Урок литературного чтения платонов разноцветная бабочка. Урок по произведению А

Тема: А. Платонов «Разноцветная бабочка»

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с автором Андреем Андреевичем Платоновым и его произведением «Разноцветная бабочка»

ЗАДАЧИ:

Образовательная: познакомить с главной идеей произведения А.П. Платонова «Разноцветная бабочка»;

Развивающая : развивать умения выражать свои мысли и чувства, внимание;

Воспитательная: воспитывать чувство долга перед родными и близкими.

Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД 1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает.

Дени Дидро

Сообщение темы урока .

Сегодня у нас необычный урок.. И чтобы урок прошёл с пользой для вас, нам нужно вспомнить «золотые правила урока» –

    Быть активным!

    Высказывать своё мнение!

    Слушать мнение других!

    Быть внимательным и аккуратным!

Актуализация знаний.

Отгадайте загадку;

На цветок пахучий
Сел цветок летучий. (Бабочка)

Какой бывает бабочка? (Красивой, пестрой, разноцветной.)

На прошлом уроке мы с вами познакомились с замечательным советским автором и его произведением «Разноцветная бабочка».

Легенда это поэтический рассказ о каком-то событии.
Автор легенды русский писатель, определите его фамилию. На доске запись: Г. Х. Андерсен, А. П. Платонов, Ш. Перро.

А. П. Платонов (1899-1951)

А сегодня мы проанализируем произведение и выявим идею легенды.

Словарная работа. Хижина – небольшой сельский домик, избушка.

    Черепица – кровельный материал, которым кроют крышу в виде глиняных или цементных желобчатых пластинок.

    Почтенный – внушающий почтение, заслуживающий его.

    Ветхая – дряхлая.

Работа в рабочих тетрадях

Антонимы:

гнаться - стоять, дремать - бодрствовать, прильнуть - отпрянуть

синонимы:

гнаться - мчаться, догонять, нестись

дремать, спать, почивать, клевать носом

прильнуть - прижаться, прислониться

Краткий пересказ, заглавие первой части

1. Работа над первой частью


- Где жили Тимоша с мамой? (На берегу Черного моря в казенной хижине)
- Что произошло с мальчиком? (Убежал из дома и не вернулся)
- Для чего он убегал из дома? (Поиграть, разговаривать с камнями, ловить бабочек)
- Как он вел себя после прогулок? (Горевал от того, что бабочка не летает).
- Что на это говорила и советовала мама?

Прочитайте. (- Не умрет и жить не будет, - говорила мать.- Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная... Ты не лови их!)
- Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте.(- Проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через самую высокую гору,

Ушел и больше не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли;).

Это предупреждение для Тимоши, но не он, ни его мать не поняли этого.
- Как можно озаглавить первую часть?
Тропинка в неизвестность, детство на берегу моря.
(На доску в процессе беседы вывешиваются подчеркнутые слова, которые являются главными.)
2. Чтение. Работа над второй частью.
- Что увидел Тимоша, возвращаясь домой? (Упала капля росы на былинку).

Какой вывод сделал Тимоша? (Это добрая капля!)

Почему она добрая?
- С кем состоялась следующая встреча? (С бабочкой).
- Что необычного было в ней? Прочитайте.(Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел никогда. От дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее и звучит как зовущий его тихий голос.)
- Как дальше развивались события? (Хотел поймать бабочку, но не получилось.)
- Почему Тимоша решил, что бабочка недобрая? (не говорила, не смотрела на него.)
- Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери? (Поймать только одну бабочку, самую хорошую, последнюю)


- Как это характеризует героя? (Упрямый, непослушный, целеустремленный)
- Нужен ли был Тимоша бабочке? (Не нужен)
- Что увидел Тимоша в конце тропинки? (Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда)
- Как можно озаглавить вторую часть?
Необыкновенная бабочка. Недобрая бабочка и добрая звезда. Необузданное желание.

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – тихонечко присела
На четыре – улетела.


З. Чтение. Работа над третьей частью.
- Где оказался Тимоша? (На дне пропасти)
- Почему здесь было так много бабочек?
- Почему он больше не ловил бабочек? (Скучно ему было смотреть на них)
- Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери? (Карябал стену ногтями; бил и крошил гору, пробивая себе путь)
- Как это характеризует его?
- Почему плакал мальчик? Прочитайте. (Все реже и реже он слышал голос матери, звучащий в его сердце: « Тимоша, ты забыл про меня! Зачем ты ушел и не вернулся?..»)
- Как жила все это время мать? (В ожидании сына, считала время, смотрела в звездное небо, ей чудилось, что видит своего сына бегущего в Млечном пути, просила вернуться, говоря: «Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь»)
Дорога к возвращению. Это счастье - путь домой.
4. Чтение. Работа над четвертой частью. .
- Как произошла встреча? (Услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро. По звуку узнал, что это ведро его матери и закричал).
- Почему мать не узнала голос сына? (Прошло много времени)
- Узнал ли сын голос матери? (да, голос матери забыть нельзя)

Что сказал Тимоша? Прочитайте. (Мама, я забыл, кто я)
- Почему он не увидел мать? (Ослеп)
- Что сделала мать, увидев сына? Прочитайте. (Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы все дыхание ее жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью)
- Какие слова говорят о материнской вечной любви? (Жизнь ее любовью перешла к сыну)
Материнская любовь.


5 . Характеристика поступков героев – Тимоши, Анисьи.

«Синквейн» (Работа в группах)

1. Существительное.

2. Прилагательных два (допускаются причастия).

3. Глаголов три (допускаются пояснения).

4. Предложение из четырех слов.

5. Существительное (вывод, обобщение).

6. Обобщение.

Что для вас значит мама?

Высказывания, стихи о матери

Мама – это самое красивое слово, произнесённое человеком.(Кайл Гибран)

Нет того, чего бы не выдержала любовь матери. (Паддок)

Никто не может любить так преданно и всепрощающе, как мать. (Сухомлинский).

У вас на листе бумаги обведён шаблон, цвет бабочки выберите сами, а после украсите её с помощью тёплых и холодных тонов. Прежде чем вы начнёте работу, предлагаю вам посмотреть разнообразие цветных бабочек. (видеофильм)

Итог урока.

В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу. Какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь.

А. Платанов пытался найти ответ на вопрос: что для человека главное, в чём состоит основа жизни, её смысл.

Главная мысль легенды : любое существо, будь то человек, растение или животное, борется за жизнь, жизнь на земле порой трудная, безрадостная, но дорога для любого живого существа.

Рефлексия.

Ребята на заранее приготовленных листочках в виде цветочков записывают то, без чего, по вашему мнению, невозможна полноценная жизнь. Их работы оформляются на доске. Учитель обобщает написанное ребятами.

- Я желаю вам, чтобы в вашей жизни была заветная мечта и, чтобы она осуществилась, но при этом, чтобы каждый из вас не забывал о своих родных и близких, друзьях, о родном доме.

Р. Гамзатов.

Не оставляйте матерей одних,

Они от одиночества стареют.

Среди забот, влюблённости и книг

Не забывайте с ними быть добрее.

Этими прекрасными словами я хотела бы закончить урок. Всем большое спасибо за работу и активность.

Оценки за урок.

Оценить вашу работу хотела бы пословицами

«5» Кто в работе впереди, у них орден на груди. Умение везде найдёт примененье.

«4» Постоянство – залог успеха. Книгу читаешь – на крыльях летаешь.

«3» Без труда хлеб не родится никогда. Без знаний будешь делать дело – не жди плодов.

Домашнее задание с.4-15, пересказ понравившейся части, с.5, № 6(р.т.)

Класс: 4

Учитель: Смолькина Е.В.

Тема:

Цель: Задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для интенсивного размышления над отношениями между матерью и ребёнком.

Задачи:

Образовательные:

    Совершенствовать навыки чтения

    Формировать правильное, осознанное чтение без ошибок

    Активно формировать речевые умения учащихся

Развивающие:

    Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное

    Развивать умения прогнозировать, анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и чувства.

Воспитательные:

    Воспитывать уважение и любовь к матери

    Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, чуткость, внимание к окружающим

    Воспитывать коммуникативные умения уч-ся (работа в парах)

    Создать эмоционально – благоприятные условия на уроке.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приёмы: объяснительно – побуждающий, инструктивно – практический, частично – поисковый, беседа, чтение с остановками, ассоциации, пятистишье, анализ.

Виды читательской деятельности: монолог, диалог, анализ текста, выразительное чтение, беседа

Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо

Оборудование: портрет А.П.Платонова, текст, слайды «Бабочки», памятки «Пятистишье», проектор, выставка книг.

Ход урока

I .Организационный момент

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

II . Сообщение темы урока.

    Тему урока вы определите сами, разгадав загадку

На цветок пахучий
Сел цветок летучий. (Бабочка)

    Ассоциация

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «бабочка»?

Дети отвечают. Ответы записываю на доску.

    Прогнозирование по названию

Судя по названию, о чём будет произведение?

А.П.Платонов «Разноцветная бабочка»

Дети высказывают предположения

После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения.

Показ слайдов «Разнообразие бабочек»

«БАБОЧКИ (чешуекрылые) (Lepidoptera), один из наиболее крупных отрядов насекомых, включающий более 140 тысяч видов. Разделяется на более чем 100 семейств. Распространены всесветно, за исключением областей, занятых ледниками. Самыми мелкими бабочками являются разнообразные моли и мешочницы (Psychidae) (размах крыльев 1-2 см), самая крупная - южно-американская совка агриппа (Thysania agrippina), с размахом крыльев в 30 см.. Крылья покрыты чешуйками, содержащими разнообразные пигменты. Они образуют на крыльях бабочек яркий и сложный рисунок. Одними из наиболее красивых бабочек мира считаются орнитоптеры, живущие в Новой Гвинее».

На уроке мы познакомимся с произведением А.П.Платонова

Прочитайте про себя лексическое значение слова «притча»

«Притча – краткий иносказательный поучительный рассказ» словарь Ожегова

Прежде чем знакомится с притчей, давайте познакомимся с автором

Сообщение автобиографов

А. П. Платонов (1899-1951)

Русский советский писатель. Платонов – псевдоним, настоящая фамилия Климентов. Псевдонимом стало имя отца – Платон. Видимо, отец много значил в его жизни. Родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. Андрей Платонович – старший сын в семье, где было десять детей. Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Пятнадцати лет начал работать. Еще подростком писал стихи, которые печатались после революции в местных газетах и журналах. Работал в редакции многих газет, в журнале “Железный путь”. Платонов участник Гражданской войны. Окончил Воронежский политехнический институт. В 1927 г. переезжает в Москву, где выходит первый сборник рассказов “Епифанские шлюзы”, принесший ему известность. В 1928 г. появились две книги “Луговые мастера”, “Сокровенный человек ”. С 1926 г. работал над большим романом о революции “ Чевенгур”. Во время войны был специальным корреспондентом газеты “ Красная Звезда”, находился на фронтах Отечественной войны. В последние годы жизни, несмотря на тяжелую болезнь, много работал. Писал Платонов и для детей, и для взрослых. Какие произведения вам уже известны? Сказки: “Неизвестный цветок ”, “Безручка”, рассказ “Никита”.Но о чём бы не писал А.Платонов, его сердце всегда оставалось добрым и чутким к каждому человеку, а каждая книга дарила и дарит радость и счастье новых открытий. Не сразу поняли и приняли читатели произведения А.Платонова.Они казались подчас слишком своеобразными, оригинальными, сложными, потому что в них нет прямых ответов на поставленные вопросы. Ответы могут быть самые разнообразные, как разнообразна жизнь, окружающая нас.

Выставка книг А.П.Платонова

Давайте вспомним “золотое правило” во время творческой работы.

Дети читают вслух:

    Мы должны активно работать на уроке.

    Высказывать свое мнение, не бояться слушать мнение другого, не перебивать его.

    Не смеяться над высказываниями других (уважать мнение одноклассника).

III . Знакомство с текстом

Инструкция:

    Если вы прочитали, а время ещё осталось, перечитайте ещё раз.

    Строго выдерживать время, отведённое на чтение части.

Чтение до 1 остановки (чтение шепотом)

Что вас поразило?

Что вы почувствовали?

Было ли с вами подобное?

Лексическая работа по словарю С. И. Ожегова.

    Хижина – небольшой сельский домик, избушка.

Чтение 2 части (чтение про себя)

Подтвердились ли ваши предположения? (сверяем)

Какая была бабочка? Опишите её внешний вид.

Почему мальчик решил, что бабочка недобрая? Почему он всё – таки побежал за ней?

IV . Физминутка под музыкальное сопровождение

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – тихонечко присела,

На четыре улетела.

V . Работа над текстом

Чтение 3 части (чтение учителем)

Подтвердились ли ваши предположения?

Какое чувство стало главным для Тимоши? Что же наконец понял он?

Что же для сына стало главным в его жизни?

Какое чувство даёт ему силу «протереть камень и сквозь гору уйти к матери»?

О чём говорят тихие слова матери, обращённые к Тимоше? Объясните, как вы их понимаете.

Какая же концовка у притчи? Трагическая или счастливая?

Чтение 4 части (хорошо читающий ученик вслух)

Вывод:

Сверим с нашими первыми предположениями. Что подтвердилось, а что нет?

Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель:

    О разлуке матери с сыном?

    О призрачной мечте, которая уводит сына от матери?

    О материнской вечной любви?

    О прозрении сына, оценившего силу любви матери?

В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу, или как звезда в высоком небе, но, какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь. Только она даёт силу каждому из нас.

Рефлексия:

    Обратная связь

Напишите пятистишье по своим переживаниям

1. МАМА

2. добрая, нежная, ласковая

3. любит, надеется, стареет

4. всегда простит своих детей

5. счастье

    Публикация

Учащиеся по желанию зачитывают свои работы и сдают учителю.

Домашнее задание (силуэты бабочек) (1 мин)

На выбор:

    написать сказку или рассказ о силе материнской любви

    проиллюстрировать произведение

    подобрать пословицы о матери

Оценивание .

    Кому на уроке все было понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно, прикрепите свою фишку веселого человечка.

    Если вы затруднялись при выполнении задания, чувствовали себя неуверенно, прикрепите фишку второго человечка.

    • Кому на уроке ничего не было понятно, трудно было отвечать на вопросы, прикрепите фишку грустного человечка.

Прикрепите карточки – настроения на доску.

Оценивание учителем.

Вот опять звенит звонок.

Пора заканчивать урок.

Вам спасибо, молодцы!

Все вы были мудрецы.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 КЛАСС
ТЕМА: Андрей Андреевич Платонов «Разноцветная бабочка»
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с автором Андреем Андреевичем Платоновым и его произведением «Разноцветная бабочка»
ЗАДАЧИ:
Образовательная: познакомить с главной идеей произведения А.П. Платонова «Разноцветная бабочка»;
Развивающая: развивать умения выражать свои мысли и чувства, внимание;
Воспитательная: воспитывать чувство долга перед родными и близкими.
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты.2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.2. Выразительно читать и пересказывать текст.3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.4. Умение работать в группах.Регулятивные УУД1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.2. Проговаривать последовательность действий на уроке.3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.4. Учиться работать по предложенному учителем плану.Личностные результаты1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ТИП УРОКА: Изучение новых знаний.
ВИД УРОКА: Новые подходы в усвоении новых знаний: социальное взаимодействие учеников на уроке
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
- по источнику полученных знаний: словесный, наглядный.
- по способу организации познавательной деятельности:
частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: индивидуальная, групповая.
ХОД УРОКА
Этапы урока, время Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. Момент
Создание комфортной атмосферы
Психологический настрой Приветствие
Здравствуйте ладошки- хлоп, хлоп.
Здравствуйте ножки – топ, топ.
Здравствуй мой носик – бип, бип.
Здравствуйте все.
Тихонечко садимся. Выполняют
Создание проблемной ситуации
Решение проблемной ситуации
Формулировка темы урока
Работа с текстом
Работа в группах по прочитанному тексту
Прогнозирование
Дом. Задание
Рефлексия
Итог урока
Сегодня, мы с вами продолжаем работать с разделом «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». МЫ БУДЕ РАБОТАТЬ В ГРУППАХ.
Кто мне может напомнить правила работы в группе.
- работать дружно и активно;– уметь слушать друг друга;– уважать друг друга;– выслушивать ответы другой группы.
Девиз сегодняшнего урока:
Вместе не трудно,вместе не тесно,вместе легкои всегда интересно!
Сегодня мы будем работать с новым произведением. А вот кто его написал, попробуйте расшифровать сами в группах.
Перед вами слоги(БЕЛЫЙ ЦВЕТ), вам необходимо расположить их в таком порядке, чтобы получилась фамилия автора.
ТАК ЧЬЁ ПРОИЗВЕДЕНИЕ МЫ С ВАМИ БУДЕМ ЧИТАТЬ?
МОЛОДЦЫ!
И правда, мы сегодня будем читать произведение А.П. ПЛАТОНОВА
Рассказ об Андрее Платоновиче Платонове. А.П.Платонов (Климентов) родился в 1899 году в слободе (поселок, пригород) Ямской при Воронеже. Учился в церковноприходской школе, затем в городском училище. По окончании начал работу. Жизнь, как и творческая судьба, была трудной. Но это закалило его характер. Очень любил книги. Читал и писал обо всем.
- Сегодня мы познакомимся с одним из произведений.
А как оно называется, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Над цветком порхает, пляшет, Веером узорным машет. (Бабочка)
Попробуйте сформулировать тему урока
Давайте, мы с вами откроем учебник стр.117 и посмотрим на это произведение.
Прочитайте
А как вы думаете, каких целей мы, сегодня должны достичь?
Правильно, а ещё мы с вами
А как вы думаете, что такое легенда?
Давайте, сверим наше предположение с учебником
А как вы думаете
1 ЧАСТЬ
Положите текст перед собой и внимательно следим, какие слова вам не понятны, подчеркиваете простым карандашом.
ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ
ОСТАНОВКА
Какие слова были непонятны?
(ХИЖИНА, ХУДОЕ, ЧЕРЕПИЦА, ОСЕРЧАЛА)
Давайте посмотрим, что они обозначают.
Беседа
1.Где жила Анисья?
2.Где она работала?
3.А сейчас она работает?
4.Что за горе произошло у Анисьи?
Анисья, МАМА, у неё был сын, но однажды он ушел из дома и не вернулся. Но она все ждала его. Мама надеется и ждет, когда к ней вернется ее сын.
2 ЧАСТЬ
Продолжаем работать с текстом.
АУДИОЗАПИСЬ
ОСТАНОВКА
Беседа, выборочное чтение
1.Для чего Тимошка убегал из дома? (Поиграть, разговаривать с камнями, ловить бабочек) 2.Как он вел себя после прогулок? (Горевал от того что бабочка не летает). 3. Что говорила и советовала мама? Прочитайте. (- Не умрет и жить не будет, - говорила мать.- Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная... Ты не лови их!) 4. Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте. (- Проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через самую высокую гору,- ушел и больше не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли;).
Это предупреждение для Тимоши, но не он, ни его мать не поняли этого.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (БАБОЧКА)
3 ЧАСТЬ
Я начну, а кто продолжит. Следим.
1. С кем встречался Тимоша в горах? (С бабочкой). 3. Что необычного было в ней? Прочитайте. (Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел никогда. От дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее и звучит как зовущий его тихий голос.) 4.Как дальше развивались события? (Хотел поймать бабочку, но не получилось.) 5. Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери? (Поймать только одну бабочку, самую хорошую, последнюю) 6. Как это характеризует героя? (Упрямый, непослушный, целеустремленный) 7. Что увидел Тимоша в конце тропинки? (Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда)
8. Что произошло с ТИМОШЕЙ? (упал в пропвсть)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Мы с вами прочитали 3 части произведения, давайте теперь поработаем с ними в группе.
Возьмите листочки желтого цвета.
У каждой группы свое задание (ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ).Внимательно его прочитайте.
И выполните.
А мы потом проверим.
Синквейн на тему МАМА
Синквейн на тему ТИМОША
Синквейн нп тему БАБОЧКА
Паспотрт героя произведения
Паспорт героя произведения
МОЛОДЦЫ!
А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ЕЩЕ РАЗ ВПОМНИМ, ЧТО ПРОИЗОШЛО С ТИМОШЕЙ.
Возьмите листочек зеленого цвета.
А сейчас давайте подумаем, что произойдет дальше. У каждой группы свой листочек с номером (ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ). Нам необходимо заполнить листочек, ответив на вопрос.
1.Что произойдет с ТИМОШЕЙ дальше?
2. Дождется ли мама сына?
Читает один, из группы и вывешиваем на дерево.
А что на самом деле, произошло дальше, мы с вами узнаем на следующем уроке. Дома вам необходимо будет дочитать произведение до конца, и тогда мы с вами узнаем, правильно ли мы с вами предсказали судьбу мальчика и мамы.
Ребята, перед вами бабочки, давайте мы их вместе с вами раздадим звездочкам, которые у нас есть на доске.
РЕФЛЕКСИЯ
1 – Было трудно, не все смог выполнить и понять.
2 – Почти со всем справился сам, но есть над чем ещё поработать!
3 – Я молодец! У меня все получилось, я все понял и работал отлично!
Молодцы. Мне очень понравилось, как вы работали. А вам понравился урок, если да похлопайте в ладошки, если нет, потопайте ножками, если вы еще не знаете просто сядьте красиво. Слушают
Читают хором
Выполняют
Отвечают
Слушают
Отгадывают
Формулируют
Читают
Дети следят по тексту и подчеркивают непонятные слова
Разбор слов
Отвечают на вопросы
Чтение
Выборочно читают текст
Отвечают
Слушают
Отвечают
Работа в группе
Читают получившийся результат
Отвечают на вопросы

Вечные вопросы о смысле жизни, о достижении мечты пронизывали многие произведения Андрея Платонова. Краткое содержание "Разноцветной бабочки" (одного из рассказов писателя), как и полная его версия, включает размышления на эту тему. Подобные "вечные" вопросы были весьма актуальными во времена расцвета творчества писателя. Они нашли свое отражение и в легенде "Разноцветная бабочка". Хоть рассказ и достаточно короткий, можно обратиться к краткому содержанию "Разноцветной бабочки" Платонова.

Тропинка в неизвестность

В начале рассказа мы узнаем о жизни старухи Анисьи. Как и сама легенда, краткое содержание "Разноцветной бабочки" Платонова рассказывает о ее долгой и одинокой жизни. Но она не всегда была одна: рос у нее сын Тимоша, очень непоседливый мальчик. Жили они на Кавказе, у берега моря. Рядом были горы, и он каждый день бегал туда играть и ловить бабочек. А когда приносил их домой, всегда удивлялся: почему же они больше не поднимаются в воздух? На это мама ему отвечала, что для жизни бабочки ей нужно летать, а делать это она теперь не может - мальчик обтер пыльцу с крыльев.

Каждый день Тимоша убегал гулять в горы по одной и той же тропинке. Проложил ее один неизвестный человек: он ни к кому не испытывал нежных чувств, у него не было детей. Земное существование тяготило его, и он ушел по этой тропинке сквозь высочайшую гору в небо и не возвратился оттуда.

Необузданное желание

Во второй части краткого содержания "Разноцветной бабочки" Платонова мы узнаем, каким образом ушел сын Анисьи. Как-то раз он увидел необыкновенную бабочку размером с птицу. Крылья ее были усыпаны цветами, совсем новыми для мальчика. Тимоше казалось, что его кто-то зовет, и голос исходит как раз от крыльев этого существа.

Конечно, мальчику очень захотелось ее поймать, но бабочка улетала от него все дальше и дальше. Она не обращала на него никакого внимания, не отвечала ему. Но все равно Тимоша очень хотел поймать ее, самую большую, самую последнюю. Его стремление поймать бабочку оказалось сильнее желания возвращения домой, к родной матери. В конце тропинки мальчик увидел самую большую звезду, самую красивую, а за ней - все небо. Шагнув еще немного, он очутился на дне пропасти.

Дорога к возвращению домой

В следующей части краткого содержания "Разноцветной бабочки" Платонова мы узнаем, куда же попал мальчик Тимоша. А очутился он на дне пропасти. Там было очень много бабочек, похожих на ту, за которой он бежал. Но они перестали интересовать его. Смотреть на них ему стало скучно. Тимоша очень хотел вернуться к матери, но для этого ему нужно было проложить дорогу через гору, с которой он упал. Не переставая, бил он камнем о камни, днем и ночью, даже не выходя к тем манящим бабочкам. Все реже Тимоша слышал голос матери, и от того росло его желание вернуться домой.

В то же время Анисья каждый день ждала своего сына. Смотря по вечерам на звезды, она тихо звала его, проговаривая: "Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь."

Сила материнской любви

В последней части краткого содержания "Разноцветной бабочки" Платонова читатель узнает, как Тимоша вернулся к матери. От темноты в пещере он ослеп, но голос матери все же слышал глубоко внутри себя. Ни дня не отдыхал он, все трудился, пока однажды не услышал знакомый звук ведра. Тимоша понял, что бросила его в колодец Анисья и закричал ей, но та не узнала голоса сына. Минуло уже очень много лет, ее некогда маленький и озорной мальчик превратился в настоящего старика. Обняв его, вся ее жизнь любовью перешла к нему - Тимоша снова стал тем же маленьким мальчиком. Почувствовав последние нотки счастья, Анисья умерла.

Конец краткого содержания "Разноцветной бабочки" А. П. Платонова ярко демонстрирует силу материнской любви и учит, что, какую бы цель человек себе не поставил, важно помнить, что материнская любовь - самая сильная в мире.

Главные герои рассказа-легенды Андрея Платонова «Разноцветная бабочка» — старушка по имени Анисья и ее сын Тимоша. Еще когда Анисья была молодой, её сын Тимоша любил ловить бабочек на лугу неподалеку от дома. Порой в погоне за бабочкой мальчик терялся из виду. Однажды он не вернулся домой, и с тех пор Анисья ждала его возвращения.

Люди вокруг нее взрослели, потом старели, умирали, а она продолжала ждать сына, не обращая внимания на то, сколько прошло лет.

А ее сын Тимоша стал невольным пленником горного ущелья, из которого не было выхода. Однажды он погнался за разноцветной бабочкой и упал в это ущелье. Мальчик слышал, как его зовет мать, но выбраться из ловушки не мог.

Тогда он решил пробить себе дорогу домой прямо через каменную толщу. Он долбил гору крепкими камнями и на это у него ушли долгие годы. Когда Тимоша закончил свою работу и вышел из горы к матери, он стал слепым немощным стариком.

Мать, ждавшая сына много лет, узнала его и обняла. Обнимая сына, она захотела передать ему всю свою любовь. И случилось чудо – древний старик превратился в маленького мальчика Тимошу.

А счастливая Анисья, которая дождалась своего сына, после этого умерла.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа-легенды Платонова «Разноцветная бабочка» заключается в том, что материнская любовь способна творить чудеса. Анисья, дождавшаяся своего сына Тимошу, который стал глубоким стариком, своей любовью сумела вернуть его в детство, и Тимоша снова стал маленьким мальчиком. Сила матери безгранична.

Рассказ учит быть упорным и никогда не опускать руки даже в безвыходных ситуациях. Тимоша, попавший в горную ловушку, решил не сдаваться и стал пробивать выход на свободу прямо в каменной толще. Он знал, что его ждёт мать. Упорство Тимоши помогло ему вырваться из плена и встретиться с матерью.

Рассказ учит: гоняясь за разноцветными бабочками, не теряйте почву под ногами, следите за ситуацией!

В рассказе мне понравились главные герои, Анисья и ее сын Тимоша, которые долгие годы ждали встречи друг с другом, и эта встреча все-таки состоялась.

Какие пословицы подходят к рассказу-легенде Платонова «Разноцветная бабочка»?

Материнская молитва со дна моря достанет.
Кто долго ждёт, тот долго живёт.
Колотись, бейся, а все надейся.
Сердце матери лучше солнца греет.




Top