Урок литературного чтения «В.А.Осеева «Три товарища.

Интересные короткие поучительные рассказы Валентины Осеевой для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

ОСЕЕВА. СИНИЕ ЛИСТЬЯ

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена. Приходит Катя на другой день.

Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, - говорит Лена.

Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

Ну, что ж ты? Бери!

Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

ОСЕЕВА. ПЛОХО

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

Как вам не стыдно!

А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

ОСЕЕВА. ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО НЕЛЬЗЯ

Один раз мама сказала папе:

И папа сразу заговорил шепотом.

Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!

ОСЕЕВА. БАБУШКА И ВНУЧКА

Мама принесла Тане новую книгу.

Мама сказала:

Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.

Садись, бабушка! - сказала Таня. - Я прочитаю тебе один рассказик.

Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:

Вот какие умницы вы у меня!

ОСЕЕВА. ТРИ СЫНА

Было у матери три сына - три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей - трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!

ОСЕЕВА. ТАНИНЫ ДОСТИЖЕНИЯ

Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.

Ну, какие ваши достижения? - спрашивал он.

Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.

Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:

Ну, какие ваши достижения?

Таня мыла посуду и разбила чашку, - сказала бабушка.

Гм... - сказал отец.

Папа! - взмолилась Таня. - Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!

Хорошо! - засмеялся папа. - Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!

ОСЕЕВА. СТОРОЖ

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

Мое! Мое! - кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили - игрушек хватало на всех.

Как мы хорошо играем! Как нам весело! - похвалились ребята воспитательнице.

А мне скучно! - закричал из своего угла мальчик.

Почему? - удивилась воспитательница. - У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

Да потому, что он не игральщик, а сторож, - объяснили за него дети.

ОСЕЕВА. ПЕЧЕНЬЕ

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

Ровно... Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба...

ОСЕЕВА. ОБИДЧИКИ

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

Не жалуйся, - сказала однажды мать, - надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее, - хмуро пояснил он. - Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

Вот она! - обрадовался Саша. - Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!

Он съехал по перилам вниз. Из темного пролета лестницы весело донеслось:

Вы-хо-ди!..

ОСЕЕВА. НОВАЯ ИГРУШКА

Дядя сел на чемодан и открыл записную книжку.

Ну, что кому привезти? - спросил он.

Ребята заулыбались, придвинулись ближе.

Мне куклу!

А мне автомобильчик!

А мне подъемный кран!

А мне... А мне... - Ребята наперебой заказывали, дядя записывал.

Один Витя молча сидел в сторонке и не знал, что попросить... Дома у него весь угол завален игрушками... Там есть и вагоны с паровозом, и автомобили, и подъемные краны... Все-все, о чем просили ребята, уже давно есть у Вити... Ему даже нечего пожелать... А ведь дядя привезет каждому мальчику и каждой девочке новую игрушку, и только ему, Вите, он ничего не привезет...

Что же ты молчишь, Витюк? - спросил дядя.

Витя горько всхлипнул.

У меня... все есть... - пояснил он сквозь слезы.

ОСЕЕВА. ЛЕКАРСТВО

У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит - одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:

Принеси мне кубики!

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

А куклу? Где моя кукла? - кричит опять девочка.

Посмотрел на это доктор и сказал:

Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!

ОСЕЕВА. КТО НАКАЗАЛ ЕГО?

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

Кто наказал его? - спросила соседка.

Он сам наказал себя, - ответила мама.

ОСЕЕВА. КТО ХОЗЯИН?

Большую черную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

Собака моя, - говорил Коля, - я первый увидел Жука и подобрал его!

Нет, моя, - сердился Ваня, - я перевязывал ей лапу и таскал для нее вкусные кусочки!

Тема. В.А. Осеева «Три товарища».

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования нравственных понятий «честь- бесчестие» для развития учебных и читательских умений.

Формировать представление обучающихся о дружбе.

Задачи.

Учить составлять характеристику героя на основе анализа его поступков, развивать умение эмоционально воспринимать текст, выражать при чтении чувства и характер действующих лиц, развивать критическое мышление, воспитывать желание быть лучше, добрее, дружелюбнее.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: применять правила делового сотрудничества; оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; эмоционально прожить текст, выражать свои эмоции; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику;

метапредметные :

регулятивные – планировать решение учебной задачи, оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу;

познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу и интернет, делать выводы в результате групповой работы;

коммуникативные – воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения, составлять небольшие устные монологические высказывания, договариваться с одноклассниками о правилах общения и следовать им, учиться работать в группе, выполнять различные роли;

предметные: воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся; учиться называть фамилию автора и заголовок, сравнивать рассказ и мультфильм; выделять главную мысль произведения.

Оборудование:

Конверт с фигурками мальчиков, древо предсказаний, мультимедийный проектор, презентация, «лесенка успеха», кружочки.

Технология: развитие критического мышления.

Приёмы: прогнозирование по названию, древо предсказаний, кластер,

чтение с остановками, синквейн.

Ход урока.

Орг. момент. Психологический настрой.

Слайд №1. Чтение хором.

Я буду учиться.

Не буду лениться.

О многом из книг узнавать.

Речевая разминка

А) Прочитай скороговорку, причитывай по одному слову.

У осы не усы, не усищи, а усики.

От топота копыт пыль по полю летит.

Б) Найди в каждом столбике слова, которые отличаются одной буквой.

осы мак

кот усы

рот кит

рак рог


I . Вызов. 1. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихов С. Маршак, О. Григорьева, Э Успенского.
Какое стихотворение вам показалось самым забавным? Почему?
2. Актуализация знаний.
Учитель:
-
Сегодня работу мы начнём с притчи Леонардо да Винчи.
- О чём эта притча?

Леонардо да Винчи

Ответы детей (о дружбе, о помощи)

Учитель:
-
Дети, скажите, пожалуйста, что для вас обозначает слово «дружба»? - А зачем человеку друг?
- Кто может быть вашим другом?
- Какова тема нашего урока?

3. Сообщение темы и цели урока.
Мы познакомимся с произведением В.А. Осеевой «Три товарища». Поговорим о дружбе и друзьях. Выясним, какой человек может быть достоин этого звания. Узнаем, что надо делать, чтобы нас всегда окружали верные друзья.

Учитель: К нам в класс пришло письмо с радиостудии. Нас просят помочь в создании радиоспектакля по рассказу В.А. Осеевой «Три товарища».

Слайд №2 Портрет писательницы. Книга «Три товарища».

В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы,

Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших

и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и

о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло,

то я написала для вас короткие рассказы,

Теперь будем учиться думать о том, что вы читаете.


С чего мы начнём?

Дети: Прочитаем рассказ, познакомиться с героями произведения, с характерами персонажей, вживёмся в образ, разыграем радиоспектакль. (План работы записывается на доске и учениками).

Учитель.

Как вы думаете, о чём будет идти речь в рассказе?

Предположение детей.

О дружбе (укрепляется на древе предсказаний).

Учитель.

В конверте лежат 4 фигурки мальчиков (фигурки выставляются на доску}.

Как вы думаете, кто эти мальчики?

Дети. Это герои рассказа. Товарищи, друзья (укрепляется на древе

предсказаний).

Учитель. Кого можно назвать другом, товарищем?

Запишите свое мнение на листочках, обменяйтесь мнением с соседом.

Работа в парах.

Дети. Называют свое определение.

Составляется кластер. Слайд №3.

Физкультминутка.

П. Осмысление.

4. Знакомство с новой темой.

Учитель. Итак, мы прочитаем сейчас рассказ и проверим свои предположения. Познакомимся с героями произведения.

а) Первичное чтение текста учителем с остановками.

Чтение до слов:

- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть,- сказал Миша....

Учитель. Как вы думаете, чем закончилась эта история? Предположение детей - мальчики поделись завтраком, Витя нашёл свой завтрак (укрепляются на древе предсказаний).

б) Самостоятельное чтение рассказа.

Учитель. Прочитайте рассказ, сравните свои предположения. Что вас удивило?

Сравнение своих предположений с текстом автора (обращение к древу предсказаний).

Дети. Удивило то, что только один мальчик поделился завтраком с Витей.

Учитель. Подходит ли название «Три товарища» к рассказу?

в) Работа над образами героев.

Где произошёл этот случай? Почему Витя стоял в сторонке и не завтракал? Зачитайте этот отрывок. Выберите фигурку мальчика.

( Фигурки мальчиков достаточно выразительны. Витя, потерявший завтрак, стоит, опустив голову. Коля готовится откусить большой кусок белого хлеба. Миша достаёт свой завтрак из портфеля).

Как звали его товарищей? Выберите фигурки Коли и Миши. Стало ли им жалко Витю? Захотели ли они помочь Вите? Как нужно прочитать слова Коли и Миши? Найди и прочитай эти слова равнодушно.

Как повёл себя Володя? С каким чувством нужно говорить его слова?

Прочитай.

Что можно сказать о Вите?

Каким было его настроение?

Какие слова подсказывают, что Вити был расстроен?

Прочитайте слова Вити с расстроенной интонацией.

Физкультминутка.

III . Рефлексия

4. Практическая работа.

Прочитайте и обозначьте слова персонажей. Самостоятельно каждая группа готовит чтение по ролям.

    Разыгрывание радиоспектакля.

    Творческая работа. Работа группами.

Как бы вы поступили в такой ситуации?

Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Придумайте

продолжение рассказа.

7. Игра «Собери пословицу».

Слайд №4

В народе сложено много пословиц о дружбе. Пословицы рассыпались.

Друзья познаются в беде.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Сам погибай, а товарища выручай.

Старый друг лучше новых двух.

Какова тема нашего урока?

С чем на уроке мы познакомились?

Кто из героев соответствует всем характеристикам настоящего друга?

( обращение к кластеру).

Сколько на самом деле друзей оказалось у Вити?

Что значит быть хорошим другом?

В.Составление синквейна. Своё понимание слова «товарищ». Слайд №5.

Кто? Товарищ.

Какой? Верный, надёжный.

Что делает? Поможет, поддержит, -подскажет.

Основная мысль. Не бросит в беде одного.

Вывод. Настоящий

9. Обобщение ответов.

Чему учит нас этот рассказ?

В рассказе нет прямых советов. Автор показывает жизненную сценку. Читая,

мы сочувствуем одним героям и осуждаем других. Художественное

произведение даёт нам возможность разобраться в человеческих

отношениях.

10. «Лесенка успеха» (нарисована на ватмане, крепится к доске).
Оцените свою работу на уроке.

Дети крепят на лесенке кружочки, в зависимости от того, как они оценили свою работу.

Я работал хорошо

Я мог работать лучше

Я работал плохо

11. Домашнее задание. Придумать ситуацию, в которую может попасть Витя, чтобы ему требовалась помощь товарищей. Как поведут себя остальные персонажи рассказа?

Урок заканчивается песней

«Настоящий друг»

Слайд №6. На фоне песни картинки на тему «дружба».

Тема. В.А. Осеева «Три товарища».

Цель.

Формировать представление обучающихся о дружбе.

Задачи.

Учить составлять характеристику героя на основе анализа его поступков, развивать умение эмоционально воспринимать текст, выражать при чтении чувства и характер действующих лиц, развивать критическое мышление, воспитывать желание быть лучше, добрее, дружелюбнее.

Оборудование:

П резентация, «лесенка успеха», кружочки, выставка книг В.Осеевой.

Технология: развитие критического мышления.

Ход урока.

Орг. момент. Психологический настрой.

Есть у нас минутка сроку.

Все готовы вы к уроку

А девиз у нас какой?

Всё что надо под рукой.

Быть должны у нас в порядке

Парта, книжки и тетрадки.

Посмотрели на наших гостей, улыбнулись им, друг другу и тихо сели.

1. Проверка домашнего задания.

2.Актуализация знаний

Над чем вы работали дома? (Над рассказом Валентины Осеевой «Печенье».)

Назовите героев рассказа. Все ли герои вам понравились? К чему готовились мама и бабушка? (К семейному чаепитию). Как поступили мальчики с печеньем?

Какой вывод можете сделать из этого рассказа?

Послушаем как вы выразительно читаете.

Вы уже познакомились с несколькими рассказами В.Осеевой. Почему эти рассказы помещены в разделе «Учимся уму-разуму»? О чём они заставили нас задуматься? (О хороших и плохих поступках). У Осеевой много рассказов. Вы их сможете прочитать в эти книгах (Слайд и выставка), но все они учат нас отличать честность, порядочность, благородные поступки, настоящих друзей.

Как вы понимаете значение слов - настоящий друг?
- А зачем человеку друг?
- Кто может быть вашим другом?

- Ребята, скажите, пожалуйста, что для вас обозначает слово «дружба»?
- Какова тема нашего урока?

Правильно тема урока «Друзья - товарищи».

Учитель: К нам в класс пришло письмо с радиостудии. Нас просят помочь в создании радиоспектакля по рассказу В.А. Осеевой «Три товарища».
С чего мы начнём?

Дети: Прочитаем рассказ, познакомиться с героями произведения, с характерами персонажей, вживёмся в образ, разыграем радиоспектакль . (План работы записывается на доске и учениками).

Учитель.

Как вы думаете, о чём будет идти речь в рассказе? (О дружбе)

Физкультминутка.

П. Осмысление.

4. Знакомство с новой темой.

Учитель. Итак, мы прочитаем сейчас рассказ и проверим свои предположения. Познакомимся с героями произведения.

а) Первичное чтение текста учителем с остановками.

Чтение до слов:

- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть,- сказал Миша....

Учитель. Как вы думаете, чем закончилась эта история? Предположение детей - мальчики поделись завтраком, Витя нашёл свой завтрак (укрепляются на древе предсказаний).

б) Самостоятельное чтение рассказа.

Учитель. Прочитайте рассказ, сравните свои предположения. Что вас удивило?

Сравнение своих предположений с текстом автора.

Дети. Удивило то, что только один мальчик поделился завтраком с Витей.

Учитель. Подходит ли название «Три товарища» к рассказу?

в) Работа над образами героев.

Где произошёл этот случай? Почему Витя стоял в сторонке и не завтракал? Зачитайте этот отрывок.

Как звали его товарищей? Стало ли им жалко Витю? Захотели ли они помочь Вите? Как нужно прочитать слова Коли и Миши? Найди и прочитай эти слова равнодушно.

Как повёл себя Володя? С каким чувством нужно говорить его слова?

Прочитай.

Что можно сказать о Вите?

Прочитайте слова Вити с расстроенной интонацией.

Физкультминутка.

III . Рефлексия

4. Практическая работа.

Прочитайте и обозначьте слова персонажей. Самостоятельно каждая группа готовит чтение по ролям.

5. Творческая работа в группах. Разыгрывание радиоспектакля .

Сколько на самом деле друзей оказалось у Вити?

Что значит быть хорошим другом, товарищем?

6.Работа над пословицами.

Какие вы знаете пословицы о дружбе? Я вам предлагаю запомнить ещё пословицы.

7. Обобщение ответов.

Давайте выведем правила настоящей дружбы.

8. Работа в парах . (Составим обложку к любому рассказу В.Осеевой)

10. «Лесенка успеха» (Звучит песня «Настоящий друг»
Оцените свою работу на уроке.

Дети крепят на лесенке кружочки, в зависимости от того, как они оценили свою работу.

Я работал хорошо.

Я мог работать лучше.

Я работал плохо.

11 . Домашнее задание. Прочитать рассказ на стр.24-25, придумать продолжение рассказа,

Тетрадь стр.15 № 2,3


Урок литературного чтения

Тема: «В.А.Осеева « Три товарища»

Цель: формирование представления обучающихся о дружбе.

Задачи:

- обучающие:

совершенствовать умение анализировать текст;

закреплять умение выстраивать цепь событий;

совершенствовать навык выразительного чтения;

учить составлять характеристику героя на основе анализа его поступков;

- развивающие:

развивать умение эмоционально воспринимать текст,

выражать при чтении чувства и характер действующих лиц;

развивать критическое мышление;

-воспитывающие:

воспитывать интерес к чтению;

воспитывать желание быть лучше, добрее, доброжелательнее;

учить анализировать своё поведение через поступки литературных героев.

Оборудование: мультимедиа аппаратура, 5 конвертов с пословицами, дерево предсказаний, плакаты, фломастеры, тексты для каждого ученика.

Технология: ИКТ, РКМЧП, здоровьесберегающая, технология продуктивного чтения, проблемно-диалоговая.

Приёмы: прогнозирование (дерево предсказаний), кластер, чтение с остановками, синквейн, лего-чтение.

Методы:

По виду источника информации: словесные, практические, наглядные;

По виду учебной деятельности: самостоятельная работа (работа с эпизодами), лего-чтение; проблемно-поисковый метод (при выстраивании отрывков по порядку; сборе пословиц)

Формы познавательной деятельности:

Групповая,

Общеклассная,

Индивидуальная.

Средства обучения: наглядные, технические, дидактические.

Ход урока.

I Организационный момент. Психологический настрой.

С детства мы любим играть и смеяться,

С детства мы учимся добрыми быть.

Вот бы такими всегда оставаться,

Чтоб улыбаться и крепко дружить!

Философы мои, добрый день! Какое у вас настроение?

II Вызов.

Сегодня работу мы начнём с притчи Леонардо да Винчи. Послушайте, пожалуйста, и скажите о чем она?

Притча

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

«Мама, что это за птицы?»- спросил он.

«Наши друзья», - ответила орлица сыну. Орёл живёт в одиночестве, такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением, орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

Ай-ай! Они украли у нас еду!

О чем эта притча? (о дружбе, о помощи)

Дети, скажите, пожалуйста, что для вас обозначает слово «дружба»?

А зачем человеку друг?

Кто может быть вашим другом?

Какова тема нашего урока? Слайд 1 Жизнь дана на добрые дела

Если мы заглянем в толковый словарь С.И. Ожегова, то найдём, что

Слайд 2 дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов.

Как вы понимаете:

На взаимном доверии (нет никаких тайн друг от друга),

Привязанности (преданность, симпатия),

Общность интересов (одни и те же интересы)

Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них Валентина Осеева. Слайд 3

Валентина Александровна Осеева-Хмелёва - одна из самых известных детских писателей, которая пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких детей.

Она родилась 15 апреля 1902г. в г. Киеве. В юные годы мечтала стать актрисой. Работала в трудовой коммуне для беспризорных детей и малолетних преступников. В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы, ставила их вместе с детьми.

В.Осеева вспоминает: «Когда я была такой же как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.

Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. Мало уметь читать, надо уметь думать.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков. А иногда о своих собственных.

Это очень помогло ей в жизни. Она написала для вас много коротких рассказов. Чтобы вам было легче научиться читать и думать. Слайд 4 Обратите внимание на выставку книг В.Осеевой. Здесь вы можете увидеть такие книги как: «Динка», «Динка прощается с детством», «Добрая хозяюшка», «Волшебное слово» и т.д.

Сегодня мы познакомимся с произведением «Три товарища».

Как вы думаете о чем будет идти речь в рассказе? Ваши прогнозы я буду записывать на дерево предсказаний.

Как вы думаете кто эти мальчики? (герои рассказа, товарищи, друзья).

Кого можно назвать другом, товарищем? Обсудите в группе и составьте кластер. (Каждая группа зачитывает свой кластер).

III Физминутка Слайд 5

IV Осмысление

Итак, мы прочитаем сейчас рассказ и проверим свои предположения, познакомимся с героями произведения.

Первичное чтение с остановками

Как вы думаете, чем закончилась эта история? (мальчики поделились завтраком; Витя нашёл свой завтрак - на дерево предсказаний)

Дочитайте отрывок. Сравните свои предположения. Что вас удивило? (Удивило то, что только один мальчик поделился завтраком с Витей).

Подходит ли название «Три товарища» к рассказу?

Какие чувства вызвал текст? Какой он: грустный или весёлый, добрый или злой, поучительный или не очень.

Лего-чтение

Ребята, вы любите играть в лего? Это всегда увлекательно. А ведь чтение тоже похоже на игру в конструктор: из букв складываются слова, из слов - предложения, а из предложений - текст. Лего состоит из множества частей, из которых что-то собирается и складывается, вставляя в недостающую конструкцию.

В рассказе пропущены слова. Их надо вставить. Слайд 6

(Пропущенные слова: завтрак, ребята, в сторонке, спросил, потерял, сказал, белого, далеко, отвернулся, нёс, класть, спросил, протянул, ешь)

Каких слов больше? Слов, которые обозначают действия или предметы?

Конструктор

Восстанови разрушенный текст. Поставь фрагменты в нужном порядке. Слайд 7

Путаница

Слева перечислены имена мальчиков, а справа то, что каждый из них сделал. Но их действия перепутаны. Соедини стрелочками героев и их поступки.

Коля поделился бутербродом

Миша дал совет

Володя выразил сочувствие

Витя потерял завтрак

Посмотрите, в одной и той же ситуации трое ребят поступили по-разному: один дал совет, другой посочувствовал, третий поделился завтраком. Как ещё по-другому могли поступить мальчики?

Чей поступок тебе больше понравился и почему?

Как повёл себя Володя? С каким чувством нужно говорить его слова? Прочитай.

Какие слова подсказывают, что Володя был расстроен? Прочитай.

V Рефлексия

Как бы ты поступил в такой ситуации?

Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Придумайте продолжение рассказа.

Игра «Собери пословицу»

В народе сложено много пословиц о дружбе. Рассыпанные пословицы соберите (работа в группах).

VI Итог урока

Итак, какова тема нашего урока?

Кто из героев соответствует всем характеристикам настоящего друга?

Сколько на самом деле друзей оказалось у Вити?

Что значит быть хорошим другом?

Синквейн

Составим синквейн своё понимание слова слова друг. Слайд 8

Верный, надёжный.

Поможет, поддержит, подскажет.

Не бросит в беде одного.

Чему учит нас этот рассказ? (Произведение даёт нам возможность разобраться в человеческих отношениях).

Законы дружбы

Составим законы дружбы. Слайд 9

Главные герои рассказа Осеевой «Три товарища» — школьники Миша, Коля и Володя. Во время завтрака на большой перемене ребята обратили внимание, что их товарищ Витя ничего не ест. Тогда Коля поинтересовался у Вити, что же случилась. Выяснилось, что Витя потерял свой завтрак. Коля, который в это время ел кусок белого хлеба, сказал, что это плохо – потерять завтрак.

Другой товарищ Вити, которого звали Миша, стал выяснять, каким образом Витя мог потерять завтрак. Миша назидательно заметил, что завтрак надо носить в сумке, а не в кармане. И только третий товарищ Вити, по имени Володя, ничего не стал говорить, а просто разломил свой бутерброд с маслом пополам и поделился с товарищем.

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Три товарища» состоит в том, что настоящий друг и товарищ не тот, кто поучает, а тот, кто помогает. Коля и Миша лишь посочувствовали Вите, но не предприняли никаких действий, чтобы помочь товарищу. Реальную помощь Вите оказал Володя, который поделился с ним своим завтраком, не говоря при этом ни слова.

В рассказе мне понравился Володя, который поступил, как настоящий товарищ. Он поделился с Витей едой и не стал при этом говорить ему нравоучительные слова.

Какие пословицы подходят к рассказу «Три товарища»?

Советчиков много, а помощников нет.
Назвался другом — помогай в беде.
Без беды друга не узнаешь.




Top