Украденное из эрмитажа полотно подбросили геннадию зюганову.

«Бассейн в гареме». Жан-Леон Жером, 1875 год.

Александр III вступил на престол в марте 1881 года. На момент создания картины (в 1875 году) он был великим князем и по воспоминаниям современников питал страсть к коллекционированию картин, которые он собирал достаточно бессистемно, руководствуясь лишь личными предпочтениями.


Фрагменты картины «Бассейн в гареме». Жан-Леон Жером, 1875 год.

Однако заказ произведения именно у Жерома был далеко не случаен. Еще при жизни художник получил известность как наиболее выдающийся представитель французского академического искусства.

Он создавал картины достаточно разнообразного содержания, но главной его страстью был Восток и античный мир, а любимыми женскими персонажами - одалиски (наложницы султана).


«Банная серия» Жерома, 1880е годы.
«Бассейн в гареме» являются одной из самых известных, но далеко не единственной картиной «банной серии» Жерома.

Изображенные события происходят внутри богато украшенной турецкой бани, где темнокожая служанка подносит кальяны наложницам султана.

В глубине банного зала заметны еще несколько женщин расположенных вокруг бассейна. Героини изображены достаточно вызывающе, раскрепощенно и практически обнаженными.


Через год после создания картина была представлена в парижском салоне. Многие критики отметили талант художника, однако само произведение получило достаточно противоречивые отзывы за «тривиальность истории и определенную непристойность образов».

По прошествии полутора веков сложно судить об истинных причинах побудивших будущего императора заказать столь откровенное произведение искусства.


Однако о неслучайности подобного выбора может говорить событие, произошедшее через десятилетие после заказа Александром Александровичем «Бассейна в гареме».

В 1885 году Александр III уже будучи императором приобрел прямо с выставки еще одну достаточно вызывающую «банную» картину авторства Жерома, более известную как «Большой бассейн в Бурсе».


«Большой бассейн в Бурсе». Жан-Леон Жером, 1885 год.

В заключении стоит отметить, что на данный момент картина считается шедевром академизма и несмотря на любовь художника к Востоку, вероятно, именно не самые стандартные фантазии и вкусы Александра III легли в основу этого произведения искусства.

Картина Жан-Леона Жерома «Бассейн в гареме» (1876) имеет очень несчастливую судьбу. Украденная из самого Эрмитажа нашими современниками, изуродованная, она проходила долгую процедуру восстановления с лучшими специалистами реставрационного дела.

Французский живописец именуется «этнографическим художником». Из своих путешествий по мусульманскому Востоку он привозил массу впечатлений и зарисовок, которые впоследствии превращались в картины.

Академический стиль рисунка, большое внимание к климату, рисункам на ткани, этнографическим типажам, архитектуре — все это сделало художника знаменитым. На картине «Бассейн в гареме» изображена турецкая общественная баня, на переднем плане двум обнаженным белым женщинам темнокожая служанка, закутанная в национальный наряд, предлагает, видимо, кальян. И здесь Жером остался верен себе, не поскупившись потратить время на отрисовку расписных изразцов, деталей интерьера, и как всегда много внимания обратил на свет, льющийся из проемов в потолке.

В 1875 году будущий император Александр III посетил мастерскую уже получившего признание Жерома в Париже и сделал заказ на эту картину для своей личной коллекции. В Эрмитаж она была передана после в 1918 года из Аничкова дворца, где и экспонировалась на выставке французской живописи XIX века на третьем этаже Зимнего дворца.

22 марта 2001 года «Бассейн в гареме» безжалостно вырезали из рамы. После обнаружения пропажи Эрмитаж был перекрыт, посетителей внутри тщательно досматривали, но было уже поздно... Потом выяснилось, что зал был закрыт для посещения из-за отсутствия необходимого числа смотрителей, но вор легко обошел преграждающий шнурок, а съемка на камерах наблюдения оказалась слишком плохого качества, чтобы помочь следствию. Так или иначе, но вору удалось вынести большое полотно размером 73,5x62 см из здания. Зато однозначно установлено, что похититель явно обладал нужными навыками и твердой рукой, поскольку вырезал полотно очень аккуратно.

По всем телеканалам прошли сюжеты о краже, демонстрировали картину. Еще бы! Ведь ее страховая стоимость на 1995 год составляла ни много ни мало 1 млн $! Увы, но даже такая шумиха в прессе ничем не смогла помочь, следствие тоже явно буксовало...

По одной из версий картину украл психически нездоровой человек. Ведь полотно слишком известно, чтобы его продать случайному покупателю, но и не самое лучшее в творчестве Жерома, чтобы кто-то специально делал заказ на его похищение.

История возвращения картины удивительна не менее истории похищения. В конце 2006 года в приемную КПРФ позвонил неизвестный, сообщив что верит только коммунистам и хочет передать нечто ценное. В целлофановом пакете обнаружился «Бассейн в гареме», сложенный и с прорывами на потертостях! Шокированные эксперты Росохранкультуры провели несколько экспертиз и установили, что куски полотна являются подлинниками. Кстати, в том же 2006 году нашлась еще одна пропажа — «Сальера» великого Челлини.

29 января 2007 года глава Управления по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры Борис Боярсков возвратил картину Жерома Эрмитажу.

Специалисты и реставраторы много трудились над восстановлением холста, осыпавшейся краски и деформациями. Ниточки в местах прорыва буквально сплетались заново под микроскопом, за рабочий день удавалось состыковать не более 1 см! Сплетались заново и остатки картины в раме с вырезанным полотном. Потерю живописи восполняли максимально аккуратно.

И, наконец, 7 декабря 2009 года публике был продемонстрирован «Бассейн в гареме» после реставрации. Все очень надеются, что несчастья подобного рода будут случаться в музейной жизни гораздо реже.

Вора ищут до сих пор.

Жан-Леон Жером "Бассейн в гареме".

7 декабря 2009 г. в рамках программы Дни Эрмитажа состоялось представление после реставрации картины Жана-Леона Жерома "Бассейн в гареме".

"Бассейн в гареме" поступил в Эрмитаж в 1918 г. из Аничкова дворца в Петрограде.

Картина оказалась в России вскоре после выставки в Салоне 1876 г. Она была куплена для коллекции великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III, посетившего парижскую мастерскую Жерома в 1875 г. и заказавшего художнику эту картину.

22 марта 2001 г. полотно "Бассейн в гареме" было варварски вырезано из рамы и похищено из Эрмитажа

(пропажа была обнаружена в тот же день А. А. Бабиным, хранителем картины).

29 января 2007 г. картина была возвращена Эрмитажу. В конце декабря 2006 г. в приемную лидера КПРФ Геннадия Андреевича Зюганова позвонил неизвестный и сообщил, что хотел бы передать картину "Бассейн в гареме" именно КПРФ. Звонивший находился рядом со зданием нижней палаты парламента на Охотном Ряду, к нему спустился сотрудник аппарата партии, которому и было передано полотно.

Картина была в аварийном состоянии. Холст был сложен вдвое, хрупкие нити основы перетерлись и лопнули; по линиям сгибов образовался крестообразный сквозной прорыв, что разделило картину на четыре отдельные части, соединенные между собой лишь отдельными нитями. По всей поверхности прослеживались крупные деформации, заломы, многочисленные утраты живописи, а на отдельных участках связь красочного слоя с основой была настолько слабой, что возникала угроза новых осыпей.

Комплекс и методику предполагаемых консервационных мероприятий, а также прохождение полного технико-технического исследования в Отделе научной технической экспертизы (зав. А. И. Косолапов) утвердила Реставрационная комиссия Лаборатории научной реставрации станковой живописи (председатель А. Г. Костеневич).

Для укрепления структуры памятника потребовался ряд сложных длительных поэтапных операций.

Отдельные части основного полотна были совмещены, ориентируясь на совпадающие линии рисунка. Стыковка хрупких тонких нитей основы проводилась с лицевой стороны, с предельной внимательностью и аккуратностью. Учитывая мелкозернистость, тонкость и хрупкость холста для достижения наилучшего результата все работы по стыковке проводились под микроскопом с пятикратным увеличением. Сохранившиеся нити размещались на прежние места, утраченные восполнялись новыми, взятыми с кромок, в соответствии с системой плетения. В зависимости от сложности и конфигурации прорыва за день удавалось состыковать в среднем около 1см.

Таким же методом по периметру пристыковали срезанные авторские кромки с фрагментами оригинальной живописи.

В местах утрат красочного слоя был подведен и выровнен под микроскопом новый реставрационный грунт. Живопись восполнена строго в пределах утрат с максимальным приближением к манере авторской живописи (руководитель реставрации картины "Бассейн в гареме" Жерома - реставратор высшей категории Т. П. Алешина. Исполнитель - реставратор I категории М. В. Шулепова).

Жан-Леон Жером (1824-1904) французский живописец и скульптор салонно-академического направления, ученик Поля Делароша. Писал картины на темы из истории Франции и Древней Греции, а затем, после путешествия в Турцию и Египет, - "в восточном вкусе с мавританской экзотикой". Видный представитель "неогреческого" стиля, основывающегося на наследии Энгра.

Неослабевающий интерес Жерома к изображению сцен из жизни мусульманского мира закрепил за ним репутацию "этнографического художника", которой он гордился.

После демонстрации "Бассейна в гареме" в Салоне 1876 г. репродукции с картины, изготовленные издательским домом "Гупиль", приобрели широкую популярность

В октябре 1885 г., император Александр III приобрел еще одну работу Жана-Леона Жерома на сходный с "Бассейном в гареме" сюжет - картину "Большой бассейн в Бруссе", который имел успех в Салоне 1885 г. Картина находилась в Эрмитаже, но была продана в 1930 г. ("Большой бассейн в Бруссе" фигурировал на аукционе "Сотбис" в Лондоне 15 июня 2004 г.).

Жан - Леон Жером.Большой бассейн в Бруссе.1885 год.

Судьбы похищенных из Государственного Эрмитажа экспонатов неисповедимы: еще не завершилось следствие по делу о большой краже из ювелирного фонда, как из ниоткуда возникла пропавшая пять лет назад картина Жана Леона Жерома "Бассейн в гареме". Неведомые доброжелатели доставили ее в приемную лидера компартии Геннадия Зюганова.

Царское дело

Картина "Бассейн в гареме" - хрестоматийная работа салонного ориенталиста Жерома. В собрание Эрмитажа она попала после национализации императорских коллекций в 1918 году. До того полотно висело в Аничковом дворце. В Россию оно попало благодаря великому князю Александру Александровичу, впоследствии императору Александру III. Цесаревич, как известно, "собственного влечения" к живописи не имел, но собирал ее энергично и бессистемно.

"Бассейн в гареме" великий князь приобрел еще до вступления на престол - в 1876 году. В 1885-ом, уже будучи императором, Александр Александрович купил еще одно полотно Жерома - "Большой бассейн". По какой-то причине именно на эту картину пал выбор людей, отбиравших в 1930-х эрмитажную живопись для продажи на Запад. В 2004 году она была выставлена на лондонские торги Sotheby"s двумя европейскими коллекционерами и продана за 1,9 миллиона фунтов стерлингов. Для живописи Жерома эта сумма стала рекордной. Впрочем, он весьма популярен среди собирателей - в 1980-х - 1990-х его восточные ню продавались в пределах полутора-двух миллионов долларов.

Бороться и искать

Живописец и скульптор Жан Леон Жером (1824-1904) учился у Поля Делароша, много путешествовал по Италии, Турции, Египту. В 1847 году получил медаль в парижском Салоне. Прославился полотнами с изображениями восточных красавиц, жанровыми картинами с колоритными башибузуками, портретами исторических деятелей. Среди его многочисленных учеников был и наш знаменитый соотечественник Василий Верещагин.

В оставленном на охране бумажном пакете оказался свернутый вчетверо холст, сильно потертый и порванный. Пресс-секретарь фракции КПРФ в Думе Екатерина Кибис довольно быстро отыскала репродукцию полотна в интернете: это оказался "Бассейн в гареме" кисти французского салонного художника второй половины XIX века Жана Леона Жерома.

Картина была похищена среди бела дня 22 марта 2001 года из 330-го зала Эрмитажа. Ее искали, но не нашли, и дело было приостановлено за "неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого". Местонахождение полотна также осталось неизвестным.

Сразу после кражи в 2001 году директор Эрмитажа Михаил Пиотровский предположил, что за ней стоял одиночка, не рассчитывавший продать ее: полотно слишком известно, не слишком модно. "Возможно, - высказал тогда предположение директор, - мы имеем дело с маньяком, потому что на картине изображены обнаженные женщины". Правда, тут же Пиотровский отметил, что полотно было выкрадено кем-то опытным - резавшим холст из подрамника аккуратно и уверенно. Кто бы ни был этот решительный эротоман, след его простыл бесследно.

Поиски картины все эти пять лет не прекращались. Более того, они обросли удивительными слухами: так, в июне 2006 года в петербургских СМИ появилась информация о том, что "Бассейн в гареме" возвращен в Эрмитаж. Сообщалось, что "сотрудники службы безопасности Эрмитажа во главе с бывшим заместителем начальника 12-го "антикварного" отдела ГУВД Петербурга и Ленинградской области Александром Хожеиновым вышли на заказчика похищения и уговорили его вернуть картину музею за выкуп в 200 тысяч долларов из личных средств директора музея Михаила Пиотровского". Впрочем, все поименованные лица слухи решительно опровергли.

Вновь обретенному "Бассейну в гареме" предстоит долгая реставрация и возвращение в зал Эрмитажа. Приятный финал трудного года для главного российского музея.

Картины "Бассейн в гареме" кисти Жана-Леона Жерома вернулась в Эрмитаж после реставрации...

"Бассейн в гареме" поступил в Эрмитаж в 1918 г. из Аничкова дворца в Петрограде. Картина оказалась в России вскоре после выставки в Салоне 1876 г. Она была куплена для коллекции великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III, посетившего парижскую мастерскую Жерома в 1875 г. и заказавшего художнику эту картину.

22 марта 2001 г. полотно "Бассейн в гареме" было варварски вырезано из рамы и похищено из Эрмитажа. Пропажа была обнаружена в тот же день хранителем картины.

29 января 2007 г. картина была возвращена Эрмитажу. В конце декабря 2006 г. в приемную лидера КПРФ Геннадия Зюганова позвонил неизвестный и сообщил, что хотел бы передать картину "Бассейн в гареме". Звонивший находился рядом со зданием нижней палаты парламента на Охотном Ряду, к нему спустился сотрудник аппарата партии, которому и было передано полотно.

Картина оказалась в аварийном состоянии. Холст был сложен вдвое, хрупкие нити основы перетерлись и лопнули; по линиям сгибов образовался крестообразный сквозной прорыв, что разделило картину на четыре отдельные части, соединенные между собой лишь отдельными нитями. По всей поверхности прослеживались крупные деформации, заломы, многочисленные утраты живописи, а на отдельных участках связь красочного слоя с основой была настолько слабой, что возникала угроза новых осыпей.

Для укрепления структуры памятника потребовался ряд сложных длительных поэтапных операций. Отдельные части основного полотна были совмещены, ориентируясь на совпадающие линии рисунка. Стыковка хрупких тонких нитей основы проводилась с лицевой стороны, с предельной внимательностью и аккуратностью. Учитывая мелкозернистость, тонкость и хрупкость холста для достижения наилучшего результата все работы по стыковке проводились под микроскопом с пятикратным увеличением. Сохранившиеся нити размещались на прежние места, утраченные восполнялись новыми, взятыми с кромок, в соответствии с системой плетения. В зависимости от сложности и конфигурации прорыва за день удавалось состыковать в среднем около 1 см.

В местах утрат красочного слоя был подведен и выровнен под микроскопом новый реставрационный грунт. Живопись восполнена строго в пределах утрат с максимальным приближением к манере авторской живописи (руководитель реставрации картины "Бассейн в гареме" Жерома - реставратор высшей категории Т. П. Алешина. Исполнитель - реставратор I категории М. В. Шулепова).

Жан-Леон Жером (1824-1904) французский живописец и скульптор салонно-академического направления, ученик Поля Делароша. Писал картины на темы из истории Франции и Древней Греции, а затем, после путешествия в Турцию и Египет, - "в восточном вкусе с мавританской экзотикой". Видный представитель "неогреческого" стиля, основывающегося на наследии Энгра.




Top