Укажите определения которые характеризуют литературное направление сентиментализма. Основные черты русского сентиментализма

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от английского sentimental - чувствительный, от французского sentiment - чувство) - литературное направление второй половины XVIII века, пришедшее на смену клас­сицизму. Сентименталисты провозгласили о главенстве чувства, а не разума. Человек оценивался по его способности к глубоким переживаниям. Отсюда - интерес к внутреннему миру героя, изображение оттенков его чувств (начало психологизма).

В отличие от классицистов, сентименталисты считают высшей ценностью не государство, а че­ловека. Несправедливым порядкам феодального мира они противопоставили вечные и разумные законы природы. В связи с этим природа для сентименталистов - мерило всех ценностей, в том числе и самого человека. Неслучайно они утверждали превосходство «природного», «естественно­го» человека, то есть живущего в гармонии с природой.

Чувствительность лежит и в основе творческого метода сентиментализма. Если классицисты создавали обобщенные характеры (ханжа, хвастун, скряга, глупец), то сентименталистов инте­ресуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. Герои в их произведениях четко делятся на положительных и отрицательных. Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование). Отрицательные - рас­четливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие. Носителями чувствительности, как правило, оказываются крестьяне, ремесленники, разночинцы, сельское духовенство. Жестокими - пред­ставители власти, дворяне, высшие духовные чины (так как деспотическое правление убивает в людях чувствительность). Проявления чувствительности часто приобретают в произведениях сентименталистов слишком внешний, даже гиперболизированный характер (восклицания, слезы, обмороки, самоубийства).

Одно из основных открытий сентиментализма - индивидуализация героя и изображение бога­того душевного мира простолюдина (образ Лизы в повести Карамзина «Бедная Лиза»). Главным героем произведений стал обыкновенный человек. В связи с этим сюжет произведения нередко представлял собой отдельные ситуации будничной жизни, при этом крестьянский быт часто изображался в пасторальных тонах. Новое содержание потребовало новой формы. Ведущими жанрами стали семейный роман, дневник, исповедь, роман в письмах, путевые заметки, элегия, послание.

В России сентиментализм зародился в 1760-е годы (лучшие представители - Радищев и Ка­рамзин). Как правило, в произведениях русского сентиментализма конфликт развивается между крепостным крестьянином и помещиком-крепостником, причем настойчиво подчеркивается нрав­ственное превосходство первого.

Сентиментализм

Сентиментализм (- чувство) возник в эпоху Просвещения в Англии в середине XVIII века в период разложения феодального абсолютизма, сословно-крепостнических отношений, роста буржуазных отношений, а значит, начавшегося освобождения личности от оков феодально-крепостнического государства.


Сентиментализм выражал мировоззрение, психологию, вкусы широких слоев консервативного дворянства и буржуазии (так называемого третьего сословия), жаждущих свободы, естественного проявления чувств, требовавших считаться с человеческим достоинством.

Черты сентиментализма. Культ чувства, естественного чувства, не испорченного цивилизацией (Руссо утверждал решительное превосходство простой, естественной, «природной» жизни над цивилизацией); отрицание отвлеченности, абстрактности, условности, сухости классицизма. По сравнению с классицизмом сентиментализм был более прогрессивным направлением, ибо в нем были ощутимы элементы реализма, связанные с изображением человеческих эмоций, переживаний, расширением внутреннего мира человека. Философской основой сентиментализма становится сенсуализм (от лат. зепзш - чувство, ощущение), одним из основоположников которого был английский философ Д. Локк, признающий единственным источником познания ощущение, чувственное восприятие.

Если классицизм утверждал представление об идеальном государстве, управляемом просвещенным монархом, и требовал подчинения государству интересов личности, то сентиментализм на первое место выдвинул не человека вообще, а конкретного, частного человека во всем своеобразии его индивидуальной личности. При этом ценность человека обусловливалась не его высоким происхождением, не имущественным положением, не сословной принадлежностью, а личными достоинствами. Сентиментализм впервые поставил вопрос о правах личности.

Героями были простые люди - дворяне, ремесленники, крестьяне, которые жили главным образом чувствами, страстями, сердцем. Сентиментализм открыл богатый духовный мир простолюдина. В некоторых произведениях сентиментализма звучал протест против социальной несправедливости, против унижения «маленького человека». Сентиментализм во многом придал литературе демократический характер.

Главное место отводилось авторской личности, авторскому, субъективному восприятию окружающей действительности. Автор сочувствовал героям, его задача - заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателей.

Поскольку сентиментализм провозглашал право писателя на проявление в искусстве своей авторской индивидуальности, в сентиментализме возникают жанры, способствующие выражению авторского «я», а значит, использовалась форма повествования от первого лица: дневник, исповедь, автобиографические мемуары, путешествие (путевые записки, заметки, впечатления). В сентиментализме на смену поэзии и драматургии приходит проза, которая располагала большой возможностью для передачи сложного мира душевных переживаний человека, в связи с чем возникли новые жанры: семейный, бытовой и психологический роман в форме переписки, «мещанская драма», «чувствительная» повесть, «буржуазная трагедия», «слезная комедия»; получили расцвет жанры интимной, камерной лирики (идиллия, элегия, романс, мадригал, песня, послание), а также басня.

Допускалось смешение высокого и низкого, трагического и комического, смешение жанров; закон «трех единств» ниспровергался (например, значительно расширялся круг явлений действительности).

Изображалась обыденная, будничная семейная жизнь; основная тематика была любовная; сюжет строился на основе ситуаций будничной жизни частных лиц; композиция произведений сентиментализма была произвольной.

Провозглашался культ природы. Пейзаж выступал излюбленным фоном событий; мирная, идиллическая жизнь человека показывалась на лоне сельской природы, при этом природа изображалась в тесной связи с переживаниями героя или самого автора, была созвучна личному переживанию. Деревня как средоточие естественной жизни, нравственной чистоты резко противопоставлялась городу как символу зла, искусственной жизни, суеты.

Язык произведений сентиментализма был простой, лирический, порой чувствительно-приподнятый, подчеркнуто эмоциональный; использовались такие поэтические средства, как восклицания, обращения, ласкательно-уменьшительные суффиксы, сравнения, эпитеты, междометия; использовался белый стих. В произведениях сентиментализма происходит дальнейшее сближение литературного языка с живой, разговорной речью.

Особенности русского сентиментализма. В России сентиментализм утверждается в последнее десятилетие XVIII века и угасает после 1812 года, в период развития революционного движения будущих декабристов.

Русский сентиментализм идеализировал патриархальный уклад, жизнь крепостной деревни и критиковал буржуазные нравы.

Особенность русского сентиментализма - дидактическая, просветительская установка на воспитание достойного гражданина.

Сентиментализм в России представлен двумя течениями: Сентиментально-романтическое - Н. М. Карамзин («Письма русского путешественника», повесть «Бедная Лиза), М. Н. Муравьев (сентиментальные стихотворения), И. И. Дмитриев (басни, лирические песни, стихотворные сказки «Модная жена», «Причудница»),

Ф. А. Эмин (роман «Письма Эрнеста и Доравры»), В. И. Лукин (комедия «Мот, любовью исправленный»). Сентиментально-реалистическое - А. Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»),

Сентиментализм - течение искусства Западной Европы, зародившееся во второй половине XVIII века. Название произошло от латинского sentiment - «чувство». Сентиментализм в живописи отличался от других направлений тем, что главным объектом он провозгласил жизнь «маленького» человека в деревне, отражая также результат его раздумий в одиночестве. Цивилизационное городское общество, построенное на торжестве разума, таким образом, отошло на второй план.

Течение сентиментализма охватило такие жанры искусства, как литература и живопись.

История возникновения сентиментализма

Названное течение в искусстве возникло во второй половине XVIII века в Англии. Его главными идеологами в литературе, стоявшими у основ, считаются Джеймс Томсон (Англия) и Жан-Жак Руссо (Франция). Развитие направления отразилось и в появлении сентиментализма в живописи.

Художники-сентименталисты в своих картинах показывали несовершенство современной городской цивилизации, основанной только на холодном разуме и не придававшей большого значения чувственному восприятию мира. В период расцвета этого течения считалось, что истина может быть достигнута не в процессе логических раздумий, а с помощью эмоционального восприятия окружающего мира.

Возникновение сентиментализма также являлось противопоставлением идеям эпохи Просвещения и классицизма. Мысли просветителей предыдущего периода были полностью переработаны и переосмыслены.

Сентиментализм как стиль в искусстве просуществовал до конца XVIII - начала XIX века, получив широкое распространение в Западной Европе. На заре своего расцвета направление появилось в России и воплотилось в работах русских художников. В начале следующего столетия преемником сентиментализма стал романтизм.

Особенности сентиментализма

С появлением сентиментализма в живописи 18 века стали появляться новые сюжеты для картин. Художники начали отдавать предпочтение простоте композиций на полотне, стараясь передать своей работой не только высокое мастерство, но и живые эмоции. Полотна с пейзажами показывали умиротворенность, безмятежность природы, а портреты отражали естественность изображаемых людей. Вместе с тем картины эпохи сентиментализма очень часто передают излишнее морализаторство, повышенную и наигранную чувствительность своих героев.

Живопись сентименталистов

Живопись, созданная художниками в описываемом направлении, отражает действительность, многократно усиленную через призму эмоций и чувств: именно эмоциональная составляющая в картинах является первостепенной. Представители данного течения считали, что главная задача искусства - вызвать у наблюдателя сильные эмоции, заставить сопереживать и сочувствовать главному герою картины. Именно так, по мнению сентименталистов, происходит восприятие действительности: с помощью эмоций, а не мыслей и рассудка.

С одной стороны, данный подход имеет преимущества, но также не лишен недостатков. Картины некоторых художников вызывают у наблюдателя непринятие своей излишней эмоциональностью, слащавостью и желанием принудительно вызвать чувство жалости.

Герои портретов в стиле сентиментализм

Несмотря на возможные недостатки, особенности эпохи сентиментализма в живописи дают возможность увидеть внутреннюю жизнь простого человека, его противоречивые эмоции и постоянные переживания. Именно поэтому в период XVIII века портреты стали наиболее популярным типом жанров для картин. Герои на них изображались без каких-то дополнительных элементов интерьера и предметов.

Наиболее известными представителями этого жанра стали такие художники, как П. Бабин и А. Мордвинов. Изображаемые ими персонажи обладают хорошо читаемым зрителем умиротворенным душевным состоянием, хотя и без излишнего психологизма.

Другой представитель сентиментализма И. Аргунов, писал картины с другим видением. Люди на его полотнах более реалистичны и далеки от идеализации. Главным же объектом внимания являются лица, в то время как остальные части тела, например, кисти рук, могут быть совсем не прорисованы.

При этом Аргунов на своих портретах всегда выделял ведущий цвет в качестве отдельного пятна для большей выразительности. Одним из видных представителей направления был также В. Боровиковский, который писал свои картины в соответствии с типологией английских портретистов.

Очень часто в качестве героев картин сентименталисты выбирали детей. Они изображались как мифологические персонажи с целью передать характерную детям искреннюю непосредственность и особенности характера.

Художники-сентименталисты

Одним из основных представителей сентиментализма в живописи являлся французский художник Жан-Батист Грез. Его работы отличаются наигранной эмоциональностью персонажей, а также излишним морализаторством. Излюбленным сюжетом художника был портрет девушки, страдающей по мертвым птицам. Для того чтобы подчеркнуть назидательную роль сюжета, Грез сопровождал свои картины пояснительными комментариями.

Другими представителями сентиментализма в живописи являются С. Дэлон, Т. Джонс, Р. Уилсон. В их работах также наблюдаются основные черты данного направления искусства.

Художник из Франции Жан-Батист Шарден также выполнял некоторые из своих работ в названном стиле, при этом дополняя имеющуюся типологию собственными нововведениями. Таким образом, он ввел элементы социальных мотивов в творчество направления.

Его работа «Молитва перед обедом», помимо черт сентиментализма, имеет особенности стиля рококо и несет собой поучительный подтекст. Она показывает важность женского воспитания для формирования у детей возвышенных эмоций. При помощи картины художник преследует цель вызвать у наблюдателя различные чувства, что характерно для сентиментального стиля живописи.

Но, кроме того, полотно изобилует большим количеством мелких деталей, яркими и многочисленными цветами, а также в наличии имеется сложная композиция. Особым изяществом отличается все изображенное: интерьер помещения, позы персонажей, одежда. Все перечисленное является важными элементами стиля рококо.

Сентиментализм в русской живописи

Данный стиль пришел в Россию с запозданием вместе с популярностью античных камей, которые вошли в моду благодаря императрице Жозефине. В в России сентиментализм художники соединили в другим популярным направлением - неоклассицизмом, образовав таким образом новый стиль - русский классицизм в форме романтизма. Представителями этого направления являлись В. Боровиковский, И. Аргунов и А. Венецианов.

Сентиментализм утверждал необходимость рассмотрения внутреннего мира человека, ценность каждой личности. Это стало достижимым благодаря тому, что художники начали показывать человека в интимной обстановке, когда он остается наедине со своими переживаниями и эмоциями.

Русские сентименталисты в своих картинах помещали центральную фигуру героя в картину пейзажа. Таким образом, человек оставался в компании с одной лишь природой, где появлялась возможность проявить наиболее естественное эмоциональное состояние.

Известные русские сентименталисты

В русской живописи сентиментализм почти не проявлялся в чистом виде, обычно соединяясь с другими популярными направлениями.

Одной из наиболее известных работ, так или иначе выполненных в стиле сентиментализма, является картина В. Боровицкого «Портрет Марии Лопухиной». На ней изображена молодая женщина в платье, опирающаяся на перила. На заднем фоне виднеется пейзаж с березами и васильками. Лицо героини выражает задумчивость, доверие к окружающей обстановке и вместе с тем - к зрителю. Данная работа по праву считается наиболее выдающимся объектом искусства русской живописи. В стилистике при этом наблюдаются явные черты сентиментализма.

Еще одним известным представителем сентиментализма в живописи России можно назвать А. Венецианова с его картинами на пасторальные темы: «Жнецы», «Спящий пастух» и т. д. Они изображают умиротворенных крестьян, нашедших гармонию в единении с русской природой.

След сентиментализма в истории

Сентиментализм в живописи не отличался единой стилистикой и целостностью, но породил некоторые черты, по которым с легкостью можно узнать произведения данного направления. К ним можно отнести плавность переходов, утонченность линий, воздушность сюжетов, палитру цветов с преобладанием пастельных оттенков.

Сентиментализм положил начало моде на медальоны с портретами, изделия из слоновой кости, тонкую живопись. Как уже было сказано, в XIX веке благодаря императрице Жозефине получили распространение античные камеи.

Конец эпохи сентиментализма

В 18 веке направление в живописи сентиментализм положило начало распространению такого стиля, как романтизм. Он стал логическим продолжением предыдущего направления, но и имел противоположные особенности. Романтизм отличает высокая религиозность и возвышенная духовность, в то время как сентиментализм пропагандировал самодостаточность внутренних переживаний и богатства внутреннего мира одного человека.

Таким образом, эпоха сентиментализма в живописи и в других видах искусства закончилась с появлением нового стиля.

В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов "Вертер" И.В.Гете, "Памела", "Кларисса" и "Грандисон" С.Ричардсона, "Новая Элоиза" Ж.-Ж. Руссо, "Поль и Виржини" Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин "Письмами русского путешественника" (1791–1792).

Его повесть "Бедная Лиза" (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства.Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились "Бедная Лиза" А.Е.Измайлова (1801), "Путешествие в Полуденную Россию" (1802), "Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением" И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева ("История бедной Марьи"; "Несчастная Маргарита"; "Прекрасная Татьяна") и пр.Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевел поэму «на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть "Марьина роща" в духе Н.М.Карамзина.Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.[править]Основные черты литературы сентиментализма

Итак, приняв во внимание все вышеперечисленное, можно выделить несколько основных черт русской литературы сентиментализма: уход от прямолинейности классицизма, подчеркнутая субъективность подхода к миру, культ чувства, культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий. Внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не великие идеи.Сентиментализм (от французского sentiment - чувство) - направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру. ("Сентиментальное путешествие по Франции и Италии Стерна, "Новая Элоиза" Руссо, "Бедная Лиза" Карамзина). Новаторство сентиментализма - в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека. Карамзину принадлежат примечательные в этом отношении слова: "...И крестьянки любить умеют" ("Бедная Лиза"). Другие утверждали, что простолюдин, близкий к природе, не извращенный аристократическими предрассудками, превосходит в нравственном отношении всякого дворянина.Пейзаж у сентименталистов - не бесстрастный фон развития событий, но воссоздание живой природы, глубоко воспринятой и прочувствованной.Отдельными чертами сентиментализм соприкасается с просветительским реализмом, с другой стороны - предвосхищает романтизм.Сентиментализм появился в Европе во второй половине 18 века. Идеология сентиментализма была близка к просветительской. Большинство просветителей считали, что мир можно сделать совершенным, если научить людей неким разумным формам поведения. Писатели сентиментализма ставили ту же цель, и придерживались той же логики. Только они утверждали, что не разум, а чувствительность должна спасти мир. Они рассуждали примерно так: воспитав чувствительность во всех людях, можно победить зло. В 18 веке под словом сентиментализм понимали восприимчивость, способность откликнуться душой на все, что окружает человека. Сентиментализм - литературное течение, отражающее мир с позиции чувства, а не разума.Представители сентиментализма: в Англии - Лоренс Стерн и Ричардсон; во Франции - Жан-Жак Руссо; в России - Карамзин и Радищев.

Основные жанры сентиментализма:

1. Письма2. Путешествия3. Мемуары4. Повести5. Элегия6. Романы.В произведениях сентиментализма очень важен голос рассказчика. В русской литературе это направление не получило широкого распространения.

В начале XIX в. наибольшее влияние приобретает сентиментализм (от франц. sentimentalisme, от англ. sentimental – чувствительный). Его возникновение связано с духовным ростом личности, с осознанием ею собственного достоинства и стремлением к духовному раскрепощению. Сентиментализм был ответом на общественную потребность демократизации литературы. В то время как ведущими героями классицизма выступали цари, вельможи, вожди, трактуемые в их абстрактной, всеобщей, родовой сущности, сентименталисты выдвинули на первый план изображение единичной, частной, обычной, преимущественно «средней» личности в ее внутренней сущности, в ее повседневности. Рассудочности классицизма они противопоставили культ чувства, трогательность, «религию сердца» (Руссо). Сентиментализм возник в Западной Европе в конце 20-х годов XVIII века и оформился в виде двух основных направлений: прогрессивно-буржуазного и реакционно-дворянского. Наиболее прославленные западноевропейские сентименталисты – Э. Юнг, Л. Стерн, Т. Грей, Дж. Томсон, Ж.Ж. Руссо, Жан Поль (И. Рихтер). Некоторыми идейно-эстетическими признаками (сосредоточение внимания на личности, власть чувств, утверждение преимуществ природы над цивилизацией) сентиментализм предвосхищал приход романтизма, поэтому сентиментализм нередко именуют предромантизмом (франц. preromantisme). В западноевропейской литературе к предромантизму относят произведения, для которых характерны следующие признаки: - искания идеального образа жизни вне цивилизованного общества;- стремление к естественности в поведении человека;- интерес к фольклору как форме наиболее непосредственного проявления чувств;- влечение к таинственному и ужасному;- идеализация средневековья. Но попытки исследователей найти в русской литературе явление предромантизма как направления, отличного от сентиментализма, не привели к положительным результатам. Думается, о предромантизме можно говорить, имея в виду возникновение романтических тенденций, проявившихся прежде всего в сентиментализме. В России тенденции сентиментализма отчетливо обозначились в 60-х годах XVIII в. в произведениях Ф.А. Эммина, В.И. Лукина и других, подобных им писателей.

В русской литературе сентиментализм проявился в двух направлениях: реакционном (Шаликов) и либеральном (Карамзин, Жуковский). Идеализируя действительность, примиряя, затушевывая противоречия между дворянством и крестьянством, реакционные сентименталисты рисовали в своих произведениях идиллическую утопию: самодержавие и социальная иерархия святы; крепостное состояние установлено самим богом ради счастья крестьян; крепостные крестьяне живут лучше свободных; порочно не само крепостное право, а злоупотребление им. Отстаивая эти идеи, князь П.И. Шаликов в «Путешествии в Малороссию» изобразил жизнь крестьян полную довольства, веселья, радости. В пьесе драматурга Н.И. Ильина «Лиза, или торжество Благодарности» главная героиня, крестьянка, расхваливая свою жизнь, говорит: «Мы живем так весело, как солнце красное». Крестьянин Архип, герой пьесы «Великодушие, или Рекрутский набор» того же автора, уверяет: «Да этаких добрых царей, каковы на святой Руси, изойди весь белый свет, других не найдешь». Идиллический характер творчества особенно проявился в культе прекраснодушно-чувствительной личности с ее стремлением к идеальной дружбе и любви, преклонением перед гармонией природы и жеманно-манерным способом выражать свои мысли и чувства. Так, драматург В.М. Федоров, «исправляя» сюжет повести «Бедная Лиза» Карамзина, заставил Эраста раскаяться, отказаться от богатой невесты и вернуться к Лизе, которая остается в живых. В довершение всего мещанин Матвей, отец Лизы, оказывается сыном богатого дворянина («Лиза, или Следствие гордости и обольщения», 1803). Однако в развитии отечественного сентиментализма ведущая роль принадлежала не реакционным, а прогрессивным, либерально-мыслящим писателям: А.М. Кутузову, М.Н. Муравьеву, Н.М. Карамзину, В.А. Жуковскому. Белинский справедливо называл «примечательным лицом», «сотрудником и помощником Карамзина в деле преобразования русского языка и русской литературы» И.И. Дмитриева – поэта, баснописца, переводчика. И.И. Дмитриев оказал своими стихами несомненное влияние на поэзию В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова и П.А. Вяземского. Одно из лучших его произведений, получившее широкое распространение – песня «Стонет сизый голубочек» (1792). Следуя идея Н.М. Карамзина и И.И. Дмитриева, в лирике выступили также Ю.А. Нелидинский-Мелицкий, создатель песни «Выду я на реченьку», и поэт И.М. Долгорукий. Либерально мыслящие сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях, бедах, горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте. Воспринимая жизнь человеческую как превратную и скоротечную, они славили вечные ценности – природу, дружбу и любовь. Они обогатили литературу такими жанрами, как элегия, переписка, дневник, путешествие, очерк, повесть, роман, драма. Преодолевая нормативно-догматические требования классицистической поэтики, сентименталисты во многом способствовали и сближению литературного языка с разговорным. По выражению К.Н. Батюшкова, образцом для них является тот, «кто пишет так, как говорит, кого читают дамы!». Индивидуализируя язык действующих лиц, они использовали элементы народного просторечия для крестьян, приказного жаргона – для подьячих, галлицизмы – для светского дворянства и т.д. Но эта дифференциация не проводилась последовательно. Положительные персонажи, даже крепостные, изъяснялись, как правило, на литературном языке. Утверждая свои творческие принципы, сентименталисты не ограничивались созданием художественных произведений. Они выступали с литературно-критическими статьями, в которых, провозглашая собственные литературно-эстетические позиции, ниспровергали предшественников. Постоянной мишенью их сатирических стрел служило творчество классицистов – С.А. Ширинского-Шихматова, С.С. Боброва, Д.И. Хвостова, А.С. Шишкова и А.А. Шаховского.

Введение

Сентиментали́зм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental, франц. sentiment – чувство) - умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Наиболее выдающиеся представители сентиментализма - Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия).

Томас Грей

Родиной сентиментализма была Англия. В конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон своими поэмами «Зима» (1726), «Лето» (1727) и т. п., впоследствии соединёнными в одно целое и изданными (1730) под названием «Времена года», содействовал развитию в английской читающей публике любви к природе, рисуя простые, непритязательные сельские ландшафты, следя шаг за шагом за различными моментами жизни и работ земледельца и, видимо, стремясь поставить мирную, идиллическую деревенскую обстановку выше суетной и испорченной городской.

В 40-х годах того же столетия Томас Грей, автор элегии «Сельское кладбище» (одно из известнейших произведений кладбищенской поэзии), оды «К весне» и др., подобно Томсону, старался заинтересовать читателей деревенскою жизнью и природою, пробудить в них сочувствие к простым, незаметным людям с их нуждами, горестями и верованиями, придавая вместе с тем своему творчеству задумчиво-меланхолический характер.

Другой характер носят знаменитые романы Ричардсона - «Памела» (1740), «Кларисса Гарло» (1748), «Сэр Чарльз Грандисон» (1754) - также являющиеся ярким и типичным продуктом английского сентиментализма. Ричардсон был совершенно нечувствителен к красотам природы и не любил её описывать, - но он выдвинул на первое место психологический анализ и заставил английскую, а затем и всю европейскую публику живо интересоваться судьбою героев и особенно героинь его романов.

Лоренс Стерн, автор «Тристрама Шенди» (1759-1766) и «Сентиментального путешествия» (1768; по имени этого произведения и самое направление было названо «сентиментальным») соединял чувствительность Ричардсона с любовью к природе и своеобразным юмором. «Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем».

Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер

Перейдя на континент, английский сентиментализм нашёл во Франции уже несколько подготовленную почву. Совершенно независимо от английских представителей этого направления аббат Прево («Манон Леско», «Клевеланд») и Мариво («Жизнь Марианны») приучили французскую публику восторгаться всем трогательным, чувствительным, несколько меланхолическим.

Под тем же влиянием создалась и "Юлия"или «Новая Элоиза» Руссо (1761), который всегда с уважением и сочувствием отзывался о Ричардсоне. Юлия многим напоминает Клариссу Гарло, Клара - её подругу, miss Howe. Морализирующий характер обоих произведений также сближает их между собою; но в романе Руссо играет видную роль природа, с замечательным искусством описываются берега Женевского озера - Вевэ, Кларан, роща Юлии. Пример Руссо не остался без подражания; его последователь, Бернарден де Сен-Пьер, в своём знаменитом произведении «Поль и Виржини» (1787) переносит место действия в Южную Африку, точно предвещая лучшие сочинения Шатобриана, делает своими героями прелестную чету влюбленных, живущих вдали от городской культуры, в тесном общении с природою, искренних, чувствительных и чистых душою.

Николай Карамзин "Бедная Лиза"

В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Вертера И.В.Гете, Памелы, Клариссы и Грандисона С.Ричардсона, Новой Элоизы Ж.-Ж. Руссо, Поля и Виржини Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника (1791–1792).

Его роман Бедная Лиза (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились Бедная Маша А.Е.Измайлова (1801), Путешествие к Полуденную Россию (1802), Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева (История бедной Марьи; Несчастная Маргарита; Прекрасная Татьяна) и пр.

Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевел поэму «на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть Марьина роща в духе Н.М.Карамзина.

Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.

4. Основные черты литературы сентиментализма

Итак, приняв во внимание все вышеперечисленное, можно выделить несколько основных черт русской литературы сентиментализма: уход от прямолинейности классицизма, подчеркнутая субъективность подхода к миру, культ чувства, культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

5. В живописи

    E. Schmidt, «Richardson, Rousseau und Goethe» (Иена, 1875).

    Gasmeyer, «Richardson’s Pamela, ihre Quellen und ihr Einfluss auf die englische Litteratur» (Лпц., 1891).

    P. Stapfer, «Laurence Sterne, sa personne et ses ouvrages» (П., 18 82).

    Joseph Texte, «Jean-Jacques Rousseau et les origines du cosmopolitisme littéraire» (П., 1895).

    L. Petit de Juleville, «Histoire de la langue et de la littérature française» (т. VI, вып. 48, 51, 54).

    H. Котляревский, «Мировая скорбь в конце прошлого и начале нашего века» (СПб., 1898).

    «История немецкой литературы» В. Шерера (русский перевод под ред. А. Н. Пыпина, т. II).

    А. Галахов, «История русской словесности, древней и новой» (т. I, отд. II, и т. II, СПб., 1880).

    M. Сухомлинов, «А. Н. Радищев» (СПб., 1883).

    В. В. Сиповский, «К литературной истории Писем Русского Путешественника» (СПб., 1897-98).

    «История русской литературы» А. Н. Пыпина, (т. IV, СПб., 1899).

    Алексей Веселовский, «Западное влияние в новой русской литературе» (М., 1896).

    С. Т. Аксаков, «Разные сочинения» (М., 1858; статья о заслугах кн. Шаховского в драматической словесности).

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).




Top