Урок м зощенко самое главное. Михаил Зощенко

Муха цеце относится к мухам семейства Glossinidse, насчитывается которых порядка двадцати трех разновидностей. Большинство насекомых данного отряда представляют определенную опасность для человека, в частности укус мухи цеце считается переносчиком таких опасных болезней, как «сонная» или «нагана», поражающая крупный скот.

Про муху цеце доподлинно известно, что ее прямые родственники обитали на нашей планете уже более тридцати миллионов лет назад. Так или иначе, название этого насекомого слышал хотя бы краем уха фактически любой человек начиная со школьников младших классов общеобразовательной школы.

Особенности и среда обитания мухи цеце

Полет мухи цеце довольно сложно услышать «невооруженным слухом», что в сочетании с весьма скромными габаритами (средний размер варьируется в диапазоне от 10 до 15 мм) придает этим насекомым заслуженную славу «бесшумных убийц».

Достаточно взглянуть на фото мухи цеце , чтобы понять, что их внешний вид напоминает привычных нам мух, однако имеет свои отличия. К примеру, на голове насекомого расположен своеобразный «хоботок», которым муха цеце способна проколоть не только нежную человеческую кожу, но и толстую кожу животных таких как слон или буйвол.

Как выглядит муха цеце ? Большинство особей обладают серо-желтым окрасом. Рот насекомого содержит огромное количество острых микроскопических зубов, которыми муха цеце прогрызает непосредственно кровеносные сосуды для добычи крови.

В составе слюны присутствуют ферменты, не позволяющие сворачиваться крови жертвы. В отличие от комаров, у которых кровь сосут исключительно самки, представители мух цеце обоих полов пьют кровь. Во время всасывания крови брюшко насекомого значительно увеличивается в размерах.

В Африке муха цеце обитает фактически повсеместно. Существует один вид, который обитает на территории Австралии. Селиться эти мухи предпочитают непосредственно в тропических влажных лесах либо у воды, зачастую заставляя людей бросать самые лучшие пастбища и великолепные земледельческие угодья.

На текущий момент времени муха цеце не представляет особой опасности для диких животных, однако является настоящим бедствием для домашнего скота, лошадей, овец и собак.

Одними из немногочисленных животных, которые абсолютно не страдают от укусов этих ядовитых мух, являются зебры, поскольку их черно-белый окрас делает их «невидимыми» для опасных насекомых.

Муха цеце – переносчик различных ядов с одного животного на другое, при этом своего яда она не имеет и поэтому укус может действовать абсолютно по-разному. Наибольшую опасность, которая представляет для человека муха цеце – болезнь , которая известна как «сонная».

В том случае, если после укуса ядовитой мухи не поспешить с врачебной помощью, человек в течение периода от одной до трех недель впадает в кому с дальнейшей остановкой сердца.

Сонная болезнь может развиваться даже в течение целого года, постепенно превращая человека в «овощ». Кроме вышеупомянутых зебр, иммунитет к укусам мухи цеце имеется только у мулов, ослов и коз.

Несмотря на тот факт, что на всем африканском континенте муха цеце является огромной проблемой, полноценного решения ей не найдено. Как ни странно, но пока ученые бьются над разгадкой данной задачи, в Эфиопии выводят мух цеце для того чтобы бороться с нашествием этих ядовитых насекомых.

Самцов облучают при помощи гамма-излучения, после которого они утрачивают детородные функции. Также используется метод «ловушек», изготовленных из синей ткани и наполненных химикатами, поражающими насекомых.

Поскольку данное насекомое является весьма опасным для животных и человека, считается что одна из наиболее серьезных проблем для винчестеров Seagate – «муха цеце » , способная вывести «железо» вашего компьютера из строя.

Характер и образ жизни мухи цеце

Муха цеце обладает высокой скоростью полета и большой живучестью. Насекомое чрезвычайно агрессивно и нападает на любой предмет, который двигается и является излучателем тепла, будь то животное, человек или даже автомобиль.

В течение последних ста пятидесяти лет на территории Африканского континента ведется беспрерывная борьба с нашествием этого опасного насекомого. Доходило порой даже до совсем отчаянных мер, таких как вырубка всех без исключения деревьев в местах обитания мухи цеце и даже массовый отстрел диких животных.

От сонной болезни, переносчиком которой является муха цеце, на сегодняшний день существуют лекарства, однако они имеют огромное количество побочных эффектов (рвота, повышение артериального давления, тошнота и многие другие). На большинство укушенных мухой цеце лекарств на данный момент критически не хватает.

Питание мухи цеце

Муха цеце является насекомым, которое питается преимущественно кровью диких животных, домашнего скота и человека. Колючий хоботок мухи пробивает даже самую грубую кожу таких животных как слон и носорог.

Приземляется она достаточно бесшумно, поэтому вовремя заметить ее не всегда представляется возможным. Насекомое весьма прожорливо, и за один раз муха цеце выпить количество крови, равное собственному весу.

Размножение и продолжительность жизни мухи цеце

Жизненный цикл мухи цеце составляет приблизительно полгода, причем самка спаривается с самцом всего один раз. После спаривания самка производит непосредственно по одной личинке несколько раз в месяц.

Личинки моментально начинают «зарываться» во влажный грунт, где из них образуются куколки коричневого цвета, через месяц превращающиеся в половозрелых мух.

Самки мухи цеце являются живородящими, вынашивая личинку непосредственно в матке на протяжении полутора недель. За всю свою жизнь самка данного насекомого обыкновенно вынашивает от десяти до двенадцати личинок.

Каждая личинка получает питание в виде так называемого «внутриутробного молока». Благодаря одному из ферментов такого «молока», сфингомиелиназу, образуется клеточная мембрана, что в свою очередь позволяет личинке превратиться в муху.

Докучливые насекомые, что часто встречаются людям – это мухи. Они не только назойливо мешают, но также и являются переносчиками разных микробов и болезней . Это происходит из-за того, что эти насекомые питаются продуктами разложения , ходят по разным зараженным местам, любят навоз и прочие нечистоты . А после того лазают по продуктам питания, чистому белью, по посуде. При этом на их лапках, уже могут присутствовать болезнетворные бактерии, которые могут вызвать какие-нибудь болезни в человеческом организме, если вместе с зараженной пищей или посудой они попадают внутрь организма.

Откуда берутся - зависит от вида мухи

Не все мушиные питаются одинаковой едой. Хоть они и не особенно переборчивы, все же некоторые разновидности отдают особенное предпочтение тому или иному виду еды. Например, есть такие, что любят есть мяс о, а другие – сладкое , третьи - кислое . А некоторые питаются исключительно продуктами гниения. Поэтому следует сначала разобраться, как называются и как выглядят те или иные особи, которые падки на мясо, сало, или фрукты. Крылатые насекомые бывают следующих видов:

  • Дрозофилы . Очень любят фрукты, особенно подгнившие. Очень быстро размножаются . Опасны тем, что свои яйца откладывают в продуктах питания.
  • Комнатная муха . Обитает почти все время в жилом или нежилом помещении, потому в дикой природе их почти не встретишь. Они отличаются быстротой реакции, вручную их очень сложно поймать. Преимущественно ест то, что едят люди.
  • Мясная . Их подвидов по всему миру насчитывается 2000, а в России около 300 . Любимое лакомство – сало, мясо животных, рыб и насекомых. Внешне отличается черно-серым телом и головой с большими красными глазами.
  • Ильница . Ее личинки опасные переносчики кишечной палочки и иных инфекционных заболеваний.
  • Падальная . Очень часто появляется в грязных местах, а также там, где есть разложение органики. Являются опасными переносчиками всяческих болезней.
  • Сирфида . Очень похожи внешне на осиных – с коричнево-желтыми прозрачными крылышками и черно-желтым полосатым брюшком, но у них нет жала. В отличие от других особей, она еще поедает тлю или нектар цветов. Докучать людям может лишь нападая на сладкие фрукты или ягоды .
  • Фруктовки (еще их называют – «кислушки»). Мелкие мошки, которые всегда появляются в доме тогда, когда что-то скисает . В основном летом, весной или осенью, когда наступает тепло.

Вообще, всего зарегистрировано 75 видов отряда мушиных . Некоторые из них при приближении холодного циклона или осени могут даже кусаться. Общая продолжительность жизни этих крылатых длится около 1 или 1,5 месяца . Длина тельца бывает разной. В зависимости от разновидности. Так, мясные особи могут достигать до 2 см , а кислушки до нескольких миллиметров в длину. Из-за больших глаз они считаются обладательницами отменного зрения по сравнению с другими насекомыми.

Чем питаются мухи

Если мы скажем, что мухи всеядны, то не ошибемся. Это действительно так и есть. К любым видам пищи они не привередливы, если она является органического происхождения . Но более всего их привлекают сильные запахи, в том числе и продуктов разложения , гниения и испорченных продуктов питания. У этих насекомых нет никаких зубов, но есть длинный хоботок-язык , который разделен на две трубки. Через этот язык они высасывают пищу, поэтому для них мягкая еда наиболее всего приемлема. Однако чтобы попробовать на вкус пищу, они сначала пробуют ее через рецепторы, которые находятся на лапках.

Лапы имеют коготки, а под коготками есть такие образования, как подушечки, которые имеют клейкую поверхность. Именно на эти клейкие подушечки налипают всякие микробы и бактерии . Однако твердую пищу эти крылатые смачивают слюной и только потом размягченную едят. Более всего им по вкусу следующие виды пищи:

  • соки, компоты, лимонады, сиропы;
  • варенье или джемы;
  • чай и сахар ;
  • любые остатки еды на тарелках;
  • мясо и рыба;
  • молочные, сыры и прочее.

От фруктов, овощей и ягод эти насекомые также не откажутся. Особенно им нравится подгнившие или переспевшие фрукты или ягоды. Они очень часто также любят пастись у мусорного ведра или мусоропровода . Однако некоторые их виды особенно предпочитают сливные ямы или туалеты. В любом случае, как только вы заметили этих гостей в вашем доме, следует предпринимать меры по их уничтожению или отпугиванию .

Как ест муха - макросъемка:

Мухи – общее название насекомых подотрядов короткоусые круглошовные (Brachycera Сyclorrhapha) и короткоусые прямошовные (Brachycera Orthorrhapha) отряда двукрылых (Diptera).

Самый древний экземпляр нашли в Китайской республике . И возраст ее примерно 145 миллионов лет.

Мухи описание

Сколько живет муха?

Муха живёт от 1 до 2,5 месяца.

У всех мух есть общие признаки.

Строение мухи

Тело мухи

Массивное тело мух разделено на 3 отдела: голову, грудь и брюшко; всё тело густо покрыто волосками.

Длина тела самых маленьких мух:

  • Megaphragma caribea имеет длину всего 0,17 мм,
  • муха Alaptus magnanimus из семейства Myrmaridae имеет длину тела 0,21 мм.

Длина тела самых крупных в мире мух:

  • Mydas heros, обитающря в Южной Америке, составляет 5,5 - 6 см, а размах крыльев достигает 10 - 12 см;
  • тело новозеландской мухи Egsul singularis имеет длину до 5 см.

Глаза мухи

Сколько глаз у мухи?

По бокам головы находятся большие фасеточные глаза. Эти сложные глаза образованы особыми структурными единицами – омматидиями, роговичная линза которых имеет вид выпуклого шестигранника – фасетки (от французского facette – грань; отсюда название). Таких фасеток у мухи около 4000 в каждом глазу (в глазах других насекомых фасеток еще больше: у рабочей пчелы - 5000, у бабочек - до 17 000, у стрекоз - до 30 000). Каждая фасетка, глядя на объект, видит малую часть, а все они объединяются в единую картинку мозгом.

Составным глазом хорошо смотреть на близкие объекты - тогда их изображение получается очень четким.

Благодаря таким глазам муха имеет почти круговое поле зрения, то есть видит не только то, что находится впереди нее, но и то, что творится вокруг и сзади. Крупные фасеточные глаза позволяют мухе одновременно смотреть в разные стороны. Она различает разнообразные цвета, в том числе и ультрафиолет, находящийся в невидимой для человека части спектра.

У самок эти глаза разделены лбом. У самцов многих видов они сближены. За сложными глазами на средней линии головы, расположены 3 простых глазка. Таким образом, у мухи 5 глаз.

Чтобы различить очертания предмета, мухе требуется 0,1 сек., в то время как человеку – 0,05 сек.

Усики мухи

На голове мухи располагаются короткие трехчлениковые усики (антенны). Они состоят из 3 члеников, последний длиннее двух других. На спинной стороне третьего членика сидит голая или усаженная волосками щетинка.

Рот мухи сформирован из органа, который мы привыкли считать языком, но у этого насекомого все части рта собраны воедино в длинный хоботок, с помощью которого муха всасывает сок.

У большинства видов он лижущего типа. У кровососущих мух он сверлящего типа.

Хоботок у некровососущих мух втяжной, мягкий, заканчивается мясистыми сосательными лопастями и хитиновыми кольцами(псевдотрахеями). Он состоит из языка, а также верхней и нижней губ. Спереди к середине хоботка прикреплены одночлениковые щупики. Хоботок в спокойном состоянии втянут в углубление на нижней поверхности головы. Псевдотрахеи на лопастях хоботка сходятся к ротовому отверстию и служат для фильтрования жидкой пищи.

У кровососущих мух хоботок хитинизированный, твердый, не втягивается, а выступает вперед. Внутри хоботка находятся колющие части – надглоточник и подглоточник.

Крылья мухи

Большинство мух имеют пару так называемых настоящих крыльев, с помощью которых они могут летать. У мухи, кроме них, ещё есть пара задних, или ложных, крыльев, именуемых жужжальцами, которые помогают ей удерживать равновесие при полете. У некоторых видов мух, вопреки распространенному мнению, вообще нет крыльев.

Лапки мухи

Муха имеет три пары лапок. Лапка мухи состоит из пяти «суставов».

Почему муха ползает по потолку?

Последний сустав лапки имеет два коготка и тончайшие волоски, а также железы, выделяющие клейкое вещество, состоящее из смеси углеводов и жиров.

Такое строение и позволяет мухе спокойно ползать по потолку. Считается, что муха к поверхности «приклеивается» с помощью вещества, выделяемого лапками. Но тогда не совсем ясно, как именно она отрывает ноги от поверхности. По подсчетам ученых, ей потребовалось бы для этого значительное усилие. Изучая процесс ползанья мухи по различным потолкам, многие исследователи пришли к выводу, что муха все же без труда может отрывать приклеенные ноги, так как она может поворачивать коготки вокруг своей оси, или особым образом передвигать ногу.

В любом случае, в прикреплении мухи к потолку важную роль играют волоски на лапках, которые «цепляются» за малейшие неровности поверхности. Некоторые ученые считают, что муха обычно использует именно этот механизм, а клей пускает в ход лишь тогда, когда поверхность слишком гладкая.

Почему мухи трут свои лапки?

Когда муха ползает по различным поверхностям, на липких подушечках и щетинках ее лапок собирается грязь. Чтобы из-за этого сцепление лапок с поверхностью при ползании не ухудшалось, муха регулярно очищает все свои шесть лапок от налипших частичек мусора.

Лапки мухи – органы чувств

На кончиках лапок у мухи, кроме всего прочего, находятся коротенькие щетинки – органы осязания и вкуса. То есть муха вкус ощущает прежде всего... ногами, и только потом хоботком и сосательными лопастями! Причем муха анализирует пищу ногами в 100-200 раз лучше, чем человек языком.

Конспект урока литературного чтения

по теме: М.Зощенко «Самое главное».

Смысл рассказа.

(4 класс, УМК «Перспектива»)

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: формирование умения целостно воспринимать образ-персонаж в

рассказе, как элемент, служащий для раскрытия идеи.

Задачи урока:

1. Предметные: учиться давать характеристику героя, анализировать текст, учиться выразительному чтению и чтению по ролям; учиться определять тему и главную мысль рассказа.

    познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию из текста;

    регулятивные: учиться ставить совместно с учителем учебную задачу на основе усвоенного и нового материала; формировать навыки само – взаимоконтроля;

    коммуникативные: уметь интегрироваться в малую группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; учиться владеть монологической и диалогической формами речи; отстаивать свою точку зрения, аргументировать её;

Личностные: формировать способность оценивать содержание художественного рассказа, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей.

Ресурсы: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, учебник.

Ход урока

1.Организационный момент. Психологическая подготовка.

У нас сегодня присутствуют гости. Давайте настроимся на серьёзную работу. Закройте глаза и тихо повторите за мной:

Я мобилизую все силы.

Я буду активно работать на уроке.

Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь нашим гостям. Какое у вас сейчас настроение? Я рада, что оно у вас отличное. Надеюсь, урок пройдёт успешно.

2. Речевая разминка.

- Прочитайте «жужжащим» способом стихотворение.

Научись на свой поступок

посмотреть со стороны,

Будут сразу и удачи,

и неверности видны!

И тогда свои ошибки

ты не станешь повторять,

А разумным и культурным

человеком сможешь стать!

Сколько предложений в стихотворении? Что можете рассказать о первом? О втором?

3. Актуализация знаний, антиципация чтения.

1) -Как вы понимаете смыслэтого стихотворения? Объясните его строки.

Сегодня мы будем работать над рассказом М. Зощенко. Прочитайте его название, рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

Какие задачи мы должны будем решить на уроке?

Ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: какого человека вы считаете храбрым? А всегда ли храброго и сильного человека можно назвать умным? Этот же вопрос я вам задам в конце урока. А сейчас за работу!

2) - Дома вам предлагалось вспомнить факты биографии Михаила Михайловича Зощенко. Что же вы о нём знаете? (детская презентация )

Какое произведение писателя мы изучали ранее? («Не надо врать».)

4. Работа по теме урока.

Я предлагаю вам не просто познакомиться с рассказом в учебнике, а воспользоваться просмотром диафильма. Читать вы будете цепочкой по 1 кадру.

Представьте, что мы с вами переместились в 70-е годы 20 века…Тихое гудение проектора-фильмоскопа и яркий луч, превращающий белую простыню на стене в волшебный экран, на котором сменяют друг друга цветные картинки…

Чтение рассказа.

Какие чувства вы испытали при чтении?

Физкульминутка.

5. Продолжение работы по теме урока.

1) - Открываем учебник на стр. 122. Где возможно, свои ответы подтверждайте цитатами из текста.

В каком эпизоде раскрывается смысл рассказа?

Каким был мальчик Андрюша?

Почему грустила мама Андрюши?

А что сказал Андрюша мальчишкам во дворе? Что произошло дальше?

Дайте оценку поступкам мальчиков. Была ли у вас такая ситуация? Может ли такое произойти и с нами? Как этого избежать?

Зачем Андрюша незаметно взял палку? Какие слова заставили его это сделать?

Что сказал мальчик собаке? Не силу ли хотел показать?

Как Андрюша плыл в лодке?

Как вы относитесь к Андрюше? Что бы вы ему посоветовали?

А понял ли Андрюша, что самое главное?

2) - На уроках литературного чтения мы с вами нередко обращаемся к народной мудрости. Работая в парах, подчеркните те пословицы, которые наиболее полно отражают главную мысль рассказа Зощенко.(Приложение 1 )


Давайте сделаем вывод: тот, кто учится, много знает и может применить свои знания в разных жизненных ситуациях .

3) - Продолжаем работать в парах. Обсудите друг с другом, какие качества характера вы цените в людях: смелость, силу, доброту, гордость, находчивость, скромность, застенчивость, храбрость, силу воли, мягкость, доброжелательность? Что для вас является самым главным и почему?

4) - Дома вы будете работать над пересказом этого произведения. Предлагаю каждому ряду организовать одну группу. Каждая группа постарается составить картинный план рассказа. Затем представитель группы, быстрее всех справившейся с заданием, составит план на доске, а остальные выскажут своё мнение. (Приложение 2)

5. Домашнее задание.

Подготовить творческий пересказ от лица Андрюши.

6. Рефлексия.

Заполните лист самооценки. (Приложение 3 )

Кому из своих товарищей вы бы поставили за урок «отлично»?

7. Подведение итогов урока.

Так всегда ли храброго и сильного человека можно назвать умным?

А умный человек всегда ли бывает храбрым и сильным?

Актуален ли рассказ Зощенко в наше время?

Помогали ли вам знания в трудной ситуации?

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Лист самооценки

Ф.И. учени___ _________________________________________

1. На уроке я работал(а)

пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен (довольна)

не доволен (не довольна)

3. Урок для меня показался

коротким

4. За урок я

не устал(а)

5. Материал урока мне был

интересен

не понятен

бесполезен

6. Домашнее задание мне кажется

интересным



 Top