Уроки по обломову поспеловой т а. Художественное чтение отрывка учеником
Тип урока: урок изучения художественного произведения.
Вид урока: урок углубленной работы над текстом произведения.
Форма урока: урок-беседа (с элементами художественного чтения, дискуссии).
Цели и задачи урока:
- сформулировать проблемный и исследовательский вопросы урока;
- развивать умение анализировать художественное произведение, делать сравнительный анализ;
- воспитывать у обучающихся интерес к русской литературе, развивать их творческие способности.
Материалы к уроку:
- текст романа И.А. Гончарова «Обломов»;
- учебник «Русская литература 19 века 10 класс» Ю.В. Лебедев;
- задание индивидуальное для исследования (2 человека);
- задание для исследования в группах.
ХОД УРОКА
Короткая справка (запись на доске):
Илья Ильич Обломов
– «человек лет
тридцати двух трех лет от роду».
Андрей Иваныч Штольц
– «ровесник Обломова».
Захар (слуга Обломова)
– «за пятьдесят лет».
Анисья (жена Захара)
– «лет сорока семи»,
прислуживала Обломову.
I. Первый этап урока
а)
Образ жизни Обломова вызывал у
Штольца жажду деятельности:
«Надо же выйти из этого сна… Нет, я тебя не
оставлю так, через неделю ты не узнаешь себя, ужо
вечером я сообщу тебе подробный план о том, что я
намерен я собой
и тобой делать…»
Штольц считал, что жизнь – это труд
, «труд –
образ, содержание, стихия и цель жизни».
Обломов считал, что жизнь – есть покой и
праздность
.
Признание Обломова (как он представляет себе
жизнь, как он хочет её прожить) вызвало обратную
реакцию:
«Это не жизнь… это… какая-то обломовщина». (стр.
163)
б) Отношение к просвещению:
в) Отношение ко всему новому:
г) Отношение к Ольге Ильинской:
*Штольц познакомил «Обломова с Ольгой и её тёткой».
II. Второй этап урока
Ольга Сергеевна Ильинская |
Агафья Матвеевна Пшеницына (около 30 лет) |
Ольга жила со своей тетушкой. – отношение
к Штольцу:
– любила она музыку, но пела чаще втихомолку. – с удвоенным любопытством переносила глаза на Обломова, а Обломову от этих взглядов – хоть сквозь землю провалиться. (стр. 171) – Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня, ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миниатюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда… – Ольга заставила своим знакомством, своим присутствием, своим пением «оживить» Обломова. Илья был с Ольгой с утра до вечера, он читал с ней, посылал цветы, гулял по озеру, по горам … он, Обломов, «Чего только не бывает на свете!» До Ольги:
После знакомства с Ольгой:
«По ночам Обломову не спалось, напрасно он во весь рост лег на спину, напрасно брал самые ленивые и самые покойные позы – не спится, да и только». (стр. 172) «– Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь! – тихо сказал Обломов. Проходили дни за днями: он там и обеими ногами, и руками, и головой». После переезда на Выборгскую сторону (перевёз Тарантьев к своей куме) Обломов дня три провел, как давно не проводил: без постели, без дивана, обедал у Ольгиной тетки. Обломову среди ленивого лежанья в ленивых позах, среди тупой дремоты и среди вдохновенных порывов, на первом плане всегда грезилась женщина как жена и никогда – как любовница (стр. 182). Обломов проживает жизнь во снах. Ветка сирени. Запах любви (стр. 195). «Сиреневая (ветка) – цвет жизни и …» (стр. 208). «Опять жизнь, опять надежда!» Встреча в парке! Признание в любви. Обломов предлагает Ольге встречаться тайно, а значит быть любовницей (стр. 215). Ольга не соглашается, уходит. Обломов переживает. Ольга – не уходит. Обломов предлагает ей своё сердце. «Жизнь есть жизнь, долг, – говорит Ольга, – обязанность, а обязанность бывает тяжела. Исполним же долг…» Он (Обломов) вздохнул. «Не увидимся с Ольгой… Боже мой! Ты открыл мне глаза и указал на долг…» (стр. 219). стр. 252 – конец II части. После переезда Обломов и Ольга не перестают
общаться. «В воскресенье он был с визитом у хозяйки (Пшеницыной), пил кофе, ел горячий пирог и к обеду посылал Захара на ту сторону за мороженным и за конфетами для детей». «Мосты сняли, и Нева собралась уже замерзнуть.
Обломову нельзя было думать … ехать к Ольге». Встреча с Ольгой, объяснение. (стр. 302) Ольга требует конкретного решения, ответа от Обломова. Ольга плакала. Ольга вышла замуж за Штольца, родила ему ребенка. |
«Дом вдовы коллежского секретаря
Пшеницына», прочитал Обломов на воротах и велел
въехать на двор. Обломов – новый жилец. Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у ней почти не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил» (стр. 260). «Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова.» «Она тупо выслушала и тупо задумалась». «У ней простое, но приятное лицо, – снисходительно решил Обломов, – должно быть, добрая женщина!» (стр. 262) «– Нет, двое детей со мной, от покойного мужа: мальчик по восьмому году да девочка по шестому, – довольно словоохотливо начала хозяйка, и лицо у ней стало поживее, – ещё бабушка наша, больная, еле ходит, и то в церковь только; … Вот и только» (стр. 262) «Какая ещё свежая, здоровая женщина и какая хозяйка! Право бы замуж бы ей … – говорил он сам себе и погружался в мысль … об Ольге». «Приходили хозяйские дети к нему: он проверил сложение и вычитание у Вани и нашел две ошибки. Маше налиновал тетрадь и написал большие азы, потом слушал, как трещали канарейки, и смотрел в полуотворенную дверь, как мелькали и двигались локти хозяйки». (стр. 292) Мосты развели на Неве. Проблема с Ольгой развелась сама по себе Зато он чаще занимается с детьми хозяйки. (стр. 296) С хозяйкой он беседовал беспрестанно, лишь только завидит её локти в полуотворенную дверь. Он уже, по движению локтей, привык распознавать, что делает хозяйка, сеет, мелет или гладит. «Однажды, лишь только беззаботно проснулся и принялся за кофе, вдруг Захар донес, что мосты наведены. У Обломова стукнуло сердце.» (стр. 297) После возвращения от Ольги:
Илья Ильич – Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него халат »! (Хозяйка вымыла и почистила) Обломов как сел, так и остался в кресле. Все погрузилось в сон и мрак около него. Часть IV. Год прошел со времени болезни Ильи Ильича. В доме вдовы Пшеницыной дни и ночи текут смирно. Агафья была образцовая хозяйка. (стр. 326-327) Чувство Пшеницыной, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих ее и для нее самой. Отношение Обломова к Агафье: «Его отношения к ней были гораздо проще: для него в Агафье Матвеевне, в ее вечно движущихся локтях, в заботливо останавливающихся на всем глазах, в вечном хождении из шкафа в кухню, из кухни в кладовую, оттуда в погреб …» (стр. 332) «Он сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее, но которого любить нельзя…» «Но ему не было скучно…» «И главное, все это делалось покойно...» «Тоски, бессонных ночей – ничего не испытывал он». «Никаких понуканий, никаких требований не предъявляет Агафья Матвеевна». Жизнь у Агафьи напоминала ему жизнь в родной Обломовке. Было тепло, покойно и сытно. Она родила ему сына Андрея (назвали как и Штольца, в память). (стр. 416) |
Прошло 5 лет
Нет ни Захара (стал нищим, поберушкой), ни Анисьи
(умерла).
Опять появился брат Агафьи – Тарантьев.
Обломов – на ближайшем кладбище под скромной
урной покоится его тело, между кустов, в затишье.
Ветки сирени, посаженные дружеской рукой.
«Сам ангел тишины охраняет его сон».
Три года вдовеет Агафья Матвеевна.
Дети:
Ванюша – кончил курс наук и поступил на службу.
Машенька – вышла замуж за смотрителя.
Андрюша – выпросили на воспитание Штольц и жена
(Ольга).
«Она так полно и много любила: любила Обломова – как любовника, как мужа и как барина; только рассказать никогда она этого как прежде, не могла никому». (стр. 420)
«Их всех (Ольга, Андрей, Агафья) связывала одна общая симпатия, одна память о чистой, как хрусталь, душе покойного».
Почему Обломов выбрал Пшеницыну?
«Обломов» И.А. Гончарова – это роман о человеке, борющемся с самим собой. Среди испытаний, выпавших на долю героя, наиболее трудным для него оказалось испытание любовью. Основная сюжетная линия романа – взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской.
Преданность, безотчетная нежность, воплощенные в бескорыстной материнской любви, – вот идеал Обломова. Интуитивно Илья понимает, что в чувствах Ольги от этого не найдёт. Действие, решительность в поступках – эти требования со стороны Ольги – испугали Обломова.
Агафья Матвеевна Пшеницына – женщина,
олицетворяющая ту умиротворенность, о которой
мечтал Обломов.
Чувство этой женщины проникнуто жертвенностью,
самоотречением во имя любимого человека. Агафья
словно пришла из сказок, рассказанных Илюше в
детстве.
Обломову было тепло, сытно, а главное – покойно
с Агафьей, поэтому он её и выбрал.
Жизнь – это покой и праздность для Обломова. Состояние печали, трагичности – таков результат испытания любовью.
«Если Штольц – антипод Обломова, то Пшеницына в такой же степени – антипод* Ольги…» Критик Ю.М. Лощин.
_________________________
* Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам.
Список используемой литературы :
1. И.А. Гончаров
. Избранные сочинения.
«Библиотека учителя», «Художественная
литература», Москва, 1990 г.
2. Уроки литературы в 10м классе. Поурочные планы,
часть I. Савина Л.Н.
, кандидат педагогических
наук, Издательство «Волгоград».
3. Поурочные разработки по русской литературе,
Первая половина XIX века, И.В. Золоторёва, Т.И.
Михайлова
, «ВАКО», Москва, 2004 г.
по роману И.А. Гончарова "Обломов"
10 класс
Урок 1
Тема . И.А. Гончаров. Творческий и жизненный путь.
Цели. Познакомить учеников с личностью И.А. Гончарова, его биографией, дать представление о мировоззрении, гражданской позиции, философских и эстетических взглядах писателя, выявить взаимосвязь его творчества и судьбы, ввести творчество
И.А. Гончарова в общий контекст развития литературы второй половины XIX века.
Задачи
1. Показать роль патриархального уклада жизни в родительском доме, кружка Майковых, "натуральной школы" в формировании личности писателя.
2. Ознакомить с содержанием основных произведений писателя, показать их связь с идейно-эстетическими исканиями времени и традициями предшествующей литературы.
3. Показать своеобразие общественно-политической, гражданской позиции
И.А. Гончарова.
Форма урока . Рассказ-лекция.
План-конспект
I . Организационный момент.
II . Лекция учителя в сопровождении Презентация Microsoft PowerPoint
1. Становление и формирование личности писателя
а) Патриархальный уклад жизни в родительском доме.
б) Читательские пристрастия будущего писателя.
в) Московское коммерческое училище (1822-1830).
г) Московский университет (1831-1834).
д) Кружок Майковых, его роль в формировании взглядов писателя.
е) Первые литературные опыты И.А. Гончарова. Стихи, очерки; связь раннего творчества писателя с эстетикой и поэтикой "натуральной школы".
2. Своеобразие общественно-политической, гражданской позиции И.А. Гончарова
а) Взвешенность, объективность позиции писателя по отношению ко всем важнейшим социальным, политическим, философским вопросам времени.
б) Защита моральных принципов, рождённых традиционным патриархальным укладом жизни, и понимание необходимости социальных перемен в стране.
3. Роман "Обыкновенная история" (1841) в творчестве писателя
а) Обзорное знакомство с содержанием произведения. Роль конфликта романтического и прагматического сознаний в структуре романа. История жизни, нравственных исканий Александра Адуева. Особенности поэтики романа.
4. История создания романа "Обломов"
а) Публикация главы романа ("Сон Обломова") в журнале "Современник".
б) Реакция на публикацию революционной и славянофильской критики.
5. Кругосветное путешествие И.А. Гончарова, его роль в развитии гражданской позиции писателя
а) История путешествия "Фрегат Паллада". Соотношение российского и западного, российского и восточного сознаний, своеобразие русского национального характера.
6. Публикация романа "Обломов" а) Дискуссия, развернувшаяся вокруг романа.
Уроки по роману И.А.Гончарова «Обломов» с элементами РКМ,
Тема: Образ главного героя в романе «Обломов».
Цель: осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной, общечеловеческой и нравственной позиции.
Методические приемы: комментированное чтение, ключевые слова, синквейн, слово учителя, логическая цепочка.
Оснащение урока: художественный текст, учебник Ю.В.Лебедева, «Литература» 10 класс. 1 часть.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Слово учителя.
Сам писатель определил идейную направленность романа: «Я старался показать в «Обломове» как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в …кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
Эпиграф на доске. «…капитальнейшая вещь, какой равных давно не было…Я в восторге от Обломова»
Л.Н.Толстой.
3. Вызов. Чем же так интересен главный герой романа Илья Ильич Обломов?
Комментированное чтение 1 части, 1 главы.
Обломов род занятий
портрет интерьер
вещи
Информация после чтения 1 части, 1 главы. Учитель записывает на доске.
- выражение лица , халат ; тапочки , диван , слуга Захар , паутина , пыль , лежанье , мечты , бывший чиновник …
Выскажите свои предположения о личности главного героя. « Я считаю, что…..»
(« Я считаю, что перед нами очень ленивый и безразличный человек…)
Чтение эпизода ч.1, гл.2. «Письмо из деревни от старосты».
Вопрос.1) Что вы можете сказать о старосте? (Староста ворует и лжет)
2) Какова реакция Обломова на письмо? (5,6 гл. часть1)
Обсуждение. Подчеркнуть причину такой реакции.
5. Рефлексия. Синквейн.
Мысли и чувства, которые возникли у вас по поводу личности главного героя?
Варианты ответов.
Ленивый, добрый (апатичный)
Лежит, мечтает, сибаритствует
Обломов – главный герой романа.
6. Домашнее задание.
Чтение главы «Сон Обломова» (гл.9, часть 1) Увертюра романа. Условия воспитания маленького Обломова.
Составить логическую цепочку событий жизни деревни Обломовк и .
(В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой смысл и назначение?
Обломовцы очень просто понимали её « как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными
неприятными случайностями, как то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они
сносили труд как наказание. В таких условиях воспитывался Илья Ильич Обломов.)
Логическая цепочка .
Тишина — неподвижность — еда – сон, подобный смерти – тишина ….. счастливые люди !?
Вопрос для размышления. Зачем жизнь, что она такое, какой её смысл и назначение?
Вывод. Обломовка «как идеал покоя и бездействия»
Урок по роману « Обломов» (продолжение).
Тема: « Или я не понял этой жизни,
Или она никуда не годится».
Цель урока: выяснить «что такое обломовщина» и какую роль в жизни Обломова сыграли Андрей Штольц и Ольга Ильинская.
Методические приемы: комментированное чтение, сравнение, ключевые слова, синквейн, беседа.
Оснащение урока: художественный текст, портрет Обломова, Ольги, Андрея.
Ход урока.
Оргмомент.
Проверка д/з.
Ознакомить учащихся с темой урока и целью.
Центром анализа романа становится обломовский вопрос: «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится». Противостоит Обломову на страницах романа Андрей Штольц со своей оценкой – «обломовщина».
Сравнительная характеристика Штольца и Обломова. В чем видят смысл жизни?
Чтение части 2, гл.3,4,5.
Синквейн.
Настойчивый, целеустремленный;
Учится, работает, служит.
Он шел твердо, бодро.
Немец (друг, агент)
Обломов ищет спасения в Андрее. « Не брани, Андрей, а лучше помоги». Андрей удивлен переменам, произошедшим в Илье.
«Тебе, кажется, жить-то лень»; «ты философ, Илья»; «ты ли это,Илья»; «зачем ты не вырвался, не бежал куда-нибудь, молча погибал?» « Обломовщина !» (диагноз) Теперь или никогда!
Сам Обломов о себе. « …В жизни моей никогда не загоралось никакого – ни спасательного ни разрушительного огня.. Или я не понял этой жизни или она никуда не годится… Куда?»
Вывод. «Обломовщина? Одно слово, а какое …..ядовитое!»
Д/З. Чтение ч.2, гл. 5-9. Перемены в Обломове.
Урок по роману Гончарова «Обломов» (продолжение).
Тема: Обломов и Ольга.
Цель: рассмотреть, какие перемены произошли в Обломове после знакомства с Ольгой и почему не
состоялась любовь двух героев.
Методические приемы: комментированное чтение, беседа, диаманта.
Оснащение урока: художественный текст.
Ход урока.
Оргмомент.
Беседа по дом.зад.
Вопросы:1) Какие перемены произошли в Обломове? (Обломов встал с дивана).
2) Что говорит Штольц о цели знакомства? (Изменить жизнь Обломова)
3) Как повлияла на душевное состояние Обломова музыка?
(музыка приводит его в необыкновенное состояние, оттого что найдена душа; музыка-любовь)
4) Это любовь? (Да)
3. Учитель: Что Ольга? Какие надежды связывала Ольга с Ильей? На эти вопросы попытаемся
найти ответ по мере дальнейшего чтения романа.
Урок 71 РОМАН И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»
29.03.2013 19516 0Урок
71
РОМАН И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»
Цели : выделить главную тему романа; рассмотреть образ Обломова, формирование его характера, образ жизни, идеалы; через биографию главного героя раскрыть особенности русской жизни.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Роман «Обломов»
С 1847 г. Гончаров стал работать над романом «Обломов». Глава из будущего произведения под названием «Сон Обломова» появилась в журнале «Современник» в 1849 году и вызвала восторженное одобрение читателей. Но работа затянулась. Только в 1857 году роман был закончен (за границей). Потребовалось время, чтобы доработать главы. Полностью роман «Обломов» был напечатан в 1859 году в журнале «Отечественные записки». (Это время накануне отмены крепостного права, того уклада жизни, который родил главного героя романа – Обломова .) Новая книга Гончарова вызвала интерес и неоднозначную оценку критики.
Главная тема романа – судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, в обществе, но не сумевшего найти верный путь. Впервые в русской литературе автор изобразил жизнь русского помещика от рождения до смерти. Из «предыстории» Обломова и эпилога мы можем определить, что около 37 лет. Это не только история жизни Обломова, это – целая эпоха русской истории!
Таким образом, факты биографии главного героя помогают читателям представить картину русской жизни, позволяют осмыслить ее исторически.
Гончаров более глубоко показывает разложение феодально-крепостного строя в России, выносит ему суровый приговор. В литературу он вводит новое понятие – «обломовщина», которое становится символом отсталости и застоя, бездействия и лени.
Илью Ильича Обломова называют последним в ряду «лишних» людей – Онегиных, Печориных, Рудиных.
II. Беседа с учащимися по содержанию романа.
Вопросы :
1. Главный герой романа. Расскажите о его внешности, жизненном укладе.
3. Чтение домашних сочинений-миниатюр, рецензирование. («Портрет Обломова», «День Обломова», «Каким я представляю себе Обломова?»)
4. Обломов и его гости. Отношение главного героя к своим посетителям. (Чтение диалогов. Сопоставление поведения героев.)
5. В чем похожи Обломов и Захар? Можно ли их представить друг без друга?
6. Каковы отличительные особенности Обломова? Расскажите о формировании его характера.
7. Встреча со Штольцем. В чем различие воспитания Обломова и Штольца?
8. «Сон Обломова». Пересказ, зачитывание фрагментов.
9. Что породило такой тип, как Обломов? Расскажите, как нежный и кроткий Илья Ильич «превращается» в Обломова?
10. Почему любовь к Ольге Ильинской не смогла переделать главного героя?
11. Что общего у Обломова с «лишними» людьми – Онегиным, Печориным?
12. Изжила ли себя обломовщина в наши дни?
Илья Ильич Обломов – русский помещик, образованный и культурный, вызывающий симпатию окружающих. (Андрей Штольц о своем друге: «Это хрустальная, прозрачная душа!»)
Но Обломов порывает сначала со службой, а затем и с обществом. Ни прекрасная Ольга Ильинская, ни Андрей Штольц не могут пробудить героя к деятельной жизни. Нормальным состоянием Обломова становится лежание на диване, ничегонеделание.
Автор тщательно подчеркивает основные черты Обломова – лень, безволие, неспособность к практической деятельности, презрение к труду. Постепенно нежный, добрый, честный Илья Ильич превращается в бездельника и праздного лежебоку. Эти свойства названы словом «обломовщина». («Одно слово, а какое… ядовитое!» – говорит Обломов.)
Для раскрытия характера Обломова автор использует разнообразные приемы: указывает его возраст, рисует портрет, описывает одежду и обстановку дома, рассказывает «предысторию» героя, происхождение, детство, службу, знакомит с окружением Обломова, раскрывает его мысли и настроения и т. д.
Домашнее задание.
2. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца. (Общие черты, противопоставление героев: черты характера, образ жизни, идеалы, несостоятельность героев во взаимоотношениях с Ольгой, способы художественной типизации образов, отношение к героям автора, критиков.)
Урок
71
РОМАН И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»
Цели : выделить главную тему романа; рассмотреть образ Обломова, формирование его характера, образ жизни, идеалы; через биографию главного героя раскрыть особенности русской жизни.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Роман «Обломов»
С 1847 г. Гончаров стал работать над романом «Обломов». Глава из будущего произведения под названием «Сон Обломова» появилась в журнале «Современник» в 1849 году и вызвала восторженное одобрение читателей. Но работа затянулась. Только в 1857 году роман был закончен (за границей). Потребовалось время, чтобы доработать главы. Полностью роман «Обломов» был напечатан в 1859 году в журнале «Отечественные записки». (Это время накануне отмены крепостного права, того уклада жизни, который родил главного героя романа – Обломова .) Новая книга Гончарова вызвала интерес и неоднозначную оценку критики.
Главная тема романа – судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, в обществе, но не сумевшего найти верный путь. Впервые в русской литературе автор изобразил жизнь русского помещика от рождения до смерти. Из «предыстории» Обломова и эпилога мы можем определить, что около 37 лет. Это не только история жизни Обломова, это – целая эпоха русской истории!
Таким образом, факты биографии главного героя помогают читателям представить картину русской жизни, позволяют осмыслить ее исторически.
Гончаров более глубоко показывает разложение феодально-крепостного строя в России, выносит ему суровый приговор. В литературу он вводит новое понятие – «обломовщина», которое становится символом отсталости и застоя, бездействия и лени.
Илью Ильича Обломова называют последним в ряду «лишних» людей – Онегиных, Печориных, Рудиных.
II. Беседа с учащимися по содержанию романа.
Вопросы :
1. Главный герой романа. Расскажите о его внешности, жизненном укладе.
3. Чтение домашних сочинений-миниатюр, рецензирование. («Портрет Обломова», «День Обломова», «Каким я представляю себе Обломова?»)
4. Обломов и его гости. Отношение главного героя к своим посетителям. (Чтение диалогов. Сопоставление поведения героев.)
5. В чем похожи Обломов и Захар? Можно ли их представить друг без друга?
6. Каковы отличительные особенности Обломова? Расскажите о формировании его характера.
7. Встреча со Штольцем. В чем различие воспитания Обломова и Штольца?
8. «Сон Обломова». Пересказ, зачитывание фрагментов.
9. Что породило такой тип, как Обломов? Расскажите, как нежный и кроткий Илья Ильич «превращается» в Обломова?
10. Почему любовь к Ольге Ильинской не смогла переделать главного героя?
11. Что общего у Обломова с «лишними» людьми – Онегиным, Печориным?
12. Изжила ли себя обломовщина в наши дни?
Илья Ильич Обломов – русский помещик, образованный и культурный, вызывающий симпатию окружающих. (Андрей Штольц о своем друге: «Это хрустальная, прозрачная душа!»)
Но Обломов порывает сначала со службой, а затем и с обществом. Ни прекрасная Ольга Ильинская, ни Андрей Штольц не могут пробудить героя к деятельной жизни. Нормальным состоянием Обломова становится лежание на диване, ничегонеделание.
Автор тщательно подчеркивает основные черты Обломова – лень, безволие, неспособность к практической деятельности, презрение к труду. Постепенно нежный, добрый, честный Илья Ильич превращается в бездельника и праздного лежебоку. Эти свойства названы словом «обломовщина». («Одно слово, а какое… ядовитое!» – говорит Обломов.)
Для раскрытия характера Обломова автор использует разнообразные приемы: указывает его возраст, рисует портрет, описывает одежду и обстановку дома, рассказывает «предысторию» героя, происхождение, детство, службу, знакомит с окружением Обломова, раскрывает его мысли и настроения и т. д.
Домашнее задание.
2. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца. (Общие черты, противопоставление героев: черты характера, образ жизни, идеалы, несостоятельность героев во взаимоотношениях с Ольгой, способы художественной типизации образов, отношение к героям автора, критиков.)