Урок изобразительного искусства "теплые и холодные цвета". Презентация `Тёплые и холодные цвета` Теплые холодные цвета перо жар птицы

Урок: Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.

Раздел программы : Программа Б.М. Неменского, 2 класс, IV четверть. Тип урока : изучение нового материала

Цель: познакомить учащихся с тёплыми и холодными цветами, различными способами смешивания цветов, применение их на практике.

Задачи: (образовательные, развивающие, воспитательные)

    Дать представление о тёплых и холодных цветах, которые применяют художники для выражения чувств и настроения. Контраст тёплых и холодных цветов.

    Расширить опыт владения цветовыми сочетаниями.

    Формирование понимания красочной выразительности родной природы, способность наслаждаться её красотой.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения: Урок творчества.

Методы:

    Словесные (объяснение, рассказ).

    Наглядные (наглядные пособия, иллюстрации, репродукции, методические таблицы, педагогический рисунок, использование компьютерных технологий).

    Практические (информационно – рецептивный метод (объяснительно – иллюстративный).

Продолжительность урока: 40 минут.

Оборудование для учителя: медиапроектор, компьютер, набор цветных кружков и планшет с кармашками.

Для учащихся: гуашь, кисти большого и маленького размера, палитра.

Зрительный ряд: компьютерная презентация, методические таблицы по цветоведению.

Литературный ряд: Жар-птица, отрывок из сказки «Конёк- Горбунок»

Музыкальный ряд: Н.Римский-Корсаков. Фрагмент из оперы «Снегурочка».

Основной вид деятельности ученика: изображение пера Жар-птицы (яркость и сочность тёплых цветов волшебного пера на фоне холодного неба)

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка рабочих мест

II. Сообщение темы урока.

1слайд. Сказка .

Живут на свете две девочки-подружки – девочка Снегурочка и девочка Весна. Каждый год они встречаются, когда на смену холодной зиме приходит нежная и тёплая весна. На память людям о своей дружбе девочки составляют разноцветный ковёр. Среди множества красок, которыми работают девочки, у каждой из них есть своя самая любимая, самая волшебная.

У Весны – жёлтая, тёплый солнечный луч, а у Снегурочки – синяя или голубая льдинка. С помощью этих красок они могут каждый цвет превратить либо в холодный, заморозить его, либо в тёплый, согреть.

Девочка Снегурочка опускает в каждый цвет маленькую синюю льдинку, и цвет замораживается, приобретает холодный оттенок. А девочка Весна согревает краски тёплым жёлтым лучом, превращая их в тёплые. Тёплые цвета всегда сравнивают с солнцем и называют солнечными, а холодные – со льдом и называют холодными.

2слайд. (цветовой круг)

Но существует между ними и спор. Подружки никак не могут решить, как же назвать зелёный цвет – тёплым или холодным.

Как вы думаете, почему? Как можно получить зелёный цвет? (Ответ детей)

Правильно, ведь он состоит из тёплого – жёлтого и холодного синего цветов. Если в зелёном окажется больше синей льдинки Снегурочки, он станет холоднее, но если Весна постарается и в синий опустит жёлтый луч – зелёный станет теплее.

Все цвета можно разделить на тёплые и холодные.

Предлагаю определить, к какой группе относится лежащий на столе кружок.

(Дети выходят к доске и ставят свой кружок в кармашек, к тёплой или холодной группе)

3слайд. (Тёплые и холодные цвета )

У тёплых и холодных цветов разное настроение. – Радостное и весёлое настроение, передают какие цвета? (Тёплые) – А фантастическое, загадочное? (Холодные)

4слайд. Природа богато украшена сочетаниями тёплых и холодных цветов.

5слайд. Художники в своих картинах тоже используют сочетания тёплых и холодных цветов.

6слайд. (Вспомните сказку «Конёк-горбунок» и представьте перо жар-птицы, которое осталось в руках Ивана, когда она вырвалась.)

7слайд. ( стихи «Жар-птица»)

Птица чудная она.
Вся из пламени-огня.
Крылья плавно поднимает,
Хвост как веер распускает,
Глазки яхонтом горят –
Удивительный наряд.
Побеждает темень, мрак.
Туче чёрной – первый враг.
А перо той дивной птицы
Вмиг желание исполнит,
Людям счастье принесёт.

8-9слайд. Представьте пылающее перо, сияющего оттенками жёлто-оранжевого и красно-оранжевого цветов. Яркость и сочность тёплых цветов волшебного пера усиливается, если расположить его на фоне холодного неба, т.е. в окружении фиолетовых, синих, голубых.

10слайд. Расположенные рядом тёплые и холодные цвета помогают друг другу звучать ярче, как бы громче.

11,12,13слайды. Изобразите перо жар-птицы, которое осталось в руках Ивана, когда она вырвалась.

III. Практическая работа.

Изображение пера Жар-птицы (яркость и сочность тёплых цветов волшебного пера на фоне холодного неба)

Демонстрация с чего начинать рисовать . (Педагогический рисунок.)

Выберите для работы характер мазка. Например, для фона – мазок «дождик» или «пятнышко». А для изображения пера жар-птицы – мазок «волну».

14слайд.

IV . Физкультурная минутка. (Давайте теперь попробуем изобразить жар-птиц в движении)

Жар-птицы летят,
Крыльями шумят.
Прогнулись над землей,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.

И очень бесшумно,
На место садятся.

V. Подведение итогов. Рефлексия. Выставка работ.

Давайте подведем итоги. Что у нас получилось? –Какие впечатления остались от урока? Что порадовало, что огорчило? На доске отражаем настроение. Радость – размещаем тёплые цвета, грусть – холодные.

VI . Домашнее задание.
Подумайте, где ещё в природе встречается борьба тёплых и холодных цветов.

Разработка урока

« Тёплые и холодные цвета.

Борьба тёплого и холодного»

Программа Б.М. Неменского,

2 класс, IV четверть «Как говорит искусство».

Ильясова Зугра Абдуловна

учитель изобразительного искусства

МБОУ «СОШ №28»

Тема урока «Теплые и холодные цвета» урока: Цели 1) Обучающие: ­ познакомить с первичными представлениями о выразительных средствах каждого вида искусств; ­ совершенствовать графические навыки при работе с разными материалами; ­ научить использовать холодные и тёплые цвета в работе с акварелью (наложение цвета, цветовые сочетания). 2) Развивающие: ­ развивать у детей восприятие особенностей весеннего пейзажа через живопись, поэзию, музыку; ­ развивать логическое мышление учащихся (умение делать сравнения, обобщения, выводы); ­ развивать творческое воображение учащихся; ­ развитие зрительно – двигательных координаций (психологическое развитие); ­ развивать различные приёмы работы кистью, карандашом, воском. 3) Воспитательные: ­ воспитание чувства прекрасного в природе через живопись, поэзию, музыку; ­ привитие учащимся навыков осторожного обращения с огнём (противопожарная безопасность). Оборудование: белый лист бумаги (для акварели), акварельные краски, сосуд для воды, простой карандаш, свеча для рисования, набор кистей, тряпочка, шаблон для линейного рисунка свечи, свеча в подсвечнике. Ход урока: 1.Организация класса Проверка готовности класса к уроку. ­ Природа является источником творчества человека. Вот что писал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский: «Даже искусство не может дать тех моментов эстетического восторга, которые даёт природа» ­ Сегодня мастер изображения познакомит вас с различными состояниями природы и цветом как средством выражения настроения, чувств, отношения к миру. 2) Загадка ­ Отгадайте загадку и узнайте, о каком времени года мы сегодня поговорим: Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если всё зазеленело И в полях звенит ручей, Если солнце светит ярче, Если птицам не до сна Если стал теплее ветер – Значит, к нам пришла… (весна) ­ Во все времена художники, поэты, писатели, композиторы воспевали в своих произведениях красоту этого времени года. ­ В природе зима борется с весной, не хочет уступать свои права; борьба холода и тепла. Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочной взмахнёт – В лесу подснежник расцветёт. ­ Любите ли вы сказки?

3) Сказка (осмысление эмоциональной выразительности тёплых и холодных цветов) «Живут на свете две подружки – девочка Снегурочка и девочка Весна. Каждый год они встречаются, когда на смену холодной зиме приходит тёплая весна. Девочки дарят людям на память свои цвета. Но среди всех красок у них есть одна самая любимая, самая волшебная. С помощью этих красок они могут любой цвет превратить либо в холодный, либо в тёплый». ­ Какая волшебная краска у Снегурочки? (синяя) – холодная. У Весны? (жёлтая) – тёплая 3) Работа по таблице цветов ­ Какие цвета мы можем назвать тёплыми? Холодными? ­ Что выражают тёплые цвета? (радость, веселье, счастье). А холодные? (тревогу, загадочность, грусть). ­ Сегодня мы будем рисовать добрый огонь. ­ Отгадайте загадку: Таять может, да не лёд, Не фонарь, а свет даёт (свеча) (Показ рисунка для рисования) ­ Какие цвета использованы на рисунке? Зажигается свеча ­ По какому случаю зажигают свечи? (Новый год, день рождения, гадание, освещение) Последовательность выполнения рисунка Расположение листа – вертикальное Набросок карандашом (приём работы – тонкой линией) – линия горизонтальной и вертикальной поверхности. Рисование свечи в подсвечнике по шаблону. Работа красками от светлых тонов к тёмным. а) свеча (рисование воском, жёлтым цветом) б) пламя (приём наложения цвета: жёлтый, красный; фитиль – чёрный) в) изображения фона: вертикально – синий; горизонтально – фиолетовый. Работа широкой кистью г) изображение света от свечи (круг – наложение цвета) Во время работы звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» ­ Свою музыку композитор посвятил временам года (Весна – зима) У камелька – январь у камина. Масленица – февраль. Песня жаворонка – март. Подснежник – апрель. Белые ночи – май. 4.Итог урока 1) Выставка работ учащихся ­ Кому лучше удалось передать изображение свечи, используя холодные и тёплые цвета? 2) Оценка работ и ответов учащихся 4) Обобщающая беседа ­ Что можно выразить цветом? (чувства, настроение, эмоции, состояние души) ­ Какие бы вы использовали цвета тёплые или холодные для передачи своего настроения на уроке? Почему? ­Пусть свет от вашей свечи дарит тепло, радость, хорошее настроение и согревает, когда на душе грустно и холодно.

Конспект урока изобразительного искусства

Тема: Холодные и теплые цвета

Раздел: Как говорит искусство

УМК: Школа России

Цель: Расширить представления о теплых и холодных цветах, об их значении в создании художественного образа.

Задачи: 1) учить получать как можно больше теплых и холодных цветов путем насыщения цвета желтой или синей краской, достигать контраста;

2) развивать творческие способности, фантазию, совершенствовать технику работы с графическими материалами;

3) воспитывать интерес к урокам изобразительного искусства.

Используемая литература:

Б.М. Неменский Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1-4 классы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

О.В. Островская Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл.: пособие для учителя. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

http://zagadki.info/zag/zhar-ptitsa.html

Оборудование: презентация, рабочая тетрадь, цветовой круг, гуашь, кисти.

Ход урока

    Организационный момент

Добрый день, 2-ой класс,

Мне приятно видеть вас

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг, другу улыбнитесь!

Молодцы, теперь садитесь!

2.Самоопределение к деятельности

- Посмотрите на картину Ивана Айвазовского « Черное море». Какое настроение она у вас вызвала? (Тревогу, грусть, печаль)

Почему эта картина создает такое настроение? (Использованы мрачные, темные краски)

А теперь посмотрим на картину Ван Гога «Красные виноградники». Какие чувства она у вас вызывает? (Торжество, радость, тепло)

Какие краски помогают нам это почувствовать? (Красные, желтые, оранжевые)

Почему у этих картин разное настроение? (Использованы разные цвета)

Сейчас я вам прочту не большую сказку, после этого вы подумаете и скажете, о чем мы будем говорить на уроке? (О цветах, о настроении, которое они могут создавать)

Живут на свете две девочки-подружки – девочка Снегурочка и девочка Весна. Каждый год они встречаются, когда на смену холодной зиме приходит нежная и теплая весна. На память людям о своей дружбе девочки составляют разноцветный ковер. Среди множества красок, которыми работают девочки, у каждой из них есть своя самая любимая, самая волшебная.

У Весны – желтый, теплый, солнечный луч, а у Снегурочки – синяя или голубая льдинка. С помощью этих красок они могут каждый цвет превратить либо в холодный, заморозить его, либо в теплый, согреть. Солнечные цвета всегда сравнивают с солнцем и называют теплыми, а холодные – со льдом и называют холодными.

Работа с цветовым кругом.

У девочек-подружек есть еще один секрет: расположенные рядом теплые и холодные цвета помогают друг другу звучать громче, ярче, сочнее. Но существует между ними и спор. Они никак не могут решить, как же назвать зеленый цвет – теплым или холодным, ведь он состоит их теплого – желтого и холодного – синего цветов. Если в зеленом окажется больше синей льдинки Снегурочки, он станет холоднее, но если Весна постарается и в синий опустит большой желтый луч – зеленый цвет станет теплее. Все познается в сравнении!

    Подготовка к практической работе

Отгадайте загадку.

Сладкий яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем,

И светло вокруг, как днем. (Жар-птица)

В какой сказке можно встретить жар-птицу? (Конек-Горбунок)

Представьте перо жар-птицы, которое осталось в руках у Ивана, когда она вырвалась. (Учащиеся представляют пылающее перо, сияющее оттенками желто-оранжевого и красно-оранжевого цветов)

Яркость теплых цветов волшебного пера усилятся, если расположить его на фоне холодного неба.

Учитель демонстрирует этот контраст краской на бумаге, прикрепленной к доске.

Холодные цвета также обретут еще большую выразительность от того, что будут находиться около теплых. Холодное небо с оттенками синих, голубых и фиолетовых словно зажигает теплое пятно.

Сегодня вы попробуете передать борьбу теплых и холодных цветов в своем рисунке, изображая перо жар-птицы. Используйте свои знания, которые получили на уроке. В конце урока мы сделаем выставку ваших работ, посмотрим какие цвета вы использовали, какой рисунок получился у вас.

    Практическая работа

Выполнение учащимися работы в рабочей тетради стр.35

6. Анализ работ, оценивание

Несколько учеников выходят к доске, демонстрируют свою работу, комментируют ее.

Ваши работы замечательные. Вы все использовали в своих рисунках и холодные, и теплые цвета.

7. Итог урока

О чем мы говорили на уроке? (О холодных и теплых цветах)

Какие цвета относятся к теплым? К холодным? (ответы детей)

Для чего в работе нужно использовать эти цвета? (Чтобы передавать разное настроение, дополнять один цвет другим, делать работу выразительной)

8. Домашнее задание

Подумать, где еще в природе встречается борьба теплых и холодных цветов, в каком времени года больше выражен контраст теплых и холодных цветов.

ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА

Цели: познакомить учащихся с отдельными произведениями живописи; дать понятие теплого и холодного цвета; учить составлять гармонии теплого и холодного цвета; ограниченной палитрой показывать вариативные возможности цвета; развивать навыки работы кистью; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование: слайды или репродукции картин К. Ф. Юона «Мартовское солнце», М. А. Врубеля «Демон поверженный», А. П. Рябушкина «Свадебный поезд в Москве», А. Е. Архипова «Девушка с кувшином», Р. Кента «Ноябрь в северной Гренландии», цветовой круг.

Словарь: теплые и холодные цвета.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. П р и в е т с т в и е.

2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и учащихся к уроку.

3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я.

Что здесь нарисовано?

П р е д п о л а г а е м ы е о т в е т ы: стаканчик для воды, карандаш, коробка с красками.

4. С м а ч и в а н и е к р а с о к.

II. Сообщение темы урока.

Учитель. Вы уже знаете, что цвет – одно из самых выразительных средств в живописи. Но у цвета много секретов. О том, что цвета могут быть основными и составными, вы узнали на прошлых уроках. А слышали ли вы о том, что цвет может быть теплым и холодным? Нет?

Тогда я сейчас вам открою этот секрет.

III. Сообщение теоретических сведений.

Учитель. Посмотрим на уже знакомый вам цветовой круг. Цветовой круг можно разделить на две части так, чтобы в одну вошли красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый цвета, получившие название «теплых» потому, что ассоциируются с солнцем, огнем, а в другую – голубовато-зеленый, голубой, синий, фиолетовый, называемые «холодными», так как напоминают о льде, воде, воздушной дали.

Понятия «теплые» и «холодные» цвета носят условный характер, так как восприятие цветов одной и той же группы относительно (сине-зеленый цвет, расположенный рядом с желто-зеленым, кажется холодным, а по сравнению с синим – теплым). Следовательно, любой теплый цвет по сравнению с еще более теплым может оказаться холодным и, наоборот, холодный цвет рядом с более холодным может быть теплым.

Зачем нам нужно знать, какие цвета теплые, какие холодные? Оказывается, зная это свойство цвета, можно в рисунке передать ощущение тепла или прохлады. Посмотрите, например, на картину американского художника Р. Кента «Ноябрь в северной Гренландии». Холодные цвета здесь создают ощущение мороза при первом же взгляде на нее.

Цветом мы также можем передать и настроение, потому что теплые цвета выглядят веселее и праздничнее.

Чтобы какой-либо цвет стал более теплым, в него нужно добавить, например, немного желтого. А если нужно сделать более прохладный оттенок, то к этому цвету добавляют голубой или синий.

IV. Беседа по произведениям живописи.

Учитель. В мировой живописи большинство художников писали всей цветовой палитрой, включающей и теплые, и холодные цвета. Однако для творчества некоторых живописцев характерна определенная гамма – теплая или холодная. Так, например, если вспомнить творчество художников Рокуэлла Кента, Василия Ивановича Сурикова, то можно сказать, что они мастера холодного цвета, а вот Сильвестр Щедрин, Рембрандт писали свои произведения теплой цветовой палитрой. Сравним пейзаж Константина Федоровича Юона (1875–1958) «Мартовское солнце» с картиной Михаила Александровича Врубеля (1856–1910) «Демон поверженный».

И в том и в другом произведении вы видите синие цвета. Но в пейзаже К. Ф. Юона пронзительная, какая-то звенящая синева неба, снег, покрытый коркой наста, как будто потеплел в лучах утреннего солнца. Посмотрите на длинные тени от деревьев, мальчишек на лошадях. Синий цвет и в этом случае теплеет от добавления в него розового, превращая его в сине-сиреневый.

А вот М. А. Врубель, для того чтобы передать трагический образ мятущегося и, в конце концов, поверженного героя – Демона, использует холодные синие цвета. Для живописи этого художника вообще характерна напряженность цвета, не столько передающего реальные свойства предметов, сколько воплощающего чувства самого Врубеля. Поэтому здесь нет звучных сияющих пятен цвета, здесь все построено в темной напряженной красочной гамме только холодных синих и черных тонов, все желтые тона приглушены серым и зеленоватым, а красные даны лишь в самых холодных фиолетовых своих оттенках.

Сравним красные цвета в произведениях Абрама Ефимовича Архипова «Девушка с кувшином» и Андрея Петровича Рябушкина «Свадебный поезд в Москве». Теплые красные тона в портрете А. Е. Архипова рассказывают нам об отношении художника к изображаемой героине. Можете ли вы сказать, как живописец относился к натурщице?

Ученик. Глядя на портрет, мы можем сказать, что автор симпатизировал героине, восхищался ею. Возникает такое ощущение, будто она рядом с нами и мы с нею знакомы.

Учитель. В отличие от этого произведения в картине «Свадебный поезд в Москве» А. П. Рябушкин использует более холодные красные цвета. Как в этом случае вы относитесь к персонажам?

Ученик. Мы смотрим на картину и просто с интересом созерцаем описываемое событие и воспринимаем его как бы со стороны, как зрители.

V. Актуализация знаний учащихся.

1. Р е к о м е н д а ц и и.

Учитель. Сегодня вы будете создавать рисунок на тему «Фантастический лес» ограниченной палитрой, то есть используя различные оттенки только одной краски зеленого цвета.

Выбирая, в какой цветовой гамме вы будете работать – холодной или теплой, помните, что рисунок выполняется только в одной из них. Смешение теплой и холодной гаммы не допускается.

Кроме того, надо помнить, что работать в теплой гамме не значит пользоваться только желтым цветом. В красочном пятне могут быть оттенки коричневых, охристых и других цветов.

А какой у вас будет лес, зависит только от вашей фантазии. Для кого-то фантастический лес будет напоминать непроходимые джунгли, у кого-то в лесу будут расти невиданные деревья с небывалыми плодами, а кто-то, может быть, так нарисует обыкновенное, всем известное растение, что оно будет выглядеть фантастично, сказочно, нереально.

2. Э т а п ы р а б о т ы н а д р и с у н к о м.

Учитель. Но, что бы вы ни рисовали, порядок работы остается прежним. Художник начинает свою работу с того, что мысленно видит будущую картину целиком и с т р о и т к о м п о з и ц и ю на листе бумаги так, чтобы она была выразительной, выделяет главное и второстепенное в рисунке.

Затем выполняется к а р а н д а ш н ы й н а б р о с о к, в котором тонкими линиями прорисовываются детали предметов, соразмеряются их пропорции.

После этого на палитре п о д б и р а ю т с я о т т е н к и ц в е т а для каждой детали рисунка.

И в конце работы кончиком тонкой кисти п р о р и с о в ы в а ю т с я м е л к и е д е т а л и рисунка.

VI. Практическая работа.

З а д а н и е: выполнить рисунок на тему «Фантастический лес» ограниченной палитрой (акварель, гуашь).




Top