Учительские университеты. Литературная гостиная по произведению Николая Носова « Незнайка в Солнечном городе» Синквейн к незнайке в солнечном городе


Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.


Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.


Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:



  • , одно слово, существительное или местоимение;


  • вторая строка – два прилагательных или причастия , которые описывают свойства темы;


  • третья строка – или деепричастия , рассказывающие о действиях темы;


  • четвертая строка – предложение из четырех слов , выражающая личное отношение автора синквейна к теме;


  • пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.


При этом в дидактическом синквейне можно отступать от правил, например, главная тема или резюме может формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять из трех-пяти слов, а действия – описываться составными .

Составление синквейна

Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.



Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное автору. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».


Соответственно,первая строка – «мыло».


Вторая строка – два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т.д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».


Третья строка – три действия предмета. Тут у школьников часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».


Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не , который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой: «Запах , вкус противный».


И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет «чистота» или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».


Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.


Мыло.


Прозрачное, клубничное.


Моет, пахнет, пузырится.


Запах сладкий, вкус противный.


Разочарование.


Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще вспомнили про свойства и функции мыла.


Потренировавшись на простых предметах, можно переходить к более сложным, но хорошо знакомым темам. Для тренировки можно попробовать составить синквейн на тему «семья» или синквейн на тему «класс», стихотворения, посвященные временам года и так далее. А синквейн на тему «мама», сочиненный школьниками младших классов, может стать хорошей основой для открытки в честь праздника 8 Марта. А тексты синквейнов, написанные учащимися на одну и ту же тему, могут составить основу для каких-либо общеклассных проектов. Например, ко Дню Победы или Новому году школьники могут сделать плакат или газету с подборкой собственноручно написанных тематических стихотворений.

Зачем составлять синквейн в школе

Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.


Для того, чтобы написать синквейн, надо обладать знаниями и пониманием предмета – и это, плюс ко всему, делает сочинение стихотворений эффективной формой проверки знаний практически по любому предмету школьной программы. Причем написание синквейна по биологии или химии займет меньше времени, чем полноценная контрольная работа. А синквейн по литературе, посвященный какому-либо из литературных героев или литературному жанру, потребует такой же интенсивной работы мысли, как написание развернутого сочинения – но при этом результат будет более творческим и оригинальным, быстрым (для написания синквейна детям, хорошо освоившим форму, достаточно 5-10 минут) и показательным.


Синквейн – примеры по разным предметам

Синквейн по русскому языку может быть посвящен разным темам, в частности, можно попробовать описать таким образом части речи.


Пример синквейна на тему «глагол»:


Глагол.


Возвратный, совершенный.


Описывает действие, спрягается, повелевает.


В предложении обычно бывает сказуемым.


Часть речи.


Для того, чтобы написать такой синквейн, пришлось вспомнить о том, какие формы бывают у глагола, как он изменяется, какую роль играет в предложении. Описание получилось неполным, но тем не менее по нему видно, что автор кое-что помнит о глаголах и понимает, что это такое.


По биологии учащиеся могут писать синквейны, посвященные отдельным видам животных или растений. Причем в ряде случаев для написания синквейна по биологии будет достаточно усвоить содержание одного параграфа, что позволяет использовать синквейн для проверки знаний, полученных во время урока.


Пример синквейна на тему «лягушка»:


Лягушка.


Земноводная, хордовая.


Прыгает, мечет икру, ловит мух.


Видит только то, что движется.


Скользкая.


Синквейны по истории и обществознанию позволяют учащимся не только систематизировать свои знания по теме, но и глубже почувствовать тему, «пропустить» ее через себя, сформулировать через творчество свое личное отношение.


Например, синквейн на тему «война» может быть таким:


Война.


Страшная, бесчеловечная.


Убивает, разоряет, жжет.


Мой прадед погиб на войне.


Память.


Таким образом, синквейн может использоваться в рамках изучения любого предмета школьной программы. Для школьников сочинение тематических стихотворений может стать своего рода «творческой паузой», вносящей в урок приятное разнообразие. А педагог, проанализировав творчество учащихся, может не только оценить их знание и понимание предмета урока, но и почувствовать отношение школьников к теме, понять, что их больше всего заинтересовало. И, возможно, внести коррективы в планы дальнейших занятий.


Составление синквейнов – коротеньких нерифмованных стихотворений – стало в последнее время очень популярным видом творческого задания. С ним сталкиваются и ученики школ, и слушатели курсов повышения квалификации, и участники различных тренингов. Как правило, преподаватели просят придумать синквейн на заданную тему – к конкретному слову или словосочетанию. Как это сделать?

Правила написания синквейна

Синквейн состоит из пяти строк и, несмотря на то, что он считается разновидностью стихотворения, обычные составляющие стихотворного текста (наличие рифм и определенного ритма) для него не являются обязательными. Зато число слов в каждой строчке строго регламентировано. Кроме того, при составлении синквейна надо использовать определенные части речи.

Схема построения синквейна такова:

  • первая строка – тема синквейна , чаще всего одно слово, имя существительное (иногда в качестве темы могут выступать словосочетания из двух слов, аббревиатуры, имена и фамилии);
  • вторая строка – два прилагательных , характеризующих тему;
  • третья строка – три глагола (действия предмета, человека или понятия, обозначенного в качестве темы);
  • четвертая строка – четыре слова , законченное предложение, описывающая личное отношение автора к теме;
  • пятая строка – одно слово , подводящее итог синквейну в целом (вывод, резюме).

От этой жесткой схемы возможны отступления: например, число слов в четвертой строке может варьироваться от четырех до пяти, включая или не включая предлоги; вместо «одиноких» прилагательных или глаголов использоваться словосочетания с зависимыми существительными и так далее. Обычно преподаватель, дающий задание составить синквейн, сам решает, насколько жестко его подопечные должны придерживаться формы.

Как работать с темой синквейна: первая и вторая строка

Рассмотрим процесс придумывания и написания синквейна на примере темы «книга». Именно это слово является первой строкой будущего стихотворения. Но книга может быть совершенно разной, как же ее охарактеризовать? Поэтому надо конкретизировать тему, и в этом нам поможет вторая строка.

Вторая строка – два прилагательных. Что в первую очередь приходит на ум, когда вы думаете о книге? Например, она может быть:

  • бумажной или электронной;
  • роскошно переплетенной и богато иллюстрированной;
  • интересной, захватывающей;
  • скучной, сложной для восприятия, с кучей формул и схем;
  • старой, с пожелтевшими страницами и чернильными пометками на полях, сделанными бабушкой и так далее.

Список может быть бесконечным. И тут надо иметь в виду, что «правильного ответа» здесь быть не может – ассоциации у каждого свои. Из всех вариантов выберите тот, который интереснее всего лично для вас. Это может быть образ конкретной книги (например, ваши любимые детские книжки с яркими картинками) или же нечто более абстрактное (например, «книги русских классиков»).

Теперь запишите два признака именно к «вашей» книге. Например:

  • захватывающая, фантастическая;
  • занудная, нравоучительная;
  • яркая, интересная;
  • старинная, пожелтевшая.

Таким образом, у вас уже есть две строки – и вы уже совершенно точно представляете «характер» книги, о которой рассказываете.

Как придумать третью строку синквейна

Третья строка – три глагола. Тут тоже могут возникнуть сложности: казалось бы, что может «делать» книга сама по себе? Издаваться, продаваться, читаться, стоять на полке… Но здесь можно описывать и то воздействие, которое книга оказывает на читателя, и то, в какие цели ставил перед собой автор. «Занудный и нравоучительный» роман, к примеру, может просвещать, морализовать, утомлять, вгонять в сон и так далее. «Яркая и интересная» книжка для дошкольников – развлекает, заинтересовывает, учит читать . Захватывающая фантастическая история – завораживает, волнует, будит воображение .

При выборе глаголов главное – не отступать от того образа, который вы наметили во второй строке и стараться избегать однокоренных слов. Например, если вы охарактеризовали книгу как увлекательную, а в третьей строке написали, что она «увлекает» – возникнет ощущение, что вы «топчетесь на месте». В таком случае одно из слов лучше заменить на сходное по значению.

Формулируем четвертую строчку: отношение к теме

Четвертая строка синквейна описывает «личное отношение» к теме. Это вызывает особые сложности у школьников, привыкших, что отношение надо формулировать прямо и недвусмысленно (например «я хорошо отношусь к книгам» или «я считаю книги полезными для повышения культурного уровня»). На самом деле четвертая строка не подразумевает оценочности и формулируется гораздо более вольно.

По сути здесь надо кратко изложить то, что для вас является самым главным в теме. Это может иметь отношение лично к вам и вашей жизни (например «Начал читать в четыре года » или «У меня огромная библиотека », или «Терпеть не могу читать »), но это необязательно. К примеру, если вы считаете главным недостатком книг то, что на их изготовление идет куча бумаги, для производства которой вырубаются леса – вам необязательно писать «я» и «осуждаю». Просто напишите, что «бумажные книги – могилы деревьев » или «производство книг губит леса », и ваше отношение к теме будет достаточно ясным.

Если вам сложно сразу сформулировать короткое предложение – сначала изложите вашу мысль письменно, не задумываясь о числе слов, а затем подумайте, как можно сократить получившееся предложение. В итоге вместо «я так люблю фантастические романы, что часто не могу оторваться и читаю их до утра » может получиться, к примеру, так:

  • могу читать до утра;
  • часто читаю ночи напролет;
  • увидел книгу – прощаюсь со сном.

Как подвести итог: пятая строчка синквейна

Задача пятой строки – кратко, одним словом подвести итог всей творческой работе по написанию синквейна. Перед тем, как это сделать, перепишите предыдущие четыре строчки – практически готовое стихотворение – и перечитайте то, что у вас получилось.

Например, вы задумались о разнообразии книг, и у вас вышло следующее:

Книга.

Художественная, научно-популярная.

Просвещает, развлекает, помогает.

Такая разная, у каждого своя.

Итогом этого высказывания о бесконечном разнообразии книг может быть слово «библиотека» (место, где собрано множество самых различных изданий) или же «разнообразие».

Для того, чтобы вычленить это «объединяющее слово», можно попробовать сформулировать основную мысль получившегося стихотворения – и, скорее всего, в нем окажется «главное слово». Или же, если вы привыкли писать «выводы» из сочинений – сначала сформулируйте вывод в привычной вам форме, а потом выделите главное слово. Например, вместо «таким образом, мы видим, что книги являются важной частью культуры », напишите просто – «культура».

Еще один распространенный вариант финала синквейна – обращение к собственным ощущениям и эмоциям. Например:

Книга.

Толстая, занудная.

Изучаем, анализируем, зубрим.

Классика – кошмар для каждого школьника.

Тоска.

Книга.

Фантастическая, увлекательная.

Восхищает, затягивает, лишает сна.

Хочу жить в мире магии.

Мечта.

Как научиться быстро писать синквейны на любую тему

Составление синквейнов – очень увлекательное занятие, но только при условии, что форма хорошо освоена. А первые опыты в этом жанре обычно даются с трудом – чтобы сформулировать пять коротеньких строк, приходится довольно серьезно напрягаться.

Однако после того, как вы придумали три-четыре синквейна и освоили алгоритм их написания, дело как правило идет очень легко – и новые стихотворения на любую тему придумываются за две-три минуты.

Поэтому для того, чтобы быстро сочинять синквейны, лучше отработать форму на относительно простом и хорошо знакомом материале. В качестве тренировки можно попробовать взять, к примеру, свою семью, дом, кого-либо из родственников и друзей, домашнее животное.

Справившись с первым синквейном, можно отработать тему посложнее: например, написать стихотворение, посвященное какому-либо из эмоциональных состояний (любовь, скука, радость), времени суток или времени года (утро, лето, октябрь), вашему хобби, родному городу и так далее.

После того, как вы напишете несколько таких «пробных» работ и научитесь «упаковывать» свои знания, представления и эмоции в заданную форму, вы сможете легко и быстро придумывать синквейны на любую тему.

Главные герои сказки "Незнайка в Солнечном городе" и их характеристика

  1. Незнайка, любознательный, но слегка ленивый, вспыльчивый, но добрый и готовый помочь.
  2. Кнопочка, любопытная и веселая, добрая и отзывчивая
  3. Пачкуля Пестренький, ничему не удивляется и не любит умываться
  4. Листик и Буковка, коротышки, которые любили читать.
  5. Калигула, Пегасик, Брыкун. Просто ослы, которые стали коротышками. Хулиганы и забияки.
  6. Свистулькин. Милиционер, добрый, но ответственный.
  7. Кубик, Клепка, Ниточка, Карасик - друзья Незнайки в Солнечном городе, приветливые, гостеприимные, добрые.
  8. Волшебник. Умный, добрый, все понимающий.
Кратчайшее содержание сказки "Незнайка в Солнечном городе" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Незнайка неожиданно для себя совершает три хороших поступка и волшебник вручает ему волшебную палочку
  2. Незнайка с друзьями отправляется путешествовать и приезжает в Солнечный город
  3. В Солнечном городе Незнайка превращает в осла Листика, а потом в коротышек трех ослов
  4. Ослы хулиганят в городе, а Незнайка с друзьями знакомится с чудесами Солнечного города
  5. Незнайка совершает три скверных поступка и его палочка теряет волшебную силу.
  6. Волшебник исправляет все сделанное Незнайкой и друзья возвращаются в Цветочный город
Главная мысль сказки "Незнайка в Солнечном городе"
Осел никогда не станет человеком, но человек может легко уподобиться ослу.

Чему учит сказка "Незнайка в Солнечном городе"
Сказка учит вежливости, отзывчивости, бескорыстности, учит совершать хорошие поступки. Учит уметь признавать и исправлять свои ошибки. Учит не поддаваться гневу. Учит дружбе и взаимовыручке. Учит, что всего можно добиться упорным трудом. Учит жить по совести.

Отзыв на сказку "Незнайка в Солнечном городе"
Эта сказка мне очень понравилась. Незнайка в ней очень хороший и добрый, хотя из-за вспыльчивого характера часто попадает в неприятные ситуации. Также мне очень понравилась разумная малышка Кнопочка, которая всегда одергивала Незнайку, когда его заносило куда не следует.
А еще мне очень понравилось читать про изобретения, которых не было во времена написания книги, но которые появились сейчас. Это плоские телевизоры, принты на одежде, автомобили без водителя, пластмассовая мебель и многое другое. Автор талантливо предвидел будущее.

Пословицы к сказке "Незнайка в Солнечном городе"
Голь на выдумку хитра.
Гнев плохой советчик.
Нечистая совесть спать не дает.
Землю красит солнце, а человека труд.
Была бы охота, заладится любая работа.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Незнайка в Солнечном городе" по главам
Часть 1.
Глава 1. Незнайка мечтает.
После путешествия в Зеленый город жизнь Незнайки изменилась. Он какое-то время с удовольствием учился и много читал. Но поскольку читал он в основном сказки, то очень скоро ему надоело учиться и он стал мечтать.
Незнайка подружился с Кнопочкой, которая тоже очень любила сказки, и вместе они часто мечтали о волшебстве и магии, споря о том, что лучше - шапка-невидимка или ковер-самолет.
Но в итоге они пришли к выводу, что лучше всего иметь волшебную палочку.
И тогда Кнопочка рассказала Незнайке, как можно получить волшебную палочку. Для этого нужно было просто сделать три хороших поступка подряд и тогда появится волшебник и подарит волшебную палочку.
Незнайка решил, что это очень легко сделать.
Глава 2. Как Незнайка совершал хорошие поступки
На следующий день Незнайка сразу начал совершать хорошие поступки. Он умылся и это был хороший поступок. Но он поругался с Авоськой и это был плохой.
Незнайка стал помогать Пилюлькину толочь порошок, и это был хороший поступок. Но когда Сиропчик и Пончик стали его дразнить, он подрался с ними, и это был плохой поступок.
И так целый день.
Ночью Незнайка понял, что его горячность не дает ему совершить три хороших поступка подряд и решил исправиться.
На следующий день Незнайка был очень вежливым, всем помогал и был уверен, что теперь уж точно появится волшебник. Но волшебник не появился.
А Кнопочка объяснила Незнайке, что хорошие поступки должны быть бескорыстными, а он совершает их ради палочки.
Незнайка расстроился, но ничего с собой сделать не смог. Совершая хорошие поступки, он по прежнему думал о палочке. И так проходили месяц за месяцем.
Глава 3. Незнайкина мечта исполняется
Однажды в дождливую, пасмурную погоду коротышки грустили и Незнайка тоже грустил. Он смотрел на Бульку и думал, что надо обязательно его отпустить погулять после дождя.
Поэтому когда дождь кончился Незнайка порадовался солнцу вместе со всеми, но не забыл отпустить Бульку. Потом он сел читать книжку и вдруг услышал лай.
Он выбежал на улицу и увидел, что Булька хочет покусать какого-то прохожего. Незнайка оттащил собаку и посадил ее на цепь. Потом он вышел на улицу и спросил у прохожего все ли у того в порядке.
Прохожий был странный, незнакомый, в халате обшитом звездами.
Он объяснил, что Незнайка совершил три хороших поступка и он тот волшебник, у которого есть волшебная палочка.
Волшебник дал Незнайке волшебную палочку, но предупредил, что если тот совершит три плохих поступка, то сила палочки пропадет.
Незнайка сильно обрадовался и побежал к Кнопочке, даже забыв поблагодарить Волшебника. А когда вспомнил про это и вернулся, Волшебника уже не было.
Глава 4. Незнайка и Кнопочка встречаются с Пачкулей Пестреньким
Незнайка пришел к Кнопочке и рассказал про волшебника и волшебную палочку.
Кнопочка конечно не сразу поверила в это, но когда палочка стала исполнять желания и доставлять то по порции мороженного, а то сразу целый ящик, она поверила и сильно обрадовалась.
Незнайка и Кнопочка решили, что теперь можно отправиться путешествовать. И Незнайка пожелал автомобиль, как у Винтика и Шпунтика, и конечно уметь им управлять.
Тут Кнопочка увидела малыша. Это оказался Пачкуля Пестренький.
У Пачкули было в жизни два правила - ничему не удивляться и никогда не умываться. Поэтому он вечно ходил грязный и его за это прозвали Пачкулей. А вот прозвище Пестренький ему дал известный путешественник Циркуль, который увидел в городе Пачкулю и не умея произносить обидных слов, спросил, кто это такой пестренький.
Глава 5. Как Незнайка, Кнопочка и Пачкуля Пестренький отправились путешествовать
Пестренький не удивился ни автомобилю, ни волшебной палочке, но когда его позвали путешествовать с охотой сел в автомобиль.
Однако Незнайка и Кнопочка хотели, чтобы Пестренький умылся, ведь они отправлялись в путешествие. Но Пестренький согласился умыться только вместе со всеми и Незнайка наколдовал мыло и полотенца.
Потом они весело поехали прямо и Кнопочка любовалась на чистого Пестренького, а тот сердито отворачивался. Потом все ели мороженое и Пестренький ел больше всех.
Вскоре путешественники приехали к указателю, который показывал дороги на Каменный, Земляной и Солнечный города.
После некоторых споров малыши решили ехать в Солнечный город.
Глава 6. Приключения начинаются
Незнайка с друзьями ехал по ровной дороге и вскоре впереди показалась река и мост. А по реке плыл самый настоящий пароход. Коротышки остановились на мосту и смотрели на проплывающий пароход и народ на его палубах.
Пестренький не стал удивляться пароходу и Незнайку это задело.
Дальше друзья увидели железную дорогу и реактивный поезд. И опять Пестренький сказал, что в этом нет ничего необычного.
Незнайка вспылил, ведь сам он сильно удивлялся этим чудесам. Незнайка торопился к переезду, но так получилось, что он выскочил на переезд перед самым поездом. И чтобы избежать столкновения резко крутанул руль, и машина помчалась прямо по шпалам впереди поезда.
Машинист увидел машину и стал давать гудки и тормозить. А Незнайка увидел, что насыпь становится не такой крутой и съехал с нее. Все сильно ударились, но главное, что ящик с мороженым был цел и это успокоило Пестренького.
Машинист посоветовал Незнайке ехать в Солнечный город по шоссе, а не по рельсам.
Глава 7. Путешествие продолжается
Незнайка снова поехал по шоссе и тут его обогнала другая машина. Пестренький, который вновь оказался грязным, сказал, что Незнайке не догнать эту машину. Но Незнайка не послушал и стал выжимать из своей машины все возможное.
Когда дорога пошла под гору и стала спускаться к мосту, передняя машина затормозила и остановилась прямо на мосту, где уже стоял какой-то грузовик.
Таким образом мост оказался полностью перекрыт и Незнайке некуда было свернуть.
Но Незнайка успел выхватить волшебную палочку и его машина полетела над преградой. Пестренький от неожиданности чуть не вывалился из машины, и висел, уцепившись за бампер.
С большим трудом Незнайка втянул его обратно. Потом Незнайка пожелал, чтобы машина снова опустилась на землю.
По дороге Незнайка разговорился с шофером другой машины, который интересовался видом топлива автомобиля. Узнав, что автомобиль Незнайки ездил на сиропе, шофер удивился. Его машина использовала спирт, а были еще вонючие машины на мазуте.
Шофер объяснил, что Солнечный город так называется потому, что там всегда солнце. Ведь когда собираются тучи, коротышки распыляют среди них порошок и тучи исчезают. А дождь устраивают только в садах.

Глава 8. Циркулина и Планетарка
Незнайка с друзьями ехал среди красочных разноцветных полей и удивлялся увиденному. Вдруг они заметили странную машину, которая ездила по полю кругами и косила траву. Но этого мало, позади машины земля казалась уже вскопанной. Незнайка заметил, что машина кружится вокруг столба, к которому привязана веревкой и решил посмотреть, что произойдет, когда веревка закончится.
Это случилось очень скоро и машина стала издавать гудки. Быстро приехал на мотоцикле коротышка, который оказался механиком. Он объяснил, что эта машина Циркулина, которая не просто косит и пашет, но сеет, боронит и изготавливает удобрение. А рядом работала другая такая же машина - Планетарка. А всего механик обслуживал десять таких машин.
Глава 9. Радиолярия
Механик Калачик вызвался показать друзьям радиоуправляемый комбайн и на своем гусеничном мотоцикле отвез их на другое поле. Друзья видели огромное количество обработанных полей, которые по словам Калачика, вспахали его десять машин.
Но вот они увидели огромное поле в центре которого стояло желтое здание - элеватор. Вокруг него ездила Радиолярия, радиоуправляемый комбайн, который пахал, удобрял и сеял пшеницу. Причем пока комбайн пахал дальние круги, на крайних пшеница уже поспевала и ее убирал уборочный комбайн.
Всем этим управляли с Солнечного города, с центральной станции.
Глава 10. Как Незнайка, Кнопочка и Пачкуля Пестренький прибыли в Солнечный город
Наконец Незнайка и его друзья оказались в Солнечном городе. Здесь на улицах было так много машин самой причудливой конструкции, что Незнайка не выдержал, остановил свою машину, и дальше друзья пошли пешком, чтобы лучше все видеть. Они смотрели на огромные дома странной конструкции, даже покатались на эскалаторе и желобе, по которому жители спускались с верхних этажей.
В одном месте Незнайка зазевался, смотря на пожарных и его шляпа упала на землю. В это время на Незнайку налетел коротышка по имени Листик, который тоже зазевался, читая на ходу книгу, и повалил Незнайку.
Незнайка рассердился, назвал Листика ослом, а потом и пожелал, что Листик действительно превратился в осла.
И Листик стал ослом.
Никто этого не заметил, а путешественники остановились около гостиницы "Мальвазия".
Глава 11. Когда кончился день
Друзья поселились в гостинице и долго осваивались с незнакомой техникой.Незнайка на себе опробовал действие шкафа-пылесоса, а потом заставил это сделать Пестренького.
Потом Пестренький пошел в ванную, чтобы сделать вид, что вымылся, но запутался в ручках управления и его вымыло всего, вместе с одеждой. Эта же участь постигла и Незнайку.
Но под конец друзья разобрались с хитрой техникой и вымылись.
А потом Незнайка взмахнул палочкой, появилась скатерть-самобранка и друзья поужинали.
Глава 12. Как Незнайка разговаривал со своей совестью
Когда Незнайка ложился спать он увидел надписи с названиями сказок и решил, что это книжки. Но когда он нажал кнопку, приятный голос просто стал рассказывать сказку на ночь. Прослушав сказку про "Аленушку и братца Иванушку", Незнайка вспомнил о Листике и его стала мучить совесть. Он переживал, что Листику может быть плохо.
Он даже включил утреннюю гимнастику среди ночи и проделал несколько упражнений, чтобы заглушить голос совести.
Но под конец не выдержал, разбудил Пестренького и рассказал ему про Листика. Пестренький не удивился. А Незнайка попросил его обругать и даже ударить, что Пестренький и сделал.
Глава 13. Листик и Буковка
Листик и Буковка были очень хорошими коротышками, которые очень любили читать книги. Они и познакомились в библиотеке и постоянно читали книги.
Они даже устроили в городе книжный театр, в котором читали книги всем желающим.
Сперва этот театр не пользовался успехом, но постепенно полюбился жителям и теперь на его спектаклях всегда было полно народу.
В тот день Листик пошел в библиотеку, а потом должен был прийти к Буковке. Но Буковка не дождалась Листика и бросилась его искать. Она узнала, что в библиотеке он был, взял книгу и ушел.
Буковка сильно расстроилась и даже плакала. Все знакомые старались помочь ей отыскать Листика, и даже поместили объявление в газете о пропаже коротышки.
Глава 14. Незнайка читает газету и узнает, где искать Листика
На следующее утро все в городе читали газету и обсуждали исчезновение Листика. Незнайка тоже прочитал заметку и понял, что Листик это тот коротышка, которого он превратил в осла.
Кнопочка растрогалась, читая про Листика и Буковку и даже заплакала. А Незнайка нашел еще одну заметку, в которой говорилось о бесхозном осле и о том, что его отвели в зоопарк.
Незнайка предлагает ехать в зоопарк, чтобы осмотреть животных. Он уже понял где искать Листика.
Глава 15. Зоопарк
Друзья пришли в зоопарк и долго разглядывали разных животных. Попутно они выпили много газированной воды, просто ради эксперимента.
Наконец Незнайка увидел осла и когда Пестренький и Кнопочка протиснулись через толпу посмотреть на слона, взмахнул палочкой и превратил осла в коротышку. Коротышка получился крупным, с большой губой и желто-зеленых брюках.
Незнайка довольный пошел обратно, но тут подошел Пестренький и показал Незнайке другого осла. Незнайка удивился и превратил второго осла в коротышку. Тот получился таким же крупным и с губой.
Незнайка признался, что не помнит, как выглядел Листик. И тут друзья увидели в вольере еще одного осла. На всякий случай Незнайка превратил в коротышку и его. Это оказался самым крупным и сразу спросил Незнайку, куда девались Брыкун и Пегасик, два осла,который тут только что были.
А потом осел-коротышка дал Незнайке тумака и погнался за друзьями.
Когда Незнайка и Пестренький встретились с Кнопочкой, Незнайка рассказал ей про ослов и Листика.
Глава 16. Как Незнайка, Кнопочка и Пестренький встретились с Пегасиком и что из этого вышло
На следующее утро Незнайка с друзьями наблюдали как коротышка Чубчик поливает из шлага цветы. Вдруг появился осел Пегасик и тоже захотел поливать. Чубчик дал ему шланг и решил отойти.
Пегасик некоторое время поливал цветы, но потом увидел Незнайку и его друзей и сразу окатил Незнайку водой. Потом окатил Кнопочку. Незнайка бросился отнимать шланг у Пегасика и они окатили водой всех прохожих.
Собралась толка и Пегасик под шумок убежал, а Незнайку доставили в милицию.
Милиционеры Караулькин и Свистулькин не знали что делать с Незнайкой. Потом они решили прочитать ему нотацию, извиниться, чтобы он на них не обиделся и отпустить.

Часть 2.
Глава 17. Встреча с Кубиком
Незнайка, не зная, что милиционеры собирались отпустить его, пытался выбить стекло и вдруг увидел внизу Кнопочку и Пестренького. Кнопочка что-то показывала Незнайке. И Незнайка вспомнил про волшебную палочку. Он достал палочку и тут вошел милиционер Свистулькин. С перепугу Незнайка пожелал, чтобы стены милиции рухнули и они рухнули. Свистулькина сильно ударило по голове, но он все равно бросился за убегающим Незнайкой. Впрочем милиционер быстро отстал.
А Незнайка и друзья сели на лавочку и выпили газировки. В это время Незнайке показалось, что у него кружится голова, ведь дом за его спиной вращался.
Но подошедший архитектор Кубик с улыбкой объяснил, что дом действительно вращается.
Кубик повел друзей по улицам города, показывая разные странные дома. В виде уступов, музыкальных инструментов, в виде воздушного шара и даже совершенно скособоченные здания, где не было ни одной ровной стены.
Но вот Кубик вспомнил про заседание архитектурного комитета и предложил друзьям сходить вместе с ним.
Глава 18. В архитектурном комитете
Кубик вызвал автоматическое такси, которое само без водителя доставило путешественников на Архитектурную улицу. Там они вошли в красивое здание, и оказались на заседании комитета.
Архитекторы как раз обсуждали доклад о вращающихся домах. Они жарко спорили о том, нужно ли строит такие дома или нет.
Дискуссия увлекла Незнайку, но вот Пестренький просто уснул и даже начал храпеть. Так что друзьям пришлось вывести его на улицу.
Глава 19. В театре
На улице друзья побрызгали Пестренького водой и он пришел в себя. Они хотели вернуться на заседание, но увлеклись музыкантами, которые играли на пневматических инструментах. Потом они попали в эстрадный театр и остались смотреть представление.
Незнайку и Пестренького просто поразил артист-трансформатор Блинчик, который играл на разных инструментах и постоянно переодевался и менял внешность.
Даже когда начала петь настоящая певица, Незнайка какое-то время думал, что это все еще Блинчик, а узнав правду расстроился и заскучал.
Он еле досидел до конца представления.
Когда стемнело друзья отправились на такси в гостиницу.
Глава 20. Как Незнайка и его друзья встретились с инженером Клепкой
На следующее утро к друзьям пришел Кубик и предложил продолжить экскурсию по архитектурным местам города.
Они вышли на улицу и тут рядом остановилась машина. Оттуда выскочил коротышка в коротких штанишках и шлеме. Это оказался инженер Клепка, фамилию которого Пестренький стал произносить как Заклепка.
Он предложил подвезти друзей.
Все уселись в машину и она помчалась с ужасающей скоростью. Встречные машины она просто перепрыгивала, ведь она была снабжена специальными сапогами.
Потом машина упала в реку и поплыла. Пестренький, опасаясь за свою жизнь, сразу нацепил спасательный круг.
Но Клепка, желая еще больше поразить путешественников, вдруг взлетел и полетел над рекой на пропеллере.
Глава 21. Незнайка и его друзья совершают экскурсию на одежную фабрику
Клепка привез друзей на одежную фабрику и познакомил с Карасиком, коротышкой, который работал на фабрике.
Карасик с удовольствием повел друзей по разным этажам фабрики, показывая как печатается на станках одежда, как изготовляются на майках различные принты. Весь процесс был полностью автоматизирован.
Потом Карасик привел друзей в отдел дизайнеров и местные малышки сразу обратили внимание на Незнайку. Ведь у них уже спрашивали желтые брюки. Они осмотрели брюки Незнайки и внесли изменения в проект.
Наконец Пестренький взмолился, сказав, что хочет пить и есть.
Глава 22. Приключения милиционера Свистулькина
После неудачной погони за Незнайкой Свистулькин почувствовал себя плохо. При обвале его хорошо приложило по голове. Поэтому он не вернулся на службу, а пошел домой. Но время было неурочное, вращающийся дом Свситулькина был повернут другим боком, и Свистулькин зашел в чужой подъезд и чужую квартиру, где сразу уснул.
Поэтому его не могли найти, и все газеты разместили объявления о пропаже Свистулькина.
А Свистулькин проспал сутки, проснулся, поел и снова лег спать.
Но в этот вечер в квартиру вернулись хозяева - Шутило и Коржик. Они обнаружили Свестулькина и поняли, что произошло недоразумение.
Свистулькин быстро оделся и вышел. Но по ошибке одел куртку Коржика с водительским удостоверением в кармане.
На улице Свситулькин запнулся о веревку, которую натянули ослы-коротышки, упал и снова потерял сознание. Его привезли в больницу и под именем Коржика положили в палату.
Глава 23. Совесть снова тревожит Незнайку
Между тем Клепка продолжал возить друзей по разным местам города. Они побывали на мебельной фабрике, где изучили процесс изготовления мебели из пластмассы и надувной пневматической мебели.
Потом они осмотрели фабрику телевизоров, где делали плоские телевизоры разных размеров и мини-гарнитуру. Потом друзья побывали на книжной фабрике и наблюдали как печатались книги. Затем на фабрике музыкальных инструментов и во многих других местах.
При этом Незнайка все время читал в газетах о пропаже Свистулькина, и его мучила совесть.
На следующее утро Клепка и Кубик опоздали, друзей увез Карасик, который хотел показать им Солнечный парк.
В Солнечном парке Незнайку больше всего заинтересовал шахматный городок, где играли в шахматы множество шахматистов, сами с собой, друг с другом и с компьютером.
Кнопочка и Пестренький пошли дальше по парку, а Незнайка остался следить за игрой.

Глава 24. Как Незнайка заболел шахматной горячкой
Незнайка сыграл несколько раз с автоматом и проиграл. Потом он встретил Ниточку с одежной фабрики и они разговорились. Незнайка рассказал, как плохо живется в Цветочном городе, где ничего не автоматизировано. Рассказал о скопидомстве Пончика, но тут Ниточка оборвала Незнайку и сказала, что плохо смеяться над больным.
Потом она повела Незнайку к другим шахматным аппаратам и Незнайка наконец выиграл одну партию.
А Кнопочка и Пестренький в это время катались на аттракционах и всячески веселились в других местах парка.
Глава 25. Как отыскался Свистулькин
Свистулькин между тем увидел в газете свое имя, и вспомнил все. Как он видел Незнайку и волшебную палочку, как гнался за ним.
Он стал утверждать доктору, что это он Свистулькин, а доктор утверждал, что он Коржик. В конце концов доктор решил сходить домой к Коржику. Он пришел и был встречен Шутило и Коржиком. Увидев настоящего Коржика, доктор понял свою ошибку.
Доктор позвонил в милицию и скоро все газеты сообщили о том, что Свистулькин найден.
Незнайка играл в шахматы, когда к нему прибежала Ниточка с газетой и показала статью о Свистулькине.
Незнайка испугался, читая о том, что Свистулькин рассказывал про волшебника в желтых брюках. Но Ниточка, заметив его испуг, просто посмеялась. Она сказала, что волшебников не бывает и доктор правильно сказал об этом в комментарии. К тому же вокруг было уже очень много малышей в желтых брюках - мода.
Глава 26. Важные события
В это время, превращенные в коротышек ослы продолжали развлекаться на улицах города. Они натягивали веревочки, обливали прохожих из шланга, стукали по спине, играли в шахматы на щелчки и делали многое другое.
У ослов нашлись последователи, которых стали называть ветрогонами, по имени группы коротышек, которые в давние времена занимались подобными непотребствами.
Между тем, странная одежда ветрогонов-ослов обратила на себя внимание, и одежная фабрика оказалась завалена требованиями на широкие желто-зеленые брюки и пиджаки с узкими рукавами. Брюки Незнайки сразу вышли из моды.
В прессе поднялась дискуссия о ветрогонах и некоторые даже призывали создать комитеты поддержания порядка.
Глава 27. Во власти ветрогонов
Движение ветрогонов в городе набирало силу. Многие коротышки подражали ветрогонам, в городе стали часто происходить драки, ломали шахматные аппараты, протыкали воздушные карусели. Милиционеры ловили нарушителей и сажали их в "холодильник" но потом отпускали их, так как их мучила совесть.
На улицах стало мало народу, все торопились пройти домой.
В музыке ветрогоны стали играть на расстроенных инструментах, а в театре зрителей заставляли сидеть на сцене, в то время как актеры играли в зрительном зале.
Однажды Незнайка с друзьями чуть не утонул на реке, когда какой-то ветрогон проткнул им лодку. А в театре им насыпали за шиворот опилок и облили водой.
Глава 28. Открытие профессора Козявкина
Друзья решили уехать из Солнечного города, который стал негостеприимным. Но пока Незнайка и Пестренький ходили искать автомобиль, Кнопочка прочитала в газете статью профессора Козявкина, который описал превращение осла в человека и сделал вывод, что ветрогоны бывают двух типов - дикие и домашние. Поэтому он предлагал найти способ превратить ветрогонов диких обратно в ослов, а домашние сами станут нормальными.
Там же была статья о Листике, которого до сих пор не нашли.
Когда Незнайка вернулся, Кнопочка отказалась уезжать, пока он не исправит, что натворил и показала ему статьи в газете.
Незнайка понял, что вместо Листика превратил в коротышек самых обычных ослов и решил вернуться в зоопарк, чтобы найти Листика
Глава 29. Встреча со старыми друзьями
Утром к друзьям пришел Кубик, который показал новый радиолокатор, который помогал обнаружить ветрогонов спереди и сзади. Потом пришли Ниточка и Карасик, которые показали прорезиненную одежду, в которой не чувствовались удары. Потом появился забинтованный Клепка, которому ветрогоны открутили сапог на автомобиле и он попал в аварию.
Незнайка пообещал,что скоро ветрогонов не будет.
А Кубик предложил познакомить друзей с Селедочкой и Фуксией, которые изобрели ракету для полета на Луну и зимнее солнце.
Друзья поехали на автомобиле Клепки, но когда Кубик узнал, что Клепка везет их в научный городок, он схватился за руль и машину развернуло.
Пестренький заинтересовался двигателем машины и Клепка разобрал машину, чтобы показать как она работает на биопластмассе. Вокруг машины собралась толпа, и все решили, что случилась авария. Приехала милиция и машину Клепки отбуксировали в милицию.
Глава 30. Как Незнайка потерял волшебную палочку
Незнайка с друзьями пришел в зоопарк и стал искать Листика. Но ему сказали, что этого осла отдали в цирк, потому что он очень ученый. Незнайка увидел в клетке обезьяну и просунул туда волшебную палочку, чтобы подразнить обезьяну. Но обезьяна выхватила волшебную палочку. Незнайка не мог достать палочку и решил открыть клетку.
Но его заметил сторож и прогнал, угрожая вызвать милицию.
Поэтому Незнайка и Пестренький решили, когда зоопарк закроется, перелезть через забор.
Ночью зоопарк был совсем не похож на зоопарк днем. Незнайка и Пестренький заблудились. Но наконец Незнайка увидел знакомый сарай и залез в клетку. Однако выглянула Луна и Незнайка увидел перед собой льва. Они с Пестреньким быстро убежали и едва успели перелезть через забор.
Глава 31. Встреча с волшебником
Утром Незнайка отправился в зоопарк и дождавшись, когда уборщица уберет в клетке с обезьяной и выбросит мусор, нашел в мусорном бачке свою палочку.
Он с друзьями побежал в цирк и за кулисами нашел осла Листика. Незнайка стал махать волшебной палочкой, но Листик не желал превращаться в малыша.
Незнайка попробовал заказать три порции мороженого, но и это не получилось.
Незнайка был очень раздосадован, он считал, что палочка недоброкачественная.
И тут появился Волшебник. Он объяснил Незнайки, что тот совершил три плохих поступка и палочка перестала действовать. Он превратил Листика в осла, он превратил ослов в коротышек, и он дразнил обезьяну.
Но Волшебник сказал, что жизнь прекрасна и без волшебной палочки.
Глава 32. День рукавичек
Незнайка спросил у Волшебника, а может ли исполниться его желание без волшебной палочки. Волшебник ответил, что если желание хорошее, то оно исполнится. Тогда Незнайка попросил, чтобы в Солнечном городе все стало как прежде. Кнопочка пожелала скорее вернуться в Цветочный город, а Пестренький узнал что случилось со львом, с его друзьями Кубиком и Клепкой, и попросил, чтобы быть чистым, не умываясь.
Волшебник сказал, что он будет чувствовать себя хорошо, только умывшись.
Потом они пошли по улице и увидели трех ослов, которые возвращались в зоопарк. Потом они увидели Листика и Буковку, которые шли крепко держась за руки. Потом вокруг стали падать рукавички, ведь в Солнечном городе отмечали день солнечных братьев. В этот день надо было ловить рукавички и обмениваться ими.
Незнайка обменялся рукавичками с малышами, и Кнопочка обменялась, а Пестренький обменялся рукавичкой со Свистулькиным.
Потом Волшебник проводил друзей на станцию автоматического такси и посадил в такси до Цветочного города.
На прощание он помахал друзьям своей бородой.
Глава 33.Незнайка, Кнопочка и Пестренький становятся солнечными братьями
Друзья ехали назад в Солнечный город и вспоминали все, что с ними случилось. Потом они заметили, что они могут обменяться рукавичками, и тогда у каждого они станут одного цвета. Потом все уснули, а когда проснулись, оказались уже в Цветочном городе.
Пестренький быстро ушел, а Незнайка и Кнопочка пошли вместе. Незнайка мечтал, чтобы Цветочный город стал таким же как Солнечный, а Кнопочка говорила, что Незнайке надо было пожелать ума.
Потом Кнопочка сказала, что хочет, чтобы Незнайка был хорошим. Незнайка сказал, что одна его подружка тоже этого хочет. И Кнопочка спросила, что это за подружка, про которую Незнайка ничего не рассказывал.
Незнайка сказал, что это совесть. Кнопочка сказала, что Незнайка глупый, но хороший, а Незнайка сказал, что она в него влюбилась. Тогда Кнопочка обиделась и ушла. А Незнайка удивлялся, что он такого сказал.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Незнайка в Солнечном городе"

Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

Правила построения синквейна

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке , посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:

Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество.

Как использовать синквейны на уроке?

Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.

Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

Как научить детей писать синквейн?

В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

Области применения

Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

А можно использовать на . Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов -— литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает детям составить синквейн.

Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.

Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.

Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.

На природоведении можно предложить детям составить стихи про времена года.

Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!

Весна
Теплая, яркая

Природа просыпается.
Здорово!

Варианты работы с синквейном

Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.

Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:

Мимолетное, замирающее
Бежит, останавливается, лечит
Потрясающее явление
Жизнь.

Дети должны определить, что тема данного синквейна — «Время».

Достоинства метода

При составлении синквейна на уроках:

  • повышается интерес к изучаемому материалу;
  • развивается образное мышление;
  • развиваются творческие способности учащихся;
  • совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
  • развивается мышление и воображение;
  • вырабатывается способность к анализу;
  • уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
  • расширяется словарный запас.

Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

Примеры синквейнов

На природоведении можно предложить детям составить синквейны про времена года.

Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!

Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!

На уроке литературы учитель, в качестве домашнего задания, предлагает детям составить синквейн про любимое произведение. Результат может быть таким:

Нина
Умна и смела.
Путешествует, дружит, побеждает.
Восхищаюсь я ей.
Речь идет о книге «Девочка шестой луны» Муни Витчер.

Можно предложить детям написать синквейн про солнце:

Солнце
Яркое, далекое
Согревает, светит, радует нас.
Я люблю солнце.
Животворящая звезда.

Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.

Сценарий мероприятия

«Литературная гостиная по произведению Николая Носова

« Незнайка в Солнечном городе».

(2 класс)

Пока все собираются и рассаживаются, звучит песня «Гимн Незнайки».

Вступительное слово ведущего:

Давайте знакомые книжки откроем,
И снова пойдём от страницы к странице,
Всегда ведь приятно с любимым героем,
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,
Пускай и с героем отлично знакомы,
И чем там закончится - тоже известно,
Хорошие книжки всегда интересны.
Здравствуйте, дорогие ребята! Мы собрались здесь сегодня, чтобы продолжить начатый разговор месяц назад о замечательном писателе Николае Николаевиче Носове и о его лучшем сказочном герое Незнайке. А сейчас вам ребята расскажут об интересных фактах этого героя.

Как родился замысел создания книг про Незнайку?

Из воспоминаний Носова мы можем узнать, что на мысль о создании «Незнайки» его натолкнула книжка Анны Хвольсон . Носов придумал своих коротышек потому, что у него было много идей, но не хватало героев. «Этим персонажам я свободно мог давать те чёрточки характеров, которые требовались по моему замыслу» - вспоминал Носов.

Как устроена сказочная страна коротышек?

У Носова получилась страна, нет, целая планета лилипутов, в которой категорически не предусмотрено появление какого-нибудь большого, вроде человека.Жители страны называются коротышками, ростом они с небольшой огурец. По половой принадлежности коротышки делятся на малышей и малышек. Среди коротышек встречаются мудрые бородатые волшебники, учёные профессора и неотёсанные юнцы вроде Незнайки. То есть это, по сути, крошечные взрослые люди с чертами характера ребёнка.Растения в сказочной стране «Гигантские» (арбуз - величиной с дом»), насекомые тоже («воротник из меха чёрно-бурой гусеницы»), а вот звери такие же маленькие, как и сами коротышки («медведь величиной с крысу»).В описании сказочной страны автором наложен запрет на понятия рождения и смерти (коротышки никогда не рождаются и никогда не умирают), они существуют всегда как объективная реальность.

Какого роста Незнайка.

Рост Незнайки определён как « небольшой огурец», но в книге есть точное определение его роста. В девятой главе «Незнайки на Луне» мы обнаружим точное описание параметров нашего героя. В полицейском отделении его обмеряют для криминальной картотеки. «Ваш рост, выраженный в стандартных измерительных единицах, равняется семидесяти двум. Значит, вы коротышка среднего роста...»; «Измеряем окружность вашей головы... Вот так... Тридцать единиц. Видим, таким образом, что у вас голова большая...»; «Измеряем ваш нос и видим, что он длиной лишь в две с половиной единицы, то есть коротенький». Приходим к выводу, что рост Незнайки равнялся 72 мм, нос имел длину 2,5 мм, а окружность головы - 30 мм.

Технический прогресс в сказочном мире коротышек.

В первой книжке коротышки ездят на газированном автомобиле и изобретают воздушный шар. Вернувшись из путешествия, они стали строить мост, водопровод и фонтаны, которые видели в Зелёном городе.

Второй книге подробное описание всевозможных технических устройств и даже фабрики и типографии в Солнечном городе, куда попадают Незнайка, Кнопочка и Пачкуля - Пёстренький. Это радиолярии, циркулины и планетарки, диковинные здания, автомобили и даже электронные машины, играющие в шахматы. В жизни коротышек (как и в жизни советских людей) появилось также телевидение.

В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ЧИТАЮТ ЭТИ КНИЖКИ?

Три книги о Незнайке вышли в 1953, 1958 и 1964 годах. Родившиеся после 1960-го имели их своевременно и в полном объёме. Такие произведения никогда не устаревают, не выходят из моды и не теряют актуальности. Их начинают читать, когда осваивают букварь, а заканчивают в младших классах. «Незнайку» цитируют чаще всего политические обозреватели, экономисты или ведущие интеллектуальных игр.

Главный герой – НЕЗНАЙКА.

Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.

Основными чертами Незнайки являются хвастливость и невежество, потому что он любит похвастаться и не любит учиться, но в то же время забавный и никогда не унывающий. Также его отличают сообразительность и смелость. И ещё он вечно попадает в какие-нибудь истории. Также можно сказать, что ни одно событие в сказочном городке не обходится без него.

Сегодня мы с вами совершим второе путешествие вместе с Незнайкой в Солнечный город.

Наше путешествие мы совершим в 4 командах, у которых будет своё название. Предлагаю узнать, выполнив задания и узнать своё название.

1к. ВЫДУМЩИКИ

2к. КОРОТЫШКИ

3к. ВЕСЕЛЬЧАКИ

4к. ДОБРОДУШКИ

Сегодня каждая команда будет набирать за правильные ответы баллы, в виде сладких леденцов. У меня будет помощник, которого зовут, Награждай-ка. Он и будет вручать леденцы.

Задания для команд.

1задание .

По предложению рассказать, что вы знаете о Солнечном городе.

Какими были коротышки в Солнечном городе?

Ведущий:

Солнечный город представляет собой , так как там полное отсутствие денег при самом широком выборе товаров и услуг. Профессиональная деятельность приобретает форму необременительного занятия по интересам - то есть, полностью реализован принцип

«От каждого по способностям, каждому - по потребностям ». Это значит, что каждый коротышка где-то обязательно работает, а за это пользуется бесплатно услугами магазина, столовой, театра, аттракционами парка и т.д. покупает всё, что ему надо, если ему это сейчас нужно.

Необычные автомобили, странная архитектура, разнообразие мест для проведения свободного времени.

Большинство коротышек ездят на личных автомобилях. Город страдает от избытка автомобилей, из-за чего мелкое, даже не автомобильное происшествие оборачивается огромным затором. Милиция в городе в основном занимается регулировкой дорожного движения, чрезвычайно возросшего в последние годы. В отделениях милиции работает система видеонаблюдения, позволяющая в режиме реального времени следить за обстановкой на всех перекрестках города.

Ежегодно в городе празднуется городской праздник, во время которого жители братаются между собой, обнимаются, улыбаются, поэтому все жители добрые, весёлые, вежливые и воспитанные, так как у них нет хулиганов.

И отправляясь туда, мы должны знать законы жителей Солнечного города. Но вот беда, прошёл весёлый дождик и смыл рифмы. Помогите их восстановить.(на листке)

2 задание Закончить рифму подходящим словом.

Законы жителей Солнечного города

Коротышки! Запомните правила эти:

Без них не прожить нам на свете.

С научной кто не дружит книжкой,

Быть не достоин коротышкой !

Раз в город Солнечный решил ты поселиться,

То должен к точным знаниям стремиться !

Будем к чистоте стремиться,

Чтоб нигде не осрамиться .

Доски, ручки, книжки, парты –

Очень чисты, аккуратны.

Малышек будем уважать,

Как можно меньше обижать .

А если дёрнем за косичку,

Тому виной во всём – привычки .

Сила каждому нужна

Для учёбы и труда.

Будем есть творог, омлет

И компотик на обед.

Мы любим улыбку,

Задорны всегда,

Любые невзгоды

Для нас ерунда .

Эти правила нужны ,

Эти правила важны .

Только выполняя их,

Будешь выглядеть на завтра

Даже лучше космонавта!

В едущий : Понравились вам эти законы? Трудно ли их соблюдать? Постарайтесь вы теперь их выполнять. Главная обязанность жителя Солнечного города – это хорошая учёба, которая поможет вам выбрать нужную специальность, когда вы станете взрослыми. Давайте вспомним, какие профессии были у жителей Солнечного города.

(ФЛИПЧАРТ)

3 задание: Профессии коротышек.

Ведущий: Назовите, кому принадлежат эти слова из книги Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе»

Кому принадлежат эти слова?

    Ну и что ж, ничего удивительного. Волшебство и есть волшебство!

Незнайка о появившемся автомобиле.

    А кто это у вас там такой пёстренький?

Циркуль о Пачкуле.

    Я протестую! Нет такого правила, чтоб по два раза в день умываться!

Пачкуля Пёстренький.

    Ну вот! Не могли подождать чуточку. Ведь самого интересного я и не рассказал!

Незнайка о споре с Пёстреньким.

    Надо попробовать и то и другое, а тогда можно будет решить. Пёстренький о том, что лучше: коврик или эскалатор.

    Я вот начну тебя мучить так, что ты жизни не будешь рад.

Совесть Незнайки.

    Мне таких коротышек жалко. Они сами не знают, какого удовольствия лишаются.

Листик о тех, кто книг не читает.

    У нас принято сдерживать свои обещания.

Кубик.

    Вот и видно, что ты в автомобильной езде ничего не смыслишь. Это вовсе не шапка с наушниками, а шлем.

Инженер Клёпка.

    Не успеете вы надеть новый костюм, как вам говорят, что он уже вышел из моды.

Иголочка.

    Я тоже впервые вижу. Главное, спит, как у себя дома.

Коржик

    Вот что, друзья, нам надо отметить нашу встречу чем-нибудь сногшибательным, чтоб хорошенько запомнилось.

Калигула .

    Как это - какое дело? Я хочу, чтоб ты был хороший, и всегда буду упрекать тебя, если ты будешь поступать скверно.

Совесть Незнайки.

    Наша фабрика таких брюк выпускать не будет. Пусть они там хоть совсем без брюк ходят, нам дела нет!

Иголочка на требование выпускать широкие жёлто-зелёные брюки.

    Натворил тут дел всяких! Испортил всем жизнь, а сам удирать!

Кнопочка.

    Опять этот Клёпка меня опередил! Ну, попадись он мне! Прямо не знаю, что с ним сделаю.. Кубик.

    Вот попробуйте ударьте меня палкой, извините за выражение, по голове.

Карасик. Хотел опробовать прорезиненое пальто.

    Не стоит на этой машине ехать. Она всё время прыгает, как блоха, - того и гляди, перевернётся, а мне бы не хотелось ходить забинтованным с ног до головы, словно шелковичный червяк. Пёстренький.

19. Я их сразу узнаю, как только встречу. У них у всех такие маленькие веснушчатые носы. Незнайка.

20. Дай тебе палочку, так ты тут ещё землетрясение устроишь! Кнопочка.

Ведущий: После трудового дня, обязательно надо отдохнуть, а для этого каждому коротышке надо было выбрать место отдыха, куда он отправится

.4 задание:

МЕСТ ОТДЫХА В СОЛНЕЧНОМ ГОРОДЕ.

« Третий лишний» назвать место отдыха, которого в Солнечном городе не было.

Игротека библиотекадискотека

Прокатный пункт спортив. инвентаряопера зоопарк

Пиццерия театр спортивный городок

Водяной паркбоулинг книжный театр

Аквапарк кино Весёлый городок

Шахматный городок зеркало- телевизор шкафчик со сказками

« Любимые игры коротышек Солнечного города» (16игр)

Каждая команда обсуждает и называт по одной игре.

Лото, домино, шашки, шахматы, бильярд, прятки, пятнашки, чижики, классы, кошки-мышки, настольные игры, городки, теннис, футбол, волейбол, пинг-понг.

Ведущий: Жизнь в этом городе идет интересно и весело. И сейчас вам предлагается конкурс « Бегущие минутки», где каждая команда должна будет ответить на 7 вопросов. За каждый правильный ответ, получает балл.

5 конкурс «Бегущие минутки»

1 команда.

    С кем Незнайка отправился в Солнечный город?

(Кнопочка и Пачкуля – Пёстренький)

    Какие необычные дома были в Солнечном городе? (Вращающиеся, воздушные, косые, ступенчатые, в форме полушарий, в виде музыкаль­ных инструментов.)

    Кто такие ветрогоны? (Коро­тышки, которые носились по улицам и сбивали с ног прохожих.)

    Что произошло, когда герои встретили Пегасика? Чем это закончилось?

(Пегасик облил их водой. Незнайка попал в милицию.)

    О каком волшебном предмете мечтал Незнайка? (волшебной палочке)

    С помощью какого желания Незнайка испытал волшебную палочку? (2 порции мороженного на палочке)

    Где остановились Незнайка, Кнопочка и Пёстренький в Солнечном городе? Название? (гостинца « Мальвазия»)

2 команда.

    На чём коротышки отправились в Солнечный город? (Газированном автомобиле)

    Как звали главного архитектора Солнечного города? (Кубик.)

    Как Незнайка получил от волшебника волшебную палочку?

(Три подряд хороших поступка)

    Кому навредил побег Незнайки из милицейского участка? (Сви­стулькину.)

    Средство передвижения в Солнечном городе, у которого винт вместо колёс.

(спиралеход)

    Любимый жанр литературы у Незнайки? (Сказки)

    Какие желания Незнайки исполнил Волшебник?

(Чтобы всё было так, как раньше: Листик стал коротышкой, ослы – ослами, а Свистулькина выпустили из больницы.)

3 команда.

    Что натворил Незнайка, приехав в Солнечный город? (Превратил Листика в осла.)

    Что изобрёл инженер Клёпка? (Машину, которая летала и пла­вала.)

    Почему, приехав в Солнечный город, Незнайка всё реже пользовался волшебной палочкой?

    О какой «подружке» рассказал Незнайка Кнопочке? (Совесть.)

    На какой праздник попали Незнайка и его друзья в конце своего путешествия? (Праздник рукавичек.)

    Универсальный круговой самоходный посадочный комбайн в Солнечном городе.

(циркулина)

    Способ борьбы с тучами в Солнечном городе.(порошок)

4команда.

    Как звали трёх ослов, превращённых в коротышек? (Калигула, Брыкун, Пегасик.)

    Какой «болезнью» «заболел» Незнайка в Солнечном парке?

(Шах­матной горячкой.)

    Кто назвал волшебную палочку вредоносной? Почему?

(Милиционер Свистулькин.)

    Почему Пёстренький принял мастера Карасика, работавшего на одёжной фабрике, за сумасшедшего? (Он работал актёром в театре.)

    Какие три плохих поступка совершил Незнайка?

(Превратил коро­тышку Листика в осла, трёх ослов в коротышек, дразнил обезьяну.)

    Как по-другому назывался День рукавичек? (Праздник Солнечных братьев)

    Почему Волшебник отобрал у Незнайки волшебную палочку?

(Не­знайка совершил три плохих по­ступка.)

Ведущий: В Солнечном городе было очень много полезной и фантастической техники, которую изобрели сами коротышки и отлично ей управляли.

6 конкурс « Угадай-ка»

Соедини название машины с картинкой. (в каждую команду выдаётся листок)

Какие ещё машины увидели в Солнечном городе Незнайка, Кнопочка, Пёстренький?

( Универсальный круговой посадочный самоходный комбайн)

Циркулина – (планетарка, эксцентрида, концентрина, рондоза, улитка, мельница, вертушка, орбита, спутница) автолошадка, паровоз, поезд, гусеничный мотоцикл, спиралеход, роликовый труболёт, автобус, такси без водителя, маршрутное пригородное такси.

Ведущий: Для того, чтобы было интересно читать книгу, писателю помогали художники иллюстраторы. И сейчас вам по иллюстрации из книги, надо будет кратко рассказать событие.

7 конкурс. « Зоркий глаз»

Флипчарт По иллюстрации рассказать событие из книги.

Ведущий: Для подведения итогов нашего путешествия вам предлагается пройти тест.

Каждая команда проходит самостоятельно тест. (10 вопросов)

Взаимопроверка команд. Ответы называют вместе.

8 конкурс « Синквейн » для Незнайки, Кнопочки, Пёстренького.

Каждая команда зачитывает свои синквейны и получает баллы.

Ведущий:

- Кто помог друзьям вернуть домой? Как?

(Волшебник, проложил маршрут дороги от Солнечного города до Цветочного, на запоминающем устройстве такси, и оно стало выполнять функцию не городского такси, а междугороднего)

- Что обязательно решили сделать друзья, вернувшись в Цветочный город?

(Нашить рукавичек, разбросать их в городе, чтоб коротышки нашли своего солнечного братца. Ведь так здорово быть солнечными братьями и стать такими же, как коротышки из Солнечного города).

Хотелось бы вам оказаться в Солнечном городе? Почему?

Чтобы сделали вы, если бы у вас в руках на одну минутку

оказалась волшебная палочка?

Награждение победителей грамотами.

Награждение знатоков книги Н.Носова « Незнайка в Солнечном городе».




Top