Упразднен градостроительный совет екатеринбурга. Якоб буркхардт как историк греческой культуры Буркхард история италии в эпоху возрождения

Якоб Буркхардт (нем. Jacob Christoph Burckhardt; 25 мая 1818, Базель - 8 августа 1897, там же) - швейцарский историк культуры, стоявший у истоков культурологии как самостоятельной дисциплины.

Профессор в Базеле (1858-1893). Классический труд Буркхардта «Культура Италии в эпоху Возрождения» (1860) принёс ему европейскую славу.

По некоторому мнению, именно он, а не Мишле, «открыл Возрождение» для исторической науки.

Биография

Семья Буркхардтов, разбогатевшая на производстве шёлка и торговле с соседними странами, на протяжении трёх столетий была одной из самых влиятельных в Базеле. Состоятельность родителей позволила Якобу получить блестящее частное образование с упором на изучение древнегреческого языка. Предполагалось, что юноша вслед за отцом и дедом пойдёт по теологической стезе, однако Якоб, не афишируя свою религиозную позицию, довольно скоро стал тяготиться узкими рамками протестантской догматики.

В 1839 году Буркхардт окончательно решил связать свою судьбу с изучением истории и поступил в Берлинский университет, где читали лекции самые знаменитые немецкие историки того времени - Леопольд фон Ранке и Франц Куглер. С Ранке он расходился почти по всем вопросам. В отличие от учителя, в истории его привлекали не столько законы, политика и дипломатия, сколько искусство и архитектура. Не разделял он и увлечения Ранке прусской государственностью и милитаризмом.

Несмотря на заманчивую перспективу преподавательской карьеры в Берлине, Буркхардт предпочёл в середине 1840-х годов удалиться в считавшийся провинциальным Боннский университет, где его больше всего привлекало общество историка искусства Готфрида Кинкеля. Революционные события 1848-1849 годов укрепили его преклонение перед прошлым и окончательно оттолкнули от современности, которая казалась ему мелкой и пошлой. Революция совпала с личным кризисом: единственная женщина, которую любил этот убеждённый холостяк, предпочла ему базельского банкира.

С 1837 года, когда Буркхардт пешком пересёк Альпы и посетил Апеннины, Италия стала его страстью. Редкий год он не посещал старинных городов и художественных музеев этой «сокровищницы человеческого духа». Множество изданий выдержал его путеводитель по художественным памятникам Италии. В 1858-1893 годах он преподавал в тихом Базельском университете, где число его слушателей исчислялось несколькими десятками. До 1886 года он читал курс по европейской истории от Древней Греции до Французской революции, однако в последние годы сосредоточился на истории искусства. Буркхардт вышел в отставку за четыре года до смерти. Почти никого не признававший Фридрих Ницше писал, что немецкоязычному высшему образованию не хватает профессоров-воспитателей, «которые сами получили воспитание, высшие, отборные умы, что видно из каждого их взгляда, из каждого слова и даже молчания… Одним из таких в высшей степени редких исключений является мой глубокоуважаемый друг, Якоб Буркхардт в Базеле».

Исторические взгляды

В центре интересов Буркхардта находилась история культуры, в связи с чем его школу иногда называют «культурно-исторической». Исторические эпохи рассматривались им под углом тех «стилей жизни», которые придавали каждой из них неповторимость. Творцами этих стилей жизни были люди искусства - выдающиеся личности. Даже к государству он подходил с эстетической точки зрения и расценивал его как «произведение искусства». Тотальная эстетизация прошлого, глубоко уходившая корнями в эпоху романтизма, вызывала неприятие многих современников Буркхардта, находившихся на позициях позитивизма.

В первом крупном произведении - «Век Константина Великого» (1853) - Буркхардт с горечью и сожалением живописал гибель античного мира под напором христианства[уточнить]. В своём самом знаменитом произведении - «Культура итальянского ренессанса» (1860) - он обратился к теме возрождения античности и становления современного мировоззрения, основной чертой которого он считал индивидуализм. Об искусстве Возрождения он планировал рассказать в отдельной книге, которая так и не была написана (отчасти этот пробел восполнил любимый ученик Буркхардта - Генрих Вёльфлин).

Исторические взгляды

В центре интересов Буркхардта находилась история культуры, в связи с чем его школу иногда называют «культурно-исторической». Исторические эпохи рассматривались им под углом тех «стилей жизни», которые придавали каждой из них неповторимость. Творцами этих стилей жизни были люди искусства - выдающиеся личности. Даже к государству он подходил с эстетической точки зрения и расценивал его как «произведение искусства». Тотальная эстетизация прошлого, глубоко уходившая корнями в эпоху романтизма , вызывала неприятие многих современников Буркхардта, находившихся на позициях позитивизма .

В первом крупном произведении - «Век Константина Великого» (1853) - Буркхардт с горечью и сожалением живописал гибель античного мира под напором христианства. В своём самом знаменитом произведении - «Культура итальянского ренессанса» (1860) - он обратился к теме возрождения античности и становления современного мировоззрения, основной чертой которого он считал индивидуализм . Об искусстве Возрождения он планировал рассказать в отдельной книге, которая так и не была написана (отчасти этот пробел восполнил любимый ученик Буркхардта - Генрих Вёльфлин).

Посмертно вышли из печати философские размышления Буркхардта о соотношении в истории свободы и насилия, а также четыре тома, посвящённые различным аспектам древнегреческой цивилизации.

Концепция: Государство как произведение искусства

Эстетическая концепция государственности Якоба Буркхардта сохраняет свою актуальность и стала предметом дискуссии в связи со стопятидесятилетним юбилеем публикации его книги. Его идеи имеют значение для формирования российской доктрины правового государства.

См. также

Примечания

Основные работы

  • Carl Martell (1840)
  • Kunstwerke der belgischen Städte (1842)
  • Conrad von Hochstaden (1843)
  • Die Zeit Constantins des Großen (1853)
  • Der Cicerone: Eine Anleitung zum Genus der Kunstwerke Italiens (1855)
  • Die Kultur der Renaissance in Italien: Ein Versuch Культура Возрождения в Италии: Попытка (Опыт) [исследования] (1860)
  • Geschichte der neueren Baukunst: Die Renaissance in Italien (1867)
  • Geschichte der Renaissance in Italien (1878)

Литература

  • Буркхардт, Якоб - , пер. со 2-го нем. изд., СПб, тип. М-ва путей сообщ. (А. Бенке), 1876
  • Буркгардт, Яков (Буркхардт, Якоб) - Культура Италии в эпоху Возрождения , пер. С. Брилианта с 8-го нем. изд., перераб. Людвигом Гейгером. тт. 1-2, СПб, типо-лит. Герольд, 1904-1906
  • Буркхардт, Якоб - Культура Италии в эпоху Возрождения: Опыт исследования (пер. с нем.), М., Интрада, 1996
  • Баренбойм, П. Д. - Государство как произведение искусства и Конституционная экономика :: Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения , № 4, 2010 г.
  • Володарский, В. М. - Якоб Буркхардт. Жизнь и творчество :: В книге: Володарский, В. М. - Культура Возрождения в Италии , М., 1996
  • Халфина, Ю. Л. - Якоб Буркхардт как источник греческой культуры (автореф. канд. дисс.), Томск, 2000

Ссылки

  • Якоб Буркхардт - Культура Возрождения Италии. Опыт исследования (Интернет-версия)
  • Государство как произведение искусства: 150-летие концепции: Сб. статей / , Московско-Петербургский философский клуб; Отв. ред. А. А. Гусейнов . - М.,Летний сад, 2011. - 288 с. (PDF-версия)

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 25 мая
  • Родившиеся в 1818 году
  • Родившиеся в Базеле
  • Умершие 8 августа
  • Умершие в 1897 году
  • Умершие в Базеле
  • Историки Швейцарии
  • Медиевисты
  • Антиковеды Швейцарии
  • Философия права
  • Историки по алфавиту
  • Лингвисты XIX века

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Нейраминидаза
  • Октябрьский (посёлок в Архангельской области)

Смотреть что такое "Буркхардт, Якоб" в других словарях:

    Буркхардт Якоб - (Burckhardt) (1818 1897), швейцарский историк и философ культуры. Профессор университета в Базеле (1858 93). Основоположник культурно исторической школы в историографии, выдвигавшей на первый план историю духовной культуры. Занимался… … Художественная энциклопедия

    Буркхардт, Якоб - (Burckhardt) (25. 5. 1818, Базель, 8. 8. 1897, там же), швейцарский историк и философ культуры. Учился в Берлинском университете у Л. Ранке. Проф. университета в Базеле (1858 93). Б. был зачинателем направления в историографии, выдвигавшего в… … Энциклопедия культурологии

    Буркхардт Якоб - (Burckhardt) (1818 1897), швейцарский историк и философ культуры, зачинатель так называемой культурно исторической школы в историографии, выдвигавшей на первый план историю духовной культуры. Труды по истории греческой культуры и о культуре… … Энциклопедический словарь

    Буркхардт Якоб

    Буркхардт Якоб - Буркхардт (Burckhardt) Якоб (25.5.1818, Базель, ≈ 8.8.1897, там же), швейцарский историк и философ культуры. Учился в Берлинском университете у Л. Ранке. Профессор университета в Базеле (1858≈93). Б. был зачинателем направления в историографии,… … Большая советская энциклопедия

    БУРКХАРДТ Якоб - (Burckhardt, Jakob Christoph) (1818 1897), швейцарский историк. Родился в Базеле 25 мая 1818. Получил образование в университетах Берлина и Бонна, где изучал теологию, историю и искусство и испытал влияние немецких историков Леопольда Ранке,… … Энциклопедия Кольера

    Буркхардт - нем. Burkhardt немецкая фамилия. От неё происходит французская фамилия Бушар. Известные представители: Буркхардт, Генрих Христиан (1811 1879) немецкий лесовод. Буркхардт, Иоганн Карл (позднее Жан Шарль)(1773 −1825) … … Википедия

    Якоб Буркхардт - Якоб Буркхардт. 1892 Якоб Буркхардт (нем. Jacob Christoph Burckhardt; 25 мая 1818, Базель 8 августа 1897, там же) швейцарский историк культуры, стоявший у истоков культурологии как самостоятельной дисциплины. Биография Семья Буркхардтов,… … Википедия

    Буркхардт Я. - Якоб Буркхардт. 1892 Якоб Буркхардт (нем. Jacob Christoph Burckhardt; 25 мая 1818, Базель 8 августа 1897, там же) швейцарский историк культуры, стоявший у истоков культурологии как самостоятельной дисциплины. Биография Семья Буркхардтов,… … Википедия

    БУРКХАРДТ - (Burckhardt) Якоб (род. 25 мая 1818, Базель – ум. 8 авг. 1897, там же) – швейц. представитель истории культуры и искусства, профессор (1858 1893). Ему принадлежат: «Cicerone» (1855) и «Kultur der Renaissance in Italien» (1860). В своей работе… … Философская энциклопедия

Jacob Burckhardt

Профессор в Базеле (1858-1893). Классический труд Буркхардта «Культура Италии в эпоху Возрождения» (1860) принёс ему европейскую славу.

По некоторому мнению, именно он, а не Мишле , «открыл Возрождение» для исторической науки .

Биография

Семья Буркхардтов, разбогатевшая на производстве шёлка и торговле с соседними странами, на протяжении трёх столетий была одной из самых влиятельных в Базеле. Состоятельность родителей позволила Якобу получить блестящее частное образование с упором на изучение древнегреческого языка . Предполагалось, что юноша вслед за отцом и дедом пойдёт по теологической стезе, однако Якоб, не афишируя свою религиозную позицию, довольно скоро стал тяготиться узкими рамками протестантской догматики.

В 1839 году Буркхардт окончательно решил связать свою судьбу с изучением истории и поступил в Берлинский университет , где читали лекции самые знаменитые немецкие историки того времени - Леопольд фон Ранке и Франц Куглер . С Ранке он расходился почти по всем вопросам. В отличие от учителя, в истории его привлекали не столько законы, политика и дипломатия, сколько искусство и архитектура. Не разделял он и увлечения Ранке прусской государственностью и милитаризмом.

Несмотря на заманчивую перспективу преподавательской карьеры в Берлине, Буркхардт предпочёл в середине 1840-х годов удалиться в считавшийся провинциальным Боннский университет , где его больше всего привлекало общество историка искусства Готфрида Кинкеля . Революционные события 1848-1849 годов укрепили его преклонение перед прошлым и окончательно оттолкнули от современности, которая казалась ему мелкой и пошлой. Революция совпала с личным кризисом: единственная женщина, которую любил этот убеждённый холостяк, предпочла ему базельского банкира.

С 1837 года, когда Буркхардт пешком пересёк Альпы и посетил Апеннины , Италия стала его страстью. Редкий год он не посещал старинных городов и художественных музеев этой «сокровищницы человеческого духа». Множество изданий выдержал его путеводитель по художественным памятникам Италии. В 1858-1893 годах он преподавал в тихом Базельском университете , где число его слушателей исчислялось несколькими десятками. До 1886 года он читал курс по европейской истории от Древней Греции до Французской революции, однако в последние годы сосредоточился на истории искусства. Буркхардт вышел в отставку за четыре года до смерти. Почти никого не признававший Фридрих Ницше писал, что немецкоязычному высшему образованию не хватает профессоров-воспитателей, «которые сами получили воспитание, высшие, отборные умы, что видно из каждого их взгляда, из каждого слова и даже молчания… Одним из таких в высшей степени редких исключений является мой глубокоуважаемый друг, Якоб Буркхардт в Базеле» .

Научные взгляды

История

В центре интересов Буркхардта находилась история культуры, в связи с чем его школу иногда называют «культурно-исторической». Исторические эпохи рассматривались им под углом тех «стилей жизни», которые придавали каждой из них неповторимость. Творцами этих стилей жизни были люди искусства - выдающиеся личности. Даже к государству он подходил с эстетической точки зрения и расценивал его как «произведение искусства». Тотальная эстетизация прошлого, глубоко уходившая корнями в эпоху романтизма , вызывала неприятие многих современников Буркхардта, находившихся на позициях позитивизма .

В первом крупном произведении - «Век Константина Великого» (1853) - Буркхардт с горечью и сожалением живописал гибель античного мира под напором христианства [ ] . В своём самом знаменитом произведении - «Культура итальянского ренессанса» (1860) - он обратился к теме возрождения античности и становления современного мировоззрения, основной чертой которого он считал индивидуализм . Об искусстве Возрождения он планировал рассказать в отдельной книге, которая так и не была написана (отчасти этот пробел восполнил любимый ученик Буркхардта - Генрих Вёльфлин).

Посмертно вышли из печати философские размышления Буркхардта о соотношении в истории свободы и насилия, а также четыре тома, посвящённые различным аспектам древнегреческой цивилизации.

«Мы вообще должны были бы попытаться исключить из жизни народов выражение «счастье» и заменить его другим, в то время как. выражение «несчастье» мы сохраняем» , - писал Буркхардт .

Государство как произведение искусства

Эстетическая концепция государственности Якоба Буркхардта сохраняет свою актуальность и стала предметом дискуссии в связи со стопятидесятилетним юбилеем публикации его книги . Его идеи имеют значение для формирования российской доктрины правового государства [значимость? ] .

Признание

Изображен на купюре достоинством 1000 швейцарских франков.

Примечания

Литература

Список произведений

  • Работы бельгийских городов = . - Дюссельдорф: Julius Buddeus, 1842. - 168 p.
  • Несколько вопросов, которые иллюстрируют историю Карла Мартелла =

род. 25 мая 1818, Базель - ум. 8 авг. 1897, там же) - швейц. представитель истории культуры и искусства, профессор (1858- 1893). Ему принадлежат: "Cicerone" (1855) и "Kultur der Renaissance in Italien" (1860). В своей работе "Weltgeschichtliche Betrachtungen" (1905) он дает толкование истории, при этом рассматривает три осн. силы истории (государство, религию, культуру) в их взаимной обусловленности, исторические кризисы, исторические величины (индивид и общее), точно так же как роль счастья и несчастья в мировой истории, предостерегает от конструирования каких-либо закономерностей и прежде всего от веры в прогресс, оставляя исторические события под покровом непостижимой загадочности. Из оставленного им наследия вышли в свет: "Grichische Kulturgeschichte", 4 Bde., 1898-1920; "Gesammelte Werke", 10 Bde., Basel, 1954 ff.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БУРКХАРДТ ЯКОБ

Burckhardt), Якоб (25 мая 1818 – 8 августа 1897) – швейц. бурж. историк культуры. Проф. ун-та в Цюрихе (с 1885) и в Базеле (1888–93). Обучался в Берлине, в семинаре реакц. историка Л. Ранке (1795–188(5), с к-рым сблизился на почве позитивизма. Однако если Ранке подчеркивал прежде всего факты политич. истории, то Б., недовольный чисто прусским обожествлением гос-ва, на первый план выдвинул понятия культуры и личности. Как историк культуры Б. занимался проблемами Древней Греции ("Griechische Kulturgeschichte", Bd 1–4, 1898–1902), Возрождения ("Geschichte der Renaissance in Italien", 1868) и барокко. В ранний период Б. как социолог стоит на позициях позитивизма и бурж. индивидуализма. Владея материалом, Б. давал яркие картины культурной жизни рассматриваемой эпохи. Однако поскольку он не выяснял определяющие основы культуры, исследование им истории сводилось к обрисовке "духовной атмосферы" времени. В работе "Die Kultur der Renaissance in Italien" (1860, рус. пер. – "Культура Италии в эпоху Возрождения", 1904–06), описывая жизнь и быт итал. городов, нравы и типы людей, Б. в качестве осн. черты культуры Возрождения выдвинул индивидуализм, к-рый якобы привел к "открытию мира и человека". Согласно Б., культура Возрождения характеризуется новым складом ума, разрывом ср.-век. связей в отношении к религии, семье, авторитету, формированием свободной, инициативной личности, пренебрегающей всякими моральными ограничениями и запретами. Однако этот либерализм Б. носит аристократич., антиреволюц. характер. После поражения Парижской Коммуны Б. окончательно перешел на позиции реакции, осудив даже свое собств. увлечение свободной культурой Ренессанса. В области философии культуры Б. под влиянием Шопенгауэра приходит ко все более реакц. выводам, с циническим пессимизмом рассматривая перспективы развития человеч. культуры ("Рассмотрение всемирной истории" – "Weltgeschichtliche Betrachtungen", 1905). Поздние работы Б. оказали влияние на формирование филос. концепции Ницше. В марксистской лит-ре философия культуры Б. подверглась критике в работах Грамши, Лифшица и др. Соч.: Gesamtausgabe, hrsg. von H. Trog, E. D?rr, W. Kaegi , Bd 1–14, Stuttgart, 1929–34; Gesammelte Werke, Bd 1–10, В., . Лит.: Грамши?., Избр. произв., т. 3, M., 1959, с. 271–74, 291; Лифшиц?. ?., Вопросы искусства и философии, М., 1935, с. 43–46; Loewith К., Jacob Burckhardt. Der Mensch inmitten der Geschichte, Luzern, 1936; Salin E., Jakob Burckhardt und Nietzsche, Basel, 1938; Grisebach E., Jacob Burckhardt als Denker, Bern – Lpz., 1943; Martin A. von, Nietzsche und Burckhardt, 3 Aufl., Basel, 1945; Kaegi W., Jacob Burckhardt, Bd 1–2, Basel, . Г. Недошивин. Москва.




Top