности предмета в большинстве случаев, однако существуют и исключения: черная траурная одежда, белое свадебное платье, голубые вещи для мальчика и розовые для девочки и др. Все приведенные примеры относятся к цветам одежды. Эти символические выражения назначения тех или иных вещей появились в нашей культуре сравнительно недавно, некоторые из них не имеют в ней корней и пришли извне, однако их влияние является достаточно сильным, сильным настолько, что, сталкиваясь с отклонением от правил, человек недоумевает. Справедливо предположить, что если для нас сегодня значим цвет нашей далеко не традиционной одежды, а может быть, и каких-либо еще вещей, то символика цвета в народной культуре достаточно важна. Таким образом, цвет - признак, получающий в народной культуре символическую трактовку.

Русские применяли ткани самых разных цветов, окрашивая их белыми, черными, синими, красными, желтыми красителями . Наиболее значимыми являются противопоставления белого и черного (светлого и темного), соотносимого с оппозициями жизнь/смерть, хороший/плохой и др., а также триада белый-красный-черный. Символика каждого из этих цветов неоднозначна, зачастую они имеют прямо противоположные толкования.

Белый цвет, белое - в народной культуре один из основных элементов цветовой символики, противопоставленный, прежде всего черному и красному. Белый и черный цвета находятся на полярных точках цветового спектра, а их названия и символика антонимичны. Белый цвет представляет обобщенно ряд цветов светлых тонов, а также большую цветовую интенсивность, в то время как черный цвет обобщает темные цвета и с ним соотносится малая цветовая интенсивность или ее отсутствие. Кроме того, белый цвет обозначает отсутствие цвета, он нейтрален и может быть превращен в любой другой цвет и получить любое толкование.

В символической сфере корреляция белый/черный (светлый/темный) может входить в эквивалентный ряд с парами хороший/плохой, мужской/женский, живой/мертвый, отчасти молодой/немолодой (старый) и т.д. Возможна корреляция белый/небелый, и тогда белый цвет способен означать сакральность, чистоту, плодородие, свет.

Ярче всего мифологическая семантика белого цвета проявляется в гаданиях, предзнаменованиях, поверьях. Семантическая пара хороший/плохой выявляется по отношению к признакам белый/черный в серии примет, связанных с бабочкой или овцой, приносящих соответственно своему цвету счастье или несчастье.

Представление о "царстве тьмы" как о загробном мире, противопоставленном "белому свету", характерно для всех славян. Вологодский крестьянин, например, считал, что умершие некрещеные дети живут в "темном месте и белого света не видят". Белый свет - наш, "этот" свет, и он противопоставлен "тому", не белому свету, как день противопоставлен ночи. Белый свет, как и белый день, мотивирован признаком "ясный, светлый, чистый". Подобным образом разграничивается плохая и хорошая погода, предсказываемая по цвету коровы, идущей впереди стада. Солнечный свет - и само солнце - белое, поэтому в первый день жатвы работу нужно закончить до захода солнца, чтобы хлеб нового урожая был белый.

Мифологическая связь отдельных предметов и явлений осуществляется по принципу подобия. Так, иногда появление белых мотыльков или бабочек сулит обилие молока. На основе подобия производятся и некоторые продуцирующие действия: белорусы клали на грядку с капустой камень и накрывали его белым платком, чтобы капуста была белой как платок, и большой и крепкой как камень; крестьянин надевал белую рубаху (женщины - платок), отправляясь сеять пшеницу, "чтобы она была чистой и белой, как рубаха", лен. Однако славяне опасались белых вещей, способных вызвать град и изморозь: белое не выносили на двор или в поле в некоторые праздники.

Многие индоевропейские народы знают белый траур. Русские же традиционно извещали о смерти, вывешивая на избе белый "плат" или полотенце, которым "приходящий покойник сорок дней утирал слезы". На русском Севере известна белая погребальная одежда, обряжение девушек-покойниц в белое связано с обрядом похорон-свадьбы. В образе женщины в белых одеждах представляли смерть. Известен фразеологизм "белая смерть", в некоторых заговорах больной называется белым, а здоровый красным. Рязанские крестьяне верили, что собирать во сне белые цветы - к покойнику. Смерть предвещали во сне белые гуси, кони, козы; болезнь - увиденная во сне девушка в белом.

Белые одежды характерны для духов, мифологических персонажей. Белуном иногда называют домового, белой бабой - русалку, белым огромным существом представляют упыря. Во все белое одевали женщин, исполняющих некоторые обрядовые роли. Таким образом, почти вся нечистая сила одевается в белое, в то время как черт носит черный костюм и сам черен. Белые животные и птицы, особенно редкие или несуществующие, считаются особыми, колдовскими или царями над своими сородичами. В белых животных превращаются лежащие в земле клады. В то же время белый цвет может защищать от сглаза, порчи; белыми считались некоторые (чистые) дни постов и праздников .

Наиболее конкретной и однозначной символикой обладает черный цвет, который ассоциируется с мраком, землей, смертью, выступает как знак траура (в семьях, где был траур, красили пасхальные яйца в черный или другие темные цвета - зеленый, синий, фиолетовый). Черного цвета обычно демонологические персонажи (появляются в виде черного животного или предмета): черт, банник, овинник, полевой дух. Распространены мотивы черных животных: коня, курицы, кошки и свиньи. Появление черного животного после смерти колдуна - свидетельство того, что из него вышел черт.

В магической практике использовались предметы черного цвета и жертвенные животные. Нож в черных ножнах защищает от испуга; черный терновый шип забивали мертвецу под ногти, "чтобы не ходил"; черную курицу обносили вокруг посевов от града и приносили в жертву чуме. Яйцо черной курицы помогало от куриной слепоты, а молоком черной коровы тушили пожар, зажженный молнией.

Желтый цвет, желтизна - признак, наделяемый в народной культуре преимущественно негативной оценкой. Желтый цвет часто осмысляется как символ смерти; в славянских поверьях появление желтого пятна на руке предвещает смерть. В желтый цвет окрашивают яйца, предназначенные для поминовения в пасхальных, семицких и троицких обрядах. На Пасху, поминая умерших на кладбищах, носили с собой красные и желтые яйца; в Семик при кумлении девушки, целуясь сквозь венок, дают друг другу желтое яйцо. В обряде "крещения кукушки" участники ритуала кумовства на кладбище обменивались желтыми яйцами, разбивали их и оставляли на могилах. В субботу, накануне Троицына дня, когда поминали умерших "не своей" смертью и некрещеных детей, красили яйца не в красный цвет, а в желтый, и раздавали детям. Желтый - один из традиционных эпитетов в заговорах восточных славян. Растения с желтыми цветами используются для лечения "желтых" болезней (желтухи и др.)" свойством исцелять наделяются желтые предметы (платки, кольца, посуда), куры с желтыми ногами, желтые бабочки.

Желтый в цветовой характеристике мифологических персонажей встречается редко. Мифические существа, которые водят души на "тот свет", являются в желтых тонах, у домового волосы желтого цвета, одна из лихорадок называется желтой. Желтые круги появляются на траве, где старик "поверстался в колдуны" или старшая в его семье женщина покумилась с ведьмами; иногда места хороводов, трапез русалок отмечены пожелтевшей, засохшей травой. Желтый цвет наряду с красным может выступать как заместитель золота. В приметах желтый цвет означает несчастье, болезнь или смерть; кто весной увидит желтую бабочку, будет в этом году несчастлив и слаб здоровьем .

В русской традиции сложилось восприятие золотого как знака избранничества, счастья и высшего суда, подобное представление сложилось еще в рамках солнечного культа . Золотая символика, дохристианская по существу, функционировала в условиях постепенной христианизации культуры, сливалась с религиозными понятиями воздаяния и возмездия, добра и зла. Золото, как правило, связано с испытанием героя, его получают только избранные. Таким образом, золотые предметы в фольклоре сакральны. Мифологема чистого, сакрального, золота проявляется в заговорах, где заговаривающий ищет небесного покровительства; так, в заговоре на добрый путь он представляет себя одетым в золотые ризы, укрытым золотой пеленой .

Зеленый цвет, зеленое - в народной культуре соотносятся с растительностью, изменчивостью, незрелостью, молодостью. Отмечено восприятие зеленого цвета как блестящего, сияющего, сходного с золотым и желтым. Особенно характерны такие представления для южных славян .

Продуцирующая символика зеленого цвета проявляется в весенней и свадебной обрядности, например, Троица - зеленые святки, Троицкая неделя - зеленая неделя. В свадебных песнях часто встречаются образы зеленого жита, бора, луга. В погребально-поминальных обрядах зеленый выступает как цвет "того света". Яйца зеленого цвета как поминальная трапеза известна у восточных славян. На Пасху красили яйца в зеленый цвет, если в доме в течение года был покойник, эта процедура призвана обновить жизнь обитателей дома, очистить, освободить их от присутствия неживого. Зеленый цвет может быть атрибутом "чужого" пространства, где обитает нечистая сила, куда изгоняются духи: зеленая гора и т.п. Зеленый цвет присутствует в описаниях хтонических существ .

Красный цвет, красное - в народной культуре один из основных элементов цветовой символики, выступающей в оппозиции белое/красное, или в триаде белое/красное/черное, где красное противопоставлено белому как не-белое, "окрашенное", "темное". Символика красного цвета амбивалентна. Красный - цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья и цвет потустороннего мира, хтонических и демонических персонажей. Красный цвет наделяется защитными свойствами и используется как оберег. Особо значимы в народных представлениях красная нить, красное полотно, красное яйцо.

Связь красного цвета с огнем отражается в языке (пустить красного петуха), легендах, объясняющих наличие красного цвета в окраске животных; русских поверьях: о красном летающем огненном змее (Русский Север Сибирь); о "бабе в красном казане" (персонификация пожара; Рус. Север); об огненно-красном полевике, который кажется людям россыпью искр (вологод.). Связь красного цвета с кровью проявляется в свадебной символике, часто пояс красного цвета является неотъемлемой частью костюма несовершеннолетней девушки. Наличием свежей крови в теле "нечистых покойников" (упыря, колдуна) объясняется красный цвет их лиц.

Значение красного цвета как неординарного, исключительного обусловлено оценочной семантикой красный "красивый, ценный, парадный". По народным поверьям у главной змеи гребень красного цвета (Рус. Север) .

Продуцирующая семантика красного реализуется в свадебном обряде, в календарно-хозяйственной обрядности, где символизирует изобилие, плодородие: так, последний сноп подвязывают красной пряжей, ниткой или платком. При первом выгоне скотине подвешивали колокольчик на шнурке красного цвета. В родинных обрядах красный цвет выступает как символ жизни, здоровья; пуповину перевязывали красной нитью, считали, что красный цвет кожи новорожденного свидетельствовал о его долголетии. В погребальной обрядности выражена символика красного цвета как принадлежащего "тому свету" и одновременно защищающего от опасного контакта с потусторонним миром. Покойнику могли связывать руки и ноги красной нитью, белорусы клали поперек тела покойника красную нить, часто и головной убор для покойного делался из материи красного цвета. Гроб несколько раз из конца в конец обматывали красной шерстяной нитью, беременная завязывала нить красного цвета на пальце, когда шла прощаться с покойным. Иногда в поминальные дни из дома выносили все красное. На Русальной неделе перед Троицей поминали утопленников, разбивая на их могилах красные яйца. Красный цвет (платок, лента) присутствует в восточнославянских обрядах "крещения" и похорон кукушки.

Красный цвет выступает как оберег, его семантика соотносится с апотропейной семантикой окрашенного предмета (наиболее значимыми оказываются нить и шерсть) или растения. Красной краской чертили магический круг, на Пасху умывались водой, в которую были положены красное яйцо или растение . В качестве апотропея и лечебного средства широко использовалась красная нить, ее привязывали на руку или ногу, оставляли висеть на кустах растений. От боли в суставах обвязывали руки красной шерстью, нитками, полосами ткани, считалось, что это защитит и от лихорадки, испуга. Красный цвет способен защитить от змеи, мышей, волка; отогнать злых духов и непогоду.

Красным цветом отмечены многие мифологические персонажи: так, дворовой может выглядеть как толстая змея красного цвета. Красного цвета глаза у ведьмы, русалок; кожа у чертей, мифических инородцев; волосы или шапка у домового, русалки, лешего; платье лешачихи и рубаха домового, штаны лешего и шарф черта. "Женщины в красном" - вестницы несчастья.

Красный в заговорах - постоянный эпитет мифических персонажей: красная девица, красный конь. Повсеместно у славян используется в любовной магии красная нить, красные семена растений. При пропаже скотины делают "относ" русалкам: лапти, онучи, хлеб и соль перевязывают лентой красного цвета и относят на перекресток в лес. В святочных гаданиях лента красного цвета символизировала рождение ребенка. Преобладание красного цвета в радуге обещает здоровье и хороший урожай, богатство. Красные дни в народном календаре приходятся на Страстную, пасхальную, Фомину (Красная горка) недели.

Комбинация красный-белый противостоит сочетанию желтый-черный в значении жизнь/смерть, свет/тьма, здоровье/болезнь. Сочетание красный-белый, поэтому характерно для амулетов. Красный может соседствовать и с синим цветом в том же значении. Сочетание красный-черный характерно для мифологических персонажей, преобладает в костюмах ряженых .

В рамках славянской традиции можно с уверенностью утверждать, что красный цвет является доминантным в семантической структуре ритуала. Маркировка красным цветом - наиболее архаичный и универсальный способ моделирования ритуальных объектов. Это наглядно выражено в функциях красной нити, красного пояса, маркировки ритуальных полотенец, в структуру которых обязательно включена красная нить.

Семантика красного цвета реализуется в универсальной оппозиции белое/ черное, которая трансформируется в динамическую трехчастную структуру белое/ красное/ черное. Эта триада составляет инвариант цветовой классификации, на основании которой строится система отношений семантики цвета в традиционной модели мира. Ритуальное значение красного цвета обеспечивает его позиция, как среднего члена триады, маркирующая границы в системе двоичных противопоставлений. Промежуточная позиция красного между белым и черным идентична позиции тени в триаде свет/тень/мрак, где тень противопоставлена свету, но в то же время не совпадает с мраком. Эта своеобразная амбивалентность красного цвета и составляет основу его характеристик в качестве ритуального символа. Во временном коде день/ утро (вечер)/ ночь красному цвету соответствует утро (вечер), в календарном цикле лето/весна (осень)/ зима соответственно весна (осень). В пространственном коде красному цвету соответствуют маргинальные зоны: порог дома, ворота, изгороди - суть границы внутреннего и внешнего, своего и чужого пространства .

Таким образом, цвет является одним из признаков, определяющих естество объекта. Цвет может определять смену смыслов вещи, зачастую он более важен, чем наименование предмета, как, например, в случае с черной кошкой. На примере влияния цвета можно видеть, как материальные качества объекта "делают" знак, управляя его содержанием.

© Н.С. Кошубарова, 2003 г.




Top