Училище штиглица официальный. Художественное училище им

Музей барона А. Л. Штиглица На территории бывшего Соляного городка в 1885-1895 гг. было возведено здание музея. Здание построено по проекту первого директора музея арх. Р.А. Месмахера. К моменту открытия музея в нем было свыше 15 000 произведений прикладного искусства. После революции коллекция передана Эрмитажу. ЦЕНТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ барона А. Л. Штиглица (Соляной пер., 13-15) Художественно-промышленная академия им. Штиглица - один из наиболее известных художественных вузов не только в России, но и Европы и мира. История академии начинается с 1876 года, когда по рескрипту Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицем (1814 - 1884 г.), было основано центральное училище технического рисования.История училища до революции - это история интенсивного развития и становления школы. Основано в янв. 1876 (открыто 12.11.1879) вместе с начальной. школой рисования, черчения и лепки по инициативе и на средства барона А. Л. Штиглица. Училище существовало на проценты от завещанного им в 1884 капитала (ок. 7 млн руб.) и готовило художников декорат.-прикладного иск-ва для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних худож.-промышленных школ. Училище стало называться Центральным (ЦУТР) после создания в 1890-х гг. филиалов в Нарве, Саратове, Ярославле. После октября 1917 училище несколько раз преобразовывалось.В 1918 году училище было реорганизовано в Петроградские государственные художественно-промышленные мастерские, которые в 1922 году преобразованы в училище по архитектурной отделке зданий при городском Исполнительном комитете. В 1924 закрыто. В 1943-45 на базе ЦУТР создано Худож.-пром. уч-ще (ныне Художественно-промышленная академия). Гл. здание уч-ща построено в 1878-81 (арх. Р. А. Гедике и А. И. Кракау) и надстроено 5-м этажом (1886, арх. Месмахер). Соседнее здание музея сооружено в 1885-96 по проекту Месмахера (с 1945 Декоративно-прикладного искусства музей).В 1945 году решением правительства школа воссоздается как многопрофильное учебное заведение, осуществляющее подготовку художников монументального, декоративно-прикладного и промышленного искусства, в 1948 году оно становится ВУЗом - Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем. С 1953 года ЛВХПУ носит имя народного художника СССР Веры Игнатьевны Мухиной.В 1994 году ЛВХПУ им. В.И.Мухиной переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию.В декабре 2006 года академии присвоено имя Александра Людвиговича Штиглица. Новое название академии - Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица (СПГХПА им. А.Л. Штиглица).

Санкт-Петербург. Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица

Музей художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица всегда был в центре культурной жизни Петербурга. Его уникальная музейная коллекция отличается большим разнообразием и высоким художественным уровнем входящих в него экспонатов. Сегодня фонды музея насчитывают около тридцати тысяч предметов прикладного искусства от античности до наших дней. Это обширное собрание западно-европейского фарфора и восточной керамики, мебель ХVI-ХIХ веков, коллекция русских изразцовых печей ХУШ века, художественный металл и ткани, а также лучшие студенческие работы за последние полвека, отразившие все направления советского декоративно-прикладного искусства.




В четырнадцати залах, расположенных на первом этаже, можно видеть более 1300 произведений декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел от IХ в до н.э. до начала ХХ столетия. В итальянской галерее развернута выставка голландских и французских кабинетов ХVI-ХIХ веков; итальянская и испанская майолика, французский и английский фаянс, немецкие «штайнгуты» (изделия из глинокаменных масс) и «яшмовые массы» Дж. Веджвуда, мейсенский и берлинский фарфор - все это можно увидеть в музее и сегодня.

Старинные русские печи специально для музея собирали по России.








Интерьеры Художественно-Промышленной Академии им.Штиглица.Мебель,вытесанная из камня.

Залы Академии. Большой выставочный зал - это двухэтажный зал, напоминающий двор итальянского палаццо, изначально предназначался для студенческих и преподавательских выставок. Он был самым большим не только в музее, но и во всем Петербурге. По периметру зал окружен эффектной двухъярусной галереей, которая создает наилучшие условия для обзора экспозиции. Эта аркада служит опорой для двойного стеклянного перекрытия (первоначально внутренний купол был витражным, а в межкупольном пространстве располагалась оранжерея). По аналогии с фасадом здания, зал украшен фризом со скульптурными портретами художников, архитекторов и скульпторов.Аркады второго яруса разделены мощными пилонами, декорированными четырьмя колоннами. На галерею второго этажа ведут полудуги двухмаршевой мраморной лестницы. На верхней площадке лестницы при Месмахере установлена мраморная статуя сидящего в кресле барона А. Л. Штиглица работы М.М. Антокольского. В советское время памятник убрали. Но скульптура сохранилась, и в июне 2011 года ее вернули на историческое место (источник фото: ). С 2002 года по периметру Большого зала размещается подаренная Эрмитажем гипсовая копия большого фриза Пергамского алтаря (180-160 годы до н.э.).

Мебельный гарнитур для гостиной в стиле "третьего рококо".ИЗ ДВОРЦА ГРАФИНИ Е.В. ШУВАЛОВОЙ. Франция,Париж, 1890-е годы. Берёза, резьба, французская эмаль,левкас,золочение,вышивка,металл,кость.












В 1876 году по указу Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицем, основано Центральное Училище Технического Рисования. Училище существовало на проценты от завещанного А. Л. Штиглицем в 1884 капитала и готовило художников декоративно-прикладного искусства для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних художественно-промышленных школ. Январь 1898 — С. П. Дягилев организует Выставку русских и финляндских художников, в которой наравне с А. Н. Бенуа и М. А. Врубелем участвуют финские художники В. Бломстед, А. Галлен-Каллела и др. Училище стало называться Центральным после создания в 1890-х годах филиалов в Нарве, Саратове, Ярославле. Первый директором был с 1879 по 1896 год — архитектор Максимилиан Егорович Месмахер. В 1892 году в ЦУТР обучалось 200 чел.; имелись отделения: общее художественное, майолики, декоративной живописи и резьбы, чеканки, ксилографии и офорта, живописи по фарфору, ткацкого и набивного дела. В разные годы преподавателями ЦУТР были: А. Д. Кившенко, М. К. Клодт, А. Т. Матвеев, В. В. Матэ, А. И. фон Гоген, Н. А. Кошелев, А. А. Рылов. После октября 1917 года училище несколько раз преобразовывалось. В 1918 году училище было названо — Государственные Художественно-промышленные Мастерские. В 1922 году училище, с присоединенными к нему музеем и библиотекой, влилось в Петроградский ВХУТЕИН, и в 1924 году, перестало существовать, как самостоятельное учебное заведение. В 1945 году решением правительства училище воссоздаётся как многопрофильное учебное заведение осуществляющее подготовку художников монументального, декоративно-прикладного и промышленного искусства. В 1948 году оно становится Высшим учебным заведением — Высшим Художественно-промышленным Училищем. В 1953 году Ленинградскому Высшему Художественно-промышленному Училищу, по постановлению советского правительства, присвоено имя Народного художника СССР, Действительного члена Академии Художеств СССР — Веры Игнатьевны Мухиной, внёсшей большой вклад в создание монументального и декоративно-прикладного искусства СССР. В 1994 году ЛВХПУ им. В. И. Мухиной преобразовано в Санкт-Петербургскую Государственную Художественно-промышленную Академию. 27 декабря 2006 года академии присвоено имя А. Л. Штиглица. Новое название академии — Санкт-Петербургская Государственная Художественно-промышленная Академия имени А. Л. Штиглица.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица - высшее художественное учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге.

Главный корпус академии находится в здании, спроектированном первым директором этого учебного заведения - архитектором М. Е. Месмахером.

С 1953 по 1994 год год институт назывался Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем имени В. И. Мухиной , поэтому в СМИ его часто называют «Мухинским училищем », или просто «Муха ».

История

В 1873 г. было утверждено "Положение о рисовальных школах и классах в губерниях". Многие ремесленные школы выполняли производственные заказы по проектам известных художников, главным образом в "русском стиле".

В 1876 г., желая содействовать подготовке в России специалистов для художественной промышленности, финансист и текстильный фабрикант Александр Людвигович Штиглиц (1814-1884) пожертвовал один миллион рублей на создание в Петербурге Училища технического рисования. В 1878-1881 гг. в Соляном городке возвели специальное здание по проекту архитекторов Р. А. Гедике и А. И. Кракау. На втором этаже Центрального Училища технического рисования барона Штиглица, торжественно открытого 29 декабря 1881 г., помещались небольшой учебный музей и библиотека. Создать при Училище музей убедил Штиглица выдающийся меценат Александр Александрович Половцов (1832-1909). Член Государственного Совета, государственный секретарь, инициатор создания в России "Русского исторического общества" (1866), издатель знаменитого "Русского биографического словаря", Половцов, женатый на приемной дочери барона Штиглица, в 1891-1909 гг. был председателем Совета Училища, приобретал на собственные средства произведения искусства, редкие книги, гравюры. Произведения искусства жертвовали в музей князь С. С. Гагарин, коллекционер М. П. Боткин, князья Н. С. Трубецкой, А. Б. Лобанов-Ростовский, граф А. В. Бобринский и многие другие. В 1879-1880 гг. Генрих Шлиман, тесно связанный коммерческой деятельностью с Россией, подарил музею собрание античных золотых и керамических изделий, обнаруженных им при раскопках холма Гиссарлык в Малой Азии.

В 1885-1896 гг. новое здание музея возводил по своему проекту Максимилиан Егорович Месмахер (1842-1906). Ранее, с 1874 г., Месмахер преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Архитектор, рисовальщик, акварелист, Месмахер особое внимание, согласно мировоззрению периода Историзма, уделял изучению "истории стилей", которую преподавал в Училище Штиглица наряду с декоративным рисованием и акварелью. С 1879 г. был директором Училища. Взяв за основу венецианскую архитектуру Я. Сансовино и Базилику в Виченце А. Палладио (см. т. 2, рис. 598), Месмахер создал огромный выставочный зал с верхним светом, остальные залы оформил в "исторических стилях": Зал Медичи, Зал Генриха II, Зал Генриха IV, Фламандский зал, Зал Людовика XIII, Зал Людовика XIV, Зал Тьеполо... Для каждого зала подбирались соответствующие предметы для изучения их учащимися. Принцип экспозиции "по стилям" и архитектурные стилизации интерьеров были известны в Европе того времени и являлись зримым воплощением идеологии Историзма. Месмахер с присущим ему педантизмом и вниманием к деталям довел этот принцип до абсолюта.

В 1885-1886 гг. Половцов совершал поездки за границу для приобретения новых предметов искусства. В музее Училища в результате этой деятельности сложилась уникальная коллекция шпалер, итальянской майолики, лиможских эмалей, севрского, китайского и японского фарфора, гальванокопий с драгоценных изделий из металла, орнаментальной гравюры. К концу 1913 г. собрание насчитывало около 21 тысячи экспонатов. В залах музея проводили занятия по истории стилей и орнамента, ученики копировали экспонаты в рисунках пером, в технике акварели и отмывке тушью.

Программа обучения строилась на основе опыта Строгановского училища в Москве и художественно-промышленных школ Франции, Англии, Германии. Основным предметом было рисование, которое подразделялось на "общее" и "специальное". После двух классов общехудожественной подготовки ученики переходили в специальные: класс рисования пером и отмывки тушью, "съемки художественно-промышленных предметов" (имеется в виду графическое копирование), "класс рисования с живых цветов". Общий курс рисунка также заканчивался специальными разделами: рисование "многоцветных орнаментов с рельефом", "композиция орнаментов", гравирование и литография.

Система обучения в Училище Штиглица не была прогрессивной, более того, в сравнении с передовыми школами Западной Европы, педагогической системой Г. Земпера и Х. Коула и даже Рисовальной школы Общества Поощрения художеств она представляла собой "вчерашний день", консервативное учебное заведение "на немецкий лад" (среди преподавателей преобладали немцы, среди учащихся доминировали выходцы из Прибалтики и Финляндии). Тем не менее деятельность Училища, и прежде всего М. Е. Месмахера, имела огромное значение для развития "художественной промышленности" в России.

Училище технического рисования

Училище в художественной культуре Латвии

С первых лет создания Центрального училища технического рисования , это учебное заведение стало очень популярным среди молодёжи Латвии, желающей получить .

В ЦУТР получили образование около 130 этнических латвийских студентов. Некоторые из них впоследствии стали преподавателями этого училища, среди них: Густав Шкилтер - специалист декоративной отделки зданий (1905-1918), Карл Бренцен - преподавал художественную обработку стекла и витраж (1907-1920), Яков Белзен - педагог по рисунку и живописи (1905-1917), Юлий Яункалныньш - по росписи фарфора (1896-1918).

Мастера искусства, получившие образование в Центральном училище технического рисования, впоследствии заложили основу художественной культуры Латвии и стали создателями художественного образования Латвийской Советской Социалистической Республики:

Государственные художественно-промышленные мастерские

ЛВХПУ имени В. И. Мухиной

Художественно-промышленная академия

В ЛВХПУ им. В. И. Мухиной преобразовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию.

В вузе обучается 1500 студентов и работает 220 преподавателей.

Санкт-Петербургская государственная

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ
АКАДЕМИЯ им. А.Л. ШТИГЛИЦА

191028, Санкт-Петербург, Соляной пер.,13
Телефоны: 273-38-04; 273-26-98
Факс 272-84-46
Подготовительные курсы 273-50-83
Метро "Гостиный двор"
Автобусы: 14, 25, 46, 134
Трамваи: 2, 3, 12, 17, 19, 20, 25, 34
Троллейбусы: 3, 8, 15, 19

Академия основана в 1876 году
Подготовка специалистов осуществляется на трех факультетах.

ФАКУЛЬТЕТ ДИЗАЙНА.

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ: дизайн, программный дизайн, средовой дизайн, информационный дизайн, графический дизайн.

ФАКУЛЬТЕТ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА.

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ: интерьеры и оборудование, монументально-декоративная живопись, реставрация.

ФАКУЛЬТЕТ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ: художественная керамика и стекло, художественный текстиль, художественная обработка металла, дизайн моды, книжная графика, искусствоведение.

СРОК И ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Срок обучения - 6 лет (на специальности История и теория изобразительного искусства - 5 лет). Форма обучения - дневная, очная.

УСЛОВИЯ ПРИЕМА

Поступающие представляют в приемную комиссию следующие документы: заявление на имя ректора, 6 фотографий (3x4 см), медицинскую справку (форма 086 - У), свидетельство о среднем образовании в подлиннике, паспорт и военный билет или приписное свидетельство предъявляются лично.
Вместе с документами представляют домашние работы по рисунку и живописи (голова, фигура, натюрморт), не более 8 работ с натуры в конверте. Поступающие по специальности Архитектурно-декоративная пластика предьявляют домашние работы по рисунку и фотографии скульптурных работ в том же количестве.
Приемная комиссия имеет право не допускать к экзаменам лиц, предьявивших работы, свидетельствующие о недостаточной художественной подготовке, а также абитуриентов, у которых в ходе собеседования выявлено отсутствие профессиональных данных по избираемой специальности или документы не соответствуют установленной форме.

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ

Три экзамена специальных:
композиция-6 часов (не менее 2 заданий);
рисунок-12 часов (1-2 задания)
живопись-12 часов (1 задание)

Один экзамен общеобразовательный:
русский язык и литература - сочинение

ТЕМЫ ЭКЗАМЕНОВ ПО РИСУНКУ:

1. Натюрморт из бытовых предметов.
2. Драпировка
3. Архитектурная деталь
4. Античная ваза с драпировкой.
5. Голова гипсовая.
6. Голова живая.
7. Фигура гипсовая (стоящая).
8. Фигура обнаженная (стоящая).
9. Зарисовка обнаженной фигуры.
На отделении искусствоведения сдают:
1. Историю отечества.
2. Русский язык и литературу - сочинение.
3. Иностранный язык.

ВНИМАНИЕ!

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ

ИНОГОРОДНИМ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ОБЩЕЖИТИЕ.

Академия имени Штиглица – популярнейший ВУЗ России, привлекающий абитуриентов и туристов со всего мира. Мухинское училище, как его звали при советах, удивительным образом объединяет творческие таланты с их практическим применением – это настоящая «кузница» современных художников и реставраторов, архитекторов и дизайнеров, скульпторов и модельеров, дизайнеров всех направлений. Академия барона Штиглица привлекает творческую молодежь не только специальностями, но и прекрасным преподавательским составом, возможностью самореализации уже в процессе обучения и богатейшей историей.

История появления академии Штиглица в Санкт-Петербурге

Существует мнение, что когда человек добивается всего – богатства, славы и власти, он погружается в глубины поиска смысла собственной жизни. С этим феноменом столкнулся и барон Штиглиц – богатейший предприниматель и банкир, гениальный промышленник и международный деятель. Восторгаясь талантами архитекторов и художников, он чрезвычайно печалился о бедности большинства из них. Тщательные расчеты финансиста показали, что если творческую мысль направить в русло промышленности, то и доход мастеров возрастет в 7 раз.

Руководствуясь столь благими намерениями, в 1876 году он выделяет миллион рублей на строительство главного корпуса «училища технического рисования», еще 5 млн. для привлечения лучших преподавателей мира и столько же на закупку экспонатов для музея при академии, наглядно демонстрирующих студентам перспективы раскрытия их талантов.

Проектировкой здания, в котором впоследствии разместилась художественно-промышленная академия А.Л. Штиглица, была доверена немецкому архитектору Максимилиану Месмахеру, который позже и стал первым ректором учебного заведения. Уникальная концепция объединения всех стилистических направлений архитектуры и сейчас выделяет особняк Штиглица, главный корпус и здание музея. Стеклянный купол, беломраморные лестницы и изобилие лепнины – грандиозность постройки выделяет ее на фоне елизаветинского барокко Санкт-Петербурга.

Координаты : 59°56′37″ с. ш. 30°20′27″ в. д.  /  59.94361° с. ш. 30.34083° в. д.  / 59.94361; 30.34083 (G) (Я) К:Учебные заведения, основанные в 1876 году

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица" (Академия Штиглица) - один из авторитетнейших российских вузов , ведущий подготовку специалистов в сфере изобразительного , и дизайна . Основан в 1876 году на средства, пожертвованные бароном Александром Штиглицем .

Главный корпус академии находится в здании, спроектированном первым директором этого учебного заведения - архитектором М. Е. Месмахером .

История

Училище технического рисования

  • В 1876 году по указу Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицем ( -), основано Центральное училище технического рисования.
  • Училище существовало на проценты от завещанного А. Л. Штиглицем в 1884 капитала (около 7 миллионов рублей) и готовило художников декоративно-прикладного искусства для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних художественно-промышленных школ.
  • Январь - С. П. Дягилев организует Выставку русских и финляндских художников , в которой наравне с А. Н. Бенуа и М. А. Врубелем участвуют финские художники В. Бломстед, А. Галлен-Каллела и др.
  • Училище стало называться Центральным после создания в 1890-х годах филиалов в Нарве , Саратове , Ярославле . Первый директором с по 1896 год был архитектор М. Е. Месмахер.
  • В 1892 году в ЦУТР обучалось 200 чел.; имелись отделения: общее художественное, декоративной живописи и резьбы, майолики, чеканки, ксилографии, живописи по фарфору, ткацкого и набивного дела.
  • В разные годы преподавателями ЦУТР были: А. Д. Кившенко , М. К. Клодт , А. Т. Матвеев , В. В. Матэ , А. И. фон Гоген , Н. А. Кошелев , А. А. Рылов .

ЦУТР в художественной культуре Латвии

С первых лет создания Центрального училища технического рисования , это учебное заведение стало очень популярным среди молодёжи Латвии , желающей получить образование в области декоративно-прикладного искусства .

В ЦУТР получили образование около 130 этнических латвийских студентов. Некоторые из них впоследствии стали преподавателями этого училища, среди них: Густав Шкилтер - специалист декоративной отделки зданий (1905-1918), Карл Бренцен - преподавал художественную обработку стекла и витраж (1907-1920), Яков Белзен - педагог по рисунку и живописи (1905-1917), Юлий Яункалныньш - по росписи фарфора (1896-1918).

Мастера искусства, получившие образование в Центральном училище технического рисования , впоследствии заложили основу художественной культуры Латвии и стали создателями художественного образования Латвийской Советской Социалистической Республики :

Государственные художественно-промышленные мастерские

ЛВХПУ имени В. И. Мухиной

  • В 1945 году решением правительства училище воссоздаётся как многопрофильное среднее специальное учебное заведение , осуществляющее подготовку художников монументального, декоративно-прикладного, промышленного и реставрационного искусства.
  • В 1948 году оно становится высшим учебным заведением - Высшим художественно-промышленным училищем , при котором сохраняется подразделение, где готовят специалистов со средним специальным образованием (так называемое «отделение мастеров»).
  • В 1953 году постановлением правительства Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу присвоено имя Народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, скульптора Веры Игнатьевны Мухиной , внёсшей большой вклад в создание монументального и декоративно-прикладного искусства СССР.

Художественно-промышленная академия

В вузе обучается 1500 студентов и работает 220 преподавателей.

В половине шестого Наполеон верхом ехал к деревне Шевардину.
Начинало светать, небо расчистило, только одна туча лежала на востоке. Покинутые костры догорали в слабом свете утра.
Вправо раздался густой одинокий пушечный выстрел, пронесся и замер среди общей тишины. Прошло несколько минут. Раздался второй, третий выстрел, заколебался воздух; четвертый, пятый раздались близко и торжественно где то справа.
Еще не отзвучали первые выстрелы, как раздались еще другие, еще и еще, сливаясь и перебивая один другой.
Наполеон подъехал со свитой к Шевардинскому редуту и слез с лошади. Игра началась.

Вернувшись от князя Андрея в Горки, Пьер, приказав берейтору приготовить лошадей и рано утром разбудить его, тотчас же заснул за перегородкой, в уголке, который Борис уступил ему.
Когда Пьер совсем очнулся на другое утро, в избе уже никого не было. Стекла дребезжали в маленьких окнах. Берейтор стоял, расталкивая его.
– Ваше сиятельство, ваше сиятельство, ваше сиятельство… – упорно, не глядя на Пьера и, видимо, потеряв надежду разбудить его, раскачивая его за плечо, приговаривал берейтор.
– Что? Началось? Пора? – заговорил Пьер, проснувшись.
– Изволите слышать пальбу, – сказал берейтор, отставной солдат, – уже все господа повышли, сами светлейшие давно проехали.
Пьер поспешно оделся и выбежал на крыльцо. На дворе было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшись из за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов, на окна забора и на лошадей Пьера, стоявших у избы. Гул пушек яснее слышался на дворе. По улице прорысил адъютант с казаком.
– Пора, граф, пора! – прокричал адъютант.
Приказав вести за собой лошадь, Пьер пошел по улице к кургану, с которого он вчера смотрел на поле сражения. На кургане этом была толпа военных, и слышался французский говор штабных, и виднелась седая голова Кутузова с его белой с красным околышем фуражкой и седым затылком, утонувшим в плечи. Кутузов смотрел в трубу вперед по большой дороге.
Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищенья перед красотою зрелища. Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого то драгоценного желто зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. Ближе блестели золотые поля и перелески. Везде – спереди, справа и слева – виднелись войска. Все это было оживленно, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, – это был вид самого поля сражения, Бородина и лощины над Колочею по обеим сторонам ее.
Над Колочею, в Бородине и по обеим сторонам его, особенно влево, там, где в болотистых берегах Во йна впадает в Колочу, стоял тот туман, который тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца и волшебно окрашивает и очерчивает все виднеющееся сквозь него. К этому туману присоединялся дым выстрелов, и по этому туману и дыму везде блестели молнии утреннего света – то по воде, то по росе, то по штыкам войск, толпившихся по берегам и в Бородине. Сквозь туман этот виднелась белая церковь, кое где крыши изб Бородина, кое где сплошные массы солдат, кое где зеленые ящики, пушки. И все это двигалось или казалось движущимся, потому что туман и дым тянулись по всему этому пространству. Как в этой местности низов около Бородина, покрытых туманом, так и вне его, выше и особенно левее по всей линии, по лесам, по полям, в низах, на вершинах возвышений, зарождались беспрестанно сами собой, из ничего, пушечные, то одинокие, то гуртовые, то редкие, то частые клубы дымов, которые, распухая, разрастаясь, клубясь, сливаясь, виднелись по всему этому пространству.
Эти дымы выстрелов и, странно сказать, звуки их производили главную красоту зрелища.
Пуфф! – вдруг виднелся круглый, плотный, играющий лиловым, серым и молочно белым цветами дым, и бумм! – раздавался через секунду звук этого дыма.
«Пуф пуф» – поднимались два дыма, толкаясь и сливаясь; и «бум бум» – подтверждали звуки то, что видел глаз.
Пьер оглядывался на первый дым, который он оставил округлым плотным мячиком, и уже на месте его были шары дыма, тянущегося в сторону, и пуф… (с остановкой) пуф пуф – зарождались еще три, еще четыре, и на каждый, с теми же расстановками, бум… бум бум бум – отвечали красивые, твердые, верные звуки. Казалось то, что дымы эти бежали, то, что они стояли, и мимо них бежали леса, поля и блестящие штыки. С левой стороны, по полям и кустам, беспрестанно зарождались эти большие дымы с своими торжественными отголосками, и ближе еще, по низам и лесам, вспыхивали маленькие, не успевавшие округляться дымки ружей и точно так же давали свои маленькие отголоски. Трах та та тах – трещали ружья хотя и часто, но неправильно и бедно в сравнении с орудийными выстрелами.
Пьеру захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки. Он оглянулся на Кутузова и на его свиту, чтобы сверить свое впечатление с другими. Все точно так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения. На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота (chaleur latente) чувства, которое Пьер замечал вчера и которое он понял совершенно после своего разговора с князем Андреем.
– Поезжай, голубчик, поезжай, Христос с тобой, – говорил Кутузов, не спуская глаз с поля сражения, генералу, стоявшему подле него.
Выслушав приказание, генерал этот прошел мимо Пьера, к сходу с кургана.
– К переправе! – холодно и строго сказал генерал в ответ на вопрос одного из штабных, куда он едет. «И я, и я», – подумал Пьер и пошел по направлению за генералом.
Генерал садился на лошадь, которую подал ему казак. Пьер подошел к своему берейтору, державшему лошадей. Спросив, которая посмирнее, Пьер взлез на лошадь, схватился за гриву, прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, чувствуя, что очки его спадают и что он не в силах отвести рук от гривы и поводьев, поскакал за генералом, возбуждая улыбки штабных, с кургана смотревших на него.

Генерал, за которым скакал Пьер, спустившись под гору, круто повернул влево, и Пьер, потеряв его из вида, вскакал в ряды пехотных солдат, шедших впереди его. Он пытался выехать из них то вправо, то влево; но везде были солдаты, с одинаково озабоченными лицами, занятыми каким то невидным, но, очевидно, важным делом. Все с одинаково недовольно вопросительным взглядом смотрели на этого толстого человека в белой шляпе, неизвестно для чего топчущего их своею лошадью.
– Чего ездит посерёд батальона! – крикнул на него один. Другой толконул прикладом его лошадь, и Пьер, прижавшись к луке и едва удерживая шарахнувшуюся лошадь, выскакал вперед солдат, где было просторнее.
Впереди его был мост, а у моста, стреляя, стояли другие солдаты. Пьер подъехал к ним. Сам того не зная, Пьер заехал к мосту через Колочу, который был между Горками и Бородиным и который в первом действии сражения (заняв Бородино) атаковали французы. Пьер видел, что впереди его был мост и что с обеих сторон моста и на лугу, в тех рядах лежащего сена, которые он заметил вчера, в дыму что то делали солдаты; но, несмотря на неумолкающую стрельбу, происходившую в этом месте, он никак не думал, что тут то и было поле сражения. Он не слыхал звуков пуль, визжавших со всех сторон, и снарядов, перелетавших через него, не видал неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видал убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него. С улыбкой, не сходившей с его лица, он оглядывался вокруг себя.
– Что ездит этот перед линией? – опять крикнул на него кто то.
– Влево, вправо возьми, – кричали ему. Пьер взял вправо и неожиданно съехался с знакомым ему адъютантом генерала Раевского. Адъютант этот сердито взглянул на Пьера, очевидно, сбираясь тоже крикнуть на него, но, узнав его, кивнул ему головой.
– Вы как тут? – проговорил он и поскакал дальше.
Пьер, чувствуя себя не на своем месте и без дела, боясь опять помешать кому нибудь, поскакал за адъютантом.
– Это здесь, что же? Можно мне с вами? – спрашивал он.
– Сейчас, сейчас, – отвечал адъютант и, подскакав к толстому полковнику, стоявшему на лугу, что то передал ему и тогда уже обратился к Пьеру.
– Вы зачем сюда попали, граф? – сказал он ему с улыбкой. – Все любопытствуете?
– Да, да, – сказал Пьер. Но адъютант, повернув лошадь, ехал дальше.
– Здесь то слава богу, – сказал адъютант, – но на левом фланге у Багратиона ужасная жарня идет.
– Неужели? – спросил Пьер. – Это где же?
– Да вот поедемте со мной на курган, от нас видно. А у нас на батарее еще сносно, – сказал адъютант. – Что ж, едете?
– Да, я с вами, – сказал Пьер, глядя вокруг себя и отыскивая глазами своего берейтора. Тут только в первый раз Пьер увидал раненых, бредущих пешком и несомых на носилках. На том самом лужке с пахучими рядами сена, по которому он проезжал вчера, поперек рядов, неловко подвернув голову, неподвижно лежал один солдат с свалившимся кивером. – А этого отчего не подняли? – начал было Пьер; но, увидав строгое лицо адъютанта, оглянувшегося в ту же сторону, он замолчал.
Пьер не нашел своего берейтора и вместе с адъютантом низом поехал по лощине к кургану Раевского. Лошадь Пьера отставала от адъютанта и равномерно встряхивала его.
– Вы, видно, не привыкли верхом ездить, граф? – спросил адъютант.
– Нет, ничего, но что то она прыгает очень, – с недоуменьем сказал Пьер.
– Ээ!.. да она ранена, – сказал адъютант, – правая передняя, выше колена. Пуля, должно быть. Поздравляю, граф, – сказал он, – le bapteme de feu [крещение огнем].
Проехав в дыму по шестому корпусу, позади артиллерии, которая, выдвинутая вперед, стреляла, оглушая своими выстрелами, они приехали к небольшому лесу. В лесу было прохладно, тихо и пахло осенью. Пьер и адъютант слезли с лошадей и пешком вошли на гору.
– Здесь генерал? – спросил адъютант, подходя к кургану.
– Сейчас были, поехали сюда, – указывая вправо, отвечали ему.
Адъютант оглянулся на Пьера, как бы не зная, что ему теперь с ним делать.
– Не беспокойтесь, – сказал Пьер. – Я пойду на курган, можно?
– Да пойдите, оттуда все видно и не так опасно. А я заеду за вами.
Пьер пошел на батарею, и адъютант поехал дальше. Больше они не видались, и уже гораздо после Пьер узнал, что этому адъютанту в этот день оторвало руку.
Курган, на который вошел Пьер, был то знаменитое (потом известное у русских под именем курганной батареи, или батареи Раевского, а у французов под именем la grande redoute, la fatale redoute, la redoute du centre [большого редута, рокового редута, центрального редута] место, вокруг которого положены десятки тысяч людей и которое французы считали важнейшим пунктом позиции.
Редут этот состоял из кургана, на котором с трех сторон были выкопаны канавы. В окопанном канавами место стояли десять стрелявших пушек, высунутых в отверстие валов.
В линию с курганом стояли с обеих сторон пушки, тоже беспрестанно стрелявшие. Немного позади пушек стояли пехотные войска. Входя на этот курган, Пьер никак не думал, что это окопанное небольшими канавами место, на котором стояло и стреляло несколько пушек, было самое важное место в сражении.
Пьеру, напротив, казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых незначительных мест сражения.
Войдя на курган, Пьер сел в конце канавы, окружающей батарею, и с бессознательно радостной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него. Изредка Пьер все с той же улыбкой вставал и, стараясь не помешать солдатам, заряжавшим и накатывавшим орудия, беспрестанно пробегавшим мимо него с сумками и зарядами, прохаживался по батарее. Пушки с этой батареи беспрестанно одна за другой стреляли, оглушая своими звуками и застилая всю окрестность пороховым дымом.




Top