У наших детей рождается новый разум? «Особые дети». Мнение психолога Владимир Николаевич Пугач А необычные способности у них есть

Термин «дети-индиго» стал в последнее время очень популярен и распространен - причем не только в России, но и по всему миру. Достаточно сказать, что, например, на поисковый запрос «дети-индиго» только Яндекс выдает ссылки более чем на 86 тысяч страниц. Этим термином принято обозначать детей нового поколения. Детей настолько необычных, что они, по мнению одного из ведущих в России исследователей этого феномена психолога Владимира Пугача, способны полностью изменить мир.

Владимир Пугач - известный в Ижевске (и далеко за его пределами) практикующий психолог, и в настоящее время - один из ведущих в России специалистов по проблеме «детей-индиго» во время своего непродолжительного пребывания «дома» - в Ижевске нашел время, чтобы встретиться с журналом «Свое дело» и дать нам интервью на эту чрезвычайно модную ныне тему. Как выяснилось из нашей беседы, феномен «дети-индиго» - это не просто «родительская тема», и касается она не только детей и их воспитания - она касается или коснется в ближайшее время каждого из нас.

– Владимир Николаевич, как появился феномен «дети-индиго» или, точнее говоря, как его стали идентифицировать?

– Дети с необычными способностями, которых сегодня называют «дети-индиго», были всегда, но - примерно 0,4% от популяции. Хрестоматийный пример тому - Том Сойер. Умный мальчишка, который плохо учился в школе, но сумел организовать свой бизнес так, что другие мальчики приплачивали ему за то, чтобы получить удовольствие красить забор.

В прошлом веке количество таких детей стало вдруг быстро расти. Отметили это 24 года назад в США, в Западной Европе позже, примерно 17-11 лет назад, у нас этому феномену - 5-7 лет. То есть у детей стал медленнее созревать мозг, но зато он стал более качественным.

– Как стали понимать, что количество таких детей растет, и что, собственно, они не такие, как все?

– Эти дети гиперактивны. Они не усидчивы, они нарушают дисцип-
лину, мешают учебному процессу. Когда в классе пять гиперактивных детей, они мешают учебному процессу. Но когда их десять-двенадцать - вести урок почти невозможно, начинаются массовые увольнения учителей. И в США это было. И через это прошли во всех странах, а у нас только начинают понимать, что происходит. Алгоритм такой - учителям добавляют зарплату, два года это помогает удержать их. Потом - опять начинаются увольнения. Вот тут уже общество хватается за голову и начинает сначала думать, что делать, а потом - реформировать образование. Как правило, в сторону упрощения программ начальной школы. У нас пока все делают с точностью до наоборот. Нагрузки растут, и по сравнению с теми программами, которые существовали в советских школах, сегодня учебная нагрузка примерно на 70% выше, увеличилось количество учеников в классах и т.п.

В Америке - раз у детей медленно развивается головной мозг - уменьшили нагрузку в школе. Но при этом скачком повысили ее в колледже и также резко - в университетах. Сейчас у них учеба в университете - это тяжелейшая работа. Многие не выдерживают. А мы наоборот - значительно отстали в технологиях высшего образования.

– А чем было вызвано увеличение количества таких необычных детей?

– С медицинской точки зрения, как я уже сказал, более медленное развитие мозга - они уже
рождаются с этой особенностью. Второе объяснение - информационные гипернагрузки. Сегодня достаточно выйти на улицу в городе –
уже получишь массу информации. Телевизор - огромный спектр информации, радио, компьютер, совершенно новые игрушки. Мы этого не замечаем, но нагрузка на мозг колоссальная.

В этом году появился (пока неофициально) в психологических кругах такой термин - «феномен Буратино». Помните, в сказке папа Карло начал полено стругать, а там - два глаза. То есть, когда рождается обычный ребенок, у него плавающий взгляд - в «никуда». С 2000 года у нас рождаются дети, которые буквально с первой секунды осмысленно смотрят на мир - «привет!». И женщины, которые сегодня рожают второго ребенка, говорят, что первый и второй в этом смысле - это совершенно разные дети.

Медики отмечают у таких детей минимальные мозговые дисфункции. Причем говорят, что это - не патология, ласково называя их «пограничники». То есть это не норма, но и не патология.

– А как появился термин «дети-индиго»?

– Это название эзотерическое - у этих детей аура цвета индиго. Насчет ауры сразу предупреждаю: есть она или нет - сегодня спорят только дилетанты. Аура, безусловно, есть. В справочниках по оптической физике это называется эффект «Кирлиана». Правда, психологам это название не нравится, потому что его нет в наших классификациях, и к тому же ауру видят только 4% населения, и 100% - это женщины.

Так вот, эзотерики в Соединенных Штатах считают, что происходит духовный переворот, и эти дети пришли на землю, чтобы изменить мир.

– В какую сторону?

– Они считают, что в хорошую. И самое интересное, что эти перемены уже начались, хотя их мало кто замечает. Сейчас весь средний менеджмент в бизнесе - в основном 22-29 лет. «Стариков» почти не осталось - их отодвигают на периферию. Интересно, что эти молодые люди не идут по головам, не участвуют в каких-то подковерных играх. Их берут на работу и продвигают просто потому, что они лучше работают. Причем независимо от образования. И сегодня многие руководители предприятий уже не смотрят на диплом и оценки - они берут человека, который умеет хорошо работать. При этом, конечно, играет свою роль и то, что наше высшее образование уже настолько далеко ушло от жизни, что его наличие мало кого интересует. Эти люди успешны где угодно, независимо от того, где работают.

– Почему это происходит?

– Дело в том, что дети-индиго - это амбидекстры, «двурукие». То есть у них работают оба полушария. Если обычные люди делятся на правополушарных и левополушарных (правое полушарие - лидирует интуиция, левое - логика), то амбидекстры используют сразу оба полушария - у них одновременно и великолепная интуиция, и логика. Говоря компьютерным языком, у них инсталлированы параллельно две операционные системы - и они могут использоваться одновременно. Из тех, кому сегодня 50 лет, таких амбидекстров один на десять тысяч, кому 30-40 лет - один на тысячу. Среди тех, кто закончил или заканчивает школу, по нашим исследованиям, таких уже больше - 12%. Седьмые-восьмые классы - их уже в среднем 25%. Пятые-шестые -
30-40%. Третий-четвертый класс –
50-60%. В первом-втором классе –
около 90%. Чтобы было понятно, что это за люди, президент России Путин - амбидекстр.

Соответственно менеджеры, которые получаются из детей-индиго, гораздо быстрее соображают, быстрее адаптируются. Причем каждая следующая генерация все более и более эффективна, у них все более структурированы мозговые процессы. Например, у детей, которым сегодня 6 лет и меньше, мы отмечаем многомерное мышление. Они без труда ориентируются в навигации мобильных телефонов, компьютеров, даже не умея читать, как будто эти компьютеры созданы специально для них. А может быть, так и есть?

– Тем не менее, сейчас дети-индиго считаются проблемными для школы и для родителей?

– То, что дети-индиго плохо учатся в школе - это проблема школы, а не этих детей. Они - будущее этой страны, и мы не должны их ломать под себя, а быстрее под них подстроиться, если хотим быть успешными. Мы должны это понимать. Вы посмотрите, что сегодня происходит в школе - учителя не выдерживают. Но не может же быть так, чтобы все дети были тупые негодяи? Просто они непоседы, им неинтересно. Если у человека трехмерное мышление, ему скучно слушать про какие-то линейные системы.

– Тем не менее, сегодня эти дети считаются отклонением от нормы - у них проблемы с дисциплиной, с чтением, с успеваемостью. Неслучайно же вы занимаетесь тем, что помогаете эти проблемы решать. А если этим не заниматься, то чем это может закончиться?

– Это может закончиться двояко. Либо с взрослением и созреванием мозга проблемы проходят сами собой - и человек становится успешным. Либо - вырабатывается стойкая неприязнь к учебе, к школе, к учителям. Ребенок ведь беззащитен перед учителем. Неслучайно сейчас 60-90% выпускников в анкетах пишут, что они ненавидят школу. И в конечном итоге все будет зависеть от социальной среды: если она будет благоприятной, то ребенок вырастет успешным. Если нет - то мы начинаем поставлять суперумных людей в криминалитет.

– То есть, в принципе, сегодня можно выращивать гениев искусственно?

– А во многих странах этим в какой-то мере уже занимаются. Кстати, первыми на способности детей-индиго обратили внимание китайцы. В 1985 году правительство КНР пригласило группу лучших психологов Соединенных Штатов разобраться, что такое происходит с детьми. Они разобрались. Но когда эти психологи попытались вновь приехать, чтобы повторно обследовать этих детей, их в Китай просто не пустили. Оказывается, этих детей отобрали для закрытых элитных школ, где воспитывается будущее руководство компартии, правительство, армии, разведки. Об этом написали потом в своей книге разъяренные американские психологи, которых не пустили снова в Китай. Точно такие же школы есть сегодня в США. В Израиле особо одаренными детьми занимается специальное министерство. Во Франции детей, которые имеют IQ выше 160, заносят в реестр как национальное достояние. В том случае, если после школы такой ребенок собирается продолжить обучение, ему оплачивают учебу в любом университете мира с условием, что он вернется на родину и отработает 5 лет.

– Вы говорили о том, что дети-индиго меняют мир, и что это уже происходит. В чем это проявляется?

– Действительно, сегодня начинаются не революционные, а эволюционные перемены. Но эти перемены очень жесткие, неотвратимые и пошаговые. Начнем с того, что перестает работать реклама. Политологи не скрывают, что политтехнологи сыплются с треском. В ближайшем будущем будет серьезная смена политиков. Почему? Дело в том, что эти новые люди, новые дети каким-то удивительным образом отличают правду от фальши. То есть у них потрясающая интуиция. Это поколение уже не будет голосовать за людей, которые думают одно, говорят другое, а делают - третье.

Вы знаете, почему в рекламе традиционные методы не работают? Не хватает предпрокатного исследования реакции на уровне бессознательного. Ведь может быть так, что ролик внешне красив, а на уровне подсознательного действует деструктивно. Потому что у бессознательного совершенно иные этические принципы. Скажем, бессознательное женщин совершенно не приемлет эротику обнаженного женского тела, а мужское бессознательное - эротику мужского тела. Эстетику - да, эротику - нет. Такой уже вошедший в историю пример –
реклама колготок с лайкрой. Когда фирма «Леванте» впервые выбросила их на рынок - на упаковке была фотография, сделанная фотографоммужчиной. И женщины совершенно не покупали эти колготки. Почему? Поняли это психологи. Маркетологи обратили внимание, что колготки чаще покупают мужчины для своих подруг. Оказалось, что фотограф-мужчина снял эротику на упаковку. И женщины ее отвергли. Наняли фотографа-женщину - пересняли вместо эротики эстетику. Все - колготки пошли. Это долгое время был секрет фирмы «Леванте».

– Выходит, что чем больше будет таких детей, чем старше они будут становиться, тем хуже будут работать традиционные технологии, тем острее будет необходимость перемен.

– Верно. Перемены идут в обратной перспективе - ежегодно все новые и новые такие люди вливаются в мир, и они начинают его менять - совершенно незаметно.

Справка

Пугач Владимир Николаевич

Кандидат медицинских наук, магистр по практической психологии, автор 82 научных публикаций по медицине, педагогике, психологии. Имеет одно изобретение и 16 рационализаторских предложений. Подана заявка на патент США в области психофизиологии. Награжден медалью им. Н.И. Пирогова за научные исследования в медицине, 1988. Член-корреспондент Академии практической психологии (г. Санкт-Петербург), 1998.

С 1997 по 2003 год – заведовал кафедрой «Социальная и инженерная психология» Гуманитарного факультета Ижевского государственного технического университета (ИжГТУ).

С 1998 по 2000 год – директор «Института социально-психологических исследований» при ИжГТУ.

С 2005 г. специализируется как психолог-эксперт в области психофизиологии восприятия 3D пространств.

В настоящее время специализируется как психолог-эксперт в области психофизиологии восприятия 3D пространств. Эксперт и ведущий семинаров по психофизиологии школьной неуспешности и нарушениям восприятия 3D пространств у детей. Один из ведущих экспертов в России по изучению феномена «дети-индиго».

Владимир Николаевич, кто такие дети индиго с точки зрения психологов?

Как и многим психологам, мне не нравится термин «индиго», потому что индиго - это цвет ауры, которую, по статистике, видят только 4% людей, из них 99% женщины. О том, есть аура или нет, спорят только дилетанты - в справочниках по оптической физике это называется «эффект Кирлиан». Цвет ауры, может быть, и отражает сущность личности в определенный момент. Но поскольку 96% психологов и мам не видят ауру, то понятие «индиго» часто становится спекулятивным ярлыком. В медицинских и психологических классификациях нет даже слова «дети индиго». И что происходит? Сейчас устраиваются конференции, на которых дамы с горящим взором говорят о духовности и пересказывают книгу «Дети индиго», не добавляя ничего нового. А меня мамы спрашивают: «Что конкретно делать?»

Действительно, что же делать?

Нужно войти в Интернет и в любой поисковой программе набрать сочетания слов: «дети индиго» или «СНВГ/СДВГ» (синдром нарушения/дефицита внимания и гиперактивность) и «психология». Затем посмотреть, есть ли в вашем городе психологи или центры (они уже появились), которые занимаются проблемами нарушения внимания. Я советую идти в центры, потому чтоѕ ну, сфотографировали вы ауру ребенка, дальше что? А в центре специалист окажет ему и вам реальную помощь.

Значит, дети индиго - это психологический или медицинский феномен?

Во-первых, примерно у 80% детей индиго есть синдром нарушения внимания с гиперактивностью или без таковой, сокращенно СНВГ. Уровень их интеллекта (IQ) равен 160–170 баллов (нормальный уровень интеллекта 90–110. - О. С.). Во-вторых, те, кто используют термин «дети индиго», как правило, принимают во внимание еще и духовный компонент.

Таким образом, дети индиго - это и медицинская, и психологическая, и педагогическая проблема.

Сказав, что дети индиго - это педагогическая проблема, вы имели в виду несовершенство нашей системы образования?

Скорее, ее серьезнейший кризис. Дело в том, что сегодня в начальной школе в каждом классе три-пять (!), а иногда и больше гиперактивных детей. Вести урок по старым педагогическим моделям практически невозможно. Один лезет на подоконник, другой под парту, третий ударил учебником соседку по голове, четвертый встал и пошел молча из класса. «Ты куда?» - «В туалет». Учителя сегодня работают на пределе своих возможностей. А когда таких детей в классе 10–15, образовательный процесс останавливается. Много лет назад мы предсказывали, что с 2006 года начнутся массовые увольнения учителей из школ. И это не футурологический прогноз. Все западные страны прошли то же самое. И в Министерстве образования России об этом, конечно, должны знать.

А что именно прошли другие страны?

В США этой проблеме 23 года. В Западной Европе - 11–12 лет. А у нас только три-четыре. Там сначала начались массовые увольнения учителей. Им тут же подняли зарплату. На пару лет это помогло. Потом опять обвал, учителя снова стали увольняться. Им еще раз подняли зарплату. Только потом начали разбираться, в чем дело, изменили учебные программы, педагогические подходы и концепции. В начальной школе в каждом классе появился второй педагог. В странах побогаче сократили число учеников в классе.

Чем же эти дети отличаются от остальных?

Дети индиго - это особые дети. У них медленнее созревает головной мозг. Они инфантильнее. По метрике, например, ребенку восемь лет, а он ведет себя как шестилетний. У них чаще наступает нервное истощение от школьных перегрузок. И причины могут быть разные: начиная от неблагоприятного течения беременности и родов до информационных перегрузок под влиянием телевизора, компьютера и т. д. И те школьные нагрузки, которые дети раньше выдерживали, сегодня оказываются слишком велики, просто непереносимы.

У детей индиго завышенная самооценка и чувство собственного достоинства - так считают педагоги (может, это и норма). На них бесполезно кричать, они начинают вредничать - стараются защитить свое достоинство. А если не могут, то замыкаются и очень глубоко переживают, что их не понимают.

Ко мне приходит масса писем, в каждом повторяются слова: «Меня не понимаютѕ чужой мирѕ я одинока (одинок)». В письмах ребят от 13 до 19 лет такая боль, что их нельзя читать спокойно.

Их не понимают окружающие, и они начинают искать друг друга. Создают форумы, общаются на них, обмениваются опытом, к концу 2007 года таких принципиально новых сообществ, без членских взносов, без демонстраций, будет очень много. Сейчас стремительно формируется невидимое сообщество, о котором взрослые и не догадываются.

Что объединяет этих детей?

У них не линейное восприятие мира, а трехмерное. Наша педагогика логическая, а у них системное мышление. Они почти на 100% амбидекстры (амбидекстрия - одинаковое развитие функций обоих полушарий головного мозга. - О. С.). Несколько лет назад, к удивлению психологов, стало появляться все больше леворуких детей и детей с так называемым скрытым левшеством. Это был переходный период. А сейчас идут амбидекстры, они двурукие, одновременно и правши, и левши. Но большинство приучены держать все в правой руке. Дети, у которых работают оба полушария мозга, - это уже социальный фактор. Эти дети могут думать сразу о двух проблемах. У них более гибкое мышление. Когда они станут взрослыми, они будут умнее нас.

А необычные способности у них есть?

Есть. Они читают мысли родителей. Мамы рассказывают мне такие истории: «Убираюсь в большой комнате, смотрю на телефон и думаю: "Надо Зойке позвонить". А дочь из другой комнаты: "Мама, а зачем ты хочешь звонить тете Зое?"» Причем почти все родители, когда их спрашиваешь об этом, подтверждают, что у их детей есть такие способности. Или еще пример: «На кухне мою посуду, а ребенок кричит из прихожей: "Мама, я пошел гулять". Я думаю: "Наверно, опять пошел без шапки". А он: "Мама, не волнуйся, я шапку в карман положил, надену, если будет холодно"».

Они прекрасно понимают, лжет человек или говорит правду. Причем бывают очень забавные ситуации (это все из моей практики, не из книг и не из рассказов коллег). Мама со смехом говорит: «Вчера мой, два с половиной года, играет с машинкой. В это время по телевизору выступает один политик. Слышу, ребенок говорит себе под нос: "Дядя говорит то-то и то-то. А на самом деле думает то-то, то-то". И дальше пошли политические термины!» Когда эти дети вырастут, голосовать за таких политиков они точно не будут. Этим же объясняются некоторые конфликты с, мягко говоря, не очень искренними учителями, которые говорят одно, а думают другое. Они же в начальной школе еще наивные и говорят то, что думают: «Вы врете!» Какова дальнейшая судьба такого ребенка? Учитель может настроить против него класс либо, унижая, доводя до слез, попытается сломать.

И если появилось очень много детей с такими способностями, то, похоже, в ближайшее время рухнет современная политика, реклама, образование, современная разведка.

А если представить, что пройдет лет 5–10, они займут везде посты, что тогда будет?

Есть предтечи индиго - люди, которые занимают промежуточную фазу между нами, обычными людьми, и новыми - «индиго». Почему-то этого никто не замечает.

Посмотрите, молодые люди, девушки и парни 22–29 лет, сейчас заняли весь средний менеджмент. Стариков, от 50 и выше, вытеснили. Их почти нет. Единицы работают. Причем эта молодежь, которая пришла в бизнес, политику, в госструктуры, в банки, в журналистику, не плетет интриг и не ведет подковёрных игр. Просто они работают так, что их повышают в должности, выдвигают в руководители. Причем это не зависит от уровня их образования - одно незаконченное или два-три высших. Образование роли не играет. Они мгновенно схватывают суть дела, очень быстро адаптируются в профессиональной среде и начинают двигаться вверх по служебной лестнице. Так что в ближайшее время революции в нашем обществе уже не будет. В том числе и в системе образования. Придут молодые учителя, и старые просто вынуждены будут уйти

А можно ли утверждать, что дети индиго - это этап эволюции, то, к чему мы все придем?

Я уверен, что, если появляется так много детей, которые, как минимум, в два раза умнее нас, это не случайно и для чего-то надо.

Хочется подвести итог нашей беседе...

Наш сегодняшний разговор был построен по принципу черного ящика: мы не разбирали, что происходит в психике ребенка и почему происходит. Мы говорили о внешних, социальных проблемах новых детей, а то, что скрывается за ними, - это тема для отдельного разговора.

Вопросы задавала Ольга Сизова, кандидат психологических наук

на журнал "Человек без границ"

Возможно, на наших глазах происходит эволюционный скачок, и мозг новых детей работает принципиально иначе. Редакцию журнала не могла не заинтересовать научная публикация кандидата медицинских наук Владимира ПУГАЧА и кандидата психологических наук Валентины КАБАЕВОЙ «Функциональная асимметрия мозга у детей: амбидекстрия и амбицеребральность, новые тенденции эволюции?» (1) . В ней рассказывается о значительном росте качественно иной группы детей - с уникальными способностями, свидетельствующими о «качественном скачке в особенностях нейрофизиологии латеральности, особенно у детей, рождённых после 2000 года». С чем связана эта тенденция?

Все чаще преподаватели обращают внимание на катастрофическое снижение интеллектуального потенциала молодежи, их мыслительных и познавательных способностей. Но, возможно, все дело в изменении восприятия действительности, и наступила пора адаптировать образовательные методики под новых детей? А, может быть, речь идет о будущем изменении всей человеческой популяции? Каким, в таком случае, должно стать образование?

- Расскажите, пожалуйста, вкратце о проводимых вами исследованиях. Что побудило заняться выбранной темой?

В.П .: В течение двенадцати лет совместно с сотрудниками Института физико-технической информатики (г. Протвино, Московская область) мы проводим исследования восприятия 3D-пространств у детей с нарушениями внимания (СДВ - синдром дефицита внимания) и нарушениями внимания с гиперактивностью (СДВГ - синдромом дефицита внимания с двигательной активностью). Выяснилось, что в 100 процентах случаев у детей с СДВ/СДВГ регистрируются устойчивые феномены нарушения восприятия объёмных 3D-пространств: отдельно ближнего пространства (книга, экран монитора) и/или отдельно дальнего (восприятие пространства в классе, школе, в спорте и игре).

У этих детей обнаружен дефект восприятия пространства в виде «окна». В «окне» действуют другие законы восприятия - в виде обратной перспективы (как на древнерусских иконах). Мозг ребёнка с СДВ/СДВГ в этом «окне» видит пространства, как в зеркале, где «право» и «лево» поменялись местами. Поэтому ребенок пишет букву или слог, как в зеркале, наоборот. У таких дошкольников почти в 60 процентах случаев нами диагностирована дислексия, дисграфия, дискалькулия (перестановка слогов при чтении, как в зеркале написанные буквы и цифры при письме, нарушения счёта).

Что побудило меня заняться выбранной темой?

Дело в том, что у дочери был СДВ, жена оставила работу над докторской диссертацией и до шестого класса ежедневно учила с ней уроки. У сына - СДВГ. В девятом классе за нарушения дисциплины мальчик был переведён на домашнее обучение. Кстати, сейчас он успешный психолог! В те годы, сообщество психологов ничего не знало о дефиците внимания на фоне высокого интеллекта. Так что мотивацией стала попытка понять - «что это?» и «что делать?».

В.К .: Восприятие окружающего мира предусматривает активную переработку информации - энергетического потока от внешних раздражителей. Это в значительной степени связано с работой зрительного анализатора. Результатом восприятия являются зрительные образы окружающего нас мира. Наш мозг в ходе перцептивной деятельности последовательно решает задачи разного уровня сложности, которые можно обозначить как феномены восприятия (они трактуются разными исследователями по-разному). Все теории пытаются объяснить, почему вещи выглядят именно такими, какими мы их видим? Существуют ли в акте восприятия несколько аспектов не изолированных, а отражающих части целого содержания? Вопросов много.

Нас интересовал очень маленький аспект, но важный для практики обучения: почему некоторым детям трудно научиться писать красиво и грамотно?

Наши наработки пока незначительны в плане сравнения с грандиозными научными задачами, которые решаются в лабораториях. У нас нет достаточной материально-технической базы, чтобы провести широкое исследование, но есть желание хотя бы частично попытаться ответить на вопрос «Как воспринимают движущиеся пространства младшие школьники с несформированным произвольным вниманием?».

При письме или чтении ребёнок следит за ручкой, которая выписывает знаки (буквы, цифры) или уже воспроизводит написанные кем-то буквы. При исследовании Владимир Пугач обнаружил феномены «соскальзывания взгляда со строки» - потерю строки при чтении и изменение почерка при написании длинных слов или предложений, а также феномен «разбитого зеркала». Это и дало нам опору для дальнейших поисков по коррекционной работе с ребёнком, имеющим подобные проблемы.

Какие выявлены главные тенденции в изучаемой вами области новой физиологии мышления и восприятия действительности детей?

В.П .: Мы обратили внимание на действительно интересные тенденции. Во всех странах на уровне популяции сначала стало увеличиваться число скрытого «левшества» и число «леворуких». Затем, внутри этой группы появились амбидекстры - «двурукие», и их число стало быстро увеличиваться. Это люди с заметно более высоким интеллектом и способностями. Но все еще удивительнее! Учёные психологического института РАО (Москва) вынуждены были ввести новый термин «амбицеребральность», то есть «двойной мозг». Появились дети, мозг которых может работать параллельно и одномоментно. Например, они легко двумя руками пишут два разных текста. В истории человечества такие люди редко, но встречались. Например, Юлий Цезарь.

Похожие, правда, менее выраженные процессы происходят и у взрослых.

В октябре 2010 года на международном конгрессе по интегративной медицине в Иерусалиме (Израиль) у меня был доклад об особенностях работы мозга новых детей. Я показал наш визуальный тест «Вращающаяся девушка» аудитории в 350 человек на большом экране. В этом тесте изображена движущаяся тень девушки таким образом, что в зависимости от особенностей работы мозга она «вращается» в ту или иную сторону. Затем попросил поднять руки тех, у кого преобладает левополушарная асимметрия в работе мозга. Их было примерно 35 процентов. Около 25 процентов имели правополушарную асимметрию. Остальные 40 были амбидекстры! Аудитория взорвалась аплодисментами.

Конечно, данная статистика ориентировочная, так как в конгрессе участвовали представители лишь 37 стран. С другой стороны, это была мировая интеллектуальная элита.

В.К. : Сейчас нами проводится сбор данных по определению функциональной асимметрии детей самого разного возраста. Насколько массовой будет выборка обследуемых и насколько она будет соответствовать всем научным требованиям, зависит, к сожалению, не только от нас.

Сейчас существует проблема возможности проведения психологических исследований на базе школ. Кто решает, можно ли провести такую работу? Директор школы или родители учащихся, а может быть руководитель научного подразделения вуза или лаборатории? Нет законодательной и финансовой базы. Часто многие исследования проводятся на основе добрых отношений и профессиональной заинтересованности психолога и администрации. Но даже это даёт определённые результаты - решаются частным образом некоторые научные вопросы. Конечно, есть интересные наблюдения, но они должны быть проверены и перепроверены.

- Какие же выводы можно сделать на основании полученных данных?

В.П.: Похоже, на наших глазах происходит эволюционный скачок, и мозг новых детей работает принципиально иначе...

Знает ли педагогическое сообщество России о проблеме, которую вы исследуете? Интересуется ли результатами?

В.П .: Педагоги, особенно учителя начальных классов, воспринимают наши сообщения с огромным интересом. Они видят перемены: в каждом классе несколько леворуких, от двух-трех до семи-восьми гиперактивных детей. Что делать? Руководители системы образования пока далеки от этих проблем. И вряд ли их можно за это осуждать.

В.К .: Родителям, учащимся и учителям результаты исследования сообщаются там, где они проводились. Это пока небольшая группа людей и чаще неспециалистов в данной области, но, несомненно, очень заинтересованных практиков.

Амбидекстрия и амбицеребральность встречаются у детей всё чаще. Кроме того, вполне взрослые люди с удивлением открывают у себя такие способности. Что же все-таки первично: изменение внешних условий, или природа работает на опережение, формируя новое поколение детей готовых изменить мир, как считают специалисты в США?

В.П .: Могу только с определённой осторожностью высказать свои предположения. Новые дети рождаются у родителей из всех социальных слоёв, правда, в основном в городах. Значит, здесь действуют не только социальные факторы, место рождения и уровень дохода родителей. Кстати, наша сотрудница обследовала осуждённых в подростковой колонии. Среди них 87 процентов были подростки с СДВГ (к сожалению, по разным причинам, эти данные не были опубликованы). И это в тот момент, когда, по нашим данным, количество детей с СДВ/СДВГ составляло 12,5 процента от популяции. Возможно, последние годы какое-то влияние на эмбрион оказывает излучение систем мобильной связи, СВЧ, общий уровень радиации в городах? Трудно сказать. Важен другой факт: мозг детей стал более «качественным», но созревает медленнее, а школьные нагрузки возросли.

Вы говорите о новой физиологии рождающихся детей. Их мозг работает не так, как работал мозг их родителей, бабушек и дедушек. Значит ли, что многие необычные проявления в поведении ребёнка можно объяснить нарушениями внимания?

В.П .: Да. Смотрите, произошло спонтанное исчезновение дворовых игр и «классиков». По нашим наблюдениям, это результат искажения дальнего визуального 3D-пространства восприятия. Дети промахиваются при игре в мяч, теннис, бадминтон, и игра становится для них скучной, неинтересной.

Далее, многие дети СДВ/СДВГ имеют регулярные кратковременные выключения сознания. Незрелость головного мозга и информационные перегрузки приводят к крайнему истощению нервной системы - по типу «парабиоза Н.Е. Введенского» с его уравнительной и парадоксальной фазами в деятельности мозга. Уравнительная фаза - это когда сильный и слабый сигналы воспринимаются одинаково. Парадоксальная фаза - сильный сигнал воспринимается как слабый, а слабый - как сильный. Родители знают, что кричать на ребёнка в таком состоянии - бесполезно. Он как бы «не слышит». Или, наоборот, на уроке малейший шум очень отвлекает ребёнка.

Новые дети имеют регулярные кратковременные выключения сознания. Причём изнутри для них такие выключения незаметны. В метафоре «биокомпьютер» ситуация напоминает нажатие кнопки «reset», то есть быстрая перезагрузка. В этот момент мозг ребёнка отдыхает и восстанавливает силы.

Возьмем, например, переключения право-левополушарной деятельности мозга. Если взять метафору «наш мозг является биокомпьютером», то у правшей инсталлирована и работает одна операционная система, у левшей - другая. Это как Windows, или Linux. А поведение - одинаковое. Например, текст на принтере в любой операционной системе будет выглядеть одинаково. И это при условии, что обработка и структурирование информации в этих системах принципиально отличаются. Однако конечный результат тот же. Отсюда бесперспективность споров - кто умнее: правши, или левши.

Ещё удивительней, что у детей, оказывается, инсталлированы сразу две операционных системы: и Windows, и Linux! На языке психофизиологии это явление именуется «амбидекстрия» (от лат. ambi - двойной, dextrum - правый). То есть, они одновременно и правши, и левши по работе мозга. Просто у одних доминирует праворукость, у других - леворукость. Отсюда - очень специфические проблемы в период интенсивного развития мозга от пяти до четырнадцати лет.

В начальных классах это огромный недостаток. Помните, конфликт операционных систем Windows-95 и Windows-98? Просто в то время компьютеры типа IBM-486 были слабенькие, и инсталляция сразу двух операционных систем приводила к зависанию и сбою программ. Весь мир ругал Билла Гейтса!

Сегодня на современных вычислительных машинах могут быть установлены все (!) версии операционных систем. При этом Windows и Linux могут работать одновременно на одной машине. Обычный пользователь об этом может даже не знать.

Наконец, у наших детей, из-за незрелости межполушарных взаимоотношений, переключение право-левополушарных операционных систем происходит спонтанно!

Пример. Вечером ребёнок выучил с мамой стихотворение, и этот файл лежит в «операционной системе W». Утром в классе он так и не смог его вспомнить (мамы, узнаёте ситуцию?), потому что этот файл недоступен действующей в этом момент «операционной системе L». После школы мама спрашивает:

Ну как, ответил?

Не ответил. Забыл.

Как так? А ну-ка, расскажи стихотворение!

И ребёнок чётко рассказывает - его мозг уже вновь переключился и информационно находится в «операционной системе W».

Молодец. А что у вас нового было в классе?

Не помню...

На самом деле всё просто: файл с новым учебным материалом у ребёнка в этот момент снова лежит в «операционной системе L». У мамы или педагога создаётся полная иллюзия: «вредничает», «тупой», «упрямый». Минут через двадцать ребёнок вдруг вспоминает все школьные новости и сообщает маме. Оказывается, «школьные» и «домашние» файлы рассыпаны по разным папкам в разных операционных системах, отсюда мозаичность восприятия.

Таким образом, если в младших классах амбидекстрия огромный недостаток, то в старших - это огромное преимущество. Оба полушария начинают эффективно перерабатывать информацию. Учиться становится слишком легко. Конечно, если к этому времени у тинэйджера не сформировалось стойкое отвращение к учёбе.

Как в таком случае заинтересовать ребенка с нарушением внимания и не упустить его на начальном этапе обучения?

В.П.: Нужно использовать игровое обучение. Учитель начальной школы, надеюсь, станет когда-нибудь профессиональным игротехником.

Эти перемены в детях - отклонние от нормы, или настала пора пересмотреть это понятие? Какой методикой можно вооружить учителей уже сегодня, чтобы не «упустить» таких детей?

В.К. : Понятие «нормы» в психологии, как и медицине, весьма относительно и постоянно требует пересмотра. Но это «постоянно» - весьма длительное время, на одном-двух поколениях не отследить. Сейчас все говорят, что дети, родившиеся с интервалом три-пять лет, являются совершенно разными. Пока учёные обсуждают вопросы «нормы» и исследуют детей разного возраста, практики - учителя, воспитатели, родители - продолжают учить, лечить, воспитывать тех, кто рядом с ними.

Самыми главными приёмами, заповедями остаются извечные: поступай с другим так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобою. Любя открытой душой, не слепо растворяйся в заботах о хлебе насущном для ребёнка, а иди за его интересами, порой не понимаемыми взрослыми. Мы, взрослые, приобщаемся к миру грядущего с детскими интересами, радостями, заботами. Дети мудрее взрослых. Они знают, что именно им сейчас важнее - говорить о дружбе или познавать написание буквы, оценить работу компьютера следующего поколения или заполнить таблицу сравнения покрытосеменных и иных растений...

Нужна золотая середина во всём, интеграция в существующую систему образования ребёнка с учётом его развития по своему сценарию. Встаёт вопрос: как это сделать при перегруженности программы, переполненности класса, при неопытности учителей и родителей?

Возможные варианты решения проблемы:

  • учитель-помощник - волонтёр, обученный тонкостям оказания поддержки детям разных групп;
  • небольшой наполняемости классы, как при обучении иностранным языкам;
  • использование педагогических технологий, которые «работают», например, в английском языке: учебники «Happy House 1», «Teaching with Bear»;
  • точечная психологическая помощь детям;
  • просветительская работа в учительской среде.

- Есть ли какие-нибудь психологические особенности у новых детей?

В.К .: Ответы на эти вопросы пока на уровне человеческой и научной интуиции - все требует серьезной работы и исследований. Пример тому - меняется социальная ситуация развития ребёнка, но она до сих пор не описана наукой психологией. Что является структурой этой ситуации, каков вес каждой из её составляющих, как каждая составляющая влияет на развитие, формирование новообразований возраста? Какова роль семьи - родителей и бабушек, братьев, сестёр и, в их отсутствии, школы, виртуального пространства, сверстников? Вопросы остаются открытыми.

(1) Пугач В.Н., Кабаева В.М. «Функциональная асимметрия мозга: амбидекстрия и амбицеребральность, новые тенденции?». - Сб.: «Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии и нейропластичности» (Материалы Всероссийской конференции с международным участием). - М.: Научный мир, 2008. - 808 с. С. 79-83.

«Особые дети». Мнение психолога

Владимир Николаевич Пугач

Владимир Николаевич, кто такие дети индиго с точки зрения психологов ?

Как и многим психологам, мне не нравится термин «индиго», потому что индиго - это цвет ауры, которую, по статистике, видят только 4% людей, из них 99% женщины. О том, есть аура или нет, спорят только дилетанты - в справочниках по оптической физике это называется «эффект Кирлиан». Цвет ауры, может быть, и отражает сущность личности в определенный момент. Но поскольку 96% психологов и мам не видят ауру, то понятие «индиго» часто становится спекулятивным ярлыком. В медицинских и психологических классификациях нет даже слова «дети индиго». И что происходит? Сейчас устраиваются конференции, на которых дамы с горящим взором говорят о духовности и пересказывают книгу «Дети индиго», не добавляя ничего нового. А меня мамы спрашивают: «Что конкретно делать?»

Действительно, что же делать?

Нужно войти в Интернет и в любой поисковой программе набрать сочетания слов: «дети индиго» или «СНВГ/СДВГ» (синдром нарушения/дефицита внимания и гиперактивность) и «психология». Затем посмотреть, есть ли в вашем городе психологи или центры (они уже появились), которые занимаются проблемами нарушения внимания . Я советую идти в центры, потому чтоѕ ну, сфотографировали вы ауру ребенка, дальше что? А в центре специалист окажет ему и вам реальную помощь.

Значит, дети индиго - это психологический или медицинский феномен?

Во-первых, примерно у 80% детей индиго есть синдром нарушения внимания с гиперактивностью или без таковой, сокращенно СНВГ. Уровень их интеллекта (IQ) равен 160–170 баллов (нормальный уровень интеллекта 90–110. - О. С.). Во-вторых, те, кто используют термин «дети индиго», как правило, принимают во внимание еще и духовный компонент.

Таким образом, дети индиго - это и медицинская , и психологическая, и педагогическая проблема.

Сказав, что дети индиго - это педагогическая проблема, вы имели в виду несовершенство нашей системы образования?

Скорее, ее серьезнейший кризис. Дело в том, что сегодня в начальной школе в каждом классе три-пять (!), а иногда и больше гиперактивных детей. Вести урок по старым педагогическим моделям практически невозможно. Один лезет на подоконник, другой под парту, третий ударил учебником соседку по голове, четвертый встал и пошел молча из класса. «Ты куда?» - «В туалет». Учителя сегодня работают на пределе своих возможностей. А когда таких детей в классе 10–15, образовательный процесс останавливается. Много лет назад мы предсказывали, что с 2006 года начнутся массовые увольнения учителей из школ. И это не футурологический прогноз. Все западные страны прошли то же самое. И в Министерстве образования России об этом, конечно, должны знать.

А что именно прошли другие страны?

В США этой проблеме 23 года. В Западной Европе - 11–12 лет. А у нас только три-четыре . Там сначала начались массовые увольнения учителей. Им тут же подняли зарплату. На пару лет это помогло. Потом опять обвал, учителя снова стали увольняться. Им еще раз подняли зарплату. Только потом начали разбираться, в чем дело, изменили учебные программы, педагогические подходы и концепции. В начальной школе в каждом классе появился второй педагог. В странах побогаче сократили число учеников в классе.

Чем же эти дети отличаются от остальных?

Дети индиго - это особые дети. У них медленнее созревает головной мозг. Они инфантильнее. По метрике, например, ребенку восемь лет, а он ведет себя как шестилетний. У них чаще наступает нервное истощение от школьных перегрузок. И причины могут быть разные: начиная от неблагоприятного течения беременности и родов до информационных перегрузок под влиянием телевизора, компьютера и т. д. И те школьные нагрузки, которые дети раньше выдерживали, сегодня оказываются слишком велики, просто непереносимы.

У детей индиго завышенная самооценка и чувство собственного достоинства - так считают педагоги (может, это и норма). На них бесполезно кричать, они начинают вредничать - стараются защитить свое достоинство. А если не могут, то замыкаются и очень глубоко переживают, что их не понимают.

Ко мне приходит масса писем, в каждом повторяются слова : «Меня не понимаютѕ чужой мирѕ я одинока (одинок)». В письмах ребят от 13 до 19 лет такая боль, что их нельзя читать спокойно.

Их не понимают окружающие, и они начинают искать друг друга. Создают форумы, общаются на них, обмениваются опытом, к концу 2007 года таких принципиально новых сообществ, без членских взносов, без демонстраций, будет очень много. Сейчас стремительно формируется невидимое сообщество, о котором взрослые и не догадываются.

Что объединяет этих детей?

У них не линейное восприятие мира, а трехмерное. Наша педагогика логическая, а у них системное мышление. Они почти на 100% амбидекстры (амбидекстрия - одинаковое развитие функций обоих полушарий головного мозга. - О. С.). Несколько лет назад, к удивлению психологов, стало появляться все больше леворуких детей и детей с так называемым скрытым левшеством. Это был переходный период. А сейчас идут амбидекстры, они двурукие, одновременно и правши, и левши. Но большинство приучены держать все в правой руке . Дети, у которых работают оба полушария мозга, - это уже социальный фактор. Эти дети могут думать сразу о двух проблемах. У них более гибкое мышление. Когда они станут взрослыми, они будут умнее нас.

А необычные способности у них есть?

Есть. Они читают мысли родителей. Мамы рассказывают мне такие истории: «Убираюсь в большой комнате, смотрю на телефон и думаю: "Надо Зойке позвонить". А дочь из другой комнаты : "Мама, а зачем ты хочешь звонить тете Зое?"» Причем почти все родители, когда их спрашиваешь об этом, подтверждают, что у их детей есть такие способности. Или еще пример: «На кухне мою посуду, а ребенок кричит из прихожей: "Мама, я пошел гулять". Я думаю: "Наверно, опять пошел без шапки". А он: "Мама, не волнуйся, я шапку в карман положил, надену, если будет холодно"».

Они прекрасно понимают, лжет человек или говорит правду. Причем бывают очень забавные ситуации (это все из моей практики, не из книг и не из рассказов коллег). Мама со смехом говорит: «Вчера мой, два с половиной года, играет с машинкой. В это время по телевизору выступает один политик. Слышу, ребенок говорит себе под нос: "Дядя говорит то-то и то-то. А на самом деле думает то-то, то-то". И дальше пошли политические термины!» Когда эти дети вырастут, голосовать за таких политиков они точно не будут. Этим же объясняются некоторые конфликты с, мягко говоря, не очень искренними учителями, которые говорят одно, а думают другое. Они же в начальной школе еще наивные и говорят то, что думают: «Вы врете!» Какова дальнейшая судьба такого ребенка? Учитель может настроить против него класс либо, унижая, доводя до слез, попытается сломать.

И если появилось очень много детей с такими способностями, то, похоже, в ближайшее время рухнет современная политика, реклама, образование, современная разведка.

А если представить, что пройдет лет 5–10, они займут везде посты, что тогда будет?

Есть предтечи индиго - люди, которые занимают промежуточную фазу между нами, обычными людьми, и новыми - «индиго». Почему-то этого никто не замечает.

Посмотрите, молодые люди, девушки и парни 22–29 лет, сейчас заняли весь средний менеджмент. Стариков, от 50 и выше, вытеснили. Их почти нет. Единицы работают. Причем эта молодежь, которая пришла в бизнес, политику, в госструктуры, в банки, в журналистику, не плетет интриг и не ведет подковёрных игр. Просто они работают так, что их повышают в должности, выдвигают в руководители. Причем это не зависит от уровня их образования - одно незаконченное или два-три высших. Образование роли не играет. Они мгновенно схватывают суть дела, очень быстро адаптируются в профессиональной среде и начинают двигаться вверх по служебной лестнице. Так что в ближайшее время революции в нашем обществе уже не будет. В том числе и в системе образования. Придут молодые учителя, и старые просто вынуждены будут уйти

А можно ли утверждать, что дети индиго - это этап эволюции, то, к чему мы все придем?

Я уверен, что, если появляется так много детей, которые, как минимум, в два раза умнее нас, это не случайно и для чего-то надо.

Хочется подвести итог нашей беседе...

Наш сегодняшний разговор был построен по принципу черного ящика: мы не разбирали, что происходит в психике ребенка и почему происходит. Мы говорили о внешних, социальных проблемах новых детей , а то, что скрывается за ними, - это тема для отдельного разговора.

Вопросы задавала Ольга Сизова, кандидат психологических наук

Об авторе: Владимир Николаевич Пугач, кандидат медицинских наук, психолог-эксперт по нарушениям внимания у детей, занимается этой проблемой с 1997 года, работает в России и за рубежом
files -> Классификация основных человеческих потребностей по А. Маслоу Пирами́да потре́бностей
files -> Рабочая программа для студентов направления 42. 03. 02 «Журналистика» профилей «Печать», «Телевизионная журналистика»




Top