Учимся рисовать масляной пастелью поэтапно для начинающих. Базовая техника работы с масляной пастелью

22.02.2018

Привет, мои читатели! И снова на связи Кристина Ш., как всегда с новыми идеями для досуга! Сегодняшний день для меня стал очередным открытием. Приняв предложение посетить мастер класс по рисованию сухими пастельными мелками, я ни на миг не пожалела, так как открыла для себя изумительную палитру оттенков, которые не передать фотографией. Став на миг художником, получив всего за 1,5 часа учебы базовые знания, я смогла создать, по моему мнению, шедевр новичка. А вы как считаете?

Итак, начну по порядку.

Первый шаг – познакомиться с орудием труда

На уроке, который я от всего сердца советую вам посетить, нам были предоставлены всего две вещи: бумага и собственно сами мелки. Забежав наперед, хочу отметить, что была поражена тем изобилием, феерией оттенков, которые можно создать пастелью и своими руками. Конечно, не обошлось и без дружеской атмосферы, которую создал учитель.

В качестве рисующих инструментов применяются палочки и карандаши. Палочки выполнены в виде спрессованной пудры, поэтому нанесение штрихов с их помощью очень легкое за счет мягкости материала. Сами штрихи палочками могут получаться любой формы, а изменение угла наклона позволяет выбирать ширину штриха и форму. Для детализации картины, например, контура глаз, лучше применять пастель в виде карандашей. И те и другие должны быть у начинающих мастеров.

Сразу раскрою секрет – чтобы сэкономить, покупайте палитру из брусков-мелков квадратной формы . Четыре острых угла в них заменят карандаши!

Касаемо бумаги, она конечно же должна иметь подходящую текстуру. Представьте себе рисование мелом на идеально гладкой доске и доске шероховатой... такой же эффект будет и на бумаге глянцевой и с негладкой фактурой. А выбор безграничный – от обычного картона или почтовой бумаги до специально производимых разными марками холстов.

Независимо от техники нанесения пастели, следует понимать, что конечный результат будет во многом зависеть от цвета фона. На белой бумаге передать бушующее море с пенной волной не удастся, так как сама белая пастель сольется на общем фоне. Например, на черной бумаге не только легче передать сияние звезд и нежный отлив полнолуния, но и уменьшить расход палитры для передачи эффекта ночи. Чтобы не заострять внимание на вопросе правил выбора бумаги, посмотрите веб мастер-класс «Волнистые попугаи Сухой Пастелью» , который посоветовал наш учитель для повышения уровня мастерства.

С данным видео-уроком с текстовыми приложениями, картинками, пошаговым алгоритмом придет не только понимание того, что я сейчас пытаюсь донести вам, но и практический опыт. Приобретя такого «помощника-видеоучителя» и держа его под рукой, каждая последующая картина будет приобретать профессионализма. В материале подробно описано, как правильно выбрать пастель, какие карандаши для нанесения предварительных контуров подходят больше всего, как получить требуемые цвета и многое другое.

Многие начинающие художники допускают ошибку, думая, что лучше купить масляную пастель. Ее главное отличие от сухой – необходимость ждать, пока пейзаж или другой шедевр высохнет.

Второй шаг – творческий процесс

Как любой художественный шедевр, красивые пастельные картины рождаются с первого мазка. В нашем случае им является наброска. И опять совет! Не допускайте той ошибки, которую сделала я, взяв простой графитный карандаш. На нарисованной им линии не удерживается пудра пастели. Пришлось стереть набросок и обновить его специальным угольным карандашом. Но, кто не набивает «шишки», к тому не приходит мудрость…

Используя, кстати, уголок пастельного мелка, наносить нужно легкие контуры, по цвету на один-два тона темнее основного фона.

После создания очерка будущего изображения, следует этап – наложение основных цветов. Чтобы это сделать, учитель порекомендовал нашей группе брать лишь часть куска мела, отломав ее. Для мазков достаточно кусочка размером не более 3 см, что является, по его мнению, самым удобным размером.

Ограниченность количества цветов в наборе пастели – не проблема. На примере, показанном на мастер-классе, я попробовала два способа получения нужного оттенка. И это поразительно! Первый способ заключался в оптическом смешивании, т.е. мелки чередовались. Именно эту технику я применяла на уроке, обучаясь рисованию. Поделюсь впечатлением – она затмила мой разум и принесла неописуемое удовольствие! Второй способ представляет собой механическое смешивание – на один цвет накладывался другой. В большинстве наборов нет темных оттенков мелков. Для передачи теней, оврагов, других темных участков можно обойтись хмурой серой и черной пастелью, поверх которой наложить нужный оттенок.

Правильно составленные соотношения, объемность, баланс оттенков и цветопередачи способствует оживлению рисунка, придания ему проработанного глубокого вида. Рисуя портрет, если такие способности имеются, или обычное дерево, всегда используются все возможные способы: штрихи разных размеров, мазки, точки. Обобщающие фрагменты, например, тучи, облака, зеленый ковер на поле растушевываются.

Применяемые секретики

Независимо от того, хотите ли вы написать самый простой рисунок, например, натюрморт из одного яблока, или посложнее, например, цветы на холме или явление природы, не обойтись без растушевки. Размазать четко выполненный контур можно двумя способами:

    1. Использовать специальную растушевечную палочку, а это значит, что нужно потратить время на поход в специализированный магазин и опустошить свой кошелек.

  1. Воспользоваться пальцами на руке. Этот способ по результативности ничуть не хуже, к тому же материал легко отмывается.

Растушевка – тот процесс, без которого не обойтись, рисуя шерсть животных.

Я была предельно поражена той многогранностью палитры, которую можно получать, накладывая один цвет на другой. Применяя такой метод, можно не тратиться на покупку большого набора мелков, а выбрать комплект только из базовых цветов.

Даже опытный художник ошибается, не говоря уже о новичках. Для меня на уроке рисования пастелью немаловажным был инструмент – мягкий ластик. Я уверена, пока вы научитесь правильно выполнять все действия, ластик будет вторым по важности инструментом. Открою еще один профессиональный секрет. Многие используют мелкозернистую наждачную бумагу, с помощью которой снимается верхний «ошибочный» слой пастели.

Когда ваш шедевр будет готов, хочется сохранить результат труда на долгие годы. Для этого можно, конечно же, воспользоваться профессиональным средством для фиксации (так называемые фиксативы), а можно, опять-таки, сэкономить. Для девушек эта задача не составит труда, так как заменителем станет обычный лак для волос. И стоит недорого, и всегда есть под рукой!

Для меня пастель стала способом быстро научиться рисовать. Любые погрешности в картинах исправимы, а иногда смотрятся, как идейная задумка автора. Поход на мастер-класс и просмотр урока рисования Попугаев научили меня смотреть на привычный мир через призму многогранной палитры цветов, с которой привычное обретает миллион оттенков, наполняя жизнь новыми красками и переживаниями... В общем, может после всех пройденных уроков вы художником и не станете, но однозначно почувствуете, как меняется глубина цветового восприятия жизни...

И напоследок еще мое «произведение», сотворенное теплыми Дахабскими вечерами.

С любовью из солнечного Дахаба!

Вы слышали о волшебной технике рисования пастелью? Для начинающих и опытных художников - это настоящее удовольствие. Не нужно тратить годы на обучение. Всего за несколько уроков можно освоить поэтапно рисование масляной пастелью для начинающих. Простейшие приемы помогут создавать пейзажи, натюрморты и портреты. Предлагаем несколько секретов, которые значительно ускорят обучение начинающих рисованию пастелью. Ведь это не только просто, но и необычайно интересно.

Нюансы рисования пастелью для начинающих (сухой, масляной, восковой)

Часто начинающий художник долго не может определить, какую основу использовать для работы, масло или акварель? Есть еще одна категория художественных материалов, относящуюся к "мягким". Это простая и приятная в работе пастель. Представлена она в виде обыкновенных мелков. Во время работы происходит очень тесный контакт рук с бумагой.

Рисование сухой пастелью для начинающих поэтапно мы рассмотрим чуть позже. Но вы должны понимать, что нужного оттенка и фактуры можно добиться путем штрихов и растушевки. Это позволяет художнику почувствовать свою работу. В технике рисования пастелью есть волшебное свойство превращения простоты и примитивности в достойный рисунок.

Мягкие пастельные палочки нуждаются в шероховатом ворсистом основании. Оно удерживает порошок краски. Ранее художники использовали даже замшу для рисования. Сегодня выпускается специальная бумага в виде шероховатого картона или наклеенного на картон холста. Пастелью можно не только рисовать, но и писать. Некоторые художники основание готовят самостоятельно. Передача формы производится линиями, штрихами, контурами. Позже производится подкраска различными тонами.

Пастель - это спрессованная краска с мелом. Она имеет большую цветовую плотность и дает возможность делать бархатистые штрихи, мягкие и рыхлые края. Работа с пастелью - это что-то среднее между живописью и рисунком.

Чем же привлекательны пастельные палочки? Они делают живопись благородной, чистой и свежей. Художники создают с их помощью мир, завораживающий непосредственностью творчества. Часто растушевку производят кончиками пальцев. Это еще больше сближает художника с его картиной.

Для пастельных картин необходимо хорошее освещение. Оно служит отличной базой для проявления всех оттенков, игры многослойности. Лучше всего их рассматривать при дневном освещении, падающем по касательной.

Из истории материала

Еще в 15-м веке люди использовали пастель. Теоретические труды Леонардо да Винчи содержат упоминания об этом материале. Слово "пастель" сначала распространилось во Франции. У него латинские корни, со значением "паста".

Темный пигмент перетирается с мелом и получается более светлый оттенок. Вы, наверное, слышали слово "пастельный". Гамма этих тонов может варьироваться от полупрозрачных до предельно насыщенных. Пастельным оттенком называется тот, который получен путем разбавления какого-то тона белым цветом. Он хорошо сочетается с родственными соседними тонами в цветовой палитре. Пастель довольно естественна и нейтральна.

Многие художники эпохи Возрождения использовали именно этот материал. В искусстве нового времени пастелью предпочитали такие мастера, как Джон Рассел, Морис де Ла Тур, Энгр, Жан Этьен Лиотар. Классический портретный жанр не обошелся без использования пастели. Ее применяли в чистом виде, а также комбинировали с гуашью. Знаменитый Джеймс Уистлер применял эту технику в атмосферных пейзажах. Многие художники 19 - 20-го веков применяли пастель. Она была популярна у художников-импрессионистов из группы "Наби". С пастелью работал Альфред Сислей, Пьер Боннар, Жан Эдуард Вюйар, Эдгар Дега, Эдуард Мане.

В одном из переулков Парижа до сих пор работает магазинчик La Maison du Pastel, где продаются мелки, которыми в свое время пользовался Дега. Ими он писал свою знаменитую серию с балеринами. Использовал их в своих работах и Сислей.

Технология производства принадлежит Анри Рошу. Его дело продолжили наследники. Пастель до сих пор изготавливается вручную, даже старинные инструменты сохранились. Полная цветовая гамма включает 567 цветов. Один такой мелок стоит 12 - 17 евро.

Четыре вида пастели для рисования

Современные специалисты разработали четыре вида мелков:

  1. Сухие. Их чаще всего используют новички, они легко растушевываются, стираются ластиком, перекрываются другим тоном.
  2. Масляные. Для рисования нужны определенные навыки. Они сложно выводятся, штрихи не подлежат исправлению.
  3. Восковые. Они не растушевываются. Ложатся очень красиво, в виде глянцевого слоя. Эти мелки хороши в работе, годятся для рисования на вощеной бумаге.
  4. Акварельные.

В одном рисунке используется только один вид пастели. Рисование пастелью для начинающих подразумевает применение сухих мелков.

Бережное обращение с работами из пастели

Нежная и хрупкая пастель нуждается в бережном обращении. Оберегать нужно не только работы, но и сами мелки. Быстрые наброски и этюды лучше делать сухими мелками. Также они дают возможность довести работу до фотографического вида. Часто пастель используется для рисования с натуры. Ее применяют любители экспрессии, сторонники кропотливого вырисовывания деталей.

Пастелью удобно рисовать на природе. Многие берут ее на прогулку в парк или в путешествие. Она годится для передачи игры света, передачи фактуры облаков и ритма волн. Этот материал позволяет делать все просто и быстро.

Единственным недостатком пастельных карандашей является соблюдение определенных условий их хранения:

  1. Обязательно пользуйтесь фиксатором в конце работы, чтобы рисунок не осыпался.
  2. Картины с пастелью помещайте под пластик или стекло, берегите от попадания прямых солнечных лучей.
  3. Заведите папку для хранения картин. Каждый рисунок в ней перекладывайте листами кальки. Можете приобрести специальный альбом для пастели.

Работать с пастелью художнику нужно очень аккуратно, иначе исчезнут все ее достоинства. Эти мелки требуют точности, особого чутья цвета. Лучшая пастельная работа - это много красочных слоев, чистых, но слегка просвечивающих. Она притягивает своей бархатистостью и глубиной.

Приобретите планшет или мольберт

Для работы с пастельными палочками нужно вертикальное расположение бумаги или под небольшим наклоном. Так легче оценивается общая картина и легче переносятся линии натюрмортов или портретов на бумагу. Для удобства приобретите мольберт или планшет. Эти приспособления можно опирать о спинку стула или стол.

Правильное использование мелков

Качественные пастельные палочки - не дешевый материал. Рациональное использование одного набора позволит пользоваться ими долго. Если вы начинающий художник, для начала приобретите 10 - 15 основных оттенков. Выбирая мелки в магазине, попросите испробовать их. Качественные палочки создают бархатистый слой, без крошек. Пастель должна хорошо растушевываться.

Специальная рифленая бумага

Кроме пастельных карандашей, купите тонированную рифленую бумагу. На ней максимально проявляются все возможности прессованных палочек. В продаже есть готовые альбомы для таких карандашей с листами разных оттенков. Чаще всего предлагают серые, светло-коричневые, терракотовые листы. Они перекладываются специальной калькой. Иногда цвет бумаги может совпадать с одним из изображаемых оттенков объекта.

Растушевка работ

Растягивать рисунок можно при помощи плоских кисточек или кусочков губки. Начальный этап работы предполагает растушевку кончиками пальцев. Так вы лучше почувствуете материал. Растушевкой вы сможете добиться мягких и перистых эффектов.

В продаже предлагаются бумажные растушевки. Они бывают разных размеров и сделаны из мягкой намотанной бумаги. Также вы можете пользоваться микропористыми губками-аппликаторами. Они бывают разных форм. Для растушевки также подходят мягкие кисточки из натуральных волос пони. Некоторые пользуются ватными палочками, дисками, спонжиками для макияжа. Также важно приобрести ластик для пастели.

Вскрытие лаком

Требуют обязательного вскрытия специальным лаком. Делайте это с помощью пульверизатора. Вполне возможен вариант закрепления лаком для волос. Распыляйте средство на расстоянии 30 см от рисунка. В художественных магазинах продаются специальные баллончики для закрепления.

Поэтапная работа для начинающих

Иногда пастельные работы относят к графике, но они могут быть и живописью. Перед тем, как вы выполнять рисунок пастелью, научитесь определять оттенки. Здесь очень важно плавно переходить от одного тона к другому, а также видеть тени.

Начинающему художнику лучше взять сухую пастель. Работу начинайте с предварительного рисунка. Делайте это светлым мелком, совсем чуть-чуть темнее бумаги. Его потом можно легко смести тряпочкой. Известный художник Левитан использовал для этого уголек. Только не используйте графитные карандаши, они не подходят.

После предварительного рисунка приступайте к нанесению пастелью основного тона. Это удобнее делать небольшим кусочком мелка, отломив его от основного карандаша. Затем начинайте прорабатывать объем предметов. Делайте это штрихами, точками, линиями, мазками. После этого проведите растушевку.

В конце используйте специальный лак-спрей для закрепления рисунка.

Книга Маргарет Эванс "Техника рисования пастелью для начинающих"

Поэтапно разобраться в секретах использования пастельных карандашей полезно не только новичкам, но и опытным художникам. Работа Маргарет Эванс поможет многим освоить этот вид материала. Ведь кто-то считает пастель легкомысленными, разноцветными мелками.

Маргарет Эванс является не только художницей, но и преподавателем живописи в Дании. В своей книге она раскрывает все тонкости работы с пастельными палочками. Работа с этим материалом непростая, зато очень увлекательная. Автор подробно характеризует все виды пастели, объясняет для чего они нужны, как ими пользоваться. Из книги можно узнать, как правильно накладывать цветовые слои. В помощь начинающим художникам даны различные пояснения, пошаговые инструкции с фото для работы. Маргарет предлагает несколько мастер-классов по изображению пейзажей. На них нарисованы различные уголки земного шара. Книга состоит из следующих разделов:

  • Выбор цвета.
  • Тонкости композиции и перспективы.
  • Рисунки с натуры.
  • Беглые зарисовки и использование фото.
  • Изображение растений в горшках.
  • Рисуем сад.
  • Изображение букетов.

Опора в книге Эванс делается на прорисовку пастелью различных цветов и букетов.

Особенности работы с масляными пастельными карандашами

Масляные мелки отличаются от сухих. Они чем-то напоминают восковые палочки, ведь в их состав входит льняное масло. Начинающим художникам советуют использовать сухую пастель. Но если вы приобрели масляную, то полезно узнать некоторые моменты ее поэтапного использования.

Масляная пастель имеет более яркий окрас, поэтому многим хочется купить именно ее. Для рисования масляными мелками подойдет не только специальная бумага, но и наждачная, дерево, металл, стекло, оргалит, холщовая ткань.

Можно выделить четыре основных этапа в работе с масляной пастелью:

  1. Сначала делается подмалевка, выделяется свободная зона и зона локальных тонов.
  2. Для создания глубины и яркости наносятся многоуровневые слои.
  3. Медленно добавляются итоговые мазки.
  4. Очищаются края фона, изображаемых предметов, заднего плана.

Масляная пастель не осыпается, а со временем затвердевает.

Среди множества техник и инструментов, которые применяют современные художники, пастель выделяется необычной фактурой и яркостью цвета. Портрет пастелью нарисовать непросто, но увлекшись этим направлением, совершенствуя собственные навыки и прилагая усилия для получения нужного результата, можно добиться желаемого. Тем более что сам по себе процесс приносит удовольствие и увлекает в работу с головой.

Прежде чем начинать рисование пастелью, важно понять особенности этой техники, а также приобрести необходимые материалы для творческого процесса. Для новичков и профессионалов не подходит один и тот же набор инструментов, поэтому и подготовка к творческому процессу будет разной. Только после этого можно начинать разбираться в том, как нарисовать портрет пастелью.

Преимущества рисования пастелью

Многие художники разного уровня профессионализма предпочитают всем другим техникам именно живопись пастелью. Портрет в такой технике смотрится необычно и позволяет передать малейшие особенности настроения художника. Среди других преимуществ пастели можно назвать:

  • простоту процесса - пастель легко ложится, особенно если грамотно подобрать все материалы и инструменты;
  • разнообразие цветов - пастель известна своими мягкими переходами и сочетанием разных оттенков;
  • светостойкость - в отличие от многих других красок она не выгорает на солнце;
  • бархатистость поверхности.

Эти плюсы способствуют той популярности и любви среди художников, которые с удовольствием используют пастель: техника портрета этим инструментом позволяет сделать красивое и необычное изображение человека. Хотя это и не так просто, как хотелось бы начинающим художникам.

Инструменты для рисования новичкам

Рисование пастелью нужно начинать с подготовки материалов и места для будущего творчества. Этот инструмент художника бывает нескольких видов: сухая, масляная и восковая пастель. Сухая, в свою очередь, может быть мягкой и твердой.

Кроме того, потребуются:

  • специальная бумага;
  • кисти;
  • чертежная доска или любая другая ровная поверхность, на которой можно будет закрепить лист для рисования;
  • ластик, которым можно будет аккуратно удалить лишние линии;
  • обычная наждачная бумага, с помощью которой можно будет заточить мелок при необходимости.

Эти инструменты необходимы, чтобы рисовать портреты пастелью для начинающих. Чтобы научиться и постичь премудрости этой техники, такого набора будет достаточно. А в дальнейшем придется расширять свой арсенал материалов и инструментов.

Инструменты для работы профессионалов

Простые и доступные материалы применяются новичками, но по ходу обучения и наработки профессионализма ассортимент их будет расти и расширяться. В дальнейшем можно использовать также:

  • фиксативы - вещества, которые распыляются на лист бумаги перед началом работы, чтобы закрепить будущий рисунок;
  • терпентин или другой разбавитель пастели, который позволит выровнять и обобщить слои красок;
  • маска для работы, чтобы минимизировать попадание меловой пыли в дыхательные пути;
  • холст - используется вместо бумаги.


Тщательная подготовка и выбор всех материалов позволят сделать процесс более комфортным и легким. В процессе работы каждый художник сможет оценить полезность и целесообразность каждого инструмента.

Особенности выбора пастели

Для начинающих художников лучше всего подходит сухая пастель в виде мелков. Она может быть мягкой или твердой, нужно приобрести оба вида и попробовать рисовать тем и другим. Выбирая краски, необходимо изначально понимать, что будет нарисовано, и какая цветовая гамма для этого понадобится.


Приобретая пастель, нужно обращать внимание на качество красок и фирму-производителя. Лучше изначально заплатить чуть дороже, но купить подходящие материалы, которыми будет комфортно рисовать. Постигая тонкости и нюансы рисования пастелью, оттачивая навык, можно будет попробовать рисовать масляной и восковой пастелью. Они отличаются по технике нанесения, но при определенных усилиях не представляют особой сложности.

Какая нужна бумага для пастели

На обычной бумаге рисовать такими красками нельзя, потому что портрет пастелью будет расплываться, пропитывать тонкий лист и смазываться. Поэтому лучше взять специальную бумагу. Для пастели подойдут такие разновидности:

  • бумага с крупнозернистой поверхностью, которая бывает различных цветов;
  • акварельная бумага холодной прессовки;
  • бумага для угольного карандаша - выдерживает пастель, но больше подходит для черновых набросков и кратковременных этюдов;
  • бумага с «наждачным» покрытием - имеет мелкое абразивное покрытие, поэтому отлично удерживает пастель.

Выбор бумаги - важный этап подготовки к рисованию, поскольку от этого будет зависеть не только комфорт процесса, но и конечный результат.

Правила рисования пастелью

Чтобы портрет пастелью получился красивым и достоверным, важно соблюдать некоторые правила его изображения. И даже если с первого раза результат получится не таким, как хотелось бы, по мере приобретения навыка и профессионализма он выйдет реалистичным.


Создавая портрет при помощи пастели, нужно помнить следующие рекомендации:

  1. Для начала важно представить общий образ предстоящего рисунка и выделить основные черты, которые будут отличать этого человека от всех других. В лице каждого человека есть что-то уникальное, не похожее на другие.
  2. Перед началом рисования нужно определить цветовую гамму предстоящего изображения. Какие оттенки преобладают в лице и образе человека, как они сочетаются между собой?
  3. Начиная рисовать, нужно сначала сделать слабые наброски и контур, на которые потом ляжет весь портрет.
  4. Несмотря на то что человеческое лицо, как правило, представляется теплым и требует соответствующих красок, в нем будут присутствовать и холодные оттенки.
  5. Для послойного рисунка лучше выбирать мягкую пастель, тогда слои будут легко ложиться друг на друга.

Правил рисования пастелью гораздо больше, но с этих простых рекомендаций можно начать обучение, а остальные нюансы понять и применить в процессе практики.

Последовательность рисования портрета

Чтобы нарисовать красивый и правдоподобный портрет, нужно соблюсти определенную последовательность нанесения линий и слоев пастели.


К этапам изображения относятся:

  1. Представление общего образа лица, отделение светлых и темных участков.
  2. Слабое нанесение линий, набросок общей концепции рисунка.
  3. Деталировка контура, прорисовка глаз, носа, губ согласно пропорциям человеческого лица.
  4. Нанесение слоев телесной пастели с сочетанием теплых и холодных оттенков.
  5. Наведение основных частей лица, детализация.
  6. Окончательные штрихи, придание лицу естественного выражения, прорисовка мелких элементов.

Рисование портрета - непростой процесс, и с первого раза художнику может показаться, что ошибок и огрехов слишком много. Но усердие и желание научиться рисовать пастелью стоят того результата, который получится в конечном итоге. Важно получать удовольствие от процесса рисования и не отчаиваться после первой неудачной попытки.

Пастель нечто среднее между цветными карандашами и цветными мелками. Состоит она из цветных пигментов с мелом и связующими элементами. Техника рисования пастелью зародилась из рисунка мягкими материалами, типа угольных карандашей, угля, сепии. Пастельные карандаши имеют множество оттенков, в большей степени они нежные, словно молочные, придающие особое изящество рисункам.

Если Вы хотите научиться технике рисования пастелью, стоит знать, что такая техника больше подходит для рисунков, где атмосфера, цветовое настроение, фон играют основную роль, так как рисовать пастелью мелкие детали неудобно, эти карандаши и не предназначены для прорисовки деталей.

Рисование пастелью: подготовка

Прежде чем рассказать, как рисовать пастелью (для начинающий особенно важно), мы рассмотрим, что вообще необходимо для рисования, ведь пастель - не самый обычный материал.

Выбор пастели

Можно выделить три типа пастели: сухая, восковая, масляная.

Сухая в свою очередь делится на твердую и мягкую.

У каждого вида пастели свои особенности, свои возможности работы с рисунком. Выбирайте на свое усмотрение. Мы же будем говорить, как рисовать сухой пастелью (ниже).

Бумага для рисования пастелью

Да, это должна быть специальная бумага с фактурной поверхностью, ведь необходимо, чтобы пигмент удерживался. Чаще всего пастелью рисуют на цветной бумаги, она позволяет передать насыщенность цветов в полной мере. Выбор цвета индивидуален, зависит от характера рисунка.

Типы бумаги для пастели:

  1. наждачная бумага (обычно большого формата; для художественных целей);
  2. бархатная бумага;
  3. пастельная доска (из крохотных частиц пробки).

Другое

Кроме того могут пригодиться: лезвие, щетинистые кисти, тряпочки, ластик, ватный диск - для коррекции рисунка; лак для волос или специальное средство для фиксации.

Как рисовать сухой пастелью

  1. Предварительный рисунок наносится мелком пастели, чуть-чуть отличным от тона бумаги. Линии тонкие, наносятся легонечко, чтобы только видеть контуры. Используйте материалы для корректировки (см. выше), если необходимо. Не используйте графитный карандаш, так как рисовать пастелью сверху будет плохо.
  2. Далее фон. Основные тона наносим, расположив мелок плашмя. Если длина мелка большая, не бойтесь, отломите нужный размер (удобно, 2-3 см). Если бумага цветная, наносите основные тона, только там, где необходимо. На белой бумаге не должно быть пробелов (используйте белый мелок , где необходимо).
  3. Наметьте основные предметы, переходите к уточнению рисунка. Используйте линии, точки, штрихи. Хорошо делать пастелью тени и переход цветов. Используйте растушевку (тряпочку, вату, кисть или собственный палец) и растирайте нужные места рисунка. В пастели можно накладывать цвета друг на друга, экспериментируйте.
  4. Что еще надо знать о том, как рисовать пастелью. Для начинающих часто бывает сложно соблюсти тональность. Определитесь заранее, что в рисунке будет самым светлым, что чуть темнее, а что самое темное. Помните - у каждого предмета свой тон.
  5. Некоторый недостаток сухой пастели в том, что сложно передать насыщенность теней. Но это можно доработать добавлением цвета. Рисуйте тень серым или черным мелком, а поверх введите цвет (того предмета или области, где тень). Растушуйте.
  6. Просмотрите рисунок со стороны. Выделите главные детали более четкими линиями, растушуйте второстепенные или слишком контрастные области.
  7. Закрепление рисуна. Используйте наждачную или бархатную бумагу, это дольше сохранит рисунок. Можно использовать специальные аэрозоли для закрепления пастели. Лак для волос тоже подойдет, но помните, что рисунок потемнеет. Также можно поместить рисунок под стекло.

Масляная пастель

И пару слов о том, как рисовать масляной пастелью.

  1. Использовать лучше светлую бумагу.
  2. В качестве растушевки применяется разбавитель для масляных красок (например, пинен).
  3. Предварительный рисунок наносится масляным мелком или угольком. При этом уголек смахивается перед нанесением пастели, чтобы остались едва заметные штрихи.
  4. Нанеся рисунок штриховкой, плашмя, переходим к работе с кистью. Смоченной в разбавителе кистью, словно размываем рисунок.
  5. Прорисовываем детали, уточняем формы, фактуру. Завершаем рисунок.

Масляная пастель очень отличается от сухой. По сути это знакомые многим восковые мелки - связующим веществом для пигмента выступает льняное масло. Люди, не знающие про пастель вообще часто и приходят в магазин и покупают именно масляную пастель, из-за ее ярких цветов и красивых мелков.
Я сама купила себе коробку для экспериментов. Выяснилось что есть куча способов использовать эти красивые разноцветные мелки. У меня пастель Mungyo 36 цветов, отличные оттенки от кислотных до натуральных. Вот как выглядят. Для проб подходит хорошо, если хочется что-то еще получше, можно посмотреть Van Gogh и Sennelier.

Рисование на обычной пастельной бумаге
Лучше брать бумагу светлых тонов, потому что скорее всего она будет просвечивать через штрихи и придавать оттенок всему рисунку. Я взяла темно серый лист и пожалела, потому что темные оттенки теряются, да и светлых почти не видно. Масляную пастель сложно растереть пальцем, мелки смешиваются прямо на бумаге, давая плавный переход цвета. Кое-где можно процарапать острым отдельные штрихи. Если после рисования остаются катышки, я просто потом их аккуратно смахиваю.


Рисование на наждачной бумаге
Райский рай, потому что цвета становятся насыщенными и получается фейерверк оттенков. Шершавая основа хорошо держит пигмент и иногда получается даже светлыми мелками сделать акценты, хотя лучше соблюдать последовательность от светлого к темному. Предполагается что рисунок закрывает всю поверхность листа. При выборе наждачки (продается листами А4 в строительных магазинах) смотрите на номер. Чем он меньше, тем лучше. От 800 подходит лучше для сухой пастели, по ней удобнее растирать, не стирая пальцы. Я рисовала на 280 и мне понравилось, в принципе до 400 можно спокойно брать.


Рисование с растворителем
Некоторые превращают масляную пастель в живописный материал используя растворитель. В основном подходят терпентин, пинен и уайт спирит. По написанному проводят кистью с растворителем благодаря чему пастель становится жидкой похожей на краску. В итоге получаем своеобразный подмалёвок, похожий на тёмную живопись акварелью. В тенях стараемся, чтобы тон соответствовал конечному результату, а в светах и полутонах лучше, если подмалёвок будет чуть темнее. В дальнейшем подмалёвок в тенях останется, и тени получатся прозрачными. Размывать можно кистью, пальцем, обмотанным тряпочкой. Можно обмакивать сам мелок в растворитель и проводить им по бумаге. Еще в качестве основы можно использовать холст.
Сама я еще эту технику не попробовала, поэтому покажу пример из интернета, как может выглядеть размытая растворителем пастель.


Сграфитто
Волшебная техника, похожая на гравюру. Сначала светлым тоном покрывается вся поверхность листа, потом заштриховывается черным мелком и потом острым инструментом процарапывается рисунок. На контрасте светлого и темного получается изображение. Мне нравится тем, что похожа на линогравюру и позволяет делать очень тонкие линии. Опять же показать свои работы не могу, потому что рисовала таким способом давно, еще в художке. Поэтому пример из интернета, что в итоге может получиться


Энкаустика
Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Возникла в Древней Греции.
Сегодня картины в технике энкаустике рисуют с помощью утюга. Вот видео, на котором понятен процесс работы. Таким способом можно рисовать даже высокодетализованные работы.

Напоследок несколько особенностей масляной пастели.
Со временем масло впитывается в основу и рисунок становится чуть темнее. Если в основе рисунка была белая бумага, на ней могут появиться желтоватые разводы от масла, поэтому лучше использовать цветную или покрывать всю поверхность рисунка. Еще бывают случаи, когда со временем масло выступает капельками по картинке, нужно просто аккуратно снять их растворителем.
Масляная пастель, в отличие от сухой, не требует закрепления. Иногда масляную пастель покрывают лаком, но я считаю это излишним. Хранить в папке пастель следует аккуратно, чтобы она ни к чему не прилипла. Лучше всего рисунок держать под стеклом. Стекло не должно касаться работы.

В целом же масляная пастель мне кажется очень ярким и живым материалом. Она подходит для «небрежных», обобщенных по стилю, живописных работ. Для тех, кто любит ковыряться с деталями и плавными полутонами скорее всего масляная пастель не подойдет.

Да, доделала!! И теперь могу представить этот курс вашему вниманию! Ура:) Итак, обо всем попорядку!

Итак, это обучающий курс рисования пастелью, который состоит из 10 уроков, каждый из которых имеет формат PDF, то есть фактичеки состоит из текста и фотографий, которых будет очень много! Более того, в каждом уроке мы будем рисовать поэтапно, что упрощает задачу в целом!

Темы я выстроила так, что они идут таким образом, что в последующих уроках используются знания из предыдущих.

Курс рассчитан на то, чтобы научить вас основным правилам передачи убедительного рисунка, а также набить и натренировать руку, научиться видеть больше цветов и просто получить вдохновение и удовольствие от самого процесса рисования, в связи с чем я постаралась сделать его очень ярким и жизнерадостным, что кстати, в середине осени совсем не лишне!

Весь курс содержит более 400 фотографий!

Курс рассчитан на ваше самостоятельное обучение. Цена курса 3500р. Оплатить его можно здесь

После оплаты вы получите ссылку для скачивания, его нужно будет скачать и распаковать: поставьте курсор на пришедший файл (zip-архив), нажмите на правую кнопку мыши и в появившемся окне нажмите на "Извлечь в Курс рисования пастелью, 10 уроков".

Более подробная инструкция по оплате находится здесь.

По всем вопросам пишите на почту

Да, материалы для рисования лучше подготовить заранее. Чтобы не перегрузить этот пост, про материалы, которые вам понадобятся для рисования, я написала отдельный пост

В конце курса у вас будет не только больше опыта в рисовании, но и 10 пастельных рисунков, которыми можно украсить свой дом и дарить близким.


Немного о структуре каждого урока. В зависимости от темы урока вначале будет немного теории, а потом основная часть - рисование какого-либо сюжета с подробными фото этапов рисования, моими объяснениями, что, как и для чего мы рисуем. Во всех уроках я особое внимание уделила подбору цветов, чтобы вам было проще разобраться с цветами, в уроках много цветовых линеечек, по которым просто подбирать мелки. В некоторых уроках есть схемки и наброски:) К каждому уроку прилагается дополнительный пример, который вам не обязательно рисовать (если очень хочется, то конечно можно:), этот пример тоже достаточно подробный и тоже содержит много фото этапов рисования. Он нужен для того, чтобы лучше усвоить тему:)

А вот сами темы:

1).Общие вопросы рисования пастелью. Рисуем рыб.

Это один из самых простых уроков, что логично, так как он первый:)

Он будет касаться основных вопросов, возникающих при рисовании пастелью: как наносить и как растушевывать. А также мы с вами начнем изучать основные принципы рисования и для того, чтобы "разрисоваться", нарисуем несложную картинку с рыбками.


2 ).Учимся передавать объем. Рисуем пастелью ягоду шиповника.

Этот урок сложный, с большим количеством информации! Но не бойтесь:) Во-первых, в уроке много объяснений и фото этапов, так что все будем делать постепенно. А,во-вторых, рисование детальных и достаточно сложных рисунков дает вам сразу много опыта, даже если будет казаться, что ничего не получается. Вобщем, ничего не боимся, а садимся и рисуем!:) Да, и еще - здесь потребуется ваша внимательность, хотя она везде нужна:)

На этом уроке мы будем учиться рисовать объемный предмет, который является частью сложного фона. Фактически урок содержит три рисунка, но из них вам нужно будет нарисовать ягоду шиповника:




3).Рисуем пастелью цветущий шиповник.

Основная цель этого урока - научиться передавать объем неровных плоскостей (лепестки). Научимся использовать красивую серо-розово-зеленую гамму цветов, а также применим знания их урока №2.




4).Рисуем пастелью пейзаж .

Этот урок посвящен очень приятной теме - пейзажу. Будем рассматривать основные правила его построения и нанесения цвета, а также научимся составлять из нескольких фотографий свой собственный, "выгодный" пейзаж. А также будем учиться быстро рисовать большое количество однотипных деталей (например, таких, как елочки на горных склонах), передавать их общимим линиями и пятнами.


5).Рисуем пастелью гроздь ягод.

На этом уроке будем рисовать сочную гроздь ягод. Цель этого урока - показать вам, как рисовать несколько однотипных объемных предметов, а также как нарисовать пастелью сложный пестрый фон. Ну и знания по объему предмета из урока №2 снова пригодятся.


6).Рисуем пастелью натюрморт.

Натюрморт будет с кастрюлей, помидорами и перцами. Мы затронем основные вопросы построения натюрморта, разберемся с линией горизонта и поэтапно нарисуем глянцевую блестящую кастрюлю с овощами и красивым фоном.

Этот рисунок вы сможете повесить у себя на кухне, так как он очень кухонный.


7).Зарисовка цветов на крафт-бумаге.

Этот урок я считаю несложным. Но очень важно его прорисовать как задумано, а задумано очень быстрое рисование на крафт-бумаге большого формата - а2. Крафт-бумагу можно заменить пастельной, но формат должен быть большим. Этот урок рассчитан на отработку скорости вашего рисования и отработку четких и уверенных штрихов. Я знаю, что многим этого не хватает:) Рисовать будем незабудки в траве.




8).Рисуем пастелью фламинго в воде.

На этом уроке я буду показывать, как нарисовать рябь на воде, какие цвета использовать. Но основная часть урока посвящена фламинго. Многие воспринимают цвета и предметы упрощенно. Например, на первый взгляд, фламинго - бело-розовый. Но если мы будем рисовать его только белым и розовым, он получится плоским. На этом уроке будем учиться рисовать объем сложных фигур и искать их истинные цвета.




9).Рисуем пастелью корову.

Здесь снова будем решать вопросы объема, складок, цветов, перспективы.

На черно-белом наброске определим тональность. Пастельная бумага оранжевого цвета отлично подойдет для этого сюжета.


В этом посте показываю кусочек коровы - это еще не до конца закрашенный нос:)


10).Рисуем пастелью ночной городской пейзаж с отражениями.

Это один из самых сложных уроков хотя бы потому, что он содержит большое количество мелких деталей. Поэтому на этом примере хорошо учиться абстрагироваться от деталей и видеть главное, объединять детали в общие области . Будем учиться делать правильное построение предметов, а также работать с тонами. Отдельная приятная тема - тема отражений в воде. Вот набросок картинки, которую мы будем рисовать.

Тональность рисунка будет вот такая:




На этом все. Кому что непонятно, пишите, спрашивайте!

Рассмотрим наглядный пример техники рисунка пастелью с фотографии. Используем для этого фото Таосских гор ранним вечером из Эль Прадо, предместья северной части Таоса, Нью Мехико.

Создавая эту пастель, я работал прямо на белой зернистой бумаге. Я прорисовывал угольным карандашом основные очертания свободно, но точно, создавая наиболее важные формы, основные линии и взаимоотношения света и тени.


Как всегда, в самом начале работы я определил центр композиции и далее действовал так, чтобы каждый элемент картины поддерживал его. Например, с того момента, как белая глинобитная постройка была определена как центр композиции, я стал прорисовывать ее на темном фоне, и на фоне яркого массива деревьев, тем самым я усилил контраст и объединил два противоположных начала пейзажа. Этот этап работы занял примерно 30 мин.
Когда я рисую или преподаю, то придаю большое значение систематизации процесса работы над картиной. Я считаю, что в первую очередь должен быть правильно определен порядок очередности этапов работы над картиной. Следуя этим правилам, я могу быть уверен в успехе картины в самом начале работы и действительно достичь остроты восприятия к концу написания картины. В своей художественной мастерской я помогаю студентам преодолеть обескураженность и разочарование на начальных этапах написания картины, обучая их как планировать и как последовательно делать шаг за шагом в процессе написания картины. Я подхожу к каждому ученику индивидуально, в соответствии с уровнем его художественного мастерства. Начинающие и молодые неопытные художники могут избежать многих неудач, если будут строить свою работу поэтапно.
Когда я пишу пастелью или маслом, то обычно я работаю на поверхности, которая имеет ровно 50% нейтрального серого цвета.
Итак, я быстро покрываю поверхность рисунка красками, близкими по тону к конечному цветовому решению картины, но все же несколько более темными. С точки зрения рисунка, композиции и цветового решения – это законченная пастель, но она еще грубоватая, резкая, несколько неприятная для глаза.


Затем поверх работы проходим кисточкой, смоченной растворителем (без запаха скипидара). Интересно, что для многих именно эта часть работы наиболее приятна, а результат доставляет удовольствие. Начиная размывать пастель с более светлых тонов, используя широкие свободные мазки, я создаю верную по тону рабочую поверхность, достаточно нейтральную, с вполне сложившимися образами.


Нужно отметить, что в зависимости от сюжета картины и от впечатления, которое хочет произвести художник на зрителя, некоторые из картин на данном этапе работы могут быть выставлены как готовые произведения. Описанный способ дает возможность использовать одну из особенностей и преимуществ пастели – удивительное многообразие используемых в ней техник. На этой стадии живопись имеет вид и производит впечатление акварели, но это не должно смущатьхудожника, потому что на следующем этапе работы непрозрачная пастель покроет все наилучшим образом. Мы оставим незаписанным «промытый» живописный слойтолько в тех местах картины, где требуется эффект «прозрачности». Этот этап занимает приблизительно 20 или 30 мин.
С завершением этого этапа происходит удивительная вещь: отступя назад от картины на несколько шагов, я могу получить представление о том, как будет выглядеть готовая картина. В дальнейшей работе я должен буду строго следовать уже имеющемуся на этой стадии рисунку, хотя я еще буду накладывать дополнительные слои пастели. По завершении этого слоя «подживописи» также имеется уже устоявшееся полное цветовое решение и соотношение света и тени в работе.
Теперь я могу обратиться к центру композиции и довести его до действительного завершения. Это очень важно. Центр композиции должен работать. Если центр композиции неудачен, то независимо от того, насколько хорошо выполнены остальные ее части, картина не будет иметь успех. Работая в концентрических кругах вокруг центра композиции и при этом все дальше удаляясь от него, я довожу картину до полного завершения.


Несмотря на то, что, когда я работаю, то двигаюсь взад и вперед по всей поверхности, я все время слежу, чтобы поверхность закрашивалась равномерно, без больших скачков. Край картины, дающий определенный образ, должен быть связан по цвету и сочетанию света и тени стой частью, которая уже создана правильно. Это помогает сохранять свето – теневые и цветовые соотношения согласованными. Это можно сравнить со строительством моста, которое начинается на одной стороне реки и продолжается шаг за шагом (поперек) к другой стороне. Этот мост с большей долей вероятности будет прочно держаться, чем если бы он был построен, начиная с обеих сторон реки и строился бы до встречи строителей предположительно посередине. Завершающая стадия этой картины занимает около 1,5 час.

1. Многосторонность рисования пастелью.

Пастель может использоваться самым разнообразным образом, любым из перечисленных здесь. Каждый из этих методов может использоваться самостоятельно, или объединяться с другими с получением новых интересных результатов.

Нет абсолютно правильного или неправильного пути.

Как с очень многими вещами в живописи, рисование пастелью сводится к тому, что вы любите и хотите делать ею.

Не забудьте, что пробовать различные техники следует с различными пастелями - твердыми, полумягкими и мягкими - поскольку каждая дает отличный от других результат, как будут давать и различные марки пастели.

2. Рисунок кончиком пастели.

Самый простой способ использовать пастель состоит в том, чтобы рисовать концом, держа мелок как карандаш или ручку. Получившаяся линия передаёт совершённый вами жест.

Измените толщину линии, меняя давление на мелок. Чем сильнее вы нажимаете, тем больше пастели останется на листе. Для более тонких линий, нажмите более мягко или используйте край пестели.

Используйте при рисовании всю руку, а не только запястье, тогда рисунок будет более свободным.

3. Использования края пастели.

Если вы хотите работать быстро, создавая большие блоки цвета, используйте сторону мелка. Для оптимальных результатов переломите пастель (да, я сказал переломите) в середине и рисуйте, помните - даже маленький кусочек пастели все еще годен к употреблению.
Изменение давления создаст различную структуру на пастельной бумаге. Когда сторона пастели стерлась, давая два острых края, используйте её, чтобы создать прекрасные тонкие линии.

Этот метод лучше использовать с полумягкими или мягкими пастелями.

4. Штриховка и пересекающаяся штриховка.

Если вы уже делали какой-нибудь рисунок, тогда эта техника будет вам знакома - фактически это лучше всего подходит для пастельных карандашей или твердых пастельных палочек. Штриховка - просто ряд параллельных линий, предпочтительно правильные линии (следовательно, карандаш), нарисованные близко вместе. Пересекающая штриховка - следующий шаг, рисуя второй ряд линий под углом (чаще всего под прямым углом к первому ряду).

Этот метод позволяет вам свободно экспериментировать с цветом и тоном.
Используйте этот метод, чтобы создать ощущение формы и объёма, изменяя направление штриховки.

5. Смешивание пастелей (растушёвка).

В отличие от других средств рисования, пастель нельзя смешать перед помещением на бумагу. Есть два способа создать цветные и тональные плавные переходы - оптическое смешивание, которое достигается при наличии цветов в непосредственной близости (см. штриховку), и смешивание, где пастель смешивается уже на бумаге.

Вы можете использовать широкий спектр инструментов для смешивания, но традиционный - палец (вы можете делать это в перчатках, чтобы защитить ваши руки или просто размазывать пальцем). Также доступный инструмент: сторона руки - полезна для смешивания больших областей, но не подходит для точных результатов; так же используют вату, куски бумаги, ластик и т.д.

1. Используя палец (или руку), не забывайте её регулярно очищать, чтобы избежать загрязнения работы прочими цветами. Я всегда держу коробочку влажных салфеток.

2. Tortillons могут быть вымыты для дальнейшего использования, удалите загрязнённый слой на конце точилкой.

6. покрытие краской.

Одно из больших преимуществ пастелей по сравнению с другими средствами - колебание цвета. Возможно лучший метод для того, чтобы получать это - покрытие краской. После того, как слой пастели был нанесён, слегка нанесите поверх слой краски. Это создаст покрытие новым цветом.

Результат визуально стимулирует, осторожный выбор цветов произведет удивительные результаты.

Этот метод работает лучше всего с самыми мягкими пастелями.

7. Украшение пастелью.

Украшение - точно настроенная форма штриховки использующих коротких ударов. Результат скорее походит на scumbling - это может дать вибрацию живописи. Украшение будет также работать для оптического смешивания цвета (как с картинами пуантилиста), где глаз смешивает цвета вместе вместо того, чтобы смешать их на бумаге.

Наконечник: Этот метод особенно хорош для того, чтобы дать появление(вид) переливчатости ткани, перьев, и весов, или для того, чтобы создать атмосферные эффекты со светом.

8. Посыпание пастелью.

С помощью пастели создаются красочные и яркие картины. В этой статье мы узнаем, как рисовать пастелью, зачем нужны вспомогательные инструменты и где лучше всего применять пастельные карандаши.

Преимущества пастели

Пастель - это пигмент, спрессованный из пудры с добавлением связующего вещества. Использование пастели возможно, как дома, так и на природе. Она не пачкается, не крошится, быстро сохнет и не требует специальных приспособлений. Только полотно и пастель. Тем более цветовая гамма поражает воображение, начиная от очень светлых тонов, до ярких и насыщенных оттенков. Перед тем как рисовать пастелью для начинающих нужно разобраться что же это такое. А лучше всего начать с того,

чем она не является:

  • Часто ее путают с мелом. Это очень грубая ошибка. Цветные мелки, сделанные из извести с красителем, очень твердые и блеклые.
  • На втором месте распространённых ошибок - масленая пастель. Техника ее использования отличается от сухой. Как рисовать масляной пастелью можно узнать из других наших статей.

Разнообразие пастели

Она выпускается в нескольких видах: в бумажной упаковке (круглая и квадратная), в карандашах. Каждая из них отлично подходит для искусства. Для создания наброска лучше всего использовать пастельные карандаши или уголь. На обычный графитный карандаш пастель очень плохо ложится.

Итак, пастель порционная в бумажной упаковке

Она бывает квадратной и круглой формы. Нет универсального совета, какая форма для рисования лучше. Художники во время работы используют обе формы, они создают разные типы штрихов.

Пример использования круглых и квадратных мелков (с помощью уголков квадратной формы создан эффект спутанности шерсти).

Пастельные карандаши

С помощью пастельных карандашей можно прорисовывать очень мелкие детали. Их состав не отличается от самой пастели, только вид как у обычного карандаша. Хоть они могут быть самостоятельным инструментом изобразительного искусства, но лучше всего они работаю в паре с обычными мелками. Такие карандаши отлично подходят для растушевки.

На примере, рисуем пастелью поэтапно для начинающих глаз гепарда. Сначала рисуем основу мелками, потом глаз и шерсть - карандашами.

К их минуса можно отнести хрупкость. Нужно очень аккуратно из затачивать. Можно использовать острую точилку или маленький ножик.

Выбор пастели

Существует огромное разнообразие как оттенков, так и производителей. Профессионалы советуют, особенно для начинающих, выбирать следующих производителей:

  • Inscribe. Низкая цена, большой выбор цветов и удобные фасовки. Но, эти мелки не подходят для рисования тонких линий.
  • Sennelier. Отличные, профессиональные мелки. Цена кусается, но они этого стоят. С их помощью можно создавать отличные картины. Тем более, они расфасованы по цветам (например, для рисования пейзажей, наборы радужных или цветов металлик).

Какую фирму Вы не выберете, стоит избегать наборов с преобладанием очень ярких оттенков. Как это ни странно, но такое количество цветов очень связывает руки художника.

Пастельные карандаши лучше всего выбирать следующих компаний:

  • Derwent.
  • Faber Castell Pitt.
  • Stabilo.

Выбирайте наборы по 24 цвета. Хотя, для начала, возьмите карандашики поштучно. Так Вы сможете оценить их необходимость в работе.

При активном использовании карандашами, родная упаковка очень быстро выйдет из строя. Самый лучший вариант - переложить их в специальный пенал (как на фото выше). Он поможет сохранить их от разрушения. Можно использовать и обычный школьный пенал, но поиски нужно оттенка могут занимать много времени.

Вспомогательные материалы

  • В основном для рисования достаточно набора мелков и полотна. Но, существует несколько вспомогательных инструментов. Кому-то они могут показаться очень полезными, и их необходимо рассмотреть подробнее:
  • Фиксатив. Специальное средство для фиксации цветов на картине. Специальное средство очень дорогое. С этой работой отлично справляется обычный лак для волос. Но, не забывайте, что лак и фиксатив делают цвета работы темнее.
  • Муштабель. Он состоит из замшевой ткани и палочки и защищает рисунок от размазывания во время работы. А него нужно облокачивать рабочую руку.
  • Палочки для растушевки. Заменяют пальцы во время работы. Очень полезны во время изображения травы, шерсти или других мелких деталей.
  • Наждачная бумага. Заменяет ластик при рисовании пастелью.
  • Трафарет. Используется очень редко, но иметь его в арсенале все же стоит.

Полотно для рисования

Полотно для рисования должно быть текстурным, на гладкую бумагу пастель не будет правильно и красиво ложиться. Результат очень зависит не только от текстуры, а и от цвета полотна.

Иногда оно просвечивается через слой краски и может задавать основную атмосферу.

Сейчас рассмотрим несколько вариантов полотен, идеально подходящих для работы:

  • Пастельная бумага. Продается в наборах и по одну листу. Бывает разных цветов и размеров.
  • Pastelmat. Это полотно похоже на пробку. Отлично подходит для небольших работ. При ее использовании лак для волос или фиксатив не нужен.
  • Холст. Идеальный вариант для работы с пастелью: жесткий, текстурный, существует множество размеров и цветов.
  • Картон, крафт и почтовая бумага. Большой выбор цветов (существует даже блестящий), отличная текстура и размерная сетка.
  • Наждачная бумага. Работать с ней легко и интересно, но выбирать лучше бумагу с маленькой зернистостью.

Самыми лучшими поставщиками бумаги считаются:

  • Winsor&Newton;
  • Derwent;
  • Clairefontaine.

Нужно быть аккуратными заказывая бумагу через интернет. Обязательно уточняйте цвета.

Опоры

Основные моменты и инструктаж как рисовать сухой пастелью мы уже узнали. Осталось решить, как вы будете рисовать. Кто-то предпочитает сидеть, кто-то стоять. Решать Вам, но, сейчас расскажем основные моменты опор для полотна

при любом положении:

  • Стол. Рисовать можно на столе. Перед работой обязательно накройте поверхность стола. Крошки могут ее испачкать.
  • Мольберт. Идеально подходит для работы стоя. Главное крепко прикрепить полотно к основе.

  • Стена. На стене также удобно рисовать стоя, но, нужно обязательно подстелить что-то вниз. Полотно к стене лучше крепить малярным скотчем, за самые краешки, чтобы не испортить его. Минус в том, что как бы аккуратно Вы не рисовали, стена в итоге все равно становится грязной.

Транспортировка и хранение

Если Вы рисовали вне дома, например, на природе, возникает вопрос как правильно довезти картину домой. Для этого нам понадобится плотная скользящая бумага. Таким же образом можно хранить их дома, просто перекладывая работы этой бумагой.

Самые красивые рисунки достойны хранения в раме. У такого способа хранения есть свои особенности. Даже после завершения картины, со временем, с нее может сыпаться пыль.

Перед тем наложить стекло, ограничьте картину рамками, оставляя небольшое расстояние от самой картины.

Таким нехитрым способом Вы убережете картину и сохраните ее аккуратный внешний вид.

Подводим итоги

Рисовать пастелью - приятное, захватывающее и интересное занятие. После окончания работы не нужно ждать пока оно подсохнет. Она сразу готова к выставке. Соблюдая простые правила можно надолго сохранить картину в первозданном виде.

Используйте для творчества все возможные виды пастели, экспериментируйте с полотнами, и у Вас получится очень яркие и красивые картины.




Top