Урок литературы "Праведница земли русской" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор")

Александр Исаевич Солженицын

«Матрёнин двор»


  • Дата рождения
  • Место рождения
  • Место проживания
  • Политические взгляды:

*Кисловодск, терская область, РСФСР

*РСФСР, Швейцария, США, Россия

*диссидент, выступавший в течение 1960-1980гг. против политического строя СССР,

  • Дата смерти

коммунистических идей, политики властей

  • Место смерти
  • Род деятельности

*Академик

*Москва, Российская федерация

*Прозаик, историк-публицист, поэт и общественный деятель;

Российской Академии наук

  • Жанр произведений:

*Повесть, рассказ, роман, публицистика, эссе, «крохотки», лексикография

*Нобелевская премия по литературе (1970)

*Темплтоновская премия

  • Награды:

*Большая премия Французской Академии морально-политических наук

*Орден Отечественной войны 1 степени

*Орден Красной Звезды

*Орден Звезды Румынии



  • На всю жизнь отложились в его памяти длинные очереди женщин к тюрьмам НКВД в Ростове-на-Дону, где жили тогда Солженицыны; его вступление в комсомол и участие в любительских спектаклях; учёба одновременно в двух институтах: в Ростовском университете на физмате и заочно в Московском институте философии и литературы – мечтал стать писателем.
  • Университет закончил с отличием и был рекомендован деканатом ассистентом или аспирантом.
  • Интересовался театром. Летом 1838 года сдавал экзамены в театральную школу-студию Ю.А.Завадского, но неудачно.

  • 27 апреля 1940 года женился на студентке Ростовского университета Наталье Решетовской (1918-2003), с которой познакомился в 1936 году.
  • В сентябре 1941 года вместе с женой получил распределение школьным учителем в Морозовск Ростовской области, однако уже 18 октября был призван и направлен в грузовой конный обоз рядовым.

  • По законам жития судьба принесла ему новые испытания. Наступил 1941 год, и 18 октября Солженицын был призван на фронт. Сначала офицерское училище, затем фронтовой путь от орла до Восточной Пруссии, боевые награды: Орден Отечественной войны 2 степени и Орден Красной Звезды.
  • На фронте Солженицын продолжал интересоваться общественной жизнью, но стал критически относиться к Сталину (за «искажение «ленинизма»»); в переписке со старым другом (Николаем Виткевичем) ругательно высказывался о «Пахане», под которым угадывался Сталин.
  • Письма вызвали подозрение военной цензуры.

2 февраля 1945 года последовало телеграфное распоряжение № 4146 о немедленном аресте Солженицына и доставке его в Москву.

  • 3 февраля армейской контрразведкой начато следственное дело 2/2 № 3694-45. 9 февраля Солженицын в помещении штаба подразделения был арестован, лишён воинского звания капитана, а затем отправлен в Москву, в Лубянскую тюрьму.

В 1945 – Солженицына приговорили к 8 годам исправительно-трудовых лагерей, 5 лет провёл в Москве и Подмосковье, 3 – в Средней Азии.

В 1952 году, пройдя круги тюремного ада, стал свидетелем восстания заключённых в Экибастузе.

Лагерь – отрицательная школа жизни… А.И.Солженицын


  • Сосланный на вечное поселение в Казахстан, сочинивший уже несколько произведений, Солженицын узнаёт, что смертельно болен: диагноз – рак.
  • И снова, как в житии, происходит чудо – рак отступает.

После освобождения Солженицын был отправлен в ссылку на поселение «навечно» (село Берлик Коктерекского района Джамбульской области. Работал учителем математики и физики в 8-10 классах местной средней школы имени Кирова.


ГУЛАГ И снова, как в Житии, происходит чудо: после лечения, операции - болезнь отступает…



  • Автор создаёт произведения, в которых воплотил свои размышления о смысле жизни, о человечности, о борьбе добра и зла, о жизни и смерти: «Матрёнин двор», «Раковый корпус».
  • Лишь немногие из них появились в советской печати, большинство текстов публиковалось на Западе, печаталось на машинке либо просто переписывалось по ночам, чтобы утром передать кому-то другому.

  • Всё это не могло не раздражать власти, и в 1969 году его исключили из Союза писателей. Травля обострилась, когда в 1970 году ему была присуждена Нобелевская премия. А после публикации на Западе «Архипелага ГУЛАГ» писателя насильственно выслали из страны.

А.И.Солженицын покидает Россию

После недолгих скитаний по Европе он поселяется в штате Вермонт в США


Семья А.И.Солженицына

Он много трудится, пишет книги и публицистические

статьи: «Не обычай дёгтем щи белить – на то сметана», «Великопостное письмо патриарху Пимену», «Бодался телёнок с дубом»



Осенью 1994 года возвращается в Москву

Вернувшись в Россию в 1994 году, пишет и публикует в журнале «Новый мир» философские миниатюры «Крохотки», создаёт «Литературную коллекцию» о творчестве русских писателей.


Снова в России .

  • С приходом перестройки официальное отношение в СССР к творчеству и деятельности Солженицына стало меняться, были опубликованы многие его произведения (в журнале «Новый мир»).
  • Одновременно в «Литературной газете» была опубликована статья Солженицына о путях возрождения страны, о разумных, на его взгляд, основах построения жизни народа и государства - «Как нам обустроить Россию. Посильные соображения».

  • Авторский гонорар за эту статью Солженицын перечислил в пользу жертв аварии на Чернобыльской АЭС ] . Статья вызвала огромное количество откликов.
  • В 1990 году Солженицын был восстановлен в советском гражданстве, в этом же году он получает Госпремию за «Архипелаг ГУЛАГ».

  • В середине 90-х годов личным распоряжением президента Б.Н.Ельцина ему была подарена государственная дача «Сосновка-2» в Троице-Лыкове.
  • Солженицыны спроектировали и построили там двухэтажный кирпичный дом с большим холлом, застеклённой галереей, гостиной с камином, концертным роялем и библиотекой, где висят портреты Столыпина и Колчака.
  • В 1997 году был избран действительным членом Российской Академии наук.
  • В 1998 году был награждён Орденом Андрея Первозванного, однако от награды отказался: «От верховной власти, довёдшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу

Вручение Государственной Премии.

  • 12 июня 2007 года президент Владимир Путин посетил Солженицына и поздравил его с присуждением Государственной премии.
  • Сам писатель вскоре после возвращения в страну учредил Литературную премию своего имени для награждения писателей, «чьё творчество обладает высокими художественными достоинствами, способствует самопознанию России, вносит значительный вклад в сохранение и бережное развитие традиций отечественной литературы».


  • Александр Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни, в своём доме в Троице-Лыкове
  • Смерть наступила в 23:45 по московскому времени от острой сердечной недостаточности.
  • прах Александра Солженицына был предан земле в Некрополе Донского монастыря, рядом с могилой историка Василия Ключевского.

Не стоит село без праведника…

Под моими подошвами всю мою жизнь – земля Отечества, только её боль я слышу, только о ней пишу .

А.И.Солженицын.


  • Рассказ «Матрёнин двор», как и «Один день Ивана Денисовича», во многом автобиографичен.
  • Прототипом главной героини Матрёны Васильевны Григорьевой была Матрёна Васильевна Захарова, женщина, у которой Солженицын жил после возвращения из ссылки.

  • Село Тальково, где разворачиваются события, - это деревня Мальцево Курловского района Владимирской области.
  • Но это не мемуары, а – «чистая литература».
  • Повествование в нём передано рассказчику Игнатьичу, вернувшемуся летом 1957 года из пыльной горячей пустыни (читай: из казахстанской ссылки) и отправившемуся на «поиски живой души» в самую «нутряную Россию»

  • Однако рассказ начинается с небольшого вступления о том, что на 184 км от Москвы поезд по непонятным причинам замедляет ход.
  • Этот зачин предваряет повествование о событиях трагических. Но речь о них впереди.
  • А пока мы узнаём о желании рассказчика учительствовать, о назначении в Торфопродукт, о поисках жилья и о том, что оно было наконец найдено в деревне Тальково у Матрёны, «одинокой женщины лет 60--ти»

  • А.Т.Твардовский сказал: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой интерес? Эта женщина не начитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, её душевный мир наделён таким качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной».
  • Сплошные НЕ! «У неё не так уборно, в запущи она живёт»; отзывы о Матрёне были неодобрительны: и не чистоплотная она была, и не бережная, и даже поросёнка не держала… Когда болела, «..не жаловалась, не стонала, не пила, не ела и ничего не просила»

  • Матрёну не понимал не только Игнатьич, человек по своему душевному складу близкий героине, но и родственники, односельчане.
  • В конце концов рассказчик постиг суть её характера и суть её жизни, но все остальные остались слепы и глухи.
  • Почему? Об этом размышляет автор на страницах своего рассказа.

  • Лучшие стороны характера Матрёны показывают несколько эпизодов. В первую очередь, это эпизод, когда Фаддей с сыновьями ломают горницу Матрёны, которую она решила отдать Кире. Автор говорит: «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда».
  • И таких эпизодов много: и просьба соседки помочь докопать картошку, и просьба жены председателя помочь колхозу. Она никогда не отказывает никому, даже если больна, и не берёт взамен ни копейки.
  • Она была в «ладах со своею совестью», была чиста, как ребёнок.

  • И эта доброта довела Матрёну до гибели. Люди не могли понять её душу, а использовали её помощь и доброту в корыстных интересах, даже не пытаясь ничего дать взамен.
  • Но ей и не нужны были ни деньги, ни продукты, а внимание, понимание, уважение.
  • А этого-то она и не дождалась!…

  • Муж пропал на войне, она не знала любви, заботы…
  • Матрёна никому не рассказывала о своей тяжёлой судьбе, видимо, боясь показаться слабой или просто не желая никого обременять.
  • Матрёна принимает тяжёлое решение сломать горницу, чтобы строиться приёмной дочери – лесу нет, а участок получен.
  • Она отчётливо понимает: «…было это - конец её жизни всей».

  • Символично, что гибнет она в тот момент, когда помогает перевезти горницу на новое место.
  • И приметы: потеря котелка на водосвятие, исчезновение колченогой кошки и «дуель» - словно предсказывают будущую трагедию.
  • Все её поступки – нарушение всех норм и правил, «канонов».
  • Жизнь её должна закончиться счастливой смертью, а не нелепой гибелью.
  • Матрёна погибает. На прощании лишь два человека искренне горюют о ней: её верная подруга Маша и приёмная дочь Кира.

Всех остальных волнует один вопрос:

кому достанется Матрёнино добро.

Плач по покойнице – это «не просто плач, а своего рода политика», плач-спор о разделе имущества.


Ни город.

Ни вся земля наша».


Рассказ, по существу, закончен пословицей. Но в словаре В.И.Даля она звучит иначе: «Не стоит город без святого, селение без праведника».

Солженицын же, не меняя структуру, усиливает смысл: ведь земля – это страна, родина, мир.

Разделы: Литература

План урока:

1.Оргмомент. Знакомство учащихся с целью урока.

2. Вступительное слово учителя.

3. Презентация учителя “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”.

4. Знакомство с историей создания рассказа “Матренин двор”.

5. Работа над заглавием рассказа “Матренин двор”.

6. Аналитическая беседа

7.Заключительное слово учителя.

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Солженицына;
  2. помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.
  3. познакомить учащихся с историей написания рассказа “Матренин двор”;
  4. подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской;

Предварительное домашнее задание:

  1. Прочитать рассказ А.И.Солженицына “Матренин двор”.
  2. Индивидуальные задания:
  • подготовить мультимедийную презентацию по теме “История создания рассказа “Матренин двор”
  • подготовить мультимедийную презентацию по теме “Значение слова праведник”
  • выразительное чтение наизусть стихотворения Булата Окуджавы.
  • рассказ о прошлом от лица Матрены

Эпиграф к уроку:

“Все мы жили с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша” А. И. Солженицын.

Оборудование к уроку:

  • экран, мультимедийный проектор;
  • презентация учителя “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”
  • презентация учащегося “История создания рассказа “Матренин двор”;
  • презентация учащегося.

Ход урока

1. Оргмомент. Знакомство учащихся с целью урока

2. Вступительное слово учителя

Ребята! Сегодня у нас необычный урок, тема его “Праведница земли русской”, а посвящен наш урок будет А.И. Солженицыну и его произведению “Матренин двор”. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с основными этапами жизни и творчества Александра Исаевича, узнаем, какова история создания его рассказа “Матренин двор”, попытаемся осмыслить образ Матрены как праведницы земли русской.

Чтобы настроиться на серьезный лад нашего разговора, я предлагаю вам послушать духовное пение Ф. Шаляпин, именно его слушал А. Солженицын, находясь в доме главной героини рассказа Матрены. (Звучит духовое пение в исполнении Шаляпина)

Сегодня я предлагаю вам, ребята, познакомиться с жизнью и творчеством человека, писателя, политика, автора выдающихся произведений, мы будем говорить об Александре Исаевиче Солженицыне.

3. Презентация учителя “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”. (Приложение 1)

Детство и юность будущего писателя. (Приложение 1 , слайд 3)

Со стороны отца Солженицына происходит из старинной крестьянской семьи. Отец Исаакий Семенович получил университетское образование. Семья матери была богатой, дед Солженицына дал своей дочери Таисии Захаровне прекрасное воспитание и образование.

Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года (исполнилось 89лет), а за 6 месяц до рождения сына при странных обстоятельствах на охоте погибает его отец. Поэтому воспитанием Солженицын занимается мать, дедушка и бабушка.

Детство писателя было похоже на детство всех советских детей: учился в обычной школе, был старостой класса, любил футбол, посещал театр. В 1936 году поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. На 1 курсе знакомится с Натальей Решетовской, ставшей его женой в 1940году.

На фронтах ВОВ. (Приложение 1 слайд 4)

В 1941 году Солженицын оканчивает университет в Ростове и 18 октября уходит на фронт, сначала простым солдатом, а после окончания офицерской школы становится лейтенантом. С 1941-1945гг. Солженицын командует артиллерийской батареей в одном из сражений, выводит ее из окружения, за что Солженицын был представлен к ордену Красного знамени. Вместо награды Солженицын арестовывают. В 1945году его переписка с другом Николаевым Виткевичем попадает под надзор контрразведки. Они, критикуя политическую обстановку в стране и шифруясь, называют Ленина “Вовкой”, а Сталина - “Паханом”

Арест и лагерь (Приложение 1 слайд 5, 6)

Капитан Солженицын был разжалован. За 3 месяца до победы его арестовывают и 27 июля осуждают на 8 лет исправительных трудовых лагерей. Затем последовала Бутырская тюрьма, кирпичный завод в Ново – Иерусалиме, Мардоинская спецтюрьма, лагерь в Экибастузе. Именно в это время Солженицын узнает, что у него обнаружили раковую опухоль.

После смерти Сталина в 1953 году С. выходит из лагеря на “вечное ссыльнопоселение” в акул Кок Терек Джамбульской области. Эта “вечность” поселения длилась 3 года: в 1956 году Солженицын реабилитирован и работает учителем сельской школы во Владимирской области. Именно с этим периодом жизни связан рассказ Солженицын “Матренин двор”. В 1957 году состоялся переезд в Рязань, где он работает в школе и пишет “В круге первом”.

Именно в этот период снова о себе дает знать грозное заболевание. Солженицын борется с болезнью различными методами и излечивается от него. С этого времени Солженицын становится верующим человеком.

Взаимоотношения с государственной властью. Выдворение из страны. (Приложение 1, слайд 8)

В конце 50 в начале 60-х гг. публикуется несколько рассказов, среди них “Один день”. Вслед за публикацией рассказа Солженицына принимают в союз писателей. С этого момента начинаются творческий подъем писателя.

В 1967 году на открытии съезда союзов писателей Солженицын выступает о вреде цензуры. Многим это не понравилось, именно с тех пор, с мая 1967 года начинается открытая и беспощадная борьба Солженицына и Советской власти. Его исключают из союза писателей. Чтобы не осудили за тунеядство. Ростропович берет Солженицына работать дворником на дачу, а 1970 году советскому дворнику присуждают Нобелевскую премию. В 1973 году в Париже выходит “Архипелаг ГУЛАГ”. Это вызвало бурю возмущений в Советской печати

13февраля 1974 года Солженицына арестовали, лишили советского гражданства и выдворили за пределы Советского союза, в Германию. С этого момента начинается жизнь в изгнании.

Возвращение на родину. (Приложение 1, слайд 9)

Но все это время Солженицын мечтает вернуться на родину. “Я не теряю надежды при жизни вернуться. Но это не будет возможно до напечатания в России моих главных книг. Я не могу вернуться как бы немым”.

Главные книги Солженицына увидели свет, и Солженицын вернулся в Россию. В 1989 году отменили решение об исключении из Союза писателей. В 1994 году Солженицын вернулся на Родину. Солженицын и сейчас живет под Москвой, имеет свою точку зрения на события, происходящие в России, Солженицын не примыкает ни к “левым”, ни к “правым”.

4. Знакомство с историей создания рассказа

О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставят рассказ “Матренин двор”. Его называют “блистательным”, “подлинно гениальным произведением”. “Рассказ правдив”, “рассказ талантлив”, отмечалось в критике. Мы сейчас узнаем, когда и как появился этот рассказ.

Выступление учащегося с презентацией “История создания рассказа “Матренин двор” (Приложение 2 )

5. Работа над заглавием рассказа “Матренин двор”.

Давайте вернемся к первоначальному заголовку рассказа “Не стоит село без праведника”. Мы с вами видим, что А.И. Солженицын обращается к литературной традиции изображения праведника. Сейчас мы услышим, что означает слово “праведник”, как его толкуют авторы различных словарей и что же сопровождает праведника по жизни.

Выступление учащегося с презентацией “Значение слова “праведник” (Приложение 2)

Как же вы понимаете заголовок “Не стоит село без праведника”?

Всеми перечисленными качествами обладает главная героиня рассказа Матрена Васильевна. Постараемся понять образ главной героини и постигнуть ее судьбу через время, в которое ей довелось жить, через образы людей, которые были рядом

6. Аналитическая беседа

Обратимся к началу рассказа. Шел 1956 год. Игнатич возвращался из лагеря, ему “хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России”. Что же Игнатич узнает о героине, Матрене Васильевне Григорьевой, в доме которой он остановился?

Что же заставляло такую добрую, бескорыстную Матрену воровать?

В чем же находила смысл жизни Матрена Васильевна?

В каких эпизодах раскрываются лучшие стороны характера и поведения Матрены и ее постояльца? Что общего у них?

О чем же поведала Матрена своему постояльцу?

Проблемные вопросы.

Каковы причины гибели героини? Кто виноват в смерти Матрены?

Можно ли героиню представить счастливой?

Сейчас, ребята, мы с вами услышим рассказ о жизни Матрены от первого лица. Давайте представим себе, что это сама Матрена говорит о себе.

Рассказ ученицы о жизни Матрены.

Сегодня мы услышали много добрых слов в адрес главной героини рассказа, но если мы обратимся к эпиграфу, то поймем, что лучше всего сказал о своей героине автор: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля”

В статье “Раскаяние и самоограничение” Солженицын обозначит некую меру праведности, непрерывно возрастающую в одних и недоступную другим: “ Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, - это – праведники, мы их видели, удивлялись (“чудаки”), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, – и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину”. Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу.

На жизнь во многом изменилась. Все больше появилось взаимной ненависти, отчуждения, озлобления. Многим может показаться, что в наше неспокойное время встретить подобных людей просто невозможно. Разрешите мне не согласиться. Не соглашусь, прежде всего потому, что убеждена: никакие самые страшные потрясения не могут за столь короткий срок полностью уничтожить духовность народа, изуродовать, извратить – да, но не уничтожить.

Да к тому же если бы это было так, то разве сохранились бы в нашей литературе странные люди, блаженные, праведники, не подмятые, не сломленные ни системой, ни идеологией? Такова главная героиня произведения Матрена Васильевна Захарова.

Вывод учащихся: Жизнь и судьба этой женщины является для нас настоящим уроком жизни - уроком добра, совести и человечности.

7. Заключительное слово учителя.

Послушаем прекрасное стихотворение Булата Окуджавы

Ученица читает стихотворение Булата Окуджавы.

В нашей жизни, прекрасной и странной,
И короткой, как росчерк пера,
Над дымящейся свежею раной
Призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
Поразмыслить, покуда живой,
Что там кроется в сумерках сердца,
В самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
Но пора научиться, пора
Не вымаливать жалкие крохи
Милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
Что по – своему тоже права,
Не выжуливать жалкие крохи,
А творить, засучив рукава.

Мне хочется, чтобы в конце урока мы послушали “Реквием” Моцарта, несколько минут помолчали, осмыслили судьбу, только что прошедшую перед нами, и подумали: “Устоит ли земля наша без праведника и чего стоит она без таких прирожденных ангелов?”.

Домашние задание: в жанре эссе ответить на вопрос “Нужны ли сегодня праведники”.

Список литературы:

  1. Кульневич С. В. , Лакоценина Т. П. “Современный урок”. Изд. “Учитель”. 2005 г.
  2. Тарасов А. Б. “Праведники Чехова”. Православный педагогический журнал. 21. 04. 04.
  3. Шорохов. А. “Великорусский Гоголь”.

Cлайд 1

«Образ русской женщины в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Истинный человек выказывается едва ли не только в минуты прощания и страдания – он это и есть, его и запомните… В. Распутин Цель урока: осмысление в процессе анализа значимости вечных ценностей русской духовной культуры (праведности, естественности, простоты, человечности, смирения, терпения). Задачи: раскрыть своеобразие писательской манеры, расширить представление о теме праведничества в литературе; развивать умения анализировать и обобщать, активизировать познавательную деятельность учащихся; вызвать эмоциональный отклик при знакомстве с судьбой героини рассказа, вовлечь в размышления о смысле человеческого бытия.

Cлайд 2

Cлайд 3

Анна Ахматова о рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» «Удивительная вещь… Это пострашнее «Ивана Денисовича»… Там можно все на культ личности спихнуть, а тут… Ведь это у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги…»

Cлайд 4

Словарик Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности; у верующих: человек, не имеющих грехов. Портрет- описание внешности персонажа; одно из средств создания образа. Деталь- средство, помогающее представить картину, предмет, характер в неповторимой индивидуальности. Композиция- построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.

Cлайд 5

Традиции Н. А. Некрасова в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Молва идет всесветная, Что ты вольготно, счастливо Живешь… скажи по- божески, В чем счастие твое? Можно ли утверждать, что Матрёна Тимофеевна Корчагина счастлива, живет в достатке и уклад ее жизни устоялся?

Cлайд 6

В. Распутин Матрёна Васильевна «Прощание с Матёрой» А. И. Солженицын старуха Анна «Матрёнин двор» В. Распутин Матрёна Корчагина «Последний срок» Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» старуха Дарья Ответ: в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» героиня Дарья, в повести В. Распутина «Последний срок» героиня Анна, в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» героиня Матрёна, в поэме Н. А. Некрасова героиня Матрёна Корчагина. Совместите имена героинь с произведениями

Cлайд 7

В. Распутин «Последний срок» Сцена из спектакля. «Страх от сознания, что мать вот- вот умрет, не похож на все прежние страхи, которые выпадают им в жизни, потому что этот страх всего страшнее…»

Cлайд 8

В. Распутин «Прощание с Матёрой» Проблема человеческой памяти, верности своему роду. Дарья обращается к Богу: «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». МАТЁРА- земля, дом, храм…

Cлайд 9

«Молодому человеку свойственно прежде физическое, чувственное познание мира, духовное приходит (если приходит) позже, всему, как говорится, свой срок. Дух не обязательно живет в каждом человеке. Бывает и так, что жить ему в человеке негде, место для него не приготовлено, почва не удобрена. Удобрять ее следует с самых младых лет… Бездуховный человек способен и жизнь пройти, нe ведая о своей беде… Бездушный человек, тот и вовсе опасен для окружающих. Мои героини, старуха Анна из «Последнего срока» и старуха Дарья из «Прощания с Матерой» могут показаться … несчастными созданиями, весь век просидевшими на месте рождения в глухом углу и не вкусившими плодов цивилизации… Отсюда … их … рассуждения… о совести, о вере, об ответственности… К чему обращается человек в переломные и критические моменты, к чему он взывает? К ним, к этим понятиям… » . Выразите свое отношение к высказыванию Валентина Распутина. Согласны ли вы с автором?

Cлайд 10

«Не дело- между бабами счастливую искать»? Семья Дом Работа Отношение к Богу Старуха Дарья Сын Павел, внук. Расставаясь со своей избой, Дарья подметает и прибирает её, белит («ей предстояло готовить избу не к празднику»). «Но теперь в отличие от сенокоса не сходились вместе, не пели песен». «Работа- это то, что остается после тебя». «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». Матре на Тимофеевна О муже: «Уж будто не колачивал? … Раз только». Сына Демушку не уберегли. «Что год, то дети: некогда ни думать, ни печалиться…» В родительском доме: «за батюшкой, за матушкой как у Христа за пазухой». «И добрая работница… я смолоду была». «Работай, как раба». «… дай Бог с работой справиться и лоб перекрестить». Стару ха Анна Пятеро детей: Варвара, Люся, Илья, Михаил, Татьяна. «Я помру… сюда наведывайтесь, здесь весь наш род». «Впервые за много лет собрались в родном доме». «Изба был большая… перегорожена всего на две половины». «И работа дружная…. и ее любили». Верила в Бога: «бог дал, бог и взял». «Господи, прости нам прегрешения наши». «И своя жизнь вдруг показалась ей доброй… удачной». Матре на Васильев на

Cлайд 11

«Не дело- между бабами счастливую искать»? Семья Дом Работа Отношение к Богу Старуха Дарья Сын Павел, внук. Расставаясь со своей избой, Дарья подметает и прибирает её, белит «ей предстояло готовить избу не к празднику». «Но теперь в отличие от сенокоса не сходились вместе, не пели песен». «Работа- это то, что остается после тебя». «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». Матре на Тимо феев на О муже: «Уж будто не колачивал?… Раз только» Сына Демушку не уберегли. «Что год, то дети: некогда ни думать, ни печалиться,…» Пять сыновей. В родительском доме: «за батюшкой, за матушкой как у Христа за пазухой». «И добрая работница… я смолоду была». «Работай, как раба». «…дай Бог с работой справиться». «…дай Бог с работой справиться и лоб перекрестить». Старуха Анна Пятеро детей: Варвара, Люся, Илья, Михаил, Татьяна. «Я помру…сюда наведывайтесь, здесь весь наш род». «Впервые за много лет собрались в родном доме». «Изба был большая…перегорожена всего на две половины». «И работа дружная…. и ее любили». Верила в бога: «бог дал, бог и взял». «Господи, прости нам прегрешения наши». «И своя жизнь вдруг показалась ей доброй…удачной». Матре на Васи льев на Шестеро детей умерли. Муж не вернулся с войны. Взяла на воспитание дочь Фаддея Киру. «Строено было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти». В колхозе работала за палочки трудодней, «…помогала другим людям бесплатно». «Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как- то истово». «Не видел, как молилась». Всякое дело начинала с Богом. Грехов было «…меньше, чем у ее колченогой кошки. Та – мышей душила».

Cлайд 12

«Налево еще ступеньки вели вверх в горницу – отдельный сруб без печи… А направо шла сама изба, с чердаком и подпольем. Строено было давно и добротно, на большую семью…» Символы в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Горница

Cлайд 13

Символы в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» «Дом … стоял тут же, неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сторону, крытый щепою … и с украшенным под теремок чердачным окошком… Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда- то могучие…» ДОМ

Cлайд 14

Фикусы – разновидность вечнозеленых тропических растений семейства тутовых. Декоративное комнатное растение с широкими овальными листьями. «Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны». Окружение Матрёны

Cлайд 15

« …жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное- колченога… Хотя она ходила на четырех ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога».

Cлайд 16

«Мне почти не слышались её утренние хлопоты». А. И. Солженицын «… на каждый день у неё приходилось и какое-нибудь другое немалое дело… Мне молока и от козы хватает. А корову заведи, так она меня самою с ногами съест».



Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время… Д.И.Фонвизин …линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, - она проходит через каждое человеческое сердце - и черезо все человеческие сердца… А.Солженицын




История создания «Матрёнин двор» второй из опубликованных в журнале «Новый мир» рассказов Александра Исаевича Солженицына. «Основополагающей вещью» всей русской «деревенской» литературы назвал это произведение литературовед Андрей Синявский. Авторское название рассказа «Не стоит село без праведника». Название «Матрёнин двор» предложено Александром Твардовским перед публикацией и утверждено в ходе редакционного обсуждения 26 ноября 1962 года: «Название не должно быть таким назидательным», аргументировал Твардовский. «Да, не везёт мне у вас с названиями», отозвался, впрочем довольно добродушно, Солженицын. Сопоставьте оба названия. В чём вы видите главное отличие?


Смысл названия рассказа Российское село держится на людях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи. Нравственные начала имеют чёткие границы только в границах Матрёниного двора, в более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди часто очень сильно отличаются от неё. «Не стоит село без праведника» «Матрёнин двор» Матрёна Васильевна Захарова (1956 год)


Автобиографический характер рассказа Известно, что этот рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как быль. Истинное название деревни Мильцево, Курловского района, Владимирской области. Как вы думаете, исключает ли автобиографичность рассказа восприятие образа главной героини как типического характера?




Судьба главной героини В центре внимания писателя судьба деревенской женщины Матрёны Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе. Одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина много страданий претерпела от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила. Лекарством от всех недугов, тоски и отчаяния для Матрёны был труд. Пережив на своём веку множество испытаний, Матрёна Григорьева сумела сохранить общительный нрав и способность откликаться на чужую беду. Лоб её недолго оставался омрачённым...: Матрёна умеет прощать людям, не таит обиды на судьбу. Для неё нормальное состояние - не злоба и воинственность, а доброта и смирение.


Идея и проблематика рассказа подчинены одной цели - раскрыть красоту души Матрёны Идея: на примере судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдания только ярче проявляют меру человеческого в каждом из людей Проблематика: 1.Русская деревня начала 50-х годов 20 века, её жизнь, обычаи, нравы. 2.Взаимоотношения власти и человека-труженика. 3.Карающая сила любви. 4.Особая святость помыслов героини.




Не стоит село без праведника… Прав ли Солженицын, называя отнюдь не идеальную Матрёну праведницей? ПРАВЕДНИК - человек с чистой совестью и душой (В.И.Даль«Толковый словарь живого великорусского языка»); праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник; человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали (С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»); тот, кто во всём руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности («Академический словарь русского языка»)




Не стоит село без праведника… Моральные качества Матрёны Григорьевны, такие как честность, терпение, отсутствие зависти, позволяют нам считать её праведницей. Автор отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от неё внутренний свет, добавляя, что она всегда... обезоруживала лучезарной улыбкой. К тому же, она живёт по правилам, которые считает непоколебимыми, то есть, по своей правде. Праведность Матрёны основана на безразличии к материальным ценностям. Героиня не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг, довольствуется тем, что у неё есть. После смерти Матрёны многие её укоряли:...и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная;...и глупая, помогала чужим бесплатно, и лишь Игнатьич встал на её сторону, осознав её моральные принципы: Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша....


Нравственный идеал писателя Праведница Матрёна - нравственный идеал писателя. По А.И.Солженицыну, «смысл земного существования - не в благоденствии, а в развитии души». Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит своё назначение в проповедовании истины, духовности, в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ.




Перед этим Строгим сельсоветом, Перед этим Стадом у моста, Перед всем Старинным Белым светом, Я клянусь, Душа моя чиста... Пусть она Останется чиста До конца, До тихого креста! Заклинание Н.Рубцов До конца, До тихого креста Пусть душа Останется чиста! Перед этой Скромной, Захолустной Стороной Болотистой моей, Перед жнивой Прелестной и грустной В дни осенних Горестных дождей,


ТЕСТ Прочитайте текст Так и поселился я у Матрёны Васильевны. Комнаты мы не делили. Её кровать была в дверном углу у печки, а я свою раскладушку развернул у окна и, оттесняя от света любимые Матрёнины фикусы, ещё у одного окна поставил столик. Электричество же в деревне было – его ещё в двадцатые годы подтянули от Шатуры. В газетах писали тогда "лампочки Ильича", а мужики, глаза тараща, говорили: "Царь Огонь!" Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрёны и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она ещё не протекала и ветрами студёными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны. Кроме Матрёны и меня, жили в избе еще – кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное – колченога. Она из жалости была Матрёной подобрана и прижилась. Хотя она и ходила на четырех ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога.


ТЕСТ Выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа: А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: А) рассказ, Б) повесть, В) быль, Г) роман. А2. Какое место занимает фрагмент в произведении? А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжета, Г) является кульминацией сюжетного действия. А3. Главной темой данного фрагмента является: А) образ жизни рассказчика, Б) дом Матрёны, В) внешность Матрёны, Г) природа. А4. Почему Матрёна приютила кошку? А) из материальных соображений, Б) из жалости, В) от нечего делать, Г) из любви к животным. А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание избы Матрёны? А) показать её незаурядность, непохожесть на других, Б) сопоставить Матрёну с рассказчиком, В) раскрыть характер героини, Г) заинтересовать читателя.


ТЕСТ Выполните задание В1 - В5 с развёрнутым ответом: В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить своё отношение к ней: «изба доброжилая», «любимые фикусы», «с прохудившейся стороны»? В2. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «В газетах писали тогда «лампочки Ильича», а мужики, глаза тараща, говорили: «Царь Огонь!»? В3. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его жилища: «Комнаты мы не делили…» и далее. В4. Напишите название любимого растения героини. В5. Каким эпитетом характеризуется кошка Матрёны? Использованный материал Источники иллюстраций: penza.ru/images/stories/artpenza/Hudogniki/Chumak/Postupleniya_24_12_09/I MG_0694.jpg Википедия свободная энциклопедия Миронова Н.А. Тесты по литературе в 11 классе. - М.: Экзамен, Егорова Н.В.Поурочные разработки по русской литературе в 11 классе. - М.: Вако, Егорова Н.В. Литературоведческий анализ произведений русской литературы в классе. - М.: Вако, Анализ рассказа:



  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Раскрыть художественные особенности рассказа путём целостного анализа текста;
  • Развивать творческие способности учащихся (умение свободно высказывать своё мнение, опираясь на прочитанное);
  • Повышать речевую культуру учащихся во время анализа художественного произведения;
  • Остановиться на таких вопросах нравственного воспитания, как справедливость, бескорыстие, достоинство;
  • Формирование читательских интересов.

  • Изучая русскую литературу 20 века, мы не можем не говорить о творчестве А. И. Солженицына, и даже больше – об эпохе Солженицына. С его именем и с его творчеством связан весь 20 век. Леонид Бородин назвал его « опорой, которая так нужна в нашем противосто-

янии равнодушию».

А что вы знаете о Солженицыне?



  • Для меня А. И. Солженицын всегда будет олицетворять великого русского писателя, «Льва Толстого 20 века».

А какое место отводите вы Солженицыну в русской литературе? Кто он для вас?

* Интеллигент, удивительное чудо, талант, патриот, русский писатель, совесть земли Русской, достойнейший человек, изгнанник, избранник России, пророк…



«Деревенская проза» 20 века.

«Матрёнин двор»

«Новый мир».

«Не стоит село без праведника»

Матрёнин двор –

Матрёнин мир –

Особый мир праведника

«Праведник – человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности».

«Крестьянская поэзия» 19 века

(Некрасов)


  • Образы Матрёны Васильевны и Матрёны Тимофеевны Корчагиной созвучны, сочетаемы. Рассказ «Матрёнин двор» не особое явление русской литературы 20 века, а плоть от плоти русской классической литературы 19 века – «крестьянской поэзии» Н.А.Некрасова и др.
  • В 1956 году Солженицын решил дать этому рассказу новое название, так как Матрёна Васильевна – одна из праведниц земли русской.
  • Но в итоге вернулся в 1959 году к названию 1953 года – «Матрёнин двор», так как название это имеет более глубокий, даже глубинный смысл: Матрёнин двор – Матрёнин мир – особый мир праведника – русский патриархальный мир. Под этим названием рассказ вышел в 1963 году в журнале «Новый мир».
  • Образ Матрёны-праведницы даёт нам право говорить, что из этого рассказа «вышла» «деревенская проза» 20 века – книги Ф.Абрамова, В.Шукшина и других писателей.

  • Рассказ «Матрёнин двор» - одно из интереснейших произведений А. И. Солженицына. Его главная героиня – простая сельская труженица Матрёна. С одной стороны её можно рассматривать как жертву власти и алчности людей. Но с другой – жалкой и несчастной её не назовёшь. Через суровые испытания прошла эта женщина, но сохранила в своей душе христианский огонь любви к людям, осталась верна библейским законам нравственности, уберегла незапятнанной свою совесть. Так кто же она – Матрёна – жертва или святая? Над этим вопросом мы подумаем, анализируя рассказ.
  • Этот рассказ автобиографичен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и её смерть воспроизведены как были. Истинное название деревни – Мильцево (Курловский район Владимирской области). В основе рассказа – случай, раскрывающий характер главной героини. Через трагические события – гибель Матрёны – автор приходит к глубокому пониманию её личности.


  • Почему Солженицын разделил свой рассказ на 3 части? Озаглавьте каждую из них. Объясните своё заглавие.
  • 1 часть – «Матрёна в восприятии рассказчика» - говорит рассказчик.

2 часть – «Прошлое героини» - рассказывает сама.

3 часть – «После смерти» - говорят односельчане.




  • Какие эпизоды в рассказе раскрывают лучшие стороны характера и поведения героини? Найдите их в тексте.
  • Эпизод с фикусами, кошка, вера в Бога, музыка, Кира и др. Черты характера – трудолюбие, сердечность, простота, бескорыстие, сострадание, сочувствие.


  • Почему её не понимал ни муж, ни сёстры, ни соседи? За что они её осуждали?
  • Не понимали, потому что не похожа на других, незаурядная, особенная, не такая, как все. Осуждали, потому что нечистоплотная, хозяйства не держала, не бережливая, глупая, всем бесплатно помогала.

  • В чём противопоставлены Фаддей и Матрёна? Каков смысл этого противопоставления?
  • Как бы тяжела ни была судьба, она ярче проявляет меру человеческого в людях. Фаддей – ненасытный старик, самая страшная фигура в рассказе, потерял человеческую жалость, обуреваемый жаждой наживы. Вина Матрёны – озлобление Фаддея.

  • Каковы причины гибели Матрёны? Кто в этом виноват?
  • Матрёну убила чужая корысть, алчность. Через 40 лет Фаддей выполнил свою угрозу.


  • Каким вы видите автора и рассказчика? В чём он похож на Матрёну?
  • Рассказчик даёт оценку происходящему, становится действующим лицом. У них много общего: деликатность, благородство, сочувствие, сострадание. Они единомышленники, их мировоззрение во многом совпадает.


  • Как вы относитесь к героине рассказа Солженицына?
  • Так кто же она – Матрёна – жертва или святая?
  • Чему учит нас этот рассказ?
  • Какими словами мы можем озаглавить наш урок?
  • Рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор» - гимн крестьянскому труду и нравственной чистоте человека.

О каких художественных особенностях рассказа мы говорили на уроке?

1. Трёхчастная композиция рассказа позволяет глубоко и всесторонне рассказать о судьбе человека.

2. «Оголённая» проза, простота изложения, подчёркивающая трудную, «колотную житенку» Матрёны.

4. Скрытое противопоставление Матрёны односельчанам, подчёркивающее её избранность, «особость».






Top