Уроки по обломову поспеловой т а. История создания романа "Обломов"

Департамент образования и науки Тюменской области

ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»

План открытого учебного занятия по русскому языку и литературе

Преподаватель: Туз Наталья Владимировна

Тема учебного занятия : «Господин де Лень» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

Группа: ТО 16-1о

Продолжительность: 45 минут

Вид занятия: урок-размышление

Тип занятия:обобщающий (закрепление изученного материала)

Обучающие цели:

формирование завершенного представления о романе и его герое , формирование активной жизненной позиции обучающихся;

Развивающие цели:

развитие умений аргументированно высказывать свою точку зрения; развитие ассоциативного, критического мышления;

Воспитательные цели:

формирование лучших качеств личности: целеустремлённости, решительности в реализации целей, трудолюбия, ответственности, активности.

Ожидаемые результаты:

Студент должен знать :

Основные факты жизни и творчества писателя;

Студент должен уметь :

Анализировать и интерпретировать художественное произведение;

Соотносить художественную литературу с общественной жизнью;

Участвовать в диалоге или дискуссии;

Формирование общих компетенций

Формируемые компетенции

Показатель оценки результата

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Взаимодействует с обучающимися, преподавателями в ходе обучения; демонстрирует навыки организации собственной деятельности, организации работы в коллективе.

Материальное обеспечение учебного занятия:

демонстрационно-компьютерный комплекс; информация в виде слайдов, видеофрагмент романа; роман И. А. Гончарова "Обломов", рабочие тетради обучающихся, тексты притч.

Методы обучения: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный .

Методические приемы: актуализация темы; определение обучающимися целей занятия;создание проблемной ситуации; организация самостоятельной деятельности обучающихся; самооценка полученных знаний; рефлексия;

Межпредметные связи: русский язык, логика, этика, философия, обществознание.

Внутри предметные связи: Н. В. Гоголь, А. П. Чехов, И. С. Тургенев.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Приветствие!

Добрый день, всем-всем!

Друзья мои! Я очень рада
Войти в уютный кабинет.
И для меня уже награда
Вниманье ваше как отрада.

Будьте все внимательны,
А еще старательны.
Сейчас будем рассуждать,
Будем думать и вникать.

Искренне желаю всем хорошего настроения и конструктивного диалога, центром внимания которого станет роман «Обломов».

2.Определение темы и целей занятия:

Мотивация и актуализация темы: слайд 1

Друзья, произошёл парадокс: в пословице исчезло одно слово. Верните слово и объясните смысл всей пословицы!

От трудаздоровеют,а от …болеют.

- Молодцы, правильно! Умение трудиться позволяет преодолевать трудности. Труд приносит пользу, а лень наоборот. Как называются пары слов труд-лень, здороветь-болеть? Антонимы! Эта пословица будет эпиграфом, который мы запишем позже. Вспоминается ещё одна пословица «Труд кормит, а лень портит». Мы завершаем сегодня разговор о романе Гончарова – слайд 2 . «Обломов» - это не то произведение, которое быстро забываешь. О нем думаешь, споришь, рассуждаешь. В романе более 50 героев. Все они, как и мы с вами, любят, страдают, ищут, отчаиваются, радуются. Изображая персонажей, Гончаров подчеркивает в них деталь, и благодаря этому портрет запоминается надолго.

Попробуйте узнать персонажа по портрету : «человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». Это Илья Обломов – слайд 3.

Почему мы начали занятие с пословицы о труде и лени?

(потому что лень – главный порок Обломова)

Тема занятия: «Господин де Лень ». (слайд 4). Выбор такого названия неслучаен, поскольку именно так прозвали Гончарова друзья за его медлительность и малоподвижность, в образе Ильи Ильича мы видим некоторые события из жизни самого автора, создателя романа.

Запишите тему и эпиграф! Слайд 4-5

Давайте вместе определим цели занятия? (высказывания студентов)

Примерные ответы: раскрыть истоки зарождения лени; в ходе размышлений ответить на вопрос: лень – это добро, радость или же это зло, безнравственность, самый большой порок?

Как вы понимаете такое простое слово «лень»? (ответы студентов)

Давайте коллективно составим ассоциативый ряд слов к понятию «лень» (слайд № 6). Каждый студент называет слово!

Лень: апатия, покой, бездействие , тунеядство, сонливость, пассивность, инертность, малоподвижность, вялость.

Из записанных слов подчеркните самое страшное. Произнесите его!

С этим страшным словом необходимо бороться? Как?

- В продолжении разговора о лени предлагаю притчу , которую прочтёт Антон, а мы потомпроанализируем! (Слайд № 7-8-9)

(Текст читает подготовленный студент)

Скажите, пожалуйста, какие черты присущи герою притчи?

Кого напоминает этот человек? Лежебоку, тунеядца. К чему привело бездействие?

(покорился лени, не смог преодолеть, показал слабость, отсутствие силы воли, решительности). Это хорошо или плохо?

Вывод: Мы сами иногда позволяем себе лениться, бездельничать, бить баклуши, хотя осознаем, что это нехорошо! Анализируя образ жизни Обломова, мы поняли, что лень, апатия, боязнь движений превращают человека в жалкое состояние, в «придаток халата и дивана», то есть приводят к трагедии сначала духовной, потом физической. Текст притчи как раз подтверждает это! Каковы истоки лени и апатии Обломова? На какой почве взращён характер? Об этом расскажет МустакимовВакиль!

Сообщение подготовленного студента – 2 минуты (слайд 10)

Друзья, что повлияло на формирование характера героя?

Характер героя сформирован средой Обломовки, семейным воспитанием! Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. Его не научили трудиться, действовать самостоятельно. И в результате неглупый человек превратился в пародию на человека.

Семья семьёй, но неужели Илья Ильич не смог сам побороть лень, не смог найти дело по душе?

По мере взросления Обломов уже не сумел противостоять лени, не смог побороть её, хотя от воли человека многое зависит, а его черты характера – нерешительность, пассивность и нежелание работать!

Меняется ли герой на протяжении романа или он всегда одинаков?

Обломов во второй части романа выходит из спячки, ездит на дачу, в гости, в театр, его мысли и чувства просыпаются, речь меняется, становится живой, он приободрился! Перед нами уже другой человек! Характер героя меняется!

Почему это происходит? Главным стимулом является любовь.

Давайте вспомним одну из встреч с Ольгой – приезд Обломова к Ильинским! 4-й эпизод – 2 минуты 40 секунд

Из данного фрагмента какие перемены в герое вы заметили?

Обломов прислушивается к Ольге, увлекается искусством, жизнь проводит в движении, он расцвёл, стал мыслить, чувствовать, ходить на свидания, выполняет много действий, которых ранее не делал! Он активен. Значит человек способен меняться под влиянием другого! Но пробуждение длится недолго. Почему? Что его возвращает на диван?

Обломов не умеет жить, не умеет приспосабливаться, все добрые намерения потухают, боится перемен, вновь возвращается на свой диван. Лень и нерешительность, отсутствие силы воли приводят героя к полному краху, он уже не совершает поступков, не принимает решений, а опускается на дно лежачей жизни. Обломов выбрал философию покоя, умиротворения.

Мы больше критикуем персонажа, но в нём помимо отрицательных качеств, есть положительные! Оформим в тетрадях таблицу (слайд 11)

Каждый по очереди называет какую-либо черту характера.

Положительные качества Обломова

Отрицательные качества Обломова

Доброта, мечтательность, мягкость, гостеприимство, способность любить, честность, терпимость, благородство, простодушие, спокойствие.

Лень, отсутствие силы воли, вялость, равнодушие, не принятие труда, нерешительность, неаккуратность, неумение жить, непрактичность, безразличие, нежелание развиваться.

Какие качества из правой колонки вам приятны? Таких нет. К чему приводят отрицательные черты? (к разрушению, деградации, безнравственности; а хорошие качества всегда приводят личность к развитию, к самореализации. )

Слайд 12

Задание творческого характера:

1) Почему женитьба Обломова на Ольге так и не состоялась? Что помешало ему?

2)Почему Обломов выбрал в жёны Агафью? Какой образ жизни они вели? Что в их семье было главным? (конечной цели не было, цель каждого дня - накормить, привести в порядок одежду барина и всех домашних, жить в покое и сытости, тихое спокойное счастье. Агафья ничего не требовала в отличие от Ольги). Как человек должен относиться к недостаткам своего любимого? Исправлять, переделывать или смириться?

3)Кто виноват в смерти Ильи Обломова?

(обсуждение ответов обучающихся)

Вспомните эпизод, когда Ольга спросила Обломова : слайд 13

«Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...». «Есть, - сказал он чуть слышно...Какое слово он произнёс? Обломовщина!

Составьте в тетрадях синквейн к словам обломовщина и Обломов, посмотрим, чем они различаются (слайд 14)

Чтение синквейнов. Оценивание по критериям.

Илья Ильич – это, действительно, Господин де Лень?

Вернёмся к эпиграфу. Правдива ли пословица?

Изучив произведение Гончарова, какой вывод, мы сделали? Какие качества необходимы любому человеку, чтобы прожить жизнь не зря?

(трудолюбие, настойчивость, отзывчивость, честность, толерантность)

Вывод преподавателя: Гончаров показал честную душу русского барина, но "обломовщина" погубила его. Так жить нельзя! Всем нужно помнить, что трудолюбие –источник благ, только трудясь, вы достигнете всего, о чем мечтаете! Вспомним стихотворение Николая Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Рефлексия. Выставление оценок!

Этап занятия

Цели и задачи

Действия преподавателя

Деятельность студента

Результат

Организационный момент.

Организовать обучающихся

Приветствует, проверяет готовность к занятию

Приветствуют преподавателя, настраиваются на работу

Рабочая обстановка на занятии

Эмоциональный настрой.

Настроить на позитивные эмоции и деятельность

Предлагает определить свое эмоциональное состояние

Показывают свой настрой

Позитивный эмоциональный настрой обучающихся

Актуализация знаний и практических умений.

Вовлечь в формулирование темы и целей учебного занятия

Вводит в проблему занятия

Подводит обучающихся к самостоятельному определению целей. Корректирует их, задаёт вопросы, выбирает помощников.

Отвечают на вопросы

Формулируют цели

Слушают притчу

Формулирование целей

Ответы на вопросы притчи

Систематизация и обобщение знаний при выполнении практических заданий и аналитической беседы.

Способствовать деятельности студентов по включению в работу

Способствовать правильному выполнению самостоятельной работы

Инструктирует о ходе занятия, показывает видеофрагмент

Объясняет задание, корректирует работу

Просматривают видеофрагмент ипрезентацию.

Составляют таблицу, делают синквейн, отвечают на вопросы.

Ознакомление с порядком деятельности на занятии и заданием

Готовность к работе, заполняют таблицу

Составление

синквейнов

Обобщить знания

Слушает работы студентов, вносит уточнения, дополнения.

Читают полученные синквейны

Синквейны к словам Обломов и обломовщина

Информация о домашнем задании.

Предлагается студентам выполнить домашнее задание.

Инструктирует о выполнении домашнего задания

Записывают домашнее задание

Рефлексия

Оценить эмоциональное состояние в конце занятия

Предлагает в четверостишии указать эмоциональноесостояние

Отмечают эмоциональное состояние в нужной строке стиха

Позитивный эмоциональный настрой

обучающихся

Завершение учебного занятия

Дать качественную оценку работы группы

Анализ уровня достижения поставленных задач

Оценивает, хвалит работу

Анализирует уровень достижения поставленных задач

Подчеркивает важность приобретенных знаний и умений в дальнейшейжизни, в процессе самореализации.

Озвучивают свои результаты

Оценивание работы на занятии

Система уроков по роману И.А. Гончарова "Обломов" 10 класс

Урок 1

Тема . И.А. Гончаров. Творческий и жизненный путь.

Цели. Познакомить учеников с личностью И.А. Гончарова, его биографией, дать представление о мировоззрении, гражданской позиции, философских и эстетических взглядах писателя, выявить взаимосвязь его творчества и судьбы, ввести творчество

И.А. Гончарова в общий контекст развития литературы второй половины XIX века.

Задачи

1. Показать роль патриархального уклада жизни в родительском доме, кружка Майковых, "натуральной школы" в формировании личности писателя.

2. Ознакомить с содержанием основных произведений писателя, показать их связь с идейно-эстетическими исканиями времени и традициями предшествующей литературы.

3. Показать своеобразие общественно-политической, гражданской позиции

И.А. Гончарова.

Форма урока . Рассказ-лекция.

План-конспект

I . Организационный момент.

II . Лекция учителя в сопровождении Презентация Microsoft PowerPoint

1. Становление и формирование личности писателя

а) Патриархальный уклад жизни в родительском доме.
б) Читательские пристрастия будущего писателя.
в) Московское коммерческое училище (1822-1830).
г) Московский университет (1831-1834).
д) Кружок Майковых, его роль в формировании взглядов писателя.
е) Первые литературные опыты И.А. Гончарова. Стихи, очерки; связь раннего творчества писателя с эстетикой и поэтикой "натуральной школы".

2. Своеобразие общественно-политической, гражданской позиции И.А. Гончарова

а) Взвешенность, объективность позиции писателя по отношению ко всем важнейшим социальным, политическим, философским вопросам времени.
б) Защита моральных принципов, рождённых традиционным патриархальным укладом жизни, и понимание необходимости социальных перемен в стране.

3. Роман "Обыкновенная история" (1841) в творчестве писателя

а) Обзорное знакомство с содержанием произведения. Роль конфликта романтического и прагматического сознаний в структуре романа. История жизни, нравственных исканий Александра Адуева. Особенности поэтики романа.

4. История создания романа "Обломов"

а) Публикация главы романа ("Сон Обломова") в журнале "Современник".
б) Реакция на публикацию революционной и славянофильской критики.

5. Кругосветное путешествие И.А. Гончарова, его роль в развитии гражданской позиции писателя

а) История путешествия "Фрегат Паллада". Соотношение российского и западного, российского и восточного сознаний, своеобразие русского национального характера.

6. Публикация романа "Обломов" а) Дискуссия, развернувшаяся вокруг романа.

7. Роман "Обрыв", его место в творчестве художника

а) Проблематика произведения. Новый тип героя в творчестве писателя. Изменения в поэтике романа.

8. Публицистическое творчество И.А. Гончарова в 70-е годы XIX века.

"Мильон терзаний", "Гамлет", "Лучше поздно, чем никогда". Цикл очерков "Слуги старого века".

9. Подведение итогов.

Значение и своеобразие творчества И.А. Гончарова, его место в русской литературе XIX века. Особенности общественно-политической, гражданской позиции писателя.

10. Домашнее задание

2. Выделить образы, приёмы, связывающие поэтику этой главы с волшебной сказкой.

3. Найти связь образов главы с древнегреческой культурой, с представлениями греков о "золотом веке".

4. Обнаружить связь содержания главы с образами христианской мифологии (черты Эдема в жизни Обломовки).

Урок 2

Тема : «Обломов – главный герой романа: его сущность, характер, судьба».

Цели урока:

    Определить особенности характера главного героя.

    Формировать умения работы с текстом с выявлением ключевых деталей, характеризующих главного героя; умения работы в группах.

    Определить воспитывающее значение особенностей характера главного героя в общефилософском контексте.

Форма урока – работа в группах.

Мне давно совестно жить на свете.

Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет .

Первая часть работы

Особенности характера Обломова

Философия жизни


интерьер

Образ жизни


(глава 1) (глава 5)

(глава 1) (глава 6)

Задание:

    Внимательно поработайте с текстом: выделите ключевые слова, детали, имеющие значение для раскрытия характера главного героя, обобщите и аргументируйте мысли.

    Оформите работу своей группы в виде сообщения.

Групповой функционал:

    Руководитель группы

    Мыслители

    Работающий с текстом

    Секретарь

*Каждая группа делает сообщение по своему вопросу. Формулируем общий вывод об особенностях характера главного героя из всех обозначенных нами составляющих, вывод записываем в тетрадь.

Вторая часть работы

Опорный вопрос: «На что мог бы поменять Обломов сложившийся образ жизни?»

Г №1 Г №2 Г №3 Г №4

Светская жизнь

«Творчество»

«Безликость»


Волков Судьбинский Пенкин Алексеев

Вопросы для работы групп:

    Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?

    Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?

    Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.

Вывод (глава 8):

«Обрисовка» характера Обломова. Осознает ли он реальное положение своих дел и своей натуры (соотнесите с эпиграфом урока)? «Мечта» Обломова – что она для него?

Жизнь Обломова.

Цель : прожить жизнь счастливо; так, чтобы она “не трогала”.
Восприятие
: колеблющееся - от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”
Принципы : делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

Любовь. Никогда не была главной в его жизни, даже в истории с Ольгой она быстро угасла.

Дружба. Еще в юности “холодно простился с толпой друзей”. Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

Отношения с окружающими. Мало кому известен, имеет очень узкий круг общения. Сам практически никого не знает. Тем не менее, имеет знакомых, пытающихся вытащить его в свет.

Больше всего боялся всего трудного и труднодостижимого.

Критерии оценивания работы групп:

    Включенность в работу всех участников группы.

    Качество подготовленного сообщения: полнота раскрытия вопроса, аргументированность, внимание к детали (умение работать с текстом), конкретика и точность ответа.

    Качество монологического ответа спикера: развернутость, связность, логическая последовательность, языковое оформление.

Домашнее задание :

Составить цепочку из ключевых слов, раскрывающих особенности характера Обломова.

Урок №3

Тема урока: «Сон Обломова»

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Вид урока: урок углубленной работы над текстом произведения.

Форма урока: урок – беседа (с элементами художественного чтения, дискуссии).

Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия).

Задачи:

    Вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон.

    Познакомить учащихся с композиционной особенностью использования «Сна Обломова».

    Выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.

Оборудование : портрет И.А.Гончарова, кассета с отрывками из фильма Н.Михалкова «Шесть дней из жизни Обломова», презентация Microsoft PowerPoint.

Ход урока:

I. Вводный этап:

Слово учителя: Сегодня нам предстоит познакомиться с очень значимой в контексте романа главой, которая носит название «Сон Обломова». Кроме того, мы выясним композиционную особенность его использования, выявим черты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера Ильи Ильича.

Беседа:

- Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - сон Татьяны; у: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - сон Петруши Гринева; у: «Баллады» В. Жуковского.

- А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?

Через сон открываются особенности внутреннего мира персонажа, здесь отражаются, в искаженном виде, мысли, страхи героев, в снах может быть представлено и будущее.

- Подумайте, в чем особенность композиционного использования сна в романе «Обломов»?

Сон представляет собой детство Обломова, но Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу. Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь раскрывается его личность.

II. Анализ произведения:

Слово учителя: А теперь перейдем к рассмотрению «Сна». Сейчас мы с вами услышим описание Обломовки, которым открывается «Сон». Давайте попробуем в нем найти значимые слова, эпитеты (определения, придающие выражению образность и эмоциональность), которыми автор передает свое отношение к этому месту.

Художественное чтение отрывка учеником:

«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…

Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там спокойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».

(Учащиеся выделяют эпитеты и значимые слова: благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно).

- Сделайте вывод о том, чем было это место в жизни Обломова.

Это идеальное место, рай для Обломова.

Слово учителя: А сейчас обратимся с вами к реальной жизни в Обломовке. И посмотрим, действительно ли все в ней так идеально, как представлено в описании.

Для того чтобы вспомнить ключевые аспекты жизни обломовцев, мы посмотрим фрагменты из фильма Н. Михалкова «Шесть дней из жизни Обломова». В процессе просмотра необходимо будет нахождение положительных и негативных моментов в обломовской жизни. Чтобы легче было выполнить данное задание, я предлагаю вам обратить внимание на следующие аспекты:

    Картина мира.

    Философия жизни.

    Воспитание ребенка.

Ответить на вопрос: «Действительно ли мы можем назвать Обломовку раем и почему?»

Просмотр эпизодов из фильма: Любопытство Илюши. Бесхозяйственность обломовцев. Всеобъемлющий сон подобный смерти. Повторяющиеся, бесплодные вечера. Объединяющее начало в смехе.

Положительные моменты обломовской жизни

Отрицательные моменты обломовской жизни

Картина мира

1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

Философия жизни.

1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».

1. Доклад ученика «Распорядок дня обломовца». Из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.

2. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».

Воспитание ребенка

1. Любовь матери.

2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

3. Воспитание Обломова «по-обломовски»

Слово учителя: Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?

Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»

А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».

У: Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?

Ученики приходят к выводу, что обе эти стороны есть в личности Обломова и ни ту, ни другую нельзя исключать или абсолютизировать.

III. Итог урока.

IV . Домашнее задание.

Урок №4

Тема: «Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев».

Цели урока:

    Определить особенности характера и мировоззрения Штольца, сопоставить с Обломовым.

    Формировать умения самостоятельной работы с текстом: анализ ключевых эпизодов, сравнительная характеристика героев.

    Воспитательное значение жизненной философии Штольца: раскрытие внутреннего потенциала человека, стремление к самосовершенствованию, духовной и физической динамики.

Форма урока – аналитическая беседа.

Антитеза жизненных идеалов героев:

Обломов: «…Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее...»

Штольц: «Труд – образ, содержание,

стихия, цель жизни».

Чья философия позитивна и конструктивна?

План работы :

    Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4)

    Выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Штольца, Обломова (проверка домашнего задания)

    Сопоставить характер Штольца с характером Обломова.

Обломов

Штольц

«Тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины»

«Он весь составлен из костей, мускулов и нервов… он худощав…кость да мускулы, но ни признака жирной округлости»

«Лежание у Ильи Ильича…было его нормальным состоянием»

«Он беспрестанно в движении…»

«Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире»

«Больше всего он боялся воображения…Он боялся всякой мечты»

«Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг. Но…промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…» покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…»

«Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей… он шел к своей цели, отважно шагая через все преграды…»

Обломов: Штольц:

Покой (апатия)

«…он беспрестанно в движении…»


Сон (бездействие)

«равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа»


«он боялся всякой мечты,…хотел видеть идеал бытия и стремления человека в строгом понимании и отправлении жизни»


Мечта – «скорлупа, самообман»


Страх перед обстоятельствами


«причину всякого страдания приписывал себе»


Бесцельность существования

«Выше всего ставил настойчивость в достижении целей»


Труд - наказание


«Труд – образ, стихия, содержание, цель жизни»

4. Сделать вывод о том, на каких уровнях, в каких деталях раскрывается

антитеза между Обломовым и Штольцем.

5. Антагонизм жизненных воззрений героев.

(Спор Обломова и Штольца - ч. 2 глава 9).

Проблемные вопросы:

1. Не слишком ли положителен в своих воззрениях Штольц?

2. А может быть, Обломов прав: люди, ищущие смысл в светской жизни – мертвецы, такая жизнь – бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?!

3. Поэтическое восприятие жизни Обломова – это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться от реальности?

4. Сила и слабость характеров Обломова и Штольца: герой и обстоятельства, ложный и позитивный смысл существования?

Домашнее задание: составить таблицу сравнительной характеристики героев.

Критерии

Илья Обломов

Андрей Штольц

Описание внешности

Происхождение

Воспитание и образование

Цели приезда в Петербург

Образ жизни

Идеал (норма) жизни

Испытание любовью

Итог жизни

Урок №5

Тема: «Любовь в жизни Обломова: образы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны в романе».

Цели урока:

1. Проследить динамику развития взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской, определить значение этих отношений в романе. Роль образа Агафьи Матвеевны в романе.

2. Формировать умения поисковой работы с текстом, умения вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

3. Определить воспитывающее значение духовно – ценностных установок героев.

Форма урока – литературная мастерская (аналитическая работа с текстом).

Любовь – претрудная школа жизни!

Проблемный вопрос:

Прошел ли Обломов эту школу? Изменила ли она его?

Работа в аналитических группах :

Анализ ключевых эпизодов и глав, раскрывающих развитие взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской:

    Знакомство Обломова с Ольгой («говорящие» детали в портрете Ольги, найти характерные детали, отражающие перемену в Обломове).

    2часть 8 глава: определите перемены, происходящие в Ольге, чем их можно объяснить? Почему пылкий огонь в душе Обломова начинает угасать? Какое чувство в Обломове оказывается сильнее любви? Почему?

    9 глава: встреча в парке: что помогает Ольге «воскресить» Обломова? Роль пейзажа, «говорящие» детали, символизирующие любовь?

    10 глава: письмо Обломова: стремление уберечь Ольгу от ошибки или способ избежать перемен и остаться в прежней душевной статике?

    3 часть 2 глава: почему Обломов возвращается в прежнее состояние (опишите образ жизни, который ведет Обломов на Выборгской стороне)? Появление Агафьи Матвеевны в жизни Обломова – сравнить с отношениями Обломова и Ольги.

    6 глава: почему женитьба Обломова на Ольге так и не состоялась? Делал ли он что – то реально, чтобы добиться поставленной цели? Что помешало ему? Можно ли оправдать Обломова?

    12 глава: какие «говорящие» детали символизируют полный возврат Обломова к прежнему образу жизни? Роль зимнего пейзажа, усиливающего мрачную картину? Какие сравнительные обороты использует автор? Почему?

Каждая группа ищет ответ на поставленные вопросы, анализируя ключевые эпизоды, выявляя «говорящие» детали и определяя их значение.

ЖизньОльги Ильинской
Цель
: точно определенной цели сначала не было, а позже она стала появляться: знание всего, разум, полное понимание близких людей и всего окружающего.
Восприятие
: сначала для нее жизнь была легким нужным даром, потом - формой для мысли и постоянного анализа.
Принципы
: “шла простым, природным путем жизни”, “не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли, даже до малейшего, едва заметного движения глаз, губ, руки”, “ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”, “чтоб не было ничего недоступного”.

Любовь. “Ольга не трепещет”, “жизнь - долг, обязанность, следовательно, любовь - тоже долг: мне как будто бог послал ее”, ни страстей, ни ревности, ни слез - любовь для Ольги - молчаливое, “разумное” счастье.

Дружба. “не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки; зато, глядя на нее, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей”, у Ольги не было много друзей, но те, которые были - настоящие.

Отношения с окружающими. “Одни считали ее простой, недальней, неглубокой… говорила она мало, и то свое, неважное - и ее обходили умные и бойкие “кавалеры”; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись”. Ольга часто находилась в обществе, в котором ей было скучно.

Больше всего боялась потерять любимых людей.

Общий вывод оформляется в виде опорной схемы.

Опорная схема: «Развитие отношений Обломова и Ольги Ильинской».

Ей хотелось заставить его взойти на гору. Она хотела проследить, как в его ленивой душе любовь совершит переворот…

Жизнь Агафьи Матвеевны Пшеницыной
Цель
: конечной цели не было, цель каждого дня - накормить, привести в порядок одежду барина и всех домашних.
Восприятие : жизнь для нее всегда была средой, где Агафья Матвеена прислуживала всем. И ей это нравилось! И после переезда Обломова все дополнительно “…получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича…”
Принципы : всегда быть богиней кухни, развивать хозяйство, “на котором сосредотачивалось ее самолюбие и вся ее деятельность!”

Любовь. “Это как-то легло на нее само собой, и она подошла точно под тучу, не пятясь назад и не забегая вперед, а полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку”. Даже при своеобразном признании Обломова она отвечает “не удивляясь, не смущаясь, не робея, а стоя прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут”.

Дружба. У нее не было тех, кого можно было бы назвать настоящими друзьями.

Отношения с окружающими. Весь круг ее общения составляли лавочник, мясник, зеленщик и помощники на кухне. Это были ее хорошие знакомые. Ее же все уважали как очень хорошую хозяйку.

Больше всего боялась “неудобства” для барина (в широком смысле).

Опорная схема «Развитие отношений Ильи Обломова и Агафьи Пшеницыной».

Итог:

Что символизирует собой выстроенная нами схема?

Это есть сама жизнь с ее взлетами и падениями, внутренняя динамика героя – поиски, сомнения.

Прошел ли Обломов «претрудную школу жизни»? Почему?

Домашнее задание:

Записать вывод – ответ на поставленные вопросы.

Вывод.

Обломов отказался от любви, он выбрал покой: «мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне, а с бурями я не управлюсь!» Эпизод последнего объяснения Обломова с Ольгой отражает глубокое разочарование и боль Ольги: «Я думала. Что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, а ты уж давно умер…» Ольга с горечью осознала, что «от него можно было ожидать только глубокого впечатления, страстно – ленивой покорности. Вечной гармонии с каждым биением ее импульса, никакого движения воли, никакой активности» . После всех сомнений и внутренней борьбы Обломов вновь оказался «на той же точке невозможности двинуться вперед». Любовь – это взлеты и падения, противоречия и сомнения, поиск, это движение, это жизнь, насыщенная, яркая, меняющаяся. В конце концов, развитие этого чувства требует исходных обязательств, долга, предполагающего стремление взять на себя ответственность. Обломов испугался этого – чувство страха в Обломове постоянно усиливается и подавляет в нем все остальные чувства и желания. Нужно было принимать решения, действовать, что – то менять. Обломов оказался не способен на это. Почему?

После поисков и терзаний, так и не найдя в себе силы и воли для борьбы за свою любовь, Обломов возвращается в прежнее состояние покоя и инертности, душевной статики (возвращается в свое «болото»). И это состояние, по мысли автора, подобно «смерти души», что подчеркивает зимний пейзаж: падающий большими хлопьями снег, превращающий все в белый саван. Агафья Матвеевна вновь достает халат, символизирующий жизненную «скорлупу».

Урок №6

Тема: «Обломовщина – одно слово, … а какое ядовитое!»

Цели урока:

    Определить общефилософское значение понятия «обломовщина» как основы характера главного героя романа.

    Формировать умения полного текстуального анализа главы (часть 1, глава 9 – «Сон Обломова)

    Актуальность понятия «обломовщина» в наши дни.

Форма урока – проблемный диалог.

Это не мечта – это какая – то …обломовщина!

Нет, жизнь моя началась с погасания.

Наше имя – легион!

    Проверка домашнего задания : вывод по теме предыдущего урока.

Из всех тезисов, обозначенных учениками в выводе, вычленяем ключевые вопросы, которые послужат основой для разговора на этом уроке. Что имела в виду Ольга, когда в последнем разговоре с Обломовым сказала, что он «уж давно умер»? Почему Обломов оказался не способен бороться за свою любовь, в чем причины его «лежанья

В контексте романа обломовщина трактуется по-разному. В социальном аспекте, с одной стороны, это проявление пороков крепостничества, помещичьей жизни. С другой стороны, это национальное явление, которое может рассматриваться с позиций русской ментальности, русского национального характера. Однако обломовщина – это и психологическое явление, характерное для людей определённого психологического типа. Соединив в себе эти аспекты, обломовщина иллюстрирует «бегство от реальности», жизнь в иллюзорном мире, сознательный отказ от жизненной активности.

Обломовский идеал жизни – гармония «ума» и «сердца», эмоционального и рационального, которая проявляется в покое. Этот идеал сложился у героя ещё в детстве, описание которого дано в «Сне Обломова».

I . Композиционная роль главы «Сон Обломова».

II . Сделайте общий вывод о том, как воспитание Обломова и та атмосфера, в которой он рос, повлияли на его дальнейшую жизнь, на жизненную позицию Обломова (внимание ко второму эпиграфу). Соотнесите свою мысль со словами Ольги.

III. Анализ эпизода: «сделка» Тарантьева и брата Агафьи Матвеевны. Как и почему ведет себя в этой ситуации Обломов? Как вы думаете, можно ли оправдать поступок Тарантьева и согласиться с его словами: «Да, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги не читая, нашему брату можно жить» Актуальна ли данная ситуация в наши дни? Можно ли искать причины в «отголосках» обломовщины?

IV . Анализ финального эпизода: встреча Штольца с Захаром . Как сложилась дальнейшая судьба Захара? Что, по – вашему, стало причиной такой судьбы? Как вы понимаете слова Штольца: «Пропал…какая причина? Обломовщина?».

V .Н. А. Добролюбов. Статья «Что такое обломовщина?»

«История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, – не бог весть какая история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины».

V. Итог:

Сформулируйте свое понимание понятия «обломовщина» в виде тезисов.

Страх жить, неумение делать выбор желание спрятаться от проблем


бесцельность неспособность

существования устраивать свою жизнь

неумение брать на существование

себя ответственность за свою «сегодняшним днем»:

судьбу жить на «авось».

Докажите, что обломовщина стала главной причиной «несостоятельности» Обломова в любви и в жизни.

Домашнее задание :

1. Как вы понимаете слова Обломова: «Наше имя – легион!». Докажите типичность характера Обломова. Ответьте на вопрос: «Чем актуальна и страшна обломовщина во все времена?».

2. Сочинение.

Темы сочинений :

Антиподы ли Обломов и Штольц?

Обломов и Захар: кто у кого в рабстве?

Обломов и обломовщина.

Трагичен ли образ Обломова?

Хороший ли человек Обломов?

Ильинская и Обломов. История любви: почему Обломов не женился на Ольге?

Письмо в прошлый век Илье Ильичу Обломову.

Что я ценю и чего не принимаю в Обломове?

Выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев,

которые повлияли на характер Ильи Ильича.

Выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев,

которые повлияли на характер Ильи Ильича.

Критерии

Илья Обломов

Андрей Штольц

Описание внешности

Происхождение

Воспитание и образование

Цели приезда в Петербург

Образ жизни

Идеал (норма) жизни

Испытание любовью

Сравнительная характеристика героев.

Критерии

Илья Обломов

Андрей Штольц

Описание внешности

Происхождение

Воспитание и образование

Цели приезда в Петербург

Образ жизни

Идеал (норма) жизни

Испытание любовью

Просмотр содержимого документа
«Урок в 10 классе на тему "Обломов и "обломовщина". Критика о романе "Обломов"»

Урок № 72.

Тема: Обломов и обломовщина. Критика о романе «Обломов»

1 Показать сложность и неоднозначность характера главного героя романа И.А.Гончарова через его сопоставление с образами остальных персонажей. Закрепление умений и навыков анализа литературного текста.

2..Организовать деятельность по развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

Создать условия для знакомства с литературной критикой, посвященной роману И. Гончарова «Обломов» и фрагментами фильма Н. Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» с целью выявления актуальности романа.

3.Актуальность понятия «обломовщина» в наши дни. Нравственное воспитание учащихся на основе содержания основных проблем романа, воздействие на учащихся с помощью романа и изменение их первоначального впечатления о герое произведения, формирование понятия «обломовщина».

Формы работы – проблемный диалог, исследование, работа в группах, творческая работа,

Оборудование: портрет писателя, портреты героев романа, видеофрагмент фильма «Обломов»

музыкальное сопровождение, карточки с мнениями критиков, диван, халат, тапки

Эпиграф

Это не мечта – это какая – то …обломовщина!

Тип урока: урок-семинар

Технологии: здоровьесберегающие, аналитическая работа, частично-поисковая работа, проблемное обучение, работа в группах, проектная деятельность

Литература: учебник. Литература 10-11. Агеносов, текст И.Гончаров «Обломов»

Словарная работа: Утопия - нечто фантастическое, несбыточная неосуществимая мечта.

План урока

Экскурсия в мир Обломова. Слово учителя

Постановка целей и задач. Объявление темы урока.

Работа в группах. Дискуссия: Кто такой Обломов?

Творческое задание. Это ядовитое слово Обломовщина.

Литературные фантазии: Обломов в наши дни.

Рефлексия. Проект: Что такое Обломовщина?

Ход урока

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний и умений..

Мы проработали над материалом, проанализировали роман, сегодня наша задача- подвести итог нашей работе.

3. беседа на знание текста

1.Какое время года открывает роман Гончарова «Обломов»? (Весна)

2.Что сниться Обломову? (детство)

3.Где (в каком эпизоде находится экспозиция? (1 часть)

4.К какому литературному направлению относится роман7 (Реализм)

5.Где происходит действие романа? (Петербург)

6. Можно ли назвать Обломова деятельным человеком?

3.Материал для наблюдения. Закончите фразы:

Обломов-это роман о…(о самом романе)

Обломов – это герой…

4. Аналитическая работа : Вернемся к домашнему заданию и заполним таблицу. (Анализирую образ героя, попутно открываем карточки)

Каким мы видим героя в отношении к другим героям(Добрый. Открывается карточка добрый)

Как живет Обломов? (стремиться к гармонии, к комфорту)

Почему его все обманывают? (несамостоятельный)

Почему он лежит и ни с кем не общается (протест против жизненной суеты)

(зачитываются слова Обломова: «я устал от вашего Петербурга»)

Назовите положительные качества и отрицательные:

Положит. Отрицат.

Есть желание быть полезным, Но не прилагает никаких училий

Выводы: Он задается вопросами о жизни, но его философия сводится к следующему: «только не сейчас»

Работа над именем героя.

Облом-обломался.

Двойственность героя. Хочет быть полезным, но не прилагает никаких усилий.

Тяготиться ли Обломов своей жизнью?

Просмотр видеофрагмента. Беседа Обломова со Штольцем.

Проблемный диалог.

Сегодня ли он стал таким? Кто или что виновато в этом? (Во-первых, Обломов бездействует, т.к. он барин. Во-вторых, он не берется за дело, если видит в нем бессмысленность. У Штольца он спашивает6 «Зачем тебе столько денег?», в –третьих на становление Обломова сыграло воспитание и влияние общества. Обломов- чуткий, понимающий искусство человек, понимающий гармонию природы, не такой как все. И Ольга Ильинская увидела это « Вы нежный и добрый». Обломов умеет ценить прекрасное и тянется к гармонии, но действительность противоречит миру его души. Он осознанно отстраняется от участия в ней, а не только из-за чувства апатии и лени.)

Кто пытается помочь Обломову поменять отношение к жизни? (Ольга и Штольц. Дать им характеристику: какие качества их связывают) (для них смысл жизни заключается в деятельности)

Составить синквейн образа Обломова (1 группа), Штольца (2 группа0

Что сближает таких разных людей? (Штольц видит в Обломове то, чего не хватает ему в окружении: доброты, внимания. Обломов видит в Штольце откровенность, только он не обманывал его и относился как к родному)

Как складывается личная жизнь Обломова? Почему отношения Обломова и Ольги не состоялись?

Кто стал идеалом женщины для Обломова? ((она посвящает ему свою жизнь)

На слова Ольги: «Кто проклял тебя, Илья»» Обломов дает ответ: Обломовщина

Работа со словарем С.Ожегова. Обдомовщина- безволие, состояние бездеятельности и лени.

Физкультминутка

Исследовательская деятельность. . Работа с критическими статьями . (д.з)

Неслучайно вы сидите за разными столами. В течение работы над романом вы демонстрировали разные точки зрения, высказывались за и против героя, и вот сегодня вам предстоит работать в группе с единомышленниками. Итак, представляю вам: сторонников, противников и литературных критиков.

Николай Александрович Добролюбов видит своего героя как ищущего цель в жизни и не находит: «Обломов не тупая, апатическая фигура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусгая привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других,-развила в нем апатическую недвижимлсть и повергла его в жалкое состояние нравтсвенного рабства. оОьломов не понимал смысла жизни. Служил он – и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше на нашел, как выйти в отставку и ничего не писать.

Приложение № 2.

Обсуждение критической статьи учащимися и выдвижение своей теории, Зачитать свои аннотации. (домашнее задание)

Вывод Обломовщина по словам Н.Добролюбова- это явление жизни, в ней предстает перед нами живой современный русский тип, характеризующий подобный образ жизни.

Гончаров отнесся к своему герою отрицательно, но вместе с тем смягчил свою оценку, признавая устами Штольца отмирание обломовщины «прощай, старая Обломовка…Ты отжила свой век». Но Гончаров пытался найти ценное в личности Обломова, у него «гуманное» «золотое» сердце.

Обращение к иллюстрациям.

Как заканчивается роман? (Штольц и Ольга живут тихой спокойной жизнью)

Разве они не пришли к той самой обломовщине? (закончить схему стрелками, ведущими к обломовщине)

Литературная фантазия: Обломов в наши дни . Теперь я вам предлагаю немного пофантазировать и представить, как бы выглядел Обломов в наши дни? Кого можно было бы назвать сторонником и приверженцем обломовщины? Нарисуйте портрет современного Обломова. Порассуждайте над вопросом: «Чем актуальна и страшна обломовщина во все времена?»

Итог. Закончите фразу : Обломов бездействует, потому что…

Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть - иначе будет не жизнь, а прозябание. Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать для себя только, Однако правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим»

Подведение итогов.

Проектная деятельность. Что такое обломовщина?

Для чего живет человек? В чем вы видите смысл жизни?

Что сгубило Обломова? В чем заключалась утопическая мечта Обломова?

Работа со словарем С.И. Ожегова. Утопия-

Какой смысл вкладывает Гончаров в роман «Обломов»? Какие темы затрагивает?

К какому типу литературных героев можно отнести И.И. Обломова? (лишний человек)

В чем актуальность романа?

Приложение №1. Обобщающие тесты:

1.Определите сюжетную основу романа «обломов»

А)история взаимоотношений помещика Обломова с крепостными

Б)описание дружеских отношений Штольца и Обломова

В)История любви Обломова и Ольги

2.В каком эпизоде возникает завязка романного действия

А)признаний Обломова в любви к Ольге Ильинской

Б)встреча Обломова и Штольца

В)переезд на выборгскую сторону

3.Действие романа «Обломов» происходит в

А)Петербурге

В)Орловской губернии

4.Что мешает Обломову быть деятельным человеком?

А)бедность

Б)болезненное состояние

В)воспитание и закономерности современной жизни

5.Какова роль в романе внес южетных персонажей

А)оживляют вялое течение романа

Б)передяют суету петербургской жизни

В)незаметно для героя меняют его жизнь

6.Глава «Сон Обломова» включена в роман для того, чтобы:

А)расширить представление о барской жизни

Б)объяснить происхождение героя

В)объяснить причины и апатии бездеятельности героя.

Оценивание.

Домашнее задание. Домашнее сочинение

1.Обломов и обломовщина

2Тема любви в романе «Обломов»

3.Андрей Штольц как антипод «Обломова»

Приложение № 2.

Вопросы к стороннику:

Назовите положительные черты Обломова

Охарактеризуйте его отношение к деятельности, работе, труду

Кем была для Обломова Ольга Ильинская?

В чем польза созерцания Обломова. Лучше ли созерцание деятельности?

Считаете ли вы диван и халат – бесполезными вещами?

Вопросы к противнику :

Кто симпатичнее Штольц или Обломов и почему?

Назовите положительные черты Штольца. В чем особенность штольцевщины?

Почему не удается визитерам Обломова побудить его к поездке в Петергоф?

Только ли Обломов является воплощением лени и праздной задумчивости? (Захар)

Что плохого в ежедневном лежании на диване? Разве вы бы отказались от этого интереснейшего занятия?

Вопросы к критику:

Назовите, в чем привлекательность Обломова и в чем его недостаток?

Почему русские критики высоко оценили образ Обломова, тогда как рядовые читатели судят его по большей части отрицательно.

Сформулируйте свой тезис относительно образа Обломова, представив себя настоящим критиком.

Легко ли быть беспристрастным в оценке Обломова, когда сидишь на его диване?

Выбрали ли вы образ жизни Обломова, отказавшись от прогулок, поездок, действия и труда?

Мы подготовили для вас цикл уроков под общим названием «Навигатор». Они помогут вам лучше понять произведения русской литературы и сориентироваться в материалах, посвящённых этому произведению и размещённых в открытом доступе в интернете.

Предлагаю поговорить о рассказе И.А. Гончаров «Обломов».

Роман И.А. Гончарова «Обломов» был опубликован более 150 лет назад, но в нём затрагиваются психологические и философские проблемы, актуальные и сегодня. Однако за это время некоторые явления и предметы исчезли из нашей жизни. Чтобы они стали для вас более понятными, загляните в , а в разделе вы найдёте информацию об отражённой в произведении эпохе.

Перед нами социально-психологический роман . Автор размышляет об ответственности русского дворянина или, если смотреть шире, о долге образованного человека перед собой, близкими, отечеством и миром. Обращается Гончаров и к национальному характеру. Например, действительно ли годовой аграрный круг веками вызывал у русского человека мечты о покое, об окончании страды - чтобы и работать не надо было, и холода не наступали?

Помимо социальных в романе задаются и глубокие психологические вопросы: может ли личность изменить свой характер ? Можно ли заставить человека стать другим, вдохновить его на отказ от своей природы? Что есть любовь? Обречён ли человек всю жизнь тосковать по утраченному раю детства ? Может ли мечта сломать человеку жизнь?

Этот, далеко не полный, спектр проблем характерен именно для социально-психологического романа. Если хотите поразмышлять над проблемами, которые затрагивает в романе Гончаров, загляните в .

Сюжет книги несложен: главный герой, человек средних лет, пытается начать активную жизнь, но не может преодолеть собственную инерцию. Вспыхнувшая любовь на первый взгляд меняет его, но Обломову всё равно не удаётся выбраться из плена сонного пассивного существования. Он боится ответственности, мечтает о покое и беззаботности.

Вспомнить сюжет романа вам поможет . Также вы можете прослушать произведение в исполнении диктора , либо в форме радиоспектакля .

В композиции романа выделим две сюжетные линии. Первая - личностное развитие Обломова . Вторая - любовная история Обломова и Ольги . Экспозиция, дающая ключ к обоим линиям, - условный и несколько «придуманный» сон Обломова. Именно там, в приснившемся герою детстве, мы найдём ответы на многие вопросы.

Завязка первой линии - приезд Штольца, деятельного и успешного друга Обломова. Завязка любовной истории - знакомство Обломова с Ольгой. Кульминация этой линии - лето на даче: объяснения героев, споры и обещания, страстная влюблённость. Кульминация личностного конфликта - расставание Обломова с Ольгой. Это событие одновременно становится развязкой любовной истории. Постепенное угасание Обломова и смерть на Выборгской стороне - развязка личностной линии. Семейная жизнь Штольцев и встреча Штольца с повествователем - эпилог.

В романе много героев, но мы выделим два главных мужских и два главных женских персонажа.

Илья Обломов - добрый, мечтательный, безответственный человек, больше всего стремящийся к покою. Он боится жизни, движения, проблем. Эта боязнь граничит с нездоровьем - как психологическим, так и телесным. Фамилия героя давно стала нарицательной.

Антипод Обломова Андрей Штольц - его лучший друг, преуспевающий предприниматель. Одержим идеей преобразования жизни и личного развития. Путешествует, узнаёт новое, пытается помочь Обломову справиться с апатией. Эти герои, как мы видим, соотносятся по принципу антитезы. То же самое можно сказать о женских персонажах. Ольга Ильинская - тонкий, глубокий человек. Умная, самостоятельная, честолюбивая молодая дворянка, влюблённая в Обломова и мечтающая пробудить его для полной настоящей жизни. Агафья Пшеницына - вдова мещанина, умелая хозяйка. У нее нет образования, она погружена в быт и стремится создавать вокруг себя уют.

Важнейшим приёмом является антитеза - то есть резкое противопоставление персонажей, образов, ситуаций. Она организует разные уровни произведения: противопоставляются характеры персонажей и их внешний облик, пространства (Обломовка - Петербург, Обломовка - дом Штольцев), сословия, традиционный крестьянский и европеизированный дворянский миры.

Целостность романа при таком многообразии проблем и сюжетных линий достигается во многом благодаря лейтмотивам . Именно этот прием позволяет автору связывать различные временные, пространственные и сюжетные планы. Среди лейтмотивов наиболее ярко выделяются сирень, ария «Casta Diva», а также куда более прозаические мотивы: еда (пироги, стук ножей перед обедом) и сон.

Упомянем и повторы : в тексте постоянно упоминается во всевозможных вариантах слово «покой» и производные от него. Это и есть главная и неизменная цель героя.

Обратите внимание на идиллические картины . Что такое идиллия? Неторопливое течение жизни в замкнутом месте, отдалённом от внешних невзгод. Это мир, где всё благополучно, где можно блаженно дремать в ожидании чего-то ещё более прекрасного… Такой предстаёт Обломовка, такой видит герой и Выборгскую сторону. Подобные картины могут кого-то восхищать, а кого-то приводить в ужас, но без них мы бы не поняли героя.

Стоит отметить деление романа на 4 части, совпадающие с разными периодами личных отношений персонажей, со сменой мест, где живёт Обломов и даже с переменой времён года.

Урок 71 РОМАН И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»

29.03.2013 19516 0

Урок 71
РОМАН И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»

Цели : выделить главную тему романа; рассмотреть образ Обломова, формирование его характера, образ жизни, идеалы; через биографию главного героя раскрыть особенности русской жизни.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Роман «Обломов»

С 1847 г. Гончаров стал работать над романом «Обломов». Глава из будущего произведения под названием «Сон Обломова» появилась в журнале «Современник» в 1849 году и вызвала восторженное одобрение читателей. Но работа затянулась. Только в 1857 году роман был закончен (за границей). Потребовалось время, чтобы доработать главы. Полностью роман «Обломов» был напечатан в 1859 году в журнале «Отечественные записки». (Это время накануне отмены крепостного права, того уклада жизни, который родил главного героя романа – Обломова .) Новая книга Гончарова вызвала интерес и неоднозначную оценку критики.

Главная тема романа – судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, в обществе, но не сумевшего найти верный путь. Впервые в русской литературе автор изобразил жизнь русского помещика от рождения до смерти. Из «предыстории» Обломова и эпилога мы можем определить, что около 37 лет. Это не только история жизни Обломова, это – целая эпоха русской истории!

Таким образом, факты биографии главного героя помогают читателям представить картину русской жизни, позволяют осмыслить ее исторически.

Гончаров более глубоко показывает разложение феодально-крепостного строя в России, выносит ему суровый приговор. В литературу он вводит новое понятие – «обломовщина», которое становится символом отсталости и застоя, бездействия и лени.

Илью Ильича Обломова называют последним в ряду «лишних» людей – Онегиных, Печориных, Рудиных.

II. Беседа с учащимися по содержанию романа.

Вопросы :

1. Главный герой романа. Расскажите о его внешности, жизненном укладе.

3. Чтение домашних сочинений-миниатюр, рецензирование. («Портрет Обломова», «День Обломова», «Каким я представляю себе Обломова?»)

4. Обломов и его гости. Отношение главного героя к своим посетителям. (Чтение диалогов. Сопоставление поведения героев.)

5. В чем похожи Обломов и Захар? Можно ли их представить друг без друга?

6. Каковы отличительные особенности Обломова? Расскажите о формировании его характера.

7. Встреча со Штольцем. В чем различие воспитания Обломова и Штольца?

8. «Сон Обломова». Пересказ, зачитывание фрагментов.

9. Что породило такой тип, как Обломов? Расскажите, как нежный и кроткий Илья Ильич «превращается» в Обломова?

10. Почему любовь к Ольге Ильинской не смогла переделать главного героя?

11. Что общего у Обломова с «лишними» людьми – Онегиным, Печориным?

12. Изжила ли себя обломовщина в наши дни?

Илья Ильич Обломов – русский помещик, образованный и культурный, вызывающий симпатию окружающих. (Андрей Штольц о своем друге: «Это хрустальная, прозрачная душа!»)

Но Обломов порывает сначала со службой, а затем и с обществом. Ни прекрасная Ольга Ильинская, ни Андрей Штольц не могут пробудить героя к деятельной жизни. Нормальным состоянием Обломова становится лежание на диване, ничегонеделание.

Автор тщательно подчеркивает основные черты Обломова – лень, безволие, неспособность к практической деятельности, презрение к труду. Постепенно нежный, добрый, честный Илья Ильич превращается в бездельника и праздного лежебоку. Эти свойства названы словом «обломовщина». («Одно слово, а какое… ядовитое!» – говорит Обломов.)

Для раскрытия характера Обломова автор использует разнообразные приемы: указывает его возраст, рисует портрет, описывает одежду и обстановку дома, рассказывает «предысторию» героя, происхождение, детство, службу, знакомит с окружением Обломова, раскрывает его мысли и настроения и т. д.

Домашнее задание.

2. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца. (Общие черты, противопоставление героев: черты характера, образ жизни, идеалы, несостоятельность героев во взаимоотношениях с Ольгой, способы художественной типизации образов, отношение к героям автора, критиков.)




Top