Уроки по обломову поспеловой т а. Вопросы к стороннику

Система уроков по роману И.А. Гончарова "Обломов" 10 класс

Урок 1

Тема . И.А. Гончаров. Творческий и жизненный путь.

Цели. Познакомить учеников с личностью И.А. Гончарова, его биографией, дать представление о мировоззрении, гражданской позиции, философских и эстетических взглядах писателя, выявить взаимосвязь его творчества и судьбы, ввести творчество

И.А. Гончарова в общий контекст развития литературы второй половины XIX века.

Задачи

1. Показать роль патриархального уклада жизни в родительском доме, кружка Майковых, "натуральной школы" в формировании личности писателя.

2. Ознакомить с содержанием основных произведений писателя, показать их связь с идейно-эстетическими исканиями времени и традициями предшествующей литературы.

3. Показать своеобразие общественно-политической, гражданской позиции

И.А. Гончарова.

Форма урока . Рассказ-лекция.

План-конспект

I . Организационный момент.

II . Лекция учителя в сопровождении Презентация Microsoft PowerPoint

1. Становление и формирование личности писателя

а) Патриархальный уклад жизни в родительском доме.
б) Читательские пристрастия будущего писателя.
в) Московское коммерческое училище (1822-1830).
г) Московский университет (1831-1834).
д) Кружок Майковых, его роль в формировании взглядов писателя.
е) Первые литературные опыты И.А. Гончарова. Стихи, очерки; связь раннего творчества писателя с эстетикой и поэтикой "натуральной школы".

2. Своеобразие общественно-политической, гражданской позиции И.А. Гончарова

а) Взвешенность, объективность позиции писателя по отношению ко всем важнейшим социальным, политическим, философским вопросам времени.
б) Защита моральных принципов, рождённых традиционным патриархальным укладом жизни, и понимание необходимости социальных перемен в стране.

3. Роман "Обыкновенная история" (1841) в творчестве писателя

а) Обзорное знакомство с содержанием произведения. Роль конфликта романтического и прагматического сознаний в структуре романа. История жизни, нравственных исканий Александра Адуева. Особенности поэтики романа.

4. История создания романа "Обломов"

а) Публикация главы романа ("Сон Обломова") в журнале "Современник".
б) Реакция на публикацию революционной и славянофильской критики.

5. Кругосветное путешествие И.А. Гончарова, его роль в развитии гражданской позиции писателя

а) История путешествия "Фрегат Паллада". Соотношение российского и западного, российского и восточного сознаний, своеобразие русского национального характера.

6. Публикация романа "Обломов" а) Дискуссия, развернувшаяся вокруг романа.

7. Роман "Обрыв", его место в творчестве художника

а) Проблематика произведения. Новый тип героя в творчестве писателя. Изменения в поэтике романа.

8. Публицистическое творчество И.А. Гончарова в 70-е годы XIX века.

"Мильон терзаний", "Гамлет", "Лучше поздно, чем никогда". Цикл очерков "Слуги старого века".

9. Подведение итогов.

Значение и своеобразие творчества И.А. Гончарова, его место в русской литературе XIX века. Особенности общественно-политической, гражданской позиции писателя.

10. Домашнее задание

2. Выделить образы, приёмы, связывающие поэтику этой главы с волшебной сказкой.

3. Найти связь образов главы с древнегреческой культурой, с представлениями греков о "золотом веке".

4. Обнаружить связь содержания главы с образами христианской мифологии (черты Эдема в жизни Обломовки).

Урок 2

Тема : «Обломов – главный герой романа: его сущность, характер, судьба».

Цели урока:

    Определить особенности характера главного героя.

    Формировать умения работы с текстом с выявлением ключевых деталей, характеризующих главного героя; умения работы в группах.

    Определить воспитывающее значение особенностей характера главного героя в общефилософском контексте.

Форма урока – работа в группах.

Мне давно совестно жить на свете.

Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет .

Первая часть работы

Особенности характера Обломова

Философия жизни


интерьер

Образ жизни


(глава 1) (глава 5)

(глава 1) (глава 6)

Задание:

    Внимательно поработайте с текстом: выделите ключевые слова, детали, имеющие значение для раскрытия характера главного героя, обобщите и аргументируйте мысли.

    Оформите работу своей группы в виде сообщения.

Групповой функционал:

    Руководитель группы

    Мыслители

    Работающий с текстом

    Секретарь

*Каждая группа делает сообщение по своему вопросу. Формулируем общий вывод об особенностях характера главного героя из всех обозначенных нами составляющих, вывод записываем в тетрадь.

Вторая часть работы

Опорный вопрос: «На что мог бы поменять Обломов сложившийся образ жизни?»

Г №1 Г №2 Г №3 Г №4

Светская жизнь

«Творчество»

«Безликость»


Волков Судьбинский Пенкин Алексеев

Вопросы для работы групп:

    Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?

    Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?

    Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.

Вывод (глава 8):

«Обрисовка» характера Обломова. Осознает ли он реальное положение своих дел и своей натуры (соотнесите с эпиграфом урока)? «Мечта» Обломова – что она для него?

Жизнь Обломова.

Цель : прожить жизнь счастливо; так, чтобы она “не трогала”.
Восприятие
: колеблющееся - от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”
Принципы : делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

Любовь. Никогда не была главной в его жизни, даже в истории с Ольгой она быстро угасла.

Дружба. Еще в юности “холодно простился с толпой друзей”. Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

Отношения с окружающими. Мало кому известен, имеет очень узкий круг общения. Сам практически никого не знает. Тем не менее, имеет знакомых, пытающихся вытащить его в свет.

Больше всего боялся всего трудного и труднодостижимого.

Критерии оценивания работы групп:

    Включенность в работу всех участников группы.

    Качество подготовленного сообщения: полнота раскрытия вопроса, аргументированность, внимание к детали (умение работать с текстом), конкретика и точность ответа.

    Качество монологического ответа спикера: развернутость, связность, логическая последовательность, языковое оформление.

Домашнее задание :

Составить цепочку из ключевых слов, раскрывающих особенности характера Обломова.

Урок №3

Тема урока: «Сон Обломова»

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Вид урока: урок углубленной работы над текстом произведения.

Форма урока: урок – беседа (с элементами художественного чтения, дискуссии).

Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия).

Задачи:

    Вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон.

    Познакомить учащихся с композиционной особенностью использования «Сна Обломова».

    Выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.

Оборудование : портрет И.А.Гончарова, кассета с отрывками из фильма Н.Михалкова «Шесть дней из жизни Обломова», презентация Microsoft PowerPoint.

Ход урока:

I. Вводный этап:

Слово учителя: Сегодня нам предстоит познакомиться с очень значимой в контексте романа главой, которая носит название «Сон Обломова». Кроме того, мы выясним композиционную особенность его использования, выявим черты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера Ильи Ильича.

Беседа:

- Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - сон Татьяны; у: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - сон Петруши Гринева; у: «Баллады» В. Жуковского.

- А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?

Через сон открываются особенности внутреннего мира персонажа, здесь отражаются, в искаженном виде, мысли, страхи героев, в снах может быть представлено и будущее.

- Подумайте, в чем особенность композиционного использования сна в романе «Обломов»?

Сон представляет собой детство Обломова, но Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу. Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь раскрывается его личность.

II. Анализ произведения:

Слово учителя: А теперь перейдем к рассмотрению «Сна». Сейчас мы с вами услышим описание Обломовки, которым открывается «Сон». Давайте попробуем в нем найти значимые слова, эпитеты (определения, придающие выражению образность и эмоциональность), которыми автор передает свое отношение к этому месту.

Художественное чтение отрывка учеником:

«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…

Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там спокойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».

(Учащиеся выделяют эпитеты и значимые слова: благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно).

- Сделайте вывод о том, чем было это место в жизни Обломова.

Это идеальное место, рай для Обломова.

Слово учителя: А сейчас обратимся с вами к реальной жизни в Обломовке. И посмотрим, действительно ли все в ней так идеально, как представлено в описании.

Для того чтобы вспомнить ключевые аспекты жизни обломовцев, мы посмотрим фрагменты из фильма Н. Михалкова «Шесть дней из жизни Обломова». В процессе просмотра необходимо будет нахождение положительных и негативных моментов в обломовской жизни. Чтобы легче было выполнить данное задание, я предлагаю вам обратить внимание на следующие аспекты:

    Картина мира.

    Философия жизни.

    Воспитание ребенка.

Ответить на вопрос: «Действительно ли мы можем назвать Обломовку раем и почему?»

Просмотр эпизодов из фильма: Любопытство Илюши. Бесхозяйственность обломовцев. Всеобъемлющий сон подобный смерти. Повторяющиеся, бесплодные вечера. Объединяющее начало в смехе.

Положительные моменты обломовской жизни

Отрицательные моменты обломовской жизни

Картина мира

1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

Философия жизни.

1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».

1. Доклад ученика «Распорядок дня обломовца». Из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.

2. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».

Воспитание ребенка

1. Любовь матери.

2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

3. Воспитание Обломова «по-обломовски»

Слово учителя: Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?

Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»

А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».

У: Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?

Ученики приходят к выводу, что обе эти стороны есть в личности Обломова и ни ту, ни другую нельзя исключать или абсолютизировать.

III. Итог урока.

IV . Домашнее задание.

Урок №4

Тема: «Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев».

Цели урока:

    Определить особенности характера и мировоззрения Штольца, сопоставить с Обломовым.

    Формировать умения самостоятельной работы с текстом: анализ ключевых эпизодов, сравнительная характеристика героев.

    Воспитательное значение жизненной философии Штольца: раскрытие внутреннего потенциала человека, стремление к самосовершенствованию, духовной и физической динамики.

Форма урока – аналитическая беседа.

Антитеза жизненных идеалов героев:

Обломов: «…Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее...»

Штольц: «Труд – образ, содержание,

стихия, цель жизни».

Чья философия позитивна и конструктивна?

План работы :

    Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4)

    Выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Штольца, Обломова (проверка домашнего задания)

    Сопоставить характер Штольца с характером Обломова.

Обломов

Штольц

«Тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины»

«Он весь составлен из костей, мускулов и нервов… он худощав…кость да мускулы, но ни признака жирной округлости»

«Лежание у Ильи Ильича…было его нормальным состоянием»

«Он беспрестанно в движении…»

«Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире»

«Больше всего он боялся воображения…Он боялся всякой мечты»

«Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг. Но…промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…» покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…»

«Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей… он шел к своей цели, отважно шагая через все преграды…»

Обломов: Штольц:

Покой (апатия)

«…он беспрестанно в движении…»


Сон (бездействие)

«равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа»


«он боялся всякой мечты,…хотел видеть идеал бытия и стремления человека в строгом понимании и отправлении жизни»


Мечта – «скорлупа, самообман»


Страх перед обстоятельствами


«причину всякого страдания приписывал себе»


Бесцельность существования

«Выше всего ставил настойчивость в достижении целей»


Труд - наказание


«Труд – образ, стихия, содержание, цель жизни»

4. Сделать вывод о том, на каких уровнях, в каких деталях раскрывается

антитеза между Обломовым и Штольцем.

5. Антагонизм жизненных воззрений героев.

(Спор Обломова и Штольца - ч. 2 глава 9).

Проблемные вопросы:

1. Не слишком ли положителен в своих воззрениях Штольц?

2. А может быть, Обломов прав: люди, ищущие смысл в светской жизни – мертвецы, такая жизнь – бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?!

3. Поэтическое восприятие жизни Обломова – это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться от реальности?

4. Сила и слабость характеров Обломова и Штольца: герой и обстоятельства, ложный и позитивный смысл существования?

Домашнее задание: составить таблицу сравнительной характеристики героев.

Критерии

Илья Обломов

Андрей Штольц

Описание внешности

Происхождение

Воспитание и образование

Цели приезда в Петербург

Образ жизни

Идеал (норма) жизни

Испытание любовью

Итог жизни

Урок №5

Тема: «Любовь в жизни Обломова: образы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны в романе».

Цели урока:

1. Проследить динамику развития взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской, определить значение этих отношений в романе. Роль образа Агафьи Матвеевны в романе.

2. Формировать умения поисковой работы с текстом, умения вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

3. Определить воспитывающее значение духовно – ценностных установок героев.

Форма урока – литературная мастерская (аналитическая работа с текстом).

Любовь – претрудная школа жизни!

Проблемный вопрос:

Прошел ли Обломов эту школу? Изменила ли она его?

Работа в аналитических группах :

Анализ ключевых эпизодов и глав, раскрывающих развитие взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской:

    Знакомство Обломова с Ольгой («говорящие» детали в портрете Ольги, найти характерные детали, отражающие перемену в Обломове).

    2часть 8 глава: определите перемены, происходящие в Ольге, чем их можно объяснить? Почему пылкий огонь в душе Обломова начинает угасать? Какое чувство в Обломове оказывается сильнее любви? Почему?

    9 глава: встреча в парке: что помогает Ольге «воскресить» Обломова? Роль пейзажа, «говорящие» детали, символизирующие любовь?

    10 глава: письмо Обломова: стремление уберечь Ольгу от ошибки или способ избежать перемен и остаться в прежней душевной статике?

    3 часть 2 глава: почему Обломов возвращается в прежнее состояние (опишите образ жизни, который ведет Обломов на Выборгской стороне)? Появление Агафьи Матвеевны в жизни Обломова – сравнить с отношениями Обломова и Ольги.

    6 глава: почему женитьба Обломова на Ольге так и не состоялась? Делал ли он что – то реально, чтобы добиться поставленной цели? Что помешало ему? Можно ли оправдать Обломова?

    12 глава: какие «говорящие» детали символизируют полный возврат Обломова к прежнему образу жизни? Роль зимнего пейзажа, усиливающего мрачную картину? Какие сравнительные обороты использует автор? Почему?

Каждая группа ищет ответ на поставленные вопросы, анализируя ключевые эпизоды, выявляя «говорящие» детали и определяя их значение.

ЖизньОльги Ильинской
Цель
: точно определенной цели сначала не было, а позже она стала появляться: знание всего, разум, полное понимание близких людей и всего окружающего.
Восприятие
: сначала для нее жизнь была легким нужным даром, потом - формой для мысли и постоянного анализа.
Принципы
: “шла простым, природным путем жизни”, “не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли, даже до малейшего, едва заметного движения глаз, губ, руки”, “ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”, “чтоб не было ничего недоступного”.

Любовь. “Ольга не трепещет”, “жизнь - долг, обязанность, следовательно, любовь - тоже долг: мне как будто бог послал ее”, ни страстей, ни ревности, ни слез - любовь для Ольги - молчаливое, “разумное” счастье.

Дружба. “не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки; зато, глядя на нее, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей”, у Ольги не было много друзей, но те, которые были - настоящие.

Отношения с окружающими. “Одни считали ее простой, недальней, неглубокой… говорила она мало, и то свое, неважное - и ее обходили умные и бойкие “кавалеры”; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись”. Ольга часто находилась в обществе, в котором ей было скучно.

Больше всего боялась потерять любимых людей.

Общий вывод оформляется в виде опорной схемы.

Опорная схема: «Развитие отношений Обломова и Ольги Ильинской».

Ей хотелось заставить его взойти на гору. Она хотела проследить, как в его ленивой душе любовь совершит переворот…

Жизнь Агафьи Матвеевны Пшеницыной
Цель
: конечной цели не было, цель каждого дня - накормить, привести в порядок одежду барина и всех домашних.
Восприятие : жизнь для нее всегда была средой, где Агафья Матвеена прислуживала всем. И ей это нравилось! И после переезда Обломова все дополнительно “…получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича…”
Принципы : всегда быть богиней кухни, развивать хозяйство, “на котором сосредотачивалось ее самолюбие и вся ее деятельность!”

Любовь. “Это как-то легло на нее само собой, и она подошла точно под тучу, не пятясь назад и не забегая вперед, а полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку”. Даже при своеобразном признании Обломова она отвечает “не удивляясь, не смущаясь, не робея, а стоя прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут”.

Дружба. У нее не было тех, кого можно было бы назвать настоящими друзьями.

Отношения с окружающими. Весь круг ее общения составляли лавочник, мясник, зеленщик и помощники на кухне. Это были ее хорошие знакомые. Ее же все уважали как очень хорошую хозяйку.

Больше всего боялась “неудобства” для барина (в широком смысле).

Опорная схема «Развитие отношений Ильи Обломова и Агафьи Пшеницыной».

Итог:

Что символизирует собой выстроенная нами схема?

Это есть сама жизнь с ее взлетами и падениями, внутренняя динамика героя – поиски, сомнения.

Прошел ли Обломов «претрудную школу жизни»? Почему?

Домашнее задание:

Записать вывод – ответ на поставленные вопросы.

Вывод.

Обломов отказался от любви, он выбрал покой: «мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне, а с бурями я не управлюсь!» Эпизод последнего объяснения Обломова с Ольгой отражает глубокое разочарование и боль Ольги: «Я думала. Что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, а ты уж давно умер…» Ольга с горечью осознала, что «от него можно было ожидать только глубокого впечатления, страстно – ленивой покорности. Вечной гармонии с каждым биением ее импульса, никакого движения воли, никакой активности» . После всех сомнений и внутренней борьбы Обломов вновь оказался «на той же точке невозможности двинуться вперед». Любовь – это взлеты и падения, противоречия и сомнения, поиск, это движение, это жизнь, насыщенная, яркая, меняющаяся. В конце концов, развитие этого чувства требует исходных обязательств, долга, предполагающего стремление взять на себя ответственность. Обломов испугался этого – чувство страха в Обломове постоянно усиливается и подавляет в нем все остальные чувства и желания. Нужно было принимать решения, действовать, что – то менять. Обломов оказался не способен на это. Почему?

После поисков и терзаний, так и не найдя в себе силы и воли для борьбы за свою любовь, Обломов возвращается в прежнее состояние покоя и инертности, душевной статики (возвращается в свое «болото»). И это состояние, по мысли автора, подобно «смерти души», что подчеркивает зимний пейзаж: падающий большими хлопьями снег, превращающий все в белый саван. Агафья Матвеевна вновь достает халат, символизирующий жизненную «скорлупу».

Урок №6

Тема: «Обломовщина – одно слово, … а какое ядовитое!»

Цели урока:

    Определить общефилософское значение понятия «обломовщина» как основы характера главного героя романа.

    Формировать умения полного текстуального анализа главы (часть 1, глава 9 – «Сон Обломова)

    Актуальность понятия «обломовщина» в наши дни.

Форма урока – проблемный диалог.

Это не мечта – это какая – то …обломовщина!

Нет, жизнь моя началась с погасания.

Наше имя – легион!

    Проверка домашнего задания : вывод по теме предыдущего урока.

Из всех тезисов, обозначенных учениками в выводе, вычленяем ключевые вопросы, которые послужат основой для разговора на этом уроке. Что имела в виду Ольга, когда в последнем разговоре с Обломовым сказала, что он «уж давно умер»? Почему Обломов оказался не способен бороться за свою любовь, в чем причины его «лежанья

В контексте романа обломовщина трактуется по-разному. В социальном аспекте, с одной стороны, это проявление пороков крепостничества, помещичьей жизни. С другой стороны, это национальное явление, которое может рассматриваться с позиций русской ментальности, русского национального характера. Однако обломовщина – это и психологическое явление, характерное для людей определённого психологического типа. Соединив в себе эти аспекты, обломовщина иллюстрирует «бегство от реальности», жизнь в иллюзорном мире, сознательный отказ от жизненной активности.

Обломовский идеал жизни – гармония «ума» и «сердца», эмоционального и рационального, которая проявляется в покое. Этот идеал сложился у героя ещё в детстве, описание которого дано в «Сне Обломова».

I . Композиционная роль главы «Сон Обломова».

II . Сделайте общий вывод о том, как воспитание Обломова и та атмосфера, в которой он рос, повлияли на его дальнейшую жизнь, на жизненную позицию Обломова (внимание ко второму эпиграфу). Соотнесите свою мысль со словами Ольги.

III. Анализ эпизода: «сделка» Тарантьева и брата Агафьи Матвеевны. Как и почему ведет себя в этой ситуации Обломов? Как вы думаете, можно ли оправдать поступок Тарантьева и согласиться с его словами: «Да, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги не читая, нашему брату можно жить» Актуальна ли данная ситуация в наши дни? Можно ли искать причины в «отголосках» обломовщины?

IV . Анализ финального эпизода: встреча Штольца с Захаром . Как сложилась дальнейшая судьба Захара? Что, по – вашему, стало причиной такой судьбы? Как вы понимаете слова Штольца: «Пропал…какая причина? Обломовщина?».

V .Н. А. Добролюбов. Статья «Что такое обломовщина?»

«История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, – не бог весть какая история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины».

V. Итог:

Сформулируйте свое понимание понятия «обломовщина» в виде тезисов.

Страх жить, неумение делать выбор желание спрятаться от проблем


бесцельность неспособность

существования устраивать свою жизнь

неумение брать на существование

себя ответственность за свою «сегодняшним днем»:

судьбу жить на «авось».

Докажите, что обломовщина стала главной причиной «несостоятельности» Обломова в любви и в жизни.

Домашнее задание :

1. Как вы понимаете слова Обломова: «Наше имя – легион!». Докажите типичность характера Обломова. Ответьте на вопрос: «Чем актуальна и страшна обломовщина во все времена?».

2. Сочинение.

Темы сочинений :

Антиподы ли Обломов и Штольц?

Обломов и Захар: кто у кого в рабстве?

Обломов и обломовщина.

Трагичен ли образ Обломова?

Хороший ли человек Обломов?

Ильинская и Обломов. История любви: почему Обломов не женился на Ольге?

Письмо в прошлый век Илье Ильичу Обломову.

Что я ценю и чего не принимаю в Обломове?

Выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев,

которые повлияли на характер Ильи Ильича.

Выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев,

которые повлияли на характер Ильи Ильича.

Критерии

Илья Обломов

Андрей Штольц

Описание внешности

Происхождение

Воспитание и образование

Цели приезда в Петербург

Образ жизни

Идеал (норма) жизни

Испытание любовью

Сравнительная характеристика героев.

Критерии

Илья Обломов

Андрей Штольц

Описание внешности

Происхождение

Воспитание и образование

Цели приезда в Петербург

Образ жизни

Идеал (норма) жизни

Испытание любовью

Мы подготовили для вас цикл уроков под общим названием «Навигатор». Они помогут вам лучше понять произведения русской литературы и сориентироваться в материалах, посвящённых этому произведению и размещённых в открытом доступе в интернете.

Предлагаю поговорить о рассказе И.А. Гончаров «Обломов».

Роман И.А. Гончарова «Обломов» был опубликован более 150 лет назад, но в нём затрагиваются психологические и философские проблемы, актуальные и сегодня. Однако за это время некоторые явления и предметы исчезли из нашей жизни. Чтобы они стали для вас более понятными, загляните в , а в разделе вы найдёте информацию об отражённой в произведении эпохе.

Перед нами социально-психологический роман . Автор размышляет об ответственности русского дворянина или, если смотреть шире, о долге образованного человека перед собой, близкими, отечеством и миром. Обращается Гончаров и к национальному характеру. Например, действительно ли годовой аграрный круг веками вызывал у русского человека мечты о покое, об окончании страды - чтобы и работать не надо было, и холода не наступали?

Помимо социальных в романе задаются и глубокие психологические вопросы: может ли личность изменить свой характер ? Можно ли заставить человека стать другим, вдохновить его на отказ от своей природы? Что есть любовь? Обречён ли человек всю жизнь тосковать по утраченному раю детства ? Может ли мечта сломать человеку жизнь?

Этот, далеко не полный, спектр проблем характерен именно для социально-психологического романа. Если хотите поразмышлять над проблемами, которые затрагивает в романе Гончаров, загляните в .

Сюжет книги несложен: главный герой, человек средних лет, пытается начать активную жизнь, но не может преодолеть собственную инерцию. Вспыхнувшая любовь на первый взгляд меняет его, но Обломову всё равно не удаётся выбраться из плена сонного пассивного существования. Он боится ответственности, мечтает о покое и беззаботности.

Вспомнить сюжет романа вам поможет . Также вы можете прослушать произведение в исполнении диктора , либо в форме радиоспектакля .

В композиции романа выделим две сюжетные линии. Первая - личностное развитие Обломова . Вторая - любовная история Обломова и Ольги . Экспозиция, дающая ключ к обоим линиям, - условный и несколько «придуманный» сон Обломова. Именно там, в приснившемся герою детстве, мы найдём ответы на многие вопросы.

Завязка первой линии - приезд Штольца, деятельного и успешного друга Обломова. Завязка любовной истории - знакомство Обломова с Ольгой. Кульминация этой линии - лето на даче: объяснения героев, споры и обещания, страстная влюблённость. Кульминация личностного конфликта - расставание Обломова с Ольгой. Это событие одновременно становится развязкой любовной истории. Постепенное угасание Обломова и смерть на Выборгской стороне - развязка личностной линии. Семейная жизнь Штольцев и встреча Штольца с повествователем - эпилог.

В романе много героев, но мы выделим два главных мужских и два главных женских персонажа.

Илья Обломов - добрый, мечтательный, безответственный человек, больше всего стремящийся к покою. Он боится жизни, движения, проблем. Эта боязнь граничит с нездоровьем - как психологическим, так и телесным. Фамилия героя давно стала нарицательной.

Антипод Обломова Андрей Штольц - его лучший друг, преуспевающий предприниматель. Одержим идеей преобразования жизни и личного развития. Путешествует, узнаёт новое, пытается помочь Обломову справиться с апатией. Эти герои, как мы видим, соотносятся по принципу антитезы. То же самое можно сказать о женских персонажах. Ольга Ильинская - тонкий, глубокий человек. Умная, самостоятельная, честолюбивая молодая дворянка, влюблённая в Обломова и мечтающая пробудить его для полной настоящей жизни. Агафья Пшеницына - вдова мещанина, умелая хозяйка. У нее нет образования, она погружена в быт и стремится создавать вокруг себя уют.

Важнейшим приёмом является антитеза - то есть резкое противопоставление персонажей, образов, ситуаций. Она организует разные уровни произведения: противопоставляются характеры персонажей и их внешний облик, пространства (Обломовка - Петербург, Обломовка - дом Штольцев), сословия, традиционный крестьянский и европеизированный дворянский миры.

Целостность романа при таком многообразии проблем и сюжетных линий достигается во многом благодаря лейтмотивам . Именно этот прием позволяет автору связывать различные временные, пространственные и сюжетные планы. Среди лейтмотивов наиболее ярко выделяются сирень, ария «Casta Diva», а также куда более прозаические мотивы: еда (пироги, стук ножей перед обедом) и сон.

Упомянем и повторы : в тексте постоянно упоминается во всевозможных вариантах слово «покой» и производные от него. Это и есть главная и неизменная цель героя.

Обратите внимание на идиллические картины . Что такое идиллия? Неторопливое течение жизни в замкнутом месте, отдалённом от внешних невзгод. Это мир, где всё благополучно, где можно блаженно дремать в ожидании чего-то ещё более прекрасного… Такой предстаёт Обломовка, такой видит герой и Выборгскую сторону. Подобные картины могут кого-то восхищать, а кого-то приводить в ужас, но без них мы бы не поняли героя.

Стоит отметить деление романа на 4 части, совпадающие с разными периодами личных отношений персонажей, со сменой мест, где живёт Обломов и даже с переменой времён года.








































Подведение итогов Каковы плюсы и минусы обломовской жизни? Постарайтесь найти положительные и отрицательные моменты жизни в Обломовке, выделяя три аспекта повествования: отношение обломовцев к миру, природе и человеку; философия жизни; принципы воспитания ребёнка




Подведение итогов Каковы плюсы и минусы обломовской жизни? Философия жизни (+) Размеренная, спокойная жизнь, без забот и происшествий. Нет места злу. Философия жизни (-) Жизнь – механическое повторение еды и сна. Неумение трудиться. Отношение к труду как к наказанию, надежда на «авось».


Подведение итогов Каковы плюсы и минусы обломовской жизни? Принципы воспитания ребёнка (+) Любовь родителей к Илюше. Формирование поэтического начала в ребёнке при помощи сказок, фольклора. Принципы воспитания ребёнка (-) Излишняя опека, совершенно ограждающая от деятельности. Сказки рождают пустые мечты о чуде, о том, что всё можно получить без труда. Отсутствие положительного примера родителей, воспитание «по-обломовски»





























Чувства Обломова Обломов вдруг жаждет «слёз, страсти, охмеляющего чувства». Он любит глубоко и искренне, но любовь для него – составная часть обломовского идеала жизни, «вечное и ровное течение чувства». Любовь пробудила Обломова ото сна, но не изменила сущности его характера.





по роману И.А. Гончарова "Обломов"

10 класс

Урок 1

Тема . И.А. Гончаров. Творческий и жизненный путь.

Цели. Познакомить учеников с личностью И.А. Гончарова, его биографией, дать представление о мировоззрении, гражданской позиции, философских и эстетических взглядах писателя, выявить взаимосвязь его творчества и судьбы, ввести творчество

И.А. Гончарова в общий контекст развития литературы второй половины XIX века.

Задачи

1. Показать роль патриархального уклада жизни в родительском доме, кружка Майковых, "натуральной школы" в формировании личности писателя.

2. Ознакомить с содержанием основных произведений писателя, показать их связь с идейно-эстетическими исканиями времени и традициями предшествующей литературы.

3. Показать своеобразие общественно-политической, гражданской позиции

И.А. Гончарова.

Форма урока . Рассказ-лекция.

План-конспект

I . Организационный момент.

II . Лекция учителя в сопровождении Презентация Microsoft PowerPoint

1. Становление и формирование личности писателя

а) Патриархальный уклад жизни в родительском доме.
б) Читательские пристрастия будущего писателя.
в) Московское коммерческое училище (1822-1830).
г) Московский университет (1831-1834).
д) Кружок Майковых, его роль в формировании взглядов писателя.
е) Первые литературные опыты И.А. Гончарова. Стихи, очерки; связь раннего творчества писателя с эстетикой и поэтикой "натуральной школы".

2. Своеобразие общественно-политической, гражданской позиции И.А. Гончарова

а) Взвешенность, объективность позиции писателя по отношению ко всем важнейшим социальным, политическим, философским вопросам времени.
б) Защита моральных принципов, рождённых традиционным патриархальным укладом жизни, и понимание необходимости социальных перемен в стране.

3. Роман "Обыкновенная история" (1841) в творчестве писателя

а) Обзорное знакомство с содержанием произведения. Роль конфликта романтического и прагматического сознаний в структуре романа. История жизни, нравственных исканий Александра Адуева. Особенности поэтики романа.

4. История создания романа "Обломов"

а) Публикация главы романа ("Сон Обломова") в журнале "Современник".
б) Реакция на публикацию революционной и славянофильской критики.

5. Кругосветное путешествие И.А. Гончарова, его роль в развитии гражданской позиции писателя

а) История путешествия "Фрегат Паллада". Соотношение российского и западного, российского и восточного сознаний, своеобразие русского национального характера.

6. Публикация романа "Обломов" а) Дискуссия, развернувшаяся вокруг романа.

10 класс Подготовила: Т. В. Курьянова Учитель литературы МОУ СОШ №9 Урок №1 Тема: «И. А. Гончаров. Очерк жизни и творчества. Три романа Гончарова. «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика русской литературы.» Цели урока: Исследовать предпосылки создания произведения: определить авторско – личностный, историко – литературный контексты возникновения произведения. Формировать умения самостоятельной исследовательско - поисковой работы, подготовки сообщений в соответствии с заданной темой. Воспитывать интерес к личности писателя и его творчества. Форма урока – урок – семинар Тематический план к семинару: 1. Жизненный очерк И. А. Гончарова: яркие эпизоды жизни. 2. Сближение с позднеромантическим кружком Майковых на первом этапе творчества: романтические традиции и их переосмысление в прозе И. А. Гончарова. 3. Неповторимые штрихи творчества И. А. Гончарова: первые повести. 4. Трилогия И. А. Гончарова как «русская история в лицах». 5. Роман «Обломов»: история создания. 6. Социально – политические предпосылки возникновения романа И. А. Гончарова «Обломов». Урок №2 - 3 Тема: «Обломов – главный герой романа: его сущность, характер, судьба». Цели урока: Определить особенности характера главного героя. Формировать умения работы с текстом с выявлением ключевых деталей, характеризующих главного героя; умения работы в группах. Определить воспитывающее значение особенностей характера главного героя в общефилософском контексте. Форма урока – работа в группах. Мне давно совестно жить на свете. Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет. Первая часть работы Особенности характера Обломова Г №1 Г №4 портрет (глава 1) Г №2 Г №3 интерьер Образ жизни (глава 1) Философия жизни (глава 5) (глава 6) Задание: 1. Внимательно поработайте с текстом: выделите ключевые слова, детали, имеющие значение для раскрытия характера главного героя, обобщите и аргументируйте мысли. 2. Оформите работу своей группы в виде сообщения. Групповой функционал:      Руководитель группы Мыслители Работающий с текстом Секретарь Спикер *Каждая группа делает сообщение по своему вопросу. Формулируем общий вывод об особенностях характера главного героя из всех обозначенных нами составляющих, вывод записываем в тетрадь. Вторая часть работы Опорный вопрос: «На что мог бы поменять Обломов сложившийся образ жизни?» Г №1 Г №2 Г №3 Г №4 Светская жизнь Волков Карьера Судьбинский «Творчество» Пенкин «Безликость» Алексеев Вопросы для работы групп: 1. Для чего автор вводит этих героев? 2. Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев? 3. Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова? 4. Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение. Вывод (глава 8): «Обрисовка» характера Обломова. Осознает ли он реальное положение своих дел и своей натуры (соотнесите с эпиграфом урока)? «Мечта» Обломова – что она для него? Критерии оценивания работы групп:  Включенность в работу всех участников группы.  Качество подготовленного сообщения: полнота раскрытия вопроса, аргументированность, внимание к детали (умение работать с текстом), конкретика и точность ответа.  Качество монологического ответа спикера: развернутость, связность, логическая последовательность, языковое оформление. Домашнее задание: Составить цепочку из ключевых слов, раскрывающих особенности характера Обломова. Урок №4 Тема: «Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев». Цели урока:    Определить особенности характера и мировоззрения Штольца, сопоставить с Обломовым. Формировать умения самостоятельной работы с текстом: анализ ключевых эпизодов, сравнительная характеристика героев. Воспитательное значение жизненной философии Штольца: раскрытие внутреннего потенциала человека, стремление к самосовершенствованию, духовной и физической динамики. Форма урока – аналитическая беседа. ? Антитеза жизненных идеалов героев: «…Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее...» «Труд – образ, содержание, стихия, цель жизни». Чья философия позитивна и конструктивна? План работы: 1. Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4) 2. Выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Штольца, Обломова (проверка домашнего задания) 3. Сопоставить характер Штольца с характером Обломова: Обломов: Покой (апатия) Сон (бездействие) Мечта – «скорлупа, самообман» Страх перед обстоятельствами Бесцельность существования Труд наказание Штольц: «…он беспрестанно в движении…» «равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа» «он боялся всякой мечты,…хотел видеть идеал бытия и стремления человека в строгом понимании и отправлении жизни» «причину всякого страдания приписывал себе» «Выше всего ставил настойчивость в достижении целей» «Труд – образ, стихия, содержание, цель жизни» 4. Сделать вывод о том, на каких уровнях, в каких деталях раскрывается антитеза между Обломовым и Штольцем. 5. Антагонизм жизненных воззрений героев. (Спор Обломова и Штольца - ч. 2 глава 9). «Провокационные» вопросы:     Не слишком ли положителен в своих воззрениях Штольц? А может быть, Обломов прав: люди, ищущие смысл в светской жизни – мертвецы, такая жизнь – бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?! Поэтическое восприятие жизни Обломова – это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться от реальности? Сила и слабость характеров Обломова и Штольца: герой и обстоятельства, ложный и позитивный смысл существования? Итог: Оцените критически жизненное восприятие Обломова / Штольца. Чью позицию ты считаешь приемлемой для себя? Аргументируй. Какие ценностные установки (кого из героев) ты возьмешь в свой жизненный багаж? Урок №5 - 6 Тема: «Любовь в жизни Обломова: образы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны в романе». Цели урока:    Проследить динамику развития взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской, определить значение этих отношений в романе. Роль образа Агафьи Матвеевны в романе. Формировать умения поисковой работы с текстом, умения вести диалог, аргументировать свою точку зрения. Определить воспитывающее значение духовно – ценностных установок героев. Форма урока – литературная мастерская (аналитическая работа с текстом). Любовь – претрудная школа жизни! ? Прошел ли Обломов эту школу? Изменила ли она его? Работа в аналитических группах: Анализ ключевых эпизодов и глав, раскрывающих развитие взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской: 1. Знакомство Обломова с Ольгой («говорящие» детали в портрете Ольги, найти характерные детали, отражающие перемену в Обломове). 2. 2часть 8 глава: определите перемены, происходящие в Ольге, чем их можно объяснить? Почему пылкий огонь в душе Обломова начинает угасать? Какое чувство в Обломове оказывается сильнее любви? Почему? 3. 9 глава: встреча в парке: что помогает Ольге «воскресить» Обломова? Роль пейзажа, «говорящие» детали, символизирующие любовь? 4. 10 глава: письмо Обломова: стремление уберечь Ольгу от ошибки или способ избежать перемен и остаться в прежней душевной статике? 5. 3 часть 2 глава: почему Обломов возвращается в прежнее состояние (опишите образ жизни, который ведет Обломов на Выборгской стороне)? Появление Агафьи Матвеевны в жизни Обломова – сравнить с отношениями Обломова и Ольги. 6. 6 глава: почему женитьба Обломова на Ольге так и не состоялась? Делал ли он что – то реально, чтобы добиться поставленной цели? Что помешало ему? Можно ли оправдать Обломова? 7. 12 глава: какие «говорящие» детали символизируют полный возврат Обломова к прежнему образу жизни? Роль зимнего пейзажа, усиливающего мрачную картину? Какие сравнительные обороты использует автор? Почему? *Каждая группа ищет ответ на поставленные вопросы, анализируя ключевые эпизоды, выявляя «говорящие» детали и определяя их значение. Общий вывод оформляется в виде опорной схемы. Опорная схема: «Развитие отношений Обломова и Ольги Ильинской». Ей хотелось заставить его взойти на гору. Она хотела доследить, как в его ленивой душе любовь совершит переворот… Итог: Что, как вы думаете символизирует собой выстроенная нами схема? (это есть сама жизнь с ее взлетами и падениями, внутренняя динамика героя – поиски, сомнения). Прошел ли Обломов «претрудную школу жизни»? Почему? Домашнее задание: Записать вывод – ответ на поставленные вопросы. Вывод. Обломов отказался от любви, он выбрал покой: «мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне, а с бурями я не управлюсь!» Эпизод последнего объяснения Обломова с Ольгой отражает глубокое разочарование и боль Ольги: «Я думала. Что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, а ты уж давно умер…» Ольга с горечью осознала, что «от него можно было ожидать только глубокого впечатления, страстно – ленивой покорности. Вечной гармонии с каждым биением ее импульса, никакого движения воли, никакой активности». После всех сомнений и внутренней борьбы Обломов вновь оказался «на той же точке невозможности двинуться вперед». Любовь – это взлеты и падения, противоречия и сомнения, поиск, это движение, это жизнь, насыщенная, яркая, меняющаяся. В конце концов, развитие этого чувства требует исходных обязательств, долга, предполагающего стремление взять на себя ответственность. Обломов испугался этого – чувство страха в Обломове постоянно усиливается и подавляет в нем все остальные чувства и желания. Нужно было принимать решения, действовать, что – то менять. Обломов оказался не способен на это. Почему? После поисков и терзаний, так и не найдя в себе силы и воли для борьбы за свою любовь, Обломов возвращается в прежнее состояние покоя и инертности, душевной статики (возвращается в свое «болото»). И это состояние, по мысли автора, подобно «смерти души», что подчеркивает зимний пейзаж: падающий большими хлопьями снег, превращающий все в белый саван. Агафья Матвеевна вновь достает халат, символизирующий жизненную «скорлупу». Урок №7 Тема: «Обломовщина – одно слово, … а какое ядовитое!» Цели урока:    Определить общефилософское значение понятия «обломовщина» как основы характера главного героя романа. Формировать умения полного текстуального анализа главы (часть 1, глава 9 – «Сон Обломова) Актуальность понятия «обломовщина» в наши дни. Форма урока – проблемный диалог. Это не мечта – это какая – то …обломовщина! Нет, жизнь моя началась с погасания. Наше имя – легион! I. Проверка домашнего задания: вывод по теме предыдущего урока. Из всех тезисов, обозначенных учениками в выводе, вычленяем ключевые вопросы, которые послужат основой для разговора на этом уроке. ? Что имела в виду Ольга, когда в последнем разговоре с Обломовым сказала, что он «уж давно умер»? Почему Обломов оказался не способен бороться за свою любовь, в чем причины его «лежанья»? Анализ «Сна Обломова»: Композиционная роль этой главы. Месторасположение, описание Обломовки: какие художественные средства используются автором, для чего? Детство Обломова: в какой атмосфере рос, какие люди его окружали, как и почему к нему относились? Образ жизни обломовцев: ежедневные «занятия» отца, матери Обломова. Какой прием использует автор?(культ еды, культ сна в Обломовке, как воспринимают обломовцы чужих людей?). проведите литературную параллель: кого и почему напоминают жители Обломовки? Отношение к образованию Обломова и его родителей (провести литературную параллель), сравнить с отношением к образованию в семье Штольца. Сказки и байки нянюшек: какое влияние оказали на формирующееся сознание маленького Ильюши? Какую связь, на ваш взгляд и по мысли автора, имеют корни русского народного менталитета и определенных черт характера русского человека? Раскройте положительные и отрицательные стороны этой взаимосвязи. «Счастье» в понимании обломовцев? (сравнить с «мечтой» Обломова). Согласны ли вы с мыслью автора, что «жизнь, как покойная река, текла мимо их»? Внимание к эпиграфу (к словам Штольца о»мечте»). II. Сделайте общий вывод о том, как воспитание Обломова и та атмосфера, в которой он рос, повлияли на его дальнейшую жизнь, на жизненную позицию Обломова (внимание ко второму эпиграфу). Соотнесите свою мысль со словами Ольги. III. Анализ эпизода: «сделка» Тарантьева и брата Агафьи Матвеевны. Как и почему ведет себя в этой ситуации Обломов? Как вы думаете, можно ли оправдать поступок Тарантьева и согласиться с его словами: «Да, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги не читая, нашему брату можно жить» Актуальна ли данная ситуация в наши дни? Можно ли искать причины в «отголосках» обломовщины? IV. Анализ финального эпизода: встреча Штольца с Захаром. Как сложилась дальнейшая судьба Захара? Что, по – вашему, стало причиной такой судьбы? Как вы понимаете слова Штольца: «Пропал…какая причина? Обломовщина?» Итог: Сформулируйте свое понимание понятия «обломовщина» в виде тезисов. Страх жить (желание спрятаться от проблем) бесцельность существования неумение делать выбор и принимать решения обломовщина неумение брать на себя ответственность за свою судьбу неспособность устраивать свою жизнь существование «сегодняшним днем»: жить на «авось». Докажите, что обломовщина стала главной причиной «несостоятельности» Обломова в любви и в жизни. Домашнее задание: Как вы понимаете слова Обломова: «Наше имя – легион!». Докажите типичность характера Обломова. Порассуждайте над вопросом: «Чем актуальна и страшна обломовщина во все времена?» Сочинение – эссе. Трагедия судьбы Обломова. Отвернувшись от труда, ты отворачиваешься от себя как от личности. После прочтения произведения И. А. Гончарова «Обломов» у многих людей возникают противоречивые точки зрения на вопрос, действительно ли Обломов – трагический герой, тогда в чем причина его трагической судьбы? С одной стороны, причину его «лени» нужно искать в Обломовке: в атмосфере, в которой воспитывался Илюша, в сказках и в образе жизни обломовцев, которые «запрограммировали» ребенка на бесцельное существование «по кругу» в дальнейшем. С другой стороны, вся проблема Обломова в том, что он превратился в ленивого и апатичного мужика, проводящего целые дни на диване, он не смог сопротивляться «программе». Ведь в любом случае ты должен пытаться сделать все в своей жизни самостоятельно, а не ждать пока какой – нибудь «Захар» придет и завяжет тебе шнурки на ботинках, а какой – нибудь Тарантьев «облопошит» тебя, воспользовавшись твоей простотой. И все потому, что тебе просто лень решать самостоятельно свои проблемы. Честно говоря, жуткое раздражение вызвала у меня так называемая «вулканическая работа» Обломова, которой он занимается лежа на диване. Он обустраивает дом, хочет, чтобы его крестьяне жили в достатке, но все это только в мечтах, а на самом деле все как раз наоборот: хозяйство заброшено, доходов почти нет, крестьяне от голода и нищеты убегают из деревни. Что это за работа? Это мечты неприспособленного ребенка, в этой «мечте» Обломов пытается спрятаться от реальности со всеми ее проблемами. Обломов оказался слабым и жалким. Ведь, по – моему, нужно жить реальностью, а не грезами. Обломовщина, везде обломовщина: в его жизни, в жизни Захара да и многих других людей, которые боятся самостоятельно распоряжаться своей судьбой, а только ждут, когда за них это кто – то сделает. Как просто утопить свою жизнь в бутылке или в бесполезной «мечте»(позавтракаю, погуляю, пообедаю, посплю – и так каждый день)! Итак, подводя итог, я могу с уверенностью сказать, что истинная причина такой судьбы Обломова – внутри него самого. У него не было личностного стержня: он слабый, бесхарактерный и в своих мечтах далек от реальности. Да, с моей точки зрения, он жалкий и несчастный, хотя сам Обломов себя таковым не считает, ведь он вполне доволен своим жалким физиологическим существованием. Я думаю, что в своих жизненных ориентирах нужно придерживаться позиции Штольца: он всего в жизни добился сам, практически без чьей – либо помощи. Он не прячется от жизни, а стремится обрести смысл в труде, в постоянном движении. Просто нужно признать, что труд – это главная цель жизни, а также нужно верить в свои силы. И все получится! Малышев Денис 10а класс




Top