Урок литературного чтения е пермяк чужая калитка. Чужая калитка

Чем отличается сосна от ели?

Казалось бы, об этих деревьях мы знаем всё. Но не надо торопиться с выводами. Ещё в школе детям на уроках географии и биологии рассказывают о ценных свойствах сосны и ели, о том, что эти «лёгкие» планеты очищают атмосферу в большей мере, поскольку издревле известно свойство эфирных масел этих деревьев убивать болезнетворные микробы и лечить инфекции, чистить помещения и территории. Именно поэтому зачастую обочины дорог и экологически неблагополучные районы спасают соснами и елями. Их густо садят, прежде всего, для того, чтобы снизить вредное воздействие опасных загрязнителей воздуха. Да что там! Запах свежей хвои знаком каждому ребёнку, ведь именно этим терпким ароматом наполняется квартира и дом в преддверии волшебного Нового Года.

Сколько интересных и любопытных фактов мог бы рассказать о сосне и ели знающий человек. О видах и формах, об особенностях, а может, даже об агротехнике возделывания и культивирования… Но при всех этих сложных знаниях далеко не все с лёту ответят на совершенно простой опрос: чем отличается сосна от ели? Что ж, давайте разбираться.

Сосна

Согласно ботанической классификации, сосна родом из семейства Сосновых и относится к классу Хвойных. Выбирает это дерево для своего местожительства всегда холодный и влажный климат. Именно поэтому ареал произрастания сосны сосредоточен в основном в северном полушарии. Сосна - царица настоящей сибирской тайги.


Ещё сосна является вечнозелёным деревом и может жить до 350 лет. За все свои годы сосна способна вытянуться до 75 метров высоту. Но кто сказал, что среди сосен не встречаются исключения?! Так, на юго-западе США есть сосна-долгожитель. Люди утверждают, что её возраст составляет около 6 тысяч лет.

Сосна вовсе не капризна, как многие другие деревья. Она будет рада поселиться и на гранитных склонах гор, и в ущельях самых крутых оврагов, и на песках, и даже на болотах. Она не требовательна к почве и может спокойно набирать рост как в сильно переувлажнённой земле, так и, напротив, обеднённом питательными веществами каменистом грунте.

К тому же, сосна вынослива и стойко переживает самые суровые морозные зимы равно как и летнюю многонедельную засуху. Единственное, за что борется сосна, так это - за место под солнцем. Это дерево не любит оставаться в тени.
Кстати, сосна можем сама себя обеспечивать водой. Её мощные корни, пронизывающие землю, помогают извлекать влагу из самых её глубин. Собственно, это ещё одна особенность сосны - её стержневая корневая система.

Кто бы мог подумать, что хвоя сосны так уникальна. Судите сами. Хвоинки растут всегда парами, так же, вместе, они и отпадают, когда начинается осенний период сбрасывания «одежды». Между прочим, длинные и узкие хвоинки живут на ветках до 3-х лет. Ветки сосны похожи на веера. В науке такое расположение называется мутовчатым, когда 5 веток расходятся от ствола на одном уровне.


Шишки сосны - тема особая. Оказывается, есть среди них как представители женского рода, так и мужского. Весной на молодых сосновых побегах появляются светло-жёлтые соцветия шишек - это как раз и есть «особи-мужчины». По размеру они примерно с вишнёвую косточку. Но всё равно выходит, что больше шишек-»женщин». Эти вообще еле заметны среди хвои, поскольку на вид с головку булавки. Ко всему прочему они ещё и «сидят» на концах сосновых лапок.

Что касается ели, то она представительница того же семейства Сосновых и находится в том же классе - Хвойных. Это дерево вечнозелёное, имеющее шикарную крону в форме пирамиды. Ель является типичным представителем любого леса. Но всё-таки больше она встречается в Китае, Северной Америке, а также Северо-Восточной Азии и Восточной Европе.


Срок жизни среднестатистической ели - 300 лет. Вырастает дерево до 50 метров высотой. При этом оно предпочитает нежиться в тени, и лучше - других деревьев. Ель более каприза к состоянию почвы. Хотя она и терпит бедные каменистые грунты, известковые и подзолистые земли, но совершенно не выносит избытка влаги или напротив, пересушенной земли.

Ветки-мутовки у ели также напоминают богатые на иголки веера. Причём, что интересно, добавляются они каждый год. К каждой из них крепятся тёмно-зелёные хвоинки, срок жизни которых до 12 лет. Если же присмотреться, эти иголочки имеют удивительную четырёхгранную игловидную форму. Длина хвоинки не более 3-х см. Опадает еловая хвоя не сразу, поскольку у этого дерева нет выраженного периода листопада.

Еловые шишки бывают женскими и мужскими. Первые отличаются красочной расцветкой - они ярко красные и к тому же размером с лесной орех. Находятся они почти у самой верхушки кроны на концах веток. Так что не заметить такие украшения на ели просто невозможно. Ну и по логике, конечно, получается, что мужские шишки - более мелкие, не броские на окрас, предназначенные для созревания жёлтой пыльцы.

Несмотря на то, что корневая система ели так же имеет вид стержня, главный корень её весьма скромный по размерам, ну а по прошествии 10 лет так и совсем отмирает. Чтобы удержаться в почве, ель использует свои боковые корни. Они же, как могут, так и снабжают дерево влагой и питательными веществами. Но силы еловых корней ограничены и со своими основными задачами они справляются далеко не всегда. Все это делает ель уязвимой особенно при сильных порывах ветра, когда не редко ели выворачивает с корнем.

Итак, основное отличие сосны от ели заключается в следующем:


1. Оба дерева принадлежат к одному семейству Сосновые, но являются представителями разных родов: Сосны и Ели.
2. Сосна любит греться на солнце в то время как ель предпочитает расти в тени.
3. Известно, что сосна и ель - вечнозелёные деревья. Однако если хвоя сосны всё же опадает, то у ели нет листопадного сезона.
4. Окрас хвои ели более насыщенный, чем у сосны, а иголки короче.
5. Шишки сосны менее выражены, когда у ели они красочные и заметные.
6. Сосна имеет мощные корни, которые сильно цепляются за землю, уходя в неё глубоко. У ели корневая система развита намного слабее.

31.08.2014 10773 0

Цель: воспитание желания проявлять заботу о людях, потребности делать добрые дела.

Задачи: через осознание идеи произведения подвести детей к выводу, что труд должен стать потребностью каждого человека, уметь аргументированно доказать значение пословицы «Всякий человек в труде познаётся».

Ресурсы: листы с текстом, карточки ПМИ.

Ход урока

1. Организационный момент

* Игра на создание коллаборативной среды – «БЕЛКИ, ОРЕХИ, ШИШКИ»

Играющие получают «имена» - белки, орехи, шишки. Дети должны образовать тройки (белка, орех, шишка), взяться за руки, образуя кружок. Ведущий стоит в середине площадки.

Игра: ведущий кричит: «Белки!» - и все играющие, названные белками, должны поменяться местами, а водящий в это время старается занять любое освободившееся место. Если он сумеет это сделать, то становится белкой, а оставшийся без места - ведущим. По команде «Орехи!» или «Шишки!» меняются местами другие игроки.

2. Этап вызова (побуждение)

* Стратегия – «Трёхуровневое интервью»

Обсудите в тройках значение пословицы: ВСЯКИЙ ЧЕЛОВЕК В ТРУДЕ ПОЗНАЁТСЯ.

(Роли меняются)

Объедините в тройках свои записи и представьте общее объяснение значения пословицы.

Кто такой герой?

Как вы думаете, а может быть герой труда?

Говорят: «В труде рождаются герои». Во все времена высоко ценили людей – тружеников. Тех, кто добивался отличных результатов в труде, награждали орденами и медалями.

Показ слайдов (1-2) с изображением медалей

Герой Труда Казахстана (каз. Қазақстанның Еңбек Ері) - высшая степень отличия Республики Казахстан, присваиваемая за выдающиеся достижения в экономическим и социально-гуманитарном развитии Республики Казахстан. Лицам, удостоенным звания «Қазақстанның Еңбек Ері», вручается знак особого отличия - Золотая звезда и орден «Отан».

Какими качествами должен обладать герой труда?

Как вы думаете, может ли этими качествами обладать ребёнок?

А не хотели бы вы познакомиться с одним из таких мальчиков?

3. Этап осознания смысла

Рассказ, который мы с вами сегодня прочитаем, написал Евгений Андреевич Пермяк.

Евгений Андреевич Виссов (настоящая фамилия) родился в городе Перми, на Урале. В этом городе он прожил долгие годы и этот город был ему очень дорог, недаром он взял псевдоним – Пермяк.

Е. Пермяк - трудолюбивый. Да, действительно. Я вам похвалюсь, говорил писатель, мастерить я люблю и умею, а это потому, что в 13 лет я встал к станку.

Е. Пермяк – умный и мудрый. В жизни он встречался с интересными людьми, узнавал их обычаи, учился у них мудрости.

Стать хорошими людьми помогает и рассказ Е.Пермяка «Чужая калитка». «Коли берёшься за дело – доведи до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, подожди когда вырастешь» - учит дедушка своего внука, а вместе с ним учатся и мои ученики.

Как вы думаете, кто подремонтировал калитку и скамейку? Как вы оцениваете поступки мальчика? Хотелось бы вам иметь такого товарища? Почему? Давая оценку поступкам Алёши, дети непроизвольно оценивают самих себя: «А как бы вы поступили на месте героя?», что является могучим средством самовоспитания.

* Стратегия – «Читатель-исследователь» (индивидуальная работа)

ИНТЕРЕСНО

Проверка

Какие моменты вы отметили как положительные (ПЛЮС)? Почему?

Какие моменты вы отметили как отрицательные (МИНУС)? Почему?

Какие моменты вас заинтересовали (ИНТЕРЕСНО)? Почему?

Работа с пословицами

Какая пословица на ваш взгляд выражает основную идею произведения? Объясните свой выбор.

Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Суди о человеке по его труду.

Дерево ценят по плодам, а человека - по делам.

4. Этап рефлексии

* Стратегия – «Лаборатория Блума» (работа в малых группах)

Каждая группа исследует «ТРУД» со своей стороны, готовит презентацию в любой форме:

1 группа «Знание»

Дайте определение, что такое, по-вашему, «ТРУД» (можете предложить несколько вариантов)

2 группа «Понимание»

Постарайтесь определить сущность понятия «ТРУД», то есть подобрать ассоциации, синонимы, которые повторяют суть темы.

3 группа «Применение»

Предложите, как и где можно использовать «ТРУД» (может вы найдёте необычное применение)

4 группа «Анализ»

Проанализируйте и докажите, что «ТРУД» важен для каждого

5 группа «Синтез»

Определите основные качества «ТРУДА» или трудолюбивого человека.

6 группа «Оценка»

Выделите «за» и «против» «ТРУДА», аргументируйте.

Защита презентаций групп

Остальные группы должны задать группе вопрос, сделать комментарий и высказать пожелание.

5. Итог урока

По окончанию презентаций группы заполняют листы оценивания

Лист оценивания презентаций групп

Послушайте, что ответили мои бывшие ученики на вопрос:

-Зачем в жизни нужны добрые дела? (Слайд3)

- А как вы понимаете смысл пословицы

«Жизнь дана на добрые дела».

Вывод. Для чего дана жизнь человеку?

(Для добрых дел, для пользы, труда).

Любой труд должен быть оценён.

У каждого из вас оценочный лист – не забывайте оценивать свою работу по критериям.

Знакомство с критериями оценивания.

Что такое «труд?»

Вывод. Труд-это умение выполнять полезную для общества работу.

Работа в группах(1,2,3,4). Возьмите понравившиеся шаблоны книг и займите места в группах соответственно картинке.

Сейчас вы будете знакомиться с биографией писателя. Приём «Посланец» (Слайд 4)

Евгений Андреевич Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк.

Детство и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.

В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи.

В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем. В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Умер Евгений Пермяк в 1982 году.

Чтобы узнать насколько хорошо вы изучили биографию проведём «Цифровой диктант» по вопросам.

    Мини-тест: (+ да), (- нет).

Вопросы:

    Мальчиком писатель жил с папой и мамой?- нет

    Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске?- да

    Евгений Андреевич (Виссов) родился в городе Перми – да

Проверка.(Слайд 5)

    Словарная работа.

При чтении текста вам встретятся такие слова.

    Питомник - место, где выращивались молодые саженцы деревьев.

    Щеколда - железная пластинка для запирания дверей.

    Чащоба - тоже что и чаща.

    Колдобин а-рытвина, ухаб, неровная поверхность.

    Волочат - тащить, тянуть по земле.

    Просека - узкая дорога в лесу, очищенная от деревьев.

    Знакомство с текстом произведения (Технология РКМ «Чтение с предположениями»)

О чём же может рассказать заголовок? Как вы думаете, о чём будет рассказ?

    Слушание аудиозаписи 1 части рассказа Е. Пермяка «Чужая калитка»

Оправдались ваши предположения?

Скажите, что вы почувствовали, слушая эту историю?

    Фронтальное чтение 2 части.

Какой эпизод показался вам самым напряжённым?

Назовите главных героев.

Где происходят действия?

- Совпали ваши предположения?

- Как вы думаете, чем же закончится рассказ?

    Самостоятельное чтение 3 части.

(Стратегия РКМ «Чтение с пометками»)

Отметить знаками:

Что понравилось (!)

Что вызвало удивление (?)

Что заинтересовало (…)

- Такой конец вы предполагали?

- Каким мальчиком рос Алёша Хомутов?

Какой вывод сделал для себя Алёша после разговора с дедушкой?

Кто же починил калитку?

Для кого они оказались не « чужими, а своими»?

Как бы ты поступил на месте Алёши?

Физминутка (Слайд 6)

Работа в группе. Выбрать подходящую пословицу к тексту. Объяснить свой выбор.

Индивидуальная работа. Работа по карточкам.

Стратегия РКМ «Эссе» на тему: А что ты можешь сделать доброго и хорошего для людей?

(Взаимопроверка в парах)

Работа в группах . (Стратегия «Толстые и тонкие вопросы»)

Придумать по одному «толстому» и «тонкому» вопросу (вопросы высокого порядка) с использованием «РОМАШКИ БЛУМА»

«Картинная хронология» Восстановите картины в последовательности по содержанию текста

-Как вы думаете, мы достигли целей урока?

В оценочном листе подсчитайте баллы и поставьте себе оценку за урок.

1,2 группы – составить рассказ чему вы научились дома, у кого?

3,4 группа- 5 «толстых» вопросов к тексту,

нарисовать иллюстрации к рассказу.

Чему вас научил этот рассказ?

(добру и справедливости)

В жизни вам пригодится этот опыт?

Закончите фразы.

Сегодня на уроке: (Слайд 8)

    Я сегодня узнал…

    Урок мне дал для жизни…

    Мне понравилось…

«Чемодан в дорогу» (на шаблонах книг нарисуйте круг)

(Слайд 9)

Работал отлично

Мог бы лучше

Буду ещё больше стараться

А лёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. Его очень любили в семье, но больше всех Алёшу любил дедушка, любил и, как мог, помогал ему расти хорошим человеком. Не баловал дед внука, но и не отказывал в том, в чём можно не отказать.

Попросит Алёша научить его ловушки на хорьков ставить - пожалуйста. Трудно ли деду показать, как эти ловушки ставятся! Дрова пилить вздумает Алёша - милости просим! Дед за одну ручку пилу держит, внук - за другую. Помучится парень, да научится.

Так и во всём... Красить ли крылечко задумает малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать - дедушка ни в чём не отказывал. Одного только от внука требовал:

Коли берёшься за дело - доведи его до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, - подожди, когда вырастешь.

Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал, и сам радовался, настоящим человеком себя чувствовал, и другие его таким же называли.

Хорошо на свете жить, когда тебя люди хвалят, когда всё тебе удаётся. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. Но как-то и с удачливым Алёшей случилось такое, что пришлось призадуматься...

Всё началось с того, что пошёл он с дедом в лес тетеревов добывать. А дорога в лес шла через садовый питомник, где выращивались молодые деревца. Питомник был хорошо огорожен. Потому что и стадо может забрести да повытоптать саженцы. И лосей теперь столько развелось, что они даже в село, как домой, приходят. А уж про зайцев и говорить нечего - обгложут кору молодых яблонек или груш - и конец.

Подошли Алёша с дедом к питомнику и видят, что калитка открыта. Хлопает калитка на ветру. Щеколда у калитки оторвалась. Заметил это Алёша и говорит дедушке:

Хозяева тоже мне... Пустое дело на три шурупа щеколду привернуть, а не хотят... Потому что чужая щеколда и ничья эта калитка...

Что говорить, Алёшенька, - поддержал дедушка разговор, - и петли бы у калитки не худо сальцем смазать, а то, того и гляди, переест их ржа и калитка на землю свалится...

И свалится, - подтвердил Алёша, - она и так еле-еле держится. Плохо, дедушка, быть чужой калиткой...

Да уж куда хуже быть чужой калиткой, - опять согласился с внуком дед, - то ли дело наша калиточка. И синей красочкой она тобой покрашена, и петельки чистым нутряным сальцем смазаны, и щеколда у неё «трень-брень», как музыка... своё оно и есть своё.

Тут дед посмотрел на внука, улыбнулся чему-то и дальше зашагал. Долго ходили по лесу. Трёх тетеревов добыли и двух рябчиков. Находились по лесным чащобам да колдобинам так, что еле ноги волочат. Отдохнуть бы охотникам, да сыро в лесу.

Дед говорит:

Сейчас на просеку выйдем, там скамейка есть.

Вышли на просеку. Смотрит Алёша - и правда скамейка стоит, в землю вкопанная. Почернела от времени, столбики мохом поросли. Обрадовался Алёша, сел на скамью, как на диван, и ноги вытянул. Хорошо!

Посидел Алёша, отдохнул и спрашивает.

А чья, дедушка, эта скамья?

Ничья, - ответил дед, - чужая. Какой-то человек взял да вкопал два столбика да прибил к ним доску. Вот и получилась скамья. Кому надо - отдыхай. Никто этого человека не знает, а все спасибо ему говорят... только скоро эта скамейка тоже, никак, кончится. Столбики у неё подопрели. Ну, так ведь чужая скамья, и никому до неё нет дела. Не то, что наша у ворот, ухоженная да покрашенная...

Тут дед снова посмотрел на Алёшу, потрепал его за розовую щёчку и опять улыбнулся чему-то.

Алёша выследил двух тетеревов. Дома шуму-гаму было выше потолка.

Вот так охотник растёт у нас! - нахваливает Алёшу мать. - Подстрелить тетерева всякий может, а выследить его редкий умеет.

Весёлый был ужин в этот воскресный вечер, но Алёша почему-то молчал и о чём-то думал.

Устал, наверно, милый сын? - спросил Алёшу отец.

А может, с дедом не поладил? - спросила бабушка.

Да нет, нет, - отмахнулся Алёша, - не устал и поладил с дедушкой. Очень даже поладил.

Прошла неделя, а может быть, и две - отправились дед с внуком по первому снегу на охоту. Пошли через садовый питомник. Глядит дед и глазам не верит. У чужой калитки не только щеколда на хорошие шурупы привёрнута, не только её петли белым салом смазаны, но и краска на калитке, как небо в мае месяце.

Алёша, ты погляди, - указывает дед, - никак, у чужой калитки родня нашлась.

Шли они опять по старой дороге и на просеку вышли. Добрались до скамейки, где в прошлый раз отдыхали, а скамейки не узнать. Столбики новые вкопаны, доска той же синей краской покрашена, что и калитка, да ещё спинка у скамьи появилась.

Вот тебе и на, - удивляется дед, - у ничьей скамейки хозяин нашёлся! Омолодил скамеечку, а спасибо сказать некому. Знай бы я этого человека, в пояс бы ему поклонился и руку бы ему пожал.

Тут дед снова заглянул в Алёшины глаза и спросил:

А ты не знаешь, как звать этого мастера, Алексей?

Нет, - ответил Алёша, - я не знаю его, дедушка. Знаю только, что весной наши ребята хотят школьную изгородь подновлять. Совсем покосилась. Она тоже чужая, а - наша.

Это хорошо, - сказал дед.

А что хорошо? - спросил Алёша.

Хорошо, что ты мастера не знаешь, который скамью починил и чужую калитку за свою посчитал... А что касаемо школьной изгороди, - сказал дед, разводя руками, - я даже слов подобрать не могу... Видно, приходит, Алёша, такое время, когда всё оказывается своё и наше...

Дед опять заглянул внуку в глаза.

За лесом в это время поднялось позднее зимнее солнце. Оно осветило дым далёкого завода. Алёша залюбовался золотистым, окрашенным солнцем дымом. Дед заметил это и снова заговорил.

А завод-то, Алёша, который дымит, тоже чужим кажется, если глядеть на него не подумавши... А он ведь наш, как и вся наша земля и всё, что на ней есть.

» Чужая калитка. Пермяк Евгений Андреевич


Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. За это его очень любили в семье. Больше всех Алёшу любил дедушка. Любил и как мог помогал ему расти хорошим человеком.

Попросит Алёша научить его ловушки на хорьков ставить - пожалуйста! Трудно ли деду показать, как эти ловушки ставятся?

Дрова пилить вздумает Алёша - милости просим! Дед за одну ручку пилы держится, внук - за другую. Помучится парень да научится.

Так и во всём… Красить ли крылечко захочет малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать - дедушка никогда не отказывал.

Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал и сам радовался, трудовым человеком себя чувствовал.

Хорошо на свете жить, когда у тебя дело есть, когда руки у тебя хваткие. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. Но как-то и с Алёшей случилось такое, что пришлось призадуматься.

Всё началось с того, что пошёл он с дедом в лес тетеревов добывать. А дорога в лес шла через садовый питомник, где выращивались молодые деревца. Питомник был хорошо огорожен, чтобы стадо не забредало и не топтало саженцы и зайцы чтоб не забирались: а то обгложут кору молодых яблонек или груш - и конец.

Подошли Алёша с дедом к питомнику и видят, что калитка открыта. Хлопает калитка на ветру, щеколда у неё оторвана.

Алёша и говорит дедушке:
- Хозяева тоже мне! Щеколду привернуть не могут! Потому что чужая это калитка и никому до неё нет дела. Правда, дедушка?

Что там говорить, Алёшенька, хозяева неважные, - поддержал дедушка разговор. - Ведь и петли у калитки не,худо бы сальцем смазать, а то, того и гляди, переест их ржа и свалится калитка на землю.

Конечно, свалится, - согласился Алёша. - Она и так еле-еле держится. Плохо, дедушка, быть чужой калиткой.

Да уж куда хуже, - засмеялся дед. - То ли наша калитка. И синей красочкой покрашена, и петельки нутряным сальцем смазаны, и щеколда у неё звенит «трень-брень», как музыка. Своё, оно и есть своё… - Дед хитровато посмотрел на внука, и они пошли дальше.

Долго ходили по лесу. Трёх тетеревов добыли и двух рябчиков. Находились по лесным чащобам да колдобинам так, что еле ноги волочат. Отдохнуть бы охотникам, да сыро в лесу.

Дед говорит:
- Сейчас на просеку выйдем, там скамейка есть.

Вышли на просеку. Смотрит Алёша - и правда скамейка стоит, в землю вкопанная. Почернела от времени, столбики мохом поросли. Обрадовался Алёша, сел на скамью, как на диван, и ноги вытянул. Хорошо!

Посидел Алёша, отдохнул немного и спрашивает:
- А чья это скамейка, деда?

Да ничья, - ответил дед. - Общая.

Но ведь кто-то же сделал её и в землю вкопал?

Конечно. Не сама же скамья сделалась и в землю вкопалась. Какой-то хороший человек её смастерил, который не о себе одном думает, а обо всех людях.

А кто он, дедушка, этот человек?

Откуда мне знать? Может быть, лесник какой или просто сердечный старик, а может быть, и малый вроде тебя. Никто того человека не знает, а все спасибо ему говорят. Жаль вот только скамейке этой скоро конец придёт. Столбики у неё подопрели. Да и доска черным-черна. Не то что наша скамеечка у ворот - ухоженная да покрашенная.

Задумался Алёша над дедовыми словами. Всю дорогу молчал и дома за столом тоже молчал.

Устал, наверно, милый сын? - спросил Алёшу отец.

А может, с дедом не поладил? - спросила бабушка.

Да нет, - отмахнулся Алёша, - не устал я и с дедушкой поладил.

Прошла неделя, а может быть, и две.

Опять отправились дед с внуком на охоту. Подошли они к садовому питомнику. Глядит дед - и глазам не верит. Щеколда у калитки привинчена, петли салом смазаны, а сама калитка синей краской покрашена, сияет, как небо в мае месяце.

Алёшка, ты погляди, - указывает дед, - никак, у чужой калитки родня появилась.

Шли они по старой дороге и на просеку вышли. Добрались до скамейки, где в прошлый раз отдыхали, а скамейку не узнать: столбики новые вкопаны, доска той же синей краской покрашена, что и калитка, да еще спинка у скамьи появилась.

Вот тебе и на! - удивился дед. - И у ничьей скамейки хозяин нашёлся. Знал бы я этого мастера, в пояс бы ему поклонился и руку пожал.

Тут дед посмотрел на Алёшу и спросил:
- А ты не знаешь этого мастера, внучек?

Знаю, дедушка, только он называть себя не велел.

Это почему же?

Не любит он хвалиться. Да и не он один всё это делал.

Дед заглянул внуку в глаза и сразу догадался, кто скамейку починил, кто щеколду привинтил и калитку покрасил. Глаза у внука были ясные и счастливые.

Приходит, значит, такое время, Алексей, - сказал дед, - когда всё оказывается своим да нашим.

За лесом в это время поднялось позднее зимнее солнце. Оно осветило дым далёкого завода. Алёша залюбовался золотистым дымом. Дед заметил это и снова заговорил:
- А завод-то, Алёша, который дымит, тоже может ничьим показаться, если глядеть на него, не подумавши. А он наш, как и вся наша земля и всё, что на ней есть.




Top