Урок юрий ким рыба кит. Краткая биография Ю
Ким Юлий Черсанович является одним из самых известных отечественных писателей, драматургов, поэтов, композиторов бардов. Будущий писатель родился в городе Москва в 1936 году. После того, как его родителей арестовали в 1938 году, Ким покидает столицу на целых 16 лет и отправляется жить в Туркмению. А в 1954 году он возвращается в родной город. Ким учился на историко-филологическом факультете в Московском педагогическом университете, который окончил в 1959 году. Дальше по распределению уехал работать на Камчатку, потом снова вернулся в столицу, где несколько лет работал преподавателем истории и обществоведения, работал также в интернате 18 при МГУ. С этих самых лет Юлий Ким впервые начал обращаться к творчеству, разыгрывать с учениками сценки со сценарием и музыкой, которые напоминали современные мюзиклы. В период с 1965 по 1968 годы писатель стал заметным участником в правозащитном движении.
А далёком севере Ходит рыба-кит, кит, кит, кит, А за ней на сейнере ходят рыбаки. Ну, нет кита, ну, нет кита, Ну, нет кита не видно. Вот беда, ну, вот беда, Ну до чего ж обидно, ага. Как-то ночкой чёрной Вышел капитан тан тан тан. И в трубу подзорную Ищет он кита ха-ха. Нет кита, Но нет кита, Но нет кита не видно, Вот беда, ну, вот беда, Ну, до чего ж обидно, ага. Как-то юнга Дудочкин Бросил в море лот, лот, лот, лот. И на эту удочку клюнул кашалот, о! Вот и кит, ну что за вид, Ну только рёбра видно, Фу, какой худой такой, Ну до чего ж обидно, ага. На далёком севере Ходит рыба-кит, кит, кит, кит, А за ней на сейнере ходят рыбаки. Ну, нет кита, ну, нет кита, Ну, нет кита не видно. Вот беда, ну, вот беда, Ну до чего ж обидно, ага. Ну до чего ж обидно.
Домашнее задание Выполнить раздел из учебника « Учимся читать выразительно». Подготовьте развёрнутый ответна вопрос: «Как вы понимаете слова С. Я.Маршака о талантливом читателе?»Нарисовать иллюстрацию к песне «Рыба-кит»и выучить на изучать. Подготовить биографию Стивенсона и выучить наизусть стихотворение «Бересковый мёд» Внимание: Выучить наизусть одно стихотворение!!!(На выбор)
Юлий Черсанович Ким (родился в 1936) — российский поэт, композитор, драматург, сценарист, бард.
Юлий Ким родился 23 декабря 1936 г. в Москве. После ареста родителей покинул столицу в 1938 году на 16 лет, которые провел в Калужской области и в Туркмении. С 1954 года — опять москвич.
Окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института (1959), работал пять лет по распределению на Камчатке, затем несколько лет в Москве, преподавал историю и обществоведение (в том числе - в школе-интернате номер 18 при МГУ им. М. В.Ломоносова). Уже в эти годы Юлий Ким стал писать и разыгрывать с учащимися авторские песенные композиции с интермедиями и вокальными сценами, в которых были все элементы мюзикла. В 1965—1968 годах Юлий Ким становится одним из активистов правозащитного движения. В 1966 году он женился на Ирине Петровне Якир (1948—1999) — внучке репрессированного командарма И. Э. Якира. Отец Ирины, известный правозащитник и диссидент, был арестован в 14 лет и вышел на свободу только в 32 года. В 1968 году Ким расстался со школой навеки по воле начальства, не простившего ему участия в правозащитном движении. (Вероятно, таких песн, как Адвокатский вальс, Господа и дамы и других). С тех пор — свободный художник. Ещё будучи студентом пединститута Юлий Ким начал писать песни на свои стихи (с 1956 г.) и исполнять их, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре с особым "цыганским" строем. Его первые концерты прокатились по Москве в начале 1960-х годов, молодой автор быстро вошёл в круг самых популярных бардов России. C 1968 г. стал профессионально заниматься сочинением песен и пьес для театра и кино. Будучи участником диссидентского движения, долгое время появлялся в титрах кинофильмов и афишах спектаклей под псевдонимом "Ю. Михайлов", поскольку фамилия "Ким" звучала для начальства по-диссидентски крамольно. Большинство песен Юлия Кима написано на собственную музыку, многое написано также в соавторстве с такими композиторами, как Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Алексей Рыбников. В 1974 году Юлий Ким вступает в Московский профком драматургов и начинает работу над собственными пьесами. В 1985 году он исполнил главную роль в спектакле по своей пьесе "Ной и его сыновья". В том же году отказался от использования псевдонима и начал публиковаться под собственным именем. Тогда же вышел первый диск с его песнями — "Рыба-кит". К настоящему времени дискография Юлия Кима насчитывает более 20 наименований дисков, аудио - и видеокассет с записями песен. Песни Юлия Кима вошли во все антологии авторской песни, а также во многие поэтические антологии современной русской поэзии, в числе которых "Строфы века" (составитель Е. Евтушенко, 1994).
Юлий Ким — член Союза кинематографистов СССР (1987), Союза писателей (1991), Пен-клуба (1997). Автор около пятисот песен (многие из них звучат в кинофильмах и спектаклях), трех десятков пьес и десятка книг. Лауреат премии "Золотой Остап" (1998). Лауреат российской Государственной премии им. Булата Окуджавы (2000). С 1998 года живет в Иерусалиме и в Москве поочерёдно. Член редколлегии "Иерусалимского журнала". Участвовал в записи "Иерусалимского альбома" — первого диска из серии "Авторская песня в Израиле". В Израиле Юлий Ким два раза в год проводит презентации "Иерусалимского журнала", вместе с поэтом и редактором "Иерусалимского журнала" Игорем Бяльским и Игорем Губерманом, ведёт презентации журнала и в Москве. В Израиле сочиняет песни в соавторстве с композитором и бардом Мариной Меламед. В 2002—2006 году Юлий Ким совместно с Игорем Бяльским написал пьесу в стихах о строительстве второго Храма.
Урок 101
Стихотворения-шутки. Ю. Ч. Ким. «Рыба-кит». Что читать летом
Уроки внеклассного чтения
I.
Артикуляционная разминка
Можно провести соревнование, разбив класс на три-четыре команды: кто больше помнит скороговорок? Команды хором по очереди произносят скороговорки, не подглядывая в рабочие тетради. Команда, которая не может вспомнить скороговорки, выбывает из игры. Побеждает команда, оставшаяся последней.
Учитель заранее заготовит небольшие призы, например календарики.
II. Стихотворения-шутки. Ю. Ч. Ким. «Рыба-кит»
Стихотворения-шутки, которые могут прозвучать на уроке в конце учебного года, создадут хороший настрой у детей, оставят впечатление об уроке литературы как о радостном, праздничном событии.
В учебнике-хрестоматии (с. 179-180)
дано одно стихотворение Юлия Кима - одного из ярких представителей авторской песни, который создал тексты песен к большому количеству фильмов и для взрослых, и для детей. «Рыба-кит» - тоже песня, это сразу чувствуется по задорному ритму и игровой ситуации.
Юлий Ким не одинок в своем стремлении создавать стихотворения-шутки и песни-шутки: это делали Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Вадим Егоров, Юнна Мориц и другие современные поэты. Несколько текстов мы предлагаем учителю и детям в Приложении
.
III. Что читать летом
Мы приводим примерный список книг, которые могут быть рекомендованы пятиклассникам для летнего чтения (см. Приложение
). Учитель возьмет в библиотеке эти книги, сделает в классе выставку и кратко расскажет об их содержании, учитывая читательские интересы детей и стремясь заинтересовать их новыми книгами. Учитель заранее сделает копии списка книг и даст каждому ученику.
СКОРОГОВОРКИ
[б] - [п] [б’] - [п’]
Добры бобры
Идут в боры.
Добр бобр для бобрят.
Бык тупогуб.
Тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
По поясам пояски,
По пояскам поясочки.
Белогубы огурцы,
Молодцы белопупы.
Ехали купцы,
Говорили они
Про покромы
Да про покромки 1
.
Стоит копна 2 с подприкопеночком.
Петр Первый
Пошел погулять,
Поймал перепелку 3
,
Пошел продавать.
Просил полтинник 4
.
Получил подзатыльник.
[в] - [ф] [в’] - [ф’]
Круг прорублю,
Мать проведу,
Сестру выведу.
По двору-подворью
В добром здоровье.
Два дровосека,
Два дроворуба,
Два дровокола.
Вьюги, метели
Под февраль полетели.
Посадила Фекла свеклу.
Февронья фыркала на Феклу.
[д] - [т] [д’] - [т’]
На дворе трава,
На траве дрова.
У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Съел молодец
Тридцать три пирога с пирогом,
Да все с творогом.
Шел мужик из-за реки,
Нес лапти-девятерики.
Нам не до мужиков,
Не до лаптей-девятериков.
На улице деготник 5
.
Нам не до деготника,
Не до деготниковых детей.
[г] - [к] [г’] - [к’]
На горе, на пригорке
Стояли два Егорки.
Раз - Егорка,
Два - Егорка.
Я вокруг погреба хожу,
Все про погреб говорю.
Полпогреба репы,
Полколпака гороху.
Купи кипу пик,
Кипу пик купи.
Шит колпак,
Да не по-колпаковски.
Кто бы тот колпак
Переколпаковал?
Из-под кислого молока,
Из-под простокваши.
Утка моя,
Селезнюха моя,
Не летай за реку,
Не клюй песку,
Не тупи носку.
Клюет курица крупку,
Курит турок трубку.
Не клюй, кура, крупку,
Не кури, турок, трубку.
[х] [х’]
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! ха! ха! ха! ха!
Не по тропе, а около
Катилось О и охало,
О охало,
О охало
Не на тропе, а около.
Не просмеховствуй других -
И сам не просмеховствован будешь.
Полпуховика и полполувыпуховика,
Цельный пуховик 6
и полполувыпуховик.
[з] - [с] [з’] - [с’]
Зелен изумруд.
Сыворотка 7 из-под простокваши.
У сыра дуба,
У суха сука
Белошерстый пес.
На семеры сани,
По семеры - в сани.
Идет с косой
Косой козел.
Бежит лиса по шесточку 8
.
- Лизни, лиса, песочку!
Сенька-везенька,
Вези бабу на санках.
Санки - скок,
Сеньку - в лоб!
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
[ж] - [ш]
Журила 9 журавля журавлиха.
Летят три пичужки 10
Через три пусты избушки.
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей.
Две мыши поплоше
Несли по два гроша 11
.
Шла бабка из-под Шарташа,
Несла кринку 12
из-под простокваши.
Как заедешь в Шарташ,
Там не расшаташь.
ПОЭТЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Урок литературы в 5 классе № 60.
Дата ___________________________
Тема: Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Ю. Ч. Ким «Рыба-кит». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Цели урока: Краткое знакомство с жизнью и творчеством Саши Черного и Ю. Ч. Кима. Расширение представления о юморе и литературе.
Развитие навыков пересказа и анализа текста, творческих способностей.
Воспитание чувства юмора.
Основные понятия: юмор.
Методические приемы : беседа, слово учителя, прослушивание аудиозаписей, выразительное чтение.
Оборудование: аудиозаписи песен Ю. Кима, учебник, тетрадь.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока.
Организационный момент.
Цель этапа: проверка готовности обучающихся к работе.
Работа по теме урока.
1. Целевая установка.
Цель этапа: озвучивание темы, формулирование целей работы на урок.
2. Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор.
А. Чтение статьи учебника (с. 172-173) .
Б. Слово учителя
Александр Гликберг родился в многодетной семье, которая поселилась в небольшом городке Белая Церковь на Украине. Саша тяготился обывательской средой, обстановкой в семье, где он никогда не знал материнской ласки. Мальчик бежал из дому. Он пережил множество трудностей, стал нищим-попрошайкой и, не выдержав, вернулся домой. Но мать с отцом не приняли его. О судьбе мальчика написали в газете, и К. К. Роше, высокопоставленный чиновник из города Житомира, усыновил мальчика и стал для него настоящим отцом. Равнодушие и злоба родителей сменились добротой и вниманием приемного отца. До конца своей жизни Саша Черный будет в произведениях для взрослых остроумным и язвительным, а в произведениях для детей - нежным и добрым.
Саша Черный страдал от несовершенства мира и своими сатирами старался побудить людей измениться. Добрыми рассказами для детей он хотел поддержать доброту и радость жизни в растущем человеке. Он умер от сердечного приступа после того, как помогал тушить пожар у соседей. Он выбрал себе псевдоним
Саша Черный
(в противоположность одному из поэтов его времени, который взял себе псевдоним
Андрей Белый
), но люди вспоминают его со светлыми чувствами.
Позже, в старших классах, мы будем читать сатирические произведения Саши Черного.
В.
Беседа. Реализация воспитательной цели.
- Вы прочитали два рассказа Саши Черного: «Кавказский пленник» и «Игорь-Робинзон». Какое настроение вызвали у вас эти рассказы? Какие эпизоды, описания вам понравились?
- Почему в рассказе «Кавказский пленник» никто из детей не хотел быть Костылиным?
(Никто из детей не хотел быть предателем).
— Вопросы (Егорова, стр. 376 – 377).
- Какие смешные эпизоды можно отметить в рассказе «Игорь-Робинзон»?
(Дети отмечают, как индюк съел бюст Гоголя, как теленок жевал курточку, как Игорь сделал из бумаги золотую медаль).
- Каким можно назвать юмор Саши Черного: острым, язвительным или добрым, мягким?
Играли ли вы когда-нибудь в игры, которые придумали после чтения художественных произведений? Какие это игры? Расскажите об одной такой игре.
3. Ю. Ч. Ким. Рыба-кит.
А.
Чтение статьи учебника
(с. 189)
.
Б. Прослушивание песни «Рыба — кит».
В. Работа по вопросам и заданиям учебника (стр. 190). Реализация воспитательной цели.
Юнга (от нем. Junge - «мальчик» или нидерл. jonge - «молодой») - мальчик на судне, готовящийся в матросы. Основав Кронштадт в 1703 году, Пётр I учредил в нём училище морских юнг , то есть малолетних матросов…
Сейнер (англ. seiner , от (purse) seine - (кошельковый) невод) - рыбопромышленное судно для лова рыбы кошельковым неводом, который также может называться сейной. Сейнер , обычно, однопалубное судно с надстройкой, смещенной к носовой части.
Лот — это стандартная партия или объем, какого либо товара. Лот — это также единица измерения валюты во время торгов на валютной бирже.
III . Итог урока.
Цель этапа: обобщение информации.
Беседа.
Егорова, стр. 380 – IV .
- Играли ли вы когда-нибудь в игры, которые придумали после чтения художественных произведений? Какие это игры? Расскажите об одной такой игре.
Прослушивание песен Ю. Ч. Кима.
IV . Домашнее задание.
Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.
Ответить на итоговые вопросы (стр. 192), подготовиться к итоговому тестированию.
По желанию.
Написать сочинение «Как мы играли в Робинзона (индейцев, путешественников…)».
Литература.
Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. Часть 2/ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. коровин.-2-е издание – М.: Просвещение, 2013
Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 5-е издание, переработанное – М.: ВАКО, 2013.
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ставропольский государственный педагогический институт
Историко-филологический факультет
Кафедра теории и методики преподавания
исторических и филологических дисциплин
Конспект урока литературы
Тема: Юлий Ким «Рыба-кит ».
Разработала: студентка 4 курса
историко-филологического факультета,
отделения русского языка и литературы
Новикова Анастасия Андреевна
Проверили: учитель русского языка и литературы
Макаренко Елена Владимировна
групповой руководитель:
Петренко Денис Иванович
Оценки за урок:
___________ (подпись учителя)
___________ (подпись гр.рук.)
Ставрополь, 2016
УМК: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 /В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Тема урока: Юлий Ким «Рыба-кит»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
Обучающая цель:
Совершенствовать умение пересказывать прочитанное.
Совершенствовать навыки выразительного чтения.
2.Развивающая цель:
Формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устного ответа.
3.Воспитывающая цель:
Воспитывать интерес детей к чтению.
Универсальные учебные действия (УУД):
Предметные: ознакомиться с песней Ю.Кима «Рыба-кит»; овладение навыками анализа текста.
Метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры речи; формирование навыков творческой деятельности; развитие умений вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ текста; духовное развитие через работу с понятием текста.
Формы обучения: Индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы обучения: По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный. По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.
Приемы обучения: Фронтальный опрос, индивидуальные задания, работа по командам, составление синквейна.
Оборудование: Учебник-хрестоматия в 2-х частях,5 класс. Под редакцией В.Я.Коровиной, компьютерная презентация по изучаемой теме, проектор,.
Технологическая карта урока
(1мин.)Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
II . Проверка заданного на дом материала.
(10мин.)
Цель этапа: проверка усвоения материала, умение формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста!
Все ли готовы к уроку?
Перед тем, как мы перейдем к произведению, предлагаю поиграть.
Каждая и з команд, должна вспомнить как можно больше скороговорок. Команда, которая не может вспомнить скороговорки, выбывает из игры. Побеждает команда, оставшаяся последней.
Белые бараны били в барабаны.
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Баран - буян залез в бурьян.
Собрала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Приветствуют учителя.
Играют
Отвечают
Метод мотивации учебной деятельности.
Личностные: внимание, уважение к окружающим;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
Регулятивные:
саморегуляция.
Познавательные
Коммуникативные:
III .Актуализация знаний. (3мин.)
Цель: повторение ранее изученного материала.
Сегодня на уроке, мы с вами продолжим знакомиться с юмористическими произведениями. Кто что запомнил о жизни и творчестве Юлия Кима?
Отвечают на вопросы.
Метод фронтальной организации обучающихся.
Познавательные : выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
IV .Постановка цели и задач урока. (5мин).
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.
Давайте послушаем стихотворение-песню «Рыба-кит».
Какое настроение у песни?
Что позволило определить настроение песни?
Подумайте и ответьте, есть ли нелепости в тексте песенки?
какие нелепости заметили?
С какой целью происходит включение нелепого в текст песенки?
Участвуют в диалоге.
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные: целеполагание
Физминутка (2мин.).
Слайд
Выполняют
Личностные: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.
V .Беседа по содержанию рассказа и составление схемы. (22мин.)
Цель: проанализировать произведение при помощи комментированного чтения.
Давайте еще раз прочитаем произведение.
Все ли слова были вам знакомы?
Сейнер - это рыбопромысловое судно. Обычно однопалубное судно с надстройкой, смещенной к носовой части.
Юнга - мальчик на судне, готовящийся в матросы.
Кашалот - морское млекопитающее, крупнейшее из зубатых китов.
Мог ли попасться на лот кит, если лот – это инструмент для измерения глубины воды,
Мог ли вообще попасться кит на удочку?
Кто главный герой произведения?
А теперь мы с вами составим синквейн (пятистрочная форма стихотворения).
Вы раньше составляли синквейны?
Давайте для примера составим синквейн на тему: «Весна».
Весна.
Теплая, долгожданная.
Приходит, оживляет, воодушевляет.
«Весною, когда земля оттает, люди тоже как будто становятся мягче». М.Горький
Солнце.
А теперь самостоятельно составим синквейн на тему: «Юмор»
Ученик читает вслух стихотворение «Рыба-кит»
Записывают таблицу в тетрадь
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Проблемный, метод фронтальной организации обучающихся.
Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
VI .Рефлексия. (5мин.)
Цель : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
О чём узнали сегодня на уроке?
Что нового открыли для себя?
Чему научились? ·
Что в личности поэта Ю. Кима удивило вас?
Отвечают на вопросы.
Личностные:
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
VII .Задание на дом.(2мин.)
Ознакомиться с домашним заданием.
Составить таблицу по сюжету произведений: «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон», «Рыба-кит»
Методы:
По способу передачи и усвоения информации: словесный.
Коммуникативные:
Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Умение слушать и вступать в диалог.