Урок-исследование с элементами дискуссии по повести А. Пушкина «Пиковая Дама

Проблема «человека и судьбы» в идейном содержании повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»
1. Достоверный источник необычной истории. 2. Негласное право вершить судьбы других. 3. Власть заколдованных карт.

Человек и судьба - кажется, что эти две вещи совершенно не совместимы. Однако, если человек вверяется своей судьбе, она никогда его подведет. Но все же слепо доверять всем ее проказам тоже, наверное, не стоит. Она словно игрушкой может играть человеком, и потом все в его жизни пойдет наперекосяк. Поэтому часто к судьбе относятся как к роковой неизбежности. И противоборствовать судьбе просто нельзя, следует ей только покориться. Такое ощущение называют фатализмом. «Fatum» значит «рок», «судьба». Эти два понятия уравниваются и несут лишь от­рицательное содержание. Очень редко мы слышим, что у кого-то счастливая судьба. Однако никто из посторонних не знает, сколько труда вложили эти удачливые люди в свое благополучие.

Одним из примеров таких является Германн, главный герой повести А. С. Пушкина «Пиковая дама». Он многое сделал ради задуманного. Но судьба или рок сыграли злую шутку с этим человеком. Германн разыграл свой ход: один раз выиграл, другой - проиграл.

Можно сказать, что все это выдумано автором и в жизни такого никогда не бывало. Но имеет вполне достоверный источник. Внук княгини Голицыной поведал Пушкину свою необычную историю. Он один раз проигрался и попросил у бабушки денег. Она денег не дала, но «сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом». И на самом деле Голицын отыгрался. Все дальнейшее повествование исследователи считают вымышленным.

В повести судьба не столько помогает, сколько губит человека и, главное, его душу. Но все равно Германн подчиняется этой магической власти. «Анекдот о трех картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил из головы». Судьба своим удачным ходом, счастливым случаем просто завораживает главного . И он начинает жить только одной мыслью - выведать три заветные карты. Только они могут составить его благосостояние.

Но судьба, словно посмеиваясь, начинает свою игру. А человек, подчиняясь ей, «идет» по головам людей для достижения цели. Он разбивает сердце девушки, когда стремится всеми способами узнать карты. «Итак, эти странные письма, эти пламенные требования, это дерзкое, упорное преследование, все это было не любовь! Деньги, - вот чего алкала его душа». Он берет на себя негласное право вершить судьбы других людей. Только вот непонятно, кто дает ему такое право. И в этом случае человек ставит себя наравне с судьбой. Ведь получается, что судьба Лизаветы Ивановны есть действия и поступки Германна. И нам совершенно неизвестно, какая судьба была бы у девушки, если бы не вмешательство молодого человека.

Германну удается судьбу Лизы подчинить своей воле. И он совершенно не сожалеет об этом и не задумывается ни о чем. Когда умерла старая княгиня, его заботит только одно - «невозвратная потеря тайны, от которой ожидал обогащения».

Однако Германн оказывается властен только над чужими судьбами. Судьба и даже смерть старой графини оказались в его руках. Возможно, это произошло и потому, что в нем были какие-то бесовские черты. Вот таким его портрет дает Томский: «Этот Германн - лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля».

Но постепенно собственная судьба Германна утекает сквозь пальцы. Стремление выведать три карты приводит к смерти графини, чего он совершенно не замышлял. Графиня словно забирает с собой в могилу и его судьбу. Ведь три заветные выигрышные карты составляли в последнее время судьбу главного героя. И получается, что старая графиня получает власть над жизненной дорогой Германна. Это прямо прописывает в повести. «Он верил, что мертвая графиня могла иметь вредное влияние на его жизнь...»

Однако в споре: кто же чью судьбу держал в руках - Германн графинину или наоборот - неизвестно. Но ее призрак все-таки пришел назвать ему три выигрышные карты. Но пришла графиня, как говорит сама, против своей воли.

И вот после этого уже никто не может предугадать судьбу главного героя. Теперь над ней берет власть три карты: , семерка, туз. Рок в этот раз будет писать свою историю, на которую может повлиять только личность Германна.

И вроде бы молодой человек сделал все так, как советовала ему старая графиня. Но последней картой оказался не туз, а пиковая дама: «В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась».

Судьба сыграла с Германном злую шутку. И теперь уже она начинает выкладывать на стол свои козыри. Первый - проигрыш Германна. Второй - его сумасшествие. «Герман сошел с ума. Он сидит в обуховской больнице в 17 нумере, но не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: "Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..."» Но третью выигрышную карту судьба разыгрывать не стала. Она смогла остановиться и не продолжать бесполезного поединка. И получается, что эту заключительную партию выиграла именно она. И карты ее были: тройка, семерка, судьба.

А. С. Пушкин показал нам попытку человека покорить свою судьбу, но это оказалось невозможно. Но из этого совершенно не следует, что надо становиться фаталистами и целиком подчиняться своему предопределению. С судьбой надо и нужно бороться, но только другими методами. На несчастье и смерти других построить свое благополучие судьба просто не даст. Она хоть и злая, но очень справедливая. Именно она воздает человеку по заслугам. Ведь судьба других персонажей сложилась удачно. Лизавета Ивановна вышла замуж и взяла на воспитание бедную родственницу. Томский был произведен в ротмистры и женился на княжне Полине.

В повести Человек показан слабым существом, которое не может противостоять никаким соблазнам. Судьба же, наоборот, показана полновластной хозяйкой. Только ей дается право вершить судьбы людей. И когда те пытаются встать наравне с ней в полный рост, она жестоко их за это наказывает. Не стоит перечить своей судьбе. Нужно добиваться ее благосклонности хорошими поступками. И, возможно, именно вам скажут, что у вас счастливая судьба. Но следует помнить, что только вы сотворили ее сами.

ХОД УРОКА

Вступление-мотивация

Наш предыдущий урок был посвящён повести А. С. Пушкина «Пиковая Дама». Почему азартная карточная игра воспринималась как социальная модель? (Борьба двух противников: в карточной игре - это понтёр и банкомёт, а в жизни - это человек и судьба, случай, какой-либо неизвестный фактор. Играющий принимает решения, фактически не имея никакой информации о противнике. Таким образом, понтирующий играет не с другим человеком, а с подставной фигурой в руках судьбы. Мысль о судьбе, о случае, об удаче, о связи с ними личности обеспечивает выигрыш.)

Тема урока. «Человек и судьба» (по повести А. С. Пушкина «Пиковая Дама»). Задаём вопросы к теме, пробуем поставить центральный проблемный вопрос.

Выдвижение проблемы

Учащиеся задают вопросы к теме, ищут разницу между понятиями “вопрос” и “проблема”, определяют, какая проблема скрыта в теме урока-исследования. В результате небольшого обсуждения учащиеся выходят на формулирование проблемы: “От чего зависит жизнь человека?”

Анализ проблемы

Учащиеся читают проблемный вопрос и подчёркивают в нём те слова, которые помогут найти вариант решения проблемы (“от чего”, “зависит”, “жизнь”). Переход к выбору гипотез.

Выдвижение гипотез

Учащиеся выясняют, что такое гипотеза и на чём она должна базироваться. После предварительного обсуждения выдвигаются гипотезы. Учащиеся выбирают то предположение, которое считают вариантом решения выдвинутой проблемы.

Подтверждение или опровержение гипотез

Учащиеся работают над выдвинутыми гипотезами, обдумывают факты, подтверждающие их.

Публичное отстаивание и корректировка гипотез

Представляются собственные мнения, задаются вопросы, проводится корректировка.

Характер

Натура Германна противоречива; расчётливость и страстность одновременно присущи ему. С одной стороны, он, поставив целью своей жизни обогащение (“...деньги - вот чего алкала его душа), делает ставку на “расчёт, умеренность и трудолюбие” (“не касался процентов, жил одним жалованьем, не позволяя себе малейшей прихоти”); с другой стороны, “сильные страсти и огненное воображение” - это также черты его натуры (“В душе он игрок”), именно поэтому часами просиживает за карточным столом, наблюдая за игрой. Две неподвижные навязчивые идеи овладели им: желание обогащения и тайна трёх карт.

Своей цели Германн готов достичь любыми средствами. Недаром Томский говорит о нём: “У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля”. Случайно узнав о тайне трёх карт, он решает любыми способами выяснить её у графини, обманывая Лизавету Ивановну, проникает в спальню к старухе и становится причиной её смерти. Идя на похороны, он не испытывает раскаяния. Германн боится, “что мёртвая старуха могла иметь вредное влияние на его жизнь”.

Германн начинает карточную игру, потому что он всё рассчитал: “мистические тройка, семерка, туз” наверняка должны принести ему выигрыш. Но в последний момент, видимо, его подвела страстная сторона натуры - и он обдёрнулся.

Свободный выбор

Цель жизни Германна - обогащение. Герой стоит перед нравственным выбором: достичь цели он может “расчётом, умеренностью и трудолюбием” или крупным выигрышем в карты. Он выбирает быстрый и лёгкий путь - игру. Когда графиня раскрывает Германну тайну, она опять ставит героя перед выбором: он должен жениться на Лизе, он должен ставить одну из трёх карт раз в день, после выигрыша он должен никогда больше не играть в карты, то есть преодолеть свою страсть. Германн опять делает выбор в свою пользу: он не собирается выполнять условия графини, он думает о том, как ему распорядиться выигрышем.

Германн обдёрнулся, потому что выбрасывает людей из своей жизни, как заигранные карты, потому что ни разу не поступился своими интересами. Делая свой выбор, он развивает худшую сторону своей натуры, поэтому его сумасшествие - это следствие его выбора, развивающего его безнравственность.

Случай

Судьба - ход жизненных событий, не зависящих от человека. Случай - то, что появляется непредвиденно. Случай играет огромную роль в «Пиковой Даме» на идейном уровне. Случайностей с Германном происходит очень много: случайно он узнаёт о трёх картах, случайно он попадает к дому старухи, как бы случайно ему выпадает пиковая дама. Судьба испытывает главного героя, посылая ему случайности. Последняя случайность (пиковая дама вместо туза) становится закономерностью, так как это наказание за безнравственный выбор.

Характер, нравственный выбор и судьба человека оказываются взаимосвязанными. Что же является доминантой среди этих составляющих?

Доминантой является выбор человека.

Какую роль играет случай на композиционном и сюжетном уровне?

Случай лежит в основе композиции и сюжета.

Композиция

Карточная игра - как социальная модель. Борьба двух противников: понтёр-банкомёт, человек-случай.

Сюжет

Жизнь, мир развиваются по своим законам. Врываясь в жизнь, случай оживляет её, играет решающую роль для одного человека, но мир продолжает жить по своим правилам. Германн проигрывает и сходит с ума, а карточная игра спокойно продолжается; случай определяет сюжет.

Общий вывод

От чего же зависит жизнь человека в повести «Пиковая Дама»? На жизнь человека влияет его натура, нравственный выбор, судьба. Все они взаимосвязаны, но доминирующим всё же является выбор человека. “Образ жизни” способен “развить, усилить или задушить природные человеческие качества”.

Домашнее задание. Сопоставить поэму А. С. Пушкина «Медный Всадник» и «Невский проспект» Н. В. Гоголя.

Рефлексия (возможна в письменной форме).

Задумывались ли вы над тем, какую роль играет в жизни человека случай?

Как вы её решили для себя?

Удовлетворены ли вы ходом дискуссии, своим участием в ней?

Грачёв Н.А. 1

1 МОУ Пановская СОШ имени героя Советского Союза П.Л. Черябкина, 10 класс

Грачёва С.В. 1 Малородова С.В. 2

1 Биорковская сельская библиотека-филиал МБУК «МЦБ имени И.И. Лажечникова»

2 МОУ Пановская СОШ имени героя Советского Союза П.Л. Черябкина

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Повесть «Пиковая дама» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным более 180 лет назад, но и по сей день это произведение интересно читателям. Эта повесть является одним из самых ярких и загадочных произведений Пушкина. «Пиковую даму» не только читают, но и ставят по её сюжету оперы, снимают фильмы. Почему же повесть, вышедшая в свет почти два века назад, до сих пор не теряет своей популярности? Всё дело в том, что в этом шедевре русской литературы на редкость удачно и искусно переплетены реальность и фантастика. Именно благодаря этому, данное произведение привлекает представителей разных возрастов и разных художественных вкусов и предпочтений.

1. Переплетение реальности и фантастики в сюжете повести

Сюжетная линия, выстроенная А.С. Пушкиным, мгновенно захватывает читателя, заставляя его прочитывать повесть не отрываясь, «на одном дыхании».

Действие повести происходит в начале ХIХ века в Санкт-Петербурге. Начинается произведение довольно реалистично и прозаично: автор повествует о карточной игре - самом обычном занятии людей того времени. Однако, не дав читателям заскучать ни на секунду, уже на первой странице Пушкин заинтересовывает нас довольно загадочной историей. Главный герой - молодой инженер Германн слышит невероятный рассказ о графине Анне Федотовне Томской. Судя по слухам, графиня может назвать человеку три карты, которые обязательно принесут ему выигрыш. Небогатый, но расчетливый Германн хочет попытать счастье. Он надеется, что старуха назовет ему три заветные карты.

Далее сюжет развивается быстро и стремительно. Чтобы встретиться с графиней, герой решается на авантюру: он очаровывает воспитанницу графини - милую и наивную девушку Лизу. В конце концов Лиза соглашается на тайное свидание. Она рассказывает ему, как незаметно проникнуть к ней в дом ночью. Следуя советам Лизы, Германн пробирается в дом графини и прячется в её комнате. Когда старуха остается одна, Германн умоляет ее назвать три карты, которые принесут выигрыш. Старуха упрямится, и Германн угрожает ей пистолетом. Испуганная графиня внезапно умирает. Старуху хоронят. И с этого момента Пушкин вводит в сюжет мистические явления. В ночь после похорон к Германну приходит призрак графини. Старуха называет ему три заветные карты - тройка, семерка, туз, которые должны принести ему выигрыш. Вскоре Германн получает шанс сыграть в карты с богатыми соперниками. В первый вечер Германн ставит крупную сумму, 47 тысяч, на тройку и выигрывает. На следующий день он ставит на семёрку и снова выигрывает. На третий день он ставит всё на туза. Вскрыв карту, он обнаруживает вместо туза пиковую даму. Из-за этой карты Германн проигрывает все деньги. Пиковая дама прищуривается и улыбается, поражая несчастного Германна своим невероятным сходством со старухой. Этот кульминационный момент является самым фантастическим во всей повести. После проигрыша Германн сходит с ума, Лиза же благополучно выходит замуж за другого мужчину.

Таким образом, мы видим, что в сюжете повести «Пиковая дама» А.С. Пушкин мастерски переплетает мистику с реальностью.

2. История создания произведения как доказательство переплетения реальности и фантастики в повести

История создания повести «Пиковая дама» окутана ореолом тайны и будоражит умы критиков, исследователей, литературоведов и простых читателей уже много лет.

Точные даты написания "Пиковой дамы" неизвестны, так как рукопись повести не дошла до наших времен. По мнению исследователей, Пушкин написал "Пиковую даму", вероятно, в Болдине в октябре-ноябре 1833 г. Повесть впервые была опубликована в журнале "Библиотека для чтения" в 1834 г. В том же году повесть вошла в сборник "Повести, изданные Александром Пушкиным".

Многие литературоведы придерживаются мнения, что в основе повести лежит реальная история, которую Пушкин услышал от своего приятеля, князя С. Г. Голицына, а герои произведения имеют реальных прототипов.

В 1830 году в Москве судьба свела А. С. Пушкина с серпуховским помещиком В. С. Огонь-Догановским, опытным игроком в карты, которому поэт в азарте проиграл почти 25 тысяч. Выплатить такую огромную сумму сразу он был не в состоянии и выпросил рассрочку на четыре года. Этот случай, о котором судачили в московских гостиных, едва не расстроил помолвку Пушкина с Н. Н. Гончаровой. В письме П. А. Плетневу 31 августа 1830 года поэт жаловался: "Московские сплетни доходят до ушей невесты и ее матери - отселе размолвки, колкие обиняки, ненадёжные примирения..." Расчеты с Огонь-Догановским еще долго тяготили его душу. Этот проигрыш, чуть было не оказавшийся роковым в судьбе Пушкина, несомненно, стал одной из побудительных причин к созданию повести "Пиковая дама".

Близкие друзья Пушкина, Нащокины, рассказывали, что по словам самого Александра Сергеевича, “главная завязка повести не вымышлена”. Старуха графиня - известная в московском обществе «усатая княгиня» Наталья Петровна Голицына, урождённая Чернышёва, мать московского губернатора Д. В. Голицына, действительно жившая в Париже. Внук ее Голицын рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабушке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. "Попробуй", - сказала бабушка. Внук поставил эти карты и отыгрался. Дальнейшее развитие повести вымышлено.

В дневнике А.С. Пушкина есть запись: "...Моя Пиковая дама в большой моде, - игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Н(атальей) П(етровной) и, кажется, не сердятся..." (Дневник Пушкина, 7 апреля 1834 г.).

Таким образом, мы видим, что сама история создания повести «Пиковая дама» доказывает, что в этом великолепном произведении А.С. Пушкину удалось совместить несовместимое: реальность и фантастику.

3. Переплетение реальности и фантастики в образах главных героев

Реальность и фантастика переплетены также и в самих образах главных героев.

Главным героем произведения является Германн. Это молодой инженер, офицер, немец по-происхождению. Как и все немцы, он расчетлив, умерен и трудолюбив. Германн не богат, но страстно желает разбогатеть. Он скрытен и честолюбив, экономен и бережлив. В душе его кипят страсти, которые он усмиряет силой и твёрдостью своего характера. Германн - целеустремлённый человек, готовый ради своей цели готов на всё, даже на обман. Литературовед Г.А. Гуковский пишет, что образ Германна - это «могучее типическое обобщение, образ, созданный на основе глубокого уразумения социального процесса». Он сравнивает образ Германна - человека скромного достатка и скромного общественного положения - с миром Томских, которые играют в карты, и любят, и женятся, и прожигают жизнь бездумно и весело. Для Германна жизнь тяжела и погружена во мрак. «Он испытывает тяжёлое чувство социальной ущемлённости». По мнению исследователя, «титаническая личность» Германна побеждена злом. Это зло - власть денег. Именно страсть наживы вносит долю мистицизма в образ главного героя, придавая его внутреннему миру демонический характер. «Этот Германн-лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля...» - говорит о нём Томский. А Лиза называет Германна «чудовищем». По словам критика В.Г. Белинского в повести «удивительно верно очерчен демонически-эгоистический характер Германна».

Образу Германна А.С. Пушкин противопоставляет образ Лизы. Это исключительно милое и благородное создание. «Лизавета Ивановна - живой портрет компаньонок наших старых знатных дам, рисованный с натуры мастером» - так характеризуется эта героиня в рецензии из газеты "Северная пчела" 1834 года. Лиза - «домашняя мученица» графини, покорно и безропотно выполняющая все её прихоти и выслушивающая несправедливые упрёки. "Она разливала чай и получала выговоры за лишний расход сахара; она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора; она сопровождала графиню в ее прогулках и отвечала за погоду и за мостовую". И такую бедную, одинокую и несчастную девушку всё-таки посмел обмануть бессердечный Германн, что ещё раз характеризует его как демона, Мефистофеля.

Самым мистическим героем большинству читателей кажется графиня Анна Федотовна Томская. Однако, на самом деле, это обыкновенная своенравная, эгоистичная старуха с тяжёлым характером. Она тиранит свою воспитанницу Лизу, превращая её жизнь в сплошное мучение. Таких старух, испорченных светской жизнью и старостью, немало можно было встретить и в реальной жизни. Однако, явление призрака Томской Германну, прочно закрепляет за ней славу самой мистической героини А.С.Пушкина.

Таким образом, мы видим, что герои повести «Пиковая дама» являются вполне реалистичными, но, тем не менее, их образы окутаны ореолом фантастики и мистицизма.

Мнения критиков и литературоведово реалистичности и фантастичности повести «Пиковая дама»

Многие критики и литературоведы посвятили свои статьи повести «Пиковая дама». Так каково же их мнение насчёт жанра данного произведения? Считают ли они эту повесть реалистичной или относят её к разряду фантастических произведений?

Фёдор Михайлович Достоевский писал: «Пиковая дама» - верх искусства фантастического. И вы верите, что Герман действительно имел видение..., а между тем в конце повести, то есть, прочтя ее, вы не знаете, как решить: вышло ли это видение из природы Германа или действительно он один из тех, которые соприкоснулись с другим миром, злых и враждебных человечеству духов. Вот это искусство!..»

Литературовед Г. А. Гуковский в своей статье «Пушкин и проблемы реалистического стиля» и Л. В. Чхаидзе в статье «О реальном значении карт в повести «Пиковая дама» придерживаются одинаковой точки зрения. Они считают, что «Пиковая дама» является абсолютно реалистичной повестью. По их мнению, веры в потустороннее в «Пиковой даме» нет, но колорит фантастического мрачного безумия и дикой денежной игры в ней присутствует. Само собой разумеется, что такая фантастика не противоречит реализму и может обнаруживаться в реалистическом стиле.

Г. А. Гуковский называет Германна человеком скромного достатка и скромного общественного положения, который вынужден бороться за своё социальное благополучие. При этом он выбирает заведомо ложный путь, пытается разбогатеть при помощи игры в карты. В результате под влиянием тёмной силы денег он доходит до морально-психического разложения, то есть до психического расстройства. Все фантастические элементы, которые присутствуют в повести, Г. А. Гуковский называет «литературным колоритом».

Л. В.Чхаидзе не анализирует фантастический пласт текста, а приводит ряд рациональных аргументов относительно истории проигрыша Германа, который выбирает мистические цифры 3 и 7, потому что хочет утроить, усемерить свой капитал. Пиковую даму вместо туза Германн мог вытащить потому, что как колода была новой и карты слиплись, и потому, что он находился в крайне взволнованном состоянии.

Кандидат филологических наук О. С.Муравьёва в статье «Фантастика в повести Пушкина «Пиковая дама», хотя и называет произведение реалистическим, но пытается продемонстрировать фантастическую природу пушкинской повести. Она анализирует «фантастический колорит» повести. И этот анализ даёт неожиданный результат: в «Пиковой даме» не разрабатывается до конца ни один фантастический мотив или образ. С точки зрения исследовательницы, разрушение фантастического шаблона понадобилось Пушкину не ради литературной игры, а чтобы показать «непрояснённость и двойственность» самой повести, то есть её иррациональность. В конце статьи О. С.Муравьёва говорит о том, как фантастические элементы помогают Пушкину раскрыть всю многогранность настоящей жизни.

Таким образом, мы видим, что литературоведы и критики, называя повесть реалистичной, восхищаются её фантастической природой. Это ещё раз доказывает, что реальность и фантастика искусно переплетаются в «Пиковой даме».

Заключение

Прочитав повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама», статьи критиков и литературоведов, посвящённые данному произведению, и исследовав электронные ресурсы, я пришёл к выводу о том, что реальность и фантастика тонко, умело и виртуозно переплетены в данном произведении. Реальная жизнь соседствует с мистическими проявлениями, как в сюжете повести, так и в образах главных героев. История создания «Пиковой дамы» доказывает факт наличия и реалистичных и фантастических моментов в повести. А мнения критиков и литературоведов ещё раз подтверждают двойственный характер её жанра. Благодаря такому искусному сочетанию и переплетению реальности и фантастики, «Пиковая дама» и в наши дни не теряет своей притягательности для читателей.

Библиография

1. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.

2. Чхаидзе Л. В. О реальном значении карт в повести «Пиковая дама» // Пушкин: материалы и исследования. Т. III. Л., 1960.

3. Муравьева О. С. Фантастика в повести Пушкина «Пиковая дама» // Пушкин: материалы и исследования. Т. VIII. Л., 1978.

4. Критика о повести "Пиковая дама" Пушкина: отзывы критиков: [Электронный ресурс].- Режим доступа: Нttр://www.litеrаturus.ru/2016/05/kritikа-рikоvаjа-dаmа-рusНkin-оtzуvу.Нtml

5. История создания повести "Пиковая дама" Пушкина: замысел и прототипы героев, история написания и публикации: [Электронный ресурс].- Режим доступа: Нttр://www.litеrаturus.ru/2016/05/istоrijа-sоzdаnijа-рikоvаjа-dаmа-рusНkin-рrоtоtiру.Нtml

Конспект урока литературы в 8 классе

по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама»

Тема: " У этого человека по крайней мере три злодейства на душе".

Эпиграфы к уроку:

-Я не в состоянии жертвовать необходимым в
надежде приобрести излишнее.
-Я готов взять грех ваш на свою душу.
-… у него профиль Наполеона, а душа
Мефистофеля.

Цели:

    Обучающая: Проанализировать образ главного героя повести, закрепить опыт анализа эпизода. Развивающая: языковой анализ фрагментов текста. Воспитывающая: теория эгоизма и расчета губительны, безнравственный человек всегда несет наказание.
Урок строится на элементах коммуникативной технологии, базирующейся на диалоге. Методы: выстраивание диалога, анализ эпизода, слово учителя, развитие критического мышление). Для начала отметим, что все три эпиграфа закрыты, учащиеся их не видят, им предстоит их назвать.

Анализ текста по вопросам:

    Понравилось ли вам повесть А.С.Пушкина?

    C овременна ли она, на ваш взгляд?

    А знаете ли вы, что в основу сюжета повести (сложной,философской,символичной) положен курьезный случай (анекдот)?

Курьёзный случай (анекдот), ставший известным Пушкину/ Пушкин сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка “Пиковой Дамы” не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

В хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета.

    О каком герое повести слова, вынесенные мной в тему урока? (о Германне)

    Какие слова в теме являются ключевыми? (душа, злодейство)

    Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы раскрыть тему?

(Что за человек Германн? Какой он по характеру? Что твориться в его душе? И о каких злодействах идет речь?) Молодцы! То есть мы должны проследить все движения души Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение.

    А теперь обратимся к тексту .

В какой обстановке мы впервые видим Германна? Что говорит о себе он сам, что окружающие? (Ответы детей. Читаем: “Игра занимает меня сильно, - сказал Германн, - но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее”. ЭПИГРАФ 1. ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО ГЕРМАННА. (открываем) Томский о нём: “Германн немец: он расчётлив, вот и всё!” Автор о герое: “...не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив... он имел сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости...”

Выпишем ключевые слова, характеризующие натуру героя: расчётлив, скрытен, честолюбив, сильные страсти, огненное воображение, твёрдость . Обратим внимание учащихся, что Германн, говоря о себе, уже тогда называет эти карты, они скрыты в глаголах УТРОИТ,УСЕМЕРИТ, ДОСТАВИТ ПОКОЙ И НЕЗАВИСИМОСТЬ.

    Что за человек предстаёт перед нами? (Цельный или сложный, может быть, подберут другое слово) Вывод: Перед нами психологический портрет человека во многом противоречивого: в нём совмещаются страсть и сдержанность, огненное воображение и скрытность.

    Какую историю о своей бабушке рассказывает Томский и как реагирует на неё Германн? (О трех картах, «сказка»)

    В снах часто раскрывается подсознательное в человеке. Зачитайте сон Германна. Какой вывод мы делаем о герое? В чем он видит смысл жизни? (C частье в богатстве, корыстный человек, меркантильный).

    На что готов наш герой ради обогащения?

(Стать любовником старухи, взять на себя чужой грех, убить). Второй эпиграф (открываем). Прокомментируйте его. (Человек без моральных принципов, готов продать душу дьяволу).

    С кем сравнивает Германна Томский на балу?Третий эпиграф(открываем). Прокомментируйте эти слова.

    Случайно ли именно эти три цитаты я предложила вам в качестве эпиграфа к нашему уроку? (Вся сущность личности Германна очень емко раскрыта в них).

14. Кто такая Лиза? Какую роль в раскрытии внутреннего мира Германна играют его взаимоотношения с Лизой?
(Ответ учащихся состоит из пересказа-анализа эпизодов, связанных с взаимоотношениями Лизы и Германна. Ученики делают вывод, что Германн играет любовью. Расчёт у него везде, даже во взаимоотношениях с девушкой. Любовь - нравственная категория - используется как средство достижения материальных ценностей. Лиза – ключ, помогающий Германну проникнуть в дом старухи)

15. Открыла ли графиня свой секрет? Как ведет себя Германн, ожидая встречи и во время неё? (Возможно, обращение к анализу эпизода (природа). Чувствует ли он раскаяние после смерти графини?

16. Каков финал повести? Удалось ли Германну обогатиться?

17. За что наказан Германн? Обратимся вновь к теме урока, о каких трех злодействах идет речь? (Невольное убийство старухи, убийство веры в любовь, убийство души).

Вывод:

18. А какой нравственный урок из повести можем извлечь мы?

(Безнравственный человек всегда несёт заслуженное наказание. Азартные игры губительны. Не стоит бросать вызов судьбе.)

Домашнее задание (по вариантам):

1.Проанализировать эпиграфы, какова их роль в тексте?

2. Выписать в тетради все цитаты, содержащие числа.

3. Сопоставить картины Петербурга Германна и графини (интерьер, образ жизни).

Материалы к уроку:

Расчет

Умеренность

Трудолюбие

ПИКОВАЯ ДАМА -

тайная недоброжелательность

Елизавета с древнееврейского « почитающая Бога»

3 злодейства :

- убийство веры в любовь (ЛИЗА)

- убийство (невольное) старухи

- убийство души (ГЕРМАНН)

Наполеон воплощение стремления к власти.

Мефистофель - искуситель, обольститель, дьявол.Честолюбие - искательство внешней чести, уважения, почёта, почестей, побуждение внешнее и низкое. (В.И. ДАЛЬ) ЧЕСТОЛЮБИВЫЙ ЧЕЛОВЕК – страстный к чинам, отличиям, славе, похвалам и потому действующий не по нравственным убеждениям. (В.И. ДАЛЬ)

Конспект урока

Обруч Ольга Евгеньевна

Муниципальное Общеобразовательное

Автономное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №16 г.Новотроицк"

Тема: Вн.чт. А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы.

Цель: Показать, что эгоизм, алчность и безнравственность разрушительны для человеческой души.

Планируемые результаты :

    Предметные: Знать содержание повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», определять тему и основную мысль повести, уметь давать характеристику героям, анализировать отдельные эпизоды произведения, видеть скрытый смысл повести.

    Метапредметные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; проводить логические цепочки, устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, обобщать, сопоставлять информацию, строить монологическое высказывание в соответствии с нормами СРЛЯ; совершать поиск необходимой информации; адекватно чужую речь.

    Личностные: Развивать познавательный интерес и любовь к русской литературе, развивать умение ориентироваться в нравственной и духовной сфере жизни человека, понимать мотивы поступков окружающих, в собственном выборе опираться на моральные нормы.

Оборудование: Учебник «Литература» 8 класс под. ред. В.Я. Коровиной, рабочая тетрадь

Методы и приемы: Проблемный вопрос, проверочная работа на знание текста, фишбоун, кластер, групповая работа, краткий пересказ с изменением лица рассказчика, синквейн

Ход урока

1.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас урок внеклассного чтения мы поговорим о повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Написал он ее под впечатлением от рассказа своего друга Владимира Голицына. Однажды он проигрался в карты и пришел к своей бабушке просить денег, но та вместо денег назвала Владимиру три карты, с помощью которых внук впоследствии отыгрался.

Понравилось ли вам произведение?

На любое произведение мы с вами смотрим с позиции содержания и с позиции нравственной оценки. Как вы думаете, какова цель урока?

Проблемный вопрос.

Как вы думаете, человек влияет на свою судьбу или судьба влияет на человека? Что такое «судьба» в вашем понимании? И как человек способен на нее влиять? А навязчивая идея? Способна ли она изменить жизнь человека?

В этом плане интересно посмотреть на образ главного героя повести «Пиковая дама» - Германна.

Но для начала – проверочная работа

Опрос на выявление знания текста

1. Из скольких глав состоит повесть? (6)

2. Кому приходится бабушкой Анна Федотовна? (Томскому)

3. Кто открыл ей секрет трех карт? (Сен-Жермен)

4. Кто находится на воспитании у Анны Федотовны в доме? (Лиза)

5. Что предпринимает Герман, чтобы проникнуть в дом старухи? (Общение с Лизой)

6. Как и отчего умирает Анна Федотовна? (испуг)

7. Кто сообщает Германну о трех картах? (Призрак старухи)

8. Какие карты обещают выигрыш? (Тройка, семерка, туз)

9. Какая карта погубила Германа? Вместо какой карты она выпала? (Пиковая дама вместо туза)

10. Что случилось с главным героем в «Заключении» повести? (сошел с ума)

Фишбоун (наполнение смотри ниже)

Теперь давайте поговорим о главном герое произведения – Германне.

Кто говорит о Германне такие слова: «Этот Германн - лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести, по крайней мере, три злодейства… » К кому обращены эти строки? О каких злодействах идет речь?

Мы с вами выяснили, что личность Германна и тот образ жизни, который герой вынужден вести, отличаются.

Как он отреагировал на рассказ Томского о трех волшебных картах?

Зачем герою деньги? (чтобы жить свободно, то есть изменить свою судьбу)

Сначала герой говорит о том, что расчет, умеренность и трудолюбие –его счастливые карты. Но легко ли таким образом очень быстро разбогатеть, не прилагая никаких усилий? Тогда Германн выбирает другой путь, совершая три злодейства, чтобы узнать заветные три карты.

Кластер . Три злодейства

Обман Убийство Осквернение собственной души

Жертва Жертва Жертва

Лиза Анна Федотовна Германн

Погубил Погубил Погубил

любовь жизнь душу

Групповая работа. Краткий пересказ с изменением лица рассказчика

1 ряд – Обман (История Лизы и Германна)

2 ряд – Убийство (История Анны Федотовны и Германна)

3 ряд – Осквернение души (История Германна, похороны, сон, проигрыш)

Как вы считаете, почему вместо туза выпала пиковая дама?

За что наказан Германн?

Играя в карты, с чем еще он играл? (С судьбой)

Проигрыш состояния – формальное наказание. Как герой наказан в действительности? (Сумасшествие)

Что погубило его разум? (Навязчивая идея)

Сумел ли Германн повлиять на свою судьбу? Или это судьба так распорядилась человеческой жизнью? Почему герой изначально был обречен? (Пошел по безнравственному пути)

Синквейн (рядом дан пример)

Давайте обобщим все то, о чем мы сегодня говорили и составим синквейн.

Ключевое слово Герман

2 прилагательных расчетливый эгоистичный

3 глагола обманывает убивает проигрывает

Ключевая фраза Играя с судьбой можно проиграть всё

Синоним Сумасшедший

Рефлексия. Выставление оценок за урок

Итак, о чем мы сегодня говорили на уроке?

Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова «В жизни нет ничего такого, за что бы можно было отдать нечистому хотя бы малую часть своей души?».

Как вы считаете, актуальна ли данная повесть на сегодняшний день? Почему?

Домашнее задание

1. Творческое

Повесть «Пиковая Дама» с момента выхода в печать приобрела огромную популярность. Представьте, что вы – житель Санкт-Петербурга XIX столетия, напишите своему другу письмо с советом прочитать увлекательную повесть А.С. Пушкина. При этом соблюдайте правила написания писем, а также языковые и стилистические особенности речи.

2. Подготовьте сообщение о теме истории в творчестве М.Ю. Лермонтова (для этого можно взять отдельные лирические произведения)

Учащиеся высказывают свое мнение, сами определяют цель урока

Учащиеся высказывают свои идеи.

Работа выполняется на отдельных листочках, за нее выставляется отдельная колонка оценок.

Скелет заполняется вместе с учителем, дети сами называют одно из положений

Кластер составляется вместе с учителем. Ученики раскрывают смысл каждого положения самостоятельно

1ряд – от лица Лизы; 2 ряд – от лица Анны Федотовны; 3 ряд – от лица самого Германна

Каждый ученик составляет синквейн самостоятельно, несколько вариантов зачитываются на оценку

Учащиеся высказывают свои мысли по каждому вопросу.

Наполнение фишбоуна

Первый треугольник - Германн

Верхние линии по горизонтали (Слева направо) – Личность Германна

    Пылкое воображение, наличие страстей.

    В душе страстный игрок.

    Внимательно следил за каждым карточным маневром.

    Карточная игра, связанная с риском, увлекала его полностью.

    Внешность романтическая.

    Идея о трех счастливых картах глубоко западает в душу.

Нижние линии по горизонтали (Слева направо) – Образ жизни.

    Немецкое происхождение требует сдержанности.

    Не играл в карты.

    Не жертвовал необходимым в надежде приобрести излишнее.

    На первое место среди качеств личности ставил расчетливость.

    Профессия обыденная – инженер.

    Отклик на рассказ Томского: «Сказка!»

Второй треугольник – Образ жизни не соответствует душевной натуре героя




Top