Уходили из города тем самым путем. «Витька с Чапаевской улицы», Вильям Козлов

«Но — спросите вы, — зачем нам покидать город? Какие могут быть на то причины?» Вполне обычные, и не только. Уйти потребуется в том случае, когда оставаться в городе будет означать подвергать себя как минимум риску. Остановимся на этом более подробно…

Глава 1. Зачем покидать город?

Закономерный вопрос – зачем вообще покидать город? Тут ведь цивилизация, удобства, тепло и крыша над головой. В обычное время, конечно же, незачем, а вот в случае – есть смысл. Дело в том, что инфраструктура города очень сложна и зависит от множества факторов. К примеру, воду в дома подают насосные станции, которые в свою очередь для работы требуют электричество и цельный трубопровод без протечек. Нарушение любого звена лишит вас питьевой воды. Канализация – аналогично работает, насосные станции откачивают нечистоты. Перестанет работать канализация – город утонет, как следствие – антисанитария и болезни. Магазины – зависят от электростанций, поставок продовольствия. Город без снабжения – каменная могила. В обычное время город относительно легко переживает лёгкие перебои в том или ином звене жизни, не смертельно отключение электричества на небольшое время, или воды. Даже если на длительное время лишить город необходимого, он просуществует на запасах, не долго, но всё же.

Город, отрезанный от цивилизации и её благ, будет медленно умирать. Быстро пропадут оставшиеся товары из магазинов, перестанет работать инфраструктура. Дома у вас не будет воды в кране, канализация встанет. Начнётся хаос, грабежи, убийства, люди будут пытаться выживать как могут. Если вы думаете, что именно в этот момент самое время покидать город, то вы ошибаетесь. Транспорт будет разворован и топливо будет на вес золота, вам просто не дадут с комфортом и припасами уехать на работающей машине из города. Поэтому так важно трезво оценивать и прогнозировать ситуацию и действовать вовремя, а не дожидаться хаоса. Конечно, если вы сами собрались мародёрствовать с братками, имея оружие, то вам и в городе хорошо будет.

Легко предсказать ситуацию, когда заранее предупреждают о цунами, какой-то аварии или перебоях в работе служб. Можно подготовиться, хорошо подумать, стоит ли уезжать или переждать в городе. Но бывают и ситуации, когда катастрофа случается внезапно, извержение вулкана, взрыв на химическом заводе или атомной электростанции, эпидемия, наводнение, массовые волнения или война. Тут уже действовать надо незамедлительно.

Можно рассчитывать на помощь государства. Это организованная эвакуация, гуманитарная помощь, медицинская помощь. Только имейте ввиду, что реакция МЧС будет не мгновенной, и людей, кроме вас довольно много, все захотят помощи и не все дождутся. Поэтому советую иметь под рукой не только запасы продовольствия, воды и медикаментов на 3-5 дней, но и хорошо изучить пути отхода из города, чтобы в случае чего спокойно его покинуть, не привлекая особого внимания к себе. В идеале, иметь за городом перевалочный пункт, дачу с погребом, например.

Глава 2. С чем и куда уходить?

Теперь перейдём к ситуации, когда всё-таки что-то случилось, и вы твёрдо решили покидать город. В зависимости от происходящего, действия будут варьироваться, но основные моменты будут неизменны, и мы постараемся их рассмотреть.

Самый первый вопрос, который возникнет – что с собой брать? Учитывайте то, что с вашей поклажей вам придется, скорее всего, пешком пройти не один километр. Вот примерная таблица переносимого веса, в среднем, в зависимости от возраста человека. Ниже таблица с модификаторами.

Таблица модификаторов

Особенность Модификатор к переносимому весу, кг
Хорошая физическая форма (нормальный вес, выносливость, сила) +5
Плохая физическая форма (дистрофия, ожирение, нет физической подготовки, болезнь) -5
Женский пол -5
Ноша неудобная для переноса в руках -5
Ноша, переносимая в сумках 0
Ноша, переносимая в рюкзаке типа мешок +5
Ноша, переносимая в туристическом рюкзаке с жёсткой спиной (в руках вещей нет) +10
Ноша, переносимая в туристическом рюкзаке с жёсткой спиной (в руках вещей есть) +7

Примечания : Превышать рекомендуемый вес, не имея опыта ходьбы пешком с таким весом по 5-6 часов в сутки – крайне не желательно. Перегрузка на 5кг, сверх рекомендуемого веса нормальна. В эти 5кг входит вода и еда, которая со временем будет уменьшаться, таким образом, вы перевес потеряете.

Разобрались с загрузкой, переходим непосредственно к тому, что с собой брать и что вам может пригодиться…

Список необходимого снаряжения

Деньги и документы – деньги разделите на части и спрячьте в вашем снаряжении или у ваших спутников, не держите всё в одном месте! Документы, удостоверения личности вас и ваших членов семьи.

Одежда и обувь – зависит от времени года, но имейте ввиду, что ночью всегда холоднее, даже летом, а также учитывайте то, что время вашего возвращения обратно – неизвестно. Можете и несколько сезонов отсутствовать, зимой в летней одежде будет очень некомфортно.Ниже приведён примерный список одежды, в котором можно передвигаться при температурах до -10 градусов и находиться почти неподвижно при -20. Не всё одновременно должно быть одето, но с собой обязательно брать. Итак:

  • Белье – лучше теплое, два или три комплекта.
  • Носки – три пары, как минимум одна пара должна быть теплой.
  • Брюки – девушки, сразу забудьте про юбки. Идеальный вариант хороший камуфляж, подойдут и джинсы, в крайнем случае, плотные штаны, где основа хлопок. Две штуки.
  • Кальсоны или тёплые колготки. Одни.
  • Майка – лучше тельняшка, обычная и теплая, хлопок. Две штуки.
  • Свитер – лучше шерстяной, но подойдет и синтетика, главное чтобы тепло держал. Один.
  • Куртка верхняя – камуфляжная, спецовка, плотная осенняя куртка. Одна.
  • Шапка – Обычная вязанная. Одна.
  • Ветро-водозащищённый костюм — специальный костюм, пончо, военный плащ, обычный непромокаемый плащ, полиэтиленовая накидка(лучше несколько), хотя бы зонтик. Одна штука.
  • Перчатки – тонкие с утеплением. Одна пара.
  • Обувь – лучше берцы, но к ним надо привыкать, и надевайте их всегда на две пары носок, сапоги кирзовые, либо обычные, но без каблуков, утепленные ботинки. Две пары.

Рюкзак – чем больше, тем лучше, но не более 120 литров. Обычные туристические вполне подойдут. Старайтесь не нести никаких вещей в руках, а то вы далеко не уйдете. Часть вещей можно подвязывать к рюкзаку.

Туристическое снаряжение – сюда входят вещи для приготовления пищи, ночлега, разведения огня и ориентирования на местности:

  • Спальные принадлежности – коврик туристический и спальный мешок, одеяло, палатка или тент. Вместо спальника можно взять набор зимней одежды на синтепоне, куртка, штаны.
  • Принадлежности для еды – котелок, кружка, миска, ложка/вилка. Желательно все металлическое.
  • – лучше охотничий, можно кухонный, в крайнем случае — складной. В идеале два ножа.
  • Инструменты – мини лопатка, топорик.
  • Компас – любой.
  • Карта – топографическая, но на крайний случай сгодится и автомобильный атлас.
  • Спички, зажигалка – 5 коробок/штук, отдельно водонепроницаемо упакованные.

Оружие – если у вас есть огнестрельное или пневматическое, берите, и боеприпасы к нему в разумном количестве.

Ремонтный набор – мелкие вещи для ремонта снаряжения. Кусок проволоки, клей, нитки, бритва/лезвие, кусок толстого полиэтилена, большую и маленькую иголку.

Аптечка

Ниже приведён стандартный набор для длительных туристических походов, но в нем увеличено количество перевязочных средств, противопростудных, антибиотиков, обезболивающих, обеззараживающих и кишечных.

  • йод(раствор5% спиртовой), 5 фл.
  • зеленка(раствор5% спиртовой), 2 фл.
  • перекись водорода, 2 фл.
  • вата(100 гр.), 3 уп.
  • ватные палочки(100 шт.), 1уп.
  • бинт медицинский стерильный (5м Х 10см), 10 шт.
  • бинт медицинский нестерильный (5м Х 10см), 10 шт.
  • бинт эластичный медицинский трубчатый нестерильный (№1), 4 шт.
  • бинт эластичный медицинский трубчатый нестерильный (№3), 4 шт.
  • бинт эластичный медицинский трубчатый нестерильный (№6), 4 шт.
  • лейкопластырь бактерицидный, 100 шт.
  • лейкопластырь (5м Х 1см), 2 шт.
  • лейкопластырь (5м Х 3см), 2 шт.
  • лейкопластырь (5м Х 5см), 2 шт.
  • жгут кровоостанавливающий, 1 шт.
  • термодинамические (гипотермические) пакеты, 10 шт.
  • салфетка антисептическая спиртовая (14 Х 18), 10 шт.
  • шприц одноразовый (5мл), с иглой, 6 шт.
  • перчатки медицинские, 4 п.
  • Анальгин (10т. по 0,5гр.), 5 уп.
  • Спазган, 5 уп. (спазмолитик)
  • Но-шпа (40мг. №20), 5 уп.
  • Антибиотик в таблетках, любой, 10уп.
  • Активированый уголь, 10 уп. (от отравлений)
  • Левомицетин или Полимиксин-М, 2 уп.
  • Ортофен (2,5%) по3мл. 4 амп. (обезболивающее)
  • Аспирин, 10 уп. (противовоспалительное)
  • Валидол, 5 уп. (сердечное)
  • Нитроглицерин (таблетки), 4 уп. (сердечное)
  • Корвалол, 2 фл. (сердечное средство при стрессовых реакциях)
  • Супрастин, 5 уп. (антиаллергический препарат)
  • Тауфон (капли при попадании инородных тел), 2 шт.
  • Альбуцид (сульфацил-натрия20%), 2 шт.
  • Троксевазин, мазь, 2 т.
  • Преднизолон, 2 т. (мазь от укусов змей, нанести на место укуса)
  • Олазоль (аэрозоль), 2 ф. (от ожогов)
  • таблетки для обеззараживания воды, 10 уп.
  • термометр медицинский, лезвие от безопасной бритвы, маленькие ножницы

Полезные вещи

Cписок вещей, которые могут вам облегчить жизнь.

  • Радио приемник – можно оперативно следить за новостями, чем меньше он размером, тем лучше. Желательно с наушниками, так экономятся батарейки.
  • Увеличительное стекло – поможет занозу достать и огонь разжечь.
  • Рация – гражданская обыкновенная, пригодится для переговоров и запроса помощи.
  • Набор рыболовный – (моток лески, крючки, грузила, поплавок не обязательно он легко изготавливается из подручных материалов).
  • Бинокль или монокуляр – пригодится для координации своих перемещений.
  • Прочее на ваш выбор

Еда, съестные припасы

Примерный список еды на две недели.

  • Основной продукт – крупа, 5 кг. Лучше гречневая, но подойдет и рис, пшено, овсянка. Калорийность крупы колеблется где-то около 350 ккал. Взрослому человеку надо от 1500 до 2500ккал в день в зависимости от нагрузки.
  • Орехи и сухофрукты, 1 -2 кг, являются дополнительным источников витаминов и микроэлементов.
  • Мука, 1 кг, высококалорийна только за счет углеводов, рекомендуется в виде жареных лепешек (мука с водой и немного соли), в случае повышенных нагрузок.
  • Сушеное мясо, сало, твердый сыр в воске, на крайний случай консервы, 2кг (учтите, что консервы гораздо тяжелее и 2 кг хватит на гораздо меньший срок).
  • Чай, кофе, необязательное, но пригодится и скрасит ваше время, также полезно как тонизирующее.
  • Какао с сахаром, растворимый – отличный допинг при переутомлении.
  • Соль, 0.5кг – отличное средство заготовки продуктов впрок.
  • Специи – на вкус и цвет, скрасят ваше однообразное питание.
  • Лимонная кислота – если ее раствором промыть пищу, то она будет дольше хранится.
  • Вода питьевая, пять литров.
  • Прочее — все, что сможете унести из еды, и что не пропадет в первые три дня. Как разнообразие в рационе.

Итак, мы с вами разобрались, почему надо уходить из города, когда, что с собой брать и кто это всё будет нести. Теперь возникает резонный вопрос, а куда именно идти? При организованной МЧС эвакуации всё понятно, куда повезли, туда и отправитесь, а что делать, в случае хаоса, когда вы и ваша семья сами по себе?

Если ЧС локальная и затрагивает только ваш город и близлежащие районы, то разумно перебазироваться в соседний город или область, особенно если у вас там есть друзья, родные, люди, которые вас смогут приютить, на время устранения ЧС.

Если проблемы глобальные, типа войны, бомбардировок, химических и радиационных загрязнений, то всё сводится к простому удалению на максимальное расстояние от источника проблем. Тут решать вам по ситуации и обстановке. Уходить ли в другие города, в лес, в деревни.

Как уже было упомянуто в начале статьи, город лучше покидать заранее, пока не наступил хаос и есть возможность уйти живым и здоровым, с припасами. В идеале уехать на машине, но машина, особенно в военное время, будет вызывающей целью для обстрела, также найдётся немало желающих на вашей машине ехать и забрать её у вас, так что это риск. Пешком тяжелее, неудобно, но иногда более надежно, повторюсь, всё зависит от обстоятельств. В некоторых ситуациях, машина наоборот будет предпочтительней в разы, скорость, грузоподъёмность неоспоримы.

Уходить из города нужно не привлекая внимание. Желательно не в одиночку, а с другими беженцами, присмотритесь, соберите друзей, соседей, если получится. Оденьтесь как можно более небрежно, чтобы не выделяться. Рюкзак можно замаскировать, натянув на него мешок из-под картошки. Поверх одежды можно накинуть рваный плащик, заляпать немного грязью. В общем, нужно показать всем, что вы подобие бомжа и у вас нет ничего ценного.

Отделяйтесь от толпы только в крайнем случае, либо когда вы точно уверены, что вам надо в другую сторону. Уходить нужно также незаметно, нет гарантии, что в толпе отсутствуют мародёры и у них не возникнет желания отколовшегося от толпы беженца тихонько в лесу убить и обобрать.

Если же из города вам придётся выбираться в одиночку, либо с семьёй или малым количеством людей, тщательно спланируйте маршрут. Заранее. Уходите не центральными улицами, а закоулками, окраинами, парками, любыми местами, которые в обычное время практически не посещаемы людьми. Так вы себя обезопасите от нежелательных встреч.

В заключении хочется сказать, что весьма сложно описать все возможные ситуации и варианты развития событий, поэтому данная статья лишь набор основных советов и рекомендаций. Вам же нужно помимо этого понимать, что всё в ваших руках. Не надо впадать в паранойю, но и расслабляться тоже. Совсем не тяжело дома иметь запас на «всякий случай», где-нибудь в кладовке, а также раз в полгода карту города и области просматривать, чтобы освежить в памяти, что и где есть. В идеале, пешочком маршруты отхода проходить, в качестве прогулки, и тренировка, и для запоминания полезно. Хотя, конечно же, хочется пожелать всем, чтобы эта информация вам никогда не понадобилась. Но ухо востро держать надо.

Вариант № 386679

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. При записи грамматической основы (задание 8), состоящей из однородных членов с союзом, приводите ответ без союза, пробелы и запятые не используйте. Не вводите букву Е вместо буквы Ё.

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.

Экзаменационные варианты состоят из текста и заданий к нему, а также текста для изложения. В этот вариант могло быть включено иное изложение. Полный список изложений можно увидеть в Каталоге заданий.


Версия для печати и копирования в MS Word

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку?»

1) Олег обладал таким музыкальным талантом, которого хватило бы на двоих: на него и на бабушку.

2) Олег, по мнению бабушки, обязан был воплотить в жизнь её несбывшиеся надежды, и его успех стал бы и бабушкиным успехом.

3) Олег был более целеустремлённым человеком, чем его бабушка, и поэтому успех в искусстве к нему должен был прийти обязательно.

4) И Олег, и бабушка любили музыку и мечтали стать музыкантами, но Олег был более честолюбив.


(По А. Алек­си­ну) *

*

Ответ:

В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?

1) (11) Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

2) (14) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

3) (17) Смычок - вот что он будет держать в руках всю жизнь!

4) (26) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» - рассуждала бабушка.


(3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что «с таким абсолютным слухом абсолютно необходимо учиться музыке».

(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно привели тихо и растерянно: педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных способностей.

(6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.

(7)Бабушка хорошо знала историю музыки. (8)Она даже сама играла на рояле, а в молодости мечтала стать пианисткой. (9)Но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку.

(10)Когда-то бабушка была бухгалтером, и, когда наступала пора годовых финансовых отчётов, старые сослуживцы приходили к Анне Степановне за помощью. (11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

(12)Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.

(14)В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

– (15)Ты хочешь, чтобы он повторил твой путь, - говорила

бабушка. - (16)Но пойми наконец: у него другое призвание. (17)Смычок - вот что он будет держать в руках всю жизнь!

(18)Однако часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что очень тревожило бабушку.

– (19)Смотри, надо беречь руки! (20)Вся твоя судьба - в твоих

руках! (21)Вернее сказать, в твоих пальцах.

– (22)3наю, бабушка, - добродушно соглашался Олег. - (23)Вот

я их и развиваю. (24)Так в музыкальном кружке советуют: строгайте,

говорят, пилите! (25)Это тоже искусство!

(26)«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» - рассуждала бабушка.

(27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:

– Всё он!.. (29)Своими руками!

(30)И потом во всеуслышание, чтобы слышал Олег, восклицала:

– Но главное, конечно, музыка! (31)Он будет музыкантом!

(По А. Алек­си­ну) *

* Алек­син Ана­то­лий Ге­ор­ги­е­вич (род. в 1924 г.) - пи­са­тель, дра­ма­тург. Его про­из­ве­де­ния, такие как «Мой брат иг­ра­ет на клар­не­те», «Дей­ству­ю­щие лица и ис­пол­ни­те­ли», «Тре­тий в пятом ряду» и др., по­вест­ву­ют глав­ным об­ра­зом о мире юно­сти.

Ответ:

Из предложений 24-34 выпишите слово, написание приставки в котором зависит от суффикса.


(1)Отец пришёл домой изрядно вымотанный, но в хорошем настроении.

(2)- Дитя моё, - обратился он к сыну, - что же это получается? (3)Не успел отец прилететь из командировки, как его уже тянут в школу к классному руководителю. (4)Посреди рабочего дня! (5)Бред какой-то!

(6)Кирилл тут же стал всё объяснять отцу: что он на самом деле не виноват, что Ева Петровна его обвинила несправедливо, даже не разобравшись в ситуации, что его это обидело и поэтому он повёл себя не очень вежливо.

(7)- Ева Петровна твоё сегодняшнее поведение считает вызывающим, ужасающим, подрывающим основы педагогики, - добродушно подытожил отец после рассказа сына. (8)Он знал, что Кирилл не виновен, хотя и считал, что тот мог проявить больше понимания.

(9)- А ты как считаешь? - спросил Кирилл, с любопытством глядя на отца. (10)Однако отец ничего не ответил, только быстрее заходил по комнате из угла в угол.

(11)Кирилл снисходительно вздохнул:

(12)- Трудное у тебя, папа, положение. (13)Согласиться с Евой Петровной тебе совесть не позволяет. (14)А сказать, что твой сын прав и что он ни в чём не виноват, непедагогично. (15)Да?

(16)Отец громко возразил:

(17)- Не городи чепуху, сынок! (18)«Педагогично, непедагогично»… (19)Ты же понимаешь, что не в педагогике дело, а в человеческих отношениях.

(20)- Пап, я вот что хотел спросить: как ты думаешь, почему наша Ева Петровна такая? - обратился к отцу Кирилл.

(21)- Какая «такая»? (22)В общем-то, обыкновенная, - ответил отец. - (23)Наверное, ты слишком сурово на неё смотришь.

(24)- Ага. (25)Ты ещё скажи: «Какое ты имеешь право обсуждать взрослого человека?» (26)А как жить, чтобы не обсуждать? (27)Всё равно обсуждается - не вслух, так в голове. (28)И не получается по-другому: мозги-то не отключишь.

(29)- Видишь ли, Кир... (30)Обсуждать и судить - разные вещи. (31)Чтобы судить, надо понимать. (32)Ты пробовал понять Еву Петровну, устающую каждый день в школе, издёрганную хлопотами в семье? (33)Возможно, имеющую проблемы со здоровьем. (34)И тем не менее работающую с полной отдачей. (35)Ради вас.

(36)- Ради нас? (37)А нас она спросила, нужно ли нам это?

(38)- Подожди. (39)Я сегодня с ней беседовал и вижу: она искренне убеждена, что поступает правильно, она отдаёт своей работе массу сил.

(40)А то, что она не всегда вас понимает, ну что ж...

(41)- Вот видишь! (42)Она не понимает, а мы должны, да?!

(43)- Кирилл, дорогой мой, - медленно сказал отец. (44)- Человеческие отношения - это ведь не рынок, где торговля и обмен товарами: ты мне дал столько, а я тебе за это столько... (45)Нельзя так мерить: ты проявил столько понимания, и я тебе буду отмерять равную дозу. (46)И с добротой так нельзя. (47)И тем более с обидами. (48)Чем лучше человек, тем добрее он к другим и тем больше понимает других людей. (49)Потому что он такой сам по себе, а не потому, что ждёт воздаяния за доброту... (50)Кир, ты сейчас не спорь, ты просто подумай.

(51)- Ладно, - вздохнул Кирилл.

(52)Отец обнял его за плечи.

(53)- Ты пока дерёшься со злом, с несправедливостью по-мушкетёрски.

(54)А нельзя ведь постоянно всё в жизни решать, как в бою, на шпагах. (55)Человеческое понимание - это, если хочешь, тоже мощное оружие в борьбе за справедливость... (56)Если ты постараешься поглубже, с пониманием взглянуть на свою учительницу Еву Петровну, может, и она станет добрее.

(по В. П. Крапивину) *

* Владислав Петрович Крапивин (род. в 1938 году) - советский и российский детский писатель, автор книг о детях и для детей, в том числе фантастических. Книги Владислава Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, испанский, персидский и другие языки.

(2)- Дитя моё, - обратился он к сыну, - что же это получается?


Ответ:

Из предложений 11-13 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом правописания краткой формы страдательных причастий прошедшего времени.


(1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка». (2)С неё-то и начались неприятности. (3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что «с таким абсолютным слухом абсолютно необходимо учиться музыке».

(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно привели тихо и растерянно: педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных способностей.

(6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.

(7)Бабушка хорошо знала историю музыки. (8)Она даже сама играла на рояле, а в молодости мечтала стать пианисткой. (9)Но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку.

(10)Когда-то бабушка была бухгалтером, и, когда наступала пора годовых финансовых отчётов, старые сослуживцы приходили к Анне Степановне за помощью. (11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

(12)Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.

(14)В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

– (15)Ты хочешь, чтобы он повторил твой путь, - говорила

бабушка. - (16)Но пойми наконец: у него другое призвание. (17)Смычок - вот что он будет держать в руках всю жизнь!

(18)Однако часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что очень тревожило бабушку.

– (19)Смотри, надо беречь руки! (20)Вся твоя судьба - в твоих

руках! (21)Вернее сказать, в твоих пальцах.

– (22)3наю, бабушка, - добродушно соглашался Олег. - (23)Вот

я их и развиваю. (24)Так в музыкальном кружке советуют: строгайте,

говорят, пилите! (25)Это тоже искусство!

(26)«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» - рассуждала бабушка.

(27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:

– Всё он!.. (29)Своими руками!

(30)И потом во всеуслышание, чтобы слышал Олег, восклицала:

– Но главное, конечно, музыка! (31)Он будет музыкантом!

(По А. Алек­си­ну) *

* Алек­син Ана­то­лий Ге­ор­ги­е­вич (род. в 1924 г.) - пи­са­тель, дра­ма­тург. Его про­из­ве­де­ния, такие как «Мой брат иг­ра­ет на клар­не­те», «Дей­ству­ю­щие лица и ис­пол­ни­те­ли», «Тре­тий в пятом ряду» и др., по­вест­ву­ют глав­ным об­ра­зом о мире юно­сти.

(1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка».


Ответ:

Замените разговорное слово ПОЧУДИЛОСЬ в предложении 37 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.


(1)Ком­по­зи­тор Эд­вард Григ про­во­дил осень в лесах около Бер­ге­на. (2)Все леса хо­ро­ши, но осо­бен­но хо­ро­ши гор­ные леса около моря: в них слыш­но, как шумит при­бой.

(3)Од­на­ж­ды Григ встре­тил в лесу ма­лень­кую де­воч­ку с двумя ко­сич­ка­ми - дочь лес­ни­ка. (4)Она со­би­ра­ла ело­вые шишки и клала их в плетёную кор­зин­ку.

– (5)Как тебя зовут, де­воч­ка? - спро­сил Григ.

– (6)Дагни, - впол­го­ло­са от­ве­ти­ла де­воч­ка.

(7)Она от­ве­ти­ла впол­го­ло­са не от ис­пу­га, а от сму­ще­ния. (8)Ис­пу­гать­ся она не могла, так как глаза Грига сме­я­лись.

– (9)Вот беда! - ска­зал Григ. - (10)Мне не­че­го тебе по­да­рить. (11)Я не ношу в кар­ма­не ни кукол, ни лент, ни бар­хат­ных зай­цев. (12)Слу­шай, Дагни, я при­ду­мал. (13)Я по­да­рю тебе одну ин­те­рес­ную вещь. (14)Но толь­ко не сей­час, а лет через де­сять.

(15)Дагни даже всплес­ну­ла ру­ка­ми.

– (16)Ой, как долго!

– (17)Мне её ещё нужно сде­лать. (18)Я сде­лаю её, может быть, за не­сколь­ко дней, но такие вещи не дарят детям. (19)Я делаю по­дар­ки для взрос­лых, а ты ещё ма­лень­кая и мно­го­го не по­ни­ма­ешь. (20)А те­перь давай кор­зин­ку, ты её едва та­щишь. (21)Я про­во­жу тебя, и мы по­го­во­рим о чём-ни­будь дру­гом.

(22) Кор­зи­на дей­стви­тель­но была тяжёлая, и Дагни, вздох­нув, про­тя­ну­ла её Григу.

(23)Когда среди де­ре­вьев по­ка­зал­ся дом лес­ни­ка, Григ ска­зал:

– (24)Ну, те­перь ты до­бе­жишь сама, Дагни.

– (25)Разве вы не зайдёте к нам?

– (26)Спа­си­бо. (27)Сей­час мне не­ко­гда. (28)Про­щай, Дагни!

…(29)Когда Дагни ис­пол­ни­лось во­сем­на­дцать лет и она окон­чи­ла школу, отец отвёз её по­го­стить к своей сест­ре в город. (30)Од­на­ж­ды Дагни с тётуш­кой от­пра­ви­лась на кон­церт. (31)Был тёплый июнь, сто­я­ли белые ночи, и кон­цер­ты про­хо­ди­ли в го­род­ском парке под от­кры­тым небом. (32)Не­смот­ря на вечер, ни дирижёр, ни ор­кест­ран­ты не вклю­чи­ли лам­по­чек над пуль­та­ми.

(33)Дагни впер­вые слы­ша­ла сим­фо­ни­че­скую му­зы­ку. (34)Она про­из­ве­ла на неё стран­ное дей­ствие. (35)Все пе­ре­ли­вы ор­кест­ра вы­зы­ва­ли в Дагни мно­же­ство кар­тин, по­хо­жих на сны. (36)Потом она вздрог­ну­ла и под­ня­ла глаза. (37)Ей по­чу­ди­лось, что худой муж­чи­на во фраке, объ­яв­ляв­ший про­грам­му кон­цер­та, на­звал её имя.

(38)Тётушка смот­ре­ла на Дагни не то с ужа­сом, не то с вос­хи­ще­ни­ем.

– (39)Что слу­чи­лось? - спро­си­ла Дагни. (40)Тётушка схва­ти­ла её за руку и про­шеп­та­ла:

– (41)Слу­шай!

(42)Тогда Дагни услы­ха­ла, как че­ло­век во фраке ска­зал:

– (43)Слу­ша­те­ли из по­след­них рядов про­сят меня по­вто­рить. (44)Итак, сей­час будет ис­пол­не­на зна­ме­ни­тая му­зы­каль­ная пьеса Эд­вар­да Грига, по­свящённая Дагни, до­че­ри лес­ни­ка, по слу­чаю её во­сем­на­дца­ти­ле­тия.

(45)Сна­ча­ла она ни­че­го не слы­ша­ла. (46)Внут­ри у неё шу­ме­ла буря. (47)Потом она на­ко­нец услы­ша­ла, как поёт ран­ним утром пас­ту­ше­ский рожок и в ответ ему сот­ня­ми го­ло­сов, чуть вздрог­нув, от­кли­ка­ет­ся, как эхо, струн­ный ор­кестр. (48)Ме­ло­дия росла, под­ни­ма­лась, бу­ше­ва­ла, как ветер, не­с­лась по вер­ши­нам де­ре­вьев, сры­ва­ла ли­стья, ка­ча­ла траву, била в лицо про­хлад­ны­ми брыз­га­ми.

(49)Да! (50)Это была её ро­ди­на, её горы, песни рож­ков, шум её моря! (51)Так зна­чит, тот седой че­ло­век, что помог ей до­не­сти до дому кор­зи­ну, был Эд­вард Григ, ис­тин­ный вол­шеб­ник и ве­ли­кий му­зы­кант! (52)Так вот какой по­да­рок он обе­щал сде­лать ей через де­сять лет!

(По К. Па­у­стов­ско­му) *

* Па­у­стов­ский Кон­стан­тин Ге­ор­ги­е­вич (1892-1968) - рус­ский пи­са­тель, ма­стер ро­ман­ти­че­ской прозы, автор про­из­ве­де­ний о при­ро­де, ис­то­ри­че­ских по­ве­стей, ху­до­же­ствен­ных ме­му­а­ров.

(3)Од­на­ж­ды Григ встре­тил в лесу ма­лень­кую де­воч­ку с двумя ко­сич­ка­ми - дочь лес­ни­ка.


Ответ:

Замените словосочетание «музыкальный кружок» (предложение 13), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


(1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка». (2)С неё-то и начались неприятности. (3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что «с таким абсолютным слухом абсолютно необходимо учиться музыке».

(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно привели тихо и растерянно: педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных способностей.

(6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.

(7)Бабушка хорошо знала историю музыки. (8)Она даже сама играла на рояле, а в молодости мечтала стать пианисткой. (9)Но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку.

(10)Когда-то бабушка была бухгалтером, и, когда наступала пора годовых финансовых отчётов, старые сослуживцы приходили к Анне Степановне за помощью. (11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

(12)Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.

(14)В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

– (15)Ты хочешь, чтобы он повторил твой путь, - говорила

бабушка. - (16)Но пойми наконец: у него другое призвание. (17)Смычок - вот что он будет держать в руках всю жизнь!

(18)Однако часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что очень тревожило бабушку.

– (19)Смотри, надо беречь руки! (20)Вся твоя судьба - в твоих

руках! (21)Вернее сказать, в твоих пальцах.

– (22)3наю, бабушка, - добродушно соглашался Олег. - (23)Вот

я их и развиваю. (24)Так в музыкальном кружке советуют: строгайте,

говорят, пилите! (25)Это тоже искусство!

(26)«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» - рассуждала бабушка.

(27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:

– Всё он!.. (29)Своими руками!

(30)И потом во всеуслышание, чтобы слышал Олег, восклицала:

– Но главное, конечно, музыка! (31)Он будет музыкантом!

(По А. Алек­си­ну) *

* Алек­син Ана­то­лий Ге­ор­ги­е­вич (род. в 1924 г.) - пи­са­тель, дра­ма­тург. Его про­из­ве­де­ния, такие как «Мой брат иг­ра­ет на клар­не­те», «Дей­ству­ю­щие лица и ис­пол­ни­те­ли», «Тре­тий в пятом ряду» и др., по­вест­ву­ют глав­ным об­ра­зом о мире юно­сти.

(1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка».


Ответ:

Выпишите грамматическую основу предложения 25.


(1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка». (2)С неё-то и начались неприятности. (3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что «с таким абсолютным слухом абсолютно необходимо учиться музыке».

(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно привели тихо и растерянно: педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных способностей.

(6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.

(7)Бабушка хорошо знала историю музыки. (8)Она даже сама играла на рояле, а в молодости мечтала стать пианисткой. (9)Но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку.

(10)Когда-то бабушка была бухгалтером, и, когда наступала пора годовых финансовых отчётов, старые сослуживцы приходили к Анне Степановне за помощью. (11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

(12)Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.

(14)В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

– (15)Ты хочешь, чтобы он повторил твой путь, - говорила

бабушка. - (16)Но пойми наконец: у него другое призвание. (17)Смычок - вот что он будет держать в руках всю жизнь!

(18)Однако часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что очень тревожило бабушку.

– (19)Смотри, надо беречь руки! (20)Вся твоя судьба - в твоих

руках! (21)Вернее сказать, в твоих пальцах.

– (22)3наю, бабушка, - добродушно соглашался Олег. - (23)Вот

я их и развиваю. (24)Так в музыкальном кружке советуют: строгайте,

говорят, пилите! (25)Это тоже искусство!

(26)«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» - рассуждала бабушка.

(27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:

– Всё он!.. (29)Своими руками!

(30)И потом во всеуслышание, чтобы слышал Олег, восклицала:

– Но главное, конечно, музыка! (31)Он будет музыкантом!

(По А. Алек­си­ну) *

* Алек­син Ана­то­лий Ге­ор­ги­е­вич (род. в 1924 г.) - пи­са­тель, дра­ма­тург. Его про­из­ве­де­ния, такие как «Мой брат иг­ра­ет на клар­не­те», «Дей­ству­ю­щие лица и ис­пол­ни­те­ли», «Тре­тий в пятом ряду» и др., по­вест­ву­ют глав­ным об­ра­зом о мире юно­сти.

(2)С неё-то и начались неприятности.


Ответ:

Среди предложений 26-30 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.


(1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка». (2)С неё-то и начались неприятности. (3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что «с таким абсолютным слухом абсолютно необходимо учиться музыке».

(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно привели тихо и растерянно: педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных способностей.

(6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.

(7)Бабушка хорошо знала историю музыки. (8)Она даже сама играла на рояле, а в молодости мечтала стать пианисткой. (9)Но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку.

(10)Когда-то бабушка была бухгалтером, и, когда наступала пора годовых финансовых отчётов, старые сослуживцы приходили к Анне Степановне за помощью. (11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

(12)Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.

(14)В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

– (15)Ты хочешь, чтобы он повторил твой путь, - говорила

бабушка. - (16)Но пойми наконец: у него другое призвание. (17)Смычок - вот что он будет держать в руках всю жизнь!

(18)Однако часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что очень тревожило бабушку.

– (19)Смотри, надо беречь руки! (20)Вся твоя судьба - в твоих

руках! (21)Вернее сказать, в твоих пальцах.

– (22)3наю, бабушка, - добродушно соглашался Олег. - (23)Вот

я их и развиваю. (24)Так в музыкальном кружке советуют: строгайте,

говорят, пилите! (25)Это тоже искусство!

(26)«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» - рассуждала бабушка.

(27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:

– Всё он!.. (29)Своими руками!

(30)И потом во всеуслышание, чтобы слышал Олег, восклицала:

– Но главное, конечно, музыка! (31)Он будет музыкантом!

(По А. Алек­си­ну) *

* Алек­син Ана­то­лий Ге­ор­ги­е­вич (род. в 1924 г.) - пи­са­тель, дра­ма­тург. Его про­из­ве­де­ния, такие как «Мой брат иг­ра­ет на клар­не­те», «Дей­ству­ю­щие лица и ис­пол­ни­те­ли», «Тре­тий в пятом ряду» и др., по­вест­ву­ют глав­ным об­ра­зом о мире юно­сти.

(2)С неё-то и начались неприятности.


Ответ:

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

– Смотри,(1) надо беречь руки! Вся твоя судьба – в твоих руках! Вернее сказать,(2) в твоих пальцах.

– 3наю,(3) бабушка,(4) – добродушно соглашался Олег. – Вот я их и развиваю. Так в музыкальном кружке советуют: строгайте,(5) говорят,(6) пилите!


(1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка». (2)С неё-то и начались неприятности. (3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что «с таким абсолютным слухом абсолютно необходимо учиться музыке».

(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно привели тихо и растерянно: педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных способностей.

(6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.

(7)Бабушка хорошо знала историю музыки. (8)Она даже сама играла на рояле, а в молодости мечтала стать пианисткой. (9)Но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку.

(10)Когда-то бабушка была бухгалтером, и, когда наступала пора годовых финансовых отчётов, старые сослуживцы приходили к Анне Степановне за помощью. (11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

(12)Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.

(14)В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

– (15)Ты хочешь, чтобы он повторил твой путь, - говорила

бабушка. - (16)Но пойми наконец: у него другое призвание. (17)Смычок - вот что он будет держать в руках всю жизнь!

(18)Однако часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что очень тревожило бабушку.

– (19)Смотри, надо беречь руки! (20)Вся твоя судьба - в твоих

руках! (21)Вернее сказать, в твоих пальцах.

– (22)3наю, бабушка, - добродушно соглашался Олег. - (23)Вот

я их и развиваю. (24)Так в музыкальном кружке советуют: строгайте,

говорят, пилите! (25)Это тоже искусство!

(26)«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» - рассуждала бабушка.

(27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:

– Всё он!.. (29)Своими руками!

(30)И потом во всеуслышание, чтобы слышал Олег, восклицала:

– Но главное, конечно, музыка! (31)Он будет музыкантом!

(По А. Алек­си­ну) *

* Алек­син Ана­то­лий Ге­ор­ги­е­вич (род. в 1924 г.) - пи­са­тель, дра­ма­тург. Его про­из­ве­де­ния, такие как «Мой брат иг­ра­ет на клар­не­те», «Дей­ству­ю­щие лица и ис­пол­ни­те­ли», «Тре­тий в пятом ряду» и др., по­вест­ву­ют глав­ным об­ра­зом о мире юно­сти.

Ответ:

Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.


(1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка». (2)С неё-то и начались неприятности. (3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что «с таким абсолютным слухом абсолютно необходимо учиться музыке».

(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно привели тихо и растерянно: педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных способностей.

(6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.

(7)Бабушка хорошо знала историю музыки. (8)Она даже сама играла на рояле, а в молодости мечтала стать пианисткой. (9)Но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку.

(10)Когда-то бабушка была бухгалтером, и, когда наступала пора годовых финансовых отчётов, старые сослуживцы приходили к Анне Степановне за помощью. (11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

(12)Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.

(14)В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

– (15)Ты хочешь, чтобы он повторил твой путь, - говорила

бабушка. - (16)Но пойми наконец: у него другое призвание. (17)Смычок - вот что он будет держать в руках всю жизнь!

(18)Однако часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что очень тревожило бабушку.

– (19)Смотри, надо беречь руки! (20)Вся твоя судьба - в твоих

руках! (21)Вернее сказать, в твоих пальцах.

– (22)3наю, бабушка, - добродушно соглашался Олег. - (23)Вот

я их и развиваю. (24)Так в музыкальном кружке советуют: строгайте,

говорят, пилите! (25)Это тоже искусство!

(26)«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» - рассуждала бабушка.

(27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:

– Всё он!.. (29)Своими руками!

(30)И потом во всеуслышание, чтобы слышал Олег, восклицала:

– Но главное, конечно, музыка! (31)Он будет музыкантом!

(По А. Алек­си­ну) *

* Алек­син Ана­то­лий Ге­ор­ги­е­вич (род. в 1924 г.) - пи­са­тель, дра­ма­тург. Его про­из­ве­де­ния, такие как «Мой брат иг­ра­ет на клар­не­те», «Дей­ству­ю­щие лица и ис­пол­ни­те­ли», «Тре­тий в пятом ряду» и др., по­вест­ву­ют глав­ным об­ра­зом о мире юно­сти.

(6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.


Ответ:

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Олег тоже любил бабушку,(1) поэтому согласился учиться музыке. Была куплена виолончель,(2) и Олег начал ходить в музыкальный кружок.

В отличие от бабушки,(3) отец хотел,(4) чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.


(1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка». (2)С неё-то и начались неприятности. (3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что «с таким абсолютным слухом абсолютно необходимо учиться музыке».

(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно привели тихо и растерянно: педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных способностей.

(6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.

(7)Бабушка хорошо знала историю музыки. (8)Она даже сама играла на рояле, а в молодости мечтала стать пианисткой. (9)Но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку.

(10)Когда-то бабушка была бухгалтером, и, когда наступала пора годовых финансовых отчётов, старые сослуживцы приходили к Анне Степановне за помощью. (11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

(12)Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.

(14)В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

– (15)Ты хочешь, чтобы он повторил твой путь, - говорила

бабушка. - (16)Но пойми наконец: у него другое призвание. (17)Смычок - вот что он будет держать в руках всю жизнь!

(18)Однако часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что очень тревожило бабушку.

– (19)Смотри, надо беречь руки! (20)Вся твоя судьба - в твоих

руках! (21)Вернее сказать, в твоих пальцах.

– (22)3наю, бабушка, - добродушно соглашался Олег. - (23)Вот

я их и развиваю. (24)Так в музыкальном кружке советуют: строгайте,

говорят, пилите! (25)Это тоже искусство!

(26)«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» - рассуждала бабушка.

(27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:

– Всё он!.. (29)Своими руками!

(30)И потом во всеуслышание, чтобы слышал Олег, восклицала:

– Но главное, конечно, музыка! (31)Он будет музыкантом!

(По А. Алек­си­ну) *

* Алек­син Ана­то­лий Ге­ор­ги­е­вич (род. в 1924 г.) - пи­са­тель, дра­ма­тург. Его про­из­ве­де­ния, такие как «Мой брат иг­ра­ет на клар­не­те», «Дей­ству­ю­щие лица и ис­пол­ни­те­ли», «Тре­тий в пятом ряду» и др., по­вест­ву­ют глав­ным об­ра­зом о мире юно­сти.

Ответ:

Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.


(1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка». (2)С неё-то и начались неприятности. (3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что «с таким абсолютным слухом абсолютно необходимо учиться музыке».

(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно привели тихо и растерянно: педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных способностей.

(6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.

(7)Бабушка хорошо знала историю музыки. (8)Она даже сама играла на рояле, а в молодости мечтала стать пианисткой. (9)Но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку.

(10)Когда-то бабушка была бухгалтером, и, когда наступала пора годовых финансовых отчётов, старые сослуживцы приходили к Анне Степановне за помощью. (11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

(12)Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.

(14)В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

– (15)Ты хочешь, чтобы он повторил твой путь, - говорила

бабушка. - (16)Но пойми наконец: у него другое призвание. (17)Смычок - вот что он будет держать в руках всю жизнь!

(18)Однако часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что очень тревожило бабушку.

– (19)Смотри, надо беречь руки! (20)Вся твоя судьба - в твоих

руках! (21)Вернее сказать, в твоих пальцах.

– (22)3наю, бабушка, - добродушно соглашался Олег. - (23)Вот

я их и развиваю. (24)Так в музыкальном кружке советуют: строгайте,

говорят, пилите! (25)Это тоже искусство!

(26)«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» - рассуждала бабушка.

(27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:


(1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка». (2)С неё-то и начались неприятности. (3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что «с таким абсолютным слухом абсолютно необходимо учиться музыке».

(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно привели тихо и растерянно: педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных способностей.

(6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.

(7)Бабушка хорошо знала историю музыки. (8)Она даже сама играла на рояле, а в молодости мечтала стать пианисткой. (9)Но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку.

(10)Когда-то бабушка была бухгалтером, и, когда наступала пора годовых финансовых отчётов, старые сослуживцы приходили к Анне Степановне за помощью. (11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

(12)Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.

(14)В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

– (15)Ты хочешь, чтобы он повторил твой путь, - говорила

бабушка. - (16)Но пойми наконец: у него другое призвание. (17)Смычок - вот что он будет держать в руках всю жизнь!

(18)Однако часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что очень тревожило бабушку.

– (19)Смотри, надо беречь руки! (20)Вся твоя судьба - в твоих

руках! (21)Вернее сказать, в твоих пальцах.

– (22)3наю, бабушка, - добродушно соглашался Олег. - (23)Вот

я их и развиваю. (24)Так в музыкальном кружке советуют: строгайте,

говорят, пилите! (25)Это тоже искусство!

(26)«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» - рассуждала бабушка.

(27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л. А. Новикова: «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. А. Новикова.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась: - Всё он!.. Своими руками! И потом во всеулышание, чтобы слышал Олег, восклицала: - Но главное, конечно, музыка! Он будет музыкантом!»

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка». (2)С неё-то и начались неприятности. (3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что «с таким абсолютным слухом абсолютно необходимо учиться музыке».

(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно привели тихо и растерянно: педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных способностей.

(6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.

(7)Бабушка хорошо знала историю музыки. (8)Она даже сама играла на рояле, а в молодости мечтала стать пианисткой. (9)Но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку.

(10)Когда-то бабушка была бухгалтером, и, когда наступала пора годовых финансовых отчётов, старые сослуживцы приходили к Анне Степановне за помощью. (11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

(12)Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.

(14)В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

– (15)Ты хочешь, чтобы он повторил твой путь, - говорила

бабушка. - (16)Но пойми наконец: у него другое призвание. (17)Смычок - вот что он будет держать в руках всю жизнь!

(18)Однако часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что очень тревожило бабушку.

– (19)Смотри, надо беречь руки! (20)Вся твоя судьба - в твоих

руках! (21)Вернее сказать, в твоих пальцах.

– (22)3наю, бабушка, - добродушно соглашался Олег. - (23)Вот

я их и развиваю. (24)Так в музыкальном кружке советуют: строгайте,

говорят, пилите! (25)Это тоже искусство!

(26)«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» - рассуждала бабушка.

(27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:

– Всё он!.. (29)Своими руками!

(30)И потом во всеуслышание, чтобы слышал Олег, восклицала:

– Но главное, конечно, музыка! (31)Он будет музыкантом!

(По А. Алек­си­ну) *

* Алек­син Ана­то­лий Ге­ор­ги­е­вич (род. в 1924 г.) - пи­са­тель, дра­ма­тург. Его про­из­ве­де­ния, такие как «Мой брат иг­ра­ет на клар­не­те», «Дей­ству­ю­щие лица и ис­пол­ни­те­ли», «Тре­тий в пятом ряду» и др., по­вест­ву­ют глав­ным об­ра­зом о мире юно­сти.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.




Врут, - сказала Алла. - Они что-то задумали.

Хорошо, - сказал Витька. - Слышали, рядом стреляли? Посмотрим, как там Гошка.

Он схватил Сашку за руку, и они выскочили на залитый лунным светом двор. На пустынной улице никого не видно, Далеко впереди светили фары машины. Мальчишки перебежали дорогу, перескочили через кювет и по тропке вышли к часовне. Гошка стоял у стены. Поверх куртки на нем был надет новый пиджак.

Слышали? - шепотом сказал Гошка. - Они в кого-то стреляли.

Послышалась далекая очередь из автомата.

Опять! - вздрогнул Гошка.

Они будут всю ночь палить, - сказал Витька.

Нужно быстрее нарезать отсюда…

Куда? - спросил Витька.

К нашим!

Есть один человек, который все может рассказать, - сказал Витька. - Этого человека надо спасти. Он там, на стадионе.

Нам нужно самим спасаться, - возразил Гошка. - И так на нас все обращают внимание. Шутка ли, целый отряд!

Я не уйду из города, пока не вытащу его оттуда, - твердо сказал Витька.

Кто этот человек? - спросил Сашка. Он отчаянно зевал и никак не мог понять, зачем его стащили с теплого сеновала.

Витька рассказал о встрече с дедом Моисеем, о еврейском лагере, из которого каждый день увозят за город расстреливать людей. Там, за проволокой, их сосед - Соля Шепс.

Я никуда не пойду, - заявил Гошка. - Из-за Соли Шепса не хочу превращаться в покойника…

А ты, Саш? - спросил Витька.

Как его спасешь? - замялся Сашка. - Там немец на вышке. И прожектор… Пропадем ни за понюх табаку.

Мы и до стадиона не дойдем, - отговаривал Гошка. - Квас говорил, что после девяти на улице появляться нельзя: комендантский час. Без предупреждения стреляют.

Ладно, - глухо сказал Витька. - Я один пойду. Грохотов ночью не вернулся. Не вернулся он и утром. Коля Бэс проспал и ничего не знал.

Пришел из часовни Гошка. Вид у него был помятый. Он всю ночь так и не сомкнул глаз. Лишь под утро задремал.

Я говорил ему, кретину, не надо было затевать эту аферу, - сказал Гошка. - Ночью в той стороне бабахали…

Появился Петька Квас. Он удивился, что они еще здесь.

Уходите, - сказал он. - Скоро батя вернется, хай подымет.

А куда он ушел? - с подозрением спросил Гошка.

Немцы велели населению сдать оружие. Понес в комендатуру одностволку.

Я предлагаю уходить по двое-трое, - сказал Гошка. - Всем вместе нельзя - обязательно задержат.

Куда уходить? - спросил Коля.

Если хочешь, оставайся у немцев, - усмехнулся Гошка. - Вместе с Квасом.

Мы будем ждать Виктора, - твердо сказал Коля.

Без него мы не пойдем, - поддержала Люся.

Может быть, уже на площади… - пробурчал Гошка, - Что он там делает? - спросила Алла.

Гошка и Сашка переглянулись и промолчали. Девочки и Коля Бэс на площади не были и не видели, как немцы сооружали там виселицы.

Витька вернулся к обеду. У Симаковых уже никого не было. Петька сказал, что ребята прячутся в часовне.

Наверное, говорили о нем, потому что, когда Грохотов появился на пороге церквушки, все замолчали.

У немцев какой-то праздник, - сообщил Витька. - На машинах, на мотоциклах едут в центр. Даже генерал один с крестами. Пока они там орут «Хайль Гитлер!» - мы пулей из города! Я знаю, где можно пройти.

Тебя… отпустили? - спросил Гошка. Вид у него был смущенный. Буянов только что убеждал ребят, что ждать Витьку бессмысленно, так как он наверняка попался немцам в лапы и сидит за решеткой, если жив. Иначе где он до сих пор может быть? Нужно немедленно выбираться из города.

Тут как раз Витька и появился. Буянов прикусил язык.

Что же ты меня не разбудил? - с обидой спросил Коля.

Это была моя ошибка, - сказал Витька. - Я, видишь ли, на других понадеялся…

Ничего ведь не вышло? - усмехнулся Гошка. - Такие немцы дураки…

Ты уж лучше помолчи, - посоветовала Алла.

Гоша, у тебя глаза какие-то странные, - участливо посмотрела на него Люся. - Ты не болен?

Чушь собачья, - сквозь зубы процедил Гошка. - Я ведь - не ты.

Если остановят, скажем: идем в деревню к родственникам, - предупредил Витька.

Сашка с трудом водрузил на спину раздутый вещмешок.

Витька взглянул на него, но ничего не сказал.

Я тут тоже даром время не терял… - ухмыльнулся Сашка.

Уходили из города тем самым путем, вдоль Синей, которым за несколько дней до войны покинули отчий дом. Теперь казалось, что с тех пор прошла вечность.

Паскуда! Носи, говорит, Петюня… По чужим квартирам шарите, мародеры проклятые!

Отпусти его, Гоша, - сказала Алла. - Он все-таки нам еду принес.

Квас даже не стал оправдываться. Он пощупал шею, сплюнул и ушел, сказав:

Все равно ведь все сгорело!

Наступила ночь. Девчонки шуршали сеном и перешептывались. Потом Алла стала плакать, приглушенно всхлипывая. Люся что-то быстро шептала, целовала ее.

Сашка и Коля Бэс сразу заснули. Во сне Ладонщиков что-то жевал и хрюкал от удовольствия. Витька не поленился, подполз к нему и пощупал руки. В руках у Сашки ничего не было.

Дверь на сеновал приотворена. Над самой притолокой мерцала звезда. Длинные лунные тени расползлись по двору. Луны не было видно. На шоссе послышалась резкая отрывистая немецкая речь. Затопали сапоги, раздался крик «Хальт!» И потом ночь гулко располосовала автоматная очередь. Топот и крики удалились. Проснулся Сашка.

Бомбят? - спросил он.

Приснилось, - сказал Витька. - Слезай-ка вниз! Сашка сполз по сену на пол.

Вы куда? - спросила сверху Алла.

Дело одно есть, - ответил Витька.

Мы с вами, - сказала Алла. - Люся, вставай! Девчонки завозились на сене.

Ну что вы на самом деле? - рассердился Витька. - Мы по своим делам… Понимаете?

Врут, - сказала Алла. - Они что-то задумали.

Хорошо, - сказал Витька. - Слышали, рядом стреляли? Посмотрим, как там Гошка.

Он схватил Сашку за руку, и они выскочили на залитый лунным светом двор. На пустынной улице никого не видно, Далеко впереди светили фары машины. Мальчишки перебежали дорогу, перескочили через кювет и по тропке вышли к часовне. Гошка стоял у стены. Поверх куртки на нем был надет новый пиджак.

Слышали? - шепотом сказал Гошка. - Они в кого-то стреляли.

Послышалась далекая очередь из автомата. - Опять! - вздрогнул Гошка.

Они будут всю ночь палить, - сказал Витька.

Нужно быстрее нарезать отсюда…

Куда? - спросил Витька.

К нашим!

Есть один человек, который все может рассказать, - сказал Витька. - Этого человека надо спасти. Он там, на стадионе.

Нам нужно самим спасаться, - возразил Гошка. - И так на нас все обращают внимание. Шутка ли, целый отряд!

Я не уйду из города, пока не вытащу его оттуда, - твердо сказал Витька.

Кто этот человек? - спросил Сашка. Он отчаянно зевал и никак не мог понять, зачем его стащили с теплого сеновала.

Витька рассказал о встрече с дедом Моисеем, о еврейском лагере, из которого каждый день увозят за город расстреливать людей. Там, за проволокой, их сосед - Соля Шепс.

Я никуда не пойду, - заявил Гошка. - Из-за Соли Шепса не хочу превращаться в покойника…

А ты, Саш? - спросил Витька.

Как его спасешь? - замялся Сашка. - Там немец на вышке. И прожектор… Пропадем ни за понюх табаку.

Мы и до стадиона не дойдем, - отговаривал Гошка. - Квас говорил, что после девяти на улице появляться нельзя: комендантский час. Без предупреждения стреляют.

Ладно, - глухо сказал Витька. - Я один пойду. Грохотов ночью не вернулся. Не вернулся он и утром. Коля Бэс проспал и ничего не знал.

Пришел из часовни Гошка. Вид у него был помятый. Он всю ночь так и не сомкнул глаз. Лишь под утро задремал.

Я говорил ему, кретину, не надо было затевать эту аферу, - сказал Гошка. - Ночью в той стороне бабахали… Появился Петька Квас. Он удивился, что они еще здесь.

Уходите, - сказал он. - Скоро батя вернется, хай подымет.

А куда он ушел? - с подозрением спросил Гошка.

Немцы велели населению сдать оружие. Понес в комендатуру одностволку.

Я предлагаю уходить по двое-трое, - сказал Гошка. - Всем вместе нельзя - обязательно задержат.

Куда уходить? - спросил Коля.

Если хочешь, оставайся у немцев, - усмехнулся Гошка. - Вместе с Квасом.

Мы будем ждать Виктора, - твердо сказал Коля.

Без него мы не пойдем, - поддержала Люся.

Может быть, уже на площади… - пробурчал Гошка, - Что он там делает? - спросила Алла.

Гошка и Сашка переглянулись и промолчали. Девочки и Коля Бэс на площади не были и не видели, как немцы сооружали там виселицы.

Витька вернулся к обеду. У Симаковых уже никого не было. Петька сказал, что ребята прячутся в часовне.

Наверное, говорили о нем, потому что, когда Грохотов появился на пороге церквушки, все замолчали.

У немцев какой-то праздник, - сообщил Витька. - На машинах, на мотоциклах едут в центр. Даже генерал один с крестами. Пока они там орут «Хайль Гитлер!» - мы пулей из города! Я знаю, где можно пройти.

Тебя… отпустили? - спросил Гошка. Вид у него был смущенный. Буянов только что убеждал ребят, что ждать Витьку бессмысленно, так как он наверняка попался немцам в лапы и сидит за решеткой, если жив. Иначе где он до сих пор может быть? Нужно немедленно выбираться из города.

Тут как раз Витька и появился. Буянов прикусил язык.

Что же ты меня не разбудил? - с обидой спросил Коля.

Это была моя ошибка, - сказал Витька. - Я, видишь ли, на других понадеялся…

Ничего ведь не вышло? - усмехнулся Гошка. - Такие немцы дураки…

Ты уж лучше помолчи, - посоветовала Алла.

Гоша, у тебя глаза какие-то странные, - участливо посмотрела на него Люся. - Ты не болен?

Чушь собачья, - сквозь зубы процедил Гошка. - Я ведь - не ты.

Если остановят, скажем: идем в деревню к родственникам, - предупредил Витька.

Сашка с трудом водрузил на спину раздутый вещмешок.

Витька взглянул на него, но ничего не сказал.

Я тут тоже даром время не терял… - ухмыльнулся Сашка.

Уходили из города тем самым путем, вдоль Синей, которым за несколько дней до войны покинули отчий дом. Теперь казалось, что с тех пор прошла вечность.

Выбравшись на волю, свернули к первой деревеньке, которая сиротливо стояла на холме. На другом пригорке - небольшое кладбище со старой бревенчатой церквушкой. Кладбище спряталось под сенью огромных корявых деревьев.

Витька огляделся и повел ребят туда. У часовни свернули на тропинку, заросшую густым цепким кустарником. Деревья заслонили небо, ветви цеплялись за одежду. На могильных холмах - ржавые железные и деревянные кресты. Одни торчали вкривь и вкось, другие упали. У изгороди Витька остановился и три раза свистнул.

Из-за могильных холмов, будто призраки, вышли шесть чернявых бледнолицых мальчиков. Запавшие черные глаза, тонкие шеи в просторных грязных воротниках рубашек.

Здравствуйте, - сказал старший и улыбнулся. В одном из них они с трудом узнали Солю Шепса. Недавно это был розовощекий полный мальчик, на котором того и гляди треснут короткие штанишки. Сейчас перед ними стояла тень Соли Шепса.

Остальные выглядели не лучше.

А Соню с мамой увезли куда-то, - сказал Соля. - Мы ждали, ждали, а они так и не вернулись.

Мы два дня ничего не ели, - сказал высокий мальчишка с широкими, сросшимися на переносице черными бровями, который был у них за старшего.

Тут кислица растет у изгороди, - сказал Соля. - Мы всю оборвали, а на луг не выходили, как ты говорил… - Он посмотрел на Витьку.

А Витька посмотрел на Сашку, мигнул ему, и они отошли в сторону.

Развязывай, - сказал Грохотов.

Что развязывать? - не понял Сашка.

Не валяй дурака! Развязывай мешок…

Нам самим жрать нечего! - запротестовал Сашка.

С твоими талантами мы с голоду не умрем, - усмехнулся Витька.

Сашка, чуть не плача, развязал мешок и достал оттуда круг копченой колбасы. Поглядел на него и засунул снова в мешок.

Не могу, - сказал он. - Ты понюхай, как пахнет… Витька отобрал мешок и достал оттуда колбасу, сало. хлеб. Когда он снова запустил туда руку, Ладонщиков вырвал мешок, замотал лямками и выпалил, сверкая глазами:

Ты знаешь, чем я рисковал? Головой! Если бы Симаков меня застукал в кладовке, изничтожил бы, как фашист!




Top