Урок литературы по повести Е. Велтистова "Приключения Электроника"

Наверное, мало кто из поколения сорока-тридцатилетних не смотрел в детстве увлекательный фильм о приключениях мальчика-робота Электроника. Именно тогда, когда в большинстве населенных пунктов вещали в лучшем случае четыре канала, вся детвора бывшего СССР с нетерпением ожидала очередную серию знаменитого фильма. И это был настоящий подвиг для тогдашней малышни - дождаться очередного показа. Все три серии знаменитого музыкального фантастического фильма, снятого по мотивам произведения, которое написал Велтистов, - «Приключения Электроника» (краткое содержание помнят многие из нас), смотрятся, что называется, на одном дыхании.

Все герои хороши

Милые сердцу герои, даже отрицательные, до сих пор иногда будоражат воображение бывших пионеров. Как сумел добиться этого Велтистов? «Приключения Электроника», главные герои которых - не только разгильдяй Сережа Сыроежкин и робот Эл, но и мрачный силач Макар Гусев, и ябеда Зоя Кукушкина, и умники Максим Корольков и Витя Смирнов, передают всю чистоту и наивность, но в то же время доброту и искренность подростков. Надо отдать должное и создателям фильма - все эти образы были выписаны сценаристами и режиссёрами удивительно качественно.

Художественные фильмы не снимают по наитию. Как правило, в основе каждого из них лежит книжный сюжет. Фильм про мальчика-робота - не исключение. В его основе лежит фантастическая повесть Велтистова «Приключения Электроника». Еще в далеком 1964 году советский писатель создал для подростков свое первое произведение из трилогии «Мальчик из чемодана». О чем же этот роман?

Первый самообучающийся робот

Итак, некий профессор Громов делает нешуточное открытие. Он изобретает, выражаясь современным языком, самообучающегося робота-андроида. Все его предварительные расчеты оказываются верными, и в результате научных изысканий удается изготовить первый прототип такого андроида. Его сделали очень похожим на настоящего советского школьника - Сергея Сыроежкина, чей портрет профессор увидел на обложке детского журнала. Робот был выполнен настолько хорошо, что профессор, недолго думая, назвал его почти человеческим именем - Эл (укорочено от Электроник).

К вопросу создания и обучения робота Е. Велтистов («Приключения Электроника» - это же научно-фантастическая повесть) подошел очень серьезно. Он подробно описал кипевшую в лаборатории работу. Громов и его ассистентка Маша тестировали интеллектуальные способности андроида. Результаты были впечатляющими. Мозг биоробота работал с потрясающей скоростью.

Побег Электроника

Однако Громов не прекращал экспериментировать. Спустя некоторое время становится понятно, что ресурсы лаборатории исчерпаны. Роботу Электронику становилось тесно в узком информационном пространстве, которое могли предоставить профессор и его ассистентка.

Что же придумал Велтистов? Приключения Электроника, краткое содержание которых не передать в трех словах, продолжаются на воле, ведь жажда накопления знаний и желание вырваться из замкнутого пространства лаборатории побудили робота бежать. Попав в огромный, доселе неисследованный мир, он поначалу не знает, что ему делать. Однако совершенно человеческое чувство - любопытство - толкает Электроника на изучение всего происходящего вокруг.

Встреча двойника

Внешний вид робота ничем не выделял его среди других людей (именно на этой особенности андроида построил Евгений Велтистов приключения Электроника). Поэтому профессор Громов, который, конечно же, хватился пропажи, сразу же потерял его из поля зрения. Раздосадованный ученый не мог понять, почему его детище решило покинуть лабораторию. Однако спустя некоторое время он решил, что Электронику просто стало скучно. Ему захотелось новых знаний и впечатлений.

Разве мог обойтись без встречи прототипа и робота Велтистов? «Приключения Электроника», краткое содержание которых можно выразить словами «общение обычного семиклассника Сергея Сыроежкина с роботом», написаны именно ради этой встречи. И все приключения как раз и начинаются со столкновения живого и электронного мальчишек. Мы уже знаем, почему внешне они очень похожи друг на друга. Сергей просто рад очередному другу, а для робота такая встреча - это возможность быстрее адаптироваться в новом для него мире.

Электроник раскрывается Сыроежкину, рассказывая тому, что он робот. Сыроежкин потрясен, но удивляется недолго. Он читал много фантастических рассказов и знает про концепцию робототехники. Проверяя знания и силу Электроника, Сергей лишний раз убеждается, что имеет дело с настоящим андроидом.

Подмена

Е. Велтистов «Приключения Электроника» писал об обычных подростках. В процессе общения мальчишек выясняется, что у Сергея не все в порядке с учебой. Это создает ему реальные проблемы и в школе, и дома. У Сыроежкина возникает хитроумный план: подменить себя роботом. Благо, что они практически на одно лицо.

Под предлогом развития навыков общения он предлагает Электронику пойти вместо него в школу. Так он рассчитывает решить сразу несколько проблем. Во-первых, существенно поправить свои дела в плане успеваемости в школе. Во-вторых, наладить отношения с родителями, которые пошатнулись в результате плохой учебы. И, в-третьих, обрести, наконец-то, личную свободу. Как раз последнего, по мнению Сыроежкина, ему явно не хватает.

Электроник, созданный для того, чтобы помогать людям, соглашается, не раздумывая. Просьба Сережи как раз вписывается в его концепцию познания социума.

Из троечника в отличники

Так и начались приключения Электроника (содержание его похождений занимает почти все три повести). Одевшись как Сыроежкин, он идет в школу. Там Эл быстро адаптируется благодаря компанейскому статусу самого Сергея. Добрый и отзывчивый разгильдяй довольно популярен в школьной среде.

Однако вскоре одноклассники увидели разительные изменения, которые произошли с троечником Сыроежкиным. На уроке математики он блестяще написал контрольную, чем поверг учителя в шок. Показал глубокие познания в литературе, а на уроке рисования сделал почти художественный портрет понравившейся ему учительницы. Ну и совсем покорил новый Сыроежкин и одноклассников, и учителя своей сумасшедшей силой, которую он продемонстрировал на уроке физкультуры.

Электроник и родители Сыроежкина

Вся школа не переставала удивляться такой трансформации вчерашнего разгильдяя и прогульщика в примерного школьника. Вместе с тем ближайшие друзья начали замечать в нем некоторые странности поведения. Отношения псевдо-Сыроежкина с матерью также налаживаются. Мама не перестает радоваться сыну, который наконец-то взялся за ум и стал прилежно заниматься.

А вот отношения с отцом стали складываться странно и непредсказуемо. По всей видимости, образ настоящего Сыроежкина был более по душе не очень суровому родителю. Парень, который все время проводит за книгами в ущерб общению с отцом, стал его настораживать. Именно так показывает необходимость человеческого общения Велтистов.

«Приключения Электроника», краткое содержание которых нас сегодня интересует, повествуют о том, как подлинный Сергей Сыроежкин наслаждался свободой. Он целые дни напролет проводил в старом гараже, катался на мопеде и отдыхал от школы.

Неправильная свобода

Со временем, когда первый восторг прошел, Сережа начал ощущать беспокойство. Он издалека наблюдал, как робот общается с его школьными товарищами. Замечал, как нежно и любя смотрит на Электроника его мать. Постепенно парень пришел к выводу, что идея замещения была не очень-то удачной.

Как же раскрывает сюжет Велтистов? «Приключения Электроника», главные герои которых запутались в своих эмоциях, продолжаются довольно откровенным для детской книжки разговором. Тоскуя, Сергей высказывает наболевшее Электронику при очередной встрече. Тот тоже довольно серьезно вжился в роль. Роботу нравится общаться в школьном коллективе и с родителями Сыроежкина. Самообучающаяся программа все больше делает его похожим на человека. Он уже почти испытывает эмоции, и его желание стать человеком усиливается с каждым днем.

Человек - это звучит гордо

Внутренний конфликт приводит к тому, что робот снова убегает от людей, а Сыроежкину приходится буквально отвоевывать свое имя. Все ребята помогают ему в учебе, и самостоятельно заработанные отличные оценки лишний раз подтверждают то, что главное - это желание и сила воли. Наверное, именно это хотел подчеркнуть Велтистов.

«Приключения Электроника», отзывы о которых только восторженные, повествуют и о том, что даже робот, оказавшись в сложной ситуации, сумел не пойти на поводу у шайки воров, а поступил «по-человечески», предотвратив готовившееся преступление.

Самое интересное, что книги об Электронике заставляют задуматься. Возникает масса вопросов - от целесообразности создания роботов, подобных Элу, до возможности полного замещения человека машиной. А если так, то что делать людям? Е. Велтистов, «Новые приключения Электроника» - книга, написанная спустя 20 лет. Она продолжает развивать эту тему.И, пожалуй, важнейший вывод, к которому должен прийти каждый, - человеческие эмоции и поступки должны служить только добрым и честным делам.

Урок литературы в 7 классе.

Тема урока: Е. Велтистов «Приключения Электроника»

Цели и задачи:

Формировать навыки учебного сотрудничества, активизировать имеющиеся знания о литературоведческих терминах;

Развивать творческое воображение, культуру речи, умение работать в группе;

Воспитывать у школьников любовь к литературе, бережное отношение к человеческим чувствам, дружбе.

Методы:

Развивающий метод, словесный, наглядный, частично- поисковый методы, стратегии критического мышления.

Тип урока: Комбинированный урок.

Оборудование урока: учебник, рабочие тетради, интерактивная доска, мультимедийная презентация, карточки с заданиями.

Эпиграф урока:

Но ты, Человек, ты сильный и смелый!

Своими руками судьбу свою сделай!

Иди против ветра, на месте не стой.

Пойми: не бывает дороги простой!

Ход урока:

Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке мы поговорим о повести Евгения Велтистова «Приключения Электроника». Попробуем понять, что хотел сказать автор, создавая свое произведение. Попытаемся сами быть режиссерами и актерами. Поэтому, хочу пожелать нам всем удачи, активности, находчивости и новых открытий!

1.Стадия вызова (домашнее задание)

Затем просматривается эпизод фильма «Приключения Электроника», где встречаются Сергей Сыроежкин и Электроник.

2. Стадия «Мозговая атака». Учитель обращает внимание учеников на проблему, поднимаемую автором: Взаимоотношения детей и взрослых, используя «мозговую атаку». Ребята отвечают на вопрос: В чем главная задача Элика?

Задание №1. Работают индивидуально. Ответьте письменно на вопрос: Какую помощь оказывал бы вам ваш личный робот, если бы он у вас был? (2 мин.)

Просмотр второго эпизода: «До чего дошел прогресс!»

3. Стадия содержания. Работа с текстом главы: «У нас новый Пифагор» (стр. 103-105). Отвечаем на вопрос: Как по- вашему, обязательно ли быть Электроником, чтобы проявлять необычайные способности?

Задание №2. Отношение Сережи к школьной жизни, после нескольких дней,

проведенных в гараже «инкогнито» изменилось. (Ребята делятся на группы, выбирая шляпу определенного цвета)

Группа 1 работает в защиту утверждения. 2- группа опровергает. 3- группа - «аналитики».

Эпизод третий: «Я пропащий человек».

4. Стадия размышления.

Задание №3. Игра в парах: «Озвучка». Ребятам предлагается озвучить разговор дедушки и Электроника.

Просмотр эпизода: «Помогать и делать».

По результатам создают кластер: Что такое быть человеком?

Просмотр эпизода: «Я сам должен стать человеком».(Определяют идею создания произведения)

5. Домашнее задание: Напишите свое продолжение приключений Электроника.

6 . Подведение итогов урока . Оценивание учащимися своей деятельности и деятельности товарищей.

7. Рефлексия. Запись на стикерах пожеланий друг другу.

Учитель: Ребята, спасибо всем за урок. Вы очень хорошо поработали. До свидания!

««Литературное чтение» 2 класс» - В. Осеева «Волшебное слово». Я и мои друзья. Э. Мошковская. Ермолаев Юрий Иванович (1921-1998г.г.). К каким из перечисленных рассказов можно отнести пословицы. Эмма Эфраимовна Мошковская. Помогать, принимать помощь, ругать, драться, играть, делиться. Осеева Валентина Александровна родилась 28 апреля 1902 года.

«Почему стали мало читать» - Падение интереса к книге. Как станет меньше книг, дубов побольше будет. Почему подростки не любят классику. Книга - это волшебница. Почему мы мало читаем. Десять самых читающих стран мира. Почему же в России мало читают. Почему надо читать классику. Драгоценная книга. Читай книги – будь личностью. Следует читать много, но не многое.

«Проект по литературному чтению» - Лесной колобок – колючий бок. Бианки Виталий Валентинович. Артисты. Натуралист. Работа над текстом. Виталий Бианки. Виталий Валентинович Бианки. Книгопечатание. Книжка - самоделка. Лесная газета. Моделирование обложки. Наблюдения из окна уютного кабинета. Художники-оформители. Колобок. Алёша. Построение цепочки событий.

«Сибирские чтения» - Евтушенко Евгений Александрович. Двадцать лет жила в Средней Азии. Зима Иркутской области. * Русский советский поэт. Десять лет пела в вокально- инструментальном ансамбле. Первый сборник стихов «Разведчики грядущего». Школу окончила в Тебиссе. Тамара Бабушкина. Балачана. Произведения Е.Евтушенко переведены на многие иностранные языки.

«Читаем книги» - Одичает ли человек или покорит дикую природу. Приключения Электроника. Таинственный остров. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. Чиполлино. Телескопы. Приключения Карандаша и Самоделкина. Волшебник изумрудного города. Знания и практический опыт. Барон Мюнхаузен. Прочитай книгу. Находчивая девчонка.

«Как привить любовь к чтению» - Чтение перед сном. Сказка. Как привить ребёнку любовь к чтению. Норма техники чтения. Рабочая библиотека. Лучший друг и помощник. Рекомендации родителям. Интерес к чтению. Стихи. Скорость чтения. Детская классика.

Всего в теме 33 презентации

Литературное чтение 3 класс

Тема: Евгений Серафимович Велтистов «Электроник – мальчик из

чемодана»

«Чемодан с четырьмя ручками»

Цель: познакомить учащихся с творчеством Е.С.Велтистова «Чемодан с четырьмя ручками», пополнить словарный запас учащихся, обучать правильному выразительному чтению, умение анализировать текст, развитие речи, памяти, мышления, прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты: знать фамилию автора, название его произведений, дать понятие «кибернетика»,уметь читать осознанно, правильно, представлять образы и характеры героев, делить текст на части и озаглавливать; проявлять самостоятельность, взаимопомощь.

Оборудование: презентация биографии и творчества Е. Велтистова, книги, карточки, музыкальная минутка.

Ход урока

    Эмоциональный настрой учащихся.

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Актуализация знаний учащихся.

Отгадай слово по буквам. Ф_нт_ст_к_.

Что такое «фантастика»?

Что знаете о художественной фантастике?

Какие фантастические произведения знаете?

Приходилось ли вам видеть роботов?

Как они выглядят? (слайд - роботов)

В повести Е. Велтистова робот – мальчик не похож на типичного киборга в металлической форме. Он вообще необыкновенный и загадочный.

4. Усвоение новых знаний.

Презентация по биографии и творчеству Е. Велтистова. (слайды)

Е. С. Велтистов (1934-1989г) – писатель, журналист. Родился в Москве. Окончил факультет журналистики Московского государственного университета. Печататься начал в конце 1950 годов. Известность Евгению Велтистову как детскому писателю принёс цикл повестей об Электронике, мальчике – роботе, которого создал профессор Громов.

Удивительные фантастические приключения произошли с главными героями Серёжей Сыроежкиным и двойником – роботом.

Фантастические повести помогут тебе задуматься над выбором профессии. Возможно, ты как профессор Громов, создашь когда – нибудь своего робота – помощника человека.

В каком фильме мальчик встретил своего двойника – мальчика – робота и подружился с ним?

Что такое повесть? (ответы учащихся)

Сколько повестей об Электронике написано автором?

1. «Электроник – мальчик из чемодана»

2. «Рэсси – неуловимый друг»

3. «Победитель невозможного»

4. «Новые приключения Электроника»

Кто же изобрёл электронного мальчика? (Профессор Громов и ему помогали друзья ученики, студенты. Трудились они пять лет. Кукольнику Смехову поручили превратить кусок твёрдого тела – голову, туловище в живую куклу. Он взял фотографию из журнала (это был Серёжа Сыроежкин) натянул на машину кожу – так появился настоящий мальчик.)

Словарная работа

Найди в толковом словаре значение слова «кибернетика».

Кибернетика – наука об общих законах управления машинами.

Чтение текста подготовленным учеником.

Что за тайна скрывалась в чемодане?

Кто главные герои произведения?

5. Музыкальная минутка.

6. Первичная проверка понимания

Чтение учащимися произведения.

Задаём друг другу вопросы.

Когда привёз профессор Громов в гостиницу «Дубки» Электроника?

Кто помог Громову внести чемодан?

Опишите чемодан.

Докажите, что Громов любит природу?

Каким был кибернетический мальчик? (опиши) и т.д.

Чтение диалога профессора с Электроником.

А Электроник?

С чего начались его приключения?

Деление текста на части. Озаглавить части. (работа в парах)

Взаимопроверка.

Какова идея произведения?

7. Рефлексия

Из какого произведения эти иллюстрации? (слайды)

Выбери героев произведения.

Закончи предложение – мне очень понравилось ….

8. Итог урока. Составим «Синквейн» Электроник.

друга.

Спасибо за урок!




Top