Урок литературы "Н.М. Карамзин

Слайд 2

Веют осенние ветры В мрачной дубраве; С шумом на землю валятся Желтые листья.

Слайд 3

Поле и сад опустели; Сетуют холмы; Пение в рощах умолкло – Скрылися птички.

Слайд 4

Поздние гуси станицей К югу стремятся, Плавным полетом несяся В горных пределах.

Слайд 5

Вьются седые туманы В тихой долине; С дымом в деревне мешаясь, К небу восходят.

Слайд 6

Странник, стоящий на холме, Взором унылым Смотрит на бледную осень, Томно вздыхая.

Слайд 7

Странник печальный, утешься: Вянет природа Только на малое время; Все оживится,

Слайд 8

Все обновится весною: С гордой улыбкой Снова природа восстанет В брачной одежде.

Слайд 9

Смертный, ах! Вянет навеки! Старец весною Чувствует хладную зиму Ветхия жизни.

Слайд 10

Работа со словом

1. Подберите синонимы к словам: мрачный, седой (туман), унылый (взор), печальный, бледный (осень). Какое они создают настроение? 2. Объясните значение словоформ: сетуют, станицей, пределы (горные), томный. 3. Найдите в тексте устаревшие грамматические формы, подберите современные соответствия.

Слайд 11

4. Для чего поэт использует старец вместо старик, хладный вместо холодный? 5. Объясните смысл фразы: «Снова природа восстанет В брачной одежде.»

Слайд 12

Вопросы и задания

1. В чем, по-вашему, заключается смысл противопоставления предпоследнего и последнего четверостишия в «Осени»? 2. С чем сравнивается природа в этом стихотворении? 3. Для чего, по-вашему, автор выделил курсивом некоторые строки? Вернемся к ним.

Слайд 13

4. Найдите в тексте риторическое обращение. Для чего оно используется? 5*. Поэтам какого литературного направления свойственны мотивы грусти, тоски, одиночества? 6. В чем выразилась простота стиля Н.М. Карамзина? 7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Слайд 14

Источники

http://yandex..html Западов В.А. Русская литература последней четверти XVIII века: Хрестоматия.- М.: Просвещение, 1985, с.376-377. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Ч.1. Под ред. В.Я. Коровиной. - 16-е изд. - М.: Просвещение, 2009, с. 102-103.

Посмотреть все слайды

9 класс литература 04.10.17

Цел и: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Н. М. Карамзина; работать над выразительным чтением стихотворения и его анализом; развивать воображение, устную речь, навыки литературоведческого анализа, навыки монологического высказывания; расширять читательский кругозор учащихся; воспитывать любовь к родной природе, любовь к русской культуре и истории, формировать патриотические чувства и эстетические вкусы учеников.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

    Где родился Н. М. Карамзин?

а) в Московской губернии, б) в Казанской губернии,

в) в Тверской губернии, г) в Архангельской губернии

2. На военную службу поступил Карамзин в

а) Семеновский полк, б) Преображенский полк,

в) Нижегородский полк г)в действующую армию

3. Основателем какого направления в русской литературе считается Н. М. Карамзин?

а) Романтизм, б) классицизм, в) сентиментализм , г) реализм

4. В чем заключается новаторство Карамзина?

а) во внимании к внутреннему миру человека, б) в изображении великих людей,

в) в критике существующих порядков, г) в обращении к русской истории

5. Свидетелем какого исторического события оказался Н. М. Карамзин во время путешествия?

а) учреждения Российской академии наук, б) отмены крепостного права,

в) восшествия на престол Екатерины II, г) событий Французской революции

6 . Кто из литераторов не принадлежал к кругу единомышленников Н. М. Карамзина?

а) Г. Державин, б) А. Грибоедов , в) М. Херасков, г) И. Дмитриев.

7. Какой журнал издавал Н. М. Карамзин?

а) «Московский журнал» , «Современник», в) «Стрекоза», г) «Арзамас»

8. За какое произведение Н. М. Карамзин впал в немилость у императора?

а) «Записка о московских достопамятностях» б) «История государства российского»

в) «Мнение русского гражданина» , г) «Признанная по кольцу Шакунтала»(в переводе)

9. Сторонником каких политических взглядов был Н. М. Карамзин?

а) просвещенной монархии , б) либерализма, в) демократии, г) самодержавия

10. Какие идеи провозглашает сентиментализм?

а) Разум выше чувств, б) внимание к жизни простого человека. в) обращение к истории своего народа, г) внимание к чувствам героев.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы, задач урока.

Итак, ребята, тема нашего с вами урока: «Внеклассное чтение №1. Н.М. Карамзин. «Осень и другие произведения писателя».

Какие цели мы с вами должны поставить?

4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Заслушивание выступлений уч-ся об истории написания стих-я «Осень» (домашнее задание)

Прослушивание выразительного чтения стихотворения Н.М. Карамзина в исполнении у-ся.

5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков.

Аналитическая беседа:

Проанализируйте композицию стих. Сколько в нем смысловых частей, как они взаимосвязаны?

Какие образы являются в нем ключевыми?

Какие поэтические интонации указывают на настроение текста?

Какой смысл придает стих нерифмованный, белый стих?

Какие черты сентиментализма отразились в нем? Приведите примеры.

Какую роль играют в нем пространственно-временные отношения?

В чем символический смысл названия стих?

6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

Практическая работа. работа в группах.

Группа 1.

цветовые картины и их смысловая роль.

Группа 2.

Изобразительно-выразительные средства языка (тропы).

7. Анализ достижений учащихся.

8. Итоги урока.

Итак, ребята, чему был посвящен наш урок?

Достигли ли мы целей урока?

Какие трудности у вас возникли? Почему? Что необходимо сделать, чтобы их преодолеть?

9. Домашнее задание.

подготовить материал к написанию контрольного домашнего сочинения на тему: « Какие нравственные ценности я извлек(ла) из прочтения повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?»

28.03.2013 18887 2253

Урок 14 Н. м. карамзин – писатель и историк

Цел и: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Н. М. Карамзина; работать над выразительным чтением стихотворения, прозаических отрывков.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Рассказ учителя о Н. М. Карамзине.

К чему ни обратитесь в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.

В. Г. Белинский

Кто же он такой, Николай Михайлович Карамзин? В чем его заслуги перед литературой, отечеством?

Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря (по старому стилю) 1766 г. в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в деревне на берегу Волги, там он овладел основами грамоты. з атем – симбирский пансион, а вскоре его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета, где он получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое к университетскому. С 1783 г. – военная служба, которая прерывается в связи со смертью отца. Отставка. Встреча с И. П. Тургеневым, которая приводит Карамзина в Москву. Ранний период творчества писателя связан с кругом Новикова. В годы, когда Новиков возглавлял Типографическую компанию, он привлек Карамзина к сотрудничеству и поручил ему редактирование первого в России специального журнала для детей «Детское чтение» (1785–1789 гг.). Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Карамзина. Эстетические и мировоззренческие взгляды его формируются под воздействием двух полярных «систем» – масонства, о котором мы уже говорили, и просветительства. Воздействие философских и эстетических идей английского, французского и немецкого Просвещения испытывал Карамзин уже с молодых лет. Он верил в «изящность законов чистого разума», усвоил урок просветителей о внесословной ценности личности. Культура п росвещения навсегда стала в глазах Карамзина «палладиумом благонравия».

«Республиканец» в душе, Карамзин переводит на русский язык шекспировского «Юлия Цезаря» (1787 г.) и трагедию Лессинга «Эмилия Галотти» (1788 г.), восхищается в молодые годы ораторами французской буржуазной революции, внимательно следит за развертыванием событий во Франции вплоть до эпохи якобинской диктатуры, которую он переживает болезненно и под влиянием которой испытывает глубокий внутренний кризис. В литературных письмах – «Мелодор к Филалету» и «Филалет к Мелодору» (1793–1794 гг.) – слышно трагическое разочарование писателя в идеалах Просвещения. «Век Просвещения! Я не узнаю тебя – в крови и пламени не узнаю тебя, среди убийств и разрушений не узнаю тебя!» – восклицает Мелодор. В ответ на его сетование Филалет горестно призывает искать «источник блаженства в собственной груди нашей».

Утверждая вслед за Руссо, что республика – лучшая форма правления для малых стран, Карамзин отныне твердо отстаивает благотворность для России и для крупных государств вообще монархии как гарантии прочного общественного порядка. Он признает прочными лишь те изменения государственного и общественного уклада, которые осуществляются мирно, «посредством медленных, но верных, безопасных успехов разума, просвещения, воспитания, добрых нравов».

Карамзин-художник формировался под широким влиянием западноевропейской культуры. Особенно сильным было воздействие, оказанное на Карамзина творчеством Руссо.

Карамзин-просветитель с горячим восхищением относился к Шекспиру, Т. Мору, Ричардсону, Гольдони, Гете. Его знание европейской культуры – литературы, философии, общественной мысли – носило подлинно энциклопедический характер.

Итогом длительного пребывания за границей (с мая 1789 г. по сентябрь 1790 г.) стали «Письма русского путешественника», надолго ставшие образцом для многочисленных позднейших писателей-«путешественников» эпохи русского сентиментализма.

Карамзин побывал в г ермании, Швейцарии, Франции, Англии. Его «Письма…» содержат обширный информационный материал об общественной и культурной жизни этих стран. При этом писатель стремится передать чувства, возникающие у него под влиянием увиденного. Анализ этих чувств ведет автора к самоуглублению и самонаблюдению. Прощаясь с читателем в последнем письме, Карамзин делает знаменательное признание: «Вот зеркало души моей в течение осьмнадцати месяцев; оно через двадцать лет (если столько проживу на свете) будет для меня еще приятно – пусть для меня одного! Загляну и увижу, каков я был, как думал и мечтал; а что человеку (между нами будь сказано) занимательнее самого себя?»

«Письма русского путешественника» печатались в «Московском журнале» (1791–1792 гг.), издание которого Карамзин предпринял по возвращении из-за границы.

В «Московском журнале» появилась и повесть Карамзина «Бедная Лиза» (1792 г.), с восторгом принятая современниками.

Лаконизм повествования, тонкость художественного письма, умение сделать читателя соучастником переживаний героев, одухотворенность и лиричность то мрачного, то радостного весеннего, то бурного и грозного пейзажа, созвучного чувствам автора и персонажей повести, сложность психологического рисунка – все это было ново для русского читателя. Повесть Карамзина воспринималась как быль (так же, как это было в Германии со «Страданиями юного Вертера» Гете); окрестности Симонова монастыря, где жила и погибла Лиза, «Лизин пруд» стали надолго любимым местом паломничества образованной дворянской публики.

Прозаические опыты Карамзина по жанровой структуре не повторяли друг друга. Среди них и образцы бессюжетной лирической прозы, и любовно-психологическая повесть, и исторические повести («Наталья, боярская дочь», 1792 г. и «Марфа-посадница», 1803 г.), и ироническая повесть-сказка, и таинственный рассказ-миниатюра с элементами проромантической готики («Остров Бурнгольм»). Пейзажные зарисовки, лирические медитации, прозаические элегии делают достоянием его прозы мотивы, которые прежде были исключительным владением поэзии. Большое значение приобретают сложные перифразы, психологические эпитеты, лексические и синтаксические повторы, звукопись, приемы музыкально-ритмиче-ского построения.

За «Московским журналом» в 1802–1803 гг. Карамзин основывает надолго ставший лучшим русским литературным журналом «Вестник Европы», где появляются критические, публицистические, исторические статьи писателя.

Венцом деятельности Карамзина – писателя и историка – стала многотомная «История государства Российского». Смерть писателя в 1826 г. прервала эту работу на XII томе, где излагались события Смутного времени, а само повествование дошло до 1611 года.

2. Доклады учащихся.

«Карамзин – историк государства р оссийского».

«История Государства Российского» Карамзина познакомила несколько поколений русских читателей с отечественной историей, содействовала процессу становления в стране национального самосознания в годы, предшествовавшие восстанию декабристов. Несмотря на то что она вызвала недовольство и возражения декабристской молодежи (в том числе молодого Пушкина) из-за своей монархической тенденции, «История…» была для того времени не только школой критики источников и вообще важной вехой в развитии национальной исторической мысли, она имела большое воспитательное значение и явилась одним из первых опытов многостороннего изображения главнейших характеров и событий русской истории от ее истоков до начала XVII в.

«Языковая реформа Карамзина».

И в прозе, и в стихах Карамзин стремился устранить разрыв между языком письменным, книжным, и разговорным языком «хорошего общества».

Языковая реформа Карамзина противостояла ломоносовскому принципу «трех штилей». Отвергая высокий слог классической трагедии и оды, так же как и бытовое просторечие низкого, Карамзин ориентировался на единый для всех литературных жанров «средний» слог. И хотя Карамзин значительно обогатил русскую лексику и семантику новыми смысловыми оттенками, новыми словами и понятиями, разработанные им языковые формы оставались оторванными от народной речи. Нормой для него служил разговорный язык образованного общества, язык дворянской интеллигенции, и это делало его реформу половинчатой и ограниченной. Неотшлифованный, повседневный бытовой язык народа представлялся Карамзину грубым и непоэтическим. Сильные и слабые стороны его позиции раскрыла полемика о «старом и новом слоге», разгоревшаяся в первом десятилетии XIX в.

II. Итог урока.

1. Слово учителя.

В XVIII в. русская литература в своем стремительном развитии решала важную задачу, которую Пушкин определил формулой: «…в просвещении стать с веком наравне». Задача эта являлась естественным результатом выхода России как великой державы на мировую арену и усвоения ею общеевропейских достижений. Оды Ломоносова и Державина, комедии Фонвизина, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, проза Карамзина и его «История государства Российского» образовали тот прочный и необходимый фундамент, без которого было бы невозможным построение здания русской классической литературы.

Наиболее сильную сторону русской литературы XVIII в., в лучших ее образцах тяготевшей к сближению с жизнью, к глубине и широте ее осмысления, составляли патриотизм, гражданственность, высокая человечность и мужественность, восприимчивость к передовым идеям века, могучая выразительность и музыкальность.

Все это подготовило последующие великие достижения русской литературы XIX в.

2. Выразительное чтение стихотворений Карамзина, подготовленных дома, с обоснованием учащимися своего выбора.

Домашнее задание: сочинение «Бессмертные страницы литературы XVIII в.».

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Классицизм

Сентиментализм

1. Произведения написаны «высоким штилем».

1. Произведения написаны «средним штилем».

2. Предметом изображения является общественная жизнь

человека, события и дела государственного масштаба.

2. Предметом изображения являются чувства,

Стоит отметить, что труд Н. М. Карамзина был не первым описанием истории России. В XVIII веке на этой ниве трудились В. Н. Татищев и М. М. Щербатов. Но, огромная заслуга Карамзина именно в том, что он открыл историю России для широкого круга образованной публики.

Примечательно, что Н. М. Карамзин, тщательно обрабатывая исторический материал, одновременно выступает и в роли литератора – он пишет об истории России ярким, живым, интересным, образным языком. Поэтому неудивительно, что труд историка пользовался таким успехом у современников. По словам А. С. Пушкина «все, даже светские женщины , бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием.

Исследователи отмечают в «Истории государства Российского» большую научную ценность авторских комментариев. Примечательно, что многие из них содержат большое количество выписок из древних рукописей.

В отличие от Ломоносова, Карамзин стремился писать короткими, легко обозримыми предложениями.

Третья заслуга Карамзина заключалась в обогащении русского языка рядом удачных неологизмов, которые прочно вошли в основной словарный состав .

К числу нововведений, предложенных Карамзиным, относятся такие широко известные в наше время слова, как «промышленность», «развитие», «утончённость», «сосредоточить», «трогательный», «занимательность», «человечность», «общественность», «общеполезный», «влияние» и ряд других.

Одним из первых Карамзин начал использовать букву «Ё».

ФИО (полностью)

Бойко Алла Анатольевна

Место работы

МБОУ Задонская СОШ

Должность

Преподаватель русского и литературы

Литература

Тема и номер урока в теме

Повесть Н.М Карамзина « Бедная Лиза» как произведение сентиментализма .

Базовый учебник

Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 93 с.

1. Цель урока: обобщить знания о специфике сентиментализма как литературного направления в европейской и русской литературе XVIII века; проанализировать основные элементы сентиментализма в поэзии и художественной прозе Карамзина в контексте творчества европейских сентименталистов.

2. Задачи:

обучающие :

Определить основные черты сентиментализма как литературного направления в русской и европейской культуре XVIII века; помочь школьникам осознать связь русского сентиментализма с европейским сентиментализмом;

Пополнить круг сведений о Н.М. Карамзине как крупнейшем представителе русского сентиментализма и многогранной личности;

Проанализировать лирику и прозу Н.М. Карамзина в контексте творчества европейских сентименталистов.

Развивать умение анализировать литературное произведение в рамках литературного направления.

Учить пересказывать, отвечать на вопросы с использованием образных средств русского языка.

Учить интерпретировать сюжет картин;

Учить написанию творческих работ на заданную тему (при домашней работе с карточками дифференцированного характера).

- развивающие:

Учить умению анализировать; сопоставлять сюжеты, характеры героев, творческий почерк разных писателей; устанавливать причинно-следственные связи в логике поведения героев, синтезировать - обобщать, делать выводы;

Развивать умение работать индивидуально и в группе;

- воспитательные:

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия Карамзина и европейских писателей XVIII века.

Формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие мира.

3. Тип урока - традиционный, с элементами интеграции; урок обобщения и пополнения знаний.

4. Формы работы учащихся - анализ художественных текстов, в т.ч. сравнительный анализ, обработка информации, изложенной в электронном модуле и учебнике (составление таблицы), комментирование содержания картин, письменная работа по карточкам дифференцированного характера, пересказ краткого содержания литературных произведений с элементами анализа.

5. Необходимое техническое оборудование -

1.Учебник «Литература. 9 класс» под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 93 с.

2. Тексты стихотворений Н.М. Карамзина «Поэзия», «Выздоровление» и «К соловью» и повести «Бедная Лиза», стихотворения И.В. Гете, Э. Юнга, Дж. Томсона, романы И.В. Гете «Страдания молодого Вертера», Ж.-Ж. Руссо «Новая Элоиза».

3. Дополнительная литература (выставка для рекомендации школьникам)

Лотман ЮМ. Сотворение Карамзина. М., 1987.

Осетров ЕМ. Три жизни Карамзина. М., 1985.

Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: опыт прочтения. М., 2006

4. Репродукции с картин

5. ПК с выходом в Интернет

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

I . Предкоммуникативный этап

Слайд с темой и целями урока

1. Объявление темы и целеполагание.

Ребята, мы продолжаем знакомиться с разделом «Из русской литературы XVIII века» и сегодня обращаемся к творчеству Н.М. Карамзина.

Тема нашего занятия - «Творчество Н.М. Карамзина как вершина русского сентиментализма».

Наша цель - рассмотреть принципы сентиментализма как литературного направления в европейской и русской литературе XVIII века; выяснить место и роль Карамзина в истории русской литературы XVIII века как крупнейшего представителя русского сентиментализма; выявить основные черты сентименталистской поэтики Карамзина на материале его лирических и эпических произведений в контексте творчества европейских сентименталистов.

2. Актуализация знаний

Вспомним, что вы знаете о сентиментализме.

Ответы учащихся (определение понятия, толкование термина «сентиментализм»)

II . Коммуникативный этап

1.Слово учителя.

Особенность литературы XVIII века состояла в том, что сосуществовали два литературных направления - классицизм и сентиментализм. Вы уже знаете, в чем состояла особенность классицизма, познакомились с писателями-классицистами.

Выясним, что собой представлял европейский сентиментализм как литературное направление, каковы место и роль русского сентиментализма в европейском литературном процессе. Для этого обратимся к информационной базе Интернета.

(Просмотр модуля «Сентиментализм»).

Итак, при каких обстоятельствах и по какой причине возник сентиментализм?

Каково взаимоотношение русского и европейского сентиментализма?

Он возник в недрах классицизма, как реакция на классицизм и его поэтику.

Уже сформировавшиеся в Европе принципы поэтики были восприняты и переосмыслены русскими писателями на русском материале.

ПК или интерактивная доска (при составлении таблицы)

2. Систематизация знаний по теории литературы над понятием сентиментализм.

Работа с учебником и составление сравнительной таблицы «Литературные направления XVIII века» .

Составим сравнительную таблицу «Литературные направления XVIII века», чтобы хорошо это представить и выделить черты сентиментализма как второго литературного направления, обусловленного классицизмом. Для этого воспользуемся информацией, представленной в просмотренном модуле и материалом учебника на стр. 69-70. Она будет необходима нам для анализа произведений Карамзина и европейских сентименталистов в аспекте литературного направления.

Какой вывод мы можем сделать, опираясь на эту таблицу?

Кроме того, литература сентиментализма готовила переход к новому литературному направлению - романтизму.

Коллективное составление сравнительной таблицы «Литературные направления XVIII века».

Литература сентиментализма представляла собой более современное направление, которое закрепляло за человеком право на частную жизнь и при активной гражданской позиции.

«Н.М. Карамзин Слово о писателе»

3. Систематизация сведений о жизни и творчестве Н.М. Карамзина.

Вам уже знакомо творчество Н.М. Карамзина. Вспомним основные вехи его биографии. В этом нам поможет информационный модуль. Просмотрите информацию, представленную в модуле, и отметьте, что нового вы узнали из этого проекта.

(Просмотр модуля)

Однако не все сведения о специфике литературной деятельности нашли отражение в модуле. Предлагаю дополнить информацию о писателе, поскольку это необходимо нам для осознания мировоззрения писателя.

Ответы детей.

Реферирование подготовленного ученика, который освещает факты биографии и этапы творческого пути писателя:

Принадлежность Карамзина к старинному дворянскому роду, круг его детского чтения;

Служба в лейб-гвардии Преображенском полку и знакомство с И.И. Дмитриевым;

Вступление в масонскую ложу «Златой венец» и увлечение переводами;

Создание первой сентиментальной повести «Евгений и Юлия»;

Путешествие по Европе и знакомство с видными философами и писателями, присутствие в Париже во время Великой французской революции, создание книги «Письма русского путешественника»;

Отход от масонов и погружение в литературную деятельность (повести «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь» как образцы «сентиментальной» прозы);

Создание предромантических элегий и литературные споры с «архаистами»;

Смерть первой жены и обретение семейного счастья во втором браке;

Назначение придворным историографом и работа над «Историей государства Российского».

Дидактический материал - карточки для групповой работы (см. Приложение № 2).

4. Анализ поэтических произведений Н.М. Карамзина в аспекте литературного направления

(проверка домашнего задания - предварительная групповая работа по карточкам дифференцированного характера).

Рассмотрим, в чем же состояло новаторство Карамзина-сентименталиста. Для этого обратимся к его лирике.

Дома вы по вариантам анализировали стихотворения Н.М. Карамзина. Обменяемся нашими наблюдениями.

1 группа готовила анализ фрагмента стихотворения Н.М. Карамзина «Поэзия». Отвечает ….

Выполним коллективно задание № 11 данного варианта. Найдем элементы, которое позволят нам определить данное произведение как новую поэзию - сентиментальную.

Сравните фрагмент Н.М. Карамзина с произведениями европейских сентименталистов Э. Юнга и И.В. Гете. Что их объединяет? Аргументируйте свой ответ, опираясь на признаки сентиментализма.

2 группа рассматривала стихотворение «Выздоровление». К доске идет….

3 группа рассматривала стихотворение «К соловью». К доске идет….

Определим черты сентиментализма в данном стихотворении.

Сравним это стихотворение со стихотворениями европейских сентименталистов Э. Юнга, Дж. Томсона, И.В. Гете.

Какой вывод о роли Карамзина можно сделать, рассмотрев его стихотворения в контексте европейской поэзии?

Выступления уч-ся с анализом отрывка из стихотворения Карамзина «Поэзия».

Коллективная работа. Определение черт сентиментализма в отрывке из стихотворения «Поэзия».

Аргументация ответов, с опорой на признаки сентиментализма в сравнительной таблице.

Выступления уч-ся с анализом стихотворения Карамзина «Выздоровление».

Ответы детей с опорой на текст и на признаки сентиментализма в сравнительной таблице.

Вывод:

Сентименталистская лирика Карамзина стала движением вперед в направлении к раскрепощению содержания и самого языка литературы.

Сентиментализм сформировал новую литературную ситуацию, связанную с постижением сокровенной части человеческого «я», мира его чувств, внутренних движений и переживаний. В этом отношении

5. Работа по определению черт сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Обратимся к прозе Карамзина. Повесть «Бедная Лиза вам уже знакома».

Вспомним сюжет повести.

Обратите внимание на смысл названия повести - «Бедная Лиза».

Каков идейный смысл произведения?

Поясните значение знаменитой карамзинской фразы «и крестьянки любить умеют!» Прокомментируйте.

Краткий пересказ содержания повести одним их учеников.

И крестьянки любить умеют.

В умении чувствовать и переживать нет сословных границ. Люди различаются не по сословиям, а по способности любить и сохранять верность и порядочность в отношениях.

Работа с иллюстрацией к повести «Бедная Лиза» в учебнике литературы (стр. 80).

Обратите внимание на иллюстрацию к «Бедной Лизе» на странице 80 учебника. Как вы думаете, какой эпизод повести проиллюстрирован? Подтвердите словами из текста повести.

Какой представлена Лиза? Соответствует ли созданный образ Карамзинской Лизе? Докажите.

Она опоэтизирована.

Карамзин, как все сентименталисты, поэтизировали крестьян, подчеркивая их природную свежеть непосредственности, умение чувствовать красоту и тонкость и сложность переживаний, в т.ч. любовных.

Репродукции картин художников И.П. Аргунова и А.Г. Венецианова.

Иллюстрирование мысли Карамзина «и крестьянки умеют любить» в контексте интерпретации сюжетов картин И.П. Аргунова и А.Г. Венецианова.

Обратите внимание на репродукции с картин художников И.П. Аргунова и А.Г. Венецианова.

Кого вы видите на картине художников И.П. Аргунова?

Как, при помощи каких деталей создает потрет молодой крестьянки художник?

Какие детали вы считаете главными и почему?

Какое настроение передано художником?

Каким настроением пронизана картина А.Г. Венецианова «Жнецы»?

Что является центром картины?

Какая деталь является значимой и важной для понимания мысли художника и почету?

Можно ли рассматривать эту деталь как метафору?

Что побудило художника обратиться именно к этому сюжету?

Какова его творческая задача?

Подтверждают ли сюжеты рассмотренных картин наш вывод о поэтизации сентименталистами крестьян, предположение за ними умения чувствовать красоту, тонкость и сложность переживаний?.

А мысль Карамзина о том, что «и крестьянки умеют любить»? Докажите.

Какой вывод можете сделать

Комментирование содержания картин

Девушка в русском костюме отличается духовной красотой и естественность. Все в ней прекрасно природной, натуральной красотой. Взгляд серых глаз серьезен и прям. Такая если полюбит, то сильно, надежно и навсегда. Картина «Жнецы» поэтизирует любовное чувство молодых крестьян, подчеркивает их способность постигать красоту, выражать красоту - трепетность и нежность молодых влюбленных подчеркивают трепетные бабочки на руке крестьянки. Бабочка в искусстве символизирует душу, способность чувствовать и переживать высокие чувства).

Аргументации школьников

Сентиментализм в искусстве и литературе прибегал к поэтизации характеров людей простого сословия, подчеркивая духовное равенство людей всех сословий как детей природы. Говорил о губительности цивилизации и о близости к природе как облагораживающем источнике.

« Важнейшие черты сентименталистской поэтики в повести Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”»:

Использование детали для характеристики внешности и отражения внутреннего мира личности;

Непрямое называние чувств героев, роль жеста в передаче их душевного состояния;

Особая роль пейзажа;

Функция рассказчика в повести, роль лирических отступлений;

Обилие изобразительно-выразительных средств (психологические эпитеты, повторы, преобладание экспрессивных конструкций).

Вернемся к повести «Бедная Лиза». Какие черты сентиментализма наличествуют в повести?

Найдите в тексте описания внешности героев. Прочитайте их.

Какая деталь внешности является основной в портрете Карамзина?

Найдите и прочитайте эти фрагменты.

Найдите описание природы в повести и прочитайте.

Какова роль пейзажа в развитии сюжета повести?

Каков основной конфликт повести?

Где рождается противоречий, т.е. в какой момент исчезает гармония и начинаются страдания Лизы?

Каков характер конфликта?

Заметим, что в литературе сентиментализма этот конфликт является основным.

Какова функция рассказчика в повести?

Есть ли в повести лирические отступления? Найдите и прочитайте.

Какова роль лирических отступлений?

Найдите фрагменты, в которых передается переживание Лизы и Эраста. Какие средства выбирает автор для передачи эмоционального состояния героев?

Приведите примеры из текста психологических эпитетов, лексические и синтаксические повторы, преобладание экспрессивных конструкций.

Подведем итог нашим наблюдениям.

(демонстрация слайда)

Все это - важнейшие черты сентименталистской поэтики в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». «Поэтика» - это набор основных приемов создания текста.

В этом важнейшая заслуга писателя, поскольку для литературы 18 века это было новаторским движением вперед.

Чтение цитаты.

Избирательно, скупо, при помощи основных деталей.

Глаза, поскольку они отражают внутренний мир личности.

Он обращается к жестам в передаче их душевного состояния.

Чтение цитаты.

Чтение цитаты.

У пейзажа особая роль - он служит передаче чувства человека.

Конфликт чувства и долга (нравственных традиций).

Когда Лиза по причине сильного чувства нарушила нравственные традиции поведения девушки.

Это конфликт между чувством

Он передает не только сюжет истории, но и выражает собственное отношение - сочувствие Лизе, осуждение «воспитателей» слабого Эраста и т.д.

Обильные и разнообразные эпитеты и метафоры

(цитируют).

Примеры повторов и экспрессивных конструкций.

6. Сравнительный анализ повести «Бедная Лиза» и романа И.В. Гете «Страдания молодого Вертера».

Повесть «Бедная Лиза пользовалась необычайной популярностью в России». А в Европе господствовал другой герой - молодой Вертер, герой сентиментального романа И.В. Гете «Страдания молодого Вертера».

Кто читал этот роман? Кратко расскажите его содержание.

Сравним фрагменты произведений Гете и Карамзина.

Читаем 1-е письмо Вертера. Можно ли соотнести этот фрагмент с поведением, языком героев «Бедной Лизы»?

Кого из героев напоминает Вертер? Почету?

Сравните пейзажи в «Бедной Лизе» и «Вертере». Какой вывод вы можете сделать?

Посмотрите на эпизод первой встречи с Лоттой. Можно ли найти аналогии в произведении Карамзина?

Какой вывод вы сделаете, сравнив два произведения - русского и германского авторов?

Краткий пересказ содержания романа Гете учеником. (См. Приложение 3).

Ищут элементы поэтики сентиментализма, объединяющие «Вертера» и «Лизу» (используя таблицы и слайды)

Эраста. Так мог писать Эраст.

Это сентиментальный пейзаж. Он наполнен чувством и соотносится с состоянием героя!

Да, так воспринимает Лизу Эраст в моменты их первых встреч.

Вывод об общности содержания, стиля и языка произведений Гете и Карамзина.

III . Посткоммуникативный этап.

1. Разбор домашнего задания. Инструктаж перед домашней творческой работой.

Этот вывод станет вашим домашним заданием. Вам необходимо сравнить сюжеты, героев и принципы создания образов в произведениях Гете и Карамзина. Найти черты сентиментализма и сделать вывод. Работа выполняется письменно в рабочих тетрадях.

2. Рефлексия.

Итак, обратимся к теме нашего занятия

Какие цели мы ставили? Проверим, достигли ли мы их.

3. Оценка собственной работы.

Оценка работы класса и отдельных студентов.

рефлексия

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

«Сентиментализм как художественное направление в литературе и искусстве»

Репродукции картин художников И.П. Аргунова «Портрет неизвестной»

А.Г. Венецианова «Жнецы»

Приложение 1.

Сравнительная таблица ««Литературные направления XVIII века»

Классицизм

Сентиментализм

Ориентация на высокие образцы античного искусства как эталон творчества. Античность - материал для формирования сюжетов и героев в новой литературе.

Преимущественная ориентация на современность.

Невнимание к частной жизни человека.

Внимание к внутренней жизни самого человека (миру его чувств, переживаний).

Гражданственность как ценностное приоритетное качество идеального человека.

Человек - гражданин вселенной.

Чувство, чувствительность - ключевые слова сентиментализма.

Приоритет разума перед чувствами.

Утверждение права человека на богатый мир чувств и эмоциональных переживаний.

Схематичность, обобщенность характеров героев.

Утверждение неповторимости, индивидуальности человеческой личности.

Четкое разграничение общественного и личного, сознательного и стихийного, Природы и цивилизации.

Показ сложного взаимодействия общественного и личного, сознательного и стихийного. Природы и цивилизации.

Внешние описания составляют условный фон, на котором развивается действие.

Внешние описания (пейзаж, интерьер) даны через призму восприятия героев, как отражение их чувств и переживаний.

Теория трех штилей. Четкое разграничение стилей и в соответствии с этим строгая иерархия жанров: высокий (трагедия, ода, героическая поэма), низкий (комедия, басня, сатира), средний (элегия, песня, повесть и т.д.)

Размывание жанровых границ.

Появление новых жанров: роман в письмах, сентиментальное путешествие, любовная повесть и т.д.

Принцип трех единства в драматургии (единство места, времени, действия).

Преобладание книжной лексики, старославянизмов

Демократизация языка, отказ от части отягощающей старославянской лексики проникновение разговорной лексики (слов и оборотов, звучащих в гостиных дворянской интеллигенции).

Крупнейшие представители европейского классицизма: Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер, Ж. Лафонтен.

Крупнейшие представители русского классицизма: М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов.

Крупнейшие представители европейского сентиментализма: Дж. Томсон, Э. Юнг, Ж.Ж. Руссо, И.В. Гете, Клопшток и др.

Крупнейшие представители русского сентиментализма: А.И. Радищев, Н.М. Карамзин как крупнейший представитель русского классицизма.

Приложение 2.




Top