Урок культура и религия народов междуречья. Презентация на тему "культура народов междуречья"

В IV – I тыс. до н. э. в низовьях больших рек Тигра и Евфрата жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основам математических знаний и делением часового циферблата на 12 частей. Здесь научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. В Междуречье умели возводить высочайшие башни, где в качестве строительного материала использовали кирпич, осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели колесо, гончарный круг и строили корабли, умели прясть и ткать, изготавливали из меди и бронзы орудия труда и оружие. Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии. Впоследствии некоторые их легенды стали частью священной книги Библии.

Пример клинописи

2200-2000 гг. до н. э.

В отличие от архитектуры

Вавилон. Реконструкция

Висячие сады Семирамиды

Вопросы для повторения:

3. Каковы выдающиеся достижения культуры наров Древней Азии?В IV – I тыс. до н. э. в низовьях больших рек Тигра и Евфрата жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основам математических знаний и делением часового циферблата на 12 частей. Здесь научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. В Междуречье умели возводить высочайшие башни, где в качестве строительного материала использовали кирпич, осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели колесо, гончарный круг и строили корабли, умели прясть и ткать, изготавливали из меди и бронзы орудия труда и оружие. Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии. Впоследствии некоторые их легенды стали частью священной книги Библии.

В историю мировой культуры шумеры вошли в первую очередь благодаря изобретению письменности, которая возникла здесь примерно на 200-300 лет раньше, чем в Египте. Первоначально это было пиктографическое письмо. Писали на «дощечках» по мягкой глине, с этой целью использовались тростниковые или деревянные палочки, заточенные таким образом, что при вдавливании в сырую глину они оставляли след в виде клина. Затем таблички обжигали. Вначале писали справ налево, но это было неудобно, так как правая рука закрывала написанное. Постепенно перешли к более рациональному письму – слева направо.

“Дощечки” из мягкой глигы и тросниковые палочки для письма

Пример клинописи

Громадную роль в общественной жизни играла религия. В Месопотамии не существовало развитого заупокойного культа, не было идеи воскресения и бессмертия. Смерть представлялась неизбежной и закономерной, реальной была лишь земная жизнь. В этой борьбе за жизнь на помощь человеку могут прийти боги, их надо умилостивить, им надо служить. В Месопотамии обожествлялись небесные светила, вода и другие природные силы.

Бог Энлиль (владыка ветра и воды) – один из величайших божеств, который был сыном бога неба Ану и богини земли Ки. Энлиль – бог плодородия. Согласно мифологии древних шумеров Энлиль разделил небо и землю, подарил людям сельскохозяйственные орудия и помог развить скотоводство, земледелие, приобщил к кульутре. Но не только хорошее приписываюит ему. Энлиль, с целью проучить людей за их глупость, насылал на них стихийные бедствия, а в эпосе о Гильгамеше, упоминается о том, что Энлиль был инициатором всемирного потопа, для того чтобы уничтожить все человечество. Энлиль часто изображается божеством коварным злобным, жестоким. Его жена Нинлиль, была богиней с необычной красотой и умом. Были у него и сыновья – бог луны Нанну, бог подземной стихии Норгал, воин Нинурта и посол богов Намтар.

По сравнению с Египтом до нас дошло мало памятников искусства народов Междуречья. В долине Тигра и Евфрата не было камня, и как строительный материал использовали недолговечный кирпич-сырец. Из глины создавались храмы, дома и крепостные стены. До наших дней дошли только горы глины и мусора, бывшие ранее прекрасными городами. Однако и по найденным остаткам можно сделать вывод о том, что здесь так же, как и в Египте, ведущую роль играла монументальная архитектура.

Центром города в Двуречье являлся храм бога-покровителя, рядом с которым возвышалась многоступенчатая башня, так называемый зиккурат. Зиккурат мог насчитывать от трех до семи террас, соединенных широкими поло­гими пандусами. На самом верху располагалось святилище бога, место его отдыха. Туда допускались только посвященные жрецы. Облицовка зиккурата делалась из обожженного кирпича и раскрашивалась, причем каждый ярус окрашивался в свой цвет, черный, красный или белый. Площади террас занимали сады с искусственным орошением. Во время торжественных богослужений по пандусам храма поднимались к святилищу процессии богов. Зиккурат был не только культовым сооружением, но и своеобразной обсерваторией древности. С вершины зиккуратов жрецы вели наблюдения за планетами и звездами. Храмы являлись средоточием знаний. Наглядное представление об архитектуре Двуречья дает на две трети сохранившийся зиккурат бога луны Нанну, построенный в 2200-2000 гг. до н.э. в древнем Уре. Три его громадные сужающиеся кверху террасы с тремя маршами лестниц и сейчас производят величественное впечатление.

Зиккурат – ступенчатый храм. Реконструкция

Зиккурат бога Луны Нанны в Уре

2200-2000 гг. до н. э.

В отличие от архитектуры

изобразительное искусство Междуречья выглядит сравнительно бедно и примитивно. До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Весьма распространенным типом скульптуры был так называемый адорант - статуя молящегося человека со сложенными на груди руками, сидящего или стоящего. Ноги персонажа очень крепкие и изображаются параллельно на круглом основании. Телу уделяется не слишком много внимания, оно служит лишь пьедесталом для головы. Лицо обычно выполнялось тщательнее, чем туловище, хотя и должно было соответствовать определённым условностям, что лишало скульптуры индивидуальных черт: подчеркивались нос, глаза, уши. Большие уши (для шумеров – вместилища мудрости), широко раскрытые глаза, в которых просительное выражение сочетается с удивлением магического прозрения, руки, сложенные в молитвенном жесте. Это создавало образ всеслышащей и всевидящей фигуры человека. На плече адоранта обычно была выбита надпись, сообщающая, кто был его владельцем. Известны находки, когда первая надпись была стёрта и позднее заменена другой.

В период возвышения Ассирии города представляли собой мощные крепости, обнесенные высокими стенами с многочисленными башнями. Над всем городом господствовала грозная цитадель – дворец царя. Представление о нем может дать дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукине (VIII в. до н.э.). При общей площади города в 18 га дворец занимал 10 га. Он возвышался на искусст­венно воздвигнутой платформе высотой 14 м, к ней вели широкие пандусы, по которым могли проезжать колесницы. Во дворце насчитывалось более 200 помещений: жилые и подсобные комнаты, парадные залы и культовые здания. По сторонам входов во дворец стояли пятиметровые статуи крылатых быков « шеду » с головами людей и крыльями орлов. Это были гении-хранители царя и его дома. Интересно, что эти статуи имели пять ног – таким образом достигалась иллюзия движения навстречу зрителю. Из­любленные сюжеты – это войны и победные пиры, охота на диких зверей и торжественные шествия царей и вельмож.

Дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукине Шеду

В период нового возвышения Вавилона столица государства превращается в цветущий город-крепость. По свидетельству Геродота, на вавилонских стенах могли свободно разъезжаться две колесницы. От ворот Иштар к центру города вела широкая дорога, сложенная из плиток белого и красного цвета. Сами двойные ворота представляли собой выдающееся произведение зодчества. Высокие зубчатые башни с арочным проходом были украшены мозаикой из разноцветных изразцовых плит. На великолепных фризах было изображено шествие фантастических львов и грифонов – хранителей города. В Вавилоне насчитывалось 53 храма, самым величественным из которых был храм покровителя города бога Мардука Зиккурат Мардука поднимался в высоту на 90 м. Святилище было покрыто листовым золотом, и в нем находилась золотая статуя Мардука весом около 2,5 т. В историю это величественное сооружение вошло под названием Вавилонской башни.

Вавилон. Реконструкция

Одним из чудес света греки считали знаменитые «Висячие сады» царицы Семирамиды. В архитектурном плане они представляли собой пирамиду, состоявшую из 4 ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников и деревьев. Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата насосами постоянно подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов.

Висячие сады Семирамиды

Культура Междуречья, одна из древнейших культур на земле, поражает сво­ей самобытностью всех знакомящихся с ней. Оригинальная система письменности, высокий уровень развития права, эпическая традиция Месопотамии оказали существенное влияние на последующее развитие мировой культуры.

Вопросы для повторения:

1. Каковы архитектурные особенности Древнего Междуречья? Расскажите о важнейших достижениях храмового и градостроительного зодчества?

2. Определите ведущие темы изобразительного искусства Месопотамии. Какими обстоятельствами и причинами они обусловлены?

3. Каковы выдающиеся достижения культуры наров Древней Азии?

Слайд 1

Месопота́мия лат. Mesopotamia - «Междуре́чье»

Слайд 2

Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.

Слайд 3

Слайд 4

Эта страна, отделенная от всей остальной Передней Азии едва проходимыми пустынями, начала заселяться ещё примерно в VI тысячелетии до н. э. В течение VI-IV тысячелетий поселившиеся здесь племена жили крайне бедно: ячмень, высеваемый на узкой полосе земли между болотами и выжженной пустыней и орошаемый нерегулируемыми и неравномерными разливами, приносил небольшие и неустойчивые урожаи. Лучше удавались посевы на землях, которые орошались каналами, отведенными от небольшой реки Диялы, притока Тигра. Лишь в середине IV тысячелетия до н. э. отдельные группы общин справились с созданием рациональных осушительно-оросительных систем в бассейне Евфрата.

Слайд 5

Жители Месопотамии

Слайд 6

Слайд 7

Религия. Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам. Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Но религиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в нем изменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров. Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения. Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а значит сулила опасность и порождала тревогу у смертных.

Слайд 8

Слайд 9

Экономика. Экономика Месопотамии определялась природными условиями региона. Плодородные почвы долины давали богатые урожаи. Юг специализировался на разведении финиковой пальмы. Обширные пастбища близлежащих гор позволяли содержать большие стада овец и коз. С другой стороны, страна ощущала нехватку камня, металла, дерева, сырья для изготовления красящих веществ и других жизненно необходимых материалов. Избыток одних товаров и недостаток других привел к развитию торговых связей.

Слайд 10

В то же время всегда оставалась возможность, что события повернутся в лучшую сторону, если человек будет вести себя правильно. Храмовая башня (зиккурат) была местом, где останавливались небожители. Она символизировала человеческое стремление установить связь между небом и землей. Как правило, обитатели Месопотамии мало полагались на благоволение богов. Они старались умилостивить их, совершая все более сложные обряды.

Слайд 11

Слайд 12

Письменность и наука. Высшая власть закона была характерным признаком Месопотамии исторического периода и могла даже предшествовать ему, но эффективность законодательной деятельности связана с использованием письменных свидетельств и документов. Есть основания полагать, что к изобретению письменности древних шумеров привела в первую очередь забота о частных и общинных правах. Уже самые ранние известные нам тексты свидетельствуют о необходимости фиксации всего, будь то предметы, необходимые для храмового обмена, или дары, предназначавшиеся божеству. Такие документы удостоверялись оттиском цилиндрической печати.

Слайд 13

Древнейшая письменность была пиктографической, и ее знаки изображали предметы окружающего мира – животных, растения и т.д. Знаки образовывали группы, каждая из которых, состоявшая, например, из изображений животных, растений или предметов была составлена в определенной последовательности. Со временем списки приобрели характер своего рода справочников по зоологии, ботанике, минералогии и т.д. Поскольку шумерский вклад в развитие местной цивилизации воспринимался как весьма существенный, а после утверждения династии Аккада разговорный шумерский стал малоупотребительным, аккадцы делали все, что было в их силах, для сохранения шумерского языка. Усилия в этом направлении не прекратились падением III династии Ура и продолжались в аморитское время. В результате были созданы списки слов, многочисленные шумеро-аккадские словари и исследования в области грамматики.

Слайд 14

Слайд 15

Было много других явлений культуры, которые систематизировались благодаря письменности. Среди них особое место занимают предзнаменования, посредством которых люди пытались узнать свое будущее через различные знаки, такие, как форма печени принесенной в жертву овцы или расположение звезд. Перечень предзнаменований помогал жрецу предсказать следствия тех или иных явлений. Было распространено также составление списков наиболее употребительных юридических терминов и формул. В математике и астрономии древние месопотамцы также достигли значительных успехов. По мнению современных исследователей, система египетской математики была грубой и примитивной по сравнению с вавилонской; считается, что даже греческая математика почерпнула много полезного из достижений более ранней месопотамской. Высоко развитой областью была и т.н. «халдейская (т.е. вавилонская) астрономия».

Слайд 16

КУЛЬТУРА Сатериальная культура. Керамика постепенно совершенствовалась с точки зрения техники изготовления, разнообразия форм и орнамента, это можно проследить от древнейшей культуры джармо через другие доисторические культуры вплоть до возникновения единой технологии производства каменных и металлических сосудов. Сейчас невозможно сказать, какие важные открытия в области изготовления керамики были привнесены в Месопотамию извне. Значительным достижением было введение в употребление закрытой печи для обжига, которая позволяла мастеру добиваться более высокой температуры и легче ее контролировать и в результате получать высококачественную по форме и тщательности отделки посуду. Впервые такие печи были обнаружены в Тепе Гавре к северу от современного Мосула. В этом же поселении найдены древнейшие известные образцы тщательно изготовленных печатей-штампов.

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Месопотамия создала древнейшие известные сооружения монументальной архитектуры на севере – в Тепе Гавре, на юге – в Эриду. О высоком техническом уровне этого времени можно судить по акведуку в Джерване, длиной ок. 50 км, через который в Ниневию поступала вода. Месопотамские мастера довели работу с металлом до уровня высокого искусства. Об этом можно судить по изделиям из драгоценных металлов, замечательные образцы которых, относящиеся к раннединастическому времени, найдены в погребениях в Уре, известна также серебряная ваза лагашского правителя Энтемены.

Слайд 20

Скульптура в Месопотамии достигла высокого уровня развития еще в доисторические времена. Известны цилиндрические печати с вдавленными изображениями, прокатка которых на глине позволяла получать выпуклые оттиски. Образцами крупной формы древней эпохи являются рельефы на стеле Нарам-Суэна, тщательно выполненные портретные скульптуры правителя Лагаша Гудеа и другие памятники. Наивысшего развития месопотамская скульптура достигла в I тыс. до н.э. в Ассирии, когда были созданы колоссальные фигуры и изысканные рельефы с изображениями животных, в частности, скачущих лошадей, поражаемых охотниками диких ослов, умирающих львиц. В этот же период были изваяны великолепные рельефы, изображающие отдельные эпизоды военных действий.

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

О развитии живописи известно мало. Стенопись не могла сохраниться из-за воздействия влаги и особенностей почв, но сохранившиеся образцы различных эпох показывают, что этот вид искусства был широко распространен. Великолепные образцы расписной керамики найдены, в частности, в Ашшуре. Они свидетельствуют о том, что их создатели предпочитали яркие краски.

На современной карте это территория Ирака. Открытая и доступная со всех сторон территория Междуречья находилась на перекрестке дорог и была ареной борьбы многих племен, народов и государств. Эти государства – Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Урарту и др., то возвышались, то приходили в упадок, а то и совсем исчезали. Народы, населявшие этот обширный регион, одними из первых изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства.


Клинопись Система письменности переднеазиатского региона связана с так называемой клинописью, постепенно развивавшегося из рисуночного письма. Клинопись не была алфавитом, то есть звуковым письмом, а содержала идеограммы, которые обозначали либо целые слова, либо гласные, либо слоги. Сложные шумерские тексты напоминают ребусы, и читать их было трудно. Всего в шумерской клинописи, развитой дальше аккадцами, было около 600 знаков. Клинописные тексты на глиняных табличках: учебные, культовые, государственные – стали вечными памятниками этой культуры.


Благодаря «глиняным книгам» ученым удалось составить краткую схему периодизации истории Древнего Междуречья. IV тыс. до н.э. – время распада первобытнообщинного строя. III тыс. до н.э. – образование Шумеро-Аккадского царства. XXVII-XXV вв. до н.э. – возвышение шумерийских городов – государств. XXIV-XXIII вв. до н.э. – власть переходит к семитскому городу Двуречья – Аккаду. XXIII-XXI вв. до н.э. новое усиление шумерийских городов Ура и Агаша. II тыс. до н.э. – возвышение Вавилона. XIX-XII вв. до н.э. – объединение Месопотамии под властью Вавилона. I тыс. до н.э.: IX-VII вв. до н.э. – усиление мощи Ассирии, одержавшей верх над Вавилоном. VII-VI вв. до н.э. – новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство. 536 г. До н.э. – завоевание Вавилона Киром – царем Ирана. IV-II вв. до н.э. – господство в Месопотамии греко-македонских завоевателей.


Искусство Шумера и Аккада. Шумеры и аккадцы – два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV-III тыс.до н.э. Проложив сеть каналов от реки Ефрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый город был отдельным государством со своим правителем и армией. Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало. До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры.


Статуя сановника Эбих-Иля из Мари. Середина III тыс.до н.э. Наиболее распространенным типом скульптуры был адорант (от лат. «adore» - «поклоняться»), который представлял собой статую молящегося – фигурку стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкрустировали. Главная особенность шумерской скульптуры – это условность изображения.


В предметах, найденных в храме Тиль Барсиба и хранящихся в Иракском музее и Чикагском университете, подчеркиваются объемы, вписанные в цилиндры и треугольники, как, например, в юбках, которые представляют собой плоские конусы, или в торсах, подобных треугольникам, с предплечьями, тоже имеющими коническую форму. Даже детали головы (нос, рот, уши и волосы) сводятся к треугольным формам.




«Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. Фрагмент. Около 2600г. До н.э. Мозаика из раковин и сердолика образует красочный орнамент. Пластина разделена на ярусы, в которых изображены сцены «войны и мира». В гробницах Ура были найдены образцы мозаичного искусства – две прямоугольные деревянные пластинки, укрепленные в виде крутой двускатной крыши, так называемый «штандарт» из Ура.


«Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. «Штандарт Ура» представляет собой две наклонные панели, соединенные рейками. Назначение его неизвестно. Есть предположение, что данный предмет носили на шесте (как штандарт), отсюда его название. Согласно другой теории, «Штандарт Ура» был частью музыкального инструмента. На одной панели штандарта изображены сцены мирной жизни, на другой военные действия.


«Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. «Панель войны» представляет собой одно из самых ранних изображений шумерской армии. Боевые колесницы, запряженные четырьмя онаграми каждая, прокладывают дорогу, попирая тела врагов; пешие воины в плащах вооружены копьями; врагов убивают топорами, пленников в раздетом виде ведут к царю, который также держит в руках копье. «Панель мира» изображает ритуальный пир. Процессии несут на пир животных, рыбу и иную снедь. Сидящие фигуры, одетые в юбки с бахромой, пьют вино под аккомпанемент музыканта, играющего на лире. Такого рода сцены весьма характерны для цилиндрических печатей того времени.


Зиккурат в Уре В аккадский период возникает новая форма храма зиккурат. Зиккурат представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в черный цвет, средние в красный, верхние в белый. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в Небо. Во время III династии в Уре был построен первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов (с основанием 56 х 52 м и высотой 21 м). Возвышаясь над прямоугольным фундаментом, он был направлен на все четыре стороны света.


Зиккурат в Уре В настоящее время сохранились лишь два этажа из трех его террас. Стены платформ наклонены. От основания этого строения на достаточном расстоянии от стен начинается монументальная лестница с двумя боковыми ответвлениями на уровне первой террасы. На вершине платформ находился храм, посвященный богу луны Сину. Лестница доходила до самой верхней части храма, соединяя этажи между собой. Эта монументальная лестница отвечала стремлению к тому, чтобы боги принимали активное участие в мирской жизни.


Арфа в виде головы быка из Ура. Жители Месопотамии достигли удивительного мастерства в изготовлении предметов обихода. Множество подобных предметов обнаружено на королевском захоронении в Уре. Это «царские гробницы», где были найдены изделия из драгоценных металлов и камней, оружие, фигурки животных, арфа. Прекрасно выполнена инкрустированная голова быка, украшающая деку арфы.


Лира была найдена в одной из царских гробниц Ура. Лира была сделана из дерева, которое местами истлело от времени и было заменено пластиком. Передняя панель инструмента была украшена ляпис-лазурью, ракушками и красным известняком. Резонансная камера лиры была декорирована золотой маской быка, которая также была частично реставрирована (рога). Борода, шерсть и глаза быка оригинальные, сделаны из ляпис-лазури. Похожая лира изображена на «Панели мира» «Штандарта Ура».




Цилиндрическая печать из Урука. Особое место в шумерском изобразительном наследии принадлежит глиптике – резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. До нашего времени сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск – миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения.


На шумерских гравюрах наиболее частыми мотивами были ритуальные пиршества с сидящими за едой и питьем фигурами. Другие мотивы составляли легендарные герои Гильгамеш и его друг Энкиду, борющиеся с чудовищами, а также антропоморфные фигуры человеко-быка. С течением времени этот стиль уступил место непрерывному фризу с изображением дерущихся животных, растений или цветов.


Статуя Гудеа, правителя Лагаша. После смерти царя Нарамсина пришедшее в упадок царство Шумера и Аккада захватили кочевые племена гутиев. Но некоторым городам на юге Шумера удалось сохранить самостоятельность в том числе и Лагашу. Гудеа, правитель Лагаша прославился строительством и восстановлением храмов. Его статуя – выдающееся произведение шумеро- аккадской скульптуры.




Победная стела царя Нарамсина. Новый тип рельефа мемориального характера. Каменные плиты разных размеров, имеющих округлую верхнюю часть и изображения с исторической и религиозной тематикой. Рельеф стелы царя Аккада Нарамсина рассказывает о его победоносном походе против горного племени луллубеев. Мастеру удалось передать пространство и движение, объем фигур и показать не только войнов, но горный пейзаж. На рельефе представлены знаки солнца и Луны, символизирующие божеств – покровителей царской власти.


«Голова Саргона Великого» из Ниневии. Во время аккадского периода происходит изменение ориентации в искусстве, так как интерес концентрируется в большей мере на превознесении монархии, нежели на проявлении почтения к богам. Тем не менее шумерские традиции сохранились. Бронзовая голова из Ниневии воплощает в себе новые достижения аккадских ювелиров.


«Голова Саргона Великого» из Ниневии. Памятник изображает монарха с характерными семитскими чертами (длинная вьющаяся борода и собранные в пучок волосы). Это настоящий портрет, в котором отвергнуты шумерские геометрические формы и тщательно изображаются черты лица: орлиный нос, великолепно очерченные губы и вставленные в орбиты глаза. Борода также тщательно отчеканена в каждом из составляющих ее коротких и длинных завитков, равно как и переплетение волос.


Фрагмент декорации дворца Ашшурбанипала в Ниневии Иллюстрирует военную кампанию ассирийцев против Элама, которая закончилась захватом и разграблением Суз. В нижней части фрагмента, на триумфальной колеснице под зонтиком стоит могущественный царь Ашшурбанипал (правил в гг. до н. э.). Традиционно, фигура царя имеет больший размер, нежели все остальные персонажи.


Искусство Ассирии Мотив укрощения львов был частью сложной архитектурной и декоративной системы. Он символизировал божественную и царскую власть; сила, исходившая от изображения, защищала дворец и продлевала правление монарха. Колоссальная скульптура изображает мужчину, душащего льва. Герой (или дух) изображен анфас, что является редкостью для ассирийского искусства и встречается только при изображении существ, обладающих магической силой. В правой руке герой держит царское церемониальное оружие с кривым лезвием. На нем надета короткая туника и поверх нее шаль с бахромой, скрывающая одну ногу и оставляющая открытой другую. Магический эффект изображения состоит в том, что герой смотрит прямо в глаза зрителю. Глаза героя, некогда ярко раскрашенные, должны были гипнотизировать зрителя


Статуя фантастического крылатого быка - шеду Крылатые быки с человеческими головами были гениями-хранителями, которых называли шеду. Шеду устанавливали по сторонам городских ворот или проходов во дворец. Шеду являлись символами, совмещавшими в себе свойства человека, животного и птицы и, следовательно, были мощным средством защиты от врагов.




Рельеф «Раненая львица» Эта небольшая панель была частью обширной композиции, изображающей царскую охоту на львов. Поразительна реалистичность, с которой художник изобразил раненое животное. Из пасти льва, пронзенного царской стрелой, хлещет кровь. На морде зверя отчетливо проступили вены. На первый взгляд, создается впечатление, что художник симпатизирует умирающему зверю.






Искусство Нововавилонского царства. Ворота Богини Иштар До наших дней сохранились развалины ворот богини Иштар; эти ворота имели для вавилонян особое значение от них мимо храма Мардука шла Дорога процессий, по которой совершались торжественные шествия. В конце XIX начале XX вв. немецкие археологи откопали большое количество обломков городской стены, используя которые, удалось полностью восстановить исторический облик ворот Иштар, которые были реконструированы (в натуральную величину) и ныне экспонируются в Государственных музеях Берлина.


Искусство Нововавилонского царства. Ворота богини Иштар Ворота Иштар представляют собой огромную арку, по четырем сторонам которой стоят высокие массивные зубчатые башни. Все сооружение покрыто глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных животных бога Мардука быка и фантастического существа сирруш. Этот последний персонаж (которого называют также вавилонским драконом) сочетает в себе признаки четырех представителей фауны: орла, змеи, неустановленного четвероногого и скорпиона.


Лев. Изразцовая облицовка Дороги процессий из Вавилона. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (желтые фигуры на голубом фоне) памятник выглядел легким и праздничным. Строго выдержанные интервалы между животными настраивали зрителя на ритм торжественного шествия. Ворота всех народов в Персеполе гг. до н.э. Оригинальным элементом ахеменидского искусства является колонна, широко использовавшаяся во всех типах построек. Первоначально колонны делались из дерева, а затем покрывались штукатуркой и раскрашивались.


Дворец в Персеполе Впоследствии, в Персеполе, была применена каменная колонна с бороздчатым стволом. Самой оригинальной частью ахеменидской колонны является капитель из нее наполовину выступают вырезанные тела двух животных, обычно быков, драконов или человекобыков.
Искусство империи Ахеменидов. Любовь ко всему грандиозному и пышному, характерная для ахеменидской архитектуры, отсутствует в погребальных сооружениях, которые возводились с предельной скромностью. В Пасаргадах сохранилась гробница Кира II строгое сооружение высотой одиннадцать метров, которое отдаленно напоминает месопотамский зиккурат. Гробница имеет вид простого каменного жилища с двускатной крышей, установленного на платформе, состоящей из семи ступеней. На стенах гробницы отсутствовала какая-либо декорация, только над входом помещался символ верховного бога Ахура-Мазды большая сложной формы розетка (орнамент в виде цветка) с золотыми и бронзовыми вставками.


Сфинкс рельеф дворца в Персеполе Изображенный на рельефе сфинкс был божеством, охраняющим верховного персидского бога Ахура- Мазду, которого Дарий I «возвел в сан» царского бога. О божественной сущности сфинкса говорит его головной убор, украшенный рогами.





Слайд 2

Государства Междуречья: Шумер Вавилон Аккад Ассирия

Слайд 3

Тесные связи с Египтом

Слайд 4

Появление цивилизации

Время возникновения цивилизации - середина IV тысячелетия до н.э. Государства – Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия.

Слайд 5

Особенности культуры Междуречья

Неоднородность культуры (наслоение культурных традиций нескольких государств). Культурная преемственность. Сосуществование первобытной и древней культур (неравномерность развития городов). Особое место материальной культуры (становление ирригационной системы из-за разливов рек).

Слайд 6

Дома табличек

В Месопотамии существовали школыдля писцов - эддубба, что означало «дом табличек». При эддубба создавались библиотеки по многим отраслям знаний, существовали и частные собрания «глиняных книг».

Слайд 7

Куюнджикская библиотека

Собрание царя Ашшурбанапала (VII век до н.э.) - это едва ли не первая в мире настоящая, систематически подобранная библиотека. Царь лично следил за ее комплектованием, по его приказам писцы по всей стране снимали копии с древних или редких табличек, хранившихся в храмовых или частных собраниях, или же доставляли в Ниневию оригиналы.

Слайд 8

Культура жителей Междуречья

Носила исключительно практический характер – развивались только те виды знаний, которые могли быть использованы в жизни. Химия Архитектура Математика Глиптика География Скульптура Медицина Астрономия

Слайд 9

Математика

Шестидесятерич- ная система счета. Одна и та же цифра в зависимости от места приобретала различное значение.

Слайд 10

Математики Междуречья знали:

четыре правила арифметики, дроби, умели решать алгебраические уравнения с возведением в квадратную и кубическую степень, с извлечением корней. знали число п, умели вычислять длину окружности, площадь круга, объем усеченной пирамиды, соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. Была выработана метрическая система и система мер веса.

Слайд 11

Измерение территории земельного участка в Умме (Междуречье). Глиняная табличка. Вавилонская глиняная табличка, содержащая геометрические задачи. Начало II тысячелетия до н. э.

Слайд 12

География

Жители Междуречья создали одну из первых «карт мира». Земля представлялась им плоской, плавающей посреди океана, в центре Земли изображалось Междуречье. В 1 тысячелетии до нашей эры - были знакомы с территорией от современной Испании до современной Индии.

Слайд 13

Химия

Использование практической химии в технологии производства бронзы и глазури для раскрашивания керамики, для обжига кирпича.

Слайд 14

Медицина

Медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, где содержались сведения о гигиенических правилах, об операциях, например об удалении катаракты, о применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях. В Шумере сложилась система гигиенических правил, основанная на коллективном опыте и народных традициях. Например, не пить воду из грязной посуды, мыть руки, ограничивать себя в определенного рода пище. Вырастали медицинские знания из практического опыта и повседневной деятельности человека.

Слайд 15

Медицина шумеров

Чем лечили шумерские врачи? Кроме доброго слова и ласкового взгляда использовались растения (горчица, пихта, сосна, тимьян, слива, груша, фига, ива, леканору), природные вещества (нефть, асфальтовая смола, поваренная соль), продукты животного происхождения (молоко, внутренние органы водяных змей, панцири черепах, шерсть). Рецепт шумерского врача

Слайд 16

Астрономия

Шумерами был создан лунный календарь, в котором каждый месяц имел 29 или 30 дней, а год состоял из 12 месяцев и 354 дней (плюс дополнительные 11 дней). Велись наблюдения за движением Солнца, Луны, Венеры и других планет. Предсказывались и фиксировались солнечные и лунные затмения, отмечались появления комет, метеоритов, землетрясения. Использовались солнечные и водяные часы. День начинали не с восхода, а с захода солнца. Он делился на 12 частей по два часа каждая, дни складывались в 7-дневную неделю.

Слайд 17

Астрология

Еще в глубокой древности шумеры различали двенадцать созвездий Зодиака: ГУ АННА («небесный бык») - Телец МАШ ТАБ БА («близнецы») - Близнецы ДУБ («клешни», «щипцы») - Рак УР ГУЛА («лев») - Лев АБ СИН («ее отцом был Син») - Дева ЗИ БААН НА («небесная судьба») - Весы ГИР ТАБ («тот, кто режет клешнями») - Скорпион ПА БИЛ («защитник») - Стрелец СУХУР МАШ («рыба-козел») - Козерог ГУ («хозяин вод») - Водолей СИМ МАХ («рыбы») - Рыбы КУ МАЛ («обитающий в полях») - Овен

Слайд 18

Идеографическое письмо

В основе письма лежат рисуночные знаки (пиктограммы), представляющие собой идеограммы, которые передают не слово, а понятие, и чаще всего не одно, а ряд ассоциативно связанных понятий. Число знаков в шумерском языке достигало тысячи.

Слайд 19

Слайд 20

Клинопись шумеров

Уникальная форма письменности: Клиновидные знаки выдавливались острой палочкой на влажной глиняной табличке. Табличка обжигалась на огне. Самые ранние надписи относятся к 2900 году до Н.Э.

Слайд 21

Слайд 22

Религиозные верования

Для народов Междуречья характерен политеизм - вера во множество богов с разными покровительственными функциями: Богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения Обожествление тех сил природы, значение которых было особенно велико для земледелия,- неба, земли, воды. Покровители городов (универсальное божество, воплощение всех высших сил) Добрые и злые духи.

Слайд 23

Религия жителей Междуречья

Шумеры утверждали, что всё в мире принадлежит богам - храмы были не местом пребывания богов, обязанных заботится о людях, - а житницей богов - амбарами.

Слайд 24

Боги жителей Междуречья

  • Слайд 25

    Духи в мифологии Междуречья

    Злые духи Добрые духи

    Слайд 26

    Зодчество жителей Междуречья

    Слайд 27

    Храм-Зиккурат

    Главный тип постройки - многоступенчатая башня Зиккурат. В основе храма лежал параллелепипед, гладких стен не имелось, сплошные выступы и ниши. Обычный Зиккурат -поставленные одна на другую усеченные пирамиды, окрашенные в разные цвета.

    Слайд 28

    Зиккурат в Уре

    Слайд 29

    Храм-Зиккурат

    Зиккурат представлял собой массивное сооружение с наклонными стенами, совершенно монолитное, если не считать небольшого храма на вершине. Размеры его были огромны; высотой более 90 м, длина каждой стороны квадратного основания также составляла более 90 м. Основа сооружения возводилась из глины или глиняных кирпичей, дополнительно укрепленных слоями тростника или асфальта; снаружи оно было обнесено толстой стеной из обожженных кирпичей.

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Cлайд 3

    Cлайд 4

    Появление цивилизации Время возникновения цивилизации - середина IV тысячелетия до н.э. Государства – Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия.

    Cлайд 5

    Особенности культуры Междуречья Неоднородность культуры (наслоение культурных традиций нескольких государств). Культурная преемственность. Сосуществование первобытной и древней культур (неравномерность развития городов). Особое место материальной культуры (становление ирригационной системы из-за разливов рек).

    Cлайд 6

    Дома табличек В Месопотамии существовали школы для писцов - эддубба, что означало «дом табличек». При эддубба создавались библиотеки по многим отраслям знаний, существовали и частные собрания «глиняных книг».

    Cлайд 7

    Куюнджикская библиотека Собрание царя Ашшурбанапала (VII век до н.э.) - это едва ли не первая в мире настоящая, систематически подобранная библиотека. Царь лично следил за ее комплектованием, по его приказам писцы по всей стране снимали копии с древних или редких табличек, хранившихся в храмовых или частных собраниях, или же доставляли в Ниневию оригиналы.

    Cлайд 8

    Культура жителей Междуречья Носила исключительно практический характер – развивались только те виды знаний, которые могли быть использованы в жизни. Химия Архитектура Математика Глиптика География Скульптура Медицина Астрономия

    Cлайд 9

    Математика Шестидесятерич- ная система счета. Одна и та же цифра в зависимости от места приобретала различное значение.

    Cлайд 10

    Математики Междуречья знали: четыре правила арифметики, дроби, умели решать алгебраические уравнения с возведением в квадратную и кубическую степень, с извлечением корней. знали число п, умели вычислять длину окружности, площадь круга, объем усеченной пирамиды, соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. Была выработана метрическая система и система мер веса.

    Cлайд 11

    Измерение территории земельного участка в Умме (Междуречье). Глиняная табличка. Вавилонская глиняная табличка, содержащая геометрические задачи. Начало II тысячелетия до н. э.

    Cлайд 12

    География Жители Междуречья создали одну из первых «карт мира». Земля представлялась им плоской, плавающей посреди океана, в центре Земли изображалось Междуречье. В 1 тысячелетии до нашей эры - были знакомы с территорией от современной Испании до современной Индии.

    Cлайд 13

    Химия Использование практической химии в технологии производства бронзы и глазури для раскрашивания керамики, для обжига кирпича.

    Cлайд 14

    Медицина Медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, где содержались сведения о гигиенических правилах, об операциях, например об удалении катаракты, о применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях. В Шумере сложилась система гигиенических правил, основанная на коллективном опыте и народных традициях. Например, не пить воду из грязной посуды, мыть руки, ограничивать себя в определенного рода пище. Вырастали медицинские знания из практического опыта и повседневной деятельности человека.

    Cлайд 15

    Медицина шумеров Чем лечили шумерские врачи? Кроме доброго слова и ласкового взгляда использовались растения (горчица, пихта, сосна, тимьян, слива, груша, фига, ива, леканору), природные вещества (нефть, асфальтовая смола, поваренная соль), продукты животного происхождения (молоко, внутренние органы водяных змей, панцири черепах, шерсть). Рецепт шумерского врача

    Cлайд 16

    Астрономия Шумерами был создан лунный календарь, в котором каждый месяц имел 29 или 30 дней, а год состоял из 12 месяцев и 354 дней (плюс дополнительные 11 дней). Велись наблюдения за движением Солнца, Луны, Венеры и других планет. Предсказывались и фиксировались солнечные и лунные затмения, отмечались появления комет, метеоритов, землетрясения. Использовались солнечные и водяные часы. День начинали не с восхода, а с захода солнца. Он делился на 12 частей по два часа каждая, дни складывались в 7-дневную неделю.

    Cлайд 17

    Астрология Еще в глубокой древности шумеры различали двенадцать созвездий Зодиака: ГУ АННА («небесный бык») - Телец МАШ ТАБ БА («близнецы») - Близнецы ДУБ («клешни», «щипцы») - Рак УР ГУЛА («лев») - Лев АБ СИН («ее отцом был Син») - Дева ЗИ БААН НА («небесная судьба») - Весы ГИР ТАБ («тот, кто режет клешнями») - Скорпион ПА БИЛ («защитник») - Стрелец СУХУР МАШ («рыба-козел») - Козерог ГУ («хозяин вод») - Водолей СИМ МАХ («рыбы») - Рыбы КУ МАЛ («обитающий в полях») - Овен

    Cлайд 18

    Идеографическое письмо В основе письма лежат рисуночные знаки (пиктограммы), представляющие собой идеограммы, которые передают не слово, а понятие, и чаще всего не одно, а ряд ассоциативно связанных понятий. Число знаков в шумерском языке достигало тысячи.

    Cлайд 19

    Cлайд 20

    Клинопись шумеров Уникальная форма письменности: Клиновидные знаки выдавливались острой палочкой на влажной глиняной табличке. Табличка обжигалась на огне. Самые ранние надписи относятся к 2900 году до Н.Э.

    Cлайд 21

    Cлайд 22

    Религиозные верования Для народов Междуречья характерен политеизм - вера во множество богов с разными покровительственными функциями: Богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения Обожествление тех сил природы, значение которых было особенно велико для земледелия,- неба, земли, воды. Покровители городов (универсальное божество, воплощение всех высших сил) Добрые и злые духи.

    Cлайд 23

    Религия жителей Междуречья Шумеры утверждали, что всё в мире принадлежит богам - храмы были не местом пребывания богов, обязанных заботится о людях, - а житницей богов - амбарами.

    Cлайд 24

    Cлайд 25

    Cлайд 26

    Cлайд 27

    Храм-Зиккурат Главный тип постройки - многоступенчатая башня Зиккурат. В основе храма лежал параллелепипед, гладких стен не имелось, сплошные выступы и ниши. Обычный Зиккурат -поставленные одна на другую усеченные пирамиды, окрашенные в разные цвета.

    Cлайд 28

    Cлайд 29

    Храм-Зиккурат Зиккурат представлял собой массивное сооружение с наклонными стенами, совершенно монолитное, если не считать небольшого храма на вершине. Размеры его были огромны; высотой более 90 м, длина каждой стороны квадратного основания также составляла более 90 м. Основа сооружения возводилась из глины или глиняных кирпичей, дополнительно укрепленных слоями тростника или асфальта; снаружи оно было обнесено толстой стеной из обожженных кирпичей.

  • 
    Top