Урок даниэль дефо робинзон крузо. Урок по роману Д.Дефо "Приключения Робинзона Крузо"

Эта сказка первая, которой я открываю у себя в блоге совместный с Таней Тавикой и ее блогом «Это интересно» проект «Опыты и сказки». В нем Таня будет проводить опыт по выбранной физической теме, а я писать сказку.

Первая тема, которую мы выбрали — Магниты.

«Мечты одного магнита »

На столе лежал большой магнит и вздыхал. Ему было очень скучно. Ухватить и прилепить к себе некого, а ведь он обладает такой уникальной способностью, И напрасно магнетики внутри него стояли рядами ровно, как солдаты, и все смотрели в одну сторону, не двигаясь.

Магнит очень гордился своими магнетиками. Он считал себя немного в родстве со светом и его . Он ведь также состоял из многих мельчайших частиц, только они, в отличие от Светиков, были послушны, стояли тихо и спокойно, никуда не летели, даже смотрели в одну сторону. У любого металла такие магнетики есть, но все в разные стороны смотрят, не слушаются. А тут, такая сила! Потому что все вместе. Как схватят кого, так и не отпустят. Жалко только, что схватить они могут лишь железо.

А если их нагреть? Может, тогда они сильнее станут и начнут всех хватать и примагничивать?

От этой мысли магнит чуть не подпрыгнул. Вот это идея! Ведь и лежит он на полке около самой плиты. Стоит свалиться с полки, и он окажется совсем близко к печке!

Магнит стал раскачиваться, приказал магнетикам там, внутри него, тоже раскачиваться из стороны в сторону. Через некоторое время магнит с грохотом свалился на пол и постарался упасть как можно ближе к печке.

Приятное тепло разлилось по всему магниту. Он мечтательно закрыл глаза. Но внезапно шум и голоса внутри него нарушили безмятежный покой.

Что же он увидел открыв глаза? Послушные некогда магнетики крутились в разные стороны, болтали друг с другом, а некоторые вообще выбежали из строя!

Что такое, что за беспорядок? — крикнул он. Но магнетики не обратили на его крик никакого внимания.

Тут на кухню вошла хозяйка. Она увидела валяющийся на полу у самой печки магнит и всплеснула руками.

Ой, он же теперь испортился!

Хозяйка быстро подняла магнит и приложила его к холодному железному крану. Но если раньше магнетики все вместе хватались за предложенную железку, то теперь многие из них не обратили на кран никакого внимания. И, когда хозяйка убрала руку, магнит шлепнулся в раковину.

Какой позор! — всхлипнул он, — значит, тепло не помогает нам, а, наоборот, мешает! Что же теперь будет? Неужели меня выбросят?

Хозяйка задумчиво покрутила магнит в руках и положила на полку.

Посмотрим, может он еще и не испортился. Вот остынет, тогда проверим.

Лежа на полке, магнит замирал от страха. Однако, он остывал, температура понижалась. И чем холоднее становился магнит, тем послушнее становились магнетики. Они снова выстроились в ряды и замерли, дружно глядя в одну сторону.

Уф, неужели пронесло? — пробормотал магнит — Никогда больше не стану мечтать о том, чего у меня нет. Притягиваем мы железо, и хорошо! Просто замечательно!

__________________________________________

И действительно, магниты — это очень интересные, почти волшебные…предметы? Ну да, предметы. Но они же почти живые!

А вот и опыты от Тани. Посмотрите как магниты еще и отталкивать могут, как с их помощью мелкие железки собирать, как… Ну, в общем читайте)

Опыт 1. Какие материалы притягивает магнит?

Возьмем предметы, сделанные из разных материалов:кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик. Будем подносить к ним по-очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту? опыты с магнитом experiments with magnets

Поисково-познавательная непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень – магнит»

Исследовательский проект
«ВОЛШЕБНЫЙ КАМЕНЬ - МАГНИТ»

Актуальность:

Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, является одной из актуальнейшей проблем современности.

Главное достоинство экспериментирования в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений.

Экспериментирование связано со всеми видами деятельности, такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, ФЭМП.

Цель проекта:

Задачи проекта:

Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, схем);

Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Участники: воспитанники подготовительной логопедической группы, воспитатели, учитель-логопед, родители воспитанников.

Этапы проведения проекта:

I. Подготовительный этап:

1. Разработка плана проекта «Мой магнит меня манит».

2. Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

Подготовка методической литературы.

3. Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование с магнитом».

4. Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

5. Оформление информационно-просветительского материала для родителей в виде, папок-передвижек, материала в уголке для родителей

7. Помощь родителей в оформлении уголка экспериментирования.

II. Основной этап:

1. Чтение сказки «Мечты одного магнита». Легенды о магнитах.

2. НОД «Ознакомление с природным происхождением магнита».

Разучивание стихотворения о магните.

3. Игра с игрушками «Бакуган».

4. Просмотр мультфильма «Фиксики» («Магнит», «Компас»).

5. Проведение опытов с магнитами дома.

6. Игры с магнитным конструктором, азбукой, мозаикой.

7. НОД «Волшебный камень - магнит».

8. Оформление стенда «Экспериментируем дома».

III. Заключительный этап:

1. Оформление альбома «Использование магнита в медицине, космонавтике, судостроении и т.д.

2. Оформление магнитного театра по сказке «Рукавичка».

Список литературы:

1. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников».

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. 2010 г.

2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2010 г.

3. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. 2011 г.

4. «365 научных экспериментов». 2010 г.

Поисково-познавательная
непосредственно образовательная деятельность
для детей старшего дошкольного возраста
«Волшебный камень - магнит»

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные

1. Формировать представления детей о физическом явлении - магнетизм.

2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).

3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».

Развивающие

1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.

2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные

1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».

2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.

3. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: 2 магнита, скрепки большие и маленькие, «Автомобильная трасса», банка со змейкой, аквариум.

Раздаточный: по 2 маленьких магнита на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянная баночка, металлические скрепка и гвоздик, заготовки для рыбок, ножницы.

Логика образовательной деятельности

Воспитатель приглашает детей в зал, оформленный под научную лабораторию….

Задает детям вопрос - «Куда мы пришли?»

Дети рассматривают материалы, «оборудование», предлагают вариант ответа.

Педагог, используя подсказку (слайды с изображением научной лаборатории), подводит детей к выводу, что оказались они в научно-исследовательском институте.

Спрашивает детей, кто работает в научно-исследовательских институтах и чем занимаются люди данной профессии.

Воспитатель: - Ребята! Я предлагаю вам посетить наш институт и на некоторое время стать учеными - исследователями.

Предлагает надеть халаты, шапочки, очки.

Обращает внимание детей на стенд со схемами «Правила безопасности работы в лаборатории». Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной лаборатории». Изучают правила, распределяют роли.

Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно заняться. Детям предлагаются роли младших сотрудников и лаборантов и бейджик с соответствующим обозначением.

Воспитатель вносит коробку с большим магнитом. Коробка - закрыта.

Сегодня к нам в институт привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать что это?

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

Ответы детей…

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Воспитатель: - « Наша задача - познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый - легкий?), цвет…

Дают определение - «Магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес…..».

Воспитатель задает вопрос - «Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?»

Ответы детей…..

Воспитатель: - « Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?» Ответы детей.

Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем младшим сотрудникам и лаборантам в лабораторию № 1…

- «Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»

Дети перечисляют…

1. мягкая игрушка

2. деревянный карандаш

3. пластмассовая пуговица

4. стеклянная баночка

5. металлические скрепка и шайба.

Опыт № 1.

«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…

«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).

- «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).

- «А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик).

« Какой можно сделать вывод?»

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

Изучение следующих свойств магнита можно продолжить в лаборатории № 2.

На столе лежит и одновременно демонстрируется на экране схема «Отталкивание и притяжение магнитов» и самолеты с магнитными концами (красный - синий).

Коллеги, обратите внимание на схему, как вы думаете, какое исследование нам нужно провести? Ответы детей…

Воспитатель обращает внимание детей на магнит, раскрашенный в красный и синий цвет. А также на самолетики, лежащие на столах, с такой же окраской. Спрашивает, почему магнит покрашен в два цвета? Дети ведут рассуждения… Затем воспитатель предлагает соединить самолетики двумя одинаковыми концами. Что происходит? (самолетики отталкиваются). Если соединить разными концами- красным и синим (самолетики соединяются). Почему? Ответы детей… Воспитатель дает пояснение: у магнита два полюса, если соединять два одинаковых полюса, то магниты будут отталкиваться, а если соединить два разных, то они притянутся друг к другу.

Динамическая пауза

Воспитатель предлагает пройти к аэродрому. - Посмотрите, я принесла сделанные вами самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите внимание - наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.

Ребята, посмотрите, в лаборатории № 3 стоит какой-то сосуд, а что в нем находится, не видно. Но, по всей вероятности, там находится какое-то существо, возможно, ядовитое. Как узнать, кто находится в банке, не опуская туда руки?

Ответы детей, обсуждение, догадки.

Попробуем магнитом достать обитателя банки?

Опыт № 3. Достать магнитом змейку из банки.

Воспитатель: - У вас на столах стоят банки, в которых лежат змейки-скрепки. Достаньте из банки скрепки магнитом.

Воспитатель: - Ребята, какой можно сделать вывод?

Дети: - Магнит действует через стекло.

(Демонстрация схемы через проектор).

- Как вы думаете, только ли через стекло действует магнит?

Ответы детей.

Опыт № 4.

На мольберте нарисована трасса для машинок, на столе лежат маленькие металлические машинки и магниты. Устанавливается магнит за машинкой, который двигает ее по трассе.

А теперь попробуйте сами. Возьмите по машинке, попробуйте управлять ими с помощью магнита.

Какой можно сделать вывод?

- Магнит действует через картон.

(Демонстрация всех схем через проектор одновременно).

Детям предлагается игра «Рыболов». Магнитными удочками дети вылавливают рыбок из аквариумов.

В конце игры обсуждается следующее свойство: «Магнит действует через воду».

(Демонстрация слайда).

Воспитатель обращает внимание детей на коробку с магнитом.

Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.

Какими свойствами обладает магнит?

(На доске выставлены схемы - подсказки).

Дети называют свойства и выбирают соответствующую схему. (Одновременно схемы появляются на экране).

1. Магнит притягивает только металлические предметы.

2. Магнит имеет два полюса: разные полюсы - притягиваются, а одинаковые - отталкиваются.

3. Магнит действует через стекло, картон, воду.

Дети вместе с воспитателем складывают магнит и карточки, отправляют посылку с выполненным заданием.

Ребенок читает стихотворение про магнит:

Уже давно люблю магнит.

Он и теперь меня манит

Камня маленький кусок,

Невзрачный, серенький брусок.

Воспитатель обращает внимание детей на экран «Практическое применение магнита».

Воспитатель ориентирует детей на дальнейшее ознакомление со свойствами и применением магнита. - Как и где найти нужную информацию. Дети предлагают ответы. (Спросить у родителей, позвонить родственникам или друзьям, прочитать энциклопедию, посмотреть ТV, обратиться к Интернет-ресурсам и др.).

Дорогие младшие сотрудники и лаборанты, руководство научно-исследовательского института благодарит вас за проделанную работу и награждает вас ценными памятными подарками - магнитными играми.

Номинация: Детский сад, подготовительная группа, старшая группа, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность
Название: Конспект НОД по опытно-экспериментальная деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень – магнит»

, воспитатель высшей квалиф. категории, МБДОУ д/с № 110 г. Самара, Россия.
Автор презентации:
Гришина Ирина Юрьевна
, учитель-логопед высшей квалиф. категории, МБДОУ д/с № 110 г. Самара, Россия.

Тема урока : Герой романа Д. Дефо «Робинзон Крузо».

Цели : показать значение романа Д. Дефо для формирования личности; развивать навыки анализа текста и сопоставительного анализа.

Планируемые результаты : знание содержания книги о Робинзоне Крузо; понимание мотивов поступков героя, причин изменения его взглядов на жизнь; владение элементами сопоставительного анализа текста.

Оборудование: портрет Д. Дефо, иллюстрации к роману, рисунки учащихся.

Ход урока : 1. организационный момент.

2. Работа по теме урока.

1) пересказ эпизодов романа «Робинзон Крузо» (пересказ может сопровождаться описанием иллюстраций и рисунков к роману.)

2) Беседа по роману «Робинзон Крузо»

(в основе-вопросы учебника: 1-3 уровня (стр.202)

Дополнительные вопросы:

Как боролся Робинзон за свою жизнь в первые годы пребывания на острове?

Как менялись взаимоотношения Робинзона и Пятницы?

Почему Робинзон заявил, что он охотно согласился бы не возвращаться в Англию?

Почему Робинзон назвал недобрым час, когда он взошел на корабль?

Как он распорядился своей судьбой?

Какие черты характера проявлял молодой Робинзон?

Что осуждает он сам в себе в начале своего рассказа?

Что помогло Робинзону во время кораблекрушения выбраться на берег?

Как вел себя Робинзон в первые дни на острове?

Как он боролся с одиночеством?

Что изменилось в его отношении к жизни на третий год его пребывания на острове?

Почему Дефо увеличил срок пребывания своего героя на острове по сравнению с прототипом?

В чем схожи отношения Робинзона с Ксури (в начале романа) и с Пятницей и чем они отличаются?

Какую роль сыграл Пятница в жизни Робинзона?

Как изменился Робинзон за время испытания?

Что помогло ему преобразовать необитаемый остров?

Что вначале было целью путешествий Робинзона и к чему он пришел в результате своей жизни на острове?

3. Аллегорический смысл романа Д. Дефо (слово учителя).

В литературе того времени популярным был жанр аллегорической притчи (вспомним: аллегория-это иносказание). Утвердилась традиция, согласно которой почти любое произведение о жизни и судьбе человека предполагало не только буквальное, но и аллегорическое прочтение. Судьба не сразу забросила Робинзона на необитаемый остров. Сначала он, вопреки родительской воле, бежал из дома, вел разгульную жизнь, попал в плен. Если говорить об аллегорическом смысле событий, то кораблекрушение стало для него чем-то вроде расплаты за грехи, трагическим концом жизни.

Тогда как же можно аллегорически рассматривать жизнь Робинзона на необитаемом острове?

Жизнь на острове стала своеобразным возрождением, путем самопознания человека, искуплением грехов и, наконец, спасением. Робинзон постепенно начинает понимать, каково истинное предназначение человека.

История Робинзона Крузо похожа на историю развития всего человеческого рода. Она подтверждает, что труд явился условием и способом не только спасения жизни Робинзона, но и основой развития всего человечества. Один на один с природой герой поддерживает свое существование охотой, затем скотоводством и, наконец, земледелием. Иными словами, проходит постепенно все начальные стадии эволюции. Дефо со вкусом и основательностью пишет, как устроены жилье и быт Робинзона, как герой заново проходит путь, уже пройденный человеческой цивилизацией. Он учится добывать огонь, защищать себя от жары и холода; изобретает способ обжига глины, сам лепит горшки. При этом Робинзон сознает, что его испытывает и направляет по правильному пути высшая сила – Божественное Провидение. Постепенно Робинзон не только преодолевает отчаяние, но и учится быть благодарным судьбе за то, что ему ниспослано, находить радость в простых вещах. В этом и проявляется Божья благодать. Робинзон не стремится к отшельнической жизни. Наоборот, он старается окружить себя возможным комфортом, жить как цивилизованный человек. После кораблекрушения герою удается перевезти с разбитого корабля необходимые вещи, которые, по существу, являются символами цивилизации. Эти вещи сделаны руками других людей, уже потому Робинзон как бы не один на острове, он чувствует поддержку.

Все ли зависит от Божьего промысла или человек способен влиять на жизнь своей волей? Как соотносятся Божий промысел и воля человека? Эта проблема уже тогда волновала мыслителей. Как Дефо решает эту проблему?

Робинзон пытается найти соотношение, равновесие между стремлением улучшить свое положение и подчинением Божьей воле. Он не унывает, принимая случившееся с ним как должное. В то же время он не пассивен, а деятелен и энергичен.

Дефо вводит в повествование дикарей, когда Робинзон достигает душевного спокойствия, когда в его душе воцаряется мир-теперь Робинзон может учить других тому, что постиг сам.

Сначала Робинзон был потрясен кровожадностью дикарей-людоедов. Постепенно он понимает, что они не закоренелые злодеи-им просто неизвестны истинные нравственные ценности. «Перевоспитать» всех дикарей-непосильная задача для одного человека. Робинзон воспитывает, «просвещает» одного из них. Имя, которое дал Робинзон дикарю-Пятница- символично. В пятницу человечество получило искупление грехов, так как был распят Христос. Воскресение же, обретение новой жизни, произошло позже. Возможно, с точки зрения Дефо, человечество находится между Пятницей и Воскресением: разум, воля, труд могут искоренить пороки, грехи прошлого, но к новой жизни люди еще не пришли, они только в поисках истины, на пути к ней.

Робинзон вспоминает, как вели себя по отношению к дикарям колонизаторы, как они истребляли дикарей, не считая их за людей. Робинзон осуждает их, противопоставляет такому взгляду свой, «просвещенный», он считает, что должен нести дикарям все лучшее, что есть в его культуре-культуре цивилизованного европейца.

4. Обучение элементам сопоставительного анализа.

Прочтите и прокомментируйте список «Зло и Добро» из дневника Робинзона.

С помощью этого списка Робинзон попытался доказать самому себе, что в его бедственном положении есть немало хорошего. Например, против безнадежной фразы: «Я заброшен на унылый, необитаемый остров, и у меня нет никакой надежды спастись» стоит оптимистичная фраза: «Но я остался в живых, хотя мог бы утонуть, как все мои спутники». Так на каждый отрицательный вывод находился вывод утешительный. Эти размышления оказали Робинзону большую поддержку. Он понял, что унывать и отчаиваться не следует, «так как в самых тяжелых горестях можно и должно найти утешение». Этот список успокоил Робинзона, он стал гораздо бодрее. Если раньше он только и думал, как покинуть остров, то теперь он стал думать о том, как наладить свою жизнь на острове.

5. Закрепление изученного.

(Работа по вопросам и заданиям рабочей тетради.)

6. Подведение итогов урока.

Дефо на примере своего героя показал, что человек, встретившись один на один с природой, способен не только выжить в условиях, когда надеяться, казалось бы, не на что, но и проявить мужество, смекалку, стойкость. В романе отразились представления эпохи Просвещения о том, что природа создала человека всесильным: возвращаясь к природе, человек черпает в ней, подобно герою древнегреческих мифов Антею, приникшему к земле, неиссякаемую мощь. Человек способен победить свою слабость и доказать трудом и упорством свою силу и безграничные возможности. Творческая натура человека преобразует и окружающий мир, и его самого.

Домашнее задание.

    Написать сочинение-рассуждение на тему « Что бы взяли вы с разбитого корабля, окажись на месте Робинзона? Без чего вы не сможете обойтись на необитаемом острове?»

Урок внеклассного чтения по роману Даниэля Дефо «Робинзон Крузо»

Цель:

Проверить, насколько вдумчиво и внимательно ученики прочитали роман; вызывать и поддерживать у детей интерес к чтению.

Задачи:

Образовательные.

1. Учить анализировать полученную информацию, иллюстрации.

2. Продолжить работу по развитию речи учащихся:

а) обогащать словарный запас;

б) способствовать развитию умения учащихся высказывать предположения, объяснять значение различных слов, связанных с данной темой;

в) развивать умение учащихся сравнивать свои высказывания с текстом произведения.

Развивающие.

1. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения младших школьников.

2. Развивать эмоциональную сферу учащихся.

3. Способствовать развитию познавательного интереса к урокам литературного чтения.

4. Формировать навыки учебной поисковой деятельности.

5. Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные.

1. Способствовать воспитанию всесторонне развитой, гармоничной личности, уважающей человека, его возможности и способной к восприятию и осмыслению произведений искусства.

2. Формирование гуманистического мировоззрения учащихся.

Оборудование: экран, доска, компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power Point иллюстрации учеников к роману Даниеля Дефо.

Подготовка к занятию: На каникулы учащиеся получают задание прочитать роман Даниэля Дефо, за неделю до занятия объявляется конкурс рисунков по роману.

Ход занятия

Слово учителя

Обыгрывание темы урока

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, урок-праздник. А так как он у нас необычный, то и начнем мы его тоже не совсем обычно.

Сейчас я предложу вашему вниманию музыкальный фрагмент, а вы, закрыв глаза, попробуйте представить себе то явление природы, которое передано с помощью музыки (Отрывок Вивальди «Шторм»)

Беседа

· Какие ассоциации вызвала у Вас музыка?

Тревожная мелодия, в ней слышен шум ветра, звук волн, разбушевавшаяся стихия.

· Случайно ли я вам предложила послушать именно такую музыку?

· Благодаря морскому шторму мы узнали интересную историю о Робинзоне Крузо.

Слайд 2

Рассказ ученика (ученик заранее готовит выступление)

Меня зовут Даниэль Дефо. Я родился в старой и далёкой Англии. Я купец и сын купца. Как полагается предприимчивому человеку, то богател, то разорялся. Так уж получилось, что судьба меня достаточно потрепала. Я всегда выступал за равенство людей, участвовал в восстании против короля Иакова 2, за что меня постоянно преследовали. Однажды, за выступление против правительства меня выставили к позорному столбу. Толпа народа приветствовала меня у этого столба, и это было лучшей наградой для меня за все лишения.

Я занимался коммерцией, был журналистом, а в молодости даже совершил путешествие в Португалию. Сменив множество профессий и занятий, я увлекся литературой. Когда мне было 58 лет, я стал популярен, написав роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове».

Прототип

Слайд 3

У этой книги был реальный прототип. Известно, что в XVIII веке на острове Мас-а Тьерра жил Александр Селькирк, которого спас от вынужденного заточения знаменитый мореплаватель Кук. Но реальный герой пробыл на необитаемом острове (с 1962 года остров Робинзона Крузо) 4 года и 4 месяца, почти потеряв за это время человеческий облик и разучившись говорить. Даниэль Дефо взялся за хорошо известный факт, переменил имя героя, «перенес остров», из Тихого Океана в Атлантический, отодвинул время действия примерно на 50 лет назад, увеличил срок пребывания героя на острове в несколько раз, а само повествование против прежних - на сотни страниц.

Беседа

· Понравилась ли Вам история, рассказанная Дефо? Вот Эдуард Кук писал: «Слушая рассказы о человеке, который долго жил на необитаемом острове, многие люди заключили, что жизнь такого человека должна быть очень интересной. Что же в ней может быть интересного читателю? Разве это ученый, который в полном одиночестве мог сделать выдающиеся открытия? Ничего подобного: это всего лишь простой матрос, единственным занятием которого было изыскать средства для продолжения жизни своего заключения и собеседника которого были лишь козы». Согласны вы с мнением путешественника?

· Чем нам интересна эта история?

· А были ли вы внимательными читателями? Проверим.

Викторина (состязание команд)

Часть 1. Морской словарь

Слайд 4

Поясните значение терминов

Капитан (начальник корабля)

Штурман (человек, прокладывающий курс)

Палуба (пол корабля)

Трап (лестница)

Камбуз (корабельная кухня)

Штиль (полное безветрие)

Риф (подводная скала)

Банка (скамейка)

Швартовы (верёвка, которой судно привязывают к причалу)

Честь 2. Вопросы внимательному читателю

Слайд 5

Из какой страны отплыл Робинзон в своё долголетнее путешествие? (из Бразилии)

Слайд 6

Сколько лет прожил Робинзон на острове? (28лет 2 месяца и 19 дней)

Слайд 7

В выращивании каких сельскохозяйственных культур Робинзон проявил себя как агроном? (Рис, ячмень) Кто может подробнее рассказать историю с выращиванием этих культур? (Запасы были с корабля. Они были не пригодны в пищу, так как. их погрызли крысы. Крузо высыпал их на землю из мешочка за ненадобностью и забыл про них. Шли дожди, и семена проросли.)

Слайд 8

Какие ремёсла освоил Робинзон на острове? (астронома. строителя, охотника, рыбака, бондаря, столяра)

Часть 3. Блиц-тур

Учащимся нужно выбрать один из предложенных вариантов.

Слайд 9

1. Где Робинзон устроил себе ночлег в первую ночь на острове?

Ночлег

1. На берегу

2. На дереве

3. В пещере

Слайд 10

2. Все вещи, которые Робинзон нашёл на корабле, он переправил на берег с помощью…

Переправа

1. Шлюпка

2. Плот

3. Лодка

Слайд 11

3. «Много лет она была мне надёжным помощником, служила мне верой и правдой. О, как бы дорого я дал, чтобы она заговорила!». Что же это за друг?

Друг

1. Кошка

2. Попугай Попка

3. Собака

Слайд 12

4. Сколько лодок построил Робинзон Крузо?

1. 2

2. 1

3. 3

Часть 4

· Надеюсь, Вы полюбили книгу и с удовольствием примите участие в представление сцен. Я буду читать отрывок из ромена, а вы в соответствии со своей ролью изображаете прочитанное. Ученики импровизируют.

Сцена 1

Актёры: Ветер, Робинзон, деньги.

Я улыбнулся при виде этих денег. «Ненужный хлам, - проговорил я, - зачем ты мне теперь? Ты и того не стоишь, чтобы нагнуться и поднять тебя с полу. Всю эту кучу золота я готов отдать за любой из этих ножей. Мне нечего с тобой делать. Так оставайся же, где лежишь, отправляйся на дно морское, как существо, чью жизнь не стоит спасать!» Однако ж, поразмыслив, я все же взял деньги с собой; и, завернув их в кусок парусины, стал обдумывать, как соорудить еще один плот. Но пока я собирался, небо нахмурилось, ветер, дувший с берега, начал крепчать, и через четверть часа совсем засвежело.

Сцена 2

Актёры: дикари, пленники, Робинзон

Я спрятался за этой вершиной и стал смотреть в подзорную трубу. Дикари теперь вернулись к своим лодкам. Их было не менее тридцати человек. Они развели на берегу костёр и, очевидно, готовили на огне какую-то пищу. Что они готовят, я не мог рассмотреть, видел только, что они пляшут вокруг костра с неистовыми прыжками и жестами, как обычно пляшут дикари. Продолжая глядеть на них в подзорную трубу, я увидел, что они подбежали к лодкам, вытащили оттуда двух человек и поволокли к костру. Видимо, они намеревались убить их. До этой минуты несчастные, должно быть, лежали в лодках, связанные по рукам и ногам. Одного из них мгновенно сбили с ног. Вероятно, его ударили по голове дубиной или деревянным мечом, этим обычным оружием дикарей; сейчас же на него накинулись ещё двое или трое и принялись за работу: распороли ему живот и стали его потрошить.

Сцена 3

Актёры: Беглец, Робинзон

Несчастный беглец, несмотря на то что я убил обоих его врагов (по крайней мере, так ему должно было казаться), был до того напуган огнём и грохотом выстрела, что потерял способность двигаться; он стоял, как пригвождённый к месту, не зная, на что решиться: бежать или остаться со мной, хотя, вероятно, предпочёл бы убежать, если бы мог.

Я опять стал кричать ему и делать знаки, чтобы он подошёл ближе. Он понял: ступил шага два и остановился, потом сделал ещё несколько шагов и снова стал как вкопанный.

Тут я заметил, что он весь дрожит; несчастный, вероятно, боялся, что, если он попадётся мне в руки, я сейчас же убью его, как и тех дикарей.

Я опять сделал ему знак, чтобы он приблизился ко мне, и вообще старался всячески ободрить его.

Он подходил ко мне всё ближе и ближе. Через каждые десять-двенадцать шагов он падал на колени. Очевидно, он хотел выразить мне благодарность за то, что я спас ему жизнь.

Я ласково улыбался ему и с самым приветливым видом продолжал манить его рукой.

Наконец дикарь подошёл совсем близко. Он снова упал на колени, поцеловал землю, прижался к ней лбом и, приподняв мою ногу, поставил её себе на голову.

Это должно было, по-видимому, означать, что он клянётся быть моим рабом до последнего дня своей жизни.

Я поднял его и с той же ласковой, дружелюбной улыбкой старался показать, что ему нечего бояться меня.

· Вы, конечно же, помните, как назвал Робинзон своего нового друга? А почему? (Робинзон назвал друга в честь дня недели).

Рефлексия

Слайд 13

Гуманист - деятель или сторонник гуманизма.

Гуманизм - гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

· Можно ли гуманистом назвать автора романа? А кого ещё?

· Какие черты характера проявил Робинзон Крузо? Приведите примеры.

· Кому вы бы посоветовали прочитать книгу?

Подведение итогов викторины, конкурса рисунков.




Top