Уроки по обломову поспеловой т а. Положительные моменты обломовской жизни

Урок 71
РОМАН И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»

Цели : выделить главную тему романа; рассмотреть образ Обломова, формирование его характера, образ жизни, идеалы; через биографию главного героя раскрыть особенности русской жизни.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Роман «Обломов»

С 1847 г. Гончаров стал работать над романом «Обломов». Глава из будущего произведения под названием «Сон Обломова» появилась в журнале «Современник» в 1849 году и вызвала восторженное одобрение читателей. Но работа затянулась. Только в 1857 году роман был закончен (за границей). Потребовалось время, чтобы доработать главы. Полностью роман «Обломов» был напечатан в 1859 году в журнале «Отечественные записки». (Это время накануне отмены крепостного права, того уклада жизни, который родил главного героя романа – Обломова .) Новая книга Гончарова вызвала интерес и неоднозначную оценку критики.

Главная тема романа – судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, в обществе, но не сумевшего найти верный путь. Впервые в русской литературе автор изобразил жизнь русского помещика от рождения до смерти. Из «предыстории» Обломова и эпилога мы можем определить, что около 37 лет. Это не только история жизни Обломова, это – целая эпоха русской истории!

Таким образом, факты биографии главного героя помогают читателям представить картину русской жизни, позволяют осмыслить ее исторически.

Гончаров более глубоко показывает разложение феодально-крепостного строя в России, выносит ему суровый приговор. В литературу он вводит новое понятие – «обломовщина», которое становится символом отсталости и застоя, бездействия и лени.

Илью Ильича Обломова называют последним в ряду «лишних» людей – Онегиных, Печориных, Рудиных.

II. Беседа с учащимися по содержанию романа.

Вопросы :

1. Главный герой романа. Расскажите о его внешности, жизненном укладе.

3. Чтение домашних сочинений-миниатюр, рецензирование. («Портрет Обломова», «День Обломова», «Каким я представляю себе Обломова?»)

4. Обломов и его гости. Отношение главного героя к своим посетителям. (Чтение диалогов. Сопоставление поведения героев.)

5. В чем похожи Обломов и Захар? Можно ли их представить друг без друга?

6. Каковы отличительные особенности Обломова? Расскажите о формировании его характера.

7. Встреча со Штольцем. В чем различие воспитания Обломова и Штольца?

8. «Сон Обломова». Пересказ, зачитывание фрагментов.

9. Что породило такой тип, как Обломов? Расскажите, как нежный и кроткий Илья Ильич «превращается» в Обломова?

10. Почему любовь к Ольге Ильинской не смогла переделать главного героя?

11. Что общего у Обломова с «лишними» людьми – Онегиным, Печориным?

12. Изжила ли себя обломовщина в наши дни?

Илья Ильич Обломов – русский помещик, образованный и культурный, вызывающий симпатию окружающих. (Андрей Штольц о своем друге: «Это хрустальная, прозрачная душа!»)

Но Обломов порывает сначала со службой, а затем и с обществом. Ни прекрасная Ольга Ильинская, ни Андрей Штольц не могут пробудить героя к деятельной жизни. Нормальным состоянием Обломова становится лежание на диване, ничегонеделание.

Автор тщательно подчеркивает основные черты Обломова – лень, безволие, неспособность к практической деятельности, презрение к труду. Постепенно нежный, добрый, честный Илья Ильич превращается в бездельника и праздного лежебоку. Эти свойства названы словом «обломовщина». («Одно слово, а какое… ядовитое!» – говорит Обломов.)

Для раскрытия характера Обломова автор использует разнообразные приемы: указывает его возраст, рисует портрет, описывает одежду и обстановку дома, рассказывает «предысторию» героя, происхождение, детство, службу, знакомит с окружением Обломова, раскрывает его мысли и настроения и т. д.

Домашнее задание.

2. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца. (Общие черты, противопоставление героев: черты характера, образ жизни, идеалы, несостоятельность героев во взаимоотношениях с Ольгой, способы художественной типизации образов, отношение к героям автора, критиков.)








































Подведение итогов Каковы плюсы и минусы обломовской жизни? Постарайтесь найти положительные и отрицательные моменты жизни в Обломовке, выделяя три аспекта повествования: отношение обломовцев к миру, природе и человеку; философия жизни; принципы воспитания ребёнка




Подведение итогов Каковы плюсы и минусы обломовской жизни? Философия жизни (+) Размеренная, спокойная жизнь, без забот и происшествий. Нет места злу. Философия жизни (-) Жизнь – механическое повторение еды и сна. Неумение трудиться. Отношение к труду как к наказанию, надежда на «авось».


Подведение итогов Каковы плюсы и минусы обломовской жизни? Принципы воспитания ребёнка (+) Любовь родителей к Илюше. Формирование поэтического начала в ребёнке при помощи сказок, фольклора. Принципы воспитания ребёнка (-) Излишняя опека, совершенно ограждающая от деятельности. Сказки рождают пустые мечты о чуде, о том, что всё можно получить без труда. Отсутствие положительного примера родителей, воспитание «по-обломовски»





























Чувства Обломова Обломов вдруг жаждет «слёз, страсти, охмеляющего чувства». Он любит глубоко и искренне, но любовь для него – составная часть обломовского идеала жизни, «вечное и ровное течение чувства». Любовь пробудила Обломова ото сна, но не изменила сущности его характера.





Радькова Ю.Н.

учитель МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

Цели урока: совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения , умение характеризовать образ главного героя произведения, сопоставлять его с образами других героев.

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

- «…Едва мимоходом напьюсь чаю, как беру сигару — и к ней. Сижу в ее комнате, иду в парк, забираюсь в уединенные аллеи, не надышусь, не нагляжусь. У меня есть соперник: он хотя и моложе меня, но неповоротливее, и я надеюсь их скоро развести. Тогда уеду с ней во Франкфурт, потом в Швейцарию или прямо в Париж…» - такое необычное письмо получил от И.А.Гончарова из Мариенбада его друг Лоховский летом 1857 г. Вы заинтригованы? Заинтригован был и Лоховский. А оказалось, что речь шла о главной героине нового романа писателя - Ольге Ильинской. Летом 1857 г. Гончаров переживал самые счастливые дни своей жизни. Куда только подевалась его обычная апатия и медлительность! Гончаров вставал в 6 часов утра, пил лечебные воды и с 9-ти часов до обеда работал не отрываясь - писал начатый десятью годами раньше роман «Обломов». Вечерами подолгу бродил по лесным тропинкам, обдумывая очередную сцену или эпизод. Там же, в Мариенбаде, Гончаров прочитал свой новый роман И. С. Тургеневу и А. Фету, которые высоко оценили работу писателя, а когда «Обломов» был опубликован в России («Отечественные записки», 1859г.), грянул успех, который Л.Толстой назвал «капитальным».

Чем же был интересен этот роман современникам? Об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

Ещё М.Ю.Лермонтов писал: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа...» Жизнь и судьба главного героя романа «Обломов» - Ильи Ильича Обломова - заставляют размышлять о сложнейших вопросах свободы воли и необходимости жить «как нужно» или «как хочу»; о том, в какой мере пагубно насилие над человеческой личностью (даже с установкой «во благо»). Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от нее, не съеживался от ее прикосновений? В чем залог полноценного, деятельного бытия? Или жизнь и угасание Обломова — это допустимый, возможный, законный ее вариант?

Роман не дает прямых ответов на эти вопросы. Отстранённый наблюдатель, не навязывающий своего мнения, Гончаров неторопливо ведёт повествование. Настолько неторопливо, что Н.А.Добро-любов в статье «Что такое обломовщина» пишет о сюжете и композиции романа: «Он, если хотите, действительно растянут. В первой части Обломов лежит на диване; во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей она видит, что ошибалась в Обломове, и они расходятся; в четвертой она выходит замуж за друга его Штольца, а он женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру. Вот и всё».

Всё ли? Конечно, нет: образ Обломова дан в развитии, автор раскрывает судьбу героя и окружаю-щую его жизнь, быт на протяжении 37 лет, с семилетнего возраста до смерти. Кто же такой Илья Ильич Обломов? Какое представление дают о герое его фамилия, имя и отчество?

Фамилия «Обломов» ассоциируется со словами «обломок», «обломанный» - человек. Сломленный жизнью, пасующий перед ней. Имя и отчество героя - Илья Ильич - самозамкнуты: образ жизни предков находит в Обломове своё завершение.

Каким предстаёт перед нами Обломов? Дайте его портретную и социально-психологическую характеристику.

Обломов - дворянин, коллежский секретарь в отставке, двенадцатый год живёт в Петербурге на Гороховой улице, это «человек 32 - 33-х лет от роду…» (цитата, с.17).

Огромную роль в создании образа героя, в раскрытии его характера играют предметные детали. Какие предметы окружают Обломова? Какие вещи особенно дороги ему? Как они характеризуют героя?

Домашний костюм Обломова - просторный азиатский халат (цитата, с.17 - 18) - является символом стиля жизни героя, знаком принадлежности к барскому миру.

Комната героя (с.18 - 19, цитата) говорит, с одной стороны, о том, что у Обломова есть вкус, внутренняя потребность окружить себя дорогими и красивыми вещами, но, с другой стороны, свидетельствует о безразличии Обломова к своему быту, нежелании поддерживать чистоту и красоту кабинета.

Книги, страницы которых пожелтели и покрылись пылью, прошлогодняя газета, чернильница, из которой, «если обмакнуть в неё перо, вырвалась бы разве только … испуганная муха» - символы интеллектуального и духовного застоя, «сна души» героя.

Кроме того, Гончаров подробно описывает Захара - слугу Обломова. Почему? Сопоставьте их образы.

Обломов и Захар как братья-близнецы, который один без другого просто существовать не могут, причём Захар - карикатура на своего барина (цитата, с.69 - 74).

Гончаров подчёркивает, что Обломов и Захар психологически во многом родственные типы, Обломов не может обойтись без Захара, а Захар - без Обломова, и, хотя один хозяин, а другой слуга, рабство их взаимно. В социальной перспективе это мысль о том, что обломовщина - не то чтобы чисто «помещичье» явление, а вообще национально-русское.

В начале романа мы видим Илью Ильича лежащим полдня в постели, и даже многочисленные гости не могут заставить его подняться. Кто приезжает к герою? Почему автор делает этих людей представителями разных социальных слоёв?

Светский щёголь Волков; бывший сослуживец, а теперь начальник отделения Судьбинский; преуспевающий литератор Пенкин; безликий, ни во что не вмешивающийся Алексеев; наглый и шумный пройдоха Тарантьев зовут Обломова с собой, упрекают его в бездействии. У каждого из них свои приманки в жизни (у Волкова - балы, балет, женщины; у Судьбинского - карьера и деньги4 у Пенкина - желание прославиться), которыми они стремятся привлечь и Обломова, но Илья Ильич противопоставляет их суете свою философию: «А жить-то когда?», «Где же человек-то? Человека дайте мне, любите его (с.35).Эти фразы адресованы равнодушным людям, живущим ради преуспевания, богатства, а Обломов сторонится этого.

Однако было время, когда и Обломов мечтал о преуспевании. К чему он готовил себя? Какие представления о жизни, службе были у героя? (глава 5, с.59 - 60).

«…Он был полон разных стремлений, всё чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы и от самого себя; все готовился к поприщу, к роли — прежде всего, разумеется, в службе, что и было целью его приезда в Петербург. Потом он думал и о роли в обществе; наконец, в отдаленной перспективе, на повороте с юности к зрелым летам, воображению его мелькало и улыбалось семейное счастие».

« Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и теплых нравов и обычаев родины… он до того был проникнут семейным началом, что и будущая служба представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, вроде, например, ленивого записыванья в тетрадку прихода и расхода, как делывал его отец.

Он полагал, что чиновники одного места составляли между собой дружную, тесную семью,… что посещение присутственного места отнюдь не есть обязательная привычка, которой надо придерживаться ежедневно, и что слякоть, жара или просто нерасположение всегда будут служить достаточными и законными предлогами к нехождению в должность.

О начальнике он слыхал у себя дома, что это отец подчиненных, и потому составил себе самое смеющееся, самое семейное понятие об этом лице. Он его представлял себе чем-то вроде второго отца, который только и дышит тем, как бы за дело и не за дело, сплошь да рядом, награждать своих подчиненных и заботиться не только о их нуждах, но и об удовольствиях.»

Почему же не осуществились юношеские мечты Обломова? (с.60 - 64).

Но как огорчился он, когда увидел, что надобно быть по крайней мире землетрясению, чтоб не прийти здоровому чиновнику на службу…

Еще более призадумался Обломов, когда замелькали у него в глазах пакеты с надписью нужное и весьма нужное, когда его заставляли делать разные справки, выписки, рыться в делах, писать тетради в два пальца толщиной … ; притом всё требовали скоро, все куда-то торопились, ни на чем не останавливались…

Раза два его поднимали ночью и заставляли писать «записки», несколько раз добывали посредством курьера из гостей — все по поводу этих же записок. Все это навело на него страх и скуку великую.

С приездом начальника начиналась беготня, суета, все смущались, все сбивали друг друга с ног, иные обдергивались, опасаясь, что они не довольно хороши как есть, чтоб показаться начальнику…

Исстрадался Илья Ильич от страха и тоски на службе…

- «Что же он делал дома? Читал? Писал? Учился?» - этими вопросами начинает Гончаров 6-ю главу. Какие же ответы даёт на них автор? (с.64 - 69).

Мысленно составлял план устройства имения и управления крестьянами; мечтал о подвигах на благо человечества

Итак, мы видим, что Обломов не способен чем бы то ни было заняться в жизни, поскольку обо всём имеет весьма отдалённые представления и не желает по-настоящему никакой деятельности. Проекты подвигов на благо человечества - просто пища для его воображения, мечтательность - свойство его натуры, ведь он с детства привык жить вымышленными, сказочными, воображаемыми событиями. Обломов, в сущности, удовлетворён своим положением. Всякое стремление что-то активно изменить в жизни кажется ему суетой, в которой человек теряет себя, а он хочет сохранить свою личную независимость и свободу. Лень, апатия, мечтательная созерцательность, неспособность к действию - вот его качества. Отчего же Обломов такой? Социальные и национальные корни характера своего героя раскрывает писатель в главе «Сон Обломова» , которая переносит нас в тот «благословенный уголок земли», где прошло детство Ильи Ильича . Почему же именно так - «благословенный уголок земли» - воспринимают родную Обломовку жители? Как они живут? (цитаты, с.95 - 100).

Мир, взрастивший Обломова, предстаёт как «благословенный уголок земли», как маленькое, укромное пространство, заботливо оберегаемое ласковыми объятиями неба «от всяких невзгод». Жизнь Обломовки, вписанная в природный круг, извечно повторяется , возвращается «на круги своя»: «одни лица уступают место другим, дети становятся юношами… женятся, производят себе подобных…». Так жили деды и прадеды обломовцев, так живут и они, старательно оберегая себя от внешнего мира с его дорогами, письмами, чужими людьми. Обломовский мир даёт своим обитателям ощущение безопасности в огромном и неизвестном окружающем пространстве. Здесь царят тишина, покой, патриархальные нравы и обычаи. Труд обломовцы воспринимают как наказание, душевных тревог и издержек ненужной им образованности не знают. Их неторопливое и размеренное существование заполняют забота о пище и всеобщий, похожий на глубокий обморок послеобеденный сон, страшные предания и волшебные сказки.

Рассказывала сказки Ильюше няня. Каких сказочных персонажей вспоминает в своём сне Обломов? Случайно ли это? (с.110 - 112)

Упоминание Ильи Муромца, просидевшего 33 года на печи, и Емели, не желающего вставать со своей печки, не случайно: многие критики и литературоведы сравнивают с этими персонажами самого Обломова, только вместо печи у него диван.

Каким предстаёт перед нами маленький Ильюша? Как его воспитывают в семье? (с.101 - 110)

В чём привлекательная сторона такого воспитания и чем оно пагубно для ребёнка?

Ребёнок растёт в любви, поэтому он чуток, добр, искренен, он видит в жизни только хорошее, а к трудностям и разочарованиям не готов.

Пагубно то, что пытливость, любознательность ребёнка не развиваются, а заглушаются; родители стараются недопустить ни малейшего усилия Ильюши, и всё потому, что труд в Обломовке воспринимается как наказание.

Так что же такое Обломовка - чудом уцелевший «благословенный уголок земли», обломок рая, или точка отсчёта нравственного падения героя, начало его гибели?

Патриархальная идиллия Обломовки вполне определяется понятием «жизнь есть сон». «Сон - увертюра всего романа», - писал И.А.Гончаров, и этот сон трансформируется в сознании героя в представление об идеале.

Обломовка - Обломов - обломовщина - вот идейный стержень романа Гончарова, не случайно главный герой утверждает: «Наше имя - легион…». Обломов - не просто герой, а герой-тип, имя которого стало нарицательным. Писатель показывает социальные (в условиях воспитания и барского происхождения) и национальные (в традициях, представлениях, моральных нормах, идеалах, культуре) корни обломовщины.

4. Д/З: прочитать 2-ю часть романа: 1)Методы воспитания в семье Обломовых и в семье Штольцев. Каких людей сформировало это воспитание?

2)Идеал, смысл жизни для Обломова и для Штольца.

3) Почему столь разные люди дружат?

Литература: И.А.Гончаров. Обломов. - М.: АСТ, 2001.

И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 1 полугодие. - М.: ВАКО, 2003

Г.Фефилова. Литература. Планы-конспекты для 105 уроков. - М.: АСТ, 2016

Урок 71 РОМАН И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»

29.03.2013 19516 0

Урок 71
РОМАН И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»

Цели : выделить главную тему романа; рассмотреть образ Обломова, формирование его характера, образ жизни, идеалы; через биографию главного героя раскрыть особенности русской жизни.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Роман «Обломов»

С 1847 г. Гончаров стал работать над романом «Обломов». Глава из будущего произведения под названием «Сон Обломова» появилась в журнале «Современник» в 1849 году и вызвала восторженное одобрение читателей. Но работа затянулась. Только в 1857 году роман был закончен (за границей). Потребовалось время, чтобы доработать главы. Полностью роман «Обломов» был напечатан в 1859 году в журнале «Отечественные записки». (Это время накануне отмены крепостного права, того уклада жизни, который родил главного героя романа – Обломова .) Новая книга Гончарова вызвала интерес и неоднозначную оценку критики.

Главная тема романа – судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, в обществе, но не сумевшего найти верный путь. Впервые в русской литературе автор изобразил жизнь русского помещика от рождения до смерти. Из «предыстории» Обломова и эпилога мы можем определить, что около 37 лет. Это не только история жизни Обломова, это – целая эпоха русской истории!

Таким образом, факты биографии главного героя помогают читателям представить картину русской жизни, позволяют осмыслить ее исторически.

Гончаров более глубоко показывает разложение феодально-крепостного строя в России, выносит ему суровый приговор. В литературу он вводит новое понятие – «обломовщина», которое становится символом отсталости и застоя, бездействия и лени.

Илью Ильича Обломова называют последним в ряду «лишних» людей – Онегиных, Печориных, Рудиных.

II. Беседа с учащимися по содержанию романа.

Вопросы :

1. Главный герой романа. Расскажите о его внешности, жизненном укладе.

3. Чтение домашних сочинений-миниатюр, рецензирование. («Портрет Обломова», «День Обломова», «Каким я представляю себе Обломова?»)

4. Обломов и его гости. Отношение главного героя к своим посетителям. (Чтение диалогов. Сопоставление поведения героев.)

5. В чем похожи Обломов и Захар? Можно ли их представить друг без друга?

6. Каковы отличительные особенности Обломова? Расскажите о формировании его характера.

7. Встреча со Штольцем. В чем различие воспитания Обломова и Штольца?

8. «Сон Обломова». Пересказ, зачитывание фрагментов.

9. Что породило такой тип, как Обломов? Расскажите, как нежный и кроткий Илья Ильич «превращается» в Обломова?

10. Почему любовь к Ольге Ильинской не смогла переделать главного героя?

11. Что общего у Обломова с «лишними» людьми – Онегиным, Печориным?

12. Изжила ли себя обломовщина в наши дни?

Илья Ильич Обломов – русский помещик, образованный и культурный, вызывающий симпатию окружающих. (Андрей Штольц о своем друге: «Это хрустальная, прозрачная душа!»)

Но Обломов порывает сначала со службой, а затем и с обществом. Ни прекрасная Ольга Ильинская, ни Андрей Штольц не могут пробудить героя к деятельной жизни. Нормальным состоянием Обломова становится лежание на диване, ничегонеделание.

Автор тщательно подчеркивает основные черты Обломова – лень, безволие, неспособность к практической деятельности, презрение к труду. Постепенно нежный, добрый, честный Илья Ильич превращается в бездельника и праздного лежебоку. Эти свойства названы словом «обломовщина». («Одно слово, а какое… ядовитое!» – говорит Обломов.)

Для раскрытия характера Обломова автор использует разнообразные приемы: указывает его возраст, рисует портрет, описывает одежду и обстановку дома, рассказывает «предысторию» героя, происхождение, детство, службу, знакомит с окружением Обломова, раскрывает его мысли и настроения и т. д.

Домашнее задание.

2. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца. (Общие черты, противопоставление героев: черты характера, образ жизни, идеалы, несостоятельность героев во взаимоотношениях с Ольгой, способы художественной типизации образов, отношение к героям автора, критиков.)

Мы подготовили для вас цикл уроков под общим названием «Навигатор». Они помогут вам лучше понять произведения русской литературы и сориентироваться в материалах, посвящённых этому произведению и размещённых в открытом доступе в интернете.

Предлагаю поговорить о рассказе И.А. Гончаров «Обломов».

Роман И.А. Гончарова «Обломов» был опубликован более 150 лет назад, но в нём затрагиваются психологические и философские проблемы, актуальные и сегодня. Однако за это время некоторые явления и предметы исчезли из нашей жизни. Чтобы они стали для вас более понятными, загляните в , а в разделе вы найдёте информацию об отражённой в произведении эпохе.

Перед нами социально-психологический роман . Автор размышляет об ответственности русского дворянина или, если смотреть шире, о долге образованного человека перед собой, близкими, отечеством и миром. Обращается Гончаров и к национальному характеру. Например, действительно ли годовой аграрный круг веками вызывал у русского человека мечты о покое, об окончании страды - чтобы и работать не надо было, и холода не наступали?

Помимо социальных в романе задаются и глубокие психологические вопросы: может ли личность изменить свой характер ? Можно ли заставить человека стать другим, вдохновить его на отказ от своей природы? Что есть любовь? Обречён ли человек всю жизнь тосковать по утраченному раю детства ? Может ли мечта сломать человеку жизнь?

Этот, далеко не полный, спектр проблем характерен именно для социально-психологического романа. Если хотите поразмышлять над проблемами, которые затрагивает в романе Гончаров, загляните в .

Сюжет книги несложен: главный герой, человек средних лет, пытается начать активную жизнь, но не может преодолеть собственную инерцию. Вспыхнувшая любовь на первый взгляд меняет его, но Обломову всё равно не удаётся выбраться из плена сонного пассивного существования. Он боится ответственности, мечтает о покое и беззаботности.

Вспомнить сюжет романа вам поможет . Также вы можете прослушать произведение в исполнении диктора , либо в форме радиоспектакля .

В композиции романа выделим две сюжетные линии. Первая - личностное развитие Обломова . Вторая - любовная история Обломова и Ольги . Экспозиция, дающая ключ к обоим линиям, - условный и несколько «придуманный» сон Обломова. Именно там, в приснившемся герою детстве, мы найдём ответы на многие вопросы.

Завязка первой линии - приезд Штольца, деятельного и успешного друга Обломова. Завязка любовной истории - знакомство Обломова с Ольгой. Кульминация этой линии - лето на даче: объяснения героев, споры и обещания, страстная влюблённость. Кульминация личностного конфликта - расставание Обломова с Ольгой. Это событие одновременно становится развязкой любовной истории. Постепенное угасание Обломова и смерть на Выборгской стороне - развязка личностной линии. Семейная жизнь Штольцев и встреча Штольца с повествователем - эпилог.

В романе много героев, но мы выделим два главных мужских и два главных женских персонажа.

Илья Обломов - добрый, мечтательный, безответственный человек, больше всего стремящийся к покою. Он боится жизни, движения, проблем. Эта боязнь граничит с нездоровьем - как психологическим, так и телесным. Фамилия героя давно стала нарицательной.

Антипод Обломова Андрей Штольц - его лучший друг, преуспевающий предприниматель. Одержим идеей преобразования жизни и личного развития. Путешествует, узнаёт новое, пытается помочь Обломову справиться с апатией. Эти герои, как мы видим, соотносятся по принципу антитезы. То же самое можно сказать о женских персонажах. Ольга Ильинская - тонкий, глубокий человек. Умная, самостоятельная, честолюбивая молодая дворянка, влюблённая в Обломова и мечтающая пробудить его для полной настоящей жизни. Агафья Пшеницына - вдова мещанина, умелая хозяйка. У нее нет образования, она погружена в быт и стремится создавать вокруг себя уют.

Важнейшим приёмом является антитеза - то есть резкое противопоставление персонажей, образов, ситуаций. Она организует разные уровни произведения: противопоставляются характеры персонажей и их внешний облик, пространства (Обломовка - Петербург, Обломовка - дом Штольцев), сословия, традиционный крестьянский и европеизированный дворянский миры.

Целостность романа при таком многообразии проблем и сюжетных линий достигается во многом благодаря лейтмотивам . Именно этот прием позволяет автору связывать различные временные, пространственные и сюжетные планы. Среди лейтмотивов наиболее ярко выделяются сирень, ария «Casta Diva», а также куда более прозаические мотивы: еда (пироги, стук ножей перед обедом) и сон.

Упомянем и повторы : в тексте постоянно упоминается во всевозможных вариантах слово «покой» и производные от него. Это и есть главная и неизменная цель героя.

Обратите внимание на идиллические картины . Что такое идиллия? Неторопливое течение жизни в замкнутом месте, отдалённом от внешних невзгод. Это мир, где всё благополучно, где можно блаженно дремать в ожидании чего-то ещё более прекрасного… Такой предстаёт Обломовка, такой видит герой и Выборгскую сторону. Подобные картины могут кого-то восхищать, а кого-то приводить в ужас, но без них мы бы не поняли героя.

Стоит отметить деление романа на 4 части, совпадающие с разными периодами личных отношений персонажей, со сменой мест, где живёт Обломов и даже с переменой времён года.




Top