У син школа китайской живописи. Живопись у-син — путь к самопознанию

Сегодня представляю вашему вниманию очень большое и информационно насыщенное интервью. Совершенно неожиданно для меня оно получилось не просто большим, а гигантским. Но делить на две части все же не решились – формат одного поста наиболее удобен. Если для вас понятия «китайская живопись» и «у-син» незнакомы, советую почитать предыдущую статью – , в которой найдете массу полезной информации, картины и видео. Ну, а если уже читали, то рекомендую не пропускать это интервью. Так что заваривайте себе чашку хорошего зеленого чая или кофе, или любого другого напитка, устраивайтесь поудобнее и читайте.

Идущий: Андрей, скажи пожалуйста, что ты нашёл интересного в живописи у-син, почему ты ей занимаешься? Что тебе даёт эта живопись и почему именно она, почему не другая техника?

АЩ: Это интересный вопрос. Для меня живопись у-син, – это, прежде всего, проводник на пути духовного развития. Для меня это практика саморазвития, в первую очередь, и только потом – тип самовыражения или художественная техника. Живопись у-син содержит в себе яркую демонстрацию принципов даосской и буддистской философии.

Тут важно понимать, в чём разница между реальной практикой развития и простым самовыражением. Самовыражение – это просто выплёскивание всего, что есть внутри или снаружи, на лист. Практика – это постоянная работа над собой, над собственной ограниченностью, над собственными движениями и собственным видением. Если самовыражение направлено вовне, то практика – всегда внутрь.

Идущий: А как же быть с преподаванием, оно ведь имеет внешнюю направленность?

АЩ: Ну, это зависит от точки восприятия, ведь формально и живопись тоже направлена вовне. Практикой саморазвития может быть всё, что угодно: и преподавание, и бизнес, и личные отношения, и многое другое. Главное – это правильно зафиксировать точку восприятия.

Идущий: А можно подробнее про то, как в этом искусстве воплощены принципы даосизма и буддизма?

АЩ: Начнём с Даосов. Основной принцип заключается в так называемом «недеянии» (无为 у-вэй) и следовании естественному пути. Увэй очень наглядно демонстрируется рисованием «от пятна», когда вначале наносишь пятно, затем, с минимумом доработок превращаешь его в объект. В живописи у син – нет эскизов. Рисунок формируется быстрыми мазками и пятнами. Таким образом, никогда точно не знаешь, что получится в итоге. Когда рисуешь таким способом, понимаешь, что нет возможности испортить рисунок, ведь любая нежданная клякса может органично вписаться в целостность рисунка, если следуешь естественности, не навязываешь рисунку слишком много своего. Таким образом, получается, что это не автор формирует рисунок, а рисунок помогает автору сделать следующий шаг в саморазвитии.

Такой тип рисования очень сильно способствует повышению гибкости ума и тела. Если человек занимается живописью у-син серьёзно, то перед ним обязательно начинают открываться новые жизненные горизонты потому что он начинает видеть больше. Надо понимать, что корнем неудовлетворённости жизнью обычно является именно слишком большая зажатость, и жёсткость в суждениях, мыслях и действиях. Стоит начать работать над гибкостью ума и тела и жизнь начнёт меняться. Вот живопись у-син – это одна из таких практик.

Идущий: а с буддизмом что?

АЩ: Здесь всё дело в НЕпривязанности. Тот, кто воспринимает живопись у-син, как практику, должен стремиться, всеми способами, освободиться от привязанностей. Прежде всего, привязанностей к результатам своего труда. Я даже, в своё время, делал такую интересную практику. Сначала долго работаешь над картиной, а затем сжигаешь её. При этом самое важное изначально знать, что ты потом её сожжёшь. Короче, важно понимать, что не результат художественный важен, а те внутренние открытия, которые сделал художник, рисуя картину.

Не стоит также привязываться и к собственному стилю, наоборот, следует находиться в постоянном поиске чего-то нового. Здесь, кстати гигантское различие с психологией обычного художника, для которого важнее собственного стиля ничего нет.
На самом деле привязка мазков к 5-и элементам у-син, как и любые художественные каноны, это всё то, что художник, практикующий усин, со временем должен отбросить, в поисках той самой истины, которую не произнесёшь словами.

Идущий: В анонсах, посвящённых живописи у-син говорится о том, что эта техника имеет арт-терапевтическое влияение. О чём конкретно идёт речь?

АЩ: Да, действительно арт-терапевтическое влияние есть. Это влияние отмечают и профессиональные психологи, например, Юлия Зима (https://komninus.livejournal.com/49143.html). Многие психологи взяли эту технику на вооружение. Я знаю, что Киевская арт-терапевтическая ассоциация применяет живопись у-син в работе с клиентами.

Первый уровень этого арттерапевтического влияния в том, что, расслабляя определённые телесные зажимы, человек может избавиться от зажимов психических. Этот факт известен из теории и практики телесно ориентированной психофизики.

Второй уровень – в том, что раскрепощая свои движения, человек знакомится с новым для него способом взаимодействия с реальностью. Вот здесь влияние нашей живописи очень легко понять и проследить. Например, человек по жизни слишком прям и умеет лишь оплеухи направо и налево раздавать, а с гибкостью незнаком в принципе или уже забыл, что это такое. Такое часто случается с женщинами, забывшими про свою женственность. Вот у этого человека получаться будут только прямые, жёсткие мазки «Дерева», а гибкий – «Металл», будет новым типом действия. И если человек его освоит, то это может стать большим шагом вперёд.

Третий уровень – это работа с образами. Здесь мы подбираемся к «Юнгианству». Чтобы понять, как идёт работа с образами, приведу один рабочий пример. Известно, что Дерево, является архитепическим и важным, для каждого человека, образом. Самое интересное, что дерево подсознательное у каждого – своё, и подсознательный рисунок дерева может многое сказать о человеке. А если начать работать с этим символом, показать человеку, что существуют и другие типы деревьев, добиться пластичности его «внутреннего дерева», можно добиться очень хороших результатов.

Интересно, насколько большие успехи может принести эта техника на поле реальной терапии. Мой учитель, Максим Парнах, специализируется на работе с детьми-инвалидами. При помощи техники Живописи У-Син он нередко «вытаскивал» детей из ДЦП.

Идущий: С философией более-менее ясно, а теперь давай поговорим о технике. Насколько я помню из видео, движением стихии огня ты рисуешь листья бамбука. Нет ли тут противоречия? Зеленые живые листья и вдруг стихия Огонь?

АЩ: Приёмом Огонь можно рисовать не только листья, но и рыбок, птичек, лепестки цветов и многое другое. Почему же так? Вопрос вроде бы был простой, но ответ чуть глубже, чем кажется. У-Син, в переводе с китайского, это всё же не пять стихий, а пять движений, иероглиф «син» переводится, прежде всего, как движение. Поэтому если мы говорим про у-син, то это будет мир энергий, ведь энергия – это мера движения. Пять «элементов» у-син – это пять качеств движения. Понимание этого факта влечёт за собой очень интересные метаморфозы в понимании мира. Об этом я довольно подробно пишу в этой статье про у-син: https://komninus.livejournal.com/39986.html

Огонь – это мимолётное и взрывное движение. Если слабое, то оно подобно полёту бабочки, если сильное, то похоже на взрыв бомбы. И рисуют им всё, что наделено мимолётной природой. В растениях самыми подвижными являются листья, они опадают осенью и вырастают весной, на ветру они колышутся, постоянно меняя направление, вот ствол дерева не наделён такой динамикой, он значительно более статичен и основателен.
Таким же движением «огонь» рисуют и многие цветы, чтобы подчеркнуть мимолётность и яркость их жизни. Таковы же по своей природе и рыбки с птичками, это самые неуловимые в мире существа. Передача такой мимолётности происходит при помощи быстрого движения запястьем, ведь эта часть руки способна на самые быстрые движения.

Идущий: Какой материал ты используешь для рисования? Бумага это понятно, а еще? Тушь, Чернила, гуашь, акварельные краски? Если разные материалы – мог бы ты сказать, в чем разница при работе с каждым из них? Не связываешь ли ты краски с усин? Нужно ли для рисования использовать специальные кисти и краски? Какие именно?

АЩ: Вот при ответе на такие вопросы я всегда вспоминаю, что у-син это метафизика, то есть она выше формы. Поэтому живопись у-син можно рисовать при помощи чего угодно и на чём угодно. Чем дальше я этим занимаюсь, тем больше удостоверяюсь в верности своего мнения. Другое дело, что быстрыми мазками у вас будет получаться рисовать
китайскими кистями для каллиграфии. Это будет более «по-китайски» и значительно легче будет учиться. А так, вообще: полная свобода.

Известно, что у-син связан с красками – дерево, например, это бирюзовый, огонь – алый и т.д. Некоторые современные практики, например, Джун Юань цигун используют цветотерапию по у-син. Лично я являюсь сторонником осознанности, а не тупого следования чужому мнению. На личном опыте я пока что не выявил объективных связей одного с другим. Лично мне кажется, что здесь-то, как раз, всё работает наоборот. Человек сам себе сначала внушает, что бирюзовый цвет и печень как-то связаны, а потом уже применяет этот свой тип самогипноза.

Связь между у-син и колористикой картины весьма возможна, но тогда надо более комплексно подходить к вопросу. Например, картины Гогена наполнены контрастами холодного и тёплого, что пробуждает в сердце смотрящего настоящее кипение эмоций, поэтому контраст холодных и тёплых тонов – это энергия «Огонь». А вот монохромная японская живопись суми-е часто вызывает ощущение спокойствия или даже грусти и поэтому подобный контраст тёмного и светлого можно отнести к энергии «Металл» ну и т.д.

Идущий: В какой гамме тебе больше всего нравится работать монохром или цвет?

АЩ: Честно говоря, я за разнообразие. Как уже было сказано выше, в живописи у-син у художника нет задачи создать свой стиль. Стиль, как и другая форма, как бы приходит извне, параллельно задачам, которые в данный момент стоят. Среди моих работ можно найти и цветные и монохромные. В последнее время я больше склонен к монохромной живописи, но и это, думаю – временно.

Идущий: Какой стиль китайской живописи больше всего привлекает? Вот меня, например, горы-воды и совершенно не интересуют птицы. Интересно, из этого можно сделать какой-либо вывод? Ведь стилей тоже 5.

АЩ: Ой, ну не знаю, стоит ли тут какие выводы делать. Как известно, лишь психолог-дилетант стремится сразу всем диагнозов наставить. Стилей-то конечно 5, это так, но там другая классификация. Опять же не в форме дело, а в движении взгляда по картине. Как взгляд перемещается, как он переходит от объекта к объекту, вот это действительно важно.
Я тоже люблю пейзажи, наполненные туманами и горами. Мои любимые китайские художники – Ма Юань и Ся Гуй, жившие во времена династии Сун.

Идущий: Правда, ли, что любой человек может научиться рисовать?

АЩ: Да, это правда. Живопись у-син – это техника, в которой, всего за 2 месяца можно достичь очень хорошего уровня, даже если ты стартовал с абсолютного нуля. Дело в том, что современные академические техники, как китайские, так и европейские, часто перенасыщены деталями, которые на первом этапе абсолютно не нужны человеку. А зная строение современной психики, можно смело сказать, что они скорее закомплексовывают, чем освобождают человека. Живопись у-син даёт самую суть, без всяких изворотов и поэтому научиться рисовать с нуля в этой технике очень легко.

Часто люди думают, что для того чтобы научиться рисовать, нужен какой-то особый талант. Это совершеннейшая неправда. За последние несколько лет я выпустил более тысячи учеников. Статистика показывает, что единственное, что нужно для того чтобы преуспеть в этой области – это иметь чёткое намерение научиться и много работать над собой. Две основные преграды – это лень и интеллектуальная импотенция. Лень и интеллектуальная импотенция дополняют друг друга и как раз и создают тот порочный круг из которого 90% не могут выбраться: не буду, не хочу, не могу… Особенно опасна интеллектуальная импотенция для мужчины, ведь за ней наступает реальная импотенция.

Идущий: Почему вникнув в суть живописи У син, ты рисуешь в китайском стиле, а не в своем личном, например? Разве у русского человека может быть и китайское мировосприятие?

АЩ: Интересный вопрос. На самом деле, на первом этапе китайский стиль мне был интересен постольку-поскольку. Вы можете посмотреть мои ранние картины, там часто Китай вообще не причём.

Вот примеры:

М ы очень долго шли к открытию классов по живописи У-Син. И вот все договоренности достигнуты и с нами теперь мастер Андрей Щербаков ! Это один из самых известных преподавателей китайской живописи и каллиграфии в нашей стране .

По числу элементов в живописи У-Син имеются пять перводвижений , которые, по сути, являются языком этой живописной традиции. Чтобы нарисовать что-либо, необходимо почувствовать стихию этого объекта, увидеть его истинную природу. Как это увидеть, начать лучше понимать себя и окружающий мир, как развить свою чувствительность и интуицию? Ответ на эти вопросы дает живопись У-Син.


Андрей Щербаков показывает основные мазки живописи У-Син

Язык живописи У-Син открывает безграничные горизонты для творчества и самопознания.

Максим Парнах рассказывает о сути живописи У-Син в интервью Андрею Щербакову

Сложно? Легко!

Уже на первом занятии У-Син вы напишете прекрасную работу — даже если до этого никогда не рисовали. Однако не стоит нацеливаться на результат, гораздо большее значение имеет сам процесс и ваша медитация с кистью в руках и красками на столике. Одним из самых ценных результатов занятия живописью У-Син является расширение вашего сознания за пределы бытового ума. Не менее ценным будет приобретенный вами ресурс художественного видения, расширяющего восприятие окружающей действительности, дающего свободу мышления.

Освоение живописи У-Син позволит вам спустя какое-то время нарисовать хорошую картину как в китайском, так и в европейском стиле. Сколько времени на это уйдет зависит только от вас.

Работа Андрея Щербакова

Приглашаю Вас присоединиться к нашим урокам по живописи у-син этим летом. Основа живописи у-син это искусство чувствовать природу, искусство взаимодействия с внешним миром. Именно этому по сути мы и учимся в нашей живописи пяти первоэлементов.

Курс для начинающих. Просто! Красиво! Увлекательно! Секрет - в оригинальности техники и уникальной методике обучения. Результат - творческая свобода при изысканной лаконичности средств + рисуя, гармонизируем себя!

Живопись У-Син - больше, чем живопись!

"У-Син" в переводе с китайского - 5 элементов. Нетрудно догадаться, что эта живопись - артистическое выражение знаменитой системы У-Син (учения о 5-ти элементах Бытия).

"Элементы" - это дерево, огонь, металл, вода, земля. Из них "соткано" все Мироздание. У каждого из них - свой характер, свой почерк, свой образ действия.

В живописи У-Син каждому из пяти элементов соответствует свой стиль выполнения мазка (как кисть и краска взаимодействуют с бумагой).

Элемент "Дерево" - это рост, сила, воля, упорство.

Элемент "Огонь" - спонтанность, трансформация, страсть, активность, энтузиазм.

Элемент "Металл" - это мягкость, успокоение, ясность, конструктивность, видение вещей в целом.

Элемент "Вода" - погружение, объединение, опыт, мудрость, интеграция.

Элемент "Земля" - это уверенность, устойчивость, стабильность, безопасность, твердая почва под ногами.


Присутствие этих "элементов" ощущается в любом предмете, любом явлении. Например, плавность и стройность очертаний обыкновенной травинки - сродни элементу "Металл". А пышущее изобилие распустившегося цветка роднит его с элементом "Огонь".

Эти 5 элементов - одновременно 5 типов существования энергии. А значит, 5 типов действия, 5 способов выражения художественного вдохновения, 5 языков живописи!


У-Син - техника рисования, выстроенная на основе китайской традиционной живописи. Основа этой живописи - движение. Всего 5 типов мазков, дающих возможность передать на бумаге совершенно разные образы. Вам не надо учиться рисовать конкретные предметы со множеством "дословных" деталей - достаточно освоить технику мазков, сочетанием которых можно изобразить все, что угодно!

Все 5 типов мазков выполняются по-разному и каждый из них позволяет передать определённое качество окружаещего нас мира (устойчивость или подвижность, рост или стабилизация и т.д.).

Вы рисуете красками, создавая изображение влажной кистью на белом листе бумаги. Практическая художественная задача - передать движением руки и кисти характер самого объекта. Это очень увлекательный, захватывающий процесс! А результаты - сродни маленькому чуду: прямо у Вас на глазах разрозненные мазки краски превращаются в настоящую картину! И ее написали Вы! И это оказалось проще, чем можно подумать!

Результаты

Что развивает Живопись У-Син?

·Правополушарное творческое мышление

·Восприятие становится точнее, целостнее, гармоничнее , и Вы начинаете замечать то, на что раньше просто не обращали внимания!

·Навыки управления собственной моторикой, точность и сбалансированность движений

·Навыки владения кистью, краской, бумагой

·Умение видеть и передавать композицию, движение, планы изображений

·Способность через рисунок выражать живую эмоцию , собственную энергию в действии

·Способность к саморегуляции, управлению эмоциями и стрессами.

Художник и преподаватель китайской живописи у-син Щербаков Андрей http://komninus.livejournal.com/ рассказывает о технике. Репортаж записан в культурном центре Открытый мир http://openw.ru/.


Фоторепортаж о курсах "Живопись У-Cин"







Традиционная китайская живопись пользуется популярностью во всем мире. Благодаря своим уникальным особенностям письма, китайские живописцы способны передать суть объекта всего несколькими штрихами.

Традиционная берет свое начало за 6000 до нашей эры, в эпохе неолита. В своей ранней стадии развития, китайская роспись была тесно связана с ремеслами. До сих пор археологи находят древнюю расписанную керамику и украшения.

Картины в Китае пишут тушью, растительными и минеральными красками, напоминающими акварель. Традиционна роспись ткани (пеньковой и хлопчатобумажной ткани, шелка) или специальной бумаги из бамбукового или конопляного волокна, рисовой бумаги . Как правило, картины сворачиваются в свиток или подвешиваются для украшения стен. Кисти для рисования используются разные? от очень широких (5 см.) до самых узких (5 мм.).

Отличительной особенностью китайской живописи считается линейный стиль отображения. Образы сюжета творятся четкими либо слабыми штрихами, но не объемом или светотенью. Элементарными линиями китайские мастера создают совершенные по своей глубине картины, которые ценятся во всем мире.

Уникальной характеристикой китайской живописи является использование каллиграфии (поэтических надписей), как части самой картины. Значение каллиграфии заключается в способности автора выражать тему и концепцию картины более четко и глубоко. Простейшие надписи состоят из имени художника и даты. Некоторые талантливые живописцы рифмуют стихи и записывают их на полотнах. Традиционная китайская живопись — это сочетание живописи, каллиграфии, поэзии, гравировки и печати .

Существует два основных стиля китайской живописи: се-и и гунби




Top