Украинская художница девочка в венке. То, что мы видим, зависит от того, куда мы смотрим

Кипренский, Орест Адамович. Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)

Кипренский, Орест Адамович. Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819. ГТГ

Холст, масло. 42,5X40,9 (круг в прямоугольнике)

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Место создания Рим, Италия

Эпоха, стиль, направление романтизм, реализм

Портрет был написан в 1819 году в Риме. В «Реестре» своих картин
Кипренский назвал его «Девочка прекрасного лица в венке маковом с
цветочком в руке».

В 1822 году художник выставил его не без успеха в парижском Салоне под
названием «Голова ребенка». Архитектор Ф. Ф. Эльсон, описывая работы
Кипренского в Салоне, связывает картину с именем девочки Мариуччи.
Свидетельству Эльсона можно верить: он прекрасно знал жизнь русской
художественной колонии в Риме.

Позднее, в 1830 году, картина под названием «Девочка с цветком в маковом
венке» экспонировалась на выставке в Неаполе. Она была принята местными
знатоками за картину старого европейского мастера, и Кипренский,
согласно их мнению, написать ее не мог, о чем художник писал А. Х.
Бенкендорфу: «Мне в глаза говорили г. профессора <…> якобы в
нынешнем веке никто в Европе так не пишет, а особенно в России может ли
кто произвесть оное чудо».

Но кто эта девочка на полотне? Мариучча - Анна-Мария Фалькуччи -
родилась около 1812 года и была дочерью итальянской красавицы-натурщицы.
Ее мать позировала Кипренскому для картины «Анакреонова гробница», жила
в доме художника и была близка с ним. Потом произошло событие
загадочное и трагическое, оставившее черную тень на всей дальнейшей
жизни Кипренского.

«Однажды утром натурщицу нашли мертвой. Она умерла от ожогов. На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожженный.

Через несколько дней в городской больнице „Санта-Спирито“ умер от
неизвестной болезни слуга Кипренского - молодой и дерзкий итальянец.

Глухие слухи поползли по Риму. Кипренский утверждал, что натурщица убита
слугой. Медлительная римская полиция начала расследование уже после
смерти слуги и, конечно, ничего не установила.

Римские обыватели, а за ними и кое-кто из художников открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а Кипренский.

Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки
швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи - ремесленники и
торговцы - грозили убить.

Кипренский не выдержал травли и бежал из Рима в Париж» (Паустовский К. Книга о художниках. - М.: Искусство, 1966. С. 37.).

Уезжая из Италии в 1822 году, Кипренский письменно обратился к кардиналу
Гонзальви с просьбой определить девочку в монастырский пансион. И
оставил деньги на воспитание сироты.

«В Париже русские художники, бывшие друзья Кипренского, не приняли его.
Слух об убийстве дошел и сюда. Двери враждебно захлопывались перед ним.
Выставка картин, устроенная им в Париже, была встречена равнодушно.
Газеты о ней промолчали.

Кипренский был выброшен из общества. Он затаил обиду. В Италию возврата
не было. Париж не хотел его замечать. Осталось одно только место на
земле, куда он мог уехать, чтобы забыться от страшных дней и снова
взяться за кисть. Это была Россия, покинутая родина, видевшая его
расцвет и славу» (Паустовский К. Книга о художниках. - М.: Искусство,
1966. С. 37.).

Живя в России, Кипренский в письмах к своему знакомому, С. И. Гальбергу,
постоянно просил сообщать ему о Мариучче, к которой был привязан.
Творческих взлетов Петербург не принес. Снова приехав в Италию,
Кипренский в 1829 году встретился с Мариуччей, ставшей стройной и милой
девушкой. Ей было 17 лет, а мастеру – сорок семь.

Летом 1836 года Кипренский без огласки обвенчался с Мариуччей, ради
этого перейдя в католичество. Но счастья и желанного покоя он не обрел.
Девушка не любила его, хотя была благодарна за заботу о ней. Чтобы
обеспечить свою молодую супругу, Кипренский был согласен на любой
заработок: он писал модные и выспренные пейзажи, отсылал в Петербург
копии с картин знаменитых итальянцев, брал в долг где только мог.
Современники вспоминали, что он ссорился с женой, постоянно и помногу
пил. Через три месяца после свадьбы Кипренский скончался.

После смерти художника вдова, именуемая в русских документах Марией
Кипренской, прислала в Петербургскую Академию художеств оставшиеся ей в
наследство картины, в том числе и свой детский портрет, написанный
мужем. Почему-то она не захотела оставить его себе на память. Вырученные
от продажи картин 6 тысяч 228 рублей были ей отосланы. Из Италии пришла
ее расписка в получении денег, помеченная 28 января 1839 года. Это
последнее, что мы знаем о Мариучче. Следы ее и ее дочери Клотильды,
родившейся уже после смерти художника, безнадежно затерялись.

На портрете же, который сейчас висит в Третьяковской галере, милая
девочка со сломанной гвоздикой облокотилась по-детски неуклюже на
высокий стол и заинтересовано обернулась к зрителю. В ее движении -
чистота и естественность ребенка. Кажется, она минутой раньше что-то
спросила и ждет ответа, который затянулся...

Пелевин Ю.А.

Картина Кипренского «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)». 1819. ГТГ. Масло, масло. 42,5X40,9 (круг в прямоугольнике). Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № 5851

Портрет написан в 1819 г. в Риме. В «Реестре» своих картин Кипренский назвал его «Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке»

В 1822 году художник выставил его не без успеха в парижском Салоне под названием «Голова ребенка». Архитектор Ф.Ф. Эльсон, описывая работы Кипренского в Салоне, связывает картину с именем девочки Мариуччи. Свидетельству Эльсона можно верить: он прекрасно знал жизнь русской художественной колонии в Риме.

Позднее, в 1830 году картина под названием «Девочка с цветком в маковом венке» экспонировалась на выставке в Неаполе. Она была принята местными знатоками за картину старого европейского мастера, и Кипренский написать ее не мог, о чем художник писал А.Х. Бенкендорфу: «Мне в глаза говорили г. профессора <…> якобы в нынешнем веке никто в Европе так не пишет, а особенно в России может ли кто произвесть оное чудо».

Но кто эта девочка на полотне? Мариучча – Анна-Мария Фалькуччи – родилась около 1812 и была дочерью итальянской красавицы-натурщицы. Ее мать позировала Кипренскому для картины «Анакреонова гробница», жила в доме художника и была близка с ним. А потом произошло событие загадочное и трагическое, оставившее черную тень на всей дальнейшей жизни Кипренского.

«Однажды утром натурщицу нашли мертвой. Она умерла от ожогов. На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожженный.

Через несколько дней в городской больнице «Санта-Спирито» умер от неизвестной болезни слуга Кипренского - молодой и дерзкий итальянец.

Глухие слухи поползли по Риму. Кипренский утверждал, что натурщица убита слугой. Медлительная римская полиция начала расследование уже после смерти слуги и, конечно, ничего не установила.

Римские обыватели, а за ними и кое-кто из художников открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а Кипренский.

Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи - ремесленники и торговцы - грозили убить.

Кипренский не выдержал травли и бежал из Рима в Париж» (Паустовский К. Книга о художниках. – М.: Искусство, 1966. С. 37.).

Уезжая из Италии в 1822 году, Кипренский письменно обратился к кардиналу Гонзальви с просьбой определить девочку в монастырский пансион. И оставил деньги на воспитание сироты.

«В Париже русские художники, бывшие друзья Кипренского, не приняли его. Слух об убийстве дошел и сюда. Двери враждебно захлопывались перед ним. Выставка картин, устроенная им в Париже, была встречена равнодушно. Газеты о ней промолчали.

Кипренский был выброшен из общества. Он затаил обиду. В Италию возврата не было. Париж не хотел его замечать. Осталось одно только место на земле, куда он мог уехать, чтобы забыться от страшных дней и снова взяться за кисть. Это была Россия, покинутая родина, видевшая его расцвет и славу» (Паустовский К. Книга о художниках. – М.: Искусство, 1966. С. 37.).

Живя в России, Кипренский в письмах к своему знакомому, С.И. Гальбергу, постоянно просил сообщать ему о Мариучче, к которой был привязан. Творческих взлетов Петербург не принес. Снова приехав в Италию, он в 1829 году встретился с Мариуччей, ставшей стройной и милой девушкой. Ей было 17 лет, а мастеру – 47.

Летом 1836 года Кипренский без огласки обвенчался с Мариуччей, ради этого перейдя в католичество. Но счастья и желанного покоя он не обрел. Девушка не любила его, но была благодарна за заботу о ней. Чтобы обеспечить Мариуччи, Кипренский был согласен на любой заработок: он писал модные и выспренные пейзажи, продавал в Петербург копии с картин знаменитых итальянцев, брал в долг, где только мог. Современники вспоминали, что он ссорился с молодой женой, постоянно и много пил. Через три месяца после свадьбы Кипренский скончался.

После смерти художника вдова, именуемая в русских документах Марией Кипренской, прислала в Петербургскую Академию художеств оставшиеся ей в наследство картины, в том числе и свой детский портрет, написанный мужем. Почему-то она не захотела его оставить себе на память. Вырученные от продажи картин 6 тысяч 228 рублей были ей отосланы. Из Италии пришла ее расписка в получении денег, помеченная 28 января 1839 года. Это последнее, что мы знаем о Мариуччи. Следы ее и дочери Клотильды, родившейся уже после смерти художника, безнадежно затерялись во времени.

А на портрете, который сейчас висит в Третьяковской галере, милая девочка со сломанной гвоздикой облокотилась по-детски неуклюже на высокий стол и заинтересовано обернулась к зрителю. В ее движении – чистота и естественность ребенка. Кажется, она минутой раньше что-то спросила и ждет ответа, который затянулся...

Девочка в маковом венке

Доброе утро!- Аляска вошла в кабинет, с трудом удерживая в руках стопку свернутых в рулоны плакатов. Осторожно сгрузив свою ношу на преподавательский стол, она радостно улыбнулась студентам,- наконец-то я добралась до вас, дорогие мои старшекурсники!

Тема нашей сегодняшней лекции не имеет четких границ. Почему? Потому что сегодня мы поговорим о картинах, на которых изображены реальные персонажи с реальными судьбам. О натурщиках, судьбы которых тесно сплелись с судьбами мастеров, их писавших.

Подобных примеров много, но я расскажу вам всего один… зато очень яркий и показательный,- Аляска взмахнула палочкой, один из плакатов с шелестом развернулся и взмыл в воздух.

Перед вами знаменитая картина Ореста Кипренского «Девочка в маковом венке»

Художник написал эту картину в далеком 1819 году, в Италии. Для нас с вами это просто портрет миловидной, пухленькой и румяной девочки с летним венком на голове. О чем мы думаем, глядя на эту картину? Возможно, кто-то умилится наивности детского взгляда, а кто-то, глядя на цветы в волосах, вспомнит о детстве. Но о чем думал сам художник, глядя на творение рук своих?

…Её звали Анна-Мария Фалькуччи, она была дочерью натурщицы и позировала художнику для картины «Анакреонова гробница». Он очень привязался к этой девочке с ясными глазами, и как мог, помогал ей, ведь Анна-Мария жила в крайней бедности.

Как раз в то время, очарованный маленькой итальянкой, Кипренский написал картину «Девочка в маковом венке». И для всего мира это была просто девочка. А для него – Мариучча.

Да, он называл её Мариуччей, и в 1823 году, когда срок его пребывания в Италии истек, художник отдал девочку в школу при католическом монастыре.

И вернулся в Россию. Мариучча не видела своего благодетеля долгие 5 лет. Наконец в середине 1928 года Кипренский вернулся в Рим, но уже не узнал своей маленькой протеже - из наивной обаятельной девочки Мариучча превратилась в божественно красивую девушку. Художник был ошеломлен, очарован и влюбился без памяти. Он снял домик на окраине города и забрал девушку из монастыря. Позже он принял католичество и они обвенчались…

А ещё через 4 месяца Орест Кипренский умер от воспаления легких. Несколько месяцев спустя на свет появилась дочь художника – Клотильда Кипренская. К сожалению, исследователям не удалось выяснить, как сложилась её судьба.

Аляска взглянула на картину, и покачала головой. - Когда я смотрю на портрет этой девочки, написанный в те годы, когда и она, и художник были счастливы, и жили мечтами о будущем, мне становится немного страшно. Мы видим прошлое, которое когда-то было настоящим, и знаем, что ждет эту пару впереди. Гениальная кисть Кипренского сохранила для нас один только миг из двух тесно переплетенных судеб, но, зная теперь историю девочки в маковом венке, что вы думаете, глядя на эту картину?)

Аляска взмахнула палочкой, и репродукция плавно опустилась на стол, вновь свернувшись в трубку.

Я конечно задала вам риторический вопрос (хотя можете попытаться на него ответить – интересный ответ я обязательно оценю) А теперь записываем настоящий вопрос, то есть ваше домашнее задание.

Приведите мне другой пример картины, на которой изображены реальные персонажи (или один персонаж) судьбы которых так или иначе переплетены с судьбой писавшего их мастера. P/S/ Пожалуйста, постарайтесь не выбирать для ответа написанные по заказу портреты. И нюхлеру понятно, что на портретах изображены реальные персонажи. Проявите чуть больше фантазии;)

Удачи всем и до встречи!

В 1819 году Орест Кипренский написал портрет Мариуччи - «Девочка в маковом венке с красной гвоздикой в руке» - шедевр, который в Уффици посчитали «невозможным в XIX веке». Портрет приписывали великим мастерам Возрождения, но Кипренский с легкостью доказал свое авторство. Рим носил его на руках.

Вернее, когда он писал портрет, звали ее Мариучча и была она дочерью итальянской натурщицы, с которой художник был близок.А потом случилась трагедия о которой говорил весь Рим.

Натурщица Кипренского, мать маленькой Мариуччи, однажды утром была найдена в его ателье мертвой. Кто-то задушил ее, накрыл холстом, облил скипидаром и поджег.
Кипренский обвинил в убийстве своего слугу Анджело, он всегда отличался дерзким характером. Слугу нашли, Анджело лежал на полу и бредил. Его отвезли в городскую больницу «Санта-Спирито», где он умер через несколько дней, так и не придя в сознание.

Кипренский был убежден, что натурщица убита слугой, но его уверенность разделяли немногие. В городе открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а сам художник. Полиция так ничего и не выяснила.Этот случай наложил отпечаток на всю жизнь Ореста Адамовича.

Константин Паустовский писал:
"Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи - ремесленники и торговцы - грозили убить."
В Париже русские художники, бывшие друзья Кипренского, не приняли его. Слух об убийстве дошел и сюда. Двери враждебно захлопывались перед ним.
Выставка картин, устроенная им в Париже, была встречена равнодушно.Газеты о ней промолчали.

Кипренский был выброшен из общества. Он затаил обиду. В Италию возврата не было. Париж не хотел его замечать. Осталось одно только место на земле, куда он мог уехать, чтобы забыться от страшных дней и снова взяться за кисть. Это была Россия, покинутая родина, видевшая его расцвет и славу.

Спешно покидая Италию в 1822 году, Кипренский определил 10-летнюю Мариуччу в монастырский пансион, оставив при этом большую сумму на воспитание девочки, к которой был очень привязан.
Все эти годы Анна-Мария Фалькуччи,таким было полное имя девочки, провела в монастырской школе. Она почти не общалась с другими девочками и была очень одинока.
В 1828 году Кипренский вновь возвращается в Италию.На следующий день после приезда он отправился в пансион к Мариучче. А еще через неделю он, сняв небольшой домик, поселился там вместе с ней.

Ей было 16, ему – 46. После восьми лет совместной жизни он летом 1836-го без огласки обвенчался с ней.Но, к сожалению, счастья этот брак не принес. Девушка не любила Кипренского, хотя и была благодарна ему за заботу.
Присутствие молодой красивой женщины не избавляло от тоски.

Но покоя он так и не обрел - сильно пил, каждую ночь возвращался пьяный и приводил в свой дворец собутыльников. О пагубной страсти Кипренского ходили легенды. Его друг, художник-гравёр Федор Иордан, будущий ректор Академии художеств, рассказывал, что каждый день Орест напивался в ближайшей кофейне, а затем запасался белым хлебом и кормил бездомных собак. Драки голодных животных за кусок хлеба веселили художника...

Художник скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких и был погребён там же в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте. Над надгробием стоит стела с надписью:

«В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора и советника Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, живущие в Риме русские художники, архитекторы и скульпторы, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»

После его смерти Мариучча прислала в Петербургскую Академию художеств оставшиеся ей в наследство картины, в том числе и «Девочку в маковом венке». Деньги за проданные картины были ей отосланы, расписка получена.

Через несколько месяцев после смерти Кипренского Мариучча родила его дочь, Клотильду.Это было последнее известие о ее судьбе. Далее следы затерялись...

Http://maxpark.com/community/6782/content/1877590

Кандидат филологических наук И. Грачева, доцент Рязанского педагогического университета.

Орест Кипренский. Автопортрет в полосатом халате. 1828 год.

О. Кипренский. "Девочка в маковом венке". 1819 год. Так изобразил художник свою маленькую натурщицу Марию, или, как звал ее художник, Мариуччи.

Один из лучших портретов А. С. Пушкина, отмеченный печатью высокого вдохновения, Кипренский создал в 1827 году. Горький изгиб губ и некоторая настороженность во взоре словно говорят о невысказанной тревоге.

О. Кипренский. Автопортрет, написанный художником по заказу галереи Уффици. 1819 год.

О. Кипренский. Именно этот портрет А. К. Швальбе, написанный художником еще в 1804 году, итальянские мэтры сочли работой прежних мастеров - Рембрандта или Рубенса.

"Женский образ у Кипренского, - пишет искусствовед В. С. Турчин, - занимал особое положение в поэтике портретной живописи. Он вырастал до символа нравственной чистоты, благородства и красоты". Портрет Е. С. Авдулиной написан Кипренским в 1822 году.

О. Кипренский. "Портрет неизвестной" (1829). Так сказано в альбоме. Но вглядитесь в ее черты и черты "Девочки в маковом венке" - может быть, перед нами повзрослевшая Мариучча?

"Гений - явление природное. Его деятельность не может быть измерена понятием "художественный вкус", ибо это категория историческая, воспитанная, а не врожденная. Гений же изумляет всем, даже своими погрешностями. Гений ценится не за созданные им произведения, которые вовсе не должны быть - и это не парадокс! - "гениальными". Его цель иная. Он частица идеального эстетического начала в мире. Поэтому вся его жизнь - уже искусство, уже проявление художественного... Собственная жизнь романтика эмоциональнее и содержательнее искусства; в искусстве его личность полностью и не может реализоваться. Гений - гениален в жизни и талантлив в искусстве. Он актер в своей драме, он из жизни хочет сделать поэму, хотя она такой и не могла бы стать. Искусство для романтика, для Кипренского было формой бытия, частью самой жизни". - Так написал крупнейший искусствовед Валерий Стефанович Турчин в своей монографии о Кипренском (1975).

В 1788 году в Воспитательное училище при Петербургской академии художеств привезли шестилетнего мальчика, которого записали под звучной фамилией "Кипренский". Официально он считался сыном Адама Швальбе, дворового человека помещика А. С. Дьяконова. Но ходили упорные слухи, что отцом мальчика и был сам бессемейный помещик. Недаром ребенок сразу же при рождении получил вольную, в то время как его родители оставались крепостными до смерти помещика и только по его завещанию были отпущены на волю. И еще одна немаловажная деталь: родившемуся от крепостной девки Анны Гавриловой дали необычное имя, словно герою античности, - Орест. Через год, чтобы соблюсти приличия, барин повенчал Анну и А. Швальбе, но, видимо, не пожелал, чтобы мальчик носил фамилию приемного отца.

По поводу фамилии "Кипренский" существовали разные домыслы. Мальчика крестили в Копорье, и, по одной из версий, его первоначально могли назвать Копорским. Но, возможно, Дьяконов, воспитанный, как и многие его современники, на античных образцах, фамилию маленького Ореста произвел от одного из имен богини любви Афродиты - Киприда (в ранних документах его называли Кипрейским).

И действительно, Оресту, вступающему в жизнь, словно покровительствовал какой-то добрый, светлый дух. Его яркий живописный талант счастливо сочетался с обаятельной внешностью, изысканными манерами, открытым, общительным характером и душевной мягкостью. А когда в 16 лет его посетила первая любовь, то он с юношеской безоглядностью чуть не принес ей в жертву свое дарование и будущность в искусстве. Но красавица, покорившая его неопытное сердце, отдавала предпочтение военным. Безутешный юноша решился на отчаянный шаг. Под предлогом свидания с родными он отпросился из академии и, нарушив стройный порядок дворцового вахтпарада, обратился к императору Павлу с просьбой перевести его в военную службу. По тем временам за столь неслыханную дерзость можно было серьезно поплатиться. Однако вспыльчивый государь находился в добром расположении духа и, внимательно оглядев юного волонтера, передал его обер-полицмейстеру с наказом отправить обратно в академию. Если бы знал Павел, как будет ему благодарно впоследствии русское искусство за столь прозорливое решение!

В 1803 году Орест окончил академический курс с аттестатом I степени - "За хорошие успехи и особливо за признанное добронравие, честное и похвальное поведение". Вместе с аттестатом выпускнику вручили шпагу - знак дворянского достоинства. Но по просьбе Кипренского его оставили при академии еще на два года пенсионером. Золотая медаль, которую он получил в 1805 году за картину "Дмитрий Донской на Куликовом поле", дала ему право в числе семи лучших воспитанников академии отправиться за границу, прежде всего в Италию, о которой все они мечтали. Однако наполеоновские войны, разразившиеся в Европе, надолго отодвинули поездку. Только в 1816 году добросердечная императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, выделила сумму из собственных средств на поездку художника за границу.

Солнечная Италия с ее великолепными картинными галереями, живописные города, шумное оживление на улицах, где повсюду звучала музыка, очаровали юношу. Радость, переполнявшая его душу, изливалась щедрой добротой на всех, кто оказывался рядом. Он опекал выпускников академии, вслед за ним приехавших в Италию: помогал подыскивать жилье, мастерские, рекомендовал натурщиков, устраивал заказы. Путешествовавший по Италии великий князь Михаил Павлович симпатизировал Кипренскому, но тот беспокоился не о своей карьере, а о том, чтобы русские художники и скульпторы получили княжеский заказ. Художник С. Ф. Щедрин писал родителям из Рима весной 1819 года: "Кипренский очень много хлопотал и поступал во всех случаях благородно и пользовался благосклонностью великого князя к нему в пользу нашу".

Орест не мог равнодушно пройти даже мимо голодной уличной собаки. Современники вспоминали, как, выходя после завтрака из трактира, он наполнял карманы хлебом и сухарями для угощения бродячих собак, которые с утра ждали его у трактирного порога и сопровождали до самой мастерской. Прохожие с веселым недоумением оглядывались на странную картину: по улице невозмутимо шествовал молодой, элегантно одетый красавец, окруженный преданным эскортом разномастных псов...

В Италии пришла к художнику известность. Уффици - знаменитая галерея во Флоренции - заказала Кипренскому, первому из русских живописцев, автопортрет. Традиция собирать автопортреты больших художников появилась в галерее в XVII веке. Но, скучая уже по оставленной родине и по друзьям, Орест писал А. Н. Оленину: "Я более почувствовал в отдаленности, сколь Россия любезна!" Однако, когда в начале 1818 года истек срок его пребывания за границей, в кабинет императрицы пришло неожиданное письмо, в котором художник просил позволить ему задержаться. Секретарь Елизаветы Алексеевны Н. М. Лонгинов тут же ответил: "Уверить вас могу, что Ее Величество с удовольствием согласилась на просьбу вашу, тем более что занятия и прилежание ваше не могут не быть нам известны".

Прошел год, и Кипренский вновь просит об отсрочке. Императрица, явно балуя своего любимца, снова отдает распоряжение за свой счет обеспечить ему кредит в заграничных банках. Истек и этот срок, а Кипренский, которому к началу 1821 года надлежало вернуться в Россию, с загадочным упорством не желал расставаться с Италией, рискуя навлечь на себя высочайший гнев.

Не только несметные сокровища картинных галерей и собирание слепков с античных шедевров для А. Н. Оленина удерживали его в Риме. В его доме поселилась шестилетняя Мария Фалькуччи (или Мариучча, как называл ее художник), беспризорная девочка, по сути, брошенная на произвол судьбы. Мать ее, уличная женщина, отдала дочь Кипренскому в качестве натурщицы. Сам лишенный в детстве семейного уюта и родительской ласки, Орест близко к сердцу принял горести малышки и старался окружить свою питомицу заботой и вниманием. Писатель и искусствовед В. В. Толбин в статье "О. А. Кипренский", помещенной в журнале "Сын Отечества" (1856), приводит не дошедшие до нашего времени письма Кипренского к друзьям, в которых тот с неподдельной нежностью отзывается о своей воспитаннице. Этот беззащитный, одинокий ребенок становится частью его жизни. "Она одна соединяет в себе для моего сердца, для моего воображения все пространство времени и мира", - пишет он к одному из друзей. И девочка платила ему такой же душевной привязанностью и преданностью. "Как можно оставаться равнодушным, - пишет Кипренский, - видя около себя существо, которое живет и дышит только что для меня... которое удовлетворяет сердце мое своею нежностью, гордость мою - своею покорностью..."

Однажды мать увела куда-то девочку с собой, и Кипренский, разыскав ее в казарме среди пьяной солдатни, решил всерьез заняться судьбой Мариуччи. Выплатив матери отступную сумму и добившись от нее официального отказа от ребенка, Кипренский стал опекуном Марии. Благодарная своему спасителю девочка старательно, словно понимая всю серьезность своего занятия, позировала для картин "Анакреонова гробница" и "Девочка в маковом венке с гвоздикой в руках". Картины имели большой успех.

Но художника уже подстерегали жестокие испытания: была убита натурщица, работавшая в его мастерской, и завистливые недоброжелатели обвинили в этом Ореста. Клевета никак не вязалась со светлым обликом самого Кипренского, более того, скоро нашли настоящего преступника (им оказался его слуга Анжело), и тем не менее глухие слухи и пересуды, преследуя Ореста, сделали его жизнь невыносимой. И он решил покинуть Италию, а пока не определится его будущность, отдать Марию в один из пансионов Тосканы. Он отправил девочку в карете с надежным провожатым, но ее родня, стремясь напоследок урвать у странного русского солидный куш, перехватила Марию по дороге и стала требовать за нее выкуп. Тогда художник обратился за помощью к кардиналу Э. Консальви. Беспокоясь о судьбе девочки, Кипренский писал ему, что "на мрачной и безнравственной стезе, по которой идет мать ее, и она не замедлит сама со временем совратиться с пути чести и добродетели". Кардинал пообещал поместить девочку в монастырский приют, где мать не смогла бы ее разыскать.

На родине Ореста ждали искренние приветы близких друзей, благожелательные отзывы в печати и череда тяжелых унижений. Недобрая молва опередила его. Как сообщает Ф. П. Брюллов в письме к своим братьям-художникам (август 1823 года), Ореста отказались принимать "во многих домах Петербурга". А 23 ноября того же года Брюллов пишет, что "императрица оставила без всякого внимания" своего прежнего любимца. Не пожелали его видеть и прежде благоволившие к нему великие князья. Со временем ему удалось оправдаться перед двором, и императрица Елизавета Алексеевна, над портретом которой он начал работу, милостиво дала ему аудиенцию 3 января 1825 года.

Но сплетни о "преступлении" художника еще долго будоражили петербургские гостиные. Возможно, что финальные слова в трагедии А. С. Пушкина "Моцарт и Сальери" о том, что "гений и злодейство - две вещи несовместные", и размышления героя поэмы Сальери, справедливы ли слухи о Микеланджело Буонарроти, который будто бы тайно убил своего ученика, служившего ему натурщиком, похоже также навеяны темными домыслами, омрачившими славу Кипренского.

Осложнились отношения с академией, которая отказала художнику в заслуженном профессорском звании. А. Н. Оленин, когда-то радушно принимавший Кипренского в своем доме, теперь - президент Академии художеств, во всеуслышание заявлял, что пагубно принимать в академию людей, "принадлежащих к холопскому званию, столь уничижительному не только у нас, но и во всех землях света". Новый император Николай I, задумав устроить в Зимнем дворце Галерею 1812 года, заказал ее англичанину Д. Доу и повелел именовать его "первым портретным живописцем его императорского величества". А ведь Кипренский еще до отъезда за границу создал замечательную серию портретов героев 1812 года (маслом и карандашом). По возвращении в Россию он пишет восхитивший многих современников портрет кавалергарда Д. Н. Шереметева.

Не могла не отозваться болью в душе Кипренского и расправа над декабристами. Среди них у него было немало знакомых, с которых он когда-то с любовью рисовал, а теперь приходилось прятать или вырывать из альбомов ставшие крамольными листы...

И все чаще вспоминалась ему "девочка в маковом венке", которая была так же одинока, как он сам. В письме к скульптору С. И. Гальбергу, оставшемуся в Италии, Кипренский просит разыскать Марию и выяснить, как ей живется: "Я весьма бы желал узнать о ее положении. Хорошо ли ей там, не надобно ли чего для помощи". В следующем письме он пишет тому же Гальбергу: "Прошу сделать мне дружбу, объявить начальнице ее, что я непременно приеду в Рим в течение двух или трех лет и постараюсь нашей Марьючче вполне оказать мое участие, которое я принял в ее судьбе. У меня никого ближе ее нет на земле, нет ни родных и никого".

В 1828 году он покинул негостеприимную родину и вернулся в Рим. Ранее в одном из писем С. И. Гальбергу он заявлял: "Честь Отечеству делать можно везде". Однако, когда Орест предложил на выставку в Неаполе портрет Адама Швальбе и "Девочку в маковом венке", произошла курьезная история. Искушенные в вопросах искусства итальянские мэтры не поверили, что их современник может обладать столь мощным талантом. Кипренский в письме А. Ф. Щедрину (31 декабря 1830 года) рассказывал: "Президент Академии кавалер Николини объявляет мне от имени Академии замечание, опытностью и знанием профессоров исследованное, якобы сии две картины не суть работы художника нынешнего века. Будто бы я выдал сии картины за свои, но в самом деле они писаны Рубенсом, одна (портрет отца), а девочка совсем другим манером и другим автором древним писана; что картины сии бесподобные, особенно портрет отца они почли шедевром Рубенса, иные думали Вандика (Ван Дейк. - И. Г. ), а некто Альберти в Рембрандты пожаловал..."

Русскому художнику категорично заявили, что "в Неаполе не позволят они себя столь наглым образом обманывать иностранцу". Пришлось обращаться в Россию за официальным подтверждением принадлежности этих картин кисти Кипренского. Но, несмотря на то, что после этой истории у Ореста появилось много восторженных почитателей, жилось ему трудно. А. А. Иванов сообщал своему отцу в сентябре 1835года: "Наш почтеннейший Кипренский, увенчанный лаврами Европы, едва живет в Риме". Он был слишком независим, чтобы заискивать перед знатью, а та охотней платила за умение угождать, чем за талант.

А что же Мария? Она превратилась в миловидную, изящную и образованную девушку, сохранившую нежную преданность своему покровителю. Ф. И. Иордан в своих "Записках" рассказывал, как был удивлен, когда встретил на улице художника, гуляющего под руку "с молодою белокурой римлянкой". Строгость католических нравов в то время была чрезвычайной: "В Риме боже избави гулять с римлянкою под руку, если она вам не жена; девицы даже боятся кланяться мужчинам на улице..." Однако выяснилось, что Мария ничем не нарушила приличий, так как в июле 1836 года стала "сеньорой", супругой русского художника Кипренского (чтобы преодолеть все препятствия к браку, ему пришлось тайно принять католичество).

Жизнь в это время поманила Кипренского светлыми надеждами. Отправленные им в Россию на выставку картины имели у публики большой успех. Более того, на них обратил заинтересованное внимание сам государь. Николай I приобрел с выставки "Вид Везувия". А. Н. Оленин, поздравляя художника с высочайшей милостью, передавал в письме: "Государь Император между прочим изволил спрашивать, не известно ли, скоро ли вы возвратитесь в Отечество?" Российская академия художеств на этот раз заочно утвердила Кипренского в звании профессора. Окрыленный успехами и стосковавшийся по родине, Кипренский сразу же стал собираться в Петербург. Н. В. Кукольник в "Художественной газете" (1836, № 4) поспешил известить русскую публику: "О. А. Кипренский возвращается в Россию и, по последним известиям, весьма в скором времени должно ожидать его прибытие в С.Петербург".

Часть имущества уже была упакована в ящики и отправлена в Россию с кораблем, носившим название "Анна Мария" (по странному совпадению это было полное имя Мариуччи). Кипренский спешил закончить все дела в Италии, прощался со знакомыми, уверенный, что теперь уезжает насовсем. Восторженно мечтал о творческих замыслах, которые ему предстоит осуществить на родине. В сутолоке сборов он не придал значения полученной простуде. Но судьба отпустила ему семейного счастья всего на три месяца. Болезнь оказалась коварной. Друзья готовили для Кипренского прощальный обед, спорили о подарке, сочиняли памятную надпись, не подозревая, что вскоре им придется провожать художника в иной путь и заботиться о надписи для надгробной плиты.

Ф. И. Иордан вспоминал: "Зайдя к нему на квартиру, жаль было видеть стоящий на полу простой гроб с теплящеюся лампадою в головах. Старичок священник сидел в стороне. Прискорбно было видеть это сиротство славного художника на чужбине". Смерть Кипренского (а умер он 5 октября 1836 года) для Рима, захваченного весельем очередных празднеств, прошла незаметно. На улицах звенели бубны и гитары, разряженные толпы плясали и пели, по городу разъезжали коляски с оживленными, шумными людьми. А на скромном кладбище одной из приходских церквей тосковала молодая вдова, клала нежные заморские цветы на могилу того, кто когда-то в юности гордо заявлял: "Я радуюсь, что родился русским!"

Через несколько месяцев появилась на свет дочь Кипренского Клотильда. Друзья художника старались помочь его осиротевшей семье: им удалось выхлопотать при дворе пенсион для вдовы, который пересылался в Италию. Иордан рассказывал, что он с Н. И. Уткиным в 1844 году разыскал в Риме Марию, вступившую в новый брак с каким-то маркизом. Так как Мария таким образом потеряла право на денежное пособие, то Академия художеств, заботясь о дочери Кипренского, решила составить особый капитал на имя Клотильды. Но потом следы Марии и Клотильды затерялись.

Может быть, и сейчас в Италии здравствуют потомки Кипренского, даже не подозревающие о том, что их род идет от знаменитого русского предка.




Top