У крепостной стены пусть войдут жанр. Сочинение по картине В.В

В.В. Верещагин. У крепостной стены (Пусть войдут). 1871

Сочинение по картине Верещагина

Назаров? Да еще «наместник»? Был ли такой? Эта фамилия мне ровным счетом ничего не говорила. Из героев русских туркестанских походов у тех, кто хорошо учил школьный курс истории, на слуху были имена генералов Ермолова, Скобелева. Даже о фон Кауфмане слышали далеко не все.
Еще, помню, в школе на уроке русского языка мы рассматривали картину Василия Верещагина под названием «Пусть войдут» и писали по ней сочинение. На этом хрестоматийном полотне выдающегося художника-баталиста изображены русские воины во главе с офицером во дворе Самаркандской крепости, под самыми воротами. Настороженные и готовые к бою, они ждут вторжения штурмовавших крепость местных мятежников.
Диво дивное! Разве школьницей, описывая эту картину в тетрадке, я могла подумать, что главный ее персонаж - военный побратим Верещагина Николай Николаевич Назаров - прадед моего будущего мужа?!
Впрочем, пройдет еще не один год, пока я узнаю о том, что это именно он изображен на знаменитом полотне Верещагина!
Ошские потомки даже имени-отчества его уже не помнили. «Назаров», «Назаров», «Назаров» - эту фамилию прадеда называли мне муж и его сестры. Еще они знали точно, что он был «соратник Скобелева». И уехал с ним освобождать Болгарию от турецкого ига. Все!
Думаю, если бы у меня было время порыться в Харьковской научной библиотеке имени В.Г. Короленко, я бы нашла там и воспоминания Верещагина, и хроники туркестанских походов, изданные во второй половине XIX века и позже, где, как оказалось, этот офицер упоминается нередко, а его подвиги описаны подробно.
Но систематически искать сведения о заинтриговавшем меня загадочном генерале я стала лишь тогда, когда открылась возможность делать это, относительно не утруждаясь, с появлением Интернета. Научившись им пользоваться в 1999 году, я применяла тот же прием, который со временем помог мне многое узнать о моих предках со стороны матери. Периодически набирала в сетевом поисковике слова «Назаров, генерал».
Я делала это еще при жизни моего мужа. Но долгое время не было ничего.
Сведения обнаружились, буквально спустя пару месяцев после смерти Бориса. Мои ощущения не передать словами: восторг, восхищение, острое желание вскочить из-за компьютера, закричать «Нашла!» и скорее обнять, рассказать…
Увы, того, кто порадовался бы этим сведениям еще больше, чем я, уже не было среди живых.
Итак, что я нашла в конце ноября 2007-го года на интернет-портале «Военная литература» http://militera.lib.ru/h/lyko_mv/index.html .
Некто Лыко Мартин Викентьевич (похоже, наш брат - военный журналист!) из горячей точки того времени написал «Очерк военных действий 1868 года в долине Заравшана».
Каждая часть этого очерка предварялась цепочкой кратких описательных заголовков. Несравненное удовольствие можно испытать, от того, как этот очерк написан!
Так часть, в которой всплыла фамилия «Назаров», описывалась таким, как сейчас бы это назвали, синопсисом: «Утомление войск. — Невыгоды неимения палаток. — Болезненность. — Движение к Чилеку. — Дело 12-го мая; взятие Ургута. — Переговоры. — Атака. — Положение дел в половине мая. — Осмотр цитадели; распоряжение по приведению ее в оборонительное состояние. — Движение к Ката-Кургану. — Ката-Курган, сдача его и вступление туда наших войск. — Положение дел после занятия Ката-Кургана. — Движение подполковника Назарова к Кош-Купрюку. — Поездка командующего войсками в Ката-Курган. — Посольство от эмира. — Переговоры. — Заключение мнимого мира. — Тревога. — Нападение партии Садыка. — Известие о сборе шагрисябцев у Кара-Тюбе. — Поспешный отъезд командующего войсками в Самарканд. — Признаки плана эмира. — Распоряжения командующего войсками. — Признаки настроения умов в Самарканде. — Жалобы евреев. — Гвалт в еврейском квартале. — Отправление полковника Абрамова в Кара-Тюбе. — Дело 27-го мая. — Дело в садах в Самарканде. — 27-го и 28-го мая в Самарканде. — Выезд командующего войсками навстречу кара-тюбинского отряда. — Взгляд на дело при Кара-Тюбе. — Его результаты. — Значение цитадели г. Самарканда и ход оборонительных работ. — Известие из Ката-Кургана».
И, наконец, развернутое описание: «Дело 27-го мая в Ката-Кургане. Казалось, все было хорошо. Тем не менее, доверяться жителям было нельзя. С занятием Ката-Кургана, положение наше не улучшилось. Добровольная сдача этого города и выступление из него эмировых войск было делом расчета; симпатия же и покорность жителей — обман».
Стало понятно: речь идет о событиях, когда «наш генерал» Николай Николаевич Назаров - еще только подполковник. И он участвует в покорении Туркестана.

Кто вы - Николай Назаров?

В 2011 году в издательстве «Вече» увидела свет книга В. Бондаренко «100 великих подвигов России». Отдельная глава в ней посвящена Фридриху фон Штемпелю и Николаю Назарову, а также событиям 2-7 июня 1868 года в Самарканде. Из нее мы уже можем узнать подробности биографии нашего прадеда, кстати, перекочевавшие в Википедию.
Николай Николаевич Назаров родился 4 февраля 1828 года. После окончания Новгородского графа Аракчеева кадетского корпуса 13 января 1848 года получил чин прапорщика.
А дальше сразу началась полная военных приключений жизнь. Офицерская биография этого человека поразительна.
В 1848 году Европа стала ареной многочисленных восстаний и революций. Наиболее острая ситуация сложилась в Венгрии, армия которой вполне могла уничтожить Австрийскую империю, тем самым ввергнув в войны и руину весь континент.
Военная акция русских экспедиционных войск была предпринята ради союзнических обязательств по постановлениям Венского конгресса 1814-15 годов. С целью усмирения Венгрии летом 1849 года на ее территорию была введена русская армия. К сентябрю революционеры были разбиты.
Николай Николаевич Назаров участвовал в Венгерском походе - из Польши, через Галицию и Карпаты, в Венгрию — на Будапешт, где главным театром военных действий для русской армии послужили южные склоны Карпатских гор и долина реки Тисы.
Жаль, что в биографической справке не говорится, под чьим началом воевал наш предок: на главном направлении - под командованием князя Паскевича, либо на второстепенном - Трансильванском под командованием генерала Ридигера. Однако, учитывая, что Назаров - пехотный офицер, то, надо полагать, он воевал в составе одном из четырех задействованных в экспедиции пехотных корпусов.
Кампания длилась всего два месяца. Власть австрийских Габсбургов была спасена. По данным Большой Российской Энциклопедии, в ходе Венгерского похода российские войска потеряли свыше 700 человек убитыми, около 2,5 тысяч человек ранеными и до 11 тысяч человек умерло от... холеры, виной чему плохое питание, "дурная" вода и ночлег на сырой земле на бивуаках.
О том, что мог чувствовать выпускник кадетского корпуса прапорщик Назаров, оказавшись за полторы тысячи километров от родных мест, в первой в своей жизни военной экспедиции, хорошо описал в своих «Записках о походе в Венгрию в 1849 году» такой же молодой офицер Михаил Лихутин (Москва, 1875) , который находился при штабе 4-го пехотного корпуса под командованием генерала от инфантерии М.И. Чеодаева:
"Кому было взвешивать и оценивать массу слез и крови, проливаемых в подобных столкновениях враждующими сторонами!?.. Судьба идет тяжелыми каменными стопами и равнодушно давит свои жертвы, случайно ли или для какой-то отдаленной цели, а, мы военные, орудие этой судьбы, невольно проникнутые ее равнодушием, идем вперед вместе с нею, увлекаемые слепым порывом битв и разрушения, и слушаем спокойно стоны и ликования, раздающиеся по сторонам" http://bookree.org/reader?file=1473009&pg=171 .
В той же энциклопедии находим краткую ремарку по поводу Венгерского похода: "сравнительно лёгкие успехи, достигнутые в борьбе со слабым противником, отсутствие критических выводов из опыта проведённой кампании сказались в Крымской войне 1853-56 годов"
На Крымский полуостров из центра Европы и отправляется наш герой уже в чине поручика! В кровопролитной Крымской войне Назаров впервые отличился, был ранен и награжден орденом святой Анны III степени с бантом. За что именно он получил эту награду - я пока подробностей не нашла. Из доступных мне источников известно только, что он воевал на Дунайском театре военных действий.
Объявив войну России, Турция выдвинула против Дунайской армии под командованием генерала Михаила Горчакова, насчитывавшей 82 тыс. человек, почти вдвое превосходящую. 150-тысячную армию под командованием Омера-паши. И здесь состоялось несколько крупнейших жестоких сражений, в которых он мог участвовать.
Оправившись от ранения, Назаров получил перевод на Кавказ, где быстро вырос по службе: стал штабс-капитаном (1858), капитаном (1861) и майором (1863). Судя по датам службы на Кавказе, он был там со времени штурма Гуниба и пленения имама Шамиля вплоть до покорения Черкессии, официально завершившего Кавказскую войну.

Самарканд. Крепость...

Но по-настоящему боевой талант Назарова раскрылся в Средней Азии. Во главе 5-го Оренбургского линейного батальона он блестяще проявил себя во время штурма Ходжента и крепости Ура-Тюбе.
В своих мемуарах бывший военный министр А.Н. Куропаткин ("70 лет моей жизни", http://drevlit.ru/docs/central_asia/XIX/1860-1880/Kuropatkin_A_N/text1.php), молодым подпоручиком после окончания Павловского училища прибывший осенью 1866 года на службу в Туркестан, подчеркивает: "Основная тяжесть среднеазиатских походов легла на плечи пехоты. "Она решала участь боя, а после победы на нее же возлагались главные работы по созданию нового русского опорного пункта. Пехота строила укрепления, временные казармы и помещения для складов, проводила дороги, конвоировала транспорты. Завоевание Средней Азии главным образом дело русской пехоты. На ее долю выпадали и главные потери убитыми и ранеными...
Наша конница, состоявшая из казаков, была малочисленна... Вот почему при встрече с превосходными силами наши казаки отходили назад, или, спешившись, встречали противника ружейным огнем и ждали выручки...".
Целью военных действий являлось занятие стратегически важных населенных пунктов, большинство из которых были сильно укреплены. "Приблизившись ускоренными осадными работами ко рву крепости, начинали штурм, чаще всего перед рассветом, - продолжает Куропаткин. - Роты, назначенные для штурма, скрытно собирались против выбранного пункта... со своими лестницами и по сигналу... вылезали из окопов, вытаскивали лестницы и вместе с ними бежали к стене крепости...Требовалось добежать до рва, спустить толстым концом лестницы в ров, раскачать лестницу и перебросить тонким концом на стену. Затем надо было спуститься в ров и, карабкаясь по этим лестницам, стараться овладеть участком неприятельской стены. Часть стрелков при этом оставалась рассыпанною у контр-эскарпа для обстрела противника... Лестниц становилось сразу несколько и наши герои, оспаривая друг у друга место, лезли по лестницам в то время, когда против них противник принимал свои меры. На атакующих сбрасывали камни, бревна, куски от стены, лили кипяток, смолу, поражали ружейным огнем, а на верху стены встречали батиками, копьями, шашками. Картина такого боя совершенно переносила зрителя к средним векам",
Н.Н. Назаров в воздаяние за отличие, оказанное при штурме бухарской крепости Ура-Тюбе, 2 октября 1866 года, где под убийственным огнем неприятеля, овладел несколькими барбетами (защитное сооружение, - Е.З. ) с орудиями», был награжден орденом Святого Георгия IV степени. 14 марта 1867 года офицер был произведен в чин подполковника.
Как свидетельствует «История 4-го Туркестанского линейного батальона с картой за период с 1771 по 1882 год как материал к описанию движения русских в Среднюю Азию», составленная поручиком В.Н. Зайцевым http://www.runivers.ru/upload/iblock/4fa/zaycev.pdf , 2 мая древнейший и знаменитейший город Средней Азии, центр мусульманства - Самарканд, гордый своей исторической славой, без выстрела пал к стопам Его Величества. "Утром депутаты от города явились в лагерь с выражением преданности. Генерал Кауфман не мог нахвалится молодецким и честным поведением войск. Каждый исполнил свой долг и явил собою пример, свойственный лишь русским войскам, увлекательной храбрости в бою и великодушия и честного поведения с мирными жителями".
Для упрочения положения в долине Заравшана командующий отправил в разные места отряды для овладения некоторыми укрепленными пунктами. Наконец, и сам генерал Кауфман двинулся 30 мая против войск эмира, оставив в Самарканде небольшой отряд. Гарнизон состоял под командою майора Штемпеля и представлял силу в 658 штыков, считая в том числе больных и слабых.


В.В. Верещагин. Главная улица в Самарканде. 1870.

Как описано в «Энциклопедии военных и морских наук» под главной редакцией генерала от инфантерии Леера (Спб. 1897 г. т. VIII), "уход основных сил из города должен был «послужить к общему поголовному восстанию мусульман в русских владениях. Кокандский хан участвовал в заговоре; выставленные им к границам значительные силы, по получении известия об отнятии Самарканда, должны были двинуться к Ташкенту, соединиться с его восставшим населением и вырезать русских в городе. Положение было весьма серьёзное".
С уходом генерала Кауфмана, жители Самарканда, видя малочисленность оставленного гарнизона, воспрянули духом. Уже утром 1 июня на базаре шумела толпа и летели с крыш камни в сторону русского гарнизона, а за городскими стенами собирались толпы мятежников, число которых, как потом оказалось, простиралось до 65 тысяч человек.
Комендант, майор Штемпель, "предвидел измену со стороны городского населения, а потому попытка выманить гарнизон в поле, отрезать ему обратный путь и в это время атаковать цитадель не имела успеха".
В цитадель удалились множество еврейских семейств и русские купцы (Хлудов, Трубчанинов, Иванов и другие). Купцы, а также известный художник Василий Верещагин, путешествовавший по Средней Азии, принимали деятельное участие в обороне цитадели.
Интересно, что в составе самаркандского гарнизона Назаров оказался не по своей воле. После занятия города он поссорился с полковником А.В. Пистолькорсом. Эту историю Василий Верещагин описал в своих воспоминаниях "Самарканд": "Пистолькорс, бравый кавказский офицер, послан был с отрядом поколотить массы узбекского войска Шахрисябза и Китаба, придвигавшихся с юго-восточной стороны. Побить-то он их побил и по праву всех победителей даже ночевал на поле битвы, но, когда двинулся назад, неприятель снова насел на него, и, как говорится, на его плечах подошел к Самарканду. Генерал Кауфман и мы за ним выехали навстречу возвращавшемуся отряду, но уже в предместье города нас встретили выстрелами, а в окружающих садах завязалась такая живая перестрелка, что пришлось часть бывших с нами казаков тут же послать в атаку, чтобы отвратить опасность от самого командующего войсками; мы с некоторым конфузом воротились. Многие из офицеров отряда выражали неудовольствие на эту победу, смахивавшую на отступление, и я слышал, что (под)полковник Назаров, храбрый офицер и большой кутила, громко называвший последнее движение к Самарканду бегством, вдобавок ослушавшийся Пистолькорса, был посажен Кауфманом под арест с воспрещением участвовать в будущих военных действиях".
Впрочем, эти два офицера Александр Васильевич Пистолькорс и Николай Николаевич Назаров характером были - два сапога пара. Вот как современник, военный историк и востоковед Михаил Терентьев описывает Пистолькорса (Терентьев М. А. История завоевания Средней Азии. Т. 1—3. — СПб., 1903): "Первым, кто стал выезжать в бой на белом коне и во всем белом, был известный и на Кавказе, и в Туркестане полковник кубанского казачьего войска Александр Васильевич Пистолькорс, бывший несколько лет начальником кавалерии в туркестанских войсках. Ростом без малого в сажень, в высокой белой папахе, увеличивавшей его рост, в длинной белой черкеске и на белом коне, он представлял только одну черную отметину: длинную крашеную бороду. Человек замечательного хладнокровия и храбрости, истыканный кинжалами в рукопашных схватках с черкесами (с пульными и шашечными ранами он имел всего 11 «особых примет»), он, однако же, не желал преждевременной кончины и, сообразив, что самое неуязвимое место в мишени всегда её центр, решился сделать из себя мишень, что при его богатырском росте, увеличенном еще полуаршинной папахой, удалось ему вполне.
Мушка винтовки на белом отлично видна… белый богатырь с конвоем, среди которого красуется цветной значок его — лестная приманка. Неприятельские стрелки стараются. Но пули их летят мимо. Однако сам Пистолькорс заметил, что он «несчастлив на адъютантов и ординарцев» — это боковые полосы мишени, центром которой был он… Поэтому он советовал им или держаться за ним или подальше отъезжать во время перестрелки".
...2-го июня бухарцы, потрясая воздух воинственными криками, под звуки зурн и барабанов, несметными толпами бросились на стены цитадели, цепляясь железными крючьями, которые надевались непосредственно на руки и на ноги.
Толщина стен цитадели достигала в отдельных местах 12 метров и пробить её нападавшие явно не могли. Слабым местом обороны были ворота: Бухарские - в южной стене и Самаркандские - в восточной. Шахрисябзцы трижды пытались выломать ворота и перебраться через стену, но каждый раз их отбивали метким ружейным огнем.
В.В. Верещагин так описал первые минуты боя:
«Сильный шум, но ничего еще нет, шум все увеличивается, слышны уже крики отдельных голосов: очевидно, они направляются к пролому невдалеке от нас; мы перешли туда, притаились у стены, ждем.
- Пойдем на стену, встретим их там, - шепчу я Назарову, наскучив ожиданием.
- Тсс, - отвечает он мне, - пусть войдут».
Вот оно! Именно этот эпизод запечатлен на знаменитой картине Верещагина «Пусть войдут».

Продолжение смотрите здесь: Моя туркестанская история-3. Ошибка и подвиг подполковника Назарова

2-го июля бухарцы, потрясая воздух дикими криками, при звуке зурн и барабанов, ворвались в город и разлились по всем направлениям. Вскоре они огромными толпами бросились на стены цитадели, цепляясь за них железными кошками.

Особенно стремительное нападение произведено было на самаркандские ворота, которые удалось неприятелю поджечь; но благодаря энергии прапорщика Мамика и мужеству русских, удалось отбить несколько штурмов. Главные усилия неприятеля обращены были против бухарских ворот, которые тоже были подожжены с помощью брошенных под них двух мешков с порохом. Прибывший на этот опасный пункт полковник Назаров, оставшийся по болезни от похода, нашёл ворота и прилегающие постройки в огне; горящие угли перебрасывало на камышовые крыши соседних сакель. Для тушения горевших ворот вызваны были охотники.

«Нельзя было надивиться этому, поистине молодецкому подвигу», писал очевидец, поручик Черкасов. «Осыпанные градом пуль, охваченные пылающим огнем, охотники успели снять ворота, бросить на землю и, таким образом, потушить их. Между тем орудие наше, поставленное позади ворот, почти неумолкаемо действовало картечью по толпам неприятеля, бросавшегося в ворота».

Верещагин Василий Васильевич (1842-1904): Туркестанский солдат в зимней форме. 1873

Не прерывавшиеся в течение целого дня штурмы, прекратились с наступлением темноты, и ночь прошла спокойно. Для уведомления генерала Кауфмана об отчаянном положении осажденных ночью был послан один преданный русским джигит, который для этого переоделся нищим.

Верещагин Василий Васильевич (1842-1904): Торжествуют. 1872

На следующий день ожесточенные штурмы продолжались до 3 часов, но без всякого успеха. К защите ворот и брешей в стене привлечены были больные и раненые. Многие, перевязав свои раны, добровольно вновь возвращались назад, многие, получившие по несколько ран и залитые кровью, не хотели покидать своих товарищей и оставались в рядах. Вечером, около 6 часов, штурмы возобновились. Комендант, майор Штемпель, решил, в случае необходимости, отступить во дворец, который поэтому деятельно приводился в оборонительное положение. При невозможности устоять перед напором неприятеля и в этом последнем оплоте, решено было, по общему согласию, взорвать все на воздух, для чего в ночь на 4-е июня во дворец свезен был весь порох и снаряды. 4, 5 и 6 июня неприятель хотя и предпринимал частные приступы, но энергия его, видимо, ослабела. В виду этого наш гарнизон стал сам делать вылазки и жечь городские сакли.

В некоторых источниках сообщается, что Верещагина пригласили в Туркестан, в тот момент, когда шли военные действия, для создания военной хроники в живописи. Что бы народ смог своими глазами увидеть и прочувствовать всю серьезность происходящего события. Верещагину удалось не только стать свидетелем происходящих событий, но и принять участие в военных баталиях. Художника даже наградили Георгиевским крестом, за проявленные подвиги и храбрость при защите крепости.

В своей серии картин посвященных событиям происходящих в Туркестане, особое место выделяет картину «У крепостной стены. Пусть войдут», которую он написал в 1871 году. Главными героями этой картины изображены армия русских солдат. Мы видим, что крепостная стена немного разрушена. Русские солдаты ждут появления врага. Кажется, что еще немного и на возвышенности крепости покажутся смелые враги. Насколько мне известно, Русские солдаты находились в страхе и постоянном напряжении, потому что их численность, заметна была ниже, чем численность воинов противника. В глазах каждого из солдат можно прочесть страх смерти, и неминуемого поражения. Но все стоят до последнего, никто не струсил и не отступил. Они твердо настроены, держаться до последнего, пусть доже ценой собственной жизни.

Верещагин изображает яркими красками солнечный день, у него получается очень реалистично передать бескрайность полей, выстроенную на половину разрушенную стену крепости и голубизну неба. Глядя на картину, можешь почувствовать, какой свежий воздух был в тот день, или ощутить себя героем, занять позицию рядом с одним из воинов и быть ему в бою опорой и помощью. В каждой своей картине, которую автор посвятил войне, он воспевает хвалебные песни, героизму и без отверженности русской армии, и жестокость правителей, которые отдавали команды о наступлении.

Как известно, В. В. Верещагин был приглашен в Туркестан, где шли военные действия, как художник, для создания художественной хроники военных действий. При этом Верещагин был не только свидетелем войны в Туркестане, но и ее участником. За храбрость, проявленную при защите Самаркандской крепости от воинов бухарского эмира, художник был награжден Георгиевским крестом.

Событиям, свидетелем которых Верещагин стал в Туркестане, он посвятил целую серию картин. Одна из самых известных картин - «У крепостной стены. Пусть войдут» - создана в 1871 году.

Героями полотна «У крепостной стены. Пусть войдут» являются простые русские солдаты. На полотне мы видим эпизод обороны Самаркандской крепости русскими солдатами. Стена крепости кое-где обвалилась. Русские воины находятся в ожидании отряда неприятеля. Вот-вот на гребне крепости покажутся первые смельчаки из неприятельского войска.

Как известно из истории, численность осаждавших крепость была в несколько раз выше, чем численность защитников крепости. Поэтому в таком напряжении находятся русские солдаты. Мысли о смерти, о неизбежности поражения, конечно, приходят в голову каждому. Но никто из них и не думает сдаваться. Их лица суровы, в позах видна твердая решимость бороться и дать отпор.

Верещагин отлично владеет техникой письма. Насыщенными, звучными красками он рисует ясный солнечный день, зной воздуха, синь южного неба, бескрайнюю степь, сложную архитектуру полуразрушенной крепостной стены и древних построек Самарканда.

В своем масштабном полотне «У крепостной стены. Пусть войдут» баталист Верещагин снова развивает идею о жестокости феодальных правителей и героизме русских солдат.

Помимо описания картины В. В. Верещагина «У крепостной стены. Пусть войдут», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

В 1868 году Верещагин путешествует по Туркестану. Между тем в апреле бухарский эмир в очередной раз начинает военные действия против России. У Самарканда сосредотачивается многотысячная армия эмира.

Верещагин тут же присоединяется к армии генерала Кауфмана «в надежде поближе посмотреть войну». Однако к моменту, когда он догоняет войска, Самарканд уже занят. Художник погружается в изучение жизни и быта древнего города. «Природа, постройки, костюмы, обычаи – все было ново, оригинально, интересно», - вспоминает он.

Картина «У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871-72) написана по мотивам одного из эпизодов осады.

«У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871-72). Государственная Третьяковская галерея

Из воспоминаний Верещагина:

«Проклятая крепость, в три версты в окружности, везде обваливалась, везде можно было пройти в нее, и так как внутри прилегало к стенам бесчисленное множество саклей, то вошедшую партию неприятеля, даже малочисленную, стоило бы большого труда перебить.

И жутко, и смешно отчасти вспомнить: только что вернулись отсюда, и Николай Николаевич Назаров стал уже поговаривать о том, что не худо бы поесть борщу, как бегут опять, разыскивая его, с нашего старого места:

Ваше высокоблагородие, пожалуйте, наступают!

Мы опять бегом. Сильный шум, но ничего еще нет, шум все увеличивается, слышны уже крики отдельных голосов: очевидно, они направляются к пролому невдалеке от нас; мы перешли туда, притаились у стены, ждем.

Пойдем на стену, встретим их там, - шепчу я Назарову, наскучив ожиданием.

Тсс, - отвечает он мне, - пусть войдут.

Этот момент послужил мне для одной из моих картин. Вот крики над самыми нашими головами, смельчаки показываются на гребне – грянуло «ура!» с нашей стороны и такая пальба открылась, что снова для штыков работы не осталось, все отхлынуло от пуль».

(В.В. Верещагин. Самарканд. 1868 год / Скобелев. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В.В. Верещагина. М.: «ДАРЪ», 2007. С. 374-375).

Парной к полотну «У крепостной стены. «Пусть войдут» была «У крепостной стены. «Вошли!..», картина была сожжена художником.

«У крепостной стены. «Вошли!..» (1871 г.)

В 1874 году в Петербурге открывается персональная выставка Верещагина, на которой он представляет свою туркестанскую серию. Выставка пользуется успехом, посмотреть картины идут тысячи.

Иван Крамской пишет под впечатлением от выставки: «Я не могу говорить хладнокровно. По моему мнению - это событие… Эта идея, пронизывающая невидимо (но осязаемо для ума и чувства) всю выставку, эта неослабленная энергия, этот высокий уровень исполнения… заставляют биться мое сердце гордостью, что Верещагин русский, вполне русский».

Модест Мусоргский, потрясенный картиной «Забытый», сочиняет музыкальную балладу на ее сюжет (слова - Арсения Голенищева-Кутузова):

Он смерть нашел в краю чужом,
В краю чужом, в бою с врагом;
Но враг друзьями побежден, -
Друзья ликуют, только он
На поле битвы позабыт,
Один лежит.

И между тем как жадный вран
Пьет кровь его из свежих ран
И точит незакрытый глаз,
Грозивший смертью в смерти час,
И, насладившись, пьян и сыт,
Долой летит –

Далеко там, в краю родном,
Мать кормит сына под окном:
«А-гу, а-гу, не плачь, сынок,
Вернется тятя. Пирожок
Тогда на радостях дружку
Я испеку...»
А тот - забыт, один лежит...

«Забытый» (1871 г.)

Сам Верещагин сопроводил картину следующими строками народной песни:

«Ты скажи моей молодой вдове,
Что женился я на другой жене;
Нас сосватала сабля острая,
Положила спать –
Мать сыра земля»

Однако власти недовольны выставкой. 1 января 1874 года вышел высочайший манифест о введении вместо рекрутских наборов всеобщей воинской повинности, по которому служить должно было все мужское население России. «Дело защиты отечества есть общее дело народа и священная обязанность каждого русского подданного» говорится в манифесте. А между тем на картинах Верещагина – раненные, убитые, отсутствуют красивые сцены побед.

Газета «Голос» пишет о выставке: «Едва ли найдется юноша, который, увидев эти дышащие правдой сюжеты, будет еще восторженно носиться с воинским героизмом и будет себе воображать войну чем-то вроде одних букетов славы, отличий и тому подобного».

Генерал Кауфман, герой среднеазиатской кампании, требует от художника признания в том, что сюжет картины «Забытый» является художественным вымыслом, так как ни один русский солдат не остался не похороненным. Возмутил «Забытый» и императора Александра II. Правительство отказалось приобрести картины, позднее их купил Павел Третьяков.

Со всех сторон сыплются обвинения. В ответ художник вынимает из рам три картины – «Забытый», «Окружили - преследуют», «У крепостной стены. Вошли» - относит домой и сжигает.

«Окружили - преследуют» (1872 г.)

Не дожидаясь закрытия выставки, Верещагин уезжает в Индию…




Top