Умер автор песен для группы наутилус помпилиус. Группа «Наутилус Помпилиус

Не так давно, а именно 36 лет назад, была создана легендарная группа «Наутилус Помпилиус». Каждый из нас хотя бы раз в жизни напевал их песни. В нашей статье вы узнаете о составе группы, о солисте, а также историю создания этого музыкального коллектива.

Введение

«Наутилусы» относятся к одним из самых популярных отечественных рок-групп. Ее основали в Свердловске. Современному поколению этот город известен под названием Екатеринбург.

Официальным годом основания считается период с 1982 по 1983 год. Это то время, когда Вячеслав Бутусов начал совместную работу с Дмитрием Умецким над первым альбомом под названием «Переезд».

С начала основания состав «Наутилуса Помпилиуса» в разные годы менялся не раз. Помимо состава было изменено и музыкальное направление. Однако неизменным солистом группы «Наутилус Помпилиус» остается Вячеслав Бутусов.

Самые популярные композиции

У каждой группы есть песни, которые принесли им всемирную известность и популярность. Но «Наутилусы» выпустили не один такой трек. Представляем вашему вниманию любимые мелодии россиян:

  • «Князь тишины»;
  • «Взгляд с экрана»;
  • «Прощальная песня»;
  • «Хлоп-хлоп»;
  • «Тутанхамон»;
  • «Скованные цепью»;
  • «Прогулки по воде»;
  • «Колеса любви»;
  • «Дыхание»;
  • «Прогулки по воде».

Название

Возможно, многие из вас испытают чувство удивления, но первый состав группы «Наутилус Помпилиус» имел название «Али-Баба и 40 разбойников». Спустя год, а именно в 1983 году Андрей Макаров (звукорежиссер) предложил название «Наутилус». Однако спустя еще два года дополнил название. Так образовалась группа именуемая «Наутилус Помпилиус».

Примечательно, что в те годы в Советском Союзе существовало огромное количество с таким же названием. Например, москвичи слушали «Наутилуса» с Евгением Маргулисом, который незадолго до того покинул ансамбль «Машина времени». Питерские «Наутилусы» в то время выпустил второй альбом, который назвали «Невидимка» (1985).

Для того чтобы избежать путаницы, питерский состав «Наутилус Помпилиус» к альбому добавил сопроводительную записку. Для слушателей сообщалось, что это группа была названа в честь моллюска, который по своей природе не только красив, но и обаятелен.

История основания музыкального коллектива

В 1978 году студенты Свердловского архитектурного института - Умецкий и Бутусов, создали объединение, которое впоследствии стало группой «Наутилус Помпилиус», фото которой вы видите ниже.

В первые годы своего существования коллектив выступал сначала на танцах. Затем они начали исполнять песни рок-групп с запада. Первая попытка записать собственный материал на пленочный носитель состоялась в 1982 году. Именно в это время Бутусову удалось записать сразу несколько песен, которые чуть позже вошли в альбом под названием «Переезд», который стал дебютным.

На тот момент западная группа Led Zeppelin оказала на питерский коллектив заметное влияние. Следующий альбом «Невидимка» дал понять фанатам, что состав группы «Наутилус Помпилиус» изменил свой стиль. Парни переориентировались на новую волну по подобию

Восхождение на вершину признания

Известность на всю страну эта музыкальная команда получила, когда в свет вышел альбом «Разлука», датируемые 1986 годом. Тогда музыкальный коллектив обрел новый имидж, с которым «Наутилусы» ассоциируются больше всего. Их внешний вид характеризовался псевдовоенной формой, частичным гримом, а также скупой, однако, выразительной пластикой. Состав группы «Наутилус Помпилиус» в 1987 году опроверг представление о свердловских рок-группах. Музыканты претендовали стать лидерами отечественного рока наряду с такими легендами, как «Алиса», «Аквариум» и «Кино».

Успех команды закрепило выступление на фестивале в Вильнюсе в 1987 году, а также в Подольске и в Москве. Центральная пресса пестрила публикациями о восхождении новой рок-легенды. Стоит отметить, что коллектив обрел популярность благодаря музыкальной выразительности и мелодизму, которые порой, как отмечают музыковеды, граничили со шлягерностью. По душе жителям Союза пришлись и тексты который умело писал песни на злободневные социальные проблемы. А в годы перестройки фигура лидера оказалось харизматичной и востребованной.

Пик популярности

Всесоюзная известность составу группы «Наутилус Помпилиус» выпала на 1988 год. В это время музыканты активно перемещались с гастролями по всему Советскому Союзу и даже выезжали заграницу в конце года. Они с концертом выступили в Финляндии после съемок в финском в фильме про советский рок под названием «Серп и гитара». Группа выпустила самую первую пластинку под названием «Князь тишины». Коллектив посчитала нужным включить переигранные хиты «Нау» из двух последних альбомов. Таким образом, в состав пластинки вошли такие песни, как «Последнее письмо», «Скованные цепью», «Казанова», «Шар цвета хаки», «Взгляд с экрана». Кроме того, было добавлены на пластинку несколько новых композиций, которые фанаты группы слышали только на концертах, но на музыкальных носителях они еще не тиражировались, в том числе и композиция «Я хочу быть с тобой».

Впоследствии этот альбом стал самым хитовым в истории коллектива. Однако некоторые считают, что на тот момент популярность им обеспечил в одной из статей газеты «Музыкальная правда», а также выпуск программы «Взгляд».

Последствия первого творческого кризиса

Бесконечный график, гастроли, финансовый успех, а также стычки с зарождающимся отечественным шоу-бизнесом не лучшим образом сказывались на отношениях внутри коллектива. В творческой мастерской стали слышны ссоры, постоянные разногласия, а также произошли первые изменения в составе группы «Наутилус Помпилиус».

Вершиной в этом кризисе стал уход одного из основателей коллектива. Дмитрий Умецкий не выдержал. Впоследствии Бутусову стало понятно, что их коллектив несовместим с шоу-бизнесом. Он тяжело принимает серьезное решение. Состав группы «Наутилус Помпилиус» в 1987 году меняется. А на следующий год Бутусов, устав от бесконечных неурядиц и проблем, распускает группу.

В 1989 году основатели коллектива восстанавливают творческие отношения. В результате чего поклонники получили новый альбом под названием «Человек без имени», в котором отметились участники коллективов «ДДТ» и «Телевизор». Однако очередные разногласия, касавшиеся судьбы последующего альбома и будущего коллектива, привели уже к окончательному расторжению творческих отношений между Умецким и Бутусовым. Следующий альбом появляется спустя 6 лет. На помощь Бутусову приходит компания «Апекс Рекордз».

Таким образом, в 1989 году Кормильцеву, Бутусову, а также Умецкому присуждают премию Ленинского комсомола. Примечательно, что Кормильцев публично наотрез от нее отказывается. Все дело в том, что подобная организация доставляла огромное количество неприятностей отечественным рок-музыкантам.

Бутусов и вовсе на вручение премии не пришел. Однако он перечислил денежные средства не только в свердловский детский дом, а также в фонд мира. Однако сооснователь Умецкий все-таки посетил мероприятие, где ему вручили награду и премию.

Тяжелые 90-е годы

Накануне Нового года в 1989 году сооснователь Бутусов окончательно перебрался в тогдашний Ленинград. Он набрал новый состав группы «Наутилус Помпилиус», фото которой представлено в статье.

Песни «Нау» зазвучали по-новому. Раньше их музыка была наполнена клавишно-саксофонным звучанием. Теперь новый коллектив сделал акцент на жесткую гитарную мелодию. Услышав это, фанаты скептически отнеслись к переменам. Таким образом, первые выступления в новом составе испытали провал.

Однако последующие альбомы - «Наугад» и «Чужая Земля», доказали творческие способности нового состава «Наутилуса Помпилиуса». Популярными в то время стали хиты «Прогулки на воде» и «На берегу безымянной реки».

Изменился не только стиль группы, но и тематика композиций. Острая социальная тема ушла в прошлое. Бутусов и Кормильцев в своих песнях уделяли внимание философским и религиозным, а также эзотерическим вопросам.

Первый юбилей и новые потери

В 1993 году группа отпраздновала десятилетний юбилей. Но, к сожалению, именно в это время начались очередные разногласия. Коллектив покидают Александр Беляев и Игорь Белкин, которые были основными гитаристами.

Группа была вынуждена для записи альбома пригласить Вадима Самойлова из нашумевшей «Агаты Кристи». Примечательно, что он принимал участие не только в записях, но и на концертных выступлениях, участвуя сразу в двух музыкальных коллективах. Музыкальные критики отмечают, что альбом «Титаник» стал самым коммерческим творением нового состава группы «Наутилус Помпилиус».

Вымученный альбом и очередной творческий кризис

В 1994 году участники коллектива заметили творческий спад, который отразился на альбоме «Крылья», вышедший в свет в 1995 году. Бутусов и его команда говорили, что это вымученный альбом. Журналисты и музыковеды считали это творение самой большой неудачей ансамбля, а также были щедрыми на колкости и нападки в адрес сооснователя Бутусова.

Роль акустики в творчестве питерцев

В 1996 году «Наутилусы» приняли решение - провести эксперимент с акустикой. В результате группа дает несколько концертов, характеризующихся неслыханным подъемом, выпавшим на начало марта. Подобный эксперимент позволил участникам коллектива переосмыслить множество старых хитов и дать им не только иное звучание, но и новую жизнь.

«Наутилус Помпилиус»: последний состав

Финальный альбом под названием «Яблокитай» был записан Кормильцем и Бутусовым зимой 1996 года в Великобритании. В записи приняли участие Борис Гребенщиков, а также Билл Нельсон - английский музыкант и последний продюсер группы. Он способствовал выходу в свет сборника «Атлантида», в который вошли ранние песни «Наутилусов», неизвестных поклонникам. В тот момент Вячеслав Бутусов понял, что группа полностью себя исчерпала. В рамках этого коллектива он уже не сможет написать и спеть новые и интересные песни.

Таким образом, он принимает окончательное решение, чтобы распустить группу. В концертном зале «Россия» в июне 1997 года состоялся последнее выступление именуемое «Последнее плавание». Прощальный тур по России поставил точку в существовании коллектива.

Разовые воссоединения

После распада «Наутилуса» участники группы несколько раз выступали на фестивальных площадках - «Нашествие-2004», а также «Старый новый рок». Спустя еще несколько лет, а именно в 2008 году, музыканты отыграли концерт в честь 25-летнего юбилея коллектива.

Вячеслав Бутусов, входивший в состав группы «Ю-Питер», подготовил несколько узнаваемых хитов разных периодов в новой обработке. Примечательно, что по-своему спели их песни такие рок-группы, как «Алиса», «Мумий Тролль», «Пикник», «Настя», «Машина времени», Найк Борзов и «Вопли Видоплясова».

Все песни собрали на сборник из двух томов под названием «НауБум». Его презентация проходила в Санкт-Петербурге в день рождения коллектива - 13 декабря 2008 года, а в Москве событие состоялось 17 декабря этого же года. Помимо этого, осенью 2008-го в проекте «Рок-герой» проводился конкурс, где участники исполняли более 200 ремейков и каверов группы.

Победителем оказался Олег Карпачев. Вместе с коллективом «Стволы» он спел ремейк на композицию «Черные птицы». Его исполнение тоже включили в сборник «Бума».

В 2008 году Вячеслав Бутусов со своей группой «Ю-Ппитер» гастролировал по стране и исполнял старые хиты «Наутилуса».

  1. В начале своего существования группа имела другое название. Ее именовали «Али-Баба и 40 разбойников». Спустя несколько лет это название в корне изменилось.
  2. «Наутилусы» должны были получить премию Комсомола. Однако большая часть участников коллектива проигнорировали ее.
  3. Несколько альбомов музыканты записывали в подвальных помещениях Свердловского института, где проходили обучение основатели группы.
  4. Песня под названием «Взгляд с экрана» является вольным переводом хита группы Bananarama.
  5. Надпись на памятнике Илье Кормильцеву, который скончался от болезни в 2007 году, было взята из песни, которую он же и написал.
  6. Удивительно, но даже Алла Пугачева приняла участие в записи песни «Доктор твоего тела». Ей была отведена роль бэк-вокалистки в студии звукозаписи. Пугачева была возмущена пением Бутусова и стала обучать его вокалу, демонстрируя правильные интонации. Звукорежиссер Кальянов умело этим воспользовался, подмикшировал ее голос в окончательную версию.
  7. Алексей Балабанов, снявший фильм «Брат», подогрел интерес у зрителей легендарного кино к творчеству «Наутилусов» Все дело в том, что он и основатель группы были большими друзьями в Свердловске.
  8. Чтобы не навлечь на себя гнев КГБ, участники коллектива распространяли альбом «Разлука» по Свердловску без последней песни.
  9. Те, кто были на концерте группы, замечали, что перед Бутусовым всегда стоит пюпитр, на котором расположен блокнот со словами песен. Дело в том, что у солиста плохая память.
  10. Про состав группы «Наутилус Помпилиус» в 1987 году было выпущено рекордное количество заметок в газетах.

255 подборов, из них 1 в этом месяце

Биография

«Наути́лус Помпи́лиус» (Nautilus Pompilius) - рок-группа. Основана в СССР, в городе Свердловск (ныне Екатеринбург), официально в 1982 году, когда началась совместная работа Вячеслава Бутусова и Дмитрия Умецкого над первым альбомом «Переезд». С 1982 года состав музыкантов и участников неоднократно менялся вместе с музыкальным стилем группы. Общеизвестные песни: «Эта музыка будет вечной», «Взгляд с экрана», «Я хочу быть с тобой», «Скованные одной цепью», «Последнее письмо», «Шар цвета хаки», «Прогулки по воде», «Тутанхамон», «Крылья».

Официально группа называется «Nautilus pompilius». Именно так написано её название на обложке диска «Чужая Земля». На нескольких других альбомах оба слова написаны заглавными буквами («NAUTILUS POMPILIUS»), ещё на нескольких - заглавными русскими буквами («НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС»). Часто можно встретить оба слова, написанные с большой буквы (как кириллицей, так и латиницей). Также группу называют «Наутилусами» или ещё короче - «Нау».

Группа «Наутилус Помпилиус» была образована в конце 70-х годов в Свердловске Вячеславом Бутусовым и Дмитрием Умецким - студентами Свердловского архитектурного института (САИ). В первый период своего существования группа выступала на танцах, исполняя преимущественно песни западных рок-групп. Попытки записать на плeнку собственный материал были предприняты в 1982 году, тогда было записано несколько песен, позднее вошедших в дебютный альбом «Наутилуса» «Переезд» (1983 год), созданный под заметным влиянием творчества «Led Zeppelin».

Первоначальный вариант названия группы - «Али-Баба и сорок разбойников», вариант «Наутилус» был предложен в 1983 году звукорежиссером группы Андреем Макаровым, а в 1985 по инициативе Ильи Кормильцева, с которым группа тогда уже начала сотрудничество, название было расширено до «Наутилус Помпилиус», чтобы избежать путаницы, поскольку в то время по стране насчитывалось несколько десятков групп с аналогичным названием, в том числе и московский «Наутилус» Евгения Маргулиса, незадолго до этого покинувшего группу «Машина Времени». В сопроводительной записке ко второму альбому группы («Невидимка»), выпущенному в том же 1985 году, факт обретения группой окончательного названия был зафиксирован следующим образом: «Группа названа в честь голожаберного моллюска, который от природы красив и обаятелен». Альбом «Невидимка» обозначил заметное изменение стиля «Наутилуса», его переориентацию на нововолновую эстетику по примеру ленинградских рок-групп.

Начало популярности

Всесоюзную известность «Наутилус» получил после выхода альбома «Разлука» в 1986 году. Тогда же группа нашла новый имидж, с которым у большинства ассоциируется «Нау» 80-х - псевдовоенная форма, грим и скупая, но выразительная пластика. Блестящими выступлениями на Пленуме Союза Композиторов РСФСР и рок-фестивале в Новосибирске весной 1987 года «Наутилус» полностью опроверг мнение о периферийности свердловской рок-сцены, претендуя на то, чтобы стать одним из лидеров советского рока наряду с ленинградскими командами «Аквариум», «Алиса», «Кино» и др.

Успех группы был подкреплен выступлениями на фестивалях «Литуаника» в Вильнюсе летом того же года, в подмосковном Подольске в сентябре и на декабрьской «Рок-Панораме» в Москве, после чего в стране началась «наутилусомания». Своей популярностью группа была обязана прежде всего музыкальной выразительности, подчеркнутому мелодизму, порой, правда, граничащему со шлягерностью, профессионально написанным текстам Ильи Кормильцева (преимущественно злободневной социальной направленности, в перестроечный период наиболее востребованной публикой) и харизматической фигуре лидера группы Вячеслава Бутусова.

Пик популярности «Наутилуса» пришёлся на 1988 год. В этот период группа активно гастролировала по СССР, выезжала за границу (в Финляндию в конце года) после участия в съемках финского фильма о советском роке «Серп и гитара», выпустила на «Мелодии» свою первую пластинку «Князь тишины», в которую вошли переигранные хиты «Наутилуса» с двух предыдущих альбомов («Последнее письмо», «Взгляд с экрана», «Скованные одной цепью», «Шар цвета хаки», «Казанова»), плюс несколько новых песен, которые до этого исполнялись на концертах, но в студии записаны не были, в том числе «Я хочу быть с тобой».

Уход Умецкого

Бесконечные гастроли, коммерческий успех, столкновение с зарождающимся российским шоу-бизнесом неблагоприятно отражались на обстановке внутри группы, что приводило к постоянным разногласиям, ссорам и лихорадочной смене состава. Пиком кризиса стал уход из «Наутилуса» одного из основателей группы Дмитрия Умецкого. Когда стало абсолютно очевидно, что «Наутилус» и шоу-бизнес несовместимы в принципе, Вячеслав Бутусов, уставший от постоянных проблем и неурядиц, принял решение распустить группу. Это произошло в ноябре 1988 года.

В 1989 году Бутусов попытался восстановить личные и творческие отношения с Дмитрием Умецким, результатом чего явился альбом «Человек без имени», где также отметились Александр Беляев из группы «Телевизор» (гитара) и Игорь Доценко из «ДДТ» (барабаны). Но возобновившиеся разногласия, касающиеся судьбы этого альбома и в целом будущего группы, привели к окончательному разрыву между Бутусовым и Умецким. Альбом был выпущен только спустя шесть лет компанией «Апекс Рекордз».

В 1989 году Бутусову, Кормильцеву и Умецкому была присуждена премия Ленинского Комсомола. Кормильцев публично в категоричной форме от нее отказался - из идейных соображений, поскольку считал недопустимым получение премии от организации, которая в свое время доставляла рок-музыкантам очень много неприятностей. Бутусов на вручение не пришел, а деньги перечислил в Фонд Мира и в один из свердловских детских домов, Умецкий явился на вручение и премию получил.

В конце 1989 года Бутусов окончательно перебирается в Ленинград и набирает новый состав группы, в противовес клавишно-саксофонному звучанию прошлых лет сделав упор на жесткий гитарный звук. Публика, привыкшая к старому Наутилусу, сначала к перемене отнеслась скептически, первые концерты группы в новом составе оказались провальными, но выпустив альбомы «Наугад» (1990 год) и «Чужая земля» (1992 год), Бутусов доказал творческую состоятельность нового «Наутилуса», а песни «Прогулки по воде» и «На берегу безымянной реки» смогли стать хитами уровня «Я хочу быть с тобой» и «Скованных». Вместе со стилем группы изменилась и тематика песен - социальность ушла в прошлое, Кормильцев и Бутусов больше внимания стали уделять философским, эзотерическим, религиозным вопросам.

1993 год в истории группы отмечен празднованием 10-летнего юбилея и выпуском в связи с этим событием альбома «Отчёт 1983-1993», ставшим первым отечественным трибьютом, на котором песни Наутилуса были перепеты его свердловскими и питерскими коллегами по сцене, а также музыкантами самого «Нау».

В том же году внутри группы опять начались разногласия, и в результате «Наутилус» покинули гитаристы Егор Белкин и Александр Беляев, поэтому к записи следующего альбома «Титаник» (1994 год), демо-версия которого была записана на год раньше при участии музыкантов «Аквариум» и получила название «Титаник на Фонтанке», был в качестве гитариста привлечен Вадим Самойлов из группы «Агата Кристи», который в 1994 году принимал участие и в концертных выступлениях «Наутилуса», совмещая работу в двух группах. «Титаник» считается самым коммерчески успешным альбомом нового «Наутилуса», чему во многом способствовала его массовая раскрутка на радио и пафосная презентация в ГЦКЗ «Россия» в июне 1994 года. Тогда же в творчестве «Наутилуса» наметился спад, в некотором смысле нашедший отражение в альбоме «Крылья» (1995 год), который сами музыканты называли вымученным, а журналисты и вовсе считали явной неудачей группы и не скупились на нападки и колкости в адрес Бутусова.

В 1996 году музыканты «Наутилуса» решили поэкспериментировать с акустикой, результатом чего стало несколько концертов, с необычайным подъемом отыгранных группой в ДК Горбунова в начале марта, прежде всего интересных тем, что акустическая программа позволила переосмыслить многие старые песни группы и дала им новую жизнь.

Распад группы

Последними альбомами группы стали «Яблокитай», записанный Бутусовым и Кормильцевым в конце 1996 года в Англии при участии Бориса Гребенщикова и английского музыканта Била Нельсона, который стал его продюсером, и «Атлантида» - сборник ранее записанных песен «Наутилуса», по тем или иным причинам не вошедших в другие альбомы. Тогда же Бутусов пришел к выводу, что «Наутилус» себя полностью исчерпал и в рамках группы он уже не сможет создать ничего нового и интересного, и принял решение распустить группу окончательно. После концерта в ГКЦЗ «Россия» 5 июня 1997 года, получившего название «Последнее плавание», и прощального гастрольного тура по стране группа прекратила своe существование. Разовые воссоединения «Наутилуса» происходили в 2003 году на фестивале «Старый Новый Рок» в Екатеринбурге и на «Нашествии-2004».

Участники

Продюсер (1994)
Месхи, Владимир Романович

Основатели группы
Вячеслав Бутусов
Дмитрий Умецкий

Вокал

Бэк-вокал

Музыка
Вячеслав Бутусов (c 1982 по 1997 год)
Дмитрий Умецкий (с 1982 по 1989 годы, автор и соавтор музыки к нескольким песням)

Тексты
Илья Кормильцев (с 1985 по 1997 год; автор большинства текстов, со-продюсер коллектива)
Вячеслав Бутусов (с 1982 по 1997 год)
Дмитрий Умецкий (с 1982 по 1989 год)

Бас-гитара
Дмитрий Умецкий (c 1982 по 1988 год)
Виктор Алавацкий (с 02.1988 по 11.1988 год)
Гога Копылов /н.и Игорь (с 1990 по 1997 год)

Электрическая гитара
Вячеслав Бутусов (c 1982 по 1997 год)
Андрей Саднов (c 1982 по 1983 год)
Егор Белкин (в 1988 году, с 1990 по 1993 год)
Александр Беляев (с 1989 по 1993 год)
Вадим Самойлов (в 1994 году)
Николай Петров (с 1994 по 1997 год)

Клавишные
Алексей Могилевский (с 06.1986 по 11.1988 год, с 1994 по 1997 год)
Виктор Комаров - «Пифа» (с 1985 по 11.1988 год)
Алексей Хоменко (с 1987 по 1988 год)

Духовые
Алексей Могилевский (с 06.1986 по 11.1988 год, с 1994 по 1997 год, саксофон)
Олег Сакмаров (с 1990 по 1991 год; флейта)

Ударные
Игорь Гончаров (в 1982 году)
Александр Зарубин (в 1983 году)
Альберт Потапкин (с 1986 по 05.1987, с 1991 по 1997)
Владимир Назимов «Зема» (с 09.1987 по 11.1988 год)
Игорь Джавад-заде «Джавад» (с 1990 по 1991 год)

Виолончель
Пётр Акимов (в 1990 году)

Дискография

Номерные альбомы

1. 1982 - Переезд I Магнитоальбом, CD.
2. 1983 - Переезд II Магнитоальбом, CD.
3. 1985 - Невидимка Магнитоальбом, CD.
4. 1986 - Разлука Магнитоальбом, LP, CD.
5. 1988 - Раскол LP, CD.
6. 1988 - Князь тишины LP, CD.
7. 1989 - Человек Без Имени CD.
8. 1990 - Наугад CD.
9. 1991 - Родившийся в эту ночь LP.
10. 1992 - Чужая Земля LP, CD.
11. 1993 - Отчёт 1983-1993 LP, CD.
12. 1994 - Титаник CD.
13. 1994 - Титаник на фонтанке (с группой Аквариум) CD.
14. 1995 - Крылья CD.
15. 1997 - Яблокитай CD.
16. 1997 - Атлантида CD.

Концертные издания

1. 1987 - Подъем (Концерт в Таллине) CD.
2. 1988 - Нау и Бригада С (Концерт) LP.
3. 1988 - Ни Кому Ни Кабельность 2CD.
4. 1988 - Отбой Концерт в ГКЦЗ «Россия» LP, CD.
5. 1994 - Титаник (Концерт в ГКЦЗ «Россия») CD.
6. 1996 - Акустика (Лучшие Песни) (Концерт в ДК Горбунова) CD.

Композиции входят в сборники (наиболее интересные):

* 1987 - Рок Панорама ч. I LP.
* 1988 - Литуаника ‘87 LP.
* 1992 - Рок против террора LP.
* 1993 - Greenpeace rocks LP.
* 1996 - Легенды Русского рока CD.


10 лет назад ушел из жизни Илья Кормильцев – человек, которого Борис Гребенщиков называл «лучшим поэтом русского рока». Большинству он известен как автор текстов группы «Nautilus Pompilius» , однако он занимался также издательской деятельностью и переводами романов современных зарубежных писателей. В январе 2007 г. у него диагностировали рак позвоночника в четвертой стадии, а 4 февраля он ушел из жизни. Ему было 47 лет.



Илья Кормильцев родился в 1959 г. в Свердловске (Екатеринбурге). Он закончил английскую спецшколу и химический факультет Уральского университета. С начала 1980-х гг. Кормильцев принимал активное участие в рок-движении, писал песни для уральских рок-групп «Урфин Джюс» и «Группа Егора Белкина». С 1983 г. поэт начал работать с группой «Nautilus Pompilius», и эта работа переросла в постоянное сотрудничество. Один из создателей группы Дмитрий Умецкий признавался: «С приходом Ильи мы изменились, «Наутилус» стал социальным проектом. Нам со Славой приходилось себя подтягивать, чтобы общаться на одном с ним языке».



О работе с Вячеславом Бутусовым Кормильцем говорил: «Мы психологически друг друга всегда хорошо понимали и всегда решали вопросы английскими методами. Если я отдаю ему стихи, какие нравятся – на те он пишет, а на те, которые не нравятся, – не пишет, и я у него не спрашиваю: почему? … Это очень хороший способ для сотрудничества на самом деле. Все равно всегда находилось достаточное количество произведений, которые устраивали обе стороны. А тратить свои духовные силы, на то, чтобы бороться за свой «гениальный опус»… Мы воспитывались в другой среде».



Когда Бутусов впервые прочитал стихотворение Кормильцева «Скованные одной цепью», он смог сказать только: «Дааа, Илья, тебя посадят». Они стали кумирами молодежи конца 1980-х гг., у группы были миллионы поклонников. «Наутилус» был синонимом свободы, бунта и протеста.





С 1988 г. пути Бутусова и Кормильцева на какое-то время разошлись. В 1990 г. Илья занялся издательской деятельностью, выпускал журнал «МИКС» («Мы и культура сегодня»), в этом же году был опубликован сборник его стихотворений «Скованные одной цепью» с рисунками Бутусова. А с 1992 г. сотрудничество с «Наутилусом» возобновилось. Гребенщиков говорил, что творческий тандем Кормильцева и Бутусова – это «брак, заключенный на небесах»: «Музыка Бутусова и его отстраненный голос, уставший от боли мира, давали словам Ильи абсолютную реальность, сделавшую Наутилус – может быть – важнейшей группой русского рока – и слово «рок» здесь можно понимать в его русском значении – неотвратимая судьба».



Поэтический талант Ильи Кормильцева и коллеги, и критики оценивали очень высоко. Умецкий утверждал: «На мой взгляд, существовал русский язык до Кормильцева и после Кормильцева. Он доказал, что русская поэзия может существовать в современных музыкальных формах». Самыми известными песнями «Наутилуса», стихи к которым написал Кормильцев, были «Эта музыка будет вечной», «Казанова», «Взгляд с экрана», «Скованные одной цепью», «Я хочу быть с тобой», «Прогулки по воде» и «Тутанхамон».



Несмотря на невероятную популярность «Наутилуса», Кормильцев считал, что группа просуществовала дольше, чем это было нужно. После распада «Nautilus Pompilius» в 1997 г. Кормильцев создал новый электронный музыкальный проект «Чужие», выпустил альбом, занялся переводами. Он сотрудничал с журналом «Иностранная литература», издавал книжную серию «За иллюминатором», переводил Толкина, Бегбедера, Берроуза, Паланика, Уэльбека и других писателей. В 2006 г. вышел еще один сборник его стихотворений и книга прозы «Никто из ниоткуда».



В 2003 г. Кормильцев основал издательство «Ультра. Культура», специализирующееся на выпуске радикальной литературы, из-за чего издателя обвиняли в пропаганде экстремизма. Сам Кормильцев так объяснял политику издательства: «Ультра – это то, что по ту сторону; это не то, что есть область нашего политкорректного консенсуса».



В 2006 г. Кормильцев опубликовал открытое письмо, в котором осудил Бутусова за исполнение песен «Наутилуса» на слете молодежного политического движения «Наши» на Селигере. После этого их отношения испортились. Кормильцев выступал категорически против любых проявлений конформизма, свои убеждения он называл «трансгуманистическим анархизмом».



В январе 2007 г. издательство «Ультра. Культура» было закрыто. В этом же месяце, находясь в рабочей командировке в Лондоне, Кормильцев узнал о том, у него – рак позвоночника в 4-й стадии. После этого он уже не выходил из больницы, где и скончался 4 февраля.


В 1980-х гг. в СССР появилось целое рок-движение, представители которого по тем временам выглядели и вели себя эпатажно: .

Первоначально группа называлась «Али-Баба и сорок разбойников», однако год спустя музыканты решили поменять имя на «Наутилус». Но, так как Советском Союзе уже существовало несколько коллективов с таким же названием, в 1985 году Илья Кормильцев (автор большинства текстов) предложил добавить «Помпилиус». (Как ты, наверное, и так знаешь, Nautilus pompilius - название вида моллюсков.)

02

В 1989 году группу выдвинули на премию Ленинского комсомола. На вручение были приглашены основатели «Наутилуса» Дмитрий Умецкий и Вячеслав Бутусов, а также Илья Кормильцев, но пришел лишь Умецкий (свою долю он перечислил детским домам Свердловска). Бутусов церемонию проигнорировал, а все деньги перечислил в Фонд мира. Кормильцев и вовсе отказался от награды, заявив, что странно «принимать премию от организации, которую не признаешь».

03

Альбом «Разлука» («Эта музыка будет вечной», «Взгляд с экрана», «Скованные одной цепью» и другие хиты) был записан в подвале Свердловского архитектурного института, где учились основатели группы.

04

Песня «Взгляд с экрана» (известная в народе как «Ален Делон не пьет одеколон») - это вольный перевод хита Robert De Niro"s Waiting группы Bananarama.

05

Эпитафия на могиле Ильи Кормильцева (скоропостижно скончался от рака в возрасте 47 лет в 2007 году) - строчка из написанной им песни: «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки».

08

Опасаясь КГБ, «Наутилус» решил распространять альбом «Разлука» в Свердловске без последней песни («Скованные одной цепью»), в остальных регионах запись расходилась без купюр.

06

В песне «Доктор твоего тела» бэк-вокалом отметилась сама Алла Борисовна Пугачева. Вот как это вспоминает очевидец, фотограф Элияху Лемке: «Пугачева посетила студию, послушала, как поет Бутусов, возмутилась и стала учить его вокалу на практике, показывая правильные интонации. Все это осталось на пленке, и на сведении коварный Кальянов подмикшировал пугачевский голос в окончательную версию. Так Алла Борисовна оказалась в неожиданной для себя роли бэк-вокалистки.

07

Алексей Балабанов, режиссер легендарного «Брата» (который, кстати, сильно подогрел интерес к творчеству «Наутилуса» в широких массах), был большим другом группы еще в Свердловске. Часто во время совместных попоек он начинал затягивать русские народные песни, особенно «Разлуку». Однажды музыканты начали ему подпевать, и им так понравилось звучание песни, что они решили включить ее в альбом, где она стала заглавной.

После тяжелой болезни в воскресенье в Лондоне скончался известный российский поэт и переводчик Илья Кормильцев. Он умер на 48-м году жизни.

"Да, Илья Кормильцев скончался сегодня в 10.00 утра в больнице", - сообщили РИА Новости в пресс-группе посольства РФ в Лондоне. Посольство уже вышло на контакт с близкими покойного для помощи в организации отправки останков в Россию.

47-летний Кормильцев последние три месяца тяжело болел, британские врачи диагностировали у него рак позвоночника в четвертой стадии. До последнего времени Кормильцев ничего не знал о своем заболевании, а по свидетельству близких ему людей, постоянные боли в позвоночнике списывал на радикулит.

Илья Кормильцев был болен раком в четвертой степени

Российское диппредставительство при личном участии посла Юрия Федотова оказало содействие при переводе Кормильцева из лондонского хосписа Святого Кристофера в Королевскую больницу Масден (Royal Marsden Hospital), где литератор и находился последние дни.

"К сожалению, все эти усилия оказались напрасными. Теперь собираются документы, затем этот набор будет передан в посольство для оформления необходимых справок на вывоз, и в ближайшее время останки покойного будут отправлены на родину", - отметили в посольстве.

Предполагается, что это будет гроб с телом, однако семье Кормильцева еще предстоит окончательно решить вопрос о форме погребения. Также может быть рассмотрен вариант кремации и отправки в Россию урны с прахом.

Кормильцев приехал в Великобританию около трех месяцев назад. В первый же день пребывания здесь он упал на вокзале и повредил позвоночник. Пролежав два месяца дома, он по совету друзей обратился наконец в больницу. Обследование показало, что у него прогрессирует раковая опухоль, которая и является причиной болей, а травма лишь усугубила болезнь.

В течение трех недель он находился в столичной больнице Святого Томаса, откуда его перевели в хоспис Святого Кристофера.

Корреспондент РИА Новости побывал 23 января у него в палате и пообщался с литератором, состояние которого уже тогда было тяжелым, он мог лежать только на животе или на боку, однако не оставлял надежды на излечение и реализацию своих творческих планов.

"Дело не в сумме как таковой, - сказал сам Кормильцев. - Дело в том, чтобы найти человека, который взялся бы за лечение и подобрал правильный метод лечения. Нужен большой специалист с оригинальным подходом, потому что болезнь трудноизлечимая, а времени очень мало".

По его словам, здесь "нужен человек с новаторским методом, потому что стандартные методы малоэффективны".

Был начат сбор средств на лечение в Москве и Лондоне, за несколько дней удалось собрать около 1,7 миллиона рублей. Дополнительные деньги планировалось собрать за счет благотворительного рок-концерта, который должен был состояться в Москве 28 февраля.

«Общались мы с Кормильцевым в последний раз на прошлой неделе, в пятницу. Обсуждали вопросы, связанные с оплатой лечения. Кормильцев был настроен лечиться и бороться за жизнь, хотя врачи говорили, что надежды мало. Но он собирался бороться до конца, видимо, он и умер, сопротивляясь», – рассказал друг Кормильцева Александр Орлов.

Орлов сообщил, что теперь эти средства могут быть возвращены, или пойдут на организацию похорон, а также на памятник поэту. «Мы хотим похоронить Кормильцева в Москве, на хорошем кладбище», – сказал Орлов.

Илья Кормильцев и Слава Бутусов. Фото naustya.narod.ru

Закончил химфак УрГУ в 1981 году, и с начала восьмидесятых писал тексты песен для группы «Урфин Джюс», Насти Полевой и Егора Белкина. С 1983-го сочинял хиты для «Наутилуса Помпилиуса». В 1990-м выпустил книжку стихов «Скованные одной цепью» с картинками Вячеслава Бутусова.

Лауреат премии Ленинского комсомола, 1989 году (от премии отказался). Дважды номинировался на премию журнала «Иностранная литература»: в 1998 году – за перевод романа Клайва С. Льюиса «Пока мы лиц не обрели», в 1999 году – за эссе «Три жизни Габриэле Д’Аннунцио», в 2001 году – за перевод пьесы Тома Стоппарда «Травести».

Кормильцев стал известен еще в 1980-е годы прежде всего как автор текстов к песням группы "Наутилус Помпилиус", а затем и других музыкальных коллективов. Он также переводил с английского и итальянского языков. Среди его переводов - книги таких писателей как Джеймс Баллард, Роальд Даль, Ирвин Уэлш, Клайв Льюис, Ник Кейв, Уильям Берроуз и другие. Одним из самых известных переводов Кормильцева является роман Чака Паланика "Бойцовский клуб". Возглавлявшееся Кормильцевым издательство "Ультра.Культура" было известно своей тягой к "радикальным" литераторам. Недавно было принято решение о закрытии издательства.




Top