Управление временем и личная эффективность в университете. Методическая разработка занятия "тайм-менеджмент для студентов"

"Я никогда не думала, что университет, место для получения высшего образования, может стать твоей маленькой семьей, местом, куда хочется приезжать даже по утрам.

Здесь постоянно кипит жизнь, и ты сам становишься ее неотъемлемой частью. За время учебы в Вышке в моей жизни изменилось многое, и я этому очень рада. Я стала иначе смотреть на процесс получения высшего образования, теперь я знаю, что он должен, а главное, может доставлять удовольствие.
Здесь каждый преподаватель, с которым я встречалась за три года, - уникальный специалист в своей области. Каждый стремится разнообразить лекции и семинары, и при этом у каждого индивидуальный подход."
Подробное интервью с Марией читайте


Юлия Сорокина, выпускница программы

"Я могу без тени сомнений сказать, что счастлива от учебы здесь! Рассматривая ВУЗы Перми в 11 классе, выбор сразу пал на Вышку после посещения Дней открытых дверей основных ВУЗов, и самым вдохновляющим факультетом для меня тогда показался именно . Почему? Потому что сфера менеджмента - это идеальное сочетание точных и гуманитарных наук, рациональности и креатива, науки и искусства. Для меня, как гуманитария с любовью к математике, это было важно. Обо всем этом нам рассказали на Дне открытых дверей невероятно мотивирующие преподаватели и декан, и они не обманули, в чём я убеждаюсь уже 3-й год! Менеджмент как сфера деятельности идеально воплощается в нашем учебном процессе. Учеба очень интересно построена: постоянные интересные проекты, групповые кейсы. Вся информация, что нам дают - актуальная (ценю это, сравнивая с отзывами бывших одноклассников, что сейчас в других ВУЗах). Можно много говорить о том, какие на удивительные преподаватели и руководство: отзывчивые, мотивированные своим делом и постоянно мотивирующие нас, неординарные личности.. В общем, нам вообще не на что жаловаться, а только радоваться и благодарить. Спасибо за всё!"

Константин Соснин, выпускник программы , специализация

"Всем привет! Меня зовут Костя, я выпускник направления в НИУ ВШЭ-Пермь.
На самом деле, скажу честно, я сначала хотел поступать в другой ВУЗ, но так случилось, что я подал документы на Менеджмент в Вышку. И об этом нисколько не жалею. Сейчас я вам расскажу почему мне нравится учиться на менеджменте в Вышке.
Во-первых, то, что нам дают на учебе не ограничивается простым конспектированием, мы проводим реальные эксперименты, решаем кейсы, разрабатываем собственные проекты.
Во-вторых, у нас очень крутые преподаватели, большинство из которых, имеют огромный практический опыт. Они нам рассказывают нам разные истории и могут дать консультацию о том, как протекают процессы, о которых нам рассказывают на лекциях, в реальной жизни.
В-третьих, у нас, на Менеджменте, проводят много всяких классных мероприятий, например "Business talk», в рамках которых можно пообщаться с успешными предпринимателями, послушать их истории успеха, позадавать вопросы, рассказать им о своих бизнес-идеях и получить обратную связь.
А еще у нас очень крутой деканат, в который всегда можно придти в гости, получить совет или задать абсолютно любой интересующий вопрос:)"


Виктория Малухина, выпускница программы

"Вышка любит каждого своего студента: любой преподаватель или сотрудник, даже, если ты его не знаешь, готов тебе помочь!)) Университет создает все условия для комфортного обучения: только в Вышке на кануне дедлайна преподаватель может дать онлайн консультацию в 3-30 ВК))) Тебя ждет решение кейсов (практические задачи) от крупных компаний, креативные групповые проекты - и это только начало).
Если ты готов работать в команде с умными, крутыми людьми, готов развиваться, нацелен на успешное будущее - тебе в Вышку!"

Максим Курганов, выпускник программы , специализация

" Менеджмент в Вышке - это отдельная тема. Здесь всегда кипит жизнь, здесь свои приколы и заморочки, здесь по истине круто. За четыре года учебы я ни разу не пожалел, что поступил именно на "Менеджмент".

Во-первых, я никогда не думал, что вокруг меня может быть столько людей, объединенных общими интересами. Казалось бы, все настолько разные... но как же быстро все становятся такими родными. Менеджер никогда не оставит в беде другого менеджера (ну разве что за очень редким исключением).
Во-вторых, менеджеров учат многому: от управления персоналом до управления цепями поставок. Это позволяет посмотреть на процесс управления с разных сторон и получить более широкопрофильные знания. Но при этом за студентами оставляют право выбора и дают возможность развиваться в той области, которая наиболее интересна. Это ли не круто?
В-третьих, ты четко понимаешь, как полученные знания применить на практике. Поскольку большинство дисциплин имеют прикладной характер.
В-четвертых, преподаватели у менеджеров на вес золота. За все время обучения я убедился, что каждый преподаватель, который приходил к нам читать лекции или вести семинары - это уникальный специалист в какой-то конкретной области. У таких людей учиться легко и, самое главное, интересно.

Не веришь мне? Приходи и убедись в этом сам! ;)"


Игорь Степанов, выпускник программы , специализация



"Конечно же, всё зависит от людей. А на Менеджменте в этом плане всё очень хорошо. В первую очередь обращаешь внимание на студентов: есть с кем пообщаться на любую интересующую тебя тему, есть с кем попеть под гитары, и конечно, есть с кем шумно провести выходные. Но с течением модулей, понимаешь, что и преподаватели на Менеджменте не промах. Бывает так, что после лекций или семинаров хочется подойти и просто пообщаться с преподавателем, узнать его лично. Они умеют не только интересно рассказывать свой предмет, но и располагать к себе."


Полина Зиновьева, студентка 4 курса направления




"За время моего обучения я ни разу не усомнилась в своём выборе. Многие друзья из других вузов поняли, что их будущие профессии их не интересуют, я же лишь укрепилась в желании стать менеджером. Виной тому преподаватели, которые общаются с нами на равных, делятся бесценным опытом, поскольку большая их часть практики. Их лекции и семинары мотивируют меня,на них хочется ровняться."


Мария Корзун, выпускница программы , специализация

"Еще со школы я мечтала учиться в Высшей школе экономики и сейчас, являясь студенткой 4 курса, ничуть не жалею о сделанном выборе. Эти три удивительных года обучения были настолько насыщенными, открывающими взрослую жизнь, что даже верится, что скоро они пройдут.

Я выбрала программу , потому что меня привлекает управленческая деятельность, умение разрешать трудные ситуации, организовывать работников, мотивировать их. В настоящее время в нашей стране появилась реальная необходимость в подготовке принципиально новых специалистов-управленцев, что делает профессию очень востребованной. Основная причина спада в деятельности предприятия это плохой менеджмент. «Если предприятие нуждается в деньгах вследствие дурного руководства, нужно убрать руководителей, надо излечить недуг изнутри, а не наклеивать пластырь снаружи» - утверждал гениальный менеджер и основатель огромной компании Генри Форд.
Главная задача менеджера - принятие управленческих решений. Это задача сложная, требующая самых разных знаний и навыков. За 3 года обучения я изучила много интересных и необходимых дисциплин, таких как экономика, основы менеджмента, маркетинг, бухгалтерский и управленский учет, стратегический и финансовый менеджмент, управление человеческими ресурсами и другие. Несомненным плюсом является то, что некоторые предметы преподаются на английском языке. Вышка дала мне большую теоритическую и практическую базу, научила быть сильной, успешной и целеустремленной.
С уверенностью могу сказать, что все преподаватели НИУ ВШЭ самые лучшие в мире! Они – профессионалы своего дела, постоянно развиваются и совершенствуются, знают, как зацепить студента и интересно подать любой материал. Бакалаврская программа – это одна большая семья, где все друг друга знают, любят и поддерживают даже в самых трудных ситуациях. Спасибо Вышке за замечательных друзей и огромное число возможностей для карьеры и саморазвития.

«Не для школы, а для жизни мы учимся»."


Данила Бровко,
студент 4 курса направления

"Буквально с первых дней обучения влюбляешься в “Вышку”. И только побывав тут можно почувствовать неповторимую атмосферу, непохожую ни на один университет, особенно это касается менеджмента. Непросто так меня занесло на менеджмент “Высшей школы экономики” из далекого Приднестровья (Молдова). Проучившись 1.5 года я ни на один день не усомнился в своем выборе. Менеджмент - это не только гуманитарный предмет, подкрепленный математическим обоснованием, это также студенты энтузиасты, которые каждый день проводят различные исследования, участвуют в кейс-чемпионатах и делают крутые групповые проекты для реальных компаний. Обучение становится постоянным стимулом к развитию. Особенно на это влияют преподаватели, которые любят то, чем они занимаются, с легкостью располагая к себе. Почти каждый преподаватель является успешным практиком и специалистом в своей области, давая студентам действительно актуальные и релевантные знания.
“Non scholae sed vitae discimus”

Технологическая карта занятия дана в Приложении Приложении 1.

2. Упражнение “Ассоциации”

Цель : введение в тему, активизация группы.

Студентам предлагается назвать свои ассоциации со словом “Время” Выполняется по кругу.

3. Работа с метафорическими картами “Огонь, мерцающий в сосуде”

Цель : осознание проблем в организации своего времени.

Время : 15 минут

На столе раскладываются карточки с изображениями сосудов.

1 этап. Инструкция: слышали ли вы выражение “сосуд времени”? Представьте себе свою жизнь, свое время в виде сосуда. Подойдите к столу и выберите такой сосуд, который вам покажется ближе всего, про который вы можете сказать “Это я”.

Обсуждение по кругу:

Какие эмоции испытывали, когда выбирали сосуд?

Чем он похож на вас?

2 этап. Инструкция: а теперь снова подойдите к столу. На нем разложено множество карточек с картинками. Молча посмотрите на них. Выберите одну или несколько карточек, которые могли бы заполнить сосуд вашего времени.

Поместите выбранную картинку (или несколько картинок) под карточку с сосудом. Таким образом, ваш сосуд времени оказался заполненным.

Обсуждение:

Чем заполнено твое время?

Как такое наполнение сосуда проявляется в твоей жизни?

Расскажи, как ты себя чувствуешь с таким наполнением твоего сосуда времени?

Гармонично ли наполнение сосуда твоего времени?

Чего не хватает для гармонии?

3 этап. Снова подойдите к столу и найдите такую карточку, которая могла бы внести гармонию в ваш сосуд?

Как это может проявиться в распределении твоих дел в течение дня, недели, года? Что для этого нужно сделать?

Какие эмоции испытываешь теперь?

4. Упражнение “Купец и время”

Студентам предлагается послушать сказку:

“Было это давным-давно...

Жил-был один купец. Он очень много работал, у него не было ни минуты свободного времени. Ездил купец по разным городам, в которых вел торговлю, но не было у него времени ни посмотреть на красивые здания в этих городах, ни поговорить с горожанами. Была у купца семья, но, озабоченный важными делами, не играл купец с маленькими сыновьями, не воспитывал их, когда те подросли. Были у купца друзья, но с годами все куда-то растерялись, а остались лишь деловые партнеры.

Зато накопил купец огромное многомиллионное состояние. И вот, решил он, наконец, что может позволить себе взять отпуск на год и прожить этот год в роскоши со своей семьей. Только он об этом подумал, как к нему спустился ангел смерти.

Купец был очень хорошим торговцем, поэтому решил выторговать у ангела немного времени, решил купить его за любую цену:

Я дам тебе третью часть моего состояния, если ты позволишь прожить мне еще хотя бы три дня.

Однако ангел стоял на своем.

Хорошо, я дам тебе целых три миллиона всего за один день моей жизни. Мне нужен этот день, чтобы я мог навестить свою семью, которую постоянно не вижу из-за вечной занятости. А еще я хочу насладиться в последний раз красотой Земли.

Однако ангел не соглашался.

Тогда купец стал умолять дать ему одну минутку, он хотел написать своему сыну прощальные слова...”

(а теперь за две минуты каждый должен придумать окончание этой сказки).

Далее участники по очереди рассказывают свои варианты. Тренер делает записи. Проводится обсуждение участниками. Тренер даёт обратную связь об индивидуальных стратегиях участников, выступая в качестве эксперта.

На самом деле сказка заканчивается так:

“...Это желание купца ангел решил удовлетворить.

Предприниматель написал своему сыну: Дорожи своим бесценным временем, я не смог купить даже час за все свои заработанные миллионы.”

5. Упражнение “Распределение времени”

Цель : анализ затрат времени.

Время : 7 минут

Следующая диаграмма представляет собой отрезок времени, равный одним суткам. Бланк дан в Приложении 3 .

Закрась цветными карандашами сектора диаграммы в соответствии с затратами своего времени. Циферблат отражает время суток. Что ты обычно делаешь в течение одного дня? Советую для примера взять не учебный, а выходной день.

А теперь посчитай и запиши, сколько времени ты посвящаешь различным сферам жизни. Сколько часов в день, т.е. из 24 часов ты обычно посвящаешь каждой из областей деятельности? В каждом случае проставь в конце примерное количество часов:

  1. отношения и семья___________ часов
  2. здоровье и спорт___________ часов
  3. деньги___________ часов
  4. учеба, карьера___________ часов
  5. личностный рост___________ часов
  6. друзья и окружение___________ часов
  7. яркость жизни___________ часов
  8. духовный рост и творчество___________ часов

Итого = 24 часа

Теперь спокойно посмотри на получившуюся диаграмму.

  • Доволен ли ты тем, как ты распределяешь собственное время?
  • Для чего бы ты хотел иметь больше времени?
  • На что ты хотел бы тратить меньше времени?
  • Что ты можешь реально предпринять, чтобы достичь соответствующих перемен?

6. Упражнение “Хронофаги”.

Цель : поиск личных хронофагов.

Время : 4 минуты.

Но есть такие дела, которые не приносят никакой пользы человеку, а только зря “пожирают” его время. Это так называемые хронофаги. Например: неумение вовремя закончить телефонный разговор, сидение “просто так” в “Контакте”, откладывание дел на потом и др.

Используется мягкая игрушка. Она передается по кругу, каждый студент при получении игрушки называет “свой хронофаг”.

7. Завершающее упражнение.

Цель : рефлексия

Время : 5 минут.

Что сейчас чувствуете? Что удивило? Что запомнилось? Что понравилось? Какие были трудности? Что будете применять в жизни?

Завершающее слово психолога.

Технологическая карта занятия дана в Приложении 1 .

1. Организационный момент. Вступительное слово психолога. Озвучивание темы.

Напоминание правил работы в режиме тренинга. Снятие ожиданий.

2. Упражнение “Белка в колесе”

Цель : разогрев группы

Время : 3 минуты.

Ведущий вызывает добровольца. Расспрашивает его, много ли у участника в жизни рутинных дел, которые не очень приятны, скучны, но обязательны. По мере того, как участник называет эти дела, ведущий записывает их на отдельных листочках. Закончив список рутинных дел, ведущий раскладывает листочки в разные углы аудитории надписями вверх. Далее ведущий поднимает участников и предлагает их “пожить жизнью” этого добровольца. Ведущий в случайном порядке называет дела, а участники должны все вместе двинуться к карточке, на которой написано дело, встать рядом с ней. Как только все участники сгруппируются возле этого места, ведущий называет другое дело, постепенно ускоряя темп упражнения.

Набегавшись, участники усаживаются по местам. Карточки убираются.

Упражнение повторяется с другим добровольцем.

Обсуждение :

Удалось и вам хоть немного почувствовать себя “в шкуре” другого человека?

Какие у вас были эмоции во время беготни?

Какие эмоции сейчас?

Как лучше жить, чтобы не напоминать себе “белку в колесе”?

Упражнение № 2 “Секундомер”

Цель: индивидуальные особенности восприятия времени.

Выполнение. Упражнение выполнятся всей группой. Студенты должны закрыть глаза. Считать про себя секунды нельзя. По истечении минуты открыть глаза и сразу посмотреть на экран. На экране – секундомер (Приложение 4). Необходимо запомнить время на секундомере.

Комментарии преподавателя:

Если вы открыли глаза раньше, чем через 55 секунд, это означает, что вы слишком спешите, есть опасность быстрого истощения. Время движется на самом деле медленнее, чем вам кажется.

Если более 66 секунд – вы предпочитаете не торопиться, но иногда все-таки следует ускорять восприятие времени, иначе вы можете не успеть что-либо сделать.

3. Упражнение "Золотая рыбка"

Цель : демонстрация ошибок при постановке целей.

Время : 5 минут

Инструкция

Вызывается доброволец. Ведущий начинает говорить с ним в быстром темпе, чтобы создать момент растерянности. Как бы между делом нужно обратиться к аудитории: “Смотрите внимательнее, что сейчас будет происходить”.

Примерный текст для добровольца: “Вы поймали золотую рыбку. У вас есть 15 секунд, чтобы загадать ей три желания.”

Если участник загадал, но не произнес желания, то как Рыбка догадается о них? Если произнес, ведущий повторяет их так, как было сказано. Например:

Участник : Дом...

Ведущий : (рисует дом).

Вот тебе дом. Получи! Или: Хорошо, у меня в следующем году будет дом. Ты же не сказал, кому ты загадал дом?

Участник : кучу денег.

Ведущий : Скиньтесь по рублю! Вот куча монет. Получи.

Участник : Хочу быть счастливым!

Ведущий : обязательно: в следующем месяце будешь счастлив, даже несколько раз. Или будешь всегда счастлив, начиная с 2050 года.

Можно повторить игру еще с одним-двумя участниками.

Следует подвести участников к постановке целей по схеме SMART.

Информационный блок. SMART.

Итак, необходимо уметь правильно ставить цели. Еще древнеримский мыслитель Луций Анней Сенека говорил, что “для корабля, не имеющего пристани, ни один ветер не бывает попутным”, в старинные мореплаватели говорили: “Плыву не как ветер дует, а как парус поставлю”.Ставить перед собой цель – значит смотреть в будущее. Четко, ясно, конкретно, реалистично сформулированные цели побуждают к действиям, направленным на их достижение. Свои цели необходимо не только продумывать и придавать им максимально реалистичный вид, но и записывать. (Слайд 6. Приложение 2).

В науке управления разработана специальная технология, помогающая правильно ставить цели. Это технология SMART. SMART – это аббревиатура:

  • Specific - конкретные
  • Measurable - измеримые
  • Agreed - согласованные (с целями более высокого уровня)
  • Realistic - реалистичные
  • Timed - определенные во времени

Для того, чтобы лучше запомнить, можно использовать отечественную версию теории SMART. Это принцип КРОВИ (Слайд 7. Приложение 2). . Цели должны быть:

  • К – конкретными
  • Р – реалистичными
  • О – ограниченными по времени
  • В – важными
  • И – измеряемыми

4. Упражнение на постановку целей

Цель : научиться целеполаганию

Время : 15 минут.

Работа по заполнению таблицы. Задание: сформулируйте цели, которые бы отвечали принципу “КРОВИ”. Время на работу: 5 минут. (Приложение 5 ).

Через 5 минут желающие зачитывают свои цели. Группа анализирует, удалось ли участникам выполнить упражнение.

5. Информационный блок. Правило Парето и матрица Эйзенхауэра.

Существует, так называемый, закон Парето, который гласит примерно следующее: 20% всего, что мы делаем, приносит нам 80% результата. Все остальные 80% наших усилий создают всего лишь 20% результата (Слайд 8. Приложение 2). Другими словами, результативна лишь 1/5 часть нашей деятельности, лишь 1/5 времени мы тратим оправданно. На что же уходят остальные 4/5 наших ресурсов и времени? А вот на что:

На поддержание текущего уровня комфорта;

На выполнение неважных и несрочных дел;

На выполнение задач, которые в принципе может выполнить кто-то другой;

На выполнение задач, от которых вообще можно отказаться.

Как же организовать свое время, чтобы повысить свою эффективность?

В своей книге “Главное внимание – главным вещам” Стивен Кови описал метод Эйзенхауэра, помогающий в потоке дел, выявить самые важные, на которые должны быть направлены наши силы. Сама идея этого метода принадлежит 34-му президенту США Д.Д.Эйзенхауэру. В результате опыта организации своего времени он сделал вывод, что срочные дела редко бывают важными и в то же время, важные дела редко бывают срочными. Эйзенхауэр предложил инструмент для управления временем, который получил название “Матрица Эйзенхауэра” (Слайд 10. Приложение 2).

Матрица помогает быстро сориентироваться в потоке дел и определиться какие задачи важные и какие требуют срочности.

Важными можно назвать те дела, от которых зависит успешная, здоровая, эмоционально насыщенная жизнь. Срочными - дела, которые нельзя отложить.

Эйзенхауэр для наглядности разработал матрицу. Смысл её в том, что в начале, нужно каждое дело или задачу оценить по приоритетности в одну из четырех групп:

A - Важное и срочное, это А врал !

B - В ажное и не срочное

C - С рочное , но не важное

Д - Не срочное и не важное. Д – “дурацкие” дела .

Для наглядности обозначим их буквами: A, B, C, D.

А - Важное и срочное.

Только незапланированные, форсмажорные, внезапно возникшие дела. Часто они появляются в результате кризиса или аврала. Эти дела очень важные и откладывать их не получится. Если человек правильно организован, то эта часть дел минимальна.

В - Важное, но не срочное.

Дела и задачи, которые мы относим к этой категории и выполняем, чаще всего результативны. Отсутствие спешки помогает спланировать дела: наметить сроки и способы выполнения задачи. Это самые большие по времени дела. Если человек сосредоточивает свое внимание на этих задачах, то он чаще всего добивается успеха. Но если такие дела постоянно откладывать, то они могут перейти в разряд авральных!

С - Не важное, но срочное.

Чаще всего это незапланированные второстепенные дела, никак не влияющие на нашу жизнь, но требующие срочного внимания. Многие причисляют их ошибочно к важным. Поэтому нужно научиться понимать действительно ли это для вас важное дело или нет.

D (Д) - Не важные и не срочные.

Это поглотители времени. Они забирают много времени, но не приносят никакого результата. Часто советуют, что от них просто нужно избавляться. Но так как они легки и интересны, то отказаться от них бывает сложно. И поэтому можно выделять на них время по остаточному принципу.

Упражнение на распределение задач по принципу матрицы Эйзенхауэра.

Время : 15 минут.

Индивидуально: распределить предложенные в списке дела в соответствии с матрицей Эйзенхауэра (4 минуты). Список задач в Приложении 3.

Студенты объединяются в группы по 4 человека. Задача: прийти к общему решению за 3 минуты.

Обсуждение . Каждая группа представляет результаты по одному из четырех квадрантом матрицы.

Давайте посмотрим, можно было бы избежать возникновения этих дел и попадания их в список важных и срочных.

Защита диплома – сроки поджимают, а проект не готов. – Правильное планирование и организация работы над проектом обеспечили бы своевременную подготовку проекта без аврала.

Приступ аппендицита – вызов скорой помощи. - Никто не застрахован. Но, регулярное медицинское обследование и здоровый образ жизни, возможно, помогли бы избежать этой проблемы.

Болезнь из-за переутомления. – Организация отдыха и проведения свободного времени имеет большое значение в сохранении здоровья.

Как видим, многое зависит от организованности человека, его умения предвидеть неприятности и планировать профилактические мероприятия. А это уже относится к задачам важным, но не срочным (Приложение 6 ).

В заключение следует сказать, что такое распределение дел работает. Когда мы научимся выделять важные дела, отдавать им всю свою энергию, то наша жизнь будет наполненной. Умение планировать и предвидеть поможет избегать авральных дел. И не важные и несрочные дела не будут мешать нам жить. (Слайд 11. Приложение 2).

Завершающее упражнение

Цель : рефлексия

Время : 5 минут.

Группа делится на 3 подгруппы по 4–6 человек. Каждая подгруппа получает листы формата А3, цветные карандаши и фломастеры.

Задание : изобразить с помощью рисунков то, что вы узнали на занятии. Можно отразить свое настроение. Можно использовать записи, но не больше 7 слов.

Упражнение проводится вместо рефлексии.

Завершающее слово психолога.

Список литературы.

  1. Архангельский Г. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. – М., 2016. – 272с.
  2. Копейкина И., Меркулова Т. Управление временем [электронный ресурс] / Классное руководство и воспитание школьников. - № 2. – 2016. URL:// http://ruk.1september.ru/view_article.php?ID=200900207 (дата обращения: 18.09.2016)
  3. Обучение тайм-менеджменту Олега Лялика. Видео уроки. URL: // http://androidmafia.ru/video/Vobn467pwh8 (дата обращения: 12.09.2016)
  4. Упражнения для тренинга Тайм-менеджмент / Технология тренинга [электронный ресурс]. URL: // http://trainingtechnology.ru/category/tajm-menedzhment/ (дата обращения: 18.09.2016)
  5. Ушакова Т. Метафорические карты “Огонь, мерцающий в сосуде...” - М.: Генезис. - 2016

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются студенты, – это нехватка времени. Чтобы все успевать, учащимся необходимо научиться планировать каждый свой день.

Правильное распределение сил – залог успешной учебы

Специалисты регулярно проводят среди студентов различные опросы, выясняя, с какими сложностями они сталкиваются в процессе учебы. К наиболее распространенным проблемам относятся:

  • нехватка времени и нарушение рабочего ритма;
  • депрессивные состояния;
  • сильные страхи перед экзаменами;
  • низкая успеваемость, отсутствие самоорганизации.

Во многом эти проблемы связаны с высокой нагрузкой, получаемой студентами в вузах. Проблемы часто обостряются, если молодые люди сочетают учебу с работой, в таких случаях времени на полноценный отдых практически не остается. Итог плачевный – падает успеваемость, возникает хроническая усталость.

Специалисты рекомендуют студентам придерживаться закона Парето – «80/20». Суть этого закона очень проста – необходимо правильно распределять свои силы, и тогда при затрате всего 20% своих ресурсов вы получите результат в 80%. Если поступать обратно и распыляться, тогда итог будет обратным.

Начните с простого – заведите дневник и планируйте каждый предстоящий день. Помечайте дела по степени важности, научитесь правильно определять временные рамки для решения задач. Например, какие-то дела рассматриваются в краткосрочной перспективе, другие – в долгосрочной и т.д.

Расстановка приоритетов поможет сэкономить время

Частая ошибка современных студентов – это начало нового рабочего дня с решения второстепенных задач. Молодые люди каждое утро просматривают свои профили в социальных сетях, затем отвлекаются на телефонные разговоры, после чего слишком много времени уделяют простому заданию и т.д.

Правильно расставить приоритеты поможет расписание дел, оно покажет, какую задачу нужно решить сейчас, а что можно отложить. Управление временем творит настоящие чудеса:

  • снижает медлительность и повышает мотивацию к учебе;
  • активизирует продуктивность;
  • высвобождает часы для отдыха и свободных дел.

Из-за нехватки времени учащиеся часто испытывают сложности с написанием студенческих работ, не успевая к указанному сроку. Подготовку к написанию контрольной или дипломной нужно начинать сразу, как только вы получаете от преподавателя тему, не откладывая этот вопрос в долгий ящик.

Если времени все-таки не остается, воспользуйтесь сервисом, предлагающим помощь в выполнении любых студенческих работ. На сайте можно получить профессиональную помощь в написании рефератов, контрольных, курсовых и дипломных. Сервис оказывает круглосуточную поддержку и практикует индивидуальный подход к клиентам, подбирая лучших экспертов для работ по заданной теме.

Наверное, каждый второй человек постоянно жалуется, что он ничего не успевает, вечно находится в спешке. Студенты вообще с гордостью говорят о том, что процесс подготовки к экзамену начинается в ночь перед самим экзаменом, пишут курсовую в ночь перед защитой. Но всё же это связано с нервами.

Многие не признаются, но это серьёзная нагрузка на нервную систему. Да и результативность от такого графика явно не на самом высоком уровне. В студенческие годы люди привыкают к такому графику, вернее, - к его отсутствию. Бывший студент устраивается на работу и продолжается то же самое - всё делается в последний момент, всё в спешке. И при этом популярная жалоба:

Я не успеваю ничего!

При этом также прекращают смотреть за собой, появляется живот, потом второй подбородок, но как же по-другому, ведь

Я весь (вся) в работе, у меня нету времени на спорт, фитнес, у меня нету даже часа в день на это

А как люди узнают, сколько у них времени в запасе, если не пытаются его даже посчитать? Как всем известно, в сутках ровно 24 часа. Несмотря на это, почему-то некоторые успевают больше, а некоторые - ничего вообще. Для всех количество часов в сутках одинаково, время течёт с одинаковой скоростью. Все в равных начальных условиях. Так в чём секрет? Почему одни успевают зарабатывать кучу денег, отлично выглядеть, иметь отличную фигуру, всегда быть в хорошем настроении, быть здоровыми на все 100%, а другие - вечно жалуются, что времени вообще нет, всё своё время «посвящают» работе, выглядят ужасно и всегда ходят с кислым выражением лица?
Всё очень просто. Первые ценят своё время. Они понимают, что это самый ценный ресурс. Успешные люди планируют свой день. Каждый свой день. Причём расписывают его по часам. По статистике в среднем человек тратит до 2 часов времени в день на бесполезный сёрфинг в интернете или пролистывание новостей вконтакте, ну или в других социальных сетях. К слову, на тренировку в спортзале уходит 1-1,5 часа времени . Телефонные разговоры на отвлечённые темы во время рабочего дня тоже занимают много времени. Да и вообще у многих нет определённых поставленных задач, которые надо выполнить. От этого возникает чувство неопределённости. Человек пытается сделать всё и сразу, но не успевает сделать ничего.

Поэтому надо завести блокнот, тетрадь, или же использовать более инновационные варианты, кому как по душе, и каждый раз перед сном планировать свой последующий день.
Определить задачи на день и распланировать их выполнение в течение дня. Записывать надо всё, в том числе и то время, когда Вы добираетесь на учёбу и обратно, учитывать то время , которое Вы тратите на приём пищи. То, чем Вы планируете заниматься на учёбе тоже расписывать.
Вечером можно выделить где-то 1 час на просмотр почты и социальные сети. Во время подготовки к занятиям выключите звук на телефоне, или же вообще отключите его. Это гарантированно даст Вам, как минимум, дополнительный 1 час времени. Ну и конечно же, чтобы не стать таким вот роботом (о чём многие подумали) окончательно, в выходные дни надо выделить один день, который Вы не будете расписывать и планировать.

Планируйте свой день подробно, становитесь более дисциплинированным человеком, тогда начнёте замечать, что у Вас есть время и на учебу , и на спорт, и на отдых, и на друзей, и на семью. В современном мире человек, который не ценит и не контролирует своё время , многого не добьётся. Удачи!

Персональный тайм менеджмент - это целенаправленное и последовательное применение испытанных наукой и практикой методов и приемов менеджмента в повседневной жизни для того, чтобы наилучшим образом использовать свое время и собственные способности, сознательно управлять течением своей жизни, умело преодолевать внешние обстоятельства. В основе тайм менеджмента лежат определенные правила, придерживаясь которых любой человек, независимо от рода своей деятельности, может распределить свое время максимально эффективно.

Мы подобрали несколько правил, наиболее подходящих именно для студента, понятных и легких в применении.

Первое правило – «Думай на бумаге». Суть его состоит в том, что бы излагать свои цели и шаги, необходимые для их достижения, в письменном виде. Это помогает поставить перед собой максимально четкую цель, детально распланировать то, как вы будете ее достигать, и избавляет от необходимости постоянно держать все ваши планы и важные дела в голове.

Следующее правило – «Загодя планируй каждый свой день». На планирование своего дня у вас уйдет максимум 10 – 20 минут. Но эта небольшая «жертва» поможет сэкономить 100 – 120 минут потраченного иначе впустую времени и бесцельно растраченных усилий на протяжении всего дня. Вечером накануне, в конце рабочего дня составьте перечень дел, планируемых на завтра, включите туда и то, что Вы, возможно, не успели выполнить сегодня. Так, Вам не придется тратить время на составление плана утром, а за ночь ваш перечень подвергнется полному усвоению Вашим подсознанием.

Правило «80/20». Это правило гласит, что 20% выполненной Вами работы обеспечивают 80% полученных Вами результатов. Те самые 20% дел являются, как правило, самыми важными и одновременно самыми сложными, именно они чаще всего вызывают нерешительность и оказываются отложенными в «долгий ящик». Ваша задача – уметь выделить из всего списка эти самые важные дела и немедленно приступить к их выполнению, не допуская промедления.

Правило «Думай о последствиях». Последствия выполнения или невыполнения любой задачи определяют важность этой задачи лично для Вас. Необходимо ориентироваться на будущее, на те перспективы, которые открываются перед Вами, когда Вы достигаете какой – либо цели, и на те негативные последствия, которые может повлечь за собой невыполнение Ваших обязанностей. И чем более отдаленные последствия Вы сможете просчитать, тем лучше.

Метод «АБВГД». Суть этого метода в том, что бы расставить приоритеты между теми делами, которые Вы запланировали. Не все они одинаково важны. А, Б, В, Г и Д – это буквы которые Вы будете ставить напротив каждого пункта Вашего перечня дел, что бы обозначить их важность.

    Задачи типа «А» это те задачи, выполнение которых наиболее важно, срочно и обязательно, а невыполнение их повлечет за собой серьезные негативные последствия. Если таких задач в Вашем плане несколько, то проранжируйте их в соответствии с их важностью: «А1», «А2» и так далее.

    Задачи типа «Б» это задачи, которые Вам следует выполнить, но их невыполнение не приведет к серьезным последствиям.

    Задачи типа «В» это то, что было бы прекрасно сделать, но это дело не повлечет за собой значимых последствий. Это такие дела, как звонок другу, личное дело, выполненное в рабочее время, и тому подобное.

    Задачи типа «Г» это та работа, которую Вы можете поручить кому-нибудь другому.

    Задачи типа «Д» это то, что можно вообще не делать. Это может быть задача, которая прежде была важна, но теперь утратила свою актуальность.

«Тщательно подготовься перед тем, как начинать работу».

Перед началом работы очень важно иметь под рукой все необходимое. Приберите на своем рабочем месте так, что бы там не осталось ничего, не относящегося к задаче, которую вы собрались выполнять. Уберите все лишнее. Затем окружите себя материалами, которые вам понадобятся. Желательно так, что бы вам потом не пришлось вставать, выходить из комнаты и так далее. Расположите все так, что бы вам было максимально удобно.

Разрезай задачу на ломтики.

Если вам предстоит очень крупное и трудоемкое дело, оно зачастую кажется практически не выполнимым, заставляя вас медлить с его выполнением. Облегчить эту задачу не сложно – следует лишь разделить предстоящее дело на четкие, логически завершенные этапы. Вам останется лишь постепенно, в несколько приемов справится с вашей задачей.

Заключение

Итак, мы рассмотрели несколько ключевых правил персонального тайм менеджмента. Это те правила, которые наиболее легко применимы в повседневной жизни, которые позволяют экономить свое время, эффективно распределять усилия, идти прямиком к достижению Вашей цели. Искренне надеемся, что Вы, уважаемый читатель, нашли в этой статье для себя что - то полезное, подходящее лично Вам. В любом случае, какими бы не были Ваши цели, действуйте, и Вас непременно ждет успех!

Список литературы

    http://s-kalinin.blogspot.ru/2011/12/blog-post_15.html

    http://www.nnre.ru/delovaja_literatura/personalnyi_menedzhment_testy_i_konkretnye_situacii_praktikum/p3.php

    Брайан Трейси «Оставьте брезгливость, съешьте лягушку». – 2007 год, - 55 с.

Статью подготовила Кузнецова Н. (студентка 791гр.)




Top