Урок по литературному чтению "Основная мысль рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным»


После уроков мы с Мишкой собрали свое имущество и пошли домой. На улице было мокро, грязно и весело. Только что прошел сильный дождь, и асфальт блестел как новенький, воздух пах чем-то свежим и чистым, в лужах отражались дома и небо, а если идти с горы, то сбоку, возле тротуара, мчался бурный поток, вроде горной речки, красивый поток, коричневый, с водоворотами, завихрениями и бурунами. На углу улицы в землю была вделана решетка, и здесь вода совершенно распоясалась, она плясала и пенилась, булькала, как цирковая музыка, или, наоборот, журчала и шкворчала, словно жарилась на сковородке. Просто прелесть…

Мишка сейчас же, как все это увидел, полез в карман и вытащил спичечный коробок. Я помог ему достать спичку для мачты, дал ему листок бумаги, мы сделали парус и воткнули все это в коробок. Сразу получился не коробок, а кораблик. Мы его спустили на воду, и он тут же поплыл с ураганной быстротой. Его вертело туда-сюда и бросало, он подпрыгивал и несся вперед, то задерживаясь ненадолго, а то давая сто узлов в час. Мы сейчас же начали озвучивать это дело, потому что мы сразу стали капитаном и штурманом - я и Мишка. Мы кричали, когда кораблик садился на мель.

Задний ход - чух-чух-чух!

Полный задний - чух-чух-чух!

Полнейший задний ход - чух-чух-чух-чах-чах-чах!

И я пальцем направлял корабль куда надо, а Мишка орал:

Пошел! Ух жжмет! Вот это дает! Полный вперед! Чух-чух-чих!

И так с дикими воплями мы бежали за корабликом как сумасшедшие и добежали до угла, где решетка, и вдруг наш кораблик завертелся, закружился в водовороте, и мы оглянуться не успели, как он клюнул носом, хлюпнул и провалился в решетку.

Мишка сказал:

Жалко как. Утонул…

И я сказал:

Да. Его поглотила бушующая стихия. Давай новый запустим?

Но Мишка покачал головой:

Нельзя. Сегодня мне опаздывать из школы нельзя. Сегодня папа дежурный.

Я сказал:

По чему?

Его очередь, - ответил Мишка.

Нет, - сказал я, - ты не понял. Я спрашиваю, по какому делу твой папа дежурный? По чему? По уборке? Или по накрыванию на стол?

По мне, - сказал Мишка. - Папа дежурит по мне. Они с мамой так установили очередь: один день мама, другой папа. Сегодня папа. Уж небось приехал с работы кормить меня обедом, а сам спешит, ведь ему обратно надо!

Ты, Мишка, не человек! - сказал я. - Ты своего отца сам должен обедом кормить, а тут занятой человек ездит с работы кормить такого оболтуса! Ведь тебе уже восемь лет! Жених!

Это мама мне не доверяет, ты не думай, - сказал Мишка. - Я помогаю, вон в прошлую пятницу я им за хлебом сходил…

Им! - сказал я. - Им! Они, видите ли, едят, а наш Мишенька одним воздухом питается! Эх, ты…

Мишка весь покраснел, как синяя свекла, и сказал:

Пошли по домам!

И мы прибавили шагу. А когда стали подходить к нашим домам, Мишка сказал:

Я каждый день свою квартиру не нахожу. Все дома одинаковые, просто путаются в глазах. А ты находишь?

Нет, я тоже не нахожу, - сказал я, - не узнаю свое парадное. То зеленое, и это зеленое, все одинаковые, новенькие, и балкончики тоже один в один. Прямо беда.

Так как же ты поступаешь? - сказал Мишка.

Жду, пока мама на балкон выйдет.

Ну, так может и чужая чья-нибудь выйти! Ты вполне можешь к другой попасть…

Ты что, - сказал я, - да я из тысячи чужих свою маму узнаю.

А как? - спросил Мишка.

По лицу, - сказал я.

На прошлом родительском собрании были все родители, и Костикова бабушка шла домой с моим папой, - сказал Мишка, - так Костикова бабушка сказала, что твоя мама самая красивая в классе.

Ерунда, - сказал я, - твоя тоже красивая!

Конечно, - сказал Мишка, - но Костикова бабушка сказала, что твоя самая красивая.

Тут мы подошли вплотную к нашим домам. Мишка стал беспокойно оглядываться по сторонам и тревожиться, но в это время с нами поравнялась какая-то старушка и сказала:

А, это ты, Мишенька? Что? Не знаешь, где живешь, да? Вечная история. Ну пойдем, соседушка, уж доведу тебя.

Она взяла Мишку за руку, а мне сказала:

Мы с одной лестничной клетки.

И они пошли. Мишка очень охотно поволокся за ней. А я остался один в этих одинаковых переулках без названий, среди одинаковых домов без номеров и совершенно не представлял себе, куда идти, но решил не унывать и стал подниматься по лестнице на четвертый этаж первого же попавшегося дома. Ведь этих домов и всего-то восемнадцать, так что если я даже все подряд их обойду, то через часок-другой наверняка буду дома, это уж точно.

Во всех наших подъездах, на каждой двери, слева привинчен звонок с красной кнопочкой. Вот я влез на четвертый этаж и нажал кнопку. Дверь открылась, оттуда высунулся длинный кривой нос и крикнул в дверную щель:

Макулатуры нет! Сколько раз повторять!

Я сказал «извините» и сошел вниз. Ошибся, что поделаешь. Тогда я пошел в следующий подъезд.

Не успел я тихонько дотронуться до звонка, как из-за двери раздался такой хриплый и страшный лай, что я не стал дожидаться, пока меня съест какой-нибудь волкодав, а просто моментально скатился вниз.

В следующем подъезде, на четвертом этаже, дверь открыла высокая девушка и, когда увидела меня, весело захлопала в ладоши и закричала:

Володя! Папа! Марья Семеновна! Саша! Все сюда! Шестой!

Из комнат высыпала куча народу, они все смотрели на меня, и хохотали, и прихлопывали в ладоши, и подпевали:

Шес-той! Ой-ой! Шестой! Шестой!..

Я глядел на них во все глаза. Сумасшедшие, что ли? Я даже стал обижаться на них: тут есть хочется, и ноги промочил, и к чужим вместо дома попал, а они смеются… Но девушка, видно, поняла, что мне не весело.

Тебя как звать? - сказала она, и присела передо мной на корточки, и заглянула мне в глаза своими синими глазами.

Денисом, - ответил я.

Она сказала:

Ты не обижайся, Денис! Просто ты сегодня уже шестой мальчик, который пришел к нам. Все они тоже заблудились. На-ка вот тебе яблоко, съешь, подкрепи истощенные силы.

Я не стал брать.

Возьми, пожалуйста, - сказала она, - для меня. Сделай мне одолжение.

Ну, я сделал ей одолжение.

Послушай, - сказала девушка, - мне кажется, что я видела тебя выходящим из подъезда, что прямо напротив нашего. Ты выходил с одной очень красивой женщиной. Это может быть?

Конечно, - сказал я, - моя мама самая красивая в классе.

Тут они все снова рассмеялись. Без всякой причины. А девушка сказала:

Ну, беги. И если хочешь, приходи к нам в гости.

Я сказал «спасибо» и побежал, куда показала высокая девушка. И не успел я нажать кнопку, как дверь открылась, и на пороге стояла моя мама! Она сказала:

Вечно тебя надо ждать!

Я сказал:

Это ужасная история! Я промочил ноги! Потому что я не могу найти двери нашего дома. Я не знаю, где наш подъезд, он похож на все остальные, как капля воды на все другие. И у Мишки такая же история! Никто не может найти свой дом! Я сегодня шестой… и есть хочу!

И я рассказал маме про кривой нос с макулатурой, и про рычащего волкодава, и про высокую девушку и яблоко.

Надо устроить для тебя какую-нибудь примету, - сказал папа, - чтобы ты безошибочно узнавал свой дом.

Я обрадовался:

Папа! Я уже придумал! Повесь, пожалуйста, на наш дом мамин портрет! Я уже издалека буду знать, где я живу!

Мама рассмеялась и сказала:

Ну, не выдумывай!

А папа сказал:

В конце концов, а почему бы и нет’ Вполне здоровая мысль!.








82 Просмотры

Рассказ Здоровая мысль. Виктор Драгунский

После уроков мы с Мишкой собрали свое имущество и пошли домой. На улице было мокро, грязно и весело. Только что прошел сильный дождь, и асфальт блестел как новенький, воздух пах чем-то свежим и чистым, в лужах отражались дома и небо, а если идти с горы, то сбоку, возле тротуара, мчался бурный поток, вроде горной речки, красивый поток, коричневый, с водоворотами, завихрениями и бурунами. На углу улицы в землю была вделана решетка, и здесь вода совершенно распоясалась, она плясала и пенилась, булькала, как цирковая музыка, или, наоборот, журчала и шкворчала, словно жарилась на сковородке. Просто прелесть…
Мишка сейчас же, как все это увидел, полез в карман и вытащил спичечный коробок. Я помог ему достать спичку для мачты, дал ему листок бумаги, мы сделали парус и воткнули все это в коробок. Сразу получился не коробок, а кораблик. Мы его спустили на воду, и он тут же поплыл с ураганной быстротой. Его вертело туда-сюда и бросало, он подпрыгивал и несся вперед, то задерживаясь ненадолго, а то давая сто узлов в час. Мы сейчас же начали озвучивать это дело, потому что мы сразу стали капитаном и штурманом — я и Мишка. Мы кричали, когда кораблик садился на мель.
— Задний ход — чух-чух-чух!
— Полный задний — чух-чух-чух!
— Полнейший задний ход — чух-чух-чух-чах-чах-чах!
И я пальцем направлял корабль куда надо, а Мишка орал:
— Пошел! Ух жжмет! Вот это дает! Полный вперед! Чух-чух-чих!
И так с дикими воплями мы бежали за корабликом как сумасшедшие и добежали до угла, где решетка, и вдруг наш кораблик завертелся, закружился в водовороте, и мы оглянуться не успели, как он клюнул носом, хлюпнул и провалился в решетку.
Мишка сказал:
— Жалко как. Утонул…
И я сказал:
— Да. Его поглотила бушующая стихия. Давай новый запустим?
Но Мишка покачал головой:
— Нельзя. Сегодня мне опаздывать из школы нельзя. Сегодня папа дежурный.
Я сказал:
— По чему?
— Его очередь, — ответил Мишка.
— Нет, — сказал я, — ты не понял. Я спрашиваю, по какому делу твой папа дежурный? По чему? По уборке? Или по накрыванию на стол?
— По мне, — сказал Мишка. — Папа дежурит по мне. Они с мамой так установили очередь: один день мама, другой папа. Сегодня папа. Уж небось приехал с работы кормить меня обедом, а сам спешит, ведь ему обратно надо!
— Ты, Мишка, не человек! — сказал я. — Ты своего отца сам должен обедом кормить, а тут занятой человек ездит с работы кормить такого оболтуса! Ведь тебе уже восемь лет! Жених!
— Это мама мне не доверяет, ты не думай, — сказал Мишка. — Я помогаю, вон в прошлую пятницу я им за хлебом сходил…
— Им! — сказал я. — Им! Они, видите ли, едят, а наш Мишенька одним воздухом питается! Эх, ты…
Мишка весь покраснел, как синяя свекла, и сказал:
— Пошли по домам!
И мы прибавили шагу. А когда стали подходить к нашим домам, Мишка сказал:
— Я каждый день свою квартиру не нахожу. Все дома одинаковые, просто путаются в глазах. А ты находишь?
— Нет, я тоже не нахожу, — сказал я, — не узнаю свое парадное. То зеленое, и это зеленое, все одинаковые, новенькие, и балкончики тоже один в один. Прямо беда.
— Так как же ты поступаешь? — сказал Мишка.
— Жду, пока мама на балкон выйдет.
— Ну, так может и чужая чья-нибудь выйти! Ты вполне можешь к другой попасть…
— Ты что, — сказал я, — да я из тысячи чужих свою маму узнаю.
— А как? — спросил Мишка.
— По лицу, — сказал я.
— На прошлом родительском собрании были все родители, и Костикова бабушка шла домой с моим папой, — сказал Мишка, — так Костикова бабушка сказала, что твоя мама самая красивая в классе.
— Ерунда, — сказал я, — твоя тоже красивая!
— Конечно, — сказал Мишка, — но Костикова бабушка сказала, что твоя самая красивая.
Тут мы подошли вплотную к нашим домам. Мишка стал беспокойно оглядываться по сторонам и тревожиться, но в это время с нами поравнялась какая-то старушка и сказала:
— А, это ты, Мишенька? Что? Не знаешь, где живешь, да? Вечная история. Ну пойдем, соседушка, уж доведу тебя.
Она взяла Мишку за руку, а мне сказала:
— Мы с одной лестничной клетки.
И они пошли. Мишка очень охотно поволокся за ней. А я остался один в этих одинаковых переулках без названий, среди одинаковых домов без номеров и совершенно не представлял себе, куда идти, но решил не унывать и стал подниматься по лестнице на четвертый этаж первого же попавшегося дома. Ведь этих домов и всего-то восемнадцать, так что если я даже все подряд их обойду, то через часок-другой наверняка буду дома, это уж точно.
Во всех наших подъездах, на каждой двери, слева привинчен звонок с красной кнопочкой. Вот я влез на четвертый этаж и нажал кнопку. Дверь открылась, оттуда высунулся длинный кривой нос и крикнул в дверную щель:
— Макулатуры нет! Сколько раз повторять!
Я сказал «извините» и сошел вниз. Ошибся, что поделаешь. Тогда я пошел в следующий подъезд.
Не успел я тихонько дотронуться до звонка, как из-за двери раздался такой хриплый и страшный лай, что я не стал дожидаться, пока меня съест какой-нибудь волкодав, а просто моментально скатился вниз.
В следующем подъезде, на четвертом этаже, дверь открыла высокая девушка и, когда увидела меня, весело захлопала в ладоши и закричала:
— Володя! Папа! Марья Семеновна! Саша! Все сюда! Шестой!
Из комнат высыпала куча народу, они все смотрели на меня, и хохотали, и прихлопывали в ладоши, и подпевали:
— Шес-той! Ой-ой! Шестой! Шестой!..
Я глядел на них во все глаза. Сумасшедшие, что ли? Я даже стал обижаться на них: тут есть хочется, и ноги промочил, и к чужим вместо дома попал, а они смеются… Но девушка, видно, поняла, что мне не весело.
— Тебя как звать? — сказала она, и присела передо мной на корточки, и заглянула мне в глаза своими синими глазами.
— Денисом, — ответил я.
Она сказала:
— Ты не обижайся, Денис! Просто ты сегодня уже шестой мальчик, который пришел к нам. Все они тоже заблудились. На-ка вот тебе яблоко, съешь, подкрепи истощенные силы.
Я не стал брать.
— Возьми, пожалуйста, — сказала она, — для меня. Сделай мне одолжение.
Ну, я сделал ей одолжение.
— Послушай, — сказала девушка, — мне кажется, что я видела тебя выходящим из подъезда, что прямо напротив нашего. Ты выходил с одной очень красивой женщиной. Это может быть?
— Конечно, — сказал я, — моя мама самая красивая в классе.
Тут они все снова рассмеялись. Без всякой причины. А девушка сказала:
— Ну, беги. И если хочешь, приходи к нам в гости.
Я сказал «спасибо» и побежал, куда показала высокая девушка. И не успел я нажать кнопку, как дверь открылась, и на пороге стояла моя мама! Она сказала:
— Вечно тебя надо ждать!
Я сказал:
— Это ужасная история! Я промочил ноги! Потому что я не могу найти двери нашего дома. Я не знаю, где наш подъезд, он похож на все остальные, как капля воды на все другие. И у Мишки такая же история! Никто не может найти свой дом! Я сегодня шестой… и есть хочу!
И я рассказал маме про кривой нос с макулатурой, и про рычащего волкодава, и про высокую девушку и яблоко.
— Надо устроить для тебя какую-нибудь примету, — сказал папа, — чтобы ты безошибочно узнавал свой дом.
Я обрадовался:
— Папа! Я уже придумал! Повесь, пожалуйста, на наш дом мамин портрет! Я уже издалека буду знать, где я живу!
Мама рассмеялась и сказала:
— Ну, не выдумывай!
А папа сказал:
— В конце концов, а почему бы и нет’ Вполне здоровая мысль!

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №12 г. Борисова»

План - конспект урока

по литературному чтению

с использованием стратегии

на тему:

«В. Драгунский «Что я люблю»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Ю.В.Филиппович

Борисов, 2015

ТЕМА: ВИКТОР ДРАГУНСКИЙ

«ЧТО Я ЛЮБЛЮ»

Цель :

    формирование навыка осознанного и правильного чтения;

    совершенствование навыка чтения вслух и молча;

    совершенствовать умение выделять главных действующих лиц произведения;

    актуализировать и расширять представления детей о творчестве В. Драгунского;

    соз­давать условия для формирования умения устно отвечать на вопросы;

    способствовать формированию уважительного отношения к людям, желания помогать членам своей семьи.

Оборудование: магнитофон, портрет В. Драгунского, выставка книг В. Драгунского, микрофон, карточки для речевой разминки, «солнышки», коробка с цветами

Ход урока

I. Организационный момент

Вы, ребята, отдыхали,

Веселились и играли,

Но позвал вас всех звонок.

Начинать пора урок.

II. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают наизусть стихотворение Э. Успенского «Если бы я был девчонкой».

III . Дыхательная и речевая разминка (звучит мелодия)

Прочитайте слова, которые Вы видите на доске, выделяя голосом ударный слог:

баран

снегири

олень

сапоги

шляпа

топор

уголок

звери.

Упражнение «Свеча», «Цветок»

IV. Вступительное слово учителя

Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения составляем мнение о себе, о чертах своего характера, о человеческих качествах. Каждый человек имеет мно­жество характерных черт и качеств, которые делают его индиви­дуальностью - неповторимым, непохожим на других, а также множество качеств, которые объединяют его с другими людьми. Люди нужны друг другу, и в силах каждого из нас сделать так, чтобы тем, кто находится рядом, было хорошо.

V. Игра «Десять моих "Я"»

У Вас лежат на партах солнышки с 10 лучиками: я Вам предлагаю в середине солнечного круга крупно на­писать букву Я, а на лучах - качества своего характера (злой - добрый, жадный - щедрый, лживый - честный, трусливый - смелый, замкнутый - общительный, ленивый - трудолюбивый, неряшливый - аккуратный, глупый - умный и т. п.).

После выполнения задания проводится анализ работ, уча­щимся задаются вопросы:

Какие качества назывались чаще всего - положительные пли отрицательные?

Какие качества выбирали чаще всего?

Какое качество легче признать в себе - хорошее или плохое? Почему?

Важно уметь видеть и свои достоинства и свои недостатки, то есть объективно себя оценивать. Нельзя видеть в себе одни до­стоинства - это самолюбование, признак неверной, завышенной самооценки. Но нельзя видеть и одни недостатки - это говорит о неуверенности в собственных силах, о заниженной самооценке. И помните, если вам очень чего-то хочется и вы этого упорно бу­дете добиваться, то желание обязательно исполнится.

Физкультминутка(под музыку)

VI. Подготовка к восприятию произведения

Так случилось и с Виктором Юзефовичем Драгунским. Сначала он был артистом, затем режиссером (снимал кино), а когда у него родился сын Денис, стал писателем. С Денисом все время случались разные смешные истории, и Драгунский стал эти истории записывать. Так появилась книга «Денискины рассказы». И сегодня в гости к нам пришёл автор этих замечательных Денискиных рассказов Виктор Юзефович Драгунский. Давайте поприветствуем его (вывешиваю портрет)

Сейчас мы с Вами на мгновение превратимся в журналистов и отправимся на пресс-конференцию к В. Драгунскому, чтобы узнать всё, что Вас интересует о его жизни (учащиеся, используя микрофон, задают различные вопросы).

VII. Работа с текстом рассказа В. Драгунского «Что я лю­блю»

1. Чтение рассказа учителем (с. 92).

2. Проверка первичного восприятия произведения.

Понравился ли вам мальчик? Чем?

3. Вторичное чтение текста

Чтение текста учащимися («цепочкой»)

4. Обсуждение прочитанного.

Что вы любите так же, как любит мальчик?

Какие отношения у Дениса с отцом?

5. Самостоятельное чтение.

Определите черты характера Дениски. Подтвердите это примерами из текста.

6. Выборочное чтение.

Прочитайте, почему Дениска любит ходить в зоопарк?

В каких действиях мальчика выражается его любовь к маме?

Физкультминутка для глаз

VIII . Подведение итогов урока. Рефлексия

Кто к нас сегодня приходил на урок? С каким его произведением мы познакомились? Какую книгу написал В. Драгунский?

Сегодня на уроке вы убедились, что каждый человек не­повторим. Доброе в себе надо укреплять, недостатки - изжи­вать. Важно научиться рассказывать о себе честно, не унижая себя, но и не скрывая своих недостатков. Если человек научится разбираться в себе, он научится разбираться и в других людях. А это поможет избежать многих ошибок в жизни.

Игра «Подари цветочек»

Ребята берут из коробки цветок и дарят однокласснику со словами: «Я дарю тебе цветочек, потому что ты... (положитель­ная черта характера того, кому делается подарок).

Урок внеклассного чтения В. Драгунский «Он живой и светится», «Тайное всегда становится явным»
Цель: познакомить с биографией В. Драгунского, его некоторыми произведениями из книги «Денискины рассказы», развивать память, мышление, логику, речь учащихся, умение работать с текстом; воспитывать нравственные качества.
Ход урока:
I. Организационное начало урока.
Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
Приготовьте свои ушки и глазки,
Чтобы они могли всё видеть,
Слышать и запоминать.

II Из биографии писателя (слайды 2-10)

Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972 гг.)(слайд 2)


Родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке в семье эмигрантов из Белоруссии. Родители вскоре вернулись на родину в Белоруссию и обосновались в г. Гомеле.(слайд 3)


Детство и юность Виктора Драгунского пришлись на трудные годы. В 16 лет юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Он трудился на заводе, шил конскую сбрую в шорной мастерской, перевозил пассажиров на лодке через Москву-реку. Но актером он все-таки стал и не без успеха играл на сцене. Сначала в Московском театре транспорта (сейчас - Театр имени Н.В. Гоголя), потом в Театре сатиры, цирке, Театре-студии киноактера. (слайд 4)


А в 1935 году Виктор Юзефович стал актёром Театра транспорта. Виктор Юзефович обладал прекрасным чувством юмора. Драгунский писал фельетоны, пародии, веселые сценки для эстрады и цирка, песни. (слайд 5)


Но больше всего Драгунскому нравилось выступать перед детьми и наблюдать за их реакцией.
Он даже ушёл из театра, чтобы работать в цирке рыжим клоуном. (слайд 6)


Писателю и выдумывать-то ничего не приходилось. Отец в этих рассказах - это сам Виктор Юзефович, а Дениска – это его сын. (слайды 7-8)



С его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959 г. И с тех пор за Виктором Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.



Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо - громко!), и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле - не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским - сыном писателя. Правда, Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Дениска Кораблев так и остался мальчишкой.
Виктор Драгунский прожил интересную и многообразную жизнь.
Его нет с нами уже много лет, но книжки Драгунского с удовольствием читают ребятишки и перечитывают взрослые… (слайд 11)


III. РАБОТА НАД РАССКАЗОМ «ОН ЖИВОЙ И СВЕТИТСЯ» (слайд 12)


Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров под¬ряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.
Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк - очень полезный жучок. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей.
В тельце светляка есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки - через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся.
Жуки с крыльями - это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.
На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками.
РАЗГАДАЙ КРОССВОРД (В ПАРАХ) (слайд 13)


Разгадай кроссворд по рассказу


IV. РАБОТА НАД РАССКАЗОМ «ТАЙНОЕ ВСЕГДА СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ»
1. «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой». Мигель Сервантес (слайд 14)


Прочитайте глазами;
Прочитайте медленно вслух;
Прочитайте с утвердительной интонацией;
Прочитайте выразительно;
Как вы понимаете смысл данного высказывания?
2. Словарная работа (слайд 15)


Тайна?
Нечто скрываемое от других, известное не всем;
Нечто неразгаданное, ещё не познанное;
Скрытая причина чего-нибудь.
Назовите синоним к слову тайна.
Секрет
Тайное?
Секретный, потайной, скрытый, затаённый.
Явное?
Открытое, откровенное.

Грановитая палата (слайд 16)


памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом.
В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы.
Интеллигентный (слайд 17)


Человек, обладающий большой внутренней культурой.
Клевета
Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Синонимы:
Ложь, враньё, выдумка, наговор.
Язвительный?
Стремящийся досадить, злобно-насмешливый.
3. Работа с текстом (слайд 18)


Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова?
(«Тайное становится явным»)
Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Сходить в Кремль)
Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (Чувство обиды, досады)
Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение?
РАЗВЕДКА (слайд 19)


Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее?
пошлёпал ложкой;
посолил;
посыпал сахару;
долил кипятку;
вылил в кашу всю баночку хрена.
Какой фрагмент проиллюстрировал художник? (слайды 20-24)






b]Практическая работа
Вспомните последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку (слайд 25)


ЧЕМУ УЧИТ РАССКАЗ Нельзя обманывать родителей (слайд 26)


К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу? (слайд 27)
Игра не доводит до добра.
Кроткое слово гнев побеждает.
Сначала думай, а потом делай.
Ветра не удержишь, правды не скроешь.
После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд


Рефлексия (слайд 28)
Было интересно…
Я понял(а), что…
Я сделал(а) вывод, что…


Top