Уильям С. Берроуз-мл

Из дневников Берроуза:

Поднимаясь по узкой коммунальной лестнице, встретил двоих спускающихся навстречу и поздоровался с ними. Наверху была небольшая комната со старой швейной машинкой и другим хламом. В комнате – влюбленный кот, голова которого казалась живущей отдельно от тела. Открытая дверь в комнату была в трех лестничных проходах от меня открыта. Люди говорили о котах, употребляя что-то наподобие слова «конечно».

В большинстве случаев упоминание Уильяма Берроуза в русскоязычной журналистике ограничивается переписанной в сотой раз биографией. Дескать, был такой известный американский писатель, современный не современный – непонятно, так как родился в далеком 1914-ом году, то есть принадлежит к давно ушедшей эпохе, при этом умер – в 1997-ом, что как раз наоборот обязывает относиться к этому человеку как к нашему современнику. На этом странности не заканчиваются. Оказывается, Уильям Сьюард, прожив восемьдесят три года, большую часть жизни был закоренелым наркоманом и половым извращенцем. Опят несуразица: ведь медики говорят, что наркоманы, а особенно те, кто употребляет опиаты, редко пересекают сорокалетний рубеж, а уж смерть на восьмом десятке для подобных людей – и вовсе нечто из области научной фантастики.

Потом журналисты сообщают, что Берроуз – американский писатель, но почему-то писавший в Марроко и Южной Америке. Ежели ты американец, то и будь добр, твори где-нибудь в Кливленде. Пребывание в странах третьего мира лишь сбивает с толку и мешает четкой идентификации. Опять странность…

Если посмотреть фото и кино материалы о Берроузе, тут уж вообще несоответствие на несоответствии. Как же так? Вот этот долговязый англосакс в летах, одетый в карикатурную рудиментарную тройку конторщика образца времен освоения дикого запада, неужели он был культовой фигурой поколения битников? Большим другом и идейным соратником Аллена Гинсберга и Джека Керруака? Чушь! Хиппи и битники совсем не такие: у них длинные волосы, томные лица, цветастые одежды, и при чем здесь это пугало, похожее на англиканца-проповедника? Да и что это за проповедник, который вместо вселенской любви культивирует лишь любовь к охотничьим ружьям да пистолетам (а из одного такого ствола неудавшийся хиппи пристрелил собственную жену, решившую на свою беду поиграть в Вильгельма Телля с яблоком). И почему вдруг этот битник становится культовый фигурой для прыщавых подростков девяностых, детей поколения «Грандж», начитав свой текст под аккомпанемент Курта Кобейна? Не логично! Концептуально неверно!

Из дневников Берроуза:

У врага есть две очевидные слабости:

1. Отсутствие чувства юмора.
2. Полнейшее неумение опознавать силы магии и вечная приверженность контролю. При этом основная угроза – быть уничтоженным – остаётся незамеченной, или, что еще хуже, подкармливается. При этом таких людей практически ничего не волнует, кроме ожидаемого («Мы это сделали!»).

Попробуем разобраться во всех этих шероховатостях и несоответствиях. Иными словами, попробуем понять, зачем в биографических опусах, в кино, в интернете и на телевидении очень серьезного писателя-интеллектуала нам представляют совершеннейшим болваном, опиатным монстром, сухим старикашкой-проповедником из чёрно-белого вестерна? Ответ прост. Всё, что непонятно, нестандартно, что выходит за рамки общепринятых норм и понятий, очень трудно продать. И вообще – со всем этим очень трудно ужиться. Проще это классифицировать, определить, таким образом упрощая и как бы девальвируя истинную ценность предмета, но – повышая его сиюминутный коммерческий потенциал и степень его общественного комфорта. Сказано – сделано, и вот один из глубочайших писателей современности, словно по мановению волшебной палочки, превращается в балаганного шута, потешающего неискушенную публику на импровизированной сцене заплёванного балаганного вагончика.

Кстати о вагончиках, этом символе Северных Американских Штатов эпохи большой депрессии. Как мы уже поняли, Берроуз – писатель американский. И это не просто простая констатация. В этом факте на самом деле больше смысла, чем во всех описаниях безумных дебоширств и наркотических трипов Берроуза.

Объясню. Берроуз – очень внутренний писатель, сугубо, если хотите, отечественный. Писатель, сросшийся с Америкой, живущий Америкой. Америкой колониальной, Америкой величественной, Америкой консервативной, наконец. Опять же, если и есть здесь противоречие, то противоречие надуманное, навязанное. Являясь абсолютным антигероем и маргиналом, можно не только быть настоящим патриотом, но и успешно использовать творчество своё на благо Родины. И Берроуз – хороший тому пример, ибо его творчество это не что иное как сильнейший и действенный метод выхолащивания живого и истинно прекрасного сквозь призму абсурдизма. Посредством тотальной десакрализации извращённых моральных ценностей и нивелирования обесцененных нравственных устоев, Берроуз пытается донести до нас свою нехитрую благую весть: «Америка умирает, разлагается, и если американцы не осознают это и не возьмутся за голову, крах неизбежен».

Уместно здесь будет сравнить его с другим известнейшим американским писателем и журналистом, отцом так называемой гонзо-журналистики, Хантером Стоктоном Томпсоном. На относительном уровне главное, что у них есть общего, это неуёмная страсть к оружию и наркотикам, пьянство и антисоциальный образ жизни. Однако глубже, на уровне абсолютном, их, несомненно, объединяет вот та самая мощная, всепроникающая вселенская любовь к собственной стране. А то, что в современной Америке истинные консерваторы и патриоты – это маргиналы и общественные пугала, есть всего лишь симптом той страшной болезни, которая поразила разлагающееся тело континента. Которое Берроуз с Хантером Томпсоном ровным стуком своих пишущих машинок, словно скальпелем, препарировали.

У этих ребят настоящие извращения это не половой акт с двенадцатилетним мальчиком и не ковыряние вен ржавой иголкой шприца, а превращение Америки в пустую страну, в пустыню, где некогда живое рациональное колониальное начало подменяется нелепицей политтехнологий и газетным враньём. Томпсон даже собственную смерть превратил в акт социального протеста ненавистной «системе», в акт глубоко патриотический: пустил себе пулю в лоб, получив известие о результатах президентских выборов.

А теперь представьте себе современного писателя, кончающего жизнь самоубийством во имя любви к Родине… Опять несуразица. Почему несуразица? Потому что основным стимулом в нелёгком деле написания текстов современному писателю служит культивирование его собственного эго и корпоративное стремление дослужиться, сделаться заслуженным или любимым , ну уж великим если – то это вообще равноценно бессмертию. А что Берроуз? Берроуз абсолютно отчужденно, совершенно независимо писал абсурдистские тексты, причем писал в стол, а уж потом из текстов этих и клеились метровые бумажные коллажи, собирались, на манер античных мозаик, цельные произведения.

Например, самая значимая и наиболее подверженная цитированию книга Берроуза — «Голый Завтрак» (чуть ли не единственная экранизированная) была буквально аккумулирована из исписанных мелким почерком тетрадей, валявшихся на грязном полу его комнатки в марроканском Танжере. Вы понимаете? Самая известная книга – это компиляция из личных дневниковых записей. Не что иное, как авторские рефлексии «нетто», паранойи, грёзы, сексуальные фантазии, технократические бредни… Бредни, рефлексии, да, но искренние! Это и есть творчество, это и есть настоящая алхимия текста – создавать целостное и гениальное из хаотического, из разрозненного, из несуразиц.

Берроуз безумно интересен благодаря, в первую очередь, тому, что его тексты абсолютно не эгоцентричны, в них нет ни йоты ангажированности, они писаны в таких запредельных метафизических областях, куда любому стандартному московскому писаке дорога заказана. А биография – это лишь пыль на сапогах высокого старика в черном, направляющегося по петляющей сельской дороге американской провинции прямо в бессмертие. Берроуза надо читать, обязательно читать, хотя и здесь – несоответствие. Потому что для современного читателя Берроуз практически не пригоден, не готов к употреблению. Берроуза не почитаешь в метро, на пляже, в офисе с мерцающего дисплея. Читать Берроуза это тяжелая работа, требующая предельной концентрации и скрупулезного осмысливания каждой строчки, каждой буквочки. Читка Берроуза обязывает платить , обязывает меняться , обязывает сокрушать нарисованные в подсознании привычные реалии . Способен ли ты на подобное?

Из дневников Берроуза:

Представили женщину, пляшущую до момента, когда она падает с ног?

Это был танец в предсмертных судорогах, танец агонизирующей, нечто в ее позвоночнике, вонь гниющих крабов, сладковатый, вызывающий рвоту запах дерьма – и смерть.

Выстрел опрокинул её на кровать, где она и осталась лежать неподвижно, однако что-то шевелилось в позвоночнике – от шеи до кобчика, и вот части сложились в нечто целое, блестящая красная голова вылезла наружу вся в смердящей желтоватой слизи, явив большую сороконожку, впрочем, стремительно убежавшую.

Рассмотрим очередное (двенадцатое? пятое? — я уже сбился со счета) несоответствие. И снова скупые абзацы биографических справочников – в пятидесятые Берроуз уезжает в Марокко. Проживает в Танжере. Интересно, зачем американскому писателю понадобился марроканский портовый город с его грязными восточными базарчиками и нецивилизованными восточными людишками? Да, конечно, можно спекулировать на тему дешевого героина, продающегося на каждом углу за копейки, а также по поводу уютных марокканских мальчиков, во влажной утробе хамама покорно ждущих своего белого господина. Однако дело тут не в этом, ну или не только в этом.

Ну и о гомосексуализме. Гомосексуализм Берроуза это просто гомосексуализм Берроуза. Не больше и не меньше. Он интересен лишь в передачи некоторых важных ощущений, и ни в коем случае не должен ставиться интересующимися Берроузом во главу угла. Ибо полигамный гомосексуализм его – это ровно такая же усредненная форма, какой, к примеру, является и современная моногамия. Да и извращения там не больше.

Гомосексуализм Берроуза очень реален, это да, он даже слишком реален и нарочит. Как и огромный мир его произведений, населенный странными пресмыкающимися, существами, словно рожденными под ножом фантастического мастера имманентной вивисекции. Поэтому, если вы всё же решите материализовать гомоэротические вакханалии Берроуза, не забудьте и об инопланетянах с яйцевидными головами, о безумных существах с многочисленными половыми органами различной модификации и прочих порождениях его мира. Берроуз-герой мог совокупляться с мексиканскими гринго и гигантскими черепахами, арабскими подростками и женщиной, лишенной позвоночника. И всё это норма, и все это очень даже в рамках того самого мира, той самой «реальности», которую Берроуз выгибал – иногда изящно, иногда более натужно, — словно цирковой борец пятиалтынный.

Из дневников Берроуза:

День рождения приближается непреодолимо, как херы или налоги. Среда, 5-ое февраля. Не могу сказать, что приближение это радует меня.

Андерсен, старый служака, вымирающий вид шерифов. Почему за тридцать один год безупречной службы он ни разу не выстрелил, кроме как для того, чтобы успокоить раненое животное?

Мы все – умирающие виды, как мне кажется. Мир скатывается в глобальную полицейскую диктатуру. Вся верхушка завязана, у них криминалитет, банды, наркобароны, нарко-война.

Градус хауса, дабы оправдать уничтожение несогласных.

До смерти коммунизма у нас была дорога для художников и интеллектуалов. Дорога закрыта. Они оседают в нечто. Нет нужды в уличных бойцах, никаких коричневых рубашек.

Хочешь уничтожить особь? Уничтожь её естественную среду обитания, где она живет и дышит. Что останется от художника – куча придорожной грязи. Одинаковые дома в небе.

Старый Бык Ли, а именно так называл Берроуза Керуак, в «Голом Завтраке» приводит интересную метафору. Он сравнивает людей с трутнями, беспомощными трутнями, ожиревшими тушками которых заполняются ряд за рядом гигантские склады. Единственное предназначение трутней это вырабатывать желания . Я очень надеюсь, что читающие Берроуза и пытающиеся осмыслить и растворить в себе насыщенные субстанции его текста, пошагово, постепенно, чинно, может быть не совсем удачно на начальных этапах, но… сбрасывают личину бесполезного насекомого, раскрываются безумию бесконечного пространства, в котором столько страсти и примордиальной силищи.

Впрочем, ежели вы сами, самостоятельно, демократическим путем , выбираете дефолтный путь – следовать глупым, напыщенным бредням об экстравагантном старике с претензиями, то не удивляйтесь, если в один прекрасный день метровая зловонная сороконожка вылезет из останков и вашего остывающего тела, выкорчёвывая, словно мотыга разросшийся пень, ваш крестец. Урча, пуская гнойную слюну и отплёвываясь хрящевой тканью.

Уильям Берроуз - яркий представитель "разбитого поколения". Родился 5 февраля 1914, умер 2 августа 1997 года.

Берроузу повезло с родителями. Отец имел свой бизнес и мог обеспечить Уильяму любое образование. В 1936 году получает степень бакалавра в Гарварде. Специальность - английская литература. Но на этом его обучение не заканчивается. Много путешествовал по Европе. Там же встретил Ильзе Клаппер, еврейку, которой помог сбежать в США женившись на ней. Еще в молодости Уильям проявил свою нетрадиционную ориентацию. Отрезал себе фалангу пальца, пытаясь впечатлить молодого парня, которые не желал становиться его любовником. После этого в первый раз попал в психиатрическую лечебницу.

В 1943 Уильям знакомиться с Гинзбергом, тот вводит его в литературный круг так званных "битников", там же Берроуз знакомиться со своей будущей второй женой - Джоан Воллмер. Ее судьба сложиться трагично. В 1944 году у пары родился сын. И хотя назвали его Уильям младший, более известен он под именем Билли. Джоан не брезговала употреблением наркотиков при беременности. И хотя Уильям младший решил пойти стопами отца и также попытался стать писателем (второе поколение "битников"), он умер в 33 года от цирроза печени, намного раньше своего отца.

В 1951 году, после нескольких лет наркомании, алкогольной зависимости и измен (Берроуз вернулся к нетрадиционой ориентации), он убивает свою жену выстрелом в голову во время очередной вечеринки. Что же произошло на самом деле, доподлинно не известно, но широкое распространение получила версия о желании Уильяма сыграть в "Вильгельма Телля" и попасть в стакан на голове супруги. Тем не менее, не смотря на грозившие 8-20 лет тюремного заключения, Берроуза выпустили уже через две недели. До сих пор высказываются подозрения в фальсификации криминального дела в пользу Уильяма.

Именно после убийства жены, Берроуз наконец то находит свою музу и начинает писать. Его книги пытались запретить, ведь в них можно увидеть описание извращенных оргий и описан опыт употребления различных препаратов, но судовые процессы были выиграны в пользу Берроуза.

Берроуз пережил не только свою жену, но и сына, и, несмотря на регулярное употребление героина, умер в возрасте 83 лет. Правда, в последние годы жизни он, говорят, был часто бит, так как делал предложения личного характера любому понравившемуся ему существу женского или мужского пола…

УИЛЬЯМ БЕРРОУЗ

Один из самых знаменитых в истории литературы аутсайдеров никогда не испытывал недостатка в добропорядочных родственниках. Его дед по отцовской линии, Уильям Сьюард Берроуз I, был славен тем, что изобрел калькулятор. Его мать, Лора Хармон Ли Берроуз, по ее собственным утверждениям, происходила из рода генерала армии Конфедеративных Штатов Америки Роберта Эдварда Ли, а ее брат занимался связями с общественностью и работал на Джона Рокфеллера (не говоря уж об Адольфе Гитлере). Сам Берроуз учился в Гарвардском университете, истинном оплоте буржуазных ценностей (хотя ему там и не нравилось). «Я ненавидел университет и ненавидел город, где он располагался, - говорил Берроуз о своей альма-матер. - Там все было мертво. Университет был подделкой под английские университеты, а учились там выпускники подделок под английские школы».

Берроуз также служил в американской армии - вряд ли армейские чины пишут об этом в своих рекламных буклетах для новобранцев. Фанаты Берроуза, полюбившие его за неповиновение закону, могут утешиться тем, что из армии его все-таки выгнали, причем по вполне «бер-роузовской» причине: Уильяма сочли непригодным для военной службы из-за психической неуравновешенности, после того как он сознательно отрезал кончик своего мизинца, чтобы произвести впечатление на парня, который ему нравился. Да уж, галантности ему было не занимать. Во время Второй мировой войны Берроуз женился на немецкой еврейке с восхитительным именем Ильзе Клаппер. Это был фиктивный брак, рассчитанный на то, чтобы помочь девушке сбежать из захваченной фашистами Австрии. Позже Берроуз женился на Джоан Волмер, а через несколько лет случайно убил жену во время игры (но об этом потом). Обе жены знали о его истинных сексуальных склонностях. Он гордился этим и не делал из своей нетрадиционной ориентации никакой тайны.

Большинство литературоведов относят рождение поколения битников к 1943 году, когда в Колумбийском университете встретились Уильям Берроуз, Ален Гинзберг и Джек Керуак. До этого Берроуз занимался скупкой краденого и продавал наркотики, чтобы выжить. А после - писал, продавал наркотики и принимал их, чтобы не умереть. Честно говоря, он никогда не нуждался в нормальной работе. В течение всей жизни Берроуз ежемесячно получал вспомоществование от своих богатых родственников, это были не совсем «берроузовские миллионы», о которых любят разглагольствовать создатели литературных мифов, однако на оплату квартиры и на наркотики хватало - а большего Уильям и не хотел.

Наркотики - единственная константа в жизни Берроуза. Они растекаются по его жизни, как доза героина по вене торчка. Химические препараты поработили его с самых юных лет. Уильяма вышвырнули из престижной частной школы в Нью-Мексико за то, что он принимал хлоралгидрат, снотворное, которое применяли для усыпления крыс. В 1950-е годы он провел несколько месяцев, колеся по Южной Америке в поисках таинственного психоделика под названием «яге», который, по слухам, пробуждал в человеке телепатические способности. А три тысячи долларов аванса, полученных за свой главный шедевр, «Голый завтрак», Берроуз спустил на героин. Помимо героина он не чурался грибов, марихуаны, гашиша и морфина - всего, что можно было достать. Берроуз перепробовал множество способов борьбы с зависимостью, включая знаменитую методику лечения апоморфином, предложенную доктором Джоном Йербери Дентом, но ничего не помогало. Наконец Берроуз решил уехать из тех мест, где можно было достать наркотики просто и/ или легально, и описал свои наркоманские опыты в собственных произведениях. Употребление наркотиков и откровенно гомосексуальный стиль жизни сделали Берроуза легкой мишенью для цензоров и других поборников морали. В 1962 году «Голый завтрак» стал объектом последнего крупного судебного разбирательства в США по обвинению в непристойности. В Массачусетсе книга была объявлена вне закона, за этим решением последовал сенсационный судебный процесс, на котором в защиту книги выступили Ален Гинзберг, Норман Мейлер и многие другие. Вскоре все обвинения с романа были сняты. Достигнув к 1970-м годам статуса культового писателя (не в последнюю очередь благодаря своим щегольским шляпам), Берроуз так никогда и не стал частью литературного истеблишмента. В Американскую академию искусств и литературы его приняли лишь в 1983 году, да и то после долгого лоббирования, которым занимался Гинзберг. Литературным снобам Берроуз предпочитал компанию рок-звезд, среди его почитателей были Лу Рид, Дэвид Боуи и Патти Смит. Большая часть 1970-х прошла для него в знаменитом нью-йоркском клубе «Студия 54», а в 1983 году он переехал в Лоуренс, штат Канзас, чтобы провести последние четырнадцать лет своей жизни в наркотической дымке. Умер Берроуз в 1997 году в невероятном для такого образа жизни возрасте - 83 года. Он пережил обоих своих младших и меньше увлекавшихся химией товарищей по битничеству Керуака и Гинзбер-га - одного на двадцать восемь лет, другого на четыре месяца.

УКОЛОЛСЯ И ПОШЕЛ

Героин имел над Берроузом огромную, неодолимую власть. Однажды ради дозы наркотика он продал свою пишущую машинку. Скорость работы сразу снизилась, ведь теперь ему приходилось писать от руки. В другой раз он признался, что целый год не мылся и не менял одежду - вряд ли такой выбор жизненного пути одобряли его друзья и соседи. В промежутках между приступами активности Берроуз мог целыми днями сидеть, вперившись в пространство. «Я могу восемь часов смотреть на кончик своего башмака», - заявил он однажды.

ПОИГРАЕМ В ТЕЛЛЯ?

Для большинства писателей да и для большинства простых обывателей убийство собственной жены стало бы концом, но Берроуза это не сломило. В 1951 году, развлекаясь у себя дома в Мехико, Берроуз и его жена Джоан решили позабавить гостей своей уже вошедшей в ритуал игрой в «Вильгельма Телля». Джоан водрузила себе на голову стакан с виски, а Уильям достал свой пистолет калибра.38. (Сомнительность затеи, в ходе которой одурманенный героином торчок собирался целиться в нервную и дерганую амфетаминщицу, очевидно, ни до кого не доходила.) Берроуз сильно промахнулся и вышиб жене мозги. Смерть наступила мгновенно. Вечеринка закончилась. После длительного выяснения отношений с мексиканской правоохранительной системой, включавшего в себя две всунутых в нужные руки взятки, Берроузу было позволено покинуть страну. На родине его обвинили в убийстве в состоянии аффекта и приговорили к двум годам условно. Там, где другой человек был бы раздавлен чувством вины, Берроуз предпочел видеть светлую сторону. «Я вынужден с ужасом признать, что никогда не стал бы писателем, если бы не смерть Джоан, - писал он позже. - Смерть Джоан связала меня с захватчиком, с Мерзким Духом и подвела меня к той пожизненной борьбе, из которой у меня нет другого выхода - только писать».

СПАСИБО ЗА ЗАВТРАК, ДЖЕК

Самая знаменитая работа Берроуза, предмет его гордости носит одно из самых скандальных названий в истории литературы - «Голый завтрак». За это название нам следует благодарить Джека Керуака. Берроуз изначально планировал назвать роман «Интерзона», то есть «интернациональная зона» в марокканском городе Танжере, где происходит большая часть действия. Позже он выбрал более сенсационный заголовок - «Голая похоть». Как-то раз Керуак приехал к Берроузу в гости в Марокко и заме-тил лежащую в другом конце комнаты рукопись. «Голый завтрак», - прочитал он, не разглядев. Берроуза так насмешило неожиданное название, что он решил на этом и остановиться. Так родилось одно из классических для американской литературы произведений.

ВЫСОКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Несмотря на двенадцатилетнюю разницу в возрасте, у Берроуза и Алена Гинзберга в начале 1950-х годов вспыхнула короткая и бурная интрижка. Однако пара шумно рассталась, как только выяснилось, что Берроуз влюбился в своего протеже. «Билл хотел отношений, в которых ни у кого не остается личного пространства, - писал позже Гинз-берг, - чтобы достигнуть высочайшего телепатического единения душ». Однако когда речь шла о том, чтобы бросить Берроуза, Гинзберг был менее аккуратен в выборе слов. «Я не хочу тебя, старый уродливый хуй!» - заявил он. Потребовалось много лет, чтобы эти двое смогли восстановить порушенную дружбу.

ЗИНУ НА ВАС НЕТ!

Для человека, настолько озабоченного контролем над своим разумом, как Берроуз, увлечение сайентологией выглядит по меньшей мере странным. Тем не менее в конце 1960-х Берроуз с энтузиазмом присоединился к секте, основанной писателем-фантастом Роном Хаббардом, и принял ее доктрину, базировавшуюся на вере в инопланетян. Называя сайентологию «настоящей наукой общения», Берроуз начал проповедовать ее в Лондоне, где жил в тот период. Он даже подвергся так называемому йобургу, утомительной сексуальной и не вполне законной «проверке на безопасность», практикуемой среди адептов сайентологии. Через несколько месяцев Берроузу удалось выбраться из сектантской паутины. «Сайентология была полезна для меня до тех пор, пока она не стала религией, а религия мне не нужна, - заявил он. - Это еще один наркотик для тех, кто помешан на контроле, мы все можем без него обойтись».

УИЛЬЯМ И ДЖОАН БЕРРОУЗ РЕШИЛИ ПОЗАБАВИТЬ ГОСТЕЙ ИГРОЙ В «ВИЛЬГЕЛЬМА ТЕЛЛЯ». ОДНАКО ПРАЗДНИК БЫЛ НЕОЖИДАННО ПРЕРВАН ТРАГЕДИЕЙ.

НА РОК-ВОЛНЕ

Берроуз со своим презрением к закону и со своей маргинальной эстетикой был словно специально создан для мира рок-музыки. Как многие знают, группа «Steely Dan» позаимствовала свое название у Берроуза: «Стальной Дэн III из Иокогамы» - так называлось огромное резиновое дилдо, фигурирующее в «Голом завтраке». Термин «хеви-метал» тоже введен в употребление Берроузом, он появляется в его романах «Мягкая машина» и «Нова Экспресс» как метафора вызывающих зависимость наркотиков.

В последние годы Берроуз тесно сотрудничал с несколькими рок-музыкантами, включая Тома Уэйтса, Ника Кейва и Дженезиса Пи-Орриджа. Его хороший приятель Курт Кобейн даже просил Берроуза сыграть роль Иисуса Христа в клипе на песню «Nirvana» «Коробочка в форме сердца», но Уильям отказался. Зато в 1992 году они с Кобейном записали сингл «Они звали его священником».

Пожалуй, самой родственной душой из всех, с кем Берроузу доводилось сотрудничать, был Эл Юргенсен, фронтмен чикагской металлической команды «Ministry». Берроуз и Юргенсен разделяли общую страсть к героину, который они как минимум один раз употребляли вместе. «Берроуз живет не на этой планете, - отозвался Юргенсен об их памятном совместном героиновом заторче. - В основном мы обсуждали, как истребить повадившихся в его цветник енотов. Наконец мы решили накачать их метадоном. Тогда они станут двигаться медленнее, Билл успеет достать свою пушку 38-го калибра и всех их распугает». Разобравшись с проблемой садовых вредителей, они смогли наконец приступить к делу. Берроуз принял участие в записи песни «Ministry» «Всего одна доза», где он произносит речитатив.

УИЛЬЯМ БЕРРОУЗ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ!

Первое появление Берроуза на телевидении попало в анналы как одна из самых странных бесед со звездой в ночных телешоу. Дело было 7 ноября 1981 года, когда шестидесятисемилетняя легенда литературы попала в прямой эфир программы «Субботний вечер» по приглашению главного сценариста Майкла О’Донохью. Большой поклонник творчества Берроуза, О’Донохью уговорил продюсера телеканала Дика Эберсола позволить автору зачитать отрывки своих произведений в эфире, который вела супермодель Лорен Хаттон. Генеральный прогон, во время которого Берроуз прогнусавил отрывки из «Голого завтрака» и «Нова Экспресса» на мотив американского гимна, выглядел столь странно, что Эберсол велел О’Донохью урезать выступление Берроуза с шести минут до трех. Возмущенный О’Донохью пренебрег распоряжением начальства, и Берроуз «зажигал» в прямом эфире шесть минут. Его сюрреалистические разглагольствования о ядерных взрывах и операциях по удалению аппендикса, проведенных в пьяном виде, привели публику в замешательство. Зрители в зале нервно хихикали, не понимая, то ли это шутка, то ли гость говорит на полном серьезе. Но все вскоре уладилось, когда приглашенные на передачу музыкант «Суперфрик» Рик Джеймс и актеры Эдди Мэрфи и Джо Пископо сумели взять шоу под свой контроль.

ЛЕЗВИЕ, ДА НЕ ТО

Самые зоркие зрители могли заметить в титрах к классике научной фантастики - вышедшему на экраны в 1982 году фильму Ридли Скотта «Бегущий по лезвию бритвы» - имя Берроуза. Это упоминание было данью уважения к автору «Голого завтрака», который в то время тоже как раз работал над сценарием под названием «Бегущий по лезвию бритвы». Сценарий этот, впрочем, не имел ничего общего ни с фильмом Скотта, ни с романом Филипа Дика «Снятся ли андроидам электроовцы?», на котором этот фильм основывался. Текст, написанный Берроузом, повествовал о подростках-контрабандистах, чья банда называлась «Бегущие по лезвию бритвы», - они доставляли запрещенные медицинские инструменты врачам в фашистской Америке будущего, где всем заправляла тайная полиция.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Тринадцать мужчин, которые изменили мир автора Ландрам Джин

УИЛЬЯМ ЛИР – СТРАСТНЫЙ В 1916 году Фрейд опубликовал свое психосексуальное учение, взяв за основу личность Леонардо да Винчи. Он писал: "Леонардо трансформировал свою страстность в любознательностью. Тезис Фрейда гласит: “То, что подавляется в сексуальной жизни, появится

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

Из книги Друзья не умирают автора Вольф Маркус

МАК-ДУГАЛЛ УИЛЬЯМ. Уильям Мак-Дугалл родился 22 июня 1871 г. в Ланкашире, в Англии. Он окончил среднюю школу в Англии, а затем учился в Германии. Поступив в Университет королевы Виктории, Мак-Дугалл окончил его в 1890 г., получив степень бакалавра. После этого он также изучал

Из книги Тимоти Лири: Искушение будущим автора Форте Роберт

Сэр Уильям Наша первая встреча менее всего обещала стать началом необычной дружбы - она скорее походила на стандартную шпионскую историю. Позже мне бывало стыдно за свое театральное появление в генеральской форме, которую я обычно надевал только по официальным поводам.

Из книги Грейс Келли. Принцесса Монако автора Мишаненкова Екатерина Александровна

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 2 автора Амиллс Росер

27. Уильям Холден С четырнадцати лет я то и дело влюблялась в кого-нибудь, но родители еще ни разу не одобрили мой выбор. Еще до того, как была закончена работа над «Окном во двор», Грейс снялась в эпизодической роли в фильме «Мосты у Токо-Ри». Неожиданно эта маленькая роль

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

Уильям Шекспир ВоришкаУи?льям Шекспи?р (1564–1616) – великий английский поэт, один из самых знаменитых драматургов мира.В дневнике придворного судебного чиновника и писателя Джона Маннингема есть запись, датированная 1602 годом, в которой он упоминает анекдот о знаменитом

Из книги Что сделала бы Грейс? Секреты стильной жизни от принцессы Монако автора Маккинон Джина

ФОЛКНЕР УИЛЬЯМ (род. в 1897 г. – ум. в 1962 г.) Писатель, лауреат Нобелевской премии (1949). Романы «Сарторис», «Шум и ярость», «Когда я умирала», «Святилище», «Осквернитель праха», «Реквием по монахине», «Притча», «Свет в августе», «Авессалом, Авессалом!», «Непокоренные», (в др.

Из книги Любовные письма великих людей. Мужчины автора Коллектив авторов

ХЕРСТ УИЛЬЯМ Полное имя – Уильям Рэндольф Херст(род. в 1863 г. – ум. в 1951 г.) Первый в мире медиа-магнат. Создал индустрию новостей, отличительной чертой которой были сплетни и скандалы. Его газеты убедили сотни тысяч простых американцев в том, что их касается буквально

Из книги Тайная жизнь великих писателей автора Шнакенберг Роберт

Уильям Холден ОБВИНЕНИЕ.Другой двойной роман случился на съемках «Мосты у Токо-Ри» (1954 год) и, возможно, также имел место во время съемок «Деревенской девушки». ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.Семья Гримальди дала официальное одобрение биографии, написанной Спото («Высшее

автора Айзексон Уолтер

Уильям Ф. Тестермэн …Ваши сияющие голубые глаза и розовые румяные щечки приводят меня в восхищение… Об Уильяме Ф. Тестермэне известно только, что он был лейтенантом 8-го кавалерийского полка армии Теннесси во время Гражданской войны в США

Из книги Инноваторы. Как несколько гениев, хакеров и гиков совершили цифровую революцию автора Айзексон Уолтер

УИЛЬЯМ ШЕКСПИР 23 апреля - один из самых радостных и одновременно печальных дней в истории литературы. В этот день в 1564 году родился Уильям Шекспир (если, конечно, вы согласитесь с разумным предположением, что его крещение произошло и было зарегистрировано через три дня

Из книги автора

УИЛЬЯМ ФОЛКНЕР Он родился в неординарной семье. Долгое время провел в тени знаменитого родственника, мечтая его переплюнуть. В военное время записался на летные курсы, но так и не попал в зону боевых действий. И вообще остается под вопросом, был ли он на самом деле в

Из книги автора

Из книги автора

Уильям Шокли В молодости Уильяму Шокли нравились и искусство, и наука. Его отец изучал горное дело в Массачусетском технологическом институте, музыку в Нью-Йорке и выучил семь языков, когда, скитаясь по Европе и Азии в поисках приключений, занимался спекуляциями на акциях

Уи́льям Сью́ард Бе́рроуз (англ. William Seward Burroughs; 5 февраля 1914, Сент-Луис, Миссури, США - 2 августа 1997, Лоуренс, Канзас, США) - американский писатель и эссеист. Один из ключевых американских авторов второй половины XX века, наравне с Алленом Гинзбергом и Джеком Керуаком считается также важнейшим представителем бит-поколения. С 1981 по 1997 был членом Американской академии искусств и литературы. Командор французского Ордена Искусств и литературы.

Берроуз родился в состоятельной семье и получил образование в престижном Гарвардском университете, много путешествовал и учился в Европе. В 1940-х познакомился с будущими членами «внутреннего круга» битников, этим же временем датированы первые пробы пера начинающего писателя. Первую книгу Берроуз опубликовал в достаточно позднем возрасте - в тридцать девять лет. Всего же за авторством писателя почти два десятка романов и более десяти сборников малой прозы; в переводах работы Берроуза в России стали появляться со второй половины 1990-х годов, на данный момент бо́льшая часть произведений доступна на русском языке. Творчество писателя оказало значительное влияние на современную поп-культуру, в особенности на литературу и музыку.

Его дед был основателем компании Burroughs, ныне выпускающей ЭВМ, так что Билли с детства окружала роскошь и представители высшего общества. Но юному Берроузу совершенно не улыбалась перспектива стать промышленным магнатом, гораздо больше ему нравился мир криминала, оружия и наркотиков. Парень, казалось, обладал природной склонностью нарушать любое правило, какое только мог найти.

Окончив Гарвардский университет (1936), занимался археологией и этнологией. В 1944 пристрастился к морфию, 15 лет был наркоманом; в его первом романе (Junkie, 1953) с пугающей достоверностью описан образ жизни наркомана. Самая известная книга Берроуза (Naked Lunch, 1959) – характерная фантасмагория насилия, состоящая из грубых, болезненно преувеличенных описаний, которые сопряжены в духе сюрреализма и «свободно» скомпонованы в калейдоскопической манере. Книга получила скандальную известность. Защитники Берроуза уподобляли его Дж.Свифту в том плане, что, живописуя мерзости, он тем самым вершит суровый моральный суд.

В поздних романах Берроуза метафора наркотической зависимости как средства подчинения человека облечена в форму научно-фантастического сюжета о группе «нова» – инопланетянах, которые стремятся погубить человечество, насаждая запретные, входящие в привычку наслаждения.

В круг его друзей и знакомых входили наркоманы, проститутки, гомосексуалисты и уголовники. В 1939 году он отрезал себе левый мизинец и заявил психиатру, что таким образом он прошел посвящение в индейское племя «Воронов». Некоторое время он работал в чикагской санэпидемслужбе, где подобно Шарикову заявлял, что «нюхом чует тараканов».

Вскоре Берроуз знакомится со студентами Алленом Гинзбергом, ставшими впоследствии известными писателями, и Джоан Воллмер - своей будущей женой. К этому времени он стал убеждённым морфинистом и регулярно покупал наркотики на чёрном рынке. Позже морфий был заменён героином.

Дружба Берроуза с Керуаком и Гинзбергом была взаимовыгодной. Молодые писатели получали огромный опыт от общения со старшим товарищем, а он, благодаря им, совершил свою первую пробу пера.

Ею стал роман «Джанки» - автобиография наркомана. С помощью Гинзберга он был напечатан в одном из дешёвых журнальчиков. Следующий опус Берроуза - «Подозрительный», повествующий о гомосексуальных опытах автора, был чересчур откровенным даже для бульварных изданий…

Разочарование от этого и неоднократные аресты за хранение наркотиков послужили поводом для переезда из Нью-Йорка. Уильям с Джоан (которая тоже «подсела» на амфетамины) и сыном отправляются сначала в Техас, где выращивают апельсины, хлопок и марихуану, а затем в Мексику.

Там случается трагедия - выстрелом из пистолета Берроуз убивает свою жену, когда, изображая Вильгельма Телля, пытается выстрелом сбить стакан с ее головы. Полицейское расследование признает его невиновным, и он снова меняет место жительства, выбрав на этот раз Южную Америку.

Там он много путешествует по Перу и Эквадору, сплошь «сидящих» на кокаине и героине. Берроуз экспериментирует с собственным сознанием, сочетая несочетаемые наркотики, вводит за правило потреблять каждый день по дозе морфия и пишет, пишет…

Окончательно обосновавшись в Марокко, Берроуз создаёт произведение, ставшее культовым сначала в андерграундных кругах, а затем настольной книгой любого интеллигентного человека - «Голый завтрак».

С конца 1960-х годов Берроуз начал экспериментировать с формой: дробить предложения и менять местами фрагменты, дабы создать новые образы и освободиться от «подчинения» принятым нормам повествования. Новые комбинации слов и предложений вылились в два романа: « » и « ». В 70-х на основе этого метода возникает техника сэмплирования, и благодарные музыканты вплоть до смерти Берроуза в 1997-м приглашали его для совместной работы. Группа Nirvana даже записала его голос в одной из своих песен.

На протяжении всей своей жизни Берроуз был символом сменяющихся поколений. От культуры битников к контркультуре 60-х, от панк-движения 70-х к киберпанку 80-х, а затем - к постиндустриальной культуре 90-х.

Наверное, в XX веке не было ни одного литератора, режиссера или музыканта, который не назвал бы произведения Берроуза первыми в ряду своих вдохновителей. На основе его экспериментов с самим собой английские врачи написали работу, получившую название «Смещение: свидетельство болезни», рассказывающую о способах лечения привязанности к героину.

Берроуз пережил не только свою жену, но и сына, и, несмотря на регулярное употребление героина, умер в возрасте 83 лет. Правда, в последние годы жизни он, говорят, был часто бит, так как делал предложения личного характера любому понравившемуся ему существу женского или мужского пола…

В 1997 году из-за болезни сердца писатель стал регулярно носить с собой нитроглицериновые таблетки. При этом Берроуз никогда не предпринимал попыток самоубийства. В начале апреля Гинзберг позвонил своему другу и сообщил, что у него - неоперабельный рак печени, и жить ему осталось от силы месяцев пять. Впрочем, оставалось ещё меньше - пятого числа поэт скончался. Реакция Берроуза на смерть последнего близкого человека, у него оставшегося, была философской. Писатель смирился с тем, что все, кого он хорошо знал и любил, умерли (жена - 1951, Керуак - 1969, сын - 1981, Гайсин - 1986, Лири - 1996). Из-за артрита он не мог больше печатать и в последние месяцы жизни писал от руки - исключительно дневниковые записи (впоследствии они будут изданы отдельной книгой). Последние годы жизни он провёл под присмотром ставшего на тот момент близким другом Грауэрхольца.

Уильям Сьюард Берроуз
скончался 2 августа 1997 года в возрасте 83 лет от последствий перенесённого днём ранее инфаркта миокарда. Писатель похоронен рядом с остальными членами своей семьи на кладбище Bellofontaine в Сент-Луисе.




Top